Театр ищущий: история БДТ. Большой драматический театр История рождения театра

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7802384000объект № 7802384000

Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова (Большой драматический театр, с 1932 года - имени М. Горького, с 1964 до 1992 года - Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького) - театр в Санкт-Петербурге, основанный в 1919 году, один из первых театров, созданных после Октябрьской революции. В 1992 году получил имя прославленного режиссёра Георгия Товстоногова, возглавлявшего театр на протяжении тридцати трёх лет.

История

Организация театра

Театр был организован по инициативе Максима Горького и комиссара театров и зрелищ Союза коммун Северной области, актрисы МХТ «первого призыва» Марии Андреевой. В августе 1918 года комиссаром М. Ф. Андреевой был подписан декрет о создании в Петрограде «театра трагедии, романтической драмы и высокой комедии», известного сегодня во всём мире под аббревиатурой БДТ.

В числе основателей театра был и один из столпов «Мира искусства» - художник, ставший в БДТ и режиссёром, Александр Бенуа. В сентябре актёру Николаю Монахову была поручена организация «особой драматической труппы»; в октябре художественный совет, возглавляемый Горьким, определился с режиссёрами, пригласив Н. И. Арбатова и Андрея Лаврентьева; в качестве руководителей музыкальной части были приглашены Александр Гаук и Юрий Шапорин. Тогда же определились и ведущие актёры театра: кроме Монахова, премьер Александринского театра Юрий Юрьев и «звезда» немого кино, актёр Малого театра Владимир Максимов.

Основу труппы составили артисты Театра художественной драмы, созданного в 1918 году А. Н. Лаврентьевым, и родившегося в том же году Театра трагедии под руководством Ю. М. Юрьева. В декабре состоялось первое собрание труппы, в которую вошёл и Василий Софронов; начались репетиции сразу двух спектаклей. В январе 1919 года было образовано правление БДТ; председателем правления стала Мария Андреева, главным режиссёром был назначен Андрей Лаврентьев.

Афиша спектакля «Дон Карлос»

Большой драматический открылся 15 февраля 1919 года в помещении Большого зала Консерватории спектаклем «Дон Карлос» по пьесе Фридриха Шиллера. Этот исторический спектакль поставил Андрей Лаврентьев, оформил Владимир Щуко, музыку к нему написал Борис Асафьев; в нём были заняты лучшие актёры труппы: Монахов (Филипп), Максимов (Дон Карлос), Юрьев (Поза); спектакль шёл ровно пять часов, Консерватория не отапливалась, был лютый холод, но каждый вечер зал заполняли зрители, и никто не уходил.

В 1920 году БДТ получил в своё распоряжение здание бывшего Малого театра (театра Суворина) на Фонтанке, 65, где располагается и в настоящее время.

Ранние годы (1919-1934)

В апреле 1919 года председателем Директории (художественного совета) Большого драматического театра стал Александр Блок, главным идеологом оставался Максим Горький.

По замыслу инициаторов театр должен был стать цитаделью героического репертуара, театром больших социальных страстей, взволнованной революционной патетики, театром «великих слёз и великого смеха» (А. Блок).

Спектакли театра в первые годы его существования полностью соответствовали революционной программе его основателей. В то время ещё не сложилась советская драматургия и на сцене театра шли лучшие произведения мировой классики: трагедии У. Шекспира и Ф. Шиллера, драмы В. Гюго; в то же время в театре ставились пьесы Д. Мережковского и В. Брюсова. В новом театре работали режиссёры Николай Петров и Борис Сушкевич; с театром тесно сотрудничали художники - представители «Мира искусства»: Мстислав Добужинский, Владимир Щуко (до БДТ оформлявшие спектакли в Театре трагедии Юрьева и Театре художественной драмы Лаврентьева), Борис Кустодиев, Евгений Лансере. Художники в значительной степени определяли лицо театра в его ранний период; о том, как Щуко создавал атмосферу в «Дон Карлосе» вспоминала исполнительницей роли Елизаветы Надежда Комаровская: «Масштабы декорации создавали впечатление беспомощности человека, его невозможности опрокинуть эти давящие своей тяжестью стены. Казалось, что человеческий крик никогда не может быть услышан, он потонет в них». И пять лет спустя критик А. А. Гвоздев писал: «Определить место БДТ в кругу новейших театральных течений - значит указать на ту роль, которую играл в этом театре художник-декоратор». По свидетельству актрисы Нины Лежен, в Большом драматическом в те годы всё было подлинным, не бутафорским: мебель, заимствованная из богатых домов, костюмы… Даже в 1925 году, играя Анну Вырубову в пьесе А. Толстого и П. Щёголева «Заговор императрицы», Лежен носила подлинное платье Вырубовой.

Важная роль отводилась и музыкальному оформлению; с БДТ сотрудничали Борис Асафьев, Юрий Шапорин (музыкальный руководитель до 1928 года), Михаил Кузмин, Иван Вышнеградский.

В 1921 году из России уехали Горький и Андреева, умер Блок, Ю. М. Юрьев вернулся в родной Александринский; ушёл М. Добужинский; в начале 1921 года БДТ покинул его главный режиссёр - Андрей Лаврентьев.

В Большой драматический приходили новые люди: в 1921-1922 годах главным режиссёром театра был Николай Петров, его преемником стал увлечённый экспрессионизмом Константин Хохлов, пополнивший репертуар театра пьесами Г. Кайзера и Э. Толлера. "В произведениях Георга Кайзера и Эрнста Толлера, - писал А. Пиотровский, - театр находил ту отвлеченность и обобщенность образов, тот публицистический темперамент, которые, конечно, весьма неосновательно казались ему неотъемлемым признаком «высокой драмы», истинным противоядием против презираемой им, театром Шиллера, «бытовщины».

В конце 1923 года БДТ покинул А. Бенуа, но пришли новые художники - Николай Акимов, Юрий Анненков, В. М. Ходасевич.

В 1923 году в Большой драматический вернулся Лаврентьев и оставался главным режиссёром до 1929 года; литературную часть театра в том же 1923 году возглавил Адриан Пиотровский, в значительной степени благодаря ему на афише театра появились пьесы современных драматургов, как зарубежных, так и отечественных. Последних театр нередко сам и открывал, в том числе Бориса Лавренёва, Е. Замятина (как драматурга), А. Штейна. Стремление к спектаклю «большому, абстрактному, обобщенному и монументальному» в этот период, по словам Пиотровского, определяло специфичность БДТ, как удачи его, так и заблуждения.

Рядом с Лаврентьевым в Большом драматическом до 1925 года работал Хохлов, при нём пришли в театр режиссёры Павел Вейсбрём и Константин Тверской. Пришли в БДТ и новые актёры: Александр Лариков, Валентина Кибардина, Ольга Казико.

Константин Тверской

БДТ имени Товстоногова днём

С 1929 по 1935 год главным режиссёром театра был Константин Тверской, ученик Всеволода Мейерхольда. С середины 20-х годов, начиная со спектакля «Мятеж» (по пьесе Б. Лавренёва «Дым»), поставленного Лаврентьевым в 1925 году, театр постепенно отказывался от отвлечённой романтики; в полной мере это удалось К. Тверскому. Он отдавал предпочтение современной драматургии (до 1935 года репертуар театра пополнила только одна классическая пьеса - «Доходное место» А. Н. Островского в постановке В. В. Люце), в БДТ ставились пьесы Юрия Олеши, Алексея Файко, Николая Погодина, Льва Славина; важным событием театральной жизни стал спектакль «Разлом» по пьесе Б. Лавренёва. Однако последним спектаклем, поставленным в БДТ Тверским, стал «Ричард III» У. Шекспира.

В 1932 году Большому драматическому было присвоено имя его фактического основателя - М. Горького; при Тверском в репертуаре театра впервые появились пьесы А. М. Горького: «Егор Булычов и другие» (1932) и «Достигаев и другие» (1933).

В этот период в Большом драматическом работали талантливые художники: Моисей Левин (главный художник), Николай Акимов и Вадим Рындин; последний спектакль Тверского оформил Александр Тышлер. В спектаклях Тверского заявили о себе молодые актёры Виталий Полицеймако и Николай Корн. C 1930 года в качестве режиссёра-постановщика в театре работал Владимир Люце, также ученик Мейерхольда.

Избранный репертуар

    1919 - «Дон Карлос» Фридриха Шиллера; режиссёр А. Н. Лаврентьев 1919 - «Макбет» У. Шекспира; режиссёр Ю. М. Юрьев 1919 - «Разбойники» Ф. Шиллера; режиссёр Б. М. Сушкевич 1919 - «Дантон» М. Левберга; режиссёр K. K. Тверской 1920 - «Отелло» У. Шекспира; режиссёр А. Н. Лаврентьев 1920 - «Царевич Алексей» Д. Мережковского; режиссёры А. Н. Бенуа и А. Н. Лаврентьев 1920 - «Король Лир» У. Шекспира; режиссёр А. Н. Лаврентьев 1921 - «Рюи Блаз» В. Гюго; режиссёр Н. В. Петров 1921 - «Слуга двух господ» К. Гольдони; режиссёр А. Н. Бенуа 1922 - «Газ» Г. Кайзера; режиссёр К. Хохлов 1924 - «Бунт машин» А. Н. Толстого; режиссёр К. Хохлов 1924 - «Девственный лес» Э. Толлера; режиссёр К. Хохлов 1925 - «Заговор императрицы» А. Толстого и П. Щеголева; режиссёр А. Н. Лаврентьев 1925 - «Мятеж» Б. Лавренёва; режиссёр А. Н. Лаврентьев 1926 - «Блоха» Е. Замятина; режиссёр Н. Ф. Монахов 1927 - «Разлом» Б. Лавренёва; режиссёр К. Тверской 1929 - «Враги» Б. Лавренева; режиссёр А. Н. Лаврентьев 1929 - «Город ветров» В. Киршона; режиссёр К. Тверской 1929 - «Заговор чувств» Ю. Олеши; режиссёр К. Тверской 1932 - «Мой друг» Н. Погодина; режиссёр К. Тверской 1932 - «Егор Булычев и другие» М. Горького; режиссёры К. Тверской и В. В. Люце 1933 - «Достигаев и другие» М. Горького; режиссёр В. Люце 1934 - «Интервенция» Л. Славина; режиссёр В. Люце 1935 - «Ричард III» У. Шекспира; режиссёр К. Тверской.

Период кризиса режиссуры (1935-1955)

В 30-50-х годах в театре появлялись яркие режиссёры, однако, заявив о себе интересными постановками, они по тем или иным причинам, не всегда добровольно, покидали театр. Константин Тверской был сначала выслан из Ленинграда, а затем расстрелян; возглавивший театр в 1936 году Алексей Дикий в августе 1937 года был арестован и затем осуждён.

…Семь лет этот театр практически был без настоящего руководителя. То они коллегию делали. То пригласили замечательного человека, режиссёра Константина Павловича Хохлова, который был уже стар и болен. Они его «съели». Тут была очень злая труппа, очень их было много. За семь лет все, кому было не лень, приходили в этот театр… -Дина Шварц

После Дикого пост главного режиссёра занимали:

    1938-1940 - Борис Бабочкин 1940-1946 - Лев Рудник 1946-1950 - Наталья Рашевская 1950-1952 - Иван Ефремов 1954-1955 - Константин Хохлов

Такая частая смена художественного руководства отразилась и на атмосфере в коллективе, и на качестве постановок. К концу 30-х театр потерял популярность.

В начале Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Киров, но вскоре после прорыва кольца блокады, 11 февраля 1943 года, вернулся в Ленинград для обслуживания войск Ленинградского фронта и госпиталей.

Творческий кризис БДТ, обозначившийся ещё в конце 30-х, усугубился в послевоенные годы. Художественные руководители не задерживались надолго: в период с 1949 по 1955 год в театре сменилось четыре главных режиссёра, в сезоне 1953-1954 годов Большой драматический и вовсе обходился без главного режиссёра - управлялся коллегией. В условиях, когда во главе театра едва ли не каждый сезон оказывался новый человек, ни о каком плане развития, продуманной репертуарной политике не могло быть и речи. Всё это привело к тому, что в середине 50-х театр не имел «своего» зрителя; из-за крайне низкой посещаемости (на иных спектаклях публики в зале было «меньше, чем артистов на сцене») образовалась значительная финансовая задолженность, грозившая театру закрытием.

Режиссёрская чехарда негативно сказалась на управляемости театра, труппа попросту «съедала» неугодных режиссёров. В БДТ в тот период было немало талантливых актёров, но одни, не принадлежавшие к руководящей группе, оказались не востребованы, другие были заштампованы в своих амплуа, третьи, в отсутствие художественного руководства ощутив себя хозяевами театра, позволяли себе на сцене всё, что заблагорассудится.

Избранный репертуар

См. также Спектакли Большого драматического театра

    1936 - «Матросы из Каттаро» Ф. Вольф; режиссёр А. Дикий 1937 - «Мещане» М. Горького; режиссёр А. Дикий 1938 - «Благочестивая Марта» Тирсо де Молина; режиссёр Н. В. Петров 1939 - «Дачники» М. Горького; режиссёр Б. Бабочкин 1941 - «Король Лир» У. Шекспира; режиссёр Г. Козинцев (с музыкой Д. Шостаковича) 1944 - «На дне» М. Горького; режиссёр Л. С. Рудник 1948 - «Враги» М. Горького; режиссёр Н. С. Рашевская 1949 - «Слуга двух господ» К. Гольдони; режиссёр А. В. Соколов 1949 - «Егор Булычев и другие» М. Горького; режиссёр Н. С. Рашевская 1950 - «Разлом» Б. Лавренева; режиссёры А. В. Соколов и И. С. Зонне 1951 - «Любовь Яровая» К. Тренёва; режиссёр И. С. Ефремов 1952 - «Достигаев и другие» М. Горького; режиссёр Н. С. Рашевская 1954 - «Гости» Л. Зорина; режиссёры В. В. Меркурьев и И. В. Мейерхольд 1955 - «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана; режиссёр К. П. Хохлов.

Эпоха Георгия Товстоногова (1956-1989)

Георгий Товстоногов не сразу принял предложение возглавить БДТ. Однако ради спасения «первого пролетарского театра», по настоянию курирующих театры партийных органов Ленинграда, Товстоногов всё же согласился стать одиннадцатым по счёту главным режиссёром Большого драматического и 13 февраля 1956 года, в канун очередного дня рождения театра, был представлен труппе.

Фойе театра

За шесть лет работы на посту главного режиссёра Ленинградского театра им. Ленинского комсомола Георгий Товстоногов заставил взыскательную ленинградскую театральную общественность говорить о себе, как о чрезвычайно талантливом и успешном режиссёре. Поставленный им в 1955 году на сцене Ленинградского театра драмы им. Пушкина спектакль «Оптимистическая трагедия» по пьесе Всеволода Вишневского (позже удостоенный Ленинской премии) не меньше, чем публике, понравился партийному руководству и сыграл не последнюю роль в его новом назначении.

Новому художественному руководителю были предоставлены широкие полномочия; из Ленинградского Ленкома Товстоногов пригласил на пост заведующей литературной частью Дину Шварц; для проведения административной реорганизации БДТ директором театра был назначен Георгий Коркин. «Он был жесток, он был беспощаден, - вспоминала Дина Шварц. - Он мог всё реорганизовать, уволить всех, кого надо. И он бегал к Георгию Александровичу каждый день». На своей первой встрече с труппой, коснувшись темы «съедания» художественных руководителей, Товстоногов заявил: «Я несъедобен! Запомните это: несъедобен!». С благословения руководящих инстанций, новый художественный руководитель уволил примерно треть труппы - более 30 актёров.

В первый свой год в БДТ Товстоногов в буквальном смысле слова «завлекал» зрителей в забытый ими театр; исходя из того, что «в театр ходят не только для пользы», новый художественный руководитель не чуждался и развлечения: ставил комедии «Шестой этаж» Альфреда Жери и «Когда цветёт акация» Николя Винникова, «Безымянную звезду» Михаила Себастиану… К началу 1957 года Товстоногову удалось переломить ситуацию: спектакли шли уже при полных залах. Новый БДТ, «театр Товстоногова», начался со спектакля «Эзоп» (по пьесе Гильерме Фигейредо), представленного зрителям 23 марта 1957 года; за «Эзопом» последовал легендарный «Идиот» с Иннокентием Смоктуновским.

Падение интереса к театру с конца 30-х годов, по свидетельству Иосифа Юзовского, было общей тенденцией, не только БДТ, но весь советский театр переживал в эти годы кризис. Переход Товстоногова в Большой драматический совпал с началом «оттепели», он был одним из первых, кто осознал новые возможности в изменившейся атмосфере; «символом оттепели» стал уже «Эзоп»; два года спустя, в ходе обсуждения горьковских «Варваров», Юзовский, свидетель яркого расцвета театра в 20-х годах, писавший о спектаклях Владимира Немировича-Данченко и Всеволода Мейерхольда, говорил: «То, что вы делаете, имеет отношение не только к одному Большому драматическому театру… Я хочу, чтобы вы не снижали ваших темпов и чувствовали ответственность и понимали, что есть жажда настоящего и большого театра. Настолько давно его не было и настолько эта претензия может быть осуществлена в этом театре…». Товстоногов не обманул ожидания: за «Варварами» последовали «Пять вечеров» Александра Володина и ещё целый ряд спектаклей, вошедших в «золотой фонд» советского театра.

Большой драматический, хотя его не уставала хвалить и центральная советская пресса, вплоть до «Правды», особенно после признания за рубежом (что не исключало и бранных статей, в том числе в «Правде»), жил под постоянным присмотром партийных органов; не была выпущена «Римская комедия» Л. Зорина, с трудом, ценой многочисленных уступок Товстоногову удалось спасти спектакль «Три мешка сорной пшеницы» по повести Владимира Тендрякова - о послевоенном голоде в деревне и послевоенных репрессиях, долго и мучительно пришлось бороться за один из самых любимых зрителями спектаклей - «Цену», по той лишь причине, что автор пьесы, Артур Миллер, позволил себе критические высказывания о внешней политике СССР; выпущенные постановки нередко приходилось корректировать. Так, в спектакле «Горе от ума» на суперзанвес, как эпиграф, была вынесена цитата из А. С. Пушкина: «Чёрт догадал меня родиться в России с душой и талантом», - в конце концов цитату пришлось убрать. И тем не менее эпоха Товстоногова в истории Большого драматического стала «золотой»; на протяжении трёх десятилетий его руководства БДТ оставался лидером отечественного театрального процесса, «первой сценой страны», пользуясь неизменным успехом и за рубежом: из европейских стран БДТ за эти годы не побывал только в Португалии, гастролировал в Японии, Аргентине, Израиле, дважды в Тайване… «Большой драматический театр, - писал А. Свободин в 1970 году, - умеет создавать спектакли - культурные ценности. Они оказываются в одном ряду с выходом многотомных собраний сочинений великих писателей, с публикациями, проливающими новый свет на историю страны». А П. А. Марков шестью годами позже констатировал: «Какие суждения - от восторженных, захлебывающихся до скептических и высокомерных - ни выноси о спектаклях Товстоногова, остаётся одинаково очевидным, что Товстоногов занимает в нашей театральной жизни особое и чрезвычайно значительное место. Его не обойдёшь нарочитым невниманием, не будешь отрицать его определяющее, твёрдо закреплённое влияние на советский театр. Вдобавок налицо все признаки внешнего - порою триумфального - успеха… А между тем Товстоногов не делает минимального шага, для того чтобы вымолить у зрителя успех… Театр Товстоногова лишен малейшего оттенка сенсационности… Успех подтверждает, что театр попадает в самую точку общественно-художественных интересов страны…»

С Товстоноговым в разное время работали режиссёры Роза Сирота (в 1955-1962 и в 1966-1972 годах), Рубен Агамирзян (в 1961-1966 годах), Юрий Аксёнов (в 1961-1983 годах), Геннадий Егоров (в 1982-1984 годах) и каждый из них внёс свой вклад в «золотой фонд» БДТ.

Труппа

Труппа, созданная Товстоноговым, по мнению знаменитого польского режиссёра Эрвина Аксера, поставившего в БДТ не один спектакль, «могла соперничать с лучшими европейскими коллективами»: «Ведущие актёры этого театра, мастера своего дела, ничем не уступали всемирно известным звёздам, а возможно, и превосходили их умением соединить игру в ансамбле с индивидуальной виртуозностью». С Аксером готовы поспорить отечественные театроведы: «Труппа Большого драматического, - считает, в частности, Н. Старосельская, - не могла соперничать с лучшими европейскими коллективами, потому что была на протяжении нескольких десятилетий величайшей труппой в мире». По свидетельству К. Рудницкого, попасть в БДТ в 80-х годах было даже труднее, чем в труппу МХАТа 30-40 годов, где звёзды всесоюзного масштаба исчислялись десятками. В 1988 году, формулируя принципы, по которым он отбирал актёров в свой театр, Товстоногов, с его репутацией деспота и диктатора, в числе обязательных назвал «интеллектуальный уровень» («всё важное, интересное в нашей жизни должно его касаться») и «способность к импровизационному поиску в процессе работы». Товстоногов умел сделать актёра соавтором спектакля; как отмечала театровед Т. Злотникова, он любил актёров «как класс», но любил требовательно, порою даже обременительно.

«В труппе БДТ, - пишет Елена Горфункель, - у Товстоногова было несколько главных актрис - Нина Ольхина, Людмила Макарова, Эмма Попова, Зинаида Шарко, Татьяна Доронина». Но рядом с ними были и такие замечательные неглавные, как Валентина Ковель и Мария Призван-Соколова, которых Н. Старосельская также включила в «самый-самый малый звёздный круг»; в 70-х годах и с «главными» достойно конкурировала молодая Наталья Тенякова.

Что же касается мужской части труппы, то здесь перечень «звёзд» мог бы оказаться бесконечным: уже в 60-х годах рядом с многоопытными Виталием Полицеймако, Евгением Лебедевым, Ефимом Копеляном и Владиславом Стржельчиком прославились молодые Павел Луспекаев, Сергей Юрский, Кирилл Лавров, Олег Борисов, Олег Басилашвили, Владимир Рецептер; в 70-х годах зрители узнали и полюбили Геннадия Богачёва, Юрия Демича и Андрея Толубеева; а были ещё и Николай Корн, Павел Панков, Николай Трофимов, Всеволод Кузнецов, Вадим Медведев…. Отдельная страница в истории товстоноговского БДТ - Иннокентий Смоктуновский, хотя он и сыграл на этой сцене только одну незабываемую роль.

Георгий Товстоногов возглавлял Большой драматический тридцать три года; 23 мая 1989 года, возвращаясь домой после генеральной репетиции спектакля «Визит старой дамы», он умер за рулём своего автомобиля.

Избранный репертуар

См. также Спектакли Большого драматического театра

    1957 - «Эзоп» Г. Фигейредо; режиссёр Г. А. Товстоногов 1957 - «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского; режиссёр Г. А. Товстоногов 1959 - «Варвары» А. М. Горького; режиссёр Г. А. Товстоногов 1959 - «Пять вечеров» А. М. Володина; режиссёр Г. А. Товстоногов 1960 - «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука; режиссёр Г. А. Товстоногов 1961 - «Моя старшая сестра» А. М. Володина; режиссёр Г. А. Товстоногов 1962 - «Горе от ума» А. Грибоедова; режиссёр Г. А. Товстоногов 1963 - «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта; режиссёр Э. Аксер 1964 - «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. Думбадзе, Г. Лордкипанидзе; режиссёр Р. С. Агамирзян 1965 - «Три сестры» А. Чехова; режиссёр Г. А. Товстоногов 1966 - «Мещане» А. М. Горького; режиссёр Г. А. Товстоногов 1968 - «Цена» A. Миллера; режиссёр Р. А. Сирота 1971 - «Тоот, другие и майор» И. Эркеня; режиссёр Г. А. Товстоногов 1972 - «Ревизор» Н. В. Гоголя; режиссёр Г. А. Товстоногов 1972 - «Ханума» Цагарели; режиссёр Г. А. Товстоногов 1973 - «Мольер» М. Булгакова; режиссёр С. Ю. Юрский 1974 - «Три мешка сорной пшеницы» В. Ф. Тендрякова, режиссёр Г. А. Товстоногов 1975 - «История лошади» по рассказу Л. Н. Толстого; режиссёр Г. А. Товстоногов 1977 - «Тихий Дон» по М. Шолохову; режиссёр Г. А. Товстоногов 1981 - «Оптимистическая трагедия» B. Вишневского; режиссёр Г. А. Товстоногов 1982 - «Дядя Ваня» А. Чехова; режиссёр Г. А. Товстоногов 1983 - «Сёстры» («Сад без земли») Л. Разумовской; режиссёр Г. С. Егоров 1983 - «Смерть Тарелкина» А. Колкера (опера-фарс по мотивам комедии А. Сухово-Кобылина); режиссёр Г. А. Товстоногов.

После Товстоногова (1989-2013)

У многих было такое ощущение, что 23 мая 1989 года умер не только Товстоногов, умер БДТ; на панихиде об этом говорила Татьяна Доронина, о том же писала в своём дневнике Дина Шварц. Товстоногов не готовил себе преемника: придёт новый режиссёр, создаст свой театр. Но новый режиссёр не приходил (так, не состоялся переход в БДТ Льва Додина), наступали тяжёлые для всего российского театра времена; очень скоро перед БДТ, как и перед многими театрами, встал вопрос о выживании.

В этот период театр возглавил Кирилл Лавров, избранный тайным голосованием коллектива; он не был режиссёром, и одной из главных забот нового художественного руководителя, наряду с сохранением труппы и решением финансовых проблем, стали поиски талантливых режиссёров вообще и главного режиссёра в частности. Лишь в 2004 году театр обрёл, наконец, главного режиссёра в лице давно сотрудничавшего с БДТ Темура Чхеидзе. В одном из интервью в 2007 году Чхеидзе говорил: «Я знал: что тут ни сделай - это будет хуже, чем во времена Товстоногова. Но его нет, и вообще товстоноговы рождаются крайне редко. А жизнь идет, и я, восторгаясь тем театром, который был когда-то, не ставлю так, как Товстоногов».

В последние годы критики писали о застое в Большом драматическом, и 19 февраля 2013 года Темур Чхеидзе подал в отставку. Причины своей отставки он объяснил на пресс-конференции 4 марта: «Сейчас, наверное, настало время, когда БДТ нужны перемены, на которые лично я не могу пойти. Многие называют меня ретроградом, но это был мой принципиальный путь - сохранять наследие Товстоногова. Убежден, что пройдут неполные 10 лет и классика снова понадобится русскому театру. Один молодой человек сказал мне, что мои спектакли воспринимаются как анахронизм. Я благодарен ему за честность».

Сегодняшний день театра

На основной сцене театра представлены произведения русской и мировой классики, а также современная драматургия: пьесы А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, У. Шекспира, Ф. Шиллера, Б. Шоу, Р. Харвуда, М. Фрейна и других.

На Малой сцене идут «Старик и море» Э. Хемингуэя, «Кто боится Вирджинии Вульф» Э. Олби, «Дама с собачкой» А. П. Чехова, «Ангелова кукла» Э. С. Кочергина, «Берендей» С. А. Носова.

С 29 марта 2013 года художественным руководителем театра является Андрей Могучий, главным художником на протяжении уже четырёх десятилетий - Эдуард Кочергин. Заведующим музыкальной частью театра с 1998 года является композитор Николай Морозов.

В театре на постоянной основе работают режиссёры: Николай Пинигин, Андрей Максимов, Григорий Дитятковский. Спектакли в БДТ ставят также приглашённые режиссёры.

Текущий репертуар

См. также Спектакли Большого драматического театра

    2002 - «Дом, где разбиваются сердца» Бернарда Шоу; режиссёр Т. Н. Чхеидзе 2004 - «Копенгаген» Майкла Фрейна; режиссёр Т. Н. Чхеидзе 2005 - «Квартет» Рональда Харвуда; режиссёр Н. Н. Пинигин 2007 - «Блажь!» П. М. Невежина, А. Н. Островского; режиссёр Г. Р. Тростянецкий; композитор Н. А. Морозов 2007 - «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя; режиссёр Н. Н. Пинигин 2008 - «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского; режиссёр Т. Н. Чхеидзе 2009 - «Дон Карлос, инфант испанский» Ф. Шиллера; режиссёр Т. Н. Чхеидзе 2009 - «Месяц в деревне» И. С. Тургенева; режиссёр А. А. Праудин; композитор Н. А. Морозов 2010 - «Школа налогоплательщиков» Л. Вернейля, Ж. Берра; режиссёр Н. Н. Пинигин 2010 - «Королева красоты» Мартина Макдонаха; режиссёр Е. В. Чернышов 2010 - «Мерси» И. Д. Шприца; режиссёр В. А. Золотарь 2010 - «Лето одного года» Эрнеста Томпсона; режиссёр А. М. Прикотенко 2011 - «Дом Бернарды Альбы» Гарсиа Лорка; режиссёр Т. Н. Чхеидзе; композитор Н. А. Морозов 2011 - «Пешком» Славомира Мрожека; режиссёр Анджей Бубень 2011 - «Время Женщин» Е. С. Чижовой; режиссёр Г. Р. Тростянецкий; композитор Н. А. Морозов

Труппа

В скобках указаны годы службы артистов в БДТ

    Марина Адашевская Борис Бабочкин (1931-1940) Олег Басилашвили (с 1959) Татьяна Бедова (с 1976) Геннадий Богачёв (с 1969) Олег Борисов (1964-1983) Ируте Венгалите (с 1988) Михаил Волков (1961-2001) Ольга Волкова (1976-1996) Дора Вольперт (1932-1941) Григорий Гай (1956-1984) Анатолий Гаричев (1959-1993) Дмитрий Голубинский (1919-1924) Екатерина Гороховская Елена Грановская (1939-1966) Михаил Данилов (1966-1994) Наталья Данилова (1977-1992) Юрий Демич (1973-1988) Алексей Дикий (1936-1937) - главный режиссёр Татьяна Доронина (1959-1966) Изиль Заблудовский (1947-2010) Михаил Иванов (1929-1964) Валерий Ивченко (с 1983) Марина Игнатова (с 1998) Ольга Казико (1927-1963) Валентина Кибардина (1936-1956) Валентина Ковель (1966-1997) Инна Кондратьева (1958-1962) Ефим Копелян (1935-1941, 1943-1975) Николай Корн (1935-1941, 1943-1971) Иван Краско (1961-1965) Светлана Крючкова (c 1976) Александра Куликова (c 1998) Андрей Лаврентьев (1919-1921 и 1923-1935) Кирилл Лавров (1955-2007) - художественный руководитель (c 1989) Фёдор Лавров (c 2007) Маша Лаврова (с 1993) Евгений Лебедев (1956-1997) Сергей Лосев (c 1980) Павел Луспекаев (1959-1967)
    Александр Мазаев (1933-1957) Людмила Макарова (с 1945) Лариса Малеванная (c 1976) Вадим Медведев (1966-1988) Георгий Менглет (1936-1937) Юзеф Мироненко (1969-2011) Николай Монахов (1919-1936) Михаил Морозов (1983-1987, и с 1990) Леонид Неведомский (с 1967) Анна Борисовна Никритина-Мариенгоф Андрей Носков (с 1998) Нина Ольхина (с 1947) Павел Панков (1947-1950, 1965-1978) Ваграм Папазян Елена Перцева (с 1985) Виталий Полицеймако (1930-1967) Елена Попова (с 1978) Эмма Попова (1962-1989) Мария Призван-Соколова (1931-2001) Владимир Рецептер (1962-1987) Вера Романова (1936-1974) Евгений Сидихин (с 1989) Скоробогатов, Константин Васильевич (1928-1935) Иннокентий Смоктуновский (1957-1960, 1966) Василий Софронов (1918-1960) Владислав Стржельчик (1938-1995) Юрий Стоянов (1978-1995) Владимир Татосов (c 1963) Наталья Тенякова (1968-1979) Семён Тимошенко (1919-1924) Андрей Толубеев (1975-2008) Юрий Толубеев (1978-1979) Юрий Томошевский (1978-1991) Николай Трофимов (1964-2005) Нина Усатова (c 1989) Алиса Фрейндлих (c 1983) Зинаида Шарко (c 1956) Георгий Штиль (c 1961) Сергей Юрский (1957-1979) Юрий Юрьев (1919-1921)

Телевизионные записи спектаклей

    Любовь Яровая (1953) Достигаев и другие (1959) Эзоп (1960) Мещане (1971) Правду! Ничего, кроме правды! Ханума (1978) Энергичные люди Дядя Ваня (1985) Пиквикский клуб (1986) История лошади (1989)

Известный кинокритик, художественный руководитель Российских программ Московского Международного кинофестиваля Ирина Павлова по образованию театровед. Так вышло, что у нее рано появилась возможность наблюдать жизнь знаменитого театра изнутри. Ирина Павлова поделилась с «Лентой.ру» своими воспоминаниями о Георгии Товстоногове, актерах и спектаклях БДТ.

Фото: Сергей Вдовин / Интерпресс / Global Look

: Я попала в БДТ лет в 14 и прожила с этим театром огромный кусок жизни. Товстоногов там царил безусловно. И дело было даже не в той власти, которую он имел в театре, а в том, сколько значило любое его слово для каждого, кто в БДТ работал. В театре все время разговаривали о Гоге. Даже из мимолетных разговоров было понятно, что он царь и бог. Вершитель судеб. Что распределение ролей в новом спектакле – это либо казнь, либо возведение в генеральский чин.

«Лента.ру»: Вы когда-нибудь слышали, что на него жалуются? Многие актеры потом признавались, что были обижены на него – подолгу не давал ролей.

Бывало, не давал. Но не думаю, что в этом был какой-то злой умысел. Он просто исходил из соображений производственной необходимости. Ну, например, он искал князя Мышкина, хотя варианты были - актер репетировал и, наверное, сыграл бы премьеру. Но Товстоногов увидел фильм «Солдаты» с никому не известным Иннокентием Смоктуновским и закричал: «Вот он!». В одночасье Смоктуновский стал звездой. А что стало с тем актером, который репетировал князя Мышкина? Он спился. Пропал.

С Олегом Басилашвили получилось по-другому. Он пришел в БДТ из театра им. Ленинского комсомола, вместе с его тогдашней женой Татьяной Дорониной. Она уже пришла в БДТ в ранге восходящей театральной звезды – после «Фабричной девчонки» в том же питерском Ленкоме, была приглашена сразу на главную женскую роль в спектакль «Варвары», а у него до 1965-го года, до роли Андрея Прозорова в «Трех сестрах», на сцене БДТ были только скромные эпизоды. Зато после чеховской премьеры Басилашвили «проснулся знаменитым».

Товстоногов вызвал из Киева Олега Борисова. У него была такая примета: если в труппе не хватает какой-то краски, ищи в киевском русском театре, и найдешь там своего актера – из Киевского театра в БДТ приехал Кирилл Лавров, оттуда Товстоногов «выписал» Павла Луспекаева, оттуда потом пришел и Валерий Ивченко.

Помните Олега Борисова в кино до БДТ? «Балтийское небо», «За двумя зайцами». Амплуа «характерный актер» принесло ему успех, и, возможно, останься он тогда в Киеве, так и был бы выдающимся комиком… А в БДТ его брали как трагического актера! И вот Товстоногов его «мариновал». Хотя Борисов блистательно сыграл Ганю Иволгина в «Идиоте»! Но после нее – ничего, только вводы. Актер собрался уходить из театра, уже и заявление написал.

Георгий Товстоногов пожимает руку Олегу Борисову на премьере спектакля "Король Генрих IV" (1969). На фото слева направо: Владислав Стржельчик, Олег Борисов, Ефим Копелян, Георгий Товстоногов

В это время Товстоногов готовил спектакль «Генрих IV», главную роль репетировал хороший, интеллигентный, умный актер, у которого вообще ничего не получалось. Товстоногов его снял с роли принца Гарри, и назначил на роль молодого Олега Борисова. И все сразу же встало на места. Когда в спектакле появился этот язвительный, с неприятным дробным смешком наглый парень, и все партнеры его в спектакле зажили по-другому. Актеры ведь похожи на спички в коробке: одна загорелась – и все вспыхнули.

Однако, несмотря на «тиранию», членством в труппе Товстоногова дорожили. Сам же режиссер называл свой режим «добровольной диктатурой».

Когда Георгий Александрович пришел работать в БДТ, ему был дан карт-бланш: он мог уволить любого, невзирая на чины и регалии. Многих и уволил. Но остались в театре два «смутьяна», оба - Народные артисты. Они писали на него телеги в обком. Ему об этом сразу потихоньку сообщали. Что сделали бы в этой ситуации девяносто девять режиссеров из ста? Выперли бы обоих. Что сделал Товстоногов? Пожилой актрисе дал две роскошных роли, а на актера-доносчика поставил практически бенефисный спектакль. Настоящий режиссер дорожит хорошим актером, даже если этот актер совершает неблаговидные поступки. А если актер заблуждается, если он привык, со всеми своими орденами и медалями, чувствовать себя хозяином в театре, то ему просто нужно объяснить, кто в доме хозяин. Зачем же с ним расставаться? Где ты потом такого найдешь? И актер-кляузник сыграл у Товстоногова Эзопа. А потом, по воспоминаниям завлита Дины Морисовны Шварц, в кабинете Гоги хлопнулся на колени и просил прощения. Как повел себя Георгий Александрович? «О чем вы?! Я ничего не знаю… За что вы просите прощения?» Все он знал. Но не считал возможным это даже обсуждать, а уж извинения принимать – и подавно. Вот так складывалась его «тирания».

От него уходили. Ушло несколько очень хороших артистов. Они, конечно, не пропали, с ними ничего плохого не случилось. Но ни у одного из них в театре больше таких свершений, как с Товстоноговым, не было. А уходили они в хорошие театры к хорошим режиссерам. Доронина, Юрский, Тенякова... Достаточно сопоставить то, что было у этих актеров, и то, что стало, чтобы понять, на чем держалась товстоноговская «диктатура». Актер видит свое частное и не видит целого. Исключением из этого правила, пожалуй, был только Олег Борисов. Но и его театральная судьба, несмотря на блистательные работы у Ефремова, Додина, Хейфеца, сложилась далеко не так, как могла бы.

Говорят, он с актерами не «братался», общался как бы сквозь стенку стеклянную. А с Копеляном и Луспекаевым дружил. В чем дружба выражалась?

Это была не стенка. Дистанция. С Копеляном он общался, считал его одним из самых умных людей в Ленинграде (что было чистой правдой). Евгений Лебедев был ему родственник. Луспекаева он просто любил, видел его фантастический талант. Дом Товстоноговых был довольно закрытый, малопроницаемый. Даже если ходили к Натэлле Александровне, это была другая половина. Так что вхожих в его дом было не много. А вхожих в его голову не было никого.

Ваше отношение к Товстоногову со временем менялось?

Человеку извне всегда видно далеко не все. А часто не все видно и изнутри. Иногда мне казалось, что происходит нечто неприличное, даже гадкое! Ну, к примеру, на малой сцене БДТ режиссер Марк Розовский репетировал спектакль «Холстомер». Пьеса по толстовской новелле была написана им самим, очень яркая, оригинальная. Евгений Алексеевич Лебедев, репетировавший главную роль, бубнил, как маньяк: «Это будут новые "Мещане"!»

А «Мещане» Товстоногова - это был спектакль не просто великий, но программный. Спектакль из той категории, что делают репутацию не только режиссеру, но театру в целом. Пришел Георгий Александрович, посмотрел. И сказал: «Ну что ж, переносите на большую сцену». Стали репетировать на большой сцене, и обнаружилось: на большой сцене спектакль разваливается. Георгий Александрович делает несколько ключевых поправок, меняет акценты, и вместо авангардного спектакля буквально на глазах вдруг родилась трагедия.

Сцена из спектакля "Мещане" (1968) Слева направо: Владимир Рецептер - Петр, Кирилл Лавров - Нил, Людмила Сапожникова - Поля, Николай Трофимов - Перчихин

Фото: Максим Блохин / Фотохроника ТАСС

В общем, на афише режиссером-постановщиком значился уже Товстоногов. «История лошади» стала хитом сезона. Розовский, естественно, был не в восторге от происшедшего… И многие молодые критики (и я в том числе) считали всю эту историю неблаговидной. Но Розовский потом сам поставил этот спектакль в другом театре. И тогда всем все стало ясно. И мне тоже. И я перестала восклицать: «Как не стыдно – красть спектакль!»

Вообще, Товстоногов был на тот момент главным режиссером страны, нравится это кому-то или нет. При том, что одновременно с ним работали и Эфрос, и Любимов, и Ефремов.

Товстоногов на сцене БДТ создал не просто уникальный художественный мир, полный невероятных режиссерских прозрений, парадоксальных решений. Он создал фантастический мир чувств, он вырастил плеяду великих актеров. Ведь даже те, кто ушли от него, всю жизнь испытывали на себе его влияние, влияние этой потрясающей личности, наделенной какой-то нечеловеческой интуицией.

Только ли в актерах дело?

А как актеры-то создаются? Великие актеры создаются великими спектаклями. Не модными, не эффектными – великими. Он из любой пьесы вытаскивал нечто невероятно важное, и актеры были проводниками этого важного. Красавец Владислав Стржельчик (до Товстоногова числившийся в амплуа «актера-фрачника») играл у него древнего старика Грегори Соломона в «Цене» Артура Миллера так, что зал на каждом спектакле рыдал вместе с героем… А Светлана Крючкова – буквально задыхающаяся от любви Аксинья в «Тихом Доне»…

Я не видела спектакля «Пять вечеров» с Шарко, Копеляном, Лавровым и Макаровой. Я только слышала неполную аудиозапись. Но как же это все должно было быть на сцене, вживую, если от старой звукозаписи буквально сердце останавливается?

Товстоногов пришел в БДТ, и первое, что сделал (в отличие от большинства других режиссеров) – поставил коммерческий спектакль. «Шестой этаж» по пьесе Жери. На него валом повалила простая публика. Спектакль многофигурный, он занял две трети труппы. Никому не ведомые артисты стали вдруг известными. После этого он делает спектакль «Сеньор Марио пишет комедию» Альдо Николаи. Никто особо не знал этого названия. Но сам факт, что у нас поставлена итальянская пьеса, привел к тому, что все поперли в театр, как оглашенные. В театр, на спектакли которого еще совсем недавно, до прихода Товстоногова, силком никого было не загнать. Он работал с городом. Он не только спектакли делал, он еще обольщал. Он был обольститель! И вдруг – один за другим спектакли: про князя Мышкина, про семью Бессеменовых. Про легкомысленную женщину, живущую на втором этаже, к которой вся семья Бессеменовых стремится, и к которой безумно ревнует любящий и непонятый отец. Все хотят туда, к ней, где пляшут и поют, а не туда, где душно и папа все время учит. И им не жалко этого папу, а папа-то прекрасный… То же самое было с «Варварами». Спектакль получился про то, что все хотят, чтобы их любили, а сами любить не умеют… А его «Лиса и виноград» с Полицеймако в главной роли – это был какой-то потрясающий гимн свободе! Финальная фраза Эзопа «Где тут ваша пропасть для свободных людей?!» всегда сопровождалась овацией, просто ревом зала!

Не знаю, выдавливал ли Товстоногов из себя по капле раба, по выражению Чехова. Но то, что он выдавливал раба, скота, жлоба из своих зрителей, из общества – это совершенно для меня очевидно. Я это на себе испытывала. Ты приходил в его театр кем угодно, а уходил – человеком с тоской по идеалу. Я именно там понимала, как нигде, что культура – это система табу. Что есть вещи, которых нельзя делать, да и все тут. А если хочется так, что невмоготу – поступай, как толстовский отец Сергий – руби себе палец. Очень, знаете ли, отвлекает от недостойных желаний!

Поколение, выросшее на спектаклях Товстоногова, эти табу порастратило. Много лет растрачивали, трепали, избавлялись от этих табу для собственного удобства – но, к счастью, так и не избавились до конца. Потому что это было вколочено в людей гвоздями, выкованными режиссером Георгием Александровичем Товстоноговым в Ленинградском Академическом Большом Драматическом театре.

Который был одним из первых, основанных после Октябрьской революции. В разные годы там служили и служат прославленные режиссёры и актёры. БДТ считается одним из самых красивых театров мира.

История рождения театра

Большой драматический театр им. Товстоногова был открыт 15 февраля 1919 года. По причине отсутствия собственного здания труппа давала представления в Консерватории. Помещение не отапливалось, было очень холодно, но каждый вечер залы были полными.

Идея организовать театр принадлежит М. Горькому. Поддержала его - комиссар театров и зрелищ. Также к основателям относится художник А. Бенуа.

Художественный совет, который возглавлял М. Горький, принял решение пригласить на должности режиссёров А. Лаврентьева и Н. Арбатова. Актёр Н. Монахов был назначен завтруппой и занимался подбором артистов. Музыкальными руководителями театра стали А. Гаук и Ю. Шапорин. Труппа была собрана из выдающихся артистов, которые являлись ведущими актёрами других театров, и был среди них Ю. Юрьев - звезда немного кино.

Собственное здание БДТ получил в 1920 году и по сей день не меняет своего местоположения.

До Товстоногова

С весны 1919 года председателем худсовета театра был А. Блок. Большой драматический театр им. Товстоногова в первые годы существования демонстрировал спектакли, которые соответствовали замыслу его создателей, желавших видеть в нём революционную программу - репертуар был героического и социального характера. На сцене шли постановки по произведениям Ф. Шиллера, В. Гюго, У. Шекспира, поскольку советская драматургия ещё не получила своего развития. Во многом лицо театра определяли его художники. В их число входил и знаменитый Как утверждала актриса Н. Лежен, игравшая в театре в ту пору, на сцене не использовалась бутафория, вещи были настоящими: мебель заимствовалась из богатых домов. Даже костюмы были подлинными. В 1925 году был поставлен спектакль «Заговор императрицы». Роль Вырубовой играла Н. Лежен и в спектакле она надевала платье, которое действительно принадлежало её героине, существовавшей в реальности. Большое значение придавалось музыке, с театром сотрудничали Б. Асафьев, Ю. Шапорин, И. Вышнеградский.

С 1921 по 1923 годы в театре произошли большие перемены. Те, кто стоял у его истоков: М. Горький и М. Андреева - уехали из России. А. Блок скончался. Некоторые актёры вернулись в театры, где служили до приглашения в БДТ. Главный режиссёр А. Лаврентьев оставил пост в 1921 году, но через два года вернулся и до 1929 года занимал эту должность. Покинул театр художник А. Бенуа. На их места пришли другие люди, которые привнесли что-то новое, расширили репертуар пьесами отечественных и зарубежных драматургов той эпохи.

С 1929 по 1935 годы главным режиссёром был К. Тверской - ученик В. Мейерхольда. С тех пор количество новых постановок по классическим произведениям снизилось. И за весь период руководства К. Тверского было поставлено две новых классических пьесы. Предпочтение отдавалось произведениям современных авторов: Ю. Олеши, Н. Погодина, А. Файко, Л. Славина.

В 1932 году театру было присвоено имя одного из его основателей, он стал называться «имени Горького». Тогда в репертуар вошли некоторые произведения писателя.

Театр в 1935-1955 годы

Было время, когда Большой драматический театр им. Товстоногова переживал творческий кризис. Такой период длился 20 лет - с 1935 по 1955 годы. Это время можно назвать кризисом режиссуры, поскольку талантливые режиссёры появлялись и заявляли о себе интересными постановками, но надолго не задерживались и покидали театр (не всегда по доброй воле). К. Тверского в 1935 году выслали из города, а вскоре расстреляли. А. Дикий прослужил в театре всего год, затем был арестован. Все режиссёры, которые были после него, задерживались в среднем на 1-2 года. Из-за частой смены руководителей атмосфера в коллективе испортилась, качество постановок снизилось, БДТ утратил популярность, зрителей иногда было меньше, чем актёров на сцене, финансовое положение ухудшилось, и появилась угроза закрытия.

В эпоху Товстоногова

В 1956 году на должность главного режиссёра БДТ был приглашён Г. Товстоногов, которому предоставили большие полномочия. Начал свою службу в должности он с того, что уволил многих актёров. Новый руководитель старался привлечь зрителя, по этой причине в репертуаре появились комедии. Уже в начале 1957 года Большой драматический театр им. Товстоногова вернул былую популярность, и спектакли стали проходить при полных залах. Через 6 лет работы Г. Товстоногов завоевал славу талантливого и успешного режиссёра. Театр побывал на гастролях во многих странах мира и получил популярность за рубежом. Георгий Александрович занимал должность главного режиссёра БДТ на протяжении трёх десятков лет.

Конец 20 - начало 21 века

После того как скончался Г. Товстоногов, его заменил К. Лавров, который не был режиссёром, и поэтому театр находился в постоянном поиске постановщиков. Лавров собрал штат, работавший на постоянной основе. Однако он часто приглашал к сотрудничеству постановщиков из других театров. В 1992 году БДТ получил свое современное название. В 2004 году обрёл главного режиссёра, им стал Т. Чхеидзе, который занимал эту должность до 2013 года.

Театр сегодня

В марте 2013 года художественным руководителем БДТ стал А. Могучий. С 2011 по 2014 годы здание театра на Фонтанке было закрыто на реставрацию. 26 сентября был торжественно открыт обновлённый Большой драматический театр им. Товстоногова. Фото ниже - это изображение зрительного зала БДТ.

У театра три площадки: в здании на Набережной Фонтанке два зала, и один - в Каменноостровском театре.

Именитые актёры театра и его репертуар

В разные годы на сцене БДТ блистали такие актёры, как Т. Доронина, П. Луспекаев, О. Басилашвили, И. Смоктуновский, А. Фрейндлих, Н. Усатова и другие, прославлявшие и продолжающие прославлять Большой драматический театр им. Товстоногова.

Репертуар его весьма широк и включает классические и современные пьесы.

Как добраться

В самом центре города, на Набережной Фонтанки, в доме с номером 65 расположился Большой драматический театр им. Товстоногова. Адрес второй его сцены - станция метро «Крестовский остров», площадь Старого Театра, дом 13.

Скорее всего, нет в Санкт-Петербурге человека, который бы не знал Большой Драматический Театр им. Г.А. Товстоногова. БДТ открылся в 1918 году при непосредственном участии Максима Горького и Александра Блока. И сегодня зеленое здание театра на Фонтанке является визитной карточкой города. А зрители со всей страны приходят сюда, чтобы посмотреть спектакли с великолепными Алисой Фрейндлих, Олегом Басилашвили и другими актерами.

Здание театра

Рассказывать о труппе и спектаклях нет смысла: имя театра известно во всем мире, а сами спектакли нужно просто идти и смотреть. Но отдельного внимания заслуживает и само здание театра. Построено оно было еще в 70-е годы XIX века по проекту архитектора Людвига Фонтана. Вскоре здание было передано Дирекции Императорских театров и там открылся Императорский Малый театр.

После того, как Дирекция перестала арендовать театр, владельцы земли, на которой он был построен, предоставили его антерпренерам.

После революции 1917 года здание театра было национализировано, и с 1920 года в нем стала работать труппа БДТ.

Реконструкция театра

К 2011 году здание изрядно обветшало, а сценическое оборудование устарело. Поэтому в 2011 году театр закрылся на реставрацию на три года. Спектакли проходили на других площадках, а сам театр в это время преображался!

В ходе реконструкции мастера отремонтировали и заменили сценическое и постановочное оборудование, полностью отреставрировали фасады здания, зрительный зал, художественные элементы интерьера, репетиционные помещения театра.

Главный режиссер театра настоял на том, чтобы в основном зале появилась современная сцена-трансформер, новое световое и звуковое оборудование. На Основной сцене появился обновленный занавес. Зал вмещает в себя 750 зрителей (есть также Малая сцена, рассчитанная на 70 человек).

Детально и скрупулезно были отреставрированы элементы внутренней отделки: великолепное фойе с трехмаршевой белой парадной лестницей и изображением колесницы Аполлона, живописный плафон художника Анжело Гуджиари 1902 года и т.д.

При обновлении фасадов здания была задействована современная тяжелая техника, способная работать в стесненных обстоятельствах. Компания ООО «ЮТИС», предоставившая театру автокран в аренду в Санкт-Петербурге , порекомендовала остановиться на кране «Кобелко». Оператор крана осуществлял подачу кровельных материалов на вылете стрелы 30 метров. Работа с театром БДТ — один из сложных и ответственных проектов, к успешной реализации которых в компании «ЮТИС» относятся с гордостью.

Кроме того, в здании театра отреставрировали кабинет Георгия Товстоногова, гримерку Кирилла Лаврова, работавшего в этом театре, и известную «гримерку номер 9» — в ней на потолке оставили свои подписи более 300 знаменитостей!

В 2014 году Большой Драматический Театр открылся после реконструкции и вот уже третий год радует гостей обновленными интерьерами.