В третьяковке на крымском валу идет монтаж экспозиции произведений марка шагала. «Над городом» Марка Шагала

Posta-Magazine собрал

самые интересные факты о художнике и о его работах.

За прошедшую четверть века панно, написанные для Еврейского театра, объездили весь мир, от тихоокеанского побережья Соединенных Штатов до Японии, побывали в 46 городах. А вот в Москве выставлялись лишь дважды: они были показаны после реставрации в 1991 году и на ретроспективной выставке Марка Шагала 2005 года. И вот, впервые за эти годы, у города появилась возможность включить их в состав постоянной экспозиции Третьяковской галереи.

Марк Шагал получил заказ на оформление театра в 1920 году, после переезда ГОСЕТа из Петрограда в Москву. Летопись гласит, что художник отозвался тогда на заказ с большим энтузиазмом. «Вот возможность перевернуть старый еврейский театр с его психологическим натурализмом и фальшивыми бородами. Наконец-то я смогу развернуться, и здесь, на стенах, выразить то, что считаю необходимым для возрождения национального театра», - говорил он.

Всего за два месяца мастером было создано 9 панно, из которых сохранились, однако, только 7. После закрытия театра в 1949 году панно были переданы Третьяковской галерее и позднее отреставрированы. Сейчас экспозиция занимает зал № 9, а полюбоваться ею можно будет до середины декабря. После чего работы отправятся в Монреаль, на крупную выставку Марка Шагала, а затем снова вернутся домой.

Пока вы размышляете, стоит ли посмотреть на эти работы, Posta-Magazine собрал самые интересные факты о художнике.

Будущий знаменитый художник-авангардист появился на свет в маленьком белорусском городе Витебске - там до сих пор жива легенда о том, что однажды в этом месте родится мальчик, который прославит город. В тот день, 7 июля 1887 года, в Витебске случился большой и страшный пожар, спаливший полгорода. Стихия не тронула лишь несколько домов, в том числе и тот, где родился Шагал. Позже художник расскажет, что именно по этой причине он всю жизнь испытывал тягу к перемене мест (кроватку с младенцем во время пожара постоянно переносили из угла в угол) и так часто на своих картинах изображал огонь, пощадивший его. Стихию он рисовал в виде петуха с растущим из туловища птицы огненным деревом. А красный цвет с тех пор означал для художника и жизнь и смерть одновременно.

Легенда гласит, что Марк Шагал с Казимиром Малевичем враждовали всю жизнь. И что именно автор «Черного квадрата» изгнал «коллегу» из родного Витебска, заполонив весь город футуристическими плакатами и бюстами, что сильно оскорбило Шагала. «Гипсовые бюсты, которые наперебой заказывали скульпторам-недоучкам из моей школы. Боюсь, их всех давно размыло витебскими дождями. Бедный мой Витебск!» - писал он в своей книге.

Большую часть жизни Марк Шагал прожил во Франции. Но сначала уехал в Москву, причем по несколько более банальной причине - его вынудили на это захватившие власть красные комиссары. Тогда, в 1920-м году, художнику и заказали расписать Еврейский камерный театр, которым в то время руководил Алексей Грановский. Сорок дней потребовалось Шагалу, чтобы создать шедевр, но руководство театра осталось недовольно - за работу ему не заплатили. Позже так же с ним поступил и Станиславский во МХАТе.

Разочарованный Шагал вскоре после этих событий покинул родину и отправился во Францию. Но, как известно, «нет худа без добра», со временем Шагал стал единственным в мире художником, чьими витражами украшены культовые сооружения сразу нескольких конфессий: синагоги, лютеранские храмы, католические костелы - всего 15 зданий в США, Европе и Израиле.

Специально по заказу президента Франции Шарля де Голля Шагал оформил плафон Гранд-опера в Париже, а вскоре после этого написал два панно нью-йоркскому Метрополитен-опера. В июле 1973 года в Ницце открылся музей, получивший название «Библейское послание», украшенный работами художника, который через некоторое время был удостоен правительством статуса национального.

Кстати, работы Марка Шагала, наряду с полотнами Пабло Пикассо и Хуана Миро, считаются самыми востребованными среди похитителей картин - на сегодняшний день пропавшими без вести числятся более полутысячи его работ. А это ли не главный признак популярности автора?

Любвеобильного Шагала называют еще и зачинщиком сексуальной революции в живописи - за любовь к изображению обнаженных женщин. Первую натурщицу художника звали Тея Брахман. Она была дочерью известного витебского врача Вольфа Брахмана и первой любовью Шагала. У него не было денег на натурщиц, поэтому барышня позировала юному дарованию бесплатно.

Кстати, именно Тея познакомила Марка Шагала с его будущей женой и любовью всей жизни Беллой Розенфельд. Которая тоже вначале ему позировала, потом ждала возвращения из Парижа, а потом, как шутил сам художник, «все закончилось свадебным венцом». Они родили дочь Иду и прожили в любви и согласии 19 лет, пока Белла не скончалась в Америке. Шагал погоревал и вскоре связал свою жизнь с разведенной женой ирландского художника Вирджинией Хаггард, с которой родил мальчика по имени Дэвид. Но Вирджиния оставила мужа, влюбившись в фотографа, и Шагал через несколько лет снова женился - на Валентине Бродской, дочери фабриканта и сахарозаводчика. Как и все другие его жены, она была из богатой семьи.

Еще одна легенда гласит, что когда Марк Шагал был без настроения, он любил рисовать либо библейские сцены с непременным распятием, либо полевые цветы, среди которых особенно выделял чертополох и васильки. Обыватели предпочитали покупать вторые, чем сильно расстраивали художника.

Марка Шагала часто называют нарушителем гравитации. Эти его летающие образы влюбленных людей, кажется, не оставляют равнодушным никого. Очередное предание гласит, что некая цыганка в свое время нагадала художнику, что тот проживет долгую и насыщенную жизнь, будет любить необыкновенных женщин и умрет в полете. И что вы думаете - предсказание сбылось: 28 марта 1985 года 98-летний художник вошел в лифт, чтобы подняться на второй этаж своего французского особняка, и во время этого короткого полета его сердце остановилось.

Как добраться до музея

  • На метро
  • На машине

От станции метро «Октябрьская»: выйдите из метро на улицу Крымский вал и следуйте в сторону моста. Напротив главного входа в Парк Горького перейдите дорогу.

От станции метро «Парк Культуры»: выйдите из метро на улицу Крымский вал и следуйте через мост. Напротив главного входа в Парк Горького перейдите дорогу.

Следуйте с Калужской площади по внутренней стороне Садового кольца.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вы можете бесплатно посетить постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке, а также временные выставки «Дар Олега Яхонта» и «Константин Истомин. Цвет в окне», проходящие в Инженерном корпусе.

Право бесплатного посещения экспозиций в Главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

В День народного единства - 4 ноября - Третьяковская галерея работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Вход платный.

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус и Новая Третьяковка - с 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
  • Музей-квартира А.М. Васнецова и Дом-музей В.М. Васнецова - закрыты
Вход платный.

Ждем вас!

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры программы «Спутник» - вход на экспозиции «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и «Шедевры русского искусства XI - начала XX века» (Лаврушинский переулок, 10), а также в Дом-музей В.М. Васнецова и Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Ретроспектива Марка Шагала (1887-1985), посвященная 125-летию со дня рождения белорусского и французского художника, открывается сегодня в Третьяковской галерее. В Инженерном корпусе на Лаврушинском переулке разместились более 150 графических работ, а также живопись, авторская скульптура, произведения прикладного искусства из зарубежных коллекций, российских музейных и частных собраний. Выставка раскрывает малоизвестное наследие Шагала - почти не известные у нас рисунки, акварели и гуаши - от ранних витебских зарисовок до поздних парижских коллажей, а также печатную графику Шагала - выполненные в технике офорта знаменитые иллюстрации к Библии (1931–1956) и "Басням" Лафонтена (1950–1952).

"Автопортрет перед домом", (1914), картон, наклеенный на холст, масло. Частное собрание, Париж

Экспозиция в Третьяковской галерее основана на работах из собраний семьи художника: уникальные, никогда не экспонировавшиеся в России, произведения "семейного круга" - автопортреты, портреты матери, бабушки, кузенов, сестры, жены Беллы и дочери Иды, исполненные в конце 1900-10-х годах. Эти полотна составляют своеобразную автобиографию Шагала, летопись его семьи. А лейтмотивом выставки предстает образ любимого художником Витебска, который так или иначе присутствует во всех его картинах.

Многие экспонаты привезены из Франции, в частности, группа работ 1960–1970-х годов в редкой технике коллажа ("Триумф музыки. Эскиз панно для Метрополитен Опера", "Клоун и его тень (Синий скрипач)", "Лиловая обнаженная", "Гимн Набережной часов"). Впервые московскому зрителю покажут и недавно приобретенные во Франции юношеские альбомы Шагала, происходящие из архива Блеза Сандрара, писателя и поэта, друга и переводчика мастера, введшего молодого художника в круг парижских авангардистов.

"Свадебный сервиз", (1951–1952), керамика, белая эмаль, роспись

Открытием для российской публики станет и знаменитый "Свадебный сервиз", созданный Шагалом в честь свадьбы дочери Иды (частная коллекция, Париж), а также две мраморные скульптуры для фонтана - "Рыба" и "Птица" (1964. Коллекция Фонда Пьера Джанадда, Мартини, Швейцария).

Проект включен в программу Года французского языка и литературы в России, обозначив тем самым одну из основных особенностей творчества Марка Шагала - его интернациональность. Выставка продлится до 30 сентября 2012 года.

"Гимн Набережной часов", (1968), бумага, коллаж, смешанная техника. Частное собрание, Париж

Текст: Дарья Горшкова

Целый зал Третьяковской галереи на Крымском Валу отныне отведен Марку Шагалу - легенде русского авангарда, одному из самых значимых художников мирового искусства XX века. Впервые после реставрации можно будет увидеть весь цикл панно, созданный мастером для Еврейского театра, и не только.

В собрании Третьяковки - большая коллекция графики Марка Шагала, в том числе иллюстрации к «Мёртвым душам», которые галерее автор подарил лично, а вот живописных работ не так много - всего 12. Зато какие - настоящие хиты. Одна из них - «Над городом» - чего стоит. Серия панно, созданная Шагалом для Еврейского театра, - нарасхват. Их увидели в сорока пяти городах мира, а вот в родных стенах, в рамках постоянной экспозиции, вместе покажут впервые. Эта серия была создана Шагалом в 20-х годах, когда он покинул родной Витебск и созданное им училище после разногласий с Казимиром Малевичем, переехал в Москву и тут же получил крупный заказ.

«Шагал сразу сказал, что будет писать большое панно и будет писать эти вещи для того, чтобы сделать некий камертон, введение в театр, и что он своей живописью хочет бороться с фальшивыми бородами, натурализмом, который существовал в театре», - рассказывает хранитель отдела живописи конца XIX - начала XX века Третьяковской галереи Людмила Бобровская.

Художник работал над декорациями два месяца, создал девять панно, сохранилось, правда, семь. Самое большое - «Введение в еврейский театр». Судьба этих работ Марка Шагала трудна, как и самого Еврейского театра, который переезжал, а в 1949-м был и вовсе закрыт. Тогда работы попали в Третьяковскую галерею и очень долго ждали реставрации.

«В 73-м, когда Шагал приезжал в Москву, он к нам приходил, и ему раскатывали эти вещи в зале Серова. Он был безумно счастлив - не надеялся, что они живы, и даже на каких-то вещах поставил подпись, их не было. Он же не воспринимал свои произведения как станковые вещи», - объясняет Людмила Бобровская.

Марк Шагал часто подчеркивал свою национальность - писал стихи на идише, создавал витражи для синагоги, но назвать его еврейским художником трудно, он всё же - космополит, его художественный язык понятен на всех континентах. Например, его очень любят японцы, причём давно. В Стране восходящего солнца на его выставки выстраиваются очереди.

Шагал принципиально не вступал ни в какие группы, его трудно назвать адептом какого-то определённого направления, хотя сам про себя он говорил: « Я реалист, я землю люблю». Шагала можно назвать сказочным художником, истоки его творчества - в детстве, когда кажется, что всё возможно. И коза может быть зелёной, и люди могут парить в облаках.

Он прожил почти век, был советским комиссаром, но мировую славу получил в эмиграции. В Москве открылась самая крупная выставка картин Марка Шагала. Она называется "Здравствуй Родина": знаменитый художник - наш соотечественник.

Он родился в конце позапрошлого века в Витебске. Полотна привезли буквально со всего мира: из российских и зарубежных музеев, а также из частных коллекций. Посетители выставки впервые увидят собранные вместе произведения Шагала - от ранних витебских работ до шедевров французского периода.

Одним из первых экспозицию увидел наш корреспондент Александр Казакевич. По залам Третьяковской галереи он ходил вместе с внучками великого мастера.

Это так официально объявлено, что сегодня открытие крупнейшей выставки Марка Шагала. На самом деле выставку открыли чуть раньше, когда из Парижа прилетели две его внучки. Они зачарованно ходили среди еще несмонтированной гигантской экспозиции. Особенно долго задерживаясь у портретов Бэллы Шагал - их русской бабушки.

Мэрет Мэйер, внучка Шагала: "Это моя бабушка, а вот маленькая фигурка - это моя мама, здесь ей, наверное, всего годик".

Эти волшебные полеты и объятия Бэллы стали излюбленной темой Марка Захаровича. Мэрэт знает, что на бабушку она очень похожа.

Мэрет Мэйер, внучка Шагала: "Мою бабушку я знала только по картинам. Эта - моя любимая, всегда находилась в доме моих родителей и я всегда чувствовала, сколько нежности и любви исходит от нее".

Бэлла Мэйер, внучка Шагала: "Меня назвали в честь бабушки, поэтому она была моим идеалом, которому я всегда подражала".

Но именно внучки должны были сказать: получилось или нет собрать самые известные картины мастера со всего мира - из Третьяковки, Русского Музея в Санкт-Петербурге, музеев в Нью-Йорке, Париже, Ницце, частных коллекций. Так полно Шагала еще не собирали.

В Третьяковской галерее к Шагалу особое отношение, его здесь называют "кормильцем", потому что даже в самые трудные времена его картины всегда приглашались для участия в западных выставках - это оплачивалось, и пополняло небольшой бюджет Третьяковки.

Для сотрудников галереи здесь много сокровенных деталей. Это работы Шагала для еврейского театра. Когда он прилетал в СССР в 73-м, то плакал, увидев, что они сохранились, и ставил на работах свои автографы, путая от волнения латинские буквы и кириллицу.

Екатерина Селезнева, куратор выставки: "Мы все должны Шагалу, и поэтому мы сегодня читаем название как "Здравствуй, Шагал".

Загадочный человек и его волшебное искусство. Он Париж сравнивал с Витебском, откуда пришлось эмигрировать, а свои работы с творчеством Чарли Чаплина. Он тоже напоминал ХХ веку о маленьком человеке в его радостях и его любви. Шагал писал: "Быть может, Европа полюбит меня, а с ней моя Россия". Чтобы увидеть эти полотна вместе в Москву, настоящие ценители Шагала прилетели из Европы и Америки. Скажем, "Троицу" Шагала по его завещанию запрещается вывозить из музея Ниццы. Но вот она в Москве. В качестве исключения. И все посетители понимают, что еще раз подобное мировое явление мастера на родину может не повториться.