Что изображают на картинах бытового жанра. Бытовой жанр


Первые картины, запечатлевшие сценки из жизни, известны со времен наскальной живописи. Охота на диких зверей, приготовление пищи, ритуальные танцы и обряды жертвоприношения – эти аспекты повседневного существования людей были отражены в примитивных рисунках, сохранившихся по сей день.

Однако тема быта игнорировалась античными мастерами, которые считали, что изобразительное искусство должно быть возвышенным и утонченным, потому в нем нет места иллюстрациям к повседневной жизни.

Расцвет бытового жанра приходится на эпоху Возрождения, когда происходит переосмысление ценностей, и главное место во всех видах искусства отводится человеку. Наряду с мифологическими сюжетами многие художники изображают в своих работах обычных людей, занятых повседневными делами.

Однако бытовая живопись этого периода сильно приукрашена и возведена в абсолют – художники, по большому счету, воспевают красоту человеческого тела, а бытовой антураж служит лишь дополнением, которому придается второстепенное значение. Тем не менее, родоначальниками бытового жанра в живописи, который окончательно сформировался лишь в 18 веке, считаются такие художники, как Питер Рубенс и Диего Веласкес, Ян Вермеер Делфтский, Якоб Йорданс и Адриан Ван Остаде.

К концу 17 века в бытовом жанре изобразительного искусства наметилось два основных направления. В Европе господствовал культ рококо, поэтому неудивительно, что художники старались отредактировать бытовые сцены, сделать их изящными и утонченными. Так появилась «галантная живопись», в которой весьма преуспели такие мастера, как Карел Фабрициус, Герард Терборх, Антуан Ватто, Жан Батист Грез, Жан Оноре Фрагонар, Франсуа Буше и Жан Батист Симеон Шарден. Их картины отображали, как правило, жизнь высшего сословья, и отличались фотографической точностью деталей.

В то же время параллельно развивалось социально-критическое течение бытовой живописи, где действительность практически не приукрашалась. Героями работ Уильяма Хогарта и Кима Хондо, Гюстава Курбе и Джованни Фаттори становились обычные крестьяне, а бытовые сцены с участием аристократии зачастую носили юмористический характер.

Во второй половине 19 века, когда Европу захлестнула волна импрессионизма, в бытовой живописи появилась новая тенденция, связанная с изображением случайных сцен из жизни людей. Мимолетные зарисовки на улице превращались в роскошные картины, полные жизни и движения. По сей день работы таких живописцев, как Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Макс Либерман, Эдгар Дега, Томас Эйкинс и Андерс Цорн являются эталоном бытового жанра в изобразительном искусстве.

На протяжении 20 века бытовая живопись являлась неотъемлемой частью различных течений и направлений. Ей уделяли внимание ярчайшие представители авангардного искусства и сторонники реализма. Однако острую социальную направленность этот жанр приобрел лишь в России благодаря Александру Лактионову, Федору Решетникову, Аркадию Пластову, Борису Кустодиеву, Глебу Савинову, Юрию Пименову, Татьяне Яблонской и Ивану Владимирову.

.

Бытовой жанр в живописи, пожалуй, в наибольшей степени связан с предрассудками и превратностями в толковании. В нём, как и в литературе, можно легко увидеть сюжетное начало, а порой на этом фоне и построить целый рассказ. Картины этого жанра изображают сценки из частной и общественной жизни человека. В отличие от портретной и исторической живописи они обращаются не к известным личностям или важным историческим событиям. В них находит своё отображение типичный поток времени. Люди, изображенные на картинах бытового жанра, не известны истории, а события не несут глобального характера. В большей степени бытовая живопись даёт подробное описание сложившихся традиций.

Естественно, что бытовой жанр в живописи неразрывно связан с другими распространенными жанрами. Тяжело его представить без подробной описательности: домашняя сервировка стола, отображение привычных блюд или обстановки в комнате тесно граничат по жанру с натюрмортом. Присутствие в бытовой живописи изображений людей имеет много общего с . А сценки из жизни на лоне природы по передаче красок и малейших деталей связывают данный жанр с . Однако наличие чёткой сюжетной линии в подобных картинах, возможность понять и проникнуться в происходящие события, изображённые на полотне, а также особая реалистичность выделяют такой жанр в отдельное направление живописи.

Бытовой жанр живописи по праву можно причислить к старейшим направлениям изобразительного искусства. Первобытные рисунки, изображавшие обряды, шествия и охоту являются истоками современного бытового жанра. В средневековые времена в искусстве стали популярны жанровые сцены, отображающие конкретные взгляды художника на повседневную жизнь. С эпоху Возрождения религиозные картины начинают насыщаться яркими бытовыми деталями. Это можно увидеть в искусстве Гертгена тон Синт Янса, Лоренцетти, Джотто. Первые знаменитые изображения бытности трудового народа принадлежат Шопенгауэру и братьям Лимбург. В 17 веке произведения в бытовом стиле создавались кистью Рембранта, Стена, Брауэра.

В основе данного направления лежит уход от мифологии и проявление первого интереса к реальной жизни. Центром произведения бытового жанра по-прежнему является человек. Однако он уже окружён не роскошью дворцов, а простой обстановкой, обыденными уличными строениями и незамысловатыми бытовыми предметами. В большинстве своём люди изображаются за своими повседневными занятиями. Здесь может быть воспета тихая домашняя обстановка, пронизанная необыкновенной сердечностью и теплом, или непосильный труд крестьян, возложенный на их плечи данной исторической эпохой. Здесь можно увидеть как рабочие будни, так и случайные жизненные события. Главными чертами жанра являются обыденность, простота и реалистичность. Нередко подобные картины небольшие по размеру.

Особенно полюбился бытовой жанр российской живописи. Знаменитая картина «Не ждали» Репина соединяет в себе определённые черты бытового и исторического жанров. Простая семья интеллигентов показана в своей будничной обстановке, в которую врывается смутное замешательство нежданным возвращением революционера. Логичность конструкции картины, отображение подробностей обстановки и естественность положений являются признаками бытового жанра художника. Другая небезызвестная картина в бытовом жанре – «Свежий кавалер» П.А. Федотова. Обычная житейская ситуация из быта чиновника проникнута лёгким юмором – здесь находит своё отражение настрой прогрессивной интеллигенции того времени. В картине проступает ярая борьба с идеализацией старых времён о нравах и человеке. Искусство тесно связывается с реальной действительностью. Благодаря данным особенностям она получила высокую оценку среди критиков и современников художника. По своей содержательной нагрузке «Свежий кавалер» можно смело прировнять к выдающимся произведениям литературных классиков той эпохи.

Картины жанра "Бытовой"


К быту всегда было внимание в искусстве.
Каждая эпоха в искусстве представлялась какими-то отдельными, общими образами, волновавшими умы художников, поэтов и музыкантов. А вот бытовой жанр так просто с помощью образов не опишешь, так как для каждого художника быт виделся по-своему.
Интересно, что люди еще со Средневековья интересовались бытовыми мотивами, но тогда она не была такой явной и говорящей, так как гуманизм, процветающий в те времена, задавал новые рамки. По этой причине бытовой жанр в искусстве приобрел гуманистическую окраску. Так когда же зародилось это направление?
Еще в первобытных наскальных рисунках изображались повседневные моменты, например, охота на бизонов, а в древневосточной живописи в рельефах и лепнинах показывались с совершенно обычной человеческой стороны цари, вельможи и другие придворные служащие. Но официально оформились бытовые сцены в период формирования буржуазного общества, то есть опять же сами тенденции того времени задали новый жанр в искусстве. Жанр быта расцветал в связи с потребностью художников в реализме, изображении социальных вопросов, стоявших в то время.
Эти вопросы могли быть как узкими, отражавшими лишь одну сторону жизни, к примеру, дела по хозяйству, деятельность кухарок, беседу, примерку нарядов и т.д. (Веласкес), а могли быть наполнены скрытыми, нарочно заложенным смыслом. Вот, Караваджо, рисовал неприятные фигуры, которых любой из нас обязательно стремится обойти: гадалки, шулеры, обманщики и игроки, но изображал он их, чаще всего, в деталях, донося смысл до зрителя с их помощью. Каждая из них могла трактоваться по-разному, кто-то увидит проблему нищеты, кто-то лжи, а другие, быть может, в нечестных игроках в карты рассмотрят желание хоть как-то заработать на жизнь.
Каждое произведение автора, выполненное в бытовом жанре, отражает его понимание самого слова «быт», вот, для Караваджо (Италия) быт – житье обманом, в Китае – благородство и идея честного мужа, что связано, в основном, с конфуцианством, предполагавшим эти вопросы; в Японии и Корее, обыденность – юмор, с которым люди относятся к жизни. Но это лишь в самом начале развития этого жанра в искусстве.
В расцвет эпохи Возрождения сцены быта начинают действительно походить на быт, даже если художник изображает что-то возвышенное, к примеру, Мадонну, то интерьер и окружающая обстановка насыщается обыденными предметами. На религиозно-бытовую тему писали нидерландские братья Ян и Губерт Ван Эйки, Амброджо Лоренцетти, Гертген тот Синт- Янс, было это между 14 и 15 веками. Эти авторы дали толчок к развитию нового бытового жанра, казавшегося более привычным современному человечеству. Их дело продолжили и во Франции, и в Германии, а главным образом, в Венеции, там из-под кисти Джорджоне и Карпаччо выходили обыкновенные, насыщенные размеренной человеческой жизнью, произведения.
Стоит обратить внимание на неприкрашенные полотна Питера Брейгеля Старшего, среди них и вроде бы мифический, но настолько жизненный сюжет «Падения Икара». Это не обычное изображение перекроенного множество раз мифа об Икаре, это действительно наполненное глубоким смыслом произведение, жизнь идет и никто не замечает каких-то отдельных событий, не касающихся их самих. Именно поэтому сам Икар изображен маленькой, почти незаметной точкой. А что можно сказать о брейгелевых «Фламандских пословицах»? Каждый сантиметр полотна вещает зрителю какую-то отдельную историю: вот, кто-то кидает блины на крышу дома, кто-то бьется головой о стену, другие со всей серьезностью закапывают свинью и что самое интересное – каждый из героев без всякой доли юмора относится к своим бессмысленным, нелепым действиям.
Преодолев множество перемен на пути своего становления бытовой жанр в искусстве наконец-то окончательно сформировался в 17 веке. Авторы специально принижали структуру привычного всем быта и показывали жизнь социальных низов. Потом художники «переболели» этот период и соединяли в своих произведениях реальность и выдумку, конкретику и поэтическое восприятие.
Что касается России, то жанр быта начал зарождаться здесь позднее, его расцвет приходится на 18 век. Художники уделяли особое внимание обычному крестьянину, романтической идиллии зарубежных полотен русские художники противопоставляли страшную реальность крестьянской жизни, здесь и нищета, и правдивость, и серость, и усталость (Еременев и Шибанов).
Вопросы крестьянства не остались в 18 веке, они плавно перетекли в 19, но художники больше не хотели никого обличать, поэтому в первой половине этого века они рисовали приукрашенные юмором картины крестьянской живописи, безоблачные его времена. В Ройссии в то время творил Венцианов, В США Бингем и Маунт, Керстинг и Шпицберг в Германии. Не стали следовать слоившимся канонам лишь французы, они-то и внесли в искусство дух протеста, сохранившийся до 50-60-х годов, когда тема крестьян, уставших от вечного бессмысленного труда стала ключевой.
Двадцатое столетие полностью изменило мировоззрение народа, а, соответственно, и его быт. Развитие новых технологий, война, промышленность – все это нашло отражение и в бытовом жанре. В искусстве стала царить резкость, импульсивность, направленность на исследование всех уголков человеческого «я» (Стейлен, Ривьера, Деркович и Болканский). Авторы стремились выразить через искусство страдания конкретного слоя населения и его стойкость, готовность к борьбе с властью, устоями, новшествами.
Бытовая направленность в искусстве стремилась показать жить народа, как жанр он был создан для фиксации отдельных, не имеющих никакой исторической ценности, событий. Естественно, о какой масштабной ценности может быть речь, если во все времена жизнь обычных людей не имела большого значения. Художники, изображавшие бытовые, обыденные, деревенские моменты как раз-таки и хотели закрепить их в истории.

Бытовая живопись бытова́я жи́вопись

(жанровая живопись, жанр), жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной. Термин стал использоваться в России со второй пол. 19 в., когда Петербургская академия художеств официально признала бытовую живопись, и для её обозначения заимствовали французское слово «жанр» (genre), принятое в западноевропейских академиях. Живописцев, создающих картины на бытовые сюжеты, стали называть жанристами. В старину на Руси произведения, изображавшие события повседневной жизни, называли «бытейскими письмами». Предмет исторической живописи – исключительные события, важные для целого народа или для всего человечества; бытовая живопись изображает то, что повторяется в жизни поколений людей из года в год, из века в век: труд и отдых («На пашне. Весна» А. Г. Венецианова , 1820-е гг.; «Масленица» Б. М. Кустодиева , 1916), свадьбы и похороны («Крестьянская свадьба» П. Брейгеля Старшего, 1568; «Похороны в Орнане» Г. Курбе , 1850), свидания в тиши и многолюдные праздничные шествия («Объяснение» В. Е. Маковского , 1889-91; «Крестный ход в Курской губернии» И. Е. Репина , 1880-83). В лучших жанровых произведениях представлена не повседневность в её скучном однообразии, а быт, одухотворённый величием бытия. Персонажи жанристов, как правило, безымянны, это «люди из толпы», типичные представители своей эпохи, нации, сословия, профессии («Кружевница» Я. Вермера Делфтского , 1660-е гг.; «Трапеза крестьян» Л. Ленена, 1642; «Охотники на привале» В. Г. Перова , 1871; «Купчиха за чаем» Б. М. Кустодиева, 1918). В дни войн и революций история властно вторгается в жизнь человека, нарушая её привычное течение. Произведения, посвящённые суровому быту переломных эпох, лежат на грани исторического и бытового жанров («Не ждали» И. Е. Репина, 1884, – возвращение участника движения народовольцев из ссылки домой; «1919 год. Тревога» К. С. Петрова-Водкина , 1934, воссоздающая атмосферу Гражданской войны).

Бытовые сюжеты (охоты, обрядовые шествия) встречаются уже в первобытных наскальных росписях. Фрески на стенах древнеегипетских и этрусских гробниц представляли сцены пахоты и сбора плодов, охоты и рыбной ловли, танцев и пиров (фрески гробницы в Бени-Гасане, Египет, ок. 1950 г. до н. э.; гробницы «Охоты и рыбной ловли» в Тарквиниях, Этрурия, 520-10 гг. до н. э.). Эти изображения имели магическое значение: должны были обеспечить умершему богатую и роскошную жизнь в загробном мире. Будничные сюжеты нередки в древнегреческой вазописи (кратер с изображением мастерской гончара, «Пелика с ласточкой» Евфрония, обе – 5 в. до н. э.). Бытовая живопись зародилась в эпоху Возрождения внутри исторической: легендарные события часто «переносились» в современность и насыщались множеством бытовых подробностей (Ф. дель Косса. Росписи Палаццо Скифанои в Ферраре, Италия, 1469-70; «Рождество Иоанна Крестителя» Д. Гирландайо, 1485-90). Подлинные жанровые произведения создавали Караваджо , впервые начавший писать людей из низов («Игроки в карты», 1594-95; «Лютнист», ок. 1595 г.) и мастера Северного Возрождения («Фокусник» Х. Босха , 1475-80; «Менялы» М. ван Реймерсвале, сер. 16 в.; «Крестьянский танец» П. Брейгеля Старшего, 1568).


Как самостоятельный жанр бытовая живопись оформилась в 17 в. в Голландии, недавно завоевавшей независимость и основавшей первую буржуазную республику; тогда же пережила свой первый расцвет в живописи «малых голландцев» . После долгих лет испанского владычества художники особенно остро ощутили прелесть тихой, мирной жизни; поэтому самые простые занятия – забота о детях, уборка помещения, чтение письма – овеяны в голландской живописи 17 в. высокой поэзией («Утро молодой дамы» Ф. ван Мириса Старшего, ок. 1660 г.; «Женщина, чистящая яблоко» Г. Терборха, ок. 1660 г.; «Девушка с письмом» Я. Вермера Делфтского, ок. 1657 г.). Подлинного благородства и величия полны люди из низов в полотнах испанца Д. Веласкеса («Севильский водонос», ок. 1621 г.) и француза Л. Ленена («Семейство молочницы», 1640-е гг.). В 18 в. английский живописец и график У. Хогарт положил начало сатирическому направлению в бытовом жанре (серия картин «Модный брак», 1743-45). Во Франции Ж. Б. С. Шарден писал домашние сценки из жизни третьего сословия, согретые сердечной теплотой и уютом («Молитва перед обедом», ок. 1740 г.). Реалисты 19 в. стремились к точному, объективному отображению действительности и в то же время возвеличивали труд человека на земле («Дробильщики камня» Г. Курбе, 1849; «Сборщицы колосьев» Ф. Милле , 1857). Импрессионисты писали счастливые мгновения, выхваченные из потока обыденной жизни («Качели» О. Ренуара , 1876).


В русской живописи бытовой жанр сформировался позднее других. Лишь 18 в. даёт единичные примеры (И. И. Фирсов. «Юный живописец», 1760-е гг.; М. Шибанов. «Крестьянский обед», 1774, и «Празднество свадебного договора», 1777). Жанровые мотивы появляются в творчестве мастеров первой пол. 19 в. К. П. Брюллова («Итальянский полдень», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», обе – 1827) и В. А. Тропинина («Кружевница», 1823). Родоначальником русской бытовой живописи стал А. Г. Венецианов. Труды и дни крестьян предстают в его полотнах как вечный праздник единения с природой; красота женщин овеяна духом высокой классики: в их образах та же ясность и гармония, что и в греческих статуях или Мадоннах эпохи Раннего Возрождения («Жнецы», ок. 1825 г.; «На жатве. Лето», 1820-е гг.; «Утро помещицы», 1823). В полотнах П. А. Федотова Разборчивая невеста», 1847; «Сватовство майора», 1848; «Завтрак аристократа», 1849 г.) социальная сатира счастливо слита с поэзией, с любованием красотой окружающего мира. Его поздние картины («Анкор, еще анкор!», «Игроки», обе – 1851-52) пронизаны подлинным трагизмом.


Бытовой жанр становится ведущим в живописи передвижников , заостривших критическую направленность творчества Федотова. Находя остросоциальные, злободневные сюжеты в современной действительности, они пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям», властно взывают к общественной совести, протестуя против несправедливости (В. Г. Перов. «Проводы покойника», 1865; «Тройка», 1866; И. М. Прянишников . «Шутники», 1865; Н. В. Неврев . «Торг. Из недавнего прошлого», 1866; В. Е. Маковский. «Свидание», 1883). В 1870-80-е гг. появляются «хоровые картины» (термин В. В. Стасова ), в которых действуют большие массы народа («Бурлаки на Волге» И. Е. Репина, 1870-73; «Взятие снежного городка» В. И. Сурикова , 1891). Традиции бытового жанра передвижников продолжили в 1920-е гг. живописцы, входившие в Ассоциацию художников революционной России . Мастера из Общества станковистов (А. А. Дейнека , Ю. И. Пименов и др.) писали героические будни строительства новой жизни. Во второй пол. 20 – нач. 21 в. жанровая живопись сохраняет популярность в творчестве мастеров, приверженных разным направлениям (Ф. П. Решетников , Т. Н. Яблонская, С. А. Чуйков, А. А. Пластов , В. Е. Попков , Н. И. Андронов, П. Ф. Никонов, Т. Г. Назаренко , Н. И. Нестерова и многие др.).



(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "бытовая живопись" в других словарях:

    Запрос «Живописец» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Адриан ван Остаде. Мастерская художника. 1663. Картинная галерея. Дрезд … Википедия

    Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую либо твёрдую поверхность. В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность… … Художественная энциклопедия

    Искусство изображать предметы на какой либо поверхности(стены, доски, холста) красками с ближайшею целью произвести на зрителявпечатление, подобное тому, какое он получил бы от действительныхпредметов природы. Дальнейшая и более важная цель Ж.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Живопись античная - росписи восковыми красками (энкаустика) или темперой по штукатурке, мрамору, известняку, дереву, глине; известны росписи обществ, и жилых сооружений, склепов, надгробий, а также произв. станковой живописи. Болып во памятников др. гр. живописи… … Античный мир. Словарь-справочник.

    Искусство изображать предметы на какой либо поверхности (стены, доски, холста) красками, с ближайшей целью произвести на зрителя впечатление, подобное тому, какое он получил бы от действительных предметов природы. Дальнейшая и более важная цель Ж …

    История искусства в России точно так же, как и история русской культуры вообще, распадается на два неравных, резко разграниченных периода: древний, простирающийся с незапамятных времен до эпохи преобразований Петра Великого, и новый, обнимающий… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Ее возникновение и начальная пора до такой степени сливаются с первыми стадиями развития живописи фламандской, что новейшие историки искусства рассматривают ту и другую за все время до конца XVI ст. нераздельно, под одним общим названием… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    См. бытовая живопись. (

Ян Вермеер Делфтский СЛУЖАНКА С КУВШИНОМ МОЛОКА Ок. 1658 г. Амстердам (Нидерланды), Рейксмузеум

Предшественниками произведений бытового жанра можно считать наскальные рисунки, выполненные первобытными людьми, на которых представлены сцены охоты, обрядовые танцы и шествия. Жанровый характер имели и некоторые росписи египетских и этрусских гробниц: обработка земли, сбор фруктов и овощей, охота, рыбная ловля и пиршества. Считалось, что эти изображения обеспечивали умершему богатую и сытую жизнь в загробном мире. Бытовые сюжеты украшали и древнегреческие вазы.

В эпоху Возрождения многие исторические произведения приобретали ярко выраженный жанровый характер: легендарные события часто «переносились» в современность и насыщались множеством бытовых подробностей. А на Руси жанр впервые появился в книжной миниатюре и получил название «бытейские письма».

ПЕРВЫЕ ЖАНРИСТЫ В ЕВРОПЕ

Ян Вермеер Делфтский ДЕВУШКА С ПИСЬМОМ У ОТКРЫТОГО ОКНА 1650-е гг. Дрезден, Галерея старых мастеров

Родоначальниками бытового жанра в европейском искусстве считаются Иероним Босх - великий нидерландский живописец, живший на рубеже XV-XVI вв., и итальянский художник XVI в. Караваджо (полное имя - Микеланджело Меризи да Караваджо). Но в самостоятельный жанр бытовая живопись сформировалась только в XVII в. в Голландии, недавно завоевавшей независимость и основавшей первую буржуазную республику. После долгих лет испанского владычества художники особенно остро ощутили прелесть тихой, мирной жизни и стали воспевать самые простые занятия - заботу о детях, уборку помещения, чтение писем.

Один из самых известных мастеров - Ян Вермеер. Любимый персонаж мастера - женщина, погружённая в домашние дела, как, например, героиня на знаменитом полотне «Служанка с кувшином молока».

БЫТОВОЙ ЖАНР В РОССИИ

П.А. Федотов СВАТОВСТВО МАЙОРА 1848 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея

В России одними из первых к бытовому жанру обратились К. П. Брюллов (его «итальянская серия») и А. Г. Венецианов, посвятивший всё свое творчество жизни русских крестьян.

Сатирическую ноту в жанровую живопись внес П. А. Федотов. Его картина «Сватовство майора» - это смешная история про разорившегося офицера, который, желая поправить своё благосостояние, собирается жениться на дочери купца.