Энциклопедия обо всем на свете. Роль знаний в жизни людей

«Настоящая любовь начинается там, где ничего не ждут взамен»

Антуан де Сент-Экзюпери

Он был летчиком , но мир больше знает его как писателя. Давно забыты многие другие его современники, а Антуан де Сент- Экзюпери и его, из сердца идущие повествования, продолжают жить среди нас. И что удивительно – каждое из последующих трех поколений, выросших за эти 70 лет, понимает и ценит его больше предыдущих. Он намного опередил свое время, раз понятен и близок далеким потомкам.

Личная планета Экзюпери на Земле – замок детства в Лионе

Он не мог родиться ни в какой другой стране, кроме Франции. Потому что пришел в этот мир с необычайно тонкой и нежной душой, и только там она могла развиваться и не погибнуть от грубых прикосновений. Этому способствовали дворянские корни семьи, в которой он родился на рубеже столетий в 1900 году, небогатое, но чудесное детство в родовом замке графов де Сент-Экзюпери, любящая мать, которая заложила в душу ребенка любовь к людям и Франции.

Мать Антуана, графиня Мари де Фонколомб, в одиночку подымавшая детей после ранней смерти мужа, была его лучшим другом. Уезжая, он писал ей полные любви и нежности письма, стараясь не пугать своими бедами. Удивительная и странная была у него судьба. Жизнь потомственного дворянина, пусть и обедневшего рода, могла сложиться совсем по-другому. Но повзрослевший Антуан не принимал и не понимал светскую жизнь, к которой его приобщали родственники. Он охотно променял ее на службу в армии. И это был первый шаг по направлению к авиации, ставшей его судьбой.

Он родился, чтобы стать летчиком

Было ли это случайностью? То, что Антуан прервал учебу, отсрочку от армии, и записался именно в авиаполк? То, что стал писать именно о полетах, летчиках и авиации? Стал бы он писателем, если бы не стал летчиком? Очевидно, он услышал подсказку своей души, и принял решение, определившее всю его дальнейшую жизнь. Поднявшись в небо, он уже не смог без него жить. «Эта ласковая земля – для моих корней. Но для ветвей – все небо, и ветры, прилетающие издалека, и молчание, и свобода одиночества», так тонко и поэтично связал он землю и небо в своей жизни, сравнив себя с деревом.

Небо, которое он так любил, и черпал в нем силы жить, не отвечало ему такой же любовью. Небо не допускало его к себе, а если он прорывался к нему, сбрасывало обратно на землю. За свою карьеру летчика у Сент-Экзюпери было 15 аварий. Первая авиакатастрофа, после которой его комиссовали с черепно-мозговой травмой, произошла на первых шагах военного летчика еще в 22 года. Вернувшись в авиацию в 26 лет гражданским пилотом, к 40 годам это был уже изломанный авиакатастрофами больной и уставший человек. Но он никогда не жаловался на судьбу, он рвался в небо, летал, падал, писал книги, опять падал, и опять взлетал. И признавался, что когда грозит опасность, вновь чувствует себя человеком.

Писателем он был по призванию души

Не могло быть одного без другого, Антуан писал о том, чем жил и занимался, что очень хорошо знал и пропускал через свое сердце. Это особенные произведения, в них главное – не действия, а человек в действиях, его отношение к происходящему и к жизни в целом. «Человек - всего лишь узел отношений. И только отношения важны для человека» («Военный летчик»). Устами литературных героев говорил сам Сент-Экзюпери, это было его глубокое философское понимание мира, и он хотел донести его до людей. Доносил он простым и понятным языком так, что заставлял увидеть то, чего глазами не увидишь, и говорил, что слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться, найти в себе Моцарта. А он хотел, чтобы они пробудились, любили жизнь, друг друга, и никогда не воевали. Мечтал, что люди будут понимать друг друга с полуслова.

Война, как насмешка над его гуманистическими идеалами, стала личной трагедией Сент-Экзюпери. Он не мог стоять в стороне, когда его любимой Франции угрожал фашизм, и в первый же день после объявления войны идет на мобилизационный пункт. Ему 39, он стар для новых скоростных военных самолетов, но отговаривать его бесполезно. Он, уже известный писатель, настоял на своем, и летал на боевых машинах с аэрофоторазведкой над оккупированной Францией, над Лионом и замком своего детства, сердце его рыдало. Он мог погибнуть, как погибли все его товарищи, но судьба хранила его – еще не был написан «Маленький принц», самая знаменитая его книга, любимая всеми поколениями.

Эмиграция, как маленькая смерть

После капитуляции Франции Сент-Экзюпери уезжает в Америку. Невзирая на то, что до войны он работал в Аргентине, и у него были знакомые в Америке, два года эмиграции были для него самыми тяжелыми в жизни. У него не сложились отношения с заносчивой эмигрантской средой. Он не примкнул ни к одной из враждующих между собой группировок «голлистов» и «вишистов», и стал врагом для тех и других. Завистники и приспособленцы, они клеветали и обвиняли в предательстве того, кто в сотни раз больше их любил Францию, и готов был ради нее отдать жизнь.

В 1941-1942 гг. в Нью-Йорке Сент-Экзюпери пишет повесть «Военный летчик» и «Письмо к заложнику», начинает писать «Цитадель». В те тяжкие для него часы, находя утешение только в творчестве, Сент-Экзюпери написал сказку «Маленький принц». Никогда еще его слова и фразы не были такими отточенными и, как стрелы, попадали в самое сердце, минуя разум. Никогда еще его грусть не была такой пронзительной. От внешне простых историй с прирученным лисом, с гордой розой, с закатом солнца – щемит сердце и хочется плакать. Они вобрали в себя всю грусть, тоску и одиночество Сент-Экзюпери того периода.

Он вернулся во Францию, чтобы уйти навсегда

Сент-Экзюпери живет надеждами вернуться во Францию и в авиацию, быть полезным своей стране. Ему отказывают из-за возраста, и только ходатайство сына Рузвельта открывает ему дорогу обратно. Он летает с разведывательными целями на скоростном безоружном Лайтинге и чрезвычайно гордится этим. В день его рождения 29 июня его самолет атаковали, но он сумел уйти. Его планета, как и у Маленького принца, в тот момент еще не стояла на одной линии с Землей. На эту линию она встала ровно через месяц и один день – 31 июля 1944 года, тогда он просто исчез вместе с самолетом . Обломки его самолета обнаружили в Средиземном море только в 2000 году.

Как вам статья о Антуане де Сент-Экзюпери , понравилось?

Хорошего вам дня,

* статья подготовлена по заказу для сайта «Выкрутасы», http://сайт

Антуан де Сент-Экзюпери - французский писатель, профессиональный летчик, философ и гуманист. Его настоящее имя - Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери. Писатель родился 29 июня 1900 года в Леоне. Он неоднократно говорил, что «летать и писать - это одно и то же». В своём творчестве прозаик умело совмещал реальность и фантазию, все его произведения можно назвать мотивирующими и вдохновляющими.

Графская семья

Будущий писатель родился в семье графа Жана де Сент-Экзюпери, он был третьим ребёнком. Когда мальчику исполнилось 4 года, его отец умер, воспитанием детей занималась мать. Первые годы малышей прошли в поместье Сен-Морис, принадлежавшем их бабушке.

С 1908 по 1914 Антуан и его брат Франсуа обучались в иезуитском колледже Ле-Мана в Монтре, затем они отправились в швейцарский католический пансион. В 1917 юноша получил дополнительное образование в парижской школе изящных искусств на отделении архитектуры.

Лётная деятельность

В 1921 году Сент-Экзюпери призвали с армию, он попал во второй полк истребительной авиации. Изначально парень работал в ремонтной мастерской, но в 1923 он окончил пилотные курсы и сдал экзамен, чтобы стать гражданским лётчиком. Незадолго после этого он направился в Марокко, где переквалифицировался в военного лётчика.

В конце 1922 Антуан вылетает в 34-й авиационный полк, который находился под Парижем. Через несколько месяцев ему пришлось пережить первую в своей жизни авиакатастрофу. После этого юноша принимает решение остаться жить в столице Франции, там он зарабатывает литературным трудом. Произведения неизвестного автора не пользовались успехом у читателей, поэтому ему приходилось работать продавцом в книжном магазине и даже торговать автомобилями.

В 1926 Сент-Экзюпери снова начинает летать. Его принимают на должность пилота компании «Аэросталь», писатель специализировался на доставке корреспонденции в Северную Африку. Год спустя ему удалось стать начальником аэропорта, в это же время выходит в печать дебютный рассказ «Лётчик». На полгода юноша возвращается во Францию, там он подписывает договор с издателем Гастоном Гиллимаром. Прозаик обязуется написать семь романов, в этом же году выходит его сочинение «Южный почтовый».

С сентября 1929 юноша работает начальником буэнос-айресского отделения компании «Аэропосталь Аргентина». В 1930 его награждают Орденом Почётного легиона. Год спустя Антуан решает вернуться в Европу, там он снова устраиваться работать на почтовые авиалинии. В это же время писатель получает литературную награду «Фемина» за произведение «Ночной полёт».

С середины 30-х годов прозаик занимается журналистикой. Он посещает Москву, после этого визита было написано 5 очерков. В одном из них Сент-Экзюпери пытался описать суть сталинской политики. Также Антуан написал серию военных репортажей из Испании. В 1934 он пережил несколько аварий, был тяжело ранен. В этом же году он подаёт заявку на изобретение новой системы посадки самолётов. В декабре 1935 мужчина разбивается в Ливийской пустыне на пути из Парижа в Сайгон, но чудом остаётся жив.

В 1939 мужчина становится лауреатом двух престижных конкурсов. Он получает награду от Французской академии за книгу «Планета людей» и Национальную книжную премию США за сочинение «Ветер, песок и звёзды». За участие в разведывательной операции над Аррасом в мае 1940 писателя наградили «Военным крестом».

Военное время

Антуан боролся с фашистскими захватчиками с первого дня войны. Он предпочитал делать это не только с помощью физической силы, а и с помощью слова, будучи одновременно публицистом и военным лётчиком. Когда Франция была оккупирована Германией, писатель направился в свободную часть страны, потом он перебрался в США.

В феврале 1943 выходит в США книга «Военный летчик», весной того же года прозаик получает заказ на детскую сказку. В 1943 Сент-Экзюпери служит в Северной Африке. Именно в этот период жизни он написал повесть «Письмо к заложнику» и сказку «Маленький принц», которую до сих пор с удовольствием читают дети и взрослые.

Несмотря на то, что издательство заказывало у писателя детскую сказку, книгу «Маленький принц» можно назвать полноценным философским произведением. Антуан смог передать простые и важные жизненные истины с помощью умелых художественных средств. Он не зацикливается на мелких личностных проблемах, показывая глубину сознания каждого человека. Его пьяница, бизнесмен и король отлично демонстрируют недостатки общества, но суть скрыта намного глубже. А знаменитая фраза «Мы в ответе за тех, кого приручили» заставит задуматься даже скептика.

Последние годы жизни

За свою жизнь Сент-Экзюпери успел побывать лётчиком-испытателем, военным и корреспондентом. Умер великий писатель 31 июля 1944 года, его самолёт сбили противники. В течение длительного времени не были известны детали гибели Антуана, но в 1998 рыбак нашёл его браслет.

Спустя два года были обнаружены осколки самолёта, на котором летал прозаик. Примечательно, что на летательном аппарате не было найдено явных следов обстрела, и это привело к появлению множества версий гибели писателя. Его последней книгой признано собрание притч и афоризмов «Цитадель». Закончить её писателю так и не удалось, произведение вышло в 1948 году.

Всю жизнь Сент-Экзюпери провёл с одной женщиной, он был женат на Консуэло Суицин. После трагедии она переехала в Нью-Йорк, затем отправилась во Францию. Там женщина занималась скульптурой, также она была художницей. В течение долгих лет вдова посвящала своё творчество увековечиванию памяти супруга.

Антуан де Сент-Экзюпери ― выдающийся французский писатель и летчик. Автору удалось объединить в творчестве и жизни полет фантазии и полет авиатора, отобразить в своих произведениях художественные детали обычной романтики неба. Философ и гуманист, он настаивал на том, что писать и летать ― это одно и то же.


Особенности творчества

Творчество Антуана де Сент-Экзюпери связано с биографией, в большинстве его книг рассказывается про полеты, небо, летчиков и самолеты. Однако главной темой любого повествования все же остается философская проблематика человеческой личности, вопросы жизни и смерти. Автор хотел понять, осмыслить и передать аудитории читателей свое виденье «человека при выборе жизненного пути».

Самой известной книгой Экзюпери является «Маленький принц». Многие называют ее сказкой, и вправду, писатель с помощью аллегорий подает основные законы общества. «Мы в ответе за тех, кого приручили». В этой фразе можно увидеть помощь, сочувствие, поддержку, сострадание.

Читать книги Экзюпери легко, писатель демонстрирует философию действия и жизни, пытается найти ответы на вопросы, мучащие многих людей: «как правильно жить?», «что делать?». Книги Антуана де Сент-Экзюпери онлайн:

  • «Планета людей».


Краткая биография Антуана де Сент-Экзюпери

Родился будущий писатель в 1900 году в Лионе. В четыре года потерял отца и воспитывался матерью. Первое образование получил в иезуитской школе Ла-Мана, потом учился в католическом пансионе в Швейцарии, в 1917 году закончил Школу изящных искусств в Париже.

Важным периодом в его жизни стал 1921 год, когда Экзюпери призвали в армию и отправили на курсы пилотов. Спустя год усердных тренировок получил удостоверение пилота и переехал в Париж, где увлекся литературой. Поначалу его произведение не снискали себе лавров. Экзюпери приходилось постоянно менять профессии, браться за любую работу.

Удача улыбнулась только в 1925 году, Экзюпери стал пилотом «Аэропосталь», компании доставляющей почту на север Африки. Спустя несколько лет стал начальником аэропорта небольшого городка в Африке. В 1929 году его перевели в Буэнос-Айрес.

Вернувшись в Европу, недолгое время работал на почтовых авиалиниях, пробовал себя как летчик-испытатель. С середины 1930-х годов занимался журналистикой, в 1935 году в роли корреспондента побывал в Москве. Посвятил этому событию пять небезынтересных очерков. В качестве корреспондента отправился на военные действия в Испанию, активно сражался против нацистов. В 1944 году отправился в острова Сардиния на разведку и не вернулся.

Подробности гибели Экзюпери были неизвестны. Только в 1998 году недалеко от Марселя один рыбак обнаружил браслет, принадлежавший писателю, а годом спустя были найдены обломки самолета.

В одном из писем к матери Сент-Экзюпери признался: “Мне ненавистны люди, пишущие ради забавы, ищущие эффектов. Надо иметь что сказать”. Ему, романтику неба, не чуравшемуся земных радостей, любившему, по свидетельству друзей, “писать, говорить, петь, играть, докапываться до сути вещей, есть, обращать на себя внимание, ухаживать за женщинами”, человеку проницательного ума со своими достоинствами и недостатками, но всегда стоявшему на защите общечеловеческих ценностей, было “что сказать”. И он это сделал: написал сказку “Маленький принц”, о самом важном в этой жизни, жизни на планете Земля, все чаще такой неласковой, но любимой и единственной.

Перед вами поистине уникальная книга - это сборник публицистики Антуана де Сент-Экзюпери, который был составлен французским издателем Клодом Рейналем и издан на родине писателя более полувека назад. Отдельные произведения публикуются впервые на русском языке, некоторые выходили в других изданиях, но в оригинальном составе эта книга выходит в России в первый раз.

Очерки, выступления, статьи и письма, собранные здесь, представляют истинную ценность не только для поклонников творчества Сент-Экзюпери и позволяют помимо привычного героического образа писателя-летчика увидеть в авторе этих текстов журналиста, наставника, оратора, солдата, а также выдающегося человека, посвятившего себя поиску смысла жизни, определению в ней места и роли людей.

Антуан де Сент-Экзюпери - писатель, ставший «золотым классиком» французской и мировой литературы, автор «Маленького принца», знакомого многим с самого детства, создатель лучших из лучших романов о войне и ее вольных и невольных героях и жертвах. Писатель, чьи книги обладают поразительным свойством оставаться современными в любую эпоху и приковывать внимание читателей любого возраста.

«Цитадель» - самое своеобразное и, возможно, самое гениальное произведение Экзюпери. Книга, в которой по-новому заиграли грани таланта этого писателя. Книга, в которой причудливо переплелись мотивы причин и военной прозы, мемуары и литературные легенды, размышления о смысле жизни и духовные искания великого француза.

1927-1929 годы Сент-Экзюпери провел в Африке, работая начальником промежуточного аэродрома Кап-Джуби на южной границе Марокко (этот аэродром описан в «Южном почтовом»); там он и закончил свою первую книгу, начатую еще несколькими годами раньше. Впервые она была издана в 1929 году.

Первая повесть Сент-Экзюпери во многом еще несовершенна. В частности, неорганичной для творчества этого писателя оказалась любовная линия ее сюжета; вообще, сюжетное построение книги скорее препятствует свободному выражению идей и проблем, волновавших ее автора. Тем не менее здесь уже звучат многие важные содержательные мотивы – мотив человеческих связей, соединяющих рассказчика с его другом Жаком Бернисом, мысль о порядке, который человек вносит в мир своей деятельностью. Напряженная (порой еще недостаточно ясная) стилистика повести предвещает стиль зрелой философской прозы Сент-Экзюпери.

Центральное место в этой книге занимают две новеллы: «Манон, танцовщица» - первое законченное произведение Экзюпери, к сожалению не изданное при жизни автора, и «Авиатор» - новелла, ставшая первой публикацией писателя, а также отправной точкой на пути создания его вечных творений. Эти ранние произведения, безусловно, являются крайне значимыми в творчестве Сент-Экзюпери, в них в полной мере чувствуются те художественные достоинства, высокое мастерство и глубина мысли, которые так ценят в нем читатели.

Кроме этого, в сборник вошли ранее неизвестные очерки писателя, неизданные главы и фрагменты романов «Южный почтовый» и «Ночной полет», а также в точности воспроизведенные письма и документы, представляющие уникальные свидетельства жизни и истории создания его бессмертных произведений. Большой интерес вызовут у читателя любовные письма к внучке царя Александра II, актрисе и светской львице Натали Палей, полные пронзительного лиризма и откровения.

Тексты публикуются впервые на русском языке.

Предисловие

Манон, танцовщица

Вокруг романов «Южный почтовый» и «Ночной полет»

Этим летом я ходил посмотреть на свой самолет. Пилот. Можно верить в людей

Письма Натали Палей

Перед вами - легендарные произведения Антуана де Сент-Экзюпери, писателя - и летчика. Произведения, в которых талант писателя служит лишь средством и формой выразить ощущения летчика.

Некогда мудрый Жан Кокто называл Экзюпери «летящей душой». Теперьвам предстоит окунуться в полет этой души - и вместе с Экзюпери «уйти в небо»...

«Военный летчик» – это книга о поражении и о людях, перенесших его во имя будущей победы. В ней Сент-Экзюпери возвращает читателя к начальному периоду войны, к майским дням 1940 года, когда «отступление французских войск было в полном разгаре». По своей форме «Военный летчик» представляет собой репортаж о событиях одного дня. Он рассказывает о полете французского самолета-разведчика к городу Аррасу, оказавшемуся в немецком тылу. Книга напоминает газетные отчеты Сент-Экзюпери о событиях в Испании, но написана она на ином, более высоком уровне. Сент-Экзюпери писал «Военного летчика», обращаясь к побежденной Франции, и его задачей было выяснить прежде всего для себя, а затем уже для всех, потерпевших поражение основную проблему: что может сделать человек, попавший в неволю, где и в чем он должен искать опору, откуда черпать надежду на спасение. Поэтому в репортаж о войне неотъемлемой частью входят воспоминания о его детстве, о няне из Тироля – Пауле, о годах учебы в коллеже.

😉 Здравствуйте, мои дорогие читатели! Некоторые цитаты Антуана де Сент-Экзюпери стали крылатыми. Например, «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Друзья, здесь есть кто-нибудь, кто не читал «Маленького принца»? Думаю, что нет!

Это известная философская сказка о добре, красоте и правде. «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».

Все герои сказки имеют своих прототипов. Образ самого принца глубоко автобиографичен. Роза, которую Маленький принц любит и охраняет, — его красивая, но капризная жена, латиноамериканка Консуэло. А Лис — хороший друг Экзюпери Сильвия Рейнхардт, которая помогала ему в трудные времена.

«Маленького принца» я прочла лет в двенадцать. Помню свое детское удивление тому, что автором «принца» оказался летчик. Писателя-пилота Экзюпери можно отнести к почти вымирающему виду людей — романтиков. Это вы поймете, когда прочтете его суждения в цитатах.

Биография Антуана де Сент-Экзюпери

Антуан де Сент-Экзюпери (29 июня 1900 — 31 июля 1944) — французский писатель и профессиональный летчик. Удивительно его полное имя. Оно звучит так: Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери. Знак зодиака — Рак.

Детство

Антуан был третьим из пятерых детей в семье провинциального дворянина (графа). В возрасте четырех лет Тони (так его называли) потерял отца. Воспитанием маленького Антуана занималась мать. Именно она привила ему любовь к литературе, к сказкам и искусству и была ему самым большим другом. Он любил ее больше всех на свете.

🙂 Читайте детям сказки, господа! Каждый день. Это очень важно!

Тони — второй справа

Юность

Экзюпери окончил школу иезуитов в Монтре, учился в католическом пансионе в Швейцарии. В 1917 -м поступил в парижскую Школу изящных искусств на факультет архитектуры.

Поворотным в его судьбе стал 1921 год — он был призван в армию и попал на курсы пилотов. Вскоре Экзюпери получил удостоверение пилота и переселился , где и обратился к писательским трудам. Молодой писатель был вынужден браться за любую работу: торговал автомобилями, был продавцом в книжном магазине.

С женой Консуэло

Призвание

Лишь в 1925 Экзюпери нашел свое призвание — стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. Через два года его назначили начальником аэропорта в Кап-Джуби, на самом краю Сахары. И там наконец обрел то внутреннее спокойствие, какого исполнены его поздние книги.

В 1929 Экзюпери возглавил отделение своей авиакомпании в Буэнос-Айресе. В 1931 вернулся в Европу, снова летал на почтовых линиях, был также и летчиком-испытателем. С середины 1930-х гг. выступал и как журналист.

Корреспондентом отправился он и на войну в Испании. Сражался с нацистами с первых дней Второй Мировой войны. 31 июля 1944 года отправился с аэродрома на острове Сардиния в разведывательный полет — и не вернулся.

Браслет

Несколько десятилетий о его гибели ничего не было известно. И только в 1998 году в море близ один рыбак обнаружил браслет. На нем было несколько надписей: «Antoine», «Consuelo» (так звали жену летчика) и адрес издательства, в котором выходили книги Антуана.

Браслет Экзюпери

В мае 2000 г. ныряльщик Люк Ванрель на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолета, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери. Еще при жизни Экзюпери был награжден орденом Почетного Легиона.

Литературное наследие Антуана де Сент-Экзюпери

  1. «Южный почтовый» (1929);
  2. «Ночной полет» (1931);
  3. «Планета людей» (1938);
  4. «Военный летчик» (1942);
  5. «Маленький принц» (1943);
  6. «Цитадель» (1948).

Прочтите потрясающие цитаты Антуана де Сент-Экзюпери, никуда не торопясь. Вдумайтесь. Рождению каждой цитаты предшествовали личные переживания, жизненный опыт и отношение к миру самого автора.

Каждый человек видит мир по-своему. Антуан видел мир так. Прочтите цитаты Антуана де Сент-Экзюпери о смысле жизни, одиночестве, свободе и ответственности и вы узнаете о богатом внутреннем мире Экзюпери.

Антуан знал настоящую цену воде, когда умирал от жажды в Ливийской пустыне, где потерпел аварию его самолет. Он и механик Прево были обречены на смерть. К счастью они были спасены бедуинами. Представьте себя в пустыне, где целых четыре дня не будет ни глотка воды!

Боже, как обидно, что жизнь этого гениального человека оборвалась в 44 года! Это трагедия, когда мир теряет талантливых людей.

Бессмертные цитаты писателя

Цитаты Антуана де Сент-Экзюпери о смысле жизни, о людях и любви:

  • «Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства — прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить».
  • «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
  • «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».
  • «Есть такое твердое правило: встал поутру, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».
  • «Жить — значит медленно рождаться».
  • «Жизнь проявляется не в состояниях, а в действиях».
  • «Не проверяйте друзей и любимых. Они все равно не выдержат испытания».
  • «Никогда не теряй терпения — это последний ключ, отпирающий двери».
  • «Если человек предал кого-то из-за тебя, не стоит связывать с ним жизнь, рано или поздно он предаст тебя из-за кого-то».
  • «Любить — это значит смотреть не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении».
  • «Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы — команда одного корабля».
  • «В городе не до человека. Людей нет, есть функции: почтальон, продавец, сосед, который мешает. Человеком дорожишь в пустыне».

Эти цитаты заставляют человека задуматься о смысле жизни, но в наше время таких читателей немного. Все живут в какой-то ежедневной суете…

Господа, пишите отзывы в комментариях по теме «Цитаты Антуана де Сент-Экзюпери». 🙂 Поделитесь информацией с друзьями в социальных сетях. Спасибо!

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери - известный французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.

Детство, отрочество, юность:

Антуан де Сент-Экзюпери родился во французском городе Лион, происходил из старинного рода перигорских дворян, и был третьим из пятерых детей виконта Жана де Сент-Экзюпери и его супруги Мари де Фонколомб. В возрасте четырёх лет потерял отца. Воспитанием маленького Антуана занималась мать.

В 1912 году на авиационном поле в Амберье Сент-Экзюпери впервые поднялся в воздух на самолёте. Машиной управлял знаменитый лётчик Габриэль Вроблевски.

Экзюпери поступил в Школу братьев-христиан Святого Варфоломея в Лионе (1908 г.), затем с братом Франсуа учился в иезуитском коллеже Сент-Круа в Мансе - до 1914 года, после чего они продолжили учёбу во Фрибуре (Швейцария) в коллеже маристов, готовился к поступлению в «Эколь Наваль» (проходил подготовительный курс Военно-морского лицея Сен-Луи в Париже), но не прошёл по конкурсу. В 1919 году записывается вольнослушателем в Академию изящных искусств на отделение архитектуры.

Поворотным в его судьбе стал 1921 год - тогда он был призван в армию во Франции. Прервав действие отсрочки, полученной им при поступлении в высшее учебное заведение, Антуан записался во 2-й полк истребительной авиации в Страсбурге. Сначала его определяют в рабочую команду при ремонтных мастерских, но вскоре ему удается сдать экзамен на гражданского лётчика. Его переводят в Марокко, где он получает права уже военного лётчика, а затем посылают для усовершенствования в Истр. В 1922 году Антуан заканчивает курсы для офицеров запаса в Аворе и становится младшим лейтенантом. В октябре он получает назначение в 34-й авиационный полк в Бурже под Парижем. В январе 1923 года с ним происходит первая авиакатастрофа, он получает черепно-мозговую травму. В марте его комиссуют. Экзюпери переселился в Париж, где и предался писательским трудам. Однако на этом поприще он поначалу не имел успеха и был вынужден браться за любую работу: торговал автомобилями, был продавцом в книжном магазине.

Лишь в 1926 году Экзюпери нашёл свое призвание - стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. Весной он начинает работать по перевозке почты на линии Тулуза - Касабланка, затем Касабланка - Дакар. 19 октября 1926 года его назначили начальником промежуточной станции Кап-Джуби (город Вилья-Бенс), на самом краю Сахары.

Памятник Антуану де Сент-Экзюпери в Тарфае

В марте 1929 года Сент-Экзюпери вернулся во Францию, где поступил на высшие авиационные курсы морского флота в Бресте. Вскоре издательство Галлимара выпустило в свет роман «Южный почтовый», а Экзюпери уезжает в Южную Америку в качестве технического директора «Аэропоста - Аргентина», филиала компании «Аэропосталь». В 1930 году Сент-Экзюпери производят в кавалеры ордена Почётного Легиона за вклад в развитие гражданской авиации. В июне он лично участвовал в поисках своего друга лётчика Гийоме, потерпевшего аварию при перелёте через Анды. В этом же году Сент-Экзюпери пишет «Ночной полёт» и знакомится со своей будущей женой Консуэло из Сальвадора.

Пилот и корреспондент :

В 1930 году Сент-Экзюпери вернулся во Францию и получил трёхмесячный отпуск. В апреле он заключил брак с Консуэло Сунсин (16 апреля 1901 - 28 мая 1979), но супруги, как правило, жили раздельно. 13 марта 1931 года компания «Аэропосталь» была объявлена банкротом. Сент-Экзюпери вернулся на работу в качестве пилота почтовой линии Франция - Южная Америка и обслуживал отрезок Касабланка - Порт-Этьенн - Дакар. В октябре 1931 года издается «Ночной полёт», и писателю присуждается литературная премия «Фемина». Он снова берёт отпуск и переезжает в Париж.

В феврале 1932 года Экзюпери вновь начинает работать в авиакомпании Латекоэра и летает вторым пилотом на гидроплане, обслуживающем линию Марсель - Алжир. Дидье Дора, бывший пилот компании «Аэропосталь», вскоре устроил его на работу лётчиком-испытателем, и Сент-Экзюпери едва не погиб при испытаниях нового гидросамолёта в бухте Сен-Рафаэль. Гидросамолёт перевернулся, и он едва успел выбраться из кабины тонущей машины.

В 1934 году Экзюпери поступает на работу в авиакомпанию «Эр Франс» (бывшая «Аэропосталь»), как представитель компании совершает поездки в Африку, Индокитай и другие страны.

В апреле 1935 года, в качестве корреспондента газеты «Пари-Суар», Сент-Экзюпери посетил СССР и описал этот визит в пяти очерках. Очерк «Преступление и наказание перед лицом советского правосудия» стал одним из первых произведений писателей Запада, в котором делалась попытка осмыслить сталинизм. 3 мая 1935 г. он встретился с М. А. Булгаковым, что зафиксировала в дневнике Е. С. Булгакова.

В скором времени Сент-Экзюпери становится владельцем собственного самолёта С.630 «Симун» и 29 декабря 1935 года предпринимает попытку поставить рекорд при перелёте Париж - Сайгон, но терпит аварию в Ливийской пустыне, снова едва избежав гибели. Первого января он и механик Прево, умиравшие от жажды, были спасены бедуинами.

В августе 1936 года, согласно договору с газетой «Энтрансижан», едет в Испанию, где идёт гражданская война, и публикует в газете ряд репортажей.

В январе 1938 года Экзюпери отправляется на борту лайнера «Иль де Франс» в Нью-Йорк. Здесь он переходит к работе над книгой «Планета людей». 15 февраля он начинает перелёт Нью-Йорк - Огненная Земля, но терпит тяжёлую аварию в Гватемале, после чего долго восстанавливает здоровье сначала в Нью-Йорке, а затем во Франции.

Война :

4 сентября 1939 года, на следующий день после объявления Францией войны Германии, Сент-Экзюпери является по месту мобилизации на военный аэродром Тулуза-Монтодран и 3 ноября переводится в авиачасть дальней разведки 2/33, которая базируется в Орконте (провинция Шампань). Это было его ответом на уговоры друзей отказаться от рискованной карьеры военного лётчика. Многие пытались убедить Сент-Экзюпери в том, что он принесёт гораздо больше пользы стране, будучи писателем и журналистом, что пилотов можно готовить тысячами и ему не стоит рисковать своей жизнью. Но Сент-Экзюпери добился назначения в боевую часть. В одном своём письме в ноябре 1939 года он пишет: «Я обязан участвовать в этой войне. Всё, что я люблю, - под угрозой. В Провансе, когда горит лес, все, кому не всё равно, хватают вёдра и лопаты. Я хочу драться, меня вынуждают к этому любовь и моя внутренняя религия. Я не могу оставаться в стороне и спокойно смотреть на это.».

Сент-Экзюпери сделал несколько боевых вылетов на самолете «Блок-174», выполняя задачи по аэрофоторазведке, и был представлен к награде «Военный крест» (фр. Croix de Guerre). В июне 1941 года, уже после поражения Франции, он переехал к сестре в неоккупированную часть страны, а позже выехал в США. Жил в Нью-Йорке, где в числе прочего написал свою самую знаменитую книгу «Маленький принц» (1942, опубл. 1943). В 1943 году он вступил в ВВС «Сражающейся Франции» и с большим трудом добился своего зачисления в боевую часть. Ему пришлось освоить пилотирование нового скоростного самолета «Лайтнинг» Р-38.

Сент-Экзюпери в кабине «Лайтнинга»

«У меня забавное ремесло для моих лет. Следующий за мной по возрасту моложе меня лет на шесть. Но, разумеется, нынешнюю мою жизнь - завтрак в шесть утра, столовую, палатку или белённую известкой комнату, полёты на высоте десять тысяч метров в запретном для человека мире - я предпочитаю невыносимой алжирской праздности… …я выбрал работу на максимальный износ и, поскольку нужно всегда выжимать себя до конца, уже не пойду на попятный. Хотелось бы только, чтобы эта гнусная война кончилась прежде, чем я истаю, словно свечка в струе кислорода. У меня есть, что делать и после неё» (из письма Жану Пелисье 9-10 июля 1944 г.).

31 июля 1944 года Сент-Экзюпери отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полёт и не вернулся.