История создания кантаты "Александр Невский" С.Прокофьевым. Материал по музыке (8 класс) на тему: Анализ кантаты С

Московский государственный университет

культуры и искусств

Аннотация

на хор С. Прокофьева

«Вставайте, люди русские»

из кантаты «Александр Невский»

Слова В. Луговского и С. Прокофьева

Студентки 2 курса

Вахрушевой Ольги.

Класс преподавателя

Аскерова М. С.

Прокофьев Сергей Сергеевич (1891 – 1953) – русский композитор, пианист, дирижёр, народный артист РСФСР; музыкант-новатор, классик современной русской музыки.

Родился Сергей Прокофьев 11 апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Первое образование Прокофьева было получено дома. Музыкой Сергей увлекся с детского возраста. В 5 лет он начал играть на пианино, а чуть позже – сочинять первые пьесы. В биографии композитора первые оперы были созданы в 9-летнем возрасте.

Затем Сергей стал обучаться у лучших преподавателей в Петербургской консерватории. Впервые выступил со своими произведениями Прокофьев в 1908 году, а, начиная с 1918 года, много гастролировал: по Европе, Америке, Японии. В 1936 году Прокофьев вместе с женой поселился в Москве, начал преподавать в консерватории.

Среди сочинений женского хора с оркестром «Белый лебедь» (не изданное), кантаты «Семеро их», «К 20-летию Октября», «Александр Невский», «Здравица», «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным», «Расцветай, могучий край». Сюита для солистов, хора и оркестра «Песни наших дней», оратория «На страже мира»; «Иван Грозный» (композиция А. Стасевича по музыке к одноимённому кинофильму.). Хор участвует в сюите «Зимний костер», в опере «Война и мир», «Семён Котко» и другие.

Прокофьев создал собственный хоровой стиль, подчиненный композиционным задачам. В большинстве это хор с оркестром; часто - аккордовый склад, с преобладанием верхнего голоса, с октавными удвоениями, параллелизмами трёхголосных созвучий, употреблением скачков, хроматизмов, тональных сдвигов. Не придерживаясь сложившихся приемов подголосочности, имитационной полифонии, Прокофьев мастерски применял их отдельные элементы. Сочинения Прокофьева на русскую тематику окрашены национальным колоритом благодаря сохранению и обогащению ладовости и русских песенных интонаций. В сочинениях на современные темы использовал интонации хоровой, в частности пионерской песни, черты жанровой музыки (маршей и др.). Лучшие сочинения Прокофьева – «Александр Невский», «На страже мира» и другие – завоевали всенародную популярность.

Луговской Владимир Александрович (1901 – 1957) – русский поэт. Родился в Москве, в семье учителя русской литературы, который был широко образованным человеком, историком и археологом, знатоком живописи, скульптуры и архитектуры. Его любовь к русскому искусству оказала на сына огромное влияние. Учился в первой московской гимназии, окончив которую досрочно, поступил в МГУ, но затем уехал в Полевой контроль Западного фронта. Октябрьская революция и гражданская война диктовали свои условия жизни.

Первые его стихи напечатал А.Луначарский в «Новом мире» (1924). Книга «Сполохи», вышедшая в 1926 в издательстве «Узел», была издана на собственные деньги. Следующими книгами были «Мускул» и «Страдания моих друзей».

В начале 1930-х Луговской несколько раз надолго выезжал в Среднюю Азию, впечатления от которой отразились в его поэтической эпопее «Большевикам пустыни и весны.

В 1923 побывал в Дагестане, затем в Азербайджане, подолгу жил в Баку, вместе с С.Вургуном работая над созданием антологии азербайджанской поэзии. В конце 1930-х совершил поездку на Север, затем жил в Севастополе и на Южном берегу Крыма, много писал, обратившись к исторической теме. В последние годы вышли книги «Солнцеворот» и «Синяя весна» и самая значительная книга Луговского – «Середина века».

Кантата «Александр Невский» целиком возникла из музыки к кино С. Эйзенштейна. Дружба Прокофьева с Эйзенштейном началась в конце 20-х годов, когда молодой режиссёр, прославившийся во всём мире своим революционным фильмом «Броненосец «Потёмкин», впервые познакомился с композитором в дни пребывания в Париже. Эйзенштейн сразу пригласил на роль композитора именно Прокофьева. Музыка к фильму «Александр Невский» – одна из признанных вершин в творческой жизни Сергея Прокофьева. В этой работе он впервые обратился к русской героико-эпической тематике. Успех фильма «Александр Невский» натолкнул Прокофьева на мысль создать одноименную кантату на материале киномузыки в 1938 году. И он создал цельную вокально-симфоническую композицию, которая подобна увлекательной повести о далёком прошлом.

Музыка Прокофьева раскрыла страницы подлинно современного эпоса. «Прокофьев национален строгостью традиций, восходящих к первобытному скифу… Вот почему так прекрасно звучит в его музыке древность – не через архаизм или стилизацию, но сквозь самые крайние и рискованные изломы ультрасовременного музыкального письма», – отмечал Эйзенштейн.

В основе драматургии кантаты лежит противопоставление двух образов: с одной стороны – образ русского воинства, с другой – образ тевтонских крестоносцев. Русское воинство охарактеризовано напевными песнями былинного склада, интонациями печального причета, весёлых скоморошьих наигрышей. Рыцари-крестоносцы обрисованы по-иному: в них воплощение зла, жестокости, бесчеловечности, насилия, кровавых преступлений. Композитор и здесь пользуется выразительными средствами, чтобы описать вражью силу: военные фанфары, католический хорал, автоматический марш железных когорт. Контраст между двумя враждующими лагерями подчёркнут ладогармоническими и оркестровыми средствами. Диатоника, близкая к народной песенности, мягкость и человечность тембров преобладают в музыке и это характеризует русское воинство. Темы же тевтонских захватчиков отмечены жёсткими политональными созвучиями, «механизированными» ритмами, грубыми тембрами, резкими ударными.

Новаторство Прокофьева в том, что он создаёт новый жанровый сплав программного симфонизма с оперно-хоровым действием. Прокофьев использует эффекты звукописи, изображая то зловещее карканье ворона, то весёлое ржание коней, то гул и треск ледяного поля, разламывающегося под ногами тевтонцев.

Кантата написана для меццо-сопрано, хора и оркестра.

Семь частей кантаты различны по содержанию и строятся на контрастном чередовании. Первые четыре части составляют вступление и экспозицию:

I. «Русь под игом монгольским».

II. «Песня об Александре Невском».

III. «Крестоносцы во Пскове».

IV. «Вставайте, люди русские».

V. «Ледовое побоище» – разработка (сопоставление и конфликтная схватка контрастирующих образов).

VI. «Мёртвое поле» – лирико-драматическое интермеццо.

VII. «Въезд Александра во Псков» – светлый, жизнеутверждающий, ликующий финал.

Ведущей ладотональностью всего сочинения следует считать B - dur . Это воплощение мощи и величия России. Круг образов, рисующий мир крестоносцев дан в тональности cis - moll . С образами русского народа связаны тональности c - moll и D - dur . Хор занят в большинстве эпизодов, за исключением I и V частей. Русская дружина охарактеризована песнями народного склада (II, IV, VII части). Крестоносцы же выступают с исступленным, мертвенно-аскетическим пением католического хорала на латинском языке. Прокофьев часто вводит переклички высоких и низких регистровых групп. Стремясь усилить суровость звучания, он охотно выделяет низкие тяжёлые тембры.

Кантата (по-итальянски cantare петь) – произведение торжественного или лирико-эпического характера для хора, солистов и оркестра, состоящее из нескольких законченных номеров.

Кантата оригинальна в жанровом отношении. Замечательны стройность и цельность композиции. Драматургия кантаты основана на острейшем конфликте между народным началом и жестокостью и насилием. Александр Невский предстал в картине былинным витязем с необъятной русской душой.

В четвёртой части Александр Невский созывает народ на защиту Родины: «Вставайте, люди русские» (клич матерей, отцов).

Как тревожный набат возникает краткое вступление к хору:

Набатный колокол звучит в оркестре на протяжении всей первой части хора.

Форма произведения сложная трёхчастная со средней частью типа эпизод.

I часть написана в простой трёхчастной форме с развивающей серединой (8+8+8 тактов).

II часть – эпизод – состоит из небольшого вступления (4 такта) и двух периодов повторного строения (16+16 тактов).

III часть – реприза – простая трёхчастная форма с контрастной серединой (8+8+8 тактов).

Основной темп и характер хора Allegro risoluto (= 72) – быстро и решительно. Но при переходе к средней части появляется агогика – poco rit . – постепенно замедляя, затем в прежнем темпе – a tempo .

Композитор использует сложный метр. Размер 2/2 – состоит из двух простых однородных.

Ритмический рисунок в основном представлен длительностями: половинные, четверти, реже восьмые:

Так как главная цель произведения – призыв к действию, защита Родины – основная тональность Es - dur – светлая и надежда и решительность. Характерны внезапные сдвиги из Es - dur в Ces - dur при словах «Живым бойцам почёт и честь», а также из Es - dur в D - dur при переходе к средней части.

Прекрасная D - dur тема средней части, исполняемая альтами, а затем басами, пластичностью своей напоминает некоторые темы из Глинкинского «Руслана»; она воплощает образ Родины: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу». Эта тема будет звучать еще в V и VII частях «Александра Невского»:

Для того чтобы подчеркнуть решительность и единство народа, Прокофьев использует гомофонно-гармонический склад письма, с элементами полифонии.

Всё произведение звучит на одном дыхании очень мужественно и смело. Наибольший эмоциональный подъём достигается при помощи восходящего движения и сильной динамики – ff , f , mf . Эти нюансы отражают мощность русского народа, его готовность к борьбе с врагами. Хор вступает в нюансе ff , звучит двойная кварта, на каждую сильную долю звучит акцент – это вызывает чувство уверенности, создаётся образ непоколебимого народа, его готовность встать на защиту Родины!

Слова «Вставайте, люди русские» звучат снова и снова, словно вселяя в людей уверенность.

Встречается mp и p в средней контрастной части, а также в репризе, на словах «Врагам на Русь не хаживать, полков на Русь не важивать».

Эмоциональная кульминация приходится на конец произведения, на последнее проведение темы «Вставайте, люди русские»:

Главная мелодия оркестра содержит чеканные призывные интонации, тем самым, усиливая характер звучания, воинственность данного сочинения. Роль оркестра здесь заключается и в том, что он дублирует основную мелодию хора.

Диапазон партии сопрано: Диапазон партии альтов:

Диапазон партии теноров: Диапазон партии басов:

Общий диапазон хора:

Тесситура во всех партиях средняя, удобная для исполнения. Ансамбль хора будет естественный.

В основном партии дублируют друг друга (С-Т, А-Б) – в результате чего звучит октавный унисон – и снова усиление эффекта единства и решительности.

В основном трудность составляет исполнение скачков и интонирование случайных знаков:

Во всех партиях встречается скачкообразное движение – постоянно поддерживая чувство напряжения и взволнованности. У сопрано встречаются большие скачки на сексты и септимы, у альтов и теноров на ч.5 и сексту.

Очень важно в довольно быстром темпе добиться чёткого произношения текста, точного интонирования мелодии.

Звуковедение legato , атака звука мягкая в средней части, но активная и твёрдая в I части и репризе сочинения.

Певческое дыхание общехоровое, цепное и по партиям.

Основные дирижёрские трудности выражаются в изображении ярких контрастов. Очень чёткими должны быть вступления и снятия; должное внимание стоит уделить оркестру, так как он играет важную роль в создании характера.

Русь угнетенная, величавая и скорбная предстает теперь с другой стороны – героической. Хор замечателен своей активностью и ритмической энергией. Этот хор был очень любим в годы Великой Отечественной войны. Он действительно является боевой патриотической песней.

_______________________________
Содержание:
1.
Историческая, музыкально­
патриотическая тема.
2.
Отражение патриотических черт русского
характера в музыке хора «Вставайте, люди
русские!» из кантаты С. Прокофьева
«Александр Невский».
3.
Контраст образов ­ русских
освободителей и немецких рыцарей­
крестоносцев ­ в музыке Прокофьева;
Знакомство с жанром кантаты.
4.
Музыкальный материал:
1.
С. Прокофьев. «Вставайте, люди
русские!», «Ледовое побоище», «Мёртвое
поле», «Въезд Александра во Псков» из
кантаты «Александр Невский» (слушание);
Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. «Край, в
2.
котором ты живёшь» (пение).

1.
Наблюдать за процессом музыкального
развития на основе сходства и различия
интонаций, тем, образов.
2.
Применять знания основных средств
музыкальной выразительности при анализе
прослушанного произведения.

«Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси
есть сильны могучи богатыри» ­ так говорил
Илья Муромец о доблестных защитниках
земли Русской.
В минуты тяжёлых испытаний в Росси всегда
находились великие герои, ведущие народ на
борьбу с врагом. Князь Игорь, Александр
Невский, Александр Суворов, Михаил
Кутузов… Имена этих русских полководцев
навсегда вошли в историю Российского
государства.
«Кто с мечом к нам войдёт ­ от меча и
погибнет.
На том стоит, и стоять будет русская
земля!»
Александр Невский
Перелистаем страницы русской истории
Итак, начало XIII в. Русь задыхается под
татаро­монгольским игом. Вся южная часть
Русского государства изнемогает от
жестокости завоевателей. А с севера новая
беда – шведы да немцы.
В 1240 г. Князь Александр Ярославич
наголову разбил отряд шведских рыцарей.
Битва эта произошла на реке Неве, и
победитель получил за это прозвище Невский.
О том в народе даже песни складывают.
«А и было дело на Неве­реке,
На Неве­реке. На большой воде.

Там рубились в войске воинском
За великую землю Русскую.
За собою войско вёл Александр.
Были силы в войске богатырские,
Как налево махнут – станет улица,
А направо махнут – переулочек.
Не уступим мы землю Русскую,
Кто придёт на Русь, будет побеждён!»
Вскоре после Невской битвы на Русь
двинулись отряды немецких рыцарей­
крестоносцев. Чёрными крестами были
расшиты их знамёна, чёрные кресты были и на
щитах рыцарей. Строй крестоносцев русские
прозвали «железной свиньёй».
Весной 1242 года на Чудском озере
разыгралось кровавое побоище.
«Александр Невский был в самого гуще боя…
Сеча (сражение) кругом шла такая, что льду
озёрному стало жарко. Русские дрались
яростно. Да и как же драться без ярости,
когда позади остались дети и жёны, остались
сёла и города, осталась родная земля с
коротким и звучным названием ­ Русь…» О.
Тихомиров.
Русские войска, сражаясь, загнали врагов на
лёд Чудского озера, лёд проломился, и
тяжёлые доспехи увлекли захватчиков под
воду.

Художники и композиторы воплотили облик
героического князя и его подвиг в своих
картинах и в музыке.
Живопись
На картине П. Д. Корина «Александр
Невский» князь изображён во всю высоту
полотна, опираясь обеими руками на
огромный тяжёлый меч в ножнах. Он как бы
возвышается над нами, это придаёт образу
особое величие. Полководец изображён в
боевых доспехах – в кованом шлеме, в
стальной кольчуге, рукавицах, наколенниках –
на фоне красного плаща и тёмного знамени с
ликом Спасителя. Князь Александр Невский
грозно смотрит перед собой. Взгляд его суров
и неприступен. Весь его облик говорит: «Кто
на Русь с мечом пойдёт, тот и от меча
погибнет!»
На дальнем плане, за фигурой князя, мы
видим белоснежные церкви Великого
Новгорода. Отражение русского города в
картине символизирует Великую Русь.
Звуки музыки
С. С. Прокофьев. Кантата «Александр
Невский»
Композитор Сергей Сергеевич Прокофьев
написал кантату к художественному фильму

под названием «Александр Невский», в
котором показывают битву на Чудском озере.
Именно кантатой, то есть музыкальным
произведением для пения, а не сюитой из
музыки к фильму назвал своё сочинение
Сергей Сергеевич Прокофьев.
Почти 300 лет назад появилась многоголосая
бытовая песня – «кант». Слово это в переводе
с латинского означает «песня», «пение» и
созвучно итальянскому слову «кантаре», что
означает «петь».
Авторами кантов были учителя пения,
студенты, певчие церковных хоров. Канты
посвящались разным событиям. В них
воспевали победу и скорбели о погибших,
осуждали предательство и высмеивали
глупость. При Петре I канты сочиняли для
торжеств по случаю победы.
Кантата – это большое произведение,
состоящее из нескольких частей. Она
исполняется в концертном зале хором,
оркестром и певцами­солистами.
На сцене не будет декораций. Займут свои
места оркестранты во фраках, выйдет и
построится хор ­ чёткие ряды женщин в
длинных платьях и мужчин в чёрных
костюмах. Дирижёр подаст знак ­ и линия
белых листков прочертит эти стройные ряды:
хористы приготовят ноты. Но начнётся

музыка ­ и всё исчезнет. Перед нами встанет
измученная, разорённая монголами Русь,
собирающая силы для борьбы с новым врагом.

На славный бой, на смертный бой!»
Мощно и грозно звучит призыв; то низко,
рокочуще, то высоко и звонко ведут они
мелодию песни. Вот слились вместе, будто
идущие из разных мест ополченцы собрались в
единую могучую рать:
«Вставайте, люди честные,
За нашу землю русскую!»
русские!» из кантаты «Александр Невский» (1
часть хора).
1.
Есть ли в этом хоре инструментальное
вступление?
2.
3.
4.
Какой музыкальный инструмент звучит во
вступлении? (Колокол.)
Каков характер звучания колокола?
(Тревожный, призывный, беспокойный.)
Какой характер звучания хора?
(Энергичный, смелый, напряжённый.)
У композитора в нотном тексте имеется
указание: «решительно, мужественно».
1.
Какой хор звучал в этом отрывке –
мужской, женский, детский или смешанный?

(Смешанный – слышны были мужские и
женские голоса.)
2.
Кто ещё, кроме смешанного хора,
исполнял этот отрывок? (Симфонический
оркестр.)
3.
4.
5.
В какой динамике звучит весь отрывок?
(Форте.)
В каком темпе звучит отрывок? (В
быстром.)
Какому музыкальному жанру близок этот
отрывок? (Маршу.)
Вы послушали начальный отрывок. А теперь
послушайте полностью хор «Вставайте, люди
русские!». Обратите внимание на его среднюю
часть – изменится ли характер музыки, кто её
будет исполнять? Вернётся ли в конце
музыкальная тема начала?
Слушание: С. Прокофьев «Вставайте, люди
русские!» из кантаты «Александр Невский»
(полностью).
1.
Отличалась ли по своему звучанию
средняя часть хора? (Да.)
Какой был характер в этой части?
(Распевный, плавный, мягкий.)
Кто исполнял среднюю часть? (Женский
2.
3.
хор и симфонический оркестр.)
Послушайте текст, который поёт женский
хор. Широко и плавно разлилась вдруг

мелодия, зазвенела прекрасная высоким,
чистым звоном.
«На Руси большой,
На Руси родной
Не бывать врагу!»
И снова клич по всей Руси: «Вставайте, люди
русские!» Теперь уже поёт весь хор, и
женщины, и мужчины, ­ ещё мощнее, и уже
совсем грозно зазвучала песни, сзывая всех на
битву с врагом.
«На Руси родной,
На Руси большой
Не бывать врагу.
Поднимайся, встань,
Мать родная Русь
1.
Почему среднюю часть произведения с
этими словами поёт именно женский хор?
(Создаётся впечатление, что женщины
провожают своих мужей на борьбу с врагом
или, что сама Русь просит подмоги у
защитников.)
2.
3.
4.
Повторялась ли в конце начальная тема
хора? (Да.)
Каков характер финала произведения?
(Возвышенный, мощный, торжественный.)
Сколько частей было в хоре «Вставайте,
люди русские!»? (Три части.)

5.
Каким словом в музыке называется
повторение? (Реприза)
А знаете ли вы, мои дорогие друзья, что в
самые первые дни Великой Отечественной
войны, когда не было и не могло ещё быть
песен, зовущих на правое и святое дело ­ на
битву с фашизмом (а как нужны были также
песни сразу же, сейчас же!), когда не была ещё
создана прекрасная и суровая песня­призыв
«Вставай, страна огромная!»,­ в эти самые
первые дни по радио во всех уголках нашей
страны звучал именно этот хор из кантаты
Сергея Прокофьева.
«Вставайте, люди русские, на великий бой с
захватчиками нашей Родины, за нашу землю»,
­ сзывала советских людей мужественная
песня. И могучая, жизнеутверждающая
энергия, заключённая в музыке, вселяла
уверенность, рождала волю к победе.
Но вернёмся снова к кантате.
В музыке кантаты «Александр Невский» С.
Прокофьев создал не только русские
героические образы, но и образы захватчиков.
…Мглистый, туманный рассвет над ледяным
полем. Затаённо, тихо начинается «тема
нашествия» немецких рыцарей. К засевшим в
засаде русским войскам приближается
непобедимый доселе стальной клин
тевтонской «свиньи». Лязгает, громыхает

броня, и сквозь лязг прорываются высокие,
резкие голоса ­ это монахи исступлённо поют
свои католические молитвы. Но и молитвы, и
страшный лязг доспехов ­ всё заглушает
песня, боевая песня русских воинов.
Мужественно и грозно звучат низкие, мощные
голоса русских богатырей...
В бой вступает дружина Александра
Невского. У трубы звучит тема «Вставайте,
люди русские!». Начинается русская атака. Её
сопровождает новая стремительная, удалая
тема.
Эти темы, как противники в бою,
сталкиваются друг с другом. Потом
вражеская тема слабеет, искажается.
Завершает эту часть тихая и светлая тема
среднего раздела четвертой части «На Руси
родной, на Руси большой не бывать врагу».
На освобождённую русскую землю пришли
мир и тишина.
Слушание: С. Прокофьев «Ледовое побоище»
из кантаты «Александр Невский».
Окончена ледовая битва. Безмолвно и
неподвижно ледяное поле, только огоньки
факелов мелькают в темноте. Женщины
разыскивают воинов, не вернувшихся с битвы.
«Я пойду по полю чистому...» ­ одиноко
плывёт над снежным простором низкий,
глубокий женский голос. В мелодии,

невыразимо печальной, распетой широко, как
протяжные крестьянские песни,­ не
бессильное отчаяние, а сдержанная скорбь. И
в огромном, безмерном горе сохраняет
величавое достоинство русская женщина ­
мать, жена, невеста. «Песней невесты» и
названа эта часть кантаты. Поёт песню один
голос. Но этот одинокий голос звучит как
скорбный реквием всего народа, как дань
памяти павших в злой ледовой сече. После
мощной, яркой, многообразной музыкальной
картины ледового побоища, после шума и
грохота этот одинокий голос не только не
нарушает, но ещё сильнее подчёркивает
застывшую, мёртвую тишину ледяного поля.
Послушайте, какими словами начинается
отрывок «Мёртвое поле».
«Я пойду, пойду по полю белому,
Полечу по полю смертному,
Поищу я славных соколов,
Женихов моих, добрых молодцев.
Кто лежит, мечами порубленный,
Кто лежит, стрелой пораненный.
Напоили они кровью алою
Землю честную, землю русскую…»
Слушание: С. Прокофьев «Мёртвое поле» из
кантаты «Александр Невский».
1.
Какой характер у этой музыки?
(Протяжный, мрачный, тоскливый.)

2.
3.
Какому жанру народной песни близка
мелодия этой части кантаты? (Плачу.)
Кто исполнял эту часть кантаты?
(Симфонический оркестр и певица­
солистка.)
Псков встречает победителей. Снова песня ­
счастливая, радостная. Сверкающей нитью
вьются вокруг её мелодии высокие звенящие
подголоски, чудесно сливаясь с малиновым
перезвоном праздничных колоколов.
«На Руси большой,
На Руси родной
Не бывать врагу!»
Мы слышим знакомые мелодии ­ все они уже
звучали в кантате. Чудесно преображённые,
словно одетые в праздничный наряд, они не
потеряли, однако, своей могучей силы...
Слушание: С. Прокофьев «Въезд Александра
во Псков» из кантаты «Александр Невский».
Пусть помнят враги: «Кто с мечом к нам
войдёт ­ от меча и погибнет. На том стоит, и
стоять будет русская земля».
Кантата окончена.
1.
Как называется кантата, музыку из
которой вы прослушали?
2.
Какой композитор написал кантату
«Александр Невский»? (Сергей Прокофьев.)

3.
4.
5.
6.
Произведение о каком герое написал С.
Прокофьев? (Об Александре Невском.)
Чем прославился Александр Невский,
почему он получил такое прозвище –
Невский? (Под его командованием русское
войско разбило шведов на реке Неве.)
Какое ещё большое сражение он выиграл?
(Разбил немцев на Чудском озере.)
Какие слова Александра Невского стали
крылатыми? («Кто с мечом к нам войдёт ­ от
меча и погибнет»)
7.
Как называется произведение, в котором
композитор С. Прокофьев рассказал о
подвигах Александра Невского? («Александр
Невский».)
8.
9.
В каком жанре создано это произведение?
(В жанре кантаты.)
Расскажите, что представляет собой жанр
кантаты? (Это произведение для
симфонического оркестра, хора и солистов.)
Наша страна всегда высоко ценила подвиги
Александра Невского. Он причислен к лику
святых. В ХХ веке, как вы уже знаете, о
знаменитом сражении на Чудском озере был
снят фильм, создана кантата.
В 1942 году был учреждён орден Александра
Невского, которым награждали крупных
военачальников за проведение боевых

действий, в которых было разгромлено много
сил противника.
Вопросы и задания:
1.
Какие черты русского характера отразил
С. Прокофьев в музыке хора «Вставайте,
люди русские»?
2.
Сравните звучание двух мелодий –
3.
русских освободителей и немецких рыцарей.
Что в них общего? Чем они отличаются?
Каким музыкальным термином можно
определить развитие музыки в «Ледовом
побоище»? Слова для справок: крещендо,
диминуэндо. Почему?
Былины – 3 класс
Содержание:
1.
Претворение мотивов русских народных
сказок и былин в музыке отечественных
композиторов.

2.
3.
Сюжеты и герои.
Эпические произведения искусства:
характерные типологические особенности.
Музыкальный материал:
1.
А. Бородин. Симфония № 2
«Богатырская». I часть. Фрагмент
(слушание);
2.
В. Гаранин. Былина «Илья Муромец»
(слушание);
3. Ю. Антонов, стихи М. Пляцковского.
«Родные места» (пение).
Характеристика видов деятельности:
1.
Различать настроения, чувства и характер
2.
человека, выраженные в музыке.
Размышлять, рассуждать об
отечественной музыке и многообразии
фольклора.
3.
Обнаруживать общность истоков
народной и профессиональной музыки.
«Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…»
Расскажу я вам, ребята, о давних­давних
временах. Ещё и городов на раздольной
русской земле не было, только степи
бескрайние, леса дремучие да озёра и реки
синие. Вода чистая, прозрачная, в той воде
рыбы ­ видимо­невидимо. Но в болотах и

озёрах, сказывают, водилась и другая
живность, например, водяной или русалки.
А в лесах не только зверьё бродило, но и
леший ходил­поскрипывал. Об этом говорят
древние сказания далёких предков ­ славян.
Передавали они свои рассказы из поколения в
поколение устно: так те и до нас дошли.
Много было древних славянских поселений на
Руси, и назывались они все по­разному.
Вспоминают, жили когда­то племена антов,
россов (отсюда и название: Русь); позже
появились поляне, древляне, северяне, вятичи,
волыняне, бужане... Большой и трудный путь
прошла матушка­Русь с тех давних времён. И
печенеги с половцами разоряли её, и шведы с
немцами нападали с севера, и 200 лет под
игом татарским томился народ русский. Но
выстоял! Силён, знать, духом оказался.
А ещё русские люди всегда своим
трудолюбием славились. Землю­матушку
пахали, рыбу ловили, в лесах охотились.
Красоту родного края ценили и сами
старались красоту создавать. То ложечка
расписная, то чаша затейливая, то игрушка
хитроумная выйдет из умелых рук
мастерового. А костюмы какие носили!
Глядеть ­ не наглядеться на узоры, тканые да
вышитые! Ну а уж про сказки, песни да игры и
говорить нечего ­ чистый родник воды живой.

Именно так называют порой народное
творчество.
Народное творчество иногда называют
фольклором. Это слово английское и означает
вот что: фольк ­ народное, лор ­ знание или
мудрость. И действительно, русский
фольклор ­ воистину неиссякаемый источник
красоты и мудрости! Композитор М.
Глинка так и говорил: «Музыку сочиняет
народ, а мы, композиторы, только аранжируем
(аранжируем ­ изменяем, излагаем) её».
Если в календарных обрядовых песнях, в
плясовых и хороводных мы сами являемся
участниками действия, то в старинных
былинах обязательно есть тот, кто нам
рассказывает, a мы всего лишь внимательно
слушаем. Эпос так называют эти старинные
предания. Эпические песни­сказания о давно
прошедших временах, иногда с элементами
фантастики. Свой эпос есть у каждого народа
(украинские думы, норвежские саги, немецкие
сказания о нибелунгах, французские песни о
Роланде...).
Плывут звуки яровчатых гуслей, и величавая,
распевная речь неторопливо повествует о
прославленных богатырях времён Киевской
Руси: о Вольге и Микуле, о славном Илье
Mypoмцe, о Добрыне Никитиче и Алёше
Поповиче.

Слушание: В. Гаранин. Былина «Илья
Муромец».
Главный герой картины – сказитель Баян –
находится не по центру. Художник Виктор
Васнецов показывает нам, что главное не то,
как выглядит Баян, а что он рассказывает. По
этой же причине большинство собравшихся не
смотрит на старца с гуслями, а погружено в
свои мысли.
Грозовое небо и сильный ветер, развевающий
седину старца, будто вторят его рассказу о
великих сражениях и героизме русского
народа. Лица слушателей, серьёзные и
напряжённые, наводят на мысль, что
повествуемое слепым Баяном вызывает у них
чувство решимости. Возможно, скоро
предстоит сражение, и старец, рассказывая о
подвигах защитников Руси, настраивает всех
на победу.
Всё может родная земля: накормить хлебом,
напоить из родников, удивить своей красотой.
Вот только защитить сама себя не может. А
потому защита родной земли – это
обязанность всех тех, кто ест её хлеб, пьёт
воду, любуется её красотой.
Народ всегда славил своих защитников. Об их
подвигах в древности были сложены песни –
былины. Былины пелись и сказывались

одновременно. Они относятся к
произведениям народного творчества.
«Богатырская» тема представлена в музыке
русского композитора Александра
Порфирьевича Бородина.
Вторая симфония Бородина так и называется
– «Богатырская». Слушая эту музыку,
испытываешь ощущение силы, бодрости,
света, мысленно представляешь образ Древней
Руси, её бескрайние степи, богатырские
заставы ­ весь образ далёких веков.
Про героев давних времён рассказывают нам и
замечательные картины художников. Перед
вами картина, которую написал
замечательный русский художник Виктор
Васнецов. Художник никогда не видел
богатырей. Они жили намного раньше
художника. Но он слушал, что поёт и
рассказывает про богатырей народ, ­ и
представил их себе, вообразил их. И теперь
для нас богатыри именно такие, как на
картине В. Васнецова.
Остановились в чистом поле три богатыря.
Посредине на вороном коне – Илья Муромец,
славный богатырь. Сила и мудрость
чувствуется во всём его облике. Он зорко
смотрит вдаль из­под ладони. В одной руке
копьё, в другой – тяжёлая палица. Стоит под
ним конь, слегка потряхивая бубенчиками под

чёлкой. Конь спокоен, только зло косит глаза
в сторону врага. Крестьянский сын Илья
Муромец совершал подвиги не ради славы, а
потому, что любил свою землю, свой народ.
Слева на белом коне – Добрыня Никитич ­
представителен и величав. Он достаёт
булатный меч. Щит у Добрыни каменьями
украшен, меч у него булатный, а взгляд­то у
него пристальный. Под ним белый
длинногривый конь стоит, ноздри раздувает,
видно, врага чует.
Справа от Ильи – Алёша Попович. В левой
руке у него лук, а по правую руку гусельки
яровчатые. Алёша и песни петь, и воевать
умеет. Лукава усмешка на его губах, вот
сейчас запоёт песню на всю степь. Вооружён
он скромнее. Рыжий конь Алёши под стать
ему: низко опустил голову, чтобы пощипать
травы, но уши навострил. Хитёр Алёша! Не
смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит
да тугой лук держит наготове.
Три богатыря стоят на широкой равнине.
Вдали темнеют холмы родной земли. Чутко
вслушиваются богатыри: не видать ли врага,
не обижают ли кого?
В небе клубятся белые тяжёлые облака.
Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по
выжженной солнцем земле. Хищная птица,
парящая над кромкой леса, и серые

могильники вносят дополнительную
интонацию опасности. Но весь облик
богатырей говорит о надёжности защитников
Русской земли.
Слушание: А. Бородин. Симфония № 2
«Богатырская». I часть.
Все стороны своей жизни отразил русский
народ в сказках, песнях, былинах. И живут
они долго ­ много веков. Собирают их,
изучают и чтут как самое дорогое сокровище,
как память о прошлом. А что же может быть
дороже памяти? Как устоит дерево без
корней? Но ведь и правда, искусство похоже
на большое дерево. Корни его ­ это народное
творчество. Ветви ­ искусство
композиторское: сколько талантов расцветает
на ветвях этого необычного дерева! По стволу
же бегут те живительные соки, которые и
питают таланты.

Музыкальные вариации – 3 класс
Содержание:
1.
2.
Знакомство с вариационной формой.
Сходство и отличия в вариационной
форме.
3.
Изменения характера темы в условиях
вариационного развития.
Музыкальный материал:
1.
П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть.
Фрагмент (слушание);
2.
3.
«Во поле берёза стояла». Русская
народная песня (слушание);
«Во сыром бору тропина». Русская
народная песня (пение).
Характеристика видов деятельности:
1.
Наблюдать за процессом и результатом
музыкального развития на основе сходства и
различия тем, образов.

2.
Распознавать художественный смысл
вариационной формы.
Все знают песню «Во поле берёза стояла». У
этой песни композитора нет. Её принято
называть русская народная песня. Дело в том,
что песню «Во поле берёза стояла» сочинили
очень давно, когда люди не знали азбуки, не
умели читать и писать, не умели записывать и
музыку. Но песня эта живёт много­много лет,
её знали ещё ваши мамы, бабушки и дедушки.
Кто сложил такие песни – неизвестно,
поэтому принято считать, что их сложил
народ. Вот они и получили такое название ­
народные.
Вы уже знаете, что такое опера (музыкальный
спектакль, где все поют), балет (музыкальный
спектакль, где все танцуют). А какой оркестр
исполняет музыку в операх и балетах?
(Симфонический.)
Но, оказывается, для симфонического
оркестра композиторы сочиняют ещё и
специальные произведения, которые так и
называются – симфонии. Симфонией
называется произведение крупной формы.
Если песня или музыкальная игра могут
длиться всего несколько минут. То симфония
может звучать полчаса, целый час и даже
дольше.

Песню «Во поле берёза стояла» использовал в
своей симфонии композитор Пётр Ильич
Чайковский. Послушайте отрывок из его
симфонии, где звучит тема этой песни.
1.
Какой оркестр исполнял это
произведение? (Симфонический.)
2.
3.
Как называется это произведение?
(Симфония.)
Какую знакомую музыку вы услышали в
этой симфонии? (Русскую народную песню
«Во поле берёза стояла».)
4.
Песня «Во поле берёза стояла»
прозвучала в этой симфонии несколько раз.
Везде ли она звучала одинаково?
5. Менялась ли в это песне сила звука?
Какие музыкальные инструменты вы
6.
услышали?
7.
В каком темпе исполнялась симфония?
(Быстро, стремительно.)
8.
Какой композитор сочинил симфонию с
использованием темы песни «Во поле берёза
стояла»? (Пётр Ильич Чайковский.)
Тема русской народной песни «Во поле берёза
стояла» звучит в симфонии 6 раз, её
исполняют разные инструменты оркестра.
Мелодия разрабатывается, приобретает
разный характер, меняет свой облик и как
будто живёт новой жизнью.

Состав исполнителей: меццо-сопрано, смешанный хор, симфонический оркестр.

История создания

В начале 1938 года крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь Прокофьева , с которым был хорошо знаком еще с 20-х годов. «Будучи давнишним поклонником его замечательного режиссерского таланта, я с удовольствием принял предложение», - вспоминал композитор. Вскоре он отправился в свою последнюю заграничную поездку, и в Голливуде специально изучил технику музыкального оформления фильмов, хотя и сам уже не был новичком в этом деле: ранее им была написана музыка к фильму «Поручик Киже».

По возвращении из поездки Прокофьев принялся за работу. Она протекала в самом тесном содружестве с Эйзенштейном. Работа шла двумя путями: либо режиссер показывал композитору законченный кусок отснятой пленки, предоставляя ему самому решать, какова должна быть музыка к нему, либо Прокофьев заранее писал тот или иной музыкальный эпизод, и Эйзенштейн строил зрительный ряд, основываясь на этой музыке. Бывало и так, что режиссер рассказывал Прокофьеву о каком-то эпизоде, иллюстрируя его карандашными рисунками, а потом делал съемки, исходя из готовой партитуры.

Это творческое содружество было основано на безграничном доверии художников друг к другу. Прокофьев убедился, что прославленный режиссер «оказался очень тонким музыкантом», Эйзенштейна же поражала способность Прокофьева мгновенно заражаться зрительным впечатлением и передавать в музыке сущность художественного образа, запечатленного на пленке. «Назавтра он пришлет мне музыку, которая... звуковым контрапунктом будет пронизывать мою монтажную структуру, закон строения которой он уносит в той ритмической фигуре, которую отстукивали его пальцы», - говорил режиссер, вспоминая, как Прокофьев во время отсмотра снятых эпизодов отстукивал пальцами какие-то сложные ритмические построения на ручке кресла. Текст к вокальным фрагментам писал частью сам Прокофьев, частью поэт Владимир Луговской (1901-1957).

«Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный успех. Этот успех натолкнул композитора на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату. Зиму 1938-1939 года он посвятил этой работе. Задача оказалась очень непростой. «Иногда легче написать совершенно новую пьесу, чем придумывать спайки», - жаловался он близким. Нужно было полностью переоркестровать всю музыку, так как прежняя оркестровка была рассчитана на использование электронных средств, применяемых при записи киномузыки, различных эффектов, связанных с приближением и удалением того или иного инструмента от микрофона и т. д. Кроме того, из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, нужно было скомпоновать стройные разделы вокально-симфонического цикла. Кантата, получившая ор. 78, состоит из семи частей, - «Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое поле» и «Въезд Александра во Псков», - вобрала в себя все лучшее, что было в киномузыке. 17 мая 1939 года прошла ее премьера в Большом зале Московской консерватории.

Музыка

В музыке «Александра Невского» воплотились лучшие черты творчества Прокофьева - универсальность стиля, способного с равной силой воплощать русские героические образы, проникновенную лирику, жесткие, механизированные образы захватчиков. Композитор сочетает живописно-изобразительные эпизоды с песенно-хоровыми сценами, близкими оперно-ораториальному стилю. Широта музыкальных обобщений не мешает зримой конкретности отдельных образов.

«Русь под игом монгольским» - короткий симфонический пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий. Господствуют архаические попевки с диковатым «всхлипывающим» форшлагом, с широко разведенными унисонами, звучащими у самых высоких и самых низких инструментов, создавая тем самым впечатление безмерной дали, огромных пространств. В былинной «Песне об Александре Невском» возникает главная тема России, ее непобедимости и величия («А и было дело на Неве реке»). В части «Крестоносцы во Пскове» впервые сталкиваются противоборствующие образы. Жесткой, с резкими созвучиями, грозно звучащей тяжелой медью, суровым аскетическим хоралом и воинственными фанфарами характеристике врагов противопоставлены скорбные напевы и трепетная эмоциональность звучания струнных, воплощающие народное горе. Боевой удалью и отвагой дышит основная мелодия хора «Вставайте, люди русские», рожденная русской народной песенностью. Центр кантаты - грандиозная картина «Ледового побоища». Живописное вступление рисует картину утреннего пейзажа на берегах Чудского озера. А далее, постепенно нарастая и ускоряясь, приближается неумолимой поступью страшная бесчеловечная сила. На упорно вдалбливаемом остинатном фоне звучит католический хорал из третьей части, доходящий до исступления. Им противопоставляются и молодецкая тема «Вставайте, люди русские», и глумливые скоморошьи наигрыши, и стремительный ритм скачки русских всадников. Батальный эпизод завершается почти зримой картиной катастрофы (крестоносцы проваливаются под лед). Шестая часть, - «Мертвое поле», - единственная в кантате сольная ария, которая имеет черты народного плача-причета. Она покоряет строгостью напева, глубиной и искренностью чувства. Победно-патриотический финал отличается яркой, праздничной оркестровкой, перезвоном колоколов, звучанием русских тем, появлявшихся ранее. Величественное звучание хора «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» завершает кантату.

Сергей Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, но, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Это в полной мере относится к . Это имя на Руси и сейчас произносят с особой гордостью и почтением.

Много военных подвигов совершил новгородский князь Александр Ярославич. Его войско героически сражалось со шведами на Неве-реке. За победу над врагом прозвал народ великого князя Невским.

Вскоре после Невской битвы на Русь двинулись отряды немецких рыцарей-крестоносцев. Чёрными крестами были расшиты их знамёна, чёрные кресты были и на щитах рыцарей.

Весной 1242 года на Чудском озере разыгралось кровавое побоище.

«Александр Невский был в самой гуще боя… Сеча (сражение) кругом шла такая, что льду озёрному стало жарко. Русские дрались яростно. Да и как же драться без ярости, когда позади остались дети и жёны, остались сёла и города, осталась родная земля с коротким и звучным названием - Русь…» (О. Тихомиров).

Исторические события, связанные с именем русского князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных искусств. Художник П. Корин создал триптих «Александр Невский», который состоит из трёх самостоятельных картин-частей, образующих единое целое.

Этой же теме посвящены ещё два выдающихся одноимённых произведения: кинофильм С. Эйзенштейна и кантата С. Прокофьева.

Слово кантата происходит от итальянского «кантаре», что означает «петь». Кантата состоит из нескольких номеров (частей). Предназначена для отдельных певцов (солистов), хора и оркестра.

Очень своеобразно подходил к исторической теме. Ему было свойственно верное ощущение исторической эпохи. Древние образы «Александра Невского» были проникнуты острым чувством современности. Вспомните, что происходило в мире в конце 30-х гг.? В Западной Европе - разгул фашизма. И «железная» музыка крестоносцев звучала как характеристика современных агрессивных сил.

Кантата «Александр Невский» написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра.

Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938 году выдающимся советским кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном. Картина рассказывала о героической борьбе дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами. Этот фильм стал классикой советского кино. Он являет собой удивительный пример содружества режиссёра и композитора. Такого в истории музыки ещё не было. Музыка рождалась под непосредственным впечатлением от кадров фильма.

Сняв определённый эпизод фильма, Эйзенштейн звал Прокофьева. Сергей Сергеевич просматривал отснятое, как бы впитывал в себя, старался прочувствовать характер и ритм каждой сцены. Потом уходил домой и на следующий день приносил готовую музыку, поражавшую яркостью образов.

«Зримость» образов - характернейшая черта музыки Прокофьева. Удивительны его наблюдательность, умение схватить и передать в музыке голоса людей, их жесты, движения. Интересен в связи с этим самый процесс создания музыки к «Александру Невскому» - под непосредственным впечатлением от кадров фильма.

Об этом хорошо рассказал постановщик фильма «Александр Невский» С. Эйзенштейн:

«Зал тёмен. Но не настолько, чтобы в отсветах экрана не уловить его рук на ручках кресла: этих громадных, сильных прокофьевских рук, стальными пальцами охватывающих клавиши, когда со всем стихийным бешенством темперамента он обрушивает их на клавиатуру...

По экрану бежит картина.

А по ручке кресла, нервно вздрагивая, словно приёмник телеграфа Морзе, движутся беспощадно чёткие пальцы Прокофьева. Прокофьев отбивает такт? Нет. Он отбивает гораздо большее. Он в отстуке пальцев улавливает закон строения, по которому на экране в монтаже скрещены между собою длительности и темпы отдельных кусков, и то и другое, вместе взятое, сплетено с поступками и интонацией действующих лиц.

...Назавтра он пришлёт мне музыку, которая таким же звуковым контрапунктом будет пронизывать мою монтажную структуру, закон строения которой он уносит в той ритмической фигуре, которую отстукивали его пальцы.

Мне кажется, что, кроме этого, он ещё не то шепчет, не то мурлычет про себя. Но лицо такое концентрированное. Таким оно может быть только, когда человек вслушивается в строй вовне проносящихся звуков или в звукоряд, проходящий внутри его самого. Не дай бог заговорить с ним в это время!»

В кантате семь частей:

I. Русь под игом монгольским;
II. Песня об Александре Невском;
III. Крестоносцы во Пскове;
IV. Вставайте, люди русские;
V. Ледовое побоище;
VI. Мёртвое поле;
VII. Въезд Александра во Псков.

Музыка кантаты поражает яркостью образов. Слушая её, будто видишь перед собой кадры фильма - бескрайние равнины Руси, разорённый тевтонцами Псков, наблюдаешь битву на Чудском озере, устрашающее наступление крестоносцев, стремительные атаки русских, гибель рыцарей в холодных волнах озера.

«Русь под игом монгольским» - короткий симфонический пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий. Господствуют архаические попевки с диковатым «всхлипывающим» форшлагом, с широко разведёнными унисонами, звучащими у самых высоких и самых низких инструментов, создавая тем самым впечатление безмерной дали, огромных пространств.

«Песня об Александре Невском» - вторая часть кантаты - это начало событий, рассказ о недавней победе русских воинов над шведами: «А и было дело на Неве-реке». Помните слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»? Это - основная мысль данной части. Величавая и строгая мелодия повторяет особенности древнерусских былин. Она похожа на старинные сказания. Текст и музыка выдержаны в эпическом духе. Вокальную партию исполняет унисонный хор - мужские голоса, дополненные альтами.

Основная мелодия «А и было дело на Неве реке» повествовательна, размеренна. Почти каждый слог произносится на один звук; распевание слогов, свойственное русским протяжным песням, здесь редко.

В «Песне об Александре Невском» воспроизведены особенности, характерные для напевов многих древнерусских былин с их неторопливой «рассказывающей» интонацией. Вместе с тем ей присущи и своеобразные черты, свойственные именно стилю Прокофьева: чёткий заключительный октавный ход в мелодии, чеканный ритм в оркестровом сопровождении (ровное движение восьмыми).

В средней части песни «Ух! Как бились мы, как рубились мы!» повествование становится более взволнованным и темп его ускоряется. В соответствии с ритмом стиха в музыке сменяют друг друга двух- и трёхдольный размеры.

Оркестр воспроизводит звуки битвы - бряцание оружия, удары мечей. Арфы подражают звучанию гуслей, сопровождавших в старину эпические песни. В репризе возвращается: главная, «богатырская» мелодия хора.

В третьей части кантаты «Крестоносцы во Пскове» впервые появляются основные темы псов-рыцарей.

Здесь впервые сталкиваются противоборствующие образы. Жёсткой, с резкими созвучиями, грозно звучащей тяжёлой медью, суровым аскетическим хоралом и воинственными фанфарами характеристике врагов противопоставлены скорбные напевы и трепетная эмоциональность звучания струнных, воплощающие народное горе.

Для изображения крестоносцев Прокофьев привлёк средства, резко отличные от тех, что мы отмечали в разобранных частях кантаты. Если в характеристике русских звучали песенные мелодии, то в музыке, характеризующей псов-рыцарей тевтонского ордена, важную роль играет тема, написанная композитором в духе католического хорала.

Те, кто смотрел фильм «Александр Невский», наверняка помнят знаменитый эпизод наступления тевтонских рыцарей. Крестоносцы идут по льду Чудского озера под угрожающий, звериный рёв огромных труб, и от этого рёва стынет кровь в жилах… Этот эффект необычного звучания придумал Прокофьев. Он заставил фанфары играть, «дуть» прямо в микрофон, против всех правил звукозаписи. Ведь струя воздуха искажает звук, давит на мембрану микрофонов, и получаются рёв и треск. Этот звуковой эффект, брак с точки зрения звукооператора, усилил драматургию эпизода, его эмоциональный настрой. Хриплый рёв рыцарских труб - это угроза всему русскому воинству, самодовольство, уверенность в своей безнаказанности. Сергей Эйзенштейн не раз подчёркивал глубокую кинематографичность музыкального мышления Прокофьева.

Вместо ясных диатонических гармоний - устрашающие диссонирующие сочетания. Вместо певучих, «человеческих» тембров струнных - режущие, завывающие, пронзительные тембры преимущественно медных инструментов.

«Вставайте, люди русские!» - четвёртая часть. Это хоровая песня совершенно иного характера: не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. Во время Великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио, и фильм «Александр Невский» показывали на фронтах солдатам Красной Армии.

Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой,
Вставайте, люди вольные
За нашу землю честную.

Один из участников обороны Севастополя вспоминает: «Потрясающее впечатление производила песня «Вставайте, люди русские!». Усиленная резонансом подземелья, она властно захватывала душу».

С давних пор на Руси существовал обычай - возвещать о важных событиях ударами набатного колокола. Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в его первой части (как и «Песня об Александре Невском», этот хор написан в трёхчастной форме). В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчёркивает героический характер музыки.

Появляется новая тема - певучая, привольная, светлая, напоминающая некоторые темы из «Руслана» М. Глинки. Эту мелодию хор поёт на слова «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу».

Пятая часть - «Ледовое побоище» - грандиозная симфоническая картина с участием хора. В этой части сталкиваются основные темы предыдущих частей, рисующие вражеские лагери.

В начале дан сумрачный зимний пейзаж, рисующий застывшее озеро в морозной мгле. Пустынное зимнее утро перед началом побоища. Издалека доносится звук тевтонского рога. Прокофьев очень долго искал тембр для этого сигнала. Он считал, что он должен быть «Неприятным для русского уха». В фильме этот сигнал исполняет валторна, записанная со специальным искажением. В концертной же практике эта тема поручена английскому рожку и тромбону с сурдиной. Начинается знаменитый эпизод скачки крестоносцев, который принято называть «Скок свиньи».

Вспомните фильм. Этот эпизод производит очень яркое впечатление. Тяжело мчатся закованные в тяжёлые латы тевтонские рыцари. Помните их вооружение? Длинные мечи, копья. На них рогатые шлемы, капюшоны закрывают их лица, на которых зияют только глазные отверстия. В музыке Прокофьева эта скачка очень напоминает психические или танковые атаки фашистов. Недаром Эйзенштейн, потрясённый музыкой, говорил, что она создаёт «незабываемый образ железной тупорылой свиньи из рыцарей тевтонского ордена, скачущей с неумолимостью танковой колонны их омерзительных потомков». На фоне ритма скачки рыцари на латинском языке поют фанатичный хорал.

Но вот в бой вступает дружина Александра Невского. У трубы звучит тема «Вставайте, люди русские!». Начинается русская атака. Её сопровождает новая стремительная, удалая тема.

Эти темы, как противники в бою, сталкиваются друг с другом. Потом вражеская тема слабеет, искажается. Завершает эту часть тихая и светлая тема среднего раздела четвертой части «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу». На освобождённую русскую землю пришли мир и тишина.

Шестая часть - «Мёртвое поле» - одна из самых лирических и скорбных страниц творчества Прокофьева.

Окончена ледовая битва. Безмолвно и неподвижно ледяное поле, только огоньки факелов мелькают в темноте. Женщины разыскивают воинов, не вернувшихся с битвы.

Я пойду по полю белому,
Полечу по полю светлому.
Поищу я славных соколов,
Женихов моих - добрых молодцев.

«Я пойду по полю чистому...» - одиноко плывёт над простором низкий, глубокий женский голос. В мелодии, невыразимо печальной, распетой широко, как протяжные крестьянские песни, - не бессильное отчаяние, а сдержанная скорбь. И в огромном, безмерном горе сохраняет величавое достоинство русская женщина - мать, жена, невеста. «Песней невесты» и названа эта часть кантаты. Поёт песню один голос. Образ символический - Родина оплакивает своих сыновей. Но этот одинокий голос звучит как скорбный реквием всего народа, как дань памяти павших в злой ледовой сече. После мощной, яркой, многообразной музыкальной картины ледового побоища, после шума и грохота этот одинокий голос не только не нарушает, но ещё сильнее подчёркивает застывшую, мёртвую тишину ледяного поля.

Интонации плача, идущие от русских народных причетов и от классических оперных «плачей» (вспомним «Плач Ярославны» из оперы Бородина «Князь Игорь»), слышатся в музыке Прокофьева. Горестная попевка звучит в самом начале, во вступлении, которое играют скрипки. Вокальная мелодия глубоко печальна, но движение её ровно и строго.

Завершается кантата торжественным, величественным финалом - «Въезд Александра Невского во Псков».

Псков встречает победителей. Снова песня - счастливая, радостная. Сверкающей нитью вьются вокруг её мелодии высокие звенящие подголоски, чудесно сливаясь с малиновым перезвоном праздничных колоколов.

На Руси большой,
На Руси родной
Не бывать врагу!

В хоровом финале, прославляющем Русь - победительницу, соединены русские темы кантаты: песня об Александре Невском, тема средней части хора «Вставайте, люди русские».

Чудесно преображённые, словно одетые в праздничный наряд, они не потеряли, однако, своей могучей силы... Пусть помнят враги: «Кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля».

Этой музыкой, ставшей главной участницей фильма о великой любви к Родине, о самоотверженной борьбе с жестокими захватчиками, о славной победе над врагом, Прокофьев предвещал победу народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Сегодня эта музыка, сойдя с киноэкрана, живёт полноценной самостоятельной жизнью.

Кантата окончена. Замечательный советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев!

Вопросы и задания:

  1. Какое место в творчестве композитора занимает историческая тема? Перечислите произведения, написанные на эту тему.
  2. С каким сочинением Прокофьева связано создание кантаты «Александр Невский»?
  3. Сколько частей в кантате «Александр Невский»? Как они называются?
  4. Как композитор показал в музыке кантаты столкновение двух враждующих лагерей - русского и тевтонского?
  5. Какие вы знаете произведения других русских композиторов на сюжеты из отечественной истории?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Прокофьев. Александр Невский:
Русь под игом монгольским, mp3;
Песня об Александре Невском, mp3;
Крестоносцы во Пскове, mp3;
Вставайте, люди русские, mp3;
Ледовое побоище, mp3;
Мёртвое поле, mp3;
Въезд Александра во Псков, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

Анализ кантаты С. С. Прокофьева «Александр Невский»

Особенности музыкального языка кантаты;

Цели урока

Образовательные:

Закрепить понятия: «кантата», «контраст», «музыкальная живопись», «выразительность и

Изобразительность»;

Оценить значение творчества великого русского композитора С. Прокофьева в воплощении

Целостного образа русского народа как защитника Родины;

Провести анализ музыкального языка произведения, используя выразительные средства музыки:

Темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика.

Развивающие:

Прививать бережное отношение к истории своего народа;

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

Совершенствовать вокально-хоровые навыки.

Воспитательные:

Пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей, гордость за героев Отечества;

Продолжить знакомство с жанрами вокальной музыки;

Развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;

Формировать умение анализа музыкального произведения.

Музыкальный материал:

С. Прокофьев Кантата «Александр Невский»

Оборудование: компьютер, CD диск, портрет С. Прокофьева, презентация.

Семь веков прошло, а люди знают, почитают А Невского, а произведения разных видов искусств помогают донести до потомков его образ, «звать через прошлое к настоящему».

Кантата – вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

Кантата «Александр невский» С. С. Прокофьев

Монументальное произведение для хора, меццо-сопрано и оркестра. Создана кантата в 1938-1939 гг. на основе музыки к одноименному фильму С. Эйзенштейна. Текстовая основа поэта В. Луговского и самого композитора.

«Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный успех. Этот успех натолкнул композитора на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату. Из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, нужно было скомпоновать стройные разделы вокально-симфонического цикла. Работа шла очень быстро и 17 мая 1939 года прошла ее премьера в Большом зале Московской консерватории.

«Александр Невский» занимает важнейшее место в творчестве композитора. Прокофьев. Утверждает в этом произведении героико-эпическую национальную тему.

В Основе музыкальной характеристики немцев лежит хорал, созданный Прокофьевым в знакомом баховском стиле. Благодаря гармоническим и оркестровым приемам он приобретает мрачные и жестокие черты.

В музыке русских господствует песенное начало, в оркестровке преобладают струнные. Здесь целая вереница мелодий: печальных, скорбных, величавых, героических, удалых и веселых.

В кантате 7 частей.

1. «Русь под игом монгольским»

2. «Песня об Александре Невском»

3. «Крестоносцы во Пскове»

4. «Вставайте, люди русские»

5. «Ледовое побоище»

6. «Мертвое поле»

7. «Въезд Александра во Псков»

«Русь под игом монгольским» – это вступление. Небольшая оркестровая картина трехчастного строения. Дикая монгольская тема – словно тяжелая пята, придавила русскую землю, и безрадостные широко протяжные напевы.

«Песня об Александре Невском» для мужского хора и альтов. Форма построения – трехчастная репризная. Это начало событий данное в эпическом плане – рассказ о недавней победе русских над шведами («А и было дело на Неве реке»), о готовящемся новом испытании («Не уступим мы землю русскую»). «Кто придет на Русь будет на смерть бит» – это основная мысль этой части.

«Крестоносцы во Пскове» составляет резкий контраст с предшествующим номером. Облик крестоносцев – смесь ханжества и жестокости. Мрачное вступление оркестра меняется «святым» пением. Мелодическая линия хорала слабо развита (в пределах нескольких нот), что показывает зацикленность персонажей на одной мысли.

Второй и третий номера кантаты представляют собой экспозицию противоборствующих сил.

«Вставайте, люди русские» – призывный хор. Русь угнетенная перед нами показана в новом облике – героическом. Хор замечателен своей активностью, ритмической энергией.

Интересный факт: этот хор часто слушали солдаты во время Великой Отечественной войны, как катализатор к бою за свое Отечество.

«Ледовое побоище» – центральный номер кантаты. Он представляет собой грандиозную разработку. Здесь мы слышим новые русские темы.

В начале представлен зимний пейзаж – застывшее озеро в морозной мгле. Появление крестоносцев – звучание тевтонского рога. Музыкальная тема русских – звучание у трубы мелодии «Вставайте люди русские» Наивысшей динамический момент – одновременное сочетание тех и других тем.

«Мертвое поле» – песня для меццо-сопрано и оркестра (единственный сольный номер) – один из лучших номеров кантаты. Это скорбь Родины о погибших. Воплощение в символическом образе невесты, оплакивающей «славных соколов, женихов своих, добрых молодцев». Скорбная мелодия песни основана на народных интонациях, подчеркнутых в оркестровом вступлении.

«Въезд Александра во Псков» номер прославляющий Русь. Начало песни – уже знакомая нам мелодия «Песни об Александре невском», но с другим литературным текстом. После оркестрового проигрыша звучит народное ликование («Веселися, пой, мать родная Русь»). Затем появляется средняя часть из «Вставайте, люди русские». Финал заключительного номера звучит очень мощно за счет высокой тесситуры всего хора и динамики (fff).

Вывод: В кантате «Александр Невский», посвященной далёким историческим событиям, Прокофьев прославил победу народа в справедливой борьбе с захватчиками, победу человечности над жестокостью и насилием.

В своём произведении С. Прокофьев дал яркие музыкальные характеристики персонажам кантаты, используя различные средс