Как создать внутриигровое меню в Unity. Создание игры на Unity небольшой командой: особенности технологии

Поэтому открываю этим постом цикл туториалов, освещающих основные моменты работы с объектом (цикл неопределённой пока длительности - если кому окажется полезным продолжу).

Сразу говорю - чтобы снизить порог вхождения, рассказывать буду с рассчетом на людей, которые в жизни никогда ничем подобным не занимались. Так как самым простым в реализации основной функциональности будет сделать простенький шутер, с него и начнем. В этом уроке мы поговорим о том, как создать землю, небо, управляемого персонажа, о камере, через которую мы будем смотреть на небо и солнце и немного о стрельбе красными шарами по белым кубам. Итак, поехали…

Let"s get it started

Предстартовая подготовка
Для начала качаем и устанваливаем собственно сам Unity на офсайте, выбрав лицензию с ценником Free . Можно скачать и тридцатидневный триал UnityPro, это на ваш вкус.

При первом запуске перед вами предстанет окошко Project Wizard"а (у вас там будет пусто):

Для общего ознакомления можете открыть прилагавшийся в комплекте BootcampDemo, который в винде ложится, как ни странно, в «DocumentsAndSettings\AllUsers\Документы\Unity Projects\Bootcamp Demo».
Для продолжения же нашего обучения переходим на закладку Create New Project и отмечаем галочками наборы стандартных игровых объектов и скриптов, которые нам понадобятся. Понадобятся нам

  • Character Controller
  • Particles
  • Physic materials
  • Scripts
  • Skyboxes
  • Terrain Assets
  • Tree Creator
А можно отметить все, что там только можно отметить галочками. Запас карман не жмёт.

Выбираем папку назначения, жмём Create и ожидаем, пока небыстрый процесс импорта завершится. В конце перед нами предстанет пустое поле для экспериментов:

Если коротко пройтись по подписям на картинке, то инспектор префабов и ресурсов - это то место где хранятся добавленные в проект модели, текстуры, звуки, и собственно префабы - сохранённые для дальнейшего повторного использования объекты. Т.е. мы создали объект противника с прикрепленной к нему моделью и скриптом, управляющим его поведением, и хотим чтобы на каждом уровне нам не приходилось создавать его заново, и чтобы все копии этого объекта изменялись не вручную, по-отдельности, а все скопом. В таком случае мы сохраняем его как префаб, и когда в следующий раз нам понадобится поставить врага, просто перетаскиваем префаб на сцену; а изменение префаба меняет и все его копии.

Иерархия объектов на сцене - это список всех объектов на текущем уровне, показывающий заодно отношения Parent-Child.

Инспектор объектов показывает компоненты и их свойства выделенного в данный момент объекта - модели, текстуры, префаба.

Волшебные кнопки позволяют прямо в редакторе запустить сцену, погонять её на предмет багов, поставить на паузу чтобы проверить состояние каких-нибудь объектов и провести тонкую настройку и контроль путем покадрового выполнения.

В главном окне редактирования мы пользуемся всеми прелестями драг"н"дропа для расставления объектов по уровням.

Для начала посмотрим, что у нас уже есть в дефолтной сцене. Негусто, правда? Объект с говорящим названием Main Camera, по нажатию на название которого в иерарахии мы увидим конус viewport"а и маленькое окошко с видом из камеры.

Сразу расскажу основные контролсы окна редактирования:

  • средняя мыши - передвижение камеры вправо-влево (по внутренней плоскости xy)
  • левый клик - понятное дело, выделение объекта (хотя тяжело бывает переключаться между Blender"ом и юнити:))
  • правый клик - вращение «головой»
  • F - центрирование на выделенном объекте
  • перетаскивание объекта с зажатым ctrl - перетаскивание с шагом в 1 единицу координат
Кстати о координатах - разработчики советуют принимать 1 юнит игрового пространства за 1 реальный метр, и лучше этого придерживаться (хотя бы чтобы с физикой меньше возиться).
Земля обетованная
Но возвращаясь к нашим баранам, создадим поверхность, по которой будем ходить. Моделей у нас нет пока, поэтому можно создать просто большую плоскость… Но мы создадим землю, то бишь Terrain - он покрасивше голой плоскости будет. Для этого в меню выбираем Terrain->Create Terrain. Вуаля!

Опять-таки, не очень впечатляет. Для начала, сменим размер земной тверди через Terrain->Set Resolution. По умолчанию параметры Length и Width равны 2000, т.е. 2 км на 2 км. Для тестовых побегушек нам столько не надо, потому пишем в эти поля 500 и 500 - более чем достаточно.

Теперь назначим земле текстуру. Для этого выделяем террейн (в главном окне или в иерархии), и наблюдаем доступные свойства в инспекторе объектов. Там мы увидим инструменты для редактирования террейнов (стандартные - поднять\опустить, сгладить, и т.д.). Можете сразу начать рисовать нужный вам ландшафт, но в данный момент нас интересует кнопка с кисточкой Paint the terrain texture. А на закладке, которую она открывает, кнопка Edit textures, в меню которой жмём Add Texture:

Откроется окошко с параметрами будущей текстуры. Находим среди них один со значением «None (Texture 2d)» и кликаем на шарик с точкой справа от этих слов. Откроется выбиралка текстуры из уже добавленных в ресурсы проекта. К слову, чтобы добавить текстуру в проект, достаточно её просто скопировать в папку проекта - юнити все сам подхватит. Импорт всего остального происходит анналогично а удаление ресурса из проекта означает физическое удаление с диска.

Выбираем нужную текстуру, например Grass(Hill). Можно добавить ещё несколько текстур, например Cliff (Layered Rock), и, пользуясь кистью, выбираемой чуть выше, раскрасить по своему усмотрению. У меня после предыдущих манипуляций получилось вот так:

Если мы в данный момент нажмем на кнопку «Play» вверху экрана, то вы увидите, скорее всего, кусок нашей плохо освещённой земли на голубом фоне. Но так ведь неинтересно, поэтому прежде чем продолжить, нам надо добавить на сцену освещение, симулирующее солнечное, и заменить голубой фон небом. Свет добавляется через главное меню, GameObject->Create other->Directional light. Затем, следуя картинке, нажимаем кнопку которая меняет стрелки-хелперы вокруг выделенного объекта на оси вращения. Тягая за эти оси мы, как ни странно, вращаем осветительный прибор так, чтобы земля покрасивше подсвечивалась.

Чтобы вместо голубого полотна над головой было небо, надо указать текстуру скайбокса (skybox - «небесная коробка», куб, на который изнутри натянута текстура, как правило - панорамная фотография неба, сделанная таким образом, что изнутри кажется, будто ты окружен шаром с этой текстурой. Именно так в большинстве игр и рисуется небо). Для этого заходим в меню Edit->Render Settings, находим свойство «Skybox material» и, как мы это делали с текстурой земли, жмем на кружок с точкой справа от него. Нам покажут материалы, имеющиеся в проекте (чтобы не ходить в дебри терминологии, будем считать что материал это текстура и то, как она будет отображаться - будет она прозрачной, или будет блестеть, и т.д.). Выбирайте любой со словом skybox, например sunny2 skybox. Отлично, теперь наш полигон выглядит поживее.

Управление и камера
Я долго думал, включать ли в первый туториал разбор скриптов и написание с нуля своей камеры и управления. И всё-таки решил пока это отложить. Сегодня мы просто соберём своего персонажа из уже готовых кусков, а в следующем туториале уже начну разбирать скрипты.

Вообще-то, в комплект Юнити входят два игровых объекта, дающих готовое, уже собранное решение для камеры и управления. Но я о них вам пока не скажу, чтобы был стимул собрать своими руками. :)

Для начала, создадим объект для игрока. Вернее, чтобы не плодить лишние скрипты, переименуем «Main Camera» в «player». Теперь, выделив камеру, в меню выберем Component->Physics->Character Controller. Character controller - это компонент, который обрабатывает положение объекта (вернее, персонажа) в пространстве: его движение, повороты, падения, прыжки и столкновения с другими объектами. Все это можно делать напрямую, без помощи этой обертки вокруг стандартных функций перемещения объектов и проверки коллизий, но тогда код реализации передвижения вырастает в разы, что плохо для первого знакомства с движком. А так, в общем-то, можно на первом уроке и не кодить:)

<Лирическое отступление>
В качестве лирического отступления стоит рассказать о компонентах.

Любой предмет, который мы видим на сцене - это экземпляр класса с говорящим названием GameObject. Он имеет некоторое количество т.н. компонентов - в свою очередь, являющихся экземплярами своих классов. Каждый компонент выполняет некую утилитарную функцию. Так, у каждого GameObject должен быть компонент Transform, который занимается тем, что хранит текущие координаты, угол разворота и размеры объекта в трехмерном пространстве. Ну и заодно содержит методы для выполнения действий над положением объекта в этом пространстве: пермещение, развороты и т.д., т.е. когда мы в редакторе тянем объект за стрелки-управляторы, мы меняем координаты его трансформа.

А вот например компонент RigidBody занимается тем, что обрабатывает физическое поведение объекта: всё, что мы видим, когда бочка от выстрела падает на бок и катится - результат работы RigidBody. Который, кстати, не сможет правильно работать, если не назначить объекту компонент типа Collider, который хранит в себе трехмерную модель, по которой определяются столкновения объекта. Эта модель не отображается, но именно она, а не та что мы видим на экране во время игры, проверяется на столкновения с окружающим миром.

Вокруг камеры мы теперь видим зелёные линии, образующие купсулу, по которой рассчитываются столкновения с игроком - его, так сказать, тело. Камера находится в середине этой капсулы, но нам же не нужны глаза на поясе (хотя ситуации бывают разные:)), поэтому надо передвинуть камеру в район предполагаемой головы персонажа. Но эта капсула - часть объекта с единым Transform, а потому подвинуть её отдельно от камеры не получится. К счастью, если в инспекторе объекта мы глянем на свойства, доступные для Character Controller, то увидим там свойство Center, с параметрами x, y, z. То есть мы можем сдвинуть центр капсулы относительно центра объекта. Ставим y = -0.8 и получаем нормальную высоту глаз.

Если мы теперь поставим нашего player"а над поверхностью земли и включим Play, наша камера всё ещё будет стоять на месте. Так происходит потому, что Character Controller лишь обрабатывает поступающие к нему управляющие команды, сама они инициативы не проявляет. Чтобы разъяснить ей, что делать, драг-н-дропнем на player"a скрипт, который лежит в инспекторе префабов в папке Standart Assets\Character Controllers\Sources\Scripts и зовётся «CharacterMotor». Его задача - используя методы Character Controller осуществлять основную рутину передвижения: реализовывать действие гравитации, прыжки, вычислять текущую скорость и направление движения. Запуск уровня теперь заставит камеру игрока падать на землю - уже что-то.

Но мы всё еще стоим на месте: ведь у нас нет скрипта, который перехватывал нажатия клавиш и сообщал о них в CharacterMotor. Этим занимается лежащий в той же папке скрипт FPSInputController. Кидаем его на игрока, запускаем и ура - кнопки W, S, A, D теперь позволяют ходить, а пробел - прыгать! Но ходим-то мы всё как-то в одну сторону, вправо-влево да приставным шагом. Чтобы вертеть головой и идти куда глаза глядят, понадобится ещё один скрипт, оттуда же: MouseLook. Кидаем, запускаем - и получаем полноценное управление.

Теперь можно поиграться с переменными. Character Cоntroller установил вместе с собой Character Motor - в его-то свойствах и хранятся такие параметры, как Gravity, Max Forward Speed, Jumping Base Height и всякие другие. Вот они, все плюсы Инспектора - все основные свойства классов всегда на виду, даже в код лезть не надо.

UPD: продолжение, которое выпало из поста благодаря моей исключительной криворукости:

Стрельба по изредка движущимся мишеням
Бегать по собственноручно сделанным холмам, любовно раскрашенным аж тремя текстурами, конечно, весело. Но вскоре надоедает. Поэтому мы выберем в меню GameObject->Create other->Cube, разместим этот куб в воздухе рядом с игроком, в свойствах Transform у него укажем следующие параметры Scale (x, y, z): 3, 3, 3; и запустим уровень, чтобы посмотреть, что этот куб будет делать. Делать он не будет ровным счетом ничего, если честно. Но стоит, выделив этот куб, назначить ему, Component->Physics->Rigidbody, при следующем запуске мы увидим совсем другую картину. Куб падает, крутится, почти как настоящий, правда как картонный - масса его по умолчанию 1 кг, что для таких размеров маловато, но мы её пока трогать не будем.

Выделив куб, нажмём Ctrl+D (дублирование объекта), и с зажатым Ctrl потянем куб вверх до тех пор, пока кубы не будут расположены один над другим. Теперь у нас два совершенно одинаковых куба ровно друг над другом. Повторим эту процедуру кубов до 15, и посмотрим на падение Вавилонской башни.

Далее, создаем новый куб, но не назначаем ему Rigidbody. Из него мы сделаем ровную поверхность для удобства стрельбы. Задаем ему Scale: 150, 20, 150; и располагаем где угодно - главное разместить на нем нашу башню и игрока. У меня получилось так:

Теперь создадим оружие и патроны. Патронами будет служить префаб, который мы создадим в инспекторе префабов нажав на кнопку «Create» вверху инспектора, и выбрав там собственно Prefab. Новый префаб создастся в той папке, что была открыта в тот момент в инспекторе. Он будет подсвечен серым, что символизирует отсутствие у него компонентов. В главном меню жмём GameObject->Create other->Sphere, находим в иерархии сцены эту Sphere, вешаем на неё Rigidbody. Но для пущей красоты зайдем в свойства этого Rigidbody, что мы только что повесили, и изменим парамтер Mass на 5.

После этого перетаскиваем сферу из списка в иерархии на созданный нами префаб. Префаб становится голубым, а вместе с ним синеет и имя сферы на сцене - это означает, что она является клоном префаба. Переименовываем префаб из дефолтного имени в, допустим, prefab_bullet. Для красоты. Пуля готова!

Следующим шагом будет создание оружия, вернее - скрипта, стреляющего по клику мыши этой самой сферой. Рядом с префабом создаем файл JavaScript"а: Create->JavaScript. Называем его, например, player (ну, чтобы не путаться). Даблкликом по нему откроется встроенный скрипторедактор, в котором мы заменяем содержимое файла вот этим (разбирать пока что не будем):

Public var bulletImpulse = 300;
public var shootSpeed = 1;
public var bullet: GameObject;

Public var lastShotTime: float;

Function Start() {
lastShotTime = 0;
}

Function Update () {

If (Input.GetKey(KeyCode.Mouse0)) {
if (Time.time>(lastShotTime + shootSpeed)) {
var bull_clone: GameObject;
bull_clone = Instantiate(bullet, transform.position, transform.rotation);
Physics.IgnoreCollision(bull_clone.collider, collider);
bull_clone.rigidbody.AddForce(transform.forward*bulletImpulse, ForceMode.Impulse);
lastShotTime = Time.time;

А это значит, что скрипты цепляются к объектам так же, как и компоненты, и управлять ими можно так же. Вернее, они и есть компоненты, но это сейчас несущественно. Существенно сейчас нажать кружок с точкой рядом с параметром Bullet и в открывшейся выбиралке найти наш префаб со сферой. Выбрав его в качестве пули, можно смело запускать уровень и наслаждаться стрельбой ядрами по картонным коробкам.

Если, конечно, НЛО не вмешалось в мои мысли и я не пропустил какой-то важный шаг.

Надеюсь, что я достаточно подробно осветил то, что надо было осветить, и не зацикливался на неважных мелочах. Пусть этот туториал и носит ознакомительный характер, хотелось бы верить, что он кому-то окажется реально полезен. Жду рациональной критики и пожеланий на следующий выпуск. Спасибо за внимание!

Пролог.
Всем привет. Узнав о Unity3D, я очень обрадовался. Это была вторая вещь в геймдевлопе, которая меня зацепила простотой и интуитивностью (первая Game Maker). Так как я не люблю видеоуроки (сам не знаю почему), в поисках уроков очень сильно напрягался, из-за малого количества текстовых уроков. Поэтому решил написать данный цикл статей, для таких же любителей текстовых уроков как я. Так как этот цикл ориентирован на новичков, попутно будут изучаться возможности Unity3D.
Урок 0 или небольшой план.

«Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом.
Без него ничто в мире не может быть хорошим»
Георг Кристоф Лихтенберг


1. Создаем меню с летающей камерой аля Far Cry.
2. Персонаж. Движение и управление. Камера. Меняем позицию и вид камеры.
3. Статы. Часть первая. Опыт, деньги.
4. Квесты.
5. Ai. Искусственный интеллект. Часть первая. Покупка персонажа.
6. Статы. Часть вторая. Жизни, манна. Рисуем HP и MP бары.
7. Ai. Искусственный интеллект. Часть вторая. Мобы.
8. Инвентарь. Магазин.
План может дополняться и изменятся.
Урок 1. Меню с летающей камерой аля Far Cry.
В этом уроке мы узнаем основы создания сцен в Unity3D. Узнаем некоторые стандартные возможности и некоторые дополнительные.
Использовано:
1. Terrain Toolkit http://yadi.sk/d/NECQRcVaCEKuT
2. Nature Pack http://yadi.sk/d/m8Qu8ts2CEKyB
3. Real Nature Pack 2 Autumn v2 http://yadi.sk/d/A4IN7tuMCELA3
4. Tropical Nature Pack http://yadi.sk/d/lTMMWzC4CELCf

План:
1. Создание проекта. Импорт необходимых библиотек.
2. Генерация ландшафта. Редактирование.
3. Освещение. Камера.
4. Анимация камеры(полет).
5. Создание меню.
Создание проекта. Импорт необходимых библиотек.
Запускаем Unity. В «Project wizard» переходим во вкладку «Create New Project». В «Import the following packages» выбираем следующие паки: Skyboxes, Terrain Assets, Water(в зависимости от версии unity3d, я выбрал pro)

Заходи в «Assets>>Import package>>Custom package» и переходим в папку где у вас лежат скачанные паки. Выбираем и нажимаем открыть.

Внимание!!! Паки тяжелые по этому Unity может не слабо задуматься не пугайтесь!!
Генерация ландшафта.
Нажимаем «Terrain>>Create Terrain»

Появился объект «Terrain»
Нажимаем «Terrain>>Set Resolution» И устанавливаем размеры нашего ландшафта как на скриншоте. Для сцены меню на большой ландшафт не нужен и дабы не грузить процессор достаточно этих размеров.

Тыкаем «Set Resolution»
Нажимаем «Component>>Terrain>>Terain Toolkit»


В появившемся компоненте «Terrain Toolkit» я выставил все так


Советую поиграть с настройками очень часто вылазят такие интересные варианты ландшафта.
Итак наш ландшафт готов.
Зададим ему текстуру.
В инспекторе нажимаем на кисточку а затем Edit Textures.

И нажимаем Add Texture. В появившемся окне нажимаем «Select» на Texture

В появившемся окне выбираем текстуру (двойной клик мышью), я выбрал «Grass(Hill)»


Нажимаем Add и наш ландшафт перекрашивается.


Нажимаем «Raise/Lower terrain»


Выбираем кисть, размер(Brush Size) интенсивность(Opacity). И нажимая LBM(Левая кнопка мыши) поднимаем вершину, либо нажимая Shift+LBM опускаем.
Нажимая «Smooth Height» (3 кнопка) убираем острые углы.
Дальше я нарисовал что типа песчаного пляжа добавив текстуру «Good Dirt».
Вот что у меня получилось.

Выбираем «Place trees» и нажимаем «Edit trees». В появившемся окне нажимаем кружочек.
И аналогично выбору текстуры выбираем дерево.
И варируя настройками кисти насаживаем разных деревьев.
Аналогично на предпоследней кнопке насаживаем цветов, травы, камней итд.
С одним НО для того что бы не грузить процессор мы для травы мы выбираем «Add Grass Texture» а вот для остального «Add Details Mesh».
И в последней вкладке можно побаловаться с настройками деревьев, рендера, настройками ветра. Я оставил все стандартно.
Создадим воду. В окне «Project» идем в паку «OnQ Nature Pack 2 v2>>Resources Demo>>Standard Assets>>Water(pro only)» и выбираем «Daylight water».

Перетягиваем на сцену и при помощи кнопок трансформации ставим и растягиваем как нам надо.

Вот что у меня получилось.


На этом с ландшафтом покончено.
Добавим теперь «Skybox». Для Этого идем в «Edit>>Render Settings».

И в инспекторе выбираем материал «Skybox» тыкнув на кружок.


Я выбрал «Sunny2 skybox».
Освещение и камера.
В «GameObject>>Create Other» выберем «Point light».

В инспекторе выставляем навстройки. «Position» x=100 y=100 z=100 это выставит наш источник света по центру над «Terrain» на высоте равной 100. «Range» = 150, это радиус освещения вокруг источника. И «Itensity» = 3.3.


В итоге получился довольно мягкий свет достающий везде.


У нас уже есть стандартно созданная камера «Main Camera». Кликнем на ней в окне Hierarchy. И расположим ей в позиции X=10, Z=10. A Y устанавливаем относительно высоты вашего ландшафта, у меня получилось 45. Что бы уменьшить площадь захватываемой камерой Изменяем настройку «Field of View»(У меня 43). Ориентируясь на окно «Camera Preview» поворачиваем камеру так как нам надо. У меня получилось Rotation X=5, Y=45, Z=0.
Анимация камеры (полет)
Заходим в «Window>>Animation» или нажимаем Ctrl+6. Нажимаем на стрелочки в пустом поле и выбираем «Create New Clip»

Назовем его на пример «CameraFly». Нажмем на палочку на против «Position.x» и нажмем «Add Curves». Установим позицию кадра на 300 и выставляем необходимые координаты следующего положения камеры.
У меня получились следующие значения:

200?"200px":""+(this.scrollHeight+5)+"px");">
Переменная/номер кадра 300 | 600 | 900 | 1200 | 1500| 1800
Position.x 90 | 10 | 190 | 120 | 190 | 10
Position.y 45 | 45 | 45 | 45 | 45 | 45
Position.z 90 | 190 | 190 | 100 | 10 | 10
Rotation.x 5 | 45 | 15 | 15 | 15 | 15
Rotation.y 45 | 94 | 240 | 140 | 270 | 405
Rotation.z 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0


Нажмем на кнопочку Play и посмотрим что получилось. И вот наша камера уже летает. Однако пролетев круг она останавливается. Давайте исправим это.
Создадим новый C# скрипт (RMB по окну «Project» далее «Create>>C# Script») и назовем его FlyCamera. В нем пишем в методе Update всего одну строчку:

200?"200px":""+(this.scrollHeight+5)+"px");">
transform.animation.CrossFade ("FlyCamera");


Этим заставляем циклично выполнять анимацию под названием «FlyCamera». Скрипт помещаем на Main Camera.
Проверяем и все работает).
Создаем меню.
Создадим скрипт под названием «Menu».
Зададим переменные:

200?"200px":""+(this.scrollHeight+5)+"px");">
public bool showMenu = true; //Отображать ли меню


В метод «Start» пишем:

200?"200px":""+(this.scrollHeight+5)+"px");">
showMenu = true;
window = 1;


В метод «Update» пишем:

200?"200px":""+(this.scrollHeight+5)+"px");">
{
}
if(curTime >
{
window = 0;
}
{
window = 1;
}


Создаем метод «OnGUI» и пишем в него:

200?"200px":""+(this.scrollHeight+5)+"px");">
{


{
}
{
}
{
}
{
}
}

//Далее все аналогично
if(window == 2)
{

{
}
{
}
{
}
{
}
{
window = 1;
}
}

If(window == 3)
{

{
window = 1;
}
}

If(window == 4)
{

{
}
{
window = 1;
}
}


{
useGUILayout=false;
}
}


Скрипт перемещаем на Main Camera.

Сохраним сцену под названием menu.unity

Полный код скрипта menu

200?"200px":""+(this.scrollHeight+5)+"px");">using UnityEngine;
using System.Collections;

Public class Menu: MonoBehaviour {
public bool showMenu; //Отображать ли меню
public int window; //Отображаемое окно
public float lifeTime = 5.0f; //Максимальное время отображения меню
private float curTime; //Текущие время отображения меню

Void Start () {
showMenu = true;
window = 1;
}

Void Update () {
if(showMenu == true) //Проверяем включно ли меню
{
curTime += Time.deltaTime; //Если включено, Увеличиваем переменную curTime согласно пройденому времени
}
if(curTime > lifeTime) //Если время дошло до максимальной точки
{
showMenu = false; //Отключаем меню
window = 0;
curTime = 0; //Сбрасываем таймер
}
if(showMenu == false&Input.anyKeyDown) //Если меню выключено и нажата любая клавиша
{
showMenu = true; //Включаем меню
window = 1;
}
}

Void OnGUI () {
if(window == 1) //Если окно 1
{
GUI.Box (new Rect (Screen.width/2-100,Screen.height/2-80,200,220), "Меню"); //Создаем окно с меню

If(GUI.Button (new Rect (Screen.width/2-90,Screen.height/2-40,180,30), "Новая игра"))
{
Application.LoadLevel(1); //Загружаем уровень 1
}
if(GUI.Button (new Rect (Screen.width/2-90,Screen.height/2-0,180,30), "Настройки"))
{
window = 2; //открываем окно настроек
}
if(GUI.Button (new Rect (Screen.width/2-90,Screen.height/2+40,180,30), "Об игре"))
{
window = 3; //Выводим информацию об Автарах игры
}
if(GUI.Button (new Rect (Screen.width/2-90,Screen.height/2+80,180,30), "Выход"))
{
window = 4; //Вызываем окно выхода
}
}

//Далее все аналогично
if(window == 2)
{
GUI.Box (new Rect (Screen.width/2-100,Screen.height/2-80,200,250), "Настройки");
if(GUI.Button (new Rect (Screen.width/2-90,Screen.height/2-40,180,30), "Игра"))
{
}
if(GUI.Button (new Rect (Screen.width/2-90,Screen.height/2-0,180,30), "Аудио"))
{
}
if(GUI.Button (new Rect (Screen.width/2-90,Screen.height/2+40,180,30), "Видео"))
{
}
if(GUI.Button (new Rect (Screen.width/2-90,Screen.height/2+80,180,30), "Управление"))
{
}
if(GUI.Button (new Rect (Screen.width/2-90,Screen.height/2+120,180,30), "Назад"))
{
window = 1;
}
}

If(window == 3)
{
GUI.Box (new Rect (Screen.width/2-100,Screen.height/2-80,200,220), "Об игре");
GUI.Label(new Rect(Screen.width/2-90,Screen.height/2-0, 180, 40), "Инфа о разрабе");
if(GUI.Button (new Rect (Screen.width/2-90,Screen.height/2+100,180,30), "назад"))
{
window = 1;
}
}

If(window == 4)
{
GUI.Box (new Rect (Screen.width/2-100,Screen.height/2-60,200,120), "Выход?");
if(GUI.Button (new Rect (Screen.width/2-90,Screen.height/2-20,180,30), "Да"))
{
Application.Quit(); //Выход из игры
}
if(GUI.Button (new Rect (Screen.width/2-90,Screen.height/2+20,180,30), "Нет"))
{
window = 1;
}
}

If(window == 0) //Если это окно то выключаем меню
{
useGUILayout=false;
}
}
}


Компилированная сцена http://yadi.sk/d/f5pFI0_pCG7YC

P.S. Прошу строго не судить, это моя первая статья.
P.P.S. Для тролей: да я быдлокодер, идите лесом!

Доброго времени суток. Данная статья посвящена мультиплатформенному инструменту Unity3d. В статье рассмотрены оптимальные, по моему мнению, способы работы с движком, даны практические советы по эксплуатации и дополнительные (общие) сведения; рассмотрены перспективы развития Unity3d.

  • Раздел 1. Введение
    • Что такое Unity ?
    • Возможности Unity3d
    • Проблема дополнительных знаний
  • Раздел 2. Начало работы
    • Вспомогательная литература
      • Сцены
      • Отладка
    • Структурирование
  • Раздел 3. Практические советы
    • Написание скриптов
    • Видеоуроки
    • Устранение ошибок
  • Раздел 4. Завершение работы
    • Выводы
    • Публикация игры
    • *Оптимизация
    • Теория графики
    • Полезные ссылки
    • Мнение
      • Что хочется увидеть в будущем?
  • Источники информации

Раздел 1. Введение

Что такое Unity3d ?
Unity3d является современным кросс-платформенным движком для создания игр и приложений, разработанный Unity Technologies. С помощью данного движка можно разрабатывать не только приложения для компьютеров, но и для мобильных устройств (например, на базе Android), игровых приставок и других девайсов.
Поговорим немного о характеристиках движка. Во-первых, стоит отметить то, что в среду разработки Unity интегрирован игровой движок, иными словами, вы можете протестировать свою игру не выходя из редактора. Во-вторых, Unity поддерживает импорт огромного количества различных форматов, что позволяет разработчику игры конструировать сами модели в более удобном приложении, а Unity использовать по прямому назначению - разработки продукта. В-третьих, написание сценариев (скриптов) осуществляется на наиболее популярных языках программирования - C# и JavaScript .
Таким образом, Unity3d является актуальной платформой, с помощью которой вы можете создавать свои собственные приложения и экспортировать их на различные устройства, будь то мобильный телефон или приставка Nintendo Wii.
Для того чтобы создать свою игру, вам, как минимум, нужно владеть одним из доступных (на Unity) языков программирования: C#, JavaScript или Boo.

Будет прекрасно, если вы владеете, например, 3Ds max"ом, это вам сильно поможет при создании игры. Что касается меня, то мне пришлось освоить 3Ds max на базовом уровне, ибо нигде не мог найти нужную мне модель дома . В любом случае вам понадобится установленный 3Ds max на ваш компьютер, если вы собираетесь импортировать готовые 3D модели. Ибо, в большинстве своем, необходимые модели имеют формат проекта, т.е. необходимо будет зарендерить их в соответствующий для Unity3d формат, например, в *.3DS, и только после этого делать импорт в Unity, в противном случае последний выдаст ошибку.

Раздел 2. Начало работы

Вспомогательная литература
Обратимся к литературе, которая поможет нам изучить Unity3d, а именно, к Unity 3.x Game Development Essentials . Книгу в свободном доступе можно найти в гугле, если вы предпочитаете бесплатный контент.
О чем книга? Пожалуй, обо всем, что только нужно для создания полноценной игры. Настоятельно рекомендую приобрести данную книгу и изучить самостоятельно.
Пару слов об игре и содержании книги. Ваш игрок оказывается на необитаемом острове, ему необходимо спастись, для этого он выполняет различные задания и, будем надеяться, спасается. Игру можно пройти за пару минут, однако создание игры занимает далеко не пару минут, даже не пару часов, пожалуй.
Книга содержит очень подробное руководство по созданию игры «с нуля». В ней описано многое, что вам, скорее всего, понадобится для создания вашей игры.

Книга написана на английском языке; тем, кто не знает английский, будет не сложно интуитивно догадаться о чем идет речь, ибо написана книга без особых премудростей.

На это стоит обратить внимание
NB!
Приведу несколько советов при создании игры в Unity3d.

º Коллайдеры
Что это такое - коллайдер? Коллайдер - это область пространства, при взаимодействии с которой выполняются те или иные скрипты, действия. Чтобы лучше понять что это такое, представьте, что вы подходите к автоматически открывающимся дверям универмага. За пару метров от дверей, срабатывает датчик и двери распахиваются перед вами, но если вы пройдете за три метра, то ничего не произойдет. Как раз та зона, в которой действует датчик движения, отвечающий за открывание дверей, и есть коллайдер. Вы входите в зону - двери открываются, выходите из зоны - и датчик уже никак не будет реагировать на ваше присутствие. Точно так же и в игре.
Так вот, о коллайдерах. Предположим, мы импортировали в наш проект автомобиль и хотим сгенерировать для него коллайдер. Можно сгенерировать автоматически коллайдер для всего автомобиля, но тогда для каждой детали автомобиля - фары, уплотнителя, зеркала, покрышки - будет сгенерирован свой коллайдер.

Это абсолютно не оптимально. Безусловно, нам не нужно генерировать столь большое количество коллайдеров, достаточно ограничиться одним!

Обратите внимание, что это не тонкость. Стараться сэкономить память нужно везде. У вас есть какое-то место в игре, куда игрок не сможет попасть? Не генерируйте никакие коллайдеры для этого места вообще. У вас есть дверь, которую вы импортировали в проект из 3Ds max"а? Небось, она очень хорошо прорисована (сам сталкивался с тем, что у двери даже шурупы были прорисованы отдельным объектом), значит, создайте один box-коллайдер для всей двери - вы сэкономите много памяти! Поверьте, что вам эта сэкономленная память еще очень и очень пригодится.

º Оптимальная работа со сценами
Поговорим об оптимизации сцен, о самих же сценах будет речь вестись далее.
Представьте следующую ситуацию: у нас есть сцена «home» - когда игрок находится в здании и сцена «street» - когда игрок выходит из здания на улицу. Естественно, из второй сцены мы можем видеть дом, т.е. часть первой сцены, и наоборот (если, конечно, у здания есть окна). В таком случае оптимально следующее построение сцен. В первой сцене все, что касается улицы (т.е. того места, куда мы не можем попасть без перехода на другую сцену) надо максимально упростить. Иными словами, нам нужно оставить только внешний вид вида из окна, а всю начинку - распотрошить. Т.е. все коллайдеры удалить, разрешение и т.п. свести к минимуму. Действительно, зачем процессору напрягаться с обработкой той местности, которую мы не можем посетить? Аналогичным образом поступаем со второй сценой («street»). В данном случае мы можем вообще все удалить из дома и оставить только его «коробку».
Вы хотите создать minimap? Пожалуйста, только избавьтесь от всех коллайдеров и снизьте разрешение, в таком случае ваша игра будет оптимальна.
Именно таким образом работа со сценами становится оптимальной. Еще раз отмечу, что это не тонкости, это серьезные вещи, которые требуют внимания создателя.

Сцены
Готовая игра - это набор сцен, соединенных между собой (точно так же, как и жизнь - это набор дней). Об оптимальном проектировании игры мы сейчас и поговорим.
Прежде чем создать свой проект - подумайте, что он должен в себя включать (какие сцены). Составьте список сцен (на листочке), обдумайте, что каждая сцена будет в себе содержать. Теперь постарайтесь каждую сцену разбить на подсцены, чем больше их будет, тем легче будет вашему ЦП. Конечно, не стоит перебарщивать с количеством сцен. Предположим, что ваш игрок находится в здании и из него никогда не выходит, в здании есть, например, пару этажей, крыша, а на каждом этаже имеется три комнаты. В данном случае, по моему мнению, было бы оптимально «разбить» здание на две сцены - два этажа и крыша. Дробление же каждого этажа на сцены с комнатами - не оптимально. Это просто не нужно, если каждая из комнат слабо загружена. Иными словами, надо грамотно расходовать память процессора, но и забывать о получении удовольствия от игры тоже не стоит.
Отладка
Помните, что хороший создатель должен учитывать то, что его игра, либо приложение, будет использоваться на различных ЭВМ, а это означает, что свой контент необходимо отладить так, чтобы он мог использоваться на различных устройствах. Самый очевидный и важный момент отладки - оптимизация приложения под различные разрешения экранов. Это важный момент и создатель игры обязательно должен обратить на него свое внимание, в противном случае, результатом своей работы сможет быть доволен только он один.
Структурирование
При конструировании игры важно помнить о структурировании данных - немаловажном аспекте. Имеется ввиду, что все должно быть на своем месте. Создаете скрипты? - создайте папку для скриптов, там и храните их, с большой вероятностью, у вас будет не один скрипт, разбрасывать их по всему проекту не есть хорошо, сами потом будете мучиться. По своему опыту могу сказать, что вам точно понадобится создать папки со скриптами, звуковыми файлами, с GUI текстурами, материалами, анимациями, быть может, префабами и собственными моделями (импортированные из 3Ds max"а объекты лучше хранить именно в последней папке, дабы не разбрасывать все модели по проекту в хаотичном порядке). Когда вы создаете тот или иной скрипт, помните о том, что название переменных, классов и т.п. должны говорить все сами за себя. Если вы хотите создать скрипт для инвентаря (поднять предмет, использовать предмет), то лучше все скрипты однообразных действий (например, поднятия) начинать с ключевого слова, например: Catch<имя предмета>; Use<имя предмета>, в таком случае вам будет легче ориентироваться в проекте, да и выглядит так намного симпатичнее. Помните золотое правило: хорошая программа не та, которая написана тяп-ляп и отлажена до предела, хорошая программа та, которая пишется сразу правильно и требует минимальных «затрат» на отладку. Если вы будете пользоваться этим правилом, то у вас все будет намного лучше чем у тех, кто этим правилом не пользуется.
Написание скриптов
Увы, этот подраздел будет совсем короткий. Просто старайтесь сначала представить то, что вы хотите реализовать, затем попробуйте описать словами алгоритм, а далее - преобразовать слова в работающий код. Используя книгу, о которой речь шла выше, вам навряд ли придется сильно потеть над разработкой кодов и других вещей, повторюсь, что в книге описано практически все, что только может понадобиться, а все, что не описано - легко додумать самому.
Видеоуроки
Рекомендую следующие youtube каналы для ознакомления:

К счастью, программный продукт Unity обновляется постоянно, но, увы, видеоуроки сами это делать не могут. Получается так, что огромное количество видеороликов, актуальных год назад, теряют свою актуальность и становятся, попросту, бесполезными.
1 - здесь вы всегда найдете актуальные видеоуроки, понятное объяснение, детальный разбор скриптов и всех действий. Лучше этого канала пока что ничего не нашел. Если вы не имеете вообще никакого представления о создании игры, то вам однозначно нужно заглянуть на данный канал. 2 - серьезная команда, видеоуроков только, жаль, меньше, чем у 1. 3 - есть полезные вещи, жаль только, что видеоуроки стали почти неактуальными.

Устранение ошибок
Unity3d - такой движок, что если у вас имеются ошибки в написании скриптов, то игра ваша не запустится. Если же нет явных ошибок, то игра запускается, если что-то идет не так, то консоль вам об этом обязательно сообщит.
Это предупреждения, они просто говорят вам о возможных недочетах, недоработках:

Это ошибки, если такие имеются, то игра не запустится:

Раздел 4. Завершение работы

Выводы
Unity3d - очень гибкий движок, предоставляющий большую свободу действий пользователю. Чтобы упростить жизнь разработчику и потребителю, можно предпринять некоторые шаги для оптимизации своего проекта.
Теперь мы, с заложенной базой знаний, можем спокойно приступать к созданию своего ультра-популярного приложения!
Публикация игры
Свою готовую игру можно опубликовать на одном из игровых сервисов, например, на www.kongregate.com
*Оптимизация
Если вы читаете данный подраздел, то либо вам просто интересно, что здесь написано, либо вы не прочитали NB! из раздела 2. Будем надеяться, что вы относитесь к первой категории. В данном подразделе еще раз хочется отметить то, что нужно сразу писать игру оптимальной, а не писать ее хоть как-то, и только затем отлаживать - это гиблый путь и поступать так не стоит. По поводу оптимизации - еще раз обратитесь ко второму разделу.

Раздел 5. Дополнительная информация

Теория графики
Практика без теории бывает не очень уж и интересной, поэтому советую ознакомиться с теорией компьютерной графики. www.intuit.ru/department/graphics/graphalg/lit.html
Протестировать свои теоретические знания можно тут

Разработчик детского мобильного паззла Fold the Adventure Алексей Галкин написал для ЦП колонку о том, на что следует обратить внимание при разработке мобильной игры на платформе Unity: как выбрать правильные ассеты из Asset Store, в каком сервисе хранить данные о прогрессе пользователей и где взять звуки для игры.

В закладки

Начало

Чтобы сделать хорошую игру, нужна хорошая идея. Но даже имея идею, создать на её основе достойную игру совсем непросто. Помимо банальной удачи, существует огромное множество вещей, с которыми приходится иметь дело. Бесконечное число решений необходимо принять в весьма скромное время. Ведь время - это деньги, а бюджет проекта имеет тенденцию исчезать до того, как сделано хоть что-то достойное демонстрации (не говоря уже о выпуске).

Эта история о том, как наша небольшая инди-команда создавала игру Fold the Adventure («Сложи приключение») на основе оригинальной идеи. Поскольку игра выпущена, мы можем перевести дух и окинуть взглядом три месяца, потраченные на разработку. Несмотря на наличие многолетнего опыта в игровой индустрии, создание Fold the Adventure заставило нас изрядно попотеть ввиду непредсказуемых поворотов событий и весьма ограниченных ресурсов. Добро пожаловать в наше приключение!

Выбор движка: Unity

Сказать по правде, движок нам выбирать не пришлось. Мы сразу взяли Unity и не пожалели об этом. Нашей первостепенной задачей было создание сравнительно небольшой игры и запуск её на максимальном количестве платформ. При этом хотелось избежать возни с программированием на Objective C и Java. С Unity нам это удалось. И хотя всё было не так просто и гладко, как предполагалось, движком мы остались довольны.

По нашему мнению, Unity - это лучший игровой движок для инди-разработки в настоящий момент. Его программная архитектура хорошо продумана, редактор сделан добротно и становится лучше с каждой версией. Начать пользоваться Unity легко, но опытным разработчикам он может показаться поначалу контринтуитивным. Тем не менее, и новички, и профессионалы, скорее всего, столкнутся с одними и теми же подводными камнями.

  • Необходимо с самого начала потратить время на изучение базовой архитектуры Unity, включая игровые объекты, скриптуемые объекты, сцены, префабы, ассеты, методы-события и порядок их вызова, сопрограммы, измерение времени, обработку ввода, сериализацию. Unity может показаться лёгким в использовании движком, но без понимания его основ можно провести бесконечные часы за отладкой и рефакторингом.
  • С самого начала сформулируйте правила структуризации, а также именования ассетов и игровых объектов. Даже небольшая игра имеет тенденцию превращаться в хаос без должной организации. Существует много статей, посвящённых данному вопросу. Можно также ориентироваться на проекты, публикуемые разработчиками в Unity Assets Store.
  • Программируйте как можно меньше. Вместо этого активно используйте WYSIWYG (What You See Is What You Get - свойство прикладных программ, в которых содержание отображается в процессе редактирования и выглядит максимально близко похожим на конечную продукцию - ред.) возможности редактора Unity. Благодаря лёгкой расширяемости, редактор Unity позволяет превратить разрабатываемую игру в удобный конструктор, которым смогут пользоваться даже те, кто не умеет программировать. А это существенно упрощает и ускоряет создание игрового контента.
  • Избегайте использования привычных практик, которые плохо сочетаются с идеологией Unity. Какой бы заманчивой не была возможность размещения всех объектов игры в рамках одной сцены или сохранение параметров игровой механики в XML-файлах, подобный подход существенно осложнит жизнь на более поздних этапах разработки.
  • Будьте аккуратны и внимательны при использовании систем управления версиями. Unity имеет тенденцию непредсказуемо менять файлы. Например, внесение изменений в префаб влечёт за собой модификацию всех файлов сцен, в которых он используется, но только после их последующего сохранения. Всегда используйте force text в качестве режима сериализации ассетов и внимательно следите за файлами, которые заливаете на сервер, чтобы не уничтожить результат работы коллег.
  • Тестируйте игру на максимально возможном количестве платформ. При этом не забывайте, что настройки можно определить для каждой из платформ в отдельности. Без подобного тестирования, вы, как и мы, можете столкнуться с тем, что ваша игра ведёт себя по-разному в web player-е под Windows и OS X.

Ассеты: создавать или покупать

Если у вас небольшая команда при сильно ограниченных времени и бюджете, то создать большое количество качественных игровых ассетов с нуля практически невозможно. Приходится усмирять грандиозные амбиции и минимизировать количество необходимого. Но даже при условии минимизации, нужно оставить что-то, на что игроку было бы приятно посмотреть.

Если ассеты для игры могут быть сделаны силами команды - одной проблемой меньше (cкорее всего). Но есть ещё фаза прототипирования, а для неё также нужны ассеты, которые с большой долей вероятности будут выброшены. Поэтому практически каждой команде требуются ассеты, которые она не может или не хочет делать. Вопрос в том, где их взять.

Первым и самым очевидным ответом для нас, как для Unity разработчиков, был Unity Assets Store . Какой бы заманчивой ни казалась эта возможность, она влечёт за собой и ряд сложностей:

  • Ассеты в Unity Assets Store доступны всем без исключения. Однако никто не хочет, чтобы их игра была похожа на другие. По крайней мере, мы этого очень не хотели.
  • Практически невозможно купить один пак ассетов, который бы удовлетворил все нужды проекта, и возникает проблема стилистической совместимости. Для Fold the Adventure мы купили несколько паков, из которых использовали меньше половины.
  • Несмотря на то, что общее количество ассетов в Unity Assets Store довольно велико, найти среди них что-то подходящее для конкретных нужд бывает весьма непросто. При этом качество зачастую оставляет желать лучшего. Мы потратили часы на поиски, при этом не всегда имея возможность оценить качество пака без его покупки.

Вторым вариантом был аутсорсинг ассетов. Безусловно, этот путь отнимает больше времени и денег, чем просто покупка чего-то из Unity Assets Store. Однако, при удачном раскладе, получаемые ассеты уникальны и более качественны.

Существовала также возможность покупки ассетов из источников помимо Unity Assets Store. Однако здесь возникала проблема совместимости с Unity, и мы решили воздержаться от таких экспериментов.

Когда мы принимали решение о том, какие ассеты делать самостоятельно, а какие нет, мы начали с их категоризации. Как оказалось, ассетов, которые были уникальны для нашей игры и выделяли её среди прочих, было сравнительно немного. Их мы решили сделать своими силами, прибегая к помощи аутсорса там, где это было возможно. Остальное было куплено в Unity Assets Store.

Вот несколько простых правил, к которым мы пришли в ходе поиска и покупки ассетов в Unity Assets Store

  • Чтобы избежать стилистических расхождений, желательно покупать ассеты одного типа у одного автора. Это не мешает купить модели у одной студии, а партиклы у другой, но при этом нужно следить за совместимостью стилей.
  • Избегайте использования ассетов в том виде, в котором они были куплены. Достаточно внести небольшие изменения (например, немного перерисовать текстуры, реструкурировать партиклы) или использовать ассеты нестандартным образом.
  • Если вы планируете выпуск игры на мобильных платформах, убедитесь, что покупаемые ассеты оптимизированы под них.

Музыка и звуки заслуживают отдельного внимания. Они редко создаются инди-командой самостоятельно (если у вас есть композитор, то вам либо очень повезло, либо вы уже не инди). К счастью, существует большое количество сервисов, поставляющих royalty-free музыку и звуки, включая Unity Assets Store. И это совсем недорого.

Недостаточно просто купить музыку и звуки. Необходимо сделать так, чтобы они правильно звучали в игре и не раздражали слух. Если вы уверены в своих силах, то можно попробовать сделать это самостоятельно. Мы же обратились за помощью к студии, которая специализируется на озвучке. Полученный результат был существенно лучше того, что мы могли сделать сами, и стоил своих денег.

Где хранить данные: Parse

Даже если вы, как и мы, создаёте однопользовательскую игру, вам всё равно потребуется место для хранения данных о текущем прогрессе игрока, статистике его действий, сделанных покупках и прочей информации. Самым простым решением будет использовать для этого класс Unity PlayerPrefs . Однако он сохраняет данные локально и, совершенно очевидно, не подходит для таких деликатных вещей, как внутриигровые покупки.

В поисках лучшего решения мы обнаружили Parse . Parse - это кросс-платформенный сервис BaaS (Backend as a Service - платформа типа «бэкенд как сервис», предоставляет облачную серверную инфраструктуру для всех типов приложений - ред.), который позволяет приложению сохранять данные в облаке, поддерживает авторизацию пользователей, серверные функции, push-оповещения и аналитику. Это не исчерпывающий список функциональности, но он даёт общее представление о том, что есть Parse.

Одной из причин, по которым мы выбрали Parsе, была его интеграция с Facebook (первая версия Fold the Adventure создавалась именно для Facebook). И, несмотря на то, что позднее фокус разработки был смещён на мобильные платформы, мы продолжили использовать Parse.

Ещё одной приятной особенностью Parse является его ценовая политика. Поначалу она кажется немного странной, но, после размышлений и расчётов, оказывается более чем удачной. По существу, вы ограничены количеством запросов в секунду. Хорошая новость в том, что 30 запросов в секунду даются бесплатно. Может показаться, что это совсем немного, но на деле этого достаточно для поддержки тысяч пользователей. При условии, что вы используете эти запросы разумно.

В Parse вы делаете всё через запросы. Для получения и изменения полей данных, создания отношения между таблицами, формирования выборки - для всего нужен запрос. На первый взгляд, количество запросов должно быть довольно большим, но, на деле, большую часть элементарных операций можно объединить в один запрос с помощью метода ParseObject.SaveAllAsync. Кроме того, Parse выбросит исключение, если предел запросов в секунду превышен. Но ничего не мешает вам подождать некоторое время и выполнить запрос повторно. И хотя игра в таком случае может показаться пользователю «подвисшей», эта проблема легко обходится с помощью внесения небольших изменений в пользовательский интерфейс и логику сохранения и чтения данных.

Единственное, для чего Parse не следует использовать, так это для создания игрового сервера. Даже если вы разрабатываете пошаговую игру, предназначение Parse в корне отлично. Существуют другие решения, которые существенно лучше подходят для этих целей.

Использование Parse в рамках Unity не сопряжено с особыми трудностями и хорошо документировано. По сути, вам необходимо скачать Parse SDK, настроить вашу игру на сервере Parse и в проекте Unity, а также немного попрограммировать. Один очевидный нюанс: вы не сможете использовать Parse, если устройство, на которое установлена ваша игра, не имеет доступа к интернету.

Если есть необходимость поддерживать офлайн-режим и обновлять данные в Parse при наличии сетевого соединения, то вам придётся написать для этого небольшую отдельную систему. Мы использовали для этого класс PlayerPrefs. Система сохраняет данные локально и заливает их в Parse, как только обнаруживает наличие подключения к интернету.

Стационарные платформы против мобильных: компромиссы

Несмотря на постепенное сближение в течение последних лет, стационарные и мобильные платформы по-прежнему сильно отличаются друг от друга. Это становится очевидным при попытке заставить «красивые» шейдеры работать приемлемо (не говоря уже о том, чтобы заставить их работать быстро) на всех устройствах, на которых предполагается запуск игры. Unity существенно облегчает этот процесс, но, к сожалению, не решает всех проблем.

Существует огромное количество статей, посвящённых оптимизации Unity-игр под мобильные платформы, так что здесь на эту тему будет сказано немного.

  • Если вы планируете запуск на мобильных платформах и используете тени, то ограничьтесь режимом forward lighting. Несмотря на запекание освещения и сокращения числа объектов, отбрасывающих тени, мы не смогли добиться приемлемой производительности в режиме deferred lighting. Возможно, мы недостаточно старались, но форумы Unity, по большей части, солидарны с нами в этом вопросе.
  • Минимизируйте количество draw call-ов. Большое количество полигонов в моделях не скажется так сильно на производительности, как дополнительные draw call-ы. Мы планировали большую оптимизацию, направленную на сокращение количества draw call-ов, чтобы лучше поддерживать старые модели мобильных устройств, но, к сожалению, не смогли сделать её в отведённые жёсткие сроки.
  • Не злоупотребляйте текстурными выборками в шейдерах. Это может привести к существенному падению производительности. В нашей игре мы были вынуждены использовать несколько специальных шейдеров вместо одного универсального - именно по этой причине.

Помимо различий в производительности и аппаратных ограничений, существует ещё одно важное отличие между стационарными и мобильными платформами. И это отличие - режим ввода. Игра, созданная для управления с помощью клавиатуры и мыши, плохо переносится на мультитач и акселерометр. Мы убедились в этом на своём горьком опыте. Прежде всего, в Unity разделена обработка мыши и мультитача. А потому было необходимо создать систему, унифицирующую этот аспект. Для этих целей мы использовали систему ввода из состава NGUI , которая, после небольших доработок, показала себя весьма хорошо. Она также позволила нам решить проблему распределения ввода между пользовательским интерфейсом и игровым управлением, которая доставляла нам некоторые неприятности на тот момент.

Пользовательский интерфейс в целом потребовал ряда модификаций для корректной поддержки мобильных устройств. Например, вместо прокручивания колёсика мыши и удерживания кнопок пришлось ввести мультитач-жесты. Некоторые из модификаций можно было потенциально упросить с помощью готовых решений из Unity Assets Store. Но в нашем случае это был простой pinch, а потому мы решили написать его за час с нуля, вместо того, чтобы тратить дни на подключение и отладку системы, которая «делает всё и даже больше».

Наибольшее количество проблем вызвало внутриигровое управление. Мы начали с традиционного набора ASWD + мышь для управления персонажем и камерой, планируя использовать экранный джойстик на мобильных устройствах. Но всё получилось не совсем так, как мы ожидали: игра стала практически неуправляемой. Нам пришлось срочно менять внутриигровое управление, при этом внося изменения даже в игровую механику. Методом проб и ошибок мы остановились на point-n-click управлении, которое на мобильных устройствах воспринимается интуитивно.

Локализация: чем проще, тем лучше

Если вы хотите добиться успеха игры в мировом масштабе, то, вне всяких сомнений, её необходимо локализовать. А локализация - это ещё одна часть разработки, которую инди-команда практически никогда не может сделать самостоятельно. Это означает только одно: за локализацию придётся заплатить.

Локализовывать необходимо всё, что имеет отношение к человеческому языку. То есть тексты, речь, надписи на текстурах - всё это должно быть локализовано. Такой процесс очень быстро может стать весьма трудоёмким и дорогим. Поэтому крайне важно свести количество локализуемого контента к минимуму.

Надписей на текстурах лучше избегать, и использовать, например, текстовые поля NGUI. Если в игре необходима речь, то, скорее всего, потребуются и субтитры, поскольку локализация речи не только дорогое удовольствие, но ещё и требовательное с точки зрения места, занимаемого игрой.

Но минимизация локализуемого контента - это только начало. Следующий этап - подготовка самой игры к локализации. Плохая новость состоит в том, что Unity (на момент написания данной статьи) не имеет встроенных механизмов для этих целей. И хотя существует целый ряд специализированных решений в Unity Assets Store (например, l2 Localization), мы решили использовать систему локализации, идущую в составе NGUI.

Система локализации NGUI проста и понятна в использовании. Она построена на основе одного CSV-файла, содержащего колонку для каждого языка. Наличие такого файла очень удобно для отправки строк на перевод (для этого существует большое количество специализированных сервисов) и последующей вставки переведённой версии.

Написать

Достаточно популярна. Если ранее компьютерные игры были лишь развлечением для узкого круга любителей, то сейчас данная область выходит на абсолютно новый уровень. Все больше людей увлекаются компьютерными играми, постоянно выходят проекты, которые подходят для определенных возрастов и целевых групп (например, семейные игры).

Естественно, за этим кто-то стоит - в большинстве случаев это целая компания, состоящая из нескольких отделений, каждое из которых занимается своей собственной деятельностью. Совместными усилиями они творят наиболее выдающиеся и привлекательные компьютерные игры современности. Однако стоит отметить, что в последнее время появилось большое количество инди-игр - проектов от независимых разработчиков. Это может быть и один человек, и небольшая группа единомышленников, но самое главное - у них нет огромного бюджета, сотен рабочих рук с высшим узкоспециализированным образованием. И сейчас каждый может написать свою собственную игру, ведь существуют как специальные рабочие среды, так и готовые ядра, например игровой движок Unity. В данной статье вы узнаете, что он собой представляет и зачем он нужен.

Ядро игры

Начать стоит не с того, что представляет собой конкретно игровой движок Unity, а с того, чем является движок в принципе. Представьте себе написание компьютерной игры - вам необходимо с нуля прописать абсолютно весь код, абсолютно все мельчайшие движения персонажей, перемещения противников, взаимодействия с окружающей средой и еще тысячи различных деталей. Невероятно сложно, не так ли? Значительно облегчить вам процесс создания может как раз движок.

Это ядро проекта, которое содержит все базовые скрипты. То есть вместо того чтобы создавать игру с нуля, вы можете взять уже готовое ядро и нарастить на него сколько угодно слоев своего контента. Не стоит опасаться того, что это нечто нелегальное - вы не крадете ядро, а просто используете его, как делают миллионы других. Использование игровых движков, созданных другими - это очень распространенная техника, только самые крупные компании имеют средства и возможности, чтобы создавать свой собственный игровой движок больших масштабов. Если же у вас на это нет бюджета - лучше использовать игровой движок Unity. Но почему именно он?

Почему Unity?

Существует огромное количество разнообразных движков, которые доступны в сети либо частично бесплатно, либо полностью платно. Они позволят вам создавать проекты как в 2D, так и в 3D, откроют вам доступ к различным возможностям и так далее. Но почему же среди них вам стоит выбрать именно игровой движок Unity, а не какой-либо другой?

На самом деле никто не принуждает вас делать подобный выбор - например, имеется очень хорошее ядро UDK, которое также многие используют для создания игр в 3D. Если вас не интересует трехмерное изображение, вы вполне можете сотворить двухмерный проект с соответствующим движком. Но Unity - это самый популярный и качественный трехмерный движок из всех имеющихся сегодня, поэтому вам определенно стоит задуматься о том, чтобы использовать именно его. Игровой движок Unity 3D имеет ряд серьезных преимуществ над другими, о которых речь пойдет далее.

Преимущества Unity

Unity - новый движок для создания 3D игр. Многие задаются вопросом о том, почему нужно выбрать именно его. Как уже было сказано ранее, вас никто не заставляет останавливать свой выбор именно на нем. Однако сейчас вы узнаете, чем же он так выделяется на фоне остальных.

Во-первых, это среда разработки - вам предоставляется крайне удобная и функциональная IDE, которая содержит в себе одновременно и редактор сцен, и редактор объектов, и даже небольшой редактор скриптов. Касательно последнего - этот плюс особенно заметен на фоне остальных, так как в большинстве движков уже имеется собственный скриптовый язык, которым вам в любом случае приходится пользоваться. В случае с Unity вы можете воспользоваться как местным языком, так и любым другим.

Отдельно стоит упомянуть уровень графики, которую можно создать в игре - он довольно высок в сравнении с большинством других движков. Ну и, конечно же, стоит отметить высочайший уровень физики - вы сможете создать проект не хуже любого современного шедевра, естественно, при должном умении.

В завершение стоит сказать про стоимость - именно она становится для многих начинающих разработчиков. В данном случае она не слишком высока - всего полторы тысячи долларов. При желании вы можете воспользоваться бесплатной версией - она полностью функциональна, но не имеет определенного количества полезных функций. Также готовый проект постоянно будет отображать эмблему Unity в процессе игры. Теперь вы понимаете, почему Unity 3D - популярный игровой движок. Но неужели у него нет минусов? Сейчас и об этом поговорим.

Минусы Unity

Многие пытались найти недостатки у этого движка, но с трудом жалоб накопилось лишь на одну - закрытость исходного кода. В каком-то смысле это действительно минусы - вы можете пользоваться только тем ядром, которое вам предлагает разработчик, не можете в него вносить никакие изменения, даже если вы знаете, как это сделать. И даже с учетом того, что вы заплатили полторы тысячи долларов - лицензия все равно не дает вам доступа в само ядро. Но если смотреть с другой стороны, то практически ни один современный движок не дает вам доступ к коду ядра, так что данный минус можно считать серьезным недостатком с большой натяжкой. А других недочетов у этого прекрасного движка найти не удается.

Использование Unity

Про использование данного движка уже было сказано ранее - IDE для него просто прекрасная. Редко можно встретить такую функциональную среду разработки, которая не будет перегружена лишними деталями, не будет абсолютно голой и неудобной. В Unity все сделано просто прекрасно - вы сразу же можете получить доступ и к редактору сцен игры, и к игровым объектам, и даже к скриптам, к ним применяемым. Вы можете прямо в IDE просмотреть в реальном времени отрывок того, над чем вы работали. В этом у Unity попросту нет конкурентов - данный движок великолепен.

Русский Unity

Если вы не знаете английского языка, можете не волноваться, вы все равно сможете воспользоваться Unity. Игровой движок на русском существует и активно поддерживается, так что вы сможете без труда творить игровые шедевры в переводной версии. Более того, существует огромное русскоязычное интернет-сообщество, посвященное данному движку - там вы сможете узнать последние новости, почитать мнение опытных пользователей и задать интересующие вас вопросы. Unity3D по-русски - это вполне возможно.

Добавление скриптов

Выше уже было сказано, что изменять код ядра у вас не получится. Но при этом вы можете добавлять свои собственные скрипты, а также загружать те, которые были созданы другими пользователями.