Кому на руси жить хорошо. Кому на руси жить хорошо Таблица в чем видит счастье простой народ


Счастье. Что это? Каждый человек хоть раз спрашивал себя: «В чем заключается счастье?». Поздравляя близких и друзей, мы часто желаем им счастья, считая, что быть счастливым – это самое главное в жизни. Однако в понятии «счастье» каждый из нас видит что-то свое: для одних – это здоровье, для вторых – любовь, третьи вторят, что счастье заключается богатстве, а другие вообще ставят власть и славу на первое место.

По моему мнению, в определенные минуты нашей жизни в слове «счастье» мы видим разное содержание, ведь бывает и такое, что сегодня мы нуждаемся в любви и понимании, завтра – в деньгах, а еще через какое-то время нам нужна карьера и успех. Знаменитые поэты и писатели тоже задумывались над тем, что такое счастье. И Н.А. Некрасов не является исключением. В своем произведении «Кому на Руси жить хорошо» автор рассказывает о похождениях семи мужиков, которые ищут того, кому «живется весело, вольготно на Руси». В своей поэме Н.А.Некрасов затрагивает тему счастья народа и пытается описать последствия реформы для жизни народа. Писатель стремится показать современную: как живет, к чему стремится, с чем связывает надежда. Так как же понимают счастье герои и автор «Кому на Руси жить хорошо»?

Итак, как уже было сказано ранее, сюжет произведения основан вокруг странствования семи крестьян, которые решили найти подлинного счастливца. Они зарекаются не оставлять поиски, пока не узнают ответ на интересующий вопрос. Крестьяне выдвигают свои догадки по поводу того, кто может оказаться настоящим обладателем счастья: поп, боярин, помещик, чиновник, «толстопузый купчина», боярин, министр государев или сам царь. Первый, кого встречают на своем пути мужики, - это поп. Поп считает, счастье состоит в покое, богатстве и почете. Но ни первого, ни второго, ни третьего у священника нет. Его работа забирает у него душевные силы, оплачивается весьма скудно, а про почет и говорить нечего. Жизнь помещика тоже представлялась для большинства крестьян волшебной, однако и его счастье оказалось очень условно. По Оболту-Оболдуеву, счастье – это богатство, власть и покорность крестьян. Но после отмены крепостного права у него отобрали все имущество: и крестьян, и земли. Прежняя Русь навеки ушла, забрав с собой счастье помещика. Еще на дороге у крестьян встречается дьячок, счастье которого заключается «в благодушестве», он рад тому, что ему не нужно ничего. Но это утверждение является лживым, ведь дьячок озабочен тем, чтобы получить «косушечку». Прочие рассказы простого народа о счастье только и делают, что вызывают горький смех или слезы. В конце концов странники делают вывод:

Эй, счастье мужицкое!

Дырявое, с заплатами,

Горбатое, с мозолями

В финале поэмы перед читателем предстает образ Гриши Добросклонова, который, по мнению Н.А.Некрасова, сможет построить счастье народа. Этот герой интересуется жизнью и бытом простого народа и мечтает о том моменте, когда вся Русь заживет счастливо. Он является первым героем произведения, который не гонится за личным счастьем. Счастье Гриши едино с счастьем всего народа.

Более того, тот факт, что именно Гришу Добросклонова Н.А.Некрасов считает действительно счастливым человеком, многое говорит о понимании счастья самого автора. Н.А. Некрасова всегда беспокоила судьба простого народа. И именно простому народу посвящено творчество поэта. Н.А.Некрасов был убежден, что его призвание – явить миру страдания народа, обличить пороки общества, он старался не дать людям забыть о язвах общества и вдохновить их на борьбу с несправедливостью.

Подводя итог сказанному, можно прийти к выводу, что для каждого счастье свое, однако все заслуживают того, чтобы быть счастливыми. Произведение «Кому на Руси жить хорошо» сделало социальный срез по реформе на Руси, показало прошлое, настоящее русского народа и намекнуло на пути переустройства. Н.А.Некрасов выставил напоказ результаты отмены крепостного права: массовое разорение, нищету, унижение, надругательство над крестьянами.

Обновлено: 2018-03-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» русский народ обрисован яркими красками, подробно рассмотрен и описан до мельчайших подробностей.

Данное произведение - откровение, пытающиеся донести все чаяния и горести русского крестьянства, надежды и страхи, ужасы и печали, в которых не смотря на всю безвыходность, люди пытаются найти лучик счастья в несправедливом, заправлямым жадными купцами и боярами мире…

В главе «Счастливые» поиски странников увенчиваются неким неоднозначным успехом. К путешественникам подходят люди их самых

Низов, считающие себя счастливыми.

Каждый из них не прочь пригубить винца и исповедаться перед мужичками.

Со всех сторон только и слышатся споры и препирания на тему счастья. У каждого оно своё, однако не лишено горькой иронии:

«Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями…»

Их счастье и счастьем то и не назовешь!

Но в конце главы, однако, звучит рассказ о человеке счастливом, его счастье на ступень выше, благороднее, он знаменует более развитую идею представлений о настоящем счастье, которое только может быть у простого крестьянина.

Представитель счастливого крестьянского народа - простой деревенский мужик по имени Ермил Гирин. Он авторитет крестьянского мира, оказывает на него влияние, вызывает уважение многих. Его сила заключена в доверительном и дружественном отношении поддержке всем народом.

Когда дело с мельницей принимает серьёзные обороты, и вот-вот кончится для героя плохо, Ермил призывает народ помочь ему.

И вдруг, сам того не ожидая, народ оказывает поддержку, кидается на помочь обыкновенному бедному мужику, и дружно справляются с боярской несправедливостью.

Несмотря на прошлый свой нехороший поступок (выгородил от солдатской службы рекрутом своего младшего брата), Ермил пример для подражания. Он совестлив и честен до самого конца, и когда с собранных на выкуп мельницы денег остается рубль, мужик ходит и ищет бывшего обладателя денег, пытаясь вернуть ему.

И казалось бы, у Ермила есть всё что нужно простому человеку-любимое дело, уважение и почёт, разве не счастье?

Однако, за своё счастье и народную любовь мужику приходится выстрадать - он отправляется в острог, жертвуя всем былым.

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» семь странников-крестьян ищут на Руси счастливого. Поэт писал эту поэму несколько десятилетий, так и не завершил её. Странники не встретили счастливого и поэма осталась с открытым финалом. Но можно ли кого-то из героев произведения назвать счастливым? Что нужно для счастья, с точки зрения героев и самого поэта?

В поэме показано кризисное состояние русского мира. Во-первых, это нищета и голод. Вспомним названия деревень, из которых пришли странники: Дырявино, Заплатово, Неурожайка… Во-вторых, после отмены крепостного права «порвалась цепь великая», и ударила «одним концом по барину, другим по мужику»: никто не знает, как обустроить свою жизнь, на какую систему ценностей опереться.

Именно поэтому многие герои поэмы несчастливы – даже те, кто этого достоин. Например, Савелий, который был «богатырем святорусским» сильным, упорным, отбыл каторгу, просмотрел, как свинья погубила правнука Демушку, и долго отмаливал свой грех и т.п. Утрачены на Руси и «ключи от счастья женского». Матрена Тимофеевна, крестьянка, которая была доброй, хорошей женой, прекрасной матерью, из-за всех забот, возложенных на ее плечи по дому, по хозяйству, из-за голодной жизни, отсутствия опоры была лишена счастья.

Но и у тех, кто чувствует себя счастливым, представления о счастье часто убогие. Странники в поисках счастливого человека обошли всю Русь. Некрасов использует прием «поэтического многоголосия», словно «предоставляя слово» самим русским людям. Как выяснилось, для одних счастье заключается в покое, богатстве и чести, у других в возможности залить водкой свою «счастливую» жизнь. В главе «Счастливые» мы видим как за возможность «хлебнуть вина бесплатного» люди меряются счастьем, если это можно назвать таковым. У кого-то уродилось реп до тысячи, кто-то видит счастье в признании хозяев: «Я счастлив, видит бог! У первого боярина, у князя Переметьева, я был любимый раб.» Счастье помещика это праздная жизнь, пиры, охота, власть над людьми. Автор пишет: «Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, горбатое с мозолями…» Это примитивное представление о счастье, о котором говорил каждый «счастливый», истинного счастья ни одному из них не приносит.

Обладателем истинного счастья в поэме является Гриша Добросклонов. Несмотря на жизнь «беднее захудалого последнего крестьянина» и тяжелую каждодневную работу в нем есть стремление к духовному развитию. В нем есть тяга к прекрасному, к творчеству, к мечтаниям. Гриша – поэт, он сочиняет песни о России, о народе, и готовится посвятить себя борьбе за счастье народное. Это то, что отличает его от других героев этой поэмы. Но странники так и не встретились с Гришей и не нашли счастливого.

«Кому на Руси жить хорошо?» — это эпическая поэма. В ней благодаря образу дороги и сюжету-путешествию возникает панорамная картина русской жизни, картина народного горя, разлада и пр. По-настоящему счастливых людей не может быть, если жизнь в целом устроена неразумно, находится в состоянии кризиса. Но в целом поэма не носит трагического характера, поскольку, по мнению автора, в русской жизни все равно сохраняются здоровые и крепкие начала, надо дать им только возможность созреть и проявиться.

Таким образом, Н. Некрасов считает, что счастье заключается в постоянном движении, развитии, творчестве. Это то, что наделяет смыслом жизнь человека. Именно поэтому счастливым в поэме становится Гриша Добросклонов.

Разделы: История и обществознание , Литература

Тип занятия : Повторение, обобщение и систематизация изученного материала.

Методы обучения: Проблемный метод, дискуссия, синквейн.

Время: 90 мин.

Средства : мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, карты оценивания работы студентов на занятии.

Цели урока:

1. Цель обучения:

  • показать, как писатель изображает осознание понятия “счастья” человеком;
  • создать проблемную ситуацию и помочь обучающимся сформировать свое мнение о счастье, его значении для героев поэмы;
  • через собственные ценностные ориентиры, собственное мировоззрение сформулировать понятие счастье и выяснить авторскую позицию в поэме.

2. Цель развития

  • способствовать формированию компетенций устойчивого стремления к самосовершенствованию;
  • развитие социально-коммуникативных компетенций через речевую и мыслительную деятельность;
  • развитие умения вести дискуссию;
  • развитие готовности к оценочной деятельности, умения давать аргументированную оценку различных взглядов и позиций;
  • продолжить формирование навыков работы в группе;
  • способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстаивать собственную точку зрения;
  • систематизировать и обобщать знания обучающихся в разных учебных дисциплинах;
  • вырабатывать навыки интегрированного подхода к изучению различных тем.

3. Цель воспитания:

  • поддерживать интерес к дисциплинам через содержание учебного материала;
  • на примере образов героев воспитывать лучшие человеческие качества;
  • способствовать воспитанию "культуры спора".

Студент должен

  • содержание поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”;
  • характеристику основных образов-персонажей поэмы “Кому на Руси жить хорошо”;
  • основные понятия, относящиеся к разделу “Духовная сфера”.
  • составлять “синквейн”;
  • соотносить фактический материал с анализируемой проблемой;
  • получать и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать полученные данные;
  • грамотно и лаконично излагать свою точку зрения;
  • вступать в диалог с другими участниками дискуссии.

Междисциплинарные связи: “История”, “Искусство”.

Ход занятия

Элементы занятия Содержание занятия, методы проведения Время Средства обучения
1. Организационный момент 1. Приветствие.

2. Проверка готовности студентов к началу занятий, проверка отсутствующих.

3 мин.
2. Актуализация Фронтальная беседа. 5 мин.
3. Мотивация учебной деятельности 1. Формулирование темы занятия.

2. Составление синквейна.

3. Формирование целевого пространства.

4. Знакомство с планом урока.

12 мин.
4. Основная часть 1. Обсуждение опережающего задания.

2. Дискуссия по предложенным вопросам (работа в группах, индивидуальная работа).

3. Составление синквейна.

50 мин. Мультимедийный проектор, презентация
5. Рефлексия 1. Проверка достижения целей.

2. Самооценка работы студентов на занятии по предложенной таблице.

10 мин. Оценочная таблица.
6. Подведение итогов занятия Экспертная оценка работы студентов. 7 мин. Карта оценивания.
7. Домашнее задание Написать эссе на тему “Почему человек бывает счастлив?” 3 мин. Мультимедийный проектор, презентация

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие студентов, проверка их готовности к началу занятий, проверка отсутствующих (проговорить, что занятие интегрированное, проводится преподавателями литературы и обществознания).

2. Актуализация (СЛАЙД №1).

Преподаватель литературы: Перед тем, как мы с вами начнем разговор по теме сегодняшнего занятия, я предлагаю вам послушать короткую притчу:

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Счастье, как кусочек глины в руках человека - понятие многостороннее, у каждого оно индивидуальное и каждый воспринимает его по-своему. Испокон веков люди искали устойчивое, подходящее для каждого человека определение “счастья”. Мы сегодня тоже попробуем его найти вместе с героями поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, понять и осмыслить данную категорию нам сегодня предстоит на примере этой поэмы.

Два студента будут “экспертами” и по карте, в которой содержатся критерии, оценят работу всех студентов на занятии.

3. Мотивация учебной деятельности.

Преподаватель литературы: Итак, основная тема поэмы – поиски счастья, счастливого человека. Почему люди хотят быть счастливыми? (Предполагаемый ответ). Исходя из этого, как можно сформулировать тему сегодняшнего занятия? “Проблема счастья (на примере поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”)”. Откройте, пожалуйста, свои тетради, отметьте дату и запишите тему (СЛАЙД №2) .

Преподаватель обществознания: Исходя из темы занятия, скажите, какие знания из раздела “Духовные сферы” по дисциплине “Обществознание” нам могут помочь в решении этой проблемы?

После обсуждения (СЛАЙД №3) с ответами (термины – СВОБОДА, КУЛЬТУРА, УНИВЕРСАЛЬНАЯ ФОРМА КУЛЬТУРЫ).

Преподаватель обществознания: У всех у вас уже достаточно жизненного опыта для того, чтобы иметь собственное представление о СЧАСТЬЕ. Давайте попробуем “уложить” его в простую формулу. Для этого составьте синквейн к этому слову (СЧАСТЬЕ) (СЛАЙД №4) .

Правила синквейна (3 минуты) :

  • первая строка – основное слово (СЧАСТЬЕ);
  • вторая строка – 2 определения к нему;
  • третья строка – 3 глагола к нему;
  • четвертая строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение к этому слову;
  • пятая строка – метафора к основному слову (вывод-ассоциация), выражающая его суть, обычно – одно слово).

Проверка задания (3 минуты, затем общее обсуждение, карточки на доску).

Преподаватель литературы: Гюстав Флобер, французский писатель, и вовсе утверждал: “Счастье – выдумка, искание его – причина всех бедствий в жизни”. Может он прав? Ведь сколько хлопот, забот и волнений принесли поиски счастья героям поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Каково же мнение автора поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, написанной в во второй половине 19 века и отличается ли оно то современного и предстоит выяснить сегодня на занятии.

4. Основная часть.

Преподаватель литературы: Сколько людей, столько и мнений. Раз нельзя дать определение, тогда надо найти счастье или счастливого человека. Герои Н.А.Некрасова тоже отправились искать счастья, счастливого человека.

Итак, поистине ответ на вопрос - кто счастлив?- ставит странников перед решением других вопросов: что такое счастье? Как счастья добиться?

Автор показывает нам два типа счастья: мужицкое и барское. Мужицкое счастье “дырявое с заплатами, горбатое с мозолями”. А барское счастье радикально отличается от мужицкого: для помещиков, купцов, дворян - людей высшего света - счастье состоит из почета, богатства, покоя .

Преподаватель обществознания: Какой обществоведческий термин раскрывается в данном отрывке?

После обсуждения (СЛАЙД №5) с ответами (термин – СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС).

Преподаватель литературы:

Почему только Гриша Добросклонов признан Некрасовым настоящим народным заступником и человеком счастливым?

Каков смысл позиции автора, считающего Григория тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов? Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Добросклонов - борец за крестьянские интересы, за всех “обиженных” и “униженных”. Он хочет быть первым там, “где трудно дышится, где горе слышится”. Ему не нужно богатство и чужды заботы о личном благополучии. Некрасовский революционер готовится отдать свою жизнь за то, “чтоб... каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!”

Вывод: Он - герой своего времени, которому присущи лучшие черты самого поэта и его окружения. Он пишет и поет песни о любви к родине и народу, с детства готовит себя к подвигу на благо угнетенных, ведя аскетический образ жизни. Быть полезным людям - главная идейная позиция героя (записать в тетради). Поэтому автор считает его тем "счастливым", "кому на Руси жить хорошо". (СЛАЙД №6).

Преподаватель обществознания: К какому виду и стилю относится данное произведение? Перечислите изученные направления.

После обсуждения (СЛАЙД №7) с ответами (вид – литература , стиль – реализм ).

Преподаватель литературы: Менялось ли понимание счастья у 7 странников на протяжении поэмы? Если “да”, то каким образом это происходило? К чему пришли в финале? (СЛАЙД №8)

Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошёной волости,
Избыткова села!..

Как вы думаете, почему именно 7 мужиков отправились счастье искать? (Символичность – число 7 считается счастливым).

Итак, для того, чтобы повести наш разговор дальше предлагаем обсудить основные проблемы поэмы в форме дискуссии. Для этого мы предварительно разделились на две группы, по принципу выполнения домашнего задания: подбиравшие цитаты, свидетельствующие о том, что “счастье” - это личное, индивидуальное, – это “адвокаты”, а выписывавшие высказывания о том, что “счастье” в общественной жизни человека, в умении жить для других – “прокуроры”.

Напоминаю правила для участников (СЛАЙД №9):

1. Здесь нет наблюдающих, каждый – активный участник разговора.

2. Неуместные шутки запрещаются!

3. Острое, меткое слово приветствуется!

4. Говори, что думаешь – думай, что говоришь.

5. Будь тактичным, искренним, взаимовежливым и принципиальным.

6. Поднятая рука – прошу слова.

Итак, раз уж у нас сегодня присутствуют “адвокаты” и “прокуроры”, то сначала определимся с обстоятельствами нашего “дела”.

4.1 Дискуссия

4.1.1 Анализ начала поэмы.

Преподаватель литературы:

А кто в поэме сам объявляет себя счастливым?

(После того, как будут перечислены претенденты, таблицы раздать в группы).

Вот эти претенденты на звание “счастливого”.

Герой В чем смысл счастья?
Крестьяне-правдоискатели. “Непотрошеной волости,
Непоротой губернии,
Избыткова села”.

(мир, достаток, спокойствие.)

Поп. “Покой, богатство, честь”.
“Дьячок уволенный, тощой, как спичка серная...” “Коль обогреет солнышко,
Да пропущу косушечку,
Так вот и счастлив я!”
“Старуха старая, рябая, одноглазая...” “счастлива она...
Родилось реп до тысячи, на небольшой гряде...”
“Солдат с медалями, чуть жив...” “В двадцати сражениях, я был, а не убит.
В мирное время, ходил ни сыт, ни голоден.
А смерти не дался. Нещадно бит я палками,
А хоть пощупай – жив”.
Каменотес. “Плечистый, молодой”. “Коли проснусь до солнышка,
Да разогнусь о полночи,
Так гору сокрушу!”
Лакей князя Переметьева. “За стулом у светлейшего
У князя Переметьева я сорок лет стоял,
С французским лучшим трюфелем
Тарелки я лизал.
Напитки иностранные
Из рюмок допивал”.
Ермил Гирин. “Имел он все для счастья: и деньги, и почет...
Почет завидный, истинный, не купленный.
Ни деньгами, ни страхами: строгой правдою, умом и добротой”
Матрёна Тимофеевна Корчагина. “Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!”
Григорий Добросклонов. “И скоро в сердце мальчика
С любовью к бедной матери
Любовь ко всей вахлачине
Слилась – и лет пятнадцати
Григорий твёрдо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и тёмного родного уголка”.

Преподаватель литературы:

Сами себя объявляют счастливыми как раз те, кого странники и не вспомнили, когда спорили, кому лучше всех живётся на Руси: рябая, одноглазая старуха - крестьянка, солдат с медалями, каменотёс и другие люди из народа. У этих и в помине нет покоя, богатства и чести.

Из-за чего радуется старуха?

Старуха не нарадуется на уродившуюся репу.

Солдат счастлив, что не убит в двадцати сражениях, не умер под палками.

Каменотёс доволен тем, что справляется с тяжёлой работой.

Каждый из них по-своему прав, потому что в данный момент им действительно хорошо. Но такое счастье недолговечно. Урожай репы будет съеден, солдат в любую минуту может погибнуть или стать инвалидом. Понимая это, странники прогоняют тех, кто рассказал им о своём убогом счастье.

Преподаватель литературы (СЛАЙД №10):

1. В поэме указаны 2 возможные дороги к счастью:

  • дорога, по которой “громадная, к соблазну жадная идёт толпа”;
  • другая - тесная, дорога “честная” - это путь славного заступника, борца за народное счастье.

2. В чем смысл и особенность каждой дороги?

Преподаватель обществознания: Назовите два вида, составляющих культуру.

После обсуждения (СЛАЙД №11) с ответами (1 – ДУХОВНАЯ, 2 - МАТЕРИАЛЬНАЯ).

Вопросы для дискуссии:

  1. Преподаватель литературы: Как в поэме раскрывается мысль о том, счастье заключается в личном, индивидуальном?
  2. В чем проявляется мораль?
  3. Преподаватель литературы: Как в поэме раскрывается мысль о том, счастье заключается в социальном, общественном?
  4. Преподаватель обществознания: В чем проявляется мораль?

Вопросы для фронтальной беседы:

Преподаватель литературы:

  1. Кого же на самом деле Некрасов считает счастливым на Руси?
  2. Почему песенками Гриши Добросклонова заканчивается поэма?
  3. А что такое счастье для современного человека?

Преподаватель литературы: Итак, на Руси жить хорошо не тому, кто счастье понимает как “покой, богатство, честь”.

Не может быть счастлив человек среди всеобщего горя. И я хочу еще раз обратить ваше внимание на последнюю главу “Пир на весь мир”. Сколько там замечательных строк, о жизни, об истинных и ложных путях в ней, о выборе жизненного пути, о долге, о назначении и счастье человека.

Семь странников отправились в путь за счастьем. Хотя за счастьем и ходить никуда не надо, потому что человек способен сам его сотворить, например, сделав доброе дело. Ведь счастье- это прежде всего состояние души, поэтому добрый, отзывчивый человек всегда счастливее злого, корыстного.

И все-таки люди будут искать счастье, для себя или для других, это не имеет значения, потому что, если хоть раз почувствовал себя счастливым, хочется, чтобы эти счастливые минуты или часы никогда не кончались.

Преподаватель обществознания: Какие культурные ценности в современном обществе вы бы выделили и почему? Назовите 5, на ваш взгляд, основных. (Задание для выполнения в группах, 2-3 минуты на выполнение).

4.2.1 Синквейн (СЛАЙД №12)

Преподаватель обществознания: Поменялось ли ваше понятие о том, что такое “счастье”, по прочтении поэмы Н.А.Некрасова?

Вернемся к началу нашего занятия. Как бы вы теперь составили синквейн к слову “счастье”? (3 минуты, обсуждение результатов, сопоставление с синквейнами, составленными в начале занятия).

Работа “экспертов”.

Преподаватель обществознания: А теперь “эксперты” подведут итоги нашего сегодняшнего занятия, а мы подведем итоги нашей беседы.

Рефлексия.

Преподаватель литературы:

1. Каким представляется счастье героям – путешественникам? (Разным).

Преподаватель обществознания: С каким обществоведческим понятием просматривается связь главного рассматриваемого вопроса “счастье” и почему?

Вывод: Сегодня мы рассмотрели понятие “счастье” и то, как его понимают герои Некрасова и сам автор.

(СЛАЙД №13)

Преподаватель обществознания: А теперь заполните таблицу, в которой охарактеризуйте свое участие в занятии.

Обсуждение результатов самооценки студентов.

5. Подведение итогов.

Преподаватель обществознания: Спасибо всем за активное участие в обсуждении данной темы. Приятно отметить, что многие из вас достаточно аргументированно, обоснованно, соблюдая все правила этикета по ведению дискуссии, могут доказывать свою точку зрения.

6. Задание на дом (СЛАЙД №14):

  • Написать эссе “Почему человек бывает счастлив?”

Преподаватель литературы: (СЛАЙД №15) Сегодняшнее занятие хотелось бы закончить необычно: счастье – как подарок жизни, желанный и долгожданный, но скрывающий содержимое от посторонних глаз под оберткой. Сейчас каждый из вас получит такой “подарок”. Напишите на нем или нарисуйте то, чем, по вашему мнению, является счастье. Начните так “Счастье – это...”

Учащиеся получают фигурки бумажных подарков и записывают на них или зарисовывают то, что, по их мнению, олицетворяет счастье: “Счастье – это когда тебя понимают”, “Счастье – это чувствовать поддержку друзей” и т.д.

Затем учащиеся прикрепляют все подарки на доску вокруг слова “СЧАСТЬЕ”, преподаватель еще раз подводит итог занятия: подарки как символы и олицетворение разного понимания счастья.

Критерии оценки работы студентов на занятии

Ф.И. студента Духовные сферы Состав-
ление синквейна
Термин “Социальный статус” Образ Гриши Добро-
склонова
Понятия “направ-
ление” и “стиль”
Подго-
товка дом. задания