Конспект ООД. Чтение рассказа Л

Наталья Семенова
Конспект ООД. Чтение рассказа Л. Толстого «Филипок» в подготовительной группе

Цели :1. Расширять представление о жизни детей в давние времена, побуждать сравнивать современную и старую школы.

2. Дать детям представление о том, для чего нужны знания; воспитывать любовь к Родине.

3. Учить по плану и образцу рассказывать о предмете .

Методические приемы : выразительное чтение , вопросы.

Оборудование : иллюстрация А. Пахомова с изображением «Филипка » ,

репродукции картин Н. Богданова-Бельского «На пороге школы» , «Устный счет» , иллюстрации современной школы.

Ход занятия

I. Вступительная часть

Воспитатель напоминает детям, что скоро они пойдут в школу, показывает иллюстрации, комментирует их, уточняет, что так было не всегда.

Беседа по репродукции картины Н. Богданова-Бельского «На пороге школы» .

Куда пришел мальчик?

Как он одет?

Как вы думаете, близкий ли путь прошел мальчик?

Друзья мои, раньше не все дети имели возможность учиться, и на картине показано, что на пороге школы стоит бедный мальчик. Он в рваном пальтишке, худых штанах, на ногах большие лапти, в руках посох, на который он опирался, когда шел, за спиной котомка. По его лицу видно, что ему очень хочется учиться в школе, но он беден, ему нечем платить за обучение.

Затем воспитатель показывает репродукцию картины Н. Богданова-Бельского «Устный счет» . Объясняет, что на ней изображена школа для крестьянских детей. Поясняет, что немногие бедняки могли себе позволить отдавать детей в школу. С ранних лет дети были заняты на работах, но как они стремились учиться! (делается сравнение с современной школой) .

Физкультминутка «Улыбнись»

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай. (Приседания.)

А в конце - ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Упражненье повтори

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Корпус влево мы вращаем,

Три-четыре, раз-два.

Упражненье повторяем :

Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)

Мы размяться все успели,

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Ребята, давайте послушаем рассказ Л . Толстого о маленьком мальчике, который очень хотел учиться. Это произведение написал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой . У Льва Николаевича Толстого было много детей , и он прожил долгую жизнь. Он написал очень много книг для взрослых и детей. Лев Николаевич всегда думал и заботился о детях крестьян и рабочих. Он даже открыл для деревенских детей школу. Видел в крестьянских ребятах ум, любовь к родине, сострадание, умение прийти на помощь в трудную минуту, стремление к учению.

Чтение рассказа «Филипок » .

II. Основная часть :

Понравился ли вам рассказ и почему ?

(Потому что Филипок маленький , мальчик очень хотел ходить в школу и т. д.)

Почему Филипок стоит у крыльца , не решаясь сразу войти в школу?

(Боится, стесняется, думает его прогонят и т. д.)

Что чувствовал Филипок , когда вошел в класс?

(Смущение, любопытство, боязнь.)

Каким был Филипок ? Докажите, что он смелый, упорный, бедовый

(Смелым, шустрым, озорным, он хотел учиться и т. д.)

Чем закончился рассказ ? (Филипок стал ходить в школу .)

А как вы относитесь к Филипку ?

А какие эпизоды из рассказа вы бы хотели еще раз послушать? (воспитатель читает эпизоды по выбору детей)

III. Заключительная часть :

Сейчас мы рассмотрим иллюстрации .

Ребята, посмотрите на эту замечательную иллюстрацию А. Пахомова «Филипок » .

Что вы можете о ней сказать? (Показ воспитателем иллюстрации. Рассуждения детей и их ответы )

(Мальчик Филипок очень плохо одет , у него шапка большая, полушубок большой. Школа тоже бедная, стол и лавки деревянные. В лицах детей видны сосредоточенность и желание учиться.)

Мы сегодня узнали много хорошего, доброго о мальчике Филипке . И, наверно, все дети постараются взять из характера героя хорошие черты. Надеюсь, что все из вас с удовольствием будут ходить в школу и хорошо учиться!

Публикации по теме:

Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» в подготовительной группе детского сада Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» Задачи: 1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ: Развивать умение высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу;.

Конспект НОД в подготовительной группе детей с ТНР. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» Образовательная область: Речевое развитие. Вид деятельности: непосредственно - образовательная Возрастная группа: Подготовительная к школе.

Конспект НОД в подготовительной группе «По тропам войны». Чтение рассказа Б. А. Алмазова «Горбушка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №182 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект ООД по ознакомлению в подготовительной группе Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» Программные задачи: Познакомить ребят с новым рассказом. Углубить знания ребят о доброте, вежливости. Совершенствовать умение последовательно.

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе Чтение рассказа В. Донниковой «Канавка» Программные задачи: Воспитывать у ребят положительные черты характера, доброту, желание делать добрые дела, дать новое понятие – скромность;.

МБОУ «Новоселовская школа»

Конспект урока по литературному чтению

«Л.Н.Толстой Филипок».

Выполнила

Фазылова Ленияра Айдеровна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Тема: Л.Н.Толстой «Филипок»

Цели: познакомить учащихся с биографией Л.Н.Толстого, его произведением «Филипок»; совершенствовать творческие способности детей; упражнять в словесном рисовании; развивать речь, мышление, внимание, познавательный интерес.

личностные результаты:

    развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

    воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, трудолюбия, терпения, целеустремлённости, желания учиться;

    формирование коммуникативных умений.

метапредметные результаты:

    формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

    определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;

предметные результаты:

    познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Филиппок»;

    развивать навыки работы с текстом;

    формирование умения рисовать словесный портрет героя.

Ход урока:

    Орг.момент

Садятся те, которые ответят на вопросы:

На каком уроке мы сейчас?

Где мы находимся?

Как называют детей, которые учатся в школе?

Как называется стол ученика?

Как называется книга ученика?

Какое время года на улице?

Зачем мы в школе?

Как называется сумка ученика?

Какой месяц у нас сегодня?

    Актуализация знаний.

    Проверка домашнего задания:

Что было задано?

Как называлось произведение? (Слайд 2)

Прочитай текст …

Чему учит этот рассказ?

Почему дедушку не сажали за стол?

Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?

Зачем Миша делал лохань?

Почему родители Миши заплакали?

2. Речевая разминка. Слайд 3

Ученик учил уроки-

У него в чернилах щёки.

Прочитайте:

Жужжащим чтением,

С радостью;

Скороговоркой.

    Работа по теме урока.

    Введение в тему урока.

Вы, наверное догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Сегодня мы будем говорить о творчестве русского писателя Льва Николаевича Толстого.

Как по- крымскотатарски звали бы Л. Толстого? (Арслан)

С каким его произведение мы познакомимся, вы узнаете, если прочитаете все синие буквы:

ФОИДЛУИДШПБЕОСЫК

Какую цель поставим перед собой?

Закончите предложение:

Познакомимся с новым произведением …

Отвечать на …

    Работа над произведением.

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «Филипок».

О ком пойдет речь в рассказе?

Посмотрите на картинку.

    Кого вы видите на переднем плане?

    Опишите мальчика. Какой он?

    Кого вы видите на заднем плане?

    Кто изображен слева?

    Опишите, какой он?

    Где происходит действие? Почему вы так думаете?

Имя Филипок от какого имени образовалось? (Филипп)

Чтобы узнать, что же случилось с Филипком, прочитаем это произведение.

Чтение произведения учителем.

    Словарная работа.

Поденная работа - работа, которая оплачивается по количеству проработанных дней. (обычно временная, сезонная работа, оплачиваемая из расчёта за один рабочий день).

Слобода - большое село, деревня.

Постреленок - непоседа, шалун, так обычно шутливо обращаются к детям.

Сенцы, сени - в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Бедовый - шустрый, смелый.

Полы- нижняя часть раскрывающейся спереди одежды

    Физкультминутка Слайд 15-16

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В сторону, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

5 .Самостоятельное чтение произведения.

со-брал-ся выс-ко-чи-ла по-ка-зы-вать

по-дён-ну-ю спотк-нул-ся бе-до-вый

ос-та-лись пост-ре-лё-нок

от-цовс-ку-ю сен-цах

сло-бо-де по-се-ре-ди-не

Самостоятельное чтение.

6. Работа в парах (карточки с заданиями):

1 вариант (для сильных учеников).

Мог ли писатель дать другое название рассказу?

Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении?

2 вариант (для детей среднего уровня).

О ком эта история?

Кто главный герой?

Какого возраста?

Какие черты характера вы можете отметить?

    Обсуждение рассказа. Выборочное чтение.

Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делал молча, никому не говоря).

Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село)

Как повел себя Филипок, когда на него залаяли собаки?

А почему он не вернулся, хотя и было страшно?

Найдите в тексте выражения, которые изображают. что происходило с Филипком.

Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить.)

Какие новые действующие лица появились? (Мужик, баба с ведром).

Что вы можете сказать о мужике, какой он?

Что можно сказать о бабе?

Почему мальчик без этого «подталкивания» не входил в школу? (Он боялся).

Нашёл страх

Испугался

Все эти слова близки по значению. Как они называются?

Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают ответ из книги)

Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить).

Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? ("Я бедовый…")

Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что сможет учиться).

Найдите в тексте еще выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филиппка.

Так напугался, что говорить не мог.

В горле от страха пересохло.

Так каков же Филипок? (Филипок - самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может добиться своей цели).

Совпало ли ваше предположение о том, какой мальчик с содержанием данного произведения?

Какая у Филипка была цель? (Хорошая, благородная - учиться, получать знания).

Мог ли писатель дать другое название рассказу? Как бы вы его озаглавили?

Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка).

IV. Итог урока.

Дайте характеристику Филипку.

Самостоятельный, настойчивый. Филипок добивается своей цели.

V. Рефлексия.

Грамоте учиться всегда пригодится

Друзья познаются в беде

Век живи век учись

Худой мир лучше доброй ссоры.

Кто за Родину горой тот истинный герой.

Какая из этих пословиц подойдёт к нашему произведению.

Добились цели, которую поставили перед собой в начале урока?

Чему посвящён был урок?

Что у вас получилось, а что нет?

    Домашнее задание. Слайд 21

2 вариант - пересказ.

Спасибо за урок. Слайд 22

Цели урока:

  • познакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого “Филипок”;
  • работать над навыками осмысленного, правильного чтения, вырабатывать умения работать с текстом;
  • развивать творческие способности детей, учить их различать автора и героя.

Оборудование:

  • портрет Л.Н.Толстого;
  • выставка книг Л.Н. Толстого;
  • словарь С.И. Ожегова;
  • кроссворд.

I. Минутки выразительного чтения

1. Прочитайте произведение Е. Тараховской “Заяц” (вполголоса):

Я боюсь, я боюсь
Волка и кукушку.
Я боюсь, я боюсь
Жабу и лягушку.
Я боюсь, я боюсь
Муравья и мушку.
И ужа, и ежа,
И чижа, и стрижа.
Поглядите, как дрожат
Ушки на макушке.

– О ком стихотворение?

– Что можете сказать о зайце?

– Прочитайте стихотворение так, чтобы все поняли, как боится зайчик. Для этого используйте мимику, жесты.

2. Чтение учащимися вслух с инсценировкой.

Итог.

Минутки выразительного чтения помогут нам в течение урока читать выразительно новое произведение.

II. Работа над новым материалом

– Годы жизни писателя – 1828-1910.

Он был озабочен просвещением народа, образованием крестьянских детей, написал 629 произведений для детей. Известны различные жанры произведений писателя для детей: рассказ, быль, очерк, сказка, басня, пословица, загадка…

– О каком писателе идёт речь? (Речь идёт о Л.Н. Толстом).

– Давайте разгадаем кроссворд. А для этого вспомним произведения Л.Н. Толстого, которые мы читали. (Приложение)

  1. Все вы знаете, что Л.Н. Толстой открыл для крестьянских детей бесплатную школу. Для того, чтобы детям легче было учиться, он написал учебную книгу. Как она называется? (Азбука).
  2. Какое интересное произведение читали, в котором мы говорили о добром сердце девочки Маши? (“Подкидыш”). Учитель показывает книгу.
  3. К какой басне Л.Н. Толстого подходит пословица “Кто вчера солгал, тому завтра не поверят”. (“Лгун”).
  4. В каком произведении говорится о верном друге человека – собаке? (“Булька”).
  5. Какое слово получилось? (“Быль”).

– Что такое быль?

Учитель показывает толковый словарь С.И. Ожегова, и дети зачитывают значение слова быль. (Быль – рассказ о действительном происшествии, в отличие от небылицы).

– Сегодня читаем быль Л.Н. Толстого “Филипок”.

III. Работа по содержанию произведения Л.Н. Толстого “Филипок”

1. Первичное чтение.

2. Беседа эмоционально-оценочного характера.

3. Чтение вслух “цепочкой” и проведение словарной работы:

поденная работа – работа с оплатой по отработанным дням;

слободка – пригород;

сенцы – помещение между жилой частью дома и крыльцом;

полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды;

бедовый – шустрый, смелый.

4. Чтение по частям.

– Каков же Филипок?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем это произведение.

а) Чтение первой части “цепочкой”. (Филипок хотел идти в школу, просился у матери, чтобы она отдала его учиться).

– А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе).

– Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делал молча, никому не говоря).

б) Чтение второй части “цепочкой”.

– Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село)

– Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А ещё собаки лают, когда бежишь. Филипок не шел, а бежал в школу – вот что важно! Да ещё он был в отцовской шапке, в шубе)

– Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки?

– А почему он не вернулся, хотя и было страшно?

– Найдите в тексте выражения, которые изображают. что происходило с Филипком.

в) Чтение третьей части про себя.

– Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают ответ из книги)

г) Чтение четвёртой и пятой частей.

– Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить).

– Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? (“Я бедовый…”)

– Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий.

– Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что сможет учиться).

– Так каков же Филипок? (Филипок – самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может добиться своей цели).

– Какая у него цель? (Хорошая, благородная – учиться, получать знания).

– Мог ли писатель дать другое название рассказу?

– Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка).

5. Инсценировка. Дети инсценируют пятую часть произведения Л.Н. Толстого “Филипок”.

IV. Итог урока. Составление синквейна

  • Самостоятельный, настойчивый.
  • Идёт, преодолевает, получает…
  • Филипок добивается своей цели.

V. Домашнее задание

Учитель начальных классов

МОУСОШ № 9 г. Калининград

Кирпушко Наталья Ярославовна

УМК «Школа России»

3-й класс.

II класс

Л.Н. Толстой «Филиппок»

Цели урока:

    Учить понимать содержание рассказа, используя сюжетно – композиционный треугольник.

    Развивать логическое мышление, внимание, умение концентрироваться, умение работать в парах, группах, прислушиваться к мнению товарища

    Давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному.

    Формировать читательскую деятельность через выборочное чтение.

Ход урока:

    Организационный момент.

— улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и поздоровайтесь с ними

II . Проверка домашнего задания.

— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

(Произведение Л.Н. Толстого «Филиппок»)

— Сегодня мы продолжим работать над этим произведением, но для начала поверим, насколько внимательно вы читали произведение.

(3 человека работают у доски)

* Работа у доски (слайд-маркер)

1 ученик соединяет записанные на доске непонятные слова из произведения с их объяснениями

2 ученика составляют план произведения, записанный на карточках

(карточки перемешаны) (карточки размещены правильно,

сверка со слайдом)

Образец

Скучно дома

Скучно дома

Филиппок отправляется в школу

Опасная часть дороги в школу

Знакомая дорога

Встреча с учителем

Опасная часть дороги в школу

Раздумья на пороге школы

Раздумья на пороге школы

«Ты погоди хвалиться»

Встреча с учителем

Филиппок читает

Филиппок читает

Знакомая дорога

«Ты погоди хвалиться»

Остальные дети работают в парах

* Работа в парах

— Откройте стр.124, задание 11.

— Прочитайте задание (вслух читает 1 ученик: прочитать и объяснить пословицы, назвать произведения Л.Н. Толстого, которые им соответствуют).

— Проверим, работу рябят у доски (сигнальные карточки)

На доске пословица:

Всё хорошо, что хорошо кончается.

— прочитайте, объясните смысл ещё одной пословицы

— давайте все вместе ещё раз обсудим правильность ваших суждений на примере рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок»

III . Обобщение, проверка знаний. Работа над произведением.

На доске:

*В *З *Р *З

* Построение сюжетной линии. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Характеристика героя.

— Посмотрим на схему, как она называется? (сюжетная линия)

— Назовите основные этапы сюжетной линии произведения (вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение)

— Построим сюжетную линию. Откройте стр. 112.

— И так, вступление. (дети берут название частей (план) и поочерёдно прикрепляю к схеме)

— С чего начинается рассказ? (Скучно дома) Прочитайте вступление.

— Почему Филиппок не ходил с ребятами в школу? (о/в)(Был маленький)

— Завязка. Как завязываются, начинаются события в рассказе? Что решает Филиппок? (Филиппок отправляется в школу ) (о/в)

— Что приключилось с мальчиком по дороге? Найдите и прочитайте об этом в рассказе. (Знакомая дорога ) (Опасная часть дороги в школу )

— Что произошло потом? (о/в) (Малыш пришёл в школу и испугался) (Раздумья на пороге школы)

— Как вы считаете, почему он испугался? (о/в) (растерялся, женщина накричала)

— Кульминация. Найдите кульминационный момент произведения, где события достигли самого напряжённого, волнительного, переломного момента. (Встреча с учителем ). Эту часть рассказа мы прочитаем по ролям. Чьи слова нужно озвучить? (Автор, учитель)

— А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филиппка?

— Развязка. Конец волнению. Всё обошлось. Филиппок на уроке. (Филиппок читает )

Как он начал складывать своё имя? Продолжим читать по ролям. Чьи слова озвучим? (Автор, учитель, ученик)

Ты погоди хвалиться»)

— Заключение. Чем закончился рассказ? (о/в) (Филиппок стал ходить в школу)

— Найдите и прочитайте заключение

* Физ.минутка: гимнастика для глаз

Назовите главного героя произведения. Составим его образ. На доске фразы из произведения о Филиппке. Найдите слова, где сказано, какой мальчик был в начале. А каким мы видим его в конце рассказа?

Слайд-маркер: (выходят по 1, выбирают и подчёркивают 2 цветами)

Скучно одному. Бросился бежать, стал кричать, споткнулся, упал. «Ты ещё мал, не ходи». Нашёл страх. Я страсть, какой ловкий! Учителя боится. Стал ходить с ребятами в школу. В горле от страха пересохло. Знал буквы, немножко читать умел. Осмелился.

оценим

— Кто помог измениться Филиппку? (Учитель, ребята)

— А как вы относитесь к Филиппку?

— Вернёмся к пословице. Вспомните, как вы её объясняли в начале урока, согласитесь ли вы со своим мнением теперь. Подходит ли эта пословица к рассказу, докажите своими ответами. (Филиппок боялся, но первый день учёбы в школе закончился хорошо)

— А вы можете сказать, что у Филиппка всё закончилось? (Нет, всё только начинается. Учёба – это тяжёлый, но очень интересный труд)

IV . Итог

    Работа в группах ( у каждой группы карточки с вопросами)

Паспорт героя

1. Где живёт? (в селе)

    Чем занимается? (скучал) — У ребят из др. группы есть дополнения?

    Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)

    Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) – Кто дополнит?

    Что вам понравилось или не понравилось в герое?

(смелый, любознательный, но непослушный)

Отзыв по произведению

    Жанр, название

    Тема, о чём произведение (о школе, о желании мальчика учиться)

    Назвать главных героев

___________(другая группа)

    Охарактеризовать героев (маленький, но любознательный)

    Чему научил тебя этот текст (добиваться своей цели, не бояться)

— Чему учились на уроке? (строили сюжетную линию, характеризовали Филиппка, прислушивались к мнению друг друга, выразительно читали, читали по ролям)

— Вам понравилось? Вы хорошо поработали, молодцы. Похлопайте себе.

      Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к любому произведению Л.Н. Толстого и пересказать его

Источники: Климанова Л.Ф. и др. «Родная речь»

Учитель начальных классов

МОУСОШ № 9 г. Калининград

Кирпушко Наталья Ярославовна

УМК «Школа России»

3-й класс.

II класс

Аналитический урок

Чтение

Л.Н. Толстой «Филиппок» (II урок, продолжение)

(учебник Л.Климанова «Литературное чтение»)

Цели урока:

    Учить понимать содержание рассказа, используя сюжетно – композиционный треугольник.

    Развивать логическое мышление, внимание, умение концентрироваться, умение работать в парах, группах, прислушиваться к мнению товарища

    Давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному.

    Формировать читательскую деятельность через выборочное чтение.

Ход урока:

    Организационный момент.

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и поздоровайтесь с ними

II . Проверка домашнего задания.

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

( Произведение Л.Н. Толстого «Филиппок»)

Сегодня мы продолжим работать над этим произведением, но для начала поверим, насколько внимательно вы читали произведение.

(3 человека работают у доски)

* Работа у доски (слайд-маркер)

1 ученик соединяет записанные на доске непонятные слова из произведения с их объяснениями

2 ученика составляют план произведения, записанный на карточках

(карточки перемешаны) (карточки размещены правильно,

сверка со слайдом)

Образец

Скучно дома

Скучно дома

Филиппок отправляется в школу

Знакомая дорога

Встреча с учителем

Опасная часть дороги в школу

Раздумья на пороге школы

Раздумья на пороге школы

«Ты погоди хвалиться»

Встреча с учителем

Филиппок читает

Филиппок читает

Знакомая дорога

«Ты погоди хвалиться»

Остальные дети работают в парах

* Работа в парах

Откройте стр.124, задание 11.

Прочитайте задание (вслух читает 1 ученик: прочитать и объяснить пословицы, назвать произведения Л.Н. Толстого, которые им соответствуют).

Проверим, работу рябят у доски (сигнальные карточки)

На доске пословица:

Всё хорошо, что хорошо кончается.

Прочитайте, объясните смысл ещё одной пословицы

Давайте все вместе ещё раз обсудим правильность ваших суждений на примере рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок»

III . Обобщение, проверка знаний. Работа над произведением.

На доске:

*В *З *Р *З

* Построение сюжетной линии. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Характеристика героя.

Посмотрим на схему, как она называется? (сюжетная линия)

Назовите основные этапы сюжетной линии произведения (вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение)

Построим сюжетную линию. Откройте стр. 112.

И так, вступление. (дети берут название частей (план) и поочерёдно прикрепляю к схеме)

С чего начинается рассказ? (Скучно дома) Прочитайте вступление.

Почему Филиппок не ходил с ребятами в школу? (о/в)(Был маленький)

Завязка. Как завязываются, начинаются события в рассказе? Что решает Филиппок? ( Филиппок отправляется в школу ) (о/в)

Что приключилось с мальчиком по дороге? Найдите и прочитайте об этом в рассказе. (Знакомая дорога ) (Опасная часть дороги в школу )

Что произошло потом? (о/в) (Малыш пришёл в школу и испугался) (Раздумья на пороге школы)

Как вы считаете, почему он испугался? (о/в) (растерялся, женщина накричала)

Кульминация. Найдите кульминационный момент произведения, где события достигли самого напряжённого, волнительного, переломного момента. (Встреча с учителем ). Эту часть рассказа мы прочитаем по ролям. Чьи слова нужно озвучить? (Автор, учитель)

А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филиппка?

Развязка. Конец волнению. Всё обошлось. Филиппок на уроке. (Филиппок читает )

- Как он начал складывать своё имя? Продолжим читать по ролям. Чьи слова озвучим? (Автор, учитель, ученик)

Ты погоди хвалиться»)

Заключение. Чем закончился рассказ? (о/в) (Филиппок стал ходить в школу)

Найдите и прочитайте заключение

* Физ.минутка: гимнастика для глаз

- Назовите главного героя произведения. Составим его образ. На доске фразы из произведения о Филиппке. Найдите слова, где сказано, какой мальчик был в начале. А каким мы видим его в конце рассказа?

Слайд-маркер: (выходят по 1, выбирают и подчёркивают 2 цветами)

Скучно одному. Бросился бежать, стал кричать, споткнулся, упал. «Ты ещё мал, не ходи». Нашёл страх. Я страсть, какой ловкий! Учителя боится. Стал ходить с ребятами в школу. В горле от страха пересохло. Знал буквы, немножко читать умел. Осмелился.

- оценим

Кто помог измениться Филиппку? (Учитель, ребята)

А как вы относитесь к Филиппку?

Вернёмся к пословице. Вспомните, как вы её объясняли в начале урока, согласитесь ли вы со своим мнением теперь. Подходит ли эта пословица к рассказу, докажите своими ответами. (Филиппок боялся, но первый день учёбы в школе закончился хорошо)

А вы можете сказать, что у Филиппка всё закончилось? (Нет, всё только начинается. Учёба – это тяжёлый, но очень интересный труд)

IV . Итог

    Работа в группах ( у каждой группы карточки с вопросами)

Паспорт героя

1. Где живёт? (в селе)

    Чем занимается? (скучал) - У ребят из др. группы есть дополнения?

    Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)

    Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) – Кто дополнит?

    Что вам понравилось или не понравилось в герое?

(смелый, любознательный, но непослушный)

Отзыв по произведению

    Жанр, название

    Тема, о чём произведение (о школе, о желании мальчика учиться)

    Назвать главных героев

___________(другая группа)

    Охарактеризовать героев (маленький, но любознательный)

    Чему научил тебя этот текст (добиваться своей цели, не бояться)

Чему учились на уроке? (строили сюжетную линию, характеризовали Филиппка, прислушивались к мнению друг друга, выразительно читали, читали по ролям)

Вам понравилось? Вы хорошо поработали, молодцы. Похлопайте себе.

      Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к любому произведению Л.Н. Толстого и пересказать его

Источники: Климанова Л.Ф. и др. «Родная речь»