Названия древнегреческих игр. Олимпийские игры в греции

История Олимпийских игр берет свое начало в Древней Греции. Первые исторические упоминания об этом мероприятии датируются 776 годом до н.э. Интересно, что Олимпийские игры в древности проводились не только как спортивные состязания, но еще и как религиозная церемония. Изначально игры устраивались каждые четыре года и длились они всего один день. Согласно одной из легенд, первым участником древнегреческих олимпийских игр стал Геркулес.

Древнегреческая Олимпия была единственным местом, где проходили Олимпийские игры древности. Это крупнейшее святилище на Пелопоннесе было выбрано не случайно - оно имело форму естественного, природного амфитеатра, который располагался среди лесистых равнин и склонов, между реками Клавдия и Алфей. Благодаря удобному расположению поселения Олимпия, участники из далеких земель прибывали на игры на кораблях.

Исторические документы свидетельствуют, что Олимпийские игры в древности проходили только в мирное время - за месяц до начала игр между всеми враждующими городами объявлялось перемирие, чтобы все участники смогли безопасно прибыть в Олимпию. Любой город, который нарушал закон о перемирии, наказывался путем запрета его спортсменам участвовать в дальнейших соревнованиях.

В Олимпии не только проводились Олимпийские игры - история рассказывает о том, что там проходил и древнегреческий религиозный фестиваль. Во время религиозной церемонии народ славил Зевса, а также павших героев. Сами игры начинались с молитвы и ритуального жертвоприношения.

В год, когда должны были проводиться Олимпийские игры, в древности во все уголки Греции направлялись гонцы с факелами, которые объявляли о перемирии. Много веков спустя несение факела стало неотъемлемым ритуалом, предшествующим началу современных Олимпийских игр.

Соискателями на чемпионство в соревнованиях могли быть только свободнорожденные греки или рабы, получившие освобождение и помилование. Спортивные соревнования устраивались отдельно для мужчин и отдельно для мальчиков. Юношей группировали на несколько категорий, исходя из их возраста, телосложения и силы.

Хоть женщинам и запрещено было участвовать в физических соревнованиях, но они могли показать свои умения в конноспортивных состязаниях, однако для этого должны были владеть колесницей или лошадью.

Олимпийские игры в древности изначально включали в свой регламент только пять видов спортивных соревнований: метание копья, метание диска, прыжки в длину, борьбу и бег. Впоследствии прибавились скачки, гонки на колесницах, бокс и панкратион. В первый день Олимпиады проводились религиозные церемонии, а также древнегреческие спортсмены принимали присягу о соблюдении честных правил игры. Сами состязания начинались на следующий день.

Победителей соревнований венчали коронами из оливковых листьев из храма Зевса. Кроме этого, победитель мог изваять в Олимпии собственную статую. После возвращения в родные края чемпиона ждали слава и почет - он получал различные привилегии в виде бесплатного питания и лучших мест на общественных мероприятиях.

На Олимпийских играх были предусмотрены только первые призовые места, поэтому спорт в Древней Греции с самого раннего детства культивировался и почитался так же, как и гуманитарное образование.

История Олимпийских игр насчитывает 1169 лет. Естественно, что за более чем тысячелетнее существование программа игр и условия их проведения не оставались неизменными. Но основные традиции долгое время свято сохранялись. Одна из них -- сроки проведения игр.

Олимпийский праздник всегда отмечался раз в четыре года, в високосный год, в «священном» месяце иеромении, начинавшемся с первого полнолуния после летнего солнцестояния, т. е. в конце июня -- начале июля. Он повторялся через каждые 1417 дней, которые составляли одну Олимпиаду. По Олимпиадам древние греки вели свой календарь.

Как видим, Олимпийские игры не имели постоянной точной даты проведения. Поэтому каждый раз в конце весны первого олимпийского года во все греческие государства направлялись специальные посланники -- глашатаи. Они оповещали народ о времени начала очередных Игр, приглашали в Олимпию и провозглашали традиционный призыв: «Пусть будет свет без убийств и преступлений, без войн и бряцания оружием». И во всей Греции, исходя из договора легендарного Ифита, устанавливалось священное перемирие - экехерия. На время экехерии, которая продолжалась примерно три месяца, на всей территории Греции прекращались всякие войны, и каждый, кто вступал на территорию Элиды, не должен был иметь оружия. Экехерия распространялась и на многочисленных гостей, следовавших на игры со всех концов Эллады, и на самих участников соревнований. Греки свято верили, что все они -- гости Зевса и находятся под его покровительством.

Что же представляла собой Олимпия - место проведения игр? Это был крупный комплекс культовых и спортивных сооружений. Сердцем Олимпии была священная роща -- Альтис. В юго-западной части Альтиса высился величественный храм Зевса, сооруженный зодчим Либоном в V веке до н. э. -- уникальный памятник античной архитектуры. На фронтонах храма была установлена фигура Аполлона и изображены сцены из 12-ти подвигов Геракла. Внутри храма была установлена грандиозная статуя восседающего на троне Зевса -- творение гениального скульптора Фидия, которое вошло в историю как одно из чудес света. Высота статуи достигала почти 13-ти метров. Трон был выточен из кедрового дерева и украшен резьбой и драгоценными камнями. Лицо и руки Зевса были выполнены из слоновой кости, волосы -- из чистого золота. Золотым был и венок на его голове. На правой руке Зевса стояла крылатая богиня Победы Ника, в левой руке был скипетр, увенчанный орлом. Скульптура возвышалась перед мраморным бассейном, наполненным оливковым маслом. Это придавало статуе неповторимый блеск и величие. Левек П.А. Эллинистический мир - М.: Наука, 1989, с. 63.

К северу от храма Зевса находился холм, окруженный оградой, -- Пелопион -- святилище Пелопса. А позади храма росло священное оливковое дерево, посаженное, по легенде, самим Гераклом. На площади Альтиса находился еще один храм, меньший по размерам и более скромный по виду, построенный в честь жены Зевса Геры. Там и находился диск с текстом договора об экехерии. В конце Альтиса, на террасах Кроносского холма, располагалось множество сокровищниц, где хранились драгоценности, принесенные в дар богам. По всей площади Альтиса размещались статуи Зевса, других богов и героев греческой мифологии, а также скульптуры победителей Олимпийских игр.

У подножия холма Кроноса находился стадион, соединенный с Альтисом 32-метровым тоннелем-криптой, через который участники соревнований и судьи выходили на него. Сам стадион представлял собой утрамбованную и посыпанную песком площадку размером примерно 214?30 м. Место старта бегунов было выложено каменными плитами шириной 80 см. Плиты были прорезаны поперек двумя параллельными мелкими бороздками на расстоянии примерно 16 см друг от друга, предположительно -- для упора ног бегунов. По торцовым концам стадиона в землю были врыты на расстоянии 124--141 см друг от друга небольшие столбы с метр высотой, по-видимому разделявшие дорожки в местах старта и финиша. Трибун не было, зрители, а их набиралось до 50 тыс. человек, размещались прямо на склонах Кроносского холма в палатках, шатрах, а то и просто на земле. Для судей и наиболее знатных гостей имелось специальное мраморное возвышение, где стояли кресла.

Для конных соревнований был выстроен один из самых больших греческих ипподромов, длина беговой дорожки которого составляла 1154 м. В середине ипподрома имелись стойла для упряжек, а между ними находился алтарь Посейдону -- покровителю коневодства. На ипподроме имелось оригинальное стартовое устройство в виде орла с распростертыми крыльями и дельфина. В момент старта орел «взлетал» вверх, а дельфин «нырял» вниз. В дальней части ипподрома на самом опасном участке разворота колесниц был сооружен еще один алтарь -- злому демону коней Тараксиппу («лошадиный ужас»), куда возничие, участвующие в гонках, приносили дары, чтобы умилостивить демона. По данным манускрипта, найденного в Константинополе, ипподром примыкал к стадиону, и судьям, сидящим на возвышении, достаточно было повернуть свои кресла, чтобы оказаться на линии старта конных ристаний.

К числу спортивных сооружений Олимпии относились также гимнасий и палестра, расположенные вдоль Кладея. Гимнасий, площадью 200?120 м, был окружен колоннадой. Внутри были устроены дорожки для бега, места для метаний, прыжков и борьбы. Вдоль были проложены тенистые аллеи, где атлеты отдыхали после упражнений. Аллеи были украшены мраморными скульптурами наиболее знаменитых олимпиоников. Здесь же находилось здание палестры размером 66,35?66,76 м. Палестра имела помещения для игр в мяч, с мешками для тренировок кулачных бойцов, комнаты для массажа, смазывания тела маслом и обсыпания песком -- так поступали атлеты перед упражнениями. Имелись бани и купальни, где они могли принять теплую или прохладную ванну. С юга к гимнасию и палестре примыкала гостиница для проживания прибывающих на Игры атлетов. Имелись и другие служебные и подсобные помещения.

Кто же были участниками соревнований на Олимпийских играх? По установившимся в Олимпии правилам в состязаниях могли участвовать только свободнорожденные мужчины эллинского происхождения, кроме тех, кто когда-либо был судим или виновен в нечестных поступках. Сначала в соревнованиях участвовали только взрослые атлеты, но с 37-й Олимпиады (632 г. до н. э.) это право было предоставлено и юношам.

Рабы участвовать в состязаниях не могли. Известно, что их допускали лишь в качестве наездников в конных состязаниях, где победителем считался не наездник, а хозяин лошади.

Запрещено было участвовать в празднике и иностранцам - варварам, как их называли греки.

Ограничение состава участников лишь свободнорожденными греками объясняется тем, что Олимпийские игры являлись, при всем их культовом происхождении, смотром, проверкой физической подготовки греческих атлетов-воинов. Выступая в соревнованиях, они демонстрировали перед всей Грецией мощь армий своих полисов, воинами которых могли быть только свободные греки. Участники Игр выступали как представители полисов, и их победа на соревнованиях воспринималась как триумф того или иного полиса. Естественно, что ни рабам, ни иностранцам при этом делать было нечего.

Но далеко не всем греческим гражданам свободное рождение открывало доступ к участию в Играх. Ряд требований, предъявлявшихся к участникам, фактически лишал возможности выступать в соревнованиях работающим небогатым грекам -- мелким землевладельцам, торговцам или ремесленникам. По олимпийским правилам каждый атлет, изъявивший желание участвовать в празднике, должен был доказать, что он в течение не менее 10-ти месяцев перед играми систематически готовился к состязаниям. Кроме того, он обязан был за месяц до начала игр прибыть в Элиду и под руководством учителей гимнастики -- гимназиархов продолжать подготовку. Он должен был принимать участие в церемониях жертвоприношений, оплачивая за свой счет все эти расходы, включая дорогу в оба конца, питание, проживание в гостинице и др. Таким образом, участие в олимпийских соревнованиях было связано с длительным отрывом от работы и с немалыми расходами, что доступно было лишь состоятельным гражданам. Тем не менее, известны случаи, когда в числе участников и победителей Игр были и небогатые люди. Их содержание брали на себя полисы, заинтересованные в том, чтобы их представляли талантливые атлеты.

Правила Олимпийских игр не допускали к участию в соревнованиях женщин. Более того, им под угрозой казни запрещалось присутствовать на них даже в качестве зрительниц. Только одной -- жрице богини Деметры -- позволено было присутствовать на празднике. Виновных в нарушении ждало суровое наказание: их сбрасывали в пропасть с горы Типайон, что высилась по дороге к морю. Это табу являлось следствием патриархального поклонения Зевсу, и никто не смел его нарушить. Женщины могли только выставлять упряжки или коней для конных соревнований, но сами на них не присутствовали. И все же в истории Игр известен случай, когда этот запрет был нарушен. Произошло это на Играх 94-й Олимпиады в 404 году до н. э. Каллифатерия, или, как ее многие называли, Ференика, пробралась на стадион в одежде гимназиарха, чтобы увидеть выступление своего сына Пейседора, участника юношеских соревнований по кулачному бою. Когда сын завоевал победу, она, не сдержав радости, бросилась его поздравлять и была разоблачена. Ее ждала суровая кара, но учтя, что она дочь прославленного олимпионика Диагора, сыновья которого также были олимпийскими чемпионами, ей сохранили жизнь. А чтобы впредь не возникали подобные ситуации, гимназиархам было велено также присутствовать на стадионе обнаженными.

Но запрет на посещение женщинами Олимпии действовал только на время проведения игр. Здесь же, в Олимпии, после их окончания, в сентябре, устраивались для незамужних девушек соревнования в честь жены Зевса Геры -- героиды. По преданию, их основала Гипподамия. Девушки состязались в беге на дистанцию, равную 5/6 длины олимпийского стадиона. Петров М.К. Античная культура. - М.: РОССПЭН, 1997, с. 252.

Руководство Олимпийскими играми возлагалось на судей - элланодиков. Их избирали по жребию за год до соревнований из числа наиболее почетных граждан Элиды. На протяжении 10-ти месяцев они проходили специальную подготовку, тщательно изучая все правила, связанные с проведением Игр. Обязанности элланодиков были весьма ответственными, а права -- почти неограниченными. Им подчинялись все другие организаторы Игр, их помощники. Их слово было решающим и окончательным. Они определяли порядок организации праздника, следили за подготовкой мест соревнований, отбором участников, вели запись желающих участвовать в соревнованиях и проверяли их право на это. С наступлением Игр они наблюдали за ходом соревнований, точным соблюдением правил, а провинившихся в сговоре, подкупе, нанесении умышленных увечий строго наказывали, облагая штрафом или изгоняя вовсе. Кстати, на «штрафные деньги» сооружали статуэтки богов, их называли занами. На занах высекались надписи: «не деньгами, а быстротой ног и силой добывается олимпийская слава». Элланодики присуждали награды и вручали их победителям. Должность элланодиков была почетной, они носили пурпурные одежды и занимали на стадионе специально для них отведенные места.

Олимпийский огонь Эллады, событие, которое привлекает внимание жителей всего мира на целый месяц, зародилось в Древней Греции еще в 8-м ст. до н.э. По крайней мере, дата 776 г. до н.э. высечена на каменной плите из мрамора, повествующая об олимпийской победе в состязании по бегу повара Короибоса. Устройство жизни в то время предполагало развитие не только ремесел и естествознания, но и требовало постоянную атлетическую подготовку всего населения.

Население Древней Греции почитало богов, а мифы и легенды того времени описывали все происходящее. Возникновение и становление олимпийских игр связано с именем Пелопса, который победил в соревнованиях на колеснице и основал подобные соревнования, проводимые с периодичностью раз в 4 года.

А вот предания древнегреческого поэта Пиндара повествуют о причастности к великой традиции народного героя, сына Зевса Геракла. Еще в 1253 г. до н. э. герой получил задание эллинского царя Авгия вычистить его запущенные конюшни всего за сутки. Геракл с помощью титанических усилий направил русло местной реки прямиком в конюшни, которые были омыты и очищены вовремя.

Однако коварный Авгий отказался отдавать вознаграждение, за что он и его семья были справедливо покараны. Геракл в честь свержения вероломного правителя устроил большие празднества и легкоатлетические состязания, поручив сделать их регулярными.

Не отбрасывают ученые исследователи древнего мира и происхождение Олимпийских игр в качестве публичной дани и благодарности богам за новый урожай. В поддержку этой теории выступают время проведения события (конец лета начало осени), а также почетные награды победителей соревнований: ветвь оливы и венки растений.

Одна из популярных версий происхождения великого события – договоренность, достигнутая между эллинский царем Ифитом и правителем Спарты Ликургом. Эту идею Ифиту подсказал мудрый оракул, к которому прибегнул правитель Элиды после очередной кровопролитной битвы и нашествия чумы.

Место проведения соревнований

В результате достигнутого соглашения, росли связи между городами и центрами древней Греции, поднималась культурная и социально-экономическая жизнь. На время срока проведения состязаний останавливались все войны и противоречия между провинциями, так как атлеты должны были беспрепятственно подготовиться и добраться до места проведения соревнований.

Последнее организовывались в поселении Олимпия, которое располагалось в Элиде в северо-западной части Пелопоннеса у подножия горы Кронос.

Cклоны возвышенности служили естественной трибуной для зрителей, которых могло быть до 40 тыс. человек.

Архитектурный комплекс Олимпии состоял из ипподрома для проведения конных соревнований, внушительного стадиона и ипподрома, двора, обрамленного колоннадами, нескольких гимнасий, площадок для проведения соревнований по борьбе, метания, игр с мячом, банями. Неподалеку располагались места для размещения гостей и атлетов. Примечательно, что женщин на Олимпийские игры не допускались даже в качестве зрителя.

Программа Олимпийских игр

Начались Олимпийские игры с состязаний по бегу на короткие дистанции. Примерно 50 лет бег на расстояние от 175 до 192,27 м. оставался единственным соревнованием в Играх. Постепенно в программу были добавлены такие виды спорта: бег в военном снаряжении, скачки, кулачный бой, пятиборье, борьба, бег на различные расстояния.

Стать участником Олимпийских соревнований довольно непросто . Для этого необходимо было попасть в предварительный список за год до проведения события. Атлеты должны были готовиться проявить свое мастерство в течение срока не менее 9 месяцев. Подготовка проводилась в особых школах за счет атлета. Прибывали в Олимпию спортсмены за 20 дней. Они размещались в прилегающих к гимнасиям помещениях и готовились под присмотром местных судей. Они принимали окончательное решение о допуске атлетов к участию в Играх.

Если хочешь сэкономить на путешествии, то статья о – именно то, что тебе нужно прочитать.

Если тебе нравится Греческая кухня, то специально рецепт сибаса в духовке

Древние олимпийские игры в Греции

Первое время только мужчины Пелопонесса имели право участвовать в соревнованиях. Однако с течением времени географию участников стали пополнять Спарта, Коринф и другие страны. Выиграть Игры считалось сродни особого благословения богов как самого атлета, так и его города.

Победа в соревнованиях стадиодрома считалась наиболее весомой. Именем победителя такого соревнования называлась Олимпиада следующего периода. Апогей Олимпиады Древнего мира пришелся на V и IV в.в. до н. э. Тогда о соревнованиях знал весь цивилизованный мир. В них принимали участие атлеты из Греции, Африки, Сицилии, Италии, стран Азии. Даже после завоевания греческих земель римскими легионами Олимпийские игры не утратили своего значения.

Тем не менее, с течением времени насаждение христианства и утверждение власти римских императоров сказались на Олимпийских играх. В 394-м году н.э. после 293-х проведенных олимпиад Игры были запрещены императором Феодосием I.

Вконтакте

Одноклассники

История олимпийских игр в Древней Греции

История древних олимпийских игр необычайно богата. Олимпийские игры появились в IX в. до н. э. В те времена греческие государства разоряли друг друга в бесконечных войнах. Ифит, царь Элиды, прибыл в Дельфы, чтобы узнать у оракула, как ему, правителю маленькой страны, уберечь свой народ от войн и грабежей. Дельфийский оракул - его предсказания и советы считались абсолютно верными - ответил Ифиту:
- Нужно, чтобы ты основал Игры, угодные богам!
Ифит без промедления отправился на встречу с царём соседней Спарты, могущественным Ликургом. Очевидно, Ифит был хорошим дипломатом, по-скольку Ликург решил (а все другие правители согласились с ним), что отныне Элида - нейтральное государство. Тотчас же Ифит, чтобы доказать миролюбивые устремления и отблагодарить богов, учредил атлетические Игры: они должны были проходить в Олимпии каждые четыре года. Отсюда и название их - Олимпийские. Шёл 884 г. до н. э.

Сначала в Играх участвовали атлеты из двух городов Элиды - Элиса и Писы. Первым в летопись Игр вошёл 776 г. до н. э. - год проведения первых общегреческих Игр. Только благодаря древнегреческой традиции - высекать имена олимпиоников на мраморных колоннах, установленных вдоль берегов реки Алфей, до нас дошло и имя первого победителя - Корэба, повара из Элиды.
С приближением Олимпийских игр из Элиды во всех направлениях разъезжались гонцы (феоры), которые сообщали о дне празднеств и объявляли «священное перемирие». Их встречали с триумфом не только в самой Элладе, но и везде, где обосновались греки. Воины откладывали в сторону оружие и отправлялись в Олимпию. Когда посланцы всех греческих государств собирались вместе, они наверняка чувствовали свою национальную общность.
Затем был учреждён единый календарь Олимпийских игр, которые решили проводить регулярно каждые четыре года «между жатвой и сбором винограда». Праздник атлетов, состоявший из многочисленных религиозных церемоний и спортивных состязаний, продолжался сначала один день, затем пять дней, а позже - целый месяц. Для того чтобы участвовать в Играх, полагалось «не быть ни рабом, ни варваром, не совершать преступления, ни богохульства, ни святотатства». (Варварами считались те, кто не являлся гражданином греческих государств.)

История олимпийских игр в Древней Греции - появление новых зрелищных состязаний

На первых 13 Играх состязались только в стадиодромосе - беге на дистанцию 1 стадий. В 724 г. до н. э. добавился двойной бег - диаулос (на дистанцию 384,54 м). Затем, в 720 г. до н. э., на 15-й Олимпиаде, появилось пятиборье, или, как его называли греки, пентатлон, состоявший из простого бега, прыжков в длину, метания диска и копья, борьбы. Ещё через семь Олимпиад, в 688 г. до н. э., программа обогатилась кулачным боем, спустя 12 лет - состязанием колесниц и, наконец, на 33-й Олимпиаде, в 648 г. до н. э., панкратионом, самым трудным и жестоким видом соревнований.

Выходя на кулачный бой, участники надевали на голову особый бронзовый колпак, а кулаки обматывали кожаными ремнми с металлическими шишками. Собираясь нанести удар, боец принимал меры предосторожности: защищал голову рукой; старался встать так, чтобы противника ослепляло солнце, а затем изо всех сил бил кулаком, фактически закованным в железо, по его рёбрам, лицу и туловищу. Схватка продолжалась до тех пор, пока кто-нибудь из двоих не признавал себя побеждённым. Обычно атлеты покидали поле боя обезображенными, искалеченными, истекающими кровью. Часто их выносили со стадиона полумёртвыми.
Панкратион соединял борьбу и кулачный бой. Запрещалось пускать в ход зубы и вывёртывать или ломать пальцы противника, надевать на руки металлические нарукавники. Зато допускались любые удары, захваты, пинки, болевые приёмы, можно было опрокидывать соперника на землю и сжимать ему горло.
Позже в программу Игр включили бег в вооружении; бег трубачей и герольдов; состязания в езде на колесницах, запряжённых мулами; соревнования для детей по борьбе, скачкам, пентатлон), а в 200 г. до н. э., на 145-й Олимпиаде, появился даже детский панкратион.
Накануне открытия Олимпиады зрители восхищались мраморными статуями победителей предыдущих Игр, располагавшимися между стадионом и рекой Алфей. Статуи изготовляли и устанавливали на средства городов, откуда были родом новые «полубоги»: первый олимпионик Ко-рэб из Элиды; «сильнейший среди сильных» Милон из Кротона; Политес из Корины, самый быстрый атлет на 212-й Олимпиаде; Ласфен из Те-беи, бежавший 156 стадий, соревнуясь с лошадью; Никола из Акрии, которому на двух Олимпиадах принадлежало пять побед в беге, и многие другие славные атлеты.

Юношам показывали и статуи Зевса, возвышавшиеся возле холма Крона. Каждую из этих статуй заказывали и ставили на штрафы, налагаемые на тех участников Игр, кто жульничал, пытался подкупить противника или наносил ему увечья во время соревнований.

Олимпийские празднества начинались с восходом полной луны. Торжественная процессия направлялась к золотой статуе Зевса. Возглавляли процессию элланодики в пурпурных облачениях, за ними шли атлеты и именитые граждане. В жертву Зевсу приносили двух огромных быков, а судьи и участники состязаний давали торжественную клятву быть достойными награждения лавровым венком и пальмовой ветвью. Вечером после жеребьёвки устраивался праздник искусств. Задолго до его окончания атлеты уходили спать - полуголодные, съев по куску сыра и выпив холодной воды.

Итак, великий день наступал. От 40 тыс. до 60 тыс. зрителей занимали места на насыпи вокруг стадиона. Трубы приветствовали приближающихся элланодиков и почётных гостей. Атлеты по очереди выходили на середину арены, чтобы представиться зрителям. Глашатай громко объявлял имя и родину каждого и трижды спрашивал: «Все ли вы, счастливые гости Олимпии, согласны, что этот атлет является свободным и достойным гражданином?». Затем начинались соревнования.
В первый день проходили состязания по всем видам бега, во второй - в пятиборье, а в третий - в борьбе, кулачном бое и панкратионе. Четвёртый день полностью отдавали в распоряжение детям. Дистанции бега для них были в два раза короче, чем для взрослых. На пятый день устраивались гонки на колесницах, запряжённых четвёркой лошадей, и скачки на лошадях по кругу на 8 и 73 стадии (1538 и 14000 м).
История олимпийских игр в Древней Греции очень богата напряженными и зрелищными спортивными состязаниями.

Олимпийские игры в Древнем Риме

В Древней Греции чужестранцам не разрешалось участвовать в Играх. В 146 г.
до н. э. Греция попала в подчинение Риму, и грекам, вопреки священной традиции, пришлось позволить победителям участвовать в состязаниях. Римляне ввели в Олимпийские игры цирковые представления: гладиаторы сражались насмерть друг с другом и с быками, тиграми, львами. Но это уже был не спорт, а коммерческое зрелище, приносящее большие доходы.

В конце IV в. н. э. в Риме восторжествовало христианство: император Феодосии I провозгласил его официальной религией. Миланскому епископу Амбруазу, которого называли «христианской совестью» Феодосия, удалось внушить ему, что Олимпийские игры (из-за легенд, с ними связанных) - главный источник язычества и их надо уничтожить. В 394 г. Феодосии I объявил Игры нечестивыми и, дабы утвердить христианскую веру и систему своего правления, запретил празднество.

Олимпийские сооружения пережили Игры всего на год. В 395 г. византийские войска и вестготы сошлись в кровавой битве на берегах Алфея. Древняя Олимпия была разрушена. Через 31 год, в 426 г., Феодосий II приказал сжечь и стереть с лица земли остатки языческих святилищ. Так погиб величественный храм Зевса, а его 12-метровую статую из золота и слоновой кости - творение бессмертного Фидия, одно из семи чудес света, увезли в Константинополь.
Через 100 лет разгром Олимпии довершили два сильных землетрясения. А потом неожиданно разлились реки. Они вышли из берегов, смыли все преграды, и Олимпия исчезла с лица Земли под песком и тиной.

ОЛИМПИЯ – КОЛЫБЕЛЬ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

Олимпийские игры, в том виде, в каком мы их знаем сейчас, имеют большую историю, уходящую в античные времена. Все началось на Пелопоннесе, в Греции, примерно, 3 000 лет назад.
Спортивные соревнования проводились в Олимпии и по месту проведения получили свое название Олимпийских игр. Никто точно не знает, когда они начались, но первое письменное упоминание датировано 776 годом до н.э.
Игры проводились в одном и том же месте каждые четыре года. Этот четырехлетний период получил название Олимпиады и использовался в качестве системы летосчисления: отсчет времени проводился в Олимпиадах, а не в годах.

РОЖДЕНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

Олимп – высокая, скалистая гора в северной Греции, считалось, что там живут боги.
История возникновения Олимпийских игр в Древней Греции окутана легендами и мифами, но доподлинно известно, что их начали проводить в Олимпии – городок, расположенный в южной Греции, в западной части Пелопоннесского полуострова, в области Элиде.

Согласно одной из легенд-версий, правил там жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из его детей он глотал своих новорожденных младенцов. Их несчастная мать Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, стал могучим Зевсом-громовержцем, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. Из чрева отца-пожирателя вышли многочисленные братья и сестры Зевса, которые впоследствии тоже стали богами. В честь этого события Зевс основал бескорыстные, честные состязания сильных, ловких и смелых, названные впоследствии Олимпийскими по месту их проведения. А проводились они в красивом месте: дубовая роща, посвященная Зевсу, при ней храм Зевса, а при храме устроили место для состязаний. Состязания были посвящены Зевсу Олимпийскому.

Другие легенды повествуют, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов – вычистил пресловутые конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания. Гераклу приписывают и …. “стадио”…

Прекрасные романтические легенды окружают древнегреческие Олимпийские игры. Одни приписывают учреждение этого великого праздника Зевсу, который в Олимпии поверг своего жестокого отца Кроноса. Другие легенды утверждают, что именно в этом месте сын Зевса – Геракл совершил один из своих подвигов и в честь победы над царем Авгием организовал первые состязания. А может их организовал Пелопс, который хитростью победил жестокого царя Эномая?

Определенной исторической достоверностью обладает предание, по которому элидский правитель Ифит, уставший от постоянных междоусобиц и раздоров, обратился к дельфийскому оракулу с вопросом, как их прекратить. И получил ответ: возобновить забытые Олимпийские игры. Ифит предложил царю воинственной Спарты Ликургу учредить состязания, во время которых бы устанавливалось священное перемирие - экейхерия. По условиям заключенного договора за нарушение перемирия налагался крупный денежный штраф и, что было еще страшнее, виновные лишались права участвовать в Олимпийских играх.
Реальность этого факта подтверждает древнегреческий историк Павсаний, который писал, что еще во II в. н.э. медный диск, на котором был начертан устав перемирия, заключенный между Ифитом и Ликургом, хранился в одном из храмов Олимпии.
Интересны детали этого предания: по предположениям ученых Ифит и Ликург жили примерно в IX в. до н.э., т. е. раньше официальных сроков учреждения Олимпийских игр. Но и они лишь возобновили проведение игр. Значит, состязания в Олимпии проводились и раньше? Надо полагать, что в долине Алфея задолго до Олимпийских игр проходили ритуальные состязания в честь посвящения юношей в воины. Но они носили местный характер. Ифит и Ликург придали им национальное значение. История нуждается в достоверной точке отсчета. Такой точкой стал первый памятник, поставленный в Олимпии победителю состязаний. Поэтому 776 г. до н.э., когда Корэб из Элиды опередил всех соперников в беге на один стадий, официально считается годом начала проведения Олимпийских игр.

Первоначально программа Олимпийских игр ограничивалась стадиодромом – бегом на один стадий. Затем программа стала расширяться: были введены состязания в беге на два стадия, бег на 24 стадия, бег с вооружением, затем появились пятиборье – пентатлон (бег, прыжки, метание диска и копья, борьба), борьба и кулачный бой, скачки на колесницах. С 632 г. до н.э. в Игры стали включаться соревнования для детей.
Как бы не расширялась программа Олимпийских игр, самым почитаемым оставался бег на один стадий. Победителю в стадиодроме предоставлялось право зажечь огонь на алтаре Зевса, он становился главным героем Игр.

Главной наградой победителю Олимпийский игр – олимпионику служила оливковая ветвь. Ее срезали золотым ритуальным ножом со старого дерева, которое, как считалось, посадил Геракл. Имя атлета высекалось на мраморной плите, а особо выдающимся воздвигались памятники. Но это было, так сказать, моральное поощрение. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, предоставляли бесплатное место в театре.
Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие; все жители радостно его приветствовали.
Имена соотечественников, ставших победителями Олимпийских и других состязаний, увековечивались в гимназиях и храмах. Кропотливо велся учет их достижений. На примере выдающихся атлетов воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами. Из сохранившихся записей известно, что атлет Феаген добился 1300 побед на различных соревнованиях. Леонид из Родоса двенадцать раз становился олимпийским чемпионом в беге на один и два стадия и в беге с вооружением в течение четырех Олимпиад.
Но самым прославленным атлетом1 Древней Греции является Милон Кротонский. В 540 г. до н.э. в возрасте 14 лет он становится олимпийским победителем в борьбе. Затем он был увенчан олимпийским венком еще шесть раз. Кроме того Милон много раз побеждал на Пифийских, Истмийских и Немийских играх. О его невиданной физической силе и ловкости слагались легенды. Неслучайно историки долго спорили являлся ли Милон Кротонский реальной личностью или представляет собой мифический персонаж.
Однако многочисленные источники подтверждают, что он реально существовал. Интересно, что Милон учился в школе Пифагора, где получил не только физическую, но и общеобразовательную подготовку. Поэтому он сыграл большую роль в политической жизни своей родной общины. Во время войны с Сибарисом Милон был избран полководцем. Он не только руководил войском, но и, как утверждают современники, заменял целое подразделение. Таким образом, Милон Кротонский являлся древнегреческим идеалом гармонически развитой личности. И, как всякий идеал, он постепенно обрастал мифами и легендами. Так историк и географ Страбон описывает, что во время занятий у Пифагора Милон случайно свалил колонну дома (!?). Чтобы предотвратить катастрофу, он сам стал на место колонны и до тех пор поддерживал свод здания, пока все не покинули его.
Достоверность этого факта вызывает сомнения, но эта и другие легенды подтверждают, какой любовью и уважением окружались выдающиеся атлеты Древней Греции.

Проведение Олимпийских игр с 776 г. до н.э. по 394 г. н.э., т. е. сохранение традиции организации состязаний на протяжении более одиннадцати веков, несмотря на войны, эпидемии и другие общественные потрясения, само по себе говорит о той огромной социальной значимости, которую играли Игры в Древней Греции. Однако попытаемся конкретно разобраться, какие же социальные функции выполняли античные Олимпийские игры в период своего расцвета.

Греческие полисы, раздираемые междоусобицами, могли сохранять единство и противостоять внешним врагам только благодаря единой религии и культуре, тесным экономическим и политическим связям. Олимпийские же игры включали в себя все эти объединяющие элементы.

Распространение культа Зевса превратило Олимпию в религиозно-культовый центр древней Греции. На пожертвования греков не позднее 456 г. до н.э. здесь был воздвигнут величайший храм Зевса. Главным украшением храма являлась величественная статуя Зевса, признанная современниками одним из семи чудес света, Фидий создал скульптуру высотой двенадцать метров из золота и слоновой кости, которая при этом поражала высоким художественным совершенством. В Олимпии также было построено около 70 святилищ в честь других богов и героев.

Возникнув, как составная часть религиозно-культового ритуала, Игры на протяжении всего существования были посвящены Зевсу – громовержцу и тем самым объединяли все греческие земли. По представлениям греков, через состязания происходило общение людей с богами. Именно боги даровали победу достойнейшим. Но для того, чтобы добиться расположения богов, следовало заниматься самосовершенствованием физическим и духовным, не совершать плохих поступков и т.д. В то же время победитель состязаний как бы получал божественный знак особого расположения, что позволяло приравнивать его к самим богам.

Олимпийские игры оказывали существенное влияние на развитие греческой культуры. При этом можно выделить два аспекта. Во-первых, в Элладе сложился культ прекрасного обнаженного тела. Атлеты тренировались и состязались обнаженными. Стыд наготы считался признаком варварства. Греки почитали загорелое, тренированное обнаженное тело выражением высокого уровня культуры.
Во-вторых, во время Игр съезжались со всех уголков Эллады выдающиеся философы, поэты и ученые, что содействовало дальнейшему развитию поразительного феномена греческой культуры. Перед многочисленной аудиторией выступали великие философы Платон, Сократ, Диоген, Гераклит, отцы истории Геродот и Фукидид, основоположник медицины Гиппократ, классики древнегреческой поэзии Софокл, Пиндар, Еврепид. Философские беседы, поэтические и ораторские выступления, созерцание шедевров архитектуры и искусства, восхищение красотой и физическим совершенством атлетов формировали и развивали единую греческую культуру. При сохранении специфики развития и своеобразия различных греческих полисов, без давления какой-либо централизованной власти именно здесь, на празднествах, естественным образом формировалось национальное самосознание греков. Это было сознание высокой общественной цивилизации, духовной и физической культуры, сознание превосходства над рабами и соседними варварскими народами.

В период расцвета Античной Греции Олимпийские игры выполняли целый ряд социальных функций кроме состязательной: религиозную, культурную, воспитательную, экономическую, политическую, зрелищную. Однако большая социальная значимость Олимпийских игр этого периода определялась, в первую очередь, их влиянием на объединение греческого мира и формирование единого национального самосознания. Неслучайно самые пышные и красочные игры древности состоялись в 476 г. до н.э., когда объединенные греческие войска вначале в Марафоне, а затем и в морском сражении при Саламинах разгромили персидские войска и этим сохранили свободу и независимость Греции. Олимпийские игры тогда стали грандиозным праздником в честь победы над грозным врагом.
Атлеты этого периода отражали с одной стороны силу и мощь родного города, а с другой – общеэллинский идеал всестороннего развития и физического совершенства личности. И глубоко символично, что за долгую и напряженную подготовку, тяжелые испытания в состязаниях победитель в Олимпии удостаивался лишь венка из оливковой ветви. Это был символ бескорыстной спортивной борьбы. Почести и слава приходили к победителю как знак благодарности и любви соотечественников, то есть являлись результатом общественного признания.

Как поучал Солон непросвещенного скифа в произведении Лукиана: «… кто получит венок, получит в нем все доступное человеку счастье: я говорю о свободе каждого человека в частной жизни и в жизни его родины, говорю о богатстве и славе, о наслаждении отеческими праздниками, о спасении своих домашних и вообще о самом прекрасном, чего каждый мог бы себе вымолить у богов; все это вплетено в тот венок, о котором я говорю, и является наградой того состязания, ради которого происходят все эти упражнения и эти труды»2.
В IY в. до н.э. наблюдаются постепенные изменения характера и содержания Олимпийских игр. Все больше внимания уделяется зрелищности состязаний. Политический хаос и постоянные воины, особенно Пелопоннесская война (431–404 гг. до н.э.), вели к огрублению греческих вкусов. Гармоническая красота тела не вызывала, былого восхищения. Зрителей все больше привлекала борьба, кулачный бой и панкратион, богатые острыми, драматическими моментами. Да и в этих видах происходят перемены, если раньше исход схватки решало преимущественно быстрота, ловкость, то в этот период решающим качеством становится физическая сила.
Награда за победу в состязаниях возрастает. Города, стремясь продемонстрировать свою мощь и завоевать расположение богов, привлекают наиболее известных бойцов, даже если они живут в других местах или не соответствуют олимпийским правилам. В связи с этим в состязаниях впервые принимают участие атлеты-профессионалы.

Стремление победить любой ценой привело к нарушению правил и установленных норм. Впервые на олимпийских состязаниях был зарегистрированы случаи подкупа, жестокости, нарушений системы подготовки к играм.
В Греции Олимпийские и некоторые другие Игры имели важнейшее значение в сохранении национального самосознания, исторических и культурных традиций. Поэтому, несмотря на утрату многих ценностей и организационных моментов, греки продолжали свято сохранять традицию проведения Олимпийских игр. Изменения, происходившие в организации Игр, в определенной мере отражали деградацию античной системы физического воспитания и кризис всего рабовладельческого строя.

Прекращение проведения античных Олимпийских игр было связано с изменением господствующей религии, а вместе с ней и мировоззренческих позиций. В условиях усиливающегося кризиса рабовладельческого строя в Римской империи зародилась и набрала силу новая религия – христианство. Одно из сфер, в которых происходила борьба между старым греко-римским духовным миром и новым христианским мировоззрением, была физическая культура. Став государственной религией, христианство признало в состязаниях и народных празднествах проявление язычества и «греховной телесности», поэтому они подвергались жестоким гонениям со стороны церкви и государства. Запрет проведения Олимпийских игр историки связывают с именем императора Феодосия I, который принял свод законов по борьбе с язычеством (кодекс Феодосия). В 392 г. Феодосий издал эдикт (закон), запрещающий все религиозные церемонии, каким бы характером они не отличались. Под этот запрет могли подпадать Олимпийские игры и другие состязания атлетов.
Сооружения и храмы Олимпии были разрушены. Землетрясения и неумолимое время завершили этот процесс. Олимпия и великий праздник, проводившийся здесь, были преданы забвению на века.

1 По мнению С.Д.Синицына понятие «атлет» впервые появилось в «Одиссее» Гомера для обозначения человек, выделяющегося своими физическими качествами, искусного в упражнениях. При этом слово «атлет» неотделимо от понятия «аристократ» (24). О.А.Мильштейн связывает понятие «атлет» с первым правителем Элиды – Атлием и названием награды за победу «атла» (29).
2 Лукиан. Анахарсис, или Об упражнении тела. Сочинения т.1, с.332.

Материалы взяты с сайта Национального олимпийского комитета Республики Беларусь noc.by

——————————————————————————————————

ПАНЭЛЛИНСКИЕ ИГРЫ

Игры, проводившиеся в Олимпии, привели к возникновению Панэллинских игр, которые также включали:
— Игры в Дельфах (Пифийские игры)
— Игры в Коринфе (Древнегреческие народные празднества)
— Игры в Немее (Немейские игры).
Эти Игры имели особое значение, так как объединили греческий мир в те времена, когда Греция не была единым государством, а состояла из нескольких городов-государств (политически и экономически независимых общин). Из Греции и ее колоний (в Италии, северной Африке и Малой Азии) люди прибывали, чтобы принять участие или посетить Игры, вдохновленные разделяемым всеми чувством принадлежности к одной культуре или религии.
Следует отметить, что все четыре из Панэллинских игр никогда не проводились в течение одного года.
Трудно определить, что послужило причиной зарождения этих Игр. Мифология перемежается с историческими фактами, а события, происходившие в те времена, часто объясняются как следствие божественного промысла. Это же относится и к Панэллинским играм, о которых существует большое количество историй, пытающихся объяснить их происхождение.

СВЯЩЕННОЕ ПЕРЕМИРИЕ

В связи с проведением Панэллинских игр было провозглашено священное перемирие. Гонцы (spondorophoroi) шли из города в город, объявляя дату соревнований. Они призывали остановить войны до, во время и после Игр, чтобы дать возможность спортсменам и зрителям приехать к местам проведения соревнований и покинуть их в полной безопасности. Атмосфера мира рассматривалась как важное условие проведения соревнований.

ИГРЫ ДЛЯ БОГОВ

Панэллинские игры имели огромное религиозное значение. Каждая Игра прославлялась в честь какого-либо бога:
— Зевса, короля богов, – в Олимпии и Немее,
— Аполлона, бога света и разума, – в Дельфах,
— Посейдона, бога моря и покровителя лошадей, — в Коринфе.

ОБЗОР МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ ИГР В ОЛИМПИИ

Из четырех Панэллинских игр, Игры, проводившиеся в Олимпии, были самыми важными и считались особым событием в греческом мире.
Место проведения соревнования состояло из священной зоны, Алтис, обнесенной стеной, и светской, нерелигиозной зоны. В священной зоне находились храмы, включая храм, посвященный Зевсу, алтари, на которых происходили жертвоприношения, и сокровищницы, воздвигнутые городами-государствами, где хранились дорогие подношения (например, вазы и статуи).
Светская зона находилась за пределами ограничительной стены. Там располагались такие спортивные строения как гимнасия*, палестра*, стадион и ипподром, плюс все здания, где осуществлялись руководство Играми и прием важных гостей.
Только священники и сотрудники, присматривавшие за храмом, жили в Олимпии. Во время проведения соревнований атмосфера была очень разной. Кроме спортсменов и зрителей к месту соревнований стекались многочисленные купцы: количество людей, присутствовавших на Олимпийских играх, оценивается числом превышающим 40 000.

  • Гимнасия – государственное учебно-воспитательное учреждение в Древней Греции для мальчиков 16-18 лет.
    Палестра – частная гимнастическая школа в Древней Греции для мальчиков 12-16 лет.

ФЕСТИВАЛИ И СОРЕВНОВАНИЯ, ПРОВОДИВШИЕСЯ В ДРУГИХ ГОРОДАХ ГРЕЦИИ

Кроме Панэллинских игр в Олимпии крупные соревнования проводились в Афинах. Они известны под названием Панафинейских игр.
Эти Игры были частью Великой Панафинеи, самого большого праздника в Афинах, который проводился каждые четыре года в честь богини Афины.
Повсюду в Греции и колониях проводились местные соревнования, одни из которых известны больше, другие – меньше. Каждый город придавал большое значение их организации.
Устав Панэллинских игр и большого числа местных соревнований является иллюстрацией важности физических упражнений и духа соревнования в обществе Античной Греции.

АТЛЕТ

Некоторые предметы, созданные древними греками, сохранились до наших дней. В результате археологических раскопок были обнаружены скульптуры, вазы, монеты и орудия труда. Эти предметы дают хорошее представление о том, как жили люди в те времена. С их помощью мы можем больше узнать о спортсменах и соревнованиях, в которых они принимали участие.

НАГОТА

Глядя на скульптуру или сцену, изображенную на вазе, мы можем легко узнать спортсмена по его наготе, ведь во время тренировок и соревнований спортсмены всегда были нагими. Их прекрасные тела, созданные благодаря физическим упражнениям, служили моделью для скульпторов и художников, которые черпали вдохновение в атлетах и их движениях во время занятий спортом.
Считалось, что красота обнаженного тела отражает внутреннюю красоту и иллюстрирует гармонию тела и разума. Занятия спортом помогали достичь и развить эту гармонию.

ГИМНАСИЯ И ПАЛЕСТРА

В каждом греческом городе были гимнасия и палестра. Это были места, где тренировались атлеты и обучались юноши. Они получали разностороннее образование, включающее тренировку, как тела, так и ума. Физическое воспитание, музыка, арифметика, грамматика и чтение входили в программу обучения. В зависимости от вида спорта тренировка могла проходить в одном из зданий.

ГИГИЕНА И УХОД ЗА ТЕЛОМ

По прибытии в гимнасию или палестру спортсмены полностью раздевались. Лишившись защитного слоя одежды, они должны были по-особому ухаживать за кожей.
Готовясь к тренировке, спортсмен покрывал тело оливковым маслом, а затем посыпал его мелким песком. Смесь масла и песка помогала регулировать температуру тела, а также защищать от солнечных лучей и палки тренера, которой тренер бил атлета, если тот неправильно выполнял упражнение!
По окончании соревнования спортсмен брал свою лопаточку (strigil), имевшую форму изогнутой пластины, и соскребал с кожи пот, масло и песок. Заканчивалась процедура обмыванием тела водой с губкой.
Во время соревнований атлет ухаживал за кожей подобным же образом.
Необходимое для этих целей снаряжение было исключительно простым:
— сосуд, разновидность небольшой бутылки, часто глиняной, наполненный маслом;
— лопатка;
— губка.
Все эти предметы были соединены кольцом, которое атлет прикреплял к стене гимнасии или палестры.

УЧАСТИЕ В ИГРАХ

Существовали три критерия участия в Играх: участник должен был быть мужского пола, греком и свободным человеком. Женщины, рабы и иностранные граждане исключались.
Начнем с того, что спортсмены не были профессионалами. Несмотря на то, что большинство из них принадлежали к богатым семьям, некоторые спортсмены происходили из менее обеспеченных слоев населения. С течением времени ситуация изменилась и большинство спортсменов стали профессионалами. После завоевания Греции Римом в 146 г. до н.э. римлянам было позволено присоединиться к греческим спортсменам. Позднее круг участников был расширен за счет спортсменов иностранного происхождения после предоставления римского гражданства всем жителям провинций во время 248 Олимпиады (213 г. н.э).
Для участия в Играх город выбирал лучших спортсменов, тренировавшихся в их гимнасиях. Избранные спортсмены должны были продолжать упорно тренироваться в течение нескольких месяцев. После провозглашения священного перемирия и объявления даты проведения Игр, спортсмены и их тренеры отправлялись в Олимпию. Путешествие могло быть продолжительным и трудным. По прибытии в Эллис, расположенном недалеко от Олимпии, спортсмены тренировались в течение месяца в городской гимнасии, что являлось последней квалификационной ступенью перед Играми. Спортсмены, прошедшие окончательный отбор, направлялись в Олимпию и давали клятву, также как и судьи. Они обещали честно соревноваться, соблюдая правила.

ИГРЫ ДЛЯ ЖЕНЩИН

Несмотря на то, что женщины не допускались к участию в Олимпийских играх, все же они занимались спортом. В Олимпии для девушек проводились Игры, носившие название Герайя, в честь богини Геры, жены Зевса. Эти соревнования проводились каждые четыре года и состояли из состязания в беге.

ОБМАН И ШТРАФЫ

Некоторые спортсмены не всегда соблюдали клятву и делали попытку выиграть соревнование, используя запрещенные приемы. За эту форму обмана следовало наказание и нечестные спортсмены должны были платить штраф. Эти деньги шли на возведение статуй Зевса, известных под названием “Заны”. Эти статуи устанавливались вдоль прохода, ведущего к стадиону. На основании каждой из них писалось имя обманщика. Чтобы добраться до места проведения соревнований, спортсмены должны были пройти мимо всех статуй. Это напоминало им о примерах недостойных повторения.

ЗНАМЕНИТЫЕ СПОРТСМЕНЫ

В истории современных Игр выдающиеся чемпионы становятся героями последних новостей. Ими восхищаются и их почитают, они – настоящие герои.
Игры античности также имели своих чемпионов. Благодаря продемонстрированным результатам имена знаменитых спортсменов известны и сегодня. Ниже предлагаем вашему вниманию краткие сведения о некоторых из них.
Легендарный борец Мило из Кротона, многократный олимпийский чемпион, посвятивший спортивной карьере 26 лет своей жизни. Мило был настоящим героем. На его счету много других побед за пределами Олимпии. Известный своей потрясающей силой, он был также знаменит своим безмерным аппетитом!
Выдающийся Леонидас из Родеса, четырехкратный Олимпийский чемпион в беге, которого соотечественники приравнивали к богу.
Боксер Меланкомас из Карии, известный не только благодаря своему великолепному телу, но и необычной технике ведения боя. Меланкомас не наносил удары по своим противникам, но вместо этого доводил их до изнурения, умело уклоняясь от их выпадов!
После смерти великим чемпионам даровались особые почести с тем, чтобы их победы на Играх не были забыты. Их могилы украшались надгробными памятниками с высеченными изображениями венков, полученных атлетами за победы в соревнованиях в течение всей их спортивной карьеры.

ВИДЫ СПОРТА, ВХОДИВШИЕ В ПРОГРАММУ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

В античном мире Олимпийские игры служили отправной точкой. Виды спорта, входившие в программу соревнований в Олимпии, часто с небольшими изменениями включались в программу соревнований, проходивших на других Панэллинских спортивных аренах, либо с незначительными дальнейшими изменениями, в местных соревнованиях. Здесь представлена Олимпийская программа. В программу Игр входили только индивидуальные виды спорта, командные виды не включались. Водные виды спорта также фигурировали в программе.

ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЛИ ИГРЫ?

Открытие Игр отмечалась жертвоприношением животных на алтарь Зевса. Соревнования, которые продолжались в течение, примерно, пяти дней, проходили на стадионе или ипподроме.
Стадион представлял собой сильно утрамбованную земляную площадку прямоугольной формы. Там не было балконов, и зрители сидели на специальных уступах. Официальным лицам (организаторам и судьям — элланодайкам) предоставлялась трибуна.
Свободные люди, рабы и девушки имели право наблюдать за Играми. Только замужним женщинам запрещалось находиться в толпе зрителей.
Игры заканчивались пиршествами в честь победителя и жертвоприношениями в честь Зевса.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ СПОРТА

За исключением конных видов спорта, которые проводились на ипподроме, все соревнования проходили на стадионе.

СОСТЯЗАНИЯ ПО ХОДЬБЕ

Существовали разные виды состязаний:
— стейд (stade) или стадион (stadion) – бег на одну длину стадиона;
— диаулос (diaulos) — бег на две длины стадиона;
— долихос (dolichos) – бег на длинные дистанции (от 7 до 24 кругов);
— бег с вооружением (в Олимпии это был бег на две длины стадиона), когда атлеты
надевали шлем, наголенники доспехов и держали в руках щит.
Участники соревнования занимали свои места на линии старта, отмеченной плитами белого известняка. Они бежали по прямой линии, а не вокруг стадиона, как это происходит в наше время.

МЕТАНИЕ ДИСКА

Диск выполнялся из камня или металла. Знаменитая статуя скульптора Мирона изображает атлета, готовящегося к метанию диска. Эта скульптура называется «Дискобол» (ок. 40 г. до н.э.). Оригинал статуи был разрушен, но существует большое количество копий, датированных периодом Римской империи. К примеру, одна из них выставлена в Национальном музее в Риме.

МЕТАНИЕ КОПЬЯ

К древку копья прикреплялся кожаный ремешок, который образовывал петлю. Во время броска атлет просовывал в петлю указательный и средний пальцы, что позволяло увеличить расстояние полета копья.

ПРЫЖОК В ДЛИНУ

Упражнение выполнялось с гирями. Атлет выполнял прыжок вперед из исходного положения ноги вместе, без разбега, выбрасывая руки вперед. Во время прыжка руки и ноги были почти параллельными. Перед приземлением атлет отводил руки назад, одновременно отбрасывая гири. Это усиливало движение ног вперед и увеличивало расстояние в прыжке.
Применение гирь означало, что движения атлета должны быть координированными. Для этой цели соревнования сопровождала мелодия, исполняемая на флейте.
Гири выполнялись из камня или металла и имели разную форму.

БОЕВЫЕ ВИДЫ СПОРТА

Существует несколько гипотез относительно места проведения соревнований по борьбе, кулачным боям и панкратиону. Некоторые исследователи полагают, что эти соревнования проходили в Алтисе перед алтарем Зевса. Другие считают, что они проходили на стадионе.

Жеребьевкой решалось какие атлеты будут соревноваться друг с другом. В отличие от современных правил в те времена не было весовых категорий.

БОРЬБА

Противники боролись голыми руками в положении стоя. Существовали разные виды захватов. Атлет, первым коснувшийся земли в третий раз, считался проигравшим.

ПАНКРАТИОН

Это разновидность борьбы. В этом виде борьбы были разрешены все приемы, но запрещалось кусаться, выдавливать глаза и всовывать пальцы в нос противника.

БОКС

Руки борцов были защищены длинными кожаными ремнями. Эти предшественники боксерских перчаток с течение времени подвергались многочисленным модификациям. Пластинки металла закреплялись на костяшках пальцев, что значительно усиливало удар.

ПЯТИБОРЬЕ

В пятиборье входили пять видов соревнований: бег, прыжки, метание диска, метание копья и борьба. Атлета, принимавшего участие в соревнованиях, называли пентатлос. Это был самый разносторонний вид спорта, поэтому тело пентатлоса считалось самым совершенным.

КОННЫЕ ВИДЫ СПОРТА

Гонки на колесницах и скачки на лошадях проходили на ипподроме. Гонки на колесницах были очень зрелищными и особенно популярными у населения. Проводились гонки квадрига, когда колесницу везла четверка лошадей, и парные гонки, когда колесницу везла двойка лошадей. Управляющие колесницей назывались возничими. В отличие от атлетов возничие не были обнаженными, а носили длинные туники.
В гонках на лошадях жокеи были обнаженными. Они скакали без седла и не носили шпор.
Благодаря конным соревнованиям женщины были непосредственными участниками Игр! В качестве владельцев они могли выставлять своих лошадей на гонки, где ими управляли мужчины возничие или жокеи.

МУЗЫКА И ПЕНИЕ

Музыка и пение не входили в программу Олимпийских игр. Они были особенностью Игр в Дельфах!
В Дельфах, задолго до появления спортивных соревнований, проводились музыкальные турниры. Они включали пение под аккомпанемент кифары (или китары, разновидность лиры), соло на флейте или пение под аккомпанемент флейты. Музыка и пение остались характерной чертой Пифийских игр даже после объединения спортивных соревнований в единое целое. В программе фигурировали также соревнования в поэзии и драме.

ПРИЗЫ

КОРОНЫ, ЛЕНТЫ И ПАЛЬМОВЫЕ ВЕТВИ

На современных олимпийских играх награждаются спортсмены, занявшие первое, второе и третье места, соответственно, золотыми, серебряными и бронзовыми медалями. На Панэллинских играх был только один победитель, получавший приз в виде венка или короны из листьев.
В каждом месте проведения соревнования короны изготовлялись из разных видов листьев:
— в Олимпии – это была корона из листьев дикого оливкового дерева;
— в Дельфах – корона из лавра;
— в Коринфе – корона из сосновых веток;
— в Немее – корона из дикого сельдерея.
Вместе с короной победитель получал красную шерстяную повязку, the tacnia. Знаменитая статуя скульптора Поликлета (датированная второй половиной 5 в. до н.э.) изображает юношу-победителя, надевающего на голову победную повязку. Статуя называется «Диадумен». Ее бронзовая копия установлена у входа в Олимпийский музей в Лозанне.
И, наконец, победитель часто держал в руках пальмовую ветвь – еще один символ победы.

НИКА, ПОСЛАННИЦА БОГОВ

Древние греки считали, что это боги принимали решение о даровании победы спортсмену. Победа часто представлялась в образе крылатого создания женского пола, известной под именем Ники, что по-гречески означает «победа». В качестве слуги или посланницы богов Ника спускалась к избраннику, неся с собой божественную награду в форме короны или повязки.

СЛАВА

Триумф спортсмена-победителя приносил с собой отраженную славу всем жителям его родного города. Когда он возвращался с Игр, его встречали как героя, и атлет получал многочисленные пожизненные привилегии.
Чтобы продемонстрировать свою известность, спортсмен имел право воздвигнуть себе статую. Кроме того, он мог обратиться с просьбой к поэту написать стихи, повествующие о его подвигах. Иногда, испытывая чувство гордости за своего земляка, жители города отливали монеты с его портретом, чтобы о нем помнили и его узнал весь греческий мир.

ПРИЗЫ НА МЕСТНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ

Призы, присуждавшиеся на местных соревнованиях, были более материальными. Победителю часто вручали амфору, наполненную оливковым маслом. В те времена оливковое масло ценилось очень высоко и стоило больших денег. Другие сокровища, такие как бронзовые треноги (большие вазы на трех ножках), бронзовые щиты или серебряные кубки, также вручались в качестве призов.
Несмотря на это престиж Панэллинских игр оставался незыблемым. Скромная корона из листьев была наивысшей наградой в греческом мире, так как она гарантировала его владельцу почет и уважение всех жителей.

ЗАВЕРШЕНИЕ ИГР

ПОСТЕПЕННЫЙ УПАДОК

За историю проведения олимпийских игр их значение значительно возросло. Начинаясь как простое соревнование в беге, они превратились в главное спортивное событие. Однако, уровень соревнований и этические принципы его участников не всегда были безупречными. Это стало особенно очевидным после завоевания Греции Римом в 146 г. до н.э., когда начался период «упадка», который, в конце концов, привел к прекращению Игр.

Существуют несколько причин исчезновения Игр:

— Профессионализм атлетов
Игры превратились в состязание между профессионалами, чьей основной мотивацией было коллекционирование побед путем участия в огромном количестве состязаний не только на Панэллинских играх, но также и в местных соревнованиях.
— Присутствие римских спортсменов среди греческих атлетов
Римляне пропагандировали спорт как зрелище. Превыше всего они ставили удовлетворение желаний зрителей. Дух соревнования, желание сравнить свои достижения с успехами других в атмосфере превосходства не были им интересны. Основная идея Игр оказалась под угрозой.
— Язычество Игр
Вера в нескольких богов была особенностью религий античного мира. Игры не были исключением, так как они посвящались языческим божествам. Рождение Христианства с его верой в единого Бога и обращение императоров в новую религию означало, что проведение языческих Игр стало невозможным.
Это был новообращенный в Христианство император Теодосий I, который в 393 г. н.э., после более чем тысячелетнего периода существования Олимпийских игр, принял решение об их упразднении! Остальные Панэллинские игры, проводившиеся в Дельфах, Корине и Немее, прекратили свое существование в то же время.

РАЗРУШЕНИЕ МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ ИГР И ЕГО ОТКРЫТИЕ В 19 ВЕКЕ

После упразднения игр Олимпия стала жертвой вандализма. Пожары и землетрясения также сыграли свою роль и с течением времени разрушили здания. Постепенно место соревнований исчезло под многометровым слоем земли и из памяти людей.
Благодаря трудам древних историков память об Играх и их месте в греческом мире не были преданы окончательному забвению. Было известно об их существовании, но сведения о конкретном месте проведения Игр были утеряны.
В 18 веке началась исследовательская работа, а в 19 веке в результате археологических раскопок были, наконец, обнаружены руины Олимпии. В наши дни изучение руин позволяет оценить важность Олимпии и представить прошлую славу Панэллинских игр.