Победа и поражение в литературе. Жизненный путь Андрея Болконского

Возможна ли счастливая жизнь без побед?

Понятие «счастье» сугубо субъективно. Оно имеет множество лик и оттенков. Для кого-то достаточно минимума, а кто-то не прекратит поисков счастья, пока не достигнет намеченной цели и не почувствует сладостного наслаждения победы.

Природа наградила человечество различными типами характеров: от тихого, незлобивого, порою даже незаметного существа до активного, деятельного бойца. Примеров тому множество и в жизни, и в литературе.

Кому не известен гоголевский персонаж Акакий Акакиевич Башмачкин?! Мелкий государственный служащий, получающий искреннее наслаждение от переписывания деловых бумаг. Он часами готов выводить витиеватые «буквенные узоры», не вдаваясь в смысл того, что переписывает. Его радует сам процесс «писания». То обстоятельство, что после службы Акакий Акакиевич с нескрываемым удовольствием уже дома вновь занимался переписыванием текста, выводя с огромной любовью каждую букву, даёт мне право думать, что он вполне счастлив и удовлетворён жизнью. И, конечно же, ни о какой победе он и не помышляет. Далее Н.В.Гоголь знакомит читателя с главным событием в жизни этого героя – покупкой шинели и историей её приобретения. На мой взгляд, вряд ли можно назвать победой бытовые обстоятельства, связанные с экономией средств для приобретения обновки. А вот счастливых минут в жизни Башмачкина прибавилось. Он жил МЕЧТОЙ! Всё, что ему нужно было, это скорейшее приближение тех самых минут СЧАСТЬЯ! И он их испытал, правда, не так долго, как хотел…

Так можно ли назвать жизнь героя Н.В.Гоголя счастливой? Скорее, ДА , чем нет (за исключением финальной сцены смерти), хотя ничего героического он не совершил. Думается, что сам этот персонаж никогда и не задумывался о счастье и победах. Он просто жил .

Отечественная литература богата примерами спокойной размеренной жизни русского барства, не утруждающего себя мыслями о победе. Счастливых женских судеб в ней больше, чем мужских, впрочем, встречаются и мужские, например, пушкинский Дмитрий Ларин…

И всё же активных, ищущих себя, целеустремлённых героев в русской литературе больше, чем «обломовых» и « башмачкиных». Это закон жизни, которая немыслима без Рахметовых, Штольцов, Павлов Власовых, Серпилиных, Андреев Соколовых и многих-многих других. Не будь их и таких, как они, развитие на Земле остановится.

Произведений о замечательных людях множество. Выбор для осмысления прочитанного велик. И в первом литературном ряду стоит роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Любимые герои писателя всегда идут по жизненной дороге путём проб и ошибок. В поисках смысла жизни и своего места в ней пролетают порою годы. Но в конце концов они приходят к пониманию своей цели и своего предназначения на Земле.

Андрей Болконский рождён воином, борцом, защитником Отечества. Он сын своего отца. Отличается верностью слову, сдержанностью в общении, даже некоторой закрытостью. Но у меня ни на секунду не возникает сомнения в порядочности и надёжности этого человека. В отличие от гоголевского героя для Андрея счастливая жизнь без побед над ней, над собой немыслима. Сначала мечта о своём Тулоне, о личной славе. Затем переосмысление взглядов на жизнь. Приходит понимание главного: не ЛИЧНОЕ должно быть двигателем в судьбе, а ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ! Лишь при этом условии его появление на Земле приобретёт значение, лишь тогда эту жизнь можно назвать счастливой.

Несколько иной жизненный путь уготован Пьеру Безухову. Он, воспитанный гувернантками за рубежом вдали от отца, предоставленный самому себе, по приезде на Родину наслаждается свободой и материальной независимостью. Но со временем понимание и восприятие происходящего меняется: неразделённая любовь, неудачная женитьба, ошибочное увлечение масонством – всё это не может не отразится на взглядах молодого человека. Но время и события, в ней происходящие, делает своё дело. Взрослению Безухова «помогают» и дуэль с Долоховым, и развод с Элен, и разрыв с Баздеевым, и страдания, связанные с ничего не подозревающей Наташей… Жизнь неуклонно оттачивала характер Пьера, ненужное отбрасывая, а новое, полезное наращивая. И как следствие, на Бородинском поле был совсем другой человек, среди дыма и гари, разрывов снарядов не думающий о спасении собственной жизни, а защищающий родную землю. И это называется подвигом. И это счастливая жизнь (в эпилоге мы в этом убеждаемся).

Обобщая всё ранее изложенное, прихожу к выводу: ищущий, интеллектуально развитый человек МЕНЯЕТСЯ на протяжении всего своего долгого пути. Андрею Болконскому не пришлось кардинально изменять себя. В нём всё было заложено самой природой. Нужно было только слегка подточить, подправить, подшлифовать. Он по натуре своей победитель, герой. Возьму на себя смелость утверждать, что в жизни Андрей тоже был счастливым и на поле брани, и в личном плане: родил сына, познал настоящее и глубокое чувство любви к Наташе и умер прощённый и простивший, счастливыми глазами глядя в маленькое оконце, уводящее в небо

Над Пьером природе и жизни пришлось потрудиться больше. Причиной тому, скорее всего, было отсутствие в детстве мужского воспитания. Но время расставило всё по своим местам. Порядочность и лучшие душевные качества героя были вознаграждены любовью и преданностью Наташи. Он счастливейший отец четверых детей, любимый муж, верный друг и соратник передовых людей своего времени. Позади – тяжёлые жизненные испытания; в настоящем- счастливая семья и деятельность на благо России; впереди, надеюсь, громкая слава…

Так возможна ли счастливая жизнь без побед? Жизнь и русская литература показали, что однозначного ответа на этот вопрос нет, поскольку всё (или почти всё) зависит от самого человека, от его принципов, взглядов на действительность, внутреннего настроя.

Моя точка зрения по данному философскому вопросу такова: надо, а значит, буду стремиться к усовершенствованию своей личности и начинать планирую с маленьких побед над самой собой, чтобы прожить СЧАСТЛИВУЮ ЖИЗНЬ!

«Победа и поражение»

Официальный комментарий:

Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

Противопоставление понятий «победа» и «поражение» заложено уже в их толковании. У Ожегова читаем: «Победа – успех в битве, войне, полное поражение противника». То есть победа одного предполагает полное поражение другого. Однако и история, и литература дают нам примеры того, как победа оказывается поражением, а поражение – победой. Именно об относительности данных понятий и предлагается порассуждать выпускникам, опираясь на свой читательский опыт. Конечно же, ограничиться понятием о победе как разгроме врага в битве невозможно. Поэтому целесообразно рассмотреть данное тематическое направление в разных аспектах.

Афоризмы и высказывания известных людей:

Величайшая победа - победа над самим собой. Цицерон

Возможность того, что мы можем потерпеть поражение в бою, не должна мешать нам сражаться за дело, которое мы считаем справедливым. А.Линкольн

Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения... Человека можно уничтожить, но его нельзя победить. Э.Хемингуэй

Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой. Вольфрам

Список литературы по направлению «Победа и поражение»

    Л. Н. Толстой «Война и мир»

    А. С. Грибоедов «Горе от ума»

    А. Н. Островский «Гроза»

    И. С. Тургенев «Отцы и дети»

    Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

    «Слово о полку Игореве»

    А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

    И. А. Гончаров «Обломов»

    М. А. Шолохов «Судьба человека»

    В. П. Астафьев «Царь-рыба»

Материалы к литературным аргументам.

Л. Н. Толстой роман «Война и мир»

Ключевыми сражениями романа-эпопеи являются Шенграбенское, Аустерлицкое, Бородинское. Автор четко разделяет военную среду на карьеристов, которые хотят лишь чинов и наград, и скромных тружеников войны, солдат, крестьян, ополченцев. Именно они решают исход сражения, ежеминутно совершая никому неведомый подвиг.

Первую битву при Шенграбене мы наблюдаем глазами князя Андрея Болконского. Фельдмаршал Кутузов направлялся со своими войсками по дороге из Кремса в Ольминс. Наполен хотел окружить его на середине пути, в Цнайме. Чтобы сберечь жизнь солдат, Кутузов принимает мудрое решение. Он посылает в Цнайм обходным горным путем отряд Багратиона и дает приказ удерживать огромную армию французов. Багратиону удалось сделать невероятное. Утром его войска подошли к деревне Шенграбен раньше, чем армия Наполеона. Генерал Мюрат испугался и принял небольшой отряд Багратиона за все русское войско.

Центр самой битвы – батарея Тушина. Перед сражением князь Андрей чертил план сражения, обдумывал наилучшие шаги. Но на месте боевых действий понял, что все происходит совсем не так, как было задумано. Во время битвы просто невозможно организованное руководство, полный контроль над событиями. Поэтому Багратион добивается только одного – поднятия духа армии. Именно дух, настрой каждого солдата определяет всю битву.
Среди общего хаоса князь Андрей видит батарею скромного Тушина. Еще недавно в палатке маркитанта он выглядел обыкновенным, мирным человеком, стоял разувшись. А теперь, занимая самую невыгодную диспозицию, находясь под непрерывным обстрелом, он проявляет чудеса храбрости. Себе Тушин кажется большим и сильным. Но вместо награды или похвалы его отчитывают на совете после битвы за то, что он посмел выступить без приказа. Если бы не слова князя Андрея, никто бы не узнал о его подвиге.
Шенграбенская победа стала залогом победы при Бородине.

В канун Аустерлицкой битвы князь Андрей искал лавров, мечтал повести за собой армию. Военачальники не сомневались в том, что силы противника ослаблены. Но народ устал от бессмысленного кровопролития, был равнодушен к выгодам штаба и двух императоров. Они досадовали на засилье в своих рядах немцев. В итоге это вылилось в хаос и беспорядок на поле боя. Князь Андрей совершил долгожданный подвиг на виду у всех, с древком знамени повел за собой убегающих солдат, но этот героизм не принес ему счастья. Даже похвала Наполеона показалась ему ничтожной в сравнении с бескрайним и спокойным небом.

Толстому удалось удивительно точно, психологично отразить состояние раненого человека. Последнее, что видел князь Андрей перед разорвавшимся снарядом, была драка француза и русского из-за банника. Ему казалось, что снаряд пролетит мимо и не заденет его, но это было иллюзией. Герою чудилось, что в его тело вонзили что-то тяжелое и мягкое. Но главное – князь Андрей осознал ничтожность войны, разрушений в сравнении с огромным миром. На Бородинском поле он скажет Пьеру истину, которую осознал после участия в этих событиях: «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть».

Русские войска одержали нравственную победу в Бородинской битве. Они не могли отступать, дальше была лишь Москва. Наполеон был поражен: обычно, если битва не выигрывалась в течение восьми часов, можно было говорить о ее поражении. Французский император впервые увидел небывалое мужество русских солдат. Хотя убито было не меньше половины войска, оставшиеся воины продолжали сражаться так же твердо, как и в начале.
На французов обрушилась и «дубина народной войны».
Все сражение передается глазами Пьера, человека невоенного. Он находится в самом опасном месте – на батарее Раевского. В его душе возникает небывалый подъем. Пьер своими глазами видит, что люди идут на смерть, но преодолевают свой страх, держатся строем, до конца выполняют долг.


Князь Андрей совершает свой главный подвиг. Даже находясь в резерве, он подает пример мужества своим офицерам, не преклоняет голову. Здесь князь Андрей получает смертельное ранение.

В битве действует собирательный образ народа. Каждого участника сражения направляет и согревает та «скрытая теплота патриотизма», которая является главной чертой русского национального характера. Кутузову удалось тонко почувствовать дух, силу русской армии. Он во многом знал исход сражений, но никогда не сомневался в победе своих солдат.
В своем романе Л.Н. Толстому удалось мастерски сочетать обзоры масштабных исторических сражений и описание душевных переживаний человека на войне. В этой особенности и проявился гуманизм автора.

А. С. Грибоедов пьеса «Горе от ума»

Конфликт пьесы представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным, прогрессивно мыслящим, свободолюбивым, главный герой Чацкий противостоит фамусовскому обществу. Он осуждает бесчеловечность крепостного права, вспоминая о «Несторе негодяев знатных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак; ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе: «Да и кому в Москве не затыкали рты обеды, ужины и танцы?». Он не признает чинопочитания и подхалимства: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево, плели». Чацкий полон искреннего патриотизма: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев». Он стремится служить «делу», а не лицам, он «служить бы рад, прислуживаться тошно». Общество оскорблено и, защищаясь, объявляет Чацкого сумасшедшим. Его драма усугубляется чувством пылкой, но безответной любви к дочери Фамусова Софье. Чацкий не делает попытки понять Софью, ему трудно уяснить, почему Софья его не любит, ведь его любовь к ней ускоряет «сердца каждое биенье», хотя «ему мир целый казался прах и суета». Оправдать Чацкого может его ослепленность страстью: у него «ум с сердцем не в ладу». Психологический конфликт переходит в конфликт общественный. Общество единогласно приходит к выводу: «безумный по всему...». Сумасшедший обществу не страшен. Чацкий принимает решение «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».

И.А. Гончаров так оценил финал пьесы: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой». Чацкий не отказывается от своих идеалов, он лишь освобождается от иллюзий. Пребывание Чацкого в доме Фамусова пошатнуло незыблемость устоев фамусовского общества. Софья произносит: «Себя я, стен стыжусь!»

Поэтому поражение Чацкого – лишь временное поражение и только его личная драма. В общественном же масштабе «победа Чацких неизбежна». На смену «веку минувшему» придет «век нынешний», и взгляды героя комедии Грибоедова одержат победу.

Чацкий ничего не сделал, но он говорил, и за это его объявили сумасшедшим. Старый мир борется со свободным словом Чацкого, используя клевету. Борьба Чацкого обличительным словом соответствует тому раннему периоду движения декабристов, когда они считали, что много можно добиться словом, и ограничивались устными выступлениями. Однако борьба словом не приводит к победе. Старый мир еще настолько силен, что побеждает Чацкого, бегущего из дома Фамусова и из Москвы. Но бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринимать как поражение. Непримиримость взглядов между Чацким и Фамусовским обществом ставит нашего героя в трагическую ситуацию. По замечанию Гончарова, его роль "страдательная": в одно и тоже время он и "передовой воин", "застрельщик", и при этом он "всегда жертва". "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей",- так определял значение Чацкого И.А. Гончаров.

А. Н. Островский пьеса «Гроза»

Выпускники могут поразмышлять над вопросом о том, чем является смерть Катерины – победой или поражением. На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Слишком много причин привело к страшному финалу. Драматург видит трагизм положения Катерины в том, что она вступает в конфликт не только с калиновскими семейными нравами, но и с самой собой. Прямодушие героини Островского – один из истоков ее трагедии. Катерина чиста душой – ложь и разврат ей чужды и отвратительны. Она понимает, что, полюбив Бориса, нарушила нравственный закон. «Ах, Варя, – жалуется она, – грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?». Через всю пьесу проходит мучительная борьба в сознании Катерины между пониманием своей неправоты, своей греховности и смутным, но все более властным ощущением своего права на человеческую жизнь. Но пьеса завершается нравственной победой Катерины над темными силами, мучающими ее. Свою вину она искупает безмерно, а от неволи и унижения уходит единственным путем, который ей открылся. Ее решение умереть, только бы не остаться рабой, выражает, по словам Добролюбова, «потребность возникшего движения русской жизни». И это решение приходит к Катерине вместе с внутренним самооправданием. Она умирает потому, что считает смерть единственным достойным исходом, единственной возможностью сохранить то высшее, что жило в ней. В мысли, что смерть Катерины на самом деле является нравственной победой, торжеством настоящей русской души над силами «темного царства» Диких и Кабановых, укрепляет также реакция на ее смерть других героев пьесы. Например, Тихон, муж Катерины, впервые в жизни выразил свое собственное мнение, впервые решился на протест против удушающих устоев своей семьи, вступив (пусть всего на миг) в борьбу с «темным царством». «Вы ее погубили, вы, вы…»,– восклицает он, обращаясь к матушке, перед которой всю жизнь дрожал.

Гибелью главной героини завершается пьеса Островского «Гроза», жанр которой смело можно было бы обозначить как трагедия. Смерть Катерины в «Грозе» является развязкой произведения и несёт особую смысловую нагрузку. Сцена самоубийства Катерины породила много вопросов и трактовок такого сюжетного поворота. Например, Добролюбов считал этот поступок благородным, а Писарев придерживался точки зрения о том, что такой исход явился «совершенно неожиданным для неё (Катерины) самой». Достоевский де полагал, что смерть Катерины в пьесе «Гроза» произошла бы и без деспотизма: «это жертва собственной чистоты и своих верований». Легко заметить, что мнения критиков разнятся, но при этом каждое отчасти истинно. Что же заставило девушку принять такое решение, совершить стол отчаянный шаг? Что означает смерть Катерины - героини пьесы «Гроза»?

Однако, как было указано выше, на самоубийство Катерины существуют несколько различных точек зрения. Ведь с другой стороны, неужели Катя не могла просто сбежать, не принимая таких отчаянных решений? В том-то и дело, что не могла. Не для неё было это. Быть честной перед собой, быть свободной - вот то, чего так страстно желала девушка. К сожалению, всё это можно было получить лишь ценой собственной жизни. Смерть Катерины - это поражение или победа над «тёмным царством»? Катерина не победила, но и не осталась побеждённой.

И. С. Тургенев роман «Отцы и дети»

Писатель показывает в своем романе борьбу мировоззрений двух политических направлений. Сюжет романа построен на противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями двух поколений, не находящих взаимопонимания. Разногласия по различным вопросам всегда существовали между молодежью и старшими. Так и здесь, представитель младшего поколения Евгений Васильевич Базаров не может, да и не хочет понять «отцов», их жизненное кредо, принципы. Он убежден, что их взгляды на мир, на жизнь, на отношения между людьми безнадежно устарели. «Да стану я их баловать... Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатовство...». По его мнению, основная цель жизни состоит в том, чтобы работать, производить нечто материальное. Именно поэтому Базаров неуважительно относится к искусству, к наукам, не имеющим практической базы. Он считает, что гораздо полезнее отрицать то, что, с его точки зрения, заслуживает отрицания, чем безучастно наблюдать со стороны, ничего не решаясь предпринять. «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем», – говорит Базаров. А Павел Петрович Кирсанов уверен, что существуют вещи, в которых нельзя усомниться («Аристократизм... либерализм, прогресс, принципы... искусство...»). Он больше ценит привычки и традиции и не хочет замечать изменений, происходящих в обществе.

Базаров – фигура трагическая. Нельзя сказать, что он побеждает Кирсанова в споре. Даже когда Павел Петрович готов признать свое поражение, Базаров вдруг теряет веру в свое учение и сомневается в своей личной необходимости обществу. "Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен", – размышляет он.

Конечно, более всего человек проявляется не в разговорах, а в делах и в жизни своей. Поэтому Тургенев как бы проводит своих героев через разные испытания. И сильнейшее из них – испытание любовью. Ведь именно в любви душа человека раскрывается полно и искренне.

И тут горячая и страстная натура Базарова смела все его теории. Он влюбился в женщину, которую высоко ценил. «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего выказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Герой переживает сильный душевный разлад. «...Что-то... в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Анна Сергеевна Одинцова отвергла его. Но Базаров нашел в себе силы с честью принять поражение, не теряя своего достоинства.

Так все же – победил или проиграл нигилист Базаров?
Кажется, что в испытании любовью Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его жизненная позиция оказывается позой, в которую, правда, он искренне верил. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему.

А Анна Сергеевна формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило ее уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но будет ли она счастлива?

Центральная фигура романа – нигилист Евгений Базаров. На страницах романа он выступает как противник всего опыта предыдущих поколений. Базаров отрицает простые человеческие чувства, морально-нравственные ценности и так далее. Он признает только естественные науки. Можно сказать, что герой стремится к разрушению. В этом он видит цель своей жизни: расчистить площадку для последующих поколений. Но, по ходу романа, герой жестоко разочаровывается в своих жизненных взглядах и ценностях. Главным ударом для него становится любовь.

Таким образом, мне кажется, что любовь Базарова и Одинцовой была обречена с самого начала. Взгляды Базарова на любовь, его упрямый и самолюбивый характер в сочетании с взглядами Анны Сергеевны с самого начала создавали сложности в их отношениях. На станицах своего романа Тургенев свел этих героев, чтобы показать крушение взглядов Базарова, доказать, что каждый человек способен на любовь, но не каждый может удержать ее.

Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

«Преступление и наказание»– это идеологический роман, в котором сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался разобраться в современной действительности, определить меру влияния на человека популярных в то время идей революционного переустройства жизни и индивидуалистических теорий. Вступая в полемику с демократами и социалистами, писатель стремился показать в своем романе, как заблуждение неокрепших умов приводит к убийству, пролитию крови, калеча и ломая молодые жизни.

Идеи Раскольникова порождены ненормальными, унизительными условиями жизни. Кроме того, пореформенная ломка разрушила вековые устои общества, лишая человеческую индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, исторической памяти. Раскольников на каждом шагу видит нарушение общечеловеческих моральных норм. Честным трудом невозможно прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а его дочь Сонечка вынуждена торговать собой, ведь иначе погибнет с голоду ее семья. Если невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов, значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно не принимать во внимание. Примерно к такому выводу приходит Раскольников, когда в его воспаленном мозгу рождается теория, согласно которой он делит все человечество на две неравные части. С одной стороны, это сильные личности, "сверх-человеки" типа Магомета и Наполеона, а с другой – серая, безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительным наименованием – "тварь дрожащая" и "муравейник".

Правильность всякой теории должна подтверждаться практикой. И Родион Раскольников задумывает и осуществляет убийство, снимая с себя нравственный запрет. Его жизнь после убийства превращается в настоящий ад. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он "как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего". Герой разочаровывается в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к "тварям дрожащим".

Удивительно, но Раскольников и сам не желал бы оказаться теперь победителем. Ведь победить – значит нравственно погибнуть, остаться со своим душевным хаосом навсегда, извериться в людях, себе и жизни. Поражение Раскольникова стало его победой – победой над собой, над своей теорией, над Дьяволом, который завладел его душой, но не сумел навсегда вытеснить в ней Бога.

«Слово о полку Игореве» – известный памятник . В основе – русских на , организованный князем в . Главная идея – идея . Княжеские междоусобицы, ослабляющие русскую землю и ведущие к разорению её врагами, заставляют автора горько печалиться и сетовать; победа над врагами наполняет его душу горячим восторгом. Однако о поражении, а не о победе рассказывается в этом произведении , ведь именно поражение способствует переосмыслению прежнего поведения, обретению нового взгляда на мир и на себя. То есть поражение стимулирует русских воинов на победы и подвиги.

Автор «Слова» обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к ответу и требовательно напоминая им об их долге перед родиной. Он зовет их защитить Русскую землю, «загородить полю ворота» своими острыми стрелами. И поэтому, хотя автор и пишет о поражении, в «Слове» нет и тени уныния. «Слово» так же лаконично и немногословно, как обращения Игоря к своей дружине. Это зов перед боем. Вся поэма как бы обращена к будущему, пронизана заботой об этом будущем. Поэма о победе была бы поэмой торжества и радости. Победа – это конец сражения, поражение же для автора «Слова» – это только начало битвы. Битва со степным врагом еще не кончилась. Поражение должно объединить русских. Не к пиру торжества зовет автор «Слова», а к пиру-битве. Об этом пишет в статье «Слово о походе Игоря Святославича» Д.С. Лихачев.

Заканчивается «Слово» радостно – возвращением Игоря в Русскую землю и пением ему славы при въезде в Киев. Итак, несмотря на то что «Слово» посвящено поражению Игоря, оно полно уверенности в могуществе русских, исполнено веры в славное будущее Русской земли, в победу над врагом.

В. П. Астафьев «Царь-рыба»

Игнатьич - главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности.

В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьём, опытом предков и собственным, обретённым за долгие годы. Жадность заставляла Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой.

Рыба походила на «доисторического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе». Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «козявках» и «вьюнцах», он с удивлением называет его «загадкой природы». С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то «зловещее» показалось ему в ней, и позже понял, что «одному не совладать с этаким чудищем».

Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: «Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!» Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время «жадность он почёл азартом», а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. «А-а, была не была! - подумал главный герой новеллы. - Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не «всякому Якову».

Отбросив сомнения, «удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу...». Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. «Реки царь и всей природы царь - на одной ловушке», - пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осётр «не по руке ему». Да он и знал это с самого начала их борьбы, но «из-за этакой гады забылся в человеке человек». Игнатьич и царь-рыба «повязались одной долей». Их обоих ждёт смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. «Ну что тебе!.. Я брата жду, а ты кого?» - молит Игнатьич. Жажда жизни толкает героя и на то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: «Бра-ате-ельни-и-и-ик!..»

Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осётр жмётся к нему потому, что их обоих ждёт смерть. В этот момент человек начинает вспоминать своё детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжёлым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество - не вяжитесь с царью-рыбой, попадётся коды - отпушшайте сразу».

Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой - наказание за его дурные поступки.

Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: «Прос-сти-итееее... её-еээээ... Гла-а-аша-а-а, прости-и-и». После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле «десятки смертельных уд». Игнатьичу сразу становится легче: телу - оттого что рыба не висела на нем мёртвым грузом, душе - оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.

Поражение привело к победе, Игнатьич переосмыслил свою жизнь.

Андрея Болконского, его духовные искания, эволюция личности описаны на протяжении всего романа Л. Н. Толстого. Для автора важны изменения в сознании и мироощущении героя, ведь, по его мнению, именно это говорит о нравственном здоровье личности. Поэтому все положительные герои «Войны и мира» проходят путь поиска смысла жизни, диалектики души, со всеми разочарованиями, утратой и обретением счастья. На наличие положительного начала в персонаже Толстой указывает тем, что несмотря на жизненные неурядицы герой не теряет достоинства. Таковы Андрей Болконский и Пьер Безухов. Общее и главное в их исканиях то, что герои приходят к мысли единения с народом. Рассмотрим, к чему привели духовные поиски князя Андрея.

Ориентация на идеи Наполеона

Князь Болконский впервые предстает перед читателем в самом начале эпопеи, в салоне Анны Шерер, фрейлины. Перед нами невысокого роста человек, с несколько сухими чертами лица, весьма красивый внешне. Все в его поведении говорит о полной разочарованности жизнью, как духовной, так и семейной. Женившись на красивой эгоистке, Лизе Мейнен, Болконский вскоре утомляется ею и полностью меняет свое отношение к браку. Даже друга Пьера Безухова он заклинает никогда не жениться.

Князь Болконский жаждет чего-то нового, для него постоянные выходы в свет, семейная жизнь - это замкнутый круг, из которого молодой человек норовит вырваться. Каким образом? Уходом на фронт. В этом уникальность романа «Война и мир»: Андрей Болконский, равно как и другие персонажи, их диалектика души, показаны в рамках определенной исторической обстановки.

В начале эпопеи Толстого Андрей Болконский - ярый бонапартист, восхищающийся военным талантом Наполеона, приверженец его идеи обретения власти через воинский подвиг. Болконский хочет заполучить «свой Тулон».

Служба и Аустерлиц

С приходом в армию начитается новая веха исканий молодого князя. Жизненный путь Андрея Болконского сделал решительный разворот в направлении смелых, мужественных поступков. Князь показывает исключительный талант в офицерстве, он проявляет смелость, доблесть и мужество.

Даже мельчайшими деталями Толстой подчеркивает, что Болконский сделал правильный выбор: лицо его стало другим, перестало выражать усталость от всего, исчезли напускные жесты и манеры. У молодого человека не было времени думать над тем, как себя правильно повести, он стал настоящим.

О том, какой Андрей Болконский талантливый адъютант, делает отметку сам Кутузов: великий полководец пишет отцу молодого человека письмо, где отмечает, что князь делает исключительные успехи. Все победы и поражения Андрей воспринимает близко к сердцу: искренне радуется и с болью в душе переживает. Он видит в Бонапарте врага, но в то же время продолжает восхищаться гением полководца. Он все еще мечтает о «своем Тулоне». Андрей Болконский в романе «Война и мир» - выразитель авторского отношения к выдающимся личностям, именно из его уст читатель узнает о важнейших сражениях.

Центром этого этапа жизненного пути князя является Проявивший высокий героизм, тяжело раненный, лежит он на поле битвы и видит бездонное небо. Тогда к Андрею приходит осознание того, что он должен пересмотреть жизненные приоритеты, обратиться к жене, которую презирал и унижал своим поведением. Да и некогда кумир, Наполеон, видится ему ничтожным человечишкой. Бонапарт по достоинству оценил подвиг молодого офицера, только вот Болконскому было все равно. Он мечтает только о тихом счастье и безупречной семейной жизни. Андрей решает окончить воинскую карьеру и вернуться домой, к жене, в

Решение жить для себя и близких

Судьба готовит Болконскому еще один тяжелый удар. В родах умирает жена, Лиза. Она оставляет Андрею сына. Князь не успел попросить прощения, ведь приехал слишком поздно, он мучим чувством вины. Жизненный путь Андрея Болконского далее - это забота о своих близких.

Воспитание сына, строительство имения, помощь отцу в формировании рядов ополчения - вот на данном этапе его жизненные приоритеты. Андрей Болконский живет в уединении, что позволяет ему сосредоточиться на своем духовном мире и поиске смысла жизни.

Проявляются прогрессивные взгляды молодого князя: он улучшает жизнь своих крепостных (заменяет барщину оброком), тремстам человекам дает статус Все же пока еще он далек от принятия чувства единения с простым народом: то и дело проскальзывают в его речи мысли о пренебрежении к крестьянству и простым солдатам.

Судьбоносная беседа с Пьером

Жизненный путь Андрея Болконского переходит в другую плоскость во время визита Пьера Безухова. Читатель сразу отмечает родство душ молодых людей. Пьер, находящийся в состоянии душевного подъема из-за проведенных в своих имениях реформ, заражает энтузиазмом и Андрея.

Молодые люди долго обсуждают принципы и смысл изменений в жизни крестьянства. С чем-то Андрей не согласен, наиболее либеральные взгляды Пьера на крепостных он не принимает вообще. Однако практика показала, что, в отличие от Безухова, Болконский сумел реально облегчить жизнь своих крестьян. Все благодаря его деятельной натуре и практичному взгляду на крепостной строй.

Все же встреча с Пьером помогла князю Андрею хорошо вникнуть в свой внутренний мир, начать движение к преобразованиям души.

Возрождение к новой жизни

Глоток свежего воздуха, изменение взглядов на жизнь произвела встреча с Наташей Ростовой - главной героиней романа «Война и мир». Андрей Болконский по делам обретения земель посещает имение Ростовых в Отрадном. Там он подмечает спокойную, уютную атмосферу в семействе. Наташа такая чистая, непосредственная, настоящая... Она повстречалась ему звездной ночью во время первого в своей жизни бала и тут же завладела сердцем молодого князя.

Андрей как бы рождается заново: понимает то, о чем ему говорил когда-то Пьер: нужно жить не только для себя и своей семьи, необходимо быть полезным всему обществу. Именно поэтому Болконский едет в Петербург, чтобы внести свои предложения в военный устав.

Осознание бессмысленности "государственной деятельности"

К сожалению, встретиться с государем у Андрея не получилось, он был направлен к Аракчееву, человеку беспринципному и глупому. Конечно, он не принял идеи молодого князя. Однако произошла еще одна встреча, повлиявшая на мировоззрение Болконского. Речь идет о Сперанском. Он увидел в юноше хороший потенциал для государственной службы. В итоге Болконского назначают на должность, связанную с составлением Кроме того, Андрей возглавляет комиссию по составлению законов военного времени.

Но вскоре к Болконскому приходит разочарование службой: формальный подход к работе не удовлетворяет Андрея. Он чувствует, что здесь выполняет никому не нужную работу, реальной помощи он никому не окажет. Все чаще Болконский вспоминает жизнь в деревне, где он был действительно полезным.

Изначально восхитившись Сперанским, Андрей теперь увидел притворство и неестественность. Все чаще Болконского посещают мысли о праздности петербургской жизни и отсутствии всякого смысла в своей службе стране.

Разрыв с Наташей

Наташа Ростова и Андрей Болконский были весьма красивой парой, однако им не суждено было пожениться. Девушка дала ему желание жить, творить что-то на благо страны, мечтать о счастливом будущем. Она стала музой Андрея. Наташа выгодно отличалась от других девушек петербургского общества: она была чиста, искренна, ее поступки шли от сердца, они были лишены всякого расчета. Девушка искренне любила Болконского, а не просто видела в нем выгодную партию.

Болконский совершает роковую ошибку, отложив свадьбу с Наташей на целый год: это спровоцировало ее увлеченность Анатолем Курагиным. Молодой князь не смог простить девушку. Наташа Ростова и Андрей Болконский разрывают помолвку. Виной всему - чрезмерная гордость князя, нежелание услышать и понять Наташу. Он опять такой же эгоцентричный, каким читатель наблюдал Андрея в начале романа.

Окончательный перелом в сознании - Бородино

Именно с таким тяжелым сердцем вступает Болконский в 1812 год, переломный для Отечества. Изначально он жаждет мести: мечтает встретить среди военных Анатоля Курагина и отомстить за свой несостоявшийся брак, вызвав его на дуэль. Но постепенно жизненный путь Андрея Болконского в очередной раз меняется: стимулом к этому послужило виденье трагедии народа.

Кутузов доверяет молодому офицеру командование полком. Князь полностью отдается своей службе - теперь это для него дело всей жизни, он настолько сроднился с солдатами, что они называют его «наш князь».

Наконец, наступает день апофеоза Отечественной войны и исканий Андрея Болконского - Бородинское сражение. Примечательно, что свое виденье этого великого исторического события и нелепости войн Л. Толстой вкладывает в уста князя Андрея. Он размышляет о бессмысленности стольких жертв ради победы.

Читатель видит здесь Болконского, прошедшего тяжелый жизненный путь: разочарования, смерти близких, предательство, сближение с простым народом. Он чувствует, что слишком многое теперь понимает и осознает, можно сказать, предвещает свою гибель: «Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа добра и зла».

Действительно, Болконский получает смертельное ранение и среди других солдат попадает на попечение в дом Ростовых.

Князь чувствует приближение смерти, он долго размышляет о Наташе, понимает ее, «видит душу», мечтает встретиться с любимой, попросить прощения. Он признается девушке в любви и умирает.

Образ Андрея Болконского - пример высокой чести, верности долгу Родине и людям.

С 2014-2015 учебного года в программе государственной итоговой аттестации школьников присутствует итоговое выпускное сочинение. Этот формат существенно отличается от классического экзамена. Работа носит внепредметный характер, опираясь при этом на знания выпускника в области литературы. Сочинение имеет своей целью выявить способности экзаменуемого рассуждать на заданную тему и аргументировать свою точку зрения. Главным образом, итоговое сочинение позволяет оценить уровень речевой культуры выпускника. Для экзаменационной работы предлагается пять тем из закрытого перечня.

  1. Вступление
  2. Основная часть - тезис и аргументы
  3. Заключение - вывод

Итоговое сочинение 2016-2017 предполагает объем от 350 слов.

Время, отводимое для экзаменационной работы, - 3 часа 55 минут.

Темы итогового сочинения

Вопросы, предлагаемые для рассмотрения, обычно обращены к внутреннему миру человека, личным взаимоотношениям, психологическим особенностям и понятиям общечеловеческой морали. Так, темы итогового сочинения 2016-2017 учебного года включают следующие направления:

  1. «Победа и поражение»

Здесь представлены понятия, раскрыть которые экзаменуемому предстоит в процессе рассуждения, обратившись к примерам из мира литературы. В итоговом сочинении 2016-2017 выпускник должен выявить отношения между данными категориями на основе анализа, построения логических взаимосвязей и применения знаний литературных произведений.

Одна из таких тем - «Победа и поражение».

Как правило, произведения из курса школьной программы по литературе - это большая галерея разных образов и характеров, которые можно использовать для написания итогового сочинения по теме «Победа и поражение».

  • Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»
  • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
  • Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»
  • Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Роман И.А. Гончарова «Обломов»

Аргументы к теме «Победа и поражение» 2016-2017

  • «Война и мир» Л.Н.Толстого

Тема победы и поражения сама по себе присутствует на войне в самом явном ее проявлении. Война 1812г. - это одно из самых масштабных и значимых для России событий, во время которого были продемонстрированы народный дух и патриотизм населения, а также мастерство русского главного командования. После совета в Филях русский полководец М.И.Кутузов принял решение оставить Москву. Таким образом, планировалось сохранить войска и тем самым, Россию. Это решение демонстрирует не поражение в военных действиях - а напротив: доказывает непобедимость русского народа. Ведь вслед за военными город начали оставлять все его жители, представители высшего общества и дворянства. Народ продемонстрировал свою непокорность французам, оставив город врагу, лишь бы не находиться под властью Бонапарта. Вошедший в город Наполеон не встретил сопротивления, а увидел лишь пылающую Москву, которую покинули люди, и осознал не свою, казалось бы, победу, а поражение. Поражение от русского духа.

  • «Отцы и дети» И.С.Тургенева

В произведении И.С. Тургенева конфликт поколений проявляется, в частности, в противостоянии молодого нигилиста Евгения Базарова и дворянина П.П.Кирсанова. Базаров - самоуверенный молодой человек, смело судит обо всем, считая себя человеком, сделавшим себя собственным трудом и умом. Его оппонент Кирсанов - вел разгульный образ жизни, многое пережил, прочувствовал, любил светскую красавицу и обрел, тем самым, опыт, который повлиял на него. Он стал более рассудительным и зрелым. В споре Базарова и Кирсанова проявляется внешняя победа молодого человека - он резок, но соблюдает при этом приличия, а дворянин не сдерживает себя, срываясь на оскорбления. Однако во время дуэли двух героев, казалось бы, одержанная победа нигилиста Базарова оборачивается поражением в основном противостоянии.

Он встречает любовь всей своей жизни и не может противостоять своим чувствам, как и признать это, ведь он отрицал существование любви. Да, здесь Базаров потерпел поражение. Умирая, он осознает, что прожил жизнь, отрицая все и вся, при этом потерял самое главное.

  • «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя

В повести Н.В. Гоголя можно найти пример того, как могут переплетаться между собой победа и поражение. Младший сын Андрий ради любви предал свою родину и казачью честь, перейдя на вражескую сторону. Его личная победа состоит в том, что он защищал свою любовь, смело решившись на такого рода поступок. Однако его предательство по отношению к отцу и родине непростительно - и в этом его поражение. В повести продемонстрирована одна из самых сложных схваток - духовная борьба человека с самим собой. Ведь здесь нельзя говорить о победе и поражении, так как невозможно выиграть, не проиграв при этом с другой стороны.

Пример сочинения

В жизни человека сопровождает большое количество ситуаций, в которых ему приходится чему-то или кому-то противостоять. Зачастую, это какие-то обстоятельства, конкретные условия и борьба, где есть победители и проигравшие. А иногда это более сложные ситуации, где победу и поражение можно рассматривать с разных точек зрения.

Обратимся к сокровищнице аргументов из русской классической литературы - великому произведению Л.Н.Толстого «Война и мир». Значительную часть романа составляют военные действия времени Отечественной войны 1812г., когда весь русский народ встал на защиту страны от захватчиков-французов. Тема победы и поражения сама по себе присутствует на войне в самом явном ее проявлении. После совета в Филях русский полководец М.И.Кутузов принял решение оставить Москву. Таким образом, планировалось сохранить войска и тем самым, Россию. Это решение демонстрирует не поражение в военных действиях - а напротив: доказывает непобедимость русского народа. Ведь вслед за военными город начали оставлять все его жители, представители высшего общества и дворянства. Народ продемонстрировал свою непокорность французам, оставив город врагу, лишь бы не находиться под властью Бонапарта. Вошедший в город Наполеон не встретил сопротивления, а увидел лишь пылающую Москву, которую покинули люди, и осознал не свою, казалось бы, победу, а поражение. Поражение от русского духа.

В повести Н.В. Гоголя можно найти пример того, как могут переплетаться между собой победа и поражение. Младший сын Андрий ради любви предал свою родину и честь казачьего войска, перейдя на вражескую сторону. Его личная победа состоит в том, что он защищал свои чувства, смело решившись на такого рода поступок. Однако его предательство по отношению к отцу и родине непростительно - и в этом его поражение. В повести продемонстрирована одна из самых сложных схваток - духовная борьба человека с самим собой. Ведь здесь нельзя говорить о победе и поражении, так как невозможно выиграть, не проиграв при этом с другой стороны.

Таким образом, стоить говорить о том, что победа не всегда являет собой превосходство и уверенность - то, что мы привыкли себе представлять. И, кроме того, зачастую победа и поражение идут рядом, дополняя друг друга и формируя особенности личности человека.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк:

Пример итогового сочинения по третьему направлению от ФИПИ.

Все победы начинаются с победы над самим собой

Не бойся идти не туда -
бойся никуда не идти.
Дмитрий Емец.

Жизнь – долгая, длинная дорога, сотканная из побед и поражений, из взлётов и падений, на которой происходят события вселенского масштаба и личностного. Как не потеряться и не растеряться в мироздании отпущенного человеку времени? Как устоять от соблазнов и роковых ошибок, чтобы потом не было горько и обидно? И как стать победителем своей жизни?

Вопросов много, ответов почти нет, но ясно одно: сделать это непросто. Литературный мир богат примерами, подтверждающими тот факт, как человек шел через тернии к звездам и как скатывался в мир алчности, душевной пустоты, теряя себя, родных и близких. Мой читательский и жизненный опыт позволяют мне смело согласиться с утверждением, что «все победы начинаются с победы над самим собой».

Жизнь Сантьяго, старика, лицо которого испещрено морщинами, а руки – глубокими шрамами от бечевы, причем, очень старыми, тому подтверждение. Когда читаешь притчу Эрнеста Хемингуэя, то вначале недоумеваешь, о какой победе вообще может идти речь. Плачевное, бедственное положение немощного старика красноречиво подчеркивает одна маленькая, но веская деталь: заплатанный парус, напоминающий «знамя наголову разбитого полка». Какие чувства мог вызывать этот старик у меня? Конечно, жалость, сострадание. Горько смотреть на одинокого, старого, голодного человека, на его открытую всем ветрам хижину. Отягощает впечатление и тот факт, что вот уже 84 дня подряд он возвращается с моря без единой рыбы. А это 3 месяца жизни впроголодь.

Но! Удивительное дело! Среди всего этого уныния мы видим весёлые глаза старика, «глаза человека, который не сдается». Невзирая на возраст и полосу невезения, он готов бороться и побеждать обстоятельства. Мне интересно было понять, откуда у Сантьяго такая уверенность? Ведь все давно списали со счетов этого невезучего старика, родители мальчика, который промышлял с ним, забрали сына и посадили в лодку к другому рыбаку. Но преданный мальчуган здесь, он заботится о старике. Может, именно он, заботливо укрывающий Сантьяго газетой и приносящий ему еду, был той опорой, которая нужна в старости? Думаю, что именно тепло души маленького мальчика согревало старость, смягчало неудачи и похолодевшее отношение рыбаков. Но еще важнее для самого Сантьяго передать опыт, в котором нуждается юный промысловик, доказать, что опытный рыбак сможет поймать большую рыбу, надо только дальше отплыть.

И мы увидим эту большую рыбину, вернее, её остов – свидетельство необычайной победы старого человека, доставшейся ему огромной ценой. В этой истории можно бесконечно задавать целый ряд вопросов, среди которых есть один главный: «А стоило ли рисковать собой и тащить нарвала в сопровождении кровожадных акул?» Многие осуждают старика и видят в этом поступке его поражение, утверждая, что он переоценил свои силы и недооценил акул. Такая оценка у меня ассоциируется с глупым замечанием туристов, увидевших скелет нарвала и поразившихся, что у акулы (!) такой красивый хвост. Как можно считать поражением побуду Сантьяго над собой, над нарвалом?! Я не примкну к их голосу и скажу, что стоило. Если бы ему пришлось повторить этот путь, он бы выбрал его. Ведь не случайно же снились ему после этого похода львы. Эта победа нужна была не только Сантьяго, но и мальчику. Он еще ребенок, ему многому надо учиться у жизни, у таких смелых и отважных людей, как Сантьяго.

Если человек не научится побеждать обстоятельства, он становится их рабом. Ярким примером раба собственной судьбы для меня является Акакий Акакиевич Башмачкин. Возможно, моё утверждение вызовет бурю негодования, но как можно всю жизнь жить в страхе, подчиняясь всем и вся, и роптать при этом: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Дело не в шинели, старой, заплатанной, а в душе, залатанной страхами, безволием, отсутствием борьбы. В борьбе над своими слабостями человек крепчает, шаг за шагом утверждаясь в жизни, какой бы трудной и невыносимой она ни была. «Быть», а не «существовать»! «Быть» - это значит гореть, бороться, стремиться дарить тепло своей души людям. Ведь нашел же в своем сердце тепло такой же маленький человек Максим Максимыч, живший в такой же период, но в более тяжелых условиях, чтобы согреть пленницу Бэлу, Печорина. Кого приласкал Акакий Акакиевич?! Кому помог?! Кого одарил своей заботой и вниманием?! Никого… Если бы он кого-нибудь полюбил, у него не было бы времени жалеть себя. Мне его по-человечески жалко, но этот образ в сегодняшнем прочтении у меня ассоциируется с безволием и отсутствием силы духа. С отсутствием жизни. Надо быть, а не существовать. Жить, а не прозябать, как премудрый пескарь, как учитель греческого языка Беликов и им подобные.

Из всего сказанного я могу сделать следующий вывод. Жизнь – долгая, длинная дорога. Колесо жизни одних поднимает над обстоятельствами, других стирает с лица земли. Но колесницей собственной судьбы управляет сам человек. Он может ошибаться, но он всегда должен помнить, что только сильный человек, умеющий одерживать победу над собой, может вынести свою историю. «Сокол высоко поднимается, когда летит» - мудрость, подтверждающая движение вверх по лестнице собственной судьбы.