Сальвадор дали распятие христа от святого иоанна. Дали: Распятие как вознесение

Главный эпатажник своего времени, провокатор и знатный хулиган от искусства, прославивший своё имя в веках... Казалось бы, этот человек состоит из сплошных противоречий и выходок! Он любил гулять с муравьедом по улицам европейских столиц, объедался чупа-чупсами, носил невероятные усы и всю жизнь обожал одну женщину - русскую по происхождению - которая была старше его на 11 лет.

Сальвадор Дали - это тот редкий случай, когда о гениальности говорят во всеуслышание еще при жизни. Он посвятил себя искусству, он мог творить, только полностью отдавшись процессу. «Распятие, или Гиперкубическое тело» - одна из наиболее известных его картин.

Библейская тема в творчестве Дали

Сальвадор Дали в своем творчестве не раз прибегал к библейским сюжетам. Более того, он создал целую серию иллюстраций для эксклюзивного тиража Библии. На написание 105 работ его благословил сам папа римский.

Картина «Распятие, или Гиперкубическое тело» выполнена в традиционной для Дали манере. Персонажи прописаны с фотографической точностью. Сюжет картины - это не попытка проиллюстрировать библейское сказание, а скорее собственная интерпретация, в которой автор, как обычно, пытается соединить реальность существующую с другими: выдуманными, фантастическими или вполне возможными.

Гиперкуб

Первым внимание созерцающего картину привлекает крест, на котором висит Христос. Дело в том, что это не крест вовсе, а развертка гиперкуба, иначе называемого тассерактом. Это не просто игра гения с формой и пространством, а совершенно ясный посыл художника, символизирующий печальную правду о том, что Иисус был распят из-за холодности и бездушия.

Образ Христа

Не менее важна и поза распятого Иисуса. Работая над картиной «Распятие, или Гиперкубическое тело», Сальвадор Дали смог придать фигуре Христа такое положение, что зритель замирает, глядя на него. От облика исходит напряжение, а страдания Христовы очень сильно чувствуются. Его вымученная поза, выпирающая грудная клетка, отвернутое от зрителя лицо - всё говорит о том, какие он испытывает муки.

Неизменная Гала

Вечная муза и любовь всей жизни Дали - Гала - присутствует и на картине «Распятие, или Гиперкубическое тело». Она стоит в левом углу, а перед ее взором предстает Христос. Гала не отводит взгляд, а созерцает Его, замерев в почтительном полупоклоне. Фигура ее наряжена в драпировки, словно перед нами странница.

История картины

Дали писал «Распятие, или Гиперкубическое тело» в 1954 году. Параллельно с работой над картиной он вел дневник. Исследователи его творчества говорят, что он редко так подробно описывал ход работы.

Размеры картины довольно внушительны: высота составляет 194,5 см, а ширина - 124 см.

В настоящее время картина хранится в Нью-Йоркском музее "Метрополитен".

Unfortunately, it looks like the search requests sent from your IP address are automated. Therefore, weʼve had to temporarily block your access to Yandex Search.

To continue searching, please enter the characters from the picture below and click «Continue».

Cookies are disabled in your browser. This means that Yandex will not be able to remember you in the future. If youʼre not sure about how to enable cookies, please refer to our .

Why did this happen?

Itʼs possible that these automated requests were sent from another user on your network. If this is the case, youʼll just need to enter the CAPTCHA code once, and weʼll be able to distinguish between you and the other users on your IP address. Then you shouldnʼt be bothered by this page for a long time.

You could be submitting a large number of automated requests to our search engine. Weʼve developed a service called that has been specially designed to handle such requests.

Your browser may also contain add-ons that send automated requests to our search engine. If this is the case, we recommend disabling these add-ons.

Itʼs also possible that your computer has been infected with a Spambot virus thatʼs using your computer to gather information. It might be worth checking your computer for viruses with an antivirus utility such as CureIt from «Dr.Web».

If you come across any problems or wish to ask a question, please do not hesitate to contact our Support service using the .

Я часто с ужасом слушаю экскурсоводов, что они говорят группам туристов в нашем храме. Часто, например, изображение в алтаре называют «Крестом Иоанна Крестителя». Понятно, что ни журналисту, ни экскурсоводу, ни преподавателю не обязательно иметь представление о том, что они рассказывают. Но очень хочется думать, что для посетителей храма важно не только посмотреть на чуждые нравы и порядки «костёла». Всё же -картина называется «Христос Святого Иоанна Креста».

Я постарался поправить и перевёл кое-что для неё с испанского. Очень хорошо написал о картине сам Дали: … в первую очередь, в 1950 году, я увидел «космический сон», в котором мне предстала эта картина в цвете и которая в моём сне являлась «ядром атома». Это ядро затем приобрело метафизический смысл, и я рассматривал это как основную составляющую Вселенной - Христа! Во вторых, когда благодаря указаниям Отца Бруно, кармелита, я увидел рисунок Христа, нарисованного Святым Иоанном Креста, я разработал геометрические треугольник и круг, в которых «эстетически» кратко изложены все мои предыдущие опыты, и я вписал мой рисунок Христа в этот треугольник. Первоначально я не хотел изображать все атрибуты распятия — гвозди, терновый венец, и т.д. .- и превратить кровь в красные гвоздики в руках и ногах, с тремя цветами жасмина, опущенными в рану на боку. Но только до конца мое решение изменило второе видение, возможно, из-за испанской поговорки, которая гласит: «мало Христа, слишком много крови». В этом втором сне я увидел картину без анекдотических атрибутов: только метафизическая красота Христа-Бога. … Мои эстетические амбиции заключаются в том, что полотно противоположно всем изображениям Христа, выполненным современными художниками, которые применили экспрессионистскую манеру, вызывая эмоции через уродство. Моя главная задача заключается в изображении красоты Христа как Бога, в том, что Он олицетворяет.

Эти слова позволяют понять и другое — насколько Дали отличается от того карикатурного персонажа, которым он предстаёт нам со слов уже других экскурсоводов. Все, кто бывали в Фигерасе, Пуболе, музеях Дали знают эту классическую жвачку. Сначала подаётся как самый главный факт биографии Дали то, что он был женат на русской. Потом подробно описывается биография родителей Гала и её полное несчастий детство. Потом экскурсовод переходит на полные скабрезностей подробности их семейной жизни, а потом рассказывает об эпатажных выходках Дали и рыночных ценах на отпечатки его гравюр. Когда в подвале театра-музея в Фигерасе я пытался разглядеть Медузу, фантастически четко нарисованную, уже тогда мне показался сомнительным этот образ клоуна. Так и есть. Картина «Христос Святого Иоанна Креста» — явный результат труда философа, Богослова, если угодно.

Ещё одно, на что эта картина позволяет обратить внимание — на личность Святого Иоанна Креста, никакого, конечно, не крестителя, а Святого Хуана Де Ла Круз, великого испанского мистика, Богослова Тёмной Ночи. Именно её, Тёмную Ночь, изображает Дали в верхней части полотна. Отсутствие на картине других людей, то есть как бы отсутствие на ней эмоций и соответствует идее Св. Иоанна. Наверное, эмоции так или иначе соответствуют нашим похотям. Я люблю это = я жажду это. Я не люблю это = я жажду смерти этого. Отсутствие эмоций, «сухость» Св.Иоанн считал верным признаком пути души к восхождению на Гору в Тёмной Ночи. Жажда Бога, наверное, должна действительно быть сверчувственной, сверхэмоциональной. То есть мы не любим дышать или не любим пить. Мы не можем существовать без этого. Иоанн не пишет, что без Бога нельзя существовать, как без воздуха, это было бы слишком просто. Он пишет о пути души, утратившей эмоциональный компонент от близости с Ним (как потерявший необходимость), но не научившейся ещё пользоваться духовным, непосредственным созерцанием Его. О Невесте, которая ищет Жениха в ночи. Она не рада быть в пустоте Ночи. Её не двигают романтические чувства или похотливые порывы. Она понимает, что не может существовать иначе как искать, жаждать своим существом. Её единственное чувство — тоска, жажда, но не похоть.

) в 1950-1952 гг.

Сюжет и символическое значение

Несмотря на то, что многие картины Дали носят провокационный, экспериментальный характер, в этой работе автор постарался воплотить глубокий религиозный и мистический смысл. На написание картины Сальвадора Дали вдохновил рисунок, сделанный Святым Иоанном Креста (1542-1591), изобразившим своё экстатическое видение Распятия сверху, как бы глазами Отца. Крест на этом рисунке выступает в качестве моста между Богом-Отцом и смертным миром, изображённым внизу картины. Дали утверждал, что его, как и Иоанна Креста, посетили два экстатических видения, в которых и сформировался замысел этой работы. Сам Сальвадор Дали объяснял замысел этой картины так:

… в первую очередь, в 1950 году, я увидел «космический сон», в котором мне предстала эта картина в цвете и которая в моём сне являлась «ядром атома». Это ядро затем приобрело метафизический смысл, и я рассматривал это как основную составляющую Вселенной - Христа! Во вторых, когда благодаря указаниям Отца Бруно, кармелита, я увидел рисунок Христа, нарисованного Святым Иоанном Креста, я разработал геометрические треугольник и круг, в которых «эстетически» кратко изложены все мои предыдущие опыты, и я вписал мой рисунок Христа в этот треугольник. Первоначально я не хотел изображать все атрибуты распятия - гвозди, терновый венец, и т.д. .- и превратить кровь в красные гвоздики в руках и ногах, с тремя цветами жасмина, опущенными в рану на боку. Но только до конца мое решение изменило второе видение, возможно, из-за испанской поговорки, которая гласит: "мало Христа, слишком много крови". В этом втором сне я увидел картину без анекдотических атрибутов: только метафизическая красота Христа-Бога. ... Мои эстетические амбиции заключаются в том, что полотно противоположно всем изображениям Христа, выполненным современными художниками, которые применили экспрессионистскую манеру, вызывая эмоции через уродство. Моя главная задача заключается в изображении красоты Христа как Бога, в том, что Он олицетворяет.

История

Художник настолько серьёзно относился к завершению этой работы, что не хотел оставлять первый набросок. Для того, чтобы краска на этой картине сохла вовремя, Дали провёл в доме в Порт Лигате центральное отопление. В 1961 году психически больной посетитель разорвал низ холста, кинув в него кирпич, но картина была успешно восстановлена. На время закрытия музея Кельвингроу (1993-2006) картина находилась в Музее религиозной жизни и искусства Св. Мунго. В 2006 году на конкурсе наиболее любимых картин Шотландии заняла 29% голосов. Правительство Испании предложило за эту картину 127 миллионов долларов, но предложение было отклонено.

Художественные приёмы

На картине две различные перспективы, точно сходящиеся в точке исчезновения перспективы. Низ картины исполнен в традиционалистской манере. Этот фрагмент картины вдохновлён работами Ле Наина и Веласкеса .

Литургическое значение

Несмотря на неканоническое изображение Страстей Христовых, фреска-копия с картины находится в алтаре католического храма Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре .

Напишите отзыв о статье "Христос Святого Иоанна Креста"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Христос Святого Иоанна Креста

– Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, – сказал Берг. – Мне для Верушки только очень бы хотелось.
– Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!.. – закричал старый граф. – Голова кругом идет. – И он вышел из комнаты.
Графиня заплакала.
– Да, да, маменька, очень тяжелые времена! – сказал Берг.
Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз.
На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе все так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком.
– Ты знаешь за что? – спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.
– За то, что папенька хотел отдать все подводы под ранепых, – сказал Петя. – Мне Васильич сказал. По моему…
– По моему, – вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, – по моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие нибудь?.. – Горло ее задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно почтительно утешал ее. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.
– Это гадость! Это мерзость! – закричала она. – Это не может быть, чтобы вы приказали.
Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на нее. Граф остановился у окна, прислушиваясь.
– Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! – закричала она. – Они остаются!..
– Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?
– Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже… Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка… Маменька, ну что нам то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе… Маменька!.. Это не может быть!..
Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну.
Графиня взглянула на дочь, увидала ее пристыженное за мать лицо, увидала ее волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на нее, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.
– Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому нибудь! – сказала она, еще не вдруг сдаваясь.
– Маменька, голубушка, простите меня!
Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.
– Mon cher, ты распорядись, как надо… Я ведь не знаю этого, – сказала она, виновато опуская глаза.
– Яйца… яйца курицу учат… – сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди свое пристыженное лицо.
– Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. – спрашивала Наташа. – Мы все таки возьмем все самое нужное… – говорила Наташа.
Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.
Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые. Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе, точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.
Все домашние, как бы выплачивая за то, что они раньше не взялись за это, принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнесся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов. Многие из раненых просили не снимать вещей и только посадить их сверху. Но раз начавшееся дело свалки вещей уже не могло остановиться. Было все равно, оставлять все или половину. На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь, и всё искали и находили возможность сложить то и то и отдать еще и еще подводы.
– Четверых еще можно взять, – говорил управляющий, – я свою повозку отдаю, а то куда же их?
– Да отдайте мою гардеробную, – говорила графиня. – Дуняша со мной сядет в карету.
Отдали еще и гардеробную повозку и отправили ее за ранеными через два дома. Все домашние и прислуга были весело оживлены. Наташа находилась в восторженно счастливом оживлении, которого она давно не испытывала.
– Куда же его привязать? – говорили люди, прилаживая сундук к узкой запятке кареты, – надо хоть одну подводу оставить.

"Христос св. Иоанна на кресте" — одна из самых известных картин Сальвадора Дали. В 1951 году художник перешел на позиции католического сюрреализма, и устрашающие образы, рожденные сумраком подсознания, сменились в его творчестве новой интерпретацией христианских символов. Как и многое другое в искусстве Дали, это полотно связано с испанской духовной традицией.

Святой Иоанн картины Дали — это Хуан де ла Крус (1542 — 1591), знаменитый поэт-мистик, живший в эпоху Католической Реформы. Он родился в обнищавшей дворянской семье и в молодые годы вступил в Кармелитский монашеский орден, который привлек его своим суровым уставом.

Сальвадор Дали (Salvador Domenec Felip Jacint Dali i Domenech, Marques de Dali de Pubol, 11 мая 1904 — 23 января 1989) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.

Описание картины Сальвадора Дали «Распятие Христа от святого Иоанна»

Художественное произведение, написанное Дали, показывает поэта мистического жанра по имени Хуан де ла Круус, имеющего испанское происхождение. Он представляется зрителю в образе Святого Иоанна, который в мире значился поборником человеческой свободы. Церковь и ее представители не могут выступать в роли Бога или быть его посредником. Ей подвластно только осуществление помощи в решении обыденных проблем людей, поддерживая их словесным образом. В те времена - это была недостижимая мечта, поскольку религия оказалась эдаким оружием в руках властных структур.

Хуан де ла Крууса известен своей теорией человеческого развития, которая исходила из разумной составляющей, неподвластной простым людям. Жизнь ему видится в виде крестного хода во мраке, выбраться из которого смогут далеко не все. Каждый из живущих на земле, как и сам Христос, должен двигаться к тому, чтобы его душа воссоединилась с Тайнами Бытия и смогла отбросить все мирские проблемы, обретая спокойствие. Только страдания откроют путь на Небеса.

Дали почитал данную теорию, поэтому на холсте он соединил черты того, что ему было близко по духу.

Рассматривая раз за разом холст, можно находить в нем новые детали. И это не удивительно, ведь на нем автор задействовал сразу не один сюжет, объединив их в одну линию. Морская гладь и лодка рыбака ассоциируются с просветлением, о чем говорит светлое небо за горизонтом. Оно то и зовет начать лучшую жизнь. Черная бездна - это образ страдающего за человечество Христа. Красные оттенки неба - это страдание и жертва. А темнота фона говорит об одиночестве. Связывая во едино символический крест человека и Божественный крест, Дали как бы намекает о глубине философских тайн.

Картина может двойственно воздействовать на сознание: радовать глаз и вызывать угнетающее состояние.