Сергей Прокофьев. Балет "Золушка" с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым

Советский балетный театр опирается на лучшие, передовые традиции хореографической культуры прошлого. В борьбе с пережитками феодально-дворянской идеологии, с формалистическими тенденциями буржуазно-эстетского характера, утверждая плодотворные принципы социалистического реализма, советский балет обретал качественно новые черты. В балетный театр пришли крупнейшие советские композиторы — Б. Асафьев, Р. Глиэр, С. Прокофьев, А. Хачатурян, С. Василенко, создавая для него монументальные произведения, которым присущи высокая художественность, идейность, большое профессиональное мастерство. Советский балет ставит и разрешает серьезные творческие задачи. В тесном творческом содружестве ведущих мастеров советского искусства создавался спектакль «Золушка». Впервые в музыке Прокофьева трогательная сказка о Золушке нашла поэтичное и идейно-значительное выражение. Впервые балетный спектакль убедительно раскрыл морально-этическую сущность этой сказки. «Золушка» в Большом театре — это музыкально-хореографическая поэма о торжестве любви и справедливости, переданная ярким театральным языком. Этот содержательный, праздничный спектакль — достойное продолжение прекрасных традиций русских классических балетов на сказочную тему. Хорошо разработанное либретто «Золушки» с профессиональным умением и вкусом написано Н. Волковым. В центре музыкальной драматургии «Золушки» — яркий контраст положительных и отрицательных характеров.

Главный лирический образ спектакля — образ Золушки — получает развитие в ее сольных танцевальных сценах, вариациях и дуэтах с Принцем. Наиболее выразительным по своей драматической насыщенности является дуэт-адажио из второго акта, во время которого происходит поэтическое объяснение в любви. В острых ритмах, яркими музыкальными красками, как бы с иронической усмешкой, характеризует композитор сварливую Мачеху и двух ее злых и тщеславных дочерей. Музыка беспощадно высмеивает их шумный, мелкий и пошлый мещанский мирок. Остро очерчены и другие персонажи спектакля — манерный учитель танцев, фатоватые кавалеры дочек, Шут, поставщики нарядов, сапожники и другие. В форме изящных программно-танцевальных этюдов написаны Прокофьевым фантастические картины времен года — Весны, Лета, Осени и Зимы, по волшебству Феи проходящие перед глазами Золушки . Олицетворяя светлые силы природы, мудрость и справедливость, Фея-нищенка и Феи времен года одаривают Золушку, наряжают ее к балу и помогают ей найти путь к своему счастью.

С неисчерпаемой изобретательностью композитор воплощает в музыке и другие фантастические эпизоды балета (появление на балу Золушки-принцессы, окруженной звездами; образ Феи-нищенки и т. д.). Великолепны сцены, связанные с волшебными часами. Музыкальный образ часов таинственно возникает, когда Фея предупреждает Золушку, что ей необходимо вернуться домой до полуночи. Вторично, во дворце, в роковой полуночный час Золушка слышит их грозный бой и звук маятника, неумолимо отсчитывающего ход времени. Драматизм сцены усиливает беспокойный танец двенадцати карликов, торопящих девушку покинуть дворец. На основе яркой, впечатляющей музыки Прокофьева балетмейстер Р.Захаров с большим мастерством и творческой изобретательностью разрешил трудную постановочную задачу — создал целостный балетный спектакль, раскрыв средствами хореографии сказочные образы в единстве их реальных и фантастических черт. Действенный танец, составляющий типическую форму советских балетов, явился основой хореографического построения спектакля. Захаров нашел поэтичные краски для раскрытия его основной лирической темы — темы любви Золушки и Принца; своеобразно, резкими штрихами, используя классический танец в гротескном преломлении, обрисовал он чванливое мещанство в образах мачехи и ее дочерей, напыщенную манерность двора; живо и темпераментно разрешены им жанровые танцевальные эпизоды — урок танца, ссоры сестер, отдельные сцены на балу, вариации Принца, Шута, танец трех апельсинов. Несколько менее удачны финал второго акта, апофеоз балета, а также сцены, связанные со странствованиями Принца (андалузский и восточный танцы).

Золушка Балет в двух актах

Композитор- Сергей Прокофьев (1891-1953)

Либретто — Юрий Ветров.

Постановка и хореография : Елена Радченко.

Сценография и костюмы: Сергей Радченко , Елена Радченко .

История спектакля.

Золушка - балет в двух актах Сергея Прокофьева . Либретто по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро .

Музыка к балету написана в период с 1940 по 1944 год. Впервые «Золушка» на музыку Прокофьева была поставлена 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра . Её постановщиком был Ростислав Захаров , а заглавную роль исполняли балерины Ольга Лепешинская , Галина Уланова и Раиса Стручкова . Ранее на сюжет Золушки ставились балеты на музыку других композиторов .

Краткое содержание

1акт- Картина первая

Комната в доме отца Золушки . Золушка сидит у камина и чистит посуду . Мачеха поручает своим дочерям сшить для неё шарф и уходит . Сёстры начинают драку и рвут ткань для шарфа . Они обвиняют в случившемся Золушку . Мачеха устраивает скандал , который прекращается с появлением королевского танцмейстера . Он преподносит приглашение на бал и пытается обучить бальным танцам скверных сестёр . Мачеха велит Золушки приготовить бальные платья . Семейка отправляется на бал .

Золушка остаётся одна и с грустью мечтает о королевском бале . Внезапно комната наполняется светом , и перед Золушкой появляется Фея – её крёстная , в окружении Фей времён года . Она исполнит желание Золушки попасть на бал и дарит ей красивое платье и туфельки . Она предупреждает Золушку , что до полуночи она должна вернуться . Когда часы пробьют полночь , её прекрасное платье превратится в жалкие обноски . Счастливая Золушка , не веря своему счастью отправляется на бал , в окружении свиты из Фей времён года .

Картина вторая

Королевский дворец наполнен гостями . Придворные дамы и кавалеры танцуют . Юный принц также танцует и общается с гостями . Появляется Мачеха , которая хочет сосватать своих дочерей принцу . Принц и гости недоумевают , наблюдая за их нелепым поведением . Неожиданно в зал входит Золушка в сияющем платье . Принц очарован , он не может оторвать глаз от неё . Он приглашает на танец прекрасную незнакомку . Золушка и принц танцуют , не замечая никого вокруг . Но вдруг раздаётся бой часов – наступила полночь! Золушка совсем забыла об этом! Она убегает и теряет туфельку . Принц бежит за ней , но находит только её туфельку .

2 Акт- Первая Картина

Принц в отчаянии . Он хочет найти хозяйку туфельки . К нему приводят красавиц из разных стран и частей света , но ни одной туфелька не приходится впору . Принц отправляется на поиски той девушки!

Вторая Картина

Дом Золушки . Она вспоминает , как она и принц танцевали во дворце . Появляются


Злюка и Кривляка , и хвастаются перед ней впечатлениями от бала . Глупые сёстры

снова сцепились, выясняя, кто из них лучше другой. Их пытается успокоить мачеха . Раздаются звуки фанфар и в доме появляется принц со свитой . С грустью он предлагает примерить туфельку Кривляке и Злюке . Конечно туфелька им

мала . Принц уходит , но мачеха хватает туфельку и пытается втиснуться в неё при помощи дочерей . Золушка , которая больше не может смотреть на безумство мачехи и сестёр , роняет вторую туфельку . Все с удивлением смотрят на грязную и плохо одетую оборванку . Но принц , сразу узнаёт в ней прекрасную незнакомку в сияющем наряде . Появляется Фея- крёстная и возвращает Золушке прекрасный наряд . Влюблённые нашли друг друга и , взявшись за руки , они уходят навстречу счастью и любви .

После того как балет «Ромео и Джульетта» был наконец поставлен в Ленинградском Мариинском театре, Прокофьев, на которого исполнительница роли Джульетты Галина Уланова произвела огромное впечатление, решил написать балет специально для нее. Сюжетом послужила всем известная сказка о девушке, которую злая мачеха превратила в служанку и которая с помощью доброй феи обрела заслуженную счастливую судьбу. «Золушка», волшебная сказка Ш. Перро из его сборника «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями», много раз привлекала композиторов разных времен. На ее основе написаны несколько опер, из которых самая известная — опера Россини; неоднократно ставились и балеты.

В 1991 году Владимир Васильев ставит в "Кремлевском балете" "Золушку" Прокофьева с совершенно новой хореографией. Балет был воспринят весьма неоднозначно. Однако с 1991 года "Золушка" выдержала почти двести представлений. Костюмы для балета были созданы в пышном стиле старинной Франции художником-модельером из фирмы "Нина Риччи" Жераром Пипаром. И до сих пор "Золушка" в Кремлевском балете идет в шикарных костюмах от "Нины Риччи", подаренных театру одной из самых знаменитых фирм Высокой моды в трудные 90-е. Главную партию танцевала Екатерина Максимова. Владимир Васильев был первым исполнителем партии Мачехи. В декабре 1992 года спектакль с огромным успехом прошел на парижской сцене, вызвав восторженные отклики французской прессы. "... Балет "Золушка" в исполнении театра "Кремлевский балет" уникален редкой сработанностью всего ансамбля и тончайшим соединением всех компонентов спектакля." ("Русская мысль", Париж, 25.12.1992.) "... Не упустите случай посмотреть эту феерию музыки, танцев, костюмов. "Золушка" - это настоящий праздник!" (журнал "Паспорт в Париж", 01.1993.)

Золушка - ЕКАТЕРИНА МАКСИМОВА

Мачеха Золушки - ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ

Сестры Золушки:Кривляка - Валентина Павлова

Злюка - Зинаида Волина

Принц - Константин Матвеев

Фея-нищенка - Светлана Цой


Акт первый
В доме злой мачехи она сама и две ее дочери Худышка и Кубышка примеряют шаль. Появляется Золушка. Она вспоминает свою умершую мать. Пытается найти утешение у отца, но тот полностью под влиянием своей новой жены. В дом приходит нищенка. Сестры гонят ее, но Золушка тайком приглашает старушку отдохнуть и кормит ее. Мачеха и сестры готовятся к отъезду на королевский бал. Они примеряют новые наряды. Учитель танцев дает неуклюжим сестрам последний перед балом урок. Наконец мачеха и сестры уезжают. Золушка остается одна. Она мечтает о бале и танцует в одиночестве. Возвращается нищенка. Внезапно она преображается - это фея, которая наградит Золушку за ее доброе сердце. С помощью фей времен года Золушка снаряжается на бал. Единственное условие - в полночь она должна оттуда уйти.

Акт второй

Во дворце в полном разгаре королевский бал. Танцуют дамы и кавалеры. Приезжает мачеха с сестрами. Сестры привлекают внимание своей неповоротливостью. Появляется принц. Гости танцуют мазурку. Торжественная музыка сопровождает прибытие таинственной незнакомки. Это Золушка. Принц восхищен ею и приглашает на танец (большой вальс). Сестры пытаются привлечь внимание принца (дуэт с апельсинами), но безуспешно. Принц не отходит от Золушки. Они не замечают, как бежит время. Внезапно романтический вальс-кода прерывается боем часов. Наступила полночь. Золушка убегает, потеряв хрустальную туфельку, которую поднимает принц.

Акт третий

Принц в отчаянии. С помощью сапожников он примерил туфельку всем дамам королевства, но она никому не подходит. Принц отправляется на поиски незнакомки в далекие страны, но безуспешно. А в доме мачехи Золушка все также занята домашними делами и вспоминает о бале. Вдруг приезжает принц. Он требует, чтобы все женщины померили туфельку. Но тщетно сестры, а затем и мачеха пытаются надеть туфельку - она им безнадежно мала. Заметив Золушку, принц предлагает примерить туфельку и ей. Золушка отказывается, но затем у нее из кармана выпадает вторая туфелька. Принц заглядывает в лицо девушке - это его любимая. Теперь ничто не разлучит их.

Н. В. Рамазанова, М. Г. Иванова

Замысел балета родился у Прокофьева в 1940 году. В интервью для газеты Moscow News он сообщил, что Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова (ныне – Мариинский театр) заказал ему балет по русской сказке для Галины Улановой (1910–1998) .

Несколько позже намерения композитора изменились. В январе 1941 он уже рассказывал корреспонденту «Вечерней Москвы» о заключенном с Театром договоре на сочинение балета «Золушка», либретто для которого, по его словам уже было написано Николаем Дмитриевичем Волковым (1894–1965) .

Прокофьев не только избрал сюжет, основанный на сказке Шарля Перро, но и использовал соответствующую музыкальную стилистику. Как отметил И. В. Нестьев, – «В портретах спесивых и злых cecтер Золушки, в сценах придворных увеселений (бал во втором акте) слышались отзвуки европейской танцевальной музыки XVII – XVIII столетий, мотивы ироничной церемонности. И лишь лирические страницы, связанные с характеристикой Золушки, ее любви к Принцу, – окрашены русской душевностью, столь свойственной поздней лирике Прокофьева» .

На первом этапе работы над спектаклем хореография разрабатывалась Вахтангом Чабукиани (1910 – 1992).

Тогда же, в январе 1941 г. Прокофьев написал некоторые балетные номера, о чем свидетельствует не только общая датировка, поставленная самим автором над нотным текстом рукописи: «1941–1944», но и дата, указанная им в начале второго акта: «13 янв[аря] 1941» .

В июне 1943 г. композитор был приглашен в Пермь (в то время – г. Молотов), где в эвакуации находился Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова. Здесь и продолжилась работа над «Золушкой». Балетмейстером спектакля теперь стал Константин Михайлович Сергеев (1910–1992), так как Чабукиани к этому времени переехал в Тбилиси. Сергеев явился не только автором хореографии спектакля, но и исполнил партию Принца. Партию Золушки танцевала Наталья Михайловна Дудинская (1912–2003).

Несмотря на то, что первоначально Прокофьев работал над балетом, предполагая его постановку в Кировском театре, впервые спектакль был исполнен труппой Большого театра в Москве в постановке Ростислава Владимировича Захарова (1907–1926). Партию Золушки исполняла Ольга Васильевна Лепешинская (1916–2008) . Премьера состоялась 21 ноября 1945 г. Лишь спустя четыре с половиной месяца – 8 апреля 1946 г. в Ленинградском театре им. Кирова была представлена публике хореографическая версия балета, созданная К. М. Сергеевым.

«Клавир с точной разметкой инструментовки» , как сам автор определил вид рукописи, написан на бумаге разного формата. Основной текст (клавир) – на 16-строчных партитурных листах синими или черными чернилами, дополнения (как правило, в виде партитуры) – на 12-строчных, карандашом. В первом акте, как и предупреждал Прокофьев А. С. Ляпунову в процитированном выше письме, отсутствуют вариаций феи Весны, феи Лета, феи Зимы. Он констатировал это и в записке, вложенной в рукопись . Готовя материалы для передачи в Библиотеку, композитор надеялся восполнить лакуны, но, по-видимому, перечисленные им вариации он либо не нашел, либо забыл о своем обещании.

В рукопись 2-го акта вложен печатный экземпляр «Трех пьес» Прокофьева для фортепиано, ор. 95. Над нотным текстом «Медленного вальса» из этого цикла автор поставил номер «49», в соответствии с порядковым номером в балете, и прямо в печатный текст внес разметку инструментовки. Кроме того, листы печатного издания перемежаются с рукописными листами партитуры, перед которой автором указано: «Дополнение к 49-му номеру».

Фортепианный цикл «Три пьесы» (ор. 95) был создан на основе музыкального текста балета (ор. 87). Он включил в себя три стилизованных старинных танца XVI–XVIII столетий: Павану, Гавот и Медленный вальс. Вложенное в рукопись издание и разметка инструментовки в нем могут свидетельствовать о продолжении работы композитора над балетом уже после его постановок.

Помимо основного текста балета композитор передал нотные материалы, объединив их под названием «Золушка. Наброски» . Здесь оказались эскизы, сделанные карандашом, черновики отдельных номеров оперы и беловые автографы, как с правкой, так и без нее.

В архиве С. С. Прокофьева, есть и полный машинописный текст либретто, написанного Н. Д. Волковым в Москве. Текст датирован 10 января 1941 г. В эту же единицу хранения помещен перечень номеров балета с регламентацией (в минутах) исполнения каждого номера, каждого акта и балета в целом , куда Прокофьев внес уточняющие приписки карандашом и очень краткие нотные наброски.

Такая точность была очень важна для Прокофьева. Еще до сочинения музыки он предлагал балетмейстеру показать хореографию тех или иных частей балета и хронометрировал каждый номер. Одно из таких действий описал Н. Д. Волков: «…Прокофьев, подойдя к пианино, положил секундомер и сказал Чабукиани: “Теперь извольте протанцевать весь второй акт. И помните только одно – пока я не написал музыку, можете менять какие угодно хореографические рисунки, но когда я музыку напишу, то не переделаю ни одной ноты”» .

В архиве есть и либретто, точнее, рабочий сценарий, создававшийся уже в 1944 г. Это все тот же текст Волкова, но с существенной карандашной правкой: из содержательной части вычеркнуты большие фрагменты текста повествовательного характера. Нетронутой осталась лишь основная сюжетная канва сказки. В конце сценария проставлена дата «18/24 апреля 1944», а на первом листе имеется карандашная помета: «С. С. Прокофьеву. 5/V. 44». Вероятно, в этот день он и был передан композитору.

Дополняет сценарий перечень номеров балета, составленный Прокофьевым и обозначенный им как «Разметки в минутах». Этот перечень отличается от предыдущего и формулировками, и авторскими указаниями. Здесь проставлены не только минуты, но в ряде случаев и секунды. Текст написан простым карандашом. Отдельные пометы, синим карандашом, адресованы Прокофьевым балетмейстеру К. М. Сергееву (его фамилия написана на полях простым карандашом), другие – себе самому. Например, номерам 9 и 10 из 2-го акта соответствует помета: «Убрать последн[ие] 8 тактов и войти через кусочек из № 9 I акт[а] прямо на главную тему». напротив номера 2 «Па-де-шаль» указано: «выход 15–20 сек»; после номера 19 «Кузнечики и стрекозы…» – «Остановить неожиданно» и т. д.

Все рукописи, связанные с одним из самых ярких произведений балетного жанра, передают динамику процесса сочинения «Золушки». Они помогают воссоздать его историю от первоначального замысла композитора до его реального воплощения, а также отражают последующую работу над музыкальным материалом.

В центре внимания композитора - Золушка, которой посвящены лучшие страницы балета. Чистотой и поэзией веет уже от краткого оркестрового вступления, где звучит несколько наивная тема героини и пленительно расцветает ее мечта о счастье (тема заключительного апофеоза). Музыка вступления проста по гармонизации и оркестровке, вполне соответствующим характеру мелодии. Это царство ясной романтической лирики, определяющей основной характер балета. Так же романтично, с неизменным изяществом и грацией, обрисована Золушка и в других эпизодах балета. Кульминация ее партии - дуэт с Принцем (второе действие), пленяющий разливом лирической мелодии, которая приобретает здесь черты светлой восторженности. Красивый, спокойно льющийся напев поддержан полнозвучной гармонией. Прокофьеву достаточно двух-трех поворотов мелодии, неожиданных сопоставлений регистров - и обычные аккорды до мажора приобретают особую глубину звучания, какую-то светоносность, прекрасно сочетающуюся с обликом героев - Золушки и Принца, - носителей чистой и возвышенной мечты.

Мечта, ставшая реальностью, расцветает и в музыке заключительного Amoroso, построенного на второй теме вступления. Она разрастается в дифирамб чувству любви, плавная мелодия звучит на фоне мягких аккордовых фигураций, все дано в сказочно-романтическом преломлении. Сила поэтического вдохновения, которая есть и в сказке Перро, вновь оживает в музыке; она воспевает красоту большого человеческого чувства.

Музыкальный портрет Золушки включает также и чисто танцевальные элементы. Так, в первом действии Золушка танцует гавот, обрывки которого впервые появились в сцене урока танцев. Ее злые сестры оказались способными лишь на неуклюжее воспроизведение отдельных па. И лишь для Золушки полностью звучит музыка гавота, сопровождающая ее танец. Золушка танцует и вальс в сцене отъезда на бал, завершающей первое действие, на балу и в финальном апофеозе. Первый вальс Золушки полон непередаваемого словами поэтического очарования.

Прокофьев следует русской традиции, так отчетливо выраженной в любимом им «Вальсе-фантазии» Глинки. Родство ощущается не только в элегичности мелодии, но и в выразительности подголоска, сливающегося с мелодией вальса в певучем дуэте. Можно найти здесь и некоторую общность с первым вальсом из «Войны и мира», также овеянном дымкой романтических мечтаний. Этот же вальс, в несколько вариированном виде появляется и в коде второго, действия, предшествуя фантастической по колориту музыке боя часов.

В балете есть и другие вальсы. В сцене придворного бала звучит, на который обычно ставится дивертисментный «парад участников». Однако в отличие от многих аналогичных вальсов-дивертнсментов, в музыке Прокофьева сильна лирическая нота, связанная с темой балета и обликом его героини. Еще отчетливее слышится она в «Медленном вальсе» (Принц и Золушка в чудесном саду). Мягкий колорит ре-бемоль мажора, плавные ходы мелодии, прозрачность оркестровки - все использовано для того, чтобы нарисовать картину безоблачного счастья.

Широкое развитие ритмов вальса роднит «Золушку» с наследием русской хореографической классики, прежде всего - балетами Чайковского и Глазунова. В последние годы жизни у Прокофьева появился живой интерес к вальсу, звучащему во многих его произведениях. Он создал даже концертную сюиту, в которой объединены вальсы из различных произведений.

В балете ясно различимы три плана: сестры и мачеха, с их эгоизмом и душевной пустотой; Золушка, в которой воплощена идеальная мечта о счастье; фея и другие сказочные персонажи, переносящие действие в сферу фантастики. Каждый из этих планов воплощен композитором ярко и оригинально.

Своеобразен например лейтмотив покровительницы Золушки, Феи-нищенки, главной движущей силы чудесных событий: всего лишь цепочка трелей сначала медленных, чуть раскачивающихся, затем - быстрых. К числу лучших страниц балета принадлежит и музыка, рисующая появление фей Весны, Лета, Осени и Зимы. Подчеркнутость ритма, столь важная для хореографа, сочетается здесь с тонкостью рисунка, привлекательной для музыканта. Прокофьев находит точную меру соотношения двух элементов.

Фея Весны предстает в стремительной тарантелле, а затем в еще более оживленном двухдольном эпизоде, который напоминает характеристику Джульетты-девочки. Фея Лета охарактеризована спокойной мелодией в размере 12/в, приобретающей в среднем эпизоде широту дыхания; это - картина знойного дня, голубого неба и сочной зелени леса. Фея Осени несколько неожиданно воплотилась в капризных очертаниях Allegro moderato. И наконец, фея Зимы предстает в сумрачном, несколько меланхолическом облике.

Композитор пользуется простыми средствами: хроматические ходы в пределах малой терции, ниспадающие гаммы, привычная модуляционная последовательность - As - С - As. Но, как и в других аналогичных случаях, свежести звучания он достигает благодаря остроумным сопоставлениям и интонационным изгибам, которые придают такое изящество мелодическому рисунку.