Шуберт роль композитора в мире искусства. Франц Петер Шуберт – музыкальный гений XIX столетия

В художественном мире рок-поэзии как составляющей «культуры большого города, мегаполиса» урбанистическое начало оказывало значительное влияние на формирование общей поэтической картины мира, на характер лиризма и пути постижения личности и ее места в социуме. Творчество ряда рок-поэтов (Б.Гребенщиков, Ю.Шевчук, А.Башлачев) уже изучалось в указанном направлении, и в частности в аспекте «петербургского текста» . Песенная поэзия Виктора Цоя остается пока на начальной стадии научного осмысления: намечено исследование отдельных граней «неоромантизма» в его произведениях, ключевых образов-мифологем, а также элементов автобиографической мифологии, вписывающих наследие Цоя в общий контекст художественной жизни и рок-движения 1980-х гг.
Одним из перспективных путей изучения созданной Цоем поэтической картины мира может стать рассмотрение многоликого образа города, вобравшего в себя дух бунтующего и на глазах меняющего свои очертания исторического времени и вместе с тем бытийные универсалии душевной и вселенской жизни.
Городские мотивы в стихах-песнях Цоя стали сферой воплощения интимных переживаний лирического «я» и постепенно открывали путь к созданию собирательного образа молодого современника и даже целого поколения. В стихотворениях «Просто хочешь ты знать», «Жизнь в стеклах», «Спокойная ночь», «Я объявляю свой дом» тонкая психологическая нюансировка деталей городского пространства передает неизбывное притяжение героя к лабиринтам его «темных улиц» и в то же время опасность ускользания подлинности личностной экзистенции: «Я растворяюсь в стеклах витрин. / Жизнь в стеклах витрин» . Выступая средоточием скрытых тревог «последнего героя», город прорисовывается у Цоя в оригинальных ассоциативных сцеплениях, выступает как пространство повышенной чувствительности, в котором обыденное, материальное пронизано присутствием метафизического плана, где «крыши дрожат под тяжестью дней» и «город стреляет в ночь дробью огней» (с.217).
В мозаике примет городского мира, в оглушенности его подчас агрессивными голосами («там кто-то спор ведет крутой» – с.21) все более отчетливо высвечивается напряженная саморефлексия цоевского героя – «человека духовного пути, человека преодоления препятствий, волевой личности» . Болезненно ощущая размытость жизненных ориентиров, давление обезличивающих вызовов города, мира и деструктивных сторон собственного «я», он пытается нащупать возможности собственной самоидентификации. В песенной дилогии «Бездельник» на фоне пространства суетливых улиц, круговорота суточного времени предстает «рефлексирующий герой, обнажающий философию своего безделья»: сквозь отчаянное видение себя «человеком без цели», затерянным «в толпе… как иголка в сене» (с.22), через мучительное распознание в себе пародийного двойника «с лицом нахала» он прорывается к обретению подлинности душевной жизни: «Все говорят, что надо кем-то становиться. / А я хотел бы остаться собой» (с.23).
В стихотворении «Я объявляю свой дом» по мере раскрытия семантики непрочности макро- и микроуровней городского и вселенского бытия – от квартиры, дома до улиц, города и природного космоса – обнажаются не только уязвимость внутренней жизни героя, этого «подросшего ребенка, воспитанного жизнью за шкафом» (с.110), но и акт его волевого противления тотальному обессмысливанию мироздания, попытка самозащиты в орбите домашнего пространства: «Я объявляю свой дом безъядерной зоной» (с.110).
«Личная эсхатология» цоевского героя, сопряженная с мучительным чувствованием «больного мира», с тем, что «потеря себя в «безвременье» оборачивается подсознательным стремлением рок-героя к саморазрушению, растворению в мире вещей» , усиливает экзистенциальное начало в восприятии стержневых антиномий городского бытия. В стихотворениях «Город», «Прогулка романтика», «Печаль» раскрывается антиномия любви к городу как личностно освоенному пространству, предстающему в интерьере природных циклов («Я люблю этот город, но зима здесь слишком темна»), – и ужаса одиночества, передающегося в сквозном для Цоя образе мертвенного, искусственного света фонарей («Горят фонари, и причудливы тени» – с.30), в ощущении бесприютности зимнего мира, требующего от личности максимальной концентрации внутренней, самосберегающей энергии: «И теперь я занят только охраной тепла». Это пронизанное тревожной обеспокоенностью героя прозрение бытийной причастности рукотворной урбанистической цивилизации ритмам холодного, чреватого катастрофами ночного мироздания, манящего, однако, своей «далью», особенно глубоко претворилось в образном мире стихотворения «Печаль»:
На холодной земле стоит город большой,
Там горят фонари и машины гудят.
А над городом – ночь.
А над ночью – луна.
И сегодня луна каплей крови красна.
Дом стоит, свет горит,
Из окна видна даль… (с.370)

В романтическом противостоянии героя механистическому городскому пространству замкнутости, обессмысленному круговому движению, которое угадывается в деталях бытовой повседневности («Я проснулся в метро… / Это кольцо, / И обратного поезда нет» – с.31), тупикам «страшных подворотен» на первый план выдвигается стремление утвердить путь творческого постижения действительности – и в свободной «прогулке романтика», и в самообретении через уход на просторы дальнего края, как это осуществляется в песне «Камчатка»: «Я нашел здесь руду. / Я нашел здесь любовь» (с.34).
При том что подчас романтический пафос осложняется у Цоя авторской самоиронией, это не отменяет серьезности осознанного движения лирического героя к обретению устойчивых духовно-нравственных координат индивидуальной картины мира. Этот путь получил наиболее яркое и законченное воплощение в философской балладе «Группа крови». Образный ряд строится здесь на взаимопроникновении городского, природного и космического планов. В оригинальной художественной манере одушевления городских улиц, которые «ждут отпечатков наших ног», в образах живой «травы», «звездной пыли на сапогах» и «высокой в небе звезды», в звучании диалогически обращенного к близкой душе лирического слова, на фоне динамичной картины мира, втянутого в непрестанный «бой», – выстраивается целостная аксиологическая перспектива пути, основанная на нелицеприятном знании о цене жизненных обретений и поражений, на прозрении вселенского смысла в требующих постоянного нравственного выбора земных перепутьях:
Мне есть чем платить, но я не хочу победы
X любой ценой.
Я никому не хочу ставить ногу на грудь.
Я хотел бы остаться с тобой.
Просто остаться с тобой.
Но высокая в небе звезда зовет меня в путь.

Группа крови на рукаве –
Мой порядковый номер на рукаве.
Пожелай мне удачи в бою… (с.219)

В призме урбанистических зарисовок в стихах-песнях Цоя вырисовывается и собирательный психологический портрет молодых современников, что «родились в тесных квартирах / Новых районов» (с.206). Выражением креативного духа, протестной энергии молодежной песенно-поэтической контркультуры и общего «пассионарного подъема восьмидесятых» , насущной «потребности исторической эпохи в романтическом герое» становятся в поэзии Цоя, воплотившейся во взрывной, ударной энергии авторской исполнительской манеры, лейтмотивы преодоления замкнутости городского пространства, ограничивающих жизненный кругозор «тесных квартир». Проницательное распознание кризисных сторон в мироощущении поколения «детей минут» передается через иносказательные образы «дождя… внутри», «друзей», что «превратились в машины» («Подросток», «Дети минут»), и контрастно сочетается с картинами «пылающего города», «пульсирующего» вселенского пространства, которое воплощает настойчивый порыв лирического «я» и его современников «видеть дальше, чем окна напротив», мучительное, подчас окрашенное в апокалипсические тона предощущение «перемен»:
Красное солнце сгорает дотла,
День догорает с ним.
На пылающий город падает тень.
Перемен требуют наши сердца,
Перемен требуют наши глаза… (с.202)

В стихотворениях «Хочу быть с тобой», «Троллейбус» через философски насыщенное изображение городского пространства выражается внутреннее самоощущение лирического героя и окружающей его социальной среды. В первом из них на основе жанровых элементов путевого очерка («мы не видели солнца уже несколько дней…») запечатлевается участь «родившегося на стыке созвездий» героя и его поколения. Это движение сопрягается с попыткой личностного противостояния космосу неустойчивости, антидома, где «нет дверей», агрессивному натиску природных стихий: «Я хочу идти дальше, но я сбит с ног дождем» (с.89). Песня же «Троллейбус», вступающая в невольные, остро полемичные смысловые связи с «Полночным троллейбусом» Б.Окуджавы, становится развернутой метафорой бытия личности в сфере всеобщей отчужденности («Я незнаком с соседом, хоть мы вместе уж год»), в духовной зависимости от изобилующей абсурдистскими лозунгами эпохи: «В кабине нет шофера, но троллейбус идет. / И мотор заржавел, но мы едем вперед» (с.102). Всеобщему дезориентированному «незнанию пути», блужданию в обезличенном городе противостоит в образном мире произведения взыскание лирическим «я» потаенного личностного родства («Все люди – братья, мы – седьмая вода»), причастности далекой вселенской гармонии: «Мы сидим не дыша, смотрим туда, / Где на долю секунды показалась звезда» (с.102). Этой психологической парадоксальности в картине мира соответствует антиномичность как принцип развития лирической эмоции, направленной на превозмогание «механистической логики существования мегаполиса» и шире – обессмыслившегося мироздания: «тонем, хотя…», «хочет уйти, но…», «мы молчим, но…».
Городские мотивы входят у Цоя и в контекст обобщающего видения вселенского бытия, его ключевых антиномий.
Традиционная еще для романтического сознания антитеза природного и рукотворного миров («Дерево») осложняется в поэзии Цоя постижением глубинного взаимопроникновения «асфальтового» пространства и природной стихии, обусловленного принципиальной деавтоматизацией привычного восприятия городских реалий: «Здесь трудно сказать, что такое асфальт. / Здесь трудно сказать, что такое машина. / Здесь нужно руками кидать воду вверх» (с.5). В стихотворениях «Следи за собой», «Пой свои песни», «Дождь для нас», «Солнечные дни» развивается сквозной параллелизм в видении микрокосма города, дома, квартиры и макрокосма небесного мироздания. Нередкая отчужденность героя от «пустой квартиры», безысходной тоски дождя, от власти самозамкнутого, неуютного мира, где «не видно стены», «не видно луны», актуализирует стремление пережить личностную, физическую причастность «одной из бесчисленных звезд»: «Стоя на крыше, ты тянешь руку к звезде. / И вот она бьется в руке, как сердце в груди» (с.13). Пересечение городской и вселенской сфер основано нередко и на пронзительном ощущении лирическим «я» бытийной хрупкости городов, легко оборачивающихся своими «руинами», неустойчивости личностных связей («Завтра скажут: «Прощай навсегда»»), что перерастает в трагедийную панораму всечеловеческого и космического бытия:
Завтра где-то, кто знает где, –
Война, эпидемия, снежный буран,
Космоса черные дыры… (с.11)

Приметы городского мира ассоциируются у Цоя с «опорными космогоническими мотивами» художественного мира поэта-певца. В стихотворениях «Война», «Звезда по имени Солнце», «Странная сказка» экспрессивный метафорический ряд, запечатлевший «дрогнувшие стены» мироздания, «город в дорожной петле», дождь, «стучащий пулеметом», «стену из кирпичей облаков», создает основу гротескного образа потрясенного, больного города-мира, ликами которого становятся «портреты погибших на этом пути». Сквозная для Цоя мифологема длящейся уже две тысячи лет «войны… между землей и небом» (с.220), гальванизированная чувством отъединенности земной реальности от стихии «солнечных дней», приоткрывает глубины онтологического трагизма в мироощущении лирического «я» и его современников, существующих в остроконфликтной плоскости бытия и противопоставляющих ей свою напряженную нравственную рефлексию, усилие по «охране тепла», сопротивлению и вселенской энтропии, и мертвенному, зачастую агрессивному электрическому свечению городов.
Итак, сквозной в песенно-поэтическом творчестве В.Цоя образ города раскрывается в триединстве изображения личности, социума и Вселенной. В системе урбанистических мотивов, в оригинальном наложении далеких образных планов здесь прорисованы ментальные черты лирического «я» и значительного слоя городской молодежи 80-х гг., во взаимопроникновении мистического и конкретно-социального планов создается собирательный образ эпохи назревающих переломов и осуществляется выход к прозрению бытийной дисгармонии всечеловеческого существования в «разрывах» между гегемонией технократической цивилизации мегаполиса и подчас иррациональной деструктивностью космических природных стихий.

© Все права защищены

Шуберт

Творчество Франца Шуберта – заря романтического направления в музыке.

В своих великолепных произведениях он противопоставлял житейской действительности – богатство внутреннего мира маленького человека. Важнейшей областью в его музыке является песня.

В его творчестве все время соприкасаются мрак и свет, хотелось бы это показать на примере 2х его песенных циклов: «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь».

«Пр. мел.» 1823 - цикл написан на стихи Мюллера, привлекшие композитора своей наивностью и чистотой. Многое в них совпало с переживаниями и судьбой самого Шуберта. Незатейливая повесть о жизни, любви и страданиях молодого мельника-подмастерья.

Цикл обрамлен 2 песнями – «В путь» и «Колыбельная ручья», представляющими собой вступление и заключение.

Между крайними точками цикла расположено повествование самого юноши о своих странствиях, о любви к дочери хозяина-мельника.

Цикл как бы распадается на 2 фазы:

1) из 10песен (до «Паузы»№12) – это дни светлых надежд

2) уже иные мотивы: сомнение, ревность, печаль

Развитие драматургии цикла:

1 экспозиция образов №1-3

2 завязка №4 «благодарность ручью»

3 развитие чувств №5-10

4 кульминация №11

5 драматургичес перелом, появление соперника №14

6 развязка №20

«В путь» - раскрывает строй мыслей и чувств молодого мельника, только что ступающего на жизненную дорогу. Впрочем, герой в "Прекрасной мельничихе" не один. Рядом с ним действует другой, не менее важный герой - ручей. Он живет бурливой, напряженно-изменчивой жизнью. Меняются чувства героя, меняется и ручей, ибо душа его слита с душой мельника, а песнь выражает все, что переживает он.
Музыкальные средства 1 песни чрезвычайно просты и наиболее близки к приемам народного песенного творчества.

Кульминационный номер «Моя» - сосредоточие всех радостных чувств. Этой песней замыкается 1раздел цикла. Сочностью фактуры и веселой подвижностью, упругостью ритма и размашистым рисунком мелодии, она сходна с начальной песней «В путь».

В песнях 2раздела, Шуберт показывает, как нарастает боль и горечь в душе молодого мельника, как прорывается она в бурных вспышках ревности, скорби. Мельник видит соперника – охотника.

№14 «Охотник» , в обрисовке этого персонажа композитор использует приемы, привычные в т.н. «охотничьей музыке»: размер 6/8, «пустые»4 и 5 - «золотой ход валторны», изображающий охотничий рог, так же характерные ходы 63//63.

3 песни «Ревность и гордость», «Любимый цвет», «Мельник и ручей» - составляют драматургический стержень 2раздела. Нарастающая тревога выливается в смятение всех чувств и мыслей.

«Колыбельная ручья» - передача тех самых настроений, с которыми заканчивает он свой жизненный путь. Наполнена чувством тихой печали и меланхолии. Монатонное ритмическое покачивание и тоничность гармонии, мажорный лад, спокойный рисунок песенной мелодии создают впечатление покоя, примеренности.

В заключении цикла Шуберт возвращает нас в мажор, придавая этим светлый колорит – это рассказ о вечном покое, смирении, но не смерть.

«Зимн. Путь» 1827 – так же на стихи Мюллера, контрастен цикл тем, что теперь глав герой из радостного и бодрого юноши превратился в страдающего, разочарованного одинокого чел (теперь он покинутый всеми скиталец)

Он вынужден уйти от любимой, т.к. беден. Без нужды он пускается в путь.

Тема одиночества в цикле представлена во множестве оттенков: от лирических изменений до философских размышлений.

Отличия от «Пр мел» также в том, что здесь нет сюжета. Песни объединяются трагичес темой.

Сложность образов – акцент на внутренне-психологической стороне жизни, вызвал усложнение муз. Яз. :

1) 3х част форма драматизируется (т.е. в ней появляются вариационные изменения каждой части, развернутая сред.часть и реприза изменяется по сравнению с 1частью.

2) Мелодия обогащается декламационными и речевыми оборотами (текст на распев)

3) Гармония (внезапные модуляции, нетерцовая структура аккордов, сложные аккордовые сочетания)

В цикле 24 песни: 2 части по 12песен.

Во 2 разделе (13-24) – тема трагич представлена более явно, а тема одиночества сменяется темой смерти.

Первая песня цикла «Спокойно спи» , так же как и «В путь» выполняет функцию вступления – это невеселый рассказ о былых надеждах и любви. Напев ее прост и печален. Мелодия малоподвижна. И лишь ритм и фортепьянный аккомпанемент передают мерное, однообразное движение одиноко бредущего человека. Его безостановочный шаг. Мелодия представляет собой движение из вершины источника (катабасис – нисходящее движение) – скорбь, страдания. 4 куплета отделены др от др проигрышами с интонациями задержания – обострение драматизма.

В последующих песнях 1раздела, Шуберт все больше склоняется к минору, к использованию диссонирующих и альтерированных аккордов. Вывод всего этого: Прекрасное – это всего лишь иллюзия грез – типичное настроение композитора в последние годы жизни.

Во 2 разделе тема одиночества сменяется темой смерти. Все больше нарастает трагическое настроение.

Шуберт вводит даже образ-предвестник смерти №15 «Ворон», с господствующим мрачным угрюмым настроением. Печальное, полное щемящей тоски вступление рисует безостановочное движение и мерные взмахи крыльев. Черный ворон в снежной вы- шине преследует свою будущую жертву - путника. Ворон терпелив и нетороплив. Он ждет добычи. И дождется ее.

Последняя №24 песня «Шарманщик». Она завершает цикл. И совершенно не походит на двадцать три остальные. Те рисовали мир таким, каким он представлялся герою. Эта изображает жизнь такой, какая она есть. В "Шарманщике" нет ни взволнованного трагизма, ни романтической взвинченности, ни горькой иронии, присущих остальным песням. Это реалистическая картинка жизни, грустная и трогательная, мгновенно схваченная и метко запечатленная. В ней все просто и незатейливо.
Композитор здесь олицетворяет себя с обездоленным нищим музыкантом, представленным в песне, кот строится на чередовании вокал фраз и инструм проигрышей. Тонический орган.пункт изображает звучание шарманки или волынки, однообразные повторы создают настроение тоски и одиночества.

Большое значение в вокальной литературе имеют сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера - «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «Возлюбленной. Во всех этих произведениях виден замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; большее значение аккомпанемента, высокий художественный смысл. Открыв для себя лирику Мюллера, повествующую о странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях одинокой романтической души, Шуберт создал вокальные циклы - по существу, первые в истории большие серии песен-монологов, связанных единым сюжетом.

Франц Шуберт – знаменитый австрийский композитор. Его жизнь была достаточно коротка, он прожил всего 31 год, с 1797 по 1828 годы. Но за этот небольшой пери...

От Masterweb

15.05.2018 02:00

Франц Шуберт – знаменитый австрийский композитор. Его жизнь была достаточно коротка, он прожил всего 31 год, с 1797 по 1828 годы. Но за этот небольшой период он внес огромный вклад в развитие мировой музыкальной культуры. В этом можно убедиться, изучив биографию и творчество Шуберта. Этот выдающийся композитор считается одним из самых ярких основоположников романтического направления в музыкальном искусстве. Ознакомившись в биографии Шуберта с самыми важными событиями, можно глубже понять его творчество.

Семья

Биография Франца Шуберта начинается с 31 января 1797 года. Он родился в бедной семье в Лихтентале, предместье Вены. Его отец, выходец из крестьянской семьи, был школьным учителем. Он отличался трудолюбием и добропорядочностью. Он воспитывал детей, внушая им, что труд – основа существования. Мать была дочерью слесаря. В семье было четырнадцать детей, но девять из них умерли в младенческом возрасте.

Биография Шуберта в самом кратком изложении демонстрирует важную роль семьи в становлении маленького музыканта. Она была очень музыкальной. Отец играл на виолончели, а братья маленького Франца – на других музыкальных инструментах. Часто у них в доме устраивались музыкальные вечера, а иногда на них собирались все знакомые музыканты-любители.

Первые занятия музыкой

Из краткой биографии Франца Шуберта известно, что уникальные музыкальные способности проявились у него очень рано. Обнаружив их, отец и старший брат Игнац начали с ним занятия. Игнац обучал его игре на фортепиано, а отец - на скрипке. Через некоторое время мальчик стал полноценным участником семейного струнного квартета, в котором уверенно исполнял партию альта. Вскоре стало понятно, что Франц нуждается в более профессиональных занятиях музыкой. Поэтому музыкальные занятия с одаренным мальчиком перепоручили регенту Лихтентальской церкви Михаэлю Хольцеру. Преподаватель восхищался необыкновенными музыкальными способностями своего ученика. Кроме того, Франц обладал прекрасным голосом. К одиннадцатилетнему возрасту он исполнял в церковном хоре трудные сольные партии, а также играл партию скрипки, в том числе и сольно, в церковном оркестре. Отца очень радовали успехи сына.

Конвикт

Когда Францу исполнилось одиннадцать лет, он участвует в конкурсе по отбору певчих в императорскую королевскую придворную певческую капеллу. Успешно пройдя все испытания, Франц Шуберт становится певчим. Его зачисляют в конвикт – бесплатную школу-интернат для одаренных детей из малоимущих семей. Младший Шуберт теперь имеет возможность бесплатно получать общее и музыкальное образование, что становится благом для его семьи. Мальчик живет в интернате, а домой приезжает только на каникулы.


Изучая краткую биографию Шуберта, можно понять, что обстановка, которая сложилась в этом учебном заведении, способствовала развитию музыкальных способностей одаренного мальчика. Здесь Франц ежедневно занимается пением, игрой на скрипке и фортепиано, теоретическими дисциплинами. В школе был организован ученический оркестр, в котором Шуберт играл в первых скрипках. Дирижер оркестра Венцель Ружичка, заметив необыкновенное дарование своего ученика, часто поручал ему исполнять обязанности дирижера. Оркестр исполнял самую разнообразную музыку. Таким образом, будущий композитор познакомился с оркестровой музыкой различных жанров. Особое впечатление на него произвела музыка венских классиков: симфония №40 Моцарта, а также музыкальные шедевры Бетховена.

Первые сочинения

В период обучения в конвикте Франц начал сочинять. В биографии Шуберта указано, что ему было тогда тринадцать лет. Он пишет музыку с огромным увлечением, часто в ущерб школьным занятиям. Среди его первых сочинений - ряд песен и фантазия для фортепиано. Демонстрируя выдающиеся музыкальные способности, мальчик обращает на себя внимание известного придворного композитора Антонио Сальери. Он начинает занятия с Шубертом, во время которых обучает его контрапункту и композиции. Учителя и ученика связывают не только музыкальные занятия, но и теплые отношения. Эти занятия продолжались и после ухода Шуберта из конвикта.

Наблюдая бурное развитие музыкальной одаренности своего сына, отец стал тревожиться о его будущем. Понимая тяжесть существования музыкантов, даже самых знаменитых и признанных, отец пытается уберечь Франца от такой участи. Он мечтал видеть своего сына школьным учителем. В качестве наказания за чрезмерное увлечение музыкой он запрещает сыну бывать дома по выходным и праздникам. Однако запреты не помогли. Шуберт-младший не смог отказаться от музыки.

Уход из конвикта

Не закончив обучения в конвикте, Шуберт в тринадцатилетнем возрасте решает уйти из него. Этому способствовал ряд обстоятельств, о которых повествует биография Ф. Шуберта. Во-первых, мутация голоса, которая больше не позволяла Францу петь в хоре. Во-вторых, чрезмерная увлеченность музыкой оставила далеко позади его интерес к остальным наукам. Ему назначили переэкзаменовку, но Шуберт не воспользовался этой возможностью и оставил обучение в конвикте.

Вернуться к учебе Францу все же пришлось. В 1813 году он поступил в обычную школу св.Анны, окончил ее и получил свидетельство об образовании.

Начало самостоятельной жизни

Биография Шуберта повествует о том, что в последующие четыре года он работает помощником школьного учителя в школе, где работает и его отец. Франц обучает детей грамоте и другим предметам. Оплата труда была чрезвычайно низкая, что заставляло молодого Шуберта постоянно искать дополнительный заработок в виде частных уроков. Таким образом, времени на сочинение музыки у него практически не остается. Но увлечение музыкой не проходит. Оно только усиливается. Огромную помощь и поддержку получал Франц от своих друзей, которые организовывали ему концерты и полезные знакомства, снабжали его нотной бумагой, которой ему вечно не хватало.

В этот период (1814-1816 год) появляются его знаменитые песни «Лесной царь» и «Маргарита за прялкой» на слова Гете, свыше 250 песен, зингшпили, 3 симфонии и многие другие произведения.

Образный мир композитора

Франц Шуберт – романтик по духу. В основу всего существования он ставил жизнь души и сердца. Его герои – это простые люди с богатым внутренним миром. В его творчестве появляется тема социального неравенства. Композитор часто обращает внимание, как несправедливо общество к обычному скромному человеку, не имеющему материальных благ, но богатому духовно.

Излюбленной темой камерно-вокального творчества Шуберта становится природа в различных ее состояниях.

Знакомство с Фоглем

После ознакомления (краткого) с биографией Шуберта самым важным событием представляется его знакомство с выдающимся венским оперным певцом Иоганном Михаэлем Фоглем. Оно произошло в 1817 году стараниями друзей композитора. Это знакомство имело огромное значение в жизни Франца. В его лице он приобрел преданного друга и исполнителя своих песен. Впоследствии Фогль сыграл огромную роль в пропаганде камерно-вокального творчества молодого композитора.

«Шубертиады»

Вокруг Франца со временем складывается кружок творческой молодежи из числа поэтов, драматургов, художников, композиторов. В биографии Шуберта упоминается, что нередко собрания посвящались его творчеству. В таких случаях их называли «шубертиадами». Собрания проводились в доме кого-либо из членов кружка или в кофейне «Венская корона». Всех участников кружка объединяли интерес к искусству, увлеченность музыкой и поэзией.

Поездка в Венгрию

Композитор жил в Вене, редко покидая ее. Все поездки, которые он совершал, были связаны с концертами или преподавательской деятельностью. В биографии Шуберта кратко упомянуто, что в течение летнего периода 1818 и 1824 года Шуберт жил в имении графа Эстергази Желиз. Композитор был приглашен туда для того, чтобы обучать музыке юных графинь.

Совместные концерты

В 1819, 1823 и 1825 годах Шуберт и Фогль путешествуют по Верхней Австрии и одновременно гастролируют. У публики такие совместные концерты пользуются огромным успехом. Фогль стремится познакомить слушателей с творчеством своего друга-композитора, сделать его произведения известными и любимыми за пределами Вены. Постепенно слава Шуберта растет, все чаще о нем говорят не только в профессиональных кругах, но и среди обычных слушателей.

Первые издания

Биография Шуберта содержит факты о начале публикаций произведений молодого композитора. В 1921 году, благодаря заботе друзей Ф.Шуберта, был издан «Лесной царь». После первого издания начинают публиковаться и другие шубертовские произведения. Его музыка становится известной не только в Австрии, но и далеко за ее пределами. В 1825 году песни, фортепианные произведения и камерные опусы начинают исполняться и в России.

Успех или иллюзия?

Песни и фортепианные произведения Шуберта приобретают большую популярность. Его сочинения были высоко оценены Бетховеном, кумиром композитора. Но, наряду со славой, которую обретает Шуберт благодаря пропагандистской деятельности Фогля остаются и разочарования. Симфонии композитора так и не были исполнены, оперы и зингшпили практически не ставятся. До наших дней 5 опер и 11 зингшпилей Шуберта находятся в забвении. Такая участь постигла и многие другие сочинения, редко исполняемые в концертах.


Творческий расцвет

В 20-х годах у Шуберта появляются циклы песен «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» на слова В. Мюллера, камерные ансамбли, сонаты для фортепиано, фантазия «Скиталец» для фортепиано, а также симфонии – «Неоконченная» № 8 и «Большая» № 9.

Весной 1828 года друзья композитора организовали концерт из шубертовских произведений, который состоялся в зале Общества любителей музыки. Полученные от концерта деньги композитор потратил на приобретение первого в его жизни собственного фортепиано.

Смерть композитора

Осенью 1828 года Шуберт неожиданно тяжело заболел. Его мучения длились три недели. 19 ноября 18128 года Франца Шуберта не стало.

Прошло лишь полтора года с того времени, когда Шуберт принимал участие в похоронах своего кумира – последнего венского классика Л. Бетховена. Теперь же на этом кладбище похоронили и его.

Ознакомившись с кратким содержанием биографии Шуберта, можно понять смысл надписи, которая была высечена на его надгробии. Она повествует о том, что в могиле похоронено богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды.

Песни – основа творческого наследия Шуберта

Говоря о творческом наследии этого замечательного композитора, обычно всегда выделяют его песенный жанр. Шуберт написал огромное количество песен – около 600. Это не случайно, поскольку одним из самых популярных жанров композиторов-романтиков становится именно вокальная миниатюра. Именно здесь Шуберт в полной мере смог раскрыть основную тему романтического направления в искусстве – богатый внутренний мир героя с его чувствами и переживаниями. Первые песенные шедевры были созданы молодым композитором уже в семнадцатилетнем возрасте. Каждая из песен Шуберта – это неподражаемый художественный образ, рожденный от слияния музыки и поэзии. Содержание песен передается не только текстом, но и музыкой, которая точно следует за ним, подчеркивая самобытность художественного образа и создавая особенный эмоциональный фон.


В своем камерно-вокальном творчестве Шуберт использовал как тексты знаменитых поэтов Шиллера и Гете, так и поэзию своих современников, имена многих из которых стали известны благодаря песням композитора. В своей поэзии они отражали духовный мир, присущий представителям романтического направления в искусстве, который был близок и понятен молодому Шуберту. При жизни композитора были изданы лишь некоторые из его песен.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Франц Петер Шуберт (1797-1828) – австрийский композитор. За такую короткую жизнь он успел сочинить 9 симфоний, множество камерной и сольной музыки для фортепиано, около 600 вокальных композиций. По праву считается одним из основоположников романтизма в музыке. Его сочинения до сих пор, спустя два столетия, остаются одними из основных в классической музыке.

Детство

Его папа, Франц Теодор Шуберт, был музыкантом-любителем, в приходской школе Лихтенталя работал учителем, имел крестьянское происхождение. Он был очень трудолюбивым и добропорядочным человеком, представления о жизненной стезе связывал только с трудом, в этом духе Теодор воспитывал своих детей.

Мама музыканта – Элизабет Шуберт (девичья фамилия Фиц). Её отец был слесарем из Силезии.

Всего в семье родилось четырнадцать детишек, но девятерых из них супруги похоронили ещё в раннем возрасте. Брат Франца, Фердинанд Шуберт, также связал свою жизнь с музыкой.

В семье Шубертов музыку очень любили, часто у них дома устраивались музыкальные вечера, а по праздникам собирался целый кружок музыкантов-любителей. Папа играл на виолончели, сыновья тоже были обучены игре на разных музыкальных инструментах.

Способности к музыке у Франца обнаружились в раннем детском возрасте. Отец стал учить его игре на скрипке, а старший брат обучал малыша играть на фортепиано и клавире. И уже совсем скоро маленький Франц стал постоянным участником семейного струнного квартета, он исполнял партию альта.

Обучение

В шестилетнем возрасте мальчик пошёл в приходскую школу. Здесь обнаружился не только его удивительный музыкальный слух, но ещё и потрясающий голос. Ребёнка взяли петь в церковный хор, где он исполнял довольно сложные сольные партии. Церковный регент, часто бывавший в семье Шубертов на музыкальных вечеринках, учил Франца пению, теории музыки и игре на органе. Вскоре все окружающие поняли, что Франц – одарённый ребёнок. Особенно таким достижениям сыночка радовался папа.

В одиннадцатилетнем возрасте мальчика отдали в школу с пансионом, где готовили певчих в церковь, она называлась в то время конвикт. Даже сама обстановка в школе благоприятствовала, чтобы музыкальные таланты Франца развивались.

В школе был ученический оркестр, его сразу определили в группу первых скрипок, изредка Францу даже доверяли дирижировать. Репертуар в оркестре отличался своим разнообразием, ребёнок познал в нём разные жанры музыкальных произведений: увертюры и сочинения для вокала, квартеты и симфонии. Друзьям он рассказывал, что наибольшее впечатление на него произвела моцартовская симфония соль минор. А сочинения Бетховена были для ребёнка наивысшим образцом музыкальных произведений.

В этот период Франц начал сам сочинять, он делал это с огромным увлечением, что даже ставило музыку в ущерб остальным школьным предметам. Особенно тяжело давались ему латынь с математикой. Отца насторожило такое чрезмерное увлечение Франца музыкой, он стал тревожиться, зная путь всемирно известных музыкантов, от такой участи своего ребёнка ему хотелось оградить. Он даже придумал наказание – запрет приезда домой на выходные и праздничные дни. Но на развитие дарования юного композитора не влияли никакие запреты.

А потом, как говорится, всё случилось само собой: в 1813 году у подростка сломался голос, ему пришлось покинуть церковный хор. Франц приехал домой к родителям, где начал обучение в учительской семинарии.

Зрелые годы

Окончив в 1814 году семинарию, парень устроился на работу в ту же приходскую школу, где трудился его отец. В течение трёх лет Франц работал помощником учителя, учил детишек предметам начальной школы и грамоте. Только от этого никак не слабела любовь к музыке, желание творить было всё сильнее. И именно в это время, с 1814 по 1817 годы (как он сам называл, в период школьной каторги), им было создано огромное количество музыкальных сочинений.

Только в одном 1815 году Франц сочинил:

  • 2 сонаты для фортепиано и струнный квартет;
  • 2 симфонии и 2 мессы;
  • 144 песни и 4 оперы.

Ему хотелось утвердиться как композитору. Но в 1816 году при подаче заявки на должность капельмейстера в Лайбах ему отказали.

Музыка

Францу было 13 лет, когда он написал своё первое музыкальное произведение. А уже к 16 годам в его копилке было несколько написанных песен и фортепианных пьес, симфония и опера. На такие выдающиеся способности Шуберта обратил внимание даже придворный композитор, знаменитый Сальери, он занимался с Францем почти в течение года.

В 1814 году Шуберт создал первые свои значительные сочинения в музыке:

  • месса фа мажор;
  • опера «Увеселительный замок сатаны».

В 1816 году в жизни Франца произошло знаковое для него знакомство со знаменитым баритоном Фоглем Иоганном Михаэлем. Фогль исполнял произведения Франца, которые довольно быстро обрели популярность в салонах Вены. В этом же году Франц переложил на музыку балладу Гёте «Лесной царь», и это произведение имело невероятный успех.

Наконец-то, в начале 1818 года вышла в печать первая композиция Шуберта.

Не удалось сбыться мечтам отца о тихой и скромной жизни сына с маленьким, но надёжным учительским заработком. Франц бросил преподавание в школе и решил всю свою жизнь посвятить только музыке.

Он поссорился с отцом, жил в лишениях и постоянной нужде, но неизменно творил, сочиняя одно произведение за другим. Ему приходилось жить поочерёдно у своих товарищей.

В 1818 году Францу повезло, он переехал к графу Иоганну Эстерхази, в его летнюю резиденцию, где преподавал музыку графским дочерям.

Проработал он у графа недолго и снова вернулся в Вену, чтобы заниматься любимым делом – творить бесценные музыкальные произведения.

Личная жизнь

Нужда стала помехой в женитьбе на любимой девушке Терезе Горб. Он полюбил её ещё в церковном хоре. Она совсем не была красавицей, наоборот, девушку можно было назвать дурнушкой: белые ресницы и волосы, следы оспы на лице. Но Франц заметил, как преображалось её круглое личико с первыми аккордами музыки.

Но мать Терезы растила её без отца и не желала дочери такой партии, как нищий композитор. И девушка, поплакав в подушку, пошла под венец с более достойным женихом. Она вышла замуж за кондитера, жизнь с которым была долгой и благополучной, но серой и однообразной. Тереза умерла на 78-ом году жизни, к тому времени прах человека, который любил её всем сердцем уже давно успел истлеть в могиле.

Последние годы

К сожалению, в 1820 году Франца стало беспокоить здоровье. Он тяжело заболел в конце 1822 года, но после лечения в больнице его здоровье немного поправилось.

Единственное, чего он успел достичь при жизни, ‒ это публичный концерт в 1828 году. Успех был оглушительным, но вскоре после этого у него началась брюшная лихорадка. Две недели она трясла его, и 26 марта 1828 года композитор скончался. Он оставил завещание похоронить его на одном кладбище с Бетховеном. Оно было исполнено. И если в лице Бетховена тут упокоилось «прекрасное сокровище», то в лице Франца «прекрасные надежды». Он был слишком молодым на момент смерти и так многое ещё мог сотворить.

В 1888 году прах Франца Шуберта и прах Бетховена перенесли на Центральное Венское кладбище.

После смерти композитора осталось много неизданных произведений, все они были опубликованы и нашли признание своего слушателя. Особенно почитаемой является его пьеса «Розамунда», в честь неё назван астероид, который был открыт в 1904 году.


ШУБЕРТ (Schubert) Франц (31.01. 1797 - 19.11.1828), – знаменитый австрийский композитор и пианист. Основоположник музыкального ро-мантизма. В песенных циклах Шу-берт воплотил духовный мир совре-менника – "молодого человека XIX в." Написал ок. 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И.В. Гете, Г. Гейне и др.), в том числе из циклов «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь» (1827, оба на слова В. Мюллера); 9 симфоний (в т. ч. «Неоконченная», 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет «Форель» (1819); фортепианные сонаты (св. 20), экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры и др. Писал также произведения для гитары.

Имеется множество обработок произведений Шуберта для гитары (А. Диабелли, И.К. Мертца и других).

О Франце Шуберте и его творчестве

Валерий Агабабов

Музыкантам и любителям музыки будет интересно узнать, что Франц Шуберт, не имея в течение ряда лет дома рояля, пользовался при сочинении своих произведений главным образом гитарой. Его знаменитая "Серенада" имела в руко-писи пометку "для гитары". И если мы повнимательней вслушаемся в напевную и простую по своей искренности музыку Ф. Шуберта, то с удивлением заметим, что многое написанное им в песенном и танцевальном жанре, носит ярко выраженный "гитарный" характер.

Франц Шуберт (1797-1828) – великий австрийский компози-тор. Родился в семье школьного учителя. Воспитывался в венском конвинте, где обучался генерал-басу у В. Ружички, контрапункту и композиции у А. Сальери.

С 1814 по 1818 работал помощником учителя в школе своего отца. Вокруг Шуберта сложился кружок друзей-поклонников его творчества (в их числе поэты Ф. Шобер и И. Майрхофер, художники М. Швинд и Л. Купильвизер, певец И. М. Фогль, ставший пропагандистом его песен). Эти дружеские встречи с Шубертом вошли в историю под названием "Шубертиад". Как учитель музыки дочерей графа И. Эстергази, Шуберт побывал в Венгрии, вместе с Фоглем ездил в Верхнюю Австрию и Зальцбург. В 1828 году, за несколько месяцев до смерти Шуберта, состоялся его авторский концерт, прошед-ший с большим успехом.

Важнейшее место в наследии Ф. Шуберта занимают песни для голоса с фортепиано (около 600 песен). Один из круп-нейших мелодистов, Шуберт реформировал жанр песни, наделив его глубоким содержанием. Шуберт создал новый тип песни сквозного развития, а также первые высоко-художественные образцы вокального цикла ("Прекрасная мельничиха", "Зимний путь"). Перу Шуберта принадлежат оперы, зингшпили, мессы, кантаты, оратории, квартеты для мужских и женских голосов (в мужских хорах и ор. 11 и 16 он использовал гитару в качестве сопровождающего инстру-мента).

В инструментальной музыке Шуберта, основанной на традициях композиторов венской классической школы, большое значение приобрел тематизм песенного типа. Им создано 9 симфоний, 8 увертюр. Вершинными образцами романтическою симфонизма являются лирико-драмати-ческая "Неоконченная" симфония и величественная героико-эпическая "Большая" симфония.

Фортепианная музыка – важная область творчества Шуберта. Испытав влияние Бетховена, Шуберт заложил традицию свободной романтической трактовки жанра фортепианной сонаты (23). Фантазия "Скиталец" предвос-хищает "поэмные" формы романтиков (Ф. Лист). Экспромты (11) и музыкальные моменты (6) Шуберта – первые романтические миниатюры, близкие сочинениям Ф. Шопена и Р. Шумана. Фортепианные менуэты, вальсы, "немецкие танцы", лендлеры, экоссезы и др. отразили стремление композитора к поэтизации танцевальных жанров. Шубертом написано более 400 танцев.

Творчество Ф. Шуберта тесно связано с австрийским народным искусством, с бытовой музыкой Вены, хотя он редко использовал в своих сочинениях подлинные народ-ные темы.

Ф. Шуберт – первый крупный представитель музыкального романтизма, выразивший, по словам академика Б. В. Асафьева, "радости и скорби жизни" так, "как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей".

Журнал "Гитаристъ", №1, 2004