Скульптурная композиция мадонна с младенцем. В италии мраморная статуя мадонны ожила перед прихожанами

Скульптурная композиция Мадонны с младенцем Христом, позже получившая название «Мадонна Брюгге», стала единственной статуей Микеланджело, которая еще при его жизни покинула Италию.

Изначально эта мраморная статуя, созданная итальянским гением в самом начале XVI столетия, вскоре после завершения ватиканской «Пьеты» , предназначалась для ниши над главным алтарем в сиенской часовне кардинала Франческо Пикколомини, чем объясняется некоторая непропорциональность скульптуры и направленные вниз взгляды Богоматери и младенца. Однако в процессе работы между скульптором и заказчиком возникли разногласия - Микеланджело принципиально хотел изваять младенца Иисуса обнаженным, тогда как кардинал считал это недопустимым. В итоге, благодаря посредничеству друга Микеланджело банкира Джовани Балдуччи, владельцами статуи стали влиятельные купцы из Брюгге - Ян и Александр Мускроны (в итальянском произношении Москерони). В 1506 году, скульптурная композиция покинула пределы Италии, чтобы быть преподнесенной купцами в дар брюггской церкви Богоматери.

Небольшую статую, чья высота составляет всего 128 сантиметров, поместили в нише из черного мрамора капеллы Святого Причастия, а в 1768 году композиция была дополнена двумя боковыми скульптурами (автор - Питер Петерс), аллегорически представляющими Веру и Надежду. За несколько столетий «Мадонна Брюгге» дважды покидала столицу Западной Фландрии: после Французской революции, когда лихорадило всю Европу, и в 1944 году, когда отступавшие из города немцы смогли вывезти статую под матрасами в грузовике «Красного креста». Однако по завершении Второй мировой войны «Мадонна» вернулась на свое место. После нападения фанатика на ватиканскую «Пьету» в 1972 году (маньяк повредил скульптуру молотком) власти Брюгге в приняли решение защитить свою статую пуленепробиваемым стеклом.

«Мадонна Брюгге» по многим параметрам отступает от общепринятых церковных канонов того времени: задумчивая, словно погруженная в свои мысли Богоматерь не прижимает к себе сына, её взгляд устремлён в сторону. Классическая красота ее юного лица отмечена тонкой поэтичностью, лиризмом и глубокой скорбью, как будто матери уже открылась предначертанные сыну крестные муки. Американский писатель Ирвинг Стоун в своем известном романе «Муки и радости», посвященном жизни и творчеству Микеланджело, описывает статую так: «Вот почему она противилась, не хотела отпустить от себя этого прекрасного, сильного и проворного мальчика, ухватившегося своей ручонкой за ее ограждающую руку. И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль. Он был полон сил и отваги, скоро он соскочит с материнских колен и покинет это надежное убежище, но вот теперь, в эту минуту, он вцепился в руку матери одной своей рукой, а другую прижал к ее бедру. Быть может, он думает сейчас о ней, о своей матери, опечаленной неизбежной разлукой: ее сын, так доверчиво прильнувший к коленям, скоро будет странствовать в мире один».

Кажется, вот-вот дрогнут веки Марии, вздохнет ее грудь, прикрытая текучими складками одежд, сделает свой первый самостоятельный шаг младенец Иисус, во всем облике которого уже чувствуется скрытая мощь… «Мадонна Брюгге» - одна из самых правдоподобных, вдохновенных, «живых» работ великого Микеланджело.

Рим. Гробница папы Юлия II. 1505-1545 | Рим. Фрески свода Сикстинской капеллы. 1508-1512 | Флоренция. Гробницы Медичи. 1516-1534 | Рим. Поздние работы. «Страшный суд». 1534-1541 | Архитектура. Собор Св. Петра. 1538-1564 | карта сайта | главная страница

Мадонна с Младенцем, или «Мадонна Брюгге» (1504)

Вернувшись в Флоренцию, после «Давида» , Микеланджело создал так называемую «Мадонну Брюгге» небольшую (высотой 1,27 м) скульптурную группу Мадонны с Младенцем, закончив ее в 1504 г. Впоследствии статуя попала в церковь Нотр-Дам нидерландского города Брюгге.

По типу эта юная, нежная, задумчивая Мадонна напоминает Мадонну «Оплакивания Христа» из собора Св. Петра. Однако на этот таз, скульптор изваял более традиционную композицию, изобразив Иисуса в образе Младенца. В этом скромном произведении, открывающем собой в творчестве Микеланджело линию образов, отмеченных чертами своеобразного лиризма, особенно привлекательна сама Мадонна, в которой классическая красота и внутренняя сила личности сочетаются с мягкой поэтичностью и благородством. В ней ощущается рука мастера, изваявшего римскую «Пьету» .

Мадонна с Младенцем из Брюгге – одна из наиболее прекрасных и одухотворенных Мадонн Микеланджело. Печальная женщина, избранная и обреченная, она предвидит крестные муки сына. Ее взгляд устремлен вдаль, на лице застыло выражение неизбывной печали. Совсем другие чувства вызывает Младенец, жизнерадостный и любознательный, с кучерявой крупной головой. Своей детской непосредственностью и безмятежностью словно подчеркивает всю безмерность будущего материнского горя.

«Вот почему она противилась, не хотела отпустить от себя этого прекрасного, сильного и проворного мальчика, ухватившегося своей ручонкой за ее ограждающую руку. И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль. Он был полон сил и отваги, скоро он соскочит с материнских колен и покинет это надежное убежище, но вот теперь, в эту минуту, он вцепился в руку матери одной своей рукой, а другую прижал к ее бедру. Быть может, он думает сейчас о ней, о своей матери, опечаленной неизбежной разлукой: ее сын, так доверчиво прильнувший к коленям, скоро будет странствовать в мире один» Стоун Ирвинг.

Богородица получилась живой и правдоподобной, нежной и чистой. Мнится, еще миг – и дрогнут веки, рука подхватит ребенка, грудь вдохнет. Она жива, она чувствует. Мастер не идеализировал теперь лицо Марии, как в ранних работах. Создав римскую «Пьету» и «Давида», он ищет чувство, правдоподобность: скромные одежды текучими складками очерчивают крепкое тело молодой матери, лицо с тяжелыми веками от непролитых слез, длинный нос, густые волосы в простой прическе покрыты тяжелым капюшоном, как напоминает это произведение «Пьету». Тело младенца, хотя детское, но производит ощущение скрытой мощи, но по-детски миловидно - пухлые щеки и подбородок, кудрявая голова. У колен матери, держась за ее руку, он чувствует себя защищенным и готов познавать мир. Положение тел скульптурной группы очень естественно – что может быть правдоподобнее Матери и Ребенка из Брюгге?

В столь древних, нетронутых временем городах, как Брюгге, жизнь похожа на сон. Поэтому быть в Брюгге и мечтать о нем, почти одно и тоже. Однако, только познакомившись с этим изумительным городом лично, начинаешь понимать, почему великие эстеты начала ХХ века были способны переносить жизнь исключительно в Брюгге. Одной из главных достопримечательностей города, который сам по себе – одна большая достопримечательность, является соборная церковь Богоматери. Массивное сооружение, вонзающееся длинным шпилем в открыточное фламандское небо, поражает пестротой архитектурных стилей, которые оно вобрало в себя за 200-летную историю строительства.

История церкви Богоматери начинается ни много ни мало в IX веке, когда за пределами городского вала была построена небольшая часовня. Затем её заменили романской базиликой, а строительство современной готической церкви Богоматери началось в 1220 году. Однако её 122-метровая башня по сей день остается самой высокой постройка из кирпича в Бельгии. Эклектичное смешение стилей характерно для всех фламандских церквей, которые были построены до второй половины XVI века. Парящая готика экстерьера собора гармонично сочетается с интерьером, выполненным в стиле барокко с вкраплениями рококо или романского стиля. Причины этого стоит искать в истории иконоборчества, в результате которого было уничтожено внутреннее убранство почти всех церквей в тех местах. Восстанавливались же они значительно позднее, когда миром правило барокко.

За мощными стенами церкви Богоматери хранится одна из самых красивых скульптур на земле – знаменитая «Мадонна с младенцем», которая была создана великим Микеланджело в 1505 году и стала единственной работой автора, покинувшей Италию при жизни творца.

1501-1503. Галерея Вроувекерк, Брюгге. Микеланджело Буонарроти

Высота скульптуры 128 см, мрамор. Микеланджело Буонарроти изобразил классический вариант Богоматери с младецем Христом. Идеализацию подобного рода использовали многие другие художники. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. В начале молитвы святого Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына». Скульптор нашел идеальный путь для выражения в камне этой средневековой богословской мысли.

Необыкновенно красивая женщина, на лице которой читается боль матери. Матери, знающей о том, что её любимому сыну через несколько лет предстоит в страшных муках искупить грехи человечества. Воистину, только гений способен создать столько эмоций на глыбе ледяного мрамора. Одна только скульптура Микеланджело заслуживает того, чтобы назвать церковь Богоматери в Брюгге основной бельгийской достопримечательностью. Но богатство фламандских купцов не знало границ, поэтому здесь же можно увидеть великолепные полотна Питера Пауля Рубенса, украшающие клирос. Кроме того, в церкви Богоматери находятся два самых роскошных в Европе саркофага в стиле пламенеющей готики, которые принадлежат последним бургундским правителям из рода Валуа – Карлу Смелому и его дочери Марии, в правлении которой Брюгге достиг пика своего величия.

ВСЕ ФОТО

На выходных верующие в церкви Святого Петра в небольшом городке Ачерра под Неаполем стали свидетелями необычного явления.

Многие прихожане утверждают, что якобы видели, как статуя вдруг изменилась и сделала движение ногой, передает Tgcom .

Причем люди говорят, что это уже не первый подобный эпизод. За последние 15 дней статуя, якобы, двигалась уже несколько раз, но об этом умалчивали, чтобы было время это проверить и чтобы не поднимать лишнего шума.

Однако свиделями "чуда" на выходных стали много людей и новость разошлась за несколько часов. В церковь сразу же устремились люди, страдающие разными недугами, женщины, дети. Все они воссоединились в молитве возле статуи Мадонны. Люди заговорили о чуде.

"Я видел, как под платьем двигались ее ноги, будто она хотела пойти навстречу верующим. Колени двинулись вперед, сначала правая нога, затем левая, так что разгладились складки на мраморном платье. Это не иллюзия, многие это видели", - рассказывает один из свидетелей.

В течение нескольких дней все больше жителей городка, расположенного неподалеку от Неаполя, приходят к убеждению, что фигура Девы Марии движется, а многие готовы поклясться, прежде всего, группа женщин, которые несколько дней назад отметили изменение в силуэте Девы Марии, когда занимались уборкой в помещении церкви. Некоторые утверждают, что у статуи по-новому согнуты колени, другие говорят, что покрывало на Мадонне, также выполненное из мрамора, лежит непривычными складками.

Статуя Мадонны Ачерры начинает становиться коллективным феноменом и чудом, запечатленным мобильными телефонами, пишет Corriere della Sera . Верующие возглашают о чуде и, чтобы подкрепить свои слова, постоянно делают фото, прежде всего, при помощи мобильных телефонов, дабы задокументировать "изменения в положении" статуи (перевод на сайте Inopressa.ru).

Священник дон Оресте предпочитает занимать осторожную позицию: "Лично я ничего не видел, потому ничего не могу сказать". Однако он сразу же предупредил епископа епархии Ачерры, Джованни Ринальди, который еще не передал информацию в Ватикан: "Внутренне я в это не верю, но я оценю документы и свидетельства, чтобы принять решение о назначении комиссии".

"За 27 лет, что я нахожусь в этом городе, я впервые слышу о подобных вещах. Думаю, к этому явлению следует подойти крайне осторожно, как относятся к вещам, не поддающимся пониманию", - заявил изданию Mattino епископ Ачерры дон Антонио Рибольди.

Дон Рибольди следующим образом объясняет повышенное внимание верующих: "В мире столько страдания, и люди, в наибольшей степени предрасположенные к этому, хотят видеть в происходящем знак Божий".

Об этом сенсации стало так широко известно, что перед церковью Святого Петра в Ачерра собрались уже тысячи верующих. Толпа стала просто огромной, и пожарным пришлось закрыть двери церкви Святого Петра. Верующие, однако, не сдавались, и в воскресенье во время полуденной мессы базилика была переполнена людьми, уверенными в том, что видят чудо.

Между тем, как сообщает РИА "Новости" со ссылкой на агентство АНСА, в понедельник церковь была все же закрыта для доступа паломников. Это было сделано по просьбе приехавших сюда специалистов, решивших в спокойной обстановке исследовать статую Девы Марии и понять, что же произошло.

Напомним, что несколько лет назад в Италии плакали небольшие гипсовые скульптурки Мадонн. Красную жидкость, которая лилась из глаз фигурок, брали на экспертизу. Ученые тогда заявили, что это была настоящая человеческая кровь.

Более того, статуэтки просвечивали рентгеном, но никаких пустот и тайных механизмов в них обнаружено не было.

Менее месяца назад в Италии заплакала кровавыми слезами статуя святого Пия , который, как считают итальянцы, умел творить чудеса при жизни и продолжает творить их после смерти. До сих пор причина этого явления остается загадкой.

Мадонна с Младенцем (Мадонна Брюгге) (1504)

«А кроме того, он сделал бронзовое тондо с Богоматерью, отлитое им по заказу фламандских купцов Москерони, особ очень знатных в своих краях, с тем чтобы они, уплатив ему за него сто скудо, могли отослать это тондо во Фландрию» Вазари.

Вернувшись в Флоренцию, после «Давида», Микеланджело создал так называемую «Мадонну Брюгге» небольшую (высотой 1,27 м) скульптурную группу Мадонны с Младенцем, закончив ее в 1504 г. Впоследствии статуя попала в церковь Нотр-Дам нидерландского города Брюгге.

По типу эта юная, нежная, задумчивая мадонна напоминает Мадонну «Оплакивания» из собора Св. Петра. В этом скромном произведении, открывающем собой в творчестве Микеланджело линию образов, отмеченных чертами своеобразного лиризма, особенно привлекательна сама Мадонна, в которой классическая красота и внутренняя сила личности сочетаются с мягкой поэтичностью и благородством. В ней ощущается рука мастера, изваявшего римскую «Пьету».

Мадонна с Младенцем из Брюгге - одна из наиболее прекрасных и одухотворенных Мадонн Микеланджело. Печальная женщина, избранная и обрченная, она предвидит крестные муки сына. «Вот почему она противилась, не хотела отпустить от себя этого прекрасного, сильного и проворного мальчика, ухватившегося своей ручонкой за ее ограждающую руку. И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль. Он был полон сил и отваги, скоро он соскочит с материнских колен и покинет это надежное убежище, но вот теперь, в эту минуту, он вцепился в руку матери одной своей рукой, а другую прижал к ее бедру. Быть может, он думает сейчас о ней, о своей матери, опечаленной неизбежной разлукой: ее сын, так доверчиво прильнувший к коленям, скоро будет странствовать в мире один» Стоун Ирвинг.

Богородица получилась живой и правдоподобной, нежной и чистой. Мнится, еще миг - и дрогнут веки, рука подхватит ребенка, грудь вдохнет. Она жива, она чувствует. Мастер не идеализировал теперь лицо Марии, как в ранних работах. Создав римскую «Пьету» и «Давида», он ищет чувство, правдоподобность: скромные одежды текучими складками очерчивают крепкое тело молодой матери, лицо с тяжелыми веками от непролитых слез, длинный нос, густые волосы в простой прическе покрыты тяжелым капюшоном, как напоминает это произведение «Пьету». Тело младенца, хотя детское, но производит ощущение скрытой мощи, но по-детски миловидно - пухлые щеки и подбородок, кудрявая голова. У колен матери, держась за ее руку, он чувствует себя защищенным и готов познавать мир. Положение тел скульптурной группы очень естественно - что может быть правдоподобнее Матери и Ребенка из Брюгге?

Скульптурные образы Мадонны «Тондо Тадеи» и «Тондо Питти» (1503-1505)

«Тогда же начал он, но не закончил, два мраморных тондо, одно для Таддео Таддеи, то, что и ныне находится в его доме, а другое было начато им для Бартоломео Питти, то, которое фра Миньято Питти из Монте Оливето, человек понимающий и на редкость разбирающийся в космографии и многих других науках и в особенности в живописи, подарил Луиджи Гвиччардини, с которым был в большой дружбе; работы эти были признаны превосходными и дивными. В это же время начал он мраморную статую св. Матфея для попечительства Санта Мариа дель Фьоре; незаконченная эта статуя свидетельствует о совершенном его мастерстве и поучает других скульпторов, как надлежит высекать статуи из мрамора, не уродуя их, чтобы всегда, снимая мрамор, можно было что-либо выгадать и чтобы можно было в случае надобности, как это бывает, то или другое убрать или изменить» Вазари.

После «Мадонны Брюгге», тема мадонны с младенцем занимает Микеланджело и в дальнейшем. Между 1503--1508 гг. он исполнил два мраморных барельефа с изображением мадонны, младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя. Обе композиции этих рельефов вписаны в круг (по итальянски «тондо»), но по настроению и характерам они совершенно различны. - «Мадонна Тадеи» (1503-1505, Королевская академия искусств, Лондон) - «Мадонна Питти» (1504-1505, Барджелло, Флоренция).

Два тондо, изображающие Богоматерь и Младенца, выходят из плоскости рельефа, при взгляде на них создается впечатление полнообъемных скульптур. В них ясно проявляется характерная для него особенность работы с мрамором. Микеланджело не стремится придать равную завершенность всем частям рельефа, всем его деталям. Он оставляет мраморного блока почти не обработанными, как бы не законченными. Он сохраняет в отдельных местах фактуру камня, получая дополнительный эффект от различной обработки поверхности мрамора.

«Мадонна Бартоломео Питти» выполнена в виде тондо, вогнутого блюдца, в отличие от нежной и лиричной «Мадонны Таддео Таддеи» заключает образ, исполненный величия и монументальности. «Мадонна Питти» перекликается с одной из мадонн Рафаэля зрелого римского периода -- «Мадонной в кресле». Как и у Рафаэля, главенствующее место в композиции Микеланджело занимает мадонна. Ей словно тесно в отведенном пространстве, голова ее выступает за пределы круга. Оторвавшись от чтения, она смотрит в сторону, погруженная в свой внутренний мир. Фигурка Иоанна Крестителя едва выступает из фона, уравновешивая эту прекрасную в своей сложной гармонии и завершенности композицию. В центральная фигура композиции - Мария, сидящая на камне - выполнена наиболее выпуклой. Опираясь на раскрытую книгу на ее коленях, Младенец Иисус, склонив кудрявую голову, внимательно заглядывает в книгу. Иоанн Креститель, выглядывающий из-за плеча Богоматери, расположен на краю тондо, наименее объемный, едва видим на фоне неотшлифованного мрамора.

В лицах и фигурах Марии и Младенца явственно просматриваются черты «Мадонны Брюгге» - та же зрелость, одухотворенность, печаль и… обреченность.

В противоположность, другое тондо, «Мадонна Таддеи», излучает жизнерадостность. Это тондо - одно из редких для Микеланджело лирических жанровых решений. Молодая мать задумчиво улыбаясь, смотрит на игру детей. Иоанн Креститель протягивает щегла Младенцу Иисусу, а тот, в испуге ищет защиты у матери, уворачивается, вытянувшись на коленях Марии по диагонали, через всю плоскость тондо. Младенец занимает центральное место, Мария же задвинута в глубину вогнутого тондо. Три фигуры расположены на фоне грубо обработанного мрамора, еще более крупнозернистом, чем у «Мадонны Питти», будто Микеланджело стремился передать ощущение пустыни.

По мотиву этот барельеф перекликается с картиной Рафаэля «Мадонна со щегленком» и даже близок ему по настроению. Но вместо устойчивой пирамидальной композиции Рафаэля Микеланджело дает динамичное, сложное по ритму построение, вписывая фигуры в круг. Большей проработанностью и центральным положением он выделяет фигурку младенца Христа. Мягко моделированные Мадонна и Креститель слегка затенены, их фигуры едва выступают на фоне, обработанном шпунтом.