Василий чекрыгин художник. Василий чекрыгин

    ЧЕКРЫГИН Василий Николаевич - (1897 1922) российский художник. Духовный основоположник общества Маковец. Пройдя через футуризм, вернулся к традиции символизма, создав в 1921 22 большой цикл рисунков углем Воскрешение мертвых, идейно связанный с философией Н. Ф. Федорова.… … Большой Энциклопедический словарь

    Чекрыгин Василий Николаевич - (1897 1922), живописец и график. Прошёл через увлечение футуризмом, вернулся к традициям символизма, создав в 1921 22 большой цикл рисунков углём «Воскрешение мёртвых», идейно связанный с философско утопическими воззрениями Н. Ф. Фёдорова. Мечтал … Энциклопедический словарь

    Чекрыгин, Василий Николаевич - (1897 1922) живописец. Учился живописи в иконописной школе Киево Печерской лавры и в училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. Продолжал художественное образование за границей. Организатор и теоретик художественного общества "Искусство… … Большая биографическая энциклопедия

    Чекрыгин Василий Николаевич

    Чекрыгин, Василий Николаевич - (18.01.1897, г. Жиздра, Калужской губернии 03.06.1922, Москва) русский график и живописец. Выходец их мещанской среды. В 1910 1914 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (стипендиат премии им. И.Левитана). В 1914 совершил… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

    Василий Николаевич Чекрыгин - Василий Чекрыгин, автопортрет Василий Николаевич Чекрыгин (19 января 1897 года), Жиздра Калужской губернии 3 июня 1922, станция Мамонтовка Московской области) русский живописец, график, один из основателей и наиболее ярких художников «Маковца».… … Википедия

    Чекрыгин, Василий - Василий Чекрыгин, автопортрет Василий Николаевич Чекрыгин (19 января 1897 года), Жиздра Калужской губернии 3 июня 1922, станция Мамонтовка Московской области) русский живописец, график, один из основателей и наиболее ярких художников «Маковца».… … Википедия

    Чекрыгин - Чекрыгин фамилия. Известные носители: Чекрыгин, Александр Иванович (1884 1942) артист балета, педагог, балетмейстер. Чекрыгин, Василий Николаевич (1897 1922) русский живописец, график. Чекрыгин, Иван Иванович (1880 1942) … … Википедия

    Василий Чекрыгин - Василий Чекрыгин, автопортрет Василий Николаевич Чекрыгин (19 января 1897 года), Жиздра Калужской губернии 3 июня 1922, станция Мамонтовка Московской области) русский живописец, график, один из основателей и наиболее ярких художников «Маковца».… … Википедия

    Чекрыгин В. - Василий Чекрыгин, автопортрет Василий Николаевич Чекрыгин (19 января 1897 года), Жиздра Калужской губернии 3 июня 1922, станция Мамонтовка Московской области) русский живописец, график, один из основателей и наиболее ярких художников «Маковца».… … Википедия

, Калужская губерния

Васи́лий Никола́евич Чекры́гин (19 января 1897 года , Жиздра Калужской губернии - 3 июня , станция Мамонтовка Московской области) - русский живописец, график, один из основателей и наиболее ярких художников «Маковца ».

Биография и творчество

Первым иллюстрировал и отпечатал в технике литографии стихи В. Маяковского . Зимой -1914 года выставил несколько своих новаторских работ на XXXV (Юбилейной) выставке МУЖВЗ. Скандал и годовое лишение стипендии заставляют Чекрыгина прекратить обучение. Покинув стены МУЖВЗ, он участвовал в выставке «№ 4», организованной Михаилом Ларионовым , и путешествовал по Европе. Возвратившись в Россию, попал на фронт. В составе пулемётной бригады воюет под Двинском . В 1918 году входит в состав Комиссии по охране художественных ценностей.

В начале 1920-х годов творчество художника переживает расцвет. Чекрыгин создает несколько графических циклов «Расстрел» (), «Сумасшедшие» (), «Голод в Поволжье» () и «Воскрешение мёртвых» ( -). Активно участвует в организации и написании будущего манифеста союза художников и поэтов «Искусство-жизнь» («Маковец »). Среди теоретических работ Чекрыгина наибольшую известность получил труд «О Соборе Воскрешающего музея» (1921), посвященный памяти философа Николая Федорова .

Творческий и жизненный путь художника оборвался очень рано. В возрасте двадцати пяти лет Чекрыгин трагически погиб, попав под поезд.

Напишите отзыв о статье "Чекрыгин, Василий Николаевич"

Литература

  • Чекрыгин, В.Н. “О Соборе Воскрешающего Музея». В книге " Н.Ф.Федоров: pro et contra". Кн. 2. СПб.: РХГА. С.450-482.
  • Бакушинский А. В. «В пути к великому искусству», ж. «Жизнь» № 3, М.: 1922
  • Каталог выставки произведений В. Н. Чекрыгина (1897-1922). М.: Цветковская художественная галерея , 1923
  • Каталог. Вторая выставка картин. «Маковец» (Искусство-жизнь). Стр.13, М.: Музей изящных искусств, 1924 (январь).
  • Catalogo. XIV-a Esposizione Internazionale D’Arte della Citta di Venecia, MCMXXIV, p. 237, 1924
  • Шапошников Б. Без заголовка (о последней встрече с В. Чекрыгиным). Каталог ГМИИ им. А.С.Пушкина к персональной выставке художника. М.,Советский художник, 1969
  • Точеный О. Выставка работ В.Н. Чекрыгина, «Знамя» № 3, Калуга, 1965
  • Левитин Е. С. «Об искусстве В.Н. Чекрыгина». Каталог ГМИИ им. А. С. Пушкина к персональной выставке художника в этом музее. М.: Советский художник, 1969
  • Левитин Е. С. Василий Николаевич Чекрыгин: Рисунки. М.: Советский художник, 1969
  • Каталог ГМИИ им. А. С. Пушкина к персональной выставке художника в этом музее в 1969-70 гг. М.: Советский художник, 1969
  • Кустов Г. «Василий Чекрыгин», М.: «Московский художник» № 41, 1970
  • Бакушинский А. В. «В. Чекрыгин. Избранные искусствоведческие статьи». М.: Советский художник, 1981
  • Жегин Л. Ф. «Воспоминания о В. Н. Чекрыгине. Редакция, предисловие и комментарии Н. И. Харджиева». «Панорама искусств» № 10, М.: Советский художник, 1987
  • Wassili Tschekrygin: Mystiker der Russischen avantgarde: aus der Geschichte des Russischen Expressionismus. Köln: Galerie Gmurzynska, 1992
  • Дымшиц Э. А. «Василий Чекрыгин. Альбом. Киев, 2005
  • Скомаровская Н. В. «Собор Воскрешающего музея». Наследие художника Василия Чекрыгина. Ж. «Шпиль», Пермь, 2005
  • Мурина Елена , Ракитин Василий . Василий Николаевич Чекрыгин. - М .: , 2005. - 288 с. - ISBN 5-902801-02-8 .
  • Некрасова., Е.А. The life, Writings and Art of Vasiliy Chekrigin. pp. 119-123,Leonardo,Vol.17,# 2,1984

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Чекрыгин, Василий Николаевич

Французы, не преследуемые более, стали понемногу опоминаться, собрались командами и принялись стрелять. Орлов Денисов ожидал все колонны и не наступал дальше.
Между тем по диспозиции: «die erste Colonne marschiert» [первая колонна идет (нем.) ] и т. д., пехотные войска опоздавших колонн, которыми командовал Бенигсен и управлял Толь, выступили как следует и, как всегда бывает, пришли куда то, но только не туда, куда им было назначено. Как и всегда бывает, люди, вышедшие весело, стали останавливаться; послышалось неудовольствие, сознание путаницы, двинулись куда то назад. Проскакавшие адъютанты и генералы кричали, сердились, ссорились, говорили, что совсем не туда и опоздали, кого то бранили и т. д., и наконец, все махнули рукой и пошли только с тем, чтобы идти куда нибудь. «Куда нибудь да придем!» И действительно, пришли, но не туда, а некоторые туда, но опоздали так, что пришли без всякой пользы, только для того, чтобы в них стреляли. Толь, который в этом сражении играл роль Вейротера в Аустерлицком, старательно скакал из места в место и везде находил все навыворот. Так он наскакал на корпус Багговута в лесу, когда уже было совсем светло, а корпус этот давно уже должен был быть там, с Орловым Денисовым. Взволнованный, огорченный неудачей и полагая, что кто нибудь виноват в этом, Толь подскакал к корпусному командиру и строго стал упрекать его, говоря, что за это расстрелять следует. Багговут, старый, боевой, спокойный генерал, тоже измученный всеми остановками, путаницами, противоречиями, к удивлению всех, совершенно противно своему характеру, пришел в бешенство и наговорил неприятных вещей Толю.
– Я уроков принимать ни от кого не хочу, а умирать с своими солдатами умею не хуже другого, – сказал он и с одной дивизией пошел вперед.
Выйдя на поле под французские выстрелы, взволнованный и храбрый Багговут, не соображая того, полезно или бесполезно его вступление в дело теперь, и с одной дивизией, пошел прямо и повел свои войска под выстрелы. Опасность, ядра, пули были то самое, что нужно ему было в его гневном настроении. Одна из первых пуль убила его, следующие пули убили многих солдат. И дивизия его постояла несколько времени без пользы под огнем.

Между тем с фронта другая колонна должна была напасть на французов, но при этой колонне был Кутузов. Он знал хорошо, что ничего, кроме путаницы, не выйдет из этого против его воли начатого сражения, и, насколько то было в его власти, удерживал войска. Он не двигался.
Кутузов молча ехал на своей серенькой лошадке, лениво отвечая на предложения атаковать.
– У вас все на языке атаковать, а не видите, что мы не умеем делать сложных маневров, – сказал он Милорадовичу, просившемуся вперед.
– Не умели утром взять живьем Мюрата и прийти вовремя на место: теперь нечего делать! – отвечал он другому.
Когда Кутузову доложили, что в тылу французов, где, по донесениям казаков, прежде никого не было, теперь было два батальона поляков, он покосился назад на Ермолова (он с ним не говорил еще со вчерашнего дня).
– Вот просят наступления, предлагают разные проекты, а чуть приступишь к делу, ничего не готово, и предупрежденный неприятель берет свои меры.
Ермолов прищурил глаза и слегка улыбнулся, услыхав эти слова. Он понял, что для него гроза прошла и что Кутузов ограничится этим намеком.
– Это он на мой счет забавляется, – тихо сказал Ермолов, толкнув коленкой Раевского, стоявшего подле него.
Вскоре после этого Ермолов выдвинулся вперед к Кутузову и почтительно доложил:
– Время не упущено, ваша светлость, неприятель не ушел. Если прикажете наступать? А то гвардия и дыма не увидит.
Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.


(1897-1922)

В. И. Чекрыгин рос в Киеве и мальчиком был принят в иконописную школу Киево-Печерской лавры. В тринадцать лет в сопровождении старшего брата отправился в Москву поступать в МУЖВЗ и легко выдержал конкурс.

В 1912 г. три студента училища своими руками изготовили книжку стихов, которые написал один из них- Чекрыгин переписал стихи на специальную бумагу, с которой их можно было перевести на литографский камень, и добавил несколько рисунков. Это была первая книжка стихов В. В. Маяковского - "Я!". Талантливый юноша дружит со старшими товарищами, увлеченными поисками новых форм, новых путей в искусстве. Он пишет угловатые, резкие, полные внутреннего драматизма портреты, вызывая неудовольствие педагогов.

В 1914 г. уходит из училища, участвует в одной из знаменитых "левых" выставок - "№ 4" (1914). Первая мировая война застала его за границей, кружным путем он возвратился в Россию, был на фронте.

Начало 1920-х гг. - расцвет творчества художника. От этого времени дошло до нас почти полторы тысячи его рисунков. Он работал чаще всего прессованным углем, мягкими, бархатистыми пятнами ложащимся на бумагу. И из этих клубящихся пятен, образующих на листе неопределенное, таинственно пульсирующее темное пространство, выступают неясные, но проникнутые страстным драматическим напряжением фигуры и лица. Рисунки эскизны, беглы. Художник не дает им названий - они лишь звенья бесконечной цепи, частицы единого, колоссально то замысла, наброски отдельных персонажей и эпизодов, которым предстоит еще получить свой окончательный смысл, объединившись в стройное целое.

В самом деле, художник мечтал о грандиозной фреске, посвященной грядущим судьбам человечества. В основе этого утопического замысла - философское учение Н. Ф. Федорова о воскрешении ушедших поколений и переселении человечества в космические дали, которое произвело на Чекрыгина неизгладимое впечатление. Но овладение космосом, путь к звездам - это для художника не техническая задача, а духовный подвиг, совершаемый героическим порывом и озарением. Листы Чекрыгина с их сияющими из мрака обнаженными телами не имеют ничего общего с научной фантастикой. "Не принимайте эти фигуры за тела, в них не должно быть ничего телесного, это только образы, духи", - говорил художник.

Но рядом с этой философской утопией возникает в чекрыгинских рисунках совсем иная тема, злободневная, прямо с газетной страницы: "Голод в Поволжье" (1922). И здесь тот же интерес не к факту, хотя и страшному, а к его внутреннему драматизму, к духовному напряжению времени. Перейдя от живописи к рисунку, позволявшему почти мгновенно выплескивать на лист эту разрывавшую его бурю страстей, Чекрыгин оставался живописцем по всему своему творческому складу. Эти скромные по материалу листы и кажутся живописью, они не графичны, не линейны, наполнены могучими массами цвета (пусть только черного и белого), сиянием света и глубинами тьмы. И в своей трагической мощи работы эти перекликаются с наиболее драматическими образами великих мастеров прошлого-с могучими рисунками Тинторетто, одухотворенной графикой Рембрандта, трагическими гротесками Гойи.

Страстная одержимость искусством, проникающим в судьбы страдающего и прекрасного человечества, сделала совсем еще молодого Чекрыгина вдохновителем целой группы художников с близкими духовными устремлениями. Они называли ее "Искусство - жизнь" или, по заглавию своего журнала, "Маковец". Художник-мыслитель, стремившийся и теоретически определить смысл своего искусства, Чекрыгин был идеологом группы. Но путь его оборвался трагически рано: в возрасте двадцати пяти лет художник погиб под поездом.

(1897, Киев - 1922, Москва). Живописец, график, теоретик искусства.

1920? Василий Чекрыгин, автопортрет

В.Н. Чекрыгин родился в семье приказчика. После окончания городского училища он обучался в иконописной мастерской при Киево-Печерской лавре. В четырнадцать лет юноша уехал в Москву и поступил в МУЖВЗ, которое покинул в конце 1913. Летом 1914 совместно с Л.Ф. Жегиным художник путешествовал по Франции, Германии и Австрии. Более всего Чекрыгин ценил древнерусское искусство и творчество Андрея Рублева, а во время пребывания в Европе его внимание привлекли такие имена, как Фидий, Эль Греко, ф. Гойя, Рембрандт, Мазаччо, Джотто, Я. Тинторетто, Леонардо да Винчи и Поль Сезанн. В 1915 Чекрыгин записался вольноопределяющимся в армию, участвовал в боях под Двинском. Несколько раз по болезни его эвакуировали в тыл, и летом 1917 он возвратился в Москву.

В течение года Чекрыгин служил в художественной комиссии Совета солдатских депутатов, в 1918 преподавал живопись в Доме искусств Сокольнического района, затем вновь пошел на военную службу в Высшую школу военной маскировки. За короткий период из нескольких лет Чекрыгин в своих творческих поисках прошел путь от футуризма, который сыграл большую роль в формировании его художественных принципов, до синтетического монументального искусства. Увлеченный кубистическими опытами Пикассо, он писал в духе кубизма (1912-1913), а через некоторое время уже восхищался А.А. Ивановым и М.А. Врубелем, участвовал в ученической выставке, представив портрет «ПОДРАЖАНИЕ ЭЛЬ ГРЕКО И СЕЗАННУ» (1913), иллюстрировал сборник стихотворений В.В. Маяковского «Я» библейскими сценами. В 1914 году на программной выставке группы М.Ф. Ларионова «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» Чекрыгин показал кубистические работы. В 1920 художник работал в Детском театре, сделал прекрасные эскизы к постановке «Принцесса Турандот», участвовал в оформительской работе по украшению Москвы к революционным праздникам.

Чекрыгин прожил короткую жизнь - всего 25 лет, но за это время сумел сделать невероятно много и в теоретическом, и в практическом отношении. Подростком он дружил с людьми на несколько лет старше себя и поражал их широтой эрудиции, зрелостью и точным знанием целей, которые перед собой ставил. В художественной жизни рубежа 1910-1920-х творчество, теоретическая работа, самая личность Чекрыгина занимают совершенно особое, значительное место. Его интересовали общие проблемы философии искусства, курс которой он предполагал читать во Вхутемасе, но ему «было в этом отказано. Сохранились лишь записи художника на эту тему. Конкретное выражение теоретическая позиция Чекрыгина получила в манифесте объединения «Маковец» («Искусство и жизнь»), названном «Наш пролог». Чекрыгин был идейным вдохновителем группы. Художников объединяло стремление к высокому синтетическому искусству, к монументальным формам. В манифесте говорилось: «Мы ценим то высокое чувство, которое порождает искусство монументальное. Мы знаем, что монументальным искусство становится, лишь овладев высшей степенью мастерства. Отсюда нашей задачей является обратить чувство в представление, найдя пределы взаимоотношения стороны материальной (формы) с духом.

Жизненный путь русского художника, к сожалению, оборвался очень рано. В девятнадцать лет Чекрыгин, попав под поезд, трагически погиб.

Когда будущему художнику было два года, семья переехала в Киев, который всегда воспринимался им как родной город. Отец служил приказчиком в магазине готового платья, мать, происходившая из обедневшей семьи польских аристократов, воспитывала детей. Василий был шестым из десяти детей.

Два года Чекрыгин проучился в четырёхклассной городской школе (с 1904). В 1906–1910 – ученик мастерской иконописи в Киево-Печерской лавре.

В.Н.Чекрыгин. Воскрешение мертвых. 1922. Холст, масло. 71х54. ГТГ

В.Н.Чекрыгин. Голова лошади и раб. 1920. Бумага, графитный карандаш, уголь.23,5х22,5. ГТГ

В.Н.Чекрыгин. Стенька Разин. 1921. Бумага, графитный карандаш. 25,9х22,3. ГТГ

В 1910 Чекрыгин едет в Москву и поступает в МУЖВЗ. Он пишет этюды у Симонова монастыря в духе И.И.Левитана. Его работы в училище нравятся, он освобождается от платы за обучение.

1911 стал очень важным в биографии Чекрыгина. Он подружился с Л.Ф.Жегиным, сыном архитектора, классика московского модерна Ф.О.Шехтеля. В училище общается с Д.Д.Бурлюком и В.В.Маяковским. Во время каникул в Киеве познакомился с К.Н.Редько и И.М.Рабиновичем.

Осенью Чекрыгин привёз в Москву работы, которые говорили об остром интересе к новым тенденциям в искусстве. В 1912 история почти повторяется. Он привозит из Киева смелые и необычные по живописи холсты – «Адам и Ева», «Портрет М.Фаббри» и показывает свои работы М.Ф.Ларионову, В.Е.Татлину, Н.С.Гончаровой, М.В.Ле-Дантю, Н.Е.Роговину. Интересуется византийскими и старорусскими фресками.

В 1913 вместе с Жегиным несколько раз посещает выставку икон.

В 1913 пробует писать нечто в духе лучизма, но недолго. В марте выходит «Я» Маяковского (тираж 300 экземпляров) с четырьмя иллюстрациями «Чекрыжки», как его называют знакомые. 13 октября в зале Общества любителей художеств вместе с Бурлюком, Жегиным и К.С.Малевичем выступает на вечере «Футуристы. Первый в России вечер речетворцев» (афиша была отпечатана на туалетной бумаге).

В 1914 виделся в Москве с Филиппо Томмазо Маринетти.

Бурлюка и Маяковского 25 февраля исключают из училища. Вслед за ними оставляет училище и Чекрыгин.

Казалось бы, началась скандальная карьера футуриста или кубофутуриста. Выставка «№4. Футуристы, лучисты, примитив» заставила удивиться многих из знакомых Чекрыгина. Его картины открывали новую главу в истории русской живописи – яркая индивидуальность художника противостояла стандартам «измов» тех дней.

Весной 1914 через Киев Чекрыгин едет в Варшаву. Вместе с Жегиным он путешествует по Европе, изучает музеи Дрездена, Вены, Мюнхена, Парижа. С началом войны друзья оказываются в Лондоне, в сентябре через Скандинавию возвращаются в Москву.

Осенью Чекрыгин делает четыре плаката для издательства «Сегодняшний лубок».

В 1915 работает над иллюстрациями к «Войне» Н.Н.Асеева, которые берёт с собой на фронт. Иллюстрации пропали.

Из армии, куда Чекрыгин пошёл добровольно, в 1917 он возвращается в Москву. Попытка демобилизоваться удалась не сразу, только в сентябре 1919.

В августе 1917 с П.В.Кузнецовым и Малевичем входит в художественную комиссию Совета солдатских депутатов. В Москве он часто бывает у П.И.Бромирского. Много рисует и снова возвращается к живописи, пытается определить свою индивидуальную позицию в искусстве.

В 1920 готовит курс лекций для только что созданного Вхутемаса – курс лекций по философии искусства (прочитаны были всего три лекции в декабре 1920). Начинается переписка с Н.Н.Пуниным о задачах современного искусства. Чекрыгин рассматривает искусство как особое цельное явление духовной жизни.

Выставка иконописи в залах бывшего Строгановского училища, где были показаны «Владимирская Богоматерь», «Троица» Рублёва и другие шедевры, стала сильным стимулом в работе художника. Эти новые ощущения от иконы выстроились у него в один ряд с живописью Якопо Тинторетто, Эль Греко и живописью Поля Сезанна и Пабло Пикассо. Одновременно с этой выставкой проходила выставка Обмоху, которую ищущий синтетического современного искусства Чекрыгин оценивает всего лишь как выставку «группы молодых и плохих, безнадёжных художников».

В конце 1920 Чекрыгин делает мистические рисунки, как фрагменты, эпизоды некоей будущей фрески, вдохновлённой идеями «Общего дела» религиозного мыслителя Н.Ф.Фёдорова. Он удивлён явлением Фёдорова, его размышлениями о смерти и жизни вечной, о земле и человеке в космическом универсуме. Союз земли и неба одухотворяет земное. Свою рукопись об искусстве и идеях Фёдорова Чекрыгин назвал «О соборе воскрешающего музея».

Искусство Чекрыгина, монументальное в своей основе, хотело сделать духовным мир, преобразить его, чтобы оно могло выдержать давление трагической социальной действительности. Чекрыгин был одним из основателей «Маковца».

Художник погиб в возрасте 25 лет в результате несчастного случая (попал под поезд).

Работы Чекрыгина хранятся в ГМИИ, ГТГ, ГРМ, ГЛМ, ГММ, в Музее Людвига в Кёльне, ряде частных коллекций.