Деревенские писатели советского союза и россии. Писатели-"деревенщики": Фёдор Александрович Абрамов, Василий Иванович Белов, Иван Иванович Акулов

Деревенская проза - одно из течений в отечественной литературе прошлого столетия. Зародилось оно в 50-е годы. Произведения представителей этого направления не одно десятилетие изучают школьники на уроках русской литературы. Многие рассказы и повести писателей-"деревенщиков" экранизированы как советскими, так и российскими кинематографистами. Творчество ярчайших представителей деревенскй прозы - тема статьи.

Особенности деревенской прозы

Валентин Овечкин - один из первых прозаиков, воспевших на страницах своих произведений жизнь русской глубинки. Само определение деревенская проза вошло в литературоведение не сразу. Принадлежность авторов, которых сегодня принято называть писателями-"деревенщиками", к определенному направлению в прозе долгое время ставилась под сомнение. Тем не менее со временем термин обрел право на существование. И произошло это после публикации рассказа Солженицына «Матренин двор». Под деревенской прозой понимать стали не просто произведения, посвященные жителям села, но и комплекс художественных и стилевых особенностей. В чем же они заключаются?

Писатели-"деревенщики" в своих произведениях поднимали вопросы экологии, сохранения национальных русских традиций. говорили об истории, культуре, нравственных аспектах в жизни обитателей глубинки. Один из ярчайших представителей деревенской прозы - Ф. Абрамов.

В своих небольших, емких произведениях он умел показать жизнь целого поколения, представители которого, как известно, особенно испытали на себе последствия исторических событий 20-х годов прошлого века, тяготы послевоенного времени. Но о творчестве этого прозаика будет вкратце рассказано ниже. Прежде стоит привести список писателей-"деревенщиков".

Представители деревенской прозы

У истоков литературного направления стоял Ф. Абрамов. В один ряд с этим писателем ставят также В. Белова и В. Распутина. Раскрыть тему русской деревенской прозы было бы невозможно без упоминания таких произведений, как «Царь-рыба» Астафьева, «Живая вода» Крупина и, конечно же, «Матренин двор» Солженицына. Важный вклад в развитие деревенской прозы внес Василий Шукшин. Яркий деревенский колорит присутствует на страницах книг Василия Белова. В перечень писателей, посвятивших свои произведения нравам и традициям русского села, входят также Н. Кочин, И. Акулов, Б. Можаев, С. Залыгин.

Интерес к писателям-"деревенщикам" наблюдался в 80-е годы. Однако с распадом СССР популярными стали другие жанры. Сегодня книги Василия Белова, Федора Абрамова, Валентина Распутина, рассказы Александра Солженицына обрели новую жизнь. Их регулярно переиздают, по ним снимают художественные фильмы (киноленты «Живи и помни» 2008 года, «Матренин двор» 2013 года).

Федоров Абрамов

Один из известнейших представителей деревенской прозы родился в Архангельской области, но большую часть жизни провел в Ленинграде. Абрамов ушел добровольцем на фронт в 1941 году, прошел всю войну. И только после ее окончания смог получить высшее образование на факультете русской филологии.

Абрамова называют патриархом деревенской прозы за ту скрупулезность, с которой он пытался постичь причины трагедии крестьянства, социальные особенности деревни. Обращение к этой теме поставило Абрамова в один ряд с самыми значимыми фигурами в советской литературе шестидесятых-семидесятых годов.

Почему так много было вынуждено покинуть в 50-е годы родной дом и отправиться в город? На этот вопрос Абрамов, наряду с Шукшиным и Распутины, пытается ответить в своих произведениях, давно ставших классикой русской прозы. При этом судьба героя, покинувшего деревню, всегда трагична. Стилю Абрамова, как и стилю других писателей-деревенщиков, не свойственна гротескность, образность. Наиболее значимое произведение в творчестве этого прозаика - роман «Братья и сестры».

Василий Белов

Этот писатель - уроженец деревни Тимониха Вологодской области. О тяготах деревенской жизни Белову был известно не понаслышке. Отец его погиб в годы ВОВ, мать, как и миллионы советских женщин, была вынуждена поднимать детей самостоятельно. А их у нее было пятеро. В одном из своих произведений, «Невозвратные годы», писатель поведал о жизни своих родственников - жителей деревни.

Много лет Белов прожил в Вологде, недалеко от своей малой родины, в которой черпал материал для литературного творчества. Широкую известность писателю принесла повесть «Обычное дело». И именно это произведение закрепило за ним звание одного из представителей деревенской прозы. В рассказах и повестях Белова нет резких сюжетных поворотов, в них мало событий и почти отсутствует интрига. Преимущество Белова - умение мастерски использовать народный язык, создавать яркие образы деревенских жителей.

Валентин Распутин

Известный прозаик однажды сказал, что рассказать о деревне, воспеть ее в своих произведениях - его долг. Он, как другие писатели, о которых идет речь в этой статье, вырос в селе. Окончил историко-филологический факультет. Дебютом в литературе стала публикация рассказа «Край возле самого неба». Известность же принесли «Деньги для Марии».

В семидесятые годы книги Распутина Валентина Григорьевича пользовались немалой популярность у советской интеллигенции. Самые известные произведения - «Прощание с Матерой», «Живи и помни». Именно они поставили прозаика в ряд лучших современных русских писателей.

Другие Валентина Григорьевича - сборники, в которые вошли повести «Последний срок», «Дочь Ивана, мать Ивана», «Пожар» и рассказы «Костровые новых городов», «Сибирь, Сибирь». Не единожды кинематографисты обращались к творчеству этого писателя. Помимо «Живи и помни» стоит назвать и другие фильмы, созданные по произведениям Распутина. А именно: «Василий и Василиса», «Встреча», «Деньги для Марии», «Рудольфио».

Сергей Залыгин

К представителям деревенской прозы нередко причисляют и этого автора. Залыгин Сергей Павлович на протяжении нескольких лет занимал должность редактора «Нового мира». Благодаря ему и еще некоторым литераторам в конце 80-х возобновилась публикация Что же касается творчества самого Залыгина, то он создал такие рассказы, как «Оськин аргиш», «На Большую землю», «Утренний рейс», «Простые люди».

Иван Акулов

«Касьян Остудный» и «Царь-рыба» - повести, вошедшие в список самых значимых произведений деревенской прозы. Автор их - Акулов Иван Иванович - родился в крестьянской семье. В деревне будущий писатель прожил до девяти лет. А после семья переехала в город Свердловск. Иван Акулов прошел войну, демобилизован был в 1946 году в звании капитана. Творческий путь его начался в 50-е годы. Но, как ни странно, писать он начал не о войне. В своих литературных сочинениях он воссоздавал образы, запомнившиеся ему в детские годы, - образы простых деревенских жителей, перенесших немало невзгоды, но не утративших силу и веру.

Василий Шукшин

Стоит рассказать и об этом писателе, известном в роли не только представителя деревенской прозы, но и режиссера, сценариста, обладающего редким самобытным талантом. Василий Шукшин был родом из Алтайского края. Тема малой родины пролегла красной нитью в его творчестве. Герои его книг противоречивы, их нельзя отнести ни к отрицательным, ни к положительным персонажам. Образы Шукшина живые, настоящие. После окончания войны будущий писатель и режиссер, как и многие молодые люди, подался в большой город. Но образ деревни остался в его памяти, а позже появились на свет такие произведения малой прозы, как «Срезал», «Материнское сердце», «Калина красная».

«Матренин двор»

Солженицына не нельзя отнести к представителям деревенской прозы. Тем не менее рассказ «Матренин двор» - один из лучших произведений, отражающих жизнь сельских жителей. Героиня рассказа - женщина, лишенная корысти, зависти, злости. Составляющие ее жизни - любовь, сострадание, труд. И эта героиня - отнюдь не вымысел автора. С прототипом Матрены Солженицын познакомился в деревне Мильцево. Героиня рассказа Солженицына - малограмотная жительница села, но она привлекает внимание читателей, как сказал Твардовский, не меньше Анны Карениной.

Когда в 1917 году русским на голову свалилось коммунистическое иго, никто не мог и предположить, что большевики учинят не только самый масштабный геноцид в человеческой истории, но и буквально за 2-3 поколения втрамбуют в культурном смысле один из самых талантливых и многообещающих народов в землю. Русские с образованием, с деньгами, с талантами были либо убиты, либо изгнаны - осталась лишь рабоче-крестьянская «табула раса» на которой справа налево был начертан нужный азиатским оккупантам текст. Но страна была громадная, энергии азиатов на всех не хватало, так что volens nolens пришлось разрешить рабам дозировано получать знания и работать на ответственных должностях. По понятным причинам, большевики тут были вынуждены заниматься гиперконтролем и действовать по принципу «лучше перебдеть, чем недобдеть» - так, первая русская генерация номенклатуры была полностью перерезана в ходе т.н. «Ленинградского дела» по мельчайшему и беспочвенному подозрению. Но процесс так или иначе шел, и у русских вновь появилась своя интеллигенция. Конечно, она изначально была дефектной - из-за низкого качества азиатских преподавателей, которые, к тому же, тщательно следили, чтобы питомцы не переросли учителей, да плюс выжигала мозги удушающая талмудистика «марксизьмы-ленинизьмы». Но русские были счастливы и этому.


Раб, осознавший, что он раб - уже не раб. Первыми осознавшими свое бесправие, свою обреченность и гигантский масштаб трагедии, на которую обрекли их Родину большевицкие палачи, стали русские писатели крестьянского происхождения, известные широкой массе читателей как «деревенщики». Конечно, о коммунистических злодеяниях знали и до того: русские офицеры-фронтовики, русские представители номенклатуры, русские журналисты-международники, но все они были спаяны ложной корпоративной солидарностью, были вынуждены мимикрировать и уж точно не могли выступать от лица всего народа. Деревенщики стали первой сплоченной группой, выражающей интересы угнетенной русской нации (в отличие от «шестидесятников», декларировавших интернационализм), которой советская власть дала своеобразную трибуну - о причинах этого парадоксального поступка выскажусь несколько позже. Книга красноярского филолога Анны Разуваловой посвящена явно и неявно постулируемым идеям в литературном и публицистическом творчестве деревенщиков. Книга неплохая, но страдает типичными недостатками советской гуманитарной школы. В первую очередь, это глубокие комплексы и переживания по поводу «ненаучности» гуманитарного знания, что вызывает у автора острое желание насытить текст кучей специализированных терминов - на каждой странице эти «биолого-органицистская метафорика», «обсессивно-антимещанская риторика», «эссенциалистски понятая, мифологизированная Культура» и прочие «рессентименты», «онтологизации» и почему-то очень популярная «телеологичность». Примечательно, что в западной гуманитарной литературе (которая составляет заметную часть библиографии данной работы) такой проблемы не существует: все написано очень ровно и внятно. Но от наукообразного мусора можно отстраниться, а сама по себе книга достаточно информативна, а главное, избавлена от другого и куда более мерзкого советского «родимого пятна» - оценочности суждений и заданности выводов. Проанализируем структуру обсуждаемого исследования - в дальнейшем тексте оценочность и выводы будут уже моими, как частного лица.

Разувалова предлагает считать деревенщиками группу русских по национальности писателей, актуализировавших этническую и социальную тему своего происхождения в своем творчестве в т. н. «долгие 70-е», период от начала закручивания гаек Брежневым (1968) до начала перестройки (1985). Именно в эту эпоху советская власть осознала ненадежность либеральной интеллигенции и принялась вербовать себе союзников в национал-консервативном лагере, до того являвшим собой сугубо маргинальный «кружок по интересам».

В этом плане довольно перспективно выглядели молодые провинциальные писатели - Астафьев, Солоухин, Белов, Распутин, Шукшин и другие; все как один, выходцы из советизированной деревни; публиковавшие скромные произведения о сельском быте, природе, повседневной рутине, сплошь и рядом перетекающей в героизм - не противоречившие ни идеологии, ни творческому методу господствовавшего социалистического реализма. Тут кстати пришлись и региональные особенности их прозы - сибирские, поморские, степные мотивы, приближавшие деревенщиков к нацменской интеллигенции, усиленно выращиваемой большевиками в пробирке и буквально купающейся в золоте - часть денежного ручейка, по счастью перепала и «попавшим под кампанию» русским. Со второй половины 60-х деревенщики получают возможность регулярно публиковаться значительными тиражами, ездить по стране, вести довольно откровенную публицистическую полемику. Само собой, в обмен на безоговорочную лояльность к КПСС.

Изначально эксперимент был довольно удачным. Русские писатели старались оправдать доверие, среди их вещиц было много насквозь советских текстов, но по мере роста их мастерства и социального авторитета, апологетические мотивы уходят из деревенской прозы. Главным содержанием становится трагедия русской деревни, и, шире, русского народа и всей старой России, переставшей существовать в 1917 году. Гражданская война, коллективизация, ВОВ, волюнтаризм Хрущева, бесхозяйственность и безответственность эпохи застоя - все это каскадом обрушилось на русскую деревню, навсегда подорвало ее демографический потенциал и обрекло на окончательную дегенерацию и полное затухание. Разумеется, все эти инвективы были завуалированными и клеймили не систему, а вымышленных аппаратчиков. Но произведения деревенщиков сами складывались в систему, и состояли не только из текста, но и из невысказанного, но понятного каждому сознательному читателю 70-80-х годов подтекста. А подтекст этот заключался в следующем:

Коммунисты уничтожили деревню в широком смысле как экономическую отрасль и социальный институт - и продолжают уничтожать конкретные деревни, затопляя и выжигая их ради сиюминутной выгоды;

Коммунисты превратили некогда цветущую и изобильную землю в пустыню, полностью изгадив экологию ради не оправдавшей себя промышленности - и продолжают уничтожать русские леса, озера, реки, лишь бы перевыполнять никому не нужный план и держать национальные меньшинства в неге и холе;

Коммунисты полностью истощили людские ресурсы, бездарно угробив миллионы русских в войнах и бесчеловечных экспериментах, споив и развратив их - и продолжают скрытый геноцид, убивая сотни тысяч людей за Полярным кругом ради добычи ископаемых, за бесценок поставляемых Западу;

Коммунисты изуверски обращались не только с русскими, но и с коренным населением Сибири, крайнего Севера и Дальнего Востока, отбирая у них земли и недра, разрушая их вековой уклад, отравляя их водкой, натравливая их на столь же несчастных и бесправных русских;

Коммунисты - это превращенная форма союза евреев, кавказцев и других азиатских народов, сплоченных своей ненавистью к старой России, русским, консервативным ценностям; видящие своей целью полное уничтожение России и русских как «хвороста в топке мировой революции».

Приблизительно такой «мессидж» транслировался деревенщиками на пике популярности их школы в конце 70-х- начале 80-х годов. И все это, безусловно, чистая правда. Разумеется, на фоне бездарного соцреализма, осточертевшей еще 20 лет назад некрофильской прозы про ВОВ, совсем никудышных произведений нацменов, их искренние и со старанием написанные романы (хотя, конечно, по гамбургскому счету зачастую беспомощные) воспринимались как глоток чистого воздуха. Для властей же деревенщики стали ПРОБЛЕМОЙ, поскольку на словах декларируя свою полную лояльность Советам, русские писатели, тем не менее, полностью саботировали все идеологические установки и даже переходили в контрнаступление:

Ввели в тренд интерес и любовь к исторической России (в контексте с последним демаршем Н.Поклонской, интересна история про Солоухина, открыто носившего золотой перстень с портретом Николая II - азиаты пытались заставить его публично снять символичное украшение, но наткнулись на твердый отпор);

Остановили грандиозную экологическую катастрофу, сплотив сотни тысяч человек под зелеными флагами противодействия безумным экономическим авантюрам.

Даже убийство самого известного, имевшего выход на киноэкраны деревенщика Шукшина тут, по большому счету, ничего не меняло. Через поколение русские окончательно «вошли бы в ум» и даже без особого насилия вернули бы все, что у них отняли всеразличнейшие «-ичи» и «-штейны», «-дзе» и «-швили», «-яны» и «-оглы». Но началась перестройка, которая, по сути, была ничем иным как навязанным извне срывом естественной демократизации и модернизации Советской России.

В условиях имитации политического плюрализма привыкшие к размеренным кабинетным интригам деревенщики запутались, растерялись, позволили наклеить на себя ярлыки антисемитов, противников перемен, замшелых фундаменталистов - и сами в это поверили. Распад страны и утрата писателями роли властителей дум национального масштаба привела к т. н. «отрицанию отрицания»: идеологическому примирению с коммунизмом, который виделся теперь меньшим злом, чем либерально-западническая гегемония. Начав якшаться со сталинистами, деревенщики по сути заключили pact with the devil, окончательно поставив крест на своем моральном превосходстве и выключив себя из роли даже не политических, а и идеологических акторов постсоветского пространства. Символично, что чекистская штафирка Прилепин, заявляющий о своей преемственности деревенской прозе, громко и публично восхваляет Джугашвили - который русскую деревню и уничтожил.

В общем, книга познавательная и поучительная. Побуждающая задуматься о многом: о роли «мягкой силы» в политической борьбе, о важности создания децентрализованных корпораций по национальному и профессиональному признаку, о необходимости строгого морального пуризма и щепетильно соблюдаемого кодекса чести для каждого индивидуума, бросившего явный или неявный вызов оккупационному режиму. Деревенщики не смогли добиться победы над «многонационалией», но они были в шаге от нее, и существенно ослабили советскую власть. Если исправить их ошибки и повторять шаги, принесшие им успех - чекисты будут уничтожены. И это не фигура речи.

Список литературы

Первый роман из тетралогии с общим названием «Братья и сёстры». В центре событий история крестьянской семьи Пряслиных, жителей северной русской деревни. Время Великой Отечественной войны.

  1. Абрамов, Ф. А. Две зимы и три лета: роман / Ф. А. Абрамов. - Ижевск: Удмуртия, 1982. - 296 с. // Деревенская проза. В 2 т. Т. 1 / сост. П. В. Басинский. - М. : Слово, 2000. - С. 5-252.

Второй роман из тетралогии «Братья и сёстры». Послевоенное время в деревне.

  1. Абрамов, Ф. А. Дом: роман / Ф. А. Абрамов. - М. : Современник, 1984. - 239 с.

Последний роман тетралогии «Братья и сёстры». События 1970-ых годов. Многое изменилось в Пекашине.

  1. Абрамов, Ф. А. Пути-перепутья: роман / Ф. А. Абрамов // Абрамов, Ф. А. Пряслины: трилогия / Ф. А. Абрамов. - Л. о. : Сов. писатель, 1977. - С. 557-814.

Третий роман из тетралогии «Братья и сёстры». Шесть лет после окончания войны.

Военное время в деревне. Трудная женская доля растить детей без мужа. Судьба мудрой Толгонай.

  1. Айтматов, Ч. Т. Ранние журавли: повести / Ч. Т. Айтматов. - М. : Мол. гвардия, 1978. - 528 с.

Военное время в деревне. Герои повести работают в колхозе и заменяют ушедших на фронт отцов.

Хроника жизни небольшого зауральского села, 1928 год, сталинский «год великого перелома», коллективизации.

  1. Акулов, И. И. Скорая развязка: повести / И. И. Акулов. - М. : Сов. писатель, 1989. - 384 с.

Любовь и деревня.

Деревня в 1930-х годах.

  1. Алексеев, М. Н. Ивушка неплакучая: роман / М. Н. Алексеев. - М. : Сов. Россия, 1988. - 528 с. - (Б-ка советского романа).

Деревня в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. В центре романа - жизнь молодой женщины Фени Угрюмовой.

  1. Алексеев, М. Н. Карюха: повесть / М. Н. Алексеев // Деревенская проза. В 2 т. Т. 1 / сост. П. В. Басинский. - М. : Слово, 2000. - С. 615-674.
  2. Алексеев, C . Т. Рой: роман / Алексеев Сергей Трофимович. - М. : Мол. гвардия, 1988. - 384 с.

Сибирское село Стремянка. Дети и внуки потомственных крестьян осваивают новые земли. История семьи Заварзиных.

Повесть «Овраги» охватывает период коллективизации в глухой саратовской деревеньке.

  1. Антонов С. П. Собрание сочинений: в 3-х т. Т. 2: Поддубенские частушки; Первая должность; Дело было в Пенькове; Алёнка; Петрович; Разорванный рубль: повести / С. П. Антонов. - М. : Худож. лит, 1984. - 591 с.

Из жизни деревни 1960-х гг. Многие повести экранизированы.

Т. 1: По Уссурийскому краю; Дерсу Узала: романы. - 576 с.

Т. 2: В горах Сихотэ-Алиня; Сквозь тайгу: романы. - 416 с.

Жизнь таёжного мира. Герой Дерсу Узала - стал классическим образом таёжного следопыта и охотника. Знаменитый японский режиссёр Акира Куросава снял кинофильм по роману «Дерсу Узала».

Тема сельского труда.

  1. Астафьев, В. П. Последний поклон: повесть: в 2 т. / В. П. Астафьев. - М. : Мол. гвардия, 1989.

Автобиографическая повесть о деревенском детстве.

Ставропольская станица после Великой Отечественной войны.

  1. Бабаевский, С. П. Собрание сочинений: в 5-ти т. Т. 5: Станица: роман / С. П. Бабаевский. - М. : Худож. лит., 1981. - 567 с.

Жизнь кубанской станицы, радикальные перемены на селе, переезд многих колхозников в город.

Татарстан, жизнь колхозной деревни 1970-х гг., проблемы защиты природы.

Жизнь и быт северной деревни на кануне коллективизации и в период ее проведения.

  1. Белов, В. И. Привычное дело: повесть / В. И. Белов // Деревенская проза: в 2 т. Т. 1 / сост. П. В. Басинский. - М. : Слово, 2000. - С. 347-474.

Послевоенная деревня, семейные отношения.

Роман о подвиге колхозного крестьянства в первый год Великой Отечественной войны.

  1. Бунин, И. А. Митина любовь: повести, рассказы, роман / Бунин Иван Алексеевич. - М. : Эксмо, 2010. - 704 с. - (Библиотека для чтения).

Повести и рассказы об оскудении дворянских усадеб, нравах русской деревни, психологии русского человека, любви.

  1. Воробьев, В. Г. После разлуки: повести и рассказы / Воробьев Владимир Георгиевич. - Л. : Лениздат, 1988. - 336 с.

О деревне 1970-1980-х годов, о сложности становления человека на земле. История села, людские судьбы.

  1. Гаврилов, И. Г. Корни твои: роман-трилогия: пер. с удм. / Гаврилов Игнатий Гаврилович; предисл. А. Г. Шкляева. - Ижевск: Удмуртия, 1990. - 576 с. - (Библиотека удмуртского романа «Италмас»).

Лучшее произведение удмуртского писателя ((1912-1973), роман-трилогия «В родных краях» (1958-63)). Действие романа развёртывается в маленькой деревушке Быдзымшур, в Ижевске, Москве и на фронтах Отечественной войны.

  1. Гладков, Ф. В. Повесть о детстве / Гладков Фёдор Васильевич; вступ. ст. М. Кузнецова. - М. : Худож. лит, 1980. - 415 с. - (Классики и современники. Советская литература).

Автобиографическая книга. Рассказ о жизни крестьянского мальчика, об окружающих его людях, о быте дореволюционной русской деревни.

Гладков (1883-1958), русский писатель. В романе «Цемент» (1925) - тема восстановления промышленности после Гражданской войны. Роман «Энергия» (1932-38) о социалистической стройке. Автобиографическая трилогия «Повесть о детстве» (1949), «Вольница» (1950), «Лихая година» (1954). Государственная премия СССР (1950, 1951).

  1. Голубков, М. Д. Ветровал: рассказы и повести / Голубков Михаил Дмитриевич. - Пермь: Кн. изд-во, 1984. - 318 с.

Рассказы о людях современного села, о бережном отношении людей к друг другу и природе.

  1. Голубков, М. Д. У речки, у студёной: рассказы / М. Д. Голубков. - Пермь: Кн. изд-во, 1981. - 122 с.
  2. Екимов, Б. П. Холюшино подворье / Борис Петрович Екимов // Деревенская проза: в 2 т. Т. 2 / сост. П. В. Басинский. - М. : Слово, 2000. - С. 555-592.

Быт и нравы казачества. Название перекликается с рассказом А. Солженицына «Матрёнин двор». Полемика с Солженицыным.

  1. Жуков, А. Н. Дом для внука; Судить Адама: роман, повесть / Жуков Анатолий Николаевич. - М. : Известия, 1987. - 587 с.

Деревня Хмелёвка, жизнь колхозников. Революция, гражданская война, коллективизация.

  1. Жуков, А. Н. Необходимо для счастья: рассказы / А. Н. Жуков. - М. : Сов. Россия, 1986. - 347 с.
  2. Жуков, А. Н. Судить Адама: роман / А. Н. Жуков. - М. : Современник, 1989. - 541 с.

Продолжение романа «Дом для внука». 1970-ые годы. Возрождение деревни. В основе сюжета комический случай: товарищеский суд над котом.

Колхозная деревня 1970-1980 гг.. Борьба против бюрократов, формалистов, анонимщиков.

  1. Зазубрин, В. Я. Два мира / Зазубрин Владимир Яковлевич. - М. : Мол. гвардия, 1984. - 352 с.

Гражданская война в Сибири.

  1. Закруткин, В. А. Сотворение мира: роман: в 3 т. / Закруткин Виталий Александрович. - М. Сов. писатель, 1984. - 479 с.

Три книги охватывают период с 1921 по 1945 года. Тема коллективизации. Жизнь русской деревни Огнищанки и её обитателей, в т. ч. семьи сельского фельдшера Ставрова.

  1. Залыгин, С. П. На Иртыше / Залыгин Сергей Павлович // Деревенская проза: в 2 т. Т. 1 / сост. П. В. Басинский. - М. : Слово, 2000. - С. 239-346.

Деревня 1930-х годов. Тема коллективизации. Главный герой - Степан Чаузов - признан врагом и выслан с семьёй «за болото».

  1. Залыгин, С. П. После бури / С. П. Залыгин. - М. : Современник, 1986. - 703 с.

Таежный сибирский край, 1921-30 гг.

  1. Замойский, П. И. Лапти: роман / П. И. Замойский. - М. : Сов. Россия, 1989. - 719 с.

Замойский (Зевалкин) (1896-1958), русский писатель. Роман «Лапти» (книги 1-4, 1929-36) о деревне в годы нэпа и коллективизации, рассказы. Автобиографическая трилогия.

  1. Зубенко, И. А. На краю осени: рассказы / Зубенко Иван Афанасьевич. - М. : Современник, 1984. - 240 с.

Жизнь кубанских сельчан: механизаторов, пастухов, плотников.

Роман-эпопея о жизни сибирской деревни, охватывающий события всего ХХ века - от Октябрьской революции до 1970-х годов. Главные герои - семья Савельевых. По роману снят многосерийный телефильм.

  1. Иванов, А. С. Тени исчезают в полдень: роман / Анатолий Степанович Иванов. - М. : Сов. писатель, 1986. - 605 с.

Роман-эпопея о жизни сибирской деревни. Революция, Гражданская война, Великая Отечественная война. Роман экранизирован.

  1. Иванов, А. С. Печаль полей: повесть / А. С. Иванов. - М. : Сов. писатель, 1983. - 352 с.
  2. Иванов, Л. И. Избранное: очерки, воспоминания, статьи / Л. И. Иванов. - М. : Сов. писатель, 1984. - 512 с.

В центре внимания писателя - проблемы развития сельского хозяйства Сибири и Нечерноземья.

  1. Исаковский, М. В. На Ельнинской земле: автобиографические страницы / Исаковский Михаил Васильевич. - М. : Известия, 1978. - 592 с. - (Библиотека «Дружбы народов»).

Рассказ о детстве и юности известного поэта. Описание жизни русской деревни начала ХХ века, канун революции и гражданской войны.

Исаковский (1900-1973), русский поэт, Герой Социалистического Труда (1970). Сборники «Провода в соломе» (1927), «Поэма ухода» (1930) о современной деревне. Многие из его стихотворений стали народными песнями: «Прощание», «Катюша», «Огонек», «Враги сожгли родную хату», «Снова замерло все до рассвета». Поэма «Сказка о правде» (1987) о хождении русского крестьянина за счастьем. Автобиографическая книга «На Ельнинской земле» (1969). Государственные премии СССР (1943, 1949).

  1. Каинчин, Дибаш. У родного очага: повести, рассказы: пер. с алт. / Каинчин Дибаш (Семён Борукович). - М. : Известия, 1988. - 544 с.

Жизнь алтайской деревни от первых колхозов до 1970-х годов.

  1. Калинин, А. В. Собрание сочинений: в 4-х т. / Калинин Анатолий Вениаминович; предисл. Б. Примерова. - М. : Сов. Россия, 1982.

Т. 1: Очерки и рассказы; Суровое поле: роман; Эхо войны: повесть. - 368 с.: портр.

Т. 2: Цыган: роман; Возврата нет: повесть. - 384 с.

В центре всех произведений тема послевоенной сельской жизни. Роман «Цыган» о судьбе Будулая экранизирован.

Калинин (р. 1916), русский писатель. Сельские очерки «На среднем уровне» (1954). О Великой Отечественной войне и ее последствиях роман «Суровое поле» (1958), повести «Эхо войны» (1963), «Возврата нет» (1971), «Цыган» (1960-89).

  1. Козько, В. А. Колесом дорога: роман / Козько Виктор Афанасьевич. - М. : Мол. гвардия, 1983. - 350 с.

Белорусская деревня 1970-х гг. Герои - мелиораторы Полесья.

Козько (р. 1940), белорусский писатель. Повести «Високосный год» (1972), «Здравствуй и прощай» (1974), роман «Хроника детдомовского сада» (1986) о судьбах подростков-сирот послевоенного поколения.

  1. Колыхалов, В. А. Избранное: Дикие побеги: роман; Крапивное семя; Промоина: повести / В. А. Колыхалов; предисл. В. Свининникова. - М. : Худож. лит., 1985. - 559 с.: портр.

В центре внимания писателя - Сибирь, военных и послевоенных лет. Герой романа Максим Сараев житель небольшого сибирского селения.

  1. Коновалов, Г. И. Воля: роман / Коновалов Григорий Иванович. - М. : Современник, 1989. - 491 с.

Истории жителей поволжского села Боголюбовки: конец 19 века - первые десятилетия 20 века. Главные герои - Алексей и Анисим Беловы.

  1. Крутилин, С. А. Собрание сочинений: в 3-х т. Т. 1: Липяги: из записок сельского учителя / С. А. Крутилин; вступ. ст. Е. И. Осетрова. - М. : Современник, 1984. - 718 с.: портр.

История родного села писателя . Междуречье Оки и Дона. От организации первых колхозов до 1970 гг.

Крутилин (1921-1985), русский писатель. Рассказы, очерки, повести: «Липяги. Из записок сельского учителя» (1963-65), «За косогором», (1971), «Пустошель» (1973) о деревенской жизни. Романы «Апраксин бор» (кн. 1-3, 1968-76), «Половодье», «Грехи наши тяжкие» (1982).

  1. Куранов, Ю. Н. Заозёрные Звоны: роман / Куранов Юрий Николаевич. - М. : Сов. писатель, 1980. - 398 с.

Жизнь нечернозёмной деревни . Председатель колхоза Евгений Кадымов решает проблему возрождения деревни.

Куранов (р. 1931), русский писатель. В книгах «Белки на дороге» (1962), «Колыбельные руки» (1966), «Голос ветра» (1976), «Дорога над озером» (1977), «Озарение радугой» (1984) и др. обращается к теме природы, быту северной деревни. Романы «Поживем-увидим» (1978).

  1. Лисицкий, С. Ф. Этажи села Починки: повесть, рассказы / Лисицкий Сергей Фёдорович. - М. : Современник, 1977. - 286 с. - (Новинки «Современника»).

Проблемы современного села, облик и уклад сельской жизни 1960-1970-х гг.

Возвращение человека в родную деревню .

История и современность поморских сёл и деревень: Вазица, Кучема, Слобода и их округи.

  1. Личутин, В. В. Фармазон: повести, роман: Белая горница; Вдова Нюра; Крылатая Серафима; Фармазон: из хроники поморской деревни / В. В. Личутин. - М. : Сов. Россия, 1991. - 560 с.

С «Белой горницы» начинается «хроника поморской деревни» Вазица.

Т. 1: От всего сердца: роман / вступ. ст. В. Климова. - 463 с.: портр.

Т. 2: Горячие ключи: роман; Последнее свидание: повесть. - 527 с.

Т. 3: Войди в каждый дом: роман. - 702 с.

Жизнь деревни в годы Великой Отечественной войны, в послевоенное время, в 1960-1970-е гг.

Исторические судьбы деревни в эпоху революции .

  1. Марков, Г. М. Соль земли: роман / Г. М. Марков. - М. : Сов. Россия, 1981. - 591 с.

Возрождение сибирской деревни .

  1. Марков, Г. М. Строговы: роман / Г. М. Марков. - М. : Худож. лит, 1986. - 573 с.

Жизнь сибирских крестьян в дореволюционное время, в период Октябрьской революции и гражданской войны. История трёх поколений крестьянской семьи.

  1. Медынский, Г. А. Собрание сочинений: в 3-х т. Т. 1: Марья: роман / Медынский Григорий Александрович. - М. : Худож. лит, 1981. - 542 с.

Широко известный роман о жизни колхозной деревни в военные и первые послевоенные годы.

Медынский (Покровский) (1899-1984), русский писатель. В повестях и романах («Честь», 1959) и в публицистике («Трудная книга», 1964) — острая постановка проблем воспитания. Роман «Марья» (1946-1949; Государственная премия СССР, 1950) о послевоенном колхозе. Автобиографическая книга «Ступени жизни» (1981).

  1. Меньков, А. Т. Две рябины при дороге: рассказы / Меньков Алексей Титович. - М. : Худож. лит, 1986. - 573 с.

Судьбы тружеников полей, хлеборобов. Деревня 1970-х годов.

  1. Можаев, Б. А. Живой: повесть / Б. А. Можаев. - М. : Современник, 1988. - 781 с.

Коллективизация в деревне.

  1. Наседкин, Ф. И. Избранные произведения: в 2-х т. / Наседкин Филипп Иванович. - М. : Худож. лит, 1984.

Т. 1: Так начиналась жизнь; Великие голодранцы:

повести. - 560 с.: портр.

Т. 2: Испытание чувств: роман; Дорога к сердцу:

повесть. - 575 с.

Повести «Великие голодранцы» и «Дорога к дому» рассказывают о жизни деревни в 1920-е и 1960-е гг.

  1. Неверов, А. С. Я хочу жить: Рассказы; Андрон непутёвый: повесть; Гуси-лебеди: роман / Неверов Александр Сергеевич; предисл. Н. И. Страхова. - М. : Сов. Россия, 1984. - 304 с. - (Сел. б-ка Нечерноземья).

Послереволюционная деревня. Непримиримая классовая война. Разлом деревни.

Неверов (Скобелев) (1886-1923), русский писатель. Повести «Ташкент — город хлебный», «Андрон Непутевый», «Гуси-лебеди» (все 1923) о деревне в первые годы после революции, рассказы, пьесы.

  1. Непоменко, Ф. И. Во всей своей полынной горечи: рассказы и повесть / Непоменко Фёдор Иванович. - М. : Мол. гвардия, 1980. - 223 с.

Украинская деревня 1960-х гг. В центре повести трагическая судьба колхозного объездчика Прокопа Багния.

  1. Нефёдов, Н. Н. Вчера и сегодня: Завалинка: рассказы; Бандиткин хутор: повесть / Нефёдов Николай Николаевич. - М. : Сов. писатель, 1986. - 240 с.

Жизнь деревни 1960-1980-х гг..

  1. Николаева, Г. Е. Собрание сочинений: в 3-х т. : Т. 1: Рассказы; Жатва: роман / Николаева Галина Евгеньевна; вступ. ст. В. Юсовой. - М. : Худож. лит., 1987. - 622 с.: портр.

Трудная жизнь в послевоенной деревне.

Николаева (Волянская) (1911-63), русская писательница. Роман «Жатва» (1950; Государственная премия СССР, 1951) о послевоенном восстановлении колхоза; «Повесть о директоре МТС и главном агрономе» (1954); роман «Битва в пути» (1957) о жизни общества середины 1950-х гг.

  1. Никулин, М. А. Повести наших дней: Полая вода; Малые огни; А журавли кликали весну! ; Погожая осень / Никулин Михаил Андреевич. - М. : Сов. писатель, 1986. - 576 с.

Коллективизация на Дону. Донское крестьянство в Великой Отечественной войне.

  1. Носов, Е. И. Усвятские шлемоносцы / Носов Евгений Иванович // Деревенская проза: в 2 т. Т. 2 / сост. П. В. Басинский. - М. : Слово, 2000. - С. 399-554.

В повести соединена военная и деревенская проза. Наша Победа - это победа всего народа.

  1. Овсиенко, А. М. Материнский кров: повесть / Овсиенко Александр Матвеевич. - М. : Современник, 1982. - 223 с. - (Новинки «Современника»).

Жизнь закубанской станицы во время Великой Отечественной войны.

  1. Пальман, В. И. Лица в сельском пейзаже; Девять хат: повести / Пальман Вячеслав Иванович; послесл. Ю. Кузнецова. - М. : Сов. писатель, 1990. - 544 с.

История одной деревни и её жителей в 1980-е гг.

  1. Панфёров, Ф. И. Бруски: роман / Панфёров Фёдор Иванович. - М. : Сов. Россия, 1984. - 560 с.

О коллективизации в волжских сёлах. Столкновение вожаков колхозного движения Степана Огнёва и Кирилла Ждаркина с кулаками Ильёй Плакущевым и Егором Чухляевым.

  1. Первенцев А. А. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 6: Чёрная буря: роман / Первенцев Аркадий Алексеевич. - М. : Худож. лит, 1980. - 391 с.

Сельские труженики Кубани в борьбе с чёрной бурей, обрушившейся на Краснодарский край в 1969 г.

Первенцев (1905-1981), русский писатель. Романы, в т. ч. «Кочубей» (1937) — о Гражданской войне, «Честь смолоду» (1948), «Секретный фронт» (кн. 1-2, 1971-78) — о Великой Отечественной войне. Государственная премия СССР (1949, дважды).

  1. Потанин, В. Ф. Пристань: Тихая вода; Над зыбкой; Ожидание моря; Пристань: повести; Рассказы / Потанин Виктор Фёдорович; послесл. Н. Кузина. - Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1980. - 416 с.: портр.

Непростые судьбы сельских тружеников деревни 1960-1970-х гг.

Настоящее и прошлое российской деревни.

  1. Проскурин, П. Л. Горькие травы: роман, повести / Проскурин. - М. : Сов. писатель, 1989. - 608 с.

1940-1950-ые года, тяжёлый быт послевоенной деревни. Вернувшиеся с фронта приступают к восстановлению разрушенного хозяйства.

  1. Распутин, В. Г. Век живи - век люби: рассказы / Распутин Валентин Григорьевич. - М. : Мол. гвардия, 1988. - 380 с.
  2. Распутин, В. Г. Последний срок; Прощание с Матерой; Пожар: повести / В. Г. Распутин. - М. : Современник, 1991. - 397 с.

Канонические произведения русской «деревенской» прозы. Современная деревня, архетипическая история утраты, распада родовых связей, привычного мира русского крестьянства.

  1. Ревунов, В. С. Не одна во поле дороженька: избранное: рассказы и повести / Ревунов Виктор Сергеевич. - М. : Мол. гвардия, 1988. - 463 с.

О послевоенном возрождении смоленской деревни.

  1. Ревунов, В. С. Холмы России: роман: в 2 т. / В. С. Ревунов. - М. : Современник, 1983-1987.

Зарождение колхозов на смоленской земле. Годы коллективизации. Великая Отечественная война, 1941 год, бои на Смоленщине.

  1. Росляков, В. П. Мы вышли рано, до зари: сельская хроника: повесть / Росляков Василий Петрович. - М. : Сов. писатель, 1989. - 400 с.

Жизнь большого сельского района Ставрополья.

Росляков (1921-1991), русский писатель, критик. Наиболее известна автобиографическая повесть «Один из нас» (1962). В романах «Последняя война» (кн. 1-2, 1972-73), «Утро» (1985) обращается к теме войны. Роман «Витенька» (1981) о взаимоотношениях поколений, семейных проблемах. Исследование: «Советский послевоенный очерк» (1956). Книга очерков «О жизни на земле» (1979).

  1. Росляков, В. П. Сцены деревенской жизни / В. П. Росляков // Росляков В. П. Избранные произведения: в 2-х т. Т. 1 / В. П. Росляков; вступ. ст. А. Кондратовича. - М. : Современник, 1983. - С. 430-605.
  1. Сагитов, Т. Б. Сабантуй: роман: пер. с башк. / Сагитов Тайфур Бареевич. - М. : Современник, 1984. - 303 с. - (Новинки «Современника»).

История башкирского села на протяжении полувека. Описание праздника хлеборобов - Сабантуя.

  1. Самсонов, С. А. Пусть течёт река: повести, рассказы: пер. с удм. / Самсонов Семён Александрович. - М. : Сов. писатель, 1988. - 336 с.

Герои большинства произведений - крестьяне,

жители деревень Удмуртии.

  1. Сартаков, С. В. Хребты Саянские: роман: в 3 т. / Сартаков Сергей Венедиктович. - М. : Известия, 1981. - 577 с.

Гражданская война в Сибири .

  1. Седых, К. Ф. Даурия: роман / Седых Константин Фёдорович. - М. : Эксмо, 1988. - 592 с.

Жизнь забайкальского казачества на фоне от 1854 г. до Октябрьской революции 1917 г. и гражданской войны.

  1. Смирнов, В. А. Открытие мира: роман / Смирнов Василий Алексеевич. - М. : Сов. писатель, 1974. - 264 с.

Верхневолжская деревня начала ХХ века. Октябрьская революция, колхозное строительство.

Смирнов (1904/05-79), русский писатель. Романы «Сыновья» (1940), «Открытие мира» (кн. 1-4, 1947-73) о русской деревне.

Жизнь крестьян на Смоленщине, после Октябрьской революции до коллективизации.

  1. Солоухин, В. А. Владимирские просёлки: повесть / Солоухин Владимир Алексеевич // Деревенская проза: в 2 т. Т. 1 / сост. П. В. Басинский. - М. : Слово, 2000. - С. 13-204.

Деревня 1960-х годов.

Тема совести и внутреннего суда, проблема соц. утопизма и слепая вера людей в авторитеты .

  1. Тимофеев, Б. А. Пелагеюшка - раб Христов: рассказ / Тимофеев Борис Александрович // За горами: повести, рассказы, очерки писателей старого Урала / сост. и послесл. Дергачева И. А., Щенникова Г. К. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1990. - С. 427-440.

Судьба деревенской Пелагеи, её драма и уход из села .

  1. Титов, В. А. Полые воды: Ковыль - трава степная: повесть; Полые воды: рассказ; Раздел: повесть / Титов Владислав Андреевич. - М. : Мол. гвардия, 1987. - 252 с.

Жизнь деревни 1970-1980-х гг. Герои произведений - сельские труженики, хлеборобы.

Титов (1934-1987), русский писатель. Работал горным мастером. Рискуя жизнью, он предотвратил катастрофу в шахте, лишился обеих рук. О своей жизни он рассказал в повести «Всем смертям назло...» (1967). Позднее были опубликованы повесть «Раздел» (1973), роман «Проходчики» (1982), повесть «Ковыль — трава степная».

  1. Фоменко, В. Д. Избранные произведения: в 2-х т. Т. 2: Память земли: роман / Фоменко Владимир Дмитриевич. - М. : Худож. лит, 1984. - 503 с.

1950-е годы. Переселение донских станиц и хуторов на новые земли из-за строительства Волго-Донского канала.

Фоменко (1911-1990), русский писатель. Роман «Память земли» (кн. 1-2, 1961-70) о переменах в жизни донских станичников в связи со строительством Волго-Донского канала; рассказы «Охотничья жилка».

Вторая книга трилогии рассказывает о событиях, происходящих во время гражданской войны в Красноярске и Енисейской губернии.

  1. Черкасов, А. Т. Хмель: сказания о людях тайги: роман / А. Т. Черкасов, П. Д. Москвина. - М. : Дрофа, 1993. - 768 с.

Первая книга цикла романов об истории Сибирского края описывает события от восстания декабристов до начала ХХ века.

  1. Черкасов, А. Т. Черный тополь: роман / А. Т. Черкасов, П. Д. Москвина. - М. : Дрофа, 1993. - 592 с.

Заключительная часть трилогии повествует о сибирской деревне с 1920-х годов до первых послевоенных лет.

Жизнь деревни 1960-1980-х годов с описанием исторического прошлого и национальной культуры.

  1. Шишков, В. Я. Угрюм - река: роман: в 2 т. / Шишков Вячеслав Яковлевич. - М. : Дрофа, 1994.

Сибирь конца 19 - начала 20 веков. Судьба трёх поколений купеческой династии Громовых.

Тема коллективизации в деревне .

Классовая борьба в послереволюционной Сибири.

  1. Шуртаков, С. И. Возвратная любовь: рассказы, повести / Шуртаков Семён Иванович. - М. : Сов. писатель, 1989. - 554 с.

Герои рассказов и повестей - люди колхозной деревни.

  1. Шуртаков, С. И. Избранные произведения: в 2-х т. Т. 1: Трудное лето; Подгон: повести; Рассказы / С. И. Шуртаков; вступ. ст. М. Алексеева. - М. : Сов. Россия, 1985. - 528 с.: портр.

Герои повестей - люди колхозной деревни.

Деревня в 1960-х годах. Её быт, традиционные народные обряды. Деревенская свадьба.

Алексеев Михаил Николаевич (р. 1918) на стр. 6

Родился в селе Монастырское Саратовской губернии в крестьянской семье. Рано лишился родителей: мать умерла от голода, отец — в тюрьме, куда попал за то, что, будучи секретарем сельского совета, выдавал людям справки, чтобы они могли уехать и спастись от голода. Алексеев начинал как автор военной прозы. В 1957 году окончил Высшие литературные курсы при СП СССР. В 1965 году стал секретарем правления Союза писателей РСФСР, с 1968 по 1990-й занимал пост главного редактора журнала «Москва». С начала 60-х годов обратился к деревенской теме, за основу взяв воспоминания о жизни в родном селе Монастырском. В повести «Карюха» (1967) отразились впечатления деревенского детства автора. В романе «Драчуны» (1981) рассказал об одном из страшных эпизодов в истории России XX века — голоде в деревне в 30-е годы, причиной которому была продразверстка — насильственное изымание хлеба у крестьян, отразив трагические противоречия коллективизации. Стремление к фотографической точности сочетается с поэтичностью в воссоздании крестьянского мира. Удостоен Государственной премии СССР (1976).

Борщаговский Александр Михайлович (1913-2006) на стр. 8

русский писатель, критик, театровед, сценарист. Родился в семье журналиста. Литературную деятельность начал в 1933 году. В 1935 году окончил Киевский театральный институт, по окончании аспирантуры ушёл на фронт. После войны заведовал литературной частью Театра Советской Армии (1945-1949); в этот период опубликовал ряд работ по истории украинского классического театра и драматургии («Драматические произведения Ивана Франко», 1946), «А. М. Бучма», 1947), «Драматургия Тобилевича» (1948). В 1949 году в рамках идеологической кампании против «безродных космополитов» был уволен с работы, исключен из ВКП(б), лишен возможности печататься. В дальнейшем Борщаговский выступал преимущественно как прозаик. В 1953 году вышел его исторический роман «Русский флаг», повествующий об обороне Петропавловска-Камчатского в 1854, о победе русских воинов над английской эскадрой. Два года спустя выходит книга «Пропали без вести» о подвиге советских моряков в Тихом океане. В повести «Тревожные облака» (1958) рассказывается о знаменитом матче смерти между футболистами киевского «Динамо» и немецкой Люфтваффе. Повести «Седая чайка» (1958), «Остров всех надежд» (1960), «Стеклянные бусы» (1963) посвящены Дальнему Востоку, роман «Млечный путь» (1968) повествует о героических событиях времен Великой Отечественной войны. Наибольшую известность принесла Борщаговскому повесть «Три тополя», переработанная им затем в сценарий для кинофильма «Три тополя на Плющихе» (режиссер Т. Лиознова, 1967). Основой киносценария фильма «Третий тайм» (1962, режиссер Е. Карелов) стала повесть «Тревожные облака». Трагической судьбе киевских евреев, расстрелянных в Бабьем яру посвящена пьеса Борщаговского «Дамский портной» (1980), по которой в 1990 году режиссер Л. Горовиц поставил фильм с И. Смоктуновским в главной роли. В 1991 году писатель напечатал свои воспоминания «Записки баловня судьбы».

Солоухин Владимир Алексеевич (1924-1997) на стр. 19

Родился в деревне Олепино Владимирской области в крестьянской семье. Во время Отечественной войны служил в войсках специального назначения, охранявших Кремль. Летом 1956 года совершил пешеходное путешествие по Владимирской области, результатом которого стали две лирико-исповедальные книги: «Владимирские проселки» (1957) и «Капля росы» (I960). В начале 60-х годов пережил серьезный мировоззренческий перелом, стал иначе оце-нивать историю России XX века, понимая ее теперь как трагедию революцион-ного насилия над крестьянской страной. В 90-е годы выступал как историчес-кий публицист: разоблачительная книга о Ленине «При свете дня», повесть «Со-леное озеро» о молодом Гайдаре.

Тендряков Владимир Федорович (1923-1984) на стр. 19

Родился в деревне Макаровская Вологодской области в семье сельского служащего. После окончания средней школы ушел на фронт, служил радистом стрелкового полка, был тяжело ранен. Печататься начал с 1948 года, работал корреспондентом журналов «Смена» и «Огонек». В 1948 году вступил в ВКП (б), в 1951 — окончил Литературный институт. Первые публикации вполне соответствовали бесконфликтному характеру литературы и публицистики того времени, но уже с начала 50-х годов в творчестве Тендрякова проявляются новые черты. Широкую известность принесли очерки, повести, рассказы о жизни деревни, в которых он поднимал острые социально-экономические и нравственные проблемы: повесть «Падение Ивана Чупрова» (1953), в которой был изображен председатель колхоза, обманывающий государство ради блага самих же колхозников; «Ненастье» (1954); «Не ко двору» (1954; фильм «Чужая родня», 1956); «Кончина» (1968). В дальнейшем проза Тендрякова часто строилась по такому принципу: он как бы приглашал читателей решать сложные этические головоломки вместе с героем, в этом случае художественное действие становилось своего рода публицистическим приемом. Тендряков сформировался преимущественно как мастер короткой повести, построенной на чрезвычайном происшествии или трагическом осложнении в жизни героев. Тема совести и внутреннего суда была разработана в романе «Тугой узел» (1956; фильм «Саша вступает в жизнь», 1957) и повестях «Ухабы» (1956), «Суд» (I960), «Тройка, семерка, туз» (1961), «Находка» (1965), «Подёнка - век короткий» (1966). Тендрякова остро волновали проблемы социального утопизма и слепой веры людей в авторитетов. Этому во многом посвящены повесть «Три мешка сорной пшеницы» (1972; инсценировка Ленинградского Большого драматического театра, 1975), роман «Покушение на миражи» ((1979-1982) был опубликован в 1987 году) и беспощадно издевательское мемуарное эссе «На блаженном острове коммунизма» (1987). Роман «За бегущим днем» (1959), повести «Чудотворная» (1958; одноименный фильм, 1960), «Весенние перевертыши» (1973), «Ночь после выпуска» (1974) посвящены вопросам воспитания. Роман «Свидание с Нефертити» (1964) рассказал о нравственно-эстетических исканиях молодого художника, вчерашнего фронтовика, в послевоенные годы. Повесть «Путешествие длиной в век» (1964) написана в жанре научной фантастики. В.Ф. Тендряков обращался и к драматургическому жанру, написал пьесы «Белый флаг» (1962, совместно с К. Икрамовым), «Совет да любовь» (1973). Одними из постедних произведений писателя стали повести «Затмение» (1977) и «Расплата» (1979). Произведения Тендрякова неоднократно вызывали дискуссии в критике и педагогических кругах. Писатель обращался к трагическим страницам советской истории в рассказах «Пара гнедых», «Хлеб для собаки» — о раскулачивании крестьян, «Донна Анна» — о Великой Отечественной войне, «Охота» — о компании борьбы с космополитизмом. Эти произведения были опубликованы уже после его смерти в 1988 году.

Черкасов Алексей Тимофеевич (р. 1915) на стр. 20

Родился в июне 1915 года в деревне Потапово, Даурской волости, бывшей Енисейской губернии в крестьянской семье. Побывал в детдомах Минусинска и Курагино. Два года проучился в Красноярском агропедагогическом институте, затем уехал в Балахтинский район — проводить коллективизацию. На селе задержался на добрых пятнадцать лет: работал агрономом в совхозах Красноярского края и северного Казахстана... В северном Казахстане в 1937 году был в первый раз арестован по ложному обвинению. Три года провел в тюрьмах, лагерях. Освобожден был в 1940 году, но через два года арестован вновь. В эти драматические годы были утрачены рукописи двух первых романов Черкасова "Ледяной покров" и "Мир, как он есть". После Минусинской и Абаканской тюрем Черкасов оказался в Красноярске. Работал в редакции газеты «Советская Хакасия». Был уволен, прошёл через психиатрическую больницу. Откуда его вызволила будущая жена Полина Дмитриевна Москвина, соавтор большинства его книг. "В стороне сибирской" - так называлась первая книга повестей и рассказов Черкасова; она вышла в Москве в 1949 году. Затем были повести "День начинается на Востоке", "Синь-тайга", "Лика", "Ласточка" и другие. Однако прославила и ввела его имя в мировую литературу трилогия, включающая романы "Хмель", "Черный тополь" и "Конь рыжий" с общим подзаголовком "Сказание о людях тайги". Популярность у трилогии была невероятной, вскоре она уже перешагнула пределы страны. Романы были переведены на многие языки, издавались в Югославии, ГДР, Бразилии. В 1969 году Алексей Тимофеевич переехал с семьей в Крым, а 13 апреля 1973 года умер в Симферополе от сердечного приступа.

Черниченко Юрий Дмитриевич (р. 1929) на стр. 20

российский государственный, общественный деятель, писатель.

В 1953 окончил филологический факультет Кишиневского университета. В 1950-е гг. сотрудник газет «Советская Молдавия», «Алтайская правда». В 1959-74 специальный корреспондент газеты «Советская Россия» и «Правда». В 1975-91 комментатор Центрального телевидения, ведущий популярной передачи «Сельский час». В 1989-91 народный депутат СССР. В 1993-95 депутат Совета Федерации Федерального Собрания РФ. С 1991 председатель Крестьянской партии России. Автор книг, основной темой которых являются социальные проблемы деревни: «Антей и Бобошко» (1963), «Уравнение с неизвестными» (1974), «Умение вести дом» (1984) и другие, в том числе автобиографическая повесть «Целина».

Шишков Вячеслав Яковлевич (1873-1945) на стр. 20

Родился в городе Бежецке Тверской губернии в купеческой семье. После окончания Вышневолоцкого технического училища с 1984 по 1915 живёт в Сибири, служит в Управлении Томского округа путей сообщения. Работает геодезистом, инженером-устроителем водных путей на Лене, Енисее, Чулыме. Возглавлявшиеся им экспедиции внесли большой вклад в изучение сибирского края. Впечатления от жизни и работы в Сибири стали первоосновой его творчества. Первые его произведения печатаются в томских изданиях - газете «Сибирская жизнь» и журнале «Молодая Сибирь». Летом 1912 года он приезжает в Петербург. В новом журнале «Заветы» публикуется его рассказ «Помолились». В 1915 году окончательно переезжает в Петроград. В 1916 году выходит первая книга «Сибирский сказ», в журнале «Летопись» публикуется повесть «Тайга». С 1917 года полностью посвящает себя литературному творчеству. Много ездит по стране. С 1920 по 1932 год работает над романом-эпопеей «Угрюм-река». В 1934-1945 гг. создаёт исторический роман «Емельян Пугачёв». В 1941-1942 гг. работает в осаждённом немцами Ленинграде. В 1942 году переезжает в Москву. Выступает по радио, в госпиталях с чтением своих произведений. Умер за два месяца до Победы.

Шолохов Михаил Александрович (1905-1984) на стр. 20

русский писатель, академик АН СССР (1939), дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980). Книга «Донские рассказы» (1926). В романе «Тихий Дон» (кн. 1-4, 1928-1940; Государственная премия СССР, 1941) — драматическая судьба донского казачества в годы 1-й мировой и Гражданской войн. В романе «Поднятая целина» (кн. 1-2, 1932-60; Ленинская премия 1960). Великой Отечественной войне посвящен неоконченный роман «Они сражались за Родину» (главы в 1943-44, 1949, 1954, 1969) и рассказы, в т. ч. «Судьба человека» (1956-57). Публицистика. Нобелевская премия (1965).

Шукшин Василий Макарович (1929-1974) на стр. 21

русский писатель, кинорежиссер, актер. Заслуженный деятель искусств России (1969). В рассказах (сборник «Сельские жители», 1963, «Там, вдали», 1968, «Характеры», 1973), романе «Любавины» (ч. 1-2, 1965-1987) и фильмах («Живет такой парень», 1964, «Печки-лавочки», 1972, «Калина красная», 1974) — многообразие современных социально-психологических типов, образы «странных» людей из народа, несущих в себе нравственную чистоту и требовательность к жизни. Главные роли в фильмах: «Два Федора» (1958), «Комиссар» (1967, выпущен в 1987), «У озера» (1970; Государственная премия СССР, 1971), «Они сражались за Родину» (1975). Поставил фильмы: «Живет такой парень» (1964, приз «Золотой лев» Венеции), «Ваш сын и брат» (1965), «Странные люди» (1969), «Печки-лавочки» (1972), «Калина красная» (1974). Ленинская премия (1976).

Яшин Александр Яковлевич (Попов)(1913-1968) на стр. 21

Родился в деревне Блудново Северо-Двинской (ныне Вологодской) губер-нии в крестьянской семье. Дед был бурлаком на Волге, стал кузнецом, своими силами организовал в Блуднове школу для детей. Отец погиб в мировую войну, семья бедствовала. Еще школьником стал писать стихи, за что его прозвали «ры-жим Пушкиным». Писательская карьера Яшина на первых порах складывалась

весьма успешно. В 1934 году он был премирован за лучшую комсомольско-походную песню и назначен делегатом на I съезд советских писателей, где было объявлено о создании Союза писателей СССР. Во время Отечественной войны работал военным корреспондентом. В 1949 году напечатал поэму «Алена Фомина» о передовой колхозной свинарке. Новый этап в творчестве связан с прозой. В 1956 году в альманахе «Литературная Москва» (второй выпуск) появился его рассказ «Рычаги», который, как и следующая повесть «Вологодская свадьба» (1962), был раскритикован в советской печати.

Деревенская проза - понятие, введенное в 60-х гг. для обозначения прозаических произведений русской литературы, посвященных деревенской жизни и обращающихся прежде всего к изображению тех гуманно-этических ценностей, которые связаны с многовековыми традициями русской деревни.

После того как в сталинское время жизнь русской деревни показывали вначале вообще очень редко, а позже — в искаженном виде, причем особенно идеализировалось насильственное объединение крестьян в колхозы (М. Шолохов) и искажалась правда о послевоенном восстановительном периоде (С. Бабаевский), — в 1952 году, начиная с произведений В. Овечкина, появлялась документальная проза, рассказывавшая о том, какой вред государственному сельскому хозяйству наносили централизованные указания сверху, исходившие от некомпетентных людей. При Хрущеве, который, находясь во главе партии и государства, пытался улучшить положение сельского хозяйства, эта обвинительная литература, ориентированная на экономику, стала быстро развиваться (Е. Дорош). Чем больше в нее привносилось элементов художественного (например, В. Тендряков, А. Яшин, С. Антонов), тем ярче она выявляла вред, наносимый человеку государственной бесхозяйственностью.

После того как А. Солженицын в рассказе "Матренин двор" (1963 год) сказал о тех нетленных человеческих и в первую очередь религиозно-христианских ценностях, которые сохраняются в современной среднерусской деревне при всем ее убожестве, русская деревенская проза достигла большого подъема и в течение следующих десятилетий породила многочисленные произведения, которые могут по праву считаться лучшими в русской литературе этого периода. Ф. Абрамов в цикле романов подробно рисует деревенскую жизнь в Архангельской области; В. Белов отмечает положительные особенности крестьянской общины до введения коллективизации в богатой традициями Вологодской области; С. Залыгин обличает уничтожение деревенских традиций в Сибири; В. Шукшин выводит в своих рассказах чудаковатых крестьян, показывая их в контрасте со слабохарактерными городскими жителями; В. Астафьев предостерегает от опасности современной цивилизации для окружающей среды.

Далее в жанре деревенской прозы стали писать В. Афонин (Сибирь), С. Багров, С. Воронин, М. Ворфоломеев, И. Друцэ (Молдавия), Ф. Искандер (Абхазия), В. Крупин, С. Крутилин, В. Липатов, В. Лихоносов, В. Личутин, Б. Можаев, Е. Носов, В.Семин, Г. Троепольский, В. Распутин, который в своих романах о жизни сибирской деревни убедительно защищает религиозные и общечеловеческие нормы и традиции, достиг высшего национального и международного признания.

Такие авторы, как, например, В. Солоухин, которые в своих произведениях наряду с деревенскими традициями пытались защищать также культурные ценности — церкви, монастыри, иконы, родовые имения — подвергались порой резкой критике. В целом, однако, деревенская проза, несовместимая с принципами, провозглашенными в 1917 году, и объединившаяся вокруг журнала «Наш современник», пользуется благосклонной терпимостью официальных организаций, поскольку все русское политико-патриотическое движение чувствует с их стороны значительную поддержку. Поляризация существующих внутри советской интеллигенции групп в эпоху перестройки с ее весьма свободной публицистикой привела в конце 80-х гг. к серьезным нападкам на авторов деревенской прозы. Из-за русско-национального и христианско-православного мышления их обоснованно и необоснованно обвиняли в национализме, шовинизме и антисемитизме, иногда в них видели приверженцев экстремистских кругов, близких к обществу «Память». Изменение атмосферы вокруг деревенской прозы привело к тому, что в новых политических условиях центр тяжести в литературе передвинулся на другие явления и проблемы, а сама она утратила свое значение в литературном процессе.

Рассказы Кочергина прямолинейны, строчки его прозы стройны, а вот жизненный путь писателя, наоборот, весьма извилист. Родился и учился он в столице, следом отправился в Сибирь, где и написал свои «Алтайские рассказы», получившие сразу несколько литературных премий - в том числе и Премию правительства Москвы.

- Гордость советской литературы: Василий Белов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев... Кто из так называемых писателей-деревенщиков вам ближе?

Думаю, что Астафьев - возможно, как раз именно потому, что он был несколько шире своих собратьев по перу.

В 15–16 лет я буквально зачитывался его «Царь-рыбой» и именно из-за этой книги стал мечтать попасть когда-нибудь на Енисей.

- В детстве мы все романтики. Но, кажется, у писателей-деревенщиков была вполне четкая взрослая цель - спасти деревню от умирания. И им это, увы, не удалось...

А мне кажется, что они уже понимали, что спасти ничего невозможно. Их литература была литературой прощания и попыткой прожить это прощание: достаточно взглянуть на названия - «Прощание с Матерой», «Последний поклон», «Последняя страда». В России ведь такое бывает очень часто: происходит что-то грандиозное, что осмысляется не на уровне государственном, а на уровне именно литературном.

- Есть ощущение, что это осмысление было довольно идеалистическим.

Белов, Распутин, Астафьев, Шукшин - все они и были идеалистами. Именно поэтому благодаря им и возник миф о деревне, как о мощном идеальном мире, на который можно опереться и в который хорошо бы вернуться, чтобы припасть к корням. Хотя и в то уже время припадать там было особо не к чему.

- Почему же этот мир был так интересен городским читателям?

Потому что был им совершенно незнаком - так же, как, скажем, миры братьев Стругацких или Александра Дюма. Неизведанное же всегда манит.

Однако мир Дюма и Стругацких волнует множество поколений, тогда как мир деревенщиков сегодня мало кому интересен.

На него прошла мода, да. Но отчасти тут оказались виноваты и сами писатели-деревенщики, во время перестройки скомпрометировавшие свой мир едва ли не черносотенными высказываниями. Да и, кроме того, все же знают, что происходит с деревней.

- Она, по-вашему, умирает?

Да. Хотя в деревне попрежнему живут замечательные люди. В селе в Рязанской области, где я построил дом, есть фермер Витя Назаров.

Крепкая семья, замечательные дети и внуки, которые ему уже помогают. Он пашет огороды всему селу, не отказывается помочь ни в чем, я не знаю, когда он умудряется спать. Доходы у него невысоки, однако он из принципа не обрабатывает свои поля ядохимикатами: «Не хочу травить, это наша земля». На таких упрямых людях многое в деревне держится.

Деревенская проза давным-давно, увы, осталась в истории. Ее нет. Есть авторы, пишущие на тему деревни - Борис Екимов, Роман Сенчин, Дмитрий Новиков из Петрозаводска, создающий замечательную «северную» прозу. Но это все произведения совсем другого жанра. Я и сам человек, родившийся в центре Москвы, деревенщик с очень большой натяжкой.

- Ну а кто вы?

Я - человек, поселившийся в деревне на месте, где когда-то жили финно-угры, а до этого представители какой-то неизученной культуры средне-окских могильников.

Я пишу прозу, учу своего сына, стараюсь побольше ездить по стране, если есть время и возможность. Что еще? Я работал дворником, уборщиком, почтальоном, сторожем. В свое время отправился в Сибирь, где был лесником в заповеднике.

- Зачем?

Родители мечтали, чтобы я пошел по их стопам и стал химиком-технологом, а я пытался найти свой путь. И я не один такой! В 1990 году, когда я разослал письма во все заповедники Союза с просьбой о приеме на работу, нигде не было свободных мест. Только с Горного Алтая мне пришел ответ, что есть ставка. Все штаты были забиты романтиками из крупных городов. В таежных избушках валялись сборники французской поэзии, литературные «толстые» журналы...

Видимо, постоянно идет не только приток в города, но и обратное движение. Посмотрите на яркого представителя - замечательный писатель Михаил Тарковский, племянник Андрея Тарковского, живет уже тридцать с лишним лет в селе Бахта на Енисее и работает охотником-промысловиком.

- Ну и как вам, москвичу, показалось там, в Сибири?

Там была таежная романтика, новые прекрасные пространства. Жизнь в «медвежьем углу», на кордоне, где нет электричества, куда все продукты доставляются на вьючных лошадях. Хотя теперь я думаю, что самым интересным было вовсе не это, а возможность соприкоснуться с абсолютно другой жизнью, с другой культурой, взглянуть на Москву с другой точки зрения.

- Научились там многому?

Еще бы! И коров доить, и хлеб печь - продукты-то нам завозили всего два раза в год. И еще - писать длинные письма жене, благодаря чему и стал в итоге писателем.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Шайтанов, критик, литературный секретарь премии «Русский Букер»:

Если в 1960–1970 годы произведения деревенщиков выходили огромным тиражом и вызывали большой резонанс, сегодня они тихо публикуются в журналах типа «Наш современник». Их авторам не дают премий. Но, что интересно, в то же время писатели, не имеющие к деревенщикам никакого отношения, а просто пишущие о деревне - например, Андрей Дмитриев с его романом «Крестьянин и тинейджер» или Роман Сенчин с «Зоной затопления», - эти премии получают. Почему? Все просто: в советское время деревенская литература была прозой высочайшего уровня.

А сегодня... Ну, вы понимаете.

СПРАВКА

Илья Кочергин родился в Москве 30 мая 1970 года. Учился в МХТИ им. Менделеева, на геологическом факультете МГУ. Четыре года отработал лесником в Алтайском заповеднике. После возвращения в Москву поступает в Литинститут им. А. М. Горького.

Обладатель Премии правительства Москвы в области литературы за «Алтайские рассказы».