Дуня преступление и наказание. Семья раскольниковых в романе "преступление и наказание" и ее история

образ дуни раскольниковой авдотьи романовны в романе "преступление и наказание"

  1. Авдотья Романовна Раскольникова- сестра Роди и дочь своей матери, которая ради родных была готова пойти на все. Вышла замуж не полюбви, только из-за денег, так она была счастлива за Родю, что он поступил в университет, чтобы помо ему материально, ведь он в этом очень сильно нуждался. Но Родя не хотел говорит родным про свой уход из университета.
  2. Святая! Дура! Для сочинения мало, для жизни - достаточно.
  3. вот люди которые выше много умного накатали догадались зайти в гугл и ввести этот вопрос, хотя им это нафиг не нужно))) ну неужели вам лень эту самую операцию проделать? ? (и ваще, пишите сами))))
  4. это не реально!
  5. Ну, вы дате!!!
    Заходите на гугл, набирайте...и читайте себе на здоровье!
  6. Начало, которое написано выше, хорошо. Теперь продолжайте.
    Не стану писать все. очень уж долго. Дам тезисно, вы разверните сами. Главное, нить при этом не потеряйте.
    Через весь роман проходит нить одиночества, болезни и духовного искания (здесь проведите параллель между Родионом, его сестрой и можете еще описать одного героя) .
    Стоит помимо характера указать на цветовую гамму романа. В нем идет основной цвет Желтый (!!!) - тот самый цвет болезни, болезни не только внутренней, телесной, но и духовной. Пердставленные герои все несчастны и неустроены по своему (тут как раз и укажите на страдания героини, ее искания, метания, и, если сможете, сравните с Родионом) .
    И далее завершайте.
    Этого должно хватить школьнику.
    Удачи!))
  7. Развернутый ответ, а тебе пятерка да?
  8. ссылка заблокирована по решению администрации проекта
  9. О времена, о нравы. Выше вс сказано, от себя добавлю и в современном мире похожих историй много (по внутреннему содержанию), только стили и мотивы разные.
  10. Сюжет разворачивается вокруг главного героя, Родиона Раскольникова, в голове которого созревает теория преступления. Согласно его идее человечество делится на избранных и материал. Избранные (классическим примером является Наполеон) имеют право совершить убийство или несколько убийств ради будущих великих свершений. Раскольников сам очень беден, он не может оплатить не только учебу в университете, но и собственное свое проживание. Мать и сестра его очень бедны, вскоре он узнает что его сестра (Авдотья Романовна) готова выйти замуж за человека, которого не любит, ради денег, ради брата. Это было последней каплей, и Раскольников совершает преднамеренное убийство старухи-процентщицы (вошь по его определению) и вынужденное убийство е сестры, свидетельницы. Но Раскольников не может воспользоваться краденым, он прячет его. С этого времени начинается ужасная жизнь преступника, мятущегося, лихорадочного сознания, его попытки обрести опору и смысл в жизни, оправдание поступка и его оценка. Тонкий психологизм, экзистенциальное осмысление поступка и дальнейшего существования Раскольникова красочно переданы Достоевским. В действие романа вовлекаются все новые и новые лица. Судьба сталкивает его с одинокой запуганной, бедной девушкой, в которой он находит родственную душу и поддержку, Соней Мармеладовой, ставшей на путь самопродажи по причине бедности. Соня, верующая в Бога, пытается как-то продержаться в жизни, потеряв родителей. Раскольников находит также опору в университетском друге Разумихине, влюбленном в его сестру Авдотью Романовну. Появляются такие персонажи, как следователь Порфирий Петрович, понявший душу Раскольникова и остроумно выведший его на чистую воду, Свидригайлов, развратник и подлец - яркий пример избранного человека (по теории Раскольникова) , Лужин, адвокат и хитроумный эгоист и др. В романе вскрываются социальные причины преступлений и бедствий, моральных противоречий, гнетущих обстоятельств падения, описывается жизнь петербуржской бедноты, пьянства и проституции, описаны десятки своеобразных персонажей и действующих лиц. На протяжении романа Раскольников пытается понять, достойным ли человеком он является, имеет ли он право вершить суд над другими людьми. Не выдержав бремени своего преступления, главный герой признается в совершнном убийстве, написав чистосердечное признание. Однако он видит вину не в том, что совершил убийство, а в том, что пошел на него, не оценив своей внутренней слабости и жалкого малодушия. Он отказывается от претензии на избранность. Раскольников попадает на каторгу, но Соня остатся рядом с ним. Эти два одиноких человека обрели друг друга в очень сложный период жизни для обоих. В конце концов, герой находит опору в любви и религиозном сознании.
  11. Ну не здесь же сочинения списывают. Здесь как бы предполагаются встречи интеллектуальных людей, готовых обсудить новости литературы или "разумное, вечное, доброе". Не стОит, наверное, превращать проект в откровенно потребительский.
  12. Так себе была старушка, все при всех, -а где же кружка?,
  13. Авдотья Романовна Раскольникова, сестра Родиона Романовича Раскольникова. Умная, красивая, целомудренная девушка, влюбленная в своего брата до самопожертвования. Имеет привычку в моменты задумчивости ходить из угла в угол по комнате. В борьбе за его счастье готова была пойти на брак по расчету, но не смогла пойти на связь с Лужиным ради его спасения. Выходит замуж за Разумихина, найдя в нем искреннего и любящего человека, истинного товарища своего брата.
    Авдотья Романовна Раскольникова по первоначальному замыслу должна была сделаться единомышленницей брата. Сохранилась следующая запись Достоевского: Он непременно сестре (когда та узнала) или вообще говорит о двух разрядах людей и воспламеняет ее этим учением. В окончательном же варианте Дуня чуть не с первых минут встречи вступает с братом в спор.
    Линия отношений брата и сестры Раскольниковых одна из самых сложных в романе. Горячая любовь молодой провинциалки к старшему брату, умному, мыслящему студенту, не подлежит сомнению. Он, при всем его эгоизме и холодности, до совершения убийства нежно любил сестру и мать. Мысль о них была одной из причин его решения переступить через закон и через собственную совесть. Но это решение обернулось для него таким непосильным грузом, так непоправимо отрезал он себя от всех честных, чистых людей, что и на любовь уже не стало сил.
    Разумихин и Дуня это не Мармеладовы: они почти не упоминают о Боге, их гуманизм чисто земной. И, тем не менее, их отношение к преступлению Раскольникова и к самой его наполеоновской теории столь же непоколебимо отрицательное, как и у Сони.
    -Убивать, убивать-то право имеете? восклицала Соня.
    -Меня более всего возмущает, что ты кровь по совести разрешаешь, - говорит Разумихин.
    -Но ведь ты кровь пролил! в отчаянии кричит Дуня.
    Раскольников стремится с презрением отбросить любой довод каждого из них против права на преступление, но отмахнуться от всех этих доводов не так-то просто, тем более что они совпадают с голосом его совести.
  14. Дунечка она была стиснительная девушка))) вот прямая ссылка ссылка заблокирована по решению администрации проекта

«Авдотья Романовна была замечательно хороша собою - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, - что и высказывалось во всяком ее жесте, и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем. Рот у нее был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком, - единственная неправильность в этом прекрасном лице, но придававшая ему особенную характерность и, между прочим, как - будто надменность. Выражение лица ее всегда было более серьезное, чем веселое, задумчивое; зато как же шла улыбка к этому лицу, как же шел к ней смех, веселый, молодой, беззаветный». Авдотья Романовна была поистине красивой и привлекательной девушкой. Все мужчины, которые оказывались рядом с ней, не могли не обратить на нее внимание, в том числе Разумихин и Свидригалов. Ф.М. Достоевский, описывая внешность Дуни, не один раз сравнивает ее с братом, и это не случайно. Души родных людей не могут не иметь сходств. Так, брату и сестре достались в наследство пылкий темперамент, гордость, самоуверенность и решимость. Природный ум позволил им оценивать любые явления жизни с собственной точки зрения, а также всегда сохранять серьёзность. Эти богатые задатки позволяли развиться обеим личностям до больших высот, но различия во внешних обстоятельствах сделали их характеры во многом противоположными. Особенно сильно отличало Дуню от Раскольникова одно качество - терпеливость. Отсюда и другие черты её характера, отсутствующие у брата: мягкость, жертвенность, доброта, чистота. И мать, и Дмитрий Прокофьевич не раз произносили в восхищении и с уважением: “Она ангел!” Однако к убийству и Родион и Дуня были одинаково близки, и лишь случайность спасла Авдотью Романовну от бремени неспокойной совести. “А вы знаете, Авдотья Романовна, вы сами ужасно как похожи на вашего брата, даже во всём!” -- догадался однажды Разумихин и, конечно, упростил суть их сходства, однако во многом попал в точку. Эти проницательные, решительные, гордые, во многом отчаянные, ищущие и требовательные люди с пылкими сердцами и широким умом действительно имеют много общего, но с той разницей, что одного жизнь сделала преступником, а другую уберегла от греха. Всё это становится ясно благодаря мастерству Достоевского в изображении противоречивого человеческого сознания. Однако сам автор настаивал на том, что познать человека до конца нельзя: “Человек есть тайна”, которую можно лишь вечно разгадывать.

Впервые в романе мы узнаем об Авдотье Романовне из письма матери Родиона Пульхерии Раскольниковой. Мы узнаем о ее тяжелой судьбе и о том, что она готова пожертвовать собой ради своего брата. По сути, это принесение в жертву одного человека с целью обеспечить деньгами другого, чтобы этот другой преуспел в жизни. Она хочет выйти замуж за Лужина, надеясь, что он, впоследствии, так как является человеком весьма обеспеченным, будет помогать и Родиону. Для себя же она бы никогда не совершила что-нибудь подобное, но вот за брата, подавляя нравственное чувство, продавала свое спокойствие, свободу, совесть, тело - без колебаний, без ропота, без единой жалобы. Раскольников сразу же понял, к чему приведет этот брак. Когда бы Дуня поняла, что сделала, она бы не выдержала презрения к самой себе, не смогла бы привыкнуть. Мать жила бы отдельно без средств к существованию и ни о какой помощи со стороны Лужина речи быть не могло. И хотя Дуня была умна и «имела ум своего брата», но она все, же до последнего не хотела верить в то, что ее надежды неоправданны, и закрывала глаза на очевидное. «Перед тем как решиться, Дунечка не спала всю ночь и ходила взад и вперед по комнате; наконец стала на колени и долго и горячо молилась перед образом, а наутро объявила мне, что она решилась», - писала Пульхерия Раскольникова своему сыну. Раскольников не принял эту жертву, но Дуня пытается его переубедить. «- Брат, - твердо и тоже сухо отвечала Дуня, - во всем этом есть ошибка с твоей стороны. Я за ночь обдумала и отыскала ошибку. Всё в том, что ты, кажется, предполагаешь, будто я кому-то приношу себя в жертву. Совсем это не так». Но здесь нужно отметить, что Авдотья Романовна не столько хочет убедить в этом брата, сколько пытается сама поверить в это. Она хватается за эту возможность. Ее толкает на это бедность ее семьи, граничащая с нищетой. У них с матерью практически нет средств к существованию. Они живут на маленькую пенсию Пульхерии Раскольниковой и на деньги, которые зарабатывает Дуня в качестве гувернантки. Так еще они умудряются отсылать деньги горячо любимому сыну и брату! Дуня добровольно и сознательно берет на себя очень тяжелый крест; но и мать и дочь - обе дорожат предположенным браком и считают его за счастье, потому что он дает им возможность, по крайней мере, неопределенную надежду, вытащить бесценного Родю, то есть нашего героя, из болота нищеты на гладкую и твердую дорогу. Авдотья Романовна из тех женщин, которые сами ищут, какую бы им муку принять. Здесь нелишним будет упомянуть слова Свидригайлова: «Знаете, мне всегда было жаль, с самого начала, что судьба не дала родиться вашей сестре во втором или третьем столетии нашей эры... Она, без сомнения, была бы одна из тех, которые претерпели мученичество, и уж, конечно бы, улыбалась, когда бы ей жгли грудь раскаленными щипцами». Бедность закалила её, научила терпеть, а самолюбие и требовательность к себе не позволили уронить достоинство. Решающим моментом была встреча Раскольникова и Лужина в квартире Дуни. Все ее надежды окончательно развеялись. Она решилась посмотреть правде в глаза и принять реальность. К тому же, она интуитивно понимала, что тот момент они с матерью были не одни. И дело здесь было не в том, то они теперь были рядом с Родионом, а в том, что в их жизни появился Разумихин. Дуня ощущала его поддержку и догадывалась о его симпатии к ней. Лужин перестал быть для нее единственной надеждой, и она отказалась от этого брака, от этой жертвы.

Нужно заметить, что жертвенность свойственна семье Раскольниковых. Мать жертвует дочерью ради благополучия сына, причем ее постоянно мучает совесть. Дуня жертвует собой ради брата. И сам Родион, можно сказать, делает то же самое. Одна из причин, которые толкнули его на убийство, было желание помочь своей семье. Все члены этой семьи горячо любили друг друга. Иначе говоря, жертвенный круг, жертвенный крестный путь оказывается неизбежным для семьи Раскольниковых. В критике также есть мнение, что эта жертва и есть преступление. Ведь преступление для Достоевского - это не столько проявление патологического больного в существе человека (а таковым автор тоже, безусловно, интересуется), сколько примета общественного неблагополучия, след болезненных и опасных поветрий в умах современной молодежи. На преступление толкает в одинаковой мере и нищета, и ощущение реального бесправия, безрезультатности обычных усилий по усовершенствованию жизни.

Если же говорить о жертве, то можно провести параллель между Сонечкой Мармеладовой и Дуней. Сам Раскольников делает это: «Тут мы и от Сонечкина жребия, пожалуй, не откажемся! Знаете ли вы, Дунечка, что Сонечки жребий ничем не сквернее жребия с господином Лужиным». Раскольников боится, что Дуню постигнет та же судьба. Ведь на самом-то деле большой разницы нет в жертве Сони и готовящейся жертве сестры Раскольникова. История Дуни отличается лишь тем, что внешне все будет казаться правильно и порядочно, то есть будут соблюдены все правила приличия, а о деятельности Сонечки, увы, можно судить теперь даже по ее внешнему облику. Дуня Раскольникова собирается выйти замуж за совершенно чуждого ей человека только потому, что не хочет позволить матери и брату опуститься до нищенского существования, чтобы улучшить материальное состояние своей семьи. Она тоже продает себя, но, в отличие от Сони, она еще имеет возможность выбирать "покупателя". И Катерина Ивановна, и Раскольников говорят о бессмысленности жертвы Сонечки. Между прочим, выдвинутое Раскольниковым обвинение в адрес Сони Мармеладовой идет как бы параллельно с его обвинением в адрес сестры Дуни. Раскольников упрекает сестру, что она возлюбила брата своего более, чем саму себя: «... И что это она (Пульхерия Раскольникова) пишет мне: "Люби Дуню, Родя, а она тебя больше себя самой любит"; уж не угрызения ли совести ее самое втайне мучат за то, что дочерью сыну согласилась пожертвовать. "Ты наше упование, ты наше все". О, мамаша!.." Злоба накипала в нем все сильнее». Итак, главное, можно сказать, преступление Дуни заключается в том, что она возлюбила Родиона Раскольникова более, чем саму себя, что она для него собой жертвует. Собственно, то же можно сказать и о Соне Мармеладовой, отдавшей на продажу свое тело ради спасения семьи. Необходимо вспомнить слова Раскольникова: «Господи, какая, правда! Подлец человек! И подлец тот, кто его за это подлецом называет». Для людей с неистребимой совестью, с проснувшимся сознанием, коими были Соня и Дуня (у них даже имена похожи), привыкание - высший предел подлости. Привыкнуть - это задушить в себе все человеческое, отказаться от всякого права на жизнь, чувствовать, действовать, любить. Привыкнуть - это значит стать подлецом, как Лужин, или согласиться жить подлой жизнью, принять подлую судьбу, что вознамерилась сделать Авдотья Романовна, став невестой Лужина. Подлость - это также примирение с «честностью» проститутки, соглашающейся жить своим «трудом» и отказывающейся жить на «даровщину», милостыней.

Раскольников любит свою сестру так же сильно, как Мармеладов любит свою старшую дочь. Но к чему годится эта сильная любовь бедного, задавленного и бессильного человека? От чего может защитить и куда может привести такая любовь? Пользуясь этой любовью, Авдотья Романовна Раскольникова так же точно может очутиться в безотчетном распоряжении уличных ловеласов, как очутилась в их распоряжении Софья Семеновна Мармеладова. Невозможно рассчитывать, наверное, даже и на тот исход, что самоубийство спасет Авдотью Романовну от вынужденного разврата. Может быть, Софья Семеновна также сумела бы броситься в Неву; но, бросаясь в Неву, она не могла бы выложить на стол перед Катериной Ивановной тридцать целковых, в которых заключается весь смысл и все оправдание ее безнравственного поступка.

В отношениях с Аркадием Ивановичем Свидригайловым Дунечка открывается с несколько иной стороны. Мы видим, что все было не совсем так, как рассказывала в письме Пульхерия Раскольникова. «При всем естественном отвращении ко мне Авдотьи Романовны…ей стало, наконец, жаль меня, жаль пропащего человека. А когда сердцу девушки станет жаль, то, уж, разумеется, это для нее всего опаснее. Тут уж непременно захочется и «спасти», и образумить, и воскресить, и призвать к более благородным целям, и возродить к новой жизни и деятельности, - ну, известно, что можно намечтать в этом роде», - рассказывал Свидригайлов Раскольникову. Именно в такой ситуации оказалась Дунечка в доме Марфы Ивановны. Свидригайлов был тонким психологом, и как ни была умна Дунечка, она все же поддалась. «…Оставалась, в высшей степени уверена, что она невинна и целомудренна и исполняет все долги и обязанности, а погибла совершенно нечаянно». К счастью, судьба распорядилась таким образом, что честь ее была восстановлена. Последняя встреча Дуни со Свидригайловым весьма интересна. Этой встрече предшествует письмо Свидригайлова к сестре Раскольникова, в котором он рассказывает о преступлении, которое совершил Родион. Дуня предполагает, к чему может привести встреча с этим человеком, но она идет, идет опять, же ради своего брата. Она не хочет верить в то, что Родион способен на убийство. В ней еще теплится надежда, что это неправда, что этот подлый человек просто обманывает ее. Но все, же в глубине души Авдотья Романовна понимает, что это правда. Также она понимает, что ничего хорошего ей встреча со Свидригайловым принести не может, поэтому она берет с собой револьвер, но пока еще она не догадывается, что готовит ей судьба. Свидригайлов просто заманил ее в ловушку, хотел получить то, чего ему не удалось получить в деревне. Всё начинается очень таинственно, но вполне мирно, ничто не предвещало столь бурного развития действий. Атмосфера накаляется. Дуня и Свидригайлов, как кошка с мышкой, следят за каждым движением противника. Кульминация этой сцены оказывается неожиданной.

«Дуня подняла револьвер и, мертвенно-бледная…смотрела на него, измеряя и выжидая первого движения с его стороны. Никогда еще он не видал ее столь прекрасною. Огонь, сверкнувший из глаз ее в ту минуту, когда она поднимала револьвер, точно обжег его, и сердце его с болью сжалось. Он ступил на шаг, и выстрел раздался. Пуля скользнула по его волосам и ударилась сзади в стену».

Был и второй выстрел: «Дунечка выстрелила, осечка!». Здесь нужно вспомнить убийство Раскольникова. Раскольниковы, брат и сестра, были способны к убийству. Но ситуации в корне отличаются друг от друга. Разницу легко объяснить. Дуня стреляла, защищаясь от подлости человека более сильного и властного, поэтому совершаемое в отчаянии преступление придавало ей лишь больше достоинства и решимости, привлекательных в красивой женщине и заслуживающих уважения. Раскольников же на самом деле совершил убийство как эксперимент, признаваясь Соне: “Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного”.

Да, Авдотья Романовна не сделала бессмысленной жертвы ради брата и не смогла ничем ему помочь, но после приговора Раскольникову, она продолжает жить ради брата. Несмотря на то, что Дуня вышла замуж за Разумихина, она свою жизнь строит так, чтобы находиться рядом с братом и помогать ему. Первое время они надеются на Сонечку, так как у них нет возможности, сразу же отправится жить на место каторги, но через пять лет, после приговора, они планируют переселиться в Сибирь. И Дуня, и Разумихин горячо любили Родиона Романовича Раскольникова и надеялись по истечении срока «всем вместе начать новую жизнь».

В романе «Преступление и наказание» незначительных персонажей нет, но есть второстепенные, такие как Авдотья Романовна Раскольникова , родная сестра центрального героя.

Характер Авдотьи Раскольниковой

Дуня милая, воспитанная и по-женски привлекательная особа, не обделённая вниманием мужчин. Она похожа на брата внешне, но её выделяет подбородок, выдающийся вперёд. Эта непокорная физиологическая черта словно подчёркивает сильный характер и уверенность в собственных силах в характере героини. Девушке уже минуло 22 года и пора бы определиться с выбором спутника.

Не смотря на то, что героиня находится на положении бесприданницы, желающих обладать рукой и сердцем этой стройной, черноглазой и темноволосой девушки с гордым взором хоть отбавляй.

Благородная Авдотья Романовна почти решилась выйти замуж по расчёту за скользкого типа Лужина, при этом не преследую целей обогатиться, а желая вытащить из бедности мать и помочь окончить учёбу.

Роль в сюжете

Образованной и утончённой Дуне приходится работать гувернанткой в богатом доме, чтобы как-то сводить концы с концами, пока её брат находится на обучении. Раскольникова знает себе цену и ведёт себя достаточно смело, несмотря на своё бедственное положение.

Она твёрдо решает «продать» себя замуж за нелюбимого Лужина, чтобы помочь семье, но её брат против таких жертв. После долгих споров и уговоров, Дуня, наконец, понимает кого, на самом деле, представляет из себя её потенциальный жених — редкого скупердяя, готового удавиться за каждую копейку. Она отказывается от бессмысленного приношения себя в жертву.

Обманным путём , также желающий заполучить девушку, заманивает Раскольникову в свой дом и рассказывает ей, что её брат совершил ужасное преступление. Подлец рассчитывает заполучить благосклонность желанной девушки. Но Дуня непреклонна, отбиваясь от назойливого ухажера, она без колебаний стреляет в него, но промахивается. Героиня теперь точно осознаёт, что не сможет быть ни с кем из выгоды. Она твёрдо заявляет своему мучителю о свое нелюбви к нему. Обескураженный поведением решительной девушки, Свидригайлов после мучительных раздумий отпускает её.

К концу повествования Авдотья выходит замуж по любви. Её избранником становится достойный человек — друг брата Разумихин, который после ареста Раскольникова обещает защиту и заботу и Дуне, и её матери.

В «Эпилоге» сообщается, что Авдотья Романовна с мужем твёрдо решили через три-четыре года, скопив необходимый капитал, перебраться в Сибирь, в город, где отбывает каторгу Родион Раскольников (вероятно — Омск, где отбывал каторгу сам Достоевский) и «всем вместе начать новую жизнь».

Цитаты об Авдотье

Сестра моя скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает и с которым ей нечего делать, — навеки, из одной своей личной выгоды!

Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает! Для милого, для обожаемого человека продаст!

Авдотья Романовна целомудренна ужасно, неслыханно и невиданно.

Авдотья Романовна была замечательно хороша собою — высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем. Рот у ней был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком, — единственная неправильность в этом прекрасном лице, но придававшая ему особенную характерность и, между прочим, как будто надменность. Выражение лица ее всегда было более серьезное, чем веселое, вдумчивое; зато как же шла улыбка к этому лицу, как же шел к ней смех, веселый, молодой, беззаветный!

Ф. М. Достоевский - великий человек и писатель, имя которого знает абсолютно каждый человек ещё со школьной скамьи. Одним из самых известных его романов является «Преступление и наказание». Достоевский написал историю о студенте, который совершил убийство, после чего его постигло ужасное наказание, но не в юридическом плане, а в моральном. Раскольников изводил сам себя, однако от совершенного страдал не только он сам. Семья Раскольниковых в романе «Преступление и наказание» также мучилась от поступка главного героя.

Смысл названия романа

«Преступление и наказание» - великий роман, который покорил миллионы читателей и любителей классики. Стоит сказать, что в названии кроется глубокий смысл и содержание произведения.

Немаловажно, что с самого начала Достоевский хотел дать своему роману другое имя, а «Преступление и наказание» он придумал, когда написание произведения было на стадии завершения. Нужно сказать, что роман уже нельзя представить с другим названием, потому что именно нынешнее отражает всю суть задумки великого классика.

Сначала преступление, а потом - наказание. Достоевский хотел подчеркнуть, что иногда для человека не так страшно как кара моральная. Раскольников ощутил всю ее полноту и понял, как страшно «наказывать» самого себя.

Стоит сказать, что не только Родион почувствовал, как тяжело переживать моральную кару. Семья Раскольниковых в романе «Преступление и наказание» также ощутила, насколько сильно можно мучиться от поступков, которые совершают любимые и родные люди.

Родион Раскольников

Ф. М. Достоевский решил познакомить читателя с главным героем своего романа ещё с первых его страниц. Автор описывал внешность Раскольникова: «он был стройным, красивым, рост его был выше среднего, а глаза его были большими и прекрасными». Главный герой романа вырос в семье бедного мещанина.

Писатель отмечает, что Раскольников всегда был плохо одет, и любой другой человек предпочёл бы в таких «лохмотьях» и вовсе не выходить на улицу. Отец главного героя умер, и его семья оказалась в очень трудном положении. Сестра Раскольникова была вынуждена устроиться гувернанткой, чтобы спасти нелёгкое материальное положение, а Родиону пришлось жить на деньги, присылаемые матерью. Однако средств всё равно не хватало, и молодой человек стал давать частные уроки. Такое тяжёлое вынудило Родиона оставить учёбу в университете.

История семьи Раскольниковых сыграла в жизни Родиона огромную роль. Стоит сказать, что бедность стала причиной множества несчастий, которые произошли в жизни главного героя. Однако, несмотря ни на что, Родион очень любил свою семью и был готов отдать за неё жизнь.

Мать Раскольникова

Пульхерия Александровна - мать Родиона, которая любила своего сына всем сердцем. Она представляет собой простую русскую женщину, которая была не только хорошим и а и ласковой, и любящей своих детей матерью. Автор показывает читателю, что Пульхерия хорошо выглядела, несмотря на свой возраст, а также некрасивую и неопрятную одежду.

Мать главного героя была уступчивой и всегда могла согласиться на многое. Однако, несмотря на это, она была честным человеком и именно эта черта не давала ей переступить через себя.

Семья Раскольниковых в романе «Преступление и наказание» предстала перед читателем бедной, но честной. Члены ее были готовы на всё друг ради друга.

Сестра Родиона

Дуня - любимая сестра Раскольникова. Стоит сказать, что между нею и братом уже давно установились тёплые которые смело можно назвать дружескими. Дуня очень любила Родиона и свою мать, из-за чего решилась на замужество с Лужиным, для того чтобы спасти родных людей от нищеты. Она хотела, чтобы Раскольников продолжил учиться в университете, а также работал с её будущим мужем.

Однако Родион отговорил свою сестру от брака с Лужиным, потому что тот был жадным и неблагородным господином. Вскоре Дуня вышла замуж за Разумихина - лучшего друга Раскольникова, который стал частью их небольшой семьи.

Семья Раскольниковых в романе «Преступление и наказание» является очень дружной. Несмотря на все невзгоды и препятствия, которые встречаются на пути у каждого ее члена, они остаются вместе и пытаются друг другу помогать.

Отец Родиона Раскольникова

Стоит сказать, что Достоевский решил не говорить много об отце Родиона. Известно только то, что глава семьи скончался. После его смерти Пульхерия и её маленькие дети были вынуждены зарабатывать себе на жизнь, а это давалось им совсем непросто.

Связь Раскольникова с семьёй. Поступок Дуни

Нужно повторить, что очень дружной и любящей была семья Раскольниковых. Характеристика героев даёт понять, что каждый из них был готов друг ради друга на все. Мать любила своих детей, а они любили её.

Трепетное отношение Раскольниковых друг к другу видно ещё в самом начале романа. Когда они остались в полной нищете после смерти отца, мать, Дуня и сам Родион изо всех сил пытались раздобыть деньги, для того чтобы хоть немного обеспечить семью. Сестра главного героя пошла на большие жертвы, решившись на замужество с Лужиным. Дуня хотела вступить с ним в брак в первую очередь для того, чтобы избавить свою семью от нищеты. Этот поступок говорит о том, что Раскольников был близок своей матери и сестре настолько, что они были готовы пойти на большие жертвы.

Бедная, но дружная семья Раскольниковых. Описание поступка Родиона

Несмотря на то что Родион был преступником, Достоевский не лишил его близких и любимых людей. Подтверждением этому является семья Раскольниковых. Характеристика членов этой семьи показывает читателю, что, несмотря на препятствия и невзгоды, они всё равно оставались друг другу самыми близкими и родными людьми.

Связь Родиона с его семьёй подтверждает ситуация, когда Родион узнал о предстоящем замужестве Дуни и Лужина. Сестра Раскольникова хотела выйти замуж за этого господина ради достатка своей семьи, однако Родион выразил свой протест и недовольство по этому поводу. Раскольников запретил своей любимой сестре заключать брак с жадным и не благородным Лужиным, потому что не хотел видеть, как его сестра будет мучиться и страдать. Этот поступок говорит о том, что семья и честь каждого её члена - главное.

Роль семьи в жизни Родиона

Стоит сказать, что Достоевский не зря уделял столько внимания семьям Раскольниковых и Мармеладовых. Писатель хотел показать, что значат в жизни каждого человека. Примером в повествовании становится семья Раскольниковых. Описание поступков и характеров каждого героя даёт читателю возможность понять, какую роль близкие люди играют в жизни друг друга. Нужно сказать, что отчасти семья Раскольникова стала причастной к совершению преступления Родионом, ведь мать и Дуня возлагали на главного героя все свои надежды. Именно поэтому он чувствовал за собой долг перед родными, а также большую ответственность за жизни матушки и сестры.

Роль семьи Родиона в «Преступлении и наказании»

На протяжении всего романа читатель испытывает не неприязнь, а жалость к главному герою произведения «Преступление и наказание». Семья Раскольникова находилась в трудном положении. Дуне, Пульхерии и Родиону постоянно приходилось переживать различные потрясения и сложные ситуации.

Судьба семьи Раскольниковых нелегка, а потому заставляет каждого читателя испытывать жалость и сочувствие. На протяжении всей жизни этим людям приходилось бороться за себя и своих близких, проходить сложные испытания, но в то же время беречь свою честь и жить справедливо. Роль семьи Раскольникова в романе заключается в том, чтобы с ее помощью автор смог обратить внимание читателя на то, как взаимоотношения с близкими могут влиять на Хорошая семья, в которой царит взаимопонимание и любовь, может дать покой и истинное счастье.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Ф.М. Достоевский вошел в историю мировой литературы как писатель-философ. Практически в каждом произведении Достоевского мы погружаемся в мир вопросов, колебаний, в мир духовной борьбы. Достоевского интересовала правда, которая пережита и лично выстрадана человеком; правда, обретенная им в итоге нелегкого пути проб и ошибок, заблуждений, сомнений, прозрений. Художественный мир Достоевского построен на загадках. Лицо является одной из центральных загадок в творчестве писателя. Лица героев Достоевского представляют собой органическое отражение их самосознания, их жизненной позиции и сокровенной сути. Для Достоевского - мастера психологического анализа - характерен показ героя во взаимодействии, как внутренних чувств, так и внешних их проявлений. С особым мастерством художник сумел это передать через портретные характеристики женских образов. Какой стихийной мощью протеста наделены женские образы Достоевского! Все его симпатии на стороне тех героинь, кого гнула и ломала жизнь, кто отстаивал свое право и достоинство, вступал в борьбу с привычками и косными общественными традициями. Художественный метод Ф.М. Достоевского содержит психологический анализ героев. Писатель определил его как реализм "в высшем смысле", позволяющий ему через изображение "глубины души человеческой" выявить узловые идейные и общественные противоречия истории и своей переходной истории.

Авдотья Романовна Раскольникова - сестра главного героя романа. Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Романовича Раскольникова. Это умная, красивая и целомудренная девушка, любящая своего брата до самопожертвования. Она имеет привычку в моменты задумчивости ходить из угла в угол по комнате. В борьбе счастье Родиона готова была пойти на брак по расчету, но не смогла пойти на связь с Лужиным ради спасения брата. В итоге она выходит замуж за Разумихина, найдя в нем искреннего и любящего человека, истинного товарища своего брата.

Авдотья Романовна Раскольникова по первоначальному замыслу должна была сделаться единомышленницей брата. Сохранилась следующая запись Достоевского: «Он непременно сестре (когда та узнала) или вообще говорит о двух разрядах людей и воспламеняет ее этим учением». В окончательном же варианте Дуня чуть не с первых минут встречи вступает с братом в спор.

Линия отношений брата и сестры Раскольниковых - одна из самых сложных в романе. Горячая любовь молодой провинциалки к старшему брату, умному, мыслящему студенту, не подлежит сомнению. Он, при всем его эгоизме и холодности, до совершения убийства нежно любил сестру и мать. Мысль о них была одной из причин его решения переступить через закон и через собственную совесть.

Нужно отметить, что в литературе о Достоевском пишут, что возможный прототип Авдотьи Романовны Раскольниковой - Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя. По мнению М.С. Альтмана, совпадение имени героя с именем предполагаемого прототипа является весьма важным признаком. Кроме того, портрет Дуни в романе сильно напоминает внешность знаменитой красавицы Панаевой. Возможно, что гордый и страстный характер этой выдающейся женщины дал материал для создания характера Дуни. Однако Р.Г. Назиров в статье «О прототипах некоторых персонажей Достоевского» высказал предположение о сочетании в образе Дуни характера Панаевой с легендарным образом святой Агаты» в галерее Питти во Флоренции в 1862 году. Это большое полотно, написанное в 1520 году, представляет собой сцену пытки. Двое римских палачей, пытаясь заставить Агату отказаться от христианской веры и вернуться к язычеству, с обеих сторон подносят к ее груди раскаленные щипцы. Агата (в греко-православной церкви ее называют Агафией), согласно легенде, умерла от пыток 5 февраля 251 года, до конца сохранив стойкость и веру. Р.Г. Назиров считает, что слова Свидригайлова о Дуне: «Она, без сомнения, была бы одна из тех, которые претерпели мученичество, и уж, конечно бы, улыбалась, когда бы ей жгли грудь раскаленными щипцами», - навеяны картиной Себастьяно дель Пьомо.

Образ Авдотьи Романовны Раскольниковой

«Авдотья Романовна была замечательно хороша собою - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, - что и высказывалось во всяком ее жесте, и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем. Рот у нее был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком, - единственная неправильность в этом прекрасном лице, но придававшая ему особенную характерность и, между прочим, как - будто надменность. Выражение лица ее всегда было более серьезное, чем веселое, задумчивое; зато как же шла улыбка к этому лицу, как же шел к ней смех, веселый, молодой, беззаветный». Авдотья Романовна была поистине красивой и привлекательной девушкой. Все мужчины, которые оказывались рядом с ней, не могли не обратить на нее внимание, в том числе Разумихин и Свидригалов. Ф.М. Достоевский, описывая внешность Дуни, не один раз сравнивает ее с братом, и это не случайно. Души родных людей не могут не иметь сходств. Так, брату и сестре достались в наследство пылкий темперамент, гордость, самоуверенность и решимость. Природный ум позволил им оценивать любые явления жизни с собственной точки зрения, а также всегда сохранять серьёзность. Эти богатые задатки позволяли развиться обеим личностям до больших высот, но различия во внешних обстоятельствах сделали их характеры во многом противоположными. Особенно сильно отличало Дуню от Раскольникова одно качество - терпеливость. Отсюда и другие черты её характера, отсутствующие у брата: мягкость, жертвенность, доброта, чистота. И мать, и Дмитрий Прокофьевич не раз произносили в восхищении и с уважением: “Она ангел!” Однако к убийству и Родион и Дуня были одинаково близки, и лишь случайность спасла Авдотью Романовну от бремени неспокойной совести. “А вы знаете, Авдотья Романовна, вы сами ужасно как похожи на вашего брата, даже во всём!” -- догадался однажды Разумихин и, конечно, упростил суть их сходства, однако во многом попал в точку. Эти проницательные, решительные, гордые, во многом отчаянные, ищущие и требовательные люди с пылкими сердцами и широким умом действительно имеют много общего, но с той разницей, что одного жизнь сделала преступником, а другую уберегла от греха. Всё это становится ясно благодаря мастерству Достоевского в изображении противоречивого человеческого сознания. Однако сам автор настаивал на том, что познать человека до конца нельзя: “Человек есть тайна”, которую можно лишь вечно разгадывать.

Впервые в романе мы узнаем об Авдотье Романовне из письма матери Родиона Пульхерии Раскольниковой. Мы узнаем о ее тяжелой судьбе и о том, что она готова пожертвовать собой ради своего брата. По сути, это принесение в жертву одного человека с целью обеспечить деньгами другого, чтобы этот другой преуспел в жизни. Она хочет выйти замуж за Лужина, надеясь, что он, впоследствии, так как является человеком весьма обеспеченным, будет помогать и Родиону. Для себя же она бы никогда не совершила что-нибудь подобное, но вот за брата, подавляя нравственное чувство, продавала свое спокойствие, свободу, совесть, тело - без колебаний, без ропота, без единой жалобы. Раскольников сразу же понял, к чему приведет этот брак. Когда бы Дуня поняла, что сделала, она бы не выдержала презрения к самой себе, не смогла бы привыкнуть. Мать жила бы отдельно без средств к существованию и ни о какой помощи со стороны Лужина речи быть не могло. И хотя Дуня была умна и «имела ум своего брата», но она все, же до последнего не хотела верить в то, что ее надежды неоправданны, и закрывала глаза на очевидное. «Перед тем как решиться, Дунечка не спала всю ночь и ходила взад и вперед по комнате; наконец стала на колени и долго и горячо молилась перед образом, а наутро объявила мне, что она решилась», - писала Пульхерия Раскольникова своему сыну. Раскольников не принял эту жертву, но Дуня пытается его переубедить. «- Брат, - твердо и тоже сухо отвечала Дуня, - во всем этом есть ошибка с твоей стороны. Я за ночь обдумала и отыскала ошибку. Всё в том, что ты, кажется, предполагаешь, будто я кому-то приношу себя в жертву. Совсем это не так». Но здесь нужно отметить, что Авдотья Романовна не столько хочет убедить в этом брата, сколько пытается сама поверить в это. Она хватается за эту возможность. Ее толкает на это бедность ее семьи, граничащая с нищетой. У них с матерью практически нет средств к существованию. Они живут на маленькую пенсию Пульхерии Раскольниковой и на деньги, которые зарабатывает Дуня в качестве гувернантки. Так еще они умудряются отсылать деньги горячо любимому сыну и брату! Дуня добровольно и сознательно берет на себя очень тяжелый крест; но и мать и дочь - обе дорожат предположенным браком и считают его за счастье, потому что он дает им возможность, по крайней мере, неопределенную надежду, вытащить бесценного Родю, то есть нашего героя, из болота нищеты на гладкую и твердую дорогу. Авдотья Романовна из тех женщин, которые сами ищут, какую бы им муку принять. Здесь нелишним будет упомянуть слова Свидригайлова: «Знаете, мне всегда было жаль, с самого начала, что судьба не дала родиться вашей сестре во втором или третьем столетии нашей эры... Она, без сомнения, была бы одна из тех, которые претерпели мученичество, и уж, конечно бы, улыбалась, когда бы ей жгли грудь раскаленными щипцами». Бедность закалила её, научила терпеть, а самолюбие и требовательность к себе не позволили уронить достоинство. Решающим моментом была встреча Раскольникова и Лужина в квартире Дуни. Все ее надежды окончательно развеялись. Она решилась посмотреть правде в глаза и принять реальность. К тому же, она интуитивно понимала, что тот момент они с матерью были не одни. И дело здесь было не в том, то они теперь были рядом с Родионом, а в том, что в их жизни появился Разумихин. Дуня ощущала его поддержку и догадывалась о его симпатии к ней. Лужин перестал быть для нее единственной надеждой, и она отказалась от этого брака, от этой жертвы.

Нужно заметить, что жертвенность свойственна семье Раскольниковых. Мать жертвует дочерью ради благополучия сына, причем ее постоянно мучает совесть. Дуня жертвует собой ради брата. И сам Родион, можно сказать, делает то же самое. Одна из причин, которые толкнули его на убийство, было желание помочь своей семье. Все члены этой семьи горячо любили друг друга. Иначе говоря, жертвенный круг, жертвенный крестный путь оказывается неизбежным для семьи Раскольниковых. В критике также есть мнение, что эта жертва и есть преступление. Ведь преступление для Достоевского - это не столько проявление патологического больного в существе человека (а таковым автор тоже, безусловно, интересуется), сколько примета общественного неблагополучия, след болезненных и опасных поветрий в умах современной молодежи. На преступление толкает в одинаковой мере и нищета, и ощущение реального бесправия, безрезультатности обычных усилий по усовершенствованию жизни.

Если же говорить о жертве, то можно провести параллель между Сонечкой Мармеладовой и Дуней. Сам Раскольников делает это: «Тут мы и от Сонечкина жребия, пожалуй, не откажемся! Знаете ли вы, Дунечка, что Сонечки жребий ничем не сквернее жребия с господином Лужиным». Раскольников боится, что Дуню постигнет та же судьба. Ведь на самом-то деле большой разницы нет в жертве Сони и готовящейся жертве сестры Раскольникова. История Дуни отличается лишь тем, что внешне все будет казаться правильно и порядочно, то есть будут соблюдены все правила приличия, а о деятельности Сонечки, увы, можно судить теперь даже по ее внешнему облику. Дуня Раскольникова собирается выйти замуж за совершенно чуждого ей человека только потому, что не хочет позволить матери и брату опуститься до нищенского существования, чтобы улучшить материальное состояние своей семьи. Она тоже продает себя, но, в отличие от Сони, она еще имеет возможность выбирать "покупателя". И Катерина Ивановна, и Раскольников говорят о бессмысленности жертвы Сонечки. Между прочим, выдвинутое Раскольниковым обвинение в адрес Сони Мармеладовой идет как бы параллельно с его обвинением в адрес сестры Дуни. Раскольников упрекает сестру, что она возлюбила брата своего более, чем саму себя: «... И что это она (Пульхерия Раскольникова) пишет мне: "Люби Дуню, Родя, а она тебя больше себя самой любит"; уж не угрызения ли совести ее самое втайне мучат за то, что дочерью сыну согласилась пожертвовать. "Ты наше упование, ты наше все". О, мамаша!.." Злоба накипала в нем все сильнее». Итак, главное, можно сказать, преступление Дуни заключается в том, что она возлюбила Родиона Раскольникова более, чем саму себя, что она для него собой жертвует. Собственно, то же можно сказать и о Соне Мармеладовой, отдавшей на продажу свое тело ради спасения семьи. Необходимо вспомнить слова Раскольникова: «Господи, какая, правда! Подлец человек! И подлец тот, кто его за это подлецом называет». Для людей с неистребимой совестью, с проснувшимся сознанием, коими были Соня и Дуня (у них даже имена похожи), привыкание - высший предел подлости. Привыкнуть - это задушить в себе все человеческое, отказаться от всякого права на жизнь, чувствовать, действовать, любить. Привыкнуть - это значит стать подлецом, как Лужин, или согласиться жить подлой жизнью, принять подлую судьбу, что вознамерилась сделать Авдотья Романовна, став невестой Лужина. Подлость - это также примирение с «честностью» проститутки, соглашающейся жить своим «трудом» и отказывающейся жить на «даровщину», милостыней.

Раскольников любит свою сестру так же сильно, как Мармеладов любит свою старшую дочь. Но к чему годится эта сильная любовь бедного, задавленного и бессильного человека? От чего может защитить и куда может привести такая любовь? Пользуясь этой любовью, Авдотья Романовна Раскольникова так же точно может очутиться в безотчетном распоряжении уличных ловеласов, как очутилась в их распоряжении Софья Семеновна Мармеладова. Невозможно рассчитывать, наверное, даже и на тот исход, что самоубийство спасет Авдотью Романовну от вынужденного разврата. Может быть, Софья Семеновна также сумела бы броситься в Неву; но, бросаясь в Неву, она не могла бы выложить на стол перед Катериной Ивановной тридцать целковых, в которых заключается весь смысл и все оправдание ее безнравственного поступка.

В отношениях с Аркадием Ивановичем Свидригайловым Дунечка открывается с несколько иной стороны. Мы видим, что все было не совсем так, как рассказывала в письме Пульхерия Раскольникова. «При всем естественном отвращении ко мне Авдотьи Романовны…ей стало, наконец, жаль меня, жаль пропащего человека. А когда сердцу девушки станет жаль, то, уж, разумеется, это для нее всего опаснее. Тут уж непременно захочется и «спасти», и образумить, и воскресить, и призвать к более благородным целям, и возродить к новой жизни и деятельности, - ну, известно, что можно намечтать в этом роде», - рассказывал Свидригайлов Раскольникову. Именно в такой ситуации оказалась Дунечка в доме Марфы Ивановны. Свидригайлов был тонким психологом, и как ни была умна Дунечка, она все же поддалась. «…Оставалась, в высшей степени уверена, что она невинна и целомудренна и исполняет все долги и обязанности, а погибла совершенно нечаянно». К счастью, судьба распорядилась таким образом, что честь ее была восстановлена. Последняя встреча Дуни со Свидригайловым весьма интересна. Этой встрече предшествует письмо Свидригайлова к сестре Раскольникова, в котором он рассказывает о преступлении, которое совершил Родион. Дуня предполагает, к чему может привести встреча с этим человеком, но она идет, идет опять, же ради своего брата. Она не хочет верить в то, что Родион способен на убийство. В ней еще теплится надежда, что это неправда, что этот подлый человек просто обманывает ее. Но все, же в глубине души Авдотья Романовна понимает, что это правда. Также она понимает, что ничего хорошего ей встреча со Свидригайловым принести не может, поэтому она берет с собой револьвер, но пока еще она не догадывается, что готовит ей судьба. Свидригайлов просто заманил ее в ловушку, хотел получить то, чего ему не удалось получить в деревне. Всё начинается очень таинственно, но вполне мирно, ничто не предвещало столь бурного развития действий. Атмосфера накаляется. Дуня и Свидригайлов, как кошка с мышкой, следят за каждым движением противника. Кульминация этой сцены оказывается неожиданной.

«Дуня подняла револьвер и, мертвенно-бледная…смотрела на него, измеряя и выжидая первого движения с его стороны. Никогда еще он не видал ее столь прекрасною. Огонь, сверкнувший из глаз ее в ту минуту, когда она поднимала револьвер, точно обжег его, и сердце его с болью сжалось. Он ступил на шаг, и выстрел раздался. Пуля скользнула по его волосам и ударилась сзади в стену».

Был и второй выстрел: «Дунечка выстрелила, осечка!». Здесь нужно вспомнить убийство Раскольникова. Раскольниковы, брат и сестра, были способны к убийству. Но ситуации в корне отличаются друг от друга. Разницу легко объяснить. Дуня стреляла, защищаясь от подлости человека более сильного и властного, поэтому совершаемое в отчаянии преступление придавало ей лишь больше достоинства и решимости, привлекательных в красивой женщине и заслуживающих уважения. Раскольников же на самом деле совершил убийство как эксперимент, признаваясь Соне: “Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного”.

Да, Авдотья Романовна не сделала бессмысленной жертвы ради брата и не смогла ничем ему помочь, но после приговора Раскольникову, она продолжает жить ради брата. Несмотря на то, что Дуня вышла замуж за Разумихина, она свою жизнь строит так, чтобы находиться рядом с братом и помогать ему. Первое время они надеются на Сонечку, так как у них нет возможности, сразу же отправится жить на место каторги, но через пять лет, после приговора, они планируют переселиться в Сибирь. И Дуня, и Разумихин горячо любили Родиона Романовича Раскольникова и надеялись по истечении срока «всем вместе начать новую жизнь».

Заключение

раскольникова достоевский роман

В романе «Преступление и наказание», как и всегда у Достоевского, любовь изображена чувством сложным: любовь не даётся героям даром, её надо выстрадать, для неё необходимо многое преодолеть.

Дуня пережила унизительные домогательства со стороны помещика Свидригайлова, когда жила в его имении в качестве гувернантки, и агрессивные преследования того же Свидригайлова уже в Петербурге: он даже шантажировал выдать полиции ее брата. Кроме того, Авдотье Романовне, с ее-то гордостью, пришлось терпеть какое-то время довольно унизительное положение невесты господина Лужина. Дуня, как и Соня, готова на самопожертвование ради близких, но она не безропотная Соня. Авдотья Романовна может за себя постоять, дать отпор не только Лужиным, но и свидригайловым. В этом она схожа с братом. «Униженной и оскорбленной» она не может быть, разве только что по собственной воле, но принудить ее нельзя. Возможно, именно поэтому судьба уводит ее от грязных и аморальных отношений и дарит любовь благородного Разумихина, который готов положить все мыслимые усилия для ее счастья, и только честным путем.

«Дунечки и точно приносят жертвы, но самоотречение их высокомерно. Дунечка и страдать будет, не сливаясь с тем, из-за чего мучится, "улыбаясь", по выражению Свидригайлова. Не в этом ли и лежит то сладострастное обаяние Дунечки, которое осилило Свидригайлова и, презрительно готовое проституироваться Лужину, осуждено уйти холодным и бездетным из объятий Разумихина?», - писал Анненский И.Ф. в статье «Достоевский в художественной идеологии».

Счастливый брак с Разумихиным - финал романной судьбы Дуни.

Образы Родиона и Дуни Раскольниковых позволили прикоснуться ко многим тайнам человеческой психологии. Финал у романа открытый, и у обоих героев ещё есть шанс исправиться или преступить; одно можно сказать определённо: связь между такими людьми не исчезнет никогда.

Таким образом, создание образа Дуни - это сложный акт сочетания внешнего облика и отчасти характера А.Я. Панаевой с легендарным образом святой Агаты, каким его увидел писатель на картине.

Список литературы

1. Достоевский Ф.М. Преступление и Наказание. / Ф.М. Достоевский. - М.: Художественная литература, 1970. - 558с.

2. Белов С.В., Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». / Д.С.Лихачев. - М.: Просвещение, 1979. - 234с.

3. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. / В.Я. Кирпотин. - М.: Художественная литература, 1986. - 413с.

4. История русской литературы IX века (вторая половина). / С.М. Петров. - М.: Просвещение, 1974. - 576с.

5. Анненский И.Ф. Искусство мысли. / И.Ф. Анненский. - М.: Наука, 1979

6. Карякин Ю.М. Самообман Раскольникова. / Ю.М.Карякин. - М. 1989

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Биография. Предпосылки и история создания романа "Преступление и наказание". Личность Раскольникова. Его теория. Христианский религиозно-философский пафос "Преступления и наказания". Образ Раскольникова в системе других образов романа.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2007

    Идейный смысл романа "Преступление и наказание". Истоки внутреннего бунта и психологических противоречий главного героя романа. Причины, подтолкнувшие к бунту. Результат раскольниковского преступления. Воскрешение Раскольникова через Соню и любовь.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2011

    Влияние творчества русского писателя Достоевского на развитие русской и мировой литературы. История создания романа "Преступление и наказание". Главные герои произведения. Описание пути покаяния и соединения с Богом как главного способа преображения мира.

    презентация , добавлен 14.12.2014

    Конфликт между лицом и миром в искусстве. Образы Сони Мармеладовой, Разумихина и Порфирия Петровича как положительные в романе Достоевского "Преступление и наказание". Образ Родиона Раскольникова через систему его двойников в лице Лужина и Свидригайлова.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2012

    Изучение романа Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание". Исследование человеческой натуры Раскольникова, его взгляда на окружающий мир. Крах теории героя "обыкновенных" и "необыкновенных". Способ изображения убийства в произведении.

    реферат , добавлен 13.06.2015

    Сущность и истоки преступления Раскольникова в романе Достоевского. "Уголовная" основа данного произведения, его соотношение с романами Эдгара По, анализ основной драматической линии. Стилистика и жанровое своеобразие романа "Преступление и наказание".

    контрольная работа , добавлен 20.10.2010

    Петербург Достоевского, символика его пейзажей и интерьеров. Теория Раскольникова, ее социально-психологическое и нравственное содержание. "Двойники" героя и его "идеи" в романе "Преступление и наказание". Место романа в понимании смысла жизни человека.

    контрольная работа , добавлен 29.09.2011

    Центральным героем романа Ф М. Достоевского "Преступление и наказание" является Родион Раскольников. Что же это за идея? Достоевский-психолог раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий.

    реферат , добавлен 24.09.2007

    Особенности построения женских образов в романах Ф.М. Достоевского. Образ Сони Мармеладовой и Дуни Раскольниковой. Особенности построения второстепенных женских образов в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", основы человеческого бытия.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2012

    Определение цели, задачи и проблемного вопроса урока, описание оборудования. Акцент на образах Мармеладовой и Раскольникова в драме "Преступление и наказание". Внешнее сходство и принципиальное различие внутреннего мира Сони Мармеладовой и Раскольникова.