Гоголь ревизор описание чиновников. Чиновники уездного города Имя чиновникаСфера городской жизни, которой он руководит Информация о положении дел в этой сфере Характеристика героя по тексту

Н.В. Гоголь в комедии «Ревизор» обрисовал панораму быта и нравов провинциальной России 30-х гг. 19 века. Уездный город N представлен как царство лицемерия, обмана, мелочности интересов, самолюбия, униженного человеческого достоинства, предубеждений и сплетен. Ярче всего это просматривается в облике Бобчинского и Добчинского, семьи городничего, купечества и мещанства. Наиболее отчетливо законы жизни городка представлены в образах чиновников.

Во времена николаевского правления, чиновничество отличалось властолюбием, кражами государственного имущества, взятками, высокомерием по отношению к «маленьким людям». Именно такими мы видим чиновников и в комедии «Ревизор».

Городничий

Главным чиновником в комедии предстает городничий – самый умный и рассудительный из всех. Он логично размышляет о причинах приезда ревизора. Мы видим, что с его жизненным опытом он способен поставить на место любого мошенника. Он не гнушается взяток и часто одалживает деньги из государственной казны. Со своими подчиненными он груб и высокомерен, тогда как с вышестоящими должностями почтителен и льстив. Главной целью его жизни становится генеральский чин.

Ляпкин-тяпкин

Говорящая фамилия Ляпкина-Тяпкина сразу же заявляет о его стараниях на службе и достижениях в жизни. Это судья, чувствующий в себе право спорить с решениями городничего. Окружающие мнят его человеком высокообразованным только потому, что в своей жизни он осилил 5 книг. Такие замечания подчеркивают невежество служащих, ничтожный уровень их образования. Своими служебными обязанностями он пренебрегает, поэтому в суде никогда нет порядка.

Земляника

Заведующий больницей Земляника абсолютно равнодушен к своим государственным делам. Больные умирают один за другим, потому что врач, нанятый Земляникой, не понимает ни слова по-русски. Устрашают его размышления о значении больницы для простого люда: если человеку предназначено умереть, он умрет и с лекарствами, а если судьба уготовила ему жизнь, то и без таблеток он будет жить. Рассуждая так, он совсем не закупает лекарств. Пожаловаться на кого-то из своих сотоварищей ему не доставляет никакого труда. И это первое, что он делает, когда считает Хлестакова ревизором.

Хлопов

За образование отвечает Лука Лукич Хлопов, чиновник, опасающийся всего на свете, даже громче обычного звучащего голоса. Ответственный за почтовую доставку Шпекин приноровился вскрывать письма горожан и так отслеживать все тайные движения города.

Хлестаков, который не принадлежит на самом деле к кругу чиновников, оказывается вовлеченным в жизнь провинциального чиновничества случайно. Он, столичный служащий, настолько пуст, легкомыслен, поверхностен, что за счет этого очень легко вливается в их общество. Гоголь показывает этим, что чиновники одинаковы по всей России.

Становится страшно, что именно такие люди управляют Россией и устанавливают законы. По мнению В.Г. Белинского, чиновники – это «корпорация служебных воров и грабителей».

Главные герои погрязли в коррупции. Им наплевать на народ и его проблемы. Образы и характеристики чиновников в комедии «Ревизор» являются собирательными. Абсолютно все чиновники того времени были похожи друг на друга. У них схожее мышление и мировоззрение. Гоголю удалось высмеять их пороки, вынести на суд людской. Он искренне верил, что когда-нибудь настанут лучшие времена, и чиновников будут волновать не только собственные интересы, но и интересы простых смертных людей.

Ляпкин-Тяпкин

Судья. Человек высокого мнения о себе. Разговаривает со всеми на равных. Даже с Городничим, который на порядок выше его по социальному статусу. Считает себя дюже умным. При этом за всю жизнь прочел от силы шесть книг.

«Ляпкин-Тяпкин, судья, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову дает вес».

На работу плюет с большой колокольни. Все у него на тяп-ляп. Большой любитель охоты. Взяточник. Берет не деньгами – щенками борзых.

«Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем другое дело».

Считает, что это вполне нормально, ведь он никого не обворовывает. Полный бардак на работе. Канцелярия суда превратилась в хлев, где по коридору гуляют не свиньи, а гуси, но сути это не меняет. В уголовных делах, которые вел судья, совершенная неразбериха. Иногда он сам не понимает, где, что и куда записывал.

Земляника

Попечитель богоугодных заведений.

«Толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив».

«…Совершенная свинья в ермолке».

В его ведомстве хаос аналогичный канцелярии Ляпкина-Тяпкина. Жуткий проныра. Всюду сует нос. Считает, что с помощью лести можно с легкостью добраться до карьерной верхушки. Лебезит и заискивает перед всеми, кроме простых смертных. На них ему точно наплевать. Больные предоставлены сами себе. Разгуливают по больничным коридорам с сигаретами во рту. Лечить их никто не собирается. Земляника действует по принципу:

«Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет…».

Подлый и низкий человек. В достижении целей пойдет на все: подставит коллег, предаст близких.

Сквозник-Дмухановский

Городничий. Образован. Смог подняться с низов и выбиться в люди. Взяточник от рождения. Твердо убежден, что:

«взятки берут все, и чем выше чин, тем больше взятка».

Совесть его нисколько не мучила, что городская казна с его помощью была практически опустошена. Оправдывал воровство низким жалованьем. Мечтал стать генералом. Входил в роль генерала, когда общался с подчиненными. Мог позволить себе унизить, наорать, ударить человека. Наглый, дерзкий тип. Достаточно уверен в себе.

Хлопов Лука Лукич

Смотритель училищ. Безалаберный. Как и всем чиновникам на работу ему наплевать.

«Вот и смотритель здешнего училища. Я не знаю, как могло начальство поверить ему такую должность: он хуже, чем якобинец, и такие внушает юношеству неблагонамеренные правила, что даже выразить трудно».

Азартен. Труслив. Немеет перед людьми выше его чином.

Хлестаков Иван Александрович

«Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцелярии называют пустейшими».

Недовольный жизнью. При этом не предпринимает никаких попыток изменить ее в лучшую сторону. Живет за счет папиных подачек. Повеса. Фантазер, мечтающий жить красиво. Мелкая пешка, сумевшая выбиться в дамки. Азартен до мозга костей. Именно ему удалось одурачить чиновников города N, где его приняли за ревизора. Парень был не промах и сумел по-быстрому вжиться в роль. Назанимав денег в долг, вовремя ретировался из города, оставив всех с носом.

Шпекин Иван Кузьмич

Почтмейстер. Чрезмерно любопытен. Ему доставляет удовольствие изучать чужую переписку. Все возможности для этого есть. Так и время на работе быстрей пролетает за вскрытием почтовых конвертов. Первый узнал правду, что Хлестаков не ревизор, а лишь выдающий себя за него.

Характеристика чиновников в «Ревизоре» Гоголем даётся ещё при самом начале с помощью народной пословицы, которая послужила эпиграфом к комедии: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Этот емкий образ позволяет нам проникнуть в сущность множественного «лика» чиновничества, как той силы, которая заполонила русское пространство первой половины ХІХ века и поработила его. Комедия должна была стать своеобразным «зерцалом», в котором можно разглядеть все нюансы общественного уродства. Как подлинный художник Гоголь понимал, что лучше всего обозначить масштабы этого бедствия не прямо порицая его, а поставив в такой контекст, где ему бы всё время сопутствовало смеховое начало.

Всех чиновников в ревизоре объединяет неумеренная страсть к стяжанию, при этом – не важно, чего: денег, власти, незаслуженного уважения. Это незначительные части «маленьких благодарностей», таких маленьких, что о них не стоит говорить. Тяга российского общества к традиционным ценностям порождало ситуацию, когда именно традицией откупались от совести. Древнее как мир взяточничество само становилось миром, законы которого должны быть нерушимы. В таком мире легко обмануть и быть обманутым, в свете чего честность кажется оскорбительной. Чиновничество в «Ревизоре» выглядит гротескно ещё и потому, что нелепица их жизни преисполнена «претензией» и праведного гнева: ничего и никому оно не прощает непочтительного отношения к себе, которое должно быть у всякого русского гражданина чуть ли не внутрикровным.

Образы чиновников в комедии «Ревизор» столь же смешны, сколь и чудовищны, потому как правдивы и распространены во всех сферах тогдашней общественной жизни. Городничий Сквозник-Дмухацкий, конечно, не глуп, как сивый мерин, он хорошо осведомлён о неприглядном положении обывателей своего города, плачевном состоянии медицины и образования. Но извлечение собственной выгоды превалирует у городничего надо всем, а приезд ревизора должен был перекрыть процесс поглощения ресурсов и латания после этого дыр. Страх настолько ослепляет городничего, что он трусость и пустоту Хлестакова принимает за тонкое коварство, с которым проезжающий выдаёт себя за ревизора. Сквозник-Дмухацкий никогда не испытывает чувства не только вины, но даже неловкости в моменты, когда его «благодарят», ведь призрак якобы Божьего промысла давно уже всё оправдал. Против божественной воли никто не смеет идти, разве что какие-нибудь вольтерьянцы. Среди же досточтимых чиновников уездного города такого позора быть ни в коем случае не должно. Его и нет! Отсутствие вольтерьянского позора освобождает также от ума и образования. Невежество насколько непобедимо, что никаким просвещением его с места не сдвинуть, как у городского судьи, берущего взятки борзыми щенками для будущей охоты. Несколько книг, которые во всю жизнь прочитал «а-подать-сюда-Ляпкин-Тяпкин», конечно, стяжали ему славу вольнодумца, но к его скудному сознанию ровным счётом ничего не добавили. Он не только не в состоянии выполнять работу, но и нести ответственность за свои суждения, которые уже давно, а может быть и с самого начала карьеры, упразднены начальством чем-то вроде: «много ума хуже, чем бы его совсем не было».

В рядах чиновников города Н в «Ревизоре» хорошо заметен Земляника, который со всем рвением опекается богоугодными заведениями. Он ужасный проныра и умеет говорить по сердцу властьимущих, что всегда обеспечивает ему блестящий успех. Попечитель считает лесть самым незаменимым и безошибочным средством для проникновения в чужую душу и пользуется ей в самых широких масштабах. Он заискивает и перед городничим, и перед Хлестаковым, тонко улавливая природу их гордыни и страха. Уступает в лести Землянике смотритель училищ Хлопов, он делает это не так искусно, зато с большим успехом подаёт городничему жалобы на учителей, которые якобы распространяют вольный дух среди подрастающей молодёжи, слишком уж они оскорбительно горячи и образованы. Поэтому все чиновники из «Ревизора» столь репрезентативны, столь блистательны в своём упрямстве, ведь каждый из них является частью взяточнической системы, убивающей всё человеческое, оригинальное и разумное.

Образы чиновников в комедии «Ревизор» дополняются и такими персонажами как Бобчинский и Добчинский, плутоватыми сплетниками, которые находятся в бесконечном поиске потрясающих новостей. Они снуются через всю комедию баловниками и шутами, которых никто ни во что не ставит, но все терпят – за возможность первыми узнать интересное происшествие, чего бы оно ни касалось. Один из них обязательно то сопровождает городничего к Хлестакову, то рассыпается в любезностях перед Анной Андреевной, то подобострастно заикается перед ревизором. В конечном счёте, во всех ипостасях они не меняются, демонстрируя низшую ступень мыслительной скудости и ничтожества – мелкого чиновника, который в силу положения ласков, а дай ему в руки власть – растерзает любого. Сами Добчинский и Бобчинский испытывают чуть ли не наслаждение от трепетания перед властью, ибо «страх всё равно пронимает, когда говоришь с вельможей», и этот страх вовсе не кажется унизительным. Его воспринимают, как источник низкого удовольствия.

И, наконец, сам Хлестаков – это воплощённая канцелярская пустота, проигравшаяся в карты и в силу обстоятельств принявшая на себя роль ревизора. Хлестаков подлежит заполнению по самой своей природе, поэтому ему самому не важно, кем он будет в следующий момент, потому как до сознания его не сразу доходят умыслы городничего. Он принимает преклонение и щедро дарит всех своим вниманием как человек, которому не нужно рассказывать о его неотразимости. Угрозы его смешные и мальчишеские, но именно это вызывает подозрение Сквозника-Дмухановского, а потом уже и уверенность – этот приезжий просто искусно хитрит, он и есть ревизор!

В этих отношениях мы видим конечную точку абсурдности чиновничьего мира: страх перед властительной силой парализует человека, делает возможным подмену и дарит невежеству процветание. Из этого круга может помочь вырваться только очищающий смех – единственный положительный персонаж в комедии Гоголя.

Тест по произведению

В комедии «Ревизор» автор представляет нам целый ряд государственных чиновников, живущих и служащих в небольшом провинциальном городке. Каждый из них занимает свое «достойное» место в этом сатирическом произведении.
Никто из городских чиновников честно не несет своей службы. Взять хотя бы главу города – городничего Антона Антоновича. От его полного бездействия за последние годы город буквально пришел в упадок: всюду грязь, беспорядок («возле каждого забора навалено на сорок телег всякого сору, арестантам не выдают провизии, на улицах кабак, нечистота…»). А вот как учит он своих подчиненных отвечать на возможный вопрос ревизора «Отчего не выстроена церковь, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма?» - «Не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывши, сдуру скажет, что она и не начиналась».
Городничий сам признается, что берет взятки, «потому что он человек умный и не любит пропускать того, что плывет в руки…». Так же, «спустя рукава», несут свою службу и другие городские чиновники.
Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений – совсем не заботится о бедных и больных людях, которые живут в приютах и лечатся в больницах. Из-за своего грязного внешнего вида они «похожи на кузнецов». А вот как Артемий Филиппович рассказывает о врачевании в городе: «Лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то так и умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет. Да и Христиану Ивановичу затруднительно было бы с ними изъясняться: он по-русски ни слова не знает» (то есть врач в его больнице не говорит по-русски!)
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, городской судья, давно забыл все государственные законы и не ведет должным образом судебных дел. «Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как только загляну в докладную записку – а! Только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда». Значит, никакой законности в городе не соблюдается.
Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин из любопытства вскрывает все письма, «прибывающие в его почтовую контору». Он так рассказывает городничему о своем увлечении: «…это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете. Я вам скажу, что это преинтереснейшее чтение».
Одно понравившееся письмо он «даже нарочно оставил у себя». Почтмейстер с радостью соглашается выполнять незаконное распоряжение городничего вскрывать все письма и в случае необходимости даже задерживать их.
Так и протекает жизнь в городе: судья берет взятки борзыми щенками, полицейский Держиморда, якобы для порядка, «ставит и правому и виноватому фонари под глазами», нет порядка в учебных заведениях.
Но эти незадачливые чиновники, так ярко изображенные Н.В. Гоголем, не ушли в прошлое. К сожалению, многих чиновников наших дней можно назвать фамилиями гоголевских персонажей, которых так высмеивал автор в своей комедии «Ревизор».


сочинение по литературе

«Ревизор» - одно из лучших произведений Н.В. Гоголя. Говоря о замысле комедии, автор заявлял, что в ней он решил
Именно так возник город N, в который приезжает ревизор. Его приезд - полная неожиданность для всех чиновников, так как каждому из них есть что скрывать от государственного инспектора.
Главным чиновником в городе является, конечно же, городничий. Это человек неглупый, «уже постаревший на службе», поэтому знающий все тонкости чиновничьего обхождения, хитрый, грубый и, главное, взяточник. Для него самое страшное – это донос:

Чтобы выяснить, не было ли какой-нибудь жалобы на него, городничий просит почмейстера Шпекина вскрывать каждое письмо, приходящее в город.
Городничий считает себя полноправным хозяином города, наслаждается своим положением и очень боится потерять свою должность, поэтому категорически запрещает показывать мнимому ревизору просителей и желающих пожаловаться на притеснения от главы города. Привычка брать и давать взятки так укоренилась в его сознании, что он с уверенностью заявляет:

В полной мере городничий показал себя в последней сцене комедии, когда выясняется, что Хлестаков никакой не ревизор. Герой кричит, называет себя старым дураком, не понимает, как его, который не одного купца и губернатора обмануть сумел, провёл какой-то прохвост из Петербурга. Но, чтобы снять с себя вину за такой просчёт, он вслед за остальными чиновниками обрушивается с руганью на Бобчинского и Добчинского.
Все богоугодные заведения города находятся под началом Артемия Филипповича Земляники. Но сладкой у этого человека оказалась только фамилия. Этот чиновник глуп, жаден и труслив. Но в тонкостях государственной «службы», как и городничий, разбирается отлично, ведь это именно Земляника предлагает под «благовидным предлогом» дать Хлестакову деньги и учит, как это сделать «правильно». Сам герой берет взятки и не скрывает этого: так, он прямо говорит Ляпкину-Тяпкину, что больных предписано овсяным супом кормить, а у него в больницах одной капустой пахнет. Чиновника нисколько не волнует, что люди в его заведениях умирают постоянно («Выздоравливают как мухи», - говорит он, не смущаясь, Хлестакову). Он живёт с тем твердым убеждением, что ежели будет угодно, человек выздоровеет, а ежели нет, то и так умрёт. При этом Земляника подлый человек. Так, при встрече с мнимым ревизором он в разговоре о местных чиновниках высказывается о смотрителе учебных заведений как о вольнодумце и предлагает написать на него донос.
Вполне говорящая фамилия и у частного пристава Степана Ильича Уховертова, а также полицейского Держиморды. Только по фамилиям этих персонажей уже можно судить, какие методы они предпочитают использовать на службе.
Фамилия судьи Ляпкина-Тяпкина также вполне красноречиво говорит о нём. Судебные разбирательства и документы для него – тёмное дело. Аммос Фёдорович прямо заявляет, что если какой ревизор и заглянет в бумаги, то ничего в них не поймёт, раз он столько лет на этой должности, а до сих пор ещё не всё понимает. Ляпкин-Тяпкин, как и все чиновники города, взяточник. Но, будучи любителем псовой охоты, взятки он берёт борзыми щенками, а потому и за взятку это не считает.
Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин – весьма глупый и наивный человек. Свою должность называет «приятным времяпрепровождением». Этот персонаж без зазрения совести вскрывает письма горожан, а самые интересные коллекционирует. Поэтому Гоголь с большой иронией изображает его смущение, когда городничий предлагает ему читать письма, чтобы найти донесение, а также в тот момент, когда Шпекин приносит разоблачительное письмо Хлестакова.
Таким образом, различия между чиновниками ничтожны. Все они берут взятки, не считая это преступлением, все они равнодушны к своим должностным обязанностям, грубы с подчиненными, заискивают с вышестоящими по чину. Все они считают себя хозяевами города, которые могут вершить его судьбу и судьбу его жителей по своему усмотрению.
В своей комедии Н.В. Гоголь рисует картину деградации российского чиновничества. С удивительной тонкостью и мастерством автор сумел изобразить каждый образ, который, не теряя индивидуального своеобразия, в то же время являл собой типичное явление той эпохи.