Храбрость в литературе. Героизм, самопожертвование — аргументы ЕГЭ
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» писатель показал нам знатного по происхождению, но бесчестного по своей сути человека, приятеля главного героя - дворянина Швабрина, который был способен не только мстить девушке, отказавшей ему, но и нанести подлый удар в спину Гринёву во время дуэли.
Забыв о присяге, данной государю, утратив понятия о чести и достоинстве, Швабрин даже совершает измену, предательство, нарушает свой долг офицера.
При захвате Белогорской крепости Пугачёвым Швабрин нарушил присягу дворянина (защищать власть) и перешёл на сторону бунтовщика Пугачёва. Гринёв же готов был пожертвовать своей жизнью.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Грушницкий был трусом. Он проявил слабую волю, сцена его дуэли показывает его слабохарактерность. Он вызвал на дуэль Печорина и стрелял в него из заряженного пистолета, хотя знал, что у того пули в пистолете нет. Этот ложный романтический пафос обличает главный герой, давая шанс Грушницко- му раскаяться, но тот отказывается.
Л. Н. Толстой «Война и мир»
В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» трусом был и адъютант Жерков, уклоняющийся от боёв и прикрывающийся поисками своей батареи. Когда его направили на батарею Тушина, он, боясь оказаться на передовой, искал её в другом месте. Такими видит Толстой большинство штабных офицеров. За внешней холёно- стью и знатным происхождением скрывается трусливая душа неумных, недалёких людей.
Им противопоставлен храбрый Андрей Болконский, который поехал на передовую и своей смелостью вдохновил всех вокруг. Хотя он и испытывал чувства страха, но сам себя убедил: «Я не могу бояться». Князь Андрей передал приказ об отступлении, а также помог солдатам отойти в тыл. До батареи Жерков подменяет храбрость простой бравадой, желанием показать себя. Он струсил доехать до батареи Тушина, однако на офицерском ужине смеялся над робким капитаном, которого Багратион ругал за то, что тот оставил орудие. Никто из офицеров не нашёл в себе смелости сообщить, что батарея Тушина была совершенно без прикрытия. Лишь князь Андрей назвал капитана и его солдат героями, которым все обязаны успехом.
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
Чацкий не боится высказывать своё мнение. Он поднимается против толпы. Однако бунтарь и мятежник оказывается в одиночестве.
В монологе «А судьи кто?» Чацкий смело и решительно утверждает право заниматься наукой, искусством: «В науки вперит ум, алчущий познаний / Или в душе его сам Бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным…», раскрывает своё отношение к московскому обществу. Обнажаются его чувства, его боль за народ, за страну. Конфликт с обществом вскрывает его истинную сущность. Он не согласен жить по заветам отцов-лицемеров, прислуживать мелким, недостойным людям, терять своё достоинство ради благ и удобств. Фамусов выступает в роли человека, охраняющего это общество. Как любящий отец, как крупный чиновник он не может допустить распространение идей, которые бы подрывали его основу. Его пугает ум молодого человека, он кажется ему странным.
Фамусов хочет по-отечески «вразумить» его, «наставить на пусть истинный». Но Чацкий не согласен, он сопротивляется. Он отстаивает свою правду и доказывает, что мир богаче, чем это представляется отцу любимой, он многогранен, в нём так много такого, что нужно исследовать и изучать.
Однако людям, не понимающим Пылкость его натуры, сложно разгадать его сложные мысли. Они не готовы к таким трудностям, им легче признать этого человека, который так не похож на них, сумасшедшим.
Чацкий всё же отстоял своё право думать так, как он этого хочет, право быть самим собой. Целеустремлённость героя сохраняет в нём тягу к науке, к развитию и самосовершенствованию. Человечество всегда будет стремиться к познанию, несмотря на сопротивление косности, обывательщины и глупости.
Толпа не готова и не способна услышать крик и отчаяние Чацкого. Они не хотят внимать разуму, истине, боятся её услышать, они бесчувственны.
Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»
Сентиментальная повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» показывает нам пример предательства, совершённого по отношению к самому себе. Эраст - наделённый умом и довольно обеспеченный молодой дворянин, полюбивший бедную девушку не своего круга, предаёт свои чувства, выбрав материальное благополучие и женившись на другой, что приводит к трагедии как для Лизы, так и для самого героя.
Судьба дворянина, ведущего ветреную светскую жизнь, думающего только о собственном удовольствии, доказывает, что слабость характера, неправильный выбор ценностей, трусость делают человека несчастным, приводят к ошибкам, трагедии и подлости.
М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»
Проблема обывательщины, пустой и никчёмной жизни отражена в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Олицетворением этой пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пескарь, смыслом жизни которого становится самосохранение, уход от столкновений, борьбы.
Да, этот трус дожил до глубокой старости, остался невредимым, но его жизнь была ничтожна, никчёмна и унизительна. Она вся состояла из постоянного, непрерывного дрожания за свою шкуру. Писатель не зря лаконично, но очень чётко охарактеризовал его жизнь: «Он жил и дрожал - только и всего».
А. Н. Островский «Гроза»
Сложна и противоречива натура Катерины. Она обладает чувством собственного достоинства, смелостью, силой характера и природным чувством прекрасного. Её характер своеобразен. Н. А. Добролюбов видел величие образа Катерины в цельности её характера, в способности всегда быть самой собой, ни в чём и никогда не изменять себе.
С любимым человеком Катерину навсегда разлучают. В душе у неё нет мира, так как она осознаёт, что совершила смертный грех и потеряна в глазах Бога. Единственным выходом оказывается самоубийство. Она избавилась от страданий единственным возможным, по её мнению, способом.
Катерина не захотела мириться с убивающей её достоинство действительностью, не могла жить без любви и гармонии. Это не поражение, а утверждение силы свободного человека, протест против тёмного царства, «страшный вызов самодурной силе». Катерина не смогла жить без нравственной чистоты, любви и гармонии. Она проявила смелость и решительность, не уступила и пошла до конца.
Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
Героем произведения стал реальный человек, самоотверженно и героически сражавшийся с врагом за штурвалом самолёта. Он показал нам, как можно одержать победу над самим собой. Лётчик-истребитель Алексей Мересьев, сбитый в бою над оккупированной территорией, несколько недель пробирался по заснеженным лесам, пока не выбрался к партизанам. Продолжением подвига на войне для него стало желание победить во что бы то ни стало и продолжать бороться с врагом.
И он совершил этот подвиг. Потеряв обе ноги, герой проявляет волю к победе, силу характера и мужество, заставив себя подняться, встать на костыли и снова сесть за штурвал самолёта.
Этот человек даже после поражения вновь возвращается в строй. Он, как и прежде, опять увеличивает число своих воздушных побед над врагом.
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
В романе писатель поднимает проблему трусости и предательства как духовного поражения человека. Великий кесарь Иудеи Понтий Пилат отдаёт распоряжение о казни Иешуа, хотя и не считает его виноватым. В душе Пилата борются два противоположных начала - добро и зло. Побеждает зло. Палач предаёт Иешуа страшной казни.
Пилат, струсив, совершает предательство, обрекая Иешуа на мучительную смерть. Таким образом, он предал свои убеждения и человека, который стал для него близким. Пилат признаётся: «Предательство - самый страшный грех человека». Он испытывает нестерпимые муки от содеянного. Он будет терзаться и мучиться до конца своих дней, потому что предательство никогда не забывается, оно живёт, пока жив человек, его совершивший.
А. А. Фадеев «Молодая гвардия»
Массовый героизм во время войны был проявлен не во имя личной славы, а во имя победы. Главным было не допустить покорения страны - молодые юноши и девушки на оккупированной немцами территории, не боясь смерти, вели подрывную деятельность. Герои романа создали подпольную антифашистскую организацию. Олег Кошевой и Сергей Тюленин, Ульяна Громова и Любовь Шевцова, а также Иван Земнухов - реальные юноши и девушки, призывавшие население встать на борьбу с врагом, вселявшие в окружающих веру в непобедимость с помощью листовок и водружения флагов на оккупированной немцами территории, а также спасшие многих своих ровесников от угона на принудительные работы в Германию. Они уничтожили документацию, совершив поджог здания, где хранились списки.
Смелые, героические поступки этих людей были обусловлены чувством великой любви к родине, желанием победить во что бы то ни стало.
Б. Л. Васильев «В списках не значился»
Герой романа смело отдаёт свою жизнь во имя победы. Подвиг Николая Плужникова, показанный в романе, является примером цельного характера.
Война требует сосредоточиться на главном - на победе над врагом. Именно ради этого он до самой весны без еды, без воды, без оружия вёл «свою войну» с немцами, сохраняя знамя Брестской крепости. Плужников соглашается выйти из подземелья только после того, как узнаёт о положении советской армии. Выйдя наверх, он достойно ведёт себя перед врагом. Седой, слепой, с отмороженными пальцами, Плужников предстал перед немцами как гордый человек, гордо сказав: «Я - русский солдат».
Немецкий генерал приветствовал этого человека, приложив руку к козырьку фуражки, а его солдаты салютовали. Он умер свободным, одержал победу в схватке с немецкими захватчиками.
Человек на войне думал прежде всего о победе, для него честь Родины была превыше всего. И во имя этого он шёл в неравный бой, оставался верен своим принципам, своему долгу.
В. В. Быков «Сотников»
Писатель затрагивает в повести проблему трусости и предательства как духовного падения человека. Попав в плен к фашистам и стремясь спасти собственную жизнь, партизан Рыбак предаёт свой отряд, тех, кто помог ему выжить. Он предаёт своего друга Сотнико- ва, соглашается принять участие в его казни. Преступив через истинно человеческое, вымолив себе жизнь ценой предательства, Рыбак достоин презрения.
Писатель ставит вопрос: что лучше - спасти свою жизнь, предав ближнего, или умереть с достоинством? Сотников делает свой нравственный выбор. Он гибнет, сохранив человеческий облик, одержав нравственную победу.
А. П. Чехов «Месть»
Автор рассказывает о трусливой и мелкой мести заурядного актёра молодой актрисе только за то, что она не захотела дать ему красивый халат для участия в спектакле. Писатель показал низость и ничтожность людей, способных трусливо «прятаться в кустах», мстить и втихомолку радоваться. Однако задуманная месть неудачного комика не достигла своей цели.
Даже понимая, что найденное и вывешенное объявление «На сегодняшний спектакль все билеты проданы» сорвёт представление, комик наслаждался тем, что смог отомстить дерзкой девчонке. Разрушающая человеческую сущность месть постепенно превращала испорченную душу героя в нечто ещё более отвратительное.
А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»
Поэма А. Твардовского «Василий Тёркин» поднимает проблемы самопожертвования, героизма, смелости, терпения, глубокой боли за объятую огнём родину.
Описывая картины голода и холода, поэт говорит, что на войне «жить без пищи можно сутки, можно больше», но каждый день нужно иметь мужество быть готовым к смерти. И все эти тяготы солдаты выносят терпеливо и достойно.
Несмотря на оптимистический настрой поэмы, необходимый в то время для поднятия солдатского духа, её трагичность прорывается в типичной картине, описанной в главе «Про солдата-сироту», в которой герой, проходя мимо родных мест, не узнал родной деревни, не нашёл родного дома:
Ни окошка нет, ни хаты,
Ни хозяйки, хоть женатый,
Ни сынка, а был, ребята…
Понимая, что родных уже нет в живых, солдат, сам оставшийся сиротой, горько плакал; и эти слёзы воспринимаются как плач по жизни, сгоревшей в огне войны. Поэма полна патриотизма, боли, но и веры в народ, вставший на защиту своей земли. Поэт уверенно говорит:
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за всё на свете.
Даже о смерти А. Твардовский говорит как о чём- то не столь важном, ведь это смерть во имя Родины: «страшный бой идёт кровавый, смертный бой не ради славы, - ради жизни на земле».
Кажется невероятным, что о самой трудной и жестокой войне в истории человечества можно было написать так оптимистично, жизнеутверждающе, с такой светлой жизненной философией, как это сделал А. Твардовский в поэме «Василий Тёркин».
Ю. В. Друнина «Запас прочности»
Проблема войны особенно остро поставлена в поэтических произведениях Ю. Друниной, известной поэтессы, которая сама прошла всю войну, самоотверженно спасая раненых на полях сражений.
Женщину на войне вообще очень трудно представить, ведь она - хранительница очага и мать. Поэтому роль женщины на войне и воспринимается неоднозначно: это противно всей человеческой природе.
Может быть, именно потому, что женщина и война - понятия несовместимые, смело сражались все вместе - и мужчины, и женщины - за спокойствие материнства, благополучие детей, чтобы сохранить мир для нового человека.
В стихотворении «Запас прочности» поэтесса с гордостью и болью говорит, что силы и мужество русского народа не иссякают, если они нужны для защиты отчизны:
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! - Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…»
Роль женщины на войне, её участие в боях и стойкость, которую она проявляла, отражена во многих произведениях о войне. Но контраст сочетания женственности и кровавой бойни являет собой непримиримое противоречие сил добра и зла. Именно эта идея прослеживается в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…».
В повести Б. Васильева юная девичья чистота сталкивается с бесчеловечными и жестокими силами фашизма. И в этом столкновении пять девушек, выступивших против матёрых немецких диверсантов, погибают, проявив смелость, мужество и отвагу, присущие настоящим бойцам.
Да, враг задержан, но эта маленькая победа достаётся ценою пяти юных жизней. Небольшая повесть стала гимном женственности, символом вечности обаяния, душевного богатства и красоты пятерых девчат, силы их духа. Б. Васильев с горечью описывает, как суровая и жестокая действительность войны вступает в борьбу со всем прекрасным, что есть в героинях.
В. Л. Кондратьев «Сашка»
Тяготы войны, мужество и ежедневный подвиг людей на фронте, в тылу, в больницах и в поле отражены в повести В. Кондратьева «Сашка». Через восприятие главного героя читатель видит солдат, наблюдает за их суровыми буднями, вместе с ним проходит путь становления характера, вместе с ним гордится проявленной смелостью и храбростью при задержании немца и заслуженной Сашкиной наградой.
К. М. Симонов «Жди меня…», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»
Имя поэта Константина Симонова было хорошо известно уже в годы Великой Отечественной войны.
Прошедший всю войну, хорошо знавший её героев, он просто и искренне писал стихи, дающие надежду, вселяющие веру в победу, исцеляющие боль. Его стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня…» и другие призывали солдат к мужеству и стойкости, верности и готовности выполнить свой долг.
Своими стихами поэт утверждает, что никто из солдат, сражавшихся за счастье будущих поколений, не будет забыт, что память о них вечно будет жить в сердцах, а их подвиг навсегда останется в памяти потомков.
М. А. Шолохов «Судьба человека»
В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» поднимается проблема не только мужества и героизма простого советского солдата на войне, но и проблемы сохранения человеческих чувств, готовности помогать людям, чуткости и милосердия к слабым и беззащитным. Андрей Соколов, главный герой рассказа, прошёл всю войну, перенёс тяжелейшие испытания на фронте, потерял родных и друзей. Однако он нашёл в себе силы, волю, чтобы совершить нравственный подвиг, усыновив мальчика-сироту. В чудовищных условиях войны, под натиском вражеской силы Соколов остался человеком, несломленным, душевным, надёжным.
В этом и заключается его настоящий послевоенный подвиг. Наверное, благодаря таким людям, их внутренней силе и стойкости, смелости наша страна одержала победу в нелёгкой борьбе с фашистами.
Э. Хемингуэй «Старик и море»
Герой повести рыбак Сантьяго, одинокий старик, живущий в хижине, думал о море как о живом существе, способном на всё. Люди ведут вечную борьбу со стихией, и эта борьба делает героя сильным и волевым человеком. Морская стихия приготовила рыбаку испытание. Старик долго смело и самоотверженно борется с огромной рыбой. Трёхдневный поединок с ней старик «выиграл». Повесть вызывает гордость за человека, которого нельзя победить. Человек многое может в этой жизни, даже быть сильнее самой природы, но он всегда должен ощущать связь с ней и осознавать перед ней свою вину.
Понтий Пилат - трусливый человек. И именно за трусость он был наказан. Прокуратор мог спасти Иешуа Га-Ноцри от казни, но подписал смертный приговор. Понтий Пилат побоялся за незыблемость своей власти. Он не пошел против Синедриона, обеспечив свой покой ценой жизни другого человека. И все это несмотря на то, что Иешуа был симпатичен прокуратору. Трусость помешала спасти человека. Трусость - один из серьезнейших грехов (по роману "Мастер и Маргарита").
А.С. Пушкин "Евгений Онегин"
Владимир Ленский вызвал Евгения Онегина на дуэль. Он мог отменить поединок, но струсил. Трусость проявилась в том, что герой считался с мнением общества. Евгений Онегин думал лишь о том, что о нем скажут люди. Итог оказался печальным: Владимир Ленский погиб. Если бы его друг не струсил, а предпочел моральные принципы общественному мнению, трагичных последствий можно было бы избежать.
А.С. Пушкин "Капитанская дочка"
Осада Белогорской крепости войсками самозванца Пугачева показала, кого считать героем, кого - трусом. Алексей Иванович Швабрин, спасая свою жизнь, при первой же возможности предал Родину и перешел на сторону врага. В этом случае трусость - синоним
Направление «СМЕЛОСТЬ И ТРУСОСТЬ»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
Тема «Смелость и трусость» может рассматриваться в следующих аспектах:
Смелость и трусость на войне
Смелость и трусость в высказывании своей позиции, точки зрения, в отстаивании своих принципов, взглядов
Смелость и трусость человека в любви
СМЕЛОСТЬ - положительная нравственно волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Смелость позволяет человеку преодолевать волевыми усилиями страх перед чем-то неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели. Не зря в народе высоко чтится это качество: «Смелым Бог владеет», «Смелость города берет». Чтится оно и как умение говорить правду («Сметь свое суждение иметь»). Смелость позволяет смотреть «правде в глаза» и объективно оценивать свои возможности, не бояться темноты, одиночества, воды, высоты и др. трудностей и препятствий. Смелость обеспечивает человеку ощущение собственного достоинства, чувства ответственности, защищенности, надежности жизни.
Синонимы: отвага, решимость, мужество, героизм, предприимчивость, самонадеянность, самоуверенность, энергия; присутствие, подъём духа; дух, храбрость, желание (сказать истину), дерзость, дерзновение; бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность, бестрепетность; бесстрашность, решительность, удальство, геройство, кураж, рискованность, отчаянность, дерзостность, новаторство, дерзание, дерзкость, дерзновенность, удаль, бедовость, доблесть, новизна, отважность, мужественность.
Смелость
Смелость - это способность человека, преодолевая страх, совершать отчаянные поступки, порой рискуя собственной жизнью.
Смелость проявляет человек на войне, когда мужественно, храбро сражается с врагом, не допускает того, чтобы страх одолел им, думает о товарищах, близких, народе, стране. Смелость помогает ему преодолевать все тяготы войны, выйдя победителем или погибнув за родину.
Смелость - это качество человека, выражающееся в том, что он всегда до конца отстаивает свои взгляды, принципы, открыто может высказать в глаза людям свою позицию, если не согласен с ними. Смелые люди способны отстаивать свои идеалы, двигаться вперёд, ведя за собой других, преобразуя общество.
Профессиональная смелость толкает на риск, люди стремятся воплотить в жизнь свои проекты, мечты, порой преодолевая препятствия, которые могут чинить им представители власти.
Смелость долго может не проявляться в человеке. Даже наоборот, он иногда внешне бывает очень скромным и тихим. Однако в трудную минуту именно смелые люди берут ответственность на себя, спасая других, помогая им. И часто это бывают не только взрослые, но дети, поражающие своей решительностью и смелостью, например, спасая тонущего друга.
Смелые люди способны вершить великие дела. А если этих людей много или весь народ, то такое государство непобедимо.
Смелость проявляется и в том, что человек непримирим к любой несправедливости как по отношению к себе, так и по отношению к другим людям. Смелый человек не будет смотреть равнодушно или безучастно на то, так унижают, оскорбляют других, например, сослуживцев. Он всегда вступится за них, так как не приемлет любое проявление несправедливости и зла.
Смелость - одно из высших нравственных качеств человека. Необходимо стремиться к тому, чтобы в жизни быть поистине смелым во всём: делах, поступках, отношениях, думая при этом об окружающих.
ТРУСОСТЬ - одно из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество, характеризующее поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами. Т. может быть проявлением расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение. Она может быть и подсознательной, проявлением стихийного страха перед неведомыми явлениями, непознанными и неконтролируемыми общественными и природными законами. В обоих случаях Т., не просто индивидуальное свойство психики того или иного человека, а социальное явление. Она связана либо с эгоизмом, укоренившимся в психологии людей на протяжении многовековой истории частной собственности, либо с бессилием и подавленным положением человека, порожденными состоянием отчуждения (даже страх перед природными явлениями перерастает в Т. лишь в определенных условиях общественного бытия и соответствующего воспитания человека). Коммунистическая нравственность осуждает Т., поскольку она ведет к аморальным поступкам: к бесчестности, приспособленчеству, беспринципности, лишает человека способности быть борцом за правое дело, влечет за собой попустительство злу и несправедливости. Коммунистическое воспитание личности и масс, привлечение людей к активному участию в строительстве общества будущего, осознание человеком своего места в мире, своего назначения и возможностей, подчинение ему природных и общественных законов способствуют постепенному искоренению Т. из жизнедеятельности отдельных людей и общества в целом.
Синонимы : боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колебание, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, трусливость, несмелость, пугливость, капитулянтство, трусоватость, малодушество. Трусость
Трусость - это такое состояние человека, когда он боится буквально всего: новой обстановки, изменений в жизни, знакомства с новыми людьми. Страх сковывает все его движения, мешая жить достойно, радостно.
В основе трусости часто бывает низкая самооценка человека, боязнь показаться смешным, оказаться в неловком положении. Человек лучше промолчит, постарается быть незаметным.
Трусливый человек никогда не возьмёт ответственность на себя, будет прятаться за чужие спины, чтобы, в случае чего, не быть виноватым.
Трусость мешает продвижению по службе, в осуществлении своей мечты, в реализации поставленных целей. Нерешительность, свойственная такому человеку, не позволит ему дойти до конца по намеченному пути, так как всегда найдутся причины, не позволяющие это сделать.
Трусливый человек делает свою жизнь безрадостной. Он всегда словно зависти от кого-то и чего-то, живёт с оглядкой.
Однако страшен трус во время трудных испытаний для народа, страны. Именно трусливые люди становятся предателями, так как они думают прежде всего о себе, о своей жизни. Страх толкает их на преступление.
Трусость - одна из самых негативных черт характера человека, необходимо стараться изживать её в себе.
Сочинение в разрезе данного аспекта можно основывать на сопоставлении противоположных проявлений личности - от решительности и смелости, проявления силы воли и силы духа одних героев до стремления уйти от ответственности, спрятаться от опасности, проявить слабость, которая может привести даже к предательству.
1.Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Остап и Андрий — два сына Тараса Бульбы, главного героя повести Н.В.Гоголя. Оба воспитывались в одной семье, учились в одной семинарии. Обоим с детства внушались одинаковые высокие нравственные принципы. Почему же один стал предателем, а другой -героем? Что толкнуло Андрия на низкий поступок — пойти против своих товарищей, своего отца? По сути, он стал трусом, так как не смог остаться верным тому, чему его учили, проявил слабость характера. А что это, как не трусость? Остап же героически принял мученическую смерть, смело глядя в глаза врагам. Как тяжело было ему в последние минуты, так хотел он увидеть в толпе незнакомых людей близкого человека. Вот и крикнул он, превозмогая боль: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?». Отец, рискуя жизнью, поддержал сына, выкрикнув из толпы, что слышит его, своего Остапа. В основе поступков людей лежат те нравственные основы, которые составляют сущность его характера. Для Андрия всегда на первом месте был он сам. Ещё с детства пытался он увернуться от наказания, спрятаться за чужие спины. И на войне на первом месте были не его товарищи, не его родина, а любовь к молодой красавице — полячки, ради которой он предал всех, в бою пошёл на своих же. Как не вспомнить знаменитую речь Тараса о товариществе, в которой он преданность товарищам, боевым соратникам ставил на первое место. «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!» Не смог стать таким Андрий, трусливо в последние минуты жизни глядя в глаза своему отцу, которого он предал. Остап же всегда был гордым, независимым человеком, никогда не прятался за спины других, всегда смело отвечал за свои поступки, на войне оказался настоящим товарищем, которым мог гордиться Тарас. Оставаться смелым до конца, не проявлять трусость в своих делах и поступках — к такому выводу приходят читатели повести Н.В.Гоголя, «Тарас Бульба», понимая, как важно в жизни делать верные, обдуманные дела и поступки.
2. М.А.Шолохов «Судьба человека»
Война — серьёзное испытание для страны, народа, для каждого отдельного человека. Она проверяет, кто есть кто. На войне каждый раскрывается во всей своей сути. Здесь нельзя сыграть роль предателя или труса. Здесь становятся таковыми. Андрей Соколов. Его судьба — это судьба миллионов советских людей, переживших войну, выстоявших в страшнейшей схватке с фашизмом. Он, как и многие другие, остался Человеком — преданным, смелым, верным народу, близким, не потерявшим чувства доброты, жалости и милосердия к другим. В основе его поступков — любовь. Любовь к близким, стране, жизни вообще. Это чувство делает его смелым, мужественным, помогает пережить все суровые испытания, выпавшие на долю героя: смерть семьи, страшные бои, в которых он участвовал, ужасы плена, гибель товарищей. Сколько же надо иметь этой огромной любви, чтобы выстоять после всего этого!
Смелость - это возможность преодолеть страх, который, конечно, был свойственен каждому на войне. Однако не все могли этот страх побороть. Тогда в сердце закрадывалась трусость — за себя, свою жизнь. Она буквально овладевала человеком, заставляя идти на предательство. Так и один из пленных, солдат Крыжнёв, который, как и Соколов, попал в руки фашистов, решил выдать взводного командира-коммуниста («…я за тебя отвечать не намерен«), чтобы спасти свою жизнь. Он ещё не пережил ужасов плена, но страх уже сделал его трусом, а трусость привела к мысли о предательстве. Тяжело убивать своих, но Андрей сделал это, потому что этот «свой» перешёл черту, за которой - предательство, душевная гибель, смерть других людей. Оставаться человеком в нечеловеческих условиях, уметь преодолевать свой страх, проявляя смелость, отвагу, не становиться трусом и предателем — это нравственное правило, которому просто обязан следовать человек, как бы тяжело это ни было.
Смелость и трусость в любви.
Георгий Желтков - мелкий чиновник, чья жизнь посвящена безответной любви к княгине Вере. Как известно, любовь его зародилась задолго до ее замужества, но он предпочитал писать ей письма, преследовал ее. Причина такого поведения крылась в его неуверенности в себе и в страхе быть отвергнутым. Возможно, будь он смелее, то смог бы стать счастливым с женщиной, которую любит. Вера Шеина тоже боялась быть счастливой и хотела спокойного брака, без потрясений, поэтому вышла замуж за веселого и симпатичного Василия, с которым все было очень просто, но великой любви она не испытала. Только после смерти своего воздыхателя, глядя на его мертвое тело, Вера осознала, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Мораль этой повести такова: нужно быть смелым не только в бытовой жизни, но и в любви, нужно рисковать, не боясь быть отвергнутым. Только смелость может привести к счастью, трусость и, как следствие, конформизм, приводит к большому разочарованию, как это и произошло у Веры Шеиной.
Примеры проявления этих качеств человека можно найти практически в любом произведении классической литературы.
Произведения:
§ В.К. Железников «Чучело
§ М.А. Булгаков: «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»
§ Дж. Роулинг «Гарри Поттер»
§ Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие»
§ А.С. Пушкин: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
§ В.В. Быков «Сотников
§ С. Коллинз «Голодный игры»
§ А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»
§ В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
§ Дж. Оруэлл «1984»
§ В. Рот «Дивергент»
§ М.А. Шолохов «Судьба человека»,
§ М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове»
§ Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель»
§ М. Горький «Старуха Изергиль»
§ А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
Примерные темы:
Что значит быть храбрым?
Для чего человеку нужна смелость?
К чему приводит трусость?
На какие поступки толкает человека трусость?
В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость?
Нужна ли смелость в любви?
Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки?
Как вы понимаете устойчивое выражение «у страха глаза велики»?
Справедливо ли высказывание «смелость - это половина победы»?
Какие поступки можно назвать смелыми?
В чем разница между наглостью и смелостью?
Кого можно назвать трусом?
Можно ли воспитать в себе смелость?
Вариант итогового сочинения
по литературе-2017-2018.
Направление четвёртое - «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от решения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных
произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и
персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.Высказывания и мысли о смелости:
Смелость города берёт.
Смелость-начало победы (Плутарх).
Кто мужествен, тот смел (Цицерон).
Смелым помогает судьба (Вергилий).
Надо дерзать: смелым помогает сама Венера (Тибулл).
Отвага заменяет крепостные стены (Саллюстий).
Смелый погибнет, но он не отступит.
Храбрость получает свой выигрыш от трусости других (Я.Б. Княжнин).
Только доблесть бессмертно живёт,
Ибо храбрые славны вовеки (В. Я. Брюсов)
Высказывания и афоризмы о трусости
Трусость всегда стремится переложить ответственность на другого (Хулио Кортасар).
Герой умирает один раз, а трус – постоянно.
К страху привыкают лишь трусы (Сергей Довлатов).
Трусливый друг страшнее врага (Л. Н.Толстой).
Хитрость-сила трусливого.
Трусость отнимает разум.
Тема сочинения - Смелый погибнет, но не отступит
Основная часть. Первый тезис и первый литературный аргумент.Тезис-смелым помогает судьба.
Так, в рассказе Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» мы встречаемся с простым русским солдатом Андреем Соколовым. В сцене допроса в концлагере проявляется твёрдый, решительный и стойкий характер героя. Эта сцена - настоящая психологическая дуль, в которой победителем выходит смелый и мужественный воин. Мюллер хотел убить русского. Но в конце допроса он оставляет Андрея Соколова жить: немца поразил решительный и стойкий пленный, не отступивший от своих убеждений. Своим таким поведением Андрей обезоружил начальника лагеря. Комендант заявил, что Соколов – «храбрый солдат, настоящий русский солдат». И Мюллер отказался стрелять в пленного. А за смелость и отвагу наградил героя буханкой хлеба и куском сала. Читая и перечитывая рассказ М.А. Шолохова, мы ясно видим, что « смелым помогает судьба».
2-б
Основная часть.
Второй тезис и второй литературный аргумент.
Тезис –хитрость –сила трусливого, смелый погибнет. но не отступит.
На страницах повести Василя Быкова «Сотников» представлены два совершенно разных героя. Оба партизаны. Один из них- Сотников, смелый и решительный, принял смерть ради спасения товарищей из партизанского отряда. А другой- Рыбак, настоящий трус и предатель, проявил слабость духа, отсутствие воли и малодушие. Этот партизан не смог совладать с судьбой и перешёл на сторону полицаев, спасая свою жизнь. При этом он совершил подлость - выбил ящик из-под ног Сотникова во время казни. Рыбак проявляет опасение и тревогу. Читая повесть, мы приходим к выводу, что хитрость-сила трусливого. Убеждаемся в том, что «смелый погибнет, но не отступит».
3
Заключение
(вывод)
К какому выводу привели меня рассуждения по данной теме? Серьёзный вопрос заставляет задуматься над решением очень трудной задачи - что выбрать в конкретной ситуации: смелость или трусость? Много ли смелых людей в нашей жизни? Работает ли смелость активно сегодня?
Дата публикации: 06.09.2017
Итоговое сочинение 2017/2018: Вспоминаем аргументы на тему «Смелость и трусость»
В темах данного направления «смелость» и «трусость» могут фигурировать вместе как противоположные определения, но могут встречаться и по отдельности.
Оба понятия могут подразумевать либо реакцию (поступок) человека в конкретной ситуации, либо устойчивую черту характера.
ВАЖНО!!!
Трусость - это не сам страх, а неспособность подавить его.
Смелость - это не отсутствие страха, а умение не поддаваться этому чувству.
Вспомним Соколова («Судьба человека»), Гринева («Капитанская дочка») и «Сашку» (повесть Кондратьева) - неужели эти персонажи не боялись смерти? Я так не думаю. Смелость перечисленных героев проявляется в том, что боялись, но все равно не отступили.
Не стоит забывать и о том, что эти два качества могут сочетаться в одном человеке.
Обратимся к роману "Евгений Онегин". Главный герой решился на дуэль, то есть рисковал жизнью, но осознав, что сделал это сгоряча, не изменил решения из-за страха остаться трусом в глазах окружающих.
Кем же был Онегин: смельчаком или трусом?...
Готовясь к итоговому сочинению по направлению «Смелость и трусость», не будет лишним поразмышлять о том, какие страхи испытывают люди:
Смерть (собственная или близкого человека)
Одиночество
Расставание с любимым человеком, родными
Страх быть осужденным/не оправдать чьи-то ожидания
Чтобы подготовить аргументы, вспомните литературные произведения, в которых можно найти ответы на следующие вопросы:
Можно ли осуждать человека за трусость?
В каких ситуациях проявляются эти человеческие качества?
Может ли струсить смелый человек?