Использованные Гончаровым в романе « Обломов. Сон Обломова

Иван Александрович Гончаров для раскрытия характеров своих героев и творческого выражения замысла использовал разнообразные художественные приемы и средства. Однако основные особенности творческой манеры писателя — это:

» Я писал только то, что переживал, что мыслил и чувствовал, что любил, что близко видел и знал, — словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало»(И.А.Гончаров)

Художественные средства раскрытия характеров персонажей в романе

Гончаров очень по-своему использует следующие выразительные художественные средства, раскрывая характеры героев в «Обломове»:

  • Портрет — выделение основной черты

» Это был человек лет тридцати двух-трех от роду,… приятной наружности, с глазами, гулявшими беспечно по стенам, по потолку, с тою неопределенною задумчивостью, которая показывает, что его ничто не занимает, ничто не тревожит. Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки. Но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души».

  • Прямая характеристика героя другим персонажем

Ольга о главном персонаже:

«Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!».

  • Образы-двойники и антагонисты (см. раздел: );
  • Отношение к другим людям (История любви к Ольге Ильинской).
  • Речь персонажа

«Не подходите, не подходите: вы с холода!», «Что ты? Бог с тобой! Этакой холод…» .

  • Авторский комментарий к действиям героя, включающий внутреннюю речь

«Легко ли? Предстояло думать о средствах к принятию каких-либо мер» ,»Что же это я в самом деле? Надо совесть знать: пора за дело!…», «… но, подумав немного, с заботливым лицом и со вздохом, медленно опять улегся на своем месте».

  • Детали- символы:

Халат как символ обломовщины

«Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; не чувствуешь его на плечах; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела»,

Ветка сирени — символ зарождающейся любви, девиз «Теперь или никогда» как стимул для пробуждения персонажа.

  • Поступки героя. О нравственных силах, заложенных в Обломове, — пощечина Тарантьеву, когда тот дурно отзывается о Штольце; достойный ответ Штольцу, когда тот называет Агафью Тихоновну «эта женщина», — «Жена».

И.А. ГОНЧАРОВ

В литературном процессе 2-й половины ХIХ века И. А. Гончаров и его творчество занимают особое место. Вошедший в литературу в бурную эпоху 60-х годов, он был абсолютно нетипичен. Писатель с подозрением и недоверием относится к переменам, начавшимся в это время. Его глубоко волновали нравственные потери в стране, связанные с ломкой вековых устоев патриархальной России. Старая Россия привлекала И. А. Гончарова духовностью человеческих отношений, уважением к памяти предков, к национальным традициям. Видя недостатки патриархальной России, главными из которых были бездействие и страх перед переменами, художник приходит к выводу, что главное в жизни - это ее устойчивость перед всеми общественными потрясениями. И основная задача писателя заключается в фиксаций устойчивых форм жизни, в создании устойчивых типов.
За свою долгую жизнь И. А. Гончаров написал всего три романа, работа над каждым заняла не менее десяти лет («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»), исследуя один и тот же конфликт - конфликт между старой и новой Россией, между патриархальным и буржуазным укладом жизни.
Самый известный роман И. А. Гончарова «Обломов» был опубликован в «Отечественных записках» за 1859 год, т. е. накануне отмены крепостного права, того уклада жизни, который родил главного героя романа - Обломова. Источником для написания романа послужили наблюдения писателя над жизнью собственной семьи и нравами родного Симбирска.
Роман И. А. Гончарова ввел в русскую литературу новое понятие - «обломовщина», связанное с именем главного героя, которого называют последним в галерее «лишних» людей. В своих воспоминаниях И. А. Гончаров говорил: «Мне кажется, у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда, при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежания, и зародилось неясное представление об „обломовщине“.
При анализе романа «Обломов» следует обратить внимание учащихся на понятие «обломовщина», на неоднозначность отношения автора и к своему главному герою, и к деятельному Штольцу, и на споры критиков по поводу романа и его главного героя (Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»; Д. И. Писарев. «Обломов»; А. В. Дружинин. «Обломов»).
На уроках литературы нет возможности достаточно полно познакомиться с жизненным и творческим путем И. А. Гончарова, поэтому касаемся лишь самых важных вопросов, вынося менее важный круг проблем для самостоятельной работы учащихся.

ТЕМАТИКА УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И. А. ГОНЧАРОВА

Тема первая
Основные этапы жизни и творчества

Родился 6 (18) июня 1812 г. в купеческой семье в Симбирске.
1831 г. - поступил на словесное отделение Московского университета.
1834 г. - окончил Московский университет.
1835 г. - начало службы в Петербурге.
1846 г. - знакомство с Белинским.
1847 г. - роман «Обыкновенная история».
1852-1854 гг. - кругосветное плавание на парусном военном фрегате «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции.
1858 г. - путевые очерки «Фрегат „Паллада“».
1859 г. - роман «Обломов».
1869 г. - роман «Обрыв».
1872 г. - статья «Мильон терзаний» («Горе от ума» А. С. Грибоедова).
Умер 15 (27) сентября 1891 г. в Петербурге.
Вопросы :
1. Каковы основные черты характера И. А. Гончарова?
2. Как впечатления детства повлияли на творчество И. А. Гончарова?
3. Какие романы принадлежат перу И. А. Гончарова? В чем их основной конфликт?
4. В чем особенности Гончарова-писателя?
5. Какие впечатления вынес И. А. Гончаров из кругосветного путешествия? Как они отразились на его дальнейшем творчестве?
6. Какая знаменитая критическая статья принадлежит И. А. Гончарову? О чем она?
Задания :
1. Составьте развернутый план ответа: «Основные этапы жизни и творчества И. А. Гончарова».
2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Каким я представляю себе И. А. Гончарова?».
3. Составьте конспект статей учебника: «О своеобразии художественного таланта И. А. Гончарова», «Цикл очерков „Фрегат „Паллада“».

Тема вторая
Роман «Обломов». Образ главного героя. Понятие «обломовщина»

Основные вопросы:

I. Главная тема романа - судьба поколения, ищущего свое место в обществе и истории, но не сумевшего найти правильный путь.
II. Жизненные основы романа.
III. Влияние гоголевской традиции в романе.
IV. Проблематика романа. Основной конфликт.
V. Образ главного героя:
1. Основные черты характера.
2. Формирование характера. Детство Обломова.
3. День Обломова.
4. Роль деталей в обрисовке образа главного героя.
5. Жизненные идеалы Обломова.
VI. Отношение автора к своему герою.
VII. Что такое «обломовщина»?
VIII. Художественное своеобразие романа.
Вопросы :
1. Какова главная тема романа?
2. Какие проблемы поднимает И. А. Гончаров в романе?
3. Почему Н. А. Добролюбов называет Обломова последним в ряду «лишних людей»? Что такое «обломовщина» ?
4. Как гоголевская традиция сказалась в романе «Обломов»?
5. В чем основной конфликт романа?
6. Какими художественными средствами пользуется И. А. Гончаров при обрисовке характера своего героя?
7. Каковы отличительные особенности Обломова? Как сформировался характер героя?
8. Как Гончаров относится к своему герою? Что преобладает в авторском освещении героя - сочувствие или ирония?
9. В чем состоит художественное своеобразие романа?
10. Какое значение в композиции романа имеет «Сон Обломова»?
11. Кого из героев предшествующей литературы можно сопоставить с Обломовым?
Задания :
1. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Столкновение мечты и действительности в жизни Обломова».
2. Составьте развернутый план ответа: «День Обломова».
3. Найдите в тексте романа персонажей, которые обладают обломовскими чертами. О чем это говорит?

Тема третья
Роль второстепенных персонажей в романе.
Роман «Обломов» в русской критике

Основные вопросы:

I. Кто такой Штольц?
1. Деятельность Штольца, его идейная позиция.
2. Отношение автора к Штольцу.
3. Штольц - антипод Обломова или его двойник?
II. Захар и Обломов. Обломовские черты в Захаре.
III. Ольга Ильинская:
1. Характер и идеалы Ольги.
2. Почему Ольга полюбила Обломова?
3. Можно ли Ольгу Ильинскую считать положительной героиней романа?
IV. Роман «Обломов» в русской критике:
1. Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина»?
2. А. В. Дружинин. «„Обломов“, роман И. А. Гончарова».
3. Д. И. Писарев. «„Обломов“. Роман И. А. Гончарова».
4. А. А. Григорьев. «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина».
Вопросы :
1. Почему И. А. Гончаров считал, что образ Андрея Штольца ему не удался?
2. Почему в романе не показана деятельность Штольца?
3. Можно ли Штольца считать положительным героем романа?
4. Какие черты сближают Штольца с Обломовым?
5. Что общего между Захаром и Обломовым?
6. Как образы Штольца и Захара выявляют характер Обломова?
7. За что Ольга Ильинская полюбила Обломова?
8. Почему Ольга не удовлетворена жизнью со Штольцем?
9. Кого, по вашему мнению, можно считать положительным персонажем романа?
10. В чем суть разногласий Добролюбова, Писарева и Дружинина в оценке романа «Обломов»?
Задания :
1. Составьте таблицу сравнительной характеристики:

2. Составьте цитатный план статьи Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?».
3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Портрет Ольги Ильинской».

Итоговые работы:

В качестве итоговой работы по творчеству И. А. Гончарова можно предложить домашние сочинения по темам: «Это „ядовитое“ слово „обломовщина“», «Есть ли сатира в романе „Обломов“»?», «В чем состоит трагедия жизни Обломова?», «Обломов - общечеловеческий тип», «Обломов и Манилов», «Ольга Ильинская и Татьяна Ларина», «„Старое“ и „новое“ в русской жизни», «Особенности жанра и композиции романа «Обломов».
Изучение творчества И. А. Гончарова можно завершить анализом (в классе) различных отрывков из романа. Отрывки могут быть выбраны учащимися самостоятельно или получены по билетам.
Какие отрывки для анализа могут быть предложены учащимся: «Утро Обломова», «Последнее свидание Обломова и Ольги Ильинской», «Прощание Андрея Штольца с отцом», «Письмо Обломова к Ольге», «Поездки к Пшеницыной (I ч., III ч.)»?
Для того чтобы оценить знание учащимися текста романа и критических статей, посвященных ему, можно предложить такие вопросы для тестирования:
I. Кому из персонажей романа принадлежат следующие высказывания?
1. «Чем же я виноват, что клопы на свете есть?»
2. «Чтоб я писать стал! Я и в должности третий день не пишу: как сяду, так слеза из левого глаза и начинает бить...»
3. «...Я думаю все крепкую думу, чтоб крестьяне не потерпели ни в чем нужды, чтоб не позавидовали чужим, чтоб не плакались на меня Господу Богу на Страшном суде, а молились бы да помнили меня добром».
4. «Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? Интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое».
5. «Ваше люблю есть не настоящая любовь, а будущая».
6. «...Нормальное назначение человека - прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков...»
7. «...Жизнь - обязанность, долг, следовательно, любовь - тоже долг».
8. «Под этой всеобъемлемостью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!»
9. «Я хочу, чтоб вам не было скучно, чтоб вы были здесь как дома, чтоб вам было ловко, свободно, легко!»
10. «Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни...»
II. Кому из критиков принадлежат следующие высказывания?
1. «Ясно, что Обломов не тупая, апатичная натура, без стремлений и чувства, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий».
2. «Все обломовцы любят унижать себя; но это они делают с той целью, чтобы иметь удовольствие быть опровергнутыми и услышать себе похвалу от тех, перед кем они себя ругают...»
3. «...Он любезен нам, как чудак, который в нашу эпоху себялюбия, ухищрений и неправды мирно покончил свой век, не обидевши ни одного человека, не обманувши ни одного человека и не научивши ни одного человека чему-нибудь скверному».
4. «Обломова изучил и узнал целый народ, по преимуществу богатый обломовщиной, - и мало того, что узнал, но полюбил его всем сердцем, потому что невозможно узнать Обломова и не полюбить его глубоко».
5. «На подобные личности должно, по нашему мнению, смотреть как на жалкие, но неизбежные явления переходной эпохи; они стоят на рубеже двух жизней: старорусской и европейской, и не могут шагнуть решительно из одной в другую».
6. «Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни...»
7. «Высшие стремления его ума и сердца, пробужденные образованием, не замерли, человеческие чувства, вложенные природою в его мягкую душу, не очерствели: они как будто заплыли жиром, но сохранились во всей своей первобытной чистоте».
8. «Из романа Гончарова мы и видим только, что Штольц - человек деятельный, все о чем-то хлопочет, бегает, приобретает, говорит, что жить - значит трудиться и пр. Но что он делает и как он ухитряется делать что-нибудь порядочное там, где другие ничего не могут сделать, - это для нас остается тайной».


« С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.» К. Г. Паустовский


Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Эпитет представляет собой сравнение и может быть выражен как именем прилагательным, так и c уществительным, глаголом или наречием. Эпитет - это яркое образное определение, например: Чудный край Благословенный уголок Дремучие леса (постоянный эпитет) Необозримая пелена Бешеные раскаты Мирный уголок


Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т. д. но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например: Чайки, как осужденные Жалобы будто обреченного на муку чудовище Небо кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей


Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. Например: Сон перенес Море наводит только на грусть Сердце смущается робостью Рев и раскаты валов не нежат слабого слуха, твердят свою песнь Небо … отступилось от людей


Градация – стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи. Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая (ослабление признака). Например: Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины!


Перифраза - это оборот речи, который состоит в замене слова или имени описательным сочетанием, содержащим элемент характеристика описываемого предмета, явления или лица. Море - необозримая пелена вод, бесконечная картина, широкая картина, бешеные раскаты валов. Обломовка - чудный край, мирный уголок, благословенный уголок земли.


Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции. Например: Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Бог с ним! Нет, бог с ним, с морем!



Тема: Художественное своеобразие романа И.А. Гончарова "Обломов" 10 класс 22.10.2015г.

Цели:

    обобщить материал, известный по предыдущим урокам, о художественных особенностях

    определить своеобразие стиля и языка произведения;

    формировать умение анализировать текст и делать выводы.

На доске цитата: «Автор «Обломова», вместе с другими первоклассными представителями родного искусства, – есть художник чистый и независимый, художник по призванию и по всей целостности того, что им сделано. Он реалист, но его реализм постоянно согрет глубокой поэзией…»
(А. В. Дружинин «Обломов». Роман И. А. Гончарова»)

I. Слово учителя

Современный Гончарову критик Александр Васильевич Дружинин отмечает важную черту таланта писателя – реализм, согретый глубокой поэзией. Эта целостность является художественным достоинством романа. Поэтому цель урока – найти и показать художественные особенности романа «Обломов», раскрывающие психологию героев, доказав тем самым правоту критика.

II. Беседа

Произведение Гончарова – замечательный образец социально-психологического и философского романа, в котором исчерпывающе полно и глубоко дана характеристика «обломовщины».
Что характерно для этого жанра?

Это философский роман, в котором даны три типа жизненной философии:

    жизнь-суета (гости Обломова);

    Обломовка (и дом Пшеницыной, как своеобразное продолжение Обломовки);

    Жизнь Андрея Штольца.

Главный герой Обломов сталкивается со всеми типами жизненных философий. К какому типу можно отнести жизнь Обломова?
Главный вопрос романа – философский: в чём смысл и содержание человеческой жизни. Дал ли ответ на этот вопрос Гончаров?

Нет, он только показал три типа жизненной философии, поэтому для романа характерен объективизм – явление, когда писатель не высказывает прямо своей позиции в произведении. Он показывает несколько точек зрения, а выбирать между ними должен сам читатель. Автор рассматривает личность в контексте эпохи, выявляет влияние на формирование человека всего, что его окружает. Гончаров сказал об интересе не к личности как таковой, но к «истории души человеческой», т.е. личность он понимает не как нечто неизменное. Для автора человек интересен в динамике его духовного развития, ибо душа и характер человека формируются всю жизнь в постоянной борьбе: с одной стороны, согласно его собственным желаниям и убеждениям, с другой – обществом и эпохой. Образ Обломова воистину глубок и объёмен именно потому, что автор исследует и психологию своего героя и рассматривает его как социальное явление. Психологизм романа заключён в раскрытии внутреннего мира героев. Для раскрытия характера героев Гончаров использует самые разнообразные приёмы.

Художник только тогда создаёт правдивый образ, когда он вполне верен действительности. Критика всегда отмечала исключительное мастерство Гончарова в изображении быта .
Приведите примеры описания быта героев.

а) Петербургская квартира Обломова (часть первая, глава 1) б) Патриархальная Обломовка (часть первая, глава 9) в) Хозяйственная атмосфера в доме Пшеницыной (часть четвёртая, глава 1) Описание квартиры Обломова дано Гончаровым со всеми характерными деталями, указывающими на пассивность и апатию хозяина, на его полную бездеятельность, бесхозяйственность, на духовное умирание и распад его личности. Писатель умеет обрисовать быт эпохи такими яркими и выразительными красками, что читатель не только видит этот быт, но как бы чувствует, осязает его. Описание быта дышит у Гончарова такой жизненной правдой и естественностью, что со страниц романа, как живая, встаёт обломовская Русь. Взглянув на обломовщину объективно, Гончаров сумел обнажить её социальную никчёмность и растлевающее влияние на человека.

В связи с полнотой и тщательностью зарисовки быта у Гончарова стоит его внимание к деталям и изображаемого быта. Н. А. Добролюбов отмечает: «Мелкие подробности, беспрерывно вносимые автором и рисуемые им с любовью и с необыкновенным мастерством, производят наконец какое-то обаяние».
Назовите детали быта, выросшие в настоящие символы. Какую роль играют эти художественные детали?

Символическое звучание приобретает халат «из персидской материи, настоящий восточный халат», а также ветка сирени , которые много раз упоминаются в романе. Халат имел для Обломова «тьму неоценимых достоинств» (часть первая, глава 1), так как соответствовал вполне роду «занятия» своего владельца – лежанию на диване. Как символ постыдного безделья упоминает халат Ольга: «A?propos, где ваш халат? – Какой халат? У меня никакого не было», – обижается Обломов, забросивший некогда любимую вещь, как только с него спала душевная апатия (часть вторая, глава 9). Глубоко символично то, что «возвращает» в жизнь Ильи Ильича удобный для ничегонеделанья халат вдова Пшеницына: «Ещё я халат ваш достала из чулана… его можно починить и вымыть, материя такая славная! Он долго прослужит» (часть четвёртая, глава 5). И хоть Обломов отказывается от этой услуги – «я его не ношу больше» - у читателя появляется предчувствие, что Илья Ильич не устоит перед соблазном возвращения к прежней жизни. Так и случилось – герой остаётся на Выборгской стороне в доме у вдовы до конца своих дней, где и халат на нём «истаскался, и как ни заботливо зашивались дыры на нём, но он расползался везде и не по швам: давно надо было новый» (часть четвёртая, глава 5). Взаимоотношения халата и Обломова – отношения господина и раба. Ветку сирени сорвала Ольга Ильинская во время свидания с Обломовым (часть вторая, глава 6). Как намёк на взаимность и надежду на возможность счастья, активной жизни. Обломов поднял её и на следующую встречу (вечером) явился с этой веткой в руке (часть вторая, глава 7). Как символ оживления, расцветающего чувства вышивает сирень Ольга по канве, делая вид, что узор «выбрала наугад» (часть вторая, глава 8). Однако и на следующем свидании она «мимоходом сорвала ветку сирени, не глядя на него, подала ему». – Что она значит? – Цвет жизни <…> Жизнь опять отворяется мне, – говорил он как в бреду, – вот она, в ваших глазах, «во весь рост, с веткой сирени в руках» (часть вторая, главы 8, 9). Для героев романа любовь звучала в Castadiva, «носилась в запахе сиреневой ветки» (часть вторая, глава 10). Так герои сами определяют символический смысл ветки сирени. Когда же жизнь «затворилась» для Обломова, воспоминание о ветке сирени становится для него мучительным укором (часть четвёртая, глава 2). О ветках сирени как символе продолжающейся жизни упоминает автор и в заключительных строках: «Ветки сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь…» (часть четвёртая, глава 10). Т.о., Гончаров показал в романе глубокую связь вещей с психологией героев.
– И. А. Гончаров – первоклассный портретист.
Портреты так выразительно обрисованы, что герои встают в представлении читателя как живые. Найдите в тексте портреты главных героев, определите их роль.

Портрет Обломова (часть первая, глава 1): белые руки, мягкие плечи и тучность характеризуют его барскую изнеженность, отсутствие всякой определённой мысли на лице выявляет его беспечность, пассивное отношение к жизни, отсутствие живой ищущей мысли и привычки трудиться; подбором метких глаголов Гончаров сумел показать, что Обломов не привык думать о чём-либо серьёзном, не привык целеустремлённо работать; он живёт бездумно и беспечно за счёт своих «трёхсот Захаров». Неоднократно автор подчёркивает «мягкость» Ильи Ильича, «мягкость, которая была господствующим выражением не лица только, а всей души», «мягкие плечи, мягкие движения», туфли его «мягкие и широкие». В манере описания, в подборе деталей портрета у Гончарова обнаруживается гоголевская традиция: подробное описание лица, одежды, раскрытие характера через внешние детали. Контрастен портрет Штольца (часть вторая, глава 2): составленная из костей, мускулов и нервов фигура Штольца подчёркивает в нём энергичный склад натуры дельца, силу, спокойствие, уверенность. Портрет Ольги (часть вторая, глава 5): отметив, что Ольга в строгом смысле не была красавицей, автор замечает, что «если бы её обратить в статую, это была бы статуя грации и гармонии». Ольга обаятельна, как пушкинская Татьяна. Каждая деталь в её портрете, нос, губы и т.п. – признак какого-либо внутреннего качества. Противоположен портрет Пшеницыной (часть третья, глава 2): в отличие от поэтического портрета Ольги это портрет бытовой: бесцветность лица с простодушными глазами, простота, скромность. Ср.: если Ольга – статуя грации и гармонии, то бюст Агафьи Матвеевны – это модель крепкой, здоровой груди (что-то приземлённое). Т.о., портрет является средством создания образа литературного героя.

Мастерство писателя проявляется и в создании внутреннего монолога героя. Найдите в тексте примеры внутренних монологов.

1) Часть первая, глава 6: «Ему доступны были наслаждения высоких помыслов» до слов: «…оказывает подвиги добра и великодушия». Отметим способ передачи мыслей героя словами, которые свойственны именно ему. Например: «Случается и то, что он исполнится презрением к людскому пороку, ко лжи, и клевете, к разлитому в мире злу и разгорится желанием указать человеку на его язвы, и вдруг загораются в нём мысли… в одну минуту быстро изменит две-три позы, с блистающими глазами привстанет до половины на постели, протянет руку и, озираясь кругом… Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг… и тогда, господи! Каких чудес, каких благих последствий могли бы ожидать от такого высокого усилия!..» Читателю ясно, что слова господи, благих, чудес, высокого усилия выражают мысли героя, но они сливаются в единое целое со словами автора. Рассказывая «предысторию» своего героя, писатель использовал приём «необоснованно-прямой речи» для раскрытия психологии Обломова. Он показал ненужность Обломова для общества, его неспособность к серьёзному делу, неумение делать что-нибудь серьёзное. Обломов мог вспыхнуть, загореться желанием, но никогда не приводил в исполнение своих желаний, никогда слово у него не становилось делом. Таким приёмом Гончаров глубоко и реально раскрывает душевный мир, психологию Обломова, которому суждены «благие порывы, но совершить ничего не дано».

2) Часть вторая, глава 5: монолог Обломова, в котором решался философский вопрос: «Быть или не быть!», «Теперь или никогда!», показывает нам героя размышляющего, ищущего свой путь в жизни, пытающегося заставить себя изменить свою жизнь.

К пейзажу Гончаров обращается редко, но в описании его язык ясен и выразителен. Приведите примеры пейзажей в романе. С помощью каких художественных средств автору удаётся передать состояние природы? Каковы функции пейзажа в романе?

1) Часть первая, глава 9: в описании патриархальной деревенской обстановки чувствуется влюблённость Гончарова в красоту русской природы, в её мягкие тона и краски (ср.: величественные картины природы в Швейцарии или Крыму не привлекают внимания автора). 2) Часть вторая, глава 9: восприятие Ольгой природы во время любви к Обломову: всё отвечает её настроению. 3) Часть вторая, глава 10: чувства влюблённого Обломова обостряются, он замечает то, чего никто не видит: природа живёт невидимой деятельной жизнью, а кажется, что кругом покой и тишина. Во второй части романа изображаются нравственное пробуждение Обломова и его светлые мечты под влиянием любви к Ольге. И пейзажи этой части радостны и светлы. 4) Часть третья, глава 12: но вот у Обломова произошёл разрыв с Ольгой, которым он потрясён. И природа как бы оттеняет его внутреннее состояние. Вот так же холодным снегом засыпано счастье Обломова. Часть четвёртая, глава 1: этот мотив снега связывает третью и четвёртую части романа. Т.о., пейзаж у Гончарова обычно соответствует настроениям героев.

Ощущению глубинной сущности характера Обломова способствует очевидный фольклорно-сказочный фон романа.

Фольклоризм «Обломова» переводит содержание романа из области только социальных проблем («обломовщина» и герой как вырождение дворянского класса) в сферу философско-этических и национальных проблем жизни. Роман воспринимается как своего рода «большая сказка». В мировосприятии и характере русского человека, как видится это Гончарову, многое обусловлено древними сказочными представлениями: «И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишённой вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, ещё не отрешиться ему от этой веры». Почти сказочная жизнь в Обломовке: «Сказка не над одними детьми в Обломовке, но и над взрослыми до конца жизни сохраняет свою власть». Но Обломовка – это ещё и сонное сказочное царство: «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти». Мотив сна вводит нас в русскую сказочную старину, что заставляет и образ главного героя рассматривать в этом контексте.

Что рассказывает няня маленькому Илюше? С какими героями он ассоциируется? (часть первая, глава 9).

Есть добрая волшебница в виде щуки, она выберет лентяя, который женится на красавице и будет ходить в серебре, он попадёт в царство, где реки молока и мёда. Илья Ильич ассоциируется с мудрым сказочным дураком и лентяем Емелей. Обломов не просто лентяй и дурак, это мудрый лентяй, он – тот лежачий камень, под который вопреки пословице вода в конце концов всё-таки потечёт. Как и положено сказочным дуракам, Обломов не умеет и не хочет предпринять ничего наступательного, в отличие от других, которые что-то замышляют, суетятся, лезут из кожи вон и в итоге никуда не поспевают. Обломову не надо карабкаться на заморские золотые горы, всё рядом, всё готовое, лишь протяни руку. Сказка у Обломова смешалась с жизнью, он жил в фантастическом мире сказочных образов, где все ничего не делают. Также ассоциируется Обломов и с богатырём Ильёй Муромцем, который тридцать лет «сиднем сидел». В роман вводится и былинный мотив «бессильного богатыря». Как отмечают исследователи, Илья Обломов относится к Илье Муромцу как возможность к воплощению, как реальность к идеалу: Илья Муромец преодолевает своё бессилие, готовясь к богатырскому служению Отечеству, а Илья Обломов, решив, что его деятельность и жизнь «кроются в нём самом», так и не смог встать с печи-дивана. Т.о., сон Обломова – это программа его судьбы.

Подготовленный учащийся сообщает:

Речевая характеристика – характеристика героя литературного произведения через его речь, в которой проявляются слова и обороты, указывающие на его род деятельности, социальную принадлежность, особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности (А.Б. Есин, М.Б. Ладыгин, Т.Г. Тренина «Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5–9 кл./ под. ред. М.Б. Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995. – С. 46.)

Исходя из этого термина-определения, проследите за речью главных героев романа. Указывает ли их речь на то, о чём говорится в определении?

Анализ 1, 8 глав первой части.

Глава 1, часть первая.
Отрывки: от слов «Он стоял в полуоборот среди комнаты» до слов «Я встану сам пойду» от слов «И, дожидаясь ответа, Захар пошёл было вон» до слов: «… так и не оберёшься хлопот»; от слов «Я забыл вам сказать, – начал Захар» до слов «Трогает жизнь, везде достаёт».
Эти диалоги ещё глубже раскрывают пассивность Обломова, стремление сохранить покой хотя бы на один день: «Жизнь трогает», – говорит он с сокрушением, когда надо переехать на другую квартиру и когда староста присылает письмо с сообщением, что «доходу стало поменее». Эти сообщения Обломов называет несчастьями. Слово переехать имеет для Обломова страшный смысл. Что значит переехать?
Глава 8, часть первая.
Отрывок: от слов «Не вникнул, так слушай, да разбери, можно переезжать или нет» до слов «… или потеряно, или забыто на старой квартире: беги туда…»
Обломова пугает всё, что нарушает спокойное течение жизни. Переехать – это значит «уйти на целый день да так одетый с утра и уходи» (одетый – это значит не в халате и туфлях без задков, а Обломов «одеваться отвык»). Это значит ломка, шум… Хочешь сесть, да не на что; до чего ни дотронулся – выпачкался; всё в пыли», – даже мыль об этом страшна для Обломова.
Отрывок: от слов «Захар! – протяжно и торжественно крикнул он» до слов: «Неблагодарные! – с горьким упрёком заключил Обломов».

Анализ слов Обломова о «другом», обращённых к Захару.

1. Как язык персонажей служит средством характеристики образов? Какие слова Обломова раскрывают его понятие о жизни, о счастье, о человеческом достоинстве? В чём видит Обломов разницу между собой и «другими»?
2. В какой форме выражает Обломов свои желания? Как это можно объяснить?
3. В чём состоит идеал жизни Обломова? Какими словами выражает Обломов свои мечты о жизни в деревне?

Приёмами раскрытия образа являются описание взаимоотношений действующих лиц, диалоги и монологи персонажей, особенности их речи – речевые характеристики. Язык Обломова и Захара служит средством типизации и индивидуализации образа. Раскрывает типичные черты через индивидуальное, конкретное. Слова Обломова характеризуют его представления о жизни, счастье, человеческом достоинстве, – представления, веками сложившиеся в среде дворян, привыкших жить за счёт крепостных и видевших человеческое достоинство в бездеятельной, беспечной жизни, в сохранении покоя.
Сознание своего барского превосходства над всеми окружающими заставляет Обломова понимать по-своему слово другой , сказанное нечаянно Захаром. В сравнении себя с другими Илья Ильич видит высшую ступень неуважения к своей особе. «Вот ты до чего договорился!» – с возмущением восклицает он. В низведении его Захаром до степени «других» он видит нарушение прав своих на исключительное предпочтение Захаром особы барина. В понимании Обломовым слова другой выражается его барское высокомерие, его понятие смысле и цели жизни, его мораль.
Речью главного героя Гончаров раскрывает его сущность, его душевные черты: и его барские наклонности, и душевную мягкость, и искренность, и способность на глубокое чувство и высокие переживания.
Т.о., речевая характеристика используется, чтобы оттенить индивидуальные особенности персонажей. Она органически связана с чертами внутреннего облика героев.

Один из моментов, на который обращаем внимание, – это часто звучащий мотив «Casta diva» из оперы Винченцо Беллини «Норма» (1831 г.). После исполнения Ольгой арии Обломову грезилась идеальная женщина. (Зачитать 1-3 абзацы главы 6, части второй. Звучит музыка.)

Почему же именно эту арию Гончаров вводит в роман?

(Подготовленный учащийся сжато рассказывает либретто оперы В. Беллини «Норма»)

Норма во имя всепоглощающей великой любви восходит на костёр. А когда во время разговора с Ольгой у Обломова закрадывается сомнение, любит ли его Ольга или только выходит замуж, между ними происходит диалог. (Зачитать от слов «Но есть другой путь к счастью», – сказал он…» и до конца главы 12, второй части).
Мы видим, что Ольга на вопрос Обломова, могла ли она пожертвовать своим спокойствием, ступив на определённый путь, во имя любви, отвечает: «Разве нам нужен этот путь?», «Никогда, ни за что!».

Какая связь между оперой В. Беллини и теми отношениями, которые связывали Обломова и Ольгу?

Ольга была уверена, что на пути, который предлагал ей Обломов, «впоследствии всегда… расстаются». Когда же произошёл разрыв между героями, инициатором которого была Ольга, Обломов долго болел, и Ольгу едва удалось спасти. Вот вам костёр и Норма, о которых Ольга говорила когда-то: «Я не пойду никогда этим путём».

III. Выводы

Итак, какой же план урока можно составить? О каких художественных особенностях романа И. А. Гончарова шла беседа?

1. Своеобразие жанра: социально-психологический и философский роман.
2. Быт, деталь.
3. Психологический портрет.
4. Внутренний монолог.
5. Пейзаж.
6. Фольклорно-сказочные мотивы.
7. Речевая характеристика.
8. Музыкальный мотив «Casta diva».

IV. Заключительное слово учителя

Однако художественное своеобразие романа «Обломов» гораздо шире. Гончаров использует различные способы «самораскрытия» героя: исповедь Обломова, письмо, самохарактеристика, программные выступления героя по вопросам общественным, литературным, идеологическим, диалоги с другими героями, глубоко и тонко душа Ильи Ильича раскрывается в любви.
Современный критик И. Золотусский пишет: «Гончаров – самый спокойный из гениев русской литературы. Гений в России – натура мятущаяся, однако проза Гончарова походит на Волгу в её срединном течении, ровное зеркало воды, уходящее к горизонту.
Гончаров не оспаривает ни церкви, ни власти. Его идеал – норма. Гончаров подарил нам роман «Обломов». Всё в этом произведении – взвешенность и равновесие, которых так не хватает в жизни. Обломов – это воплощение эволюции, которая, в отличие от революции, не ломает человека, не ломает истории, а предоставляет им право развиваться свободно».

5. Домашнее задание

2.Написать характеристику Ильи Обломова


Илья Ильич Обломов - очень сложный, неоднозначный персонаж. Для создания образа главного героя И.А. Гончаров использовал множество средств и приемов.

Раскрытие образа начинается уже с имени Обломова. Одинаковые имя и отчество говорят о цикличности в жизни Ильи Ильича и его семьи.

Очень важной деталью является его портрет. С помощью него автор более полно раскрывает характер героя, показывает его внутренний мир: "Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы...

потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности". Во всем портрете подчеркнута мягкость. изнеженность героя, его флегматичность: "... ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость...". Портрет показывает основные черты характера Ильи Ильича, которые получили развитие в романе.

И.А. Гончаров усугубляет образ Обломова через интерьер, в котором живет герой, и вещи, которые окружают его в повседневной жизни.

Интерьер подчеркивает характер Ильи Ильича. Обстановка в квартире говорит о некой двойственности героя. С одной стороны, он пытается окружить себя дорогими вещами (эта деталь говорит о желании жить): "Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною". С другой стороны, все помещения были запущены (одно из проявлений той самой "обломовщины", высмеиваемой автором): "По стенам... лепилась в виде фестонов паутина; ...; зеркала... могли бы служить скорее скрижалями...". Но Обломов не обращает внимания на грязь и пыль, ему безразличен беспорядок, окружающий его. Он привык к такой обстановке, как и привык лежать на диване, почти не вставая. Одна из черт главного героя - смирение с его нынешней жизнью, лень, нежелание двигаться и заниматься каким-либо делом.

Своеобразными символами образа жизни Обломова являются окружающие его вещи: халат, тапочки, книги, диван и т.д. О халате и тапочках автор говорит по-особенному тепло, хотя они являются обычными вещами. Весь это набор предметов не предполагает что-либо, кроме тихой, домашней жизни.

Диван - особое место в жизни Обломова. Там он чувствует себя в гармонии с самим собой, а возлежание на нем называет "ритуалом". Для него диван стал местом, где он может мечтать, выстраивать свой фантастичный мир. Не только лень мешает герою подняться с дивана. Его пугает та суетливая жизнь, которая находится за пределами его обычного состояния и в которой он когда-то разочаровался.

Несмотря на то, что Обломов не выходил в свет, у него были знакомые и товарищи, которые его посещали. Автор подчеркивает, что Илья Ильич в этих людях не нуждается – они сами к нему приходят, потому что находят в нем настоящую человеческую душу. «Другие» - второстепенные персонажи, однако И.А. Гончаров не случайно вводит их в экспозиционную часть: с помощью этих героев он более точно раскрывает характер Обломова, который на их фоне выглядит как положительный герой. «Где же тут человек? Когда же жить?» - вопрос Ильи Ильича почти ко всем своим гостям, которых автор называет безразличными. К Обломову же он часто применяет слово «душа».

Для раскрытия Образа Облома важен также его слуга Захар. Он является своеобразным двойником Ильи Ильича, его кривым зеркалом. Слуга «отражает» худшие качества своего барина. Например, неловкость Захара – это отражение неприспособленности к жизни Обломова. В некоторой мере, слуга мешал главному герою выбраться из состояния «обломовщины», влиял на процесс угасания его личности. Н.А. Добролюбов писал об Обломове: «Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого».

И.А. Гончаров использует в своем произведении прием ретроспекции в главе «Сон Обломова». Глава объясняет, откуда родом этот сложный, противоречивый образ. Сюжет сна переносит читателя в детство Обломова, в его родную деревню, где он родился и воспитывался: «В какой благословенный уголок перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!». Представления о жизни у маленького Илюши формировались из сказок, которые рассказывала ему няня. Ретроспекция показывает, что мечты главного героя в итоге не совпали с реальностью, объясняет, как и почему Обломов пришел к такой жизни. Дружинин в своей критической статье писал, что девятая глава первой части превратила Обломова из «засаленного, нескладного куска мяса» в «сердцу милого Обломова».

Важную роль в формировании характера Ильи Ильича сыграл его лучший друг – Андрей Штольц, очень деятельный и активный человек. Рядом со Штольцем Обломов чувствовал себя увереннее, ведь тот помогал ему в сложных ситуациях: «Хоть бы Штольц скорей приехал!... Он бы уладил». Андрей пытался вытащить Обломова из состояния полного покоя: «Вон ты выгнал труд из жизни: на что она похожа?... Я попробую приподнять тебя».

Все средства создания Образа Обломова складываются в неоднозначную картину. Героя нельзя представить однозначно положительным или однозначно отрицательным. Автор хотел показать сложность образа. Никогда нельзя оценивать человека по его внешности и поведению: иногда с виду неприятный, отрицательный герой скрывает внутри себя глубокую душу мечтателя и настоящего человека.