История научно-просветительской деятельности. Основные формы культурно-просветительной работы музея Положение о научно просветительской деятельности музея

Основы культурно-просветительской деятельности в музее начинают складываться уже в 1930-е гг. Первоначально она состояла в основном из экскурсионной работы. Постепенно расширяются формы просветительской работы, растет посещаемость. В настоящее время, Кирилло - Белозерский музей - заповедник является известным музейно - туристическим центром. В последние годы активизировалась культурно-просветительная деятельность. Система ее строится из экскурсий, тематических занятий, лекций, тематических мероприятий, мастер - классов, просмотра видеофильмов, проведения творческих конкурсов, презентаций и др. Ежегодно музей и его филиал посещают более 200 тысяч туристов с разных уголков мира. Культурно-просветительная работа в музее направлена на патриотическое, нравственное, эстетичес­кое воспитание на основе формирования знаний об истории, культуре края. Она определяется музейными программами: «Музей и школа», «Для Вас, студенты», «На практике студенты», «Знакомьтесь, музей», «Встреча с интересным человеком», «Круглый год», «Народная мастерская», «Выездной музей», «Ура! У нас каникулы», «Встречи в музее», «В музей всей семьей».

В рамках праздников - «Заснеженный город» и «Город и его музей» в музее проходят открытия новых выставок, выступления творческих коллективов, детские игровые программы с конкурсами и состязаниями, викторины, мастер - классы.

На базе музея работают художественные студии «Кирилловская роспись» и «Лада». Целью работы студии является формирование у детей интереса к русской культу­ре и традициям родного края. На занятиях клуба «Юный экскурсовод» знакомятся с древнерусской и русской культурой, историей монастырей Белозерья, историей русской книги, народной культурой.

Музей проводит конкурсы детских творческих работ, которые ставят перед собой цель привлечение внимания детей и юношества к истории и культуре города, активизации творческой деятельности детей и молодежи. По итогам конкурсов оформляются выставки.

Сотрудники музея, владеющие секретами народного мастерства, проводят Дни мастера, мастер - классы: по кирилловской свободно - кистевой росписи, глиняной игрушке, народной кукле. К проведению отдельных занятий привлекаются народные мастера: И.В.Лужинская, М.Н.Васильева, Н.А. Боровиков, Сысоева М.А., с которыми музей сотрудничает в течение многих лет.

Одним из видов просветительной деятельности музея является создание временных и передвижных выставок, на базе которых проводятся занятия не только с детьми города Кириллова, но и в сельских школах, детских садах, домах культуры. Музеем практикуются комплексные выезды, чтобы дети могут посмотреть передвижную выставку, прослушать лекции, принять участие в игровых программах.

Ежегодно на базе музея проходят краеведческие семинары и конференции для педагогов, студентов и учащихся. Сотрудники музея постоянно оказывают методическую помощь школьным и муниципальным краеведческим музеям.

На сегодняшний день, культурно - образовательная деятельность музея становится приоритетным направлением в работе музея и находится в русле современных тенденций.

Музейные программы имеют адресный характер и включают весь спектр тем, видов, жанров, приемов, методов работы с аудиторией. Наряду с традиционными музейными формами музей ищет новые пути и формы диалога с посетителем.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, классификация и история музеев, их особенности как объектов научного исследования и туризма. Характеристика музеев Франции, историческая ценность экспонатов Лувра, Музея импрессионизма, Национального центра искусств имени Жоржа Помпиду.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Сеть и типы музеев. Нормативно-правовая база деятельности музеев Российской Федерации. Назначение и функции музея. Учет и хранение музейных ценностей. Экспозиционная и научно-исследовательская деятельность музеев, особенности их кадрового состава.

    контрольная работа , добавлен 28.11.2012

    Основные понятия, функции и направления деятельности музеев Российской Федерации. Классификация музейных учреждений. Характеристика ресурсной базы музеев Санкт-Петербурга, регулирование их деятельности. Факторы привлекательности музея для посетителей.

    реферат , добавлен 21.04.2015

    История Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге - крупнейшего в России и одного из самых больших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Частная коллекция Екатерины Великой. Интересные факты Лувра и Британского музея в Лондоне.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2011

    История Пермской государственной художественной галереи - одного из лучших музеев России. Красноярский культурно-исторический музейный центр. Уникальность литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова (Мелихово). Музей-усадьба "Ясная поляна".

    презентация , добавлен 10.04.2013

    Составляющие элементы, формы и методы культурно-образовательной деятельности художественного музея на примере ГУ "Республиканская картинная галерея имени А.В. Лосева". Организация и роль руководителя в проводимой работе. Задачи "музейной педагогики".

    курсовая работа , добавлен 13.12.2011

    История развития Государственной Третьяковской галереи. Путь от Русского Музея Императора Александра III до Государственного Русского музея в начале третьего тысячелетия. Сравнение методов и результатов работы музеев в период больших перемен 1980-1990 гг.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2017

РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ

Выполнила: студентка 2 курса

очной формы обучения

направление бакалавриата:

071800 Социально-культурная

деятельность

профиль: Менеджмент социально-культурной деятельности

Козловская Светлана Вадимовна

Проверила:

канд.пед.наук, доцент

Телицына С.В

Мурманск

I. Разработка лекции "Информационно-просветительная деятельность музеев".

Лекция расчитана на стандартное количество времени 90 мин (1,5 ч). Понадобятся ноутбук, экран и проектор.

Цель лекции: сформировать у учащихся полноценное представление о музее как о социокультурном институте, развить интерес к видам музейной деятельности, расширить уже имеющиеся знания о сфере музейной практики.

Задачи:

1) продемонстрировать развитие видов музеев;

2) на примере крупнейших музеев мира показать функции музеев;

3) рассказать о формах и видах музейной деятельности.

Литература:

1) Кулемзин А.М. О музейном специалисте [Текст] / А.М Кулемзин // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. - №7. –С.77-80.

2) Лысикова О.В. Музеи мира [Текст]:Учебное пособие / О.В. Лысикова.- М.,2004. – 128 с.

3) Музейное дело России [Текст] / Под ред. М.Е. Каулен, И.М. Косовой, А.А.Сундиевой.- М.: Издательство «ВК»,2005.-2-е изд.-614 с.

4) Музей будущего [Электронный ресурс].- Режим доступа http://www.future.museum.ru.

5) Российская музейная энциклопедия [Текст].– М.: Прогресс, М.: РИПОЛ классик, 2005.- 848 с.: ил

План:

1. История музейного дела.

2. Виды музеев.

Отраслевые.

Комплексные.

Мемориальные.

3. Крупнейшие музеи мира.

Версаль.

Орсэ – музей из вокзала.

Музей вин.

4. Виды деятельности музея.

Коллекционирование.

5. Функции музея.

Функция документирования.

Другие функции.

Консультация.

Музейное занятие.

Музейный урок.

Экскурсия.

Спектакль.

Концерт.

Мастер-класс.

Музейный кружок.

Музейный праздник.



Фестиваль.

Музейная акция.

1. История музейного дела.

Понятие музея как социально-культурного института.

Музей – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных, образовательно-воспитательных и пропагандистских целях.

История развития музея в XV - XVIII вв.

Возникновение музея как социокультурного института в период Возрождения.

Возникновение художественного коллекционирования в Италии в XV -XVI веках.

Художественное коллекционирование за пределами Италии.

Формирование научных коллекций в период Возрождения.

Музейное дело в XVII в. и в период Просвещения (XVIII в.).

Коллекционирование и первые публичные музеи в XVII - XVIII веках.

Художественные коллекции и музеи в различных частях Европы.

Научные коллекции и музеи XVII - XVIII веков.

2. Виды музеев.

Слово «музей» в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы, - храм муз. В соответствии с содержанием коллекций выделяются музеи отраслевые, комплексные, мемориальные.

Отраслевые.

Работа исторических музеев связана с изучением исторических событий, памятников, археологических находок. Художественные музеи собирают и изучают произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В литературных музеях хранятся материалы, связанные с жизнью и творчеством писателей. Музыкальные музеи могут быть музеями музыкальных инструментов, музыкальной культуры и мемориальными. Музеи музыкальных инструментов собирают уникальные коллекции инструментов разных эпох и народов, а также изготовленных великими мастерами. В музеях музыкальной культуры хранятся архивно-рукописные материалы, музыкальные инструменты, изобразительные материалы, фонотеки. Музыкально-мемориальные музеи создаются, как правило, в домах и усадьбах, где жили и работали известные музыканты.



Комплексные.

Комплексные музеи, к которым относятся краеведческие, сочетают в себе несколько направлений сбора, коллекционирования и изучения экспонатов. Краеведческие музеи составляют самую широкую сеть и включают отделы истории, природы, декоративно-прикладного искусства, небольшие картинные галереи.

Мемориальные.

Мемориальные музеи создаются обычно на базе выдающихся памятников архитектуры, живой природы или на базе краеведческих, литературных, музыкальных и других музеев.

Работа музеев различной направленности регламентируется Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации, о музеях в Российской Федерации».

3. Крупнейшие музеи мира.

Картинная галерея Лувра, даже взятая в отдельности, могла бы стать музеем мирового значения. Здесь собраны великие произведения величайших живописцев - Франсиско Гойи, Рафаэля, Делакруа, Рубенса, Рембрандта.

Версаль.

В благоустройство и украшение Версаля свой вклад внесла каждая эпоха, воспоминания о себе оставил почти каждый монарх. Но образ Версаля все же прочно связан с именем Людовика XIV. При нем строительные работы велись почти сорок лет. В Версале всегда царил праздник, затянувшийся на целые десятилетия. Его главным постановщиком был Людовик XIV. Ему доставляли огромное удовольствие и Зверинец с редкостными животными, и Оранжерея с диковинными растениями. А главной гордостью короля был Версальский парк, который раскинулся на площади в 101 гектар. Начиналось все с титанической работы по осушению болот, потом сюда наносили землю, песок и камни, чтобы выровнять почву и создать искусственные террасы. Тысячи рабочих рыли каналы и строили водопровод для знаменитых фонтанов и каскадов.

Музей импрессионизма в Париже.

На первом этаже Музея выставлены и полотна «живописца радости» Огюста Ренуара - «Дорога в траве», «Натурщица на солнце». Полотна Ренуара переходят и на второй этаж Музея. Кроме них, здесь выставлены картины Клода Моне, Писарро, Сезанна, Винсента Ван Гога, Поля Гогена и других художников. И одним из шедевров является картина К.Моне «Впечатление», давшая название всему направлению импрессионизма.

Национальный музей искусств имени Жоржа Помпиду.

Центр Помпиду укрывает в своих стенах не только библиотеку и модульные выставочные помещения. Здесь есть еще и кинотеатр, и концертный зал, детская площадка для игр, несколько ресторанов и баров. В подвальных этажах Центра расположился Институт исследования координации акустики и музыки, который представляет собой комплекс ультрасовременных акустических лабораторий. Его концепция разработана таким образом, чтобы сочетать оптимальные

условия для акустических исследований с возможностью доступа широкой публики в демонстрационный зал.

Орсэ – музей из вокзала.

Создание этого музея стало значительным событием в культурной жизни Франции. Крупнейший вокзал Орлеанской компании, утративший своё функциональное значение, должен был превратиться “из вокзала в музей” – в этом заключалась главная идея его реставраторов и устроителей. Одной из главных задач в реализации этого проекта было не только сохранить вокзал в первозданном виде, но и включить его в современную жизнь, придать музею – вокзалу двойную функцию, – как носителя исторической памяти, так и современного подлинного явления.

Музей вин.

В 1981 году на парижской улице О был открыт Музей вина, на месте которого в XV века стоял монастырь. Скромные монахи, прозванные «добродеями», в свободное от молитв время занимались виноделием, приспособив галереи старых каменоломен под винные погреба. Монастырь славился своими винами, и сам король Людовик XIII любил, возвращаясь с охоты из Булонского леса, отведать лёгкого монастырского вина. Монахи делали вино для церковных нужд, а избытки его продавали на рынке. Но после Французской революции монастырь закрыли и разграбили, а уцелевшие его постройки до 1906 года служили зданием ткацкой фабрики.

В одной такой из уцелевших подземных галерей и был устроен Музей вина. Экспонаты его не только знакомят туристов с историей и технологией виноделия, здесь можно попробовать наиболее известные сорта французских вин: после осмотра Музея для его посетителей предусмотрена специальная дегустационная программа. Гостеприимные экскурсоводы расскажут, в какие годы, например, лучше производить бордо, а в какие – бургундское. Вам продемонстрируют и цвет, и вкус, и крепость, и букет... А желающих закрепить приобретённые познания пригласят в ресторан, который расположился в одном из подземелий Музея.

Демонстрация презентации "Музеи мира. Франция. Сокровища Лувра".

4. Виды деятельности музея.

Коллекционирование.

Формирование и хранение коллекций. Функциональную программу музей выполняет специфическими средствами. Вещественный памятник - основа различных по виду музеев. Выявление, взятие на учет и комплектование фондов проводятся по профильной принадлежности музея. В зависимости от значимости экспонатов фонды музея разделяются на основные и научно-вспомогательные.

Научно-исследовательская деятельность.

Научно-исследовательская деятельность складывается из нескольких последовательных фаз. Первая ступень - определение и классификация материма, его возможное использование для дальнейшей научной обработки и в культурно-просветительских целях, размещение поступлений в фондах и экспозиции. Научная классификация собраний музея находит отражение в составлении каталогов и другой научно-вспомогательной документации. Завершающей фазой научной обработки музейного материала являются организация экспозиции и подготовка научных публикаций. Для проведения научной работы сотрудниками музея и специалистами фондов необходимо обеспечить доступность всех материалов фондовых коллекций.

Экспозиционная деятельность.

Основу деятельности музея составляет постоянная экспозиция. Она формируется преимущественно из подлинных экспонатов, прошедших предварительную научную обработку. Главные требования к экспозиции: единство архитектурно-планировочного построения и научной концепции; хорошие условия для посетителей: организация продуманных движений, возможности индивидуального осмотра и в составе экскурсионных групп, учет интересов разных категорий зрителей; выразительная форма подачи демонстрационного материала в соответствии со структурой и тематико-экспозиционным планом музея в целом; обеспечение сохранности экспонатов: соблюдение требуемого освещения, температурно-влажностного режима, мер по охране коллекции.

5. Функции музея.

Основными функциями музейной деятельности, определяющими его место и роль в обществе и культуре, являются функция документирования, функция образования и воспитания и функция организации свободного времени.

Функция документирования.

Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком музейных предметы, которые могут выступать подлинными свидетельствами объективной реальности, комплектует музейные фонды, занимается их хранением и изучением.

Функция образования и воспитания.

Функция образования и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.

Функция организации свободного времени.

Функция организации свободного времени является производной от функции образования и воспитания, так как посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера.

Другие функции.

В качестве самостоятельных социальных функций музея выделяют также его научно-исследовательскую, охранную, а также коммуникативную функции.

Лекция – последовательное изложение в устной форме темы, либо ее раздела, связанных с профилем музея или с использованием материалов музейного собрания. Сформировавшись в качестве формы передачи репродуктивных знаний в сфере науки и образования, музейная лекция сохранила не только ее название, но и такие признаки, как преимущественной вербальный способ передачи информации и «статичность» ситуации общения (в противоположность «моторности» экскурсии). Существенными признаками музейной лекции также являются внеэкспозиционная форма проведения и, как следствие, – большая по сравнению с экскурсией вариативность тематического диапазона. Музейная лекция подразделяется на два вида: 1) лекция академическая (учебная) и 2) лекция научно-популярная.

Консультация.

Помимо классического варианта музейной консультации современная музейно-образовательная практика представляет различные модификации данной формы, что позволяет ее дифференцировать на два вида: 1) консультация стандартная (традиционная) и 2) консультация нестандартная (новационная), базирующаяся на методах театрализации и ролевой игры.

Музейное занятие.

Музейное занятие – специфическая форма музейной коммуникации, осуществляемая непосредственно в пространстве экспозиции или в интерактивной зоне музея и допускающая отличную от экскурсии логику и динамику маршрута осмотра экспозиции в соответствии с тематической доминантой занятия. Функция музейного занятия, соотносимого с такими направлениями образовательной деятельности музея как обучение и развитие творческих начал, заключается в апелляции к объектам экспозиционного показа для активизации процесса познания, что означает высокий качественный уровень использования музейно-педагогического потенциала музея. В зависимости от задачи музейное занятие может быть по виду: 1) обучающим и 2) развивающим, а в соответствии с ведущим методом: 1) игровым, 2) студийным, 3) практическим и 4) семинарского типа.

Музейный урок.

Музейный урок проводится с целью углубления знаний учащихся по теме учебного курса школы (основного или факультативного) непосредственно на экспозиции музея. Данная форма организации музейно-педагогического процесса имеет четко выраженный адресный характер и рассчитана на коллективную работу с группой учащихся (школьным классом), характеризующуюся относительной однородностью социально-демографических и психологических признаков, а также единой мотивацией прихода в музей. Особенность музейного урока заключается в реализации задач школьного образования в образовательной среде музея, что подразумевает не только серьезную подготовку всех агентов коммуникации (школьника, учителя и экскурсовода/музейного педагога) предваряющую приход класса в музей, но и разработку заключительной фазы проверки уровня усвоения учащимися новых знаний посредством создания механизма «обратной связи». Конечный результат музейного урока с точки зрения коммуникационной теории – «коммуникация, отложенная во времени», когда влияние музея продолжает ощущаться на завершающей стадии музейного урока, осуществляемой школьным педагогом в классе.

Экскурсия.

Экскурсия музейная – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Экскурсия – форма просветительской (образовательной) деятельности, содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом визуальных объектов с целью приобретения знаний и впечатлений. Главным критерием выделения экскурсии, отличающим ее от других возможных форм культурно-образовательной деятельности музея, является функция презентации экспозиции (выставки). Согласно этому критерию музейная экскурсия подразделяется на два вида: 1) экскурсия обзорная (полная презентация) и 2) экскурсия тематическая (частичная презентация, представление одного из тематических разделов экспозиции или выставки). Следующий уровень – подразделение каждого вида экскурсий на подвиды, в зависимости от методического принципа их построения: 1) экскурсии традиционные, 2) экскурсии театрализованные (интерактивные) и 3) экскурсии специализированные (с какой-либо доминирующей темой). Поправка на социально-демографические и психологические особенности контингента экскурсантов (шестой уровень классификации) позволяет далее дифференцировать экскурсии на три разряда: 1) экскурсии для детей, 2) экскурсии для подростков и 3) экскурсии для взрослых.

Спектакль.

При выделении музейного спектакля в качестве самостоятельного базового элемента классификации имеется в виду сценическая постановка, с использованием музейного интерьера, выполненная профессионалами. Все прочие варианты музейных инсценировок относятся к форме студийного занятия, построенного на методе театрализации.

Концерт.

Концерт как форма культурно-образовательной деятельности музея тесно соприкасается с проблемой использования музыки в музейной коммуникации. Согласно классификации, опирающейся на функциональный подход (Н.Г. Колокольцева), использование музыки в музее дифференцировано на три типа: 1) «озвучивание» экспозиции, 2) музыка как звучащий экспонат, 3) концерт в музее. В предлагаемой классификации принимается во внимание только форма концерта в музее.

Наряду с аттрактивностью, несомненным достоинством данной формы является ее универсальность, возможность применения практически во всех музеях, независимо от профиля. Если в исторических, художественных или литературных музеях дефиле имеет вид демонстрации мод соответствующих эпох и сословий, то в этнографическом музее на первое место выдвигаются признаки народности и этнической специфики традиционного костюма. Демонстрация моделей одежды тесно смыкается с формой бала. Бал в музее – танцевальный вечер с погружением в историко-культурную среду для получения эмоциональных впечатлений.

Мастер-класс.

Мастер-класс в этнографическом музее обычно принимает вид демонстрации искусства изготовления какого-либо изделия (или его фрагмента) в традиционном стиле. Органично вписывается в профиль этнографического музея мастер-класс по обучению элементам народного танца, основам пиктографического письма, игре на простейших музыкальных инструментах и т.д.

Музейный кружок.

Деятельность музейного кружка имеет все преимущества серийных форм («обратная связь», эффект «музейно-педагогического последействия», вызываемый фактором «коммуникации, отложенной во времени», поступательное усложнение программы, дающее возможность отследить механизм перехода количественного накопления информации в качество – приобретение учащимися знаний и навыков и т.д.); кроме того, знание индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого члена кружка, достигаемое только при длительном контакте с группой, открывает новые возможности в использовании средств, методов и методических приемов музейной педагогики. С точки зрения организации учебного процесса кружковая работа предоставляет музейному педагогу неограниченные возможности в творческом экспериментировании, придании каждому занятию оригинального облика, основанного на различном сочетании элементарных музейных форм и инноваций из других сфер культуры и образования. В этом смысле кружок сродни творческой лаборатории музейного экспериментирования.

Студия, в отличие от кружка, предполагает внесение в процесс обучения компоненты художественного творчества.

Курсы как особая форма коммуникативной деятельности музея не являются новацией в практике музейного дела. По уровню сложности данная форма культурно-образовательной деятельности музея подразделяется на: 1) курсы, адресованные широкому посетителю, 2) курсы повышения квалификации специалистов – профессионалов музейного дела и педагогов.

Отнесение музейного клуба к формам, производным от рекреационной функции музея, определяется: 1) факультативностью курса, 2) апелляцией к адресату, для которого посещение клуба мотивируется стремлением к познавательному досугу, 3) соотнесением этой мотивации с такими направлениями музейно-педагогической деятельности музея как отдых и общение.

С музейным клубом тесно соприкасается другая форма культурно-образовательной деятельности музея, получившая название «вечеров» («литературные вечера», «музыкальные вечера»), в большей степени характерная для художественных и литературных музеев. Не выходя за рамки своей компетенции, этнографический музей вносит в развитие этой формы новые идеи, подсказанные народной традицией (например «святочные вечера»).

Музейный праздник.

Праздник в музее – комплексная форма работы с музейной аудиторией, включающая в себя объединенные единой темой элементы экскурсии, тематического вечера, театрализованного представления и пр., проводящаяся на основе сценария с использованием экспозиций и музейных коллекций. Данная специфическая форма реализации культурно-образовательной деятельности музея характеризуется синкретизмом составляющих его базовых элементов, комбинируемых в различных вариантах, с четкой ориентацией на удовлетворение потребности посетителя в рекреации. В зависимости от содержания праздник подразделяется на два основных вида: 1) праздники народного календаря и 2) праздники событийные.

Фестиваль.

Несмотря на заимствованный характер формы, в настоящее время можно с уверенностью сказать, что музейный фестиваль не только удачно сочетается с задачами культурно-образовательной деятельности музея, но и в целом обогащает эту форму, внося в нее новое содержание.

Музейная акция.

Музейная акция - совокупность музейных мероприятий, чаще всего связанных с открытием и функционированием новой экспозиции или выставки. В последнее время при проведении музейных акций, наряду с традиционными формами, используются различные инновационные формы: хэппенинг, перформанс, а также иные варианты организации музейного действа, основанного на технологии интерактивности.

Самарский Городской Публичный Музей изначально задумывался как «учреждение, которое образовывалось бы с целью умственного и нравственного развития общества» 1 7 . Подготовительной комиссией , которая была создана Самарской Городской Думой для выработки предложений к юбилею царствования Александра Второго, Музей был признан таким учреждением, которое к тому же отвечало потребностям самарского общества.

В том же докладе Подготовительной Комиссии подчеркивалось, что музеи являются одним из действенных средств народного образования и признаются одним из лучших способов проведения необходимых и полезных знаний в народную массу.

Поэтому Самарский Музей рассматривался не просто как хранилище эстетических и научных образцов и технического опыта, но прежде всего Музей и музейное собрание рассматривалось как первоисточник знаний, используемый для образования и удовлетворения любознательности. То есть, как определила Подготовительная Комиссия, Самарский Музей должен был «иметь образовательный характер и вместе с тем служить средством изучения Самарского края в отношении естественном, сельскохозяйственном, промышленном, техническом, историческом и археологическом». 1 8

Эти цели культурно-просветительского характера были отражены в проектах П.В.Алабина в 1880 г. и 1886 г. В проекте 1886 г. эти цели были раскрыты гораздо шире и глубже, Как уже упоминалось, Самарский Городской Публичный Музей имел т.н. «специальную цель» - «наглядное ознакомление с Самарским краем в отношении: антропологическом, историческом, географическом, с его живым и растительным миром , сельским хозяйством и промышленностью (заводской, ремесленной, фабричной, кустарной)». Кроме того, перед Музеем ставилась задача - «развивать эстетический вкус в своих посетителях не только выставленными произведениями искусства, но и образцами и моделями действующих и изобретаемых орудий и, служащих для облегчения труда». 1 9

Поэтому можно сказать, что основной деятельностью Самарского Музея подразумевалась прежде всего культурно-просветительская деятельность, а коллекция, формированием которой Музей занимался в течении всего своего существования, явилась средством этой деятельности. Основным же методом культурно-просветительской деятельности Самарского Музея явилась экспозиция музейных предметов.

Естественно, что культурно-просветительская деятельность музеев на экспозиции музейных предметов не ограничивается.

Следует упомянуть, что 15 ноября 1886 года (через два дня после официального открытия Самарского Городского Публичного Музея) был издан «Проект нормального устава губернских земских естественноисторических музеев, выработанный Санкт-петербургским обществом Естествоиспытателей», в котором содержались задачи и основные виды деятельности естественноисторических музеев.

Научные задачи Музея, состоявшие в естественноисторическом изучении края и распространения соответствующих знаний среди местного населения достигались:


  • путем научных исследований по геологии, минералогии, зоологии и другим наукам; результаты исследований (коллекции почв, руд, полезных ископаемых , минералов, карт, планов, моделей местностей и т.п.), помещались в музее.

  • «ознакомление публики наглядным путем с предметами музея»;

  • «публичные чтения»;

  • «печатанье и распространение дешевых брошюр о предметах музея «и вообще по естественной истории края».
Существовали также практические задачи музея, которые заключались в следующем:

  • «возможное содействие к разрешению разных сельскохозяйственных вопросов»;

  • «таковое же содействие к разрешению вопросов, относящихся к промышленности края»;

  • «разрешение вопросов, имеющих отношение к народной школе (снабжение земских училищ местными естественноисторическими коллекциями, организация экскурсий с сельскими учителями для ознакомления их с местной флорой, фауной, горными породами, почвами)». 2 0
Таким образом , задачи народного образования и проведения необходимых и полезных сведений в народную массу решались с помощью наглядного ознакомления с коллекцией музея, с помощью чтения публичных лекций и распространения литературы о предметах музейной коллекции; а также с помощью практической деятельности – содействия в разрешении сельскохозяйственных вопросов, вопросов, связанных с промышленностью и вопросов народного образования.

О всех видах культурно-просветительской деятельности самарского городского Публичного Музея можно судить в основном только по отчетам, которые выпускались администрацией до 1914 г.

Очевидно , что задачи культурно-просветительской деятельности начали решаться Самарским Музеем только со времени открытия его для посещений.

Официальное открытие Музея состоялось в мае 1899 г. – через 13 лет после основания и через 19 лет после начала формирования коллекции. «После окончания работ по расстановке коллекции.... в день Святой Троицы (24 мая 1899 года), после молебна» Музей был открыт. 2 1

Администрация публиковала подробные списки всех посетителей музея. Причем информация о посещениях появляется только в отчетах 1900 - 1914 годов.

Та часть отчета, где печаталась информация о посетителях имела определенную структуру: называлось общее число посетителей , затем – количество местных платных и количество приезжих платных посетителей, затем – общее число бесплатных посетителей. Кроме того, печатался особый список бесплатных посетителей. Здесь же следует отметить, что количество бесплатных посетителей намного превосходило количество платных (например, в отчетах за 1904 года соответственно 1099 и 721 , в отчёте за 1905 год – 1511 и 699).

В среднем музей в год посещало 2-3 тысячи человек (от 4978 человек в 1903 года до 2240 в 1905 году).

Что касается особых списков бесплатных посетителей – перечислялись только учащиеся. Ежегодно Музей посещали ученицы Первой и Второй Женской Гимназии, ученицы Гимназии Хардиной Н.А. и ученицы Гимназии сестер Харитоновых, ученики Самарского реального училища, ученики Епархиального училища, а также учащиеся различных приходских школ, земских школ, Самарских смешанных училищ. Кроме того, Музей почти каждый год посещали учащиеся из училищ, школ, гимназий из многих российских городов. В частности – кадеты Сибирского корпуса (в 1904 и в 1905 годах), ученики Тульского и Московского коммерческих училищ, учащиеся из Оренбурга, Нижнего Новгорода, Саратова, Твери, Костромы, Красноярска, Казани, Орла и многих других русских городов. В числе бесплатных посетителей Музей посещали также и студенты.

При этом в каждом годовом отчете указывалась конкретная цифра – сколько учеников из каждой школы, училища и гимназии посетили Музей в данный год.

Поэтому можно сказать, что Самарский Городской Публичный Музей отличался достаточно приличной посещаемостью. Довольно значительную долю составили посещения учащихся – около трети всех посетителей. В данном случае Музей выполнил свою прямую функцию – культурно-просветительскую.

Из всех перечисленных ранее видов культурно-просветительской деятельности первое место принадлежит экспозиции, иными словами, - постоянно действующей выставке всех имеющихся в музейной коллекции предметов. О ней можно судить по самим отчетам о посещении Музея.

Что касается содержания этой экспозиции, то она представила из себя всё то, что собрано в музее за данный период. Наиболее наглядное представление о содержании экспозиции ко времени открытия Музея для посещений дает «Указатель предметов, хранящихся в Самарском Публичном Музее», составленный Н.М. Федоровым и изданный в 1898 г. Это ни что иное , как каталог экспонатов и коллекций Музея. Все перечисляемые в этом «Указателе...» предметы распределялись не просто по отделам, а ещё и по комнатам и витринам. Так как Музей имел только две комнаты, то в каждой размещалось по несколько отделов. То есть пролистав «Указатель...» можно было получить представление и об экспозиции Музея.

Экспозиция, которая предполагала осмотр и ознакомление со всеми экспонатами и коллекциями Музея, имела свою положительную сторону. Сам по себе осмотр всего, что есть в Музее давал достаточно полное представление о Самарском крае, его животном и растительном мире, геологии, минералогии, этнографии, археологии, истории.

В частности самым богатым в Самарском Публичном Музее был минералогический отдел, перечисление экспонатов которого в «Указателе...» Н.М.Федорова заняло 18 страниц. Разнообразным был также археологическо-исторический отдел, обладающий многими ценными предметами, экспонаты этого отдела (мечи, копья, наконечники стрел, металлическое зеркало, кресты, образа, фигурки идолов и т.п.) располагались в трех витринах. Богатым был также сельскохозяйственный отдел, который содержал в основном образцы семян различных растений и располагался в двух витринах. Большой интерес представили также и художественный отдел Музея, где были собраны произведения искусства не только самарских художников , но и известных русских мастеров.

С 1904 года в Самарском Публичном Музее начал формироваться новый отдел: было начато комплектование коллекции по теме «Русско-Японская война». Это означало, что все предметы так или иначе связанные с тематикой Русско-Японской войны, распределялись не по соответствующим отделам, а собирались в т.н. Русско-Японский отдел.

Точно также в Музее в 1914 г. начал формироваться отдел «Россия в Первой Мировой войне». Таким образом , можно сказать, что Музей не имея возможности для проведения тематических выставок шёл по пути создания дополнительных тематических отделов, которые по замыслу не должны были расформировываться, а должны были существовать наравне с уже действующими отделами.

То есть, в дореволюционный период комплектование фондов и экспонирование музейной коллекции было единым целым. Иными словами – демонстрация всей собранной Музеем коллекции. При этом посетители на экспозиции могли наглядно знакомиться со всеми предметами, которыми на данный момент обладал Музей.

Доподлинно известно также и о еще одном виде культурно-просветительской деятельности – «печатанье и распространение дешевых брошюр о предметах Музея и вообще по естественной истории края».

Пожалуй, такой литературой можно назвать ежегодные отчеты, публикуемые администрацией Самарского Городского Публичного Музея. Они действительно содержали информацию о предметах Музея, но лишь о тех, которые поступили в отчетном году. В этой связи следует особо выделить отчеты за 1902 – 1903 годов, которые были изданы одной брошюрой. Помимо подробных списков подаренных и приобретенных предметов здесь содержится небольшое введение, где отмечены самой администрацией особо ценные для Музея приобретения, сделанные в 1902 – 1903 годах.

В частности, по отделу археологии и истории «Музею удалось приобрести довольно редкую рукописную книгу под заглавием «История скифская», сочинения Андрея Лызлова», в конце отчёта «прилагались.... в виде особой библиографической заметки» сведения об авторе и о судьбе книги.

В том же отделе «особо выделялась записка И.С. Тургенева на имя неизвестного лица», в отчете была дана тачная копия этой записки.

Кроме того, отмечались приобретения для зоологического отдела – это чучела птиц «местно живущих, или бывающих здесь временно».

Были отмечены также ценные пополнения в виде гербария, список которого был дан в приложении. Особо отмечалось, что «при той скудости ботанических сведений о Самаре и Самарской губернии , какая наблюдается в специальной литературе. Список этот имел известное значение».

Таким образом , отчеты 1902 – 1903 годов помимо перечисления приобретенных предметов содержали познавательную информацию, особенно та часть введения, где кратко описывалось географическое положение Самарского края как перекрестка дорог для перелетных птиц». 2 2

Среди подобной литературы можно выделить также и «Указатель предметов, хранящихся в Самарском Публичном Музее Н.М. Федорова – помимо перечня музейных предметов, он содержал также небольшой рассказ по истории создания музея в Самаре.

Наибольшее познавательное значение имела небольшая брошюра, которая была выпущена музейной администрацией в 1901 году и носила название «Самарский Городской публичный Музей. Краткие указания для собирания различных коллекций». Это было обращение администрации Музея с просьбой помочь в пополнении собираемой коллекции. Само оно заняло не более полутора страниц. Наибольший интерес представляют указания по собиранию тех или иных коллекций для каждого отдела Музея, при этом по каждому отделу в брошюре содержалась задача данного отдела и подробнейшие указания на что прежде всего следует обратить внимание, каким образом собирать предметы и коллекции, что требуется для Музея прежде всего. В частности в разделе «Указания по ботанике» содержались подробнейшие инструкции по сбору и сохранению образцов различных растений, а также по формированию гербариев, в книге они заняли около пяти страниц.

В разделе «Указания по зоологии» имелись инструкции и способы «собирания и переноски в Музей найденных остатков древних животных» (шкурки, отдельные части скелета и т.п.).

Что касается другого вида культурно-просветительской деятельности – «публичных чтений по предметам , соответствующим задачам музея», - то таковыми можно назвать устные объяснения «которые могли бы быть даваемы специалистами по различным предметам при обозрении Музея группами посетителей, преимущественно учащимися в учебных заведениях». 2 4

Просветительская деятельность

Одним из приоритетных направлений деятельности музея является научно-просветительская работа, направленная на создание и внедрение в практику работы с различной целевой аудиторией обзорных и тематических экскурсий по постоянным и выставочным экспозициям музея, лекций и занятий, мероприятий и акций, направленных на популяризацию музейного собрания, демонстрацию научного, образовательного и досугового потенциала музея.
В течение 11 лет в ИОХМ проводятся музейная и искусствоведческая практики для студентов высших и средних учебных заведений города Иванова (Ивановский государственный университет, Ивановский государственный химико-технологический университет, Ивановское художественное училище имени М.И. Малютина, Колледж сферы услуг). Лекционный и практический курсы объединяют несколько тем по истории музейного дела в Ивановской области, истории ИОХМ и формирования его коллекции, основным направлениям деятельности Художественного музея и его филиалов, а также работу в фондах, информационном центре и библиотеке музея.
С 2004 года ведет отсчет сотрудничество ИОХМ с Университетом «Третий возраст» и Клубом «Современник», ветеранами железнодорожного транспорта и областным и городским Советами ветеранов. С октября по апрель проводятся занятия в рамках лектория «Коллекции ИОХМ» и экскурсии по всем выставочным экспозициям Художественного музея, а также организовываются творческие встречи с художниками, дизайнерами. К Дню пожилого человека для людей с ограниченными возможностями предусматривается мероприятия, включающие тематическую выставку в Новой галерее, концертную программу и угощение.
Известен для ценителей искусства и друзей музея проект «Музыка в контексте» - проведение в рамках работы выставок концертных программ, литературно-музыкальных вечеров с участием известных творческих коллективов, музыкантов и вокалистов.
Ночь музеев – акция, посвященная Международному дню музеев. Ивановский художественный музей проводит ее уже четыре года. Изначально программы включали концептуальные выставочные экспозиции и концерты известного джазового коллектива «Сарос». В 2012 г. музей подтвердил свой интерес к современной молодежной культуре. Местом акции стала не только площадка перед главным фасадом здания для концерта и арт-базара, но и внутренний двор музея для видео-инсталляций и огненного шоу. Посетителям впервые была предоставлена возможность творческой реализации – лепите, рисуйте, оставьте свой граффити-след. «Ночь музеев – 2013» превзошла по количеству и разнообразию художественных, музыкальных, образовательных и развлекательных событий все предыдущие. Впервые можно было стать свидетелем создания произведения искусства известным ивановским художником Валерием Бахаревым, получить уроки мастерства от педагогов Ивановского художественного училища и Детской художественной студии «Начало» ИОХМ, а также принять участие в проекте «Фото-сушка» и «Моментальное фото» и посетить сразу несколько выставок. Все акции с успехом проходили при стечении большого числа зрителей.

Учетно-хранительская деятельность

Фонды Ивановского областного художественного музея представляют собой организованную совокупность предметов, принятых музеем на постоянное хранение. Музейные предметы находятся не только на выставке или в постоянной экспозиции – основная их часть сосредоточена в фондохранилище. Кроме того, предметы могут быть переданными на экспертизу или реставрацию, а также во временное пользование другому учреждению или музею.
В настоящее время в фондах ИОХМ хранится более 45 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, которые числятся в 19-ти музейных коллекциях.

Основные направления учетно-хранительской деятельности:

    Решение вопросов комплектования музейных фондов (стратегия формирования собрания в целом, формирование отдельных коллекций, поступление в собрание ИОХМ новых экспонатов) осуществляет Экспертная фондово-закупочная комиссия музея.

    Обеспечение оптимального режима хранения (благоприятных условий) и системы безопасности. В ИОХМ используется комплексная система хранения: внутри хранилищ предметы располагаются по видам материалов (холст, бумага, дерево, кость, керамика, металл, камень и др.)

    Решение задач реставрации и консервации музейных ценностей. В ИОХМ существует мастерская реставрации масляной живописи. Квалифицированная реставрация экспонатов из различных коллекций осуществляется также во Всероссийском художественно-научном реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря (Москва, Кострома) и Государственном научно-исследовательском институте реставрации (Москва).

    Отдел учета осуществляет документирование музейных процессов и музейных коллекций. Все музейные предметы фиксируются в документах музея, как государственная собственность. Таким образом, осуществляется их юридическая охрана – учет фондов. В ИОХМ используется компьютерная автоматизированная программа КАМИС по внесению музейных фондов в электронный каталог.

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа музея носит интегральный характер, т.е. объединяет различные направления деятельности: фондовую, экспозиционно-выставочную, культурно-просветительную.
Стратегическая концепция – систематизация, классификация, атрибуция хранящихся в ИОХМ коллекций, получение и обобщение нового знания, его оптимальное введение в научный и общекультурный оборот.
Приоритетные направления – памятники культуры и искусства Древнего мира, восточная коллекция, русское искусство XVIII – начала ХХ вв., русский авангард, собирательская деятельность Д.Г. Бурылина и другие направления, отражающие структуру коллекции музея.

Стадии научного исследования:

    Экспертиза музейного предмета / установление подлинности и художественной значимости произведения: установление или подтверждение авторства, времени создания, художественного направления, школы.

    Атрибуция музейного предмета: материал и способ изготовления, размер, состояние сохранности, наличие надписей, клейм, фабричных марок, геральдических знаков и т.п.

    Происхождение, история бытования музейного предмета (провенанс): кому принадлежал предмет, как он был приобретен или в каких обстоятельствах создан, время и способ его поступления в музейную коллекцию.

    Реализация результатов исследования: музейные издания, публикации; участие в научных конференциях, семинарах, симпозиумах; создание экспозиции, выставки.

Большое значение в исследовательской работе музея имеют научный архив и научная библиотека. В архиве содержится около полутора тысяч документов, фотографий, аудио и видеоматериалов. В фондах научной библиотеки (основана в 1960 году) хранится более 18 тысяч изданий. Наряду с отраслевыми отделами, выделены специальные, посвященные деятельности художественного музея и изобразительному искусству ивановского края. В 2006 году на основе фонда библиотеки сформирована коллекция «Редкое издание», представляющая не только научный, но и художественный интерес.