История персонажа. Характер базарова, вопрос о прототипе героя Любовная линия в романе

Евгений Базаров — главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», «русский Гамлет», выразитель новых и весьма сильных убеждений интеллигентской России середины XIX века — нигилист. Он отрицает высокое духовное начало, а вместе с ним — поэзию, музыку, любовь, но проповедует знание и на его основе — переустройство мира. Базаров — разночинец, студент-медик, хотя ему уже около 30 лет. Он т. н. «вечный студент», который годами учится, всё приготовляясь к настоящей деятельности, но никак не приступит к ней.

Евгений приехал на каникулах со своим другом Аркадием Кирсановым к нему в имение. Первая встреча с Евгением происходит на станции, где отец Аркадия встречает юношей. Портрет Базарова в этот момент красноречив и сразу даёт внимательному читателю некое представление о герое: красные руки — он много проводит биологических опытов, усиленно занимается практикой; балахон с кистями — бытовая свобода и небрежение к внешнему, к тому же бедность, увы. Базаров говорит чуть высокомерно («лениво»), на его лице — ироническая улыбка превосходства и снисходительности ко всем.

Первое впечатление не обманывает: Базаров действительно считает всех, кого встречает вместе с нами на страницах романа, ниже себя. Они сентиментальны — он практик и рационалист, они любят красивые слова и высокопарные утверждения, всему придают высокость — он говорит правду и везде видит истинную причину, нередко низкую и «физиологическую».

Всё это особенно проявляется в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым — «русским англичанином», дядей Аркадия. Павел Петрович говорит о высоком духе русского народа, Евгений парирует напоминанием о снохачестве, пьянстве, лени. Для Кирсанова искусство божественно, а для Базарова «Рафаэль гроша медного не стоит», потому что бесполезен в мире, где у одних голод и зараза, у других — белоснежные манжеты и утренний кофе. Его резюме искусству: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Но убеждения героя буквально разваливает сама жизнь. На губернском балу Базаров знакомится с Анной Одинцовой — богатой и красивой вдовой, которую сначала характеризует в своей манере: «На других баб не похожа». Ему кажется (Евгений хочет, чтобы так было), что к Одинцовой у него исключительно плотское влечение, «зов природы». Но выясняется, что умная и красивая женщина стала для Базарова необходимостью: её хочется не только целовать, но разговаривать с ней, смотреть на неё…

Базаров оказывается «заражён» романтизмом — тем, что он яростно отрицал. Увы, для Одинцовой Евгений стал чем-то вроде тех лягушек, которых он сам резал для опытов.

Убегая от чувства, от себя, Базаров уезжает к родителям в деревеньку, где лечит крестьян. Вскрывая тифозный труп, он ранит себя скальпелем, но не прижигает место пореза и заражается. Скоро Базаров умирает.

Характеристика героя

Смерть героя — это смерть его идей, убеждений, смерть всего, что давало ему превосходство над другими, во что он так верил. Жизнь дала Евгению, словно в сказке, три испытания по усилению сложности — дуэль, любовь, смерть… Он — точнее, его убеждения (а это он и есть, ибо он «сам себя сделал») — не выдерживают ни одного.

Что такое дуэль, как не порождение романтизма, а уж никак не здоровой жизни? И всё-таки Базаров соглашается на неё — зачем? Ведь это несусветная глупость. Но что-то мешает Евгению отказаться от вызова Павла Петровича. Наверное, честь, над которой он насмехается так же, как над искусством.

("Базаров и Одинцова", художник Ратников )

Второе поражение — любовь. Она властвует над Базаровым, и ничего химик, биолог и нигилист не может с нею поделать: «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней… что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал…»

Третье поражение — смерть. Ведь она пришла не по воле старости, случая, а почти намеренно: Базаров прекрасно знал, чем грозит порез у тифозного трупа. Но — не прижёг рану. Почему? Потому что им управляло в этот момент самое низкое из «романтических» желаний — покончить всё разом, сдаться, признать своё поражение. Евгений так страдал от мук именно душевных, что разум и критический расчёт оказались бессильны.

Победа Базарова в том, что у него хватает ума и силы признать крах своих убеждений. В этом и величие героя, трагичность образа.

Образ героя в произведении

В конце романа мы видим всех героев как-то устроенными: Одинцова вышла замуж по расчёту, счастлив по-мещански Аркадий, Павел Петрович уезжает в Дрезден. И только «страстное, грешное, бунтующее сердце» Базарова скрылось под холодной землёй, на сельском кладбище, заросшем травой...

А ведь он был самым честным из них, самым искренним и сильным. Его «масштаб» во много раз крупнее, возможности — больше, силы — неизмеримы. Но такие люди живут мало. Или много, если скукоживаются до размеров Аркадия.

(В. Перов иллюстрация к роману Тургенева "Отцы и дети" )

Смерть Базарова — это и следствие его ложных убеждений: он был просто не готов к «удару» любовью и романтикой. У него не было сил противостоять тому, что он считал вымыслом.

Тургенев создаёт портрет ещё одного «героя времени», над смертью которого плачет много читателей. Но «герои времени» — Онегин, Печорин, прочие — всегда лишние и герои только потому, что выражают несовершенство этого времени. Базаров, по словам Тургенева, «стоит в преддверии будущего», его время не настало. Но, кажется, оно не настало для таких и сейчас и неизвестно, будет ли…

«Отцы и дети» (1862). Евгений Базаров - во многом программный образ Тургенева. Это представитель новой, разночинно-демократической интеллигенции. Базаров называет себя нигилистом: он отрицает основы современного ему общественного уклада, выступает против преклонения перед любыми авторитетами, отвергает принципы, принятые на веру, не понимает восхищения искусством и красотой природы, чувство любви объясняет с точки зрения физиологии. Комплекс убеждений Базарова - не художественное преувеличение, в образе героя нашли отражение характерные черты представителей демократической молодежи 60-х гг. В этом контексте важен вопрос о прототипе тургеневского героя. Сам Тургенев в статье «По поводу «Отцов и детей»» (1869) называет прототипом Базарова некоего доктора Д., молодого провинциального врача, который представлял для писателя новый тип русского человека. Современный исследователь Н. Чернов опровергает традиционную гипотезу о том, что доктор Д. - это уездный врач Дмитриев, случайный знакомый Тургенева. По мнению Чернова, прототипом Базарова был сосед Тургенева по имению В.И. Якушкин, врач и исследователь, демократ, связанный с революционными организациями того времени. Но образ Базарова - собирательный, поэтому к вероятным его прототипам можно отнести тех общественных деятелей, которых Тургенев считал «истинными отрицателями»: Бакунина, Герцена, Добролюбова, Спешнева и Белинского. Памяти последнего посвящен роман «Отцы и дети». Сложность и противоречивость взглядов Базарова не позволяет признать источником образа какое-то определенное лицо: только Белинского или только Добролюбова.
Авторское отношение к Базарову неоднозначно. Позиция Тургенева проявляется постепенно, по мере раскрытия самого образа, в монологах героя, его спорах с другими персонажами: со своим другом Аркадием Кирсановым, с его отцом и дядей Павлом Петровичем. Поначалу Базаров уверен в своих силах, в том деле, которое он делает; это гордый, целеустремленный человек, смелый экспериментатор и отрицатель. Под влиянием различных причин его взгляды претерпевают существенные изменения; Тургенев сталкивает своего героя с серьезными жизненными испытаниями, в результате чего Базарову приходится поступиться рядом убеждений. В нем проявляются черты скептицизма и пессимизма. Одним из таких испытаний становится любовь героя к Анне Сергеевне Одинцовой. Разночинец Базаров чувствует себя неловко перед аристократкой Одинцовой; постепенно он обнаруживает в себе чувство, существование которого раньше отрицал.
Герой Тургенева терпит в любви поражение. В конечном счете он остается в одиночестве, его дух почти сломлен, но даже тогда Базаров не желает открыть себя для простых, естественных чувств. Он жесток и требователен к родителям, как и ко всем окружающим. Только перед лицом смерти Базаров начинает смутно понимать цену таких проявлений жизни, как поэзия, любовь, красота.
Важное средство создания образа Базарова - речевая характеристика. Базаров говорит четко и логично, его речи свойственна афористичность. Крылатыми фразами стали его выражения: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»; «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться… загадочному взгляду?»; «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»; «Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».
Сложный и противоречивый образ Базарова вызвал в критике споры, которые не утихают и поныне. После выхода романа даже в демократических журналах возникли разногласия по поводу трактовки образа Базарова. От имени «Современника» выступил М.А. Антонович. В своих статьях «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Современные романы» он толковал образ героя как карикатуру на современную молодежь в облике обжоры, болтуна и циника. Прямо противоположную оценку дал в своих работах Д.И. Писарев. В статье «Базаров» критик раскрывает историческую значимость этого типа. Писарев считал, что России на данном этапе требуются именно такие люди, как Базаров: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают одновременно знанием и волей. Похожая полемика развернулась и в 50-60-х гг. нашего века. Точку зрения Антоновича поддержал исследователь В.А. Архипов («К творческой истории романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»»). Образ Базарова неоднократно воплощался на сцене и на экране. Однако инсценировки и экранизации, выполненные слишком академично, оставались в пределах хрестоматийного чтения этого образа.


Случайные ссылки:
Осос - Поросенок, сосущий матку....
Zombi (русcкое Зомби) - видеоигра в жан...
Горячая закуска из свинины с ананасом ...
Квакиютли (самоназвание - квакиутль), и...
Красный Журавль . В повести Дж. Шульца "...

Величайшее творение мастера психологии И.С. Тургенева. Он создал свой роман в переломную эпоху, когда передовые люди общества интересовались будущим России, а литераторы - поисками героя времени. Базаров (характеристика этого персонажа наглядно демонстрирует то, какой была самая развитая молодежь того времени) является центральным персонажем романа, к нему сводятся все нити повествования. Именно он самый яркий представитель нового поколения. Кто же он?

Общая характеристика (внешность, род занятий)

Как писатель-психолог, Тургенев продумал все до мелочей. Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя. У Базарова высокий лоб, что является признаком ума, узкие губы, говорящие о высокомерии и надменности. Однако большую роль играет одежда героя. Во-первых, она показывает, что Базаров является представителем демократов-разночинцев (молодое поколение, противопоставленное старшему поколению 40-х годов либералов-аристократов). Он одет в длинный черный балахон с кистями. На нем свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха - вот как одет Базаров. Образ получился более чем говорящий. Он не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Павла Петровича Кирсанова, внешний вид которого полностью противоположен. Простота в одежде - один из принципов нигилистов, чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к простому народу. Как показывает роман, герою и вправду удается сблизиться с простыми русскими людьми. Базарова любят крестьяне, за ним по пятам следуют дворовые ребятишки. По роду деятельности Базаров (характеристика героя в плане профессии) - врач. И кем бы еще он мог быть? Ведь все его суждения основываются на немецком материализме, где человек рассматривается лишь как система, в которой действуют свои физические и физиологические законы.

Нигилизм Базарова

Базаров, характер которого, безусловно, является одним из самых ярких в литературе 19 века, придерживался одного из наиболее популярных учений того времени - нигилизма, что в переводе с латыни означает "ничего". Герой не признает никаких авторитетов, не склоняется ни перед какими жизненными принципами. Главное для него - это наука и познание мира опытным путем.

Внешний конфликт в романе

Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.

Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по отношению к искусству, в первую очередь поэзии. Он видит в ней лишь пустой и никому не нужный романтизм. Второе, о чем ведут диалог герои - это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа - это божий храм, в котором человек отдыхает, они восхищаются ее красотой. Базаров (цитаты персонажа это подтверждают) категорически против такого воспевания, он считает, что природа - "это мастерская, и человек в ней работник". В конфликте с Павлом Петровичем герой часто проявляет себя довольно грубо. Нелестно он отзывается о нем в присутствии племянника - Аркадия Кирсанова. Все это показывает Базарова не с самой лучшей стороны. Именно за такое изображение героя впоследствии пострадает Тургенев. Базаров, характеристика которого во многих критических статьях сказывается не в пользу Тургенева, оказался незаслуженно поруган автором, некоторые считают даже, что Тургенев клевещет на все молодое поколение, незаслуженно обвиняя его во всех грехах. Однако не стоит забывать о том, что старшее поколение также отнюдь не восхваляется в тексте.

Отношения с родителями

Нигилизм Базарова ярко проявляет себя во все моменты его жизни. Родители, которые долго не видели сына, с упоением ждут его. Но они слегка стесняются своего серьезного и образованного ребенка. Мать изливает свои чувства, а отец смущенно извиняется за такую несдержанность. Сам Базаров стремится поскорее покинуть родительский дом, видимо, потому что боится сам вдруг проявить теплые чувства. Согласно немецкому материализму, никаких душевных привязанностей у человека быть не может. В свой второй приезд Евгений также просит родителей не мешать ему, не докучать своей заботой.

Внутренний конфликт

Внутренний конфликт в романе очевиден. Он заключается в том, что герой начинает сомневаться в своей теории, он разубеждается в ней, но не может с этим смириться. Первые сомнения по поводу нигилизма возникают у Базарова, когда он встречает Ситникова и Кукшину. Эти люди называют себя нигилистами, но слишком мелки и ничтожны.

Любовная линия в романе

Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман "Отцы и дети". Базаров, закоренелый нигилист, отрицающий любые романтические чувства, влюбляется в молодую вдову Одинцову. Она покоряет его с первого же взгляда, когда он видит ее на балу. Она отличается от остальных женщин красотою, величавостью, ее походка грациозна, каждое движение по-королевски изящно. Но самая главная ее черта - ум и рассудительность. Как раз рассудительность помешает ей остаться с Базаровым. Поначалу их отношения кажутся дружескими, но читатель сразу же понимает, что между ними промелькнула искра любви. Однако ни один из них не в состоянии перешагнуть через свои принципы. Признание Евгения Базарова выглядит нелепо, ведь в момент откровения его глаза больше полны злости, чем любви. Базаров - образ сложный и противоречивый. Что заставляет его злиться? Конечно же, то, что его теория рухнула. Человек есть и всегда был существом с живым сердцем, в котором теплятся самые сильные чувства. Он, отрицающий любовь и романтику, покоряется женщиной. Идеи Базарова рухнули, они опровержены самой жизнью.

Дружба

Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны. В Аркадии, как и в его родне, слишком много романтизма. Он хочет наслаждаться природой, он хочет обзавестись семьей. Удивительно, но Базаров, цитаты которого в адрес Павла Петровича резки и недружелюбны, не презирает его за это. Он наставляет его на свой путь, понимая при этом, что истинным нигилистом Аркадий никогда не будет. В момент ссоры он оскорбляет Кирсанова, но его слова, скорее, необдуманны, чем злы. Недюжинный ум, сила характера, воля, спокойствие и самообладание - вот качества, которыми обладает Базаров. Характеристика Аркадия на его фоне выглядит слабее, ведь он не такая выдающаяся личность. Но Аркадий в финале романа остается счастливым семьянином, а Евгений умирает. Почему же?

Смысл финала романа

Многие критики упрекали Тургенева в том, что он "убивает" своего героя. Финал романа очень символичен. Для таких героев, как Базаров, время не пришло, а автор считает, что и вовсе никогда не придет. Ведь человечество и держится только из-за того, что в нем есть любовь, доброта, уважение к традициям предков, культуре. Базаров слишком категоричен в оценках, он не принимает полумер, а его изречения звучат кощунственно. Он покушается на самое ценное - природу, веру и чувства. В итоге его теория разбивается о скалы естественного порядка жизни. Он влюбляется, не может быть счастлив только из-за своих убеждений, а в конце концов и вовсе погибает.

Эпилог романа подчеркивает то, что идеи Базарова были противоестественными. Родители приходят на могилу к сыну. Он нашел покой посреди красивой и вечной природы. В подчеркнуто романтическом ключе изображает Тургенев кладбищенский пейзаж, еще раз проводя мысль о том, что Базаров был не прав. "Мастерская" (как назвал ее Базаров) продолжает цвести, жить и радовать всех своей красотой, а героя больше нет.

КАК ТУРГЕНЕВ ОТНОСИТСЯ К БАЗАРОВУ? Читая роман выдающегося русского писателя И.С. Тургенева «Отцы и дети», мы с первых же страниц понимаем, насколько слож­ным и неоднозначным на самом деле является отношение автора к главному герою - Евгению Базарову. Перед нами не идеальный человек и в то же время не отрицательный герой. Поддаваясь чув­ствам писателя, мы тоже начинаем то осуждать Евгения, то испы­тывать к нему искреннее сочувствие. Сам Тургенев так писал о со­зданном им образе: «Хотел ли я обругать Базарова или его превоз­нести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!» И все же мне кажется, что сейчас можно сказать довольно определенно, что ненависти-то в отношении автора к его герою нет совершенно. Осуждение - да, порой - непонимание. Но не нена­висть, не злоба. И это подтверждают другие слова писателя: «…При сочинении Базарова я не только не сердился на него, но чувствовал к нему «влеченье, род недуга». И это понятно, ведь знакомясь бли­же с романом Тургенева, мы сами начинаем испытывать симпатию к главному герою.

Евгению Базарову чужды компромиссы, он не испытывает эгои­стического чувства самосохранения. Самоотверженно выступая про­тив духовного застоя и подверженности устоявшимся принципам, Базаров мечтает о совершенно новом типе культуры, новых обще­ственных отношениях. И разве не увлекает, не восхищает любого человека такая высокая идея - переделать мир, возродить душу человека, вдохнуть в нее живую энергию. Эта идея вдохновляет и самого автора. Вместе со своим героем он протестует против идео­логии консерватизма и либерализма, против барского деспотизма, рабской психологии, наивных идеалов. В этом отношении Тургенев восхищается Базаровым - человеком, решившимся в одиночку про­тивостоять всему своему окружению. Евгений бросает своеобразный вызов обществу, отрицая все традиции и устои. Не случайно его называют нигилистом. «Нигилист - это человек, который не скло­няется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру», - говорит Аркадий, отображая саму сущ­ность образа Базарова. Да, герой Тургенева не признает авторите­тов. Более того, он считает жизнь несовершенной и стремится к раз­рушению отживших идеалов, к свержению эгоистически замкну­той «барской» культуры, устаревших моральных догм. «Исправьте общество, и болезней не будет», - утверждает Базаров, объясняя все нравственные различия человечества «безобразным состоянием общества». И автор во многом согласен с героем, ему близки взгля­ды Евгения. Хотя далеко не все убеждения Базарова Тургенев пол­ностью разделяет.

Вспомним разговор Евгения Базарова с Одинцовой. «Вы не пред­полагаете во мне художественного смысла - да, во мне действитель­но его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической», - говорит герой Тургенева, рассматривая альбом Саксонской Швейцарии. То есть, для него не существует искусст­ва, если оно не представляет материального, научного интереса. А утверждение, что «Рафаэль гроша медного не стоит», что «Приро­да не храм, а человек в ней работник»! Да такие мысли вызывают не только осуждение, но и возмущение! Базаров откровенно смеется над увлечением музыкой, чтение Пушкина считает ерундой, даже лю­бовь для него не больше чем «романтизм, чепуха, гниль, художе­ство». Разве не чудовищно сравнение романтизма и художества с «гнилью»?! Разумеется, таких убеждений Евгения Тургенев ни по­нять, ни принять, ни оправдать не может. Автору глубоко чужды утилитарные представления об искусстве. Между тем он сознатель­но наделяет подобными качествами своего героя. Дело в том, что писатель стремился создать правдивый образ молодого человека того времени, а в среде некоторой части разночинцев (к которым и отно­сится Базаров) часто прослеживалось негативное отношение не только к художественному творчеству, искусству, но и ко многим роман­тическим чувствам, естественным для человека.

Подчеркивая свое неприятие данной стороны образа Базарова, автор заставляет героя самого прийти к пониманию ошибочности своих суждений. Именно с этой целью показана в романе история любви Евгения к Одинцовой и трагедия их разрыва. Базаров, отри­цавший любовь вообще, внезапно сам оказывается всерьез охвачен­ным этим чувством. В страстном порыве он признается: «Так знай­те же, что я люблю вас глупо, безумно». Неоднозначны все пережи­вания героя. В нем все еще происходит борьба между убеждениями и новыми, неведомыми ему ощущениями. И все же в любовном конфликте Базаров преображается. Страстная напряженность, сила и цельность его чувств заставляют нас, как и самого автора, прекло­няться перед героем.

Нравственная победа Евгения над эгоистичной женщиной откры­вает перед нами новые грани его души. Мы видим способность Ба­зарова к глубоко критичному самоанализу и переосмыслению бы­лых убеждений. Теперь Тургенев снова восхищается душевной си­лой своего героя.

Но есть и еще одна сторона авторского отношения к Евгению Базарову. Писатель с сожалением говорит о бесславности, бесполез­ности жизненной силы и энергии героя. Наиболее выражена эта мысль в последних главах романа. «Жаль погибшей, напрасно по­траченной силы», - эти слова Тургенева, сказанные после смерти Добролюбова, в полной мере относятся и к герою «Отцов и детей». «Вы посмотрите, что за корни! Эдакая сила у Евгения!» - воскли­цает Василий Иванович Базаров. Но вслед за этим следует история заражения Евгения при вскрытии трупа и картины бесславного угасания этой силы. Авторское сопереживание герою особенно ярко проявляется при описании последних дней Базарова. Как помешан­ные ходят старики-родители; резким контрастом выступает свежесть и красота Одинцовой рядом с «воспаленным и в то же время мертвым лицом с мутными глазами» Евгения. А сколько боли и страдания в словах самого героя, сознающего близость собственной смерти и бесполезность прожитой жизни: «Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем»; «Я нужен России- Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?»

Да, отношение писателя к главному герою романа «Отцы и дети» очень не простое. Автор разделяет его взгляды там, где Базаров клеймит насмешкой отвлеченные, устаревшие, пустые «принсипы». И в этом случае герой побеждает. Но когда дело касается утончен­ных переживаний и восприятия прекрасного, которого Евгений не хочет понимать, Тургенев осуждает его и обрекает на провал. Но все же создатель «Отцов и детей» дает герою шанс осознать ошибочность своих взглядов и убеждений, возродить в своей душе все высокое и светлое, что в ней, несомненно, есть. Для этого автор подвергает Базарова тяжелым испытаниям и даже приводит к трагической гибели. Для чего? Возможно для того, чтобы люди, подобные Евге­нию, пока не поздно, как можно глубже и острее увидели свои заб­луждения и поспешили сделать выводы…

И.С. Тургенев создал свой роман после отмены крепостного права 1861 года, во время хаоса и неразберихи. В своих произведениях он отражал действительность и отражал её достоверно. Все произведения Тургенева - это летопись русской жизни, которая передавала общественную реальность того времени. Он писал свой роман с 6 августа 1860 года по 30 июля 1861 года, главная проблема романа заключена в общественно-политической ситуации в России, а точнее в расколе между либералами и революционерами-демократами. В это время в России появляется модное нигилистическое движение, приверженцем которого и является главный герой Базаров. Хотя сам автор являлся либералом и имел известное дворянское происхождение. Образ Базарова, собирательный, главный его прототип - это провинциальный земский врач, который бесплатно лечил крестьян и пользовался их уважением, Виктор Якушкин. Он был соседом Тургенева, его считали атеистом и смутьяном, однако писатель увидел в нём образ нового человека. В 1872 году Якушкин скончался от туберкулеза, оставив в истории свой след.

Как я уже говорила, в романе заключено противоборство поколений и мнений, главными антагонистами являются Павел Петрович Кирсанов и Евгений Васильевич Базаров. Их противоборство заключено во всём, в том числе и в описании их внешности.

Описание Базарова дано нам сухо, возможно для того, чтобы показать его безразличие к происходящему, автор не использует каких-либо лирических эпитетов, сам Тургенев сказал: «Я хотел сделать из него лицо трагическое, тут было не до нежностей». Тоже мы видим и в описании его внешности: «Человек высокого роста в длинном балахоне с кистями, его обнажённая красная рука, которую он не сразу подал, ленивый, но мужественный голос. Длинное и худое лицо, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. Тонкие губы, темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».

По описанию его одежды сразу становиться понятно, что перед нами человек безразличный к своему внешнему виду, его гораздо больше волнует состояние души и разума, а не излишнее щёгольство. Это описание внешности Базарова даётся нам в самом начале, во второй главе, и мы, не зная этого героя, можем составить первое впечатление о нём по его портрету. Он спокоен, умён, самоуверен, ему безразлично мнение других людей, если бы я жила во время написания этого романа, то без труда узнала бы в нём представителя в то время модного, нигилистического движения. И хотя многие считают, что Базарову не важна его внешность, с этим можно поспорить. Он говорил, что нигилисты отрицают всё, но существует стереотип того, как должен выглядеть сам нигилист, и внешность Базарова этот стереотип подтверждает! Его просторный череп говорит о наличии высокого интеллекта, и действительно он учится на медицинском факультете, занимается естественными науками и собирается стать доктором, кроме этого он является и всесторонне развитым человеком. Отдельное внимание я бы хотела уделить описанию его руки, обнажённая и красная, она говорит о большой любви к работе, которая была свойственна Базарову, описание рук играет немало значимую роль в этом романе и ещё не раз нам встретится. Портрет Базарова-портрет типичного нигилиста того времени, но вместе с тем мы сразу замечаем в нём духовную искру, которая раскрывается нам лишь по мере приближения его смерти.Теперь поговорим о его антагонисте, Павле Петровиче. Полная противоположность Базарову, во всём: «Человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов. Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику. Совершив предварительно европейское рукопожатие, он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щек, и проговорил: «Добро пожаловать»». «У него были прекрасные белые зубы, гибкий стан».На мой взгляд, это довольно странно так следить за собой живя в деревне у брата, но мы узнаем, что большая часть его жизни прошла в городе, по этому поводу высказался Базаров:– «Щегольство, какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!»В отличие от Базарова Павел Петрович ставит внешность на первое место и считает её главным критерием состоятельности человека. Автор даёт нам подробнейшее описание его одежды, но не упоминает о его внутреннем мире, о состоянии его души. Это сразу наталкивает на мысль о том, что он показной человек, который не развит духовно, и ставит внешние качества выше внутренних.Когда он впервые увидел Базарова, то при знакомстве не подал ему руки, вероятно решив, что внешний облик Базарова слишком скуден для такой чести. Он очень любил модную Англию и одевался подобно англичанам, так и в романе он поддерживал либерально настроенных англичан и часто вступал в споры с Базаровым. Его рука с длинными ногтями говорит о том, что в отличие от Базарова труд он не любил, но за собой следил и ухаживал.Следующий наш герой это Аркадий, друг Базарова, сын Николая Петровича и племянник Павла Петровича. Интересно то, что в отличие от остальных героев, точное описание его внешности в романе не встречается, хотя о его характере упоминается немало. Возможно, автор хотел показать, что внешность Аркадия не имеет большого смысла, и как бы он не выглядел, он останется сыном своего отца, приехавшим в своё родное имение и отчасти повторившим судьбу Николая Петровича.А теперь вспомним о Николае Петровиче Кирсанове. О его внешности тоже много не говорится, сказано только, «Мы видим его в мае 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного. Но это типичный портрет мужчины в его возрасте. Я считаю, что в этом случае автор не стал приводить никаких особенностей по двум причинам: 1) Николай Петрович был человеком честным и открытым, который ничего не скрывал и всё делал по совести; 2) его судьба действительно типична, он имеет двух детей, жену, женил старшего сына и следит за хозяйством. Он был добрым, романтичным, душевным человеком.Пародия на Базарова – это Ситников, но его мы тоже будем рассматривать, как героя этого произведения, чтобы лучше понять характер Базарова: «Человек невысокий, в славянофильской венгерке. Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных, чертах его прилизанного лица; небольшие, словно выдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким деревянным смехом».Его глупость в портрете, проявляется в глазах. Автор описывает Ситникова с иронией, со смехом, это человек небольшого ума, который был учеником Базарова.Кукшина - также является образом-пародией на нигилистов. «Молодая, белокурая, растрёпанная, в шёлковом не совсем опрятном платье, выражение её лица неприятно действовало на зрителя».Самый подходящий для её характеристики термин растрёпанная, даже неуклюжая. Её грязное платье говорит о том, что она не следит за собой, что неприемлемо для молодой девушки. Ситников и Кукшина являются именно пародиями на нигилистов, потому что им никогда не достигнуть уровня Базарова и они никогда не смогут отречься от авторитетов, даже Базарову они пытались подражать и восхвалять его, это ли ни авторитет!Следующий образ это Анна Одинцова: «Герцогиня, владетельная особа. Женщина высокого роста в чёрном платье, она поразила его достоинством осанки. Обнажённые руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи лёгкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из под нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметной улыбкою. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от её лица!».Несомненно, это очень красивая девушка, гордая и свободная, это находит отражение в её осанке, которую она всегда держит прямо. Успев многое повидать в жизни, Одинцова в своём избраннике хотела найти защиту и спокойствие, чему Базаров не соответствовал, поэтому они и не были вместе. Базаров сказал: «Вишь, как себя заморозила!»Весь роман она находится в этом состоянии, даже при описании её красоты автор не украсил этот отрывок красивыми эпитетами, он оставил его холодным, как и её саму.Теперь вспомним о Фенечке. «Рука белеющая, как молоко. Она сидела на скамейке, накинув белый платок на голову, подле неё лежал пук ещё мокрых от росы красных и белых роз. Молодая женщина лет двадцати трёх, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детскими пухлявыми руками. На ней было опрятное ситцевое платье».Портрет Фенечки естественен, описывая её автор попутно описывал природу вокруг, не вступая в разлад с портретом, из – за её натуральности и бесхитростности. Её руки похожи на детские, это говорит о чистоте её мыслей, о неиспорченности. Она всегда одевалась опрятно, это говорит о её хозяйственности и честолюбии. Автор очень симпатизирует Фенечке, простой русской девушке!А сейчас нужно вспомнить Катю, сестру Одинцовой: «Она глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Всё в ней было ещё молодо-зелено: и голос, и пушок на всём лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях».Автор хорошо относится к Кате, она любит природу, и помогает людям, а это очень ценное качество. Когда он её описывает, то старается добавлять, что-то о природе, животных, часто говорит о собаке Фифи, для того чтобы показать, как ей это всё близко!В романе уделяется место рассказу о двух слугах: Пётр и Прокофьич, они являются пародиями на своих хозяев: Павла Петровича и Николая Петровича.Пётр: «слуга, в котором всё и бирюзовая серёжка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, всё изобличало человека новейшего». Это пародия на Павла Петровича, в его описании также выделяется внешность, но ничего не сказано о его характере.Прокофьич: «человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке. Он осклабился, увидев Аркадия, но тотчас, же нахмурил свои густые брови». Это пародия на Николая Петровича, это тоже седой человек в возрасте, который тоже любит Аркадия, и тоже по нему скучал.Выводы: с помощью портрета мы можем узнать заранее основные черты героев, можем узнать то, как относится к ним автор, над кем он смеётся, а кого уважает. Можем узнать больше характеристик главного героя, можем понять отношения героев друг к другу и сформировать своё отношение к ним! Поэтому в текстах должны присутствовать портреты героев, как в великом романе великого писателя – «Отцы и дети».