Камерная живопись. Искусство художественного отображения действительности

Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду, может передавать состояние статичности и ощущение временного развития, покоя и эмоционально-духовной насыщенности, преходящей мгновенности ситуации, эффект движения и т. п.; в живописи возможны развёрнутое повествование и сложный сюжет. Это позволяет живописи не только наглядно воплощать зримые явления реального мира, показывать широкую картину жизни людей, но и стремиться к раскрытию сущности исторических процессов, внутреннего мира человека, к выражению отвлечённых идей. В силу своих обширных идейно-художественных возможностей живопись является важным средством художественного отражения и истолкования действительности, обладает существенным социальным содержанием и разнообразными идеологическими функциями.

Широта и полнота охвата реальной действительности сказываются в обилии присущих живописи жанров (Исторический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, портрет, пейзаж, натюрморт). Различают живопись: монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), предназначенную для украшения архитектуры и играющую важную роль в идейно-образном истолковании архитектурной постройки; станковую (картины), обычно не связанную с каким-либо определенным местом в художественном ансамбле; декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов); иконопись; миниатюру. К разновидностям живописи относятся также диорама и панорама. По характеру веществ, связующих пигмент (красящее вещество), по технологическим способам закрепления пигмента на поверхности различаются масляная живопись. красками на воде по штукатурке - сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмали, живопись керамическими и силикатными красками и т. п. Непосредственно с живописью смыкаются мозаика и витраж, решающие те же, что и монументальная живопись художественные задачи. Для исполнения живописных произведений используют также акварель, гуашь, пастель, тушь.

Цвет является наиболее специфическим для живописи выразительным средством. Его экспрессия, способность вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает изобразительные, выразительные и декоративные возможности живописи. В произведениях живописи цвет образует целостную систему (колорит). Обычно применяется ряд взаимосвязанных цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует также живопись оттенками одного цвета (монохромная). Цветовая композиция обеспечивает определенное колористическое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь существенной частью его художественной структуры. Другое выразительное средство живописи - рисунок (линия и светотень) вместе с цветом ритмически и композиционно организует изображение; линия отграничивает друг от друга объёмы, часто является конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщённо или детально воспроизводить очертания предметов и их мельчайшие элементы. Светотень позволяет не только создать иллюзию объёмности изображений, передать степень освещения или затемнённости предметов, но и создаёт впечатление движения воздуха, света и тени. Важную роль в живописи играет также красочное пятно или мазок художника, являющийся его основным техническим приёмом и позволяющий передать множество аспектов. Мазок способствует пластической, объёмной лепке формы, передаче её материального характера и фактуры, в сочетании с цветом воссоздаёт колористическое богатство реального мира. Характер мазка (гладкий, слитный или пастозный, раздельный, нервозный и т. п.) способствует также созданию эмоциональной атмосферы произведения, передаче непосредственного чувства и настроения художника, его отношения к изображённому.

Условно различаются два типа живописного изображения: линейно-плоскостное и объёмно-пространственное, но между ними нет чётких границ. Для линейно-плоскостной живописи характерны плоские пятна локального цвета, очерченные выразительными контурами, чёткие и ритмичные линии; в древней и отчасти в современной живописи встречаются условные способы пространственного построения и воспроизведения предметов, которые раскрывают зрителю смысловую логику изображения, размещение предметов в пространстве, но почти не нарушают двухмерность живописной плоскости. Возникшее в античном искусстве стремление к воспроизведению реального мира таким, каким его видит человек, вызвало появление в живописи объёмно-пространственных изображений. В живописи такого типа могут воспроизводиться цветом пространственные соотношения, создаваться иллюзия глубокого трёхмерного пространства, зрительно уничтожаться живописная плоскость с помощью тональных градаций, воздушной и линейной перспективы, путём распределения тёплых и холодных цветов; объёмные формы моделируются цветом и светотенью. В объёмно-пространственном и линейно-плоскостном изображении используются выразительность линии и цвета, причём эффект объёмности, даже скульптурности, достигается градацией светлых и тёмных тонов, распределённых в чётко ограниченном цветовом пятне; при этом колорит часто бывает пёстрым, фигуры и предметы не сливаются с окружающим пространством в единое целое. Тональная живопись с помощью сложной и динамической разработки цвета показывает тончайшие изменения как цвета, так и его тона в зависимости от освещения, а также от взаимодействия рядом лежащих цветов; общий тон объединяет предметы с окружающей их световоздушной средой и пространством. В живописи Китая, Японии, Кореи сложился особый тип пространственного изображения, в котором возникает ощущение бесконечного, увиденного сверху пространства, с уходящими вдаль и не сходящимися в глубине параллельными линиями; фигуры и предметы почти лишены объёма; их положение в пространстве показывается главным образом соотношением тонов.

Произведение живописи состоит из основы (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др.), обычно покрытой грунтом, и красочного слоя, иногда защищённого предохранительной плёнкой лака. Изобразительные и выразительные возможности живописи, особенности техники письма во многом зависят от свойств красок, которые обусловлены степенью размельчения пигментов и характером связующих, от инструмента, которым работает художник, от применяемых им разбавителей; гладкая или шероховатая поверхность основы и грунта влияет на приёмы наложения красок, на фактуру произведений живописи, а просвечивающий цвет основы или грунта - на колорит; иногда свободные от краски части основы или грунта могут играть определенную роль в колористическом построении. Поверхность красочного слоя произведения живописи, то есть его фактура, бывает глянцевитой и матовой, слитной или прерывистой, гладкой или неровной. Необходимый цвет, оттенок достигаются как смешением красок на палитре, так и лессировками. Процесс создания картины или настенной росписи может распадаться на несколько стадий, особенно чётких и последовательных в средневековой темперной и классической масляной живописи (рисунок на грунте, подмалёвок, лессировки). Существует живопись и более импульсивного характера, позволяющая художнику непосредственно и динамично воплощать свои жизненные впечатления благодаря одновременной работе над рисунком, композицией, лепкой форм и колоритом.

Живопись возникла в эпоху позднего палеолита (40-8 тысяч лет назад). Сохранились наскальные росписи (в Южной Франции, Северной Испании и др.), исполненные земляными красками (охрами), чёрной сажей и древесным углём с помощью расщеплённых палочек, кусочков меха и пальцев (изображения отдельных животных, а затем и охотничьих сцен). В живописи палеолита встречаются как линейно-силуэтные изображения, так и несложная моделировка объёмов, но композиционное начало в ней ещё слабо выражено. Более развитые, абстрактно обобщённые представления о мире отразились в живописи неолита, в которой изображения связываются в повествовательные циклы, появляется образ человека.

Живопись рабовладельческого общества обладала уже развитой образной системой, богатыми техническими средствами. В Древнем Египте, а также в древней Америке существовала монументальная живопись, выступавшая в синтезе с архитектурой. Связанная главным образом с заупокойным культом, она носила развёрнуто-повествовательный характер; главное место занимало в ней обобщённое и нередко схематическое изображение человека. Строгая канонизация изображений, проявлявшаяся в особенностях композиции, соотношении фигур и отражавшая господствовавшую в обществе жёсткую иерархию, сочеталась со смелыми и меткими жизненными наблюдениями и обилием деталей, почерпнутых из окружающего мира (пейзаж, бытовая утварь, изображения зверей и птиц). Древняя живопись главными художественно-выразительными средствами которой были контурная линия и цветовое пятно, обладала декоративными качествами, её плоскостность подчёркивала гладь стены Художественная энциклопедия. М., 1997.

В античную эпоху живопись, выступавшая в художественном единстве с архитектурой и скульптурой и украшавшая храмы, жилища, гробницы и др. сооружения, служила не только культовым, но и светским целям. Раскрылись новые, специфические возможности живописи, дающей широкое по тематике отображение действительности. В античности зародились принципы светотени, своеобразные варианты линейной и воздушной перспективы. Наряду с мифологическими создавались бытовые и исторические сцены, пейзажи, портреты, натюрморты. Античная фреска (на многослойной штукатурке с примесью мраморной пыли в верхних слоях) имела блестящую, глянцевитую поверхность. В Древней Греции возникла почти не сохранившаяся станковая живопись (на досках, реже на холсте) главным образом в технике энкаустики; некоторое представление об античной станковой живописи дают файюмские портреты.

В средние века в Западной Европе, Византии, на Руси, Кавказе и Балканах развивалась живопись, религиозная по содержанию: фреска (как по сухой, так и по влажной штукатурке, наносившейся на камень или кирпичную кладку), иконопись (на грунтованных досках преимущественно яичной темперой), а также книжная миниатюра (на грунтованном пергаменте или бумаге; исполнялась темперой, акварелью, гуашью, клеевыми и другими красками), включавшая порой и исторические сюжеты. Иконы, настенные росписи (подчинявшиеся архитектурным членениям и плоскости стены), а также мозаики, витражи вместе с архитектурой образовывали в церковных интерьерах единый ансамбль. Средневековой живописи присущи экспрессия звучного, преимущественно локального цвета и ритмичной линии, выразительность контуров; формы обычно плоскостные, стилизованные, фон отвлечённый, часто золотой; встречаются также условные приёмы моделировки объёмов, как бы выступающих на лишённой глубины живописной плоскости. Значительную роль играла символика композиции и цвета. В 1-м тысячелетии н. э. высокий подъём пережила монументальная живопись (клеевыми красками по белой гипсовой или известковой прогрунтовке на глинисто-соломистом грунте) в странах Передней и Средней Азии, в Индии, Китае, на Цейлоне (ныне Шри-Ланка). В феодальную эпоху в Месопотамии, Иране, Индии, Средней Азии, Азербайджане, Турции развивалось искусство миниатюры, для которого характерны тонкая красочность, изящество орнаментального ритма, яркость жизненных наблюдений. Поэтичностью, поразительной зоркостью видения людей и природы, лаконичностью живописной манеры, тончайшей тональной передачей воздушной перспективы выделялась дальневосточная живопись тушью, акварелью и гуашью на свитках из шёлка и бумаги - в Китае, Корее, Японии.

В Западной Европе в эпоху Возрождения утверждались принципы нового искусства, основанного на гуманистическом мировоззрении, открывающего и познающего реальный мир. Возросла роль живописи, выработавшей систему средств реалистического изображения действительности. Отдельные достижения живописи Возрождения были предвосхищены в XIV в. итальянским живописцем Джотто. Научное изучение перспективы, оптики и анатомии, использование усовершенствованной Я. ван Эйком (Нидерланды) техники масляной живописи способствовали раскрытию заложенных в природе живописи возможностей: убедительному воспроизведению объёмных форм в единстве с передачей пространственной глубины и световой среды, раскрытию цветового богатства мира. Новый расцвет пережила фреска; важное значение приобрела и станковая картина, сохранявшая декоративное единство с окружающей предметной средой. Ощущение гармонии мироздания, антропоцентризм живописи и духовная активность её образов характерны для композиций на религиозные и мифологические темы, портретов, бытовых и исторических сцен, изображений обнажённой натуры. Постепенно темперу вытеснила комбинированная техника (лессировка и проработка деталей маслом по темперному подмалёвку), а затем и технически совершенная многослойная масляно-лаковая живопись без темперы. Наряду с гладкой, детализирующей живописью на досках с белым грунтом (характерной для художников нидерландской школы и ряда школ итальянского Раннего Возрождения) венецианская школа живописи выработала в XVI в. приёмы свободной, пастозной живописи на холстах с цветными грунтами. Одновременно с живописью локальным, часто ярким цветом, с чётким рисунком развивалась и тональная живопись Крупнейшие живописцы Возрождения - Мазаччо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто в Италии, Я. ван Эйк, П. Брейгель Старший в Нидерландах, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, М. Нитхардт (Грюневальд) в Германии и др.

В XVII-XVIII вв. процесс развития европейской живописи усложнялся. Складывались Национальные школы во Франции (Ж. де Латур, Ф. Шампень, Н. Пуссен, А. Ватто, Ж. Б. С. Шарден, Ж. О. Фрагонар, Ж. Л. Давид), Италии (М. Караваджо, Д. Фетти, Дж. Б. Тьеполо, Дж. М. Креспи, Ф. Гварди), Испании (Эль Греко, Д. Веласкес, Ф. Сурбаран, Б. Э. Мурильо, Ф. Гойя), Фландрии (П. П. Рубенс, Я. Йорданс, А. ван Дейк, Ф. Снейдерс), Голландии (Ф. Халс, Рембрандт, Я. Вермер, Я. ван Рёйсдал, Г. Терборх, К. Фабрициус), Великобритании (Дж. Рейнолдс, Т. Гейнсборо, У. Хогарт), России (Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский). провозглашала новые социально-гражданские идеалы, обращалась к более развёрнутому и точному изображению реальной жизни в её движении и многообразии, особенно повседневного окружения человека (пейзаж, интерьер, предметы обихода); углублялась психологическая проблематика, воплощалось ощущение конфликтного взаимоотношения личности и окружающего мира. В XVII в. расширилась и чётко оформилась система жанров. В XVII-XVIII вв. наряду с переживавшей расцвет монументально-декоративной живописью (особенно в стиле барокко), существовавшей в тесном единстве со скульптурой и архитектурой и создававшей активно действующую на человека эмоциональную среду, большую роль играла станковая живопись. Формировались различные живописные системы, как обладавшие общностью стилевых признаков (динамичная живопись барокко с характерной для неё незамкнутой, спиралевидной композицией; живопись классицизма с чётким, строгим и ясным рисунком; живопись рококо с игрой изысканных нюансов цвета, светлых и блёклых тонов), так и не укладывавшиеся в какие-либо определенные стилевые рамки. Стремясь к воспроизведению красочности мира, световоздушной среды, многие художники совершенствовали систему тональной живописи. Это вызвало индивидуализацию технических приёмов многослойной масляной живописи. Рост станковизма, усиление потребности в произведениях, рассчитанных на интимное созерцание, повлекли за собой развитие и камерных, тонких и лёгких, техник живописи - пастели, акварели, туши, различных видов портретной миниатюры.

В XIX в. складывались новые национальные школы реалистической. живописи в Европе и Америке. Расширялись связи живописи Европы и других частей света, где опыт европейской реалистической живописи получил самобытное истолкование, часто на основе местных древних традиций (в Индии, Китае, Японии, других странах); европейская живопись испытывала влияние искусства дальневосточных стран (главным образом Японии и Китая), что сказалось в обновлении приёмов декоративно-ритмической организации живописной плоскости. В XIX в. живопись решала сложные и актуальные мировоззренческие проблемы, играла активную роль в общественной жизни; важное значение в живописи приобрела острая критика социальной действительности. На протяжении XIX в. в живописи культивировались также и далёкие от жизни каноны академизма, отвлеченная идеализация образов; возникли тенденции натурализма. В борьбе с отвлечённостью позднего классицизма и салонного академизма сложилась живопись романтизма с её активным интересом к драматическим событиям истории и современности, энергией живописного языка, контрастностью света и тени, насыщенностью колорита (Т. Жерико, Э. Делакруа во Франции; Ф. О. Рунге и К. Д. Фридрих в Германии; во многом О. А. Кипренский, Сильвестр Щедрин, К. П. Брюллов, А. А. Иванов в России). Реалистическая живопись, основывающаяся на непосредственном наблюдении характерных явлений действительности, приходит к более полному, конкретно-достоверному, зрительно- убедительному изображению жизни (Дж. Констебл в Великобритании; К. Коро, мастера барбизонской школы, О. Домье во Франции; А. Г. Венецианов, П. А. Федотов в России). В период подъёма революционного и национально-освободительного движения в Европе живопись демократического реализма (Г. Курбе, Ж. Ф. Милле во Франции; М. Мункачи в Венгрии, Н. Григореску и И. Андрееску в Румынии, А. Менцель, В. Лейбль в Германии, и др.) показывала быт и труд народа, его борьбу за свои права, обращалась к важнейшим событиям национальной истории, создала яркие образы простых людей и передовых общественных деятелей; во многих странах возникли школы национального реалистического пейзажа. Социально-критической остротой отличалась тесно связанная с эстетикой русских революционных демократов живопись передвижников и близких к ним художников - В. Г. Перова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. В. Верещагина, И. И. Левитана.

К художественному воплощению окружающего мира в его естественности и постоянной изменчивости приходит в начале 1870-х гг. живопись импрессионизма (Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей, Э. Дега во Франции), обновившая технику и приёмы организации живописной поверхности, выявившая красоту чистого цвета и фактурных эффектов. В XIX в. в Европе господствовала станковая живопись маслом, её техника во многих случаях приобретала индивидуальный, свободный характер, постепенно утрачивая присущие ей строгую систематичность (чему способствовало и распространение новых красок фабричного производства); палитра расширялась (создавались новые пигменты и связующие); вместо тёмных цветовых грунтов в начале XIX в. вновь внедрялись белые грунты. Монументально- декоративная живопись, использовавшая в XIX в. почти исключительно клеевые или масляные краски, приходила в упадок. В конце XIX - начале XX вв. делаются попытки возрождения монументальной живописи и слияния различных видов живописи с произведениями декоративно-прикладного искусства и архитектурой в единый ансамбль (главным образом в искусстве "модерна"); обновляются технические средства монументально-декоративной живописи, разрабатывается техника силикатной живописи.

В конце XIX - XX вв. развитие живописи становится особенно сложным и противоречивым; сосуществуют и борются различные реалистические и модернистские течения. Вдохновлённая идеалами Октябрьской революции 1917, вооружённая методом социалистического реализма, интенсивно развивается живопись в СССР и других социалистических странах. Возникают новые школы живописи в странах Азии, Африки, Австралии, Латинской Америки.

Реалистическая живопись конца XIX - XX вв. отличается стремлением познать и показать мир во всей его противоречивости, раскрыть сущность происходящих в социальной действительности глубинных процессов, не имеющих порой достаточно наглядного облика; отражение и истолкование многих явлений реальности приобретало часто субъективный, символический характер. XX в. наряду с наглядно-зримым объёмно-пространственным способом изображения широко использует новые (а также и восходящие к древности), условные принципы трактовки зримого мира. Уже в живописи постимпрессионизма (П. Сезанн, В. ван Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек) и отчасти в живописи "модерна" зарождались черты, определившие особенности некоторых течений XX в. (активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и ассоциативность цвета, мало связанного с естественными красочными отношениями, утрированность форм, декоративность). По-новому осмыслялся мир в искусстве русских живописцев конца XIX - начала XX вв.- в картинах В. А. Серова, М. А. Врубеля, К. А. Коровина.

В XX в. действительность противоречиво, а нередко и глубоко субъективно осознаётся и претворяется в живописи крупнейших художников капиталистических стран: П. Пикассо, А. Матисса, Ф. Леже, А. Марке, А. Дерена во Франции; Д. Риверы, Х. К. Ороско, Д. Сикейроса в Мексике; Р. Гуттузо в Италии; Дж. Беллоуза, Р. Кента в США. В картинах, настенных росписях, живописных панно нашло выражение правдивое осмысление трагических противоречий действительности, часто переходящее в обличение уродств капиталистического строя. С эстетическим осмыслением новой, "технической" эры связано отражение пафоса индустриализации жизни, проникновение в живопись геометричных, "машинных" форм, к которым нередко сводятся формы органические, поиски отвечающих мироощущению современного человека новых форм, которые могут быть использованы в декоративном искусстве, архитектуре и промышленности. Широкое распространение в живописи, главным образом капиталистических стран, с начала XX в. получили различные модернистские течения, отражающие общий кризис культуры буржуазного общества; однако и в модернистской живописи находят косвенное отражение "больные" проблемы современности. В живописи многих модернистских течений (фовизм, кубизм, футуризм, дадаизм, позднее - сюрреализм) отдельные более или менее легко узнаваемые элементы зримого мира фрагментируются или геометризируются, предстают в неожиданных, иногда алогичных сочетаниях, порождающих множество ассоциаций, сливаются с чисто абстрактными формами. Дальнейшая эволюция многих из этих течений привела к полному отказу от изобразительности, к появлению абстрактной живописи (см. Абстрактное искусство), что ознаменовало распад живописи как средства отражения и познания действительности. С середины 60-х гг. в странах Западной Европы и Америки живопись порой становится одним из элементов поп-арта.

В XX в. возрастает роль монументально-декоративной живописи как изобразительной (например, революционно- демократическая монументальная живопись в Мексике), так и неизобразительной, обычно плоскостной, гармонирующей с геометризованными формами современной архитектуры.

В XX в. растёт интерес к поискам в области техники живописи (в том числе восковой и темперной; для монументальной живописи изобретаются новые краски - силиконовые, на кремнийорганических смолах и др.), однако по-прежнему преобладает масляная живопись.

Многонациональная советская живопись тесно связана с коммунистической идеологией, с принципами партийности и народности искусства, она представляет качественно новый этап развития живописи, который определяется торжеством метода социалистического реализма. В СССР живопись развивается во всех союзных и автономных республиках, зарождаются новые национальные школы живописи. Советской живописи присущи острое чувство реальности, материальности мира, духовная насыщенность образов. Стремление охватить социалистическую действительность во всей её сложности и полноте привело к использованию многих жанровых форм, которые наполняются новым содержанием. Уже с 20-х гг. особое значение приобретает историко-революционная тема (полотна М. Б. Грекова, А. А. Дейнеки, К. С. Петрова-Водкина, Б. В. Иогансона, И. И. Бродского, А. М. Герасимова). Далее появляются патриотические полотна, повествующие о героическом прошлом России, показывающие историческую драму Великой Отечественной войны 1941-45, духовную стойкость советского человека.

Большую роль в развитии советской живописи играет портрет: собирательные образы людей из народа, участников революционного переустройства жизни (А. Е. Архипов, Г. Г. Рижский и др.); психологические портреты, показывающие внутренний мир, духовный склад советского человека (М. В. Нестеров, С. В. Малютин, П. Д. Корин и др.).

Типичный уклад жизни советских людей отражается в жанровой живописи, дающей поэтически-яркое изображение новых людей и нового быта. Для советской живописи характерны большие полотна, проникнутые пафосом социалистического строительства (С. В. Герасимов, А. А. Пластов, Ю. И. Пименов, Т. Н. Яблонская и др.). Эстетическое утверждение своеобразных форм жизни союзных и автономных республик лежит в основе сложившихся в советской живописи национальных школ (М. С. Сарьян, Л. Гудиашвили, С. А. Чуйков, У. Тансыкбаев, Т. Салахов, Э. Илтнер, М. А. Савицкий, А. Гудайтис, А. А. Шовкуненко, Г. Айтиев и др.), представляющих составные части единой художественной культуры советского социалистического общества.

В пейзажной живописи, как и в других жанрах, национальные художественные традиции сочетаются с поисками нового, с современным чувством природы. Лирическая линия русский пейзажной живописи (В. Н. Бакшеев, Н. П. Крымов, Н. М. Ромадин и др.) дополняется развитием индустриального пейзажа с его стремительными ритмами, с мотивами преображённой природы (Б. Н. Яковлев, Г. Г. Нисский). Высокого уровня достигла натюрмортная живопись (И. И Машков, П. П. Кончаловский, М. С. Сарьян).

Эволюция социальных функций живописи сопровождается общим развитием живописной культуры. В границах единого реалистического метода советская живопись добивается многообразия художественных форм, приёмов, индивидуальных стилей. Широкий размах строительства, создание крупных общественных зданий и мемориальных ансамблей способствовали развитию монументально- декоративной живописи (работы В. А. Фаворского, Е. Е. Лансере, П. Д. Корина), возрождению техники темперной росписи, фрески и мозаики. В 60-х - начале 80-х гг. усилилось взаимовлияние монументальный и станковой живописи, возросло стремление максимально использовать и обогащать выразительные средства живописи (см. также Союз Советских Социалистических Республик и статьи о советский союзных республиках) Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. М., 1970.

Таким образом, живопись -- вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу, а также созданием изображения с помощью цифровых технологий.

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования

«Горшеченская детская школа искусств»

Методическая разработка по теме «Живопись как вид искусства»

Подготовил преподаватель МКОУ ДО «Горшеченская ДШИ»

Султанов Владимир Мубарякович

Понятие живописи

« Живопись - это художественное изображение предметного мира на плоскости посредством цветных материалов». « Живопись один из важнейших видов изобразительного искусства, в котором задачи образного отражения, истолкования и познания явлений и предметов объективной действительности решаются цветом, непрерывно связанные с рисунком. Произведения живописи создаются красками (масляные, водяные, восковые, клеевые и пр.), которые наносятся на поверхность холста, штукатурки, бумаги, на керамическую поверхность и т.д.». Более общее понятие мы находим у : «Живопись означает писать жизнь, писать живо, то есть полно и убедительно передавать действительность».

Виды живописи

Монументальная (от лат.монумент означает хранящий память, напоминающий) - особый вид живописных произведений, отличающихся большим масштабом, являющихся украшением стен, потолков, куполов, сводов в различных архитектурных сооружениях. Фреска - одна из видов настенной живописи красками, разведенными чистой или известковой водой, по штукатурке. Существуют несколько разновидностей фрески:

    альфреско - по сырой, свежей штукатурке;

    «фреско а секко» - по сухой штукатурке;

    казеиново-известковая живопись - модификация фрески сухой штукатурке, появившаяся в XVII в.;

    сграффито - наиболее распространенная форма современной стенописи, а именно, послойное нанесение красок на штукатурку с обнажением, процарапыванием нижних слоев, отличных по цвету;

    граффити – также является современным изобретением в области стенописи. Выполняется граффити с помощью аэрозольных баллончиков, наполненных красящими веществами, изображение получается распылением красок, его объемность достигается при наложении одного цвета на другой.

Мозаика - изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц камня смальты, керамической плитки, которые закрепляются в слое грунта (извести или цементе). Иконопись вместе с ее канонами пришла на Русь из Византии, но древнерусская иконопись вскоре стала самобытной и считается лучшей в мире. На Руси икону обычно писала целая артель, которой руководил один мастер. Большинство иконописцев были монахами, и мы часто не знаем их имен - художник не ставил свою подпись на иконе, потому что воспринимал себя как смиренное «орудие» Бога.

Декоративная живопись существует в двух направлениях. Первое характеризуется применением её для украшения зданий, интерьера в виде красочных панно, которые реалистическим изображением создают иллюзию раздвижения стены, зрительного увеличения размеров помещения или, напротив, искусственно упрошенными формами исключается натуралистичный объем и подчеркивается плоскостность стены, обозначается замкнутость пространства. Узоры, венки, гирлянды и прочие виды декора, украшающие произведения монументальной живописи связывают воедино все элементы интерьера, подчеркивая их красоту, согласованность с архитектурой. Второе направление связано с украшением вещей, окружацщихчелЮвека: предметы быта: ларцы, шкатулки, разделочные доски, ковши, поставцу, сундуви и пр. Ее темы и формы подчинены назначению вещей и замыслу автора. Театрально-декорационная живопись (декорации, костюмы, грим, бутафория, выполненные по эскизам художника) способствует глубокому раскрытию содержания спектакля, фильма, ролика. Станковая живопись является самостоятельным произведением, отражающим все многообразие окружающего мира, выраженное в разнообразных образах (от реально существующих объектов, явлений до беспредметной фантазии, раскрывающей мир с иной точки зрения). Произведения станковой живописи выполняются на станке-мольберте, в качестве материальной основы использует дерево, картон, бумагу, но чаше холст, натянутый на подрамник. Миниатюрная живопись (от лат.миниум - так обозначалась краска киноварь, которую очень ценили в древности и часто использовали в книжных иллюстрациях). Миниатюры - это небольшие по размеру, очень красочные изображения, с тонко выписанными мелкими деталями получила свое развитие в средние века, до изобретения книгопечатания. Масляная живопись выполняется красками, приготовленными на основе орехового, льняного, макового, конопляного масла, способствующими достижению цельности, живости, изящества, усиливающих оптические возможности при передаче объема и пространства, повышающих общее эстетическое звучание полотна. Темперная живопись выполняется темперной эмульсией, приготовленной на основе смешения цельнояичной, белковой, желтковой основы, клея, масла, красителей, молочка фиговой веточки, лака, казеина, воска. Акварель (от лат. aqua - вода) краски, полученные на основе растительного клея, разводимые водой отсюда и название живописи. Гуашевая живопись (от итал. Guazzo - водяная краска) - произведения выполненные красками, состоящими из тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и др.)и примесью белил. Гуашевая живопись может выполняться на бумаге, картоне, полотне, шелке, дереве, стекле, кости). Пастельная живопись выполняется мягкими карандашами без оправы (мелками), полученными путем смешения красочного порошком с клеящим веществом (вишневым клеем, декстрином, желатином, казеином). Пастельная живопись отличается мягкой приглушенностью тонов, бархатистостью поверхности. Восковая живопись (энкаустика) применялась еще в Древнем Египте. Связующим веществом в энкаустике служи отбеленный воск. Восковые краски наносятся в расплавленном состоянии на подогретую основу кистью раскаленным бронзовым инструментом, после чего прижигаются (оплавлялась с помощью жаровни).

Жанры живописи

Мифологический жанр (от гр. mythos - предание) - жанр живописи, в котором основное место отводится изображению событий и героев, являющихся тематикой мифов, легенд, преданий, былин древних народов. Позднеантичное и средневековое искусство становятся колыбелью зарождающегося мифологического жанра, а именно в то время когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными произведениями, целью которых является нравственное воспитание поколений средствами различных аллегорий. Исторический жанр , произведения которого посвящены изображению значимых исторических событий, явлений или исторических деятелей. Основой этих произведений является обращение к историческому прошлому, однако, недавние события также могут стать предметом изображения, при условии, что их историческое значение признано современниками. Батальный жанр (от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, раскрывающий темы войн, сражений, битв, походов или эпизоды военной жизни. Батальный жанр может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью исторического или мифологического жанра, а также содержать в себе некоторые элементы других жанров. Бытовой жанр (от фр. genre, нем. sitten-bild - род, вид, «жанр») - наиболее распространенный жанр изобразительного искусства, в котором художник обращается к темам и сюжетам повседневной жизни человека. Пейзаж (от фр. paysage, от pays - местность, страна, родина) - жанр изобразительного искусства, основным направлением которого является изображение природы, ландшафта, моря, панорамы местности, архитектурных сооружений, городских улочек, мостов. Пейзажем называются и сами произведения этого жанра. Натюрморт (от фр. naturemorte - мертвая природа, натура) - жанр изобразительного искусства, отдельное произведение этого жанра, художественно отображающее различную домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, дичь, продукты, неодушевленные предметы и пр. или сама постановка, служащая объектом изображения художника. Натюрморт могут составлять не только неодушевленные предметы, но и природные формы. Это в свою очередь повлияло на появление другой, более точной формулировки этого жанра. По-немецки (stilleben) и по-английски (stilllife) этот жанр называется¬ - тихая жизнь. Это означает, что все предметы и объекты в натюрморте неподвижны, и в то же время они являются неким «эхом» своего хозяина, его внутреннего мира, характера, привычек и т.д. Портрет (от фр. portrait - изображение) - жанр изобразительного искусства, основной целью которого является изображение отдельного человека или группы людей. Основное качество портрета заключается не только в сходстве с оригиналом, что обеспечивается, прежде всего, точным изображением внешнего облика человека, но и в раскрытии его тонкой душевной и духовной материи, которую наблюдательный, профессиональный художник способен уловить по движениям мышц лица, характеру взгляду, выражению глаз, жестам, позе, манере одеваться, окружающей обстановке. Все эти черточки позволяют составить достоверный психологический портрет, который ложится в основу изображения. НЮ (от фр. nu - нагой, раздетый) - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению обнаженного тела. Обнаженное тело изображалось уже в Древнем Египте. В Древней Греции тема обнаженной натуры становится для художников одной из главных, их цель - показать красоту, гармонию форм, линий. Для мастеров изображение модели обнаженной становится эстетической нормой и воплощением жизненного и одновременно художественного идеала. Анималистический жанр (от лат. animal - животное) - жанр изобразительного искусства, основной темой которого является изображение представителей животного мира.

Влияние цвета на психологическое состояние человека

Восприятие цвета является одним сложных процессов, который обусловлен как физическими, так и психологическими стимулами, а именно . Развитие человеческого цветового зрения во многом зависело от достижений в области науки, связанных с определением особенностей и закономерностей эмо¬ционально-психологического воздействия цвета, которые прошли путь от выявления элементарного цветоощущения до характеристики высокоразвитого чувства цве¬та. «Под чувством цвета в отли¬чие от простого ощущения понимается сложное, обогащающее восприятие цвета, когда возникают представления, образы, ассоци¬ации, связанные с цветом» (37). Однако любые достижения в области науки не могут полностью дать объяснение многим явлениям, происходящим с личностью при восприятии того или иного цвета. Множество проведенных исследований доказательно обосновали факт, что цвет имеет различное по степени и характеру значение для человека: цветовые отношения в окружающей обстановке могут успокоить, а могут возбудить, могут излечить, компенсировать какие-либо недуги, а могут ввести в состояние глубокой депрессии и усугубить физическое и психологическое нездоровье. При всем при этом, зная символику цветов, выделенную в ходе исторического развития человечества, чаще всего жизненная практика не уделяет достаточного внимания проблеме цвета в организации среды, в образовании и воспитании подрастающего поколения. А это обуславливает развитие множества негативных моментов и многочисленной стереотипизации личностей, приводящей к некой усредненности и, соответственно духовной обедненности, не позволяющей в полной мере раскрыться каждому ребенку в той или иной области. Ярким примером такого суждения выступает «цветовое навязывание», осуществляемое с самого рождения и сопровождающее всю последующую жизнь. Родившись ребенок сразу попадает в определенную цветовую среду, организованную взрослыми, и хорошо, если взрослые понимают на сколько важно первое взаимодействие ребенка с цветом и тогда, в этом случае не произойдет «цветовой травмы». В такой среде ребенку будет комфортно, поскольку он сам по себе является гармоничным существом, очень тонко чувствующим любые дисгармоничные проявления. И чем младше ребенок, тем чувствительность выше, хотя сказать об этом ребенок не в состоянии, он может только внешне показать (своим плачем, беспокойным поведением, криком и т.д.). Но в большинстве случаев взрослые не способны выстроить гармоничную цветовую среду, в силу различных обстоятельств (незнания, невоспитанности эстетического вкуса, мировоззренческих установок в воспитании детей, низким уровнем жизни и т.д.) и тогда ребенок начинает адаптироваться к этой среде, которую вокруг него создали, тем самым постепенно привыкая к состоянию дисгармоничности. Далее это взаимодействие продолжается в дошкольном образовательном учреждении, где также далеко не всегда цветовому фактору уделяется достаточно внимания. Таким образом, ореол «цветового привыкания» расширяется. Вот почему у детей уже к среднему и старшему дошкольному возрасту без специального обучения основам цветоведения очень сильно развивается система цветовых стереотипов и причиной служит не только отсутствие или педагогически нецелесообразное руководство творчеством детей, но и среда, содержащая в себе элементы глубокой дисгармонии. Придя в школу, колледж, ВУЗ, на работу развивающаяся личность сталкивается с той же самой проблемой. В конечном итоге подросток перестает реагировать на цвет, тем самым, обедняя свое восприятии мира, в этом случае личность становится «автоматизированной», поскольку большая часть действий совершается по причине выгодности, материальной заинтересованности, а не из-за эстетических и духовных потребностей, являющихся прерогативой человека. Печальным, а иногда и опасным последствием становится неумелая организация цветовой среды. Проиллюстрируем наглядными примерами: возьмем класс или аудиторию, где проходят занятия, требующие внимания, усидчивости и окрасим, как часто это бывает, в один цвет, к примеру в грязновато желтый, после 1-2 часов работы в этом помещении у большинства появляется головная боль, недомогание, усталость или возбужденность. Причина в том, что такой оттенок желтого у одних может вызвать ощущение опасности и потому спровоцировать некое волнение, переходящее в эмоциональное возбуждение, мешающее усвоению материала, у других, такой оттенок будет способствовать сужению кровеносных сосудов, что и приведет вразличного рода головным болям. Если это же помещение окрасить в ярко розовый цвет, то у одних появиться ярко выраженная раздраженность, у других, инфантильность и пассивность, приводящая к невнимательности и рассеянности. Многие никогда не задумывались о том, что приходя в поликлинику или в больницу они испытывают волнение, страх и чувствуют себя крайне некомфортно. И это происходит не только потому, что в учреждениях подобного типа человеку доставляют боль. Одной из причин является холодная цветовая гамма, используемая для окраски стен (чаше всего можно наблюдать светлый сине-зеленый, голубой или белый) А ведь именно такие оттенки, воспринимаемые как холодящие, вызывают ощущения скованности, приводящие к появлению чувства страха, усугубляемое назначением самого помещения. Приведенные примеры еще раз подтверждают, на сколько цветовая среда может влиять на психологическое состояние человека. Поэтому организуя цветовое пространство всегда нужно помнить не только о его функциональном назначении, но и о цветовом решении, способствующем, во-первых, психологическому комфорту личности, во-вторых, эстетическом ее воспитании. Для того чтобы глубже разобраться в связях и отношениях между цветами оттенками необходимо рассмотреть их символическое значение, свойства и качества.

Символика цвета

Символика цвета в различные периода развития культуры и искусства играла одно из важнейших мест в становлении мировоззрения общества, влияющего на оценку идейно-художест¬венного содержания произведений. Однако справедливо указать, что в трактовке символического значения того или иного цвета в разные времена и в разных странах единения и идентичности не наблюдалось. К примеру, «в средние века красный цвет одновременно воспринимался как цвет красоты и радости, так и цвет злости и стыда. Рыжая борода и волосы в одном случае считались признаком положительного героя, в то же время в других средневековых поверьях рыжая борода - символ колдовства» . Сравним несколько групп различных культур на предмет определения символического значения цвета. Западноевропейская христианская символика главными цветами считает: белый (божественность, святость); желтый (символ Солнца); пурпурный (величественность, царственность); красный (цвет священной крови Христа). Зеленый воспринимался как земной цвет, как символ весеннего обновления; синий символизировал божественность неба и истины; черный выступал как символ негативных явлений, греховности. Символика цвета в общественной жизни Западной Европы имеет некоторые отличия и о религиозной трактовки. Эта цветовая символика прочна вошла в цветовую геральдику многих стран и даже имела силу закона. Так белый цвет (серебро, справедливость); желтый (золото, богатство); красный (сила, демократия); зеленый (плодородие, расцвет); голубой (невинность, миролюбие); синий (мудрость); фиолетовый (печаль, бедствие); черный (траур, смерть). В исламской культуре цветовые символы являются как определенными метафорами, так и средством цветового обозначения в алхимии, науке и жизни. Так основным цветом в исламской символике считается белый (святость и достоинство, с одной стороны и благостный траур - с другой). Второй основной цвет - желтый как символ Солнца, Золота, Радости. Третий основной цвет - красный, обозначающий Огонь, Кровь как признак жизни. Синий воспринимался как символ спокойствия Ночи и Смерти. Зеленый - главный цвет мусульманского рая. В этом цвете соединяются и земное, и небесное начала. Черный соотносится с отрицательной стороной жизни, с нечистой совестью и плохими побуждениями. На Руси красный цвет считался признаком красоты, и все, что связывалось с понятием «красивый», называлось красным: «Красная площадь», «красное крыльцо», «красный угол», «весна-красна», «красна девица». Современная цветовая символика включается в поэтические метафоры цвета и содержит признаки психологического значения. В настоящее время создана расширенная система цветовых символов: желтый (радость, ревность, зависть); красный (любовь, страсть, гнев); синий (бесконечность, тоска, космос); зеленый (природа, молодость); белый (чистота, невинность, покорность, умиротворение); черный (тьма, мрак, смерть) и многие другие. Для того, чтобы более наглядно рассмотреть как менялось представление о символическом значении цвета в различных культурах составим таблицу, раскрывающую основные характеристики того или иного цвета. Для анализа были взяты часто встречающиеся и пересекающиеся в различных культурах цвета.

Живопись – вид изобразит-го ис-ва, изображ-е на плоскости; пр-е ис-ва, выполненное красками, нанесёнными на какую-либо поверхность. Преимущество: изображ-е чел-ка в его многообразных связях со средой. Ж-сь способна передавать на плоскости объём и пространство, раскрывать сложн. мир чел-х чув-в и хар-ров. Живописный подход – изображ-е предмета во взаимосвязи с окруж-й его пространственной световоздушной средой, в тончайшей градации тональных переходов.

Виды живописи по назначению: монументальная (древнейший вид) и монументально-декоративная, станковая, миниатюра, иконопись, театрально-декорационная, декоративно-прикладная. Иконопись и миниатюра (иллюстрация рукописной книги) – средневековая ж-сь. Станковая ж-сь – эпоха Возрождения.

Виды по технике. Техники монументальной живописи: фреска (техника росписи водяными красками по сырой штукатурке; стенная роспись); панно (изображ-е для украш-я стены или потолка); мозаика (изображ-е или узор из однородных или различных по материалу частиц: из камня – гальки, из смальты – сплав стекла, из керамич-й плитки); витражи (композиции из цветного стекла); гризайль (создание иллюзии рельефности). Техники станковой живописи: др. техника энкаустики (восковая живопись, выполняемая горячим способом, расплавленными красками); темперная (осн. т-ка иконописи – краски на яичном желтке); масляная ж-сь (материальная осязаемость изображ-я – эпоха Возрождения); пастель (ж-сь сухими, мягкими цветными карандашами без оправы); акварель (ж-сь водяными красками, требующими быстрой, точной работы); гуашь (ж-сь водяными красками с добавлением клея и белил, при высыхании тона светлеют).

Ж-сь по тематике : религиозно-мифологич-я и светская . Система жанров в светской ж-си XVII в.: портрет – индивид-й, парный и групповой, парадный и интимный, психологич-й и жанровый, вне среды и в окруж. среде, автопортрет. Ис-во портрета восходит к древнему ритуальному п-ту (фаюмский п-т). Пейзаж – как самостоят-й жанр появился в египетских росписях. Расцвет – ис-во XIX в.: романтич-й и реалистич-й – нац-й пейзаж (лирич-й и эпич-й), пленэрный, п-ж настроения, философский. Сельский и городской (ведута – венецианский городской п-ж XVIII в. – Каналетто, Гварди) п-ж, морской. Натюрморт – изображ-е неодуш-х предметов и природных форм – фрукты, цветы, посуда. Расцвет жанра: фламандская (жанр лавок), голландская (жанр завтраков или ванита – «суета сует», изображ-е с черепом) и испанская ж-сь XVII в. → в авангардном ис-ве. Анималистический жанр – изображ-е жив-х, птиц, рыб (историч., аллегорич., батальный, бытовой жанры). Ню – изображ-е обнаж-го тела: восходит к мифологич-й ж-си. Импрессионизм – смесь жанров.


Выразит. ср-ва ж-си: рисунок (линия), цвет (колорит), светотень, композиция. Колорит – цветовой строй пр-я, хар-р взаимосвязи цветовых эл-тов. Различают тёплый-холодный, светлый-тёмный, спокойный-напряжённый колорит. Картина – станковое пр-е ж-си, имеющее самостоят-е знач-е. Восточный тип картины – традиц-я форма свободно висящего развёрнутого свитка из шёлка (горизонтального или вертикального). Картина состоит из основы (полотно – льняной холст, дерев-я доска, картон), на кот-ю наносят грунт – подготовит. слой спец. состава (клеевой, масляный, эмульсионный) и красочный слой. Ж-сь м/б однослойной и многосл-й. По фактуре (хар-ру поверх-ти красочн. слоя различают валёрную и пастозную ж-сь. Валёр – тональный нюанс, тонкое различ-е 1го цвета по светлоте, передаёт взаимосвязь фигур, предметов со светом и воздухом (Д. Веласкес, Ян Вермер Делфтский, Ж.Б. Шарден, К. Коро, В. Суриков). Пастозная ж-сь - т-ка работы с плотными слоями, фактурность, рельефность, объёмность ж-си (Тициан, Рембрандт, В. ван Гог). Композиция картины: деление на ближний, средний и дальний планы, пирамидальная композиция (классицизм); диагональная (барокко, романтизм, реализм); деление на главные и второстепенные эл-ты или отсутствие этого деления (импрессионизм). Стаффаж – второстепенные эл-ты живописной композиции – изображ-я мелких фигурок людей или зверей, не играющих сюжетной роли.

Жи́вопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкуюповерхность.Существует два вида живописи: станковая и монументальная. К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания. В основном это картины, созданные на мольберте (то есть станке) художника. В станковой живописи преобладают работы выполненныемасляными красками, но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски и т. д.). Картины пишутся в основном на холсте, натянутом на раму или наклеенном на картон, на картоне, в прошлом широко применялись деревянные доски, могут использоваться любые плоские материалы. Монументальная живопись выполняется непосредственно на стенах и потолках зданий и других сооружений. В прошлом преобладала живопись воднымикрасками по сырой штукатурке (фреска). В Италии до начала XVI века по высохшей «чистой фреске» практиковалась прописка деталей темперой. Техника «чистой фрески» требует особого мастерства от художника, поэтому применялись и другие технологии, например, не такая устойчивая живопись по сухой штукатурке - секко, позднее росписи выполнялись мало подходящими для монументальной живописи масляными красками. Цветные изображения на бумаге (акварель, гуашь, пастель и др.) формально (например, по месту в коллекции) относят к графике, но эти произведения часто рассматриваются и как живописные. Все другие способы цветного изображения относятся к графике, в том числе и изображения, созданные с помощью компьютерных технологий. Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст,дерево, полотно, обработанные поверхности стен и т. д. Существует также узкая трактовка термина живопись как работ, выполненных масляными красками на холсте, картоне, оргалите и других подобных материалах. Русское слово живопись указывает на реализм этого искусства в эпоху барокко, когда в России начали писать картины в западном стиле, преимущественно масляными красками. В иконописи употребляется глагол «писа́ть», так же как в греческом языке. В то же время «живописать» может быть понято как энергичная, своеобразная манера писать, то есть и как своего родаписьменность. В связи живописи с письменностью семиотики видят и определённую манеру создавать знаки. История живописи развивается и блуждает именно в этих двух смыслах: в изобразительности, реалистичности и - знаковости: от иконы (образ) к абстракции. Техники и направления живописи: масло;темпера;эмаль;гуашь (поскольку в качестве основного материала художник использует бумагу, характерную для графических видов изобразительного искусства - классифицируется и как графика; об этом говорит и применение последней для создания монохромных произведений);пастель (к этой технике справедливо замечание аналогичное тому, что высказано относительно предшествующей);тушь (и в данном случае, как и в двух предыдущих - нельзя однозначно отнести к графике; на Востоке, например, каллиграфия, по большей части использующая этот материал, традиционно считается живописью, как, впрочем, и академическая китайская живопись использовала по преимуществу именно тушь - ахроматическая гамма); живопись по штукатурке: фреска и а секко;сфумато клеевая живопись; восковая живопись: энкаустика, восковая темпера и холодный способ (восковые краски на скипидаре); живопись керамическими красками; живопись силикатными красками; акварельная живопись (техника акварели различна, некоторые приёмы ближе к живописи, некоторые - к графике; поэтому неслучайно в тезаурусеприсутствует такой оборот: «рисовать акварелью») сухая кисть; акрил; смешанная техника;Техники живописи практически неисчерпаемы. Всё, что оставляет какой-либо след на чём-то, строго говоря, является живописью: живопись создаётся природой, временем и человеком. Это уже отметил Леонардо да Винчи. Традиционные техники живописи: энкаустика, темперная (с яйцом), настенная (известковая), клеевая и других типов. С XV века становится популярной живопись масляными красками; в XX веке появляются синтетические краски со связующим веществом из полимеров (акрилик, винилик и др.). Краски могут приготовляться из натуральных и искусственных пигментов.Гуашь, акварель, китайскую тушь и полурисовальную технику - пастель - также относят к живописи. Живопись может быть исполнена на любой основе: на камне, штукатурке, на холсте, шёлке, на бумаге, на коже (в том числе на теле животного или человека - татуировки), на металле, на асфальте, бетоне, стекле, керамике и т. д., и т. п. Живопись встречается и соседствует с пластическими искусствами, в том числе с архитектурой, скульптурой; она может участвовать в формировании искусственной и природной среды. Живопись, как и другие изобразительные искусства, иллюзорна: она - это имитация трёхмерного пространства в плоскости, достигаемая посредством линейной и цветовой перспективы. Но её визуальный и к тому же цветовой аспект (глаз воспринимает в одно мгновение практически бесконечную информацию) обуславливает исключительное место живописи среди всех изобразительных искусств. В то же время, развитие искусства, изобразительных методов и средств выразительности, давно вывело за пределы понимания основных своих задач - «воспроизведение реальности». ЕщёПлотин говорит: «Не копировать природу, а учиться у неё»; и этим принципом руководствуются многие художники на протяжении многих веков. Поэтому задачи живописи подразумевают не только такую организацию пространства на плоскости, которая руководствуется и ограничивается воссозданием на ней трёхмерной среды, мало того, отдельные методы уже давно воспринимаются как «тупиковые» на пути развития искусства (в контексте понимания и переосмысления адекватности восприятия). Плоскость, как и цвет, имеет самостоятельную целостность и ценность, вместе они диктуют свои условия в синтезе форм и на плоскости как таковой, - и во взаимодействии с трёхмерно-временны́м пространством. Художник уже не может удовлетвориться набором иллюзорных приёмов («иллюзионизмом»), он следует потребностям нового понимания красоты, отказавшись от неактуальных методов самовыражения и воздействия на зрителя, ищет новых же форм таковых, диалектически возвращается к лучшему из отвергнутого, и таким образом приходит к пониманию и реализации новых же ценностей. Такое понимание методов и технических, выразительных задач искусства культивировали в числе других теоретиков и мастеров В. А. Фаворский и о. Павел Флоренский, а впоследствии - самостоятельно развивал сам В. А. Фаворский. Разумеется, это не единственный «верный» путь развития современного искусства и живописи, тем не менее, многие положения такого ви́дения весьма убедительны и продуктивны. Относительно ошибочности строгого исключения живописи из пластических искусств даже теория «ортодоксального» искусствоведения также уже давно сделала переоценку. Вот что сказано не в каком-нибудь замысловатом концептуальном исследовании, а в «Популярной художественной энциклопедии»: «Искусства пластические делятся, в свою очередь, на изобразительные и неизобразительные. К первым относятся живопись, скульптура, графика, монументальное искусство… К неизобразительным - относятся архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное конструирование… Границы между изобразительными и неизобразительными искусствами не абсолютны…».Функции живописи. Как и другие виды искусства, живопись может выполнять познавательную, эстетическую, религиозную, идеологическую, философскую, социально-воспитательную или документальную функции. Однако основное и первостепенное выразительное и содержательное значение в живописи имеет цвет, который сам по себе является носителем идеи (в том числе и в силу психологических факторов воздействия и восприятия). Это весьма убедительно разъясняет и показывает, например, теория И. Иттена. Неслучайно существует такое понятие как «литературность», когда живопись, по той или иной причине, не обладая достаточными пластическими и выразительными качествами, привлекает в свой арсенал чисто повествовательную, «литературную» составляющую. Тем не менее, эволюционируя вместе с человеком и со всем миром, живопись приобрела и новое истолкование, и новое понимание задач. Так, изначально обладая явными признаками самостоятельных пластических характеристик (неслучайно одним из основных параметров, отделяющих живописную технику от графических, является мазок, предоставляющий большой диапазон именно пластических возможностей - в наибольшей степени, конечно, самому распространённому виду - масляной живописи, но и, конечно же, - многим новым её видам и техникам, подразумевающим синтез форм). Представление о путях и задачах живописи, как и все средства, и способы самовыражения, искусствознание и творческая среда - испытали на себе явное влияние развития общего познавательного процесса, но закономерно и сами они повлияли на него, коснувшись многих сторон мировоззрения и деятельности человека. Переосмысление функций живописи, как, впрочем, и всего творчества, прошло через отрицание целесообразности её как таковой («Только осознав, что это совершенно бессмысленно, можно начать творить» - говорит Р.-М. Рильке); - через осознание того, что «это глубинный иррациональный процесс» - в таком мнении сходятся не только тот же Р.-М. Рильке и правильно воспринятый, хорошо понятый им П. Клее, но и многие художники и философы; причём подготовило новое понимание искусства и его задач само их развитие: невозможно было уместить всю полноту быстротечной жизни, технических и технологических, наконец - общественных и нравственных преобразований - в прокрустово ложе идеологических и академических догм и штампов, жречески изолирующих искусство от самого развития жизни, сводящих именно к «хорошо понятным и давно известным» функциям сам этот глубинный творческий процесс. Особняком стоит живопись, создаваемая людьми, в разной степени неадекватно воспринимающими окружающую действительность, в произведениях которых не наблюдается попыток сблизиться с реалистическим её отображением. В ряде случаев такие полотна создаются лицами с отклонениями психики от общепринятой нормы и, даже, пациентами медицинских учреждений. Жанры живописи. Портрет. Портрет - изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности."На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека".[ Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров. Исторический портрет - изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемый по воспоминаниям или воображению мастера. Посмертный (ретроспективный) портрет - сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый. Портрет-картина - портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми. Портрет-прогулка - изображение гуляющего человека на фоне природы возникло в Англии в XVIII веке и стало популярным в эпоху сентиментализма Портрет-тип - собирательный образ, структурно близкий портрету Костюмированный портрет - человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа.Автопортрет - принято выделять в отдельный поджанр. Религиозный портрет (донаторский или ктиторский) - древняя форма портрета, когда человек, сделавший пожертвование, изображался на картине (например, рядом с Мадонной) или на одной из створок алтаря (часто коленопреклонённым). По характеру изображения : Парадный портрет - как правило, предполагает показ человека в полный рост. Полупарадный - обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной или поколенный срез и достаточно развитые аксессуары. Камерный портрет - используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне. Интимный портрет - является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой. Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью. Пейза́ж - жанр живописи, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Существовал с древности, но утратил своё значение в Средневековье и вновь появился в эпоху Ренессанса, постепенно став одним из важнейших живописных жанров. Марина - жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале XVII века в Голландии. Истори́ческая жи́вопись - жанр живописи, берущий своё начало в эпоху Ренессанса и включающий в себя произведения не только на сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и евангельские картины. Изображает важные для отдельного народа или всего человечества события прошлого. Бата́льная живопись - жанр изобразительного искусства, посвящённый темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий. Натюрморт - изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве. Зародился в 15 - 16 веках, но как самостоятельный жанр оформился только в 17 веке в творчестве голландских и фламандских художников. С тех пор является важным жанром в живописи, в том числе и в творчестве русских художников. Жанровая живопись является частью бытового жанра в изобразительном искусстве. Бытовые сцены с древности были предметом живописи, однако как отдельный жанр жанровая живопись сложилась лишь в средневековье, получив особенно сильное развитие в эпоху социальных перемен Нового времени. Архитектурная живопись. Живопись, главной темой которой был не природный, а архитектурный ландшафт. Включает в себя не только изображение архитектурных сооружений, но и изображение интерьеров. Анималистическая живопись это живопись, главным сюжетом для которой является изображение животных. Фурри-арт эт изображение антропоморфных животных. Декоративная живопись. Монументальная живопись это часть монументального искусства, живопись на зданиях и сооружениях. Театрально-декорационная живопись – это декорации и эскизы костюмов для театральных спектаклей и кинофильмов; наброски отдельных мизансцен. Декоративная роспись - орнаментальные и сюжетные композиции, создаваемые средствами живописи на различных частях архитектурных сооружений, а также на изделиях декоративно-прикладного искусства.

Есть произведения искусства, которые словно бьют зрителя по голове, ошарашивая и изумляя. Другие затягивают в раздумья и в поиски смысловых слоев, тайной символики. Некоторые картины овеяны тайнами и мистическими загадками, а другие удивляют непомерной ценой.

Мы тщательно просмотрели все главные достижения в мировой живописи и выбрали из них два десятка самых странных картин. Сальвадора Дали , чьи работы полностью попадают под формат этого материала и первыми приходят на ум, не включили в эту подборку намеренно.

Понятно, что «странность» - это довольно субъективное понятие и для каждого есть свои удивительные картины, выбивающиеся из ряда прочих произведений искусства. Мы будем рады, если вы поделитесь ими в комментариях и расскажете о них немного.

«Крик»

Эдвард Мунк. 1893, картон, масло, темпера, пастель.
Национальная галерея, Осло.

«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире.

Существуют две трактовки изображенного: это сам герой охвачен ужасом и безмолвно кричит, прижимая руки к ушам; или же герой закрывает уши от звучащего вокруг крика мира и природы. Мунк написал четыре варианта «Крика», и есть версия, что картина эта - плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник. После курса лечения в клинике Мунк не возвращался к работе над полотном.

«Я шел по тропинке с двумя друзьями. Солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом. Мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», - говорил Эдвард Мунк об истории создания картины.

«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?»

Поль Гоген. 1897-1898, холст, масло.
Музей изящных искусств, Бостон.

По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево - три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии.

Три женщины с ребенком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног «странная белая птица... представляет бесполезность слов».

Глубоко философская картина постимпрессиониста Поля Гогена была написана им на Таити, куда тот сбежал от Парижа. По завершении работы он хотел даже покончить жизнь самоубийством: «Я верю, что это полотно превосходит все мои предыдущие и что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее». Он прожил еще пять лет, так и получилось.

«Герника»

Пабло Пикассо. 1937, холст, масло.
Музей королевы Софии, Мадрид .

«Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин, но они очевидны. Рассказывают, что в 1940 году Пабло Пикассо вызвали в гестапо в Париже. Речь сразу зашла о картине. «Это сделали вы?» - «Нет, это сделали вы».

Огромное полотно-фреска «Герника», написанная Пикассо в 1937 году, рассказывает о налете добровольческого подразделения люфтваффе на город Герника, в результате которого шеститысячный город был полностью уничтожен. Картина была написана буквально за месяц - первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10-12 часов, и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею. Это одна из лучших иллюстраций кошмара фашизма, а также человеческой жестокости и горя.

«Портрет четы Арнольфини»

Ян ван Эйк. 1434, дерево, масло.
Лондонская национальная галерея, Лондон.

Знаменитая картина целиком и полностью наполнена символами, аллегориями и разнообразными отсылками - вплоть до подписи «Ян ван Эйк был здесь», превратившей картину не просто в произведение искусства, а в исторический документ, подтверждающий реальность события, на котором присутствовал художник.

Портрет предположительно Джованни ди Николао Арнольфини и его жены является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения.

В России в последние несколько лет картина обрела большую популярность благодаря портретному сходству Арнольфини с Владимиром Путиным.

«Демон сидящий»

Михаил Врубель. 1890, холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

«Руки противятся ему»

Билл Стоунхэм. 1972.

Эту работу, конечно, нельзя причислить к шедеврам мировой живописи, но то, что она странная, - это факт.

Вокруг картины с мальчиком, куклой и ладошками, прижатыми к стеклу, ходят легенды. От «из-за этой картины умирают» до «дети на ней живые». Выглядит картина и впрямь жутковато, что порождает у людей со слабой психикой массу страхов и домыслов.

Художник же уверял, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, что дверь - представление разделительной линии между реальным миром и миром снов, а кукла - проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Руки представляют альтернативные жизни или возможности.

Картина обрела известность в феврале 2000 года, когда была выставлена на продажу на eBay с предысторией, рассказывающей, что картина - «с привидениями». «Руки противятся ему» купил за 1025 долларов Ким Смит, который затем был просто завален письмами с жуткими историями и требованиями сжечь картину.

Жи́вопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность.

Существует два вида живописи: станковая и монументальная .

К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания. В основном это картины, созданные на мольберте (то есть станке) художника. В станковой живописи преобладают работы выполненные масляными красками, но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски и т.д.). Картины пишутся в основном на холсте, натянутом на раму или наклеенном на картон, на картоне, в прошлом широко применялись деревянные доски, могут использоваться любые плоские материалы.

Монументальная живопись выполняется непосредственно на стенах зданий и других сооружений. В прошлом преобладала живопись темперными красками по сырой штукатурке (фреска). Однако эта техника сложна, поэтому применяют и другие технологии, например масляные краски. Цветные изображения на бумаге (акварель, гуашь, пастель и др.) формально (например, по месту в коллекции) относят к графике, но эти произведения часто рассматриваются и как живописные. Все другие способы цветного изображения относятся к графике, в том числе и изображения, созданные с помощью компьютерных технологий.

Существует также узкая трактовка термина живопись как работ, выполненных масляными красками на холсте, картоне, оргалите и других подобных материалах.

Основное выразительное средство живописи - цвет - своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразительные и декоративные возможности этого вида искусства. В произведениях он образует цельную систему (колорит). Обычно применяется тот или иной ряд взаимосвязанных цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует также живопись оттенками одного цвета (монохромная). Цветовая композиция (система расположения и взаимоотношения пятен цвета) обеспечивает определенное цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь специфической для произведения частью его художественной структуры.

Другое выразительное средство живописи - рисунок (линия и светотень) - ритмически и композиционно вместе с цветом организует изображение. Красочные пигменты первоначально добывались из минералов (желто-коричневые охры - из глины, красные - из гематита, белые - из извести, черные - из угля или жженой кости, синие и зеленые - из лазурита и малахита и т. д.). Позднее появились краски, изготовленные химическим путем.

В Средние века входит в употребление темпера - краски, замешанные на яичном желтке или белке с разными добавками. Темперные изображения отличает приглушенность красочной гаммы. Темпера прочна и долговечна, не растрескивается со временем, в отличие от масляной живописи.

Масляная живопись появилась в эпоху Возрождения; ее изобретение приписывают нидерландцу Ян ван Эйку. Пигменты разводились льняным, ореховым и др. растительными маслами; благодаря этому краски быстро сохли, их можно было накладывать тонкими, прозрачными слоями, что придавало живописи особую светоносность и блеск. Недостаток масляных красок в том, что они со временем теряют эластичность, темнеют и покрываются трещинами.

Мастера 20 в. используют все многообразие техник и приемов живописи.