Появление танца. История зарождения и развития танца методическая разработка на тему

История Танца

Народный танец

История танца уходит своими корнями в глубину веков - первоисточником народного танца были движения и жесты, связанные с чувственными впечатлениями от окружающего мира, а ритуальные мистерии с только им присущими хореографическим языком и выразительностью были неотъемлемой частью духовной жизни древнего человека.

Искусство танца - это древнейшее проявление творчества народов, родившееся одновременно с появлением человека как естественная физиологическая потребность в ритмическом движении.


Танец появился из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружавшего мира. С веками, подвергшисьсь художественному обобщению, танец приобрел самостоятельно значение, и у каждого народа сложились свои танцевальные традиции. Возможно, история танца ровесница истории человечества. Нам остается только догадываться, какими были танцы в ранние эпохи. Natya Shastra – это ранняя рукопись, в которой описываетая танец. На ней зиждется современная интерпретация классического индийского танца Bharathanatyam. В европейской культуре одно из первых упоминаний о танце принадлежит Гомеру в его «Илиаде» - описывается chorea (греч. хоровод, пляска). Ранние греки преобразили искусство танцевания в систему, выражающую разнообразные страсти. Например, танец Фурий наводил ужас на всех, кто был его свидетелем. Греческий философ Аристотель поставил между танцем к поэзией знак равенства и утверждал, что танцоры благодаря телодвижениям в определенном ритме могут передавать манеры, страсти и действия. Выдающиеся греческие скульпторы изучали позы танцоров, имитирующих те или иные состояния.


Исторически танец служил частью религиозных ритуалов и общественных праздников. Доказательства этому обнаруживаются во многих документах доисторической эпохи. Вероятно, придворные танцы существовали столько же, сколько королевские дворы. Многообразие видов танцы включало в себя народные, социальные, бальные, религиозные и экспериментальные и другие формы. Большой ветвью этого искусства был Театральный Танец, который возник в Западном Мире. Истоки современного балета, танца, который все мы знаем, уходят во Францию шестнадцатого века - Эпохи Возрождения.


Балет.

Предпосылками появления балета были новые способ мышления и философия Просвещения: теперь человек становится центром вселенной и может управлять своим бытием при помощи искусств и наук. Иллюстрацией этому является выдержка: «Используя музыку, которая в точности имитировала пропорциональную гармонию планет, человек шестнадцатого века считал, что может притянуть к себе планетарные воздействия. Танец сам по себе был подражанием движению небес».


К концу XVI века придворный балет достигает пика своего расцвета: он полностью финансировался французской монархией, которая использовала его для превозношения собственного величия. Балеты стали частью роскошных, огромных праздничных феерий, которые продолжались несколько дней подряд и включали в себя все виды развлечений. На самом деле, все эти праздники были способом самовозвеличить Французский Двор.


Уже к началу XVIII века балет перекочевал из Французского Двора в Парижскую Оперу к разностороннему театральному деятелю Жану-Батисту Люлли, который «сохранил основной концепт балета – сложносоставность формы, в которой танец является неотъемлемым и значимым элементом». В течение этого столетия балет разошелся по Европе и из утонченного способа передвижения образов во время крупного представления превратился в самодостаточное искусство исполнения, называемое ballet d’action («действенный балет», балет с сюжетом). Эта новая форма почти полностью изжила искусственность, присущую придворному танцу, и установила новый закон: "искусство должно стремиться к выражению природы, естеству". В результате костюмы и хореография стали более свободными и способствующими большему раскрытию выразительных талантов тела. Отворилась дверь в мир натуралистических костюмов и обуви без каблуков - пуантов, которые предоставляли танцору большие возможности при подъеме на полупальцы.


Эпоха Романтизма начала XIX века с балетами, привлекающими внимание зрителя к эмоциям, с фантазией и богатыми духовными мирами явила начало настоящей работы на пуантах. И вот идеальная балерина (качества которой выразились тогда в легендарной Мари Таглиони) в своих туфлях, казалось, едва касается поверхности сцены и ее бесплотный дух словно не знает, что такое земля. Теперь уже взошедшие звезды женского танца полностью затмили присутствие бедных мужчин-танцоров, которых во множестве случаев переименовали в двигающиеся статуи, существующие только для того, чтобы балерины на них опирались. Эту ситуацию в начале двадцатого столетия немного изменило восхождение звезды Нижинского из Русского Балета. К этому времени уже развились знакомые нам балетные костюмы, хореография, декорации, бутафория, словом, все стало почти таким, как есть сейчас.


Современный танец.

Русский балет, начав революцию в балетном искусстве, пытался сломать устаревшие формы классического балета. В настоящее время художественные возможности балетной техники и аккомпанирующих ей музыки, декораций и мультимедиа более масштабны, чем за все время его существования. Границы, определяемые классическим балетом, постоянно раздвигаются и размываются, и все, что появляется вместо них, теперь лишь едва напоминает о традиционных балетных терминах типа «вращения».


Появилось новое мышление. Артисты танца теперь принимают во внимание качества личности, ритуальные и религиозные аспекты, примитив, выразительность и эмоциональность. В этой атмосфере произошел очередной виток развития современного танца. Внезапно возникла новая свобода в том, что теперь считалось приемлемым, что получило название признанного искусства, в котором отныне хотели творить многие люди. Все атрибуты нового искусства стали такими же значимыми, как костюмы балета – или даже ценнее их.


Большинство хореографов и танцоров начала XX века относились к балету весьма негативно. Исидора Дункан мыслила его безобразной бессмысленной гимнастикой. Марта Грэм (Грэхем) выделяла в нем европейщину и империализм, у которых с американцами нет ничего общего. Мерс Каннингхэм, несмотря на то, что использовал для преподавания некоторые основы балетной техники, подходил к хореографии и выступлению с позиций прямо противоположных традиционному балету.


Двадцатый век несомненно стал временем отрыва ото всего, на что опирался балет - временем беспрецедентного творческого роста танцоров и хореографов, временем шока, удивления и зрителей, которые поменяли свое представление о танце, временем революции.


Шестидесятые годы принесли развитие постмодернизма, который изменил курс на простоту, красоту маленьких вещей, нетренированных тел и безыскусственных, простых движений. Знаменитый манифест «Нет» отвергает все костюмы, сюжеты и «показуху» ради сырого, необработанного движения – это, наверное, самая яркая крайность этой волны новой мысли. К сожалению, отсутствие костюмов, сюжетов и бутафории не содействует успешности танцевального шоу – и спустя непродолжительное время «декорации», «художественное оформление» и «уровень шока» снова появились в лексиконе хореографов современного танца.


К восьмидесятым годам классический танец возвратился в исходную точку, а современный танец (contemporary dance) стал высокотехничным оружием профессионалов, близким политике. Две формы танца, contemporary dance и классический балет, мирно соседствуют, испытывая одна к другой лишь малейшую долю былой неприязни и почти не вступая в соперничество. Сегодня танцевальное искусство пронизано творческой конкуренцией и хореографы часто стремятся к тому, чтобы именно их работу назвали самой шокирующей. Однако до сих пор в искусстве есть красота, и танец современности поражает такими профессионализмом, силой и гибкостью, которых никогда не было доныне.





Беседа для младших школьников

«История зарождения и развития танца»

(в рамках эстетического развития)

Уважаемые ребята, вы никогда не задавались вопросом: «Что же такое танец?», - увидев на сцене или по телевизору балетный спектакль, красивый народный или эстрадный танец. «Откуда идут его истоки? Как овладеть этим искусством?». Сегодня вы узнаете историю зарождения и развития танцевального искусства.

Еще в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства.

А вы знаете, что первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом? Древний человек передавал свои впечатления об окружающем мире разнообразными движениями и жестами, вкладывая в них свое настроение, свое душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Эти действия имели ритуальное значение. И первые танцы носили ритуальный обрядовый характер.

Танец во все времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился. С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, изменялся и танец.

Выразительные танцы имели огромное значение и в быту, и в общественной жизни. Очень часто празднества начинались и сопровождались плясками. С развитием общества развивались и танцы, появлялись разнообразные формы: уже у древних греков танцы можно было разделить на священные (обрядовые, ритуальные), военные, сценические, общественно- бытовые. Примерно такие же по характеру танцы были и у других народов.

На Руси зарождение различных танцев относится к глубокой древности. Самым древним русским народным танцем был хоровод – это массовый танец, его рисунок – простой круг, олицетворял движение Солнца вокруг Земли. Позднее появились кадрили, ланцы, шестеры и т.д.

А вот первые профессиональные танцы, первые балеты возникли еще в средневековой Франции. Именно там из танцев с покачиваниями и притопами, подскоками и прыжками, называемых бранлями (от слова Branle – качание, хоровод) со временем возникла французская хореография. И до наших дней в профессиональной хореографии сохраняется терминология именно на французском языке.

В России хореография зародилась еще в VI в. до н э. и долгое время существовали различные учения и методики преподавания до тех пор, пока более ста лет назад балерина и педагог А.Я. Ваганова не создала логическую четкую систему классического танца. Именно по этой системе уже много лет обучают детей классическому танцу в балетных и хореографических школах, студиях, отделениях. Именно система А.Я. Вагановой является основой профессионального танца.

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Особенности преподавания народно - сценического танца в разных возрастных группах детского хореографического коллектива»

Педагог – хореограф

Чеснокова Т.Е

  1. Введение
  2. Значение народной культуры и народно - сценического танца в эстетическом воспитании детей.
  3. Построение урока народно – сценического танца в детском хореографическом коллективе.
  4. Возрастные особенности преподавания народно – сценического танца.

Народное искусство – это чудесная неиссякаемая сокровищница, откуда черпали и будут черпать материал, для своего творчества создатели танцев. Только любя, понимая и зная народное искусство, можно и пользоваться им, и приносить ему пользу.

Танец – своеобразная летопись жизни народа. Преобразования в жизни народа отражаются на развитии народного искусства. В хореографию приходят новые темы, сюжеты, образы. За последнее время сценический танец заметно обогатился техникой, стал более выразительным, сложным. Но по-прежнему в этих танцах отражается душа народа, подчеркивается та или иная манера исполнения.

Одной из сокровищниц народного искусства является народный танец.

И, так как здесь речь пойдет о детском народном коллективе, необходимо отметить, что народный танец является одним из важнейших средств эстетического воспитания детей.

Работать с детьми – значить ежедневно, ежечасно, из года в год отдавать ребенку свой жизненный душевный опыт, формируя его личность, развитую всесторонне и гармонично.

Одним из звеньев воспитательного процесса в целом можно считать урок народно - сценического танца, в котором воспитание и обучение неразделимы.

Прогрессивная практика обучения выделяет главные направления учебного процесса: «учить нужно легко, приятно, основательно», «учить нужно доступно и прочно».

Исходя из этого, можно выделить основные принципы процесса обучения, которые необходимо использовать в построении урока народно - сценического танца:

  1. От простого - к сложному;
  2. Доступность.

Например, при изучении элемента украинского танца - движение «бегунок», сначала разучиваем это движение по кругу в «чистом виде», только после этого его можно исполнять в сочетании с другими движениями: различными поворотами, положением рук, и далее в более сложных комбинациях.

Объяснять новый материал лучше всего просто, четко, немногословно.

В основе урока народно – сценического танца лежит построение урока классического танца, включающего в себя экзерсис у станка и на середине.

Учитывая особенности народного танца в целом, и урок строится несколько иначе, точнее - вторая половина урока. Если в классическом танце «середину» составляет adagio и allegro, то в народно - сценическом - разучивание отдельных танцевальных комбинаций и этюдов. Порядок упражнений у станка устанавливается по принципу чередования движений, тренирующих различные группы мышц.

В законченном виде урок народно – сценического танца может выглядеть так:

1) demi и grand plie.

2) Скольжение стопой по полу (battement tendu)

3) Каблучные упражнения, которые вводят в работу пятку

Опорной ноги.

4) Маленькие броски (battement tendu jete)

5) Упражнение с ненапряженной стопой (flic-flac)

6) Подготовка к «веревочке»

7) Низкие и высокие развороты колена (battement fondu)

8) Дробные выстукивания

9) Вращательные движения ногой (rond de jambe)

10) Раскрывание ноги на 90 градусов (devoloppe)

11) Зигзаги

12) Большие броски работающей ногой на 90 градусов (grand

Battement tendu jete)

13) Упражнения лицом к станку

14) Прыжки

15) Присядки

Экзерсис на середине:

  1. Вращения
  2. Разучивание отдельных танцевальных комбинаций, движений
  3. Этюды

Но в такой форме урок может строиться только в работе со взрослым

коллективом, так как детский организм не выдержит такой нагрузки.

Из приведенного выше урока народно - сценического танца необходимо отобрать лишь те привычные элементы урока, которые ребенку по силам и помогают выработать устойчивость, координацию, музыкальность, в то же время, сохраняя общую структуру урока.

Дети разных возрастов существенно отличаются друг от друга по степени умственного, нравственного и физического развития. Учитывая возрастные особенности, силы и возможности детей педагог - хореограф и должен строить урок народно – сценического танца предъявляя каждому возрасту оптимальные требования.

Известно, что особенностью младшего возраста является его эмоциональная активность, стремление к конкретной, сравнительно непродолжительной деятельности. То есть для младшего возраста урок можно построить на игровых элементах. В этом случае любой объясняемый материал будет лучше усваиваться, в силу психологических особенностей младшего детского возраста, то есть способности к активной, эмоциональной конкретной деятельности. Нельзя долго заострять внимание ребенка на отработке одних и тех же элементов. В данном случае он устает физически, рассеивается внимание. Ребенку необходима эмоциональная разрядка, смена действий, смена информации.

В подростковом возрасте важно учитывать стремление к взрослости, самостоятельности, более четкому осознанию своих действий. Здесь упражнениям у станка отводится примерно 1/3 урока, после чего можно переходить на «середину». Урок не должен быть монотонным, из каждого его, пусть краткого раздела, интересного ребенку именно новизной, надо извлечь пользу. Преподаватель сам должен решить каков удельный вес каждого движения в течение урока, и определить соотношение частей урока. Первые, самые простые движения предвосхищают более сложные и необходимы для того, чтобы потом ребенок правильно и красиво танцевал. Поначалу не надо долго задерживать внимание детей на одном движении. Слишком долгое пребывание у станка может вызвать скуку и даже потерю интереса к занятиям. «Середину» целесообразно начинать с некоторых упражнений, пройденных у станка. Здесь большое внимание уделяется координации движения ног, с движениями корпуса и головы. Постепенно занятия на «середине» усложняются: соединятся отдельные пройденные движения в небольшие этюды.

В детском коллективе старшего возраста упражнения у станка усложняются технически и по эмоциональной окраске. Время, отведенное для занятий на «середине» постепенно увеличивается за счет сокращения упражнений у станка. Упражнения, как у станка, так и на середине видоизменяются, убыстряется темп их выполнения, этюды становятся более сложными. Все новые элементы не должны «выдаваться» сразу, в течение одного урока, надо очень осторожно дать детям возможность освоить часть элементов; затем на время отложить выученный материал, подменив его новым. Правильность, четкость, точность выполнения элементов народного танца должны войты в подсознание ребенка, зафиксироваться в его мускульной памяти, стать своего рода рефлексом. Только в этом случае можно создать нужные предпосылки к успешной работе над различными танцевальными номерами.

Музыкальное содержание урока – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда уроков дети приучаются к своеобразному мелодическому мышлению. Соответственно для среднего и старшего возраста музыка подбирается более разнообразная с усложненным ритмическим рисунком и мелодической окраской. В детском коллективе младшего возраста необходимо выбирать предельно ясные мелодии, яркие, образные, особенно на первых порах. Музыкальное сопровождение на уроках должно быть органично связано с выполняемыми движениями, должно соответствовать характеру движений стилю и национальности, должно быть четко согласовано с ритмом.

Все вместе взятое воспитывает и музыкальную культуру, и вкус детей, что имеет не маловажное значение в будущем.

Серьезное место в построении урока народно – сценического танца в детском коллективе имеет и подбор репертуара и изучаемых национальностей, так как не все национальности можно брать для изучения в детском коллективе. Например, элементы русского, белорусского танца в детском коллективе младшего возраста будут усваиваться легче, чем элементы польского, узбекского танца. В детском коллективе среднего и старшего возраста соответственно репертуар должен расширяться. Можно уже для изучения брать элементы украинского, татарского, башкирского танца и других.

Дети способны усвоить невероятно много. Они активно, жадно и благодарно откликаются на слово педагога.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что не только к построению урока народно – сценического танца, но и ко всей работе с детским танцевальным коллективом в целом нужно подходить чутко, профессионально, грамотно, учитывая все специфические особенности детского возраста, с любовью к детям и к своей профессии.

Литература

1. Иноземцева Г.В. «Народный танец» - М., 1971

2. Резникова З.П. «Танцы народов мира»- М., 1959

3. Стуколкина Н.М. «Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца»-

М., 1972

4. Уральская В.И. «Природа танца» - М., 1981

5. Голейзовский К.Я. «Образы русской народной хореографии» -М.,

1964

  1. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца» - М., 2004
  2. Телегина Л.А. «Народно - сценический танец» - Самара, 2002
  3. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца:- Упражнения у станка» - М., 2003
  4. Уральская В.И. «Рождение танца» - М., 2982


С древних времен танец являлся важной частью церемоний, ритуалов и праздников.Но при этом сведений о древних танцах и их описаний до наших дней практические не дошло. Сегодня известно не так много древних танцев, у каждого из которых интереснейшая история. Правда, эти танцы в настоящее время находятся на гране исчезновения.

1. Танцы с мертвыми



Мадагаскар
Жители острова Мадагаскар раз в семь лет совершают уникальный ритуал, “танцы с мертвыми”. Во время этого обряда, сопровождаемого живой музыкой, они вскрывают склепы с останками своих родственников, достают их оттуда и заворачивают покойников в новую чистую ткань.

Из принесенных в жертву животных готовится угощение. Затем начинаются радостные танцы с покойниками на руках.

2. Пляска Св. Витта



Германия
Танцевальная мания, необъяснимый феномен средневековья XIV-XVII века, известный, как пляски Св. Витта, является одной из ранних описанных форм "массового помешательства". Десятки, сотни людей, находящихся в бессознательном состоянии, могли танцевать до полного изнеможения целыми днями и неделями, пока не валились с ног.

Впервые вспышка этой мании была отмечена в 1374 году в городе Аахене, распространившись впоследствии по всей Европе.

3. Кружение дервишей


Турция
Широко известный танец «кружащихся дервишей», «сема», имеет ритуальный смысл. Его участники, семазены, – дервиши братства мевлеви. Сема - это больше, чем танец, это магический процесс. Дервиши в процессе кружения, наклоняют головы так, что сдавливают сонную артерию, и в результате этого впадают в транс и достигают союза с божественным.

Каждый элемент символичен. Белая юбка обозначает саван, шляпа из верблюжьей шерсти - надгробную плиту. Сбрасывание черного плаща символизирует духовное возрождение. Братство мевлеви, к которому принадлежат дервиши, было основано в 13-ом столетии в Турции их наставником Мевлеви и существует до сих пор.

4. Танец Вендиго



Канада
Вендиго у индейцев-алгонкинов - это истощенные, вечно голодные монстры-людоеды со спутанными волосами и разлагающейся кожей.

У индейцев есть традиционный танец, в котором одни танцоры в сатирическом ключе изображают ужасных монстров, пожирающих людей, а другие – отважных охотников на Вендиго.

5. Тарантелла



Италия
Тарантелла - очень быстрый танец, появившийся на свет в 15-м столетии в Неаполе. Его название, по одной версии, связано с городом Таранто, по другой - с встречающимся в этих местах пауком, тарантулом. Долгое время считалось, что его укус приводит к «тарантизму», смертельной болезни, излечиться от которой можно только безудержной, неистовой пляской, в результате которой разгоняется кровь и выделяются токсины.

В те времена по Италии даже разъезжали оркестры специально для больных «тарантизмом». И только спустя 300 лет было обнаружено, что укус этого паука вовсе не смертелен, а вызывает лишь легкую опухоль вокруг ранки.

6. Танец Морриса



Англия
Танец Морриса является древней английской традицией. Многие полагают, что танец зародился в далеком языческом прошлом Англии, как ритуальный танец плодородия у кельтов. Другие же считают, что возник он гораздо позже.

В 16-м веке в европейских дворах стали очень популярны танцы с использованием тщательно продуманных костюмов, с колокольчиками на голенях. Этот танец в Великобритании танцуют и по сей день.

7. Танцы в честь Качина



Аризона, Юта, Колорадо/США
Согласно хопи, все в природе наполнено духами Качина, которые полгода живут вместе с индейцами в их деревнях, а в конце июля возвращаются в свой мир. Провожая Качина, хопи целых восемь дней исполняют в их честь танец.

Пятьдесят танцоров в масках и цветных костюмах, изображая духов, танцуют весь день под звуки барабанов и песнопений. По окончании праздника, как считали хопи, духи отправлялись до ноября в горы, по своим домам.

8. Танец с саблями



Пакистан/Непал
Танцы с саблями - один из самых распространенных ритуалов в мире. В Пакистане и Непале они являются обязательным атрибутом свадеб и других торжеств. С Крита они пришли в Древнюю Грецию. Широко распространились и в Европе, особенно в областях, соседствующих со Священной Римской империей и Страной Басков. В течение примерно четырех тысячелетий мировые культуры развивали эти танцы. Они стали неотъемлемым компонентом боевых искусств.

В Китае танец с саблями стал также одним из четырех главных танцев китайской Оперы. Только османы запретили исполнение танцев с саблями, полагая, что под этим предлогом будет приобретаться оружие для движения Сопротивления.

9. Ритуальный танец кандобле


Бразилия
Странная и загадочная религия кандобле, запрещенная до середины ХХ века, появилась в Бразилии в результате завоза сюда рабов из Африки. Одним из основных ее ритуалов является танец с бесконечным повторением однообразных движений, в результате чего танцор впадает в состояние транса.

Считается, что при этом в него вселяется один из богов, общаясь с которым, можно очистить свою душу. Исполняется танец в сопровождении бразильского барабана и погремушек.

10. Танец Залонго



Греция
Это не совсем танец, и эту историю знает каждый грек. Это был акт массового самоубийства перед лицом геноцида. В 1803 году после подписания мирного соглашения, вассал османской империи Али-Паша нарушил его и напал на сулиотов с целью порабощения их женщин и уничтожения мужчин. В знак протеста группа из 50 женщин с младенцами на руках поднялась на утес Залонго. Сначала они сбросили с него своих детей, а после этого прыгнули и сами.

Слухи об этом разнеслись повсюду, по османским землям и Европе, художники и поэты обессмертили этих женщин в своих поэмах и картинах. Говорили, что женщины при этом танцевали и пели народные песни, но, возможно, эта деталь была добавлена позднее для усиления эффекта.

БОНУС

Танец живота – один из самых древних и загадочных видов танцевального искусства. Его история окутана загадками и тайнами. Восточная культура всегда привлекала своей красотой и особенным шармом.

Сейчас существует множество легенд, связанных с историей возникновения танца живота и его исполнительницами. Каждый может представить гибкую красавицу, гармонично двигающуюся под ритмичную музыку. Однако мало кто может с уверенность ответить на вопрос «откуда взялся танец живота?» и верно ли мы его понимаем.

ВЕРСИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТАНЦА ЖИВОТА. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ.

Существует интересная легенда, описывающая появление танца живота как случайность. Якобы, однажды пчела залетела под развивающиеся одежды уличной танцовщицы. Насекомое сбил с толку прекрасный аромат масел, исходящей от девушки. Плясунья, не прерывая свое выступление, пыталась избавиться от докучливой пчелы, извиваясь во время танца. Делала это девушка весьма грациозно и пластично, поэтому случайные зрители приняли это за особый вид танца и пришли в настоящий восторг. Смышленая девушка, заметив успех и внимание, продолжала двигаться новым невиданным образом, демонстрируя красивые линии тела и рук. Такой танец многим пришелся по душе и стал распространяться.

Конечно же, это всего лишь легенда. История возникновения танца живота длилась намного дольше, чем выступление одной прекрасной девушки. Корни восточного танца уходят глубоко в историю, и даже сейчас невозможно точно определить точное место рождение танца живота.

Принято считать, что основой танца живота были древние ритуальные танцы, которые несли сакральный смысл. Они восхваляли женское начало, богинь плодородия и женщин в целом. Танец живота символизировал то, что в обществе того времени считалось божественным предназначением каждой женщины: процесс зачатия ребенка, вынашивание плода и сами роды. Однако постепенно танец стал терять свое сакральное значение и приобрел более светское направление.

Если говорить о месте, где зародился танец живота, то многие исследователи склоняются к Древнему Египту. Однако стоит отметить, что свою лепту в создание этого вида танца привнесли многие народы. Так, изначально разнообразный и насыщенный египетский танец дополнили танцовщицы из Индии. Это были гибкие и утонченные баядерки, с прекрасной хореографической подготовкой. Их движения руками были уникальными и несли особенное значение. Также повлияли и близкие соседи египтян: персы, сирийцы, палестинцы и некоторые страны Африки. Свой вклад внесли и кочевники-цыгане. Долгие столетия их собственные фольклорные танцы сочетались с индийскими, арабскими, еврейскими и испанскими традициями. В Греции танец выражал эмоции более энергично, ярко и резко. В Турции параллельно с ростом территории появлялось все больше народных танцев, которые постепенно смешивались между собой. Благодаря этому возникло широкое разнообразие движений, новые необычные ритмы и формы.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ТАНЦА ЖИВОТА. НЕВЕРНОЕ НАЗВАНИЕ.

Египет для Европы открыл Наполеон. Искушенные европейцы заинтересовались новой неизведанной культурой. Интерес подогревали писатели и художники, успевшие первыми побывать в загадочной стране, которые спешили во всех красках описать красоты востока, в том числе и туземных красоток-танцовщиц. Не отставали и первые путешественники, рассказывавшие о восточной культуре, как о чем-то волшебном, экзотическом и эротическом. Поэтому интерес был высок, и этим смогли удачно воспользоваться.

Уже в 1889 Париж впервые увидел так называемый «восточный танец». Несколькими годами позднее один импресарио подобных шоу решил привлечь как можно больше публики, использовав откровенное и вызывающее по меркам того времени название на афишах - "Danse Du Ventre" («танец живота»). Ожидаемого эффекта удалось достичь. Многие были готовы платить любые деньги, чтобы увидеть полуобнаженных экзотических танцовщиц. Идея и стиль танца сразу же полюбилась и в Голливуде. Это оказало сильное влияние на дальнейшее распространение «танца живота». Популярность шоу с участием восточных танцовщиц росла, и название плотно «приросло» к самому стилю их танца.

Позже это название пытались толковать по-разному, вновь придавая танцу глубокое значение. Например, некоторые придерживаются версии, что танец живота подразумевает «танец жизни» (животом называли жизнь несколько столетий назад). А жизнь ассоциируется именно с женщиной, матерью-землей и плодородием.

Также «bellydance» мог быть просто неверным истолкованием термина «беледи» (baladi). Это означало «родина» в самом широком понятии слова. Это был египетский фольклорный стиль танца, который танцевали в деревнях по различным поводам, чаще всего в доме, в кругу родных.

На данный момент существует более 50 стилей восточного танца. Каждый из них в разной степени насыщен элементами, присущими тому или иному народному танцу, который много веков назад сформировал основу «танца живота».

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСТОЧНОМУ ТАНЦУ



ПОНЕДЕЛЬНИК

ВОСКРЕСЕНЬЕ

СТОИМОСТЬ ЗАНЯТИЙ в ГРУППЕ

ПРОБНЫЙ УРОК:

1
час
600 руб.
200 руб.

2
часа
1 200 руб.
300 руб.

3
часа
1 800 руб.
400 руб.

РАЗОВЫЕ ЗАНЯТИЯ:

1
час
600 руб.

АБОНЕМЕНТЫ: *

1
час в неделю
4-5 часов в месяц
2 000 руб.
1 900 руб.
438 руб./час

2
часа в неделю
8-10 часов в месяц
4 000 руб.
3 200 руб.
369 руб./час

Истоки танцевального искусства заложены в глубокой древности. Свидетельство тому - наскальные рисунки с изображением танцующих фигур, созданные предположительно в период неолит (8 - 5 тыс. лет до н.э.).

До сих пор не существует единого мнения о первенстве рождения танца, песни или музыки, неоспоримо одно - появление танца связано с осознанием ритма в качестве сопровождения определённой последовательности телодвижений. Эти ритмические телодвижения могли нести в себе различное содержание, что послужило впоследствии поводом к созданию множества теорий о происхождении танца (его предшественниками называли игру, магические или религиозные ритуалы, эротические инстинкты и т.п.). Любая из теорий имеет право на существование, а также не может считаться и единственно верной. Их внимательное изучение подтверждает вывод - во все времена танец имел важное значение в общественной жизни человека, в его гармоничном, эстетическом и физическом развитии.

Уже на первом этапе своего существования танец пытался в общественной форме отображать действительность, отбирать наиболее типические его черты, придавать им определённый образ. Первой музыкой для танцующих были звуки барабанов, шум звенящих браслетов и амулетов, первым гримом служила раскраска лица, имитирующая кровь, а первым опытом актёрской выразительности - подражание различным животным. Всё это довелось увидеть исследователям в начале XX столетия у индейцев Бразилии и некоторых индейских племён Северной Америки.

Кроме подражательной, танец нёс и воспитательную функцию. Американский исследователь запечатлел пример исполнения воинственного танца 33 шеренгами по 33 человека в каждой. Эта огромная масса танцующих, действуя удивительно слаженно, отображала силу и мощь войска.

Рождение искусства танца

Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них своё настроение, своё душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Сам же танец всегда, во всем времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу народа, у которого он зародился. С изменением социального строя, условий жизни менялся характер и тематика искусства, изменялся и танец. Своими корнями он глубоко уходил в народное творчество.

Пляски были очень распространены у народов древнего мира. Танцующие стремились к тому, чтобы каждое движение, жест, мимика выражали какую-нибудь мысль, действие, поступок. Выразительные танцы имели огромное значение и в быту, и в общественной жизни. Очень часто празднества начинались и сопровождались плясками.

Для человека первобытного общества танец -- это способ мышления и жизни. В танцах, изображающих животных, отрабатываются охотничьи приемы; танцем выражаются моления о плодородии, о дожде и о других насущных нуждах племени. Любовь, труд и обряд воплощаются в танцевальных движениях. Танец в этом случае настолько связан с жизнью, что на языке мексиканских индейцев тарахумара понятия "труд" и "танец" выражаются одним и тем же словом. Глубоко воспринимая ритмы природы, люди первобытного общества не могли не подражать им в своих танцах.

Первобытные танцы обычно исполняются группами. Хороводные танцы имеют конкретное значение, определенные цели: изгнать злых духов, исцелить больного, отогнать беду от племени. Самое распространенное движение здесь -- топанье, возможно, потому, что оно заставляет землю трепетать и покоряться человеку. В первобытных обществах распространены танцы на корточках; танцующие любят кружиться, дергаться и скакать. Скачки и кружения доводят танцующих до экстатического состояния, заканчивающегося иногда потерей сознания. Танцующие обычно не носят одежды, зато носят маски, сложные головные уборы и часто раскрашивают свое тело. В качестве аккомпанемента используются топанье, хлопки в ладоши, а также игра на всевозможных барабанах и дудках из природных материалов.

У первобытных племен нет регламентированной техники танца, но великолепная физическая подготовка позволяет танцующим полностью отдаваться танцу и плясать с абсолютной самоотдачей, вплоть до исступления. Танцы такого рода до сих пор можно увидеть на островах южной части Тихого Океана, в Африке и в Центральной и Южной Америке.

Важные наглядные сведения о развитии танца в Древнем Египте можно почерпнуть из иероглифических записей, деревянных рельефов, изображений, высеченных на камне, скульптуры и разных предметов из древних гробниц. В Абидосе -- месте, где, по верованиям египтян, был похоронен бог мертвых Осирис, -- в период летнего солнцеворота проводились обряды с танцами и музыкой. Группы певцов и танцовщиков жили при храмах и участвовали в поклонении богам. Одним из главных праздников был обряд, посвященный быку Апису, с тайными танцами, исполняемыми «служителями» быка.

Чувство театральности было очень сильно у людей Древнего Египта. Даже их храмовые танцовщики исполняли акробатические трюки, и на рельефах можно видеть женщину, делающую шпагат, или женщину, которую подбрасывают в воздух и затем подхватывают два партнера, а также мужчину, стоящего на одной ноге и собирающегося сделать пируэт.

Погребальные и церемониальные танцы отличались строгостью и простотой, но со временем стали возникать и другие, более декоративные виды танца. Рабов и рабынь обучали танцам для домашних развлечений. В Египет привозились танцовщики из других стран. Имелись странствующие труппы профессиональных актеров, которые разыгрывали пантомимы, исполняли акробатические номера под аккомпанемент бубнов и кастаньет. Некоторое время пользовались популярностью танцы негров-пигмеев.

В произведениях древних поэтов, писателей, художников встречаются названия танцев и их участников, описываются правила исполнения.

Так, например, древнегреческий поэт Гомер в «Илиаде» описал хоровод, а в «Одиссее» - мужской дуэт на фоне танцующих юношей. Лукиан написал целый трактат «Диалог о танце». Описания танцев мы можем встретить и у Аристотеля, Филострата, в трагедиях Эсхила, Софокла, Еврипида, в комедиях Аристофана. О характере древнегреческих танцев рассказывают и многочисленные изображения танцовщиков и танцовщиц на барельевах, в вазописи, в скульптуре. Наиболее известны барельеф «Танцующие молодые гречанки», вазовая живопись «Кордакс» и «Сикиннис», скульптуры - «Танцующая гречанка», «Танцующая Менада», знаменитые Танагрские статуэтки, «Бегущий Меркуриий».

Танцы древних греков можно разделить на священные (обрядовые, ритуальные), военные, сценические, общественно-бытовые. Примерно такие же по характеру танцы были и у других народов.

Священные пляски по преданию были перенесены в Грецию из Египта Орфеем. Он увидел их во время храмовых празднеств египтян. Но движения, жесты он подчинил своему ритму, и они стали больше соответствовать характеру и духу греков. Эти пляски исполнялись под звуки лиры, отличались строгой красотой. Праздники, а значит и танцы, часто посвящались разным богам: Дионису, богине Афродите, Афине. Они отражали определённые дни трудового календарного года.

Военные пляски в Древней Греции играли большую роль в воспитании мужества, патриотизма, чувства долга у юношества. Обычно военные, пиррические пляски исполняли двое. Существовали такие массовые пиррихии, в которых танцевали одни юноши, а иногда вместе с юношами плясали и девушки. Военные пляски воспроизводили бой, различные боевые перестроения, это были сложные хореографические композиции. В рувках у танцующих были луки, стрелы, щиты, зажженные факелы, мечи, копья, дротики. В сюжетах героических танцев, как правило, находили отражение мифы и предания о героях.

Сценические танцы древних греков были частью театральных представлений, причём каждому жанру соответствовали свои танцы. Во время танцев исполнители отбивали такт ногами, для этого они надевали особые деревянные или железные сандалии, иногда отбивали такт руками с помощью надетых на средние пальцы своеобразных кастаньет - устричных раковин.

Общественно-бытовые танцы сопровождали семейные и личные торжества, городские и общегосударственные праздники. Различались танцы домашние, городские, сельские. Они были разнообразны по тематике и композиционному рисунку, по составу исполнителей. Именно общественно-бытовые танцы оказывали большое влияние на возникновение сценического танца.

Суровые римские воины первых веков наше эры особенно любили воинственные танец в память похищения сабинянок. Его, по преданию, ввёл Ромул. Были и танцы жрецов, прославляющие богов, они напоминали скорее торжественное шествие.

Во время упадка Римской империи танцы и пантомимы превратились в безнравственные зрелища, и почтенные граждане Рима относились к ним с презрением. О танцах римлян в своих трактатах писали Цицерон и Гораций.