Презентация ко дню славянской культуры и письменности. Сценарий внеклассного мероприятия и презентация на тему «День славянской письменности


Ежегодно 24 мая во всех славянских странах отмечают День славянской письменности и культуры

и торжественно прославляют создателей

славянской письменности

святых Кирилла и Мефодия - учителей словенских.


Впервые День славянской письменности

в современной России отмечался в 1986 году. Ежегодно адрес праздника менялся:

в 1986 году это был Мурманск, в 1987 году – Вологда, в 1988 году – Новгород, в 1989 году – Киев, в 1990 году – Минск…

Праздник многолик и разнообразен.

Он обращает людей

не только к истокам письменности,

но и будит творческое начало, повышает гражданскую активность, пробуждает национальное самосознание.

Праздник 24 мая далеко превосходит рамки культуры родственных славянских народов, имеет широкий общественный резонанс, демонстрирует нашу духовную близость к древнерусской культуре и выражает огромную созидательную потребность

в осознании любви к своему народу, к своей Родине.


В 2013 году мир

отметил 1150 лет

со времени возникновения славянской письменности –

в городе Плиске, тогдашней столице Болгарии, солунские братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита.


Сегодня россияне отмечают особый праздник –

праздник родного слова, славянской культуры и христианского просвещения.

которые стали первыми просветителями Руси.


Этот день стал отмечаться в России

со второй половины 19 века, но по некоторым

причинам был предан забвению.

Лишь с 1991 г. указом Президента Российской Федераци

и ему был присвоен статус государственного праздника, что свидетельствует о его огромной значимости.


История создания азбуки

Новый алфавит получил название «кириллица»

по имени одного из братьев, Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом.

А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий.

Кирилл, который с малых лет проявил большие способности и в совершенстве постиг все науки своего времени, а также изучил многие языки, на основе греческой создал славянскую азбуку. Он существенно изменил греческую азбуку, чтобы более точно передать славянскую звуковую систему.


Были созданы две азбуки - глаголица и кириллица.

Кроме того, братья-греки перевели на славянский язык Евангелие, Апостол и Псалтырь. День памяти этих святых как День славянской письменности и культуры начали праздновать в Болгарии еще в 19 веке, а затем эта традиция перешла и в другие страны: Россию, Украину, Белоруссию, Молдову. В настоящее время этому празднику посвящаются научные форумы, проводятся фестивали, выставки, книжные ярмарки, поэтические чтения, смотры художественной самодеятельности, концерты и другие разнообразные культурные мероприятия.

Кстати, за вклад святых Кирилла и Мефодия

в культуру Европы Папа Иоанн Павел II в 1980 году объявил их покровителями Старого континента.


День памяти первоучителей славянских народов – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия


История праздника

  • 1986 г. – возрождение праздника
  • 1991 г. – утвержден как государственный праздник
  • Каждый год какой-нибудь город России становится хозяином праздника
  • Во всех городах проводятся фестивали, концерты


Славянские азбуки: кириллица и глаголица

Глаголица

Кириллица

В 893 г. появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу во всех славянских странах

Кирилл и Мефодий "переложили" звуки славянского языка

на пергамент

с помощью

той глаголицы.

Начертания букв

не сохранились

Церковно-славянский алфавит

Русский алфавит





Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей, -

Остромирово Евангелие - 1057 г.

Во времена Петра Великого были внесены изменения

в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены

из алфавита. Новый алфавит стал беднее по содержанию,

но проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название " гражданский ". В 1918 году была проведена

новая реформа алфавита, и кириллица потеряла

ещё четыре буквы: ять, и(I), ижицу, фиту.


«Букварь в лицах»

Кариона Истомина


Карион Истомин – известный издатель, педагог, переводчик, общественный деятель XVII века. Образование получил в Славяно-греко-латинской академии. На Московском Печатном Дворе работал писцом, чтецом (корректором), справщиком (редактором) и, наконец, издателем. Преподавал греческий и латинский языки в типографской школе. Был придворным поэтом и учителем детей царской фамилии, как Симеон Полоцкий. Для обучения царских детей (в том числе и юного Петра I) создал несколько учебных книг, сохранившихся в рукописях, в том числе «Грамматику малую». Но главная его заслуга заключается в создании «Букваря в лицах», т.е. лицевого (иллюстрированного) букваря, работа над которым продолжалась в течение нескольких лет.


Сначала был подготовлен рукописный экземпляр, расписанный золотом и красками, который составитель поднес в 1692 году матери Петра I, царице Наталии Кирилловне, для ееёвнука, царевича Алексея. Другой экземпляр рукописного букваря получили двоюродные сестры царевича, малолетние дочери царя Иоанна Алексеевича.

Одновременно шла работа по подготовке к изданию «Букваря» для более широкого его распространения. Но для издания типографским способом «Букварь» представлял определенные трудности, так как был богато иллюстрирован. Для исполнения своего замысла К. Истомин привлёк известного гравера – печатника Леонтия Бунина, специалиста по гравированию

на медных пластинках. Ему принадлежал стан для печатания гравюр с медных досок. В то время такого стана не было даже

в старейшем центре российского книгопечатания –

в Московском Печатном Дворе.


Печатное издание «Букваря» вышло в 1694 году

в Московском Печатном Дворе тиражом

106 экземпляров.

Букварь имеет 44 листа и открывается фронтисписом, на котором дан текст в фигурной рамке, поясняющий содержание и назначение книги.



Всего в нём более

400 рисунков. Заканчивается каждая страница стихами,

в которых также называются предметы

на нужную букву.

Например, стихи

на букву «К».


так как тексты книг вместе

с иллюстрациями, помимо обучения чтению, расширяли

кругозор учащихся.

Данный «Букварь» представляет большой интерес еще и потому, что его составитель использовал принцип наглядности обучения вслед за чешским педагогом Яном Амосом Коменским,

с произведениями которого был знаком. В этом «Букваре»,

в отличие от предыдущих (например, от азбуки И.Федорова), отсутствуют слогосочетания.


Подобные приёмы только через

сто с лишним лет, в XIX веке, были использованы в русских букварях. Одновременно с обучением чтению ребёнок обучался письму. Учащимся предлагаются различные начертания печатных и строчных букв. Копируя образцы письма, учащиеся лучше усваивали материал. Из церковных текстов в «Букварь» включены краткие молитвы. Укажем и ещё одно несомненное достоинство

« Букваря» К. Истомина, которое отражает прогрессивное мировоззрение составителя, – букварь предназначен для обучения мальчиков и девочек –

« имущим учитися отрокам и отроковицам мужем и женам писати».


Ценность «Букваря» состоит ещё и в типографском его исполнении. Издание было значительным шагом вперёд в развитии книгопечатания,

в распространении русской гравюры на металле.

Таким образом, на пороге XVIII века был создан новый учебник, отражающий педагогические идеи русского просветителя, новые тенденции русского искусства XVII века, западноевропейские художественные веяния и энциклопедические представления русского человека XVII века. Издание, безусловно, является памятником книжной культуры, показывает уровень развития образования и педагогической мысли и является предтечей развития просвещения в XVIII веке.


И будет славить Русь родная Святых апостолов славян, И, сладким звуком их имён Свои молитвы оглашая, Из века в век, из рода в род Она их память соблюдёт!

Слайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ
дня славянской письменности и культуры
авторы: Большакова Софья, Мишина Марина, ученицы 8 класса Быковской СОШ № 14

Слайд 2

Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный – речь. И.Бунин

Слайд 3

«Кириллица» Так вот они – наши истоки, Плывут, в полумраке светясь, Торжественно – строгие строки, Литая славянская вязь. Так вот где, так вот где впервые Обрёл у подножия гор Под огненным знаком Софии Алмазную твёрдость глагол. Великое таинство звука, Презревшее тленье и смерть, На синих днепровских излуках Качнуло недвижную твердь. И Русь над водой многопенной, Открытая вольным ветрам, «Я есмь!» - заявила Вселенной, «Я есмь!» - заявила векам.

Слайд 4

В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, а не на чужом и непонятном – латинском, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание!

Слайд 5

НАЧАЛО СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
С детства мы привыкаем к буквам нашего русского алфавита и редко задумываемся о том, когда и как возникла наша письменность. Начало письменности - особая веха в истории каждого народа, в истории его культуры. В глубине тысячелетий и столетий обычно теряются имена создателей письменности того или иного народа или языковой семьи. Но у славянской письменности совершенно удивительное происхождение. Благодаря целому ряду исторических свидетельств нам известно о начале славянской письменности и о ее создателях - святых Кирилле и Мефодии.

Слайд 6

Родиной братьев Константина (так звали святого Кирилла до принятия им монашества) и Мефодия была Македонская область Византии, а именно главный город области - Фессалоники, или по-славянски Солунь. Отец будущих просветителей славянских народов принадлежал к высшему слою византийского общества. Мефодий был старшим, а Константин младшим из семи его сыновей. Год рождения каждого из братьев точно неизвестен. Исследователи относят год рождения Мефодия ко второму десятилетию IX века.

Слайд 7

Константин очень рано научился читать и удивлял всех своей способностью к освоению других языков. Он получил всестороннее образование при императорском дворе в Константинополе под руководством лучших в Византии наставников, среди которых выделялись будущий Константинопольский патриарх Фотий - знаток античной культуры, создатель уникального библиографического свода, известного под названием «Мириобиблион», - и Лев Грамматик - человек, удивлявший соотечественников и иностранцев своей глубокой ученостью, знаток математики, астрономии и механики.

Слайд 8

«Учить без азбуки и без книг - это все равно, что писать беседу на воде», - отвечал Константин Философ византийскому императору Михаилу, когда тот предложил ему отправиться с просветительной миссией к моравским христианам. Константин Философ составил славянам азбуку и вместе с братом перевел первые тексты из Евангелия и Псалтири. Таким образом, 863 год в истории славянской культуры отмечен как год создания славянской азбуки, ознаменовавшей начало славянского просвещения.

Слайд 9

История создания славянской письменности имеет одну весьма интересную загадку. В IX веке у славян появились практически одновременно две системы: одна получила название глаголицы, а другая - кириллицы. Какая из азбук - кириллическая или глаголическая - была изобретена Константином Философом? Многие ученые склонны считать, что первой славянской азбукой была глаголица. Другие считают, что святой Кирилл изобрел кириллицу. Может быть, первоучителями славян были созданы обе эти системы письма, но в дальнейшем наибольшее распространение получила кириллица, которая стала основой современной русской азбуки. Но как бы впоследствии ни разрешились наукой эти вопросы, свидетельство исторических источников о братьях Кирилле и Мефодии, как о создателях славянской письменности и книжной культуры, остается неизменным.

Слайд 10

Слайд 11

Он самый молитвенный в мире, Он волею божьей возник, Язык нашей дивной Псалтири И святоотеческих книг.

Слайд 12

Начиная с 1992 года празднование Дня славянской письменности и культуры в нашей стране приобретает государственный характер. Вот уже более 20-ти лет 24 мая к памятнику святым братьям, что на Славянской площади, направляются крестные ходы из московских храмов, а Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершает праздничный молебен в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Слайд 13

КОЛОМНА
ДМИТРОВ
СЕВАСТОПОЛЬ
КИЕВ
СЛОВАКИЯ
МАКЕДОНИЯ
КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

Слайд 14

День славянской письменности и культуры - это праздник просвещения, праздник родного слова, родной книги, родной литературы, родной культуры. Обучаясь различным наукам на родном языке, мы, по выражению древнерусского летописца, пожинаем то, что было посеяно древнейшими просветителями Руси, воспринявшими письменность от первых учителей славянских народов - святых Кирилла и Мефодия.

Слайд 15

Слайд 16

1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) 2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863) 3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии) 4.Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл?(Константин) 5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий) 6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец) 7.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ) 8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества? (Киев) 9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники? (Глаголицей) 10.Какой язык является древнейшим литературным языком? (Славянский) 11.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском языке. («Повесть временных лет», «Русская правда» - свод законов, «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.) 12.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской» (По Указу Петра Первого) 13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)
Викторина

Слайд 17

14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы) 15.Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров) 16.Когда вышла его первая книга и как она называлась?(в XVI в.,«Апостол») 17.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица) 18.Какие буквы придумали в XVIII веке для звуков, не существовавших в старославянском языке? (ё, й) 19.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию? (Михаил -III) 20.Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей» (Ломоносов) 21.К какой группе языков относятся славянские языки? (Индоевропейской) 22.К какому алфавиту восходит кириллица? (К греческому уставному письму) 23.На какие три большие группы подразделяются современные славянские языки? (Восточнославянские, западнославянские, южнославянские) 24.Как назывались церковные рукописи, «написанные русскими письменами», которые видел Константин в Корсуне (Крым)? (Евангелие, Псалтырь) 25.Назовите первый датированный письменный памятник древнерусского языка (Остромирово Евангелие) 26.Когда образовались три самостоятельных языка: русский, украинский, белорусский? (В XIII-XVI в.в.)

Слайд 2

День памяти первоучителей славянских народов – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

Слайд 3

История праздника

  • 1986 г. – возрождение праздника
  • 1991 г. – утвержден как государственный праздник
  • Каждый год какой-нибудь город России становится хозяином праздника
  • Во всех городах проводятся фестивали, концерты
  • Слайд 4

    О жизни Кирилла и Мефодия

    Кирилл (род. в 827 г. , до принятия монашества – Константин) и Мефодий (род. в 815 г., мирское имя неизвестно) родились в семье византийского военачальника из г. Фессалоники (Греция).

    Слайд 5

    Св. Мефодий

    Св. Мефодий – высокопоставленный воин, правивший около 10 лет одним из славянских княжеств, подчиненных Византии, что дало ему возможность научиться славянскому языку.

    Слайд 6

    Св. Кирилл

    Св. Кирилл с малых лет отличался умственными способностями. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из Отцов Церкви – Григория Богослова (IV в.).

    Слайд 7

    О жизни Кирилла и Мефодия

    В 861 году император вызвал святых Константина и Мефодия из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди.

    Слайд 8

    В 863 году посольство правителя Великоморавской державы (Чехия, Словакия, Богемия, часть Австрии и Венгрии) князя Ростислава просило у императора Михаила прислать учителей для проповеди в недавно принявшей христианство стране.

    Слайд 9

    С помощью брата Мефодия Кирилл за 6 месяцев составил славянскую азбуку (т.н. глаголицу) и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие Апракос, Апостол, Псалтирь и избранные службы.

    "…пойду с радостью, если у них есть буквы для их языка… Учить без азбуки и без книг все равно, что писать беседу на воде".

    Св.Кирилл.

    Слайд 10

    • В 868 г. Папа Римский Андриан II освятил переведенные братьями богослужебные книги, благословив проведение литургии на славянском языке.

    "Если же кто из учителей ваших дерзновенно начнет соблазнять вас, порицая книги на языке вашем, да будет отлучен пока не исправится. Такие люди суть волки, а не овцы…"

    Андриан II.

    Слайд 11

    14 февраля 869 в возрасте 42 лет Кирилл умирает в Риме

    «Мы тянули с тобой, брат, одну борозду, как супруг волов, и вот, я падаю на гряде, кончаю жизнь свою. Я знаю, ты очень любишь свой родной Олимп. Смотри же, не покидай даже ради него наше служение…».

    Слайд 12

    После смерти брата Мефодий продолжает евангельскую проповедь среди славян

    Благодаря деятельности св. Мефодия, и чехи, и поляки вступили в военный союз с Моравией, противостоящей влиянию немцев.

    «Я не молчал из страха и всегда бодрствовал на страже».

    Слайд 13

    К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности

    В Русской Православной Церкви память святых равноапостольных просветителей славян чествуется с XIвека

    Память каждого из св. братьев отмечается в дни их кончины: Св. равноап. Кирилл – 14 февр.(по ст. ст.)/27 февр. (по нов. ст.). Св. равноап. Мефодий– 6 апреля/19 апреля. Общая церковная память отмечается 11 мая/24 мая.

    Слайд 14

    Истоки русской письменности

  • Слайд 15

    Славянские азбуки: кириллица и глаголица

    Глаголица.

    Кирилл и Мефодий "переложили" звуки славянского языка на пергамент с помощью той глаголицы.

    Начертания букв не сохранились.

    Кириллица.

    В 893 г. появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу во всех славянских странах

    Русский алфавит.
    Церковно-славянский алфавит.

    Слайд 16

    Кириллическое письмо

    Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита.

    Устав - это такое письмо, когда буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона - они как бы "уставлены".

    Слайд 17

    С середины XIV столетия получил распространение полуустав, который был менее красив, чем устав зато позволял писать быстрее.

    Появился наклон в буквах, их геометричность не так заметна; перестало выдерживаться соотношение толстых и тонких линий; текст уже делился на слова.

    Слайд 18

    В XV веке полуустав уступает место скорописи.

    Рукописи написанные "скорым обычаем", отличает связное написание соседних букв, размашистость письма. В скорописи каждая буква имела множество вариантов написания. С развитием скорости появляются признаки индивидуального почерка.

    Слайд 19

    Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей, - Остромирово Евангелие - 1057 года.

    Во времена Петра Великого были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал беднее по содержанию, но проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название " гражданский ". В 1918 году была проведена новая реформа алфавита, и кириллица потеряла еще четыре буквы: ять, и(I), ижицу, фиту.

    Посмотреть все слайды