Проблемы и перспективы нефтяной отрасли. Перспективы развития нефтегазового комплекса россии на мировом рынке энергоресурсов

План

Введение…………………………………………………………………………...1

1. Нефтяная промышленность и ее значение в экономике страны…………..3

2. Основные нефтегазоносные провинции России. Особенности развития и размещения нефтеперерабатывающей промышленности…………………….4

3. Система нефтепроводов России………………………………………………5

4. Современные проблемы и основные направления дальнейшего развития и размещения нефтяной промышленности России………………………………6

5. Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти………………………………………………………………8

Список используемой литературы……………………………………………...12

Введение

Нефтяная промышленность является составной частью ТЭК - многоотраслевой системы, включающей добычу и производство топлива, производство энергии (электрической и тепловой), распределение и транспорт энергии и топлива.

Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти.

Цель нефтеразведки - выявление, геолого-экономическая оценка и подготовка к работе промышленных залежей. Нефтеразведка производиться с помощью геологических, геофизических, геохимических и буровых работ. Процесс геологоразведочных работ подразделяется на два этапа: поисковый и разведочный. Первый включает три стадии: региональные геолого-геофизические работы, подготовка площадей к глубокому поисковому бурению и поиски месторождений. Второй завершается подготов1ой месторождения к разработке.

Нефть известна давно. Археологи установили, что ее добывали и использовали уже за 5- 6 тыс. лет до н.э. Наиболее древние промыслы известны на берегах Евфрата, в Керчи, в китайской провинции Сычуань. Считают, что современный термин „нефть" произошел от слова „нафата", что на языке народов Малой Азии означает просачиваться. Упоминание о нефти встречается во многих древних рукописях и книгах. В частности, уже в Библии говорится о смоляных ключах в окрестностях Мертвого моря.

Ни одна проблема, пожалуй, не волнует сегодня человечество так, как топливо. Топливо – основа энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта . Без топлива немыслима жизнь людей.

Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы. Это четко отражает "приходная часть" топливно-энергетического баланса.

1. Нефтяная промышленность и ее значение в экономике страны

Топливно-энергетический комплекс тесно связан со всей промышленностью страны . На его развитие расходуется более 20% денежных средств. На ТЭК приходиться 30% основных фондов и 30% стоимости промышленной продукции России. Он использует 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, потребляет 2/3 труб в стране, дает больше половины экспорта РФ и значительное количество сырья для химической промышленности. Его доля в перевозках составляют 1/3 всех грузов по железным дорогам, половину перевозок морского транспорта и всю транспортировку по трубопроводам.

Топливно-энергетический комплекс имеет большую районообразовательную функцию. С ним напрямую связано благосостояние всех граждан России, такие проблемы, как безработица и инфляция.

Наибольшее значение в топливной промышленности страны имеют три отрасли : нефтяная, газовая и угольная. Отрасли ТЭК дают не менее 60% валютных поступлений, в Россию, позволяют иметь положительное внешнеторговое сальдо, поддерживать курс рубля. Высоки доходы в бюджет страны от акцизов на нефть и нефтепродукты. Велика роль нефти и в политики. Регулирование поставок нефти в страны ближнего зарубежья является, по сути дела, важным аргументом в диалоге с новыми государствами.

Таким образом, нефть - это богатство России. Нефтяная промышленность РФ тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики. Спрос на нефть всегда опережает предложение, поэтому в успешном развитии нашей нефтедобывающей промышленности заинтересованы практически все развитые государства мира.

Для экономики любой страны нефть является одним из важнейших продуктов, она служит не только сырьем для жидкого моторного топлива, но и источником большого числа ценных химических продуктов. Россия располагает значительными ресурсами нефти – примерно 13% всех мировых запасов нефти. Их оценочная себестоимость составляет более 4,5 трлн. долл. США.

Россия занимает второе место в мире по объемам экспортируемой нефти. Вместе с другими ведущими поставщиками нефти она пытается решить вопрос о том, как бороться с сокращением объемов производства.

Точно так же как Венесуэла и Мексика, Россия крайне зависит от нефти – она обеспечивает правительству более двух третей дохода и составляет 30% валового внутреннего продукта, пишет Christian Science Monitor (полный тест на сайте Inopressa.ru ).

В условиях становления рынка крупные предприятия, сохранившие в большинстве статус государственных объединений, добывают почти 95% российской нефти. Они преобразуются в акционерные общества или входят на правах дочерних фирм в состав акционерных кампаний с сохранением контрольного пакета акций у государства. В настоящее время добычей нефти занимаются такие нефтяные акционерные компании, как: «ЛУКойл», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз» и т.д.

2. Основные нефтегазоносные провинции России. Особенности развития и размещения нефтеперерабатывающей промышленности

Нефтеперерабатывающая промышленность сосредоточена в основном в пределах пяти нефтегазоносных провинций России: Западно - Сибирский (на долю которой приходится около 70% всей добычи нефти в России), Волго-Уральской (около 25%), Тимано-Печерской (более 6%), Северо-Кавказской, Дальневосточной.

Основным нефтеперерабатывающем районом является Западная Сибирь, где на территории Тюменской и Томской областей создана крупнейшая в стране база нефтяной промышленности, которая выделяется на общем фоне масштабами и эффективностью добычи. Здесь создается крупнейший в стане территориально-производственный комплекс на основе уникальных месторождений нефти и газа.

Перспективные районы добычи нефти в России – шельфы Баренцева и Охотского морей. Признаки нефтеносности имеются на обширной территории Севера, Восточной Сибири, Дальнего Востока.

3. Система нефтепроводов России

Продвижение добычи нефти в восточные районы страны и на север Европейской части придает особое значение проблеме расширения сети и увеличения мощности трубопроводного транспорта.

В РФ создана разветвленная система нефтепроводов, транспортирующих нефть в другие регионы страны, страны СНГ и Западной Европы. Она обеспечивает поставку более 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км. Наиболее крупные: Усть-Балык – Курган – Альметьевск; Нижневартовск – Самара; Самара – Лисичанск – Кременчуг – Херсон – Одесса; Сургут – Новополоцк; Шаим – Тюмень; Усть-Балык – Омск – Павлодар – Чимкент; Александровское – Анжеро-Судженск; Туймазы – Омск – Новосибирск – Красноярск – Ангарск; Альметьевск – Самара – Брянск – Мозырь – Польша, Германия, Венгрия, Чехя, Словакия; Альметьевск – Нижний Новгород – Рязань – Москва с ответвлением от Нижнего Новгорода на Ярославль – Кириши, и др.

В ближайшие годы на территории России (Поволжье и Северный Кавказ) будет проложен трубопровод для транспортировки нефти из Тенгизского месторождения (Казахстан) в Новороссийск. Его строительство осуществляет Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) с участием Казахстана, Омана и России.

4. Современные проблемы и основные направления дальнейшего развития и размещения нефтяной промышленности России

На размещение нефтедобывающей промышленности влияет много факторов, но основным является сырьевой. Сырьевой фактор характеризуется рядом показателей, которые и определяют первоочередность вовлечения месторождения в эксплуатацию, а также обусловливают факторы особенности размещения нефтеперерабатывающих предприятий.

Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла), которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредоточивается в районах массового потребления нефтепродуктов.

Приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением.

Размещение переработки нефти приобретает повсеместный характер. В то же время экономический фактор становится лимитирующим.

В настоящее время часть нефтепродуктов используется химической промышленностью, поэтому при строительстве нефтеперерабатывающих заводов учитываются кооперирование и комбинирование их с химическими предприятиями. На выбор района и площади строительства нефтеперерабатывающих предприятий влияют также наличие источников топлива, энергии и воды.

Нефтеперерабатывающие предприятия сооружены в центральных регионах (Москва, Рязань, Нижний Новгород, Ярославль, Кириши), в Поволжье (Саратов, Сызрань, Самара, Волгоград), на Урале (Пермь, Орск), в Сибири (Омск, Ангарск, Ачинск) на Дальнем Востоке (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск), на Северном Кавказе (Грозный, Краснодар, Туапсе).

Перспективы развития нефтяной промышленности России в определяющей мере от состояния ее сырьевой базы. Россия обладает крупными неразведанными ресурсами нефти, объем которых кратко превышает разведанные запасы. Результаты анализа качественной структуры неразведанных ресурсов нефти в России свидетельствует о их не идентичности разведанным запасом. Ожидается, что открытие новых крупных месторождений возможно главным образом в регионах с низкой разведанностью – на шельфах северных морей, в Восточной Сибири.

В настоящее время разрабатывается предложение о принятии в законодательстве порядка ряда мер, направленных на экономическое стимулирование применения новых эффективных методов повышения нефтеотдачи пластов. Эти меры позволяют улучшить финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых технологий и технических средств, активнее развивать материально-техническую базу институтов, занимающихся разработкой новых методов, а главное – более динамично наращивать добычу нефти и месторождений с трудно извлекаемыми запасами.

Одна из основных проблем нефтедобывающей отрасли - это высокая степень выработки легкодоступных месторождений (порядка 45%).Решение этой проблемы состоит в привлечении современных технологий, что позволит повысить уровень нефтеотдачи пластов. Повышение нефтеотдачи (при постоянном уровне добычи) приведет к увеличению сроков эксплуатации месторождений.

В перспективе предусмотрена транспортировка по трубопроводам всей нефти, имеется в виду создание региональных систем магистральных нефтепродуктопроводов и разводящей сети к нефтебазам и автозаправочным станциям. Но эти планы относятся к довольно-таки отдаленному будущему. Сейчас же по грузообороту трубопроводный транспорт стоит на первом месте. Протяженность нефтепроводов составляет 66000 км (для сравнения в США - 325000 км). В связи с тем, что нефтедобыча сосредоточена в отдалении от мест переработки и потребления, казалось бы, что большое внимание должно уделяться состоянию нефтепроводов, но не проходит и месяца, чтобы мы не услышали об очередной аварии и последующей за ней экологической катастрофе (правда, пока местного масштаба). Но, увидев цифры, легко понять, почему происходят аварии.

Продолжительность эксплуатации нефтепроводной системы России

Причины отказов на российских магистральных нефтепроводах

5. Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти

Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными

загрязняющими веществами в окружающей среде. Основными источниками загрязнения нефтью являются: регламентные работы при обычных транспортных перевозках нефти, аварии при транспортировке и добычи нефти, промышленные и бытовые стоки.

Наибольшие потери нефти связаны с ее транспортировкой из районов

добычи. Аварийные ситуации, слив за борт танкерами промывочных и

балластных вод, - все это обуславливает присутствие постоянных полей

загрязнения на трассах морских путей. Но утечки нефти могут происходить и на поверхности, в итоге нефтяное загрязнение обхватывает все области

жизнедеятельности человека.

Загрязнение влияет не только на окружающую нас среду, но и на наше

здоровье. С такими быстрыми «разрушительными» темпами, вскоре все вокруг нас, будет непригодно для использования: грязная вода будет сильнейшим ядом, воздух насыщен тяжелыми металлами, а овощи и вообще вся растительность будет исчезать из-за разрушения структуры почвы. Именно такое будущее ожидает нас по прогнозам ученых примерно через столетие, но тогда будет поздно что-либо предпринимать.

Постройка очистных сооружений, ужесточенный контроль за

транспортировкой и добычей нефти, двигатели работающие за счет извлечения водорода из воды – это всего - лишь начало списка того, что можно применить для очищения окружающей среды. Эти изобретения доступны и могут сыграть решающую роль мировой и Российской экологии.

Заключение

В настоящее время человечество переживает углеводородную эру. Нефтяная отрасль является главной для мировой экономики. В нашей стране эта зависимость особенно высока. К сожалению, российская нефтяная промышленность находиться сейчас в состоянии глубокого кризиса. Было перечислено немало ее проблем. Каковы же перспективы развития отрасли? Если продолжать хищническую эксплуатацию месторождений вкупе с большими потерями при транспортировке и нерациональной нефтепереработкой, то будущее нефтяной промышленности представляется весьма мрачным. Уже сегодня сокращение темпов производства составляет в среднем 12 - 15% в год, что чревато полным развалом стратегически важной для державы отрасли. Дальнейшее экстенсивное развитие нефтяной промышленности уже невозможно.

По этим и другим причинам России необходимо реформировать нефтяную промышленность.

Появился бы интерес к приобретению нефтеперерабатывающего оборудования. Стимул к развитию получила бы не только нефтяная промышленность, но и машиностроительные предприятия, нефтехимическая, химическая, металлургическая и другие отрасли.

Таким образом, положение в нефтяной промышленности достаточно сложное, но выход существует - реформирование отрасли. После чего она, конечно, не станет "локомотивом", который потянет всю экономику, однако сможет внести весьма значительный вклад в возрождение России.

В погоне за нефтью человек безжалостно теснит природу: вырубает леса, захватывает пастбища и пашни, загрязняет окружающую среду. „Прежде природа угрожала человеку, - пишет Ж.-И.Кусто, - а сейчас человек угрожает природе". Эти слова известного французского ученого-естествоиспытателя определяют нынешнее соотношение сил в органическом мире. Своей неразумной деятельностью человек может поставить природу на грань биологической катастрофы, которая отзовется, прежде всего на нем самом. Оправдываются слова французс-кого поэта Ф.Р. де Шатобриана: „Леса предшествуют человеку, пустыни следуют за ним". Уже сейчас, по выражению Дж. Марша, „Земля близка к тому, чтобы сделаться непригодной для лучших своих обита-телей". Под „лучшими обитателями" американский ученый подразу-мевал людей.

Сплошь и рядом загрязнение окружающей среды осуществляется непроизвольно, без определенного умысла. Большой вред природе наносится, например, от потери нефтепродуктов при их транспорти-ровке. До последнего времени считалось допустимым, что до 5 % от добытой нефти естественным путем теряется при ее хранении и пере-возке. Это означает, что в среднем в год попадает в окружающую среду до 150 млн. т нефти, не считая различных катастроф с танкерами или нефтепроводами. Все это не могло не сказаться отрицательно на при-роде.

Тяга человека к природе растет. Ежегодно в нашей стране около 30 млн. человек отдыхают на лоне природы, а к 2009 г., как утверждают ученые, уже 100 млн. человек будут стремиться провести свои отдых на живописных просторах нашей Родины. Однако наша любовь к природе не должна носить потребительского характера. Слово „лю-бить" должно у нас отождествляться со словом „беречь".

Наш дом - планета Земля - это всего лишь маленький голубой кораблик, летящий в суровом и недоброжелательном космосе. Ю.А. Гагарин записал в своем дневнике: „Облетев Землю в корабле-спутни-ке, я увидел, как прекрасна наша планета- Люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее!". От каждого из нас зависит судьба живой и неживой природы. Проблема охраны окру-жающей среды должна стать государственной проблемой в каждой стране. Рациональное использование ресурсов биосферы, минеральных ресурсов Земли, бережное отношение к природе - единственно воз-можный путь спасения живой среды и самого человечества.

Список используемой литературы

1. Калинин А. Экономические проблемы нефтепереработки //Экономист. – 2006. - №5.

2. Кимельман С., Андрюшин С. Проблема нефтегазовой ориентации экономики России // Вопросы экономики. – 2006. - №4.

3. Романихин Н.В. Нефтегазовые проекты СРП (соглашение о разделе продукции): шанс для развития российской промышленности //ЭКО. – 2000. - №4.

4. Тоскунина В. Проблема нефтедобывающего региона //Экономист. – 2005. - №6.

5. Экономическая география России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности экономики и управления (080100) / под ред. Т.Г. Морозовой. – 3-е изд. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

6. Справочная система Интернет

Нефтяная промышленность мира охватывает собой все развитые страны. Для многих государств — это основной источник доходов и отрасль, определяющая стабильность валюты и внутренней экономики.

Кроме того, нефть — единственный природный ресурс, переработка которого позволяет получить огромное разнообразие наиважнейших продуктов. Это и топливо (автомобильный бензин, ракетное, дизельное топливо), и синтетические ткани, и различные покрытия, и моющие средства, и даже отходы нефтепереработки находят применение в виде мазута.

Деятельность нефтяной промышленности заключается в добыче нефти из недр земли, её транспортировке к нефтеперерабатывающим заводам и дальнейшем распределении к потребителям. Основные регионы, в которых добывается нефть — территория , и .

Добыча: геологическая разведка местности для обнаружения запасов нефти под землёй, сооружение буровой вышки и выкачивание ресурса на поверхность.

Сложности могут составлять скалистые породы, быстро истирающие буровой инструмент. В некоторых случаях применяют взрывчатые вещества для преодоления таких препятствий. Другие трудности возникают при добыче в подводных месторождениях, где необходимы более сложные герметичные сооружения, плавающая над месторождением на понтонах платформа, с которой опускается буровая установка, и транспортирование добытой нефти на берег.

Далее нефть направляется по трубопроводам, перекачку по которым обеспечивают насосные станции, либо перевозится на специальных танкерах морским путём. Осуществляется также перевозка в цистернах железнодорожных составов, а на небольшие расстояния — в автоцистернах.

Переработанный продукт в виде жидкого топлива обычно транспортируется теми же способами. Здесь преимущественно используются трубопроводы, и сложности заключаются в обеспечении непрерывной перекачки, которая может быть прервана как из-за срыва работы насосных станций, так и из-за неисправности самого трубопровода, которая возникает довольно часто.

Сейсмологические изменения, повреждения от коррозии, незаконные врезки в трубопровод и прочие механические повреждения происходят регулярно, поэтому каждый участок трубопровода постоянно объезжается контролирующими бригадами, и в случае обнаружения неисправности проводятся ремонтные работы.

Однако особенность проблем трубопроводного транспорта заключается и в том, что внутреннее повреждение труб происходит так же часто, а снаружи это обнаружить невозможно. Поэтому существует множество отдельных предприятий, поставляющее средства очистки и диагностики, которые регулярно запускаются вместе с перекачивающим продуктом в трубопровод.

Другая проблема заключается в частоте аварийных ситуаций и вреде экологии. При повреждении труб в окружающую среду выбрасывается огромное количество нефти, которое загрязняет почву и воду, уничтожает жизнь многих организмов и создаёт огнеопасную ситуацию. К счастью, такие выбросы заметны сразу при регулярном осмотре трассы трубопровода, и аварийные бригады вызываются незамедлительно.

Крупнейшие нефтедобывающие компании мира: , Газпром Нефть, Saudi Aramco, Национальная иранская нефтяная компания, ExxonMobil и PetroChina.

Перспективы нефтяной промышленности несколько омрачаются развитием альтернативной энергетики: ветер, солнце. Значительную конкуренцию создаёт Атомная электроэнергетика (особенно с развитием систем безопасности). Весомый удар в перспективе может нанести переработка мусора: это позволит повторно использовать многие материалы, получаемые из переработки нефти, что так же снизит спрос.

Основные проблемы нефтяной промышленности РФ выявил кризис 2009 г. По итогам начала года значительные сокращения произошли среди работ, нацеленных на перспективное развитие. В первую очередь это касается сейсмики и разведочного бурения. Ряд нефтяных компаний не только сократил программу сейсмических исследований, но и отказался от заключенных контрактов. Падение физических объемов рынка сейсмики в 2009 г. оценивается в 20 - 25%. Подобные проблемы возникли не только у небольших компаний, но и у крупных, например - у «Татнефти». Объемы разведочного бурения сократились почти наполовину, поддержали его в основном две компании - «Роснефть» и «Сургутнефтегаз». Но, при поддержке государства следует ожидать некоторой стабилизации ситуации, улучшения должны произойти за счет государственного заказа.

Основным регионом нефтедобычи по-прежнему остается Западная Сибирь, где основные работы нацелены на поддержание объемов добычи. Сходная ситуация и в Урало-Поволжье, где снижение добычи началось еще до кризиса. Не исключено, что проекты по разработке тяжелых высоковязких нефтей из-за высокой себестоимости, скорее всего, будут заморожены.

Процессы в Восточной Сибири идут особенно болезненно, поскольку там только начинается становление добывающего района, идет период капитальных вложений. Бурение там дороже, чем в Западной Сибири, инфраструктура слабо развита. Главная надежда на «Газпром», который владеет тендером по разведке в Якутии.

Ситуация в Тимано-Печорском регионе определяется тем, что регион обладает значительным потенциалом для развития, имеет удобные выходы к экспортным путям. Однако основные запасы углеводородов находятся в труднодоступных районах, в том числе в прибрежной зоне или на шельфе. Многие месторождения требуют деятельной доразведки и подготовки к работе.

Кризис помешал планам бурного развития, компании нефтяной промышленности столкнувшись с проблемой нехватки средств. Им пришлось в разы сократить мощности и отказатся от программ модернизации и расширения. Основным фактором выживания в кризисный период стало сохранение базовых мощностей и компетенций, диверсификация линейки услуг, а также возможность в небольших пределах снижать цены при сохранении качества работ и услуг.

К основным проблемам современного развития относятся:

1. Нерациональное недропользование (низкий уровень извлечения запасов нефти) и неудовлетворительная деятельность большинства нефтяных компаний по воспроизводству минерально-сырьевой базы. Воспроизводство минерально-сырьевой базы не соответствует задачам развития добычи нефти.

2. Замедление темпов роста и падение добычи нефти. В 2006-2008 гг. впервые за последние годы проявились тенденции к снижению уровней добычи нефти.

3. Неудовлетворительное решение проблем утилизации и квалифицированного использования нефтяного попутного газа (НПГ). Ежегодный объем сжигания НПГ в России составляет около 20 млрд. м3. В период с 2000 по 2008 г. ежегодный объем выбросов вредных веществ в атмосферу при сжигании НПГ увеличился в 2,2 раза, составив в 2008 г. 12 % от общего годового объема выбросов загрязняющих веществ в стране.

4. Высокая степень износа основных фондов нефтеперерабатывающей промышленности и низкое качество нефтепродуктов. У большинства российских НПЗ высокая степень износа основных фондов (до 80 %). Как уже было сказано выше за последние 20 лет в России не было построено ни одного нового крупного современного НПЗ (за исключением реконструкции ОАО «ТАИФ-НК»). На НПЗ используются устаревшие, энергоемкие и экологически несовершенные технологий, в технологической схеме переработки нефти низкая доля углубляющих процессов (каталитический крекинг, гидрокрекинг, коксование) и низкий уровнь конверсии нефтяного сырья в более ценные продукты переработки.

5. Низкие темпы применения новых технологий и инноваций. Значимость их использования определяется увеличением доли трудноизвлекаемых запасов (сверхвязкие нефти, природные битумы) в структуре минерально-сырьевой базы нефтяного комплекса, необходимостью освоения шельфовых месторождений и глубокозалегающих горизонтов в зрелых нефтегазовых провинциях.

На современном этапе, даже не смотря на выше отмеченные проблемы, может обеспечить выпуск удовлетворительно качественных нефтепродуктов, пока заметно уступающие лучшим мировым образцам.

Одной из острейших на НПЗ России является проблема быстрейшего обновления и модернизации устаревшего оборудования, машин и отдельных процессов с доведением их до современного мирового уровня. Необходимы новые технологии и новая техника, замена физически и морально устаревших технологических процессов на более совершенные в технических и более чистые в экологическом отношениях безотходные процессы глубокой и комплексной переработки нефтяного сырья.

С учетом ключевых проблем отечественной нефтепереработки необходимо решение следующих основных задач:

— существенное углубление переработки нефти на основе внедрения малоотходных технологических процессов производства высококачественных экологически чистых моторных топлив из тяжелых нефтяных остатков как наиболее эффективного средства сокращения ее расхода;

— дальнейшее повышение и оптимизация качества нефтепродуктов;

— дальнейшее повышение эффективности технологических процессов и НПЗ за счет технического перевооружения производств, совершенствования технологических схем, разработки и внедрения высокоинтенсивных ресурсо- и энергосберегающих технологий, активных и селективных катализаторов;

— опережающее развитие производства сырьевой базы и продукции нефтехимии;

— освоение технологии и увеличение объема переработки газовых конденсатов, природных газов и других альтернативных источников углеводородного сырья и моторных топлив.

Будет реализовываться на основе укрупнения единичных мощностей, энерготехнологичного комбинирования процессов и комплексной автоматизации с применением ЭВМ с обеспечением требуемой экологической безопасности производств. Эти направления являются генеральной линией технологической политики нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в стране.

Немаловажными факторами при разработке стратегии развития нефтяной отрасли является транспортная инфраструктура нефтяного комплекса России. К ним отнсятся:

— появление новых центров добычи нефти в Каспийском регионе и на востоке России (Восточная Сибирь, Республика Саха (Якутия), шельф ос¬трова Сахалин) при снижении добы¬чи в традиционных районах добычи европейской части страны (Татария, Башкирия, Кавказ);

— целесообразность формирования новых экспортных маршрутов рос¬сийской нефти и нефтепродуктов;

— необходимость увеличения мощнос¬ти нефтеналивных терминалов для морских поставок нефти на экспорт;

— необходимость иметь резерв нефтетранспортных мощностей для обеспечения транзита нефти по рос¬сийской системе трубопроводов.

Нефтяная промышленность в настоящее время, производит 12-14% промышленной продукции, обеспечивает 17-18% доходов федерального бюджета и более 35% валютных поступлений. Но за последний период отмечается резкое ухудшение ресурсной базы РФ. В стране возросла доля трудноизвлекаемых запасов, что привело к снижению объемов добычи. Главными причинами ухудшения состояния сырьевой базы является естественное истощение недр и резкое сокращение объема инвестиций, направляемых в эту сферу деятельности. Ухудшение и снижение добычи нефти прогнозируется и в дальнейшем. Это связано с тем, что большинство скважин находится в завершающей стадии, а новые скважины имеют небольшие объемы месторождений. В связи с этим, энергетическая стратегия, разработанная правительством РФ направлена на увеличение объемов инвестиций в нефтяную отрасль. Основным видом транспорта нефти и нефтепродуктов являются магистральные трубопроводы, но их современная возрастная структура неперспективна, поскольку более 50% общей протяженности магистральных нефтепроводов имеют возраст более 20 лет. Отсутствует централизованного финансирования и дефицит собственных средств организаций по транспорту нефти и нефтепродуктов обуславливают резкое сокращение темпов развития системы и объемов работ по технической реконструкции основных фондов. Но важно, что предполагаемая программа по строительству новых трубопроводов направлена не только на формирование потоков экспорта нефти и нефтепродуктов для решения стратегических целей России, но и формирование и развитие внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов.

Запасы нефти в России оцениваются, по различным источникам, от 20 до 35 млрд. тонн. Такой разброс свидетельствует о приблизительности и неточности расчетов, что связано с резким сокращением геологоразведочных работ или намеренным искажением информации о запасах для привлечения инвесторов. В целом нефтяная отрасль России характеризуется ухудшением состояния сырьевой базы в количественном отношении, что выражается в сокращении объемов запасов и добычи, и в качественном отношении, что связано с ростом доли трудно извлекаемых запасов. Основными причинами такого состояния являются:

  • 1. Сокращение объема буровых работ, включая разведочное бурение. Так, в 2001, 2002, 2003 и 2004 гг. объем эксплуатационного бурения составил соответственно 10003 тыс., 8302 тыс., 8549 тыс. и 8413 тыс. м, разведочного -соответственно 1261 тыс., 766 тыс., 699 тыс. и 585 тыс. м.
  • 2. Замедление темпов ввода новых скважин. В 2001, 2002, 2003 и 2004 гг. в эксплуатацию было введено соответственно 4977, 3895, 3606 и 3529 скважин.
  • 3. Продолжающаяся тенденция снижения нефтеотдачи - основного показателя эффективности рационального использования нефтяных запасов недр и потенциала нефтедобычи.
  • 4. Увеличение бездействующего фонда скважин до максимального уровня с 1996 г. (по сравнению с 2001 г. увеличение составило 15,2%) и низкий уровень объемов текущего и капитального ремонта скважин.

Высокая степень износа основных фондов в ТЭК, которая в целом превышает 50%, а в нефтепереработке - 80%, и, как следствие увеличение рисков роста аварийности оборудования и производственного травматизма

И если ситуация будет развиваться так и дальше, то через десять лет в России «неожиданно» обнаружится новая проблема мы останемся без готовых участков добычи полезных ископаемых. Уровень инвестиционных вложений в нефтегазовый комплекс недостаточен для решения как текущих, так и перспективных задач развития этого сектора. Проблема заключается в том, что возможности преимущественно не капиталоемкого (то есть за счет прошлых инвестиционных заделов, в частности, геологоразведки и формирования здесь производственного аппарата) развития нефтяного сектора в 90-е г. XX века оказались практически исчерпаемыми. За 1991-2000 гг. разведанные в России запасы нефти сократились почти на 14%, при том что ежегодные темпы роста мировых разведанных запасов нефти и газа составляют в среднем 1,2-2%.

В последнее время объемы разведочного бурения сократились более чем в 4 раза, прирост запасов нефти в 6,5 раз. Крупные месторождения, если и открываются, то в сложных геолого-географических условиях, в основном в шельфовых зонах.

В России и других нефтедобывающих странах мира увеличивается доля трудно извлекаемых запасов. Негативные изменения структуры сырьевой базы, связанные, прежде всего с увеличением доли трудно извлекаемых запасов, резко снизят добычу нефти в ближайшей перспективе и соответственно обусловят весьма значительные капиталовложения для обеспечения запланированных «Энергетической стратегией России на период до 2020 года» объемов добычи нефти.

Стратегической целью развития комплекса является обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны путем государственного контроля над разработкой стратегически значимых месторождений углеводородов, организации глубокой переработки нефти и газа с извлечением и утилизацией всех ценных компонентов, а также надёжных поставок нефтепродуктов и продуктов нефтехимии на внутренний рынок. Для достижения этих целей предусматривается решение следующих основных задач развития нефтяного комплекса:

  • - рациональное использование разведанных запасов нефти, обеспечение устойчивого воспроизводства сырьевой базы нефтедобывающей промышленности;
  • - ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче, транспортировке и переработке нефти;
  • - углубление переработки нефти, комплексное извлечение и использование всех ценных попутных и растворённых компонентов;
  • - формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти, в первую очередь, в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия), на шельфе острова Сахалин и в перспективе - на шельфах южных и арктических морей, Берингова моря, на Западно-Камчатском и Магаданском шельфах Охотского моря;
  • - развитие транспортной инфраструктуры комплекса для повышения эффективности экспорта нефти и нефтепродуктов, её диверсификации по направлениям, способам и маршрутам поставок на внутренние и внешние рынки; своевременное формирование транспортных систем в новых нефтедобывающих регионах, в первую очередь, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке;
  • - расширение присутствия российских нефтяных компаний на зарубежных рынках, как в сегменте добычи, так и переработки и транспортировки - участие в производственных, транспортных, перерабатывающих и сбытовых активах за рубежом;
  • - усиление государственного регулирования в нефтегазовом комплексе и совершенствование налогового законодательства в сфере недропользования..

Перспективные уровни добычи нефти в России в период до 2030 г. будут определяться в основном внутренним и внешним спросом на жидкое топливо и уровнем цен на него, развитостью транспортной инфраструктуры, географией, запасами и качеством разведанной сырьевой базы и темпами её воспроизводства, налоговыми и лицензионными условиями, научно-техническими достижениями в разведке и разработке месторождений.

При сочетании благоприятных внутренних и внешних условий добыча нефти в России в 2010 г. может составить 514 млн. т и возрасти к 2020 г. до 590 млн. т. Далее добыча нефти достигнет максимума в 2021 - 2025 гг. и несколько снизится к 2030 г. Оптимистичный и благоприятный сценарии могут быть реализованы только при последовательной и грамотной политике государства в области воспроизводства минерально-сырьевой базы и увеличении объёмов геологоразведочных работ.

Развитие и размещение нефтяной промышленности

РФ обладает огромными ресурсами нефти. Главные нефтяные районы - Западная Сибирь, Волго-Уральский, Северный Кавказ, Европейский Север. Особенно перспективными являются континентальные шельфы на европейском Севере и Дальне Востоке.

Главный район добычи - Западная Сибирь - 2/3 добычи нефти. Основные месторождения: Самотлорское, Усть-Балыкское, Мегионское и др., здесь формируется крупнейший в РФ программно-целевой ТПК на базе уникальных запасов нефти и газа.

В Волго-Уральском районе наиболее значительные ресурсы нефти в Татарстане, Башкорстане.

Европейский Север - республика Коми.

Северный Кавказ - в Чечне и Дагестане.

Около 2/3 нефти добывается наиболее эффективным фонтанным способом.

К настоящему времени разведанность европейских регионов и Западной Сибири достигает 65-70%, Восточной Сибири и Дальнего Востока только на 6-8%, шельфы морей на 1%. Но именно на эти труднодоступные регионы приходится 46% перспективных и 50% прогнозируемых запасов. 11 Региональная экономика: Учебное пособие / под ред. Т.Г. Морозовой, - М: ЮНИТИ, 1995, с. 74.

Развитие и размещение газовой промышленности

Газовая промышленность самая молодая отрасль в ТЭК. Она же является и наиболее эффективной. Основные месторождения расположены в Западной Сибири, где выделяются три крупные газоносные области: Тазовско-Пурнейская (месторождение: Уренгойское, Ямбургское, Тазовское, Медвежье); Березовская (Пахромское, Игримское, Пунгинское); Васюганская (Лучепецкое, Усть-Сильгинское). В Волго-Уральской провинции ресурсы газа имеются в Оренбургской, Саратовской, Астраханской областях, Татарстан и Башкортостан. В Тимано-Печерской - месторождение Вуктыльское в Республике Коми. На базе газовых ресурсов формируются ТПК в Западной Сибири, Тимано-Печерской провинции, Оренбургской и Астраханской областях. Эффективность газа высока по сравнению с другими топливами. А строительство газопроводов, даже на дальние расстояния, окупаются быстрее.

Факторы определяющие размещение нефтегазовой промышленности - количественное и территориальное расположение запасов; качественный состав; условия транспортировки; объем и структура потребления нефтепродуктов; затраты на добычу и переработку; уровень развития техники по добыче и переработке 22 Там же, с. 75..

Факторы и особенности размещения электроэнергетики. Проблемы и перспективы ее развития

В электроэнергетике России в 1995 году работало 750 тыс. человек или 4,7 % от общей численности занятых в промышленности (1970г. - 1,8, 1980 - 2,1 %). Это единственная отрасль промышленности численность работающих в которой непрерывно увеличивается, в том числе за последние 5 лет.

Факторы размещения электроэнергетики: размещение потребителей; размещение топливно-энергетических ресурсов; технический прогресс в передаче и производстве электроэнергетики.

Основные принципы развития: создание энергосистем, формирующих единую сеть страны, концентрация производства на базе дешевых топлива и гидроресурсов; комбинированное производство тепла и электроэнергии; учет экологических требований; развитие АЭС в районах с напряженным топливно-энергетическим балансом; комплексное освоение гидроэнергоресурсов.

Существуют электростанции: тепловые, атомные, гидроэлектростанции; не традиционные источники (ветровые, приливные - Кислогубская на Кольском полуострове; геотермальные - Паужская на Камчатке).

Проблемы электроэнергетики: износ основных фондов, недостаточное финансирование, отрицательное отношение к АЭС, экологические проблемы.

Перспективы: создание единой энергосистемы, создание АЭС в европейской части, строительство ТЭС на дешевых углях Канско-Ачинского бассейна, широкое использование нетрадиционных и местных источников топлива, развитие и строительство ТЭС на природном газе. 11 Воронин В.В. Экономическая география РФ в 2 частях, ч. 1, Самара, СГЭА, 1997, с. 179.