Ромэн роллан французский писатель произведения. Ромен Роллан: биография, личная жизнь, фото писателя и книги

- (Rolland, Romain) РОМЕН РОЛЛАН (1866 1944), французский романист и драматург. Родился 29 января 1866 в Кламси (Бургундия). Высшее образование получил в Высшей нормальной школе в Париже; его работа История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти (L… … Энциклопедия Кольера

Роллан Ромен - (Rolland) (1866 1944), французский писатель, музыковед. В 1922 38 жил в Швейцарии. В романе эпопее «Жан Кристоф» (1904 12) духовные искания и метания гениального музыканта на фоне картины упадка культуры Европы накануне 1 й мировой войны.… … Энциклопедический словарь

Роллан Ромен - Роллан (Rolland) Ромен (29.1.1866, Кламси, ‒ 30.12.1944, Везле), французский писатель, общественный деятель, учёный музыковед. Родился в семье нотариуса. Получил гуманитарное образование в Высшей нормальной школе в Париже. В 1895 защитил в… … Большая советская энциклопедия

РОЛЛАН Ромен - РОЛЛАН (Rolland) Ромен (1866—1944), французский писатель. Романы эпопеи «Жан Кристоф» (т. 1—10, 1904—12), «Очарованная душа» (т. 1—4, 1922—33). Ром. «Клерамбо» (1920). Пов. «Кола Брюньон» (1914, опубл. 1918), «Пьер и Люс» … Литературный энциклопедический словарь

Ромен Роллан. Rolland. Биография - Роллан Ромен (Rolland, Romain) (1866 1944) Ромен Роллан. Rolland. Биография Французский писатель, музыковед, общественный деятель. Ромен Роллан родился 29 января 1866 в Кламси, в семье нотариуса. В начале 80 ых годов семья Ролланов переехала в… … Сводная энциклопедия афоризмов

Ромен Роллан - Romain Rolland 1915 Дата рождения: 29 января 1866 Мест … Википедия

Ромен Ролан

Роллан Р. - Ромен Роллан Romain Rolland 1915 Дата рождения: 29 января 1866 Мест … Википедия

Роллан - Ромен (1866) французский писатель. Р. одна из крупнейших фигур лит ой и общественной жизни современного Запада. Его жизненный и творческий облик выделяется среди всей литературы XX в. как облик не только большого писателя, но и виднейшего… … Литературная энциклопедия

Книги

  • Ромен Роллан. Собрание сочинений в четырнадцати томах. Том 4 , Ромен Роллан. Издание 1956 года. Сохранность хорошая. Ромен Роллан вступил в литературу в самом конце XIX столетия. Творчество его отразило состояние общества на тот момент. Борьба за новое искусство,… Купить за 245 руб
  • Ромен Роллан. Собрание сочинений в четырнадцати томах. Том 3 , Ромен Роллан. Издание 1955 года. Сохранность хорошая. Ромен Роллан вступил в литературу в самом конце XIX столетия. Творчество его отразило состояние общества на тот момент. Борьба за новое искусство,…

фр. Romain Rolland

французский писатель, общественный деятель, учёный-музыковед

Краткая биография

Известный французский прозаик, романист, публицист - родился в Южной Франции, в небольшом городе Кламси, в 1866 г. Его отец был уважаемым в городе юристом. В 1880 г. по инициативе матери будущего писателя их семейство перебралось в Париж с тем, чтобы Ромен мог получить достойное образование. Материнской заслугой была и привитая в раннем детстве любовь Ромена к музыке. Женщина учила играть сына на фортепиано, и особенно была тому по душе музыка Бетховена; впоследствии к излюбленным композиторам оказался причислен Вагнер.

После окончания в 1886 г. лицея Людовика Великого Ромен был воспитанником престижного учебного заведения Эколь Нормаль, где, выполняя волю матери, готовится к карьере университетского ученого, исследователя. Получив в 1889 г. диплом историка, Роллан отправляется до 1991 г. по стипендии в итальянскую столицу и изучает там историю, а также изобразительное искусство, жизненный путь и творческое наследие знаменитых итальянских композиторов.

Постепенно его все меньше и меньше интересует исследовательская работа. Серьезно впечатлившись шекспировскими историческими пьесами, он начинает писать собственные драмы, посвященные событиям и людям итальянской эпохи Возрождения. Не утрачивая любви к классической музыке, Роллан выбирает в качестве специальности историю музыки. По возвращении во Францию он по-прежнему ведет исследовательские работы, пишет пьесы, а в октябре следующего года женится на Клотильде Бреаль и уезжает вместе с ней в Рим. Там начинается его работа над диссертацией, которую он, возвратившись во Францию, защитил в 1895 г. в Сорбонне. Это была первая диссертация подобного рода, и благодаря ей Роллан получает кафедру музыкознания, учрежденная специально для него.

Будучи профессором истории музыки, Роллан читал лекции в Сорбонне и двух других учебных заведениях и параллельно занимался литературой. Этот период биографии, когда Роллан уделял примерно одинаковое внимание преподавательской деятельности и литературе, длился 17 лет. Первые его произведения были опубликованы в журнале знакомого поэта-католика «Двухнедельные тетради». Это была трагедия «Святой Людовик», часть цикла «Трагедии веры». Известность он снискал после того, как были изданы и поставлены его пьесы, сочиненные в духе шекспировских исторических хроник и освещавшие события Французской революции. Правда, их успех оказался немного запоздалым.

Всемирная слава пришла к Ромену Роллану после опубликования 10-томного романа-эпопеи «Жан Кристоф», который выходил на протяжении 1904-1912 гг. Его перевели на десятки языков мира. Прототипом этого произведения послужил Бетховен и в какой-то степени автор; кроме того, в нем присутствует масштабное полотно жизни Европы первых десяти лет ХХ столетия.

В 1912 г. Роллан расстается с кафедрой в Сорбонне и целиком отдается литературному творчеству. Незадолго до Первой мировой войны он переезжает в Швейцарию, в 1915 г. публикует ряд статей антивоенной направленности, отстаивавших интернационализм, обличавших все ужасы войны. Из-за этих статей разгорелся скандал, по причине которого Нобелевская премия по литературе была вручена только в 1916 г., хотя лауреатом он стал в 1915 г.

Период между двумя мировыми войнами был наполнен для Роллана активной творческою деятельностью; из-под его пера выходили романы, дневниковые записи, биографии, очерки, воспоминания, статьи по музыковедению, но в то же время все больше сил и времени писатель посвящал жизни общества, политике. Политические взгляды Ромена Роллана отличались противоречивостью, что было особенно заметно в отношении СССР: с одной стороны, он критиковал государство за ошибки, с другой - горячо поддерживал, контактировал с Максимом Горьким , бывал в Москве, где встречался с И. Сталиным. В 20-ых гг. особый интерес для него представляла индийская политическая и религиозная мысль, сам Ганди приезжал к нему в 1931 г.

На протяжении 1925-1933 гг. Роллан публикует 7-томный роман, посвященный женской эмансипации, - «Очарованная душа». В 1938 г. писатель переехал на родину. Когда началась Вторая мировая война, он со всей страстностью своей натуры включился в борьбу с нацизмом. Причиной его смерти 30 декабря 1944 г. стал туберкулез; этот недуг мучил его с детских лет.

Биография из Википедии

Родился в семье нотариуса. В 1881 году Ролланы переехали в Париж, где будущий писатель, окончив лицей Людовика Великого, поступил в 1886 г. в высшую школу Эколь Нормаль. После её окончания Роллан два года прожил в Италии, изучая изобразительные искусства, а также жизнь и творчество выдающихся итальянских композиторов. Играя на фортепиано с раннего детства и не переставая серьёзно заниматься музыкой в студенческие годы, Роллан решил избрать своей специальностью историю музыки.

Вернувшись во Францию, Роллан защитил в Сорбонне диссертацию «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» (1895) и, получив звание профессора истории музыки, читал лекции сначала в Эколь Нормаль, а затем в Сорбонне. Совместно с Пьером Обри основал журнал «La Revue d’histoire et de critique musicales» в 1901 году. К его наиболее выдающимся музыковедческим трудам этого периода принадлежат монографии «Музыканты прошлого» (1908), «Музыканты наших дней» (1908), «Гендель» (1910).

Первым появившимся в печати художественным произведением Роллана была трагедия «Святой Людовик» - начальное звено драматического цикла «Трагедии веры», к которому также принадлежат «Аэрт» и «Настанет время».

Во время Первой мировой войны Роллан - активный участник европейских пацифистских организаций, публикующий множество антивоенных статей, которые вышли в сборниках «Над схваткой» и «Предтечи».

В 1915 году он награждён Нобелевской премией по литературе.

Роллан активно переписывался со Львом Толстым, приветствовал Февральскую революцию и одобрительно относился к Октябрьской революции в России 1917 года, но при этом страшился её методов и идеи «цель оправдывает средства». Ему более импонировали идеи непротивления злу насилием М. Ганди.

С 1921 года переезжает в Вильневу, Швейцария, где активно работает и переписывается со многими писателями, путешествует в Лондон, Зальцбург, Вену, Прагу и Германию.

Уже с 1920-х годов общался с Максимом Горьким, приезжал по приглашению в Москву, где имел беседы со Сталиным (1935).

В 1937 году Роллан писал Сталину, пытаясь вступиться за репрессированных (Н. И. Бухарина, Аросева), но не получил ответа.

Среди других его корреспондентов были Эйнштейн , Швейцер, Фрейд.

По возвращении во Францию в 1938 году, начал получать известия о жестоких репрессиях в Советском Союзе, но на его письма, которые он писал знакомым руководителям страны, ответов не получал.

В годы войны жил в оккупированном Везле, продолжая литературную деятельность, где и умер от туберкулеза.

Творчество

Начало литературной деятельности Роллана относится к периоду после защиты диссертаций, а именно после 1895 года.

Его первая пьеса «Орсино», замысел которой появился ещё во время пребывания в Италии, относит читателя к эпохе Возрождения, где главный герой, Орсино выражает собой все замечательные черты этой эпохи.

Кроме этой пьесы этого периода творчества писателя, существует ещё несколько пьес посвящённых античной и итальянской тематике, среди которых «Эмпедокл» (1890), «Бальони» (1891), «Ниобея» (1892), «Калигула» (1893) и «Осада Мантуи» (1894). Но все эти пьесы не принесли успеха автору и не были опубликованы или поставлены на сцене.

Трагедия «Людовик Святой» (1897), одна из пьес цикла «Трагедии веры», в которую также вошли драмы «Аэрт» (1898) и «Настанет время» (1903), стала первой пьесой, которою Роллану удалось опубликовать. Это философская пьеса, в которой происходит конфликт между верой и неверием, где веру представляет Людовик Святой, возглавивший крестовый поход, а неверие сеньоры Салисбери и Манфред, презирающие других людей. В этом цикле пьес Роллан соединяет социально-философские идеи драм Ибсена и романтические черты Шиллера и Гюго . При этом автор пытается доказать необходимость обновления жизни общества и самого искусства.

К обновлению искусства призывает и сборник статей автора, вышедших в книге «Народный театр» (1903). Автор пытается убедить, что искусство, в частности театральное, не должно быть только ради искусства, а должно быть понятным для народа и побуждать его к действию.

Ещё одной попыткой реформы театра стал цикл пьес «Театр революции», в который вошли 4 пьесы, среди которых «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1900), «Четырнадцатое июля» (1902). Этот цикл посвящён французской революции, но при этом автор пытается решить проблемы современности и роли простого народа в истории. Революция одновременно и привлекает автора и пугает. При этом в этих драмах автор пытается разрешить философские и нравственные проблемы.

Например, в пьесе «Волки», происходит конфликт между важностью жизни одного невинного человека и интересом революции и общества в целом.

В пьесе «Четырнадцатое июля» происходит попытка включить зрителя в действие, а главным героем этой драмы становится целый народ.

Признание Ромен Роллан получил на рубеже XIX и XX веков, после публикации и постановки цикла его пьес, посвящённых событиям Великой французской революции: «Волки», «Торжество разума», «Дантон», «Четырнадцатое июля».

Позже автор обращается к жанру биографии, подражая при этом Плутарху . Но при этом, он выступает и как новатор этого жанра, включая в свои произведения черты психологического очерка, литературного портрета и музыкального исследования.

Наиболее известное произведение - роман «Жан-Кристоф» (1904-1912), состоящий из 10 книг. Этот роман принёс автору мировую славу и переведён на десятки языков. Цикл рассказывает о кризисе немецкого музыкального гения Жан-Кристофа Крафта, прототипом которому стали Бетховен и сам Роллан. Завязавшаяся дружба молодого героя с французом символизирует «гармонию противоположностей», а более глобально - мир между государствами. Попытка автора передать развитие чувств главного героя, привело к появлению абсолютно новой формы романа, который определяется к «роман-река». Каждая из трёх частей этого романа носит завершённый характер, а также свою тональность и свой ритм, как в музыке, а лирические отступления придают роману большую эмоциональность. Жан-Кристоф - это современный герой бунтарь, новый гений музыки своего времени. Вместе с эмиграцией Кристофа, писатель воссоздает жизнь европейского народа и снова пытается заговорить о необходимости реформы в искусстве, которое стало объектом коммерции. В конце романа Кристоф перестаёт быть бунтарём, но при этом остаётся верен своему искусству.

Ещё одной попыткой соединить мечту и действие стала повесть «Кола Брюньон» (1918). В этой повести он снова обращается к эпохе Возрождения, а местом действия станет Бургундия, малая родина писателя. Кола - главный герой повести, весёлый и талантливый резчик по дереву. Труд и творчество, как синтез и как сама жизнь становятся главными темами творчества писателя. В отличие от интеллектуального романа «Жан-Кристоф» эта повесть отличается своей простотой.

Среди других его произведений нужно выделить цикл книг о великих деятелях: «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1907), «Жизнь Толстого» (1911). Оставаясь верным идее соединить мечту и действие, в «Жизни Микеланджело» автор описывает конфликт личности гения и слабого человека в одном лице. Таким образом, он не может завершить свои работы и просто отказывается от искусства.

После Первой мировой войны происходит эволюция творчества писателя, который рассматривает войну не как следствие противоречий, а как способ зарабатывания денег отдельными людьми.

Таким образом, в 1915 году выходит сборник антивоенных статей «Над схваткой», а в 1919 книга «Предтечи». В 1916 году автору присуждается Нобелевская премия: «За возвышенный идеализм его литературных произведений, а также за подлинную симпатию и любовь, с которой писатель создает различные человеческие типы».

Антивоенные взгляды писатель продолжает исповедовать в памфлете «Лилюли» (1919), трагедии «Пьер и Люс» (1920) и романе «Клерамбо» (1920), где мирная жизнь и человеческие чувства противоставляются разрушительной силе войны.

Не в силе примирить революционные мысли для преобразования общества с отвращением к войне он обращается к философии Махатмы Ганди, результатом чего стали книги «Махатма Ганди» (1923), «Жизнь Рамакришны» (1929), «Жизнь Вивекананды» (1930).

Несмотря на послереволюционный террор в Советском союзе, Роллан продолжил свою связь и поддержку этого государства. Таким образом, появились его статьи «На смерть Ленина» (1924), «Письмо в „Либертэр“ о репрессиях в России» (1927), «Ответ К. Бальмонту и И. Бунину» (1928). Роллан продолжил считать, что даже несмотря на репрессии, революция в России была величайшим достижением человечества.

После Первой мировой войны наиболее значительной работой автора стал роман «Очарованная душа» (1922-1923), в котором Роллан переходит к социальным темам. Героиня этого романа - женщина, борющаяся за свои права, побеждая все невзгоды жизни. Потеряв своего сына, которого убил итальянский фашист, она присоединяется к активной борьбе. Таким образом, этот роман стал первым антифашистским романом автора.

В 1936 году Роллан публикует сборник эссе и статей под название «Спутники», в котором он писал о мыслителях и представителях искусства, которые повлияли на его творчество, среди них Шекспир , Гёте, Л. Н. Толстой , Гюго и Ленин.

В 1939 году выходит пьеса Роллана «Робеспьер», с которой он завершил тематику революции. Таким образом, она стала итогом творчества автора в этом направлении. Автор рассуждает о терроре в послереволюционном обществе, приходя к мысли о его нецелесообразности.

Оказавшись в оккупации, после начала Второй мировой войны, Роллан продолжает работать над автобиографическими произведениями «Внутреннее путешествие» (1942), «Кругосветное плаванье» (1946) и грандиозным исследованием творчества Бетховена под названием «Бетховен. Великие творческие эпохи» (1928-1949).

В 1944 году он написал последнюю свою книгу под названием «Пеги», в которой описывал своего друга поэта и полемиста, а также редактора «Двухнедельных тетрадей» и его эпоху. Позже, в последние годы жизни, он вернулся к теме Бетховена, завершив многотомный труд «Бетховен. Великие творческие эпохи».

В посмертно изданных мемуарах (Mémoires , 1956) ясно видна сплочённость взглядов автора в любви к человечеству.

Популярный французский писатель, музыковед и общественный деятель, живший на рубеже XIX-XX веков. В 1915 году он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Был хорошо известен в Советском Союзе, даже имеет статус иностранного почетного члена академии наук СССР. Одно из его самых известных произведений - 10-томный роман-река "Жан-Кристоф".

Детство и юность

Ромен Роллан родился в небольшом французском городке Кламси в 1866 году. Его отец был нотариусом. В 1881 году вся семья переехала в Париж, где герой нашей статьи поступил в лицей Людовика Великого, а затем в высшую школу Эколь Нормаль.

После ее окончания Ромен Роллан на два года отправился в Италию, чтобы изучать биографию и творчество великих композиторов, эта тема его увлекала на протяжении всей жизни, к тому же он уделял повышенное внимание изобразительному искусству.

С детства он полюбил играть на фортепиано, продолжил всерьез заниматься музыкой и в студенческие годы, для этого даже умышленно выбрал своей специальностью историю музыки.

Возвращение во Францию

После возвращения во Францию Ромен Роллан защищает в Сорбонне диссертацию. Она посвящена происхождению современного ему оперного театра, а также истории европейской оперы. В 1895 году он получает звание профессора истории музыки. После этого начинает читать лекции: сначала в Эколь Нормаль, а затем и в самой Сорбонне.

В 1901 году основывает музыковедческий журнал на пару с известным французским музыковедом Пьером Обри. К этому периоду принадлежат несколько его программных работ: "Музыканты наших дней", "Музыканты прошлого" и "Гендель".

Литературный дебют

В качестве писателя Ромен Роллан становится известен в 1897 году, когда он дебютирует в печати с трагедией под названием "Святой Людовик". Она становится основой так называемого драматического цикла "Трагедии веры", в который также вошли его произведения "Настанет время" и "Аэрт".

В годы Первой Мировой войны герой нашей статьи становится активным участником пацифистских организаций, набирающих популярность во всей Европе. Он публикует большое количество антивоенных статей, позже объединенных в сборники "Предтечи" и "Над схваткой".

Переписка с русскими классиками

Всемирно признанным автором становится после присуждения ему в 1915 году Нобелевской премии по литературе. К этому моменту уже написаны лучшие произведения Ромена Роллана, в том числе "Жан-Кристоф", о котором мы еще расскажем подробнее.

В этот период он активно поддерживает состоявшуюся в нашей стране Февральскую революцию. Позже одобрительно отзывается и о событиях октября 1917 года. Отмечая, что страшится методов, которыми действуют большевики, а также их идеи о том, что цель всегда оправдывает средства. В этом плане его больше привлекают идеи непротивления злу насилием, которые проповедует Ганди.

В 1921 году Роллан переезжает в швейцарский городок Вильневу, там продолжает активно работать, переписываться с прозаиками современности. Регулярно наносит визиты в Вену, Лондон, Зальцбург, Прагу, а также Германию.

Можно проследить, как Ромен Роллан связан с Ликино-Дулево. Сейчас это небольшой городок, расположенный менее чем в ста километрах от Москвы. Оттуда родом был советский писатель и мемуарист Александр Перегудов, автор романов "Суровая песня", "В те далекие годы", рассказов "На медведя", "Лесная ворожба", "Казенник", "Мельница", "Сердце художника". Роллан с ним переписывался, высоко оценивая его произведения. В частности, писал про замечательное чувство природы у автора, умение передать запах северных лесов.

В 1920-х годах завязываются его отношения с Максимом Горьким. В 1935 году по его приглашению он даже приезжает в Москву и встречается с Иосифом Сталиным. Воспользовавшись знакомством с генералиссимусом, через два года в разгар Большого террора он даже пишет Сталину, пытаясь вступиться за некоторых репрессированных, в частности, Бухарина, но не получает никакого ответа.

В 1938 году до него доходят известия о жестоких репрессиях в СССР, его многочисленные письма другим советским руководителям также не приносят плодов.

Когда началась Вторая Мировая война, оказался в французском селе Везле в оккупации. Продолжил писать, пока в 1944 году не умер от туберкулеза в возрасте 78 лет.

Личная жизнь

Писатель был женат на поэтессе Марии Кювилье, имевшей отчасти русское происхождение (ее отцом был русский дворянин). Для Кювилье это был второй брак. Ее первый муж - князь Сергей Кудашев.

Особенности творчества

В собрании сочинений Ромена Роллана сегодня можно встретить его основные произведения. К первым публикациям относится пьеса "Орсино", события которой разворачиваются в эпоху Возрождения, а заглавный герой демонстрирует в себе лучшие черты того времени.

В своих работах Роллан часто призывает к обновлению искусства. Этому посвящен сборник статей "Народный театр" 1903 года.

Еще одной попыткой реформы театральной сцены был цикл пьес "Театр революции", посвященный событиям 1789 года во Франции.

На биографическом материале

Со временем произведения Ромена Роллана все больше начинают основываться на биографическом материале. Привносит в этот жанр он и новаторские нотки, уделяя внимание литературному портеру, психологическим очеркам и музыкальным исследованиям.

Так, с 1903 по 1911 годы выходит его трилогия "Героические жизни". Это биографии Бетховена, Микеланджело и Толстого.

В них он пытается соединить действие и мечту. Например, в "Жизни Микеланджело" описывает конфликт слабого человека и личности гения, которые уживаются в одном герое. В результате он оказывается просто не в состоянии завершить свои работы, отказывается от искусства.

"Жан-Кристоф"

Самый известный труд Роллана - роман "Жан-Кристоф", который он писал с 1904 по 1912 годы. Он состоит из 10 книг. Цикл рассказывает о творческом кризисе немецкого музыканта Жан-Кристофа Крафта, прототипом для которого становится сам автор и отчасти Бетховен.

Роман состоит из трех частей, каждая из которых имеет завершенный характер, собственную тональность и ритм, как в музыкальном произведении. В книге много лирических отступлений, которые придают ей дополнительную эмоциональность.

Главный герой Роллана - бунтарь, современный гений музыки своего времени. Описывая его эмиграцию, автор воссоздает судьбу европейского народа, снова пытается говорить о необходимости реформировать искусство, которое все больше становится объектом коммерции.

В финале Жан-Кристоф перестает быть бунтарем, но остается верен своему искусству, что главное для автора. Жизнь персонажа меняется в его поисках мудрости. Он проходит целую череду испытаний, пытаясь побороть свои страсти, подчинить себе жизнь и достичь истинной Гармонии во всем.

В 1915 году он становится лауреатом Нобелевской премии мира по литературе, академики отмечают его возвышенный идеализм, любовь и симпатию, с которыми он создает всевозможные человеческие судьбы.

Обращение к эпохе Возрождения

В годы Первой Мировой статьи писатель вновь обращается к эпохе Возрождения. На протяжении четырех лет он пишет повесть "Кола Брюньон". Ромен Роллан в ней переносит место действия в Бургундию.

Его заглавный герой - талантливый и неунывающий резчик по дереву. Для него творчество и труд - две неотъемлемые составляющие жизни, без которых он не может себя представить. Если "Жан-Кристоф" был интеллектуальным романом, то это произведение подкупает многих своей простотой, поэтому остается одним из самых популярных у писателя.

После 1918 года в творчестве Роллана происходит настоящая эволюция. Только что закончившуюся Первую Мировую войну он воспринимает как банальный способ зарабатывания денег сильными мира сего. Этому посвящены его антивоенные статьи, объединенные в сборнике "Над схваткой".

Антивоенные взгляды лежат в основе памфлета "Лилюли", романа "Клерамбо", трагедии "Пьер и Люс". Во всех этих произведениях человеческие чувства и мирная жизнь оказываются в противоречии с разрушительной силой войны.

Философские труды Роллана

Писатель сталкивается с тем, что он не в состоянии примирить собственные революционные мысли с происходящими общественными преобразованиями, с его отвращением к войне. Поэтому он начинает пропагандировать философию Махатмы Ганди о насилием.

Среди его произведений 20-х годов нужно отметить "Махатма Ганди", "Жизнь Вивекананды", "Жизнь Рамакришны". Ромен Роллан приводит биографии этих выдающихся религиозных философов XIX века. Отмечает, что считает исторические формы христианства, ислама, индуизма только частными проявлениями устремленности к всечеловеческой религии.

К этому периоду относятся его статьи, посвященные Советскому Союзу. В частности, "На смерть Ленина", "Ответ К. Бальмонту и И. Бунину", "Письмо в "Либертэр" о репрессиях в России". Стоит отметить, что последняя статья относится к 1927 году. Несмотря на начавшиеся в России репрессии, до времен Большого террора Роллан продолжает считать, что Октябрьская революция стала величайшим достижением человечества.

Права женщин

Еще одно знаковое произведение Ромена Роллана - "Очарованная душа". Это роман-эпопея, который он пишет с 1925 по 1933 годы. В нем он обращается к социальным темам.

Главной героиней становится женщина, которая пытается отстаивать свои права. Ее сына убивает итальянский фашист, после чего она присоединяется к борьбе против "коричневой чумы". Это становится его первым антифашистским романом.

В 1936 году выходит сборник статей и эссе Ролана под названием "Спутники". В нем писатель останавливается на жизнеописаниях творческих людей и философов, которые оказали влияние на формирование его мировоззрения. Это Гете, Шекспир, Ленин и Гюго.

В 1939 году Роллан пишет пьесу "Робеспьер", которой завершает революционную тематику в своем творчестве. В ней он рассуждает о терроре, которому подвержено любое общество сразу после революции. При этом в итоге он приходит к его нецелесообразности.

В оккупации во время Второй Мировой войны герой нашей статьи работает над автобиографией "Внутреннее путешествие", которую завершает в 1942 году. Уже после его смерти выходит труд "Кругосветное плаванье" и масштабное исследование творчества Бетховена, которое известно под названием "Бетховен. Великие творческие эпохи".

Последняя книга писателя под названием "Пеги" выходит незадолго до его смерти. В ней Роллан описывает своего близкого товарища, редактора "Двухнедельных тетрадей", поэта и полемиста.

В посмертных мемуарах, которые увидели свет в 1956 году, можно проследить сплоченность взглядов Роллана в любви к человечеству.

(1866-1944) французский писатель

Ромен Роллан прославился как прозаик: он автор романов «Жан-Кристоф», «Кола Брюньон», «Очарованная душа». Роллан известен также как драматург, литературный критик, специалист в области истории. Он был одним из крупнейших музыковедов, а кроме того - активным борцом антифашистского движения.

Ромен Роллан родился в небольшом городке Кламси в семье нотариуса. От своей матери он унаследовал необыкновенную любовь к музыке. Одно время юноша даже мечтал стать пианистом. Музыка занимала огромное место в жизни писателя и прошла через все его творчество.

В 1880 году семья переехала в Париж, чтобы сын смог продолжить образование. После окончания лицея он поступил на историко-географическое отделение Высшей нормальной школы - одного из лучших гуманитарных высших учебных заведений. Получив диплом историка в 23 года, Ромен уехал на стажировку в Рим. Два года, проведенные в Италии, были самыми светлыми в его жизни. В памяти Роллана Италия осталась страной, дарящей миру шедевры искусства.

Вернувшись во Францию, он блестяще защитил две диссертации: «История европейской оперы до Люлли и Скарлатти» и «Причины упадка живописи в Италии XVI века». Роллан читал курс лекций по истории искусств и истории музыки сначала в Высшей нормальной школе, а с 1904 по 1912 год - в Сорбонне, парижском университете. В это же время он начал сотрудничать с различными журналами, где публиковал статьи по истории музыки, искусства, теории народного театра. Писатель активно выступал против декадентского искусства. Задача искусства, по его мнению, воспевать жизнь и помогать человеку жить и бороться со злом, воспитывать в людях любовь к истине, отказ от иллюзий. Большое влияние на формирование взглядов Роллана-писателя оказала переписка со Львом Толстым, которого он считал своим другом и учителем. Позднее Роллан писал: «Он научил меня видеть и любить человечество».

Герои произведений Роллана - это сильные личности, могучие творческие натуры, борцы за правду и за счастье человечества. Для него герой лишь тот, «кто велик сердцем».

Его герои много страдают, они люди одинокие. Писатель разделяет мысль Толстого о том, что «истинные художники не могут быть довольными, сытыми, наслаждающимися людьми».

Ромен Роллан начал свою литературную карьеру как драматург. Первые его пьесы, объединенные в цикл «Трагедии веры» (1897-1898), не имели успеха. Писатель создает второй цикл пьес - «Драмы Революции», куда вошли 8 пьес, написанных с 1898 до 1939 год. Самые известные из них: «Волки» (1898), «14 июля» (1902), «Робеспьер» (1939).

Роллан написал также серию «Жизнь великих людей» («Жизнь Бетховена», «Жизнь Толстого», «Махатма Ганди» и другие).

Всемирную известность ему принес роман «Жан-Кри-стоф», состоящий из десяти книг и публиковавшийся с 1904 по 1912 год. Эта книга об искусстве, о его силе и месте в жизни человека, о роли творца в обществе. Главный герой романа - немец Жан-Кристоф Крафт, гениальный музыкант. Он - «Бетховен наших дней». В романе описана его жизнь с момента рождения и до самой смерти, жизнь, полная страданий, потерь и борьбы. В первых четырех книгах действие разворачивается в Германии. Начиная с пятой книги и до конца романа описывается жизнь Жан-Кристофа во Франции, куда он переезжает жить и где умирает уже знаменитым композитором. В своем произведении Роллан нарисовал картину жизни Европы на рубеже двух веков. Многие исследователи называли «Жан-Кристофа» энциклопедией французской жизни на фоне жизни главного героя. Роллан отразил социальные, политические, философские, нравственные проблемы современной жизни.

В 1914 году он пишет свой второй знаменитый роман - «Кола Брюньон». Действие этой книги происходит в его родном городке Кламси в 1616 году, в эпоху Возрождения. Роман написан от лица Кола Брюньона, резчика по дереву, истинного творца и волшебника своего дела. Книга построена как дневник Кола, жизнерадостного бургундца и неунывающего оптимиста, несмотря на все несчастья и потери в жизни. Роман написан живым, народным языком, полным прибауток, пословиц.

Написанный перед Первой мировой войной, он был опубликован только после ее окончания, в 1919 году, так как многие и даже близкие друзья Роллана назвали его слишком вольнодумным и антипатриотическим.

С началом Первой мировой войны Ромен Роллан, гонимый националистически настроенной прессой, уехал в Швейцарию, где написал статьи, клеймящие как саму войну, так и ее вдохновителей. В 1915 году в Швейцарии он получил Нобелевскую премию по литературе.

Его давно интересовали идеи социализма. Но он не принимал активного участия в общественно-политической жизни страны. В период Первой мировой войны Роллан выступил в печати с серией антивоенных и антинационалистических статей, открыто приветствовал Октябрьскую революцию в России и стал большим другом Советского Союза. Роллан переписывался с Луначарским, был другом М. Горького, посвятил ряд работ В. И. Ленину. Он отходит от своей прежней идеи - стоять «над схваткой» (так назывался один из сборников его статей) - и приходит к выводу о необходимости был сослан в Иркутск. Семья вернулась в Москву, когда Михаилу было уже девять лет. После окончания гимназии в 1917 году он поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, собираясь стать скульптором.

В те годы отец Ромма работал дежурным врачом во МХАТе, и Михаил стал заядлым театралом. Он пересмотрел все спектакли, которые шли там в то время, хорошо узнал театральный мир, а потом и сам стал заниматься в театральном кружке.

Однако вскоре учебу пришлось оставить, так как надо было зарабатывать на жизнь. Ромм устроился работать продагентом, но через некоторое время его призвали в армию. Там юноша прослужил два с лишним года и, демобилизовавшись в 1921 году, вернулся в родное училище, ставшее к тому времени ВХУТЕИНом.

Он учился в мастерской, которой руководила А. С. Голубкина. После окончания училища в 1925 году Ромм стал заниматься скульптурой: он, в частности, сделал для Первой сельскохозяйственной выставки две статуи, изображавшие рабочего и крестьянина.

Одновременно он работал в театре, писал повести и рассказы, переводил. Возможно, переводами он стал заниматься по примеру своего старшего брата Александра, который был поэтом-переводчиком.

В кино Ромм пришел в начале тридцатых годов. Он стал работать ассистентом по звуку у кинорежиссера А. Мачерета снимавшего картину «Дела и люди», а вскоре начал писать сценарии для фильмов. Первые его опыты были достаточно скромными, но третью работу заметили, главным образом потому, что по сценарию Ромма фильм «Конвейер смерти» поставил известный режиссер И. Пырьев.

После этого Ромму предложили весьма трудную и, казалось, даже неразрешимую задачу - сделать картину, которую можно было бы показать и в немом, и в звуковом варианте. Практически это означало использование минимума декораций и совсем небольшого числа актеров. После долгих поисков Ромм остановился на рассказе Мопассана «Пышка». Чтобы сделать игру актеров более выразительной, он снял всю картину на крупных планах.

Вначале картину приняли без энтузиазма, но все-таки показали ее приехавшему в СССР известному французскому писателю Ромену Роллану. Тот пришел в восторг и сказал, что Ромм очень живо воссоздал французский быт.

Стилистика немого кино преобладала и в следующей его работе - картине «Тринадцать», в которой рассказывалось о подвиге тринадцати красноармейцев. На ее съемках режиссер познакомился с актрисой Е. Кузьминой, и они вскоре поженились. В этом фильме Ромм продолжил свои режиссерские поиски, но произошло то, чего он никак не ожидал: после выхода картины его стали упрекать в... натурализме. Благодаря блестящей работе оператора Б. Волчека зритель почти физически ощущал напряжение боя. Но именно это не понравилось любителям романтизации, одним из приверженцев которой выступал писатель Вс. Вишневский. Однако зрители с восторгом приняли картину, по-своему разрешив этот спор.

В середине тридцатых годов Ромм начал готовиться к новой большой работе - постановке картины о герое Гражданской войны. Однако резкое изменение политической ситуации заставило его отказаться от завершения

сценария, написанного вместе с поэтом В. Гусевым. Не повезло и следующей картине - экранизации «Пиковой дамы» А. С. Пушкина. Сценарий был утвержден, композитор С. Прокофьев начал писать музыку, но картину так и не осуществили.

Вместо этого Ромму поручили снимать картину о событиях Октябрьской революции. Фильм надо было завершить к ее двадцатой годовщине. И сценарий, автором которого был А. Каплер, и состав исполнителей утверждались в самых высоких инстанциях. В роли Ленина должен был сниматься Б. Щукин, актер театра имени Вахтангова. И Ромм блестяще справился с труднейшей задачей. Весь период съемок занял два с половиной месяца. Фильм «Ленин в Октябре» был восторженно принят зрителями и критикой, хотя сам режиссер не был удовлетворен этой работой, поскольку она была заведомо конъюнктурной.

Вторая картина дилогии - фильм «Ленин в 1918 году» - должна была стать продолжением первой. Но из сценария были исключены эпизоды, рассказывающие о восстании левых эсеров, убийстве германского посла Мирбаха, Брестском мире. От режиссера потребовали отступления от исторической правды. Картина вышла на экраны в искаженном виде. Лишь после XX съезда партии в 1956 г. Ромм получил возможность сделать ее новую редакцию.

Следующая работа режиссера была диаметрально противоположной. В фильме 1943 года «Мечта» он должен был показать, как жили в тех районах, которые были «освобождены» Красной Армией в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа в 1939 году. Вместо этого на экране возник мастерски сделанный коллективный портрет обитателей «меблирашек» (меблированных комнат) в одном из городков на окраине панской Польши. В этой картине свою лучшую роль сыграла Ф. Раневская.

Во время войны Ромм впервые пробовал сниматься в качестве актера. С. М. Эйзенштейн пригласил его в свою картину «Иван Грозный», в третьей серии которой Ромм должен был играть роль... английской королевы Елизаветы. Этот замысел так и не осуществился.

В 1945 году Михаил Ромм поставил фильм «Человек № 217» и в следующем году получил за него премию международного кинофестиваля в Канне. В 1950 году вышел его приключенческий фильм «Секретная миссия».

Хотя один из этих фильмов тяготел к жанру трагедии, а другой строился на приключенческой интриге, в них одинаково сильны были публицистические ноты. К этим работам Ромма примыкали и другие его фильмы. В 1948 году он снял картину «Русский вопрос» по пьесе К. М. Симонова. Она имела большой успех не только в Советском Союзе, но и за рубежом, удостоившись Премии мира международного кинофестиваля в Марианске-Лазне и главной премии международного кинофестиваля в Злине.

В 1956 году вышел новый фильм Ромма - политический детектив «Убийство на улице Данте». Здесь режиссер собрал настоящее созвездие актеров. Новыми красками заблистал в нем талант О. Жакова. Ромм вообще славился своим умением открывать актерские имена. Вспомним, что в этой картине впервые появился на экране М. М. Козаков.

Значительная страница в творчестве Ромма связана с дилогией об адмирале Ушакове. Однако выбор этой темы тоже не зависел от самого режиссера. Просто картина В. Пудовкина «Адмирал Нахимов» вызвала недовольство Сталина, и было решено сделать новый исторический фильм, более соответствующий духу времени. Выбор пал на режиссера Ромма и пьесу А. Штейна 1953 года «Флаг адмирала». В результате самыми удачными работами в картине стали роли исторических персонажей - Г. А. Потемкина в исполнении Б. Ливанова и Екатерины Второй в исполнении О. Жизневой. Образ же Ф. Ушакова, созданный И. Переверзевым, не вышел за пределы внешней изобразительности.

Новый период в творчестве Ромма начался с фильма «Девять дней одного года». Он вышел в 1962 году и получил премию международного кинофестиваля в Карлови-Вари, а в 1966 году был удостоен Государственной премии РСФСР. По определению режиссера, это произведение о молодых ученых-физиках явилось «картиной-размышлением».

Научные поиски были неотделимы в фильме от нравственных оценок деятельности ученого, его ответственности за судьбы людей. В картине снялись молодые актеры А. Баталов, Т. Лаврова, И. Смоктуновский.

В 1966 году Ромм поставил свой самый известный фильм - «Обыкновенный фашизм», который также был удостоен высоких наград - специальной премии Всесоюз-ного кинофестиваля и специального приза жюри кинофестиваля в Лейпциге. В документальной картине рассказывалось об истоках фашизма и тоталитаризма. Режиссер глубоко проанализировал эти явления и впервые в истории кинематографа рассмотрел их с точки зрения обычного человека.

В этом фильме советский зритель также впервые познакомился и с фашистской кинохроникой, которая была включена в картину наряду с военными архивными материалами СССР. Не менее, чем изобразительный ряд, был интересен и дикторский текст, который написал и прочитал за кадром сам режиссер.

Последний свой фильм «И все-таки я верю» («Мир сегодня») Ромм делал уже будучи смертельно больным и не закончил его. Уже после смерти мастера фильм завершили в 1976 году его друзья и коллеги М. Хуциев, Э. Климов и Г. Лавров. В нем на документальном материале поднимались вопросы о судьбах молодежи в современном мире.

Кроме работы над фильмами, Ромм много внимания уделял воспитанию молодых режиссеров. С 1949 года он преподавал во ВГИКе и в 1958 году получил звание профессора. Среди его учеников можно назвать таких выдающихся кинематографистов, как Т. Абуладзе, В. Басов, Г. Чухрай, В. Шукшин, Г. Данелия, И. Таланкин, Р. Чхеидзе, А. Митта, А. Михалков-Кончаловский, Н. Михалков.

Роме́н Ролла́н (фр. Romain Rolland; 29 января 1866, Кламси - 30 декабря 1944, Везле) - французский писатель, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1915).

Биография

Родился в семье нотариуса. В 1881 году Ролланы переехали в Париж, где будущий писатель, окончив лицей Людовика Великого поступил в 1886 г. в высшую школу Эколь Нормаль. После ее окончания Роллан два года прожил в Италии, изучая изобразительные искусства, а также жизнь и творчество выдающихся итальянских композиторов. Играя на фортепиано с раннего детства и не переставая серьезно заниматься музыкой в студенческие годы, Роллан решил избрать своей специальностью историю музыки.

Вернувшись во Францию, Роллан защитил в Сорбонне диссертацию «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» (1895) и, получив звание профессора истории музыки, читал лекции сначала в Эколь де Нормаль, а затем в Сорбонне. К его наиболее выдающимся музыковедческим трудам этого периода принадлежат монографии "Музыканты прошлого" (1908), "Музыканты наших дней" (1908), "Гендель" (1910).

Первым появившимся в печати художественным произведением Роллана была трагедия "Святой Людовик" - начальное звено драматического цикла "Трагедии веры", к которому также принадлежат "Аэрт" и "Настанет время".

Во время Первой мировой войны Роллан - активный участник европейских пацифистских организаций, публикующий множество антивоенных статей, которые вышли в сборниках «Над схваткой» и «Предтечи».

В 1915 году он награждён Нобелевской премией по литературе.

Роллан активно переписывался со Львом Толстым, приветствовал Февральскую революцию и одобрительно относился к Октябрьской революции в России 1917 года. Уже с 1920-х годов общался с Максимом Горьким, приезжал по приглашению в Москву (1935).

Среди других его корреспондентов были Эйнштейн, Швейцер.

В годы войны жил в оккупированном Везле, продолжая литературную деятельность, где и умер от туберкулеза.

Творчество

Признание Ромен Роллан получил на рубеже XIX и XX веков, после публикации и постановки цикла его пьес, посвящённых событиям Великой французской революции: «Волки», «Торжество разума», «Дантон», «Четырнадцатое июля».

Наиболее известное произведение - роман «Жан Кристоф», состоящий из 10 книг. Этот роман принёс автору мировую славу и переведён на десятки языков. Цикл рассказывает о кризисе немецкого музыкального гения Жана-Жака Краффта, прототипом которому стали Бетховен и сам Роллан. Завязавшаяся дружба молодого героя с французом символизирует «гармонию противоположностей», а более глобально - мир между государствами.

Среди других его произведений нужно выделить цикл книг о великих художниках: «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1907), «Жизнь Толстого» (1911). Позже, в последние годы жизни, он вернулся к теме Бетховена, завершив многотомый труд «Бетховен. Великие творческие эпохи».

В посмертно изданных мемуарах (Mémoires, 1956) ясно видна сплочённость взглядов автора в любви к человечеству.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ромен Роллан, французский романист и публицист, родился в обеспеченной буржуазной семье в Кламси, маленьком городке на юге Франции, где провел детские годы. Его отец, Эмиль, был адвокатом, уважаемым в городе человеком, а мать, урожденная Антуанетта Мари Куро, – набожной, замкнутой женщиной, по желанию которой в 1880 г. семья переехала в Париж, чтобы сын мог получить хорошее образование.

С ранних лет, когда мать обучала его игре на пианино, Ромен полюбил музыку, особенно произведения Бетховена. Позже, будучи учеником лицея Людовика Великого, он столь же сильно полюбил сочинения Вагнера. В 1886 г. юноша поступает в весьма престижную Эколь нормаль сюперьер, где изучает историю, готовясь стать университетским ученым, чего так хотела его мать, и в 1889 г. получает диплом преподавателя.

С 1889 по 1891 г. P. едет по стипендии в Рим, где изучает историю в Эколь франсэз, однако со временем утрачивает интерес к исследовательской работе и под впечатлением исторических пьес Шекспира начинает писать цикл исторических драм, в основе которых лежат события и личности итальянского Возрождения. В Риме будущий писатель знакомится с Мальвидой фон Мейзенбуг, немкой, которая была другом и доверенным лицом таких знаменитостей XIX в., как Лайош Кошут, Джузеппе Мадзини, Фридрих Ницше и Рихард Вагнер. Ее идеалистическая философия и интерес к немецкому романтизму существенно повлияли на образ мыслей Р.

Вернувшись в 1891 г. в Париж, Р. продолжает писать пьесы и заниматься исследовательской работой. В октябре 1892 г. он женился на Клотильде Бреаль, дочери знаменитого филолога. В том же году молодожены возвращаются в Рим, где Р. начинает работу над диссертацией об оперном искусстве до Жана Батиста Люлли и Алессандро Скарлатти. В 1893 г. Р. вновь приезжает в Париж, занимается здесь преподавательской и научной работой, а также литературой. Двумя годами позже в торжественной обстановке он защищает первую в Сорбонне диссертацию в области музыки, после чего получает кафедру музыкознания, специально для него учрежденную.

В течение следующих 17 лет Р. совмещает занятие литературой с чтением лекций по музыке и изобразительному искусству в Сорбонне, а также в двух других учебных заведениях: в Школе социальных исследований и Эколь нормаль сюперьер. В это же время он знакомится с Шарлем Пеги, поэтом-католиком, в чьем журнале «Двухнедельные тетради» ("Cahiers de la Quinzaine") P. печатает свои первые произведения.

Поскольку Р. больше всего интересовала история культуры, в особенности ее решающие или, как он их называл, «героические» периоды, он начал писать не отдельные произведения, а целые циклы, работу над которыми не всегда доводил до конца. Первый такой цикл пьес, посвященный итальянскому Возрождению, остался лишь в набросках и напечатан не был, а второй – «Трагедии веры» ("Les Tragedies de la foi") – включал в себя три пьесы: «Святой Людовик» ("Saint Louis", 1897), «Аэрт» ("Aert", 1898) и «Торжество разума» ("Le Triomphe de la raison", 1899). B последующие циклы писателя входили не только пьесы, но биографии и романы.

Три исторические пьесы, вошедшие в «Трагедии веры», совмещали в себе искусство и социальную критику, ими Р. стремился вселить в своих сограждан веру, мужество и надежду, которых, по мнению писателя, так не хватало во Франции того времени. Тем не менее «Трагедии веры» мало что изменили во французском театре, где в это время процветала мещанская мелодрамы. Это и навело Р. на мысль о народном театре; подобно Льву Толстому, которым он восхищался и с которым переписывался, Р. полагал, что публика должна воспитываться на героических примерах. Заинтересовавшись статьей Мориса Поттеше «Народный театр», Р. в 1903 г. в «Двухнедельных тетрадях» опубликовал манифест, призывающий противодействовать пессимизму и материализму 80-х гг. XIX в. и вышедший впоследствии отдельной книгой – «Народный театр» ("Le Theatre du peuple", 1918), где писатель говорит о необходимости создавать новые Пьесы, в основе которых лежали бы исторические события, вдохновляющие публику.

Р. создал цикл из 9...12 пьес, посвященный французской революции, в духе исторических хроник Шекспира. Три такие пьесы вошли в цикл «Театр революции» ("Theatre de la Revolution", 1909), завершившийся спустя 30 лет драмой «Робеспьер» ("Robespierre", 1939). Эти дидактические, полные патетики пьесы на политические темы в то время, когда главенствующим литературным направлением был натурализм, прошли незамеченными; успех к ним пришел позже – в Германии после первой мировой войны, а во Франции – в 30-е гг.

Р. задумал также серию биографий знаменитых людей, жизнь и деятельность которых могла бы стать примером для читателя. Его биограф, Уильям Томас Старр, полагает, что Р. написал «Жизнь Бетховена» ("Vie de Beethoven", 1903), первую и наиболее удавшуюся биографию серии, «в знак благодарности за источник вдохновения в минуты отчаяния и безнадежности». Отчаяние, вероятно, во многом было вызвано разводом писателя с женой в 1901 г. Закончив в 1905 г. биографию Микеланджело, Р. отказывается от продолжения биографической серии, так как приходит к выводу, что правда о трудной судьбе великих людей едва ли подействует на читателя вдохновляюще. Впрочем, Р. остался верен биографическому жанру и позже, когда пишет биографии Генделя (1910). Толстого (1911), Ганди (1924), Рамакришны (1929), Вивекананды (1930), Пеги (1944).

«Жан-Кристоф» ("Jean-Christophe"), десятитомный роман, выходивший с 1904 по 1912 г., представляет собой историю жизни гениального музыканта, прообразом которого послужил Бетховен, а также широкую панораму европейской жизни первого десятилетия XX в. Отдельными частями роман печатался в «Двухнедельных тетрадях» Пеги и сразу же получил мировую известность и принес Р. международное признание, после чего писатель уходит из Сорбонны (1912) и целиком посвящает себя литературе. Австрийский писатель Стефан Цвейг утверждал, что «Жан-Кристоф» – это результат разочарования Р. в биографическом жанре: «Поскольку история отказала ему в образе «утешителя», он обратился к искусству...»

Нобелевскую премию по литературе за 1915 г. Р. получил в основном благодаря «Жан-Кристофу». Как таковая премия была вручена писателю лишь в 1916 г. – отчасти из-за скандала, вызванного тем, что P., поселившийся незадолго до первой мировой войны в Швейцарии, опубликовал в 1915 г. страстные антивоенные статьи под названием «Над схваткой» ("Audessus de la melee"), где ратовал за свободу и интернационализм, против несправедливости и ужасов войны, а также против бывших пацифистов, которые во время войны стали ярыми националистами. Р. получил Нобелевскую премию по литературе «за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи». Из-за войны традиционная церемония награждения не проводилась, и Р. с Нобелевской лекцией не выступал.

Политические взгляды Р. продолжают оставаться противоречивыми, и особенно по отношению к Советскому Союзу, который он всячески поддерживал, хотя и критиковал за ошибки. Вообще в годы между мировыми войнами писатель все больше времени и сил уделяет политике и общественной жизни и в то же время по-прежнему очень много пишет: это музыковедческие статьи, биографии, пьесы, дневники, воспоминания, письма, очерки, романы. В 20-е гг. он увлекается индийской религиозной и политической мыслью; в 1931 г. к нему в Швейцарию приезжает Ганди, биографию которого Р. написал в 1924 г. Главным художественным произведением этого периода становится шестой цикл писателя «Очарованная душа» ("L"Ame enchantee", 1925...1933), семитомный роман, в котором описывается мучительная борьба женщины за реализацию своих духовных возможностей. Отстаивая право на самостоятельный труд, на полноправное гражданское существование, Аннет Ривьер, героиня романа, освобождается от иллюзий.

В 1934 г. Р. женился на Марии Кудашевой, а четыре года спустя вернулся из Швейцарии во Францию. Во время второй мировой войны писатель оставил свою позицию «над схваткой» и занял место в рядах борцов с нацизмом. 30 декабря 1944 г. Р. скончался от туберкулеза, которым страдал с детства. Его письмо, прочитанное вслух в Сорбонне, в котором писатель выражает соболезнование семьям деятелей науки и искусства, погибших от рук нацистов, было написано за три недели до смерти, 9 декабря.
Личность P., его идеи, возможно, больше повлияли на современников, чем его книги. Его друг Мари Дормуа писала: «Я восхищаюсь Роменом Ролланом. Я также восхищаюсь «Жан-Кристофом», но человек мне, пожалуй, нравится больше, чем автор... Он был поводырем, маяком, показывающим путь всем тем, кто колебался, у кого не хватало сил, чтобы пройти свой путь в одиночку».

Некоторые критики недооценивали литературные достижения P., в книгах которого отдельные слова оказывались порой куда менее важными, чем общий смысл, основная идея; существует также мнение, что «Жан-Кристоф», задуманный Р. как симфония, расплывчат и бесформен. По поводу поздних книг Р. английский романист и критик Э.М. Форстер писал, что Р. «не оправдал надежд, которые он подавал в молодости». Наиболее взвешенная оценка творчества Р. принадлежит его биографу Старру, писавшему, что, «если не считать «Жан-Кристофа», Р. будут помнить не как писателя, а как одного из наиболее активных и решительных защитников человеческого достоинства и свободы, как страстного борца за более справедливый и гуманный общественный строй». Старр утверждал также, что, «возможно, еще не пришел час оценить Р. по достоинству... Только время способно отделить гениальное от преходящего, недолговечного».