Секуляризация огосударствление земли монастырей была произведена в. Шпаргалка: Секуляризация история

Со второй половины XVII века общая тенденция развития государственного строя в России заключалась в переходе от самодержавия с боярской думой, от сословно-представительной монархии к абсолютизму, при котором верховная власть в государстве над всеми сферами общества принадлежит монарху. В этих условиях встал вопрос о подчинении государству церкви , как идеологической силы, и секуляризации церковных земель в пользу государства. После смерти патриарха Иоакима Петр I высказывался за Маркела, но впоследствии пошел на поводу у Натальи Кирилловны Нарышкиной, позволив стать патриархом ее ставленнику Адриану (1690 – 1700). После его смерти Петр не дал выбирать патриарха, введя вместо этого должность местоблюстителя патриаршего стола . Эту должность с 1700 по 1721 годы занимал Стефан Яворский.

Идеологическому обоснованию реформ Петра I и, в частности, церковной реформы, значительно способствовал Феофан Прокопович – проповедник, богослов, философ, ректор Киево-Могилянской академии, который впоследствии стал придворным историографом («История императора Петра Великого»). Прокопович был автором проповеди «Правда воли монаршей», в которой доказывается необходимость для России неограниченного самодержавия, а также церковных преобразований .

В 1721 году был издан Духовный регламент – закон в форме манифеста, определявший правовое положение РПЦ. Этот документ, обосновавший необходимость отказа от патриаршества и введения синодальной модели управления церковью , закрепил основные положения церковной реформы Петра и основы Церкви вплоть до революции. Изначально это был общий проект для духовной коллегии, подготовленный Прокоповичем и самим Петром.

Духовная коллегия – государственный орган управления церковью, впоследствии преобразованный в Святейший Правительствующий Синод . СПС – высший орган церковного-государственного управления – соборное, обладающее в РПЦ всеми видами высшей власти и состоящее в сношениях с заграничными православными церквами правительство, через которое действует в церковном управлении верховная самодержавная власть, его учредившая. СПС заменил собой патриарха, а также соборы всех епископов поместной церкви. СПС принадлежало право (с согласия верховной власти) открывать новые кафедры, избирать и поставлять епископов, устанавливать церковные праздники и обряды, канонизировать святых, осуществлять цензуру в отношении произведений богословского, церковно-исторического и канонического содержания. Ему принадлежало право суда первой инстанции в отношении епископов, обвиняемых в совершении антиканонических деяний, также Синод имел право выносить окончательные решения по бракоразводным делам, делам о снятии с духовных лиц сана, о придании мирян анафеме; вопросы духовного просвещения народа также входили в ведение Синода.

Структура СПС : в ведение Синода были переданы патриаршие приказы, которые, впрочем, были закрыты в течение первых двух десятилетий его существования. В структуру СПС до 1917 входили синодальная канцелярия, московские синодальная контора и типографская контора. Изначально Синод состоял из 11 членов: президента, 2-х вице-президентов, 4-х советников и 4-х асессоров. Также в его состав входили настоятели монастырей и лицо белого духовенства. Главой СПС был обер-прокурор (сначала – Стефан Яворский, после его смерти – Феофан Прокопович), но фактически церковью управлял монарх.

Обер-прокурор – светское лицо, представитель императора, который контролирует все процессы. Секуляризация церковных земель . В условиях формирования абсолютизма государству необходимо было забрать церковные земли в личную собственность. Произойдет это в ½ 1760-х гг. 1762 – Петр III подписывает указ о секуляризации церковных земель, но его не успевают реализовать. 1764 – указ Екатерины II о секуляризации церковных земель по причине массовых волнений монастырских крестьян

Изъято 8,5 миллионов десятин земли

Монастырские крестьяне (около 1 млн лиц мужского пола) перешли под власть государства и стали экономическими крестьянами в ведении коллегии экономии.

Введение системы штатов и оплаты священнослужителям из казны (получение денег согласно иерархии: лавры – монастыри первого класса – монастыри второго класса – монастыри третьего класса).

Подобная иерархия затронула и епархии. Таким образом, церковь стала еще более зависимой от государства, а также гораздо более бедной. Протесты против реформ были обречены на провал, т.к. не было независимого патриарха, который мог бы сказать от лица церкви.

Был подписан императрицей 26 февраля (8 марта ) года и определил имущественно-правовое положение Русской церкви до конца синодального периода .

Причины и подготовка реформы

Кроме того, в наследие от XVI и XVII веков Российской империи досталось непомерное количество монастырей, многие из которых к середине XVIII века оказались с минимальным числом монашествующих или совсем обезлюдели.

Движению против монастырского землевладения способствовало, сверх того, несоответствие его обету нестяжания , явно сквозившее сквозь компромисс, выработанный византийским правом ещё до времени принятия Русью христианства и перенесённый в Россию вместе с Номоканоном . Он состоял в том, что монах не может иметь личной собственности, но может пользоваться собственностью монастырской. На этом основании Номоканон признавал права монастырей, между прочим, и на земельную собственность , населённую арендаторами-крестьянами, отрицая безусловно только прямое церковное рабовладельчество. Для того, чтобы владение большими имениями не вредило аскетической строгости жизни, церковь установила принцип: «Церковное богатство - нищих богатство» и на основании него требовала, чтобы монахи не «вступались в села» и монастырское начальство тратило на продовольствие монахов минимальную долю доходов, а всё остальное употребляло бы на церковное строение и украшение, школьное дело и всяческую благотворительность.

О подготовке реформы распорядилась в 1757 году богомольная императрица Елизавета Петровна , а её преемник Пётр III потребовал ускорить подготовку манифеста. За три месяца до своего свержения он успел подписать указ, предусматривавший передачу недвижимых церковных имуществ вместе с Коллегией экономии в ведомство Сената , а также прекращение дотирования монастырей, не способных обеспечить себя самостоятельно. Этот указ предельно обострил отношения императора, вообще не особо уважительно относившегося к православию , с Русской церковью .

Ход реформы

По донесению Святейшего Синода от 1 (12 ) января года во всех епархиях Российской Империи на тот момент насчитывалось 954 монастыря, в которых находилось 11 153 монашествующих. "Статистический временник Российской империи" писал в 1887 году о 953 монастырях, из которых 732 были мужскими и 221 - женскими. К 1762 году они владели вотчинами, к которым было приписано 769610 крепостных душ мужского пола . Правительство признало владение такими ресурсами не соответствующим назначению монашеских обителей. После секуляризационной реформы Синод постановил упразднить 418 монастырей. Из оставшихся монастырей 226 стали получать денежное содержание от государства. Оставшиеся 310 монастырей объявлялись выведенными за штат и должны были существовать на добровольные народные пожертвования.

По штатам 1764 года, штатные (получающие содержание от государства) монастыри, кроме лавр, были разделены на три класса "сообразно богатству и знатности" :

  • 1 класс: 15 мужских, 4 женских
  • 2 класс: 41 мужской, 18 женских
  • 3 класс: 100 мужских, 45 женских

Секуляризационная реформа была впоследствии распространена за пределы Великороссии . В 1786 году аналогичная ситуация установилась в Киевской , Черниговской и Новгород-Северской губерниях , а в 1788 году - в Курской , Екатеринославской , Харьковской и Воронежской губерниях .

Упразднённые монастыри

  • Бежецкий Введенский монастырь
  • Великая Авраамиева пустынь
  • Верхняя Авраамиева пустынь
  • Вязниковский Введенский монастырь
  • Дуниловский Успенский монастырь
  • Заозёрный Авраамиев монастырь
  • Крестогорская Тихонова пустынь
  • Лихвинский Афанасьевский монастырь
  • Лихотнин Успенский монастырь
  • Мещовский Афанасьевский Петропавловский монастырь
  • Мосальский Успенский монастырь
  • Нуромский Преображенский монастырь
  • Обвинский Верх-Язьвинский Богородицкий (первоначально Успенский) мужской монастырь
  • Посолотинский монастырь
  • Соломенская пустынь

Секуляризация церковных земель – это процесс изъятия земель и имущества, принадлежащих церкви в пользу государства. Есть и другие определения термину секуляризация.
Секуляризация – снижения влияния религии в жизни общества и государства.

Исторический очерк секуляризации

Первая секуляризация произошла еще во времена правления Карла Мартелла, деда Карла Великого – императора франков. Карл Мартелл конфисковал церковные земли в первой половине VIII века, а затем раздал землю своим феодалам, дабы обеспечить их верность.
Большие количество раз секуляризация проводилась на территории Византийской империи. К примеру, одна из них произошла в 1058 году, когда византийский император Исаак I конфисковал монастырские земли, а также сместил патриарха, выслав его из своего государства.
Огромные по масштабу секуляризационные процессы происходили во время так называемой Реформации в Европе. К примеру, многие немецкие княжества, после окончания неудачной для восставших Крестьянской войны (1524-1526), начали масштабную секуляризацию церковных земель почти по всей территории Священной Римской империи.
В Швейцарии, под влиянием Кальвина также началась волна секуляризации, которая также привела к существенному уменьшению роли церкви и к потери церковью значительных территориальных наделов.
В ходе успешной Нидерландской революции, буржуазия заполучила все земли, которые до начала революции принадлежали католической церкви.
В Англии король Генрих VIII отобрал у католической церкви все земли и провозгласил их собственностью государства. Затем он создал новую церковь – англиканскую, и назвал себя ее главой. Большую часть земли заполучили джентри, которые затем накопили первоначальный капитал, способствующий развитию капитализма в Англии. Спустя сто лет, в Англии началась революция и земля церкви вновь пострадала: множество церковных служителей были попросту убиты, а их земли стала собственностью государства, как и все богатства.
Еще одной волной секуляризации можно назвать действия Наполеона, который также забирал все земли у церкви во время своих завоеваний. Церковные земли и сами храмы обладали большими богатствами и ресурсами, необходимыми Наполеону для ведения постоянных войн, что собственно и стало причиной подобных действий.
Отдельно следует рассмотреть секуляризацию, которая происходила в Российской империи.

Секуляризация церковных земель в Российской империи

Особенно важные изменений в российской православной церкви произошли во времена правления императора Петра I, хотя секуляризация в России проводилась и до него.
Узнав о том, что монастыри больше не будут принимать раненных в Шведской войне ветеранов, Петр серьезно обозлился и запретил кому-либо идти в монахи. Петр сказал о том, что монастырские земли абсолютно не приносят пользу ни государству, ни народу, а только самим монахам, которые постепенно наживают богатства. Раньше люди слепо приносили церкви щедрые пожертвования, но так больше продолжаться не могло, тем более в стране был серьезный финансовый кризис из-за войны.
В 1700 году церковь лишили многих привилегий, а 1701 запретили монахам руководить хозяйствами и доходами. Серьезно была урезана помощь государства церкви, а сохраненные деньги теперь шли на реорганизацию армии, на открытие новых школ, больниц, приютов для ветеранов и так далее.
После Петра серьезно за церковь взялась императрица Екатерина II, которая в 1764 году издала специальный манифест о секуляризации церковных земель. В результате вся церковная земля и крестьяне стали принадлежать только государственной власти. Однако не все монастыри были полностью закрыты, часть из них сохранилась и продолжала работать, хотя власти у монахов стало значительно меньше.
Секуляризация не могла провестись быстро, к примеру, эта реформа дошла до западных земель империи (Киевская и Черниговская губернии) только спустя двадцать лет.
И все же, после этих серьезных реформ, в России продолжала работать церковь, и земля у монахов все же была, хоть и значительно меньше, нежели до реформ.
Окончательно с монастырскими владениями было покончено во времена большевиков.

Ликвидация церкви большевиками

После Великой октябрьской революции все церковные земли были полностью отобраны у церкви, даже сама церковь, как государственный институт перестала существовать. Коммунизм не предполагал существования религии – вся власть должна быть в руках партии. Большевики оставили функционировать лишь небольшое количество монастырей и храмов, а их роль была сведена к тому, чтобы люди лишь могли там помолиться Богу – все остальные функции были ликвидированы. Кроме этого, большевики конфисковали практически все золото и серебро, принадлежащее храмам и монастырям.

Последний важный аспект внутренней политики, который необходимо затронуть, касается церкви в период дворцовых переворотов.

В истории церкви рассматриваемых десятилетий протекало два внешне не схожих, но органически связанных между собой процессов, завершившихся превращением церкви в безропотную служанку государства. Один из них затронул материальные условия жизни духовенства, поставивший его в зависимость от светской власти. Так была проведена, хотя и не окончательно, секуляризация владений черного и белого духовенства. Другой процесс протекал в духовной сфере и сопровождался бесплодными попытками части духовенства восстановить порядки, существовавшие до проведения церковной реформы Петра I, нацеленной на возрождение патриаршества.

Частичную секуляризацию церковных владений Петр осуществил еще в 1701 году, но два десятилетия спустя вернул вотчины в полное распоряжение духовенства. Однако секуляризационный процесс приобрёл столь явные черты необратимости, что уже при Екатерине I было решено реформировать Синод, разделив его на два департамента, по 6 персон в каждом. Первый, состоявший из духовных иерархов, должен был ведать чисто церковными делами. Второму, укомплектованному светскими чиновниками, поручалось управлять вотчинами черного и белого духовенства. Мера эта мотивировалась стремлением облегчить заботы духовенства, которому поручалось попечение лишь о духовных делах. Позже, второй департамент получил наименование “Коллегии экономии” и в 1738 году был передан из синода в ведомство Сената. До завершения секуляризации оставался один шаг, и Анна Иоанновна готова была его сделать. Однако, как часто бывает в истории, вмешался случай. Инициатор реформы, Платон Иванович Мусин-Пушкин, оказался причастен к делу Волынского, о котором говорилось, и попал в немилость. А сама императрица, наложившая на него резолюцию “учинить по сему представлению” через полгода вообще умерла. Синоду после смерти Анны Иоанновны, удалось добиться ликвидации Коллегии экономии и создания после нее Канцелярии синодального экономического правления, полностью ему подчинявшейся.

Казалось бы, судьба церковных вотчин в правление набожной Елизаветы Петровны должна была находиться в полной безопасности, но даже она не могла противиться властному веянию времени, и в 1757 году передала управление вотчинами из рук монастырских служек в руки штаб и обер-офицеров, которым было велено составить опись монастырского имущества, а также обстоятельный перечень крестьянских повинностей. Однако секуляризация не была проведена. Синод и монастырские власти всячески саботировали деятельность офицеров, а сама Елизавета Петровна не проявила настойчивости, заявив согласно молве, что “как хотят после моей смерти, а я не подпишу”. И все же деятельность офицеров оказала влияние на секуляризацию земель. Духовенство убедилось, что взятие у него земель неизбежно, и поэтому принялось хищнически эксплуатировать крестьян. Крестьяне же ответили неповиновением монастырской администрации отказом выполнять повинности.

Упорное сопротивление крестьян многих монастырей еще больше ускорило секуляризацию церковных земель. Указ о полной секуляризации церковных земель был подписан Петром III 21 марта 1762 года. Сделал он это с необычайной легкостью. Во-первых, потому, что секуляризация долго вызревала и плоду осталось, как говорится, только упасть. Во-вторых, Петра не одолевали, подобно Елизавете Петровне, сомнения и он не был обременен ни глубокой верой, ни чувством уважение к православному духовенству, а даже наоборот. Указ этот, однако, не был претворен в жизнь. Через три месяца после его обнародования Екатерина Алексеевна свергла с престола своего супруга.

Напряженные отношения между светской и духовной властью в этот период сопровождались раздором в среде самого духовенства, в большинстве своем враждебно относившегося к церковной реформе Петра Великого и его сподвижнику, претворявшему ее в жизнь – Феофану Прокоповичу. Если при жизни Петра никто из церковных иерархов не осмеливался открыто нападать на Феофана, то после смерти императора он уже не чувствовал себя в безопасности. Волна доносов следовала одна за другой, и Прокоповичу довелось изощренно от этой волны обороняться.

Так, первым состряпал донос псковский иеромонах Савватий, действовавший по указке новгородского архиерея Феодосия, второго вице-президента Синода. Феофану Прокоповичу, обвиняемому в хищении драгоценностей с икон, удалось не только оправдаться, но и выдвинуть встречное обвинение против невоздержанного на язык Феодосия, придав им политическую окраску. В итоге, Феодосий оказался в ссылке и лишился новгородского архиерейства, а Феофан его приобрел. Этот прием оказался успешным, и Феофан в дальнейшем наносил удары своим противникам, возводя их поступки в ранг политических преступлений, сотрудничая при этом с тайной канцелярией. Так, в 1726 году последовал новый донос, который обвинял Феофана в недоброжелательном отношении к императрице Екатерине и во враждебности к православию вообще. Прокоповичу и на этот раз удалось оправдаться, а доносителя за неправый донос посадили за решетку.

Однако самые тяжелые времена для Феофана наступили после смерти Екатерины I, когда отрок-император Петр II оказался под влиянием Долгоруких, ненавидевших первого вице-президента. Если бы Петр II не умер так неожиданно и скоропостижно, то Феофану было бы не миновать падения и заточения в каком-нибудь глухом монастыре. Но он удержался. А после воцарения Анны Иоанновны укрепил свое положение настолько, что стал полновластным хозяином Синода. Ему без труда удалось изгнать из него таких противников, как Георгий Дашков, претендовавшего на патриаршее место, Игнатий Смола, Лопатинский и другие. Анна Иоанновна благоволила к Прокоповичу за оказанную им услугу во время бурных февральско-мартовских событий 1730 года. Ему также покровительствовали Бирон и Остерман.

В итоге, Прокопович стал проводить такую же политику преследования противников в духовном ведомстве, какую осуществляли Бирон и Остерман в светском. Так, они учинили над поверженными Голицыным и Долгоруким, не представлявшими для них никакой опасности, жестокую расправу. Таким же чувством мести руководствовался и Феофан Прокопович, зорко следивший за условиями жизни своих противников в монастырском заточении, требуя ужесточения содержания, хотя они не представляли угрозы ни для него, ни для церковной реформы в целом. Таким образом, Прокопович вошел в историю в двух ипостасях. Первая, как соратник Петра, образованнейшая личность, теоретик и практик преобразований. А с другой, как человек жестокий и мстительный, действовавший наперекор христианской морали и чувству милосердия.

Первым шагом к секуляризации церковных имуществ послужило восстановление в 1701 году Монастырского приказа, к которому перешли все административные и хозяйственные дела из расформированного патриаршего двора, и помимо судебных функций над церковными людьми восстановленный приказ получил право управления всеми церковными вотчинами через назначаемых им светских управителей.

После смерти Петра I в связи с общей переоценкой его реформ изменилось отношение к его начинаниям и в церковной сфере. Претендентом на руководство Церковью выступил архиепископ Ростовский Георгий (Дашков). Он выразил Екатерине I (1725-1727) недовольство по поводу обложения монастырей большими поборами и отстранения архиереев и настоятелей монастырей от управления их имениями.

Секуляризация церковных имуществ назревала давно, еще со времен Ивана III, но каждый раз духовенство энергично восставало против передачи своих владений в светские руки; об его противодействие разбивались попытки всех прежних государей: Ивана грозного, царя Алексея Михайловича, его сына Петра Великого. Во всяком случае не Петру, голштинцу и протестанту было осуществить эту меру, как ни своевременна она была; своевременность же ее доказала через два года Екатерина II, сумевшая, хотя и не без затруднений, провести ее в жизнь в 1764 г.

Однако объективная потребность укрепления политического и экономического могущества государства требовала проведения последовательной политики секуляризации, прежде всего в отношении собственности. Эта же потребность заставляла государство не выпускать из своих рук и органы церковного управления, в том числе в губерниях.

При Екатерине I в целях улучшения системы сбора налогов была учреждена внутри Синода Коллегия экономии, которая состояла из светских чиновников и вела дела под административным надзором Сената. Однако самостоятельная деятельность коллегии, особенно всемогущей при императрице Анне Иоанновне (1730-1740) не принесла никаких выгод казне.

В правительственной политике второй половины XVIII в. вопросы имущественного и сословно-правового положения духовенства занимали большое место. Наиболее серьезные трения возникали по вопросу о судьбе земельного имущества и крестьян, принадлежащих монастырям и церковным организациям. Государство предложило церковным властям представить точные сведения о монастырских и церковных владениях, о количестве в них крестьян и о размерах доходов. Выяснилось, что к концу 50-х гг. XVIII в. в России было 478 вотчинных и 469 безвотчинных монастырей, в которых находилось 11 092 монаха.

Правительство Елизаветы (1741-1761) занялось подготовкой полной секуляризации церковных земель. Спешить с проведением секуляризационных мер заставлял острый денежный дефицит, вызванный началом Семилетней войны. Указ от 6 октября 1757 г. Реорганизовывал управление церковными имениями: 1) ими должны были управлять отставные офицеры; 2) церковные имения в финансовом отношении приравнивались к частному землевладению; 3) доходы должны поступать в казну епархиальных управлений и монастырей; 4) на содержание тех и других разрешено использовать лишь суммы, предусмотренные штатами; 5) монастыри обязаны содержать инвалидов и с этой целью строить инвалидные дома; излишки средств должны поступать в государственную казну. Указ был тем решительным шагом, который возвращал правительственный курс на путь секуляризации монастырских вотчин и их крестьян. При императрице Елизавете епархии и монастыри были разделены на три класса и соответственно этому определялись суммы на их содержание. Штатное содержание получили отнюдь не все монастыри, Большая часть из них должна была перейти на положение приходских церквей или вовсе быть закрыта. Принципиальные изменения в положении и деятельности Церкви произошли в 60-х гг. XVIII в.. Они связаны с курсом на секуляризацию церковных имуществ, проводившимся в царствование Петра III (1761- 1762) и Екатерины II (1762-1796). Подготовленные в конце 50-х гг. мероприятия, из которых складывалась секуляризационная программа, явились основой политики правительства Петра III.

При Петре III стремление реформировать систему управления церковными имениями стало настойчивее. Указ от 21 марта 1762 г. доводил решение относительно церковных земель до "всенародного известия" и восстанавливал Коллегию экономии.

В июне 1762 г. коллегия подобрала кандидатов на должности управителей, некоторые из них выехали в вотчины, но совершившийся в конце июня 1762 г. дворцовый переворот прервал деятельность правительственных органов и лиц по осуществлению секуляризации.

Указы Петра III означали полную секуляризацию, хотя обычно ее связывают только с Указом Екатерины II от 1764 г. На самом деле Екатерина сохранила основу, заложенную Петром III.

Екатерина II Указом от ноября 1762 г. учредила Особую комиссию, в состав которой вошли духовные и светские лица и которая была призвана осуществить ликвидацию церковных поместий. В качестве исполнительного органа при Комиссии вновь была воссоздана Коллегия экономии, но уже без всякого участия духовенства. Не были включены представители духовенства и в комиссию, созданную для составления проекта нового Уложения (1767).

В начале 1764 г. составление проекта секуляризационной реформы было завершено в Комиссии. 13 января его направили Екатерине II. В документе предлагались штаты монастырей и архиерейских домов, предусматривалось также после секуляризации духовных владений обложить крестьянство, жившее в них, строго фиксированным оброком с души мужского пола. Его сбор Комиссия считала нужным поручить Коллегии экономии.

Предложения Комиссии были одобрены верховной властью. 26 февраля 1764 г. Екатерина II подписала Манифест о секуляризации духовных владений и населяющих их крестьян. Манифест состоял из обширной преамбулы и пяти пунктов. В преамбуле обосновывалась мысль о том, что секуляризация явилась логическим следствием всей правительственной политики по отношению к духовной земельной собственности начиная с 1649 г. В первом пункте объявлялось о передаче в ведение Коллегии экономии земель с 910866 податными крестьянами. Во втором пункте речь шла о переводе крестьян на единственный полуторарублевый оброк с души, в третьем - о разделении архиерейских домов, а также церквей и монастырей, которые ранее обладали земельной собственностью. Все 26 епархий были разделены на три класса: к первому принадлежали 3, ко второму - 8, к третьему - 15 епархий. "Первоклассные" и "второклассные" возглавлялись архиепископами, "третьеклассные" - епископами. В распоряжении каждого епархиального управления находились хозяйственные угодья, при них должны были содержаться дома призрения. В отношении монастырей было принято штатное расписание, в которое были включены 225 монастырей, подразделенных на три класса. Для 158 мужских монастырей было определено финансирование в размере 174750 рублей, для 67 женских - 33000 рублей. Общее количество безземельных монастырей было доведено до 386. Указом от 31 марта 1764 г. для них были установлены дополнительные штаты. Монастыри, не включенные в штаты, были закрыты.