Теодор Курентзис: пермская аномалия. Теперь - по поводу Теодора Курентзиса, что я о нем знаю и думаю.… - филармонический дневник

Дирижер-экспериментатор и космополит Теодор Курентзис родился и получил музыкальное образование в Афинах, продолжил его в Санкт-Петербурге, а работать поехал в Новосибирск, а затем в Пермь. Возглавил там академический театр оперы и балета и превратил его в площадку с мировым именем. Как дирижер и солист работал на множестве площадок, со многими коллективами, участвовал в разнообразных музыкальных фестивалях. В творческом поиске предпочитает неакадемические средства, не любит психологический театр, кино с красивыми актерами и возмущается теле- и интернет-зависимостью. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

День рождения

Где родился

Афины

У кого родился

«Я - человек восточный. Одна половина моей истории афинская, другая - константинопольская».

Где и чему учился

Окончил теоретический факультет и факультет струнных инструментов Первой греческой консерватории в Афинах. Обучался вокалу в Афинской академии.
С 1994-го обучался на дирижерском факультете Санкт-Петербургской государственной консерватории у профессора Ильи Мусина.

«Мне когда-то говорил мой педагог Илья Мусин: "Если ты скажешь, что знаешь всю музыку, значит, жить тебе осталось ровно три дня».

Где и как работал

Был главным дирижером Musica Aeterna Ensemble в Афинах, затем ассистентом дирижера в оркестре Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова.
С 2003 года - постоянный дирижер Национального филармонического оркестра России под руководством Владимира Спивакова.

«Помню, как потерял работу, искал ее по всей Москве и никто не хотел меня брать. Только один удивительный человек, Владимир Спиваков, разрешил мне дирижировать Национальным филармоническим оркестром».

Музыкальный руководитель и главный дирижер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.

«Новосибирский театр ведь один из лучших в России, третий после ГАБТа и Мариинки».

Что такого сделал

В 2002-м стал дирижером-постановщиком мировой премьеры российского оперного спектакля «Слепая ласточка» А. Щетинского в Локкуме (Германия) в рамках музыкального фестиваля.

Поставил в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета балет «Поцелуй феи» И. Стравинского (балетмейстер Алла Сигалова), был дирижером-постановщиком спектаклей «Свадьба Фигаро» и «Леди Макбет Мценского уезда».

В качестве дирижера и солиста принимал участие в концертных программах оркестра Санкт-Петербургской филармонии, Санкт-Петербургского симфонического оркестра, оркестра Мариинского театра. Неоднократно выступал на фестивалях в Кольмаре (Франция), Бангкоке, Лондоне, Людвигсбурге, Майами.

Достижения

На базе академического театра создал камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble и хор The New Siberian Singers, специализирующиеся на историческом исполнительстве.

«Когда я создавал Musica Aeterna, я не отбирал туда только лучших из лучших. Я звал единомышленников. Которые не прекращают репетицию "по звонку" и не бегут сразу по своим делам. Мне нужны люди, день и ночь думающие о музыке, пусть даже они играют чуть менее точно и строго, чем некоторые их коллеги - равнодушные технари».

Дела общественные

Соорганизатор фестиваля современного искусства «Территория». Дирижировал на концерте для больных Первого московского хосписа.

«Я дружу с Чулпан Хаматовой. Я позвонил ей... и говорю: "Здесь есть такой хоспис, ты знаешь там кого-нибудь, чтобы мы пошли поиграть?" И все. Мы договорились и пришли».

Общественное признание

Специальный приз жюри Национальной театральной премии «Золотая маска» (2007) за постановку балета «Золушка» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета.

Важные события жизни

В 2007-м в рамках проекта «Приношение Святославу Рихтеру» представил публике «Реквием» Дж. Верди, изменив привычную трактовку и приблизив состав инструментов к тому, что звучал на премьере в 1874 году.

«Реквиему Верди я отдал больше половины жизни. С 15 лет размышлял над ним, потом присматривался к певцам, репетировал. На эту мечту накладывался мой интерес к старинной музыке, к барочным мастерам».

Удачные проекты

Поставленная в 2004-м на сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета опера Дж. Верди «Аида» стала лауреатом премии «Золотая маска».

Известен тем, что…

Экспериментирует с музыкой, возвращает ей аутентичное звучание, чувствует в музыке поэзию и мистику и не боится скандалов.

«Я борюсь со стереотипами в музыке… Моя цель - чтобы люди целовались на моих концертах, уходили домой, наполненные любовью, вдохновением, надеждой».

«Я из тех людей, которые стремятся тотально изменить дирижерское искусство».

Люблю

«Запад всегда ориентировался на Аристотеля, который показывал землю, Восток - на Платона, который показывал небо. Я из платонистов. Но это не значит, что я плохо отношусь к Аристотелю. Он тоже мой предок, но Платон мне ближе».

«Творческое одиночество необходимо, если я хочу создать музыкальное произведение, всякое другое одиночество я не выношу».

Ну, не люблю

«…не люблю психологический театр, не люблю кино, где играют принципиально красивые актеры, не люблю красоту в чистом виде. Это уводит от сути искусства».

фильмы-оперы

«Опера - и так явление неестественное, а снимать фильм-оперу - это узаконить бессмысленное».

телевидение и виртуальное общение

«Люди попадают в зависимость от телевизора и Интернета. Им кажется, что они общаются, а на самом деле они замыкаются в своем одиночестве».

«Телевизор основан на порнокультуре. По телевизору показывают либо черную магию, либо порно. Люди в телевизоре говорят на таком жаргоне, что, если бы Лермонтов слышал, он порезал бы себе вены».

И вообще…

«...я никогда не хотел быть дирижером. Я дирижирую без палочки и считаю себя не вполне дирижером. Я своего рода поэт, и, может быть, лучше других, и по-своему понимаю, что нужно делать в музыке. Мне есть что сказать. В случае же, когда мне нечего будет сказать, я просто перестану играть музыку».

«...каждый день я стараюсь разрушить все башни, которые я сам построил, и вокруг меня возвели. Тщательное разрушение собственной мифологии очень важно».

«...я очень большой романтик. Но не в том плане, что "landscape", "набережная", "my darling"... Моя романтика экзальтированная. Дикие кошки, прыгающие по роялю, дикие цветы с ароматами как ладан - из области Бодлера».

С четырёх лет обучался игре на фортепиано, с семи лет брал уроки игры на скрипке, а пять лет спустя поступил одновременно на теоретический факультет и факультет струнных инструментов Греческой консерватории в Афинах.

В 1987 году закончил теоретический факультет Греческой консерватории, в 1989 - факультет струнных инструментов.

В 1988-1989 годах он изучал вокал в Греческой консерватории у профессора Д. Ариваса, продолжил обучение в «Афинской Академии» у профессора К. Паскалиаса, позже посещал мастер-классы Г. Габора.

В 1990 году основал камерный оркестр в Афинах.

С 1994 по 1999 год обучался дирижированию у Ильи Мусина в Санкт-Петербургской государственной консерватории. Как дирижёр и солист принимал участие в концертных программах Оркестра Санкт-Петербургской филармонии, Санкт-Петербургского симфонического оркестра, Оркестра Мариинского театра.

Творчество

С 1999 года становится ассистентом дирижёра Оркестра Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова.

Курентзис постоянно сотрудничает с оркестром «Виртуозы Москвы», Большим симфоническим оркестром (БСО), Российским национальным оркестром (РНО), Государственным академическим симфоническим оркестром (ГАСО), оркестром «Новая Россия». С оркестром «Pratum Integrum», объединившим лучших российских исполнителей старинной музыки на исторических инструментах, подготовил, исполнил и принял участие в записи СD первой русской симфонии - «Симфонии C-dur» Максима Березовского. С 2003 года - постоянный дирижёр Национального филармонического оркестра России (НФОР).

Неоднократно выступал на фестивалях в Кольмаре, Бангкоке, Картоне, Лондоне, Людвигсбурге, Майями.

Дирижёр-постановщик мировой премьеры российского оперного спектакля «Слепая ласточка» Александра Щетинского (либретто А. Парина) в Локкуме (Германия) в рамках музыкального фестиваля 2002 года.

В октябре 2003 года выступил в качестве дирижёра-постановщика балета «Поцелуй феи» Игоря Стравинского в Новосибирском Академическом театре оперы и балета (НГАТОиБ) (балетмейстер Алла Сигалова).

В марте 2004 года в качестве дирижёра-постановщика поставил в НГАТОиБ оперу Джузеппе Верди «Аида» (режиссёр Дмитрий Черняков). Спектакль был удостоен премии «Золотая маска».

С мая 2004 года - музыкальный руководитель и главный дирижёр НГАТОиБ. В том же году на базе театра создал камерный оркестр «Musica Aeterna Ensemble» и хор «The New Siberian Singers», которые специализируются в области исторического исполнительства.

В 2005 и 2006 годах осуществил концертные исполнения опер «Дидона и Эней» Г.Пёрселла, «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (в редакции Г.Берлиоза), «Так поступают все», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» Моцарта, в 2007-м - «Золушку» Дж. Россини.

В начале сезона 2006-2007 годах вновь выступил в качестве дирижёра-постановщика спектаклей НГАТОиБ - «Свадьба Фигаро» (режиссёр-постановщик - Татьяна Гюрбач) и «Леди Макбет Мценского уезда» (режиссер-постановщик - Генрих Барановский).

С осени 2006 года, в числе известных молодых деятелей культуры, является соорганизатором фестиваля современного искусства «Территория».

В рамках проекта «Приношение Святославу Рихтеру» 20 марта 2007 года Теодор Курентзис представил публике «Реквием» Верди, изменив привычную трактовку и приблизив состав инструментов к тому, который звучал на премьере в 1874 году.

В апреле 2007 года спектакль НГАТОиБ «Золушка» стал лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска». Теодор Курентзис, дирижёр и музыкальный руководитель балета, награждён специальным призом жюри «За яркое воплощение партитуры С. С. Прокофьева».

Помимо интереса к музыке композиторов эпохи барокко и классицизма, удачных опытов в области аутентичного исполнительства, Теодор Курентзис в своём творчестве уделяет большое внимание музыке наших дней. За последние несколько лет дирижёр осуществил более 20 мировых премьер произведений российских и зарубежных авторов.

В сезоне 2007-2008 Московская филармония представила персональный абонемент «Дирижирует Теодор Курентзис», концерты которого прошли с оглушительным успехом.

В июне 2008 г. дебютировал в Парижской национальной опере в качестве дирижера-постановщика оперы Дж. Верди «Дон Карлос». В декабре 2008 г. выступил музыкальным руководителем постановки оперы Дж. Верди «Макбет» - совместного проекта Новосибирского театра оперы и балета и Парижской национальной оперы. В апреле 2009 г. премьера с огромным успехом прошла в Париже.

Указом Президента России Дм. Медведева от 29 октября 2008 г. Теодор Курентзис в числе деятелей культуры - граждан иностранных государств - был награждён Орденом Дружбы.

С Сезона 2009-2010 гг. Теодор Курентзис - постоянный приглашенный дирижёр Государственного академического Большого Театра России. В ноябре 2009 г. на Новой сцене Большого под руководством Теодора Курентзиса состоялись премьерные спектакли оперы А. Берга «Воццек» (постановка Дм. Чернякова).

В январе 2011 г. назначен на пост художественного руководителя Пермского театра оперы и балета имени Чайковского. Вместе с ним в Пермь переехала часть музыкантов оркестра «Musica Aeterna Ensemble».

Кино

2009 - снимается в биографической драме И. Хржановского «Дау», - исполняет роль Льва Ландау.

Теперь - по поводу Теодора Курентзиса, что я о нем знаю и думаю. Впервые я увидела его в классе Мусина в годы моей учебы в Санкт-Пеербургской консерватории. Это был эффектный черноволосый молодой человек. Больше о нем сказать было нечего - у Мусина в то время параллельно учились ребята более яркие и интересные, такие как Туган Сохиев (он сейчас главный в Тулузе), Дэниел Бойко (Нью-Йорк симфони). Был еще Вася Петренко, он, правда, учился у Мартынова, сейчас он в Ливерпуле. Все они, ровесники Теодора, уверенно сделали достойную карьеру там, где стремились. "Вблизи" Теодора мне пришлось увидеть однажды: ученице нашего класса проф. Синцева он аккомпанировал Третий концерт Рахманинова, и пришел однажды в класс на репетицию. "Проиграв" концерт целиком (она играла, он махал), Теодор сделал глубокомысленный вид; мой учитель Леонид Николаевич Синцев обратился к Теодору с тонким советом: дирижировать вступление ко второй части более прозрачно, скорее в духе Чайковского, нежели густой рахманиновской краской. Теодор высокомерно посмотрел на нашего учителя; в его взоре читалось: "что ты мне можешь дать?" Когда Теодор ушел, холодно попрощавшись, Синцев спросил: кто этот мальчик? Почему он так себя ведет?
Это было мое первое личное впечатление о Теодоре Курентзисе. Затем стало известно, что он женился на балерине Юлии Махалиной, обладавшей большими связями в музыкально-театральном мире Петербурга. Брак оказался недолгим.
Еще один эпизод связан с Юрием Темиркановым. Где-то заграницей Темирканову стали рассказывать о "его ассистенте" Теодоре Курентзисе. Темирканов не мог вспомнить, кто это. У него вообще-то нет ассистентов. тогда ему подсказали: помните, кто-то просил за этого молодого человека, и вы разрешили: "Пусть посидит на хорах". Почему-то этот факт позже превратился в рассказ о работе Теодора с Темиркановым. В общем, отношение к нему в Питере было несколько несерьезным в силу разных обстоятельств.
В связи с постоянным упоминанием его имени в последние годы я как-то вышла на его сайт. Его содержимое меня крайне изумило. Вот, взгляните, это автобиографическое http://www.teodorcurrentzis.com/biography1.php
Как может человек в здравом уме и трезвой памяти о себе такое писать? Как можно всерьез это воспринимать?
Что все это значит вкупе с экстатическим восторгом перед его "гением" со стороны просвещенной московской критики? Не могу понять. Но все, что я о нем знаю, не дает возможности воспринимать эту фигуру всерьез. Каждый строит карьеру как может. Курентзис пошел своим путем. Его путь пролегает туда же, где давно уже утвердились его более талантливые ровесники, то есть в хорошие западные оркестры. не исключено, что путем энергичной деятельности в России Курентзис и сделает себе какое-то имя, и получит где-то место, чтобы уехать и не вспоминать все эти Новосибирски-Перми.
И что тогда все станут говорить? Что станет с этими гигантскими проектами?

(шепотом) Мне кажется, все это одна большая разводка. Я это не хаваю

Один из самых затребованных современных российских дирижёров, Теодор Курентзис - грек по происхождению. Получив основное музыкальное образование в Греции, он в 1990 году основал оркестр камерной музыки в Афинах, а в 1994 году приехал в Россию, чтобы обучаться дирижированию у профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории Ильи Мусина. После этого Теодор остался работать в России и регулярно сотрудничает с самыми прославленными музыкальными оркестрами страны. За более чем 20-летнюю творческую деятельность в российском искусстве, он поставил массу успешных музыкальных спектаклей в разных городах, не однажды выступал за границей, а весной 2014 года стал гражданином России. Слава одного из самых сексуальных дирижёров не даёт покоя его поклонницам, желающим знать всё о жене Теодора Курентзиса и его личной жизни.

В настоящее время Курентзис не женат. Это не значит, что его совсем не интересуют женщины, хотя он и заявляет о том, что главной любовью его жизни является Музыка. Слухов о его многочисленных романах ходит довольно много, но никаких конкретных имён в них не упоминается. Некоторые сведения об одной российской жене знаменитого дирижёра всё же есть: появившись на музыкальном небосклоне Санкт-Петербурга, он связал себя узами брака с балериной Мариинского театра Юлией Махалиной. Ко времени знакомства с молодым музыкантом, она уже успела сделать блистательную карьеру в одном из лучших театров России и была в нём прима-балериной.

На счету Махалиной не менее 60 партий в классических и современных балетах. Она была первой исполнительницей партий Анны Карениной, в спектакле на музыку Чайковского, Жар-птицы в балете Стравинского, Феи в спектакле «Золушка» Прокофьева, Раймонды в балете Глазунова и многих других. Являясь влиятельным лицом в театральном мире северной столицы, Юлия использовала свои многочисленные связи и знакомства, чтобы помочь талантливому, красивому и молодому (а Теодор был моложе своей супруги на 4 года) возлюбленному приобрести вес в культурной элите Санкт-Петербурга и найти хорошую работу. Однако она не учла того, что одарённость Курентзиса искала собственные пути для самореализации и его не пугало отлучение от важного культурного центра страны. В начале 2000-х годов он без сожаления расстался с Питером и уехал в Новосибирский Академический театр оперы и балета.

Правда, по слухам, причиной расставания этой пары оказался характер Юлии Викторовны, которая дважды была замужем и не сумела ужиться ни с одним из своих супругов. У неё довольно тяжёлый нрав, который делает совместную жизнь с ней непростой, а иногда - даже невыносимой. Оставляя свои позиции на сцене, знаменитая балерина постепенно перешла к преподавательской деятельности и этот переход, как утверждают злые языки, сопровождался не безудержной, но достаточно крепкой тягой к спиртному. Теперь Курентзис - уже давно свободный и завидный жених, успевший сняться в кино в роли известного физика Ландау. Стать женой Теодора Курентзиса есть шанс у любой из его почитательниц.