Вставь подходящие по смыслу слова, обозначающие действия предметов. Тема: слова, обозначающие действия предметов Какие слова обозначают предмет и действие предмета

Интегрированный урок 2 класс (русский язык, литература) Тема: «Слова, обозначающие действия предметов» С.М.Лукьянова Средняя школа № 17 Г. Караганда Цели урока: формировать грамматическое понятие «глагол», обогатить речь учащихся глаголами; учить выделять глаголы в тексте; развивать орфографическую зоркость; воспитывать аккуратность, трудолюбие. Ход урока: 1.Организационный момент. Сегодня будет урок необычный. «Чем же он необычен?» - спросите вы. А я отвечу: «Необычен он тем, что одном уроке мы попробуем «убить двух зайцев» (кстати, что означает это выражение?). Прочитаем стихотворение, разберем и поработаем над словами, которые обозначают действие предмета. Таким образом, мы проведем с вами очередной эксперимент, в котором вместо одного урока мы проведем сразу два. Чтобы урок получился, нужно …правильно, быстро отвечать и писать. 2.Минутка чистописания. - Запишите в тетрадях букву из слова шоколад, которая всегда обозначает твердый парный звук. ш шш 3. Постановка темы урока. Теперь попробуем угадать как называется стихотворение, которое сегодня будем читать. Для этого проведем разведку. 1.На земле существует множество различных слов и оказывается одна маленькая буква может превратить одно слово в другое. Например: сом-дом. Послушайте стихи с заблудившимися буквами. Лук-жук Цапель-капель Будку-булку Лев-лес Котел-козел А теперь следующее задание - отгадайте ребус. к Т О (КОТ) Замените одну букву так, чтобы получилось новое слово (большое млекопитающее морское животное). КИТ - Ну, теперь вы можете отгадать как называется как называется стихотворение, которое мы сегодня с вами прочитаем. «Кит и кот». Написал его замечательный детский поэт Борис Владимирович Заходер. Чтение стихотворения. -А сейчас найдите и запишите в тетрадь слова, которые обозначают действия Кита и Кота. Все эти слова, ребята, называются одним словом - глагол. Глагол - необыкновенная часть речи. По частоте употребления она занимает второе место после имени существительного. А что же такое имя существительное? (Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?) -А теперь небольшая творческая работа. Составить два предложения со словами кит и кот. Самые удачные мы запишем в тетрадь и подчеркнем подлежащее и сказуемое. Огромный кит плавает по шумному океану. Пушистый кот мурлыкает около печки. 4.Физкультминутка. Я пришел из школы (шагают), Я учу глаголы… Мне их выучить - пустяк, У меня свой метод! Применяется он так, Новый метод этот: «Кричать» - кричу (ааа), «Вертеть» - верчу (вертят головой), «Двигать» - двигаю (машут руками), «Прыгать» - прыгаю (прыгают). 5.Работа по теме урока. Теперь поупражняемся в словах, обозначающих действие предмета. Допишите слова, чтобы получились предложения: Медведь (ест) мед. Весной ярко (светит) солнце. Мальчик (читает) книгу. Чип и Дейл (спешат) на помощь. На парте (лежит) пенал. Следующее задание наоборот. По данным действиям угадайте предмет и запишите его в тетрадь: Прыгает, скачет (мяч, заяц). Светит (солнце, лампа). Воет, бегает (волк). Ползает, жалит (змея). Летает, жалит (пчела). 6.Словарная работа. Профессор Головоломкин прислал вам задание. Выполнив кроссворд и записав все угаданные слова в тетрадь, мы узнаем новое слово, написание которого сегодня постараемся запомнить. 1.В сенокос - горька, А в мороз сладка. Что за ягодка? Рябина 2.Название этой ягоды происходит от слова «голубой». Голубика 3.Эти ягоды растут на очень колючих кустах. 4.Эти ягоды черного цвета. Крыжовник Черника 5.А из этих ягод варят лекарственно варенье, которое употребляют при простуде. Малина Итак, новое слово - ягода. 7.Творческая работа. Давайте придумаем предложение с этим словом, запишем и найдем действие предмета. Летом поспевает вкусная ягода. 8.Итоги урока. -Что называется глаголом? Что обозначает глагол? Приведите примеры. Используемая литература: Шкатова Л.А. Подумай и ответь. - М. - Просвещение, 1989. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. - М. - Просвещение, 1967. Глязер С.И. Игры со словами. - М.-Детская литература, 1966. Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. - М.Просвещение,1977.

Цели: -учить различать слова, обозначающие предметы и действия предметов;

Учить детей графически изображать слова, обозначающие предмет и действия предметов;

Развитие мелкой моторики рук

Ход занятия.

1.Орг.момент.

"Скрытый смысл" -дидактическая игра.

2.Работа со словами.

Кто это? Что делает?(вопросы к картинкам)

Девочка сидит.-

Мальчик спит.

Мальчик думает.

Дети сажают деревья.

Мальчик играет.

Девочка прядёт.

Что обозначает первое слово?(слово-предмет)

Что обозначает второе слово?(слово-действие)

*Назовите предмет по его действию.

На какой вопрос отвечают эти слова?

Мычит...., хрюкает..., мяукает.., лает..., ржёт.., кудахчет.., шипит.., чирикает..., кукует.., квакает.., рычит.., курлыкает...

*Кто как передвигается?

корова.., белка.., заяц.., змея.., человек.., лягушка.

*"Едет, плавает, летает, ползает"-дид.игр.

Кто это? Что это?

Что делает?

Назовите слова-предметы, назовите слова-действия.

3.Развитие слухового внимания и памяти.

*Назовите слова-предметы. Назовите слова-действия.

свистит, соловей, крутит. идёт. ручка, сумка, несёт, лодка

*Послушайте слова, догадайтесь, какое слово сюда не подходят. Почему?

пишет, звенит, смеётся, соловей

кружится, лампа, поёт, говорит

коза, плавает, гудит, копает

растёт, качает, муха, ищет

слон, поёт, кошка, корова

диван, стол, стакан, висит

плачет, ручка. доска, цветок

тигр, птица, читает, лягушка

4.Графический диктант.

*в тетрадях - ; =

шуба, светит, чашка - = -

стучит, дом, говорит, сапоги = - = -

яблоко, куст, рисует, курица, звенит - - = - =

стол, поливает, собака, рычит, бегает - = - = =

ветка, ходит, окно, смотрит, школа, пишет - = - = - =

*Фишечный диктант

Ночь наступила.

Лето прошло.

Приближается осень.

Листья опали.

Цветы отцвели.

Идёт дождь.

Светит солнце.

Летят самолёты.

5.Что можно? -дид.игр.

-Что можно выдернуть?(морковь. репу, зуб, вилку из розетки)

-Что можно срезать?(салат, ногти, дорогу)

-Что можно убрать? (урожай, в комнате, вещи на место)

-Что можно чистить? (картошку, одежду, посуду, дорогу)

-Что можно высушить? (укроп, грибы, бельё, волосы)

-Что делает мама на даче?(сажает, полет, поливает)

-Что мама будет делать с созревшими помидорами?(собирать, консервировать)

-Что можно делать с огурцами?(посолить, положить в салат, замариновать)

-Как убирают разные овощи? (выдёргивают, срезают, копают, срывают)

-Что собака делает? (лает, сторожит, охраняет, грызёт, ласкается, дружит, лижет)

-Что делает кошка? (царапается, лакает, мурлыкала, жмурилась, лизала, бегала, резвилась)

-Что делают с молоком? (охлаждают, процеживают, кипятят, пьют, квасят, разливают, наливают)

-Что будем делать с лошадью? (запрягать, распрягать, поить, кормить, объезжать)

-Что делает хозяин со своими животными? (накормит, напоит, позаботится, приласкает)

6.Какое слово не подходит?

*Собака: лает, пасёт, рычит, охраняет

*корова: мычит, бодается, пасётся, кусается

*лошадь: скачет, несётся, хрюкает, лягается

7.Бывает-не бывает

Корова съела мышку. Корове дали сена. Волк убежал от овцы. Баран погнался за волком. Верблюд запрягся в сани. Лошадь питается колючками. Верблюд шагает по пустыне. Лошадь ест овёс.

8.Развитие образного мышления.

Что-нибудь общего у этих предметов.

лошадь и верблюд - на них можно перевозить груз

корова и коза- они дают молоко

коза, кролик и як- покрыты пушистой шерстью, которую люди используют для изготовления одежды

собака и замок - не пускает в дом чужих людей

табурет и лошадь - на них можно сидеть

кошка и табурет - они имеют 4 ножки

Чем они отличаются?

9.Рефлексия.

Тема: Слова, обозначающие предмет и слова, обозначающие действие предмета.

Цели: -закрепить умение различать слова, обозначающие предметы и действия предметов;

Закрепить умение графически изображать слова, обозначающие предмет и действия предметов;

Учить выделять слова из простого нераспространённого предложения;

Учить правильно ставить вопросы к словам-предметам и словам -действиям;

Развивать слуховое внимание и память

Развитие мелкой моторики рук

Обогащение и расширение словарного запаса

Оборудование: серии сюжетных картин, предметные картинки.

Ход занятия.

1. Что здесь нарисовано?

2. Дифференциация слов-предметов и слов-действий.

*Работа с карточками-символами.

дождь, говорит, льёт, солнце, сияет, человек, ходит, облака, град, уходит, греет, приближается. умывается

*У нас порядок - дид. игра

Дети называют слова-предметы, ставят к ним вопрос.

Назвать действия девочки одним словам.

Поднять картинку-действие при прочтении соответствующего стихотворения.

*Лото "Все работы хороши "

Логопед называет профессию, у детей картинки-предметы.

Найдите те предметы, которые подходят.

Что может делать повар?(назвать слова-действия)

3. физ. мин.

4. Выделение слов из предложений.

К каждому слову в предложении дети ставят вопрос и объясняют, что означает каждое слово.

Рыба плавает. Рыболов ловит.

Солнце светит. Чашка стоит.

Ветер свищет. Галка прилетела.

Кот спит. Ножницы режут.

Мама читает. Троллейбус остановился.

Мышки играют. Кувшин упал.

Бабушка вяжет. Земляника поспела.

Плавают рыбки. Бабушка заболела.

Скульптор лепит. Перемена продолжается.

5. Можно - нельзя.

-Можно ли доить собаку?

-Можно ли ездить на свинье?

-Можно ли запрячь собаку?

-Можно ли стричь овцу?

-Можно ли прокатиться на лошади?

-Можно ли доить корову?

-Можно ли держать в доме кошку?

-Можно ли держать в доме козу?

6. Какое слово не подходит?

Гуси ходят - гуськом, неспешно, вперевалочку

Утки ходят - вперевалочку, медленно, тоненько

7. Подбор слов.

К словам, отвечающим на вопрос Кто? что? подберите слова, отвечающие на вопрос что делает?

девочка медведь

мальчик синица

лиса попугай

белка портниха

солнце снег

машина самолёт

ветер дождь

транспорт трактор

8. Бывает -не бывает.

Курица полетела в тёплые края.

Курица снесла яйцо.

Петух нырнул в речку.

Цыплёнок взлетел на забор.

Петух нашёл зёрнышко.

Утка громко закукарекала.

На пруду громко кудахтали гуси.

Петух распустил хвост веером.

Индейка высиживает индюшат.

Утёнок болбочет (индюк).

Муниципальное общеобразовательное учреждение Мещерская средняя общеобразовательная школа

Урок русского языка в 1-м классе по теме "Слова, обозначающие действия предмета и отвечающие на вопросы "Что делал? Что делает? Что сделает?"

Разработал учитель

Начальных классов

познакомить учащихся со словами, обозначающими действие предмета и отвечающими на вопросы что делал? что делает? что сделает?;

учить выделять данные слова в речи.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель. Прозвенел звонок – Начинаем наш урок.

2. Формулирование темы и цели урока

На доске: Ученик Сомов внимательно … задачу. Мальчик … над её вопросом. Коля обязательно … задачу правильно.

Справка: решит, прочитал, думает

Уч-ль. Прочитайте данный на доске текст. Познакомьтесь со справкой. Сформулируйте задание к упражнению.

Уч-к. Надо восстановить текст, пользуясь словами из справки.

Уч-ль. Прочитайте восстановленный текст.

(Ученики выполняют задание, читают полученный текст: Ученик Сомов прочитал задачу. Мальчик думает над её решением. Коля обязательно решит задачу правильно.)

Уч-ль. Определите, что обозначают слова из справки и на какие вопросы они отвечают. Назовите тему сегодняшнего урока.

Уч-к. Находящиеся в справке слова обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает? Это тема нашего урока. (На доске открывается заранее записанная тема урока.)

Уч-ль. Определим цель урока.

На доске опорная запись:

познакомиться со … , обозначающими … … и отвечающими на …? …? …?;


учиться выделять данные … в … и … речи.

Уч-ки. Цель урока - познакомиться со словами, обозначающими действия предмета и отвечающими на вопросы что делает? что делал? что сделает? и учиться выделять данные слова в устной и письменной речи.

3. Минутка чистописания

Уч-ль. Начнём работу над поставленной целью с минутки чистописания. На минутке чистописания мы составим узор. В него должна войти строчная буква, которая имеется во всех словах из справки и любые элементы букв. Найдите эту букву.

Уч-к. В словах прочитал, думает и решит имеется строчная буква т. Её будем писать в узоре чистописания.

Уч-ль. Вспомним, как правильно пишется строчная буква т.(На доске вывешивается плакат с написанием данной буквы, и учитель обращает внимание на специфику написания параллельности элементов в букве т.) Каждый теперь сам составит свой узор.

Ученики самостоятельно пишут в тетрадях свои узоры, 2-3 ученика затем записывают их на доске. (Например: т / т // т /// т //// … и указывают закономерность записи: строчная буква т чередуется с написанием коротких наклонных линий, количество которых увеличивается на один.)

4. Изучение нового материала

Уч-ль. Ребята, назовите ещё раз слова из справки. (Слова убраны с доски) Дайте характеристику звука, обозначенного буквой, с которой работали в минутке чистописания.

Уч-к. В словах прочитал, думает, решит строчная буква т обозначает согласный глухой парный твёрдый парный звук [т].

Уч-ль. Придумайте и назовите слова по теме урока, чтобы эта буква обозначала мягкий звук в начале слова.

(Ученики называют слова, а учитель записывает на доску предложенные варианты.)

Уч-ль. Задайте вопросы к данным словам.

(Ученики называют вопросы, а учитель вывешивает плакат с вопросами глагола.)

Уч-ль. Скажите, что обозначают данные слова, отвечающие на перечисленные вопросы.

Уч-к. Данные слова обозначают действия предмета.

Учитель. Обобщите, что вы узнали о данных словах.

Ученик. Данные слова обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делал? что делает? что сделает?

Уч-ль. Откроем учебник на странице 72 и прочитаем ПРАВИЛО.

5. Словарная работа

На доске: КЛРИДУСОЩНВАНРТЬ

Уч-ль. А сейчас в данной записи найдите новое словарное слово. Подходит ли оно к теме нашего урока?

Уч-к. В данной записи пропускаем по 2 буквы и получаем слово рисовать. Оно обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать?, значит, подходит к теме нашего урока.

и заполняем звуковую схему слова:

DIV_ADBLOCK241">


Уч-ль. Запишите данное предложение, изменив слово, соответствующее по теме урока, на однокоренное, которое отвечает на вопрос что делала?

Ученики пишут предложение: Девочка Марина рисовала красками пейзаж.

6. Физминутка

Уч-ль. Дети, встаньте, выйдите из-за парт. Я буду называть слова, а вы выполняйте действия, которые они обозначают:

шагаем – стоим;

руки поднимаем – опускаем;

приседаем – тянемся вверх;

смеёмся – плачем;

кричим – молчим;

стоим – садимся.

7. Первичное закрепление нового материала

Уч-ль. Какая имеется особенность в словах, используемых на разминке?

Уч-к. Слова обозначают противоположные действия, т. е. являются АНТОНИМАМИ.

Уч-к. Антоним к слову болеть - здравствовать, а к слову спать – бодрствовать. (На доске вывешивается карточка с данными словами:

болеть – здравствовать

спать – бодрствовать)

Уч-ль. Запишите любую пару слов из числа названных.(Ученики выполняют задание.) Скажите, какую пару вы записали.(Отвечают 3-4 ученика.)

Уч-ль. А теперь назовите СИНОНИМЫ, т. е. близкие по смыслу, к тем же словам: болеть, спать.

(Ученики называют, а учитель вывешивает карточку на доску:

болеть - хворать

спать – клевать носом)

Уч-ль. Запишите пару слов, которая имеет переносное значение.

(Ученики выписывают пару: спать – клевать носом.)

Уч-ль. Данное выражение «клевать носом» называют ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ. Это устойчивое выражение с самостоятельным значением. В учебнике на странице 73 найдём упражнение 4.

(Витать в облаках - … .

Держать язык за зубами - … .

Зарубить на носу - … .)

Уч-ль. Прочитаем предложенные фразеологизмы. Подберём близкие к ним по значению слова по теме урока.

Уч-к. Синонимами к данным фразеологизмам будут такие слова:

витать в облаках, т. е. мечтать;

держать язык за зубами – молчать;

зарубить на носу – значит, запомнить.

Уч-ль. Запишите тот фразеологизм, который считаете для себя поучительным.

(Ученики выбирают и записывают, а учитель выясняет, какой фразеологизм записали у 3-4 учеников.)

8. Закрепление нового материала

На доске: Ветер воет.

Гром грохочет.

Птицы примолкли.

Солнце спряталось.

Уч-ль. Прочитайте предложения. Постарайтесь их запомнить. (Ученики выполняют задание.) Напишите предложения по памяти в таком порядке, чтобы получился текст. (Доска закрыта.) Проверим.

Уч-к. Я записал предложения в следующем порядке:

Солнце спряталось. Ветер воет. Гром грохочет. Птицы примолкли.

Уч-ль. Поднимите руку, кто всё написал правильно. Продолжите текст, добавив ещё одно предложение сходной структуры так, чтобы рассказ завершился.

(Например: Началась гроза. 2 ученика зачитывают получившиеся тексты.)

Уч-ль. В полученном тексте найдите слова по теме урока.

Уч-к. В тексте я нашёл слова: воет, грохочет, примолкли, спряталось, началась, которые соответствуют теме нашего урока.

Уч-ль. Докажите, что названные слова действительно соответствуют теме урока.

Уч-к. Данные слова обозначают действия предметов и отвечают на вопросы: что делает? – воет, грохочет; что сделали? – примолкли; что сделало? – спряталось; что сделала? – началась.

Уч-ль. Прочитаем ещё раз правило из учебника. (Ученики читают правило.) Расскажите правило. Приведите примеры ещё не звучавшие на уроке. (Отвечают 2 ученика.)

Уч-ль. Найдите в тексте слова, обозначающие действия, с такой же орфограммой, как в слове «прЯмой».

Уч-к. В слове «прЯмой» безударная гласная Я, которую можно проверить словом «прЯмо». Значит, в тексте я должен найти слова, обозначающие действия предметов, в которых имеется проверяемая безударная гласная: грОхочет - грохот, нАчАлась – начало, начали.

9. Итог урока

Уч-ль. Ребята, выполнили ли мы цель, поставленную перед нами в начале урока?(Сравниваем с доской, где закодирована цель опорными словами.)

Уч-ль. Скажите, пожалуйста, чему вы научились на уроке? (Выслушиваются 2-3 ученика.)

если вам было интересно и всё понятно – хлопайте в ладоши;

если у вас возникли проблемы с выполнением заданий на новый материал – присядьте;

если вам было скучно – топайте ногами.

Ученики выражают предложенными действиями своё отношение к уроку и своему труду на нём.

Уч-ль. Спасибо, дети, за урок!

Вы уже знаете, как много разных слов имеется в русском языке. Есть слова, обозначающие названия предметов, слова, называющие признаки предметов. Но оказывается, что существуют слова, которые рассказывают о том, какие действия выполняют предметы. Они сообщают о том, какая работа или какие действия совершаются, когда эти действия совершались: уже произошли, происходят в данный момент или только будут происходить. На уроке мы познакомимся с этими словами, узнаем, на какие вопросы они отвечают, научимся узнавать эти слова среди всех слов и правильно задавать к ним вопросы.

Рассмотрите знакомую вам игрушку. Это робот-динозаврик Плео (рис. 1).

Рис. 1. Динозаврик Плео

С её помощью давайте вспомним, о каких словах нашего языка вы можете рассказать?

Слова, которые обозначают названия предметов и явлений природы, отвечают на вопросы КТО? или ЧТО? Что это? Это игрушка-динозаврик Плео, так его зовут.

Слова, которые обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? Какой Плео? Зелёный, интересный, маленький, забавный.

Плео - игрушка электронная. Понаблюдайте за тем, что он умеет делать (рис. 2).

Рис. 2. Что делает Плео ()

В нашем языке есть слова, которые рассказывают о том, какие действия совершают предметы. Поговорим о них подробнее. Приведём примеры таких слов. Что мог делать динозаврик? Двигаться, ходить, поворачивать голову, издавать звуки.

Поупражняемся, будем подбирать слова-действия предметов. Нам помогут картинки. Рассмотрите их и назовите, для чего людям нужны эти предметы (рис. 3)?

Рис. 3. Разные бытовые предметы ()

Пылесосить, мыть, убираться, гладить, отпаривать, готовить, варить, жарить, печь, взбивать, стирать, кипятить и многое другое помогают делать людям различные приборы. А рассказали нам об этом слова, которые обозначают действия предметов.

Слов, которые обозначают названия действий, в нашем языке много. Учёные считают, что по частоте употребления они занимают второе место после слов-предметов. Это и не удивительно, ведь они всё время рассказывают о том, что происходит с предметами, людьми, животными, растениями и прочим, что существует в мире, как мы трудимся или чем занимаемся. Вспомните любой урок в школе. Расскажите с помощью слов-действий, что на уроке происходит.

Учитель объясняет, рассказывает, спрашивает, хвалит, пишет, показывает. Ко всем этим словам можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ учитель? Ученики слушают, пишут, отвечают, пересказывают, спрашивают, смотрят, читают. Ко всем этим словам можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЮТ ученики? Что заметили? Почему вопросы различались? Учитель один, а учеников много.

Сделаем вывод, слова, обозначающие действия предметов, могут рассказывать о действии одного предмета, человека, животного, о действии одного явления природы и о нескольких сразу. Если слово обозначает действие двух или нескольких предметов, то оно отвечает на вопрос: что делают?, если действе одного - то на вопрос: что делает?

Один ученик решил рассказать о том, как он собирался в школу, только с помощью слов-действий. Прочитайте его рассказ. Сможете ли вы его понять?

Зазвенел. Разбудил. Проснулся. Встал. Умылся. Позавтракал. Собрался. Оделся. Вышел. Спешил. Бежал. Опаздывал. Добрался. Вошёл. Разделся. Успел.

Представили о чём речь? Даже если использовать в речи только одни слова-действия, вы поймёте суть происходящего. Вы, конечно, догадались, что ученик рассказывал о том, что он делал утром, как спешил в школу и успел до звонка. А ко всем ли словам-действиям можно задать вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? Какой вопрос нужно задать к словам ученика? Вопросы: ЧТО ДЕЛАЛ? или ЧТО СДЕЛАЛ?

Почему так? Вспомните, какой предмет помогает нам планировать, не опаздывать, делать всё вовремя? Часы. Часы показывают нам время. Именно часы сообщают, который час на данный момент. А всё, что было до этого момента, уже прошло. И действия, которые совершались, тоже остались в прошлом. Ученик рассказывал о том, что уже было. О том, что уже было, произошло, спрашивают: ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЛА? ЧТО ДЕЛАЛО? ЧТО ДЕЛАЛИ? или ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛА? ЧТО СДЕЛАЛО? ЧТО СДЕЛАЛИ? Вопрос зависит от того, кто выполнял действие.

Но, оказывается, слова-действия могут рассказывать и о том, чего ещё не было, а только произойдёт, может даже всего лишь через несколько секунд в будущем. Вы, ЧТО СДЕЛАЕТЕ? Досмотрите урок. Каждый из вас ЧТО СДЕЛАЕТ? Выключит компьютер, поиграет, почитает, пойдёт спать. К словам-действиям, которые произойдут в будущем надо задавать вопросы: ЧТО БУДЕТ или БУДУТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? или СДЕЛАЮТ?

Наверно, вы уже догадались, что у слов, которые обозначают действия предметов, есть свои часы. В них только три части. Эти часы особенные. Они могут рассказать про любое слово-действие по-разному, в зависимости от того, когда происходит это действие: сейчас, уже прошло или произойдёт в будущем. Давайте проверим, как работают эти часы. Рассмотрим слово «говорить». Если действие прошло, то скажем - говорил, действие происходит сейчас - говорит, произойдёт - будет говорить.

Продолжите сами по аналогии

Проверьте себя.

Молчать - молчал, молчит, будет молчать.

Слова-названия действий предмета могут не только называть действия какого-то предмета, человека, животного или явления природы, но и показывать силу действия - слабая, посильнее или самая сильная.

Понаблюдайте за словами.

Дождь моросит, идёт, хлещет (рис. 4).

Продолжите наблюдение.

Мальчик плетётся, идёт, бежит.

Мама шепчет, говорит, кричит.

Малыш улыбается, смеётся, хохочет.

Назовите сами более сильную степень действия.

попросил

испугался

похвалил

Проверьте себя

Замёрз - окоченел

попросил - приказал

испугался - ужаснулся

похвалил - расхвалил

поиграл - заигрался

едет - несётся

Сегодня на уроке мы узнали, как много работы выполняют в нашем языке слова, которые обозначают действия предметов и явлений природы. Они рассказывают о том, какая работа или какие действия совершаются, когда эти действия совершались: уже произошли, происходят в данный момент или только будут происходить. В зависимости от этого мы будем к этим словам задавать разные вопросы. Мы открыли для себя, что эти слова умеют уточнять, в какой степени что-либо происходит. И всё это они делают для слов, которые обозначают предметы. С этими словами у них самая крепкая дружба.

Важно стремиться к тому, чтобы узнавать, учиться, понимать, исследовать, разбираться, запоминать, умнеть и как можно реже говорить - забыл, потерял, не сделал. Пусть так и будет. И в этом вам, конечно, помогут и слова, обозначающие действия, с которыми вы сегодня знакомились.

Прозвенел и смолк звонок.

3. Отгадайте загадку. Какие слова этой загадки обозначают действия?

Летит - молчит,

Сядет - молчит.

Умрёт - ревёт.

4. Узнайте слово по действию:

а) плавает, ныряет, крякает - ?

б) слушает, осматривает, лечит - ?

в) свистит, воет, дует - ?

5.Дополните предложения подходящими по смыслу словами:

Суп едят, а чай… .

Блины жарят, а пироги… .

Семена сажают, а урожай… .

6. Замените сочетания слов одним словом, обозначающим действием:

покрыть краской - …

заниматься рисованием -…

найти решение - …

одержать победу - …

сделать подарок - …