Жизненный путь Андрея Болконского в романе “Война и мир”: история жизни, путь исканий, основные этапы биографии. О чем думал перед сражением князь Андрей

У меня осталась масса впечатлений. В данном романе затронуты многие темы: жизнь в годы войны, взаимоотношения между людьми и любовь, поиски себя и своего смысл жизни героями. Последнее можно хорошо проследить на промежутке жизни, описанном в романе, князя Андрея Болконского.

Андрей Болконский – один из важнейших героев произведения, сын Н.А. Болконского. Впервые мы знакомимся с ним в самом начале романа.

Болконский показан как человек, которому чуждо светское общество, интриги, корыстные цели и пустые разговоры. Его легко узнать среди гостей в салоне А.П. Шерер. Интерес к Андрею появляется, наверное, тогда, когда начинаешь вникать в историю его жизни.

Болконский – человек, который настойчиво и целеустремленно ищет смысл жизни. Все вокруг не вызывает у него радости и поэтому Андрей стремится достичь идеалов, которые сам себе поставил: женился на Лизе, ведь она всегда казалась ему совершенством, но после некоторого времени, прожитого вместе, он перестал видеть в ней прежнее очарование, теперь Лиза казалась Андрею обычной и он, даже не замечая, стал относиться к ней по-другому, холоднее. Болконский всегда мечтал о славе, хотел совершить какой-либо подвиг, поэтому и,поступив на службу, кардинально меняет свою жизнь.

Там Андрей исполнил свое желание: во время Аустерлицкого сражения он бежал впереди всех неся знамя в руках. Оценил это даже Наполеон , на которого князь всегда старался равняться, словами « вот прекрасная смерть». Но теперь все это уже не казалось Андрею таким непостижимым и высоким, это уже вовсе не было для него подвигом. Получив смертельное ранение, Болконскому открылось глубокое понимание, что война – это все же страшно, ему становится жаль, что вот он – конец, ведь только теперь пришло осознание смысла жизни, однако время утеряно.

Самое романтичное в романе – это время, проведенное Болконским с Наташей Ростовой , начиная со знакомства. Наташа – тот человек, с которым Андрею суждено быть счастливым, именно она должна быть рядом с ним. К моменту знакомства с Ростовой, Андрей уже был разочарован в жизни, он перестал верить в любовь, это заметно по его мировоззрению.

Наверное, это была любовь с первого взгляда, ведь Наташе есть какая-то загадка, которую Андрей не в силах разгадать,я думаю, это его и притягивает к ней. Болконский способен любить на расстоянии, она даже испытывает некое счастье только лишь от ожидания предстоящей свадьбы, а Наташа, хоть и сильно любит князя, в силу своего возраста живет мгновениями, поэтому и влюбилась в Анатоля. Не хотелось бы судить ее строго, ведь это просто такой ее характер, она молодая девушка, ей свойственно думать о любви, да и долгое отсутствие Андрея дало о себе знать. Случай с Курагиным разрушил отношения Ростовой и Болконского, так как Андрей не смог простить ей ошибку. На данном этапе судьба разъединяет их, оставляя в душе каждого разочарование и боль.

Проанализировав все эти эпизоды из жизни Андрея, можно сделать вывод, что Болконский быстро во многом разочаровывался: в жизни, в славе и подвигах, в любви.

Таким образом, показав читателю в образе Андрея Болконского многие замечательные черты дворян тех лет, автор заканчивает его жизнь гибелью. А продолжить поиски высоких духовных ценностей и смысла жизни, которые, к сожалению, так поздно понял Андрей, суждено его другу Пьеру Безухову.

Жизненные искания Андрея Болконского

Андрея Болконского тяготит обыденность, лицемерие и ложь, царящие в светском обществе. Эти низкие, ничего не значащие цели, которые оно преследует.

Идеалом Болконского является Наполеон, Андрей желает подобно ему, спасая других достичь славы и признания. Это его желание и есть тайная причина, по которой он отправляется на войну 1805-1807 гг.

Во время Аустерлицкого сражения князь Андрей решает, что пришел час его славы и бросается сломя голову под пули, хотя толчком к этому послужили не только честолюбивые намеренья, но и стыд за свою армию, которая начала бежать. Болконский был ранен в голову. Когда он очнулся, то начал по-другому осознавать окружающий мир, он, наконец, заметил красоту природы. Он приходит к выводу, что войны, победы, поражения и слава – ничто, пустота, суета сует.

После смерти жены князь Андрей переживает сильное душевное потрясение, он решает для себя, что будет жить для самых близких людей, но его живая натура не хочет мириться с такой скучной и обыденной жизнью, и в конце концов все это приводит к глубокому душевному кризису. Но встреча с другом и искренний разговор помогают отчасти его преодолеть. Пьер Безухов убеждает Болконского в том, что жизнь не кончена, что нужно дальше бороться, не смотря ни на что.

Лунная ночь в Отрадном и разговор с Наташей, а после встреча со старым дубом возвращают Болконского к жизни, он начинает осознавать, что не хочет быть таким «старым дубом». В князе Андрее опять появляется честолюбие, жажда славы и желание жить и бороться, и он отправляется на службу в Петербург. Но, Болконский, участвуя в составлении законов, понимает, что это не то, что нужно народу.

Наташа Ростова сыграла очень важную роль в духовном становлении князя Андрея. Она показала ему чистоту помыслов, которых нужно придерживаться: любовь к народу, желание жить, делать что-то хорошее для окружающих. Андрей Болконский страстно и нежно полюбил Наталью, но не смог простить измену, потому что решил, что чувства Наташи не столь искренни и бескорыстны, как он считал раньше.

Отправляясь на фронт 1812 г. Андрей Болконский не преследует честолюбивых намерений, он едет защищать Родину, защищать свой народ. И уже находясь в армии он не стремиться к высоким чинам, а воюет рядом с простыми людьми: солдатами и офицерами.

Поведение князя Андрея в Бородинском сражении – это подвиг, но подвиг не в том смысле, как мы его обычно понимаем, а подвиг перед самим собою, перед своей честью, показатель длинного пути самосовершенствования.

После смертельного ранения Болконский проникся всепрощающим религиозным духом, сильно изменился, пересмотрел свои взгляды на жизнь в целом. Он подарил прощение Наташе и Курагину, и умер с миром в сердце.

В романе «Война и мир» можно исследовать и воочию увидеть жизненный путь и духовное становление князя Андрея Болконского от светского, равнодушного и тщеславного к мудрому, честному и глубокому духовно человеку.

Помимо сочинения о жизненных исканиях Андрея Болконского смотрите также:

  • Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир», сочинение
  • Образ Наполеона в романе «Война и мир»
  • Образ Кутузова в романе «Война и мир»
  • Сравнительная характеристика Ростовых и Болконских - сочинение

Тема « Духовные искания Андрея Болконского: поиски смысла жизни»

Цель : раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствование через образ главного героя романа «Война и мир» князя Андрея Болконского.

Задачи :

Познавательная:

Формировать умения оценки и анализа художественного произведения, умения свободно высказывать свои суждения, аргументировать свой ответ;

Развивать эмоциональное восприятие учащихся, активизировать художественно-эстетические потребности детей.

Регулятивная:

Способствовать формированию умения планировать собственную деятельность;

Формировать умения осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации

Коммуникативная:

Формировать представления о нравственных ценностях;
- воспитывать любовь к художественной литературе.

Тип урока: эвристическая беседа с элементами поисковой, исследовательской деятельности с применением информационно-коммуникативных технологий.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, иллюстрации к роману.

Эпиграфы.

"Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость". Л. Н. Толстой.

Истинное назначение человека – жить, а не существовать . Д.Лондон

В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро. Аристотель.

Смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства . Р.Бах.

Единственный смысл жизни человека – это совершенствование своей основы . Л.Толстой

Ход урока.

1.Оргмомент.

Доброе утро! Ребята, мы с вами сегодня будем работать в не совсем обычной ситуации. На уроке мы поговорим об одном из главных героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».

Слайд 1 Нравственный кодекс Толстого

Великий писатель Л.Н.Толстой считал, "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость" . Для писателя это был нравственный кодекс. Такой жизнью жил сам писатель, такой жизнью живут и герои его произведений.

- Гениальный роман гениального писателя - «Война и мир».

Как вы думаете, кто из героев этого романа воплотил взгляды писателя на жизнь, полную ошибок и разочарований, взлётов и падений?

(Андрей Болконский и Пьер Безухов)

- Действительно, А. Болконский и П.Безухов – самые любимые герои Толстого. И эти образы многогранны, объёмны и требуют нашего пристального внимания. Поэтому сегодня мы остановимся на образе одного героя, старшего по возрасту, Андрее Болконском. Он сегодня будет героем нашего урока и нам предстоит исследовать этот образ. А вот что будет темой исследования в образе Андрея Болконского, мы узнаем, прочитав эпиграфы. Ваша задача – прочитать и выделить ключевые слова, отражающие суть этого высказывания.

Слайд 2. Эпиграф.

(выделение ключевых слов)

- Какова общая тема выделенных слов, сочетаний слов?

(смысл жизни)

- Попробуем сформулировать тему урока, связав выделенные слова и образ главного героя произведения.

(поиски смыла жизни Андреем Болконским)

Да, тема нашего урока – это «Духовные искания Андрея Болконского: поиски смысла жизни». Запишите в тетради тему.

Слайд № 3 Запись темы урока.

- Ребята, как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить в конце урока, исходя из нашей темы? (Что стало итогом жизненных исканий Андрея Болконского?)

--А чтобы ответить на этот вопрос, что нам нужно исследовать? (жизненный путь)

2. Основная часть

--Сегодня мы остановимся на самых значительных моментах жизни героя и, исследуя их, ответим на вопрос: «Что стало итогом жизненных исканий князя Андрея Болконского?»

Слайд 4. Первое знакомство. Отрывок фильма (2:24)

(на приеме Анны Павловны Шерер в Петербурге)

Слайд 5. Внешность

Прочитаем отрывок из романа. И ответим на вопросы.

-Что примечательно в его внешности? На какие черты характера обращает внимание Л.Толстой?

(усталый, скучающий взгляд)

Это уже сложившийся человек, офицер, образован, умен, незауряден. Он женат, известен в свете, но разочарован в жизни. Находится в душевном кризисе: «Эта жизнь не по мне…». Именно с этого момента начинается сложный и мучительный путь поиска смысла жизни.

Слайд 6 . Духовный кризис. Уход на войну.

- Каким образом он решает выйти из тупика?

(Он решает ехать на войну)

Слайд 7. Мечты о славе.

- о чем он мечтает на войне? Прочитаем отрывок из текста - Какие его размышления накануне Аустрлицкого сражения?

(О своем Тулоне как у Наполеона, мечтает о славе)

Отрывок фильма (0:18)

Действительно, Наполеон был кумиром того времени, и не только для Болконского. Недаром А.С.Пушкин в «Евгении Онегине» писал: «Мы все глядим в Наполеоны

Слайд 9. Аустерлиц. Подвиг князя Андрея.

-- Что происходит с князем во время Аустерлица?

(Князь Андрей взбешен массовым бегством солдат. Князя Андрея охватывает стремление изменить ситуацию: он с криками УРА побежал и за ним побежал весь полк. Князь Андрей вел их со знаменем в руках. Этот миг был поистине героическим в жизни Болконского. После драки он оказывается ранен.)

Он лежит на поле Аустерлица и открывает для себя высокое небо.

--- Что может символизировать небо? (Небо-символ духовного обновления; это тайна, вечность.)

Отрывок фильма (3:00)

-- К какому выводу приходит князь?

(Андрей пришел к выводу, что правда жизни совсем проста и заключается в любви человека к дому, семье, к природе, что естественная жизнь природы и человека более важна, чем война и слава Наполеона, его кумира.)

И снова перед князем Андреем встает вопрос: «Что-то другое человек должен искать в жизни? Но что?»

После плена и выздоровления, князь возвращается домой в Лысые горы.

Слайд 11. Возвращение домой после ранения.

--- Какие испытания обрушиваются на него после возвращения?

(смерть жены)

--- К какому выводу приходит князь после смерти жены и рождения сына? (Надо жить для родных, именно в горе происходит переоценка ценностей).

--- Чем он занимается?

(Андрей пытается жить спокойной жизнью, заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных. Триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком)

Эти гуманные меры говорят нам о передовых взглядах князя

-- Но могла ли деятельная натура князя Андрея ограничиться этим? Каково его душевное состояние?

(Нет, преобразования не могут полностью занять его ум и сердце, и Андрей Болконский по-прежнему находится в депрессии)

Начинаются новые поиски смысла жизни, и главным событием на этом пути явилась встреча с Пьером на пароме и разговор с ним о смысле жизни.

фрагмент фильма (3:30)

Слайд 13. Постепенное пробуждение от нравственного кризиса.

--Какие ключевые слова произносит Пьер? («Надо жить, надо любить, надо верить….»)

-- Как эти слова повлияли на Андрея?

(Слова указали Андрею путь к счастью. Пьер подействовал на Андрея не примером своих дел, а своим энтузиазмом, жизненной энергией. Но сначала мысль, что он может вернуться к новой жизни, любви, деятельности, была неприятна ему)

И об этом говорит такой эпизод, как встреча с дубом по дороге в Отрадное. И дуб –это символическое психологическое состояние самого князя.

Слайд 14.

-- Что думал герой в это время? Прочитаем отрывок.

---Но так ли это? Чьи это мысли?

(Болконский старается приписать дубу мысли, одолевающие его самого).

---Какие ещё события повлияли на возрождение к жизни Андрея Болконского? (услышанный разговор Наташи о полете. Он был поражен ее жизнелюбием. Андрей завидует ее умению быть счастливой. И после этой встречи Андрей по-иному смотрит на жизнь.)

--- И вот спустя 2 дня возвращается в своё имение и снова встречает..дуб?

Слайд 15. Вторая встреча с дубом

--Что он видит? Прочитаем отрывок.

--- К какому выводу приходит князь А.Болконский?

(Князь Андрей понял, что жизнь не кончена и нужно сделать так, чтобы она шла не для него одного, а отражалась на всех).

Слайд 16. Душевный подъем.

- -- Как меняется жизнь Андрея после встречи с Наташей и дубом?

Чем он занимается?

(Князь Андрей теперь пытается найти смысл жизни в любви, общественной деятельности. Он в Петербурге. Встречи с Аракчеевым, Сперанским, работа по составлению новых законов, улучшающих жизнь народа. Он влюбляется в Наташу Ростову).

Отрывок фильма.(2:45)

Но это счастье оказалось кратковременным.

Слайд 18. Участие в законодательной деятельности Сперанского.

- Что случается дальше в судьбе князя?

Андрей предлагает Наташе руку, она согласна, но ему необходимо ехать на год в Европу по желанию отца, поэтому свадьба откладывается. Наташа увлекается Василем Курагиным и даже собирается с ним сбежать и тайно обвенчаться. Об этом становится известно князю. Рушится мечта о личном счастье. Он не смог простить измены Наташе. Андрей разочаровывается в Сперанском)

Опять тупик, опять разочарование.

--- Что выводит князя из духовного кризиса? Какое событие? (Война 1812 года)

Слайд 19. Князь Андрей в войне 1812 г.

Прочитаем разговор князя с Кутузовым.

--- Что теперь становится высочайшей целью жизни князя Андрея?

(Высочайшей целью для князя Андрея становится защита Родины от врага. Он формирует на собственные деньги полк, добровольно отправляется на войну, отказавшись от службы в штабе, считая своим долгом быть вместе с солдатами. Князь очень предан полку, Солдаты любят его, гордятся им.)

Отрывок фильма (0:32)

Князь накануне Бородинского сражения.

Вспомните Болконского накануне Аустрелица - мечты о славе, известности, личное тщеславие героя. А здесь – переживание за Родину, высокое чувство патриотизма.

-- Что значила война и Бородинское сражение для князя Андрея?

(Отправляясь на фронт 1812 г. Андрей Болконский не преследует честолюбивых намерений, он едет защищать Родину, защищать свой народ. И уже находясь в армии он не стремиться к высоким чинам, а воюет рядом с простыми людьми: солдатами и офицерами. Поведение князя Андрея в Бородинском сражении – это подвиг, но подвиг не в том смысле, как его понимал князь во время Аустерлица, а подвиг во имя Родины!)

Болконский смертельно ранен. В импровизированном госпитале он видит раненого Курагина, которому ампутируют ноги. Всю военную кампанию Болконский «гонялся» за своим врагом - отомстить за поруганную честь, и вот судьба представила ему шанс - оба при смерти. Болконский уже совсем другой человек с другими взглядами на жизни и людей.

Прочитаем мысли Болконского после ранения. Слайд 21-22.

-- Среди раненых на подводах его находит Наташа Ростова, ухаживает за ним, но дни Болконского сочтены.

Отрывок фильма (1:35)- Встреча с Наташей.

Отрывок фильма (3:35) - Смерть

Слайд 24. Последние мгновения

Слайд 26-27. Схема

Вот такой жизненный путь прошел герой Толстого –Андрей Болконский, давайте ещё раз посмотрим на этапы жизни А.Болконского и отметим взлёты и падения героя, соединим их и посмотрим, что у нас получилось ? (кривая ) зарисуйте в тетрадях.

Таким образом, судьба Андрея Болконского - сложный путь нравственных потерь и открытий. Важно, что на этом пути он сохранил истинное человеческое достоинство, не случайно Кутузов скажет герою: «Ваша дорога - дорога чести». Безусловно, Толстому по душе неординарные люди, подобные князю Болконскому.

3. Подведение итогов урока

-- Вернемся к проблемному вопросу: «Что стало итогом жизненных исканий князя Андрея?» Мы ответили на него?

(да, жить надо небесполезно, творя любовь и добро)

Слайд 20. Выводы. Запишите в тетрадях

Максимилиан Волошин, поэт начала ХХ века, сказал: «У каждого человека свой посох: бери его и иди». Андрей Болконский выбрал свой посох, свой путь: путь чести, добра, верности данному слову.

Сейчас прозвенит звонок. Вы уйдете с моего урока. Но хочется верить, что вы, ребята, будете помнить этот урок, и каждый из вас найдет « достойный посох» и честно пройдет с ним по жизни.

Вы стоите на пороге взрослой жизни, и хочется пожелать вам:

ЧТОБЫ ВЫШЕ ЗАКОНА БЫЛО ПРОЩЕНИЕ,
ВЫШЕ НАКАЗАНИЯ - МИЛОСЕРДИЕ,
ВЫШЕ НЕНАВИСТИ - ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ!

4. Домашнее задание

Запись Д\З. слайд №11 Домашнее задание: сочинение-рассуждение « В чём смысл жизни человека?»

Оценивание работы студентов на уроке

Существуют два очень похожих понятия – мораль и нравственность. Мораль – это следование определенным правилам, существующим в обществе, а нравственность – это основа морали. Для многих людей понимание правильности своих поступков и мыслей строится на доброте, духовности, честности, уважении к себе и другим, это и есть те самые понятия нравственности, на которых держится мораль общества. На протяжении повествования, по мере изменения жизненных обстоятельств, нравственные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир» отражают его взгляды на мир и события вокруг него в данный, конкретный момент времени.

Но при любых обстоятельствах Андрей Болконский сохраняет свой основной жизненный стержень – он всегда остается честным и порядочным человеком. Для него всегда остаются главными принципы, в основе которых стоит уважение к достойным, с его точки зрения, людям.

Изменение взглядов на жизнь Андрея Болконского

В начале романа князь Андрей страдает от жизни, которой он живет, ему кажется, что все, что его окружает, лживо и фальшиво насквозь. Он рвется на войну, мечтает о подвигах, о своем Тулоне. О славе и любви людей. А здесь ему все тошно и противно. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти» – говорит Болконский Пьеру, отвечая на вопрос, зачем он идет на войну.

То, что его молодая жена ждет ребенка, не только не останавливает его, напротив, княжна раздражает его своим кокетством, своей привычной для гостиных болтовней. «Из всех же прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело» – пишет Толстой о Болконском в начале романа.

Путь духовных исканий Андрея Болконского начинается с мыслей о том, что настоящая жизнь – на войне, главное в этом мире – не семейный тихий уют, а воинские подвиги во имя славы, ради людской любви, ради Отечества.

Попав на войну, он с удовольствием служит адъютантом у Кутузова. «В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее».

Болконский, перед решающим сражением, размышляет о будущем: «Да, очень может быть, завтра убьют», - подумал он. И вдруг, при этой мысли о смерти, целый ряд воспоминаний, самых далеких и самых задушевных, восстал в его воображении; он вспоминал последнее прощание с отцом и женою; он вспомнил первые времена своей любви к ней; вспомнил о ее беременности, и ему стало жалко и ее и себя… «Да, завтра, завтра! - думал он. - Завтра, может быть, все будет кончено для меня, всех этих воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла. Завтра же, может быть, - даже наверное завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придется, наконец, показать все то, что я могу сделать».

Он стремится к известности, к славе: «… хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей»

Словно в насмешку, в ответ на возвышенные рассуждения о том, что на данный момент кажется Андрею самым главным в жизни, Толстой тут же вставляет глупую шутку солдат, которых вовсе не интересуют высокие размышления князя:
«Тит, а Тит?»
- Ну, - отвечал старик.
- Тит, ступай молотить, - говорил шутник.
- Тьфу, ну те к черту, - раздавался голос, покрываемый хохотом денщиков и слуг».

Но даже это не сбивает Болконского с героического настроя: «И все-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане!» – думает он.

Болконский мечтает о подвигах, и, в отличие от Николая Ростова, не бежит с поля боя, напротив, князь поднимает в атаку отступающие войска. И получает серьезное ранение.

Вот здесь и происходит первый переломный момент в сознании Болконского, вдруг то, что казалось абсолютно правильным, становится совершенно ненужным и даже лишним в его жизни. Лежа раненным под небом Аустерлица, князь Андрей явственно осознает, что главное – вовсе не геройски погибнуть на войне, чтобы заслужить любовь совершенно посторонних людей, которым до тебя и дела то нет вовсе! «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..»

Даже в тот момент, когда к нему подошел «Наполеон, его герой… в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был… чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь».

И вот уже Наполеон с его честолюбивыми замыслами кажется князю ничтожным существом, не понимающим истинного смысла жизни. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял… Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих».

В бреду, не осознавая, Болконский грезит о семье, об отце, сестре, и даже жене и маленьком ребенке, который должен скоро появиться на свет – именно эти «мечтания… составляли главное основание его горячечных представлений». Для него стали вдруг главными «Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах…».

И когда он вернулся родовое имение, успев застать жену в последние минуты жизни, «… в душе его оторвалось что-то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть». Рождение сына, смерть жены, все события, произошедшие с князем Андреем на войне, перевернули его отношение к жизни. Болконский даже принял решение никогда более не служить в армии, главным для него теперь становится забота о маленьком сыне, который нуждается в нем. «Да, это одно что осталось мне теперь» – думает князь.

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Все, что касается бурной общественной жизни, которую ведет отец, то, что происходит в армии, кажется скучным и неинтересным, все это только раздражает Болконского. Даже то, что во время чтения письма от Билибина у князя Андрея вдруг просыпается интерес к написанному, даже этот интерес сердит его, потому что он не хочет принимать участия в этой чуждой, «тамошней» жизни.

Приезд Пьера, беседы и споры о том, что лучше: делать добро людям, как утверждает Безухов, или не делать зла, как считает Болконский, эти события словно пробуждают князя ото сна. Этот философский спор отражает нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в непростой для них обоих период жизни.

Они оба, каждый по-своему, правы. Каждый из них ищет свое место в жизни, и каждый для себя хочет понять, как жить сообразно понятиям чести и достоинства. Этот спор становится еще одним переломным моментом в жизни князя Андрея. Неожиданно для него «свидание с Пьером было… эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

В этот период своей жизни Болконский сравнивает себя со старым корявым дубом, который не хочет подчиняться весне и расцветать, «Весна, и любовь, и счастие!» - как будто говорил этот дуб, - «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман!»

Глядя на это дерево, князь Андрей убеждает себя «что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Но в том то все и дело, что ему приходится себя убеждать в этом, в глубине души, еще не осознав окончательно, он готов к новым метаморфозам. К тому, что перевернет его душу и всколыхнет в ней дремлющее ожидание радости и любви.

Как раз в этот момент он и встречает Наташу Ростову, влюбляется в нее и вдруг обнаруживает, что на самом деле он может быть счастлив и может любить, и даже старый дуб подтверждает его мысли: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, - ничего не было видно».

Все, что было хорошего в его жизни, приходит ему на ум, и эти мысли приводят его к заключению, что на самом-то деле: «жизнь не кончена в 31 год». Любовь, еще не осознанная до конца, окончательно возвращает Болконского к деятельности.

Но в жизни всегда все меняется, изменятся и отношения князя Андрея с Наташей. Ее роковая ошибка приведет к разрыву с Болконским и к тому, что он опять разуверится в жизни.

Не захотев понять и простить Наташу, князь уедет на войну, и там, попав под обстрел и будучи уже смертельно раненным, Болконский все же придет к пониманию того, что главное в жизни – это любовь и всепрощение.

Заключение

Так что же такое нравственность в понимании князя Болконского в романе «Война и мир»? Это честь и достоинство, это любовь к семье, к женщине, к людям.

Но, зачастую, чтобы осознать и вывести для себя окончательный вердикт, человек проходит через серьезные испытания. Благодаря этим испытаниям мыслящие люди развиваются и растут духовно и нравственно. В сочинении на тему «Нравственные искания Андрея Болконского» мне хотелось показать, что для князя Андрея понятие нравственности – основа жизни, тот самый стержень, на котором держится его внутренний мир.

Тест по произведению

Андрея Болконского, его духовные искания, эволюция личности описаны на протяжении всего романа Л. Н. Толстого. Для автора важны изменения в сознании и мироощущении героя, ведь, по его мнению, именно это говорит о нравственном здоровье личности. Поэтому все положительные герои «Войны и мира» проходят путь поиска смысла жизни, диалектики души, со всеми разочарованиями, утратой и обретением счастья. На наличие положительного начала в персонаже Толстой указывает тем, что несмотря на жизненные неурядицы герой не теряет достоинства. Таковы Андрей Болконский и Пьер Безухов. Общее и главное в их исканиях то, что герои приходят к мысли единения с народом. Рассмотрим, к чему привели духовные поиски князя Андрея.

Ориентация на идеи Наполеона

Князь Болконский впервые предстает перед читателем в самом начале эпопеи, в салоне Анны Шерер, фрейлины. Перед нами невысокого роста человек, с несколько сухими чертами лица, весьма красивый внешне. Все в его поведении говорит о полной разочарованности жизнью, как духовной, так и семейной. Женившись на красивой эгоистке, Лизе Мейнен, Болконский вскоре утомляется ею и полностью меняет свое отношение к браку. Даже друга Пьера Безухова он заклинает никогда не жениться.

Князь Болконский жаждет чего-то нового, для него постоянные выходы в свет, семейная жизнь - это замкнутый круг, из которого молодой человек норовит вырваться. Каким образом? Уходом на фронт. В этом уникальность романа «Война и мир»: Андрей Болконский, равно как и другие персонажи, их диалектика души, показаны в рамках определенной исторической обстановки.

В начале эпопеи Толстого Андрей Болконский - ярый бонапартист, восхищающийся военным талантом Наполеона, приверженец его идеи обретения власти через воинский подвиг. Болконский хочет заполучить «свой Тулон».

Служба и Аустерлиц

С приходом в армию начитается новая веха исканий молодого князя. Жизненный путь Андрея Болконского сделал решительный разворот в направлении смелых, мужественных поступков. Князь показывает исключительный талант в офицерстве, он проявляет смелость, доблесть и мужество.

Даже мельчайшими деталями Толстой подчеркивает, что Болконский сделал правильный выбор: лицо его стало другим, перестало выражать усталость от всего, исчезли напускные жесты и манеры. У молодого человека не было времени думать над тем, как себя правильно повести, он стал настоящим.

О том, какой Андрей Болконский талантливый адъютант, делает отметку сам Кутузов: великий полководец пишет отцу молодого человека письмо, где отмечает, что князь делает исключительные успехи. Все победы и поражения Андрей воспринимает близко к сердцу: искренне радуется и с болью в душе переживает. Он видит в Бонапарте врага, но в то же время продолжает восхищаться гением полководца. Он все еще мечтает о «своем Тулоне». Андрей Болконский в романе «Война и мир» - выразитель авторского отношения к выдающимся личностям, именно из его уст читатель узнает о важнейших сражениях.

Центром этого этапа жизненного пути князя является Проявивший высокий героизм, тяжело раненный, лежит он на поле битвы и видит бездонное небо. Тогда к Андрею приходит осознание того, что он должен пересмотреть жизненные приоритеты, обратиться к жене, которую презирал и унижал своим поведением. Да и некогда кумир, Наполеон, видится ему ничтожным человечишкой. Бонапарт по достоинству оценил подвиг молодого офицера, только вот Болконскому было все равно. Он мечтает только о тихом счастье и безупречной семейной жизни. Андрей решает окончить воинскую карьеру и вернуться домой, к жене, в

Решение жить для себя и близких

Судьба готовит Болконскому еще один тяжелый удар. В родах умирает жена, Лиза. Она оставляет Андрею сына. Князь не успел попросить прощения, ведь приехал слишком поздно, он мучим чувством вины. Жизненный путь Андрея Болконского далее - это забота о своих близких.

Воспитание сына, строительство имения, помощь отцу в формировании рядов ополчения - вот на данном этапе его жизненные приоритеты. Андрей Болконский живет в уединении, что позволяет ему сосредоточиться на своем духовном мире и поиске смысла жизни.

Проявляются прогрессивные взгляды молодого князя: он улучшает жизнь своих крепостных (заменяет барщину оброком), тремстам человекам дает статус Все же пока еще он далек от принятия чувства единения с простым народом: то и дело проскальзывают в его речи мысли о пренебрежении к крестьянству и простым солдатам.

Судьбоносная беседа с Пьером

Жизненный путь Андрея Болконского переходит в другую плоскость во время визита Пьера Безухова. Читатель сразу отмечает родство душ молодых людей. Пьер, находящийся в состоянии душевного подъема из-за проведенных в своих имениях реформ, заражает энтузиазмом и Андрея.

Молодые люди долго обсуждают принципы и смысл изменений в жизни крестьянства. С чем-то Андрей не согласен, наиболее либеральные взгляды Пьера на крепостных он не принимает вообще. Однако практика показала, что, в отличие от Безухова, Болконский сумел реально облегчить жизнь своих крестьян. Все благодаря его деятельной натуре и практичному взгляду на крепостной строй.

Все же встреча с Пьером помогла князю Андрею хорошо вникнуть в свой внутренний мир, начать движение к преобразованиям души.

Возрождение к новой жизни

Глоток свежего воздуха, изменение взглядов на жизнь произвела встреча с Наташей Ростовой - главной героиней романа «Война и мир». Андрей Болконский по делам обретения земель посещает имение Ростовых в Отрадном. Там он подмечает спокойную, уютную атмосферу в семействе. Наташа такая чистая, непосредственная, настоящая... Она повстречалась ему звездной ночью во время первого в своей жизни бала и тут же завладела сердцем молодого князя.

Андрей как бы рождается заново: понимает то, о чем ему говорил когда-то Пьер: нужно жить не только для себя и своей семьи, необходимо быть полезным всему обществу. Именно поэтому Болконский едет в Петербург, чтобы внести свои предложения в военный устав.

Осознание бессмысленности "государственной деятельности"

К сожалению, встретиться с государем у Андрея не получилось, он был направлен к Аракчееву, человеку беспринципному и глупому. Конечно, он не принял идеи молодого князя. Однако произошла еще одна встреча, повлиявшая на мировоззрение Болконского. Речь идет о Сперанском. Он увидел в юноше хороший потенциал для государственной службы. В итоге Болконского назначают на должность, связанную с составлением Кроме того, Андрей возглавляет комиссию по составлению законов военного времени.

Но вскоре к Болконскому приходит разочарование службой: формальный подход к работе не удовлетворяет Андрея. Он чувствует, что здесь выполняет никому не нужную работу, реальной помощи он никому не окажет. Все чаще Болконский вспоминает жизнь в деревне, где он был действительно полезным.

Изначально восхитившись Сперанским, Андрей теперь увидел притворство и неестественность. Все чаще Болконского посещают мысли о праздности петербургской жизни и отсутствии всякого смысла в своей службе стране.

Разрыв с Наташей

Наташа Ростова и Андрей Болконский были весьма красивой парой, однако им не суждено было пожениться. Девушка дала ему желание жить, творить что-то на благо страны, мечтать о счастливом будущем. Она стала музой Андрея. Наташа выгодно отличалась от других девушек петербургского общества: она была чиста, искренна, ее поступки шли от сердца, они были лишены всякого расчета. Девушка искренне любила Болконского, а не просто видела в нем выгодную партию.

Болконский совершает роковую ошибку, отложив свадьбу с Наташей на целый год: это спровоцировало ее увлеченность Анатолем Курагиным. Молодой князь не смог простить девушку. Наташа Ростова и Андрей Болконский разрывают помолвку. Виной всему - чрезмерная гордость князя, нежелание услышать и понять Наташу. Он опять такой же эгоцентричный, каким читатель наблюдал Андрея в начале романа.

Окончательный перелом в сознании - Бородино

Именно с таким тяжелым сердцем вступает Болконский в 1812 год, переломный для Отечества. Изначально он жаждет мести: мечтает встретить среди военных Анатоля Курагина и отомстить за свой несостоявшийся брак, вызвав его на дуэль. Но постепенно жизненный путь Андрея Болконского в очередной раз меняется: стимулом к этому послужило виденье трагедии народа.

Кутузов доверяет молодому офицеру командование полком. Князь полностью отдается своей службе - теперь это для него дело всей жизни, он настолько сроднился с солдатами, что они называют его «наш князь».

Наконец, наступает день апофеоза Отечественной войны и исканий Андрея Болконского - Бородинское сражение. Примечательно, что свое виденье этого великого исторического события и нелепости войн Л. Толстой вкладывает в уста князя Андрея. Он размышляет о бессмысленности стольких жертв ради победы.

Читатель видит здесь Болконского, прошедшего тяжелый жизненный путь: разочарования, смерти близких, предательство, сближение с простым народом. Он чувствует, что слишком многое теперь понимает и осознает, можно сказать, предвещает свою гибель: «Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа добра и зла».

Действительно, Болконский получает смертельное ранение и среди других солдат попадает на попечение в дом Ростовых.

Князь чувствует приближение смерти, он долго размышляет о Наташе, понимает ее, «видит душу», мечтает встретиться с любимой, попросить прощения. Он признается девушке в любви и умирает.

Образ Андрея Болконского - пример высокой чести, верности долгу Родине и людям.