Анастасия корнеева smartart. «Коллекционеры — люди с амбициями»: как стартап Smart Art зарабатывает на искусстве

Сколько миллиардеров пришло на открытие его выставки The Drama Machine в кинотеатре «Ударник»? Возможно, что нет. А между тем свой фотопроект он представлял Петру Авену , Михаилу Фридману , Герману Хану и Леониду Михельсону . И каким бы известным фотографом ни был Сапожников, трудно предположить, что первые лица «Альфа-Групп» съехались в «Ударник» исключительно ради него. Собрать редкую для подобного вернисажа публику удалось Екатерине Винокуровой.

Сергей Сапожников - один из художников, курируемых консалтинговой компанией в области искусства SmartArt. Основатели компании - Екатерина Винокурова и Анастасия Карнеева, выходцы из российского представительства аукционного дома Christie’s. Винокурова ради собственного проекта рассталась с директорским креслом московского офиса Christie’s. Рассталась, чтобы свести молодых российских художников с коллекционерами, которых сама же и воспитает.

В Москве люди неохотно покупают молодое искусство. Поэтому мы планируем работать не только с художниками, но и с коллекционерами. Мы хотим привлечь молодежь, у которой есть возможности и интерес к современному искусству.

У нас много покупателей, которым по 30–40 лет, и это радует. Ведь за ними будущее коллекционирования. Это люди, которые должны поддерживать своих сверстников, искусство сегодняшнего дня.

Нас с Настей часто спрашивают, какого рода инвестиции были сделаны в SmartArt. Больших вложений для регистрации юридического лица не требуется, у нас небольшой офис и минимальные затраты. Самое важное в нашей сфере - понимание рынка современного искусства и опыт. И то, и другое у нас и так уже есть.

Наша компания занимается одновременно продвижением молодых российских художников и консультированием клиентов, которым мы помогаем сформировать личные коллекции. Получается, что SmartArt - связующее звено между коллекционерами и художниками. У нас большая база клиентов, с которыми мы сотрудничаем уже много лет. Мы помогаем им разобраться в трендах современного искусства и открываем новые для них имена. При этом мы не лимитируем клиентов выбором только тех художников, с которыми сотрудничает SmartArt. Это было бы нечестно, несправедливо и неправильно.

В коллекционировании современного искусства больше возможностей. Практически невозможно собрать полноценную коллекцию старых мастеров, потому что большинство работ уже находятся в чьих-нибудь частных или музейных коллекциях. С начала 2000-х годов объем рынка современного искусства вырос по всему миру почти в 15 раз. Сегодня работы главных современных художников продаются по столь же высоким ценам, что и работы ведущих художников предшествующих периодов.

Люди должны покупать то, что им нравится, - таков был главный постулат в Christie’s. Потому что, если работа со временем потеряет в цене и не окажется хорошей инвестицией, все равно останется то, что тебе нравится визуально, с чем ты можешь жить. Я думаю, что это правильный подход. Я никогда не рассматриваю работы, которые покупаю домой, как инвестиции. Они доставляют мне большое удовольствие, и это главное.

Чаще всего к нам приходят и говорят: «Я сделал ремонт, и у меня есть пять свободных стен. Что вы посоветуете?» Так очень многие коллекционеры начинали. Я тоже, можно сказать, декорирую свои стены и большим коллекционером себя назвать не могу. Мне кто-то сказал однажды, что коллекционером себя считать можно, только если ты снимаешь отдельное помещение для своих работ. Так вот у меня пока нет такого пространства.

Прежде чем заявить о себе на западном рынке, наше современное искусство должно стать популярным в России. Искусство Китая стало пользоваться спросом за счет китайских коллекционеров - они вывели его на мировой рынок. Так же произошло с искусством Латинской Америки и Ближнего Востока. Поэтому мы и хотим научить коллекционеров ценить российских художников.

ММОМА открывает еще две выставки. Именные экспозиции показывают российские художницы Анастасия Потемкина и Дарья Иринчеева: первая исследует мир будущего, вторая - слияние офиса и дома в повседневной жизни. Девушкам помогает Smart Art - консалтинговое агентство, специализирующееся в искусстве. С его основательницами, Екатериной Винокуровой и Анастасией Карнеевой, BURO. поговорило о желаниях коллекционаров, выставках в музеях и о том, как сделать российское искусство great again.

Фрагменты работы Анастасии Потемкиной «Marchantia polymorpha», 2019

«Галереи - не наши конкуренты...»

Smart Art существует уже три года. Сейчас мы работаем с 10 художниками: мы предлагаем им создавать полноценные выставки с нуля. Каждого мы поддерживаем от начала до конца - от разработки до производства проекта. А еще консультируем художников в финансовых и юридических вопросах. Такая модель полностью себя оправдывает: за три года мы вышли в прибыль, сделали персональные выставки практически всем нашим художникам. Другие распланированы до 2021 года.

У нас нет четкого разделения обязанностей. Мы давно дружим, давно вместе работаем, поэтому прекрасно знаем и понимаем друг друга. Кроме того, наши вкусы часто совпадают, поэтому споры возникают очень редко. Помогает и то, что у нас общее понимание того, куда должен двигаться проект и арт-рынок в целом. Мы выступаем за легализацию и прозрачность рынка современного искусства в России и хотим, чтобы на нем осталось как можно меньше «серых пятен».

Может показаться, что наши конкуренты - это галереи, но это не так. Мы работаем с художниками, которых они не представляют. А еще мы хотим, чтобы арт-рынок в России рос и развивался. Это в интересах всех существующих игроков. Поэтому мы открыты к сотрудничеству со всеми, кто к нему готов.

«Коллекционеры хотят быть первооткрывателями...»

Мы работаем не только с художниками, но и коллекционерами - в этом нам помогает опыт работы в аукционном доме Christie’s. Когда они обращаются к нам за консультацией, мы, разумеется, сначала знакомим их с работами наших художников. Затем - с работами художников из других галерей. Мы помогаем коллекционерам четко сформировать их собственный запрос, давая при этом честные советы.Если клиент хочет купить конкретную работу, но мы понимаем, что инвестиционные перспективы у нее невелики, мы об этом обязательно скажем. Мы не советуем нашим клиентам покупать работы тех авторов, известность которых обусловлена сиюминутностью. В какой-то момент мы поняли, что людям вокруг интересна наша экспертиза, так что Smart Art - это результат нашей личной увлеченности современным искусством.

Коллекционеры бывают разными. Есть те, кто хотят быть первооткрывателями: это, кстати, одна из главных и частых мотиваций. Возможность в будущем говорить друзьям и знакомым, что вы были первым, кто начал покупать работы того или иного знаменитого художника, очень заманчивая перспектива. К тому же работы начинающих авторов - одни из самых доступных.

Екатерина Винокурова и Анастасия Карнеева

«Мы стараемся делать акцент на искусстве музейного уровня...»

Мы не смешиваем свои личные вкусы с рабочим процессом - они выражаются в том, что мы покупаем и коллекционируем сами. Мы не навязываем свои вкусы клиентам. Наши предпочтения и конкретные покупки становятся своего рода кейсами, примерами, на которых мы рассказываем о том, почему купили ту или иную работу, почему повесили ее именно тут, как она связана с остальным собранием и так далее. В работе же мы стараемся делать акцент на искусстве музейного уровня, которое имеет шансы войти в историю.

«Цены на работы выросли примерно в семь раз...»

Преимущественно это художники с серьезным бэкграундом, в середине своего творческого пути, так называемые mid-career artists. Например, Александра Паперно - это серьезный художник с большой выставочной историей. С нашим проектом она была номинирована на премию Кандинского, а Света Шуваева - на премию «Инновация». Одним из первых авторов, с которыми мы начали работать, стал Сергей Сапожников. Мы пристально следим за его творчеством последние восемь лет, за это время цены на его работы выросли примерно в семь раз.

SmartArt – консалтинговая компания в сфере искусства, основными целями которой является повышение узнаваемости российских художников через комплексные подходы к продвижению, в том числе образовательные программы, организацию выставок, например, в московском офисе компании Christie’s или Московском музее современного искусства. Компания SmartArt удостоилась чести принять на себя стратегическое управление на Венецианской биеннале.

Катя Карцева встретилась с основательницами SmartArt на открытии персональных выставок в MMOMA на Гоголевском бульваре.

Проект, занимающийся арт-консалтингом и продвижением художников – это то, чего давно ждали, в первую очередь, сами художники, но и коллекционеры тоже. В тоже время я нахожусь под впечатлением от выставки в ММОМА . Потому что, когда речь идет о продвижении на арт-рынок мне представляется живопись или скульптура, которые коллекционер более вероятно может у себя в интерьере разместить. Получается, у концептуальных проектов тоже есть коммерческий потенциал?

Екатерина Винокурова:Поскольку мы консалтинговая компания, которая работает с художниками и коллекционерами, мы даём художникам возможность воплотить свои идеи в реальность, независимо от их коммерческой составляющей. Для нас важно делать продукт, соответствующий музейному качеству, и мы сделали уже четыре выставки в музейных пространствах.

Каждый проект целостен — это работа с кураторами, издание печатной продукции. В рамках нынешнего проекта у Даши Иринчевой выпущен каталог. Анастасия решила его не делать. То есть то, чем мы занимаемся – это больше, чем галерейная деятельность. Мы делаем чуть меньше проектов, чем в среднем делает галерея, но они более целостные.

Анастасия Карнеева:У нас другие задачи и другие мотивации. Если знать наш бэкграунд, мы работали в аукционном доме Christie’s , в коммерческой организации. Нынешняя история – это не «из искусства в бизнес», а – «из бизнеса в искусство». Для нас важно, чтобы это был качественный продукт, который соответствует высокому уровню западных стандартов. Важно не просто продать, спекулируя на каких-то вопросах, связанных с Россией, социально-политической тематикой и так далее, а чтобы это было независимое, качественное искусство. И вот на этой волне любви к искусству, нашей личной, мы и пытаемся продвигать свои идеи.

Анастасия Карнеева более шести лет занималась развитием бизнеса аукционного дома Christie’s в России. В 2008 году открыла первый офис Christie’s в Москве.

Екатерина Винокурова в 2010 возглавляла направление по развитию бизнеса аукционного дома Christie’s в России и странах СНГ. В 2015 (став директором аукционного дома в России) открыла новый офис с постоянным выставочным пространством.

Фрагмент экспозиции Дарьи Иринчеевой «Непрерывная функция». photo credit: SmartArt

Фактически, вы в SmartArt приняли на себя функцию институции?

Анастасия Карнеева:Да, но при этом мы осознаем важность коммерческой составляющей, потому что художники должны зарабатывать деньги своим трудом. Сейчас в нашей стране эти понятия не доработаны, потому что у нас нет развитого рынка, но кто-то же должен это делать. Художник – это профессия. Если художник делает какие-то проекты, он не должен задумываться о коммерции. Искусство изначально не для того, чтобы его можно было легко продать. Оно должно быть искусством от души, от художника, от идеи, от творческой мысли, а уже задача галереи взять этого художника, развивать, думать, как продать.

Екатерина Винокурова: У Дарьи Иринчевой, например, есть и живописные серии. Просто нынешняя выставка другая. А вот первая выставка «Пустое знание», которую мы камерно делали два года назад в пространстве Christie’s – это была серия, связанная с книгами, как художественными и скульптурными объектами. С теми работами, наверное, легче жить коллекционеру, чем с нынешним проектом, потому что для него потребуется определённое пространство.

То есть вы стремитесь дать художнику возможности и протекцию для реализации проектов, которые возможно имеют меньший коммерческий потенциал, но важны для него, а также ценятся экспертным сообществом и могут быть представлены в музеях?

Анастасия Карнеева: Да, наша цель, дать возможность художнику развиваться так, как он сам считает нужным. Очень часто проблема художника в том, что ему нужно зарабатывать деньги, и это в итоге начинает перевешивать творческую составляющую.

В тоже время, ведь для этих целей есть фонды, гранты, которые помогают художникам?

Екатерина Винокурова: Нам может было бы даже проще быть фондом и заниматься не коммерческой деятельностью, но поскольку коммерческой составляющей и так мало, мы решили, что функцию продвижения на арт-рынок мы на себя тоже возьмём. В целом, мы достаточно успешно продаём те выставки, которые у нас были.

Продаете конечным коллекционерам или в фонды, институции?

Анастасия Карнеева: По-разному, и тем, и тем.

Вот вы говорите про новое поколение коллекционеров. Какое оно это новое поколение?

Екатерина Винокурова: Если говорить про возраст, то он разный. У нас есть 30-летние и 50-летние коллекционеры. Это варьируется от выставки и от художника. Многие сперва обращаются с обычными запросами – декорировать офис или дом, купить подарок. Со временем интерес клиента становится более профессиональным. Важная для нас функция – образовательная. Мы с Настей много времени проводим с коллекционерами, не только на наших проектах, но и на других, чтобы создать общее понимание того, что есть сейчас в современном искусстве.

Анастасия Карнеева: Мы видим, как меняются люди. Наши ровесники, а особенно те, кто младше, более свободны в своих взглядах и воспринимают больше информации. Они открыты всему новому. И уже где-то к нашему возрасту у многих появляется возможность что-то купить. Это прекрасно, потому что за десять лет можно купить десять работ, и это будет коллекция с хорошим искусством.

Екатерина Винокурова: Основной наш критерий – это качество. И если люди приходят за советом и спрашивают: «А вот что вы думаете про этого художника?». Если нам это не близко, и мы не считаем, что это качественное искусство, то мы честно говорим об этом.

Анастасия Карнеева: Хочу дополнить, что наша компания существует три года, и все это была определенная авантюра – мы не знали к чему это все приведёт, какой спрос будет. Потому что эти художники не принадлежали ни к какой галерее и до конца было не понятно, какой интерес они вызовут. К большому удивлению, оказалось много людей, которым стало это интересно, которые нас «фоллоу», то есть следят за деятельностью SmartArt, приходят на каждую выставку. Есть даже, кто покупает на каждой выставке какую-нибудь работу. И их становится все больше. А люди, которые не покупают, но у них есть интерес, их тоже огромное количество. Мы были сами этому удивлены. Это значит, что дефицит информации и дефицит хороших проектов на рынке существует, и эта ниша востребована.

Екатерина Винокурова: Плюс входной порог на рынок современных российских художников намного ниже, чем у того искусства, с которым мы работали в Christie’s . Существует расхожее представление, что нужны десятки, сотни тысяч, чтобы заниматься коллекционированием, а это в принципе не так – современных художников многие могут себе позволить. Может не много работ сразу, но одну-две работы в год – вполне реально. Это то, что мы пытаемся донести до общественности – жить с искусством должно быть каким-то обыденным делом. И вместо того, чтобы купить четыре принта, вы купите одну работу в год, но это будет работа современного художника, который будет развиваться, а у вашей работы будет потенциал роста.

Расскажите про критерии, по которым вы выбираете художников? Это должны быть те, кто свободен, какие-то новые имена?

Анастасия Карнеева: Поскольку SmartArt не галерея, у нас не было задачи набрать художников. Все получилось от противного. Благодаря нашему опыту мы знали современных художников, которые нам нравились, которых мы собирали, покупали и за творчеством которых следили. Мы понимали, что они уже не начинающие художники, уже прошли стадию какой-то маленькой галереи, но при этом следующей ниши, чтобы какая-то галерея стала их возить на ярмарки, выставлять в западных пространствах попросту нет.

Екатерина Винокурова: Она есть, но эту нишу представляют несколько игроков, которые не могут представлять всех. У нас было несколько таких художников. И мы поняли, что нужно их объединить и начать продавать, потому что этого не делает никто, а они уже достаточно известные, сложившиеся и у них большой потенциал.

Сколько сейчас художников, с которыми вы работаете?

Екатерина Винокурова: В данный момент SmartArt продвигает десять художников , но мы ведём переговоры и с другими. Пока мы взяли немного, потому что мы должны были оценить наши силы. Хотя сейчас уже понимаем – все получается.

Вы работаете с художниками, но ведь еще вы и кураторов привлекаете, получается им вы тоже предлагаете сотрудничество?

Екатерина Винокурова: Как правило, кураторов выбирают сами художники, а мы их поддерживаем. Потому что они сами знают, кто ближе по концепции, по духу и так далее. Многие сразу говорят: «Хочу именно его». Но есть и те, кто не так близко взаимодействует с кураторами.

Как вы оцениваете достижение ваших задач, какие показатели эффективности?

Екатерина Винокурова: Во-первых, то, что мы работаем уже практически с большинством институций в Москве. Это не основная задача, но нам очень хотелось, чтобы были музейные проекты, потому что это важно для репутации, для резюме художника. И музеи откликнулись, приняли нас. Это было не просто, нам пришлось проходить выставочные комиссии, но все проходило хорошо. У нас с МMOMA уже второй проект и если с первым проектом мы пришли к ним, то сейчас они уже сами предложили стратегическое партнерство, чтобы мы делали по выставке в год. В тот раз музей купил у нас часть инсталляции Дарьи Иринчеевой. А часть инсталляции Светы Шуваевой купил музей M HKA в Антверпене . Они открыли свой летний сезон этой инсталляцией. Света ездила в Антверпен и воссоздала то, что мы делали в ММОМА . И для нее и для нас это был большой успех, что западная институция так высоко оценила нашу совместную работу. Сейчас идут переговоры о второй выставке в Третьяковской галереи с нашим художником. Проект Саши Галкиной, был первый проект, реализованный Новой Третьяковкой вне залов музея, куда впервые впустили молодого художника. Это была огромная инсталляция во время выставки Кабакова. И это была тоже наша такая маленькая победа. Во-вторых, Александра Паперно сейчас номинирована с нашим проектом на «Проект года» на Премии Кандинского. Это такой большой для нас показатель, что мы идем в правильном направлении. А Света Шуваева с проектом «Последние квартиры с видом на озеро» была номинирована на премию «Инновация» этого года, которую вручали в Нижнем Новгороде, и делала на этой премии выставочный проект, который был спродюссирован нами.

Анастасия Карнеева: Конечно, нам было важно окупить наши вложения и выйти в какую-то прибыль, потому что SmartArt — стартап, начинающая компания, которую мы придумали с нуля, и мы это тоже сделали и получаем очень хорошую прибыль в данный момент. Уже идёт какой-то рост, и мы уже можем частично вкладывать в свой бизнес. Первоначальные KPI достигнуты, и мы уже расширяем сектор своих обязанностей.

Екатерина Винокурова: Мы с Настей себе изначально поставили цель – каждому из наших художников сделать персональную выставку. Сейчас мы движемся по этой траектории – на 2020-21 год запланировано еще три выставки. А далее подумываем соединить наших художников с какими-то западными авторами в рамках групповых выставок. Есть разные варианты, к которым мы будем постепенно переходить.

Анастасия Карнеева: Конечно, мы хотим, чтобы в будущем наши проекты также проникли на международный рынок. Это вопрос исключительно времени, а также наших сил и возможностей. Чтобы это делать нужно чуть расширить свой бизнес, расширяться внутри компании, потому что нам нужно больше людей. Мы очень ответственно подходим к тому, что делаем. А если подходить к западному рынку, нужно продумывать, конечно, пять шагов вперёд, потому что репутация, трек рекорд там очень важны. Мы не имеем права на ошибку там.

А есть ли уже какие-то данные по росту цены? Для того, чтобы показать клиентам, что их художник вырос?

Анастасия Карнеева: Мы на пути к этому. У нас есть предложения от аукционных домов. Мы разговаривали и с Phillips и Sotheby’s. Многие готовы взять уже сейчас наших художников. Но поскольку, художники с которыми мы работаем – это первичный рынок, на аукционе есть определенные риски. Для художника в первую очередь. Мы честны с собой, в первую очередь, и не хотим выставить художника, чтобы самим за него биться. Нам нужно понимать, что, когда наш художник выйдет на аукцион, его по-честному кто-то купит за цену выше, чем мы его продаем. Если он продастся ниже – это будет провал. А первичный рынок на западе у нас вообще никак пока еще не освоен, поэтому мы, наверное, начнем step by step. Вот такой план.

Российский рынок современного искусства, если сравнивать его с западным, все еще очень мал и окружен стереотипами. Мы поговорили с основательницами консалтинговой компании в области искусства Smart Art, Екатериной Винокуровой и Анастасией Карнеевой, о том, как побороть эти стереотипы, как начать собирать свою коллекцию искусства и как в этом может помочь арт-консультант.

Екатерина Винокурова и Анастасия Карнеева основатели консалтинговой компании Smart Art

Заниматься искусством профессионально мы начали более 10 лет назад. Но постепенно увлечение и любовь именно к современному искусству переросли в собственное дело – консалтинговую компанию , ей уже более двух лет. За это время мы провели персональные выставки Сергея Сапожникова, Дарьи Иринчеевой, Светы Шуваевой, Александры Паперно, Александры Галкиной, сделали кураторский проект FomoSapiens в рамках ярмарки Cosmoscow. Сейчас в выставочном пространстве Christie"s в Москве проходит выставка графики Алексея Булдакова. Мы сотрудничаем с главными музейными площадками страны, включая Третьяковскую галерею и Московский музей современного искусства. Наша задача – функционировать как связующее звено между коллекционерами и художниками, способствуя развитию арт-рынка.

Коллекционерам мы стараемся показать весь спектр возможностей на рынке, художникам – помогаем реализовывать их проекты с нуля.

Стереотипы в сфере искусства и как с ними бороться

Многие считают, что коллекционирование искусства – это дорогое удовольствие. А если мы говорим о современном искусстве, то оно порой представляется чем-то непонятным. Это два главных стереотипа, каждый из которых основан на преувеличении. Рынок современного искусства постоянно развивается и растет. Существуют уже признанные художники, которые достигли топовых рыночных цен, но есть много достойных имен, которые еще находятся в стадии развития. Цены на них в десятки раз ниже, что позволяет собирать работы хороших авторов даже при небольшом бюджете.

На начальном этапе коллекционирования у многих людей возникает опасение, что они не смогут отличить качественное искусство от некачественного. Если вам кажется, что собственного опыта вам не хватает, имеет смысл довериться специалистам – проконсультироваться с арт-эдвайзером, покупать только у проверенных дилеров, на авторитетных ярмарках и аукционах.

Работа консультанта и в чем она заключается

Принимая во внимание ваши интересы и цели, он советует, на какие работы стоит обратить внимание, каким образом лучше всего выстраивать коллекцию. Он также советует, чего следует избегать при покупке. Все советы консультанта носят рекомендательный характер.


С чего начать коллекционирование искусства и какими бывают коллекции

Для начала важнее всего понять, что вам нравится: конкретные авторы, темы, техники. Второй шаг – это углубленное изучение выбранного направления. Важно ходить на выставки и ярмарки, читать профильную литературу. Очень важно общение с экспертами – людьми, которые хорошо разбираются в том, что вас интересует. Перед непосредственной покупкой также имеет смысл изучить историю продаж конкретного автора, который привлек ваше внимание. Сформировав собственное представление, обладая собственным опытом и заручившись поддержкой профессионалов, можно начать покупать.

Подходы к коллекционированию бывают разными. Большинство профессионалов советуют одно – собирайте то, что нравится лично вам. Вариантов множество.

Кто-то коллекционирует графику конкретной эпохи, а кто-то, например, – картины исключительно женщин-художников.

Главным принципом Ива Сен Лорана (его коллекция в 2009 году была распродана на Christie’s за рекордную сумму более чем £300 млн) было покупать только самое лучшее из того, что он может себе позволить. Выбор за вами.


Как предугадывать перспективное искусство

Для этого необходимо держать руку на пульсе происходящего в арт-мире – регулярно посещать ярмарки и выставки, общаться с художниками и экспертами, много читать и следить за новостями. Со временем появляется опыт, насмотренность, развивается интуиция. Или можно обратиться к нам.

Выставка графики Алексея Булдакова «Дюймовочка» проходит до 19 апреля в московском пространстве Christie"s, по адресу: Романов переулок дом 2/6 строение 13.

Она оставила аукционный дом Christie’s, чтобы продвигать российских художников через свой проект Smart Art. Екатерина Винокурова рассказала Светлане Кольчик о том, что ходит по музеям с гидом, как ей живется с альфа-мужчиной и об отце Сергее Лаврове.

Не знаю, ставила ли 33-летняя Екатерина целью меня очаровать, но у нее это получилось. Причем сразу. «Давайте, я сделаю вам кофе? Вот финики – я сама обожаю сладкое, но разрешаю себе его есть только до двух дня». «Да, у нас все модное, концептуальное», – улыбается она, заметив, что я разглядываю канцелярские принадлежности у нее на рабочем столе: точилки в форме забавных фигурок, овальный степлер, держатель для карандашей в виде аудиокассеты. Держится Катя просто, мы сразу переходим на «ты». Я осматриваю светлый офис. Персонал в основном лет до 35, не старше, на стенах – картины и инсталляции. Это работы молодых российских художников, которые Винокурова в рамках Smart Art (его она недавно запустила с коллегой по Christie’s Анастасией Корнеевой) как раз и продвигает. Говорит она живо, эмоционально – так, что даже человеку, далекому от современного искусства, становится любопытно. Мне любопытно вдвойне: с Винокуровой мы заканчивали один университет – Columbia в Нью-Йорке. Я училась в магистратуре по журналистике, а Винокурова изучала политологию. Выбор факультета, наверное, не случаен, все-таки она дочка одного из самых крутых дипломатов в мире. Она прожила в Америке 17 лет – ее папа Сергей Лавров, ныне министр иностранных дел, в то время служил полпредом России при ООН. Годы в Нью-Йорке – особенно учебу в Сolumbia University – Катя вспоминает как один из самых ярких перио­дов в жизни. Потом год учебы в Лондоне, где она встретила будущего мужа. В 23 года вернулась в Москву. Проработав год в пресс-службе нефтегазовой компании, перешла в сферу арт-бизнеса. И с тех пор делает там очень динамичную карьеру: три года в московском представительстве лондонской арт-галереи Haunch of Venison, затем шесть лет – в российском представительстве Christie’s, где она быстро доросла до должности директора, параллельно родив двоих детей и ненадолго уйдя в декрет, и до сих пор является honorary chairman. Потом – новый виток: компания Smart Art. Работа подразумевает много светских мероприятий, но Катя, несмотря на общительность, жизнь ведет закрытую

С гидом по жизни

M.C.: Арт-бизнес – сейчас довольно модная тема. Яркие люди, интересные мероприятия, международная тусовка. Мне кажется, многие девушки мечтали бы пойти по твоим стопам. С чего стоит начинать?

Екатерина Винокурова: Есть много мест, где можно пройти стажировку или попробовать устроиться на работу. Это может быть музей, фонд, галерея,ярмарка современного искусства. Если опыта совсем нет, то я бы посоветовала начать с базового образования.

А если с прицелом на международную карьеру?

В Christie’s, Sotheby’s попасть, конечно, тяжело, потому что туда стремятся люди со всего­ мира. Если сможете поехать стажироваться в какой-нибудь стране в Европе, где система арт-галерей более развита, было бы очень хорошо. Есть варианты и в России. Вот тот же фонд V-A-C, с кем делит офис Smart Art, – здесь, кстати, работает только молодежь и постоянно кого-то интервьюируют.

Почему тебе самой стало интересно современное искусство?

Оно очень динамичное и затрагивает проблемы, которые важны здесь и сейчас. Мы молодые и энергичные, нам хочется работать с коллекционерами нашего поколения, помогать им соприкасаться с молодыми художниками.

Как неофиту научиться это искусство понимать?

Главное – интересоваться, спрашивать, читать. Ходить на выставки подготовленным. Если есть возможность – взять гида. В том же «Гараже» ребята прекрасно рассказывают – я, например, всегда беру. Мне помогает то, что я десять лет в этой индустрии. Хотелось бы, конечно, иметь более формальное образование. Когда знаешь историю искусства с его начала, лучше понимаешь современное искусство. Давно, в Колумбийском университете, я слушала лекции по истории искусства. Потом, в Москве, ходила на курсы при Пушкинском музее. Слушала лекции при аукционном доме Phillips.

Я не могу без работы

Почему ты ушла из Christie’s?

Захотелось попробовать себя в чем-то новом. В Christie’s я, безусловно, получила уникальный опыт. И теперь могу применять его в других направлениях. Мы сделали много ярких проектов: выставка в ГУМе, посвященная Элизабет Тейлор, большие выставочные проекты в Доме Муравьева-Апостола, в Доме Спиридонова. В 2015 году у нас появилась своя выставочная площадка, и мы за год сделали 11 клиентских мероприятий. Привозили импрессионистов, старых мастеров, русское искусство совместно с часовым брендом Tourbillon, организовали очень популярное мероприятие с раритетными сумками Herme`s, проекты с Christie’s International Real Estate. Но мне был нужен новый виток. К тому же появился единомышленник – Настя, и мы вместе решили воплотить нашу мечту.

И как вы это все развиваете?

Smart Art – посредник между художниками и коллекционерами. Мы хотим повысить узнаваемость художников, продвигаем их с помощью разных программ, в том числе образовательных. Сейчас мы сотрудничаем с девятью художниками. Это Сергей Сапожников, Александра Паперно, Алексей Булдаков, Анастасия Потемкина, Александр Повзнер, Дарья Иренчеева, Александра Галкина, Светлана Шуваева, Арсений Жиляев. Некоторые работают в традиционных дисциплинах – живопись, фотография и скульптура. Другие – создают инсталляции. А в качестве вдохновения выступает городская среда, астрономия, история, гендерные отношения и новые технологии. Дома у меня, кстати, висят работы Сапожникова и Галкиной – я потихоньку сама собираю коллекцию.

Можно ли сейчас вообще заработать на молодом искусстве?

Smart Art занимается продвижением недооцененного рынка современного искусства. Финансовый порог тут намного ниже, чем у искусства, с которым я работала в рамках Christie’s. Зато оно более актуально и доступно аудитории. Мы объясняем коллекционерам значимость произведения, рассказываем о ценообразовании и помогаем приобрести. В Москве порядка 15–20 хороших галерей, которые продают работы молодых авторов, но, чтобы их становилось больше, нужно больше коллекционеров. Наша задача – способствовать формированию рынка современного искусства путем популяризации молодых художников.

Как на тебя и твое отношение к жизни и карьере повлиял американский менталитет?

Американская образовательная система дает очень многое в плане уверенности в себе. Потому что тебе с самого раннего возраста внушают, что у тебя есть свое “я” и ты все можешь. Первый год в университете я училась в Barnard College, там одни девочки. И феминистские идеи там присутствуют практически на всех лекциях.

А теперь ты живешь в России, которая на поверхности остается весьма патриархальной страной. Как твой феминистский бэкграунд к этому адаптировался?

Когда я приехала в Россию, у меня не было даже мысли, что я не буду работать! Я считаю, что очень важна гармония с собой, и если бы у меня не было собственного дела, гармонии бы не было. Мои американские подруги все работают. Даже маленькие дети тому не помеха.

Но все же ты нетипичная героиня нашей руб­рики. У нас многие начинали с нуля, когда денег и поддержки не было совсем. Тебе, как я понимаю, такая ситуация незнакома?

Да, я, к счастью, не знаю, что это такое.

То есть деньги для тебя – не мотивация? Если не они, то что тогда?

Финансовый фактор – не основная составляющая моей работы, хотя для меня важно, чтобы проект был коммерчески успешен. Есть другая мотивация – это вклад в будущее, стоять у истоков чего-то нового и работать с искусством, которое станет культурным наследием страны. Я надеюсь, что через 10–15 лет наши художники займут почетные места в музейных коллекциях, в собраниях крупных фондов и в домах важных коллекционеров. Это главная мотивация!

На фоне работ художников Алексея Булдакова, Александра Пов­знера и Светланы Шуваевой.

Мне нужно сильное плечо

У тебя двое детей. Этот вопрос я задаю всем амбициозным девушкам: можно ли, по-тво­ему, have it all? И работу, и мамой быть без груза вины? По-моему, нельзя.

А мне кажется, можно. Нo something’s gotta give – что-то всегда отстает. Баланс найти, конечно, тяжело.

Что собой представляет твой личный баланс?

На данный момент для меня семья и дети – номер один. Еще для меня очень важен спорт – я занимаюсь им пять-шесть раз в неделю. Дважды в неделю – кручу педали­ на велосипеде, два раза занимаюсь с тренером функциональными упражнениями и два раза – пилатес. Недавно начала плавать.

Как проходит обычный день владелицы арт-бизнеса?

Ну, вот у меня сегодня абсолютно обычный день. Встала в семь утра, накормила старшего сына завтраком (ему шесть лет). В восемь отправила в школу. Потом чуть-чуть времени провела с дочкой, ей три года. В девять отвела ее в сад и пошла на тренировку. Душ, дорога в офис. Как правило, в шесть я дома. Раньше у меня было больше светской жизни. А сейчас у меня есть работа, есть дом, есть спортивный зал – и я не чувствую, будто что-то упускаю. Стараюсь, конечно, не пропускать большие выставки в Москве или, например, Биеннале в Венеции.

Какие качества ты ценишь в мужчине?

Хороший вопрос. Во-первых, надежность. Это, наверное, звучит как клише, но мне важно, чтобы было сильное плечо, на которое можно опереться. Если у меня какая-нибудь проблема и я ее не могу решить, я звоню Саше, и проблема будет решена. Я люблю альфа-мужчин, с сильным характером. Иногда, конечно, чуть-чуть от этого страдаю, потому что ухожу на второй план, а его решение – закон. Но я готова с этим мириться, потому что он у нас в семье лидер. Мой папа у нас тоже всегда был главный. Еще мне очень важно, чтобы мужчина был спортивным. Саша, например, делает триатлон, и вот я с ним тоже села на велосипед – мы прошлым летом ездили в Италии по горам. Важно, чтобы мужчина следил за собой. И чтобы были амбиции – интерес к жизни, интерес к работе, чтобы хотел расти, чтобы было много планов, чтобы постоянно что-то кипело.