Антуан де сент-экзюпери краткая биография. Антуан де сент-экзюпери, краткая биография

Антуан де Сент-Экзюпери – писатель, мыслитель, поэт, летчик.

Антуан Мари Роже де Сент-Экзюпери родился 29 июня 1900 года в Лионе и был третьим ребенком графа Жана де Сент-Экзюпери и Марии де Фонсколомб. Мать Антуана из старинной провансальской семьи. Еще древнее род Сент-Экзюпери - это имя носил один из рыцарей святого Грааля. В 1904 году после смерти мужа госпожа де Сент-Экзюпери с пятью детьми: Мари-Мадлен семи лет, Симоной - шести, Антуаном - четырех, Франсуа - двух и Габриэль, которой не исполнилось еще и года, перебирается из Лиона сначала к своей матери в замок Ла Молль подле Коголена в Массиве Мор, а затем в замок Сен-Морис де Реманс, принадлежащем ее тетке госпоже де Трико. Здесь маленький Антуан провел детство, необычайно счастливую пору своей жизни. Маленький Антуан, порывистый, импульсивный, страстно привязан к матери. Именно от нее Тонио унаследовал дар воображения, поэтические и художественные способности, музыкальный слух - он хорошо играл на скрипке. Очень рано в Антуане проснулся вкус к изобретательству. Однажды он сконструировал «велосипедолет», приделав к велосипеду экран из ивовых прутьев и старой простыни. Попытка подняться в воздух, конечно, не удалась, но это событие уже предвещает большие приключения с самолетами.

В 1909 года Антуан с братом Франсуа поступает учиться в иезуитский коллеж Сен-Круа в Ле Мансе. Коллеж не оставил заметного отпечатка в жизни Тонио. У него даже не появилось новых друзей, он общается только с братом. Товарищи быстро дают Антуану прозвище «Лунатик» за его задумчивый вид и привычку смотреть в небо. Однако дразнить Антуана опасно: он приходит в ярость, и обидчикам достается по заслугам.

В архиве коллежа сохранилось первое серьезное сочинение Антуана в прозе - школьная работа на довольно забавную тему: приключения цилиндра. Сама тема была сказочной, и Антуан, чувствовавший себя тем более свободно, чем фантастичнее был предложенный сюжет, написал изящную сказочку. Цилиндр в ней рассказывал о себе сам: как его сделали на фабрике и как он после путешествовал, побывав и у достопочтенного господина, и у кучера, и у старьевщика и даже у ужасного короля Нигера – Бам-Бума.

Когда Антуану исполнилось двенадцать, ему довелось впервые полетать на самолете. Так Антуан получил «воздушное крещение». Летчика, который его «прокатил», звали Жюль Ведрин. До Первой мировой войны он был едва ли не самым известным авиатором мира. Но «воздушное крещение» не произвело на Антуана сильного впечатления, такого, какое подчас определяет дальнейшую судьбу человека. Тонио сочинил стихи по поводу этого события, да и забыл его ради новых забав.

Началась Первая мировая война. Госпожа де Сент-Экзюпери, будучи дипломированной сестрой милосердия, отправляется в военный лазарет, а мальчиков отправляют в коллеж Монгре в Вильфранш-на-Соне на полный пансион, и тут только выясняется, насколько дети не приспособлены к жизни в закрытом учебном заведении: мальчики привыкли к дому, слугам, к довольству, и их пугает скромный образ жизни. И тогда мать отправляет их в нейтральную Швейцарию, во Фрибур, где устраивает их в маристский коллеж «Вилла-Сен-Жан». Здесь детям хорошо: отсутствует строгая дисциплина, хотя конечно есть правила и распорядок, в распоряжении воспитанников теннисные корты, зал для фехтования, плавательный бассейн, они могут кататься на лыжах по заснеженным горам... У некоторых учеников - в их числе у Антуана - имеются отдельные комнаты.

1917 год останется в памяти Антуана омраченным печальным событием: от ревматизма сердца умирает его пятнадцатилетний брат Франсуа. Смерть брата ошеломила Антуана. Его смерть писатель Сент-Экзюпери опишет в «Военном летчике». О смерти ребенка будет размышлять и в «Цитадели».

Получив в коллеже гуманитарное образование и основательную подготовку в точных и естественных науках, Антуан едет в Париж, где слушает курс математики сначала в школе Боссюэ, затем в лицее Сен-Луи, готовясь поступать в Высшее военно-морское училище.

В Париже он живет в привычной среде: друзья из аристократических семей, светские знакомства, обеды, музыка - таков круг занятий и впечатлений восемнадцатилетнего Экзюпери. Но его главная страсть – сочинительство. Уже с шестилетнего возраста Антуан сочиняет стихи и сказки. В Париже он прочел друзьям целую драму в стихах. В ней действовали благородные разбойники, наводившие ужас на всевозможных носителей зла.

Эта любовь к писательству, принесенная Антуаном из детства, становится теперь грузом в его душе, лишает равновесия. Избавиться от него можно единственным способом - писать. Разумеется, Антуан не помышляет о профессиональном писательстве, он сознает, что оно ему недоступно с любой точки зрения: еще ничего не пережито, не найден способ приложения сил в жизни.

В 1919 году Антуан сдает экзамены в Высшее военно-морское училище. Письменная по математике признана лучшей работой всего конкурса. Тема сочинения – «Расскажите о впечатлениях эльзасца, возвратившегося в родную деревню, снова ставшую французской» – приводит Антуана в бешенство, и вместо того, что написать псевдопатриотическую белиберду, чтобы получить хорошую оценку, Сент-Экзюпери пишет всего несколько строк. Он получает самый низкий балл, но его все же допускают к устным экзаменам, на которых он также проваливается.

Антуан растерян, он сомневается относительно правильности выбранного пути. Решая совместить любовь к искусству и влечение к технике Антуан поступает на архитектурное отделение Академии искусств. И вот пятнадцать месяцев в Академии искусств в Париже. Еще пятнадцать месяцев, в которые Антуан ищет и не находит себя. В этот период он читает Достоевского, Ницше, Платона. Он восстает против той жизни, которую он и его друзья ведут в Париже. Так, воюя со своим окружением, а на самом деле борясь с самим собой, со своими привычками, с внешними обстоятельствами, толкающими его по гладкому пути, Антуан одерживает свою первую внутреннюю победу: в 1921 году, прервав действие отсрочки, полученной им при поступлении в высшее учебное заведение, он бросает занятия на архитектурном факультете и записывается добровольцем в 2-й полк истребительной авиации в Страсбурге. Нельзя сказать, что его привлекает авиация. Пока это прыжок в неизвестность.

Антуан начинает брать частные уроки пилотирования. Сент-Экзюпери быстро овладел пилотажем. Закончив курс подготовки гражданского летчика, Экзюпери просит направить его в Марокко, там он намеревается получить права военного летчика: гражданская школа этих прав не давала. В феврале 1922 года Антуан получает диплом военного летчика и чин капрала. А осенью того же года он в чине младшего лейтенанта получает назначение в 34-й авиационный полк в Бурже под Парижем.

В этот период Антуан испытывает свое первое сильное чувство влюбленности. Это была девушка из богатой аристократической семьи. Они помолвлены. Но планам молодого человека не суждено сбыться: во время одного из тренировочных полетов самолет Сент-Экзюпери, едва оторвавшись от земли, теряет скорость и падает на землю. Антуан получает тяжелые ранения. Родители невесты, узнав об этом, ставят его перед выбором: семейное счастье или опасная профессия. Антуан отказывается принимать предложенный выбор. Ни семья, ни самолет. Любовь принесла только раны, профессия - тоже. Он отказывается от военной карьеры, но отказывается и от девушки. И снова, как несколько лет назад, он не знает, что делать, кем быть?

В марте 1923 года он поступает в контору черепичного завода Буарона в Париже, в 1924 - в фирму «Сорер» рабочим на завод грузовых автомобилей Сорера, затем коммивояжером от этого же завода в Монтлюсон. Но есть и другое занятие, то, которым он занимается по ночам в своей комнатке: он пишет.

В апреле 1926 в журнале «Ле навир д"Аржан» опубликован первый рассказ Сент-Экзюпери – «Летчик», а точнее, это отрывок из повести (впоследствии утерянной), которую сам Антуан назвал «Бегство Жака Берниса». Почему бегство? В этом названии - нравственный смысл повести: молодой пилот бежит от пустой и никчемной жизни салонов к простому и прекрасному делу, которое приносит ему новую жизнь, новую и крепкую связь с землей.

11 октября 1926 Анутан представляется директору авиалинии в Тулузе Дидье Дора. Больше всего он хочет летать, но здесь, на аэродроме Монтодран, надев голубую блузу механика, Антуан работает в ангаре, разбирает моторы, чистит цилиндры и свечи, работает смазчиком. Сент-Экзюпери безропотно несет свою службу. Именно в этот период зарождаются первые ростки настоящей дружбы с Гийоме и Мермозом, основанной на общности дела и полном доверии. Несколько недель спустя Дора доверяет Антуану почтовый рейс на Касабланку. Антуан возит почту на линии Тулуза - Касабланка (Марокко), затем Касабланка - Дакар (Сенегал).

В 1927 году Сент-Экзюпери назначают начальником аэродрома в Кап-Джуби.

В тот период побережье Африки было небезопасно из-за кочевых племен, промышлявший грабежом и насилием. Не редкостью была и гибель летчиков. Новому начальнику аэродрома было поручено установить дружеские отношения с кочевниками. В октябре Сент-Экзюпери прибыл в Кап-Джуби (Западная Сахара). Пренебрегая всякой осторожностью, наперекор окружающей враждебности он добился согласованности действий от летчиков-спасателей, обязанных выручать экипажи потерпевших аварию самолетов, а главное, установил добрососедские отношения с кочевниками. А ночами Сент-Экзюпери пишет «Южный почтовый».

Возвращаясь во Францию в марте 1929 года, он с замиранием сердца несет свою первую книгу в издательство Гастона Галлимара. По прочтении рукописи издательство подписывает с автором договор на семь книг.

После публикации «Южного почтового молодого писателя очень волнуют отзывы, а они весьма лестны. Знатоки литературы снисходительны к слабостям романа и, наоборот, обнаруживают в нем истинные достоинства: новый круг проблем, новый, индивидуальный взгляд на мир, своеобразное видение, свой, ни с чем не сравнимый голос. Сознание того, что твои достоинства не прошли незамеченными, что их оценили, весьма воодушевляет писателя.

В сентябре 1929 по приказу Дора Сент-Экзюпери направляется в распоряжение компании «Аэропоста-Аргентина» и отплывает в Буэнос-Айрес. Будучи техническим директором, он отвечает за полеты над огромным Южно-Американским континентом. Сент-Экс много летает сам, осваивает новые трудные маршруты, проверяет новые машины. Он очень хорошо понимает, что чувствует и переживает летчик, нахо¬дясь один в безбрежном просторе неба и зная, что под ним бездна океана. Несмотря на все опасности, летчики бесстрашно вылетают на единоборство со стихией. Об этом писатель Сент-Экзюпери расскажет в своей следующей книге «Ночной полет». Книга, которая выйдет в 1931 году, получит во Франции премию «Фемина» и принесет Сент-Экзюпери литературную известность и славу.

Но это будет не скоро, а сейчас Антуану одиноко. Желание жениться становилось у него все острее, все настойчивее. И не черствостью сердца, не неспособностью любить, а высокими требованиями в любви - и к себе и к женщине, которую он полюбит, - объясняются его любовные неудачи. В ноябре 1930 Бенжамэн Кремье, известный критик, член редколлегии журнала «Нувель ревю франсэз», знакомит его с Консуэло Сунцин – маленькой, изящной женщиной с огромными выразительными глазами. Весной 1931 года, по возвращении во Францию, они женятся.

Молодой человек, опасавшийся брака с женщиной, которая создаст ему мещанский уклад и спокойную, уравновешенную жизнь, получил больше того, что искал. Эксцентричная, вздорная, импульсивная Консуэло создавала для Антуана ту атмосферу внутренней тревоги и беспокойства, которая была ему так необходима, чтобы творить.

В 1931 году после увольнения из Линий Сент-Экзюпери решает посвятить себя целиком литературному труду, но очень скоро выясняет для себя, что «если он не летает, то и не пишет».

С февраля 1932 он снова работает в авиакомпании, но на этот раз на гидроплане, обслуживающем линию Марсель - Алжир, в качестве второго пилота. В мае 1933 все французские авиакомпании объединяются в одну – «Эр-Франс». Недоброжелатели Дора в «Эр-Франс» отказываются принять Сент-Экзюпери на службу. Дора устраивает Сент-Экса летчиком-испытателем в конструкторское бюро Латекоэра. Погруженный в свои заботы, в подавленном состоянии Сент-Экс приступает к этой опасной работе, требующей от летчика особенной собранности. Характерен один случай. Однажды Сент-Экзюпери должен был испытать новую модель трехмоторного самолета. Он поднимается в воздух. В полете мотор забарахлил, и из него пошел дым. Сделав разворот, Сент-Экс пошел на посадку. Наблюдавшие за ним с земли с ужасом заметили, что от самолета что-то отделилось - не то часть крыла, не то оторвавшийся от фюзеляжа лист обшивки. Между тем самолет продолжал спуск вполне нормально. На земле выяснилось: оторвавшийся предмет был дверцей кабины, которую Сент-Экс забыл закрыть при взлете.

В ноябре при испытании гидроплана Сент-Экзюпери чуть не гибнет в бухте Сен-Рафаэля. Своим спасением Сент-Экс поистине обязан чуду. Это чудо - «купание в Сен-Рафаэле» - он описал в «Земле людей». Следствием этой аварии явился временный вынужденный отдых. Сент-Экзюпери заканчивает сценарий фильма «Анн-Мари», начатый еще в Буэнос-Айресе, и пишет либретто сценария фильма «Игорь». Но ни к каким практическим результатам попытки Сент-Экзюпери писать специально для кино не привели: продюсеры и режиссеры расправляются с творением писателя по своему усмотрению, корежат его произведения, как им заблагорассудится в угоду вкусам широкой публики. Сент-Экзюпери не по душе это, и он отказывается от дальнейших попыток в этой области.

Сент-Экзюпери возвращается на работу у Латекоэра. У него появляется некоторый досуг, и в это время он пишет предисловие к книге Мориса Бурде «Величие и кабала авиации».

Ища заработка, он пробует себя и на поприще журналистики. В апреле 1935 газета «Пари-суар» отправляет его на месяц корреспондентом в Москву. В мае разбивается советский агитсамолет-гигант «Максим Горький» - Сент-Экзюпери откликается на это трагическое событие сочувственной заметкой в «Известиях». Затем следует серия очерков об СССР в «Пари-суар» - бытовые зарисовки в мягких юмористический тонах. Но лекции и журналистика не удовлетворяют Сент-Экса, ему необходимо летать.

Он решается побить рекорд, установленный французским летчиком Андре Жапи, который связал Париж с Сайгоном за 47 часов. После двухнедельной подготовки 29 декабря 1935 года Сент-Экс с Прево вылетают из Бурже и через 4 часа 15 минут самолет терпит аварию в Ливийской пустыне. С большими трудностями, без капли воды, они добираются до караванного пути, где их подбирает караван. Антуан возвращается в Париж. В этот период Сент-Экзюпери делает первые заметки для «Цитадели».

В августе 1936 газета «Энтрансижан» командирует его в Испанию, где бушует гражданская война. Наряду с передовыми людьми своего времени Сент-Экс выступает на стороне испанских республиканцев, отстаивающих свою свободу в борьбе с фашизмом. В испанских корреспонденциях и очерках звучит искренняя тревога за судьбы Европы, над которой уже нависла мрачная тень фашизма. В результате вторичного посещения Испании в 1937 году появляется очерк «Мадрид».

В январе 1938 года Сент-Экзюпери в Нью-Йорке. На следующий день портовый кран выгрузил на пристань огромный ящик, в котором находился его «Симун». На этом самолете Сент-Экс хотел попытаться установить прямую связь Нью-Йорк - Огненная Земля. 15 февраля в сопровождении Прево Сент-Экс вылетает из Нью-Йорка и после короткой посадки в Броунсвиле берет курс на Веракрус, а оттуда летит в Гватемалу. Но сразу после взлета с аэродрома в Гватемале самолет теряет скорость, заваливается и врезается в землю.

Сент-Экс спасается чудом: он весь изранен, сломана нижняя челюсть, несколько проломов черепа, поломана левая ключица. К тому же у него сотрясение мозга, и ему угрожает заражение крови. Несколько дней он находится в коматозном состоянии. Но крепкий организм превозмогает недуг. Как память о случившемся, у него остался анкилоз левого плеча. Это лишало его возможности выпрыгнуть с парашютом в случае необходимости. Не исключено, что это обстоятельство и сыграло не последнюю роль в его преждевременной смерти.

Сент-Экса доставляют в Нью-Йорк. Гватемальская катастрофа, чуть не окончившаяся трагически, благодаря счастливой развязке вернула Сент-Эксу бодрость духа, веру в свою звезду. Он начинает приводить в порядок свои черновые наброски, заметки, статьи, очерки, опубликованные в разное время. Жан Прево знакомит его с директором издательства «Рейнал Хичкок» Кёртисом Хичкоком. Между издателем и Сент-Экзюпери заключается соглашение, по которому писатель обязуется сдать в кратчайший срок новую книгу. Придумано уже и название будущего произведения, или, вернее, название, под которым оно появится в Америке: «Ветер, песок и звезды».

25 мая 1939 года Французская академия присудила «Большую премию романа» Антуану де Сент-Экзюпери за его книгу «Земля людей», вышедшую за три месяца до этого, в феврале. Почетная награда снова привлекла внимание общественности к писателю-летчику.

Началась Вторая мировая война. Здоровье Сент-Экзюпери после многочисленных аварий в таком состоянии, что врачи не допускают его как летчика в военную авиацию. Ему опять приходится проявить необычайную настойчивость, чтобы отстоять свое право летать, свое право вступить в борьбу с фашистами, с врагами Франции и всего человечества. В составе авиагруппы 2/33 он ведет разведку и аэрофотосъемку положения противника. Однако из-за позорного перемирия, заключенного в ноябре 1940, проводится демобилизация французских войск, и Сент-Экзюпери эмигрирует из Франции.

Теперь для Сент-Экзюпери оружием является только слово. В 1942 выходит в свет «Военный летчик». Любопытно, что эту книгу сразу запрещают как нацисты, так и сторонники де Голля. Причем первые - за пропаганду непокорности и сопротивления, а вторые - за якобы «пораженческие настроения».

В феврале 1943 выходит в свет «Письмо заложнику», написанное в виде монолога, обращения к другу писателя коммунисту Леону Верту, где писатель стремится выразить свое отношение к войне, к фашизму. Леону Верту Сент-Экзюпери посвящает и свою поэтическую сказку «Маленький принц».

Весной 1943 года летчик Антуан де Сент-Экзюпери с американским военно-транспортным конвоем отплывает в Северную Африку, в Алжир. Ему 42, здоровье подорвано, но он не может остаться в стороне, когда другие воюют. Здесь он снова среди товарищей по эскадрилье 2/33. Он снова летает, но после аварии его увольняют в запас. Но Сент-Экс не может бездействовать: если летчик Сент-Экзюпери не может летать – перо берет писатель Сент-Экзюпери и продолжает работать над своей последней книгой «Цитадель», которая так и осталась не законченной. Это книга раздумий, размышлений, книга-притча. Однако весной 1944 года летчик Сент-Экзюпери благодаря друзьям вновь получает разрешение на боевые разведывательные вылеты.

31 июля 1944 года в 8 часов 30 минут самолет поднимается в воздух с аэродрома на Корсике. Курс – на Южную Францию. В баках горючего на 6 часов. Его возвращения ждали до 14 часов 30 минут, но уже после 15 часов было ясно, что Сент-Экзюпери вернуться не может.

В сентябре 1998 года в Средиземном море, близ о. Риу в акватории Марселя, на палубу судна «Горизонт», принадлежащего Ж.-К. Бьянко, был поднят браслет-цепочка с металлической пластинкой. После очистки на ней проступили слова «Antoine de Saint-Exupery (Consuelo) - c/o Reynal and Hitchcock Inc. - 386 4th Ave N.Y. City - USA».

В октябре 2003 года группа исследователей смогла поднять на поверхность обнаруженные части самолета. На деталях был заводской номер – 2734. Проверка номера по заводской технической документации подтвердила версию о том, что это был самолет Сент-Экзюпери. Тело так и не было найдено.

Красивая легенда о сгинувшем в небе Франции писателе-летчике, человеке, которого арабы прозвали Капитаном птиц, продолжает жить: он исчез, растворился в средиземноморской лазури, ушел навстречу звездам - так же, как и его Маленький принц...

В последний период жизни Сент-Экзюпери в своем творчестве оторвался от суровой реальности жизни и обратился к языку иносказаний. Так появилась символичная сказка-притча «Маленький принц». «Прообразом» этой сказки можно считать фольклорную волшебную сказку с бродячей фабулой: прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам. Маленький принц, пришелец с астероида-«планеты детства», в поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь и познать мир отправляется в свое путешествие по чужим мирам-планетам.

Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с человеческими пороками в их обнаженной, доведенной до абсурда, гротесковой форме: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью... Так и не найдя на предыдущих планетах того, что искал Маленький принц отправляется на планету Земля.

Первое встреченное здесь существо – мифологическая змея. Змее отведена особая роль в сказке: она символизирует чудодейственную силу и горестное знание судьбы человеческой. Змея показывает принцу дорогу к людям, а в конце повествования она, дав своего яда, помогает ему вернуться на родную планету. Но если змея здесь - некий метафизический элемент, то персонаж Лис не имеет ничего общего с древней мифологией. Он - фигура из народных сказов, олицетворение жизненной мудрости. Он знакомит Маленького принца с человеческим сердцем, с тем, чем оно руководствуется, учит его ритуалам любви и дружбы, о чем люди забыли, а потому лишились друзей и потеряли способность любить.

Третья наряду со змеей и Лисом символическая фигура - роза, которую Маленький принц выращивает на своей планете и которая доставляет ему столько забот и беспокойства. Прекрасная и капризная роза символизирует, разумеется, женщину. Многие критики полагают, что роза - даже не столько отвлеченное олицетворение женственности, сколько вполне конкретное лицо, жена писателя, Консуэло де Сент-Экзюпери. И, пожалуй, это не расходится с правдой. Неприятности Маленького принца с розой в известной мере отражают и трудности, которые в этом плане довелось испытать самому писателю. Только более глубокое понимание психологии любви, к которому с помощью мудрого Лиса приходит Маленький принц, позволяет разрешить существующий конфликт и пробуждает в нем желание вернуться на покинутую планету.

«Маленький принц» - типичная сказка с моралью, а вернее - со многими нравственными поучениями, сказанными простым языком. Она написана не столько для детей, сколько для взрослых, которые еще не вполне утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и способность фантазировать.

Другое произведение, которое часто сравнивают с «Маленьким принцем», «Цитадель» - философская утопия о мудром правителе, который «защищает» свой народ от суетливого и неспокойного мира свободы и ведет его к Богу. Центральное место в повествовании занимает вера в лучшее будущее. Но эта утопия основана не на внешнем регулировании, а на внутреннем - изменении сознания человека, признавая необходимость мудрого царя и духовного наставника. Утопия Сент-Экзюпери - это вера в человека-творца и служителя Высшего.

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (фр. Antoine Marie Jean-Baptiste Roger de Saint-Exupéry). Родился 29 июня 1900 года в Лионе, Франция - умер 31 июля 1944 года. Французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.

Антуан де Сент-Экзюпери родился во французском городе Лион, происходил из старинного рода перигорских дворян, и был третьим из пятерых детей виконта Жана де Сент-Экзюпери и его супруги Мари де Фонколомб. В возрасте четырёх лет потерял отца. Воспитанием маленького Антуана занималась мать.

В 1912 году на авиационном поле в Амберье Сент-Экзюпери впервые поднялся в воздух на самолёте. Машиной управлял знаменитый лётчик Габриэль Вроблевски.

Экзюпери поступил в Школу братьев-христиан Святого Варфоломея в Лионе (1908 г.), затем с братом Франсуа учился в иезуитском колледже Сент-Круа в Мансе - до 1914 года, после чего они продолжили учёбу во Фрибуре (Швейцария) в колледже маристов, готовился к поступлению в «Эколь Наваль» (проходил подготовительный курс Военно-морского лицея Сен-Луи в Париже), но не прошёл по конкурсу. В 1919 году записывается вольнослушателем в Академию изящных искусств на отделение архитектуры.

Поворотным в его судьбе стал 1921 год - тогда он был призван в армию во Франции. Прервав действие отсрочки, полученной им при поступлении в высшее учебное заведение, Антуан записался во 2-й полк истребительной авиации в Страсбурге. Сначала его определяют в рабочую команду при ремонтных мастерских, но вскоре ему удается сдать экзамен на гражданского лётчика. Его переводят в Марокко, где он получает права уже военного лётчика, а затем посылают для усовершенствования в Истр. В 1922 году Антуан заканчивает курсы для офицеров запаса в Аворе и становится младшим лейтенантом. В октябре он получает назначение в 34-й авиационный полк в Бурже под Парижем. В январе 1923 года с ним происходит первая авиакатастрофа, он получает черепно-мозговую травму. В марте его комиссуют. Экзюпери переселился в Париж, где и предался писательским трудам. Однако на этом поприще он поначалу не имел успеха и был вынужден браться за любую работу: торговал автомобилями, был продавцом в книжном магазине.

Лишь в 1926 году Экзюпери нашёл свое призвание - стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. Весной он начинает работать по перевозке почты на линии Тулуза - Касабланка, затем Касабланка - Дакар. 19 октября 1926 года его назначили начальником промежуточной станции Кап-Джуби (город Вилья-Бенс), на самом краю Сахары.

Здесь он пишет свое первое произведение - «Южный почтовый».

В марте 1929 года Сент-Экзюпери вернулся во Францию, где поступил на высшие авиационные курсы морского флота в Бресте. Вскоре издательство Галлимара выпустило в свет роман «Южный почтовый», а Экзюпери уезжает в Южную Америку в качестве технического директора «Аэропоста - Аргентина», филиала компании «Аэропосталь». В 1930 году Сент-Экзюпери производят в кавалеры ордена Почётного Легиона за вклад в развитие гражданской авиации. В июне он лично участвовал в поисках своего друга лётчика Гийоме, потерпевшего аварию при перелёте через Анды. В этом же году Сент-Экзюпери пишет «Ночной полёт» и знакомится со своей будущей женой Консуэло из Сальвадора.


В 1930 году Сент-Экзюпери вернулся во Францию и получил трёхмесячный отпуск. В апреле он заключил брак с Консуэло Сунсин (16 апреля 1901 - 28 мая 1979), но супруги, как правило, жили раздельно. 13 марта 1931 года компания «Аэропосталь» была объявлена банкротом. Сент-Экзюпери вернулся на работу в качестве пилота почтовой линии Франция - Южная Америка и обслуживал отрезок Касабланка - Порт-Этьенн - Дакар. В октябре 1931 года издается «Ночной полёт», и писателю присуждается литературная премия «Фемина». Он снова берёт отпуск и переезжает в Париж.

В феврале 1932 года Экзюпери вновь начинает работать в авиакомпании Латекоэра и летает вторым пилотом на гидроплане, обслуживающем линию Марсель - Алжир. Дидье Дора, бывший пилот компании «Аэропосталь», вскоре устроил его на работу лётчиком-испытателем, и Сент-Экзюпери едва не погиб при испытаниях нового гидросамолёта в бухте Сен-Рафаэль. Гидросамолёт перевернулся, и он едва успел выбраться из кабины тонущей машины.

В 1934 году Экзюпери поступает на работу в авиакомпанию «Эр Франс» (бывшая «Аэропосталь»), как представитель компании совершает поездки в Африку, Индокитай и другие страны.

В апреле 1935 года, в качестве корреспондента газеты «Пари-Суар», Сент-Экзюпери посетил СССР и описал этот визит в пяти очерках. Очерк «Преступление и наказание перед лицом советского правосудия» стал одним из первых произведений писателей Запада, в котором делалась попытка осмыслить сталинизм . 3 мая 1935 г. он встретился с , что зафиксировала в дневнике Е. С. Булгакова.

В скором времени Сент-Экзюпери становится владельцем собственного самолёта С.630 «Симун» и 29 декабря 1935 года предпринимает попытку поставить рекорд при перелёте Париж - Сайгон, но терпит аварию в Ливийской пустыне, снова едва избежав гибели. Первого января он и механик Прево, умиравшие от жажды, были спасены бедуинами.

В августе 1936 года, согласно договору с газетой «Энтрансижан», едет в Испанию, где идёт гражданская война, и публикует в газете ряд репортажей.

В январе 1938 года Экзюпери отправляется на борту лайнера «Иль де Франс» в Нью-Йорк. Здесь он переходит к работе над книгой «Планета людей». 15 февраля он начинает перелёт Нью-Йорк - Огненная Земля, но терпит тяжёлую аварию в Гватемале, после чего долго восстанавливает здоровье сначала в Нью-Йорке, а затем во Франции.

4 сентября 1939 года, на следующий день после объявления Францией войны Германии, Сент-Экзюпери является по месту мобилизации на военный аэродром Тулуза-Монтодран и 3 ноября переводится в авиачасть дальней разведки 2/33, которая базируется в Орконте (провинция Шампань). Это было его ответом на уговоры друзей отказаться от рискованной карьеры военного лётчика. Многие пытались убедить Сент-Экзюпери в том, что он принесёт гораздо больше пользы стране, будучи писателем и журналистом, что пилотов можно готовить тысячами и ему не стоит рисковать своей жизнью. Но Сент-Экзюпери добился назначения в боевую часть. В одном своём письме в ноябре 1939 года он пишет: «Я обязан участвовать в этой войне. Всё, что я люблю, - под угрозой. В Провансе, когда горит лес, все, кому не всё равно, хватают вёдра и лопаты. Я хочу драться, меня вынуждают к этому любовь и моя внутренняя религия. Я не могу оставаться в стороне и спокойно смотреть на это» .

Сент-Экзюпери сделал несколько боевых вылетов на самолете «Блок-174», выполняя задачи по аэрофоторазведке, и был представлен к награде «Военный крест» (фр. Croix de Guerre). В июне 1941 года, уже после поражения Франции, он переехал к сестре в неоккупированную часть страны, а позже выехал в США. Жил в Нью-Йорке, где в числе прочего написал свою самую знаменитую книгу «Маленький принц» (1942, опубл. 1943). В 1943 году он вступил в ВВС «Сражающейся Франции» и с большим трудом добился своего зачисления в боевую часть. Ему пришлось освоить пилотирование нового скоростного самолета «Лайтнинг» Р-38.

«У меня забавное ремесло для моих лет. Следующий за мной по возрасту моложе меня лет на шесть. Но, разумеется, нынешнюю мою жизнь - завтрак в шесть утра, столовую, палатку или белённую известкой комнату, полёты на высоте десять тысяч метров в запретном для человека мире - я предпочитаю невыносимой алжирской праздности… …я выбрал работу на максимальный износ и, поскольку нужно всегда выжимать себя до конца, уже не пойду на попятный. Хотелось бы только, чтобы эта гнусная война кончилась прежде, чем я истаю, словно свечка в струе кислорода. У меня есть, что делать и после неё» (из письма Жану Пелисье 9-10 июля 1944 г.).

31 июля 1944 года Сент-Экзюпери отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полёт и не вернулся.

Долгое время о его гибели ничего не было известно. И только в 1998 году в море близ Марселя один рыбак обнаружил браслет.

На нём было несколько надписей: «Antoine», «Consuelo» (так звали жену летчика) и «c/o Reynal & Hitchcock, 386, 4th Ave. NYC USA». Это был адрес издательства, в котором выходили книги Сент-Экзюпери. В мае 2000 года ныряльщик Люк Ванрель заявил, что на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолёта, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери. Останки самолёта были рассеяны на полосе длиной в километр и шириной в 400 метров. Почти сразу французское правительство запретило любые поиски в этом районе. Разрешение было получено только осенью 2003 года. Специалисты подняли фрагменты самолёта. Один из них оказался частью кабины пилота, сохранился серийный номер самолёта: 2734-L. По американским военным архивам учёные сравнили все номера самолётов, исчезнувших в этот период. Так, выяснилось, что бортовой серийный номер 2734-L соответствует самолёту, который в ВВС США значился под номером 42-68223, то есть самолету Локхид P-38 «Лайтнинг», модификация F-5B-1-LO (самолёт дальней фоторазведки), которым управлял Экзюпери.

Журналы Люфтваффе не содержат записей о сбитых в этой местности 31 июля 1944 года самолётах, а сами обломки не имеют явных следов обстрела. Это породило множество версий о крушении, включая версии о технической неисправности и самоубийстве пилота.

Согласно публикациям прессы от марта 2008 года, немецкий ветеран Люфтваффе 86-летний Хорст Рипперт, пилот эскадрильи «Ягдгруппе 200», заявил о том, что это именно он на своем истребителе «Мессершмитт Ме-109» сбил самолёт Антуана де Сент-Экзюпери. Согласно его заявлениям, он не знал, кто был за штурвалом самолёта противника: «Пилота я не видел, лишь позже я узнал, что это был Сент-Экзюпери».

О том, что пилотом сбитого самолёта был именно Сент-Экзюпери, немцам стало известно в те же дни из радиоперехвата переговоров французских аэродромов, которые осуществляли немецкие войска. Отсутствие же соответствующих записей в журналах Люфтваффе связано с тем, что кроме Хорста Рипперта, других свидетелей воздушного боя не было, и этот самолет не был ему официально засчитан как сбитый.


«Авиация и поэзия склонились над его колыбелью. Вероятно, он был единственным современным писателем, которого коснулась подлинная Слава. Его жизнь - это целая серия триумфов. Но он никогда не знал покоя».
115 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери. Авиатор, эссеист и поэт. Человек, который говорил: «Прежде чем писать, нужно жить».
«Как было не любить его? - восклицал Андре Моруа. - Он обладал одновременно силой и нежностью, умом и интуицией. Он сражался в воздухе в 1940 году и вновь сражался в 1944-м. Он затерялся в пустыне и был спасен владыками песков; однажды он упал в Средиземное море, а в другой раз - на горные цепи Гватемалы. Отсюда та достоверность, которая звучит в каждом его слове, отсюда же берет начало и жизненный стоицизм, ибо деяние раскрывает лучшие качества человека».
Антуан де Сент-Экзюпери 1900 - 1944

Антуан де Сент-Экзюпери (полностью Антуан Мари Жан-Батист Рожер де Сент-Экзюпери, фр. Antoine de Saint-Exupéry) родился 29 июня 1900 года во французском городе Лионе в семье провинциального графа. В возрасте четырёх лет потерял отца.

Родовой замок Экзюпери был сложен в раннем средневековье из больших круглых валунов, а в XVIII веке его перестроили. "Когда-то господа де Сент-Экзюпери пересиживали здесь набеги английских лучников, рыцарей-разбойников и собственных крестьян, а в начале XX века изрядно обветшавший замок приютил овдовевшую графиню Мари де Сент-Экзюпери и ее пятерых детей.

Мать и дочери заняли первый этаж, мальчики обосновались на третьем. Огромная входная зала и зеркальная гостиная, портреты предков, рыцарские латы, драгоценные гобелены, обитая штофом мебель с полустершейся позолотой - старый дом был полон сокровищ. За домом был сеновал, за сеновалом - огромный парк, за парком тянулись поля, все еще принадлежащие его роду.

Воспитанием маленького Антуана занималась мать. Учился он неровно, в нем проявлялись проблески гения, но заметно было, что ученик этот не создан для школьных занятий. В семье его называют Король Солнце из-за белокурых волос, венчающих голову; товарищи прозвали Антуана Звездочет, потому что нос его вздернут к небу.

Недалеко от Сен-Мориса, в Амберье, находился аэродром, и Антуан часто ездил туда на велосипеде. Когда ему исполнилось двенадцать, ему довелось полетать на самолете, и Антуан получил "воздушное крещение". Это событие принято связывать с именем Жюля Ведрина. Никто не знает, как родилась эта версия, ибо ни тот, ни другой никогда не говорили об этом. Но, видно, она оказалась достаточно красивой: Ведрин знаменитый авиатор, герой войны, да и вообще яркая личность, - и потому версию стали повторять, не проверяя. Лишь недавно обнаружили единственное документальное свидетельство, а именно - открытку с изображением первого самолета и пилота, "давшего воздушное крещение". Причем подписанная самим Антуаном. Истина оказалась ничуть не хуже легенды.

На открытке изображен моноплан LBerthaud-W (Берта - фамилия промышленника, финансировавшего разработку), созданный в 1911 году братьями Петром и Габриэлем Вроблевскими. Эта многообещающая конструкция, увы, не "завоевала небо". Не суждено было дожить до эры господства металлических монопланов и талантливым братьям-авиаторам - 2 марта 1912 года они погибли в испытательном полете на третьем и последнем экземпляре своей машины, после чего работы по ней были прекращены.

Габриэль Вроблевский (именно он "крестил" Антуана в июле 1912-го) получил свой диплом пилота всего за месяц до этого вошедшего в историю события. Диплом имел номер 891. Летная карьера Сент-Экзюпери началась лишь девять лет спустя, уже после Первой мировой, но именно тогда, в своем первом и единственном "детском" полете, он, можно сказать, приобщился к духу "детства" самой авиации. Опередивший время аэроплан инженеров-самоучек, пилоты, робкие полеты ради самого факта преодоления земного притяжения, и, наконец, ореол тайны и подвига - все это не могло не оставить глубочайшего следа в юной душе.

Детство закончилось, когда от лихорадки умер любимый брат Франсуа. Он завещал Антуану велосипед и ружье, причастился и отошел в мир иной - Сент-Экзюпери навсегда запомнил его спокойное и строгое лицо. Экзюпери окончил школу иезуитов в Ле-Мане, учился в католическом пансионе в Швейцарии, а в 1917 году поступил в парижскую Школу изящных искусств на факультет архитектуры.
"Стоит только подрасти, и милосердный бог оставляет вас на произвол судьбы", - эту грустную мысль Сент-Экзюпери выскажет значительно позже, когда ему будет лет тридцать, но относится она и ко всему первому периоду жизни в Париже. Теперь он живет настоящей жизнью богемы. Это самый глухой период его жизни - Антуан не пишет даже матери, переживая все, что с ним происходит, глубоко в себе. Он по-прежнему встречается и спорит с друзьями, посещает ресторан «Липпа», ходит на лекции, много читает, пополняя свои знания в литературе. Среди книг, привлекающих его особенно, книги Достоевского, Ницше, Платона.

И хотя мы не знаем, о чем именно толковал тогда Антуан, можно догадываться, что его суд был очень суровым. Когда много лет спустя одну светскую даму, знавшую Сент-Экзюпери в его двадцать лет, попросили рассказать о нем, она сказала: "Экзюпери? Да это же был коммунист!".

Антуан де Сент-Экзюпери в 1921 году, прервав действие отсрочки, полученной им при поступлении в высшее учебное заведение, бросает занятия на архитектурном факультете и записывается добровольцем во 2-ой авиационный полк в Страсбурге со званием рядового. Сначала доброволец числится авиамехаником. К счастью для него, 2-й авиационный полк возглавлял майор Гард - самый очаровательный командир, какого только можно себе пожелать. В прошлом пеший егерь, ставший во время войны летчиком-истребителем, он хорошо разбирался в людях. Его офицеры были ему под стать. Дисциплина в полку не отличалась строгостью - здесь еще царила атмосфера товарищества боевой эскадрильи, сохранившаяся со времени войны. И вскоре в положении Сент-Экзюпери происходит значительная перемена. Он становится гражданским летчиком, после чего проходит обучение на летчика военного. Странная формулировка, но никакой ошибки в ней нет. Правда, чтобы понять это, требуются некоторые комментарии.

Вот что рассказывает Робер Аэби, первый летный инструктор Сент-Экса:
"Это случилось в апреле 1921 года, в воскресенье, на аэродроме Нойхоф. Прекрасным весенним утром мы вывели из ангара все самолеты компании Трансаэрьен - один "Фарман", три "Сопвича" и один "Сальмсон". Пять самолетов на компанию, в которой я был единственным летчиком... Правда, братья Моссэ - Гастон и Виктор - содиректора, тоже были пилотами.

Мы надеялись получить линию Страсбург - Брюссель - Анвер, но конкуренты опередили нас. Тогда компания преобразовалась и теперь предлагала клиентам полеты по заявкам, крещения, воздушные съемки. Особенно крещения.

Как раз приближался клиент. Одет не очень хорошо - кепчонка, платок на шее, брюки без складки.
- Можно получить воздушное крещение??
- Да... Но это будет стоить 50 франков.
- Согласен!
И он устраивается в "Фармане". Я делаю с ним круг. Десять минут, по обычному маршруту. Сажусь, рулю к ангару, вылезаю из самолета.
- А еще раз?
- Но это обойдется вам еще в 50 франков!
- Да, да! Я согласен.
И мы полетели. На этот раз я показал ему то, что он хотел - север и юг Страсбурга, Вож, Рейн. Он был в восторге. Я еще не знал его имени. После посадки попросил его записать свое имя на бумаге. Тогда я и прочитал: Антуан де Сент-Экзюпери. Он сообщил также, что приписан ко 2-му истребительному авиаполку (его ангары располагались по соседству с нашими) для прохождения военной службы.

Через некоторое время он опять появился, но уже в военной форме...
- Вы меня узнаете?
- Ну, конечно.
И без лишних предисловий: - А можно полетать самому?
- Всегда можно, но чтобы смочь летать, надо уметь летать! Нужно пройти обучение.
- Я именно это и хотел узнать... А здесь это возможно?
- Да, но при некоторых условиях. Прежде всего, нужно разрешение вашего командира, ибо он за вас отвечает. И потом, надо договориться с директором по поводу цены.

Через несколько дней командир части полковник Гард согласился, против всех правил, в виде исключения (тут определенно было что-то невероятное), разрешить молодому солдату научиться пилотировать.

18 июня 1921 года, суббота. В этот день (можно сказать, это была почти историческая дата!), Сент-Экзюпери совершил свой первый полет с инструктором на LФармане-40.

Если верить моей летной книжке, за вторым полетом в тот день последовал и третий... И уроки продолжались, к удовлетворению ученика и учителя. Недели через две у нас был уже 21 вывозной полет и 2 ч. 5 мин. полетного времени. Неожиданно нам пришлось оставить "Фарман", мотор которого отдал Богу душу, и я перевел своего питомца на "Сопвич", более строгую в пилотировании машину. В пятницу, 8 июля, я дважды вывез его на этом новом самолете.

На следующий день в 11 часов я еще раз вывез Сент-Экзюпери на "Сопвиче Полуторастоечном". В 11 ч. 10 мин. мы были на старте для второго полета. Я вылез с переднего сиденья.
- Взлетайте! Один. Я вас выпускаю. Когда будет пора приземляться, я пущу зеленую ракету. Пошел!
Стартовал он нормально. Руление ровное, взлет - безукоризненный, вот он набирает высоту, правильно разворачивается влево, проходит по ветру, заканчивает кругу полосы... Я пускаю зеленую ракету... Он заходит на посадку, но слишком высоко и на слишком большой скорости... Пять метров до земли, - и сейчас он либо "проскочит" полосу, либо потеряет скорость и сорвется в штопор, - но он делает единственное, что остается в таких случаях - вновь газует. Сент-Экзюпери уверенно начинает вторую "коробочку", - похоже, это маленькое происшествие не вывело его из равновесия, - и когда я опять посылаю зеленую ракету, нормально заходит, красиво садится, и возвращает самолет в ангар.
После полудня я пошел к полковнику Гарду и доложил, что выпустил рядового Сент-Экзюпери. Он подумал, посмотрел какие-то бумаги в папке, и обронил:
- Остановиться на этом.
Наши совместные полеты в Трансаэрьен закончились.

Влюбленному в небо солдатику удалось уговорить командиров на еще один беспрецедентный шаг - позволить летать летнабом (в том числе и на новых двухместных истребителях SРФD-20 "Эрбемон") и обучаться на воздушного стрелка, опять же, без назначения на соответствующую должность.
Ну а вскоре любительский опыт был повторен на новом качественном уровне и соответственно задокументирован. Узнав о наборе добровольцев для службы в 37-м истребительном авиаполку, базирующемся в Марокко, Сент-Экзюпери сразу же подал рапорт. Там он дослужился до капрала, но главное - обучился на истребителя. Экзамены сданы на "отлично", и ему предлагают поступить в школу офицеров запаса, где он встречает своего старого приятеля Жана Эско. Предоставим слово ему...

"3 апреля 1922 года Сент-Экзюпери был принят курсантом в школу офицеров резерва ВВС в Аворе. Самым срочным делом для нас тогда было узнать, как мы сможем возобновить полеты. Действительно, программа, венцом которой был диплом летнаба, включала теорию (навигация, метеорология, связь, боевое применение) и летную практику, но именно в качестве летнаба. В конце концов, нам объявили, что мы можем летать в качестве летчиков до начала занятий, то есть с 6 до 8 утра. Так наши дни оказались заполненными до отказа. В конце стажировки высокие выпускные баллы дали нам возможность самим выбрать место будущей службы. Получилось так, что у нас сработал одинаковый рефлекс - оказаться поближе к дому. И получив звание младших лейтенантов, мы разъехались каждый в свою сторону - он в 34-й авиаполк в Бурже, а я - в Лион-Брон, в 35-й."

За два года срочной службы Сент-Экзюпери получил в результате уникальную подготовку, - невозможную в других, с виду более благоприятных условиях, - освоил пилотирование самых различных самолетов, побыл и штурманом, и летнабом, и стрелком, изучил вопросы применения авиации. А ведь помимо всего этого, он был еще и механиком...

Таким образом удостоверение пилота Экзюпери получает в 1922 году.

Вскоре переселившись в Париж, он обратился к писательским трудам. Однако на этом поприще он поначалу не снискал себе лавров и был вынужден браться за любую работу: торговал автомобилями, был продавцом в книжном магазине.

В 1926 году Сент-Экс вновь начал карьеру летчика, теперь уже гражданского, - с мастерских компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. Его первый полет на почтовом самолете состоялся в октябре 1926 года. Через два года его назначили начальником аэропорта в Кап-Джуби, на самом краю Сахары, и там, наконец, обрел то внутреннее спокойствие, какого исполнены его поздние книги.

Вспоминает Дидье Дора, директор Авиалиний Латекоэра:
"Я принял Сент-Экзюпери и с первого же дня заставил его подчиниться режиму, общему для всех его товарищей-пилотов: все они должны были на первых порах работать бок о бок с механиками. Так же как и механики, он прослушивал моторы, пачкал... руки смазкой. Он никогда не брюзжал, не боялся черной работы, и скоро я убедился, что он завоевал уважение рабочих...

Школа наземных служб пригодилась Сент-Экзюпери и в личной жизни точнее, когда у него появился собственный самолет. Не буду вдаваться в подробности, но скажу одно - он жил тогда небогато, но аэропланом владел. В то время гражданская авиация едва расправляла крылья; мало кто предугадывал тогда ее поразительный расцвет. Просто в ту пору авиаторы были в чести. Широкая публика считала, что все они какие-то чудаки, искатели приключений, правда, симпатичные, но что ими движет и к чему они стремятся - неясно.

Да, общественное мнение считало это авантюрой, да это требовало смелости, - но было обоснованно и базировалось на точных расчетах. Сент-Экзюпери принадлежал к когорте самых затребованных в тогдашней авиации людей - тех, кто соединяет храбрость и хладнокровие, обладает логическим мышлением. Вот как оценивалась начальством его работа в Кап-Джуби:
"Исключительные данные, пилот редкой смелости, отличный мастер своего дела, проявил замечательное хладнокровие и редкую самоотверженность. Начальник аэродрома в Кап-Джуби, в пустыне, окруженный враждебными племенами, постоянно рискуя жизнью, выполняя свои обязанности с преданностью, которая превыше всяких похвал. Провел несколько блестящих операций. Неоднократно летал над наиболее опасными районами, разыскивая взятых в плен враждебными племенами летчиков Рена и Серра. Спас из области, занятой крайне воинственным населением, раненый экипаж испанского самолета, едва не попавший в руки мавров. Без колебаний переносил суровые условия работы в пустыне, повседневно рисковал жизнью. Своим усердием, преданностью, благородной самоотверженностью внес огромный вклад в дело французского воздухоплавания, значительно содействовал успехам нашей гражданской авиации..."

В 1929 году Экзюпери возглавил отделение своей авиакомпании в Буэнос-Айресе. В 1931 году он женится на вдове испанского писателя Гомеса Каррильо - Консуэло, уроженке Южной Америки.

В 1931 вернулся в Европу, снова летал на почтовых линиях, был также и лётчиком-испытателем.

В 1934-1935 годах он работал чиновником по особым поручениям компании "Эр Франс" в Азии, - от Турции до Вьетнама, - где предпочитал, так сказать, "по поводу и без повода" перемещаться на аэропланах. В книгах много раз описывались вынужденные посадки в пустыне, чуть меньше аварийные приводнения гидросамолетов. Но в практике был совсем интересный случай.
"Его первое путешествие в Камбоджу прервала авария, - отказал мотор, когда он пролетал над затопленными лесами в бассейне Меконга. Дожидаясь спасательного катера, Сент-Экзюпери и его друг Пьер Годийер провели ночь среди этого беспорядочного смешения воды и суши, мирно беседуя под зудящее пенье москитов и кваканье лягушек.

С середины 1930-х гг. выступал и как журналист, в частности, в 1935 году побывал в качестве корреспондента "Пари-Суар" в Москве и описал этот визит в пяти небезынтересных очерках. 20 мая 1935 года в газете "Известия" была опубликована статья, говорящая сама за себя: "О движущей силе".
Я летал на самолете "Максим Горький" незадолго до его гибели. Эти коридоры, этот салон, эти кабины, этот мощныи гул восьми моторов, эта внутренняя телефонная связь - все было не похоже на привычную для меня воздушную обстановку. Но еще больше, чем техническим совершенством самолета, я восхищался молодым экипажем и тем порывом, который был общим для всех этих людей. Я восхищался их серьезностью и той внутренней радостью, с которой они работали... Чувства, которые обуревали этих людей, казались мне более мощной движущей силой, нежели сила восьми великолепных моторов гиганта. Глубоко потрясенный, я переживаю траур, в который погружена сегодня Москва. Я тоже потерял друзей, которых только что узнал, но которые уже казались мне бесконечно близкими. Увы, они больше никогда не будут смеяться ветру в лицо, эти молодые и сильные люди. Я знаю, что эта трагедия вызвана не технической ошибкой, не невежеством строителей или оплошностью экипажа. Эта трагедия не является одной из тех трагедий, которые могут заставить людей усомниться в своих силах. Не стало самолета-гиганта. Но страна и люди, его создавшие, сумеют вызвать к жизни еще более изумительные корабли - чудеса техники.

Было в биографии Антуана одно предприятие, которое можно назвать действительно авантюрным. Рассказ о его завершении - авария 1935 года в Ливийской пустыне, - вошел в "Планету людей", но это, как говорят, вершки. А вот корешки... Сент-Экс узнал о крупном денежном призе за рекорд маршрута Париж-Сайгон и решил принять вызов - в то время он как раз очень нуждался в деньгах. Правда, времени (да, собственно, и средств) на подготовку уже не оставалось, - но он рискнул. В самолете не было даже радиостанции, которую сняли, чтобы взять лишнюю канистру бензина и если бы не тот случайный бедуин... Вот уж истинно Судьба, которой видно, было угодно дальнейшее продолжение его творчества!

Второй перелет Нью-Йорк - Огненная Земля в 1938-м готовился по всем правилам, но на аэродроме Гватемалы какой-то "бедуин" - заправщик по ошибке залил в баки слишком много топлива. Жара, разреженный воздух (аэродром располагался почти на 1,5 км выше уровня моря) и короткая полоса не оставили шансов, - перегруженная машина рухнула, едва оторвавшись от земли. Сент-Экзюпери и его механик Прево извлечены из-под груды обломков и госпитализированы. Здесь вины организаторов и экипажа не было. Видно, опять Судьба.

Корреспондентом отправился он и на войну в Испании. В 1937-м от "Пари-Суар" Сент-Экзюпери на собственном самолете прибыл в охваченную гражданской войной Испанию. Он не был "испанским летчиком", но его задача была не менее важной. Великие державы испытывали там новое оружие - технологии "информационной войны" - и появление на фронтах невиданного доселе количества всемирно известных деятелей культуры (Сент-Экс был лишь одним из многих знаменитых писателей, журналистов, кинорежиссеров и т.п.) далеко не случайно. Испытания прошли успешно, - никогда раньше слово не оказывало такого влияния на ход войны, - и позже Сент-Экзюпери воспользуется этой силой для привлечения США к освобождению Франции от нацистов.

В марте 1939-го Сент-Экзюпери отправился в Третий Рейх. "Он возвратился в Париж назавтра после вступления немцев в Прагу, отказавшись от обещанного ему свидания с Герингом, - он ни часу больше не хотел оставаться во враждебном государстве, глава которого уже сбросил маску, - писал Жорж Полисье. - Кто же производит столько машин и оставляет без укрытия, под дождем и ветром, если не думает пустить их в дело немедленно! Милый друг, это война!".

Малоизвестная страница жизни Сент-Экзюпери, связанная с войной, касается его деятельности как изобретателя. Еще до начала активных боевых действий он разработал принцип ночной маскировки наземных объектов с помощью... света.
В начале войны, - писал Полисье, - пролетая ночами над затемненной Тулузой, он заметил, что в ясную ночь можно различить планировку города всю, до малейших подробностей и, нетрудно сбросить бомбы на любую цель. Затемнение очень плохо маскировало Тулузу. Окутанный потоком света Буэнос-Айрес, который он наблюдал в почтовом рейсе, был укрыт превосходно. Стало быть, чтобы замаскировать город, лучше не затемнить его, а осветить. Но это лишь на худой конец. Таким образом, прячешь отдельные подробности, но обнаруживаешь всю цель. И Сент-Экс тут же находит отличный способ сбить противника с толку: надо его ослепить! Он никогда не распознает ночью города и отдельные цели, если залить их широкой полосой очень ярких, равномерно распределенных огней. Сент-Экс разработал свой проект всесторонне, до тончайших технических подробностей...
Его изобретением заинтересовались военные специалисты... Первые практические испытания дали отличные результаты. Но опыт этот не удалось продолжить: его прервало немецкое вторжение".

Именно он предложил бороться с замерзанием пулеметов на больших высотах, используя специальную смазку, которая поглощала бы конденсирующиеся пары и предотвращала, соответственно, заклинивание оружия. Рассказывают, что он предвидел будущее господство реактивных двигателей, появление радара и даже ядерного оружия, но здесь он выступал, скорее, как глубокий мыслитель со способностями инженера.

К началу "странной войны" 1939 года Антуан обладал авторитетом, достаточным для того, чтобы как-то влиять на свое назначение при мобилизации. И он попросился в истребители - благо, опыт маневренного воздушного боя имелся. Кроме того, одноместный истребитель идеально соответствовал его представлениям о борьбе - один на один, глаза в глаза с врагом, когда исход боя целиком зависит от мастерства пилота, его единства со своей машиной...

Однако возраст и результаты медкомиссии (плюс желание руководства страны уберечь знаменитого писателя) позволили ему попасть лишь на бомбардировщики, - да и то инструктором учебного подразделения. Конечно, его это не удовлетворило. К тому же, как вспоминали друзья, он не принимал для себя самой концепции бомбардировочной авиации, "несущей смерть вслепую, всем без разбора". Сент-Экс продолжает всеми способами "доставать" командование и, в конце концов его отправляют в боевую эскадрилью 2/33, пилотом Bloch B.174-дальнего разведчика, созданного на базе бомбардировщика.

Но самое интересное, что потом эта ситуация повторилась. После капитуляции Сент-Экс добивался отправки на Восточный фронт, в эскадрилью "Нормандия", но получил отказ.

В начале Второй мировой войны Сент-Экзюпери сделал несколько боевых вылетов и был представлен к награде («Военный крест» (Croix de Guerre)).

В июле 1940-го, когда до перемирия (так французские политики предпочитали называть капитуляцию своей страны) оставались считанные дни, в группе 2/33, в которой воевал Сент-Экс, приказывают эвакуироваться в Алжир, и он предпринимает отчаянную попытку хоть чем-то еще помочь продолжению борьбы с нацизмом.

В Бордо, прямо с завода, он уводит большой четырехмоторный "Фарман-223" и загрузив в него несколько десятков "непримиримых" французских и польских авиаторов, берет курс на юг. Но вскоре перемирие подписывают и в Северной Африке, и он уезжает в США.

Теперь для Сент-Экзюпери оружием является только слово. В 1942-м выходит в свет "Военный летчик". Любопытно, что эту книгу сразу запрещают как нацисты и марионеточное правительство Виши, так и... сторонники де Голля. Причем первые - за пропаганду непокорности и сопротивления, а вторые - за якобы "пораженческие настроения". Однако она продолжает издаваться подпольно.

"Я бывал у него на Лонг-Айленд в большом доме, который они снимали с Консуэло. Сент-Экзюпери работал по ночам. После обеда он разговаривал, рассказывал, показывал карточные фокусы, затем, ближе к полуночи, когда другие ложились спать, он усаживался за письменный стол. Я засыпал. Часа в два утра меня будили крики на лестнице: "Консуэло! Консуэло!.. Я голоден... Приготовь мне яичницу". Консуэло спускалась из своей комнаты. Окончательно проснувшись я присоединялся к ним, и Сент-Экзюпери снова говорил, причем говорил он очень хорошо. Насытившись, он опять садился за работу. Мы пытались снова заснуть. Но сон был недолгим, ибо часа через два весь дом заполняли громкие крики: "Консуэло! Мне скучно. Давай сыграем в шахматы". Затем он читал нам только что написанные страницы, и Консуэло, сама поэт, подсказывала искусно придуманные эпизоды."

В Нью-Йорке в числе прочего написал свою самую знаменитую книгу «Маленький принц» (1942, опубл. 1943).

А в 1943 году он снова взялся за оружие, прибыв в Северную Африку с американским экспедиционным корпусом. Американцы назначили его вторым пилотом на бомбардировщик В-26 - опять же, в подразделение, которому активные боевые действия, что называется, "не светили". Но неутомимый Сент-Экс добился возвращения в свою эскадрилью. На этот раз на ее вооружении состояли самолеты "Локхид" Р-38F-4 и Р-38F-5 - разведывательные варианты "Лайтнинга". В отличие от тихоходных В..174, "Лайтнинги" чувствовали себя в военном небе Европы гораздо вольготнее. Не мешало даже отсутствие вооружения - они легко уходили от любого преследования. По крайней мере, почти от любого. Действительно, лишь несколько типов новейших германских машин могли тягаться с ними в скорости и высоте полета. Но "Фокке-Вульф" FW-190D-9 принадлежал именно к таким. "Антуан требовал, чтобы все вылеты в район Аннесси, где прошло его детство, остались за ним. Но ни один из них не прошел благополучно, и там же оборвался последний полет майора де Сент-Экзюпери. В первый раз он едва ускользнул от истребителей, во второй - сдал кислородный прибор и ему пришлось спуститься на опасную для безоружного разведчика высоту, в третий - отказал один из моторов. Перед четвертым вылетом гадалка предсказала, что он погибнет в морской воде, и Сент-Экзюпери, со смехом рассказывая об этом друзьям, заметил, что она скорее всего приняла его за моряка."

И 31 июля 1944-го пара немецких истребителей успешно перехватила у французского побережья разведчик типа "Лайтнинг", который "... после боя загорелся и упал в море" - как сообщило немецкое радио. В тот день отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полёт и не вернулся с задания майор де Сент-Экзюпери. Его маршрут проходил как раз в этом районе...

Долгое время о его гибели было ничего не известно. И только в 1998 году в море близ Марселя один рыбак обнаружил браслет. На нем было несколько надписей: «Antoine», «Consuelo» (так звали жену летчика) и «c/o Reynal & Hitchcock, 386, 4th Ave. NYC USA». Это был адрес издательства, в котором выходили книги Сент-Экзюпери.

В мае 2000 г. ныряльщик Люк Ванрель заявил, что на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолёта, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери. Останки самолёта были рассеяны на полосе длиной в километр и шириной в 400 метров. Почти сразу французское правительство запретило любые поиски в этом районе. Разрешение было получено только осенью 2003 года. Специалисты подняли фрагменты самолёта. Один из них оказался частью кабины пилота, сохранился серийный номер самолёта: 2734-L. По американским военным архивам учёные сравнили все номера самолётов, исчезнувших в этот период. Так, выяснилось, что бортовой серийный номер 2734-L соответствует самолёту, который в ВВС США значился под номером 42-68223, то есть самолету Локхид P-38 «Лайтнинг», модификация F-4 (самолёт дальней фоторазведки), которым управлял Экзюпери.

Журналы Германских ВВС не содержат записей о сбитых в этой местности 31 июля 1944 года самолетах, а сами обломки не имеют явных следов обстрела. Это породило множество версий о крушении, включая версии о технической неисправности и суициде пилота. Согласно публикациям прессы от марта 2008 г., немецкий ветеран люфтваффе, 88-летний Хорст Рипперт заявил о том, что именно он сбил самолет Антуана Сент-Экзюпери. Согласно его заявлениям, он не знал, кто был за штурвалом самолета противника: «Пилота я не видел, лишь позже я узнал, что это был Сент-Экзюпери».

Книги Антуана де Сент-Экзюпери, - французского авиатора и писателя спустя вот уже 65 лет после его гибели пользуются заслуженной популярностью. Большинство изданий, помимо собственно произведений, содержат статьи литературоведов и исследователей, повествующие о жизни "летающего пророка двадцатого столетия", его характере, мировоззрении.

В них практически всегда, так или иначе, говорится, что "мы не сможем полностью понять творчество Сент-Экзюпери, не поняв, чем для него являлась авиация". Однако именно факты из его летной биографии до сих пор входят в число малоизвестных.

Антуан де Сент-Экзюпери зажег свою звезду. Она будет вечно сиять над Планетой Людей, служа маяком на пути всех романтиков и искателей Истины.


Литературные премии

* 1930 — Фемина — за роман «Ночной полет»;
* 1939 — Гран-При дю Роман Французской Академии — «Ветер, песок и звезды»;
* 1939 — Национальная книжная премия США — «Ветер, песок и звезды».

Военные награды

В 1939 году награжден Военным Крестом Французской Республики.

Названия в честь

* Aéroport Lyon-Saint-Exupéry в Лионе;
* Астероид 2578 Saint-Exupéry, открыт астрономом Татьяной Смирновой (открыт 2 ноября 1975 под номером «B612»);

Антуан де Сент-Экзюпери соединил в жизни и творчестве полет профессионального лётчика с полетом фантазии писателя, отразив в своих книгах художественное повествование о самых обычных романтиках неба. Гуманист и философ, он утверждал, что «летать и писать - это одно и то же» .

Сент-Экзюпери был личностью талантливой и разносторонней. Отпрыск обедневшего графского рода, Антуан Экзюпери родился в самом начале прошлого века – 29. 06. 1900 г. во французском Лионе. С 8 до 14 лет обучался в иезуитском колледже, а продолжил образование в католическом пансионе Швейцарии, где получил диплом отделения архитектуры Академии изящных наук.

В возрасте 21 года Сент-Экзюпери призвали в армию, направив в Страсбург, в расположение истребительного авиационного полка. Там и началась его лётная карьера: сначала Антуан трудился механиком в ремонтной мастерской, позже сдал экзамен на гражданского лётчика. Работа пилотом началась в октябре 1922 г. в авиаполку под Парижем. Но через пару месяцев Экзюпери попал в первую авиакатастрофу, на несколько лет буквально прервав свой полёт. В этот период начинается карьера Экзюпери-писателя.

С 1925 г. лётная деятельность Сент-Экзюпери продолжается. Он летает на почтовом самолете в Северной Африке, через 2 года становится начальником аэропорта. В это время публикуется и первый рассказ «Лётчик». В 1930 г. за активную деятельность, связанную с воздухоплаванием, получает высшую награду Франции – Орден Почётного легиона. На следующий год его рассказ «Ночной полет» удостоен премии «Фемина».

В период 1935 – 39 г.г. писатель активно работает в журналистике, где описывает события гражданского военного противостояния в Испании, а посетив Советский Союз – сталинскую политику СССР. В 1939 г. Экзюпери награжден премией по литературе от Академии Франции за книгу «Планета людей», получает книжную премию США за сборник «Ветер, песок и звезды», удостоен награды Военный Крест Французской Республики.

Вторая Мировая война – новый и главный этап в жизни Экзюпери. Из оккупированной Франции эмигрирует в США, уходит на фронт военным лётчиком. В 1943 г. служит в Северной Африке, где создаёт философскую притчу «Маленький принц» - творческий апогей писателя. Отправившись в разведывательный полёт в последний день июля 44-го, самолёт Экзюпери потерпел крушение и бесследно исчез. Последней, незаконченной работой писателя, стал сборник «Цитадель». Специалисты составили его из многих отрывков, созданных Экзюпери.

Творчество А. Экзюпери биографично, все его произведения в разной степени связаны с лётчиками, самолётами, небом. Но главная тема любого повествования – философия, проблемы человека, личности, жизни и смерти. Экзюпери пытался осмыслить, понять и передать читателям видение проблемы «человек на жизненном пути».

Многие называют «Маленького принца» сказкой. Действительно, в аллегорической форме подаются основные человеческие законы: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (т.е. сострадание, поддержка, сочувствие, помощь), люди - «владыки самих себя» (т.е.человек должен уразуметь, как ему поступать, какой результат принесёт такой поступок). Мысли человека находят выражение в его же поступках.

А поскольку одинаковых людей не существует, то и мысли их, и поступки разнятся; разными являются и жизненные ценности. У Короля из «Маленького принца» есть возможность управлять целым миром, но мир этот сравним с небольшим астероидом, где живет король. «Деловой человек» вечно считает звезды и совершает никчёмные сделки, а у пьяницы смысл жизни – выпивка. Эта картина хорошо знакома миллионам читателей. Но Экзюпери хочется показать аудитории не личные ценности каждого, но главные ценности в жизни каждого из нас. Которые мы очень часто и не замечаем.

Философию жизни и действия, как результат её проявления, и описывает Экзюпери в своих произведениях, пытаясь найти и для себя, в том числе, ответ на вопрос «как жить правильно?» и «что делать?», которые возникают у каждого из людей. Но не каждому из нас известно, где и как искать ответ на такие вопросы.

Так, в «Цитадели» он говорит, что цель - не научить строить корабль, но «разбудить в людях стремление к морю». Тогда, без сомнения, корабли люди построят сами. Творчество Антуана де Сент-Экзюпери как раз и учит, и показывает «правду жизни» и место в ней человека.

Жизнь и творчество Экзюпери, биография этого человека и личная жизнь - это то, что интересует многих читателей современности. Много в его жизни было интересных моментов, о которых стоит рассказать. Факты из жизни Сент Экзюпери - биография одного из самых загадочных авторов того времени. Судьба писателя и летчика в одном лице представляет собой интересную смесь, и мы предлагаем вам окунуться в прошлое и прожить некоторые моменты того времени вместе с талантливым человеком.

Антуан Экзюпери: биография

Родился Антуан 26 июня 1900 года в прекрасном городке Франции - Лионе. Отцом его был дворянин не очень высокого уровня, граф. Полное имя мальчику дали Антуан де Сент Экзюпери. Биография его наполнена разными событиями, и первым из них была потеря отца в возрасте 4 лет. Дальнейшее воспитание его взяла на себя мама. Сначала она проследила за тем, чтобы он окончил иезуитскую школу, а потом отправила его учиться в частный швейцарский пансион. В 1917 году Антуан стал студентом архитектурного факультета Школы искусств в Париже. Таким образом, мама исполнила свой родительский долг и дала сыну достойное образование.

Новый этап

В 1921 году Антуана призвали в армию, и его судьба круто изменилась. Сначала он работал в мастерских при аэродроме, но вскоре сдал экзамен и получил права летчика, пока только гражданского. Чуть позже он переквалифицировался в военного летчика и повышал свои умения и навыки в Истре. Пройдя курсы офицеров в Аворе, Антуан получил звание младшего лейтенанта. Он совершил множество полетов, являясь офицером 34 полка, но в 1923 году его самолет потерпел крушение, и Экзюпери получил сильную травму головы. Вернувшись из армии, он переехал в столицу Франции и увлекся писательским делом. Сначала не очень удачно. Но Антуан де Экзюпери, биография которого все равно связана с литературой, не отчаялся.

Деятельность Антуана

Так как его труды в роли писателя не имели успеха, ему пришлось изменить род деятельности и заняться торговлей. Сначала он устроился в автомобильную компанию и продавал машины, а потом сменил автомобили на книги, работал в книжном магазине. Но долго заниматься таким видом деятельности он не смог. В 1926 году ему посчастливилось найти место в компании «Аэропошталь». Управляя самолетом, Антуан доставлял почту на африканский континент. Дальше он продолжал работать на почтовом самолете, но менял направления - от Тулузы до Дакара. Получив повышение, Антуан стал начальником станции в г. Вилья Бэнс. Именно в этом месте он написал свой первый рассказ - «Южный почтовый». После этого Экзюпери получил еще одно повышение и переехал в Южную Америку, где стал директором филиала компании «Аэропошталь». Работая там, он был участником команды, которая занималась поиском пропавшего человека, друга Антуанна, Гийома. Важным моментом является то, что Экзюпери вручили Орден Почётного легиона за весомый вклад в работу авиации. Вся жизнь Де Сент Экзюпери, биография этого человека и даже его смерть - все тем или иным способом связано с авиацией, поэтому эта награда была очень важна для писателя.

Характер писателя

Все, кто знал этого человека, говорили, что он был уникальной личностью. На лице Антуана всегда играла улыбка, и он удивительным образом любил всех людей. Маленький нос придавал ему задорный вид. Щедрый характер писателя отличался тем, что он беззаветно помогал всем, кто в этом нуждался. При этом он никогда не ждал ничего в ответ. Граф Антуан де Сент Экзюпери, биография которого нас интересует, был, прежде всего, человеком с большой буквы. Он никогда не врал, потому что не умел. Он был уверен, что ненависть - не выход из ситуации. Только любовью можно победить ненависть. Поэтому был любвеобильным и очень добрым. При всем при этом Антуан был крайне Он мог забыть закрыть кран и залить соседей снизу, мог сесть не на ту полосу, управляя самолетом, или забыть захлопнуть дверь квартиры. Тем не менее, это никоим образом не умаляло его достоинств.

Романтика в жизни писателя

Впервые сердце писателя дрогнуло, когда он встретил свою первую любовь, Луизу Вильморн, которая была из очень богатой семьи. Он всячески добивался ее расположения, но она не отвечала взаимностью и игнорировала его пылкие ухаживания. Когда Антуан попал в больницу после крушения самолета, она совсем забыла о его существовании. Экзюпери тяжело переживал эту трагедию и еще долго страдал, испытывая мучения безответной любви. Даже когда писатель стал известным и признанным в мире, это никак не повлияло на отношение Луизы к Сент Экзюпери. Биография Антуана больше никак не была связана с этой женщиной. Но другим дамам он очень даже нравился. Многие считали его привлекательным, и практически все находили его обаятельным. Улыбка, которая всегда украшала его лицо, делала его очень добродушным и притягательным.

Муза гения

Однажды перенеся страдания из-за безответной любви, Антуан не спешил окунуться опять в этот омут. Он хотел найти женщину, с которой смог бы создать семью. И нашел. Такой женщиной оказалась Консуэлла Карило. Есть много вариантов того, как именно познакомились будущие молодожены, но лучшей версией является та, в которой их познакомил общий приятель, Бенджамин Крэмье. Консуэлла была вдовой, ее предыдущий муж, тоже писатель, умер, и она сбежала от печали в объятья Антуана. Они поженились во Франции весной 1931 года. Свадьба была очень пышной и собрала много гостей. Что касается Консуэллы, то отзывы о характере этой женщины не всегда положительны. Она отличалась взрывным характером, была довольно неуравновешенной и истеричной. Но Антуан был безумно влюблен в свою жену. Она обладала незаурядным умом, много читала и была интересной собеседницей. Вела себя всегда слегка надменно, хотя никто не мог бы назвать ее красавицей. Экзюпери, биография которого интересует читателя во всех подробностях, считал жену самой красивой, и она придавала ему сил как в писательском деле, так и в работе в авиации.

Корреспондент

Параллельно с личной жизнью развивалась и профессиональная жизнь писателя в сфере авиации. После того как компания «Аэропошталь» стала банкротом, Антуанн работал испытателем самолетов, куда его устроил его друг, Дидье. Работа была очень опасной, и один раз Антуан чуть не погиб, испытывая очередной самолет. Новым видом деятельности была работа корреспондентом. Подписав договор с газетой «Пари Суар», Экзюпери ездил в разные страны и писал очерки. Одним из знаменательных путешествий была поездка в СССР. Прочувствовав всю атмосферу сталинского режима, он попытался выразить свои впечатления в своем очерке, который опубликовала газета. Позже от газеты "Энтрансижен" Антуан отправился в регион Испании, где в то время шла гражданская война. Множество очерков из тех мест стали результатом работы Экзюпери. Биография этого человека насыщена опасностью и экстримом, и это всегда подталкивало его к дальнейшим сумасшедшим поступкам. Например, он купил самолет и захотел поставить рекорд, перелетев по линии Париж-Сайгон. Но самолет потерпел крушение прямо посреди пустыни. Антуан чудом уцелел. Его и механика самолета спасли бедуины, когда они уже почти умирали от жажды.

Великий писатель

Практически все книги Экзюпери появились благодаря его работе в авиации и опыту пилота. Его романы пропитаны восприятием мира именно глазами пилота самолета. Антуан получил литературные премии, которые оценили его как писателя:

  • Литературная премия Фемина.
  • Гран-При дю Роман (Франция).
  • Национальная (США).

Произведения Экзюпери были всегда многогранными, в каждом из них был скрыт глубокий смысл. Одни романы касались только летчика, другие выражали сугубо личные отношения. Он любил пофилософствовать в своих работах, и это заставляло читателей задуматься о главной идее, которую хотел вложить Экзюпери. Биография, краткая или подробная, в любом случае раскроет Антуана прежде всего как писателя, а потом как пилота. Но тут можно поспорить. Ведь без Антуана-пилота не было бы успешного Антуана-писателя. Поэтому, кто главный, пилот или писатель, вопрос подобный тому, что появилось первым: яйцо или курица.

Литературное наследие

Читатель современности имеет возможность ознакомиться с разными произведениями Экзюпери. Это и статьи, и очерки. Но главным показателем его таланта как писателя являются такие романы, как:

  • "Южный почтовый".
  • "Ночной полет".
  • "Земля людей".
  • "Ветер, песок и звезды".
  • "Военный летчик".
  • "Маленький принц".

Гибель писателя

О смерти писателя очень много говорили и говорят. Ведь, как и сам Антуан, его смерть не была простой и однозначной. Когда началась Вторая мировая война, он ни дня не остался дома, и на следующий день после объявления войны он уже был в воинской части. Друзья отговаривали его, но он был неумолим. Записался в разведывательный отряд. Сделал множество боевых и разведывательных вылетов. В один из дней, 31 июля 1944 года, он полетел в разведку и больше не вернулся. Очень долго его считали без вести пропавшим. Только в 1998 году около Марселя в море нашли браслет, на котором можно было увидеть имя «Консуэлла». Еще позже, в 2000 году, были обнаружены обломки самолета, на котором полетел Антуан. И еще позже, в 2008 году, летчик немецкой эскадрильи признался, что именно он сбил самолет Экзюпери. Биография этого талантливого человека настолько яркая, что даже смерть должна была стать своего рода загадкой и достойно закончить жизненный путь великого человека. В честь Антуана де Сент Экзюпери назван Лионский аэропорт, и это тоже сделано не просто так.