Автор прославляет святых создавая идеальные образы. Презентация - «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности

МОУ «Бессоновская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

Урок литературы

« Нам сердце сохранит любовь и верность»

(по «Повести о Петре и Февронии Муромских»)

С.Бессоновка

Тема урока : «Нам сердце исцелит любовь и верность» (по "Повести о Петре и Февронии Муромских" Ермолая-Еразма»)

Цель : показать значимость «Повести о Петре и Февронии Муромских» в формировании нравственных семейных ценностей

1. Образовательная:

определить проблематику повести;

определить приемы создания художественного человека Древней Руси;

совершенствовать навыки характеристики героев.

2. Воспитательная:

воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и в любви, умение прощать;

воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку.

3. Развивающая:

развивать логическое мышление, устную и письменную речь, коммуникативные способности (работа в группах);

формировать навыки исследовательской работы.

Тип урока: урок – исследование (с использованием интерактивных приемов)

Словарная работа: блаженный, праведный, благочестивый, благоверный, рака с мощами.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Домашнее задание (предварительное): задания для групп,индивидуальные.

Урок сопровождается мультимедийной презентацией

Приложение 1

Ход урока

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости.

    Подход к теме урока. Интрига.

Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остаётся неизменным?

А что, на ваш взгляд, главное в жизни?

А вот что думают об этом столь разные люди, жившие в разные эпохи – блаженный Августин (4-5 вв. н.э.) и академик Д.Лихачёв (20 в.)

Эпиграфы:

Все добродетели ни что иное, как любовь в разных видах.

(блаженный Августин)

Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

(Д.Лихачёв )

Обратите внимание на тему нашего урока. Она звучит так: «Нам сердце исцелит … и …». Запишите её в тетради.

Ребята, что значит глагол «исцелять» и кого называют «исцелителем»? Заглянем в словарь В.Даля

*Исцелить – освободить кого – либо от болезней, вылечить, возвратить здоровье.

Исцелитель – исцеляющий кого – либо. (В. И. Даль)

Что может исцелить сердце человека?

Расскажите друг другу в парах.

Напишите варианты ответов на лепестках.

Мы с вами вернемся к вашим ответам чуть позже и сможем восстановить тему сегодняшнего урока: «…Нам сердце исцелит…..и ……». Произведение, которое поможет нам ответить на эти и другие вопросы, - одно из самых любимых и самых читаемых произведений древнерусской литературы 16 века – «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая – Еразма.

Цель урока: Сегодня на уроке мы поговорим о человеческих отношениях, попытаемся понять, что же хотел сказать нам автор, какие проблемы волновали писателя далёкого прошлого, определим каков жанр этого произведения.

III . Учебное исследование. Выступления групп.

Для решения намеченных задач позвольте открыть заседание Ученого совета. Членами Ученого совета являются литературоведы, лингвисты, историки, искусствоведы. Каждая группа получила свою тему для исследования. С результатами нас познакомит каждая группа.

Повесть является одним из шедевров древнерусской литературы, она вошла в сокровищницу мировой культуры и имя автора её должно стоять в ряду самых видных писателей русского средневековья.

Кто же написал это произведение? Какова его предыстория?

Слово нашим историкам.

1.Выступление «историков».

Перенесемся в далекий ХVI век - время образования единого Русского государства со стольным городом Москвой. За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария составляется обширное - 12 огромных томов - собрание всех чтомых, т.е. читавшихся, на Руси книг. Это собрание называлось "Великие Четьи-Минеи". Минеи от mineos (греч.) – месяц.

А четьи - ежемесячные чтения. В "Великих Четьи-Минеях" по порядку месяцев и дней излагались рассказы о жизни святых Православной церкви. Русская пословица гласит: "Не стоит город без святого, селение - без праведника". И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях. Священник Ермолай получил поручение написать житие о муромских святых Петра и Февронии.

Кто они такие – князь Петр и княгиня Феврония? Знает ли история такие имена?

Мы выяснили, что летопись не знает муромского князя Петра и его жены Февронии, а народное предание отождествляет их с муромским князем Давидом, женившемся на крестьянке Евфросинии в благодарность за то, что она исцелила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Ермолай – Еразм литературно обработал местные предания о Петре и Февронии и легенды о летающем змее – оборотне и мудрой деве. Однако кроме названия, г. Муром встречаются другие исторические реалии.

Давайте мы с вами вспомним, какие же исторические объекты встречаются в повести? Я говорю название, а ваша задача вспомнить, с каким героем связано или в каком эпизоде встречается:

Село Ласково Рязанской земли

Церковь Воздвижения честного и животворящего креста

Соборный храм Перечистой Богородицы

Городская соборная церковь Рождества Святой Богородицы.

Таким образом, рассмотрев исторические реалии, мы убеждаемся в том, что автору было важно подчеркнуть достоверность тех событий, о которых он говорит в своем произведении.

IV .Выступление «литературоведов».

Как известно, митрополит Макарий не включил заказанное им житие в изборник «Великие Четьи – Минеи». Почему?... Ответ – в исследованиях творческих групп учащихся – литературоведов, которые работали над выявлением особенностей жанра данного произведения: «Сказка? Житие? Повесть?»

1 группа литературоведов – сказка

Сказка – фольклорное произведение с установкой на вымысел.

Прочитав «Повесть о Петре и Февронии», мы выявили следующие черты сказки:

Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»

Повесть начинается событием, которое, несомненно, перешло сюда из сказки: к жене князя Павла стал прилетать Змей и обольщать ее.

Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве. Как и во всех сказках, есть сказочный герой - змей-искуситель.

По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.

Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)

Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)

Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).

Таким образом, выявленные нами черты, характерные для волшебной и бытовой сказки, позволяют нам отнести «Повесть о Петре и Февронии» к жанру фольклора.

Но необходимо отметить, что с развитием сюжета образы Петра и Февронии все больше и больше начинают приобретать черты русских святых.

2 группа литературоведов – житие

Житийная литература была очень популярна на Руси. Слово «житие» означает «жизнь». Житиями назывались произведения, рассказывающие о святых – государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. То есть житие – это жизнеописание святых.

Жития имели определенную структуру:

Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

Основная часть – рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах.

Завершалось житие похвалой святому.

«Повесть о Петре и Февронии» написана в форме жития – это художественная биография людей, причисленных церковью к лику святых.

В ходе работы мы выявили следующие черты житийного жанра:

Есть похвальное слово святым: «Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им… Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо по смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!..»

Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.

Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями).

Необычная смерть и посмертные чудеса (верные супруги не только умерли в один день и час, но и не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.

Но, как мы можем отметить, в повести нет традиционного для житийного жанра построения произведения (лишь финал – классический образец жития).

3 группа литературоведов – повесть

Жанр произведения определен в заглавии: «Повесть». В ходе исследования мы выявили следующие жанровые особенности:

Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.

Герои повести – реальные люди.

Князь, прежде чем начать лечение, хочет испытать мудрость Февронии и дает ей невыполнимые задания. В сказке подобные задания выполняются с волшебной быстротой. Не то в повести. Феврония на лукавое задание отвечает не менее лукавым.

Например, Феврония обматывает нитку вокруг иглы: «…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…». Эта деталь показывает изумительное душевное спокойствие Февронии, с которым она решается на смерть с любимым человеком. Автор многое сказал о ней только одним этим жестом.

На первый план выдвигается личность крестьянки

Тема социального неравенства

История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

Таким образом, в данном произведении есть элементы исторической повести!

Итак, каков жанр этого произведения? Это фольклорное или литературное произведение?

Запишите вывод в тетрадях: «Для создания образов Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказки, основной же формой является житие».

V . Анализ повести.

1. Возвращение к теме урока.

Ребята, вы внимательно, вдумчиво прочитали повесть. Как вы думаете, о чём она?

Давайте мы восстановим слова, пропущенные в названии темы. Сделать это вы сможете, решив кроссворды, которые лежат у вас на партах. (Решение кроссвордов).

Готовы? Какие ключевые слова у вас получились? (любовь и верность).

2. Образы Петра и Февронии .

Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть. Но он показал и образец супружеской жизни, верности и веры. Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро – главнее всего для автора.

Какими же качествами характера надо обладать человеку, чтобы память о нём жила в веках?

Из предложенных черт характера выберете те, которые раскрываются в характере Петра; в качестве доказательства подберите те поступки героя, которые подтверждают эти качества в герое.

Смелость, храбрость

Религиозность

Кротость и верность заповедям Божьим

Мудрость

Любовь и верность близким

Умение прощать

Итак, мы выяснили, характер Петра раскрывается в поступках, в отношении к другим людям.

С помощью каких предметов мы с вами можем представить жизненный путь Петра?

* Круг, лестница, тропа.

Н. С. Деменкова считает, что «развитие сюжета – это ступени, этапы нравственно прозрения Петра, уходящего из мира земных страстей мир в вечных истин». Я соглашусь с этой точкой зрения, потому что Петр проходит путь физического и духовного исцеления благодаря Февронии. Его жизненный путь можно представить в виде лестницы. 1 ступень - борьба с внешним злом в обличии змея – искусителя 2 ступень - болезнь Петра и испытания 3 ступень - борьба с внутренним злом – над гордыней 4 ступень - кротость и верность заповедям Божьим, святость.

Кто же помогает герою исцелиться от этого недуга?

В чем заключается загадка Февронии? Характер главной героини многогранен. Характеристика Февронии Подтверждение из текста

Чудесный дар

Верность

Нравственная чистота

Способность самоотверженно любить

В повести на первый план выдвигается необычайная мудрость девушки. На мудрость девушки обращает внимание гонец, который ищет врача для своего князя. Что увидел гонец, когда вошёл к ней в дом?

В этом эпизоде мы обратили внимание на зайца. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Значит, Феврония способна приручать зверей. Феврония Муромская не единственная в истории христианства святая дева, имевшая ручного зайца. (выступление искусствоведа об иконографии Февронии и Св. Милленгелы Уэльской).

Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии – она сидит за ткацким станком и ткет холст. Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Многие древние народы делали хозяевами и хранителями судеб не богов, а богинь, сидящих за прялкой или ткацким станком. В фольклоре многих народов нить символизирует человеческую судьбу. Отсюда выражение – «нить судьбы». Перед смертью Феврония вышивала для храма Богородицы «воздух» для святой чаши. Но «нить судьбы» должна была прерваться, так как Петр и Феврония умирают в один день.

Феврония также характеризуется через поступки. Одним из средств создания художественного образа Февронии становится деталь. Эта ещё одна особенность этого произведения, ведь в традиционном житии нет деталей, автор избегает определенности, точности.

Как вы думаете, что символизирует чудесное возрождение срубленных для костра деревьев?

* Во – первых, подтверждается чудодейственный дар святой девы Февронии, во – вторых, изгнанничество Петра и Февронии завершится возвращением в Муром и восстановлением княжеского титула.

Академик Д. С. Лихачев отмечал: “Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по её благословению. Крошки хлеба в её ладони обращаются в зёрна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа - князя Петра”

Если мы с вами сравним её жизненный путь с теми же предметами, то какой предмет вы выберете?

*Он учил ценить людей не по происхождению, а по их поступкам.

Как отвечают супруги на козни бояр, не взлюбивших новую княгиню за низкое происхождение?

* И Петр, и Феврония уходят из города. Для Петра верность таинству брака оказывается выше княжеских привилегий.

Какие человеческие пороки заставляют бояр так поступить с правителем?

* Зависть, злоба, лживость, мстительность.

Последовало ли за черными делами наказание бояр?

Да. «… Многие вельможи в городе погибли от меча, каждый хотел править, и сами себя погубил…»

А раскаяние?

* «…Не оставляй нас беззащитными, но вернись в свое отечество!.. Если прогневали тебя и рассердили…теперь же …рабы мы ваши, хотим, и любим, и умоляем, не оставьте нас…»

3. Выступление лингвистов.

* Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный. Феврония - святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.

Что означают слова «блаженный», «благочестивый», «преподобный»?

Какие приемы создания художественного образа помогли нам постичь образы святых?

* Характер персонажей, который раскрылся в поступках, в отношении к другим людям, художественная деталь, сопоставление героя с другими героями, авторская оценка.

Какой эпизод в тексте подтверждает неиссякаемую силу любви Петра и Февронии?

* Оба супруга умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти. - На московском церковном соборе в 1547 году Петр и Феврония были канонизированы, то есть причислены к лику святых. Есть две чудотворные иконы Петра и Февронии – в Спасо – Преображенском монастыре в Муроме и в храме Малого Воздвижения в Москве. Икону святых попыталась постичь наш искусствовед.

4.Выступление искусствоведа: анализ иконы.

Итак, завершаем заседание нашего Ученого Совета. Все исследования были представлены.

VI . Заключительное слово учителя.

Среди всех житий русских святых «Повесть о Петре и Февронии Муромских» сияет особым светом. Нет у русского народа другого столь же поэтичного и поучительного рассказа о супружеской любви и верности. Муромское предание о любви князя и крестьянской девушки, расцветшее под пером церковного писателя Ермолая-Прегрешного, стало самым любимым чтением русских людей. Повесть, отразившая идеал христианского брака, названа «жемчужиной древнерусской литературы» и вошла в сокровищницу мировой культуры.

VII . Итог урока. Выводы.

В чем основная ценность книги? Какие жизненные ценности утверждаются в ней? Выводы запишите в тетради: Основная идея повести- торжество веры, мудрости,разума, добра и любви. Основные человеческие ценности, утверждаемые в повести- любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.

Что же, по вашему мнению, помогает исцелить сердце человека? (чтение записей)

Что помогло Февронии исцелить сердце Петра? (Любовь и верность).

А что вы написали на своих лепестках? (Чтение записей).

Давайте соберем ваши лепестки в один цветок – ромашка. Как вы думаете, имеет ли этот обычный полевой цветок какое – то отношение к нашему уроку?

VIII . Сообщение о Дне семьи, любви и верности.

8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию и именно этот день считают днем влюбленных в православии. В 2008 году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. Немало людей совершают паломничество в Муром: и те, кто только решили вступить в брак, и те, кто только пришел поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.

Летом этого года икона святых Петра и Февронии побывала во многих русских городах. Один из ваших одноклассников видел эту икону и скажет несколько слов о своих впечатлениях. (Выступление ученика).

IX . Рефлексия.

К помощи святых прибегают, чтобы обрести семью, сохранить любовь, вырастить детей. Глядя на огонёк свечи, горящей перед иконой святых Петра и Февронии, вы можете мысленно попросить о настоящей любви, о здоровье и благополучии своих родных и близких.

Поклоняемся вечным святыням,

И любовь наша к миру чиста.

Сердце русское верит и ныне-

Мир жестокий спасет красота.

Какая красота? (Духовная)

О духовной красоте говорит Ермолай – Еразм в «Повести о Петре и Февронии Муромских», о духовной красоте поется в песне.

Слушание песни «Петр и Феврония» (исполняет хор «Пересвет»)

X . Домашнее задание.

Сочинение – рассуждение «Что привлекает читателей в Петре и Февронии сегодня и чему учат нас герои древнерусского жития?»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Турочакская средняя общеобразовательная школа»

Манеева Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Урок на тему: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Судьба и характер героев.

Цели урока:

1. Образовательная : ввести учащихся в мир древнерусской повести о «Петре и Февронии Муромских»; показать жанровое своеобразие Повести…» как одного из средств создания образов Петра и Февронии; раскрыть образы святых Петра и Февронии; помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков; показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека.

2. Развивающая: формировать навык вчитывания в подтекст произведения, умение цитировать;· развивать аналитические способности уч-ся, логическое мышление, устную и письменную речь;· совершенствовать навыки характеристики героев.

3. Воспитательная: · воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать;· воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;· посредством музыки воспитывать эстетический вкус учащихся.

Словарная работа: святой, нравственность; митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивые, праведные, иночество, канонизация; сказка, повесть, житие; преподобный, блаженный, смиренный; милосердный.

Структура урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок. Добрых вам открытий!

II. Психологическая подготовка к восприятию произведения древнерусской литературы

Многие из Вас, ребята, были в церкви. Давайте еще раз окунемся в эту святую тишину и всмотримся в лики святых.

Звучат церковные песнопения. Медленно чередуются с помощью мультимедийного оборудования репродукции образов древнерусской иконописи – Слайд

Как вы думаете, изображение на иконах - это изображения реальных личностей, простых людей, которые жили когда-то или нереальных, вымышленных?

(Это обычные люди, но они были необыкновенны по отношению к окружающим людям, они обладали высоким чувством человеколюбия).

Почему же они стали святыми? (Люди причислили их к лику святых, потому что они были образцом нравственных и духовных ценностей.

Кто такой святой? (Святой – это человек, посвятивший себя богу.)

Правильно, ребята. Святой – это человек, посвятивший себя богу, делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения. Слайд

III. Сообщение темы урока.

В истории христианства остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях.

Сегодня на уроке мы прикоснёмся к произведению Древней Руси – жемчужине древнерусской литературы, героями которого являются святые – супруги Петр и Феврония. Слайд

Тема нашего урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Судьба и характер героев.

С этим произведением мы с вами уже познакомились на прошлом занятии.

Цель нашего сегодняшнего урока: - рассмотреть жанровое своеобразие «Повести…»; попробуем определить, каков же герой древнерусской литературы, каков его характер; попытаемся составить духовный портрет Петра и Февронии, что поможет нам понять нравственность прошлых веков и оценить идейное содержание повести.

IV. Работа с эпиграфом. Слайд

Знаток древнерусской литературы Д.С. Лихачев говорил:

Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к нашему уроку и что такое нравственность?

(Нравственность - это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п. Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все времена для всех людей. Подробно читая древние книги мы можем многое найти для себя)

Мы с вами вернемся к нашему эпиграфу в конце урока. А сейчас перенесемся в древнерусское государство, в далекий ХVI век и узнаем, кто же написал это замечательное произведение «Повесть о Петре и Февронии», какова его предыстория? Слово учащимся. Слайд

V. История создания повести. Индивидуальные сообщения уч-ся.

А)ХVI век… - время образования единого Русского государства.

За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария (Слайд)по порядку месяцев и дней составляется сборник житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов. Он назывался "Великие Четьи-Минеи" (Слайд) (В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО – ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЧТЕНИЯ). И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.

Старый г. Муром славился легендами. (Слайд)Здесь родились, жили и княжили 23 православных святых. Таким достижением не может похвастаться ни один город в мире. (Слайд) Но самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. Слайд Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и создал повесть о Петре и Февронии Муромских.

Б)- Петр и Феврония – реальные исторические личности. Слайд 18 Князь Петр правил в Муроме в начале 13 века. Он женился на крестьянке Февронии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в в один день и час 25 июня 1228 года.

«Повесть о Петре и Февронии» стала любимым чтением средневековых русичей. Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Слайд 20Сохранилось 150 списков повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.

Ребята, в речи наших русичей встретились слова Слайд: митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация.

Давайте вспомним, что они означают?

Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).

«Великие Четьи –Минеи» - сборник житий всех святых православной церкви.

Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.

Праведный, праведник - святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.

Иночество - буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах.

Канонизация – причисление к лику святых.

Когда была написана «Повесть…»? (Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.)

Кто заказал «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолаю-Еразму? (митрополит Макарий)

VI. Жанровое своеобразие повести. Черты сказки, жития и повести в пр-и

Повесть о Петре и Февронии – особенное произведение. Известно, что митрополит Макарий все-таки не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи». Почему? Слайд

Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения. Слайды

Черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказки, повести и жития)

Что такое сказка? (Сказка – это фольклорное произведение с установкой на вымысел)

Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных, бытовые)

Дайте определение повести.

Повесть - эпическое произведение, которое меньше по объёму, чем роман, и больше, чем рассказ. Здесь несколько сюжетных линий.

Что такое житие? (Житие – это рассказ о жизни святых.)

Какова их цель? (Цель житий – прославлять святого.)

Назовите виды житий. (Виды: -«мученичество», описывающее мученичество и смерть святого;

Житие-биос (описывает жизнь святого от рождения до смерти)

Какую структуру имели жития?

Жития имели определенную структуру:

Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

Основная часть – рассказ о жизни святого, его благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в бога, о страданиях во имя бога, смерти святого и посмертных чудесах.

Завершалось житие похвалой святому.

А теперь проверим ваше д/з и заслушаем, какие черты сказки и жития вы нашли в произведении?

Перечислите сказочные элементы этой повести.

Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»

Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве.

Как и во всех сказках, есть сказочный герой - змей-искуситель.

По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.

Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)

Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)

Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).)

Какие черты повести присутствуют в произведении?

Исторически точны названия мест;

Рассказана история бояр, погрязших в междоусобице;

детали быта / описание покоев, врачевания, бортничанья, боярских пиров/. Слайд 23-3

-Назовите черты жития в этом произведении.

* Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный. Феврония - святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.

Что означают слова «блаженный», «преподобный»и «смиренный»?

Блаженный – благой, добрый.

Преподобный - святой из монашествующих.

Смиренный – тихий, кроткий человек, спокойный и ровный нравом; не сердитый, добрый человек.

Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.

Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями). - Слайд

В чём же жанровое своеобразие этого произведения? Элементы каких жанров использует автор? (Автор использует элементы сразу нескольких жанров: исторической повести, сказки, жития.)

Назовите основной жанр этого произведения. Докажите. А может кто-то думает иначе. (Основной жанр – житие, т.к. рассказывается о жизни святых.)

Почему же митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи»? Слайд (Произведение не представляет собой каноническое (традиционное) житие. Здесь нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога.)

Вы правы, ребята. Произведение не представляет собой каноническое житие. Испытание героев утверждает земную любовь, семейные ценности, а не монашеский подвиг во имя бога. Литературоведы так определяют жанр произведения: это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера. (Слайд)

VII. Характеристика образов главных героев.

Перейдем к анализу худ. образов. Цель нашей беседы - составить духовный портрет муромских святых Петра и Февронии (Слайд), что поможет нам понять идейное содержание «Повести…» и лучше справиться с домашним заданием - творческой работой, связанной с этими прекрасными образами.

Откройте тетради. Запишите тему урока. Разделите тетрадный лист на 2 равные части. В левой колонке вы должны будете записать все положительные черты Петра, в правой - все положительные черты Февронии.

Характеристика Петра

Обратимся к образу Петра.

Вы знаете, ребята, что человек в литературе этого периода либо положительный образ, либо отрицательный. Подходит ли под это утверждение образ Петра? Докажите.

(Нет. В нем есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня, ходит в церковь, молится, терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово.)

Что мешает ему поступить иначе?

(Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Он считает себя выше простой крестьянской девушки.)

Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга? (Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии.)

Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте. (Добросердечие и невысокомерие)

Быть невысокомерным, значит быть каким? (Кротким, смиренным)

Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает? (Мужеством)

Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смирение – настоящие качества мужского характера).

Обладает ли ими Петр? Запишем их.

Какие еще черты раскрываются в характере Петра? (Вера в Бога, мудрость, любовь к людям, любовь и верность близким, справедливость)

Назовите поступки героя, которые подтверждают эти качества. Докажите текстом.

Верность заповедям Божьим,

вера в Бога

(благочестие, религиозность)

Петр молится в церкви. «Была же вне города церковь Воздвижения. Пришел в нее князь Петр помолиться…» -

Принимает монашество. «Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония – Евфросинией»

Мудрость

Догадался, что змей –не его брат Павел. «Случилось ему прийти в покои брата своего, и от него – в покои снохи. У нее увидел брата своего, от которого он только что вышел.»

Любовь и верность близким

Ради брата своего думает как бы убить змея, не зная даже, где находится Агриков меч. «Князь Петр, услышав, что змий назвал его имя, начал думать как бы убить его. Но его смущало, что он не знал, где раздобыть Агриков меч.»

Был верен Февронии. «Блаженный князь Петр не мог оставить жену свою и решил покинуть Муром».

Умение прощать

Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром.

«Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим.»

Справедливый правитель

«И княжили они во граде том, как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа.»

IX. Характеристика Февронии

Т. О., мы проследили развитие образа Петра.

В чем заключается загадка Февронии? Кто такая Феврония? (Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково.)

Когда мы впервые знакомимся с Февронией? (Когда гонец ищет лекаря для князя Петра)

Заглянем в дом к Февронии.

Найдите и прочитайте в повести загадки Февронии. Первая загадка, вторая, третья.

Что еще доказывает мудрость героини? (Она отводит неисполнимые требования Петра (сделать из пучка льна сорочку, порты и полотенце) такими же неисполнимыми требованиями, но уже со своей стороны (сделать из чурочки станок).Не помазала ему один струп.

Значит какой чертой обладает Феврония? (мудростью). Запишем.

На что, вернее, на кого, вы обратили внимание в этом эпизоде?

(В этом же эпизоде мы обратили внимание на зайца. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Значит, Феврония способна приручать зверей.)

О чем это говорит? (О какой черте характера это говорит?) (О добросердечии (о ее добром сердце, ее доброте)

Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии. Для чего автор изобразил ее сидящей за ткацким станком? (Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Это говорит о трудолюбии, о том, что она хорошая хозяйка)

2. Переказ фрагмента

Так почему же женился Петр на Февронии? (Потому что полюбил ее).

За что же полюбил Пётр Февронию? (Он убедился в уме, душевной красоте девушки.

Она не приняла его подарков, значит, не корыстна и не жадна. «Нимало не гневаясь» излечивает его ещё раз, значит милосердна).

Правильно, ребята. А что означает слово милосердие?

(Милосердие – это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье как свое, умение прощать.)Запишем.

Почему Феврония полюбила Петра, не видев его, т.к. они общались

через слуг? (Она обладает даром предвидения, и она знает, что князь Пётр ей суженый. Он обладает качествами настоящего мужского х-ра- мужеством, добросердечием, кротостью и смирением)

Значит каким качеством обладают и Петр, и Феврония? (способностью любить) Запишите.

Какими еще качествами обладает Феврония? (Верой в бога, чудесным даром, верностью, кротостью, смирением)

В каких ситуациях они проявляются? Подтвердите цитатами из текста.

Характеристика Февронии

Подтверждение из текста

Благочестивость (верность заповедям божьим, религиозность, вера в Бога)

Успокаивает Петра. Укрепляет в нем веру. «Не скорби, князь, милостивый Бог не оставит нас в нужде». –

Чудесный дар

Дар исцеления больных и дар чудотворения. Чудеса: Крошки превращаются в ладан. Мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями

Верность

Уходя из Мурома Берет с собой не золото, а мужа своего Петра. «Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра»

Кротость, смирение

Прощает бояр, изгнавших их из Мурома.

Ребята, как завершается жизненный путь Петра и Февронии?

* Оба супруга умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти.

VIII.Работа с предметами-символами (Слайд)

Так закончилась жизнь Петра и Февронии. Мы уже многое знаем о наших героях. Давайте попытаемся представить их жизненный путь в виде предметов-символов. Перед нами три предмета: лестница, тропа и круг.

Что такое лестница? (Это приспособление, придуманное людьми для того, чтобы подниматься вверх ступенька за ступенькой.)

Как вы думаете, жизнь какого человека можно сравнить с подъемом по лестнице? (Человека, который преодолевает трудности, преграды, но все-таки добирается к вершине)

Как мы с вами поднимаемся по лестнице, чтобы что-нибудь достать, сделать или просто оказаться в нужном месте, точно так же и человек идет по символической лестнице, преодолевая препятствия, преграды, чтобы достичь вершины - совершенства.

А что такое тропа? (Тропа́ (тропи́нка) - узкая протоптанная дорожка).

Каким будет жизненный путь человека, если его представить в виде тропы?

Тропа символизирует сравнительно спокойную, ровную жизнь человека, в которой встречаются незначительные препятствия, заставляющие человека сворачивать то в одну, то в другую сторону.

А вот круг –это очень важный символ. Круг не имеет ни начала, ни конца. Он означает вечность, неизменность, постоянство, верность своим идеям, чистоту помыслов.

С помощью какого из этих предметов мы с вами можем представить жизненный путь Петра? Аргументируйте ответ. (Его жизненный путь можно представить в виде лестницы. 1 ступень - борьба с внешним злом в обличии змея – искусителя 2 ступень - болезнь Петра и испытания 3 ступень - борьба с внутренним злом – над гордыней 4 ступень - кротость и верность заповедям Божьим, святость.)(Слайд)

Если мы с вами сравним жизненный путь Февронии с теми же предметами, то какой предмет вы выберете?

(Круг. Автор не раз подчеркивает предопределенность её судьбы, её жизненного пути. На протяжении повествования образ святой остается неизменным: Феврония обладает нравственной чистотой, чистотой помыслов, ее вера в Бога непоколебима.)(Слайд)

IX. Духовный портрет Петра и Февронии. Выводы.

Ребята, вот мы с вами и составили духовный портрет Петра и Февронии.(Слайд)

Прочитайте, какими положительными прекрасными качествами обладает Петр.

Мужество

Добросердечие

Кротость

Смирение

Верность заповедям Божьим (благочестие, религиозность)

Мудрость

Любовь и верность близким

Умение прощать

А какими нравственными качествами обладает Феврония?

Мудрость

Добросердечие

Трудолюбие

Милосердие

Способность самоотверженно любить

Благочестивость (верность заповедям божьим, религиозность)

Чудесный дар

Верность

Кротость, смирение

X.Домашнее задание. Этот житийный портрет поможет вам выполнить домашнее задание. Написать небольшое сочинение (4-5 предложений) на тему «Чему учат нас герои древнерусской повести о Петре и Февронии». Запишите задание, чтобы нам с вами не возвращаться к нему.

Можно ли на основании житийного портрета отнести Петра и Февронию к святым? Докажите. (Петр и Феврония – образец нравственных и духовных ценностей.) (Слайды)

Чем Петр и Феврония заслужили звание святых? (Своей любовью и верностью. Они так любили друг друга, что просили Бога, чтобы умереть в один день. И даже после смерти оказались вместе в одном гробу.)(Слайд)

Петр и Феврония были образцом семейной жизни, любви и верности. Даже смерть их не разлучила. Поэтому они стали святыми – покровителями брака. (слайд)

8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию и именно этот день считают днем влюбленных в православии. Слайд 31 В 2008 году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. (Слайд) Немало людей совершают паломничество в Муром, чтобы поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.

XI. Итог урока.

Вернемся к нашему эпиграфу. Слайд 33

Нравственность едина во все века и для всех людей.

Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

В чем основная ценность книги?

(Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.)

Какие жизненные ценности утверждаются в ней? (Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность, мудрость, добросердечие, милосердие).

А в современное время эти качества ценятся?

Соответствует ли эпиграф идее нашего урока?

Какова же основная идея повести? (. Любовь, верность, доброта могут победить любое зло.)

Торжество веры, мудрости, добра и любви – вот основная идея повести. Своей жизнью Петр и Феврония показали, каким должен быть человек, каким должна быть его жизнь. Посмотрите еще раз, сколько прекрасных нравственных качеств, которые передаются из века в век, из поколения в поколение, должно быть в человеке. Давайте и мы будем стараться жить так, чтобы хоть немножечко стать похожими на этих святых людей. А помочь в этом смогут книги, которые вы видите на нашей выставке. В них вы найдете не только повесть о Петре и Февронии, но и рассказы о жизни других святых православной церкви.

XII.Выставление оценок.

Разделы: Литература

1) прививать культуру ведения дискуссии на уроке, умение отстаивать свою точку зрения, умение выслушать собеседника.
2) развивать умение работать с текстом(работа с карандашом);
навык работы над анализом эпизода, умение составлять план текста по основным эпизодам;
3) обучение сопоставительному и сравнительному анализу работы над текстом (работа с таблицей).

Ход урока:

Ермолай-Еразм

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Цель урока:

  • Познакомиться с произведением древнерусской литературы.
  • Определить проблематику повести.
  • Выявить новаторство Ермолая-Еразма в создании характера героини.
  • Расширить понятие эпизода эпического произведения.
  • Развивать аналитические умения и письменную речь.

Опрос по пройденному материалу .

  • “Повесть о Петре и Февронии” – это фольклорное или литературное произведение? Почему?
  • Можно ли назвать это произведение житием?
  • Что значит “повесть”, почему это произведение называется повестью?

Анализ произведения.

К какому роду относится “Повесть о Петре и Февронии”?
  • Что значит эпический род? Главные его признаки?
  • Какие признаки эпического рода можно выделить в “Повести о Петре и Февронии”?
  • Что значит понятие “эпизод”?
  • Выделите основные эпизоды в произведении.
  • Работа с текстом произведения.
    (Выполнение и проверка домашнего задания)

    Основные эпизоды повести:

    • Проделки дьявола
    • Отчего смерть змея приключится.
    • Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча.
    • Агриков меч найден.
    • Змей убит.
    • Мудрая девушка из села Ласково.
    • Условие Февронии и исцеление.
    • Заговор против княгини Февронии.
    • “Дайте то, что я прошу!”
    • Прозорливость Февронии.
    • Возвращение в Муром и счастливое княжение.
    • “Приспело время преставления”.
    • Чудеса с телами Петра и Февронии.

    Анализ эпизода эпического произведения.

    1) Озаглавить эпизод.
    2)Указать, какое место этот эпизод занимает в произведении (в начале, в конце, главный или незначительный).
    3)Роль эпизода в раскрытии характеров или в развитии сюжета.
    4) Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый.
    5) Есть ли в эпизоде пейзаж или описание интерьера, предметного мира; их роль.
    6) Как проявляется в эпизоде стиль писателя, что для него характерно.
    7) Языковые особенности эпизода – анализ средств языка, используемых автором.

    НОВАЯ ТЕМА УРОКА

    Классное сочинение аналитического типа на тему “ Изображение человека в фольклоре и древнерусской литературе”. Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного.

    А. С. Дёмин

    Закрепление изученного материала.

    Пётр и Феврония – исторические лица. Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году. Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней.

    Основные особенности повести

    .
    • Повесть похожа на житие, но содержание произведения отличается от канонического жития.
    • Найдите признаки жития в повести.
    • Что вам напоминает начало повести?
    • Найдите другие признаки волшебной сказки в произведении.

    Работа в рабочей тетради.

    Признаки сказки Черты жития
    • Что необычного в доме Февронии заметил слуга Петра?
    • Как отвечает Феврония на вопросы слуги? Почему он ничего не может понять в словах дочери древолаза?
    • Найдите в тексте повести эпизоды, в которых проявляется ум Февронии, её благочестие и верность.
    • Какое качество подчёркивает автор в её характере в первую очередь?
    • К кому обращается Феврония в трудные минуты?
    • Какие черты характера героини вы находите наиболее привлекательными?
    • Почему после её смерти происходят чудеса?

    Общий Воздух "Спас нерукотворный" с предстоящими вид. 1389

    .
    • “…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…”
    • Прочитайте финал повести.
    • Какое впечатление оно производит?
    • Найдите элементы этих жанров в структуре повести.

    Заполнить таблицу:

    Признаки сказки Черты жития
    1. Сказочный зачин.
    2. Первая часть похожа на народную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве.
    3. Есть сказочный герой змей-искуситель.
    4. Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея.
    5. Есть загадки, хитроумные задания-испытания.
    6. Есть волшебные вещи: Агриков меч.
    7. Есть постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).
    1. Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная).
    2. Есть похвальное слово святым.
    3. Любовь героев к Богу, жизнь по “заповедям Божьим”.
    4. Чудеса, которые творит герой (Феврония исцеляет больных).
    5. Необычная смерть и посмертные чудеса.
    • Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказки, основной же формой является житие.

    Найдите элементы этих жанров в структуре повести.

  • Повесть, заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запоминающиеся характеры, является не только образцом благочестивого жития русских князей, но и кладезем житейской мудрости.
  • Тема –
  • история любви.
  • Идея произведения
  • заключается в том, что любовь – это великое, всепобеждающее чувство.

    Троицкий собор в Муроме, где хранятся мощи св. Петра и Февронии

    8 июля православные отмечают праздник святых Петра и Февронии Муромских чудотворцев

    Поездка в Муром на праздник Петра и Февронии (07.07-08.07.2006г.)

    Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

    Областное государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся,

    воспитанников с отклонениями в развитии

    специальная (коррекционная)

    общеобразовательная школа-интернат v вида

    г. Зернограда Ростовской области

    Открытый урок литературы в 7 классе

    «Повесть о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев»

    Подготовила и провела:

    Скидело О.С., учитель русского

    Языка и литературы, II кв. категория

    Технологическое сопровождение урока:

    1. информационные технологии, ИКТ;
    2. личностно-ориентированные технологии;
    3. технология воспитания духовной культуры;
    4. технология педагогического сотрудничества;
    5. технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

    Методы обучения:

    1. метод творческого чтения;
    2. иллюстративный метод;
    3. эвристический метод;
    4. поисковый метод;
    5. метод анализа и синтеза.

    Цели:

    1. Образовательная:

    1. ввести учащихся в мир древнерусской повести о «Петре и Февронии Муромских»;
    2. показать жанровое своеобразие Повести…» как одного из средств создания образов Петра и Февронии;
    3. раскрыть образы святых Петра и Февронии;
    4. помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков;
    5. показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека.

    2. Развивающая:

    1. формировать навык вчитывания в подтекст произведения, умение цитировать;

    развивать аналитические способности уч-ся, логическое мышление, устную и письменную речь;

    совершенствовать навыки характеристики героев.

    3. Воспитательная:

    воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать;

    воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;

    посредством музыки воспитывать эстетический вкус уч-ся.

    Словарная работа: святой, нравственность; митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивые, праведные, иночество, канонизация; сказка, повесть, житие; преподобный, блаженный, смиренный; милосердный.

    Оборудование урока:

    Литература. 7 класс.Часть 1. Автор-составитель В.Я. Коровина. – М., Просвещение, 2009.

     Рабочие листы;

    Компьютерная презентация к уроку.

    Выставка произведений древнерусской литературы и репродукций живописи (икон).

    Аудиозапись церковного песнопения.

    Аудиозапись песни «Петр и Феврония» в исполнении хора «Пересвет»..

    Фрагменты из фильма «Петр и Феврония. История любви и верности». Эпизоды «Гонец в доме Февронии», «Смерть Петра и Февронии».

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок. Добрых вам открытий!

    1. Психологическая подготовка к восприятию произведения древнерусской литературы

    Многие из Вас, ребята, были в церкви. Давайте еще раз окунемся в эту святую тишину и всмотримся в лики святых.

    Звучат церковные песнопения. Медленно чередуются с помощью мультимедийного оборудования репродукции образов древнерусской иконописи – Слайд 1-7

    Как вы думаете, изображение на иконах - это изображения реальных личностей, простых людей, которые жили когда-то или нереальных, вымышленных?

    (Это обычные люди, но они были необыкновенны по отношению к окружающим людям, они обладали высоким чувством человеколюбия).

    Почему же они стали святыми? (Люди причислили их к лику святых, потому что они были образцом нравственных и духовных ценностей.

    Кто такой святой? (Святой – это человек, посвятивший себя богу.)

    Правильно, ребята. Святой – это человек, посвятивший себя богу, делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения. Слайд 8

    III. Сообщение темы урока.

    В истории христианства остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях.

    Сегодня на уроке мы впервые прикоснёмся к произведению Древней Руси – жемчужине древнерусской литературы, героями которого являются святые – супруги Петр и Феврония. Слайд 9

    Тема нашего урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Судьба и характер героев. Слайд 10

    С этим произведением мы с вами уже познакомились.

    Цель нашего сегодняшнего урока: - рассмотреть жанровое своеобразие «Повести…»; попробуем определить, каков же герой древнерусской литературы, каков его характер; попытаемся составить духовный портрет Петра и Февронии, что поможет нам понять нравственность прошлых веков и оценить идейное содержание повести.

    1. Работа с эпиграфом. Слайд 11

    Знаток древнерусской литературы Д.С. Лихачев говорил:

    Как вы понимаете это высказывание , которое является эпиграфом к нашему уроку и что такое нравственность ?

    (Нравственность - это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п. Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все времена для всех людей. Подробно читая древние книги мы можем многое найти для себя)

    Мы с вами вернемся к нашему эпиграфу в конце урока. А сейчас перенесемся в древнерусское государство, в далекий ХVI век и узнаем, кто же написал это замечательное произведение «Повесть о Петре и Февронии», какова его предыстория? Слово – Петелину В. и Юровой А . Слайд 12

    V. История создания повести. Индивидуальные сообщения уч-ся.

    (в костюмах средневековых русичей)

    Петелин: ХVI век… - время образования единого Русского государства.

    За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария (Слайд 13) по порядку месяцев и дней составляется сборник житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов. Он назывался "Великие Четьи-Минеи" (Слайд 14 ) (В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО – ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЧТЕНИЯ) . И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.

    Старый г. Муром славился легендами. (Слайд 15) Здесь родились, жили и княжили 23 православных святых. Таким достижением не может похвастаться ни один город в мире. (Слайд 16) Но самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. Слайд 17 Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и создал повесть о Петре и Февронии Муромских.

    Юрова: Петр и Феврония – реальные исторические личности. Слайд 18 Князь Петр правил в Муроме в начале 13 века. Он женился на крестьянке Февронии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить . Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в в один день и час 25 июня 1228 года. Слайд 19

    «Повесть о Петре и Февронии» стала любимым чтением средневековых русичей. Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Слайд 20 Сохранилось 150 списков повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.

    - Ребята, в речи наших русичей встретились слова Слайд 21 : митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация.

    Давайте вспомним, что они означают?

    Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).

    «Великие Четьи –Минеи» - сборник житий всех святых православной церкви.

    Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.

    Праведный, праведник - святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.

    Иночество - буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах.

    Канонизация – причисление к лику святых.

    Когда была написана «Повесть…»? (Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.)

    Кто заказал «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолаю-Еразму? (митрополит Макарий)

    VI. Жанровое своеобразие повести. Черты сказки, жития и повести в пр-и.

    Повесть о Петре и Февронии – особенное произведение. Известно, что митрополит Макарий все-таки не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи». Почему? Слайд 22 Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения. Слайд 23-1

    Черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказки, повести и жития)

    Что такое сказка? (Сказка – это фольклорное произведение с установкой на вымысел)

    Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных, бытовые)

    Дайте определение повести.

    Повесть - эпическое произведение, которое меньше по объёму, чем роман, и больше, чем рассказ. Здесь несколько сюжетных линий.

    Что такое житие? (Житие – это рассказ о жизни святых.)

    Какова их цель? (Цель житий – прославлять святого.)

    Назовите виды житий. ( Виды: -«мученичество», описывающее мученичество и смерть святого;

    Житие-биос (описывает жизнь святого от рождения до смерти)

    Какую структуру имели жития?

    Жития имели определенную структуру:

    1. Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.
    2. Основная часть – рассказ о жизни святого, его благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в бога, о страданиях во имя бога, смерти святого и посмертных чудесах.
    3. Завершалось житие похвалой святому.

    А теперь проверим ваше д/з и заслушаем, какие черты сказки, повести и жития вы нашли в произведении?

    Перечислите сказочные элементы этой повести.

    1. Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»
    2. Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве.
    3. Как и во всех сказках, есть сказочный герой - змей-искуситель.
    4. По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.
    5. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».
    6. Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)
    7. Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)
    8. Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”). ) Слайд 23-2

    Какие черты повести присутствуют в произведении?

    1. исторически точны названия мест;
    2. рассказана история бояр, погрязших в междоусобице;

    Детали быта / описание покоев, врачевания, бортничанья, боярских пиров/. Слайд 23-3

    Назовите черты жития в этом произведении.

    1. Автор прославляет святых, создавая идеальные образы.

    Какими эпитетами автор награждает героев?
    * Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный. Феврония - святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.
    -Что означают слова «блаженный», «преподобный»и «смиренный»?

    Блаженный – благой, добрый.

    Преподобный - святой из монашествующих.

    Смиренный – тихий, кроткий человек, спокойный и ровный нравом; не сердитый, добрый человек.

    1. Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.
    2. Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями). - Слайд 23-4

    - В чём же жанровое своеобразие этого произведения? Элементы каких жанров использует автор? (Автор использует элементы сразу нескольких жанров: исторической повести, сказки, жития.)

    Назовите основной жанр этого произведения. Докажите. А может кто-то думает иначе . (Основной жанр – житие, т.к. рассказывается о жизни святых.)

    Почему же митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи»? Слайд 24 (Пр-е не представляет собой каноническое (традиционное) житие. Здесь нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога.)

    Вы правы, ребята. Произведение не представляет собой каноническое житие. Испытание героев утверждает земную любовь, семейные ценности, а не монашеский подвиг во имя бога. Литературоведы так определяют жанр произведения: это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера . Слайд 23-5

    VII. Характеристика образов главных героев.

    - Перейдем к анализу худ. образов. Цель нашей беседы - составить духовный портрет муромских святых Петра и Февронии ( Слайд 24) , что поможет нам понять идейное содержание «Повести…» и лучше справиться с домашним заданием - творческой работой, связанной с этими прекрасными образами.

    Откройте тетради. Запишите тему урока. Разделите тетрадный лист на 2 равные части. В левой колонке вы должны будете записать все положительные черты Петра, в правой - все положительные черты Февронии.

    Характеристика Петра

    Обратимся к образу Петра.

    Вы знаете, ребята, что человек в литературе этого периода либо положительный образ, либо отрицательный. Подходит ли под это утверждение образ Петра? Докажите.

    (Нет. В нем есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня, ходит в церковь, молится, терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово.)

    Что мешает ему поступить иначе?

    (Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Он считает себя выше простой крестьянской девушки.)

    Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга? (Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии. )

    Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте. (Добросердечие и невысокомерие)

    Быть невысокомерным, значит быть какаим? (Кротким, смиренным)

    Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает? (Мужеством)

    Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смирение – настоящие качества мужского характера).

    Обладает ли ими Петр? Запишем их.

    Какие еще черты раскрываются в характере Петра? (Вера в Бога, мудрость, любовь к людям, любовь и верность близким, справедливость)

    Назовите поступки героя, которые подтверждают эти качества. Докажите текстом.

    Верность заповедям Божьим,

    вера в Бога

    (благочестие, религиозность)

    Петр молится в церкви. «Была же вне города церковь Воздвижения. Пришел в нее князь Петр помолиться…» - с.55

    Принимает монашество. «Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония – Евфросинией» - с.62

    Мудрость

    Догадался, что змей –не его брат Павел. «Случилось ему прийти в покои брата своего, и от него – в покои снохи. У нее увидел брата своего, от которого он только что вышел.» - с.55

    Любовь и верность близким

    Ради брата своего думает как бы убить змея, не зная даже, где находится Агриков меч. «Князь Петр, услышав, что змий назвал его имя, начал думать как бы убить его. Но его смущало, что он не знал, где раздобыть Агриков меч.» -с. 55

    Был верен Февронии. «Блаженный князь Петр не мог оставить жену свою и решил покинуть Муром». –с.60

    Умение прощать

    Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром.

    «Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим.» -с.61

    Справедливый правитель

    «И княжили они во граде том, как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа.» - с.61-62

    IX . Характеристика Февронии

    Т. О., мы проследили развитие образа Петра.

    В чем заключается загадка Февронии? Кто такая Феврония? (Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково.)

    Когда мы впервые знакомимся с Февронией? (Когда гонец ищет лекаря для князя Петра)

    Заглянем в дом к Февронии.

    Просмотр видеофрагмента «Гонец в доме Февронии» -

    ОРТ-04.16-05.20(язвы)

    1. Анализ эпизода

    Чего нет по сравнению с текстом в этом фрагменте? (Загадок)

    Найдите и прочитайте в повести загадки Февронии. Первая загадка, вторая, третяя.

    Найдите в тексте ответ на первую загадку, на вторую, на третюю.

    Что еще доказывает мудрость героини? (Она отводит неисполнимые требования Петра (сделать из пучка льна сорочку, порты и полотенце) такими же неисполнимыми требованиями, но уже со своей стороны (сделать из чурочки станок).Не помазала ему один струп.

    Значит какой чертой обладает Феврония? (мудростью ). Запишем.

    На что, вернее, на кого, вы обратили внимание в этом эпизоде?

    (В этом же эпизоде мы обратили внимание на зайца. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Значит, Феврония способна приручать зверей.)

    О чем это говорит? (О какой черте х-ра это говорит?) (О доросердечии (о ее добром сердце, ее доброте)

    Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии. Для чего автор изобразил ее сидящей за ткацким станком? (Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Это говорит о трудолюбии , о том, что она хорошая хозяйка)

    2. Переказ фрагмента

    Так почему же женился Петр на Февронии? (Потому что полюбил ее).

    За что же полюбил Пётр Февронию? (Он убедился в уме, душевной красоте девушки.

    Она не приняла его подарков, значит, не корыстна и не жадна. «Нимало не гневаясь» излечивает его ещё раз, значит милосердна).

    Правильно, ребята. А что означает слово милосердие ?

    (Милосердие – это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье как свое, умение прощать.) Запишем.

    - Почему Феврония полюбила Петра, не видев его, т.к. они общались
    через слуг?
    (Она обладает даром предвидения, и она знает, что князь Пётр ей суженый. Он обладает качествами настоящего мужского х-ра- мужеством, добросердечием, кротостью и смирением)

    Значит каким качеством обладают и Петр, и Феврония? (способностью любить ) Запишите.

    - Какими еще качествами обладает Феврония? (Верой в бога, чудесным даром, верностью, кротостью, смирением)

    В каких ситуациях они проявляются? Подтвердите цитатами из текста.

    Характеристика Февронии

    Подтверждение из текста

    Благочестивость (верность заповедям божьим, религиозность, вера в Бога)

    Успокаивает Петра. Укрепляет в нем веру. «Не скорби, князь, милостивый Бог не оставит нас в нужде». –с.60

    Чудесный дар

    Дар исцеления больных и дар чудотворения. Чудеса: Крошки превращаются в ладан. Мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями

    Верность

    Уходя из Мурома Берет с собой не золото, а мужа своего Петра. «Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра» -с.60

    Кротость, смирение

    Прощает бояр, изгнавших их из Мурома.

    Ребята, как завершается жизненный путь Петра и Февронии?
    * Оба супруга умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти.

    Посмотрим видеофрагмент.

    Просмотр видеофрагмента «Смерть Петра и Февронии»

    4. Работа с предметами-символами (Слайд 25 )

    Так закончилась жизнь Петра и Февронии. Мы уже многое знаем о наших героях. Давайте попытаемся представить их жизненный путь в виде предметов-символов. Перед нами три предмета : лестница, тропа и круг.

    Что такое лестница ? (Это приспособление, придуманное людьми для того, чтобы подниматься вверх ступенька за ступенькой.)

    Как вы думаете, жизнь какого человека можно сравнить с подъемом по лестнице? (Человека, который преодолевает трудности, преграды, но все-таки добирается к вершине)

    Как мы с вами поднимаемся по лестнице, чтобы что-нибудь достать, сделать или просто оказаться в нужном месте, точно так же и человек идет по символической лестнице, преодолевая препятствия, преграды, чтобы достичь вершины - совершенства.

    А что такое тропа ? (Тропа́ (тропи́нка) - узкая протоптанная дорожка).

    Каким будет жизненный путь человека, если его представить в виде тропы?

    Тропа символизирует сравнительно спокойную, ровную жизнь человека, в которой встречаются незначительные препятствия, заставляющие человека сворачивать то в одну, то в другую сторону.

    А вот круг –это очень важный символ. Круг не имеет ни начала, ни конца. Он означает вечность, неизменность, постоянство, верность своим идеям, чистоту помыслов.

    С помощью какого из этих предметов мы с вами можем представить жизненный путь Петра? Аргументируйте ответ. (Его жизненный путь можно представить в виде лестницы. 1 ступень - борьба с внешним злом в обличии змея – искусителя 2 ступень - болезнь Петра и испытания 3 ступень - борьба с внутренним злом – над гордыней 4 ступень - кротость и верность заповедям Божьим, святость.) Слайд 26

    Если мы с вами сравним жизненный путь Февронии с теми же предметами, то какой предмет вы выберете?
    (Круг. Автор не раз подчеркивает предопределенность её судьбы, её жизненного пути. На протяжении повествования образ святой остается неизменным: Феврония обладает нравственной чистотой, чистотой помыслов, ее вера в Бога непоколебима.) Слайд 27

    XI. Духовный портрет Петра и Февронии. Выводы.

    - Ребята, вот мы с вами и составили духовный портрет Петра и Февронии. Слайд 28-1

    Прочитайте, какими положительными прекрасными качествами обладает Петр.

    А какими нравственными качествами обладает Феврония?

    Домашнее задание. Этот житийный портрет поможет вам выполнить домашнее задание. Написать небольшое сочинение (4-5 предложений) на тему «Чему учат нас герои древнерусской повести о Петре и Февронии». Запишите задание, чтобы нам с вами не возвращаться к нему.

    Можно ли на основании житийного портрета отнести Петра и Февронию к святым? Докажите. (Петр и Феврония – образец нравственных и духовных ценностей.) Слайд 28-2

    Чем Петр и Феврония заслужили звание святых? (Своей любовью и верностью. Они так любили друг друга, что просили Бога, чтобы умереть в один день. И даже после смерти оказались вместе в одном гробу.) Слайд 29

    Петр и Феврония были образцом семейной жизни, любви и верности. Даже смерть их не разлучила. Поэтому они стали святыми – покровителями брака. Слайд 30

    8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию и именно этот день считают днем влюбленных в православии. Слайд 31 В 2008 году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. Слайд 32 Немало людей совершают паломничество в Муром, чтобы поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.

    VIII. Итог урока.

    Вернемся к нашему эпиграфу. Слайд 33

    Нравственность едина во все века и для всех людей.

    Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

    В чем основная ценность книги?

    (Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности. )

    Какие жизненные ценности утверждаются в ней? (Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность , м удрость, добросердечие, милосердие).

    А в современное время эти качества ценятся?

    Соответствует ли эпиграф идее нашего урока?

    Какова же основная идея повести? (. Любовь, верность, доброта могут победить любое зло.)

    Слайд 34

    Торжество веры, мудрости, добра и любви – вот основная идея повести . Своей жизнью Петр и Феврония показали, каким должен быть человек, каким должна быть его жизнь. Посмотрите еще раз, сколько прекрасных нравственных качеств, которые передаются из века в век, из поколения в поколение, должно быть в человеке. Давайте и мы будем стараться жить так, чтобы хоть немножечко стать похожими на этих святых людей. А помочь в этом смогут книги, которые вы видите на нашей выставке. В них вы найдете не только повесть о Петре и Февронии, но и рассказы о жизни других святых православной церкви.

    А в заключении нашего урока послушайте замечательную песню Марка Тишмана, которая стала гимном Петру и Февронии.

    Звучит песня «Петр и Феврония»

    Выставление оценок.

    Ребята, вот и закончился наш урок. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали…



    Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
    Текстовое содержимое слайдов презентации:
    Идейно – художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»«Главное – люби других, как себя, вот что главное, и это все, больше ровно ничего и не надо» (из « Евангелия») автор: учитель МОУ «СОШ№14» г. Вологда Субботина И.П. 8 июля – Всероссийский день семьи, любви и верности. Святые Петр и Феврония Муромские – покровители семьи и брака.Их брак является образцом Христианского супружества и верности. «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит нравственность человеческого общества» Ф. Адлер Может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным? Автор повести – писатель и публицист Ермолай, в монашестве – Еразм. Он был священником в Пскове, потом настоятелем собора Спаса – на- Бору в Москве, а потом стал монахом. «В одно время приняли они монашество и облачились они в иноческие одежды. И назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, а преподобная Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией» Петр и Феврония – исторические лица.Они княжили в Муроме в начале 13 века и умерли в 1228 году.Но повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Село Ласково, которое упоминается в повести, существует и в наши дни, оно находится неподалеку села Солотча, откуда родом была Феврония. Прототипом героя повести, князя Петра, мог быть князь Давид Юрьевич, правивший Муромом в начале 13 века, который женился на крестьянке Ефросинии Повесть стала подлинным шедевром древнерусской литературы, она была написана после канонизации, то есть причисления к лику святых, Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. СКАЗКА? ЖИТИЕ? ПОВЕСТЬ? Вывод: Сказка Житие Повесть Мы выявили следующие черты сказки: 1.Сказочный зачин. 2.Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве. 3.Есть сказочный герой змей-искуситель. 4. Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея 5. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок6. Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена) 7. Волшебные предметы (например, Агриков меч)8.Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”). образец поведения человека Вступление – обращение к Богу (похвала и молитва о помощи)Собственно житие – рождение святого, праведная жизнь, смерть и чудесаЗаключение – похвала святому «Житие» - жизнеописание святых Композиция Христос «Повесть о Петре и Февронии» написана в форме жития Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная). Любовь героев к Богу, почитание героями Библии Чудеса, которые творят герои Необычная смерть и посмертные чудеса Есть похвальное слово святым. В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.Вывод: перед нами образ русской святой, созданный по всем правилам этого жанра, начиная с рассказа о юности героини, о ее благочестивой жизни, заканчивая обращением автора к Богу. 1.Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.2.Герои повести – реальные люди Жанр произведения определен в заглавии: «Повесть» «…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…» 3.Детали 4.На первый план выдвигается личность крестьянки5.Тема социального неравенства6.История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице Житийная повесть с элементами народно- сказочного характера «Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по ее благословению. Крошки хлеба в ее ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше своего идеального мужа – князя Петра» «Петр и Февроние, молите Бога о нас!» «ЛЮБОВЬ ДОЛГОТЕРПИТ, МИЛОСЕРДСТВУЕТ, ЛЮБОВЬ НЕ ЗАВИДУЕТ, ЛЮБОВЬ НЕ ПРЕВОЗНОСИТСЯ, НЕ ГОРДИТСЯ, НЕ БЕСЧИНСТВУЕТ, НЕ ИЩЕТ СВОЕГО, НЕ РАЗДРАЖАЕТСЯ, НЕ МЫСЛИТ ЗЛА» (1КОР. 13, 4,5) ИМЕННО ТАКАЯ ЛЮБОВЬ ПОМОГЛА Февронии преодолеть сословные препятствия и вызванные ими отчуждения Петра, а Петру, в свою очередь, ради своей любимой отказаться от княжеского престола. Для нас, людей 21 века, очень важна память о большой любви мужчины и женщины из далекого 13 века! 8июля – православный день влюбленных Мощи Февронии и Петра Муромских покоятся в Муромском Свято-Троиц- ком женском монастыре. Сюда приезжают тысячи людей поклониться их мощам и помолиться.