Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм.

Родина. Отечество. Отчизна. Родина это наша земля, родная природа, наше общество, это не только плоть, но и культура, дух народа.

Любовь к Родине - одно из самых прекрасных и благородных чувств человека. С первых мгновений жизни у младенца зарождается любовь к матери. Далее он познает родных и близких, дом, край, воспитывается на обычаях и нравах своего народа, мелодичности его песен, красоте родной природы. Франциск Скорина отмечал, что "люди, где родились и вскормлены, к тому месту великую любовь имеют". Отсюда, с "малой родины", идут истоки любви к Родине. В процессе образования, воспитания и трудовой деятельности человек от чувственного восприятия родных мест и близких людей переходит к осознанию родного языка, культуры, традиций и обычаев народа, его свершений и, наконец, к активному служению ему и делу процветания любимой Отчизны.

Понятия "Родина", "Отечество", "Отчизна" одинаковы по смыслу. Слова "Отечество" и "Отчизна" более эмоционально возвышенны и чаще употребляются в случаях, когда речь идет о защите. Истинная любовь к Родине не зависит от величия, богатств или благополучия страны, эта любовь бескорыстна и чиста. Человек, любящий свою Родину, гордится ею, радуется достижениям или огорчается неудачам, всячески способствует ее процветанию и никогда не оставит в беде.

Республика Беларусь. Наша Родина - Республика Беларусь. Ее территория раскинулась на 207,6 тыс. км2 и географически разделена на сельские и городские административно-территориальные районы, входящие в шесть областей (Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Минская и Могилевская). Необычайно разнообразны, щедры и красивы просторы Беларуси, ее поля и леса, реки и озера, большие города и маленькие деревушки.

Самая великая ценность в нашей стране - это люди. Согласно переписи 1999 года численность населения республики составила 10 млн. человек. Характерными чертами белорусского народа являются его трудолюбие и доброта. Наш народ умеет хорошо трудиться, красиво отдыхать и мужественно защищаться. Республика Беларусь не мононациональна: в ней, помимо коренного народа - белорусов, значительную часть составляют русские, а также поляки, украинцы, евреи, представители других национальностей. Все они являются единым народом Беларуси. От крепости этого единства зависят стабильность общества, могущество государства.

Беларусь унаследовала, бережно хранит и приумножает свои духовные ценности. Наш народ свято чтит историческое прошлое, традиции и обычаи предков, уважает религии, развивает культуру, науку, образование, литературу, искусство.

Народ Беларуси избрал свой путь развития, принял собственную Конституцию, создающую условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности. Конституция Республики Беларусь провозглашает человека высшей ценностью общества, а гарантии реализации прав и свобод граждан - высшей целью государства. Государственная власть в республике осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина является Президент Республики Беларусь.

Республика Беларусь как суверенное государство имеет свои символы: Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

Столица Беларуси - город Минск. Он возник и вырос на пересечении грозных дорог истории. Много раз его уничтожали и сжигали чужеземцы, разоряли междоусобные войны князей. Тысячу сто дней город грабили и превратили в руины немецкие фашисты, но город-герой сражался и победил. Минск возродился. Древний и юный город живет, растет, хорошеет.

Защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг ее граждан. Наша история оставила множество примеров беззаветной любви, преданности и верного служения Родине, самоотверженности, мужества и героизма, проявленных при защите Отечества. В этой истории - честь, слава и доблесть наших предков.

Законодательством Республики Беларусь предусмотрен всенародный характер обороны государства. Это означает, что экономика, политическая и социальная жизнь страны, все ее ресурсы и возможности в случае военной агрессии должны быть направлены в необходимом и достаточном количестве на ее пресечение. Мужчины и женщины вне зависимости от их возраста, политических, религиозных или иных убеждений; заводы, фабрики, колхозы, фермы и фирмы вне зависимости от их форм хозяйствования и собственности; наука, культура, искусство - всё должно работать на оборону, все должны способствовать защите республики. Непосредственно вооруженная защита Республики Беларусь возложена на мужчин, в мирное время проходящих военную службу по призыву или контракту, воинскую службу в резерве, а в военное время защищающих свое Отечество по мобилизации.

Защита Отечества всегда была уделом мужчин, ратные дела воинов особо почитались народом и государством. Выполняя долг по защите Отечества, воины вступают в бой с врагом, рискуя своей жизнью. Здесь проявляется высший уровень нравственности: готовность отдать жизнь ради спасения родных и близких, своего дома, земли, народа, Отечества, во исполнение своего гражданского долга. В книге "Воспоминания и размышления" маршал Г.К. Жуков писал: "Я много раз видел, как солдаты подымались в атаку. Это нелегко: подняться в рост, когда смертонос-ным металлом пронизан воздух. Но они подымались!"

В мирные дни Вооруженные Силы Республики Беларусь, комплектуемые на основе воинской обязанности и добровольного

поступления на военную службу по контракту, совершенствуют свое воинское мастерство. Труд военнослужащего нелегок, его быт суров, физические нагрузки велики, но именно всё это и формирует морально-боевые качества воинов, предопределяет их успех в бою.

Гражданственность и патриотизм. Гражданственность - это осознанное и глубоко развитое чувство необходимости достойно выполнять обязанности гражданина своей страны.

Под патриотизмом в обществе традиционно понимают преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Патриотизм - высшая степень гражданственности, выраженная в активной деятельности на благо любимой Родины. Испокон веков у белорусского народа нарождались, бережно хранились и чтились патриотические чувства, отражающие его интересы по соборной защите своего домашнего очага, земли, Отечества. В образах богатырей героического эпоса отражены героизм и мужество народа, его стойкость и пламенный патриотизм.

Основу патриотизма в Республике Беларусь составляют:

    наличиеединойинеотчуждаемойтерритории Республики Беларусь с ее народом, историческими и культурными ценностями, достойными своего сохранения, развития и защиты;

    наличие Конституции Республики Беларусь, гарантирующей построение и совершенствование демократического социально-правового государства;

    наличие государственной символики Республики Беларусь, которая выражает подлинно народные традиции, имеет национальные исторические корни и соответствует современному развитию нашей Родины;

    единство народа вне зависимости от этнической и идеологической неоднородности общества;

    приверженность Республики Беларусь общечеловеческим ценностям и осознание себя полноправным субъектом мирового сообщества.

Всё это определяет патриотизм Республики Беларусь как общенациональный, лишенный каких-либо территориальных, национальных, экономических, политических, религиозных либо иных притязаний или амбиций, направленный на совершенствование и защиту своего демократического правового государства.

Память народа и награды Родины. Белорусский народ помнит и почитает своих выдающихся представителей науки, культуры, искусства, народных просветителей, общественных и политических деятелей. Особое место в памяти народа занимают верные сыны и дочери белорусской земли, которые, не жалея жизни, с оружием в руках завоевывали и отстаивали национальную независимость, честь и свободу Родины.

На окраинах деревень и в центрах городов, на оживленных автомагистралях и среди кладбищенской тишины воздвигнуты сотни обелисков, монументов, стел и памятников мужественным защитникам Отечества. В центре нашей столицы создан Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, а в городе Бресте сооружен музей-мемориал защитникам Брестской крепости, которой присвоено звание "крепость-герой". На окраине города-героя Минска руками благодарного народа насыпан курган Славы, а в центре столицы величественно возвышается обелиск в честь победы непокоренного белорусского народа над немецким фашизмом. Во многих городах Беларуси зажжен Вечный огонь славы, организованы Вахты памяти, в республике созданы и действуют сотни музеев боевой славы. В Беларуси трудно найти населенный пункт, в котором бы не было улицы, площади либо школы, носящей имя защитника нашей Родины. Отдавая должное мужеству, отваге и самоотверженности, проявленным при защите Отечества и исполнении обязанностей воинской службы, Родина награждает достойных орденами и медалями.

Высшим орденом в Республике Беларусь является орден Отечества (трех степеней). Установлены также ордена Воинской Славы, "За службу Родине" (трех степеней), "За личное мужество", а также медали "За отвагу", "За отличие в воинской службе", "За отличие в охране общественного порядка", "За отличие в охране государственной границы" и "За безупречную службу" (трех степеней).

Высшей степенью отличия в Республике Беларусь является звание "Герой Беларуси", которое присваивается за выдающиеся заслуги перед государством и народом, связанные с подвигом, совершенным во имя свободы, независимости и расцвета Республики Беларусь. Лицам, удостоенным звания "Герой Беларуси", вручается знак особого отличия -медаль Героя Беларуси.

Патриоты ли наши молодые? Что для молодых белорусов сегодня патриотизм? На эти и другие вопросы пытались найти ответы участники круглого стола в пресс-центре «АиФ».

Участники:

Александр МЕТЛА, воин-интернационалист, полковник запаса, директор благотворительного фонда "Память Афгана"

Алесь ПЛОТКО, пресс-секретарь кампании "Будзьма беларусамi!"

Андрей ШУБАДЕРОВ, начальник военного информационного агентства "Ваяр", специалист Министерства обороны в области создания и запуска перспективных инофрмационых проектов

Ольга ПАВЛОВСКАЯ, ведущий научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Беларуси
  • «АиФ»: Что такое «патриотизм» с научной точки зрения? Трансформировалось ли это понятие по сравнению с 70-80-ми годами 20 века?

Ольга Павловская (О.П.): Патриотизм - одно из важнейших моральных качеств человека, в котором выражается сопричастность его к своей Родине, народу, государству, истории и культуре, проявляется его способность участвовать в совместных действиях на благо общества, готовность отстаивать и защищать общественные устои и национальные интересы.

Естественно, в зависимости от того, в какое время живет человек, какие его волнуют проблемы, понятие патриотизма наполняется различным содержанием. В советское время понятие «патриотизм» было достаточно устойчивым. Вся система образования и воспитания четко работала на формирование этого качества в человеке. Переходные условия конца XX – начала XXI вв. наложили свой отпечаток на формирование понятия патриотизма. Поэтому появились новые акценты в его содержании.

Сегодня это понятие наполняется более конкретным содержанием, связанным с личной жизнью человека, кругом его общения, со всем тем, что ему близко и дорого. Подтверждением этому могут быть результаты социологических исследований по проблеме ценностных ориентаций молодежи. В иерархии ценностных предпочтений самым высоким рейтингом обладают такие ценности, как семья и дети, здоровье, друзья, любовь. Ценности «жизненная мудрость», «самосовершенствование», «познание мира», «Родина», которые являются более абстрактными по своей сути, пока еще недостаточно актуализируются в сознании современных молодых людей. Однако то, что на первые позиции выводятся традиционные ценности семьи, любви, дружбы, необходимо положительно оценивать, т. к. они являются базовыми для формирования чувства патриотизма у современных молодых людей.

Следует подчеркнуть, что сегодня существует целый ряд проблем нравственно-воспитательного характера, на решение которых необходимо обратить внимание и направить усилия государственных и общественных структур, в том числе и на решение проблемы патриотического воспитания белорусской молодежи.

  • «АиФ»: Что для вас патриотизм?

Андрей Шубадеров (А.Ш.): Патриотизму научить невозможно. Он воспитывается в семье. Патриотизм – это подчинение своих частных интересов интересам Родины. А с другой стороны, надо понимать, что Родина – это все мы. Достижения и успехи страны – это наши общие достижения. Мне часто приходится общаться с молодежью. Нельзя сказать, что они не патриоты. Они просто другие. Им достаточно самосовершенствоваться и приносить пользу своей стране трудом, знаниями и т.д.

Александр Метла (А.М.): Понятие патриотизма тесно связано с военно-патриотическим воспитанием. Если мы об этом не говорим, оно забывается.

Часто приходится спорить с утверждениями, что военно-патриотическое воспитание - это якобы заслуга коммунистической системы. Тогда я всегда задаю вопрос: «Существовали ли в 1812 году профсоюзы, комсомол? Нет. Но ведь народ поднялся с вилами, граблями на защиту своей страны. Если ты любишь свою семью, дом, Родину, то ты невольно становишься участником важных событий. Если твоей семье угрожает опасность, ты обязан ее защитить. В этом и состоит патриотизм».

Сегодня у современной молодежи преобладают пацифические настроения. Но это не означает, что у них нет интереса к военным событиям прошлых лет. Наша главная задача - не критиковать, а, начиная с детского сада, работать над воспитанием чувства патриотизма у молодежи. В школе учителя должны не «вдалбливать», а напоминать ребятам о патриотизме. Нужно сделать так, чтобы у них появился интерес к этой теме.

Алесь Плотко (А.П.): Патриотизм – это не только любовь к Родине,но и любовь к своему народу. А люди у нас разные. Важно понимать, что мы все – это один народ. Но мы «уникальная» нация: белорусы не хотят быть активными. Согласно данным наших исследований, если спросить белоруса о его национальных особенностях, он отвечает, что мы «памяркоўны» народ. При этом на вопрос: «Какой вы человек?» каждый отвечал: «Я активный гражданин своей страны». Получается парадокс. Мы говорим, что нация - это что-то пассивное, а я сам - активный человек. У нас существует проблема оторванности человека от общества. Многим надо научиться любить свой народ. А это важная часть патриотизма.

  • «АиФ»: Не секрет, что у молодежи на первом месте стоит материальная составляющая. Соответственно, многие духовные ценности, в том числе и патриотизм, уходят на задний план…

А.П.: Это действительно так. Молодежь вынуждена жить в таких условиях. Это не их выбор. Такое время.

А.Ш.: Для чего молодежь стремится к материальному благополучию? Чтобы самосовершенствоваться. Молодой человек сможет построить дом, вырастить детей – будущих граждан нашей страны. Это тоже элемент патриотизма.

Кстати, впервые в концепции Национальной безопасности отмечена одна интересная вещь: в военной сфере одной из внутренних угроз является снижение чувства патриотизма. Сегодня не надо разделять патриотическое и военно-патриотическое воспитание. Получается, что армия воспитывает патриотов. А что делают остальные? Неважно кто ты: военный, журналист или шахтер. Если человек трудится на благо своей Родины, то он и есть патриот.

О.П.: По результатам многих социологических исследований, эти ценности достаточно высоко оцениваются молодыми людьми, но первые позиции, как я уже говорила, отдаются ценностям семьи, любви, дружбы, которые относятся к разряду духовных.

С точки зрения обеспечения национальной безопасности необходимо сказать, что в молодежной среде в настоящее время существуют гораздо более серьезные проблемы: распространение наркомании, злоупотребление алкогольными напитками, преступность среди несовершеннолетних, проституция, явно выраженное падение нравов и др. – они носят латентный характер и могут быть расценены как внутренняя угроза, способная расшатать общественные устои, дестабилизировать социально-политическую обстановку. Все это актуализирует проблемы активизации и повышения эффективности нравственно-воспитательной и культурно-просветительской работы среди молодежи.

Теоретическое осмысление этих проблем и выработка практических рекомендаций по их решению нашли отражение в подготовленной нашими учеными коллективной монографии «Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека» (Минск, «Белорусская наука», 2011 г., 451 с.). В этой работе особое внимание уделяется и проблеме воспитания гражданственности и патриотизма, которое должно стать ключевым направлением в системе идеологической работы в нашей республике.

  • «АиФ»: Минобороны активно применяет современные технологии в военно-патриотическом воспитании молодых людей. Есть ли у вас обратная связь с молодежью?

А.Ш.: Сегодня достучаться до ребят учебником по истории можно, только если бить им голове. Социальные сети, компьютерные игры – вот чем они живут. Мы нашли такой путь через компьютерные игры. Игры «Ил-2» Штурмовик», «Мир танков», «Багратион» требуют огромного количества прикладных знаний. Например, чтобы летать на самолете, необходимо знать его устройство, вооружение, характеристики, тактику действий и др. За то время, что мы занимаемся популяризацией компьютерных игр в интересах военно-патриотического воспитания допризывной подготовки молодежи, могу уверенно сказать: играя в такие игры, парень становится патриотом.

  • «АиФ»: Алесь, ваш ролик про историю стал очень популярным в Интернете. Помогает ли знание истории привить любовь к Родине?

А.П.: Молодые люди - это факт - очень мало читают. Они в Интернете, в социальных сетях, на форумах. Самое главное для тех, кто хочет говорить с молодёжью, - жить жизнью молодых людей, понять, как они думают. Когда создавался мультфильм «Будзьма беларусамі!», стояла задача сделать популярными Ефросинью Полоцкую, Витовта, Скорину, Бориса Кита и других людей, без которых Беларуси просто не было бы. Поэтому было решено воплотить идею целиком современными средствами - хип-хоп нарратив плюс анимация.

  • «АиФ»: Как молодежь сегодня относится к событиям Великой Отечественной войны? Понимает ли она, что сделали для нас всех ветераны?

О.П.: Великая Отечественная война все более отдаляется от нас по времени, но это нисколько не может умалить ее значения для существования белорусского народа, общества, государства. Память об этой войне, великой победе становится важнейшей духовной ценностью для наших людей. Лично для меня, хотя я отношусь к послевоенному поколению, эта война оставила неизгладимый след в моем сознании. Это и очень отчетливое детское ощущение опасности новой войны, и воспоминания многих участников военных событий, с которыми я лично встречалась, и школьный музей боевой и трудовой славы, в котором я проводила экскурсии, и партизанские землянки, окопы, оружие и другие атрибуты военной жизни. Как отголосок этой войны, до сих пор в моей памяти - гибель мальчика из параллельного класса, который нашел в лесу неразорвавшийся снаряд, принес его в школу и взорвался прямо на уроке.

Конечно, современное молодое поколение в силу объективных причин имеет весьма слабые, расплывчатые представления о прошедшей войне. Вспоминается один случай, свидетелем которого я была. Пару лет назад 8 мая после торжественного собрания во Дворце Республики в автобус №100 вошли ветераны. Молодой человек сидел у самого входа, слушал музыку в наушниках и никак не отреагировал на стоящих рядом пожилых людей. Пассажиры стали возмущаться, сделали ему замечания. Только после этого, с явной неохотой и пренебрежением, он уступил место. Но ветеран отказался садиться: задели его чувство гордости и собственного достоинства. Было стыдно за этого молодого человека. Казалось бы, отдельный случай, говорящий о плохом воспитании данного парня, но в то же время в его лице выражается и определенное отношение в молодежной среде к пожилым людям, старшему поколению. Сегодня все больше ощущается разрыв между поколениями. Этого не должно быть. Преемственность поколений – это одна из основных закономерностей духовно-нравственного развития личности, общества и государства.

А.Ш: За своих детей ответственны родители, которые не воспитали в нем эти качества. Если каждый День Победы ребенок вручал гвоздику ветерану, он запомнит это на всю жизнь.

А.П.: Моё представление о Второй мировой войне целиком построено на мнениях двух людей, чей авторитет для меня незыблем. Первый – это мой дед Фёдор, партизан. Он очень просто относился к войне. Он никогда не делал из этого идеологии и не верил пропаганде. Он никогда не смотрел фильмы о войне: говорил, что все, что там показано, - «брахня». Я этому человеку верю. Они так жили. Я уважаю этих людей. Второй человек – это солдат Василь Быков, который писал о войне всю свою жизнь. «Получив победу, мы не получили свободы», - добавить к этим словам о значении Второй мировой войны для белорусов мне нечего.

А.М.: Война очень многогранна. Нельзя судить о ней по одному фильму или сериалу. В ней участвовали миллионы, и у каждого - свое видение, своя история.

А.Ш.: Большинству людей, которые прошли войну, тяжело о ней вспоминать. Но делать идеологию из Великой Отечественной войны надо. Но только не навязывать, а правильно говорить о том, что надо сделать все, чтобы такая война больше не повторилась.

О.П.: Говоря о патриотическом воспитании современной молодежи, важно сочетать традиционные формы и средства и новые информационные технологии. Что касается военных компьютерных игр, то акцент в них все равно делается на слове «военные», а это, естественно, в сознании человека ассоциируется с проявлением жестокости, насилия, агрессии, гибелью людей. Замечу, что сегодня насилия и жестокости слишком много исходит с экрана телевизора. Привыкая к насилию в виртуальном мире, молодой человек невольно может его переносить и в мир реальный.

Мы сегодня живем в мирное время, поэтому в патриотическом воспитании необходимо серьезное внимание уделять тем формам и средствам воспитательного воздействия, которые позволяют молодым людям должным образом реализовать свои способности в учебе, профессии, творчестве, семейной жизни. И, конечно, всегда надо помнить о минувшей войне, о подвиге народа, о той огромной человеческой цене, которую пришлось заплатить за мир и спокойную жизнь. Война – это всегда страшно, несмотря на ее различные формы, в том числе и современные – информационная, психологическая, экономическая и др.

традиции вооруженных сил республики белорусь
Вопросы:


  1. Многовековые традиции белорусского народа – источник мужества и патриотизма его вооруженных сил.

  2. Боевые традиции Вооруженных Сил Республики Беларусь.

  3. Традиции, связанные с воинскими ритуалами.

Вступление


Вооруженные Силы любого государства имеют свои боевые традиции. Их содержание определяется историческими условиями формирования, общественным и государственным строем страны, господствующей идеологией, характером и предназначением вооруженных сил.

Все они, как концентрация военного опыта, передаваемого из поколения в поколение, в первую очередь, представляют собой сплав былинного, народного героического прошлого и новых форм, правил, обычаев борьбы с врагами Отечества.

Сегодня, как никогда, боевые традиции вооруженных сил приобретают особое значение для обеспечения обороноспособности страны. В настоящее время идеологическое давление на Беларусь беспрецедентно. Против нас ведется необъявленная психологическая война.

Идеология Белорусского государства возникла не на пустом месте. Её необходимо рассматривать как результат менталитета славянских народов и тех исторических событий, которые и определили славянский менталитет. Именно поэтому, в попытке уничтожить нас, как государство, ведется целенаправленная работа по фальсификации нашей истории и уничтожении наших традиций.

Понять это можно, если вспомнить слова Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко «Отрезая нас от исторических корней, они хотят лишить народ героического прошлого и уверенного будущего. Хотят отнять у нас великую Победу».

Поражение армии начинается в мозгах военнослужащих. Армия, проникнувшаяся духом поражения, не имеющая гордости за свою боевую историю, не может быть боеспособной. В тоже время армию, уверенную в своей победе, можно уничтожить, но победить – невозможно.

Именно поэтому, сегодня, как и тысячу лет назад, традиции патриотизма белорусских вооруженных сил является важнейшим, если не определяющим фактором обеспечения безопасности Белорусского государства.

В такой ситуации необходимо вернуться к истокам традиций патриотизма нашего народа. Именно опираясь на исторический менталитет славян и православие, можно и нужно - строить патриотическое общество.
1

В чем же состоят особенности славянского менталитета и чем он отличается от менталитета других народов? Откуда у нашего народа столь глубокое чувство патриотизма? Почему Белорусский менталитет не приемлет идеалы западной демократии?

Для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к нашей истории. На формирование образа жизни славян большое влияние оказала православная религия, язычество, ставившее на первое место волю человека, и исторические события, которые и определили отличие православия от католицизма.

По Русским традициям только пожарища

За нашей спиной, разметав позади,

На наших глазах умирали товарищи

По-русски рубаху рванув на груди.

Что бы осмыслить и понять эти стихи необходимо сравнить историю славянских племен с историей западных государств. Что ожидало западного солдата в случае поражения его армии в бою? Зачастую он просто переходил на службу к победителю. Главным для него было спасти свою жизнь и сохранить те ценности, которые он уже успел накопить. Именно поэтому Европа, понеся минимальные потери, капитулировала перед фашизмом. Народы Европы оказались неготовыми жертвовать своими жизнями .

Совершенно другая психология была у русского человека. На Русской земле более 200 лет хозяйничали татары. В первом сражении на реке Калка, татары уничтожили всех пленных. Если осажденный город сдавался, в нем вырезалось все население, включая женщин и детей. Бросить оружие означало не только погибнуть самому, но и отдать на смерть свою семью.

Такая жестокость была не случайна. Татары были скотоводами и вели кочевой образ жизни. Они не имели возможности длительное время держать в одном месте большую армию. А мелкие кочевья, растянутые по степи, были беззащитны перед ответным ударом, который должен был неизбежно последовать после набега. Татары нашли простой, эффективный и страшный выход: все население захваченного города полностью уничтожалось. Мстить становилось некому.

Само существование славянских племен становилось под вопросом. И именно в этот критический момент начал происходить перелом в сознании русских людей. Славянин начал понимать, что его личная жизнь может прерваться в любой момент и в такой ситуации главным является не материальные блага, не его личное благополучие, а продолжение существования самого его рода . Именно отсюда рождается патриотизм и обостренное чувство справедливости. Русский человек начал понимать, что он только маленькая частичка большого народа. Стало появляться сознание, что абсолютной ценностью является не богатство, и даже не личная жизнь, но существование своего рода.

Эта идеология была поддержана православием, стоящим у истоков становления нашего государства. Забыть свои споры и распри, перед лицом страшной опасности, ради спасения самого существования славян - этому учила православная церковь.

В этих условиях формировался менталитет белоруса.

Из мрака времени до нас доходят первые известия о героической обороне своей земли, от орд гуннов и готов Аттилы Полочанами.

Трудная и опасная жизнь предков белорусов – племен Кривичей, Радимичей, Полочан, Дреговичей, среди озер, лесов и болот в тяжелейших климатических условиях, в тяжком труде на земле и непрерывных войнах выковала знаменитый характер белоруса .

Вся история Полоцкой земли была историей борьбы за свою независимость.

Даже первое упоминание о городе Менске в 1067 году связано с битвой на реке Немиге, и сам город закладывался как крепость.

В знаменитых сражениях со шведами на реке Неве (1240 г.) и с немецкими рыцарями на Чудском озере (1242 г.) прославились Яков Полочанин, Гаврила Олексич, Сбыслав Якунович – сподвижники великого русского полководца Александра Невского, выходцы с белорусской земли.

Героизм и самоотверженность проявили белорусские хоругвии в Грюнвальдской битве (1410 г.) с тевтонским орденом. Дрогнули и стали отступать союзники – поляки, монголы и литвины, но тевтонцам так и не удалось потеснить белорусов ни на шаг. Именно благодаря их стойкости, они гибли, (потери составили более 50%) но не отступали, удалось разгромить ранее непобедимый тевтонский орден.

Яркими примерами мужества и героизма за свою свободу и независимость явились казацко-крестьянское восстание под руководством Северина Наливайко (1595-1596 г.г.) и народное восстание против гнета польских магнатов и католической церкви под руководством Богдана Хмельницкого, которое, наряду с Украиной, охватило обширные области Беларуси.

Патриотизм белорусского населения проявился и в годы Северной войны 1700-1721 г. Навечно сохранилась в памяти народной знаменитая битва при деревне Лесной на Могилевщине. В этом сражении был наголову разбит 16-тысячный корпус шведов, который шел из Риги на помощь основным силам Карла XII. Петр I писал, что бежавших шведов «полесские мужики зело бьют». Победу при Лесной Петр I назвал «матерью Полтавской баталии».

Показательна совместная борьба русского и белорусского народов против общего врага в Отечественной войне 1812 г.

Вместе с братским русским народом на священную войну против вражеского нашествия поднялись и белорусы.

В июле 1812 года в лесах активно действовали партизанские отряды. Особенно широкий размах партизанское движение получило в Витебской губернии, в районе Полоцка. Так, отряд, возглавляемый крестьянином Максимом Макаровым, героически проявил себя в двух сражениях за Полоцк. Барклай де Толли писало о тех днях: «...Партизаны деревню свою защищали от нападения противника и участвовали вместе с казаками в победах над врагом, а также были в битве при штурме города Полоцка».

О мужестве белорусского населения говорят смелые и решительные действия жителей Могилевской губернии. Вооруженные топорами и вилами они вместе с русскими воинами выгнали оккупантов из города. «Я прошу, - писал М.И. Кутузов могилевскому губернатору, - жителям Могилевской губернии, за большое их усердие, объявить в полной мере мою признательность и благодарность». Активно боролись против врага и жители Витебска.

Национальное самосознание белорусов проявилось в борьбе против оккупантов в период войны с буржуазной Польшей в 1919-1920 г.г

Тогда же действовал на Полесье партизанский отряд, руководимый легендарным 70-летним крестьянином Василием Талашом.

Тяжелейшим испытанием для белорусского народа стала Великая Отечественная война. В первые дни войны исключительно тяжелые бои развернулись на территории Белоруссии, ставшей центральным участком советско-германского фронта.

Блестящим образцом верности Родине и воинскому долгу остался для будущих поколений подвиг защитников Брестской крепости.

Находясь в окружении, они более месяца с изумительным героизмом отстаивали ставший для них священным участок родной земли.

Тяжелые неудачи первых дней войны не сломили боевого духа наших воинов, воли к сопротивлению и у мирных жителей республики. Ярким подтверждением тому может служить знаменитая эпопея Могилевской обороны 1941 года. Вместе с бойцами и командирами 172-й стрелковой дивизии под командованием М.Т. Романова плечом к плечу сражались бойцы отрядов народного ополчения, в ряды которых вступили 12 тысяч патриотов.

Самоотверженно сражался с врагом батальон могилевской милиции, под командованием капитана К.Г. Владимирова. У деревни Пашково и поселка Гай ополченцы 3-е суток отбивали яростные атаки гитлеровцев, неоднократно переходя в контратаки. Из 250-ти в живых осталось 19 раненых бойцов.

Беспримерное мужество и стойкость в борьбе с фашистскими захватчиками проявили белорусские партизаны и подпольщики.

Как подчеркнул А.Г.Лукашенко, «важнейший постулат идеологии белорусского государства – патриотизм. В мире знают Беларусь как республику-партизанку, а белорусов – как людей, несгибаемых в борьбе с нацистской чумой».

На территории Белоруссии действовали 1255 партизанских отрядов, они обеспечивали полный контроль над 67-ю процентами территории республики..

С врагом боролись 374 тысячи партизан, 70 тысяч подпольщиков и 400 тысяч скрытого резерва.

В результате боевой деятельности партизан убито и ранено около 500 тысяч солдат и офицеров противника, подорвано более 11 тысяч эшелонов, выведенных из строя 1355 танков и бронемашин, уничтожено 305 самолетов.

За героические подвиги свыше 200 тысяч партизан награждены орденами и медалями, а 74 человека удостоены звания Героя Советского Союза.

Всего же 438 белоруса и уроженцев Белоруссии, воевавших на всех фронтах, участвовавших в партизанском движении, были удостоены звания Героя Советского Союза. Четверо из них - дважды. 65 воинов Белоруссии стали полными кавалерами ордена Славы.

Верность боевым традициям старших поколений защитников Отечества живет и сегодня. Самопожертвование во имя спасения других людей, которое совершил 23 мая 1996 года военный летчик подполковник Владимир Карват, является нормой, для наших военных традиций. Так при выполнении учебно-тренировочного полета на самолете Су-27п возник пожар. На пути горящего самолета находились населенные пункты Арабовщина и Гатище. Летчик увел машину в сторону и, ценою собственной жизни, не допустил ее падения в населенном пункте. За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, В.Н.Карват удостоен звания Героя Республики Беларусь, (посмертно).

Такое же самопожертвование, совершил при спасении пассажиров поезда «Брест-Минск», в 1999 году курсант общевойскового факультета Военной Академии Д.Б.Гвишиани. Указом Президента Республики Беларусь он посмертно награжден орденом «За личное мужество».

Воинские традиции – это соблюдение исторически сложившихся в армии и на флоте и предающихся из поколения в поколение правил, обычаев и норм поведения военнослужащих, связанных с выполнением боевых задач и несением воинской службы.

Воинские традиции имеют огромное значение для духа армии. Чем благороднее они, чем крепче связаны с национальным характером народа, чем больше в них запечатлелось боевого опыта армии – тем более они укрепляют вооруженные силы.

Традиции – это не только история и духовные реликвии прошлого. Это могучее оружие, выкованное и отточенное в борьбе за честь, свободу и независимость. Оно и сегодня служит делу формирования и воспитания мужественных и стойких защитников Родины.

На протяжении столетий формировались славные боевые традиции нашей армии. Многие полководцы и военачальники, офицеры и генералы прекрасно понимали значение воинских традиций и постоянно их культивировали.

Важнейшим видом традиций вооруженных сил являются боевые традиции. Их можно подразделить на:


  1. Общие (преданность Родине, готовность к ее защите, верность присяге, войсковое товарищество, культ Знамени, почетные наименования частей, военные парады);

  2. Боевые (защита командира в бою, самопожертвование и т.д.);

  3. Традиции вида ВС (при заходе в иностранный порт военные корабли отдают салют. Если тонет корабль, то командир его покидает последним);

  4. Рода войск (День танкиста, День ракетных войск и артиллерии и т.д.);

  5. Соединения, части, корабля («Гвардеец в плен не сдается»).
Одной из наиболее древних традиций считается «Культ боевого знамени» . История боевых знамен уходит в далекое прошлое. Используемые для сбора и объединения воинов в бою, они появились в вооруженных отрядах государств Дальнего Востока, Индии, Китая в виде символического видимого издали изображения. Поднятое Знамя означало, что часть жива и сражается. У греков и римлян знамена представляли собой древко, на вершине которого укреплялась фигурка волчицы, совы и орла, у китайцев и индусов – древко с полотнищем, украшенным различными символами.

У всех народов боевое знамя становится принадлежностью воинских формирований. С XV века знамена в большинстве армий приобрели статус святыни для данной боевой части: определилось их место в строю, воздаваемые им почести, обязанности по их защите и сбережению, наказание за их утрату и т.д.

Знамена в Древней Руси назывались стягами. Они устанавливались на месте сбора дружинников. Выражение «постановить стяг» означало в те времена «изготовиться к бою».

Во времена сражений стягами подавались сигналы войскам, около них разгорались, самые ожесточенные схватки. Защитить свой стяг в бою считалось доблестью, захватить вражеский – геройством. Стяги воодушевляли русских воинов, звали вперед на врага.

С конца XV начала XVI века слово «стяг» постепенно заменяется словом «знамя». Со временем вырабатываются правила изготовления и вручения знамен, вводятся определенные ограничения и условия, устанавливаются размеры знамен и их субординация.

Утрата знамени в бою всегда считалась в русской армии тяжким позором. И если полку не удавалось вернуть знамя, то он расформировывался, его вычеркивали из списков армии, и офицеры полка, не говоря уже о солдатах, кровью должны были искупить свою вину.

До революции за взятие вражеского знамени сразу награждали «Георгием». Культ знамени сохранялся и РККА и СА. Так, например, за спасение знамени и ордена 24-й Самаро-Ульяновской Железной дивизии гражданин Д.Н. Тяпин был навечно зачислен в списки одного из полков.

«Почетное наименование полков» (частей) – эта традиция дошла к нам от древних римлян, этому всегда придавалось огромное значение. Римляне, например, давали своим отрядам разные почетные названия в память славных деяний или по именам побежденных народов, например: могучий отряд Августа, верный отряд Траяна, Британский отряд, Парфянский отряд, железный отряд, отряд победителей и т.д.

Гвардейские звания появились в XII веке, когда в Италии был сформирован отборный отряд для охраны государственного знамени, который стал называться гвардией. В XV веке гвардия создается во Франции, в XVII веке – в Англии, Пруссии, России, Швеции.

В России издавна имелись полки, носившие наименования. Еще в 1642 году в Москве были созданы два полка солдатского строя. Один из них получил название Бутырского, ему официально принадлежит старшинство среди наименованных частей русской армии.

Создателем первых гвардейских полков в России стал Петр I. Они были сформированы в 1690 году из потешных войск в составе Преображенского и Семеновского полков, официально получивших звание гвардейских в 1700 году.

«Форма одежды» (честь мундира). Появление формы одежды воинов относится к глубокой древности и связано с необходимостью отличать своих бойцов от воинов противника. В Спарте для этого были введены короткие красные плащи, в Древнем Риме легионеры носили, как правило, одежду белого цвета. Доспехи и вооружение у них были унифицированы, легионы один от другого отличались по цвету перьев на шлемах.

С конца XV века устанавливается одежда сравнительно одинакового покроя и цвета для отрядов и полков, в XVII-XVIII веках в связи с созданием регулярных армий вводится единообразная форма одежды как один из обязательных признаков этих армий. Одеяние воина считалось признаком его чести и отваги. Одной из первых наград была выдача военной одежды. Известен исторический факт: в 1469 году русские воины-устюжане за мужество и отвагу получили от Ивана III сермяги и бараньи шубы.

В России в XVI веке в стрелецком войске впервые было установлено ношение одинаковых кафтанов. В дальнейшем форма неоднократно менялась.

Русские воины всегда ревностно относились к чести своего военного мундира, справедливо олицетворяя ее с честью российской армии, ее боевой славой.

Лишение мундира или каких-либо принадлежностей обмундирования означало бесчестье и служило одним из самых тяжелых наказаний для военнослужащего или даже подразделения, части, когда имело место отступление от устава или малодушие на поле боя.Символика мундиров и погон была в русской армии столь всеобъемлющей, что сам акт лишения офицерского звания выражался в срывании погон с плеч того, кто своим поведением их обесчестил.

Еще более древней является традиция боевых наград. Кому неизвестно имя русского былинного богатыря Алеши Поповича? Но мало, кто знает, что его прототипом послужил храбрый полководец Александр Попович. Когда в начале XIII века Киев осадили половцы, Попович, встав во главе войска, разгромил их. В награду за подвиг, как сообщает древнерусская летопись, киевский князь возложил на победителя золотую гривну – почетнейшую, боевую награду.

Это летописное сообщение – первое известное нам упоминание о награждении особым знаком отличия на территории нашей страны.

Позднее, начиная с XV века, за участие в военных кампаниях или особо важных отдельных сражениях все воины стали награждаться специально отчеканенными медалями. При этом строго соблюдалось сословное различие: чем выше был чин награжденного, тем более значительную по размеру и весу медаль он получал.

При Петре I наградные медали приняли современный вид.

В 1702 году была учреждена медаль за взятие старинной русской крепости Орешек, специальными медалями отмечались участники сражений при Калине, Лесной, Полтавской битвы, Гангутского морского сражения.

В 1698 году в России был учрежден первый орден Св. апостола Андрея Первозванного, в 1725 году – орден Св. Александра Невского.

Унтер-офицеры, солдаты, матросы награждались так называемыми «знаками отличия орденов»: знаком отличия ордена Св. Анны (анненской медалью) и знаком отличия Военного ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия (Георгиевским крестом), введенным в 1807 году. В 1858 году было учреждено

четыре степени последней награды. Это была почетная награда, так как ею отмечались воинские подвиги и «отменная храбрость». Особым уважением пользовались полные Георгиевские кавалеры.

Другими видами коллективной награды за военные заслуги в русской армии были серебряные трубы (в кавалерии – сигнальные рожки). Первым награжден был ими в 1737 году батальон лейб-гвардии Измайловского полка за мужество, проявленное при взятии крепости Очаков. В 1760 году за взятие Берлина около 40 воинским частям русской армии были пожалованы серебряные трубы с соответствующими надписями на них. Эти трубы не только воспевали славу русских воинов, но и сами были ее яркими символами.

Считается, что первым на Руси почетным оружием был награжден стольник Богдан Хитров, которому вручил саблю царь и великий князь всея Руси Михаил Федорович в 1642 году.

В Государственном историческом музее в Москве выставлена шпага, которой был награжден генерал-адмирал М.М. Галицын Петром I за уничтожение шведской эскадры 17 июля 1720 года у Аландских островов.

Екатерина II с 1774 года ввела для отличия за военные подвиги «Золотое оружие» с надписью «За храбрость». Первым этой почетной награды удостоился генерал-фельдмаршал князь А.А. Прозоровский.

Не только армии, но и всему нашему народу присуща еще одна традиция – патриотизм.

Именно в патриотизме – вековой традиции нашего народа – следует видеть нравственные истоки его героизма и мужества. Именно отсюда, рождаются замечательные, боевые традиции нашей армии – героизм, стойкость и самопожертвование. Уместно вспомнить слова Наполеона: «дайте мне русского солдата, и я покорю весь мир» или Бисмарка: «русского мало убить, его надо повалить».

При опасности для жизни офицер подавал личный пример, известен такой случай, когда в швейцарском походе отряд русских войск на виду у противника в нерешительности остановился возле крутого обрыва у селения Урзерн, его командир генерал Милорадович крикнул:


  • Посмотрите, как возьмут в плен вашего генерала! С этими словами он под картечью противника, не оглядываясь, бросился вниз. Солдаты, забыв об опасности, ринулись вслед за начальником. Именно массовый героизм, проявленный в годы Великой Отечественной войны позволил победить, не знавшую ранее поражений фашистскую армию.
3

Самая первая традиция, с которой сталкивается военнослужащий является принятие воинской присяги и вручение боевого оружия молодому пополнению. Это лишь одна из великого множества существующих традиций. Как они зарождались? Известен такой случай: в начале I мировой войны гвардейский кексгольмский полк, направляясь к линии фронта, проезжал небольшой городок. Неожиданно батальонный командир заметил древнего старца, который при виде наших мундиров снял шапку и вытянулся.

Ты что, дед? – спросил батальонный командир. - Почему стоишь смирно?

А как же, – ответил старик, - ведь это же мой родной полк. В таком мундире я еще на туретчину ходил, вот так, батюшка мой.

Батальонный развернул коня и помчался к полковому командиру, тот приказал развернуть знамена во всех батальонах, и торжественным шагом, под музыку полк прошел перед ветераном. В журнал полка в тот же день было записано точное место и время встречи с ветераном. Так родилась новая традиция чествования ветеранов. Особой похвалы заслуживает решение о введении нового понятия в вооруженных силах Республики Беларусь – «Почетный солдат».

Древней является традиция проведения парадов – еще А. Невский практиковал триумфальные шествия, как средство для демонстрации мощи своего войска. Часто их совмещают с салютами. Впервые он бал дан в русской армии после победы в Полтавской битве 21 декабря 1709 года. В советском союзе салют был восстановлен в годы Великой Отечественной войны при освобождении городов Орла и Белгорода.

За особые заслуги перед отечеством предусматривалось военнослужащие могли быть навечно зачислены в списки части.

Были традиции награждения за успехи в ратном труде на бытовом уровне. У моряков за потопленный корабль при возвращении в порт дарили жареного поросенка и котел гречневой каши.

Хорошей является традиция постоянного стремления военнослужащих к совершенствованию военных знаний и боевого мастерства.

Дружба, взаимная выручка и помощь в бою. Суворовский девиз «Сам погибай, а товарища выручай» всегда был одной из ценнейших традиций советских воинов, нормой их поведения, незыблемым законом жизни.

Славная традиция Вооруженных Сил – высокая воинская дисциплина, которая во многом является основой боевой готовности частей и соединений, стойкости и решительности личного состава, как в бою, так и в дни повседневной, боевой учебы, строгое подчинение жизни военнослужащего воинским уставам регламентация отношений между начальниками и подчиненными.

Хорошей боевой традицией является требование знать боевую историю части, ее героев, ее победы в Великой Отечественной войне, достижения в боевой подготовке, в спортивной и культурной жизни. Для этого широко используются музеи и комнаты Боевой славы, Книги почета, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, Вооруженных Сил – героями боев.

Оснащение армии сложным оружием и боевой техникой потребовали от воинов высокой военно-технической подготовки. Хорошей традицией оставшейся нам в наследство от армии СССР является, поддержание вооружения и боевой техники в исправном (боеготовом) состоянии, их бережное хранение, своевременное и качественной обслуживание. Пока техника не будет исправна, расчет с неё не уходит.

Нравственный облик воина, мораль, нравственность и дисциплинированность, его достойное поведение вне территории части – тоже является традицией определяющей облик защитника Отечества.

Вся жизнь военнослужащего, от приема молодого пополнения, до проводов в запас и последнего его дня определяется воинскими ритуалами. И даже похороны и прощание с ним, оказание последних почестей подчиняются воинским традициям.

заключение

Сегодня пропаганда боевых традиций, воспитание на их основе воинов Вооруженных Сил РБ – это воспроизведение героики минувших лет, яркий показ отваги и самоотверженности наших людей на фронтах Великой Отечественной и в тылу. Это создание живой связи нынешнего поколения с предшествующим, его моральной ответственности за полученное историческое наследие. Сохранить и приумножить достигнутое в прошлом, привнести из него в настоящее как можно больше ценного и полезного – это важнейшая задача офицерского корпуса.

Традиции – это золотой фонд Вооруженных Сил. Они передают новым поколениям, вставшим под боевые знамена, любовь к Родине, доблесть и геройство, верность военной присяге и Отечеству.

Традиции – это символы. Живые и настоящие... Они с нами и вокруг нас. Они в делах и свершениях, помыслах и поступках. О них напоминают нам имена бойцов, навечно зачисленных в списки воинских частей, вписанных в названия улиц, боевые ордена на знаменах наших частей, книги, фильмы о нелегкой военной службе, цель которой – надежно защитить Отечество. На прошлое надо учиться смотреть через призму будущего, исходя из задач настоящего.

Преемственность традиций – не красное словцо. Воинские традиции и ритуалы сплачивают и вдохновляют людей, делают их сильнее и мужественнее, пробуждают и укрепляют гражданственность и патриотизм.

Необходимо продолжать работу по укреплению боевых традиций Вооруженных Сил Республики Беларусь, что в современных условиях реформирования имеет особенно важное значение.

Литература:


  1. Волков С.В. Русский офицерский корпус. М., 1993.

  2. Кривицкий А. Традиции русского офицерства. М., 1945.

  3. Новиков В.П. Воспитание на традициях. М., 1979.

  4. Маринов А.А. Негасимый огонь. Очерки о воинских традициях. М., 1976.

Лектор Центра идеологической работы

подполковник Гамолко С. Н.

Суть белорусской национальной идеи заключается в осмыслении бытия белорусского этноса, его исторического наследия, национальной идентичности и самобытности, гене-

тических истоков, исторического предназначения, особенностей национального характе-

ра, геополитического положения и роли в глобализационных процессах современности.

В национальной белорусской идее воплощается историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, сохранению и развитию белорус-

ской науки, белорусского языка и белорусского государства.

Формирование белорусской идеи имеет глубинные корни и представлено как в социально-философской и общественно-политической форме (Ф.Скорина, С.Будный, С.Полоцкий,

А.Гарун, Н.Абдиралович-Канчевский и др.), так и в образном, художественно-литератур-

ном выражении (К.Калиновский, Я.Колас, Я.Купала, М.Богданович, Ф.Богушевич, В.Лас-

товский).

Национальная идея является источником духовного обогащения, высоких гражданских качеств, возрождения исторической памяти и национального самосознания, чувства гра-

жданской гордости и патриотизма, национально-культурного возрождения Беларуси.

Национальная идея формируется лишь в контексте традиций национальной культуры.

Национальная культура – культура определённой нации, сложившаяся на протяжении её

исторического развития. Белорусская национальная культура сложилась на основе куль-

туры белорусского этноса во взаимодействии с культурами других этнических групп – украинцев, русских, литовцев, евреев и др. Своеобразие белорусской культуры в её «пог-

раничном» характере. Это обусловлено географическим положением Беларуси (между

Западом и Востоком), прохождением через страну двух больших культурных регионов –

православно-византийского и римско-католического.

Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура

восприняла лучшие достижения западной и восточной культур. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать

свой «путь». Проблема поиска своего пути развития была характерна для белорусской культуры на протяжении всей её истории. В последние десятилетия вопрос культурной самоидентификации приобрёл наибольшую остроту. Это связано и с достижением независимости и с теми глобальными изменениями, которые происходят сейчас в мире.

Белорусам сегодня необходимо самоопределиться, «найти самих себя», иметь довольно

сил, что гарантировало бы равноправное участие в свободном обмене передовыми идеями и течениями мысли в духовной жизни восточного и западного регионов, помогло процес-

су самоидентификации и формированию чувства патриотизма.

Патриотизм (от греч. patris – родина, отечество) – идея, чувство и действия, выражающие любовь и преданность Родине. Это уважение к историческому прошлому своего народа,

гордость за его достижения и горечь за неудачи, беды и ошибки предков и современников, активная деятельность по созданию нового, прогрессивного. На современном этапе разви-

тия Республики Беларусь патриотизм приобрёл особую значимость и приоритетность.

Жизнь неумолимо требует объединения всех патриотических сил для решения задач демо-

кратического реформирования общества и государства, возрождения и обогащения нацио-

нальных традиций, упрочения связей с другими странами и народами. Обязательной сто-

роной подлинного патриотизма является уважение к другим народам, их языку, культуре,

Формирование патриотизма несовместимо с национализмом . Сущность национализма сос-

тоит в абсолютизации собственной национальной исключительности с одновременным недоверием к чужим этническим общностям, а в крайних проявлениях – отказом им в

праве на существование.

Воспитание патриотизма на основе изучения, сохранения и приумножения культурно-исторического наследия белорусского народа

«Молодежь в ответе за судьбу Отечества !» - в этом лозунге содержится формула идеологической основы патриотизма молодежи в Республике Беларусь. Молодежь - самая активная часть нашего общества, от которой зависит настоящее и будущее государства. Велика ее доля участия в подъеме всех сфер производства, научной деятельности, в успехах на культурном фронте , сохранении и приумножении генофонда. Поэтому очень важной задачей на современном этапе является воспитание из молодых людей граждан, которые мыслят и поступают, как патриоты Беларуси и готовы отдать свои силы и знания Родине, ее защите.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства. Патриотизм как важнейшее духовное достояние личности характеризует высший уровень её развития и проявляется в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей , культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно - нравственную основу личности, формирующими её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине.

Впервые слово «патриот» появилось в период французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противоположность изменникам родины из лагеря монархистов. Патриотизм - это одно из важнейших, нравственных качеств личности, определяющих жизненную позицию человека и линию повседневного поведения. Велико его значение в социальном и духовном развитии личности.

В справочной и учебной литературе встречаются разные определения патриотизма. «Родная земля, чье место рождения; в обширном значении - земля , государство, где кто родился», - писал В.Даль в 1866 году в своем «Толковом словаре». «Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит», - утверждал Д.Ушаков в « Толковом словаре русского языка» в 1939 году. «Отечество, отчизна; 1 .исторически принадлежащая данному народу территория; 2. Более узко - место рождения кого-либо», - сказано в «Энциклопедическом словаре» 1964 года. «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины», считают авторы философского словаря под редакцией И.Т. Фролова издания 1981 года.
Наряду с различиями есть в этих формулировках и общее - патриотизм определяется, как «любовь к родине», исходя из того, что слова «патриа» в греческом языке означает «родина». В этимологическом смысле «родина» восходит к слову «род». Род, родить, родня, родник... От корня «род» произошло и понятие народ, обозначающее в первую очередь людей, связанных между собой родством по крови, месту жительства, по языку, территории обитания, культурным обрядам, традициям и обычаям. Родина - это, прежде всего народ, который исторически складывается на данной земле, который поливает ее своим потом, улучшает и преобразует своим трудом, окропляет своей кровью в борьбе за свободу и независимость.
В повседневной жизни понятия «родина» и «отечество» применяются как синонимы. Но слово «отечество» - это нечто более высокое . Отечество не просто родная земля, окаймленная вербами, не пейзажи, привычные с детства, а данная политическая, социальная, культурная среда. Политическая среда - это государство, власть. Социальная среда - общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. Культурная среда - это, прежде всего идеология, господствующая в стране.

Патриотами не рождаются, ими становятся в процессе жизнедеятельности в конкретных природных и общественных условиях, в исторически данном отечестве. Диалектика такова, что человек с рождения приобщается к окружающей природной и общественной среде, существующему образу жизни, к культуре и языку, ко всей системе социальных ценностей. С детства он проникается чувствами, в которых имеются начала любви к Родине. Постепенно в процессе образования, воспитания, трудовой деятельности расширяется его кругозор, множатся связи с Родиной, растет его самосознание. От чувственного восприятия родных мест и близких людей он переходит к осознанию родного языка, культуры, традиций народа, его свершений и, наконец, к активному служению ему и делу процветания любимой Отчизны.

Патриотизм передается от матерей и отцов к детям. Во все времена мальчиков специально обучали и готовили к роли созидателей и защитников Родины, а девочек воспитывали как вдохновительниц на подвиг своих близких. И первыми наставниками в пробуждении патриотических стремлений у детей были родители , учителя, затем армейские командиры, организаторы производства и другие. Каждое поколение по-своему проходит школу патриотизма.

Патриотизм - естественное состояние души. Только у людей с извращенной психикой или крайним эгоизмом могут возникнуть безразличие или негативное отношение к своей Родине, народу. Характерно, что «Иваны, родства не помнящие» - предатели интересов Родины - у всех народов и во все времена вызывали призрение. И наоборот, стремление сделать все возможное для Родины есть здоровая реакция человеческого сознания на проблемы общественного бытия и деятельности людей. «Любить свою Родину, - писал В.Г. Белинский,- значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому». «...Истинный человек и сын отечества, - писал А.Н. Радищев, - есть одно и тоже... Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, нежели подать собою другим пример не благонравия... он пламенеет нежнейшей любовью к целости и спокойствию своих соотчичей... преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, подает благие советы и наставления... и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью».

Роль и значение патриотического воспитания возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан.

На определенном этапе развития нашего государства стало наблюдаться сильная социальная дифференциация общества, определенная девальвация духовных ценностей, снижение воспитательного воздействия историко-культурных ценностей, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

За последние годы мы стали невольными участниками величайшей трагедии человечества. В результате развала Советского Союза страну захлестнул небывалый экономический кризис, безработица. За чертой бедности оказалось более половины населения Беларуси. В этих условиях пресса, кино, телевидение, театры, литература вдалбливали в сознание молодежи культ насилия , секса, низменных человеческих чувств.

Средства массовой информации развернули активную атаку на патриотизм, как «идеологию большевизма», этот гордый термин стал употребляться неуважительно. Министерство просвещения поспешило разогнать квалифицированные кадры военруков, поставить заслон полюбившимся школьникам, военизированным играм «Зарница» и «Орленок».
Все это не могло не отразиться на сознании и поведении молодежи. Никогда, даже в тяжелые послевоенные годы, Беларусь не захлестывала такая волна правонарушений и уголовных преступлений, как в нынешнее время. Никогда Беларусь не знала такого позорного явления, как уклонение от службы в армии и дезертирство . Перестройка общественной системы повлекла за собой огромные перемены в жизни нашего общества. Экономические и политические перемены настолько сильны, что зачастую мы не видим какой сильный фактор дестабилизации страны, которым является кризис ценностей. Если в советское время активно пропагандировались коллективные принципы, то коренная общественно-экономическая перестройка вызвала противоположную тенденцию.

Коллективизм, патриотизм стали практически ругательными словами. Смена привычных базовых принципов привела к разгулу эгоизма, когда каждый в меру своей энергии и агрессивности, пренебрегая законами и общечеловеческими нормами, стал стремиться достичь материального благополучия. На щит, по существу, подняли принцип «Богатей любыми средствами, кто как может».

Особенно охотно, а значит с худшими последствиями , в эту ловушку попадает молодежь, у которой в отличие от старшего поколения, система нравственных ориентиров еще не сложилась.

На заре, так называемых, демократических преобразований в начале девяностых годов данное положение вещей недостаточно осознавалось руководством нашей страны. Но с приходом к власти здоровых сил этой проблематике стали уделять приоритетное внимание и значение.

Как позитивный момент следует отметить, что эта проблема решалась и решается в нашем государстве на идейно-теоретической и идейно-практической основе государственной идеологии, так как постулаты государственной идеологии имеют определенную совокупность взглядов, сконцентрированную в национальной идее, то невозможно рассматривать эти два понятия в отрыве друг от друга. В основе замысла национальной идеи должна находится самая фундаментальная категория, обозначающая основу духовного естества нации, указывающая на собирательный образ индивидуального и массового сознания. В белорусском обществе на всех этапах его развития и становления таковой категории является Родина. Родина определяет наше главенствующее гражданское чувство – чувство патриотизма, а это не какое-то отвлеченное понятие. Патриотизм отражается в конкретных поступках. Истинная любовь к Родине – любовь действенная, связанная с непосредственным участием гражданина в ее укреплении, в повышении благосостояния народа. Говоря простым языком, нельзя быть патриотом-теоретиком, необходимо на деле доказывать свою готовность служить своему Отечеству.