Чем уникален российский "убийца авианосцев". Крымский «Атлант» — «убийца авианосцев

Пишет жж-юзер drugoi: 44-я Краснознаменная бригада противолодочных кораблей Тихоокеанского флота России располагается в самом центре Владивостока, рядом с морвокзалом, напротив здания штаба флота. У стенки рядком стоят четыре больших противолодочных корабля проекта 1155. Отсюда эти корабли отправляются на боевые дежурства в Аденский залив, где защищают торговые суда от пиратов.

Справа от четверки БПК стоит плавучий госпиталь «Иртыш», а слева - флагман Тихоокеанского флота, гвардейский ракетный крейсер «Варяг».


Ракетный крейсер проекта 1164.1 «Червона Украина» заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве 31 июля 1979 г. (заводской № 2010), 5 ноября 1982 г. зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, спущен на воду 28 августа 1983 г., вступил в строй 25 декабря 1989 г., а 28 февраля 1990 включен в состав Тихоокеанского флота. После распада СССР крейсер достался России и в 1996 г. по инициативе экипажа корабля был назван «Варягом» - в честь знаменитого бронепалубного крейсера 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России, участника боя при Чемульпо 1904 г.
Главное крейсера - самонаводящиеся крылатые ракеты комплекса П-1000 «Вулкан». Пусковые установки ракет СМ-248 расположены по бортам корабля, выглядят очень внушительно и по ним «Варяг» легко отличить среди других кораблей. Крейсеры проекта 1164 еще называют «убийцами авианосцев» - собственно, для этого они и создавались.

1. Впечатляет схема действия ракет - после залпа с одного борта все восемь ракет после раскрытия крыльев образуют единую группу, «волчью стаю» с вожаком - отдельно летящей ракетой, которая наводит всю группу на цель, корректирует курс для остальных ракет, сбрасывая им информацию. При подлете к цели ведущая ракета выбирает самый крупный объект (авианосец), направляет на него одну из ракет с т.н. «спецбоеприпасом» и делит оставшиеся объекты между остальными ракетами «стаи». Все ракеты включают головки самонаведения и наносят удар по объектам. Масса одной ракеты - почти пять тонн, скорость полета - около 2900 км/час. Шансов остаться на плаву после попадания такой ракеты у корабля противника нет никаких. Если ведущую ракету успевают сбить, на её место встает другая, точно такая же. Атака происходит без участия экипажа корабля по системе «выстрелил - забыл». Интересно, что всё это - технологии начала 70-х годов.

2. Знакомство с «Варягом» начинается с прозаических мешков с капустой и морковкой. Стоящий рядом БПК «Адмирал Пантелеев» собирается в поход к берегам Африки и загружает к себе запас продуктов.

3. В морские походы уходят надолго и запасаются всем необходимым всерьез. Это только малая часть той питьевой воды, которая загружается в трюмы военного корабля.

4. Сопровождающий меня офицер посоветовал не пользоваться мобильным телефоном: «Если смартфон, лучше выключить, а то может сгореть». Я не поверил, но на всякий случай выключил. На корабле есть полный набор радиолокационного вооружения комплекса МП-152 «Кольцо» по обнаружению работающих радио и локационных станций, головок самонаведения ракет противника, их пеленгованию и подавлению. Может быть, в словах офицера и был определенный резон.

5. На баке «Варяга» стоит АК-130 - корабельная автоматическая пушка. Стреляет осколочно-фугасным снарядом со скоростью 90 выстрелов в минуту и дальностью до 23 километров. Полностью автоматическая - действует самостоятельно до тех пор, пока не кончится боезапас. Говорят, не имеет аналогов в мире. Чего-чего, а то, что стреляет у нас умели делать. С ширпотребом были проблемы, а вот пушки всегда были отменные. АК-130 - не исключение. В первоначальных экскизах корабля пусковых установок было 12 (по шесть на борт) и вместо одной сдвоенной пушки было две одноствольных А-100. В 1972 г. адмирал Горшков приказал добавить еще четыре пусковых установки для осуществления двух полных восьмиракетных залпов, а две АК-100 заменить на одну двухствольную АК-130. Корабль стал значительно тяжелее, уменьшилась скорость и боезапас артиллерийских орудий (720 выстрелов против 2000).

6. Несмотря на современные средства связи, система сигнальных флагов остается на флоте основной коммуникацией для плавсредств. На военно-морском флоте России используется свод сигналов флота СССР. 32 сигнальных флага соответствуют буквам русского алфавита: Веди - «Курс ведет к опасности», Живете - «Дать средний ход», Й - «Обнаружил мину» и т.д. На этом снимке - место сигнальщика на крейсере. В металлическом ящике лежат сигнальные флаги, которые по необходимости поднимаются на вертикальных фалах на рею. Слева от ящика - черные «ходовые шары», которыми в море обозначают скорость корабля. Чем ниже расположен «шар» - тем выше скорость. К слову, «Варяг» может идти со скоростью в 32 узла. Когда он идет с такой скоростью, бурун за кормой - высотой метров в десять.

7. «Что это там красненькое синеется?». На стенке - силуэты кораблей и самолетов России и стран НАТО. Подсказка для сигнальщика, который наблюдает за происходящим вокруг корабля.

8. Это ходовая рубка корабля. Отсюда им управляют в повседневных условиях. Рубка соединена с боевым информационный центром БИУС «Лесоруб-1164» командирским лифтом.

9. Место командира крейсера «Варяг», гвардии капитана 1-го ранга Эдуарда Москаленко.

10. Здесь и правда всё напоминает о 70-х годах. Такое надежно-железное. «Тёплый ламповый звук». Я изо всех сил старался не фотографировать ничего секретного, но поди разбери, где тут что.

11. «Товсь» - люблю эти флотские словечки. Гюйс, битенг, твиндек, зюйд-вест, комингс, ахтерштевень, нактоуз - все это пахнет соленым морским ветром и волнует несказанно.

12. Смены разошлись по местам работы. Кавтаранги ломали головы: «Что бы тебе такого несекретного показать?». Сошлись на каком-то экране №22. Матрос Ренат из Башкирии сел на место оператора и стал нажимать кнопки, включать мониторы - изображать деятельность на боевом посту. Выглядело это вполне достоверно.

13. Тот же Ренат, невовремя попавшийся на глаза офицерам, оживил собой помещение корабельной библиотеки, сделав вид, что разбирает пришедшую на корабль почту. Библиотека хорошая. Маленькая, но всё есть. Вообще, «Варяг» довольно комфортный корабль. Кают-компании отделаны деревом, висят картины, на полу ковры. Есть бассейн с водопадом, лечебные души, большая парилка, сауна. В жилых каютах кондиционеры, на корабле есть четыре воздушные холодильные установки.

14. Прогулка по крейсеру - это длинные переходы по бесконечным коридорам и внезапные спуски и подъемы по вертикальным трапам. В четвертом отсеке мы спускаемся все ниже, туда, где матросские кубрики. Оружие, конечно, интересно, но очень хотелось посмотреть, как живут моряки на одном из самых мощных крейсеров в мире.

16. На экране состязания на лучший кубрик можно увидеть, например, что кубрик №14, забивший болт на состязание в декабре, получил, видимо, большой звезды от командиров и потом стал передовым, не опускаясь ниже оценки «четыре».

17. Так отдыхает ночная смена в образцовом теперь кубрике №14. Я на пару секунд приоткрыл дверь и сделал несколько снимков спящих матросов.

18. В соседнем кубрике матрос писал что-то важное в журнал. Рядом с ним стоит привинченная к столу клетка с попугаем. Попугай был на месте и отдыхал.

19. Святая-святых ракетного крейсера - камбуз. Потолки здесь низкие и матрос с тряпкой в руке, наводящий порядок, ходил нагнув голову, что придавало его фигуре печальный вид. Рядом два других матроса начали открывать консервные банки простым ножом, за что немедленно получили нагоняй от сопровождающих меня офицеров. Все должно быть идеально для чужого взгляда, я понимаю.

20. Корабельный котэ - непременная принадлежность любого боевого корабля для борьбы с грызунами. Или, как здесь говорят, «белками». Котики и жизненно важные кабели в металлической оплетке - таковы условия сосуществования людей и грызунов. Котов на корабле несколько, их заводят по одному на боевую часть. Кошки крейсера «Варяг» пользуются популярностью у гостей в разных странах, куда заходит корабль. Случается, их дарят - один из корабельных котов живет теперь в православной церкви в Сингапуре. Матушка, говорят, была счастлива такому подарку. Еще один был подарен местному адмиралу в Индонезии.

21. Хотелось взять один спасательный круг на память. Круг не дали, казенный, но подарили другое.

22. Мы пообедали с офицерами, поговорили, потом переместились в рабочую каюту, там еще поговорили. Уходить не хотелось, но времени было в обрез - у них, и у меня. Уходя, сделал еще несколько снимков на палубе «Варяга» и на берегу.

24. Мне показалось, что на крейсере всё в порядке. В море ходит, учебные стрельбы проводит. «Варяг» - желанный гость в иностранных портах, на него выстраиваются очереди из желающих совершить экскурсию по кораблю. Как говорили офицеры: «Рядом стоит французский «Мистраль» - туда никого, а к нам - очередь на весь причал, по тридцать тысяч человек приходит за несколько дней визита». Видно, как моряки гордятся своим «Варягом», своей службой. Звали с собой в поход - надо подумать, я с качкой не дружу, хотя очень хочется, конечно. Потому что это - настоящее.

Встречая на океанских просторах ракетный крейсер «Варяг», американские военные корабли семафорят ему фразу «You’re Looking Good!», в переводе означающую «Хорошо выглядите!» Забыв о том, что перед ними судно вероятного противника, они выражают восхищение этим грозным судном, прозванным «убийцей авианосцев».

Особой приметой этого корабля (проект 1164) являются восемь направленных под углом вверх больших двойных контейнеров, по четыре с каждого борта. Они, конечно же, не для красоты, в каждом размещен комплекс «Вулкан» П-100. Это страшное оружие.

Залп, который может произвести ракетный крейсер «Варяг», смертелен для целой эскадры, составляющей авианесущую группу кораблей. «Волчья стая» из восьми пятитонных реактивных снарядов мчится к указанной цели, управляемая электронным мозгом. Как и положено, у этой «группы товарищей» есть свой вожак, дающий команды остальным семи участникам атаки. Именно он выбирает для себя самую крупную цель - флагманский авианосец - и раздает указания, куда лететь другим. В случае преждевременной гибели главной ракеты командование берет на себя следующая, которая на это момент окажется на наибольшей высоте. Только это вряд ли, сбить идущий со скоростью почти в 3000 км/ч и совершающий обманные маневры, очень трудно. А если учесть, что их восемь, и у каждого ядерный заряд…

Ракетный крейсер «Варяг», флагманский корабль Тихоокеанского флота, построен в Николаеве более тридцати лет назад. До 1996 он назывался «Червона Украина».

Первоначальный проект предусматривал шесть двойных пусковых контейнеров (три с каждого борта). Вмешательство адмирала Горшкова привело к изменению первоначального замысла в сторону увеличения огневой мощи. Командующий ВМФ повлиял и на состав артиллерийского вооружения: вместо автоматической А-100 на баке установили двуствольную АК-130. Водоизмещение увеличилось, несколько ухудшились ходовые характеристики, пришлось снизить боезапас. Насколько все эти меры улучшили боевые качества корабля, судить трудно, но факт остается фактом, и сегодня ракетный крейсер «Варяг» - одна из самых грозных боевых единиц в мире.

Тихоокеанского флоту довелось участвовать в походе к берегам Сомали (2011). Пираты вблизи африканского побережья препятствовали судоходству, создавая угрозу безопасности торговых моряков. Эскадру из нескольких кораблей возглавлял ракетный крейсер «Варяг». Фото российских судов опубликовали все печатные издания мира после проведения ими успешных операций, которые пресекли активность новоявленных корсаров. Противокорабельные комплексы в этом походе не понадобились, использовать их было бы так же рационально, как стрелять из пушек по воробьям. А вот артиллерия оказалась очень кстати.

В 1991 году Украина, как и все остальные республики СССР, перестала быть красной. Через пять лет экипаж предложил дать кораблю имя, прославленное еще в 1904. Тогда, во время Японской войны, непокоренный русский крейсер не опустил у Чемульпо и ушел на дно, не доставшись врагу. Подвиг последнего парада впечатлил немецкого поэта Рудольфа Грейца, сочинившего текст песни, ставшей неофициальным гимном Флота Российского. Гордое и дорогое имя унаследовал гвардейский ракетный крейсер «Варяг», разрезающий своим форштевнем океанские волны в XXI веке.

Однажды, ещё будучи министром обороны США, Леон Эдвард Панетта, заявил:

“Любой пятиклассник знает, что АУГ США не может уничтожить ни одна из существующих держав мира”

Постойте! А как же Россия! Лично мне всегда и везде говорили, что российская армия может расправиться с ВМФ США - как нибудь, но сможет. Более продвинутые в этом вопросе заявляли, что: ну со всем флотом, может и нет, даже возможно и авианосное соединение - не одолеем, а вот одну АУГ, точно сможем на дно отправить. Ну и совсем немногие, все таки соглашались с американцами в их браваде.

Давайте разберемся в этом вопросе (интересно ведь - правда).

Сразу скажу, что не буду перегружать пост, цифрами и перечислениями, будет много ссылок, пройдясь по ним, можно будет получить все цифры и ТТХ, с разных источников. Так же не буду уточнять до бесконечности. Т.е. рассчитываю на некоторую начитанность посетителей в этом вопросе, остальные, если, что-то не понятно в названиях, либо терминах, свободно могут почерпнуть определения через поисковик. Хотя буду стараться давать почти на все ссылки.

Начинаем.

Типичная АУГ США, представляет собой группировку состоящую из:

Флагманский авианесущий корабль группировки с ядерной ГЭУ типа “Нимитц” (либо “Энтерпрайз”) с базирующимся на нем полком палубной авиации (60-80 самолетов). По обычной практике авианосец, как и полк палубной авиации группировки, представляют собой отдельные воинские части морской авиации и находятся под командованием офицеров морской авиации в чине капитана первого ранга (U.S. Naval aviation Captain).

Дивизион ПВО группировки - 1-2 КР УРО типа “Тикондерога”. В базовый комплекс вооружения дивизиона ракетных крейсеров входят ПУ ЗРК “Standart” (SM-2, SM-3), и КР “Томагавк”морского базирования. Все ракетные крейсера типа “Тикондерога” оснащены морским комплексом управления оружием и ракетной стрельбы “Иджис”(AEGIS). Каждый из крейсеров дивизиона находится под командованием офицера ВМС США в чине капитана первого ранга (U.S. Navy Captain).

Дивизион ПЛО группировки - 3-4 ЭМ УРО типа “Арли Берк” с глубинными бомбами и торпедами для борьбы с ПЛ, а также (часть кораблей) с установками КР “Томагавк” на борту. Командиром дивизиона ПЛО является офицер ВМС в чине капитана первого ранга (U.S. Navy Captain), в то время как каждый из эсминцев дивизиона находится под командованием офицера ВМС США в чине капитана второго ранга (U.S. Navy Сommander).

Дивизион многоцелевых ПЛА - 1-2 ПЛ типа “Лос-Анджелес с торпедным вооружением и КР “Томагавк” (со стартом через ТА лодки) на борту с задачами как ПЛО группировки, так и ударов по береговым (надводным) целям.

Дивизион судов снабжения - 1-2 транспорта типа “Сэплай”, транспорты для боеприпасов, танкеры, другие вспомогательные корабли

ОАП ВМС - до 60 самолетов авиации ВМС США, сведенных в ударные АЭ, АЭ ДРЛО, АЭ ПЛО, АЭ ВТС и др. ОАП ВМС является отдельной воинской частью авиации ВМС США. ОАП ВМС, также, как и АВМА, находится под командованием офицера авиации ВМС в чине капитана первого ранга либо офицера авиации КМП США в чине полковника (USMC Сolonel).

Так, что же мы можем, противопоставить этой впечатляющей мощи. К сожалению в России нет ресурсов, для того, что бы тягаться с США на равных, в количестве кораблей. По авианосцам преимущество США подавляющее, сейчас у американце 10 авианосцев, у нас один авианесущий крейсер Адмирал флота Советского Союза Кузнецов, который можно квалифицировать, как легкий авианосец, но к сожалению фактически без самолетов. Су-33 в строю десять штук из планируемых двадцати пяти, которые уже хотят заменить на МиГ-29К. В 2013 году в дополнении к имеющимся “сушкам”, добавили два МиГа. По кораблям сопровождения тоже ситуация не лучшая.

Многие сейчас скажут, да что там авианосцы, у России, много чего другого имеется для уничтожения АУГ. Согласен, в ситуации тотального превосходства в кораблях, нужен асимметричный ответ. Так какой же он?

Вооруженные силы России, видят его в ракетном вооружении, именно в противокорабельных ракетах. Т.е. в эффективной доставке обычного или ядерного заряда, непосредственно к кораблям АУГ.

Сначала предлагаю ознакомиться с носителями ПКР:

1. Ракетный крейсер проекта 1164

2. Подводная лодка проекта 949А “Антей”

3. Тяжелый ракетный крейсер проекта 1144

4. Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5

Также существуют малые ракетные корабли, авиация и береговые ракетные комплексы.

Так как АУГ США, имеет мощную систему ПРО и ПВО, и естественно - мощный авиационный кулак, то главные характеристики, для борьбы с ней и поражения, это дистанция обнаружения и возможной атаки.

Для того чтобы поразить состав АУГ: авиация, корабли или подводные лодки должны обеспечить своевременное обнаружение авианосной группы, классифицировать её, сблизиться на дистанцию ракетного удара, при этом сохранить боеспособность и пустить ракеты, которые преодолев средства ПВО и РЭБ, должны уничтожить корабли в составе АУГ.

Рассмотрим вариант атаки АУГ надводными кораблями ВМФ России, в мировом океане:

К сожалению возможности российских кораблей в вопросе обнаружения, ограничиваются фактически пределами радиогоризонта, имеющиеся на борту кораблей вертолеты малопригодны для решения этой проблемы, по причине малого числа этих машин и небольшого радиуса действия. Они могут эффективно использоваться только в интересах выдачи целеуказания ракетного оружия, но до этого надо ещё обнаружить противника.

Конечно, когда создавались ракетные крейсера, т.е. при советском военно-морском флоте, их деятельность должна была осуществляться при поддержки системы военно-морской разведки на океанском ТВД. Она опиралась на развитую систему радио-технической разведки, основу которой составляли наземные центры, расположенные не только на территории СССР, но и других государств. Имелась также эффективная космическая морская разведка, позволяющая не только обнаруживать и следить за корабельными соединениями вероятного противника, но и выдавать целеуказание ракетному оружию практически по всей территории Мирового океана. У России в текущий момент времени всего этого - нет. В 2006 году начали реанимировать систему, но до окончания ещё очень и очень далеко.

Поэтому АУГ, увидит наши корабли, задолго до того, как сама будет обнаружена, группировка постоянно обеспечивает контроль с воздуха на глубину до 800 км, с помощью самолетов ДРЛО Grumman_E-2_Hawkeye,и мы будем атакованы 48 самолетами из который 25 будут нести ПРК ГАРПУН, а РЭБ будут обеспечивать почти 8 штук Boeing_EA-18_Growler.

Отбиться крейсерам с их ПВО, и даже “Кузнецову”, с десятком самолетов - невозможно.

Поэтому нам не дадут использовать главное оружие в борьбе с АУГ, а именно П-1000 Вулкан, дальность 550 км и П-700 Гранит дальность до 625 км, как видите мы не только не сможем навести эти ракеты, но и даже на дальность пуска крайне маловероятно, что подойдем.

Но если, каким-то чудом, мы все таки сбили самолеты противника, то потом будет дуэль ПКР и борьба электроники, если в качестве ПКР мы превосходим американцев, то в РЭБ - шансов опять же почти нет. В лучшем случае наши ПКР, часть которых пройдет ПРО АУГ, смогут либо только повредить авианосец и в крайнем, потопить некоторые корабли группировки, но все это исходя из выше сказанного, к сожалению из области фантастики.

Так же, маловероятен и удар по АУГ ядерным боеприпасом, опять же по причине того, что мы просто не успеем нанести удар, так как нас обнаружат первыми.

Самой совершенной российской ПКР на сегодняшний день является “Гранит”. В настоящее время в мире нет аналогов этой ракете. Дальность её полета составляет 625 км. Это на сто километров превышает дальность противокорабельных модификаций “Томагавка”, почти втрое - дальность полета основной американской ПКР “Гарпун”, и приблизительно отвечает радиусу дей­ствия палубных истребителей F/А-18. Маршевая скорость “Гранита” составляет 660 метров в секунду, на последнем участке траектории - километр в секунду, что втрое превышает скорость “Гарпуна” и “То­магавка” и вдвое - максимальную скорость истребителя F/A-18. “Гранит” несут боевую часть (БЧ), содержащую 500 ки­лограммов мощной взрывчатки, тротиловый эквивалент которой составляет по разным источникам от 1000 до 1500 килограммов. Мощность БЧ “Гранита” значительно превос­ходит 454-килограммовую тротиловую БЧ “Томагавка” и 227-килограммовую - “Гарпуна”. Мощность “Гранита” позволяет уничтожить одним попаданием любой эсминец или крейсер. Кроме того, ракеты этого типа могут снабжаться ядерными БЧ, которым для поражения корабля прямое попадание не требуется. Прорыв ПВО противника “Граниту” облегчает бронирование головной части и важных узлов, снижаю­щее вероятность уничтожения ПКР близким подрывом зенитной ракеты, и малая высота полета. ПКР “Гранит” - высокоинтеллектуальное оружие, способное осуществлять “коллективные” действия, противодействовать вражеской ПВО и самостоятельно выбирать наиболее важную цель. В компьютерной памяти ракет существуют так называемые “портреты” радио­локации на все корабли, также заложены сведения обо всех возможных вариантах ордеров. Ракеты атакуют по наиболее рациональной траектории, построившись боевым ор­дером и ведя между собой обмен информацией. В залпе одной подводной лодки проекта 949А 24 ракеты, каждая из которых не­сет также свои ложные цели для прорыва ПРО. 23 ракеты идут низко над водой, одна поднимается выше, периодически включая РЛС для наведения на цели. Она определяет количество целей и распределяет их между другими ракетами. В случае уничтожения “лидера” его место занимает следующая ракета. Самая крупная цель, то есть авианосец, в ордере кораблей автоматически определяется ракетами. После прорыва ракеты распределяют цели по важности, чтобы в конечном итоге обеспечить поражение авианосца. Сначала уничтожаются корабли прикрытия, стоящие на пути ракет, а затем наносится удар по авианосцу. Но есть одно большое НО, для ракеты требуется точное целеуказание, пока ГСН не захватит цель, а достигается эта наводка, только с помощью авиации или космических аппаратов.

Вывод: ракеты - хорошо, и они у нас гораздо лучше американских, но к сожалению летающая электроника и истребители АУГ сводят это преимущество на нет.

Теперь рассмотрим вариант с подводной лодкой, ракетная лодка проекта 949А “Антей”, может с помощью своей гидроакустики обнаружить шумы АУГ на расстоянии более 100 миль, т.е. находясь в дальней зоне противолодочной обороны авианосной группы, где вероятность её обнаружения и уничтожения очень низка. Вооружена лодка 24 П-700 Гранит, соответственно лодка уже находится в состоянии нанесения удара по АУГ, так как дальность “Гранита” до 625 км, а мы напоминаю в 100 милях от авианосца с сопровождением. Но тут опять возникает проблема в недостаточной информированности, опять же нужна конкретная система выдачи целеуказания, которую можно обеспечить, либо с космоса, либо авиацией, а это на данный момент в России, повторюсь, отсутствует, а то, что есть из авиационных источников целеуказания быстро будет уничтожено истребителями АУГ. Исходя из всего вышесказанного “Антей” отличная машина, но классифицировать и тем более определить боевой порядок соединения противника с выявлением главного ордера - не сможет. Для этого необходимо будет войти в среднюю зону противолодочной обороны группировки, где вероятность обнаружения и соответственно уничтожения, уже существенна.

Но это ещё не все, для того чтобы уничтожить авианосец, необходимо попадание в него 8-10 ПКР “Гранит” с обычным снаряжением. При прорыве ракет к авианосцу необходимо уничтожить также до половины кораблей охранения. С учетом противодействия ПВО, для гарантированного уничтожения АУГ необходимо применить в одном ударе 70-100 ПКР со всех видов носителей.

Вывод: одна или даже три подводные лодки (их на данный момент у России на плаву всего пять), не смогут в одиночку уничтожить АУГ, они могут работать только совместно с надводными кораблями и авиацией. Что, опять же в текущих условиях состояния системы обнаружения и выдачи информации ВМФ России - невозможно. Кстати, некоторые ссылаются на чудо оружие ракету-торпеду “Шквал”, для борьбы с группировкой американцев бесперспективна, стоит только почитать её характеристики.

Береговые комплексы ПКР, можно не рассматривать по причине, что АУГ не подойдет к берегу на расстояние поражения ПКР.

Осталась авиация: Ту-22М, может наносить удары ПКР Х-22 по группировке, и это возможно самый перспективный вариант нанесения ущерба АУГ, но из 150 имеющихся на вооружении “Тушек”, всего 40 на всю Россию могут летать. Если даже допустить, что они все долетят до кораблей противника и нанесут удар, то это всего 40 ракет, чего явно не достаточно, чтобы снести авианосец с сопровождением. Но если сократить дальность действия с 2000 км, до 1500 км и повесить на “Тушки” по две ракеты, то опять же вынести АУГ, можно только в том случае, если все самолеты и ракеты прорвутся к противнику, что опять же маловероятно, ПВО группировки очень сильно.

Исходя из всего выше сказанного, в текущей ситуации состояния Российской армии, Леон Эдвард Панетта, скорее прав, в том, что действительно ни одна страна в мире неспособна пустить на дно авианосную ударную группу США. За исключением наверное, массированного авиационного удара Ту - 22 ракетами Х-22, с ядерной боевой частью, но не стоит забывать: АУГ у США больше чем одна, а мы способны на такой удар, только однажды.

Поэтому для России, крайне важно развивать всевозможные системы слежения, целеуказания и РЭБ. Потому что мощь для удара у нас есть, а вот ударить и/или попасть - увы не сможем.


Пока в южнокорейском Пусане стоит наш «Варяг», к берегам Кореи, только северной, приближается враждебная эскадра. Ещё не вражеская – ибо война не объявлена, отмечает сетевое издание «Царьград». Но положение обострено настолько, что во вражескую её обратит первый же выстрел, информирует «Тихоокеанская Россия », ТоРосс.

«Царьград» продолжает: «Если это будет твой выстрел – зачинщиком войны станешь ты. Но зато вырвешься в открытое море и сможешь воевать дальше. Если будешь ждать – то сначала тебя заблокируют в порту, а потом расстреляют при попытке выхода их акватории.
Перед такой дилеммой стоял капитан 1-го ранга Всеволод Руднев, командир крейсера «Варяг», стационированного в корейском порту. Он выбрал второй вариант и вошёл в историю героем. Хотя с точки зрения военной совершил ошибку — как считают многие флотские — прояви он активность, шанс уйти от японской эскадры контр-адмирала Сотокити Уриу у него был.
Он мог уйти. Но предпочёл не сдаться.
Парадоксы истории — сегодня в корейском порту снова стоит крейсер «Варяг». И снова к нему приближается пока не вражеская, но уже враждебная эскадра. Более того — армада, по словам главы государства, который послал её. И выбор, что характерно, примерно тот же: останься в порту — и можешь стать мишенью.

Правда, между этими выборами прошло 113 лет. И порт другой: тогда был Чемульпо, нынешний Инчхон, а теперь – Пусан. И находится там «Варяг» с дружеским визитом. Вместе с сопровождающим его танкером «Печенга». А враждебная эскадра теперь не японская, а американская.

Да и, если начистоту, выбор перед командиром «Варяга» гвардии капитаном 2-го ранга Алексеем Ульяненко не стоит. Визит, начавшийся 11 апреля, должен продлиться четыре дня и, значит, уже завтра-послезавтра русские корабли отдадут швартовы. С американцами если и встретятся, то в море. И отношения между США и Россией, какими бы сложными ни были, — сегодня всё же далеки от непосредственной угрозы войны.

А если бы он был, этот выбор? Что смог бы противопоставить врагу «Варяг», кроме той же готовности не сдаваться, которую показали прадеды в бою при Чемульпо?

Гвардейский ракетный крейсер «Варяг» – корабль не новый. Строительство его началось ещё 31 июля 1979 года.

Грустная улыбка истории: этот ракетный крейсер проекта 1164.1 был заложен под именем «Червона Украина» на судостроительном заводе «Имени 61 коммунара» в городе Николаев. На той самой верфи, строительство которой было начато ещё в 1787 году распоряжение светлейшего князя Потёмкина-Таврического, сначала отвоевавшего для Российской империи эти земли у турок, а затем вдохнувшего в них жизнь возведением городов и храмов, строительством предприятий и производств. Верфь так и называлась при открытии в 1788 году — Николаевское адмиралтейство.
Первый корабль — парусный фрегат «Святой Николай» здесь спустили на воду 25 августа 1790 года. Воевал затем фрегат в составе эскадры под командованием адмирала Фёдора Ушакова, участвовал в одной из легендарных побед русского флота — сражении у мыса Калиакрия, бомбардировал вражеские батареи и высаживал десант в не менее легендарной битве за остров Корфу в 1799 году. Это та самая не имевшая аналогов в морской истории операция в ходе войны с Францией, когда «крепости брали корабли».

А теперь этот героический русский завод, строивший героические русские корабли, оказавшись на незалежной Украине, клепает печки-буржуйки для карательных войск в зоне АТО. Дерусифицирован до крайнего предела…

Но в 1982 году, когда крейсер «Червона Украина» спустили на воду, про такое будущее никто и не думал, и не знал даже, что такое возможно. Потому в 1990 году крейсер совершил межфлотский переход из Севастополя в Петропавловск-Камчатский, где и был зачислен в состав 173 бригады ракетных кораблей Камчатской флотилии. Здесь он скоро оказаался лучшим кораблём соединения, завоёвывал первые призы за стрельбы крылатыми ракетами. Так что когда 9 февраля 1996 года корабль получил своё новое, святое имя, это было признано достойным традиций – имя легендарного «Варяга» даётся наидостойнейшим.

Сегодня этот корабль — флагман Тихоокеанского флота России. Его водоизмещение составляет 11 280 тонн. Длина — под 200 метров, ширина — почти 21 метр. Высота по миделю — 42,5 метра. Впечатляют ходовые характеристики: при общей мощности газотурбинной энергетической установки в 22 500 лошадиных сил (а их — четыре) скорость хода — 32 узла. Когда «Варяг» идёт на полном ходу, за ним взымается бурун высотою в 10 метров!
Дальность плавания — 7500 миль с автономностью до 30 суток. Экипаж — примерно в 500 человек.

Чем оснащён «Варяг»?
Корабль зовётся «убийцей авианосцев».
Достаточно ли он грозен для противника?

Несмотря на возраст, корабль сегодня оснащён самым современным боевым и навигационным оборудованием.

Несколько радиолокационных станций: трёхкоординатная РЛС обнаружения воздушных целей МР-600 «Восход», РЛС МР-123 «Вымпел» для управления стрельбой артиллерийской установки. РЛС 3Р41 «Волна» антенного поста управления стрельбой ЗРК «Форт», называемая за характерную форму «сиська». Радиолокационный комплекс MP-800. Комплекс радиоэлектронной борьбы ПК-10 «Смелый».

Сама 30-миллиметровая шестиствольная автоматическая артустановка АК-630. Это прежде всего противовоздушное вооружение, включающее, кроме того, две установки ЗРК «Оса-МА» с ракетами 9М33 и восемь ЗРК С-300Ф «Форт».

В качестве противолодочного вооружения используются два пятитрубных торпедных аппарата, реактивная бомбомётная установка РБУ-6000 «Смерч-2», а также противолодочный вертолёт Ка-27.

Как артиллерийское вооружение работает 130-миллиметровая артустановка АК-130. Этой корабельной автоматической пушке нет аналогов в мире. Она стреляет на дальность до 23 километров осколочно-фугасными снарядами со скоростью 90 выстрелов в минуту.

Для управления вооружением стоит боевая информационная система БИУС «Лесоруб-1164». Для обеспечения навигационной безопасности — комплексы «Бал» и «Вайгач», где отображаются электронные карты.

Среди оборонительных средств — набор радиолокационного вооружения комплекса МП-152 «Кольцо». Он предназначен для обнаружения радиолокационных станций, головок самонаведения ракет противника с дальнейшим их пеленгованием и подавлением.

Но главная часть вооружения крейсера «Варяг» – самонаводящиеся крылатые ракеты комплекса П-1000 «Вулкан». Именно благодаря им крейсеры проекта 1164 и назвали «убийцами авианосцев». После запуска из расположенных попарно по бортам корабля пусковых установок СМ-248 все восемь ракет раскрывают крылья и превращаются в единую то ли акулью, то ли волчью стаю, составляя единую группу под управлением ракеты-«вожака». Эта, формально говоря, ведущая ракета отдаёт всей группе целеуказания, корректирует их курс, наводя на цель. При приближении к ней все ракеты включают головки самонаведения, и уже неотвратимо наносят удар. При этом сам «вожак», не мудрствуя лукаво, выбирает самый крупный объект, направляет на него ракету с самым крупным зарядом (а если для авианосца, то и со «спецбоеприпасом»), а остальные распределяет по другим объектам.

Что интересно, если ведущую ракету сбить, то её функции принимает на себя другая, за ней третья и так далее. В итоге для экипажа корабля стрельба становится занятием азартным, но кратковременным: работает схема «выстрелил – забыл».

Всего боекомплект таких ракет — 16 единиц.

Как утверждают моряки, при попадании такой ракеты массой почти в пять тонн на скорости около 2900 км/час с фугасным боеприпасом в 500 кило – шанса остаться на плаву у корабля противника нет ни одного.

Боевой опыт? Есть!

Кстати, «Варяг» участвовал в боевой операции в Сирии — в январе 2016 года сменил однотипный крейсер «Москва» в составе Оперативного соединения ВМФ России на Средиземном море. Основной задачей было прикрытие действий авиагруппы ВКС оссии на базе Хмеймим с помощью ЗРК «C-300Ф».

Один из самых воюющих кораблей российского Военно-морского флота гвардейский ракетный крейсер «Москва» (проект 1164 «Атлант») может отправиться на ремонт и модернизацию в 2018 году. Планируется, что работы проведут на заводе «Звездочка» (входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация») в Северодвинске. Об этом писали некоторые СМИ со ссылкой на свои источники в отрасли. Сообщалось, что контракт на модернизацию корабля рассчитывают согласовать до конца 2017 года.

Недавно на этом заводе завершился ремонт другого крейсера этого же проекта «Маршал Устинов». В конце 2016 года корабль покинул акваторию предприятия и взял курс на Североморск - главную базу Северного флота.

Как сообщил источник в ВМФ, не исключено, что на время возможного ремонта крейсер «Москва» может быть заменен как раз «Маршалом Устиновым».

Этот вопрос наверняка стоит - кто заменит флагман Черноморского флота. Севастополь (корабли флота) стережет Средиземное море, восточную его часть. И нельзя, конечно, быть без такого корабля на флоте. Возможно предположить, что туда уйдет «Устинов». Потому что на севере (Северном флоте) есть тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий"Источник в ВМФ

Корабли проекта «Атлант» предназначались для борьбы с авианосными группировками вероятного противника, по которым могли наносить удары, находясь вне зоны действия вражеской авиации. Но сегодня, по мнению военного обозревателя Виктора Литовкина, их вооружение уже не гарантирует выполнения подобных задач.

И хотя наш флот уже давно не ставит перед собой задачу бороться с авианосными группировками, вооружение кораблей проекта «Атлант» и их системы обеспечения боя - разведки, навигации, связи, радиоэлектронной борьбы, а также силовую установку необходимо менять на самое современное. В том числе и для усиления наших возможностей в океане и в Средиземном море, где «пасется» американский 6-й флот с крылатыми ракетами на борту. И его корабли иногда заходят в Черное море, приближаясь к нашим берегам.

БОЕВАЯ ГЕОГРАФИЯ

Изначально планировалось построить 10 крейсеров проекта 1164 «Атлант», но заложить успели только четыре. Введено в строй три таких корабля - «Москва» (бывший «Слава»), «Варяг» (бывшая «Червона Украина»), «Маршал Устинов». Все он находятся в составе трех флотов РФ - Черноморского, Тихоокеанского и Северного.

Четвертый корабль - «Украина» (бывший «Адмирал флота Лобов») - стоит на заводе в Николаеве и находится в собственности Украины. По некоторым данным, его оценочная готовность составляет около 95%. Велись переговоры о его покупке Россией для Северного флота, но в начале 2014 года они были прерваны.

В 1991 году «Славу» (крейсер «Москва») поставили на стапеля Николаевского завода для частичной модернизации, но из-за недофинансирования запланированные сроки (не более года) превратились в долгие восемь лет. Для окончания ремонта деньги предоставили власти российской столицы. В 1999 году корабль вернули в море, но уже под новым именем.

Уникальность его в том, что он (крейсер «Москва») - первый корпус корабля проекта «Атлант», в том, что он все время плавает… и был в свое время вытащен из ремонта.

За кормой крейсера - множество дальних походов, три океана (Тихий, Атлантический и Индийский), выполнение ответственных задач в различных регионах планеты: участие в обеспечении встреч глав СССР и США на острове Мальта в 1989 году, выполнение боевых стрельб (в том числе и в Атлантическом океане), участие в масштабных международных маневрах.

Серьезной проверкой для корабля стало участие в обеспечении операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года. Крейсер действовал тогда в составе корабельного соединения разнородных сил.

В 2013 году крейсер прошел через Панамский канал и вышел в Тихий океан. В эту самую загруженную водную артерию западного полушария корабли под Андреевским флагом заходят редко.

В марте 2014 года крейсер совместно с другими кораблями Черноморского флота осуществлял блокаду украинских ВМС на Донузлаве. А зимой 2016-го вернулся с боевой службы в Средиземном море, где прикрывал российскую авиабазу в Сирии.

Экипаж крейсера действовал в составе постоянного соединения ВМФ в Средиземном море, выполнял задачи по прикрытию средствами ПВО российской авиабазы Хмеймим на территории Сирийской Арабской Республики.

Корабль в Средиземном море сменил однотипный ракетный крейсер «Варяг», флагман Тихоокеанского флота. По итогам 2016 года «Москва» возглавил список лучших кораблей Черноморского флота.

«АРГУМЕНТЫ» КРЕЙСЕРА

После распада СССР эти корабли составили основу тяжелых надводных сил флота России. Этот класс назывался в НАТО «убийцей авианосцев».

СПРАВКА. РАКЕТНЫЕ КРЕЙСЕРА ПРОЕКТА 1164

Предназначены для нанесения ударов по ударным группировкам и крупным кораблям противника, для обеспечения боевой устойчивости противолодочных поисково-ударных групп кораблей, а также выполнения задач коллективной ПВО соединений и конвоев в удаленных районах Мирового океана. Вспомогательными задачами кораблей данного класса является огневая поддержка десантов, борьба с подлодками, обстрел побережья, занятого неприятелем.

Крейсер проектировался под противокорабельную ракету П-500 «Базальт», далее был перевооружен на более совершенные П-1000 «Вулкан». На крейсере их 16 (восемь спаренных пусковых). Длина ракеты почти 12 м, масса без стартовых ускорителей свыше 5 т. Дальность стрельбы - 550–700 км в зависимости от выбранного профиля траектории. Скорость - до 2,5 Маха (почти 3 тыс. км/ч). Боевые части - фугасно-кумулятивная (заряд взрывчатого вещества около 500 кг) или ядерная.

Зенитно-ракетное вооружение крейсера состоит из восьми пусковых установок ЗРК С-300Ф «Форт» (боекомплект 64 ракеты) и двух установок комплекса «Оса-АК» с боекомплектом 48 ракет.

Артиллерийское вооружение включает 130-мм артустановку АК-130 и шесть шестиствольных 30-мм зенитных автоматов АК-630. Принятая на вооружение еще в 1980-х годах, АК-130 на сегодняшний день остается самой мощной корабельной артиллерийской системой в мире.

Противолодочное вооружение состоит из двух торпедных аппаратов (боекомплект 10 противолодочных торпед), двух реактивных бомбометных установок РБУ-6000 (боекомплект - 96 реактивных глубинных бомб) и вертолета-Ка-27.

При своих 11,5 тыс. т водоизмещения и внушительных размерах (186,5 м длины и 20,8 м ширины) «Москва» развивает скорость в 32 узла (60 км/ч). Экипаж - 510 человек. Плюс к этому неограниченная мореходность, большой запас автономности, мощное вооружение - по своим боевым возможностям намного опережает аналогичные корабли других стран такого же класса.

По мнению военных экспертов, обновленная «Москва» может получить новейшие крылатые ракеты «Калибр». Это оружие уже успешно зарекомендовало себя во время массированных ударов по объектам террористов в Сирии, и к нему проявляют интерес иностранные заказчики (к экспортным вариантам - системам Club-N и Club-S. - Прим. ТАСС).

«Калибры» несут на своем борту фрегаты проекта 11356 («Адмирал Григорович»), подлодки «Варшавянка» и «Щука» - субмарины могут запускать из торпедных аппаратов ракеты на дальность до 1,5 тыс. км.

«Калибры-НК», конечно, не единственное мощное вооружение для российских надводных и подводных кораблей, но их эффективность проверена высокоточными ударами по террористическим базам, пунктам управления и базам подготовки боевиков террористических группировок ИГИЛ и Джебхат ан-Нусра (запрещены в РФ) в Сирии. Думаю, на модернизированной «Москве» они будут весьма кстати, как, не исключено, и противокорабельные комплексы «Оникс"Виктор ЛитовкинВоенный обозреватель ТАСС

О новом вооружении для «Москвы» говорили еще в 2015 году. Помощник главкома ВМФ по военно-научной работе капитан 1-го ранга Андрей Суров сообщал, что будет модернизация под новые комплексы оружия, новые системы связи, автоматизации и управления.

По его словам, этот сегмент кораблей флот будет сохранять «в ближайшие 5–10, может быть, 15 лет», однако на смену ему ведутся исследования и разработки корабля аналогичного водоизмещения.

О СЕВЕРНОМ «АТЛАНТЕ»

Ремонт «Маршала Устинова» начался в 2011 году корабелами Центра судоремонта «Звездочка». Были выполнены работы по корпусу корабля, механизмам винторулевой группы, главной силовой установке, общекорабельным системам крейсера. Проведена модернизация систем радиоэлектронного вооружения с заменой аналоговых устройств на цифровые.

На предприятии отметили, что опыт, полученный «Звездочкой» при ремонте «Маршала Устинова», позволит сократить время ремонтов однотипных с ним крейсеров «Москва» и «Варяг».

Они еще раньше получили опыт ремонта надводных кораблей, когда модернизировали корабль «Бесстрашный» 956-го проекта (в 2004 году сменил название на «Адмирал Ушаков». - Прим. ТАСС). Потом они сделали авианосец. Явно, что этот период ремонта будет короче с учетом этого опыта, который был получен ранееИгорь КасатоновСоветник начальника Генштаба ВС РФ, адмирал

В конце октября 2016 года «Маршал Устинов» вышел в море для выполнения программы заводских ходовых испытаний. Многочисленные проверки систем и механизмов крейсера в морских условиях, продолжавшиеся около месяца, подтвердили высокие эксплуатационные характеристики корабля.