«Глубочайший патриотизм» белорусов сильно преувеличен.

Воспитание патриотизма на основе изучения, сохранения и приумножения культурно-исторического наследия белорусского народа

«Молодежь в ответе за судьбу Отечества !» - в этом лозунге содержится формула идеологической основы патриотизма молодежи в Республике Беларусь. Молодежь - самая активная часть нашего общества, от которой зависит настоящее и будущее государства. Велика ее доля участия в подъеме всех сфер производства, научной деятельности, в успехах на культурном фронте , сохранении и приумножении генофонда. Поэтому очень важной задачей на современном этапе является воспитание из молодых людей граждан, которые мыслят и поступают, как патриоты Беларуси и готовы отдать свои силы и знания Родине, ее защите.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства. Патриотизм как важнейшее духовное достояние личности характеризует высший уровень её развития и проявляется в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей , культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно - нравственную основу личности, формирующими её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине.

Впервые слово «патриот» появилось в период французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противоположность изменникам родины из лагеря монархистов. Патриотизм - это одно из важнейших, нравственных качеств личности, определяющих жизненную позицию человека и линию повседневного поведения. Велико его значение в социальном и духовном развитии личности.

В справочной и учебной литературе встречаются разные определения патриотизма. «Родная земля, чье место рождения; в обширном значении - земля , государство, где кто родился», - писал В.Даль в 1866 году в своем «Толковом словаре». «Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит», - утверждал Д.Ушаков в « Толковом словаре русского языка» в 1939 году. «Отечество, отчизна; 1 .исторически принадлежащая данному народу территория; 2. Более узко - место рождения кого-либо», - сказано в «Энциклопедическом словаре» 1964 года. «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины», считают авторы философского словаря под редакцией И.Т. Фролова издания 1981 года.
Наряду с различиями есть в этих формулировках и общее - патриотизм определяется, как «любовь к родине», исходя из того, что слова «патриа» в греческом языке означает «родина». В этимологическом смысле «родина» восходит к слову «род». Род, родить, родня, родник... От корня «род» произошло и понятие народ, обозначающее в первую очередь людей, связанных между собой родством по крови, месту жительства, по языку, территории обитания, культурным обрядам, традициям и обычаям. Родина - это, прежде всего народ, который исторически складывается на данной земле, который поливает ее своим потом, улучшает и преобразует своим трудом, окропляет своей кровью в борьбе за свободу и независимость.
В повседневной жизни понятия «родина» и «отечество» применяются как синонимы. Но слово «отечество» - это нечто более высокое . Отечество не просто родная земля, окаймленная вербами, не пейзажи, привычные с детства, а данная политическая, социальная, культурная среда. Политическая среда - это государство, власть. Социальная среда - общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. Культурная среда - это, прежде всего идеология, господствующая в стране.

Патриотами не рождаются, ими становятся в процессе жизнедеятельности в конкретных природных и общественных условиях, в исторически данном отечестве. Диалектика такова, что человек с рождения приобщается к окружающей природной и общественной среде, существующему образу жизни, к культуре и языку, ко всей системе социальных ценностей. С детства он проникается чувствами, в которых имеются начала любви к Родине. Постепенно в процессе образования, воспитания, трудовой деятельности расширяется его кругозор, множатся связи с Родиной, растет его самосознание. От чувственного восприятия родных мест и близких людей он переходит к осознанию родного языка, культуры, традиций народа, его свершений и, наконец, к активному служению ему и делу процветания любимой Отчизны.

Патриотизм передается от матерей и отцов к детям. Во все времена мальчиков специально обучали и готовили к роли созидателей и защитников Родины, а девочек воспитывали как вдохновительниц на подвиг своих близких. И первыми наставниками в пробуждении патриотических стремлений у детей были родители , учителя, затем армейские командиры, организаторы производства и другие. Каждое поколение по-своему проходит школу патриотизма.

Патриотизм - естественное состояние души. Только у людей с извращенной психикой или крайним эгоизмом могут возникнуть безразличие или негативное отношение к своей Родине, народу. Характерно, что «Иваны, родства не помнящие» - предатели интересов Родины - у всех народов и во все времена вызывали призрение. И наоборот, стремление сделать все возможное для Родины есть здоровая реакция человеческого сознания на проблемы общественного бытия и деятельности людей. «Любить свою Родину, - писал В.Г. Белинский,- значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому». «...Истинный человек и сын отечества, - писал А.Н. Радищев, - есть одно и тоже... Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, нежели подать собою другим пример не благонравия... он пламенеет нежнейшей любовью к целости и спокойствию своих соотчичей... преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, подает благие советы и наставления... и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью».

Роль и значение патриотического воспитания возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан.

На определенном этапе развития нашего государства стало наблюдаться сильная социальная дифференциация общества, определенная девальвация духовных ценностей, снижение воспитательного воздействия историко-культурных ценностей, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

За последние годы мы стали невольными участниками величайшей трагедии человечества. В результате развала Советского Союза страну захлестнул небывалый экономический кризис, безработица. За чертой бедности оказалось более половины населения Беларуси. В этих условиях пресса, кино, телевидение, театры, литература вдалбливали в сознание молодежи культ насилия , секса, низменных человеческих чувств.

Средства массовой информации развернули активную атаку на патриотизм, как «идеологию большевизма», этот гордый термин стал употребляться неуважительно. Министерство просвещения поспешило разогнать квалифицированные кадры военруков, поставить заслон полюбившимся школьникам, военизированным играм «Зарница» и «Орленок».
Все это не могло не отразиться на сознании и поведении молодежи. Никогда, даже в тяжелые послевоенные годы, Беларусь не захлестывала такая волна правонарушений и уголовных преступлений, как в нынешнее время. Никогда Беларусь не знала такого позорного явления, как уклонение от службы в армии и дезертирство . Перестройка общественной системы повлекла за собой огромные перемены в жизни нашего общества. Экономические и политические перемены настолько сильны, что зачастую мы не видим какой сильный фактор дестабилизации страны, которым является кризис ценностей. Если в советское время активно пропагандировались коллективные принципы, то коренная общественно-экономическая перестройка вызвала противоположную тенденцию.

Коллективизм, патриотизм стали практически ругательными словами. Смена привычных базовых принципов привела к разгулу эгоизма, когда каждый в меру своей энергии и агрессивности, пренебрегая законами и общечеловеческими нормами, стал стремиться достичь материального благополучия. На щит, по существу, подняли принцип «Богатей любыми средствами, кто как может».

Особенно охотно, а значит с худшими последствиями , в эту ловушку попадает молодежь, у которой в отличие от старшего поколения, система нравственных ориентиров еще не сложилась.

На заре, так называемых, демократических преобразований в начале девяностых годов данное положение вещей недостаточно осознавалось руководством нашей страны. Но с приходом к власти здоровых сил этой проблематике стали уделять приоритетное внимание и значение.

Как позитивный момент следует отметить, что эта проблема решалась и решается в нашем государстве на идейно-теоретической и идейно-практической основе государственной идеологии, так как постулаты государственной идеологии имеют определенную совокупность взглядов, сконцентрированную в национальной идее, то невозможно рассматривать эти два понятия в отрыве друг от друга. В основе замысла национальной идеи должна находится самая фундаментальная категория, обозначающая основу духовного естества нации, указывающая на собирательный образ индивидуального и массового сознания. В белорусском обществе на всех этапах его развития и становления таковой категории является Родина. Родина определяет наше главенствующее гражданское чувство – чувство патриотизма, а это не какое-то отвлеченное понятие. Патриотизм отражается в конкретных поступках. Истинная любовь к Родине – любовь действенная, связанная с непосредственным участием гражданина в ее укреплении, в повышении благосостояния народа. Говоря простым языком, нельзя быть патриотом-теоретиком, необходимо на деле доказывать свою готовность служить своему Отечеству.

Знаете, в каком городе Советского Союза пешеходы никогда не переходили улицу на красный свет? В Минске! Белоруссия ещё в нашей прошлой советской жизни восхищала меня большим порядком, чем даже в прибалтийских республиках.

Недавно меня так «обезэнергетила» московская суета с её повышенным – употреблю модное слово – «трафиком» жизни, что я не выдержал и решил поехать на три дня отдохнуть не в Париж, не в Канны, а … в Минск! Да-да, чтобы сгонять во Францию или Италию ума нынче много не надо. А в Беларусь, да ещё на отдых, отважится лишь тот, кто знает современную примету: «Если елевидение нас убеждает, что где-то очень плохо, значит там точно хорошо!» Ведь согласно ещё одной не менее современной примете: «Что трудящемуся в радость - то политику смерть!»

Пятизвёздочный отель, словно в центре Рима, но дешевле. Музеи, галереи… Всё лучшее, что было накоплено за годы советской просветительской мощи, не разворовано торгашеской демократией! Отреставрированные за счёт государства здания театров. Помещения в них не сдаются под бутики, автосалоны и залы игровых автоматов… Деньги на декорации для спектаклей никто из режиссёров, унижаясь, не клянчит у спонсоров. Продюсеры не указывают им, что согласно результатам проведённого маркетинга в «Евгении Онегине» для рейтинга Татьяна должна минимум два раза раздеться, а Онегин её хотя бы разок обматерить; Гамлета желательно изобразить геем, а трёх сестёр – лесбиянками…

В Театре оперы и балета только хор – более 100 человек! Симфонический оркестр – один из лучших в Европе. В балетной труппе, по-моему, тоже более 100 танцоров. И все они на государственных зарплатах! Открывается занавес и я попадаю в своё детство, когда приходил в театр и первое «ах!» вырывалось от сказочно-волшебных декораций. Кто-то скажет: «Не маркетингово!» Но билеты я не мог достать. Пришлось звонить директору театра и бесстыдно напрашиваться в гости.

Почему нам пытаются представить Беларусь как отсталую страну? Потому что в ней не верховодят олигархи и иже с ними те, кто «из грязи в князи»! Не дай Бог узнает российский народ, что где-то кто-то живёт спокойнее. Потому и надо было взорвать это равновесие, хотя бы во время выборов. Несколько совершенно разных людей мне сказали примерно одно и то же: «Большинство кандидатов в президенты очевидные провокаторы. За западные подачки подставили страну. А власти повелись и, к сожалению, поймались на этот нехитрый западнючий крючок!»

Только одна журналистка из тех, с кем я разговаривал в Минске, гневно заявила: «Вам легко так рассуждать о нашей жизни. А у нас, между прочим, нет свободы слова!» На это я ей ответил: «А у нас в России она вроде как есть, а что толку? К этому слову кто-нибудь прислушивается?» Если трезво оценивать современное мироустройство, то кому вообще эта сегодняшняя «свобода слова» нужна? Бездарным кино- театро-режиссёрам для того, чтобы ставить якобы гениальные спектакли и материться со сцены… Я уже не раз упоминал, что в пермском театре оперы и балета в спектакле «Кармен» тореадоры по ходу действия несколько раз мочатся в унитазы. Ура! Свобода слова! Причём, в первую очередь – нецензурного слова.

В 90-ые годы этой свободы слова у нас было - захлебнись! Каждый орал что хотел хоть на Красной площади, хоть у Спасских ворот, хоть у Дома правительства и про президента, и про власть… А торгашеский караван плутов шёл себе и никого не слушал. За 10 первых лет после наступления «спасительной» демоНкраДии у нас в России в бандитских войнах и разборках было убито более миллиона человек! И это не считая войны в Чечне. В Беларуси тоже есть бандиты. Только их, во-первых, значительно меньше в процентном отношении, а во-вторых, когда в своей «несвободной» стране им становится невмоготу, хочется кого-то подстрелить, «заказать», подвесить за ноги, они едут к нам в Россию! Шутка ли, в Минске, да и в других городах Беларуси, можно спокойно по вечерам гулять по улице! Днём не бывает пробок! Чиновники в таком количестве не шныряют с «мигалками», строя из себя небожителей. Белорусская таможня никогда не позволит себе устроить праздничный шабаш на работе, как во Владивостоке. Их министры по сравнению с нашими – пляжные бомжи. Потому что не занимаются с утра до вечера «качем бабок». Я думаю, у большинства из них нет даже оффшорных счетов. Кто из наших «бояр-единорогов» будет после этого их уважать? Они не носят костюмы от «Бриони», часы с бриллиантами, их жены не затыкают уши берушами с изумрудами, у них нет недвижимости, оформленной на всех родственников, включая любимую Жучку. Государство продолжает заботиться о Союзе писателей, композиторов… Бесплатное образование! Бесплатная медицина! Можете мне возразить: «Она никудышная!» А у нас, что «кудышная»? И у нас такая же, но только за большие деньги.

Да, в Беларуси есть инакомыслящие-диссиденты. Но кто они? Во-первых, масса бизнесменов, которым не дают всей этой массой присосаться к казне по российскому бизнес-стандарту. Давайте вдумаемся, кто у нас в России успешные бизнесмены? Те, кто наладил с помощью чиновников деньго-отсос от казны. Кстати, интересно - случайно в русском языке слова «казна» и «казнить» от одного корня? Или это намёк?

А разве можно сравнить дороги белорусских окраин с нашими колдобистыми?

Образование в Беларуси никогда не переведут на всего лишь четыре обязательных предмета в школах, среди которых нет ни государственного языка, ни истории. Вот это всё и бесит Запад. Жалко, что мы в России до сих пор заворожены западными гипнотизёрами и подражаем им в своём отношении к Беларуси. Причём, делаем это бездарно, топорно. Когда в прошлом году российская власть предъявила претензии по части долгов к Батьке, тот спокойно посчитал и ответил: «Это вы нам должны, а не мы вам!» И, к сожалению, оказался прав!

Я не удивлюсь, если скоро те российские родители, которым не хватает денег на обучение детей в Англии и Америке, будут отправлять их учиться в Беларусь. К тому же, в Беларуси ещё и гораздо безопаснее. И люди доброжелательные в большинстве своём.

Очередь в магазине. Мой коллега - режиссёр рижского театра первый день в Минске. Ещё не разобрался в здешних деньгах. Протягивает кучу банкнот продавщице.

Может, выберете сами, что вам нужно?

Продавщица берёт две банкноты, и невероятно, но …. очень подробно отчитывается, сколько она должна дать сдачу.

Да что вы… Не надо… Я вам верю… Очередь ждёт!

Из очереди:

Да не волнуйтесь, мы подождём! А вы откуда?

Из Риги.

Ух, ты! – удивляется продавщица. - Ну как вам у нас в Минске, нравится?

Как же я вам расскажу? Очередь ждёт!

Из очереди:

Да вы не волнуйтесь, мы подождём! Кстати, действительно, как вам у нас в Минске?

Можете представить подобный разговор в Москве? Особенно слова из очереди: «Мы подождём!»

Конечно, Запад бесится, что никак не может «впрыснуть» в Беларусь свою очередную «банановую» или «голубую» революцию и превратить белорусов в экономических невольников.

Да, в магазинах даже в Минске нет такой товарной вакханалии, как в Москве, и такого разнообразия в ресторанах карпаччо, буратто, мокрелей, фокаччо и тарталлини… Но это же замечательно! Ведь большая часть сточных продуктов, которые нам в Россию сливают с Запада, есть опасно. Это же продукты не пищевой, а … химической промышленности!

А ещё недовольны порядками в Беларуси местные журналисты и проститутки. Понимаю - тем, и другим живётся хуже, чем в России. Страна, на которую жалуются журналисты и проститутки – добропорядочная страна! В Россию сегодня съезжаются девушки с заниженной планкой социальной ответственности из всех стран-спутников. Мы – держава нефти, газа и … проституток! Поэтому мы даже не держава - мы одна большая скважина!

Мой молодой друг, рижанин Гарри Польский, руководит командой КВН в Стокгольме, которая образовалась там из русскоязычных эмигрантов. Он рассказывал: те, кто уехал из Беларуси, в основном, жулики и бандиты, поскольку даже в Швеции жульничать им проще, чем в Беларуси. Некоторые из них сейчас на родине в розыске.

Но, пожалуй, самое ценное – в Беларуси государство заботится о крестьянстве. Исконно славянский труд – мирное земледелие. Если в России по белорусскому примеру не возродят земледельчество, неоткуда будет в скором времени черпать порядочных людей. Мелкий бизнес, о котором заботятся наши управленцы-чубайсята, воспитывает, в основном, мелкопорядочных.

Есть точный критерий, кто живёт лучше в России, а кто – в Беларуси. Крестьяне – в Беларуси. Рабочие – одинаково бедны и там, и там. В России же гораздо вольготнее и прибыльнее жить олигархам, чиновникам, бизнесменам – т.е., всем НЕтрудящимся.

Эх, сегодня бы поучиться нам у белорусов! Ведь они наши братишки, а не братки!

После всех этих размышлений вызывает недоумение сегодняшние действия белорусской власти. Зачем так подставляться? Жестоко разгонять демонстрации, бить журналистов, сажать их в тюрьму? Лишать виз тех иностранцев, которые резко и критично высказались о белорусской власти? Драчливость недостойна сильных людей! Кто от неё выигрывает? Только противники! Те, кого лишили виз, будут на весь мир кричать: «Вы видите, мы были правы! В Беларуси – тирания!» Неужели нельзя быть хитрее? Ну, разбил демонстрант окно… В суд! И приговор: сделать за свой счёт евроремонт во всём доме! В следующий раз задумается: идти ли вообще на демонстрацию? Зачем из журналистов, которые борются за демократию по заказу Запада, делать героев? Из демонстрантов, сдуру или под гипнозом московского воровского гламура поверивших в светлое демократическое будущее, - освободителей белорусского человечества? Избивать журналистов – мелко и недостойно тех, кто заботится о театрах, музеях и крестьянах. Месть вообще неблагородное дело и неблагодарное. Я уже расшифровывал как-то, что слово «месть» означает «меня ест». Если у наших братишек так будет продолжаться и впредь, то очень скоро западные плуто-демократы получат на руки все козыри. И предостаточно найдётся тех, кто поверит, что со сменой власти все поголовно в Беларуси будут олигархами с яйцами Фаберже.

Я часто гуляю вечером по Юрмале. Если из-за забора на меня лает собака, я же не становлюсь на четвереньки, и не облаиваю её в ответ!

Власть злится и проявляет излишнюю силу, стращает своими мускулами, когда трусит. Зачем трусить белорусской власти? За неё главная часть народа - трудящиеся. Правда, у НЕтрудящихся больше возможностей и средств. Конечно, это нельзя сегодня не учитывать. Но клин надо вышибать клином. Их же методами. Вон, американцы, во имя демократии умудряются завоёвывать целые страны, и при этом никто их в тирании не обвиняет. А правителей, которые заботились о своих народах и пытались приструнить бояр, сенаторов, конгрессменов, спекулянтов, в истории потом называли тиранами и грозными!

Гостиница. Стойка администрации. Я заполняю анкету. Подходят крутой бизнесмен-москвич. Наших «москалей», испорченных понятием «всё включено», видно сразу – на понтах, зубы веером…

У вас Health Club-то есть? А массажистки? Они эротический массаж делают? – совершенно не смущаясь, задаёт он вопрос белокурой "ресепшионистке".

Девушка за стойкой покраснела. Ой, и врезала бы ему сейчас! Но 5-звёздочный менеджмент не позволяет. И всё-таки не сдержалась, и довольно резко, рискуя быть уволенной, ответила:

У нас (она особенно выделила «у нас») этого нет. В слово «нет» вложила всю гордость за Отчизну.

Бизнесмен хмыкнул заносчиво:

Какая ж вы всё-таки отстойная страна! Когда же, наконец, станете современными?

Я не выдержал и бессовестно встрял в разговор:

В Беларуси потрясающий эротический массаж делает ОМОН! Могу дать телефончик!

«Крутой» шутку не оценил, побагровел от злости, не зная, что ответить приставучему задирику. Зато благодарная «ресепшионистка» мне улыбнулась так, как, наверное, не улыбаются даже специалистки по эротическому массажу на 6-звёздочных европейских курортах…

mzadornov.livejournal.com

Очень понравилась шутка про ОМОН:)

Алексей, возраст: 34 / 29.01.2015

Надо всех недовольных выслать на 5 лет в РФ. Будь у Белоруссии столько природных ресурсов как в РФ, может и уровень жизни был другой. Хотя тогда воры захватили бы такой лакомый ресурсный кусок. Надеюсь, Белоруссию не съедят.

Игорь, возраст: 26 / 24.06.2013

Отписывалась в соседней теме "Общественный резонанс на события в России и в мире" уже, не хочется повторяться. Только уж извините, там три разных подписи у меня были. Всё будет хорошо, Екатерина Витебск и Екатерина Бел (так уж получилось). Скажу только, что для иностранцев вполне возможно - Беларусь именно такая. Но поверьте, утверждение "хорошо там, где нас нет" тут работает не хуже чем где-либо. Статья настолько сладкая, что при всей моей любви к Задорнову, это читать противно... А россияне хотят в это верить разве что потому, что свою страну хотят как можно больше унизить, уж простите..

Екатерина, Бел. , возраст: 24 / 16.03.2012

Не знаю, год назад ездили в отпуск в Белоруссию. Наслушались от знакомых рассказов как там хорошо. В Минске жили только несколько дней,поскольку мы большие любители загорода - уехали в глубинку. Сняли домик. Муж общался с местными и хозяином этого самого домика. Оказалось, что большинство населения как раз очень недовольны ситуацией в стране, живется им далеко не сладко. А высказывать недовольство боятся - загребут. И действительно, там столько милиции!!! Мы ходили и удивлялись зачем столько? Лишь после общения с местными стало понятно зачем. И это год назад, когда ни о каких "недовольствах" в Белоруссии нигде речи и не было.

Ладушка, возраст: 25 / 16.08.2011

Власти Белоруссии молодцы, так держать. Правильно что не пускают так званную "опозицию" к власти. Если такое произойдет, будет такое же как в Украине и в России. Все будут красть для себя. Государственные предприятия продадут частным лицам. Спад экономики, снижение уровня жизни граждан будет. Знаем по своему примеру. И что самое большее радует, Президент не дает права Западу и другим странам диктовать свои условия, не прогибается под ним. Беларусь действительно независимое государство. Не только на политической карте формально, но в реальности таковое. Проводит свою национальную политику, и не оглядывается на мнение Запада и не спрашивает разрешения. С уважением к власти, к белорусскому народу гражданин Украины, украинец по национальности.

Дима, возраст: 25 / 31.07.2011

Мне нравится статья. Ярко и без ложной скромности описана реальная жизнь страны и реальные преимущества такой жизни. Всем сомневающимся хочется пожелать учиться на чужих ошибках. Слова "...недовольны порядками в Беларуси местные журналисты и проститутки. Понимаю - тем, и другим живётся хуже, чем в России. Страна, на которую жалуются журналисты и проститутки – добропорядочная страна! ... Мы – держава нефти, газа и … проституток!" - в самое сердце. Видимо, не спроста так Задорнов высказался. Ему, мужчине, обидно небось видеть на улицах нашей страны женский пол в непотребном виде. Даже если это порядочнейшие дамы, одеяние жрицы любви говорит о её полнейшей испорченности, позывов жениться на таких, думаю, у мужчин здравомыслящих просто не возникает. К слову. Вчера вечером гуляла с подругой в городском парке. Мимо шли мамочки с колясками, их довольно много было. Жесть. Одежда - уродство. Мама - это же святое. Такие наряды, которые сейчас на очень многих девушках и женщинах, это не только самовыражение, но и пример для подражания деткам. Если брюки, то их съела попа и видны стринги (особенно мерзостно выглядывающие у тёть за 30, по определению уже имеющим хоть условный, но мозг).Если юбка - то такая, чтоб её не было видно. О макияже в стиле вамп - промолчу. Шшпильки в песочнице, пиво в руках мам, дети, испуганно бегущие сзади, в свои два-три года уже понимающие, что этакое мамино поведение - норма... И последний плевок. Молодые люди похотливо на все эти красоты смотрят, обсуждая с друзьями подробности облика этих, извините, дур, виляющих телами напоказ, а рядом стоят ни в чём не виноватые НАШИ ДЕТИ. Блин.

Наталия Н.Ю. , возраст: 34 / 04.05.2011

Приложение: Лукашенко в интервью газете "Вашингтон пост" обличает американскую "демократию": А ССЫЛКА то ГДЕ? ;))))

Михаил Хасьминский, возраст: 41 / 08.04.2011

В Беларуси медицина действительно плоховата,даже в Минске. Уж не знаю,почему.Остальное все правда.Что касается ментов и ОМОНа,оппозицию пускай прессуют,такова специфика работы в оппозиции.Зато простого обывателя никогда белорусский мент не тронет.Штрафовать за переход,запросто.Но вежливо,без всяких наездов.Да и штраф ерундовый.

Владимир, возраст: 60 / 14.03.2011

Все так и есть!!! Плюсы и минусы познаются в сравнении. Я жил в Питере пару лет, сейчас переезжаю жить в США, но не потому что в Минске мне не нравиться, причины другие. Метод сравнения мне показывает, что Беларусь - отличная страна с верным курсом! К сожалению, Запад и Россия хотят навязать свои правила, и к сожалению, Лукашенко пришлось нарушить закон и демократические правила, чтобы навести порядок в стране. Как бы теперь выкрутиться??? Мне лично будет очень жаль, если страна скатиться до уровня России. России еще расти и расти до Беларуси... Благодаря Народу и фанатизму, работоспособности Лукашенко. В выборе между РФ и Европой, лучше продасться Западу. Они хоть верят в правду своей демократии. Там больше морали, ценностей для счастливой жизни!

)
Идея нации (Иван Ильин )
Опасности и задания русского национализма (Иван Ильин )
Может ли гуляка, бабник быть патриотом? (Дмитрий Семеник )
Национализм не сплотит русских людей (Священник Даниил Сысоев )
Корни национального экстремизма (Александр Галкин )

Родина. Отечество. Отчизна. Родина это наша земля, родная природа, наше общество, это не только плоть, но и культура, дух народа.

Любовь к Родине - одно из самых прекрасных и благородных чувств человека. С первых мгновений жизни у младенца зарождается любовь к матери. Далее он познает родных и близких, дом, край, воспитывается на обычаях и нравах своего народа, мелодичности его песен, красоте родной природы. Франциск Скорина отмечал, что "люди, где родились и вскормлены, к тому месту великую любовь имеют". Отсюда, с "малой родины", идут истоки любви к Родине. В процессе образования, воспитания и трудовой деятельности человек от чувственного восприятия родных мест и близких людей переходит к осознанию родного языка, культуры, традиций и обычаев народа, его свершений и, наконец, к активному служению ему и делу процветания любимой Отчизны.

Понятия "Родина", "Отечество", "Отчизна" одинаковы по смыслу. Слова "Отечество" и "Отчизна" более эмоционально возвышенны и чаще употребляются в случаях, когда речь идет о защите. Истинная любовь к Родине не зависит от величия, богатств или благополучия страны, эта любовь бескорыстна и чиста. Человек, любящий свою Родину, гордится ею, радуется достижениям или огорчается неудачам, всячески способствует ее процветанию и никогда не оставит в беде.

Республика Беларусь. Наша Родина - Республика Беларусь. Ее территория раскинулась на 207,6 тыс. км2 и географически разделена на сельские и городские административно-территориальные районы, входящие в шесть областей (Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Минская и Могилевская). Необычайно разнообразны, щедры и красивы просторы Беларуси, ее поля и леса, реки и озера, большие города и маленькие деревушки.

Самая великая ценность в нашей стране - это люди. Согласно переписи 1999 года численность населения республики составила 10 млн. человек. Характерными чертами белорусского народа являются его трудолюбие и доброта. Наш народ умеет хорошо трудиться, красиво отдыхать и мужественно защищаться. Республика Беларусь не мононациональна: в ней, помимо коренного народа - белорусов, значительную часть составляют русские, а также поляки, украинцы, евреи, представители других национальностей. Все они являются единым народом Беларуси. От крепости этого единства зависят стабильность общества, могущество государства.

Беларусь унаследовала, бережно хранит и приумножает свои духовные ценности. Наш народ свято чтит историческое прошлое, традиции и обычаи предков, уважает религии, развивает культуру, науку, образование, литературу, искусство.

Народ Беларуси избрал свой путь развития, принял собственную Конституцию, создающую условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности. Конституция Республики Беларусь провозглашает человека высшей ценностью общества, а гарантии реализации прав и свобод граждан - высшей целью государства. Государственная власть в республике осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина является Президент Республики Беларусь.

Республика Беларусь как суверенное государство имеет свои символы: Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

Столица Беларуси - город Минск. Он возник и вырос на пересечении грозных дорог истории. Много раз его уничтожали и сжигали чужеземцы, разоряли междоусобные войны князей. Тысячу сто дней город грабили и превратили в руины немецкие фашисты, но город-герой сражался и победил. Минск возродился. Древний и юный город живет, растет, хорошеет.

Защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг ее граждан. Наша история оставила множество примеров беззаветной любви, преданности и верного служения Родине, самоотверженности, мужества и героизма, проявленных при защите Отечества. В этой истории - честь, слава и доблесть наших предков.

Законодательством Республики Беларусь предусмотрен всенародный характер обороны государства. Это означает, что экономика, политическая и социальная жизнь страны, все ее ресурсы и возможности в случае военной агрессии должны быть направлены в необходимом и достаточном количестве на ее пресечение. Мужчины и женщины вне зависимости от их возраста, политических, религиозных или иных убеждений; заводы, фабрики, колхозы, фермы и фирмы вне зависимости от их форм хозяйствования и собственности; наука, культура, искусство - всё должно работать на оборону, все должны способствовать защите республики. Непосредственно вооруженная защита Республики Беларусь возложена на мужчин, в мирное время проходящих военную службу по призыву или контракту, воинскую службу в резерве, а в военное время защищающих свое Отечество по мобилизации.

Защита Отечества всегда была уделом мужчин, ратные дела воинов особо почитались народом и государством. Выполняя долг по защите Отечества, воины вступают в бой с врагом, рискуя своей жизнью. Здесь проявляется высший уровень нравственности: готовность отдать жизнь ради спасения родных и близких, своего дома, земли, народа, Отечества, во исполнение своего гражданского долга. В книге "Воспоминания и размышления" маршал Г.К. Жуков писал: "Я много раз видел, как солдаты подымались в атаку. Это нелегко: подняться в рост, когда смертонос-ным металлом пронизан воздух. Но они подымались!"

В мирные дни Вооруженные Силы Республики Беларусь, комплектуемые на основе воинской обязанности и добровольного

поступления на военную службу по контракту, совершенствуют свое воинское мастерство. Труд военнослужащего нелегок, его быт суров, физические нагрузки велики, но именно всё это и формирует морально-боевые качества воинов, предопределяет их успех в бою.

Гражданственность и патриотизм. Гражданственность - это осознанное и глубоко развитое чувство необходимости достойно выполнять обязанности гражданина своей страны.

Под патриотизмом в обществе традиционно понимают преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Патриотизм - высшая степень гражданственности, выраженная в активной деятельности на благо любимой Родины. Испокон веков у белорусского народа нарождались, бережно хранились и чтились патриотические чувства, отражающие его интересы по соборной защите своего домашнего очага, земли, Отечества. В образах богатырей героического эпоса отражены героизм и мужество народа, его стойкость и пламенный патриотизм.

Основу патриотизма в Республике Беларусь составляют:

    наличиеединойинеотчуждаемойтерритории Республики Беларусь с ее народом, историческими и культурными ценностями, достойными своего сохранения, развития и защиты;

    наличие Конституции Республики Беларусь, гарантирующей построение и совершенствование демократического социально-правового государства;

    наличие государственной символики Республики Беларусь, которая выражает подлинно народные традиции, имеет национальные исторические корни и соответствует современному развитию нашей Родины;

    единство народа вне зависимости от этнической и идеологической неоднородности общества;

    приверженность Республики Беларусь общечеловеческим ценностям и осознание себя полноправным субъектом мирового сообщества.

Всё это определяет патриотизм Республики Беларусь как общенациональный, лишенный каких-либо территориальных, национальных, экономических, политических, религиозных либо иных притязаний или амбиций, направленный на совершенствование и защиту своего демократического правового государства.

Память народа и награды Родины. Белорусский народ помнит и почитает своих выдающихся представителей науки, культуры, искусства, народных просветителей, общественных и политических деятелей. Особое место в памяти народа занимают верные сыны и дочери белорусской земли, которые, не жалея жизни, с оружием в руках завоевывали и отстаивали национальную независимость, честь и свободу Родины.

На окраинах деревень и в центрах городов, на оживленных автомагистралях и среди кладбищенской тишины воздвигнуты сотни обелисков, монументов, стел и памятников мужественным защитникам Отечества. В центре нашей столицы создан Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, а в городе Бресте сооружен музей-мемориал защитникам Брестской крепости, которой присвоено звание "крепость-герой". На окраине города-героя Минска руками благодарного народа насыпан курган Славы, а в центре столицы величественно возвышается обелиск в честь победы непокоренного белорусского народа над немецким фашизмом. Во многих городах Беларуси зажжен Вечный огонь славы, организованы Вахты памяти, в республике созданы и действуют сотни музеев боевой славы. В Беларуси трудно найти населенный пункт, в котором бы не было улицы, площади либо школы, носящей имя защитника нашей Родины. Отдавая должное мужеству, отваге и самоотверженности, проявленным при защите Отечества и исполнении обязанностей воинской службы, Родина награждает достойных орденами и медалями.

Высшим орденом в Республике Беларусь является орден Отечества (трех степеней). Установлены также ордена Воинской Славы, "За службу Родине" (трех степеней), "За личное мужество", а также медали "За отвагу", "За отличие в воинской службе", "За отличие в охране общественного порядка", "За отличие в охране государственной границы" и "За безупречную службу" (трех степеней).

Высшей степенью отличия в Республике Беларусь является звание "Герой Беларуси", которое присваивается за выдающиеся заслуги перед государством и народом, связанные с подвигом, совершенным во имя свободы, независимости и расцвета Республики Беларусь. Лицам, удостоенным звания "Герой Беларуси", вручается знак особого отличия -медаль Героя Беларуси.

«патриотизм». Исторические типы патриотизма. Патриотическое поведение: единство и многообразие

Слово «патриотизм» означает «родина, отечество». Патриотизм - это особое состояние сознания, связанное с любовью к родине, отечеству.

Исторически патриотизм зарождается во время формирования полисной организации общества. В античной Греции понятие «политейя» означало принадлежность к полису, сообщество граждан полиса, т. е. гражданство. Формирование самого понятия «гражданин» было достижением греческой политической мысли и полисного мировоззрения. Полисное устройство предполагало высокий уровень требований к его гражданину. Гражданин полиса обладал всей полнотой прав и обязанностей. Только гражданин полиса имел право на ношение оружия и службу в полисном войске и был обязан защищать полис от врагов с оружием в руках. Полисное воспитание формировало этику гражданственности. Это была этика ответственности за состояние своего полиса, его процветание и безопасность. Полисная организация порождала особые патриотические чувства граждан к своему полису-отечеству, к своей земле. Выть гражданином - значило быть патриотом.

Античный Рим придал полисному патриотизму особый пафос. Рим и римское гражданство являлись для римлян самыми главными ценностями. Достоинство гражданина было связано с коллективизмом и подчинением своих интересов интересам Рима. Римляне высоко ценили воинские доблести, мужество, выносливость, дисциплинированность, верность традициям. Все свои подвиги римский гражданин совершал во славу и величие Рима.

В период Средневековья, когда существует феодальная раздробленность, чувство патриотизма сохраняет свой смысл в контексте любви к родной земле. В условиях господства религиозного мировоззрения патриотические чувства углублялись необходимостью защищать свою веру. Патриотизм проявлялся и в понимании отечества как наследуемой родовой чести, дающей право на защиту родового наследия.

В Новое время, когда начинают формироваться современные централизованные государства, патриотическое сознание наполняется новым содержанием. В период буржуазных революций понятия «отечество» и «патриотизм» оказались проникнуты духом конституционализма, гражданственности, защиты прав человека.

В СССР под воздействием Октябрьской революции, гражданской войны, успехов в строительстве социалистического общества сформировался советский патриотизм. Несмотря на глубокую классовость и идеологизированность, советский патриотизм был патриотизмом в самом высоком смысле этого слова. Советский патриотизм в наибольшей мере показал свою жизненную силу в годы Великой Отечественной войны, именно в этот тяжелейший период испытаний вся страна поднялась на защиту Родины. Партизанское движение в Беларуси - один из величайших примеров героизма, стойкости и мужества, проявленных народом во имя Победы.

Патриотизм занимает особое место в системе общественного сознания, он составляет духовно-нравственную основу личности. Человек, лишенный патриотических чувств, становится чужаком в своем Отечестве. Различают патриотизм как эмоционалъно-психологическое состояние и как активную деятельность. Как эмоционально-психологическое состояние, патриотизм - глубокое, возвышенное чувство любви к Отечеству, к родному краю, осознание нераздельности, единства с Родиной. Активно-деятельностная форма проявления патриотизма - это конкретная деятельность на благо Отечества, служение интересам народа. Патриотическая деятельность многообразна в своих проявлениях: защита Отечества; умение ставить интересы Отечества выше частных интересов; готовность прийти стране на помощь в сложных условиях исторического развития; добросовестный труд; самоотверженное, вплоть до самопожертвования, служение Родине.

Следует различать понятия «патриотизм» и «национализм». Патриотизм - глубокое чувство любви к Отечеству - исторически возник намного раньше национализма. Национализм как идеология формируется в конце XVIII в. В националистическом сознании чаще всего происходит фетишизация собственной национальной исключительности, которая соединяется с недоверием к другим этническим сообществам. Национализм приводит к росту межэтнической напряженности внутри государства, осложняет функционирование государства на международной арене. В отличие от национализма патриотизм не разрушает внутреннего единства государства, а консолидирует общество.

Политико-идеологические и духовно-нравственные основания патриотизма

Роль и значение патриотизма возрастают в кри-тических ситуациях исторического развития: война, резкое обострение социальных конфликтов, револю-ционные потрясения, борьба за власть , стихийные бедствия. Такие исторические переломы требуют от граждан повышенного напряжения сил и особых ду-ховных качеств, чтобы ответить на «вызов» среды, выстоять и сохраниться как социуму.

На этапе возникновения и развития Республики Беларусь как суверенного государства остро встает вопрос о патриотическом воспитании. Патриотизм се-годня выступает в качестве духовной основы возрож-дения Беларуси. Без развитого патриотического чув-ства невозможно сохранить суверенитет Республики Беларусь, защитить национально-государственные интересы, добиться процветания общества.

К духовно-нравственным основаниям патриотиз-ма относятся:

Любовь к Отечеству;

Гордость за свою страну, свой народ;

Бережное отношение к истории, историческим памятникам и культурному наследию;

Ответственность за судьбу страны, ее будущее;

Приумножение чести и славы своей страны;

Уважение к государственной символике, гор-дость за государственные символы;

Готовность защищать Отечество от внешних врагов.

Все эти ценности находят свое выражение в патриотических лозунгах: «Слава народу-победителю!», «За Беларусь!», «За сильную и процветающую Беларусь!», «Квггней, Беларусь!» и др.

Патриотическое чувство отличается эмоциональной сложностью. Это не только любовь, уважение, гордость по отношению к своей Родине. В нем может присутствовать чувство боли и страдания, глубокой тревоги за судьбу Отечества.

В патриотическом сознании объектом патриотического чувства может выступать государство. Появление государственного (этатистского) патприотизма было востребовано конкретными историческими условиями, когда от создания и укрепления государства, утверждения определенных форм государственной власти зависело дальнейшее существование и развитие общества. В этатистской разновидности патриотизма государство выступает как высшая и особая ценность, интересы и цели государства становятся приоритетными по отношению к любым другим, будь-то интересы личности или общества. Гордость за Державу, за силу и мощь государства, особенно военную, становится доминирующей в патриотическом чувстве, а укрепление государства рассматривается как основное условие эффективного функционирования общества. Государственный, державный патриотизм характерен, например, для значительной части населения России, что обусловлено российской историей, в которой государство выступало как важ-нейший фактор развития общества, а также возник-новением Российской империи и статусом великой державы.

В патриотическом чувстве белорусов доминирует любовь к Родине, Отечеству, родному краю, отчему дому, родной природе. Такой патриотизм называют возвышенно-эмоционалъным.

В переходных обществах, к которым относится и Республика Беларусь, формирование патриотическо-го сознания, особенно у подрастающего поколения, является важнейшим условием, без которого невоз-можно возрождение Отечества. Решение этой задачи представляет особую сложность, так как старая си-стема патриотических ценностей разрушена, а новая еще формируется

Свобода в самом широком смысле есть возможность осуществления субъектом -

индивидом, социальной группой или об­щностью активной деятельности в соответствии со своими на­мерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он доби­вается поставленных целей. Свободолюбие-это отношение к сво­боде как социальной ценности во всех аспектах ее проявления.

Патриотизм (от греч. - родина, отечество) есть нрав­ственный и политический принцип, социальное чувство, содер­жанием которого является любовь к своему отечеству, предан­ность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление за­щищать интересы родины. Как и свобода, патриотизм есть на­иважнейшая социальная ценность, один из самых значимых факторов обеспечения жизнедеятельности сообщества людей.

Свободолюбие и патриотизм - взаимопредполагающие и взаимодополняющие чувства. Во все времена они вдохновляли людей на подвиги, на самопожертвования, которые воспеты в лучших произведениях мировой художественной культуры.

Свободолюбие принадлежит к самым сокровенным нацио­нальным чувствам белорусов, корни которых уходят в недра их истории. Будучи потомками древних или, иначе, летописных славян, белорусы, равно как и другие славянские общности, унаследовали от своих предков те черты, которыми славяне из­начально отличались от других этнических общностей. Среди таких черт, безусловно, их свободолюбие. Именно это свойство славян бросалось в глаза представителям тех народов, с которы­ми славяне каким-то образом взаимодействовали. Приведем свидетельство на сей счет греческого историка Маврикия Стра­тега (конец VI в.): «Племена славян и антов, - пишет Маврикий, - сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению; они храбры, преимущественно в своей земле, и выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, на­готу, недостаток в пище... находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени» .



Патриотизм как одно из наиболее глубоких национальных чувств белорусов также формировался на протяжении многих ве­ков их истории. С образованием Древнерусского государства восточные славяне стали осознавать его пространства как край своих отцов, как родную землю, которую живущие на ней поколения должны беречь, защищать и приумножать. Напомним еще раз о том, как глубоко переживали за судьбу своей родины - Руси - такие наши соотечественники, как Ефросиния Полоцкая и Кирилл Туровский. В этой связи можно упомянуть также неизвестного автора «Слово о полку Игореве», который много говорит о Полоцкой земле и ее князьях. Видимо, на этом основании белорусско-польский поэт и краевед В. Сырокомля (1823-1862) считал «Слово» стародавней белорусской песней . Общеизвестна оценка данного произведения как призыва к русским князьям о прекращении усобиц, об объединении перед лицом нависшей над русской землей страшной внешней опасностью. «Слово» представляет собой страстную и взволнованную речь патриота, речь то гневную, то печальную и скорбную, то неизменно полную веры в родину, полную гордости ею и уверенности в ее будущем.

На протяжении всех последующих этапов своего исторического развития белорусы неизменно проявляли эти чувства- свободолюбие и патриотизм. С ними связана также и гамма других чувств - отважность, упорство, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию ради свободы, которые неотъемлемы от национального характера. Особенно мужественными и решительными белорусы делаются в периоды войн, когда они вынуждены вставать на защиту своего отечества. Это наво­дит на мысль о том, что опасные ситуации в жизни белорусов пробуждают скрытые в их социогенетическом «коде» способ­ности к борьбе, упорству, сопротивлению, к проявлению дру­гих лучших качеств их предков.

Формой проявления не только демократизма, но и свобо­долюбия ближайших предков белорусов был полоцкий вече­вой строй. В этой связи интересен фрагмент из «Хроники Ве­ликого княжества Литовского и Жемойтского» с характер­ным названием: «О полоцкой свободности, или Венеции». Суть «полоцкой свободности», по мысли летописца, - в представительной системе управления, контроле городско­го вече над княжеской властью. Летописец отмечает, что «держали на той час землю русскую сами мещане полоцкие», которые «о справах своих и потребах речи посполитое и дер­жав своих радили». Причем, считает он, полоцкое «свободность», или практика решать общие дела демократическим путем происходит от «оных славных справ грецких афинеев и лацедемов». В этом же летописе Полоцк сравнивается с Ве­нецией, богатым средневековым торговым городом-респуб­ликой .

Здесь следует добавить, что с Полоцком связан еще один пример свободолюбия наших предков, уже на индивидуальном уровне проявления. Мы имеем в виду трагическую судьбу по­лоцкой княжны, красавицы Рогнеды, которая по собственной воле избрала себе мужа-князя, но была с помощью насилия уве­дена и взята в жены другим князем. Она не смогла забыть сво­ей, как теперь бы сказали, малой родины и не смогла простить мужа, киевского князя Владимира, совершившего насилие над ее княжеским родом. Образ гордой и свободолюбивой поло­чанки прошел сквозь толщу столетий и засиял новым немерк­нущим светом в поэзии, художественных полотнах и в музы­кальных произведениях.

Мы уже отмечали значение творчества отечественных мыс­лителей в формировании гуманистического и демократическо­го идеалов белорусского народа. Их интеллектуальная деятель­ность составляла необходимую морально-психологическую предпосылку и для проявления свободолюбия и патриотизма белорусов в практической жизни, для становления у поддан­ных ВКЛ высоких гражданских качеств.

Можно со всей определенностью утверждать, что Фран­циск (Георгий) Скорина явился основателем национально­патриотической традиции в истории отечественной культу­ры, что поистине было новаторским для того времени явле­нием. Если большинство европейских средневековых мыс­лителей ориентировались на универсальные, общечеловечес­кие ценности, то для Скорины приоритетное значение име­ли интересы своего отечества, ответственность перед роди­ной, ее народом или, как он сам пишет, перед «братьями русью, людьми посполитыми». Патриотическое начало в его мировоззрении наиболее выразительно сформулировано в следующих словах: «Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведаюць гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, - тако ж и люди, игде зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имеють» . Во всех своих произведениях он призывал соотечественников, в том числе государственных деятелей, не жалеть «всякого тружания и скарбов для посполитого доброго и для отчины своея» .

Усилия интеллектуальной элиты общества не могли не при­нести желаемых результатов. Установка на свободу, чувство патриотизма становились элементами культуры различных сло­ев народа, эти ценности решительно утверждались в социаль­ной, политической, правовой, экономической, религиозной, культурной областях жизни. Даже в период, когда идея свобо­ды подвергалась решительному давлению со стороны папства (Контреформации), король и великий князь Владислав IV, учитывая жизненные ценности белорусов и обращаясь к одному из шляхтичей Новогородского повета, писал: «Все жители на­шего государства не представляют себе большего счастья, чем свобода, за которую они готовы не только отдать свое имущество, но и рисковать жизнью» .

Свободолюбие белорусов во времена Великого княжества Литовского своего наибольшего проявления достигает в со-циально-экономической и политической жизни городов, особенно таких крупных, как Полоцк, Вильно, Витебск, Могилев, Минск, Брест, Гродно и др. Еще раз напомним, что традиция городского самоуправления возникла в эпоху Киевской Руси. В период ВКЛ общественная жизнь городов поднимается на новый уровень, с предоставлением им так называемого магдебургского права она получает свое юри­дическое закрепление.

Магдебургское право

Феодальное городское право. Сложилось в немецком городе Магдебург в ХII-ХVII вв. Являлось юридическим закреплением результатов борьбы го­рожан с феодалами за свои права и свободы, за право самоуправления. Имело универсальный характер, т.е. трактовало различные виды правоотно­шений: деятельность городской власти, суда, его компетенцию и порядок су­допроизводства, вопросы земельной собственности «в пределах города», нарушения владения, захвата недвижимости, устанавливало наказания за различные виды правонарушений. Особое место занимали нормы, которые регулировали торговлю и ремесленничество, деятельность цехов и купече­ских гильдий, порядок налогообложения. Воспринято многими городами Восточной Германии, Восточной пруссии, Силезии, Чехии, Венгрии, Поль­ши. Магдебургское право имели около 60 городов и местечек Беларуси.