Как создать востребованное креативное пространство: рассказывает владелец дизайн-завода Flacon. Креативный кластер с52

В последние десятилетия понятие “креативность” стало часто использоваться как в научной, так и обыденной речи. Люди могут часто сталкиваются с этим термином, но это не значит, что они имеют четкое понимание его смысла. Креативность (творчество) - это симбиоз мышления и создания, действие, когда творческие идеи принимают реальную форму, преобразуются в предметы. Каннингем С. Д. и Хиггс П. л. (2014) придерживаются такой точки зрения, что творчество - это процесс создания чего-то нового. Творчество требует страсти и приверженности. Гетц И. и т. Любарта (2008) утверждают, что творчество - это то, что делает продукт одновременно инновационным, уместным, оригинальным, но непредсказуемым.

Говоря непосредственно о креативных пространствах необходимо ввести четкое определение, характеризующее данный феномен. «Креативное пространство создается с целью привлечения творческого сообщества для реализации на определенной территории всевозможных арт-замыслов. В этих проектах нет бизнеса как такового, однако, не принося серьезного дохода, творческие индустрии позволяют "подогреть" интерес к территориям и повысить их капитализацию». В узком смысле креативное пространство-это место, где “творцы”, генерируют новые идеи. В качестве определения креативного пространства также отлично подходит то, что А. Желнина приводит в своей статье «Творчество «для своих»: социальное исключение и креативные пространства Санкт-Петербурга», а именно следующее: «Под креативными пространствами мы понимаем места локализации новых форм культурного производства и производства новых идей. Креативные пространства в старых промышленных городах часто занимают освобождающиеся от традиционного производства территории - фабрики и заводы».

В дополнение к этому, Бэнкс М., О"Коннор Дж. (2009) считают, что креативное пространство-это вариант временного использования недвижимости. Несмотря на то, что эти проекты не могут похвастаться сильной бизнес - структурой и обеспечением высоких доходов, они привлекают интерес людей и инфраструктур к конкретным территориям, что приводит к увеличению их будущей стоимости. Владелец креативного пространства может сдавать в аренду площади под различные мероприятия других организаций. Исходя из вышесказанного, Throsby Д. (2007) заявляет: “креативное пространство-это маркетинговый инструмент, который позволяет обратить внимание на проект перепланировки. Это продукт экономического развития".

Тщательно присмотревшись к определенной общественной группе, ее желаниям и интересам, можно понять есть ли в ней элементы креативного кластера, т.е. наличие творческой жилки, энтузиазма развиваться в этом направлении и привлекать других людей. Эванс С. (2006) определяет креативный кластер как сообщество творчески ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на определенной территории. Такие места предназначены не только для работы, но и для жизни, общения и генерации идей. Более того, Hesmondhalgh Д. (2002) считает, что цель внутренней идеологии проектов креативного пространства - объединение единомышленников, людей со схожими взглядами и вкусами. Общность творчески мыслящих людей, объединенных в рамках коммерческой структуры, например, в области дизайна, архитектуры, высоких технологий, в свою очередь представляет креативную индустрию. А отдельные представители творческих профессий - программисты, художники и писатели - составляют креативный класс.

Зиммель Г. полагает, что развитием креативной индустрии должны заниматься индивидуальные лица или представители бизнеса, но никак не административный ресурс. Нельзя навязать «креативный» настрой, его можно только обнаружить и развить. Однако бизнес креативных индустрий - это очень рискованно, потому что случается, что управляющие креативного пространства не имеют достаточно средств, чтобы развивать свой проект достаточно эффективно. Поэтому текучка среди менеджеров креативных пространств очень велика. Если менеджер не чувствует свою компетентность в этой сфере деятельности, то в скором времени он может искать другой более рентабельный проект.

Креативные индустрии являются высоко инновационными в создании фондов рабочих мест и использования объектов интеллектуальной собственности. Более того, деятельность таких организаций способствует оперативному трансформированию депрессивных районов в привлекательные городские пространства. В книге “креативное пространство” Ллойд П. (2009) пишет о вкладе креативного пространства в социальную и экономическую сферы и определяет его как “хорошо продуманную среду, которая побуждает человека создавать что-то новое, быть общительным и полным вдохновения”.


Коворкинг, кластер для ремесленников, альтернативная площадка для начинающих художников и другие креативные пространства Ростова-на-Дону, образованные на месте бывших заводов, фабрик и старинных особняков города. Выбрали самые интересные места и поговорили с их основателями о том, как и для кого они создавались.

«Место»



«Место»

Где находится: цеха бывшей табачной фабрики, улица Красноармейская, 170

Когда открылся: лето 2013 года

Услуги: аренда рабочих мест, изолированных рабочих модулей и переговорных комнат; проведение мероприятий

Мы хотели создать место для людей, разделяющий наши ценности, у которых при этом нет какого-то единого «оффлайн-места». Такой среды, куда хотелось бы приходить и работать. Рассматривали разные объекты, но затем ограничились «Табачкой» - и остановились на этой части фабрики.

Подход к интерьеру диктовало само помещение (хотя, конечно, у нас были примеры для вдохновения). Суровый лофтовый дизайн не подразумевает ответвлений влево-вправо: кирпич, металл, бетон, хорошая мебель, яркие детали интерьера. Если всё соблюдено - испортить довольно сложно.





Делали всё сами, иногда привлекая конструкторов. Как нам кажется, ошибок не допустили - во всяком случае тех, которые бы затрудняли развитие проекта. В итоге появилось целостное решение со множеством разноплановых зон. И каждый раз, не без теплых чувств, замечаем отсылки к «Месту» в новых общественных пространствах города.


Наш интерьер сам по себе фильтрует тех, кто к нам приходит. Люди, которым комфортно здесь находиться - скорее всего те, кто привнесёт что-то в атмосферу и сообщество. Другие просто не станут тут работать.


«Циферблат»



«Циферблат»

Где находится: особняк начала XX века, проспект Соколова, 46

Когда открылся: 2012 год

Услуги: организация культурных мероприятий, коворкинг, аренда помещений

«Циферблат» находится в здании, построенном в 1905 году. Когда мы открывали свободное пространство в Ростове, было ощущение, что кто-то ведет нас за руку - поэтому можно сказать, что это не мы нашли помещение, а оно нашло нас. Ростовский «Циферблат» - самый большой из всех, что открыты в России: есть собственный внутренний двор для летних фестивалей и два этажа с помещениями разного формата, где можно проводить лекции, мастер-классы, концерты.



Интерьер - душа «Циферблата». Это то, что создает здесь атмосферу. Наш стиль - ретро: уютный, домашний. Немного даже антикварный, «музейный». У каждого стула, кресла, дивана и любой другой детали, которую вы увидите в «Циферблате», есть своя интересная история. Эта особенность делает наше место живым, одушевленным.




Креативный кластер с52



Креативный кластер с52

Где находится: бывший производственный цех, улица Суворова, 52а

Когда открылся: 2011 год

Услуги: аренда помещений для малого бизнеса, проведение мероприятий

Проект стартовал в 2011 году и задумывался как центр коллаборации компаний из разных сфер бизнеса в формате коворкинга. Позже концепция проекта сдвинулась в сторону культурно-делового молодежного центра, а в 2017 году проект разросся до нескольких зданий, которые объединились в кластер с52.

Здание нашел мой бывший партнер, который и начинал проект. Диктовали только внешний вид общественных зон - модный в то время белый кирпич, отделка ОСП и деревом. Плюс много естественного света из фасадных витражей. Офисы арендаторы делали сами под свой дизайн (это тоже стало правилом центра), поэтому каждый офис неповторим. Со временем появились общие функциональные решения, например, по остеклению фасадов офисов: они придали пространству единый вид.



Огромный атриум в главном здании и «тюремные» галереи, обрамляющие его, придают центру уникальный вид. Ко всем интерьерным решениям подходим очень тщательно. Лично контролирую все стилистические решения.


С 2015 года более активно стал развиваться двор: по нему тоже было общее решение, которого стараемся придерживаться. Работаем на постоянной основе с архитектором Андреем Герценом - именно он создает проекты новых пространств внутри главного здания или входной группы, к реализации которой мы вскоре приступим.

«Фабрика»



«Фабрика»

Где находится: цех бывшего завода универсально-сборных приспособлений, 16 линия, 61

Услуги: аренда мастерских, инструмента и оборудования для мелкого производства; столярное и металлопроизводство

Придумали «Фабрику» в 2015 году с Александром Кулешовым - когда заметили, что в «Креативе», которым тогда занимались, стали появляться мелкие производственники - мастера по дереву, по коже и так далее. В какой-то момент их деятельность стала приносить неудобства другим арендаторам. Тогда мы решили создать еще одно креативное пространство именно для производственных предпринимателей, где все могли бы без ущерба для остальных пилить, сверлить и прочее. Кроме того, нам хотелось, чтобы все, кто хочет научиться работать руками, могли это сделать именно в этом месте.


Всё пространство «Фабрики» формировалось за счет масштабных архитектурно-дизайнерских решений. Изначально это был прямоугольной формы цех с очень высокими потолками (больше 5 метров). С помощью архитектора мы реализовали антресоль с трибуной, которая и стала центральной частью интерьера. Причем за счет создания нового уровня добавилось порядка 150 квадратных метров. Если говорить о дизайнерских решениях, мы постарались оставить эстетику советского цеха, вписав в интерьер несущие металлоконструкции, стеклоблоки и кирпич. Использовали пастельные цвета и естественный цвет дерева, из которого сделаны почти все новые конструкции. Цех, в котором расположилась «Фабрика», примыкает к бывшим конюшням купцов Парамоновых, так что у нас есть целая стена из кирпича XIX века - его с особым усердием очистили и вписали в интерьер. Мы постарались сделать аккуратный микс дореволюционной эстетики и духа советских производственных цехов.

Дизайн интерьера с связке с архитектурно-конструктивными решениями в нашем случае стал основополагающим. Именно за счет дизайна получилось создать атмосферу образовательно-производственной площадки.

Идея создания арт-центра родилась после того, как в 2012 году по инициативе уже существовавшей на тот момент галереи 16th LINE в здании «Макаронки» мы провели фестиваль уличного искусства «Макаронная фабрика». Тогда стало понятно, что это пространство может выступить альтернативной площадкой для поддержки начинающих художников Ростова и не только. В целом, конечно, идея была абсолютно в тренде развития городского пространства Европы на тот момент: в Москве появилась целая волна культурных центров, разместившихся в бывших промышленных помещениях. Например, «Гараж» (имею в виду старое здание), «Винзавод», «Флакон». Мы хотели, чтобы «Макаронка» стала междисциплинарным арт-центром. Хотели объединить разные виды искусства. Поэтому помимо выставочного зала и мастерских для художников здесь появился театр современной драматургии «18+».


Основная концепция заключалась в том, чтобы создать открытое пространство, где зрители бы чувствовали, что с ними говорят на одном языке, где бы они могли быть не просто наблюдателями, но вступать в диалог с тем, что видят. Соответственно, и дизайн пространства должен был получиться максимально простым, лишенным тяжелых элементов, которые часто можно увидеть в академических театрах или государственных музеях. Поэтому мы выбрали лофт.

В основном зале и в фойе - открытые пространства: некоторые из сотрудников даже работают не в отдельном кабинете, а прямо в основном пространстве, куда есть доступ и для посетителей арт-центра. Зал театра камерный, на 75 мест, зрители находятся в непосредственной близости от сцены. Из материалов использовали дерево, металл и кирпич.


За четыре года работы площадка несколько раз переживала ремонт, обновлялась, открывались новые залы, но мы всё так же придерживаемся изначально заявленной концепции. Дизайн для нашего арт-центра очень важен: он является продолжением и визуальным воплощением той идеи, которой мы следуем, создавая любой проект. В первую очередь мы про современность, актуальность, прогрессивный взгляд на вещи, открытость, диалог и, безусловно, эксперимент. Надеемся, что попадая к нам, зрители это тоже чувствуют.

Модернизация индустриальных очагов и перевоплощение их в оригинальные арт-пространства переживает настоящий бум. Промышленные помещения старых фабрик и заводов получают новую жизнь благодаря креативным замыслам художников и дизайнеров. Кинотеатры на крыше, лектории, магазины хендмейд, демократичные кафе - список самых увлекательных арт-кластеров Москвы в нашем материале

«Флакон»

Один из самых популярных кластеров расположился на территории бывшего стекольного завода, построенного в конце ХIХ века Фредериком Дютфуа. Торгово-выставочный комплекс общей площадью более 20 тыс. кв. метров со множеством лавочек, бутиков и мастерских был открыт в 2009 году и мгновенно стал настоящим арт-пристанищем для творчески нацеленной аудитории.

Здесь проводятся выставки, презентации и фестивали. Забавное название - «Флакон» - сохранено в честь промышленной отрасли бывшего дизайн-завода, на котором более века выпускали тару для духов.

Расположение: ст. м. «Дмитровская», ул. Б. Новодмитровская, 36, стр. 2

2

Культурный центр ЗИЛ

Первый и самый крупный Дворец культуры Москвы - настоящий памятник конструктивизма эры строящегося коммунизма. Проект братьев Весниных реализован не в самом «светлом» месте - на месте разоренного в 1930-х годах некрополя (где были погребены Муравьевы, Нарышкины, Шаховские и т.д.).

Бывший Дворец культуры Пролетарского района Москвы считается флагманским проектом города по модернизации клубных зданий. Многие изначальные архитектурные элементы ДК были воссозданы во время реконструкции 2008 года. Работа в ЗИЛе ведется по пяти основным направлениям: танцевальные студии, библиотека, исполнительское искусство, творческое развитие и лекторий.

Расположение: ст. м. «Автозаводская», ул. Восточная, 4, корп. 1

ЦСИ «Винзавод»

Открытый после реставрации в 2007 году центр современного искусства «Винзавод» расположен на территории бывшей усадьбы Волконских, которая в 1810 году была переоборудована в медово-пивоваренную фабрику.

Эволюция промышленного района Сыромятники, где находятся корпуса бывшей мануфактуры, весьма насыщена: по части строений легендарной усадьбы была проложена линия железной дороги, а главный дом оборудовали под 4-классное училище. К концу XIX века здесь располагалось целых семь промышленных построек, которые позже и вошли в комплекс винного комбината «Московская Бавария».

Автор проекта модернизации выставочного центра Александр Бродский поставил задачу сохранить колорит и внешний облик бывшей «трущобной фабрики». Сегодня в ЦСИ «Винзавод» проходят фешенебельные выставки, театральные постановки и фестивали.

Расположение: ст. м. «Курская», 4-ый Сыромятнический переулок, 1, стр. 6

4

Artplay

Этот арт-центр стал одним из первых кластеров в Москве. Стилизованный торгово-офисный комплекс известен также как «Artplay на Яузе». Примыкающая к «Винзаводу» площадка превратилась в живую «тусовку» художников, фотографов, скульпторов, осветителей, инженеров, декораторов и других креативщиков от техники и искусства. Многие уверены, что кластеры Artplay и «Винзавод» когда-нибудь срастутся и здесь возникнет настоящий городской квартал мастеров, объединяющий все звенья современного искусства.

Оборудованная на заводе «Манометр» площадка расположена в 9-этажном здании, выдержанном в концепции «офисной работы, быта и досуга». Здесь есть кафе, магазины, действуют коворкинги. Зимой на крыше Artplay можно покататься на коньках, летом - послушать живое пение известных исполнителей. В свое время арт-площадку посещал создатель знаменитого кубика - Эрно Рубик. Здесь же проходил «Бал роботов». Территория кластера - насыщенное место современного арт-движения Москвы с дизайнерскими ярмарками и выставками.

Расположение: ст. м. «Чкаловская», Нижняя Сыромятническая ул., 10

5

«Даниловская мануфактура»

Бывшая фабрика им. Фрунзе берет начало в 1867 году: именно тогда купец первой московской гильдии Мещерин решился на финансирование строительства ткацкой фабрики по изготовлению ситца и платков с полным производственным циклом. Местом для мануфактуры выбрали территорию около Даниловского монастыря - отсюда и название.

От момента национализации до возвращения предприятию названия «Даниловская мануфактура» прошло около 70 лет. Сегодня бизнес-центр привлекает внимание не только историков, но и любителей fashion: в главном здании из красного благородного кирпича, выдержанного в стиле классического нью-йоркского лофта, с мансардами и печкой-буржуйкой в приемной, проходят различные творческие мероприятия и выставки. «Даниловская мануфактура» известна также как жилищно-офисный комплекс, многие новострои которого адаптированы под первозданный архитектурный стиль.

Расположение: ст. м. «Тульская», Варшавское шоссе, 9

6

«Гараж»

Ранее музей современного искусства «Гараж» располагался на улице Образцова - в помещении знаменитого Бахметьевского гаража, возведенного по проекту Мельникова-Шухова в 1927 году под английские автобусы «Лейленд». Несколько лет назад музей был перемещен в парк Горького - во временный павильон, спроектированный известным архитектором Сигэру Баном. Уникальность конструкции заключалась в том, что овальное помещение площадью 2 400 кв. метров с куполом было построено исключительно из экоматериалов, например бумажных труб.

С 2015 года «Гараж» располагается в новом месте - отреставрированном здании бывшего ресторана «Времена года». Уникальность новоселья не только в историческом аспекте (здание ресторана было построено в конце 20-х годов прошлого столетия). Автором проекта нового «Гаража» является легенда мировой архитектуры современности Рем Колхас, который известен такими работами, как музей «Гуггенхайм-Эрмитаж» в Лас-Вегасе и центральная библиотека Сиэтла.

Задумка «Гаража» глобально культурологическая. Здесь проводятся выставки, лекции, арт-фестивали, презентации и демонстрации, задача которых - рассказать посетителю о безграничных масштабах и направлениях современного российского искусства.

Расположение: ст. м. «Парк культуры», парк Горького, слева от входа

7

«Красный Октябрь»

Один из крупнейших арт-кластеров российской столицы находится в бывшем здании шоколадной фабрики «Красный Октябрь» - на территории стрелки Болотного острова. Перевод промышленных мощностей предприятия на территорию концерна «Бабаевский» был осуществлен в 2007 году. С того момента «Красный Октябрь» зажил новой, культурной жизнью.

В краснокирпичном здании, являющемся архитектурной визиткой Москвы, располагаются клубы, рестораны, офисы, мастерские, выставочные залы, галереи и бутики. Центр богемной жизни, удачно вписанный в городскую инфраструктуру, очень популярен как у москвичей, так и туристов, заглядывающих в «Красный Октябрь» по пути от Кремля на Манежку, в Пушкинский музей, храм Христа Спасителя.

Расположение: ст. м «Кропоткинская», Берсеневская набережная, 6

8

«Стрелка»

В паре минут ходьбы от Кремля, на территории «Красного Октября», расположилась «Стрелка» - некоммерческий негосударственный проект, открытый в 2009 году и действующий в том числе как своеобразное учебное заведение. Лекции, воркшопы, выставки, дискуссии для деятелей искусства, архитектуры и урбанистики привлекают посетителей со всего мира. Как говорят сами гости, проблемы, поднимаемые в «Стрелке», в обычных вузах не обсуждают.

Существует «институт» на средства одноименного , расположенного здесь же, на территории арт-кластера «Красный Октябрь». Датчанин-повар заведения готовит эксклюзивные блюда исключительно из фермерских продуктов.

Расположение: ст. м. «Кропоткинская», Берсеневская набережная, 14, с. 5-А

«Пунктум»

Культурный центр «Пунктум» - это авторский замысел Валерии Косяковой и Дарьи Дмитриевой. Небольшая арт-площадка имеет интеллектуальный, развивающий подтекст: здесь проходят семинары, обучающие тренинги, круглые столы, лекции, дискуссии, мастер-классы.

Важный элемент «Пунктума» - особые творческие мастерские, рассчитанные на людей с ограниченными возможностями. Арт-центр проводит и бесплатные мероприятия, поддерживая таким образом значимые, актуальные культурные проекты и инициативы, ориентированные на молодых талантов, студентов и детей.

Расположение: ст. м. «Новослободская», Краснопролетарская, 31/1, стр. 5


Место было создано в 2009 году на территории бывшего стекольного завода Фредерика Дютфуа конца ХIХ века. Сейчас это один из самых популярных арт-кластеров столицы, где можно и посмотреть выставку, и послушать лекцию, и увидеть фильм в рамках киноклуба, а также поработать и перекусить.

Сайт - flacon.ru.

    ст.м. «Дмитровская», ул. Б. Новодмитровская, 36, стр. 2.


    ст.м. «Автозаводская», ул. Восточная, д. 4, корп. 1.


В советское время Сыромятники были большой промзоной и привокзальным трущобным районом. Сейчас здесь находится один из самых известных музеев Москвы, где проходят выставки современных художников и фотографов. Кроме того, можно посетить интересные лекции.

Сайт - winzavod.ru


Это место не просто бизнес-центр класса «Б», его архитектура стоит отдельного внимания - благородная кирпичная кладка в духе классического нью-йоркского лофта, стильные мансарды и печка-буржуйка в приёмной. Во дворе лофта проходят маркеты еды и другие мероприятия.

Сайт - dm1867.ru

    ст.м. «Тульская», Варшавское шоссе, д. 9


Не так давно «Гараж» получил официальный статус музея современного искусства, но центром современной культуры он быть не перестал. Кроме просмотра интересных экспозиций, здесь есть книжный магазин, кафе и летний павильон. Кстати, находится он прямо у входа в Парк Горького, что помогает спланировать досуг - после культурного просвещения можно погулять на свежем воздухе.

Сайт - garageccc.com

    ст.м. «Парк культуры», Парк Горького, после входа - слева.


Странно вспомнить, но лет десять назад здесь была шоколадная фабрика, куда водили на экскурсию московских школьников. Теперь здесь настоящий центр богемной Москвы: выставочные залы, уютные хостелы, магазины, шоу-румы, офисы, кинотеатр на крыше - всё это о «Красном октябре» - одном из крупнейших арт-кластеров в городе.

Сайт - redok.ru

    ст.м «Кропоткинская», Берсеневская наб., 6.


Это некоммерческий негосударственный проект, куда можно подать документы, если у вас уже есть высшее образование, около трех лет работы в сфере архитектуры, медиа, дизайна или городского развития. В его стенах своя атмосфера, располагающая учиться и познавать, а удобное расположение неподалеку от самого сердца Москвы вносит дополнительную ценность этому месту.

Сайт - strelka.com

    ст.м «Кропоткинская», Берсеневская наб., 14, с. 5А.


Это место можно назвать настоящим эпицентром самого модного и интересного. Сюда приезжал создатель кубика Рубика (Эрно Рубик), здесь проходил невероятный «Бал роботов», и это еще не всё: во дворе Artplay часто устраивают праздники и дизайнерские ярмарки. Кроме этого, в центре много уникальных магазинов и коворкингов.
Также это место знаменито своей крышей: зимой здесь катаются на коньках, а летом приходят, чтобы послушать live-выступления знаменитых музыкантов.

Сайт - artplay.ru

    ст.м. «Чкаловская», Нижняя Сыромятническая ул., д.10


    ст.м. «Новослободская», Краснопролетарская, 31/1, стр. 5.

Фото: kommersant.ru, arguendi.livejournal.com, timeout.ru, msk.ros-spravka.ru,a-a-ah.ru/strelka, admagazine.ru,afisha.ru, gorod.afisha.ru, boomstarter.ru, www.redok.ru, societeperrier.com,grintern.ru,