.

Но как свой принят в этом мире “безродный” секретарь Фамусова -- Молчалин. В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, “низкопоклонника и дельца”, пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до “степеней известных”.

Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал растлевающее влияние крепостническо-чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от «фамусовского» общества. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. Характерные черты Молчалина: стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие, немногословность, боязнь высказывать свои суждения. Он искренне недоумевает, как в маленьких чинах «можно сметь свое суждение иметь». Совершая подлый поступок, он даже не понимает, что это подлость. Молчалин стал символом рабского молчания. На примере же Молчалина можно проследить стремление фамусовского общества к личной выгоде. Он -- воплощение угодничества, лицемерия, подлости. Он живет по принципам своего отца, который завещал ему:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья -

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Он льстит и угождает при каждом удобном случае всем, кто когда-нибудь может быть ему полезным. Инстинкт «услужника» точно подсказывает Молчалину, какую линию поведения избрать с тем или иным человеком. С Фамусовым он предельно осторожен, общаясь со старухой Хлестовой, проявляет инициативу: составляет ей партию и гладит ее моську. Только ради выгоды Молчалин прикидывается влюблённым в Софью, ведь она - дочь его начальника, и её расположение может очень пригодиться.

Перед зрителем он появляется в самом начале пьесы, когда Фамусов застает их в гостиной. От страха быть уличенным в любовных отношениях с Софьей он не смеет и рта раскрыть. Одна Софья говорит и выдумывает разные небылицы для отвода внимания отца от Молчалина. А тот как «в рот воды набрал», только лишь и может сказать:

С бумагами-с.

Я только нес их для докладу,

Что в ход нельзя пустить без справок, без иных,

Противуречья есть, и многое не дельно.

Но тон и поведение его резко меняется, стоит лишь ему остаться наедине с горничной Лизой. Тут он в момент расцветает, скачет перед ней, пытается обнять, соблазняет подарками, признается в любви и, самое главное, с ней он такой, как есть на самом деле, потому что Лиза ему кажется ровней, своим человеком. С ней он откровенен в своих мыслях и подлостях, перед ней он раскрывает свою «игру», потому что ее он воспринимает за свою. Поэтому на вопрос Лизы, любит ли он барышню, честно отвечает, что «по должности»…

А Чацкий тем временем пытается понять, что же свело Софью с Молчалиным, «какою ворожбой умел к ней в сердце влезть» этот услужливый человек, который «всегда на цыпочках и не богат словами». Благородный ум Чацкого не может смириться с привязанностью Софьи к Молчалину. Он не может понять, как можно любить ничтожество, и в надвигающихся перед балом сумерках он расспрашивает Софью и пытается открыть для себя заново Молчалина. Он ощущает пропасть между своими чувствами и понятиями и происходящим на его глазах их сближением. Он чувствует себя на грани катастрофы:

Но вас он стоит ли? вот вам один вопрос.

Чтоб равнодушнее мне понести утрату...

Мне дайте убедиться в том: потом

От сумасшествия могу я остеречься;

Не думать о любви...

Желая образумить Чацкого, Софья перечисляет такие достоинства Молчалина, которые заставят Чацкого сказать: «Шалит, она его не любит». И в самом деле, как Чацкий может в добродетелях числить то, что Молчалин «безмолвием обезоружит» Фамусова, «от старичков не ступит за порог... с ними целый день засядет, рад не рад, играет...». И в конце разговора любовь Софьи к Молчалину остается для Чацкого «загадкой».

И вечером, под напором вопросов Чацкого Молчалин разговорился, разговорился настолько, что обнаружил свои принципы жизни, среди которых на первом месте «умеренность и аккуратность», и далее: «ведь надобно ж зависеть от других»:

Татьяна Юрьевна!!!

Известная, - притом

Чиновные и должностные -

Все ей друзья и все родные;

… частенько там

Мы покровительство находим, где не метим.

Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?

И награжденья брать и весело пожить?

Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?

При трех министрах был начальник отделенья.

Переведен сюда...

… слог его здесь ставят в образец!

Не смею моего сужденья произнесть.

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь.

Ведь надобно ж зависеть от других.

Чацкий удивляется: «Зачем же надобно?» На что Молчалин только и может ответить: «В чинах мы небольших». В этом разговоре грустную иронию Чацкого Молчалин принимает за досаду неудачника и начинает открывать ему «пути спасения». Чацкого раздражает этот снисходительный его тон, он становится резким и противопоставляет смирению Молчалина, самой удобной в барской Москве форме продвижения к «почестям и знатности», свою программу независимости, свободы и искренности: «Зачем же мнения чужие только святы?», «Я глупостей не чтец», «Когда в делах -- я от веселья прячусь, когда дурачиться -- дурачусь». После этого разговора Чацкому становится ясно, кто перед ним стоит, и он с усмешкой восклицает:

С такими чувствами, с такой душою

Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!

На самом деле он противостоит Молчалину, опираясь на то чувство собственного человеческого достоинства, которое в разночинцах тогда было развито неизмеримо меньше, чем в тех, кто имел за собою шестисотлетнее дворянство. Молчалин же весь нацелен на то, чтобы как можно скорей прикрыть свою безродность карьерой, самому о безродности этой забыть. И не за безродность совсем презирает его Чацкий. Норма человека, как открывалась она просветительскому сознанию, действительно оказывалась осуществленной в гораздо большей степени в Чацком, чем в Молчалине.

В третьем действии, на приеме в гостиной Фамусова Чацкий пытается в последний раз открыть Софье глаза на образ Молчалина. Теперь, после разговора с ним он знает, как сильно отличается истинное лицо Молчалина от героя Софьиных мечтаний. И Чацкий пытается ей об этом сказать:

Молчалин! - Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут в пору карточку вотрет!

В нем Загорецкий не умрет!

Но никакие слова не способны открыть мечтательнице глаза, потому что она - дитя того общества, где живет. И лишь в четвертом действии Софья понимает, пройдя через позор, как ошибалась в Молчалине. В «сцене на лестнице» Софья и Чацкий дают нравственную оценку этому персонажу. «Не подличайте, встаньте» - слышит он от Софьи. «Подлец!» - восклицает Чацкий, ставший, как и она, свидетелем исповеди секретаря перед служанкой Лизой. В то время, когда создавалась комедия, слово «подлость» еще сохраняло оттенок своего первоначального значения. С давних пор на Руси «подлыми» называли людей, находившихся подле господина (к «подлому» сословию относили и крепостных крестьян). В XIX веке слово «подлец» было уже оскорбительным и означало бесчестность человека и его готовность стерпеть унижение. Молчалину подходят все оттенки этого слова. Он бесчестен, способен унизиться, но главное - всегда находится подле кого-то.

Молчалин после сцены в сенях не может оставаться прежним Молчалиным. Маска сдернута, его узнали, и ему, как пойманному вору, надо прятаться в угол.

Драматург допускает некоторую гротескность в изображении отдельных персонажей, чтобы оттенить преобладающие черты характера, но это не делает образы упрощенными, прямолинейными, а придает им большую художественность. Все они неразрывно связаны с социальной средой и порождены ею. Поэтому, как ни низок и ничтожен Молчалин, он вызывает не только омерзение, но и сочувствие: герой унаследовал жизненную философию отца и целеустремленно следует ей. Молчалин вращается в среде московского дворянства, слышит разглагольствования Фамусова, призывающие к пресмыкательству перед сильными мира сего. Это укрепляет его веру в правильность унаследованной системы жизненных ценностей.

Алексей Степанович Молчалин работал вместе с Фамусовым – был его секретарем. Фамусов, в свою очередь, доверял своему подчиненному, хотя к дворянству Молчалин не имел никакого отношения. Фамилия героя схожа с его характером – мужчина скромный и никогда лишних слов не промолвит. София была рада тому, насколько Алексей добродушен и уступчив. Правда, Фамусова понятия не имела, что в действительности Молчалин совсем не тот, за кого себя выдает.

Интересует Молчалина в жизни лишь две вещи – богатство и карьера. Алексей в погоне за веселой и состоятельной жизнью. А ради такой жизни он готов угодить важным чинам. Молчалин достаточно умно подходит к своей цели. Его «маска» позволяет хитроумно двигаться к хорошей жизни, при этом не выставлять себя плохим человеком.Молчалин ради повышения своей репутации не против восхвалить Хлестову. Он с радостью соглашается с ней сыграть партию в карты, а также находит красивых слов, чтобы похвалить великолепную собаку женщину. Перед Фамусовым герой позиционирует себя практически также – за счет уважения и подчинения пытается выбиться в люди. Алексея Степановича можно назвать великолепным, а самое главное, терпеливым актером. Он не спешит как можно быстрее добраться до своей цели. Алексей действует аккуратно и осторожно, тем самым с каждым днем приближается все ближе к счастливой жизни.

Молчалин – подлый лицемер по отношению к Софии. Алексею ничего не строило убедить девушку в том, что он действительно в нее влюблен. В действительности никакой любви не было. Герой понимал, что для до того, чтобы заработать уважение своего начальника, необходимо наладить с его любимой дочкой С Лизой Мочалин более откровенен, чем с Софией. Он прямо говорит Лизе о том, что его любовь к Софии всего лишь ограничивается должностью. Причем Алексей подробно поясняет, почему ему важно убедить Фамусову в то, что он действительно в нее влюблен. Молчалин утверждает, что всегда нужно угождать вышестоящим, в данном случае своему начальству, чтобы соблюдать свой жизненный принцип и придти к желаемому успеху.

Несмотря на то, что к Лизе Алексей относился с некоторым откровением, он все равно оставался лицемером по отношению к ней. Дело в том, что Молчалину нужно было любой ценой заполучить уважение и расположение Лизы. Поэтому решил поступить умно, пообещав девушка, что подарит ей «туалет прехитрой работы». Лицемерие главного героя проявляет себя в полной мере в тот момент, когда Фамусова София наконец-то узнает, кем на самом деле является Молчалин. Алексей даже в такой ситуации продолжает откровенно обманывать Софию, падая перед ней на колени и прося прощения. Но в действительности никакой вины герой не чувствует. Он просто биться за свою карьеру, ведь если отец Софии узнает, кем на самом деле является его секретарь, ему явно не поздоровится.

В момент появления Чацкого Алексей понимает, что дальнейшее вранье не сможет ему принести совершенно никакого успеха. В отличие от Софии, Чацкий более умен, поэтому его расположения Алексею бы точно добиться не удалось. Поэтому Молчалин находит один единственный выход из такой ситуации – бегство. Чацкий крайне негативно, можно сказать, с большой ненавистью отнесся к Молчалину. И его больше беспокоил тот факт, что такому ничтожному человеку удалось завоевать сердце прекрасной девушки Софии, неспособной на столь корыстный обман. Если бы Молчалин не мчался к карьере, а был честен, Чацкий бы не страдал из-за переживаний Софии, а Фамусова, в свою очередь, была бы не обречена на столь долгие душевые терзания из-за подлого лицемера.

1.00 /5 (20.00%) 1 vote

«Вот он, на цыпочках

и не богат словами.

Молчалины блаженствуют на свете».

Одна из самых излюбленных тем писателей XIX столетия – это выбор жизненного пути молодыми людьми и их становление в обществе. Яркое разнообразие судеб героев рисуется в таких всемирно известных романах прославленных авторов, как «Обломов» и «Обыкновенная история» И. А. а, «Евгений Онегин» А. С. а, «Человеческая комедия» Бальзака, «Красное и черное» Стендаля и многих других. К числу этих бессмертных творений относится и «Горе от ума» А. С. а. И это даже не роман, а «высокое» комедийное произведение, в котором, тем не менее, очень мало смешного, исключая единичные ситуации, зато затронуты важнейшие для того времени нравственные и социально-политические проблемы, многие из которых актуальны и в наше время.

Каким должен быть достойный человек? Как он должен прокладывать свой жизненный путь? Что на этом пути нельзя никогда позволять себе и что можно делать? И что же важнее для человека – его карьера или достоинство? Именно на эти и многие другие вопросы отвечает А. С. в своей комедии «Горе от ума». И некоторые ответы, признаться, довольно странные, мы слышим из уст одного из героев произведения – Алексея Степановича Молчалина.

По своему социальному положению и происхождению он не относится к московской знати. «Безродного пригрел и ввел в свое семейство, дал чин асессора и взял в секретари» столичный вельможа Фамусов. Даже фамилия этого героя характеризует его поведение: это молчаливый молодой человек, вкрадчивый, благообразный, скромный. Он старается всем угодить, любит сентиментальные стихотворения и искусно играет на флейте. Любой зритель или читатель комедии скажет: «Что же в этом страшного?». Действительно, страшного в этом ничего нет, тем более, что, читая комедию, мы убеждаемся в том, что благопристойные мысли и такое же благопристойное поведение Молчалина – это хорошо подобранная маска, за которой скрывается фальшивый, лицемерный и подлый человек. В одну из минут откровенности Молчалин признается, что живет по заветам отца, который учил его «угождать всем людям без изъятья», поэтому он угождает даже собаке дворника.

Главная жизненная цель Молчалина – добиться богатства, чинов и сделать блестящую карьеру. Свой жизненный идеал, высшее счастье, этот герой видит в том, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить». Молчалин уверен, что все средства хороши на пути к этой цели. При этом он использует самый эффективный способ выслужиться – это угодничество, низкопоклонство и лесть. Он предупредителен и почтителен с Фамусовым, всеми способами угождает влиятельной госпоже Хлестаковой и почти не отходит от богатых стариков, постоянно играет с ними в карты и развлекает.

Лицемер и льстец, Молчалин притворяется, что влюблен в Софью (что же тут удивительного – ведь она дочь его благодетеля и начальника) и тут же признается Лизе, что хозяйскую дочь любит исключительно «по должности». Жизненные принципы Молчалина бесстыдны и просты. Это самоуничижение, отказ от собственного мнения и своего человеческого достоинства: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь» или: «Ведь надобно зависеть от других». Молчалин понятия не имеет, что такое искренность, честность, честь, и подличает даже просто так, по привычке, или на всякий случай.

И что самое интересное, такое поведение приносит Молчалину успех: всего лишь секретарь, он не только проживает в доме своего начальника и покровителя, но и принят в высшем обществе. Кроме того, «умеренность и аккуратность» за короткое время обеспечили Молчалину «три награжденья» по службе, поддержку и расположение влиятельных господ.

Вполне понятно, что такой «жизненный опыт» Молчалина является приговором не только герою комедии, но и обществу, которое поддерживает и одобряет его поведение. Люди, которые организовали травлю искреннего, справедливого и целеустремленного Чацкого, которые объявили его, образованного и умного человека, сумасшедшим, не считают постыдным покровительствовать бесчестному подлецу и общаться с Молчалиным, что прекрасно характеризует нравы высшего общества.

После общения с фамусовским обществом Чацкий сделал один из самых горьких выводов: «Молчалины блаженствуют на свете». Будучи подлым человеком, Молчалин вовсе не смешон и не беспомощен, скорее, он страшен. И в комедии значение этого персонажа определяется двумя обстоятельствами.

Во-первых, А. С. изображает человека, который, живя по подобным принципам, обязательно «дойдет до степеней известных» в фамусовском обществе. Ему не повредит даже разоблачение: ползая на коленях и униженно кланяясь, Молчалин все-таки отыщет путь к сердцу своего покровителя, при этом есть кому заступиться, да и Фамусову нужен такой человек. Так что «деловой секретарь» непотопляем.

Во-вторых, повествуя о «становлении» Молчалина, А. С. клеймит московское высшее общество, которое является олицетворением общественного строя «фамусовской» России, разоблачает «мучителей толпу». Это «толпа» панически боится людей с несгибаемыми, твердыми характерами и передовыми взглядами, и не принимает их, как многочисленных «Молчалиных». Только «великая способность нравиться» вывела многих «в люди» в том беспринципном обществе.

Автор комедии уверен, что избранная Молчалиным стратегия нужна ему до поры, до времени. Добившись определенных высот, он обязательно сбросит маску почтительности и скромности, и тогда будет горе тем, кто окажется на его пути. К большому сожалению, «Молчалины» не ушли в прошлое, и сегодня такой человек может легко скрываться под маской скромности и благопристойности, человек, который не брезгует никакими средствами ради достижения собственных целей и который умеет угодить всем и каждому. А. С. , автор бессмертной комедии «Горе от ума», учит нас разбираться в людях и видеть под маской истинное лицо человека.


Грибоедов, в своей комедии «Горе от ума» создал множество характерных персонажей. Эти образы остаются актуальными и в наши дни. Одним из таких героев является Молчалин. Он является ярчайшим представителем людей, которые живут в наше время. Давайте разберемся в его характере подробнее.

Молчалин это небогатый молодой человек родом из Твери, которого Фамусов взял к себе на службу и дал чин коллежского асессора.

Мы можем предположить, что Молчалин – безродный человек, вероятно из семьи мещан. Фамусов так и говорит о нем: «Безродного пригрел и ввел в мое семейство».

Я считаю, что Молчалина можно охарактеризовать как трусливого и низкого человека. Самой заметной чертой его характера является молчаливость – что сразу видно по его фамилии. («Молчит, когда его бранят», «Ни слова вольного, и так вся ночь проходит») Он никогда не выражает свое собственное мнение, в общении предпочитает короткие обрывчатые фразы. «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь» - утверждает Молчалин. Он будто боится не угодить своей репликой своему собеседнику.

Молчалин живет по принципу, завещанному ему отцом: «угождать всем людям без изъятья». Его услужливость переходит границы, допустимые моралью. Резкий контраст этому способу общения мы видим при диалоге Молчалина с Лизой. Он принимает ее за «свою», поэтому не боится откровенно выражать свое мнение, говорить то, что думает. Ей же он говорит о своих несерьезных намерениях в отношениях с Софьей, утверждает, что любит ее лишь «по должности» . Он признается, что использует Софью для своей выгоды. Это описывает его как порочного, трусливого человека, который, пытаясь выбиться в люди, пробивает себе дорогу молчаливой ложью и услужливостью. О большинстве качеств Молчалина мы узнаем из реплик других героев. Сначала Софья описывает его как прекрасной душевной организации человека: «Молчалин за других себя забыть готов», «Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело…». Из ее слов прекрасно видно, как она любит его. Чацкий же, напротив, относится к Молчалину с глубочайшим презрением. Он открыто сомневается в его способностях и не верит в то, что он может чего-то добиться. Чацкий считает Молчалина глупцом, «жалчайшим созданьем», не способным ни на какие осознанные действия. Но после Чацкий понимает, что это лишь маска Молчалина, что на самом деле он хитрый и беспринципный человек, который знает, как добиться своих целей. Чацкий говорит, что Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных». Молчалин так же по-разному относится к другим героям комедии. С людьми выше него по чину он услужлив, не смеет сказать лишнего слова. С Чацким он позволяет себе не только высказывать свое мнение, но и давать ему советы. Ведь Чацкий не только ровесник Молчалина, но еще и чинов никаких не имеет. Поэтому Молчалин не видит причин для своей обычной услужливости в присутствии Чацкого. Отношение других героев к Молчалину и его отношение к ним характеризует его как безнравственного человека, видящего в других лишь чины и звания, не принимающего во внимание душу человека.

Таким образом, Грибоедов создал отрицательный, но интересный для изучения образ в своей комедии. Такие молчаливые лжецы существуют и в современном обществе. И долг каждого человека искоренять в себе все те качества, которые есть в нем, развивать в себе все самое доброе, светлое, а не низменное и фальшивое. Каждый должен стараться не быть Молчалиным.

Обновлено: 2017-02-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Среди героев «Горя от ума» (см. краткое содержание , анализ и полный текст) Фамусов стоит на верхних ступенях служебной и общественной лестницы. Молчалин, находясь на нижних ступенях той же лестницы, старается взобраться по ней, следуя принципам и жизненным правилам своего начальника. Распространённые в фамусовском обществе низкопоклонство, угодливость были ему привиты с детства:

«Мне завещал отец,

говорит Молчалин,

Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собачке дворника, чтоб ласковей была».

Можно сказать, что Молчалин действительно исполняет завещания отца! Мы видим, как он старается угождать знатной старухе Хлестовой, как хвалит и ласкает ее собачку; и хотя Хлестова относится к нему очень свысока («Молчалин, вот чуланчик твой!»), однако же, она позволяет ему вести себя под руку, играет с ним в карты, зовет «мой дружок», «родной», и наверное не откажет ему в покровительстве, когда это ему понадобится. Молчалин уверен, что идет правильным путем и советует и Чацкому съездить «к Татьяне Юрьевне», так как по его словам «частенько там мы покровительство находим, где не метим».

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Сам Молчалин признает в себе два «таланта»: «умеренность» и «аккуратность», и нет сомненья, что с такими свойствами «он дойдет до степеней известных», как замечает Чацкий, прибавляя: «ведь нынче любят бессловесных». Молчалин действительно – бессловесный, так как не только не высказывает, но даже и не имеет собственного мнения, – недаром Грибоедов назвал его «Молчалиным»:

«В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь», –

говорит он. Зачем рисковать «иметь свое сужденье», когда настолько проще и безопаснее думать, говорить и поступать так, как это делают старшие, как делает княгиня Марья Алексеевна, как «все»? Да и может ли Молчалин иметь свое мнение? Он несомненно глуп, ограничен, хотя и хитер. Это – мелкая душа. Мы видим низость и подлость его поведения с Софьей . Он притворяется, что любит ее, потому что думает, что это может ему быть выгодным, и в то же время заигрывает с Лизой; он подло ползает на коленях перед Софьей, вымаливая ее прощенья, и сразу после этого спешит спрятаться от гнева Фамусова, как настоящий трус. Жалкий тип Молчалина изображен Грибоедовым с беспощадным реализмом.