Мощи николая чудотворца в италии. Посещение Базилики Св

Бари — это древний город , расположенный в южной Италии , привлекающий множество паломников , главным образом православных , благодаря мощам Святого Николая , находящимся вот уже почти тысячу лет в одноимённой базилике .

Согласно последним научным изысканиям, возраст Бари превышает три с половиной тысячи лет . За эти годы основанное греками поселение пережило массу событий — можно сказать, что в нём отразилась вся история средиземноморья . Итак, после греков, в результате войны с Пирром, городом овладели римляне . Под властью Рима Бари активно развивался экономически , благодаря своему выгодному месторасположению, играя роль транспортного узла.

В 9 веке Бари попал под власть сарацинов , которые сделали его столицей Барийского эмирата. Затем городом некоторое время владели византийцы , а в 1071 Бари завоевали норманны , возглавляемые Робертом Гвискаром. В этом же веке город прославился проповедями жившего здесь Петра Пустынника , который убедил множество крестоносцев отправиться в Святую землю . Важную роль сыграл и проведённый здесь в 1098 году Собор , на котором была предпринята попытка преодолеть раскол между католической и православной Церквями.

Именно в 10 веке Бари обрёл мощи прославленного Святого Николая , который, кстати, и есть знаменитый на весь мир Санта-Клаус , одаривающий детей и взрослых подарками на Рождество. В 1087 году из Бари в Мир Ликийский (современная Турция) прибыл корабль с 62 барийскими мореплавателями, которые заявили о своём желании поклониться находящимся там мощам Святого . Когда такая возможность была им предоставлена, прибывшие из Бари силой захватили мощи , и, несмотря на сопротивление греков и снаряжённую погоню, сумели доставить святыню в свой родной город . По этому поводу в 1105 году в Бари была возведена специальная базилика , в архитектуре которой перемешались черты норманнского и венецианского стилей . Сюда и поместили мощи Святого Николая, которые пребывают здесь уже почти тысячу лет .

Больше всего паломников посещают базилику 9 мая — день перенесения мощей Святого Николая в Бари и 6 декабря — католический день Св. Николая . Множество людей желают прикоснуться к святыне и увидеть чудо: мироточащие мощи — священнослужители опускаю в раку пустой сосуд, а внимают его полным благоухающим миром (католики называют — манна). Всего набирается около полстакана драгоценного мира , который затем используют для приготовления чудодейственной воды и масла , обладающих удивительными свойствами — избавлять от душевных и физический недугов . Но наилучшие результаты исцеления с помощью миры происходят, если больной помолился Святому Николаю или приложился к его праху . Чудодейственные масло и вода продаются в магазине при базилике.

Среди известных современников , которые припадали к святым мощам Николая Чудотворца, можно назвать иерархов РПЦ, В. Путина и Д. Медведева, Папу Римского Иоанна-Павла Второго . Кстати, базилика Святого Николая является одним из ярких примеров сближения православной и католической Церквей — с середины прошлого века в ней разрешены православные (раз в неделю) и совместные богослужения.

В этой связи нужно упомянуть Церковь Николая Чудотворца (Русская Церковь в Бари), которая была построена в начале 20-го века Императорским православным палестинским обществом и предназначалась для русских паломников , которые приезжали поклониться мощам Святого Николая. В 2009 году церковь была передана РПЦ.

При базилике Святого Николая есть музей , где собраны иконы, предметы и документы, посвящённые жизни святого и истории города , а также многочисленные дары , полученные базиликой, например, икона Святого Николая , возможно написанная при его жизни. Эту святыню подарил в 13 веке король Сербии , как благодарность Святому за вновь обретённое зрение.

Сегодня население Бари составляет чуть более 300 тысяч жителей — многие годы оно оставалось практически постоянным и только в 21 веке возникли тенденции прироста. Основу экономики составляют торговля, рыболовство, транспорт и туристическая индустрия . Промышленного производства практически нет, а сельское хозяйство славится оливками и виноградом.

Попасть в город можно по морю , через паромные переправы, связывающие его с Хорватией (Дубровник), Грецией (Корфу, Игуменица, Патрас), Черногорией (Бар) и Албанией (Дуррес). Это позволяет совмещать путешествие в перечисленные страны с паломничеством в Бари . Есть здесь и крупный международный аэропорт , соединяющий Бари с итальянскими и крупными европейскими городами (из России сюда можно долететь только с пересадкой). И, наконец, с Римом Бари связан железной дорогой , что делает удобным их совместное посещение (в одну сторону поезд едет 4 часа).

В заключение нужно сказать, что пребывание в Бари можно разнообразить осмотром его разнообразных достопримечательностей — здесь 29 церквей, базилик, палаццо; норманнский замок, частный театр, археологический музей, очаровательная набережная Пане е Помодоро, маленькие рынки, элитные магазины, уютные кафе и много другое. Желающие прикоснуться к другим святыням, могут наряду с мощами Святого Николая, увидеть мощи Святых C абина и Коломбы в Кафедральном Соборе Пресвятой Богородицы . Здесь же находится образ Богородицы, который, согласно предания, написал евангелист Лука.

May 22nd, 2017


Справа на фото - вход в базилику Святителя Николая, слева - церковь Святого Григория

Вчера мощи святителя Николая Чудотворца из Бари доставили в Москву. Почти тысячу лет до этого святыня находилась в замурованной гробнице нижней церкви базилики в Бари, под мраморной плитой весом более 30 тонн. Сейчас смотрю на фотографии, сделанные в базилике Святителя Николая, и даже не верится, что мы побывали в Бари. Целью нашей поездки была крипта базилики, где покоятся мощи Святителя Николая - одного из самых почитаемых христианских cвятых. С давних пор множество паломников прибывает в Бари поклониться Мощам Чудотворца. , я уже рассказала, а теперь расскажу о крипте базилики.
1. В 970-1071 годах Бари был столицей южной Италии. Из-за выгодного положения города на побережье Адриатики в это время здесь находилась резиденция наместника византийского императора. Вероятно также, что на этом месте до того была резиденция римского губернатора, затем лангобардского правителя, арабского эмира.

2. Если идти с набережной, сразу за аркой, открывается вид на весь средневековый комплекс базилики, хранителями которой являются монахи доминиканского ордена Римско-католической Церкви.

3. Главный фасад базилики заключён между двумя мощными башнями и имеет три портала. Три больших окна над ними раньше использовались как ниши для статуй. Слева - Византийская (войсковая) башня, справа - Норманнская башня.


На горизонтальной надписи слева от входных врат - надпись об освящении верхней базилики в 1197 году

4. Архитектура комплекса разнообразная и сложная, но при этом смотрится он как единое целое.


Открытая галерея паломников

6. Единственная церковь византийского периода, которая не была снесена при постройке базилики, - церковь Святого Григория (конец X века). Монумент Святому Николаю Чудотворцу создан Зурабом Церетели и установлен во внутреннем дворе базилики в 2003 году.


Вид церкви Святого Григория

7. В центре фасада базилики - входные врата. Главный портал украшают скульптурные и архитектурные элементы. В углах дверного проёма находятся две фигуры парящих ангелов, выполненные в византийском стиле.

8. Фигура сфинкса на острие козырька символизирует непостижимость Божьей Воли.

9. Две восьмиугольные колонны опираются на двух могучих волов, расположенных на высоте человеческого роста. Волы как бы выходят из стены. Предполагается, что эти фигуры украшали дворец византийского наместника, а теперь они как бы охраняют вход в базилику. Внизу у основания косяков изображены человеческие фигуры, поддерживающие декоративный орнамент.


Главный портал. Скульптуры волов

10. Рога волов были золотыми. Фигуры волов напоминают о том, что Мощи Святого Николая были доставлены с корабля в город на повозке, запряжённой парой волов, Слева от волов находится гробница капитана одного из трёх кораблей, доставивших Мощи Святого Николая в Бари.

11. Справа от главного портала - боковой вход в базилику, слева - вход в музей Святого Николая.


Арка над правым порталом

12. Зайдя в собор, сначала попадаем в верхнюю часть базилики, украшенную скульптурным декором, часть которого была заимствованы от более древних византийских построек. Реставрационные работы проводились в 1928 - 1956 годах. Спускаясь по лестнице в крипту, перед входом справа видим гробницу строителя базилики аббата Ильи. Барельеф, использованный для декорации гробницы, относится ко времени поздней Византии (III-V века). На барельефе изображены четыре философа в греко-римских тогах, беседующих друг с другом.


Лестница, ведущая в крипту

13. Саркофаг-реликварий с Мощами Николая Чудотворца находится в крипте церкви. Крипта, или подземная церковь, расположенная под поперечным нефом базилики, была построена ранее остальных частей храма. Считается, что первый аббат Илья использовал существовавший прежде зал дворца византийского наместника, возможно перенеся в него несколько капителей из снесённых византийских церквей. Строительство продолжалось два года, и в 1089 году аббат Илья пригласил папу Урбана II, чтобы перенести мощи под только что возведённый престол.


Вход в крипту


Чаша со святой водой

16. Крипта имеет форму прямоугольника со сторонами 31 м на 15 м. Реликварий отгорожен от публичного пространства высокой железной решеткой.

17. Окно находится в дальней от входа стене.

18. C 1969 года православным предоставляется право служить литургии и молебны непосредственно на Мощах Святителя в крипте базилики: православный молебен с акафистом Святителю Николаю - по понедельникам, вторникам, средам, пятницам и субботам в 11.00, по четвергам в 16.00; Православная Божественная литургия - каждый четверг (кроме дней Великого Поста) в 10.30.

21. Крестовый свод поддерживают 26 колонн, две из которых изготовлены из нумидийского мрамора, две - из коралловой крошки, одна из карского мрамора, а остальные - из греческого мрамора.

22. Капители всех 26 колонн крипты отличаются друг от друга по форме и происхождению. Встречаются капители двух стилей: византийского и романского.

24. Колонна из красноватого мрамора в железной ограде, находящаяся в правом углу крипты у входа, носит название чудодейственной. На протяжении нескольких веков она привлекает паломников, которые считают прикосновение к ней чудотворным.

25. Согласно легенде, Святой Николай совершал поездку в Рим. Проходя мимо дома женщины лёгкого поведения, он увидел колонну, восхитился её красотой и столкнул её в Тибр. Чудесным образом колонна оказалась в водах порта Мир. После своего возвращения Святой Николай поместил её в кафедральном соборе города. А потом таким же чудесным образом колонна появилась на поверхности моря в момент прибытия Мощей Святого в Бари. Но никому не удавалось вытащить её на берег. Наконец, в ночь перед захоронением Святых Мощей сам Святой Николай принёс колонну. Жители Бари услышали ночью колокольный звон и устремились в базилику, где увидели, как Святитель с двумя ангелами снесли уже поставленный аббатом Ильёй пилястр и установили на его месте колонну. Эта сцена показана на одном из полотен настенной росписи.


Настенная роспись школы Глири (1660)

26. Полукруглые живописные полотна со сценами из жизни Святого Николая находятся на стене, противоположной алтарю. На первом, считая от чудесной колонны, полотне изображено рождение Святого Николая. Ребёнок, стоя в лохани и поддерживаемый кормилицей, молится. Мать смотрит на него спокойно и умиротворённо.

27. Папа Урбан II освятил алтарь 1 октября 1089 года. В алтаре (слева) около иконы с ликом Спасителя находится светильник в форме лодки с сидящем в ней Святителем Николаем. Считается, что его семья владела рыболовецким флотом и что сам он был умелым моряком, поэтому Николай Чудотворец является главным покровителем всех мореходов.

28. Мощи Святителя (около 75%) находятся ниже уровня пола. Отсутствие остальных костей скелета объясняется тем, что барийские моряки очень торопились и поэтому взяли наиболее крупные кости.


На передней доске престола - дверца, которую открывают для того, чтобы верующие могли наклониться к гробнице и почтить мощи Святителя.

29. Икона Святителя Николая, находящаяся за мраморным надгробием, - дар Уроша III (1322-1331) в знак благодарности за возвращение ему зрения, которого его лишил отец в наказание за мятеж. Считается, что икона была написана при жизни Святого.

30. После II Ватиканского собора в 1966 году в базилике был сооружен восточный придел для православных богослужений. Иконы написаны хорватским иконописцем. Придел использовался несколько лет для служб румынской православной общины. Восточный придел является подтверждением экуменического призвания города Бари и Святого Николая.

31. Пол в крипте, вероятно, был реставрирован в конце XIX века после визита в 1892 году будущего императора России Николая II. Вновь мозаичный пол реставрировался в 1953-1957 годах.

32. Святое Миро - это жидкость, которая образуется в гробнице Святителя ещё со времён пребывания Святых Мощей в Мирах. Как установило исследование, проведённое в 1925 году в химической лаборатории университета города Бари, эта жидкость представляет собой воду особенной чистоты. Происхождение этой воды объясняется по-разному. Верующие считают, что жидкость образуется из Мощей Святителя. Другие считают, что жидкость сочится из мрамора гробницы. Некоторые объясняют образование жидкости естественной конденсацией пара. Лежащая в основании плита имеет небольшое углубление в центре для сбора Святого Миро. Мощи закрыты в течение года. Отверстие, ведущее к ним, открывается только вечером 9(22) мая в присутствии большого числа верующих. Миро, которое источается мощами (итальянцы называют его манной), собирается из гробницы с помощью специального насоса в сосуд и разбавляется святой водой. За год в гробнице накапливается в среднем всего 2-3 стакана Святого Миро.

В Бари всегда было много паломников. Для тех, кто приехал из России, первая остановка — не католическая базилика, где хранятся мощи, а православное патриаршее подворье. Там говорят по-русски, и если бы не типично итальянская улица за окном, вполне может показаться, что ты не в Апулии, а где-нибудь в Ярославле.

Православное подворье в Бари

Построили подворье в начале XX века, хотя паломники шли поклониться мощам святого Николая задолго до этого. Считается, что первое паломничество было совершено во второй половине XV века ростовским монахом Варлаамом. В XVII веке записей о дальних походах русских на итальянскую землю становится больше: одну группу путешественников итальянцы называют moschoviti — «московиты». Известно, что Бари посещали граф Шереметев и царевич Алексей Петрович, а впоследствии — Николай, последний из династии Романовых.

Тогда путешествие на юг Италии было трудным, путники терпели тяготы и лишения. Многие переживали, что в Бари нет православной церкви и негде помолиться и отдохнуть после долгой дороги.

Изначально православное подворье хотели построить в городе Мира, где жил святой Николай и куда также следовали паломники. В итоге идею оставили, во многом из-за того, что против строительства были турки, и деньги на подворье «перебросили» в Италию. Архитектором стал А.В. Щусев.

Советские годы стали для русского подворья тяжелыми: поток паломников прекратился, и церковь попала в ведомство муниципалитета города Бари. Только в 2008 году ее вернули России.

Мощи и базилика

Католическая базилика, где хранятся мощи святого, конечно же, намного старше православного подворья. Строительство ее началось в 1087 году — тогда же из Миры в Бари привезли мощи святого, точнее, их часть. Вопреки распространенному мнению, что жители Бари выкрали мощи у мусульман, это не совсем так.

Мира в конфедерации Ликии была христианским городом, который в те годы страдал от набегов иноземцев. За сохранность мощей беспокоился византийский император, который приказал окружить церковь, где покоился саркофаг святого, высокой стеной. Барийцы же хотели вернуть себе славу значимого христианского города. Они рассудили, что раз уж в Миру пришли сарацины, никто не осудит их за кражу. Западные христиане считали, что на Востоке так или иначе святыни обречены на поругание и уничтожение. Возможно, выбор на Николая Чудотворца пал не только из-за личности святого, но и из-за относительно легкой «доставки» мощей в Бари.

Мощи охраняли четверо монахов, которые сначала с удовольствием показали гостям саркофаг. По преданию, святой Николай поддержал перенос мощей. Во время переговоров со сторожами сосуд с миром от мощей упал на мраморный пол, но не разбился. Жители Бари усмотрели в этом добрый знак. В итоге они все-таки раскрыли свой замысел монахам, охранявшим мощи, но переговоры к успеху не привели. Барийцы связали сторожей и выкрали Николая Чудотворца.

В спешке итальянцы взяли только часть мощей святителя. Жители Миры перепрятали оставшееся, но спустя девять лет и эти фрагменты были похищены — на этот раз венецианцами. Сейчас мощи Николая Чудотворца разнесены по всему миру: большая часть находится в Бари, оставшиеся фрагменты мощей — в Венеции и других городах. В Россию доставили левое ребро святителя — оно пробудет в Храме Христа Спасителя до 12 июля. С 13 по 28 июля мощам можно будет поклониться в Александро-Невской лавре в Петербурге. Мощи покинули Бари впервые за 930 лет.

В Бари мощи хранятся в крипте храма. Вход и в сам храм, и в крипту — бесплатный. Православная служба у мощей начинается в 10:30. По вторникам и четвергам служится литургия. Расписание богослужений в базилике и православной церкви в Бари можно посмотреть . Там же — карта с расположением церквей и часы работы.

Прийти в крипту можно и просто так, не привязываясь к службе. Сама базилика открыта до 20:30 с понедельника по субботу, в воскресенье — до 22:00. Однако, как правило, решетку, за которой находятся мощи, открывают сразу после службы по вторникам и четвергам, а затем закрывают. Расписание католических месс доступно на официальном сайте базилики. Чтобы прийти вовремя, лучше сначала уточнить детали в русском храме — там с удовольствием помогают путешественникам.

Чем заняться в Апулии

Хотя паломников в Бари много, не нужно думать, что сюда едут только поклониться мощам святого Николая. Это симпатичный портовый город, по-итальянски очаровательный и гостеприимный. Набережная, рестораны с морепродуктами, тесные узкие улицы — по вечерам жизнь кипит в Старом городе, в непосредственной близости от храма. Помимо базилики, путешественников манит Кастелло Свево — Швабский замок, построенный в XII веке сицилийским королем, художественная галерея, занимающая изящный палаццо, и театр Петруцелли. Есть в Бари и общественный пляж. Правда, гораздо лучше отъехать несколько километров от города и выбрать симпатичную чистую бухту.

В Новом городе стоит посвятить время шопингу: магазины находятся на оживленной Виа Спарано. На осмотр достопримечательностей и прогулки хватит дня два-три. Бари — удобная точка для начала большого путешествия по каблуку итальянского сапога. Взяв машину напрокат, из города легко добраться до барочного Лечче, «города трулло» Альберобелло, Отранто и уютного Локоротондо. Везде в Апулии — отличная южная кухня и прекрасное вино.

BASILICA SAN NICOLA

СТАТУЯ СВЯТОГО НИКОЛАЯ. НАХОДИТСЯ В БАЗИЛИКЕ.

ПОПАСТЬ В БАЗИЛИКУ НЕСЛОЖНО. ДОСТАТОЧНО ИЗ ЦЕНТРА ГОРОДА ВЫЙТИ НА НАБЕРЕЖНУЮ "LUNGOMARE IMPERATORE AUGUSTO" И ИДТИ ПРЯМО В СЕВЕРНОМ НАПРАВЛЕНИИ ДО АРОЧНОГО ПЕРЕХОДА (третьего по счету) В ФОРТИФИКАЦИОННОЙ СТЕНЕ.

ИЛИ ПОДНЯТЬСЯ НА ФОРТИФИКАЦИОННУЮ СТЕНУ С ПЛОЩАДИ "MERCANTILE" И ИДТИ ПО УЛИЦЕ ВЕНЕЦИЯ, ВОЗЛЕ БАЗИЛИКИ ЕСТЬ СТУПЕНЬКИ, ПО КОТОРЫМ МОЖНО СПУСТИТЬСЯ ВНИЗ.

ИЛИ ПРОГУЛИВАЯСЬ ПО СТАРОМУ ГОРОДУ ОТ ПЛОЩАДИ "MERCANTILE" ДО УЛИЦЫ "CORTE DEL CATAPANO", КОТОРАЯ ПРИВЕДЕТ ВАС "LARGO URBANO II", НА КОТОРОМ ЕСТЬ МУЗЕЙ СВЯТОГО НИКОЛАЯ.

ВНЕШНИЙ ВИД БАЗИЛИКИ СВЯТОГО НИКОЛАЯ.

Жизнеописание святого Николая.
Николай был православным епископом в городе Мир Ликийский и жил между III и IV веками после Р.Х. (Теперешняя территория Турции, в те далекие времена – Византийская Империя). О его родителях известно только то, что они не были бедняками. Родился он в городе Патара и очень рано переехал в Мир Ликийский . Первые упоминания о его добрых деяниях приходятся на его молодость. Недалеко от него жили отец и три дочери, из обедневших дворян. Отец, чтобы иметь какой-то заработок и выдать замуж дочерей, хотел чтобы они начали продавать свое тело. Николай узнал об этом и однажды ночью подложил на окно мешочек с деньгами. Таким образом, первая дочка смогла выйти замуж. Когда настал черед второй дочери, случилось то же самое – утром отец находит опять мешочек с деньгами и выдает вторую дочку замуж. Крогда пришел черед третьей дочери, отец хотел узнать, кто же такой добродетельный, и закрыл все окна. Но Николай не растерялся и подбросил деньги через дымоход и упали в камин. Все дочери были выданы замуж, а с тех пор утвердилась традиция – рождественские подарки для детей оставлять в камине. Таким образом, епископ Николай из далекого города Мир Ликийский стал прообразом Санта Клауса, или как его называют в России – Деда Мороза.
Еще одно чудо в жизни святого Николая, когда он был еще обыкновенным монахом. В городе Мира умер епископ главного храма, и все священники собрались на конклав для избрания нового эпископа. Одному из священников ночью снится сон: входит Иисус Христос в храм и говорит: «Эпископом должен быть избран тот молодой священник, который войдет на молитву в храм первым и имя ему Николай». Выслушав вещий сон, все собравшиеся решили остаться на ночь для молитвы и посмотреть, кто же из монахов войдет первым для молитвы. На заре открывается дверь и входит монах, спросили его имя, он ответил: «Николай ». Вещий сон сбылся – обыкновенного монаха поставили эпископом в главный храм города Мир Ликийский.
Святой Николай при жизни своей православного священнослужителя подвергался гонениям со стороны Византийского императора Диоклетиана, который покланялся еще языческим богам. За это он подвергался пыткам и был посажен в тюрьму. Но после конклава Никее в 325 году, на котором была избрана самая истинная религия – христианская, Николай был опрадан и помилован.
Святой Николай еще при жизни сыскал славу «чудотворца ». Во времена, когда он был епископом в Мир Ликийски й, в городе начался великий голод. В один прекрасный момент, в гавань зашли корабли из Египта, груженные зерном, которое предназначалось для императора страны. Епископ Николай , взошел на один корабль и убедил капитана, чтобы тот оставил зерна для бедных умирающих горожан. Капитан после долгих отказов, сжалился и оставил пропитание в городе. Также есть легенда, что в это время многим торговцам зерна из Сицилии приснился сон о том, чтобы они грузили корабли зерном и везли его в Мир Ликийский – смогут продать все и получить большой барыш. Многие из купцов так и сделали – в итоге горожане получили еду и семена, а купцы – много денег.
Еще один эпизод, когда эпископ Николай спас троих жителей города. В Малую Азию прибыло несколько военных кораблей для подавления восстания. После этого командир войска дал солдатам отдых, и несколько из них отправились в город Мир Ликийский , устроили там дебош и убрались восвояси. Но в этом дебоше были обвинены три жителя города, которых тут же посадили в тюрьму. В ночь перед казнью этих троих сниться один и тот же сон императору и прокурору: эпископ Николай приказывает отпустить невиновных. Увидев в этом сне чудодейственную силу Николая , император отпускает невиновных, а в храм присылает многочисленные дары.
Следующий эпизод: Николай просит уменьшения налогов, наложенных на город. Для этого он едет в Коснтантинополь с прошением к Императору Константину. Император его выслушал и снизил существенно налоги. Чтобы узаконить это действие, призвал нотариуса, который заверил грамоту. Николай взял бумагу, запечатал ее в бутылку и выбросил в море. Чудесным образом бутылка попала прямиком в город Мир Ликийский и нашедший ее горожанин отнес налоговзымателю, тот удивился, но приказу подчинился. Император Константин же, после долгих раздумий понял, что погорячился, вызвал опять Николая чтобы забрать подписанную грамоту и дать новую. А Николаю приснился сон, что жители Мира получили бумагу и сказал об этом Константину. Император послал прислужников проверить истинность слов Николая и те подтвердили. Императору Константину пришлось довольствоваться вынесенным прежде решением.
Епископ Николай еще при жизни снискал славу чудотворца и хорошего священника, а с веками эта слава утвердилась и приумножилась. Умер Николай 6 декабря 335 года после Рождества Христова в преклонном возрасте. Эта дата занесена в католические Святки как день Святого Николая . В православных Святках день Святого Николая празднуется 19 декабря. Разница объясняется тем, что католики в 1582 году перешли с Юлианского на Григорианский календарь, (от имени Папы Григория XIII), а православные (в России) перешли только в 1918 году. Поэтому, календарь поменялся, а даты праздников остались прежними.
-СНОСКА- Юлианский календарь был введен Юлием Цезарем в 45 году до н.э. Год начинался с 1 января потому, что в этот день вновь избранные консулы вступали в должность.
Святой Николай считается защитником детей, юношей и девушек, школьников, моряков, рыбаков, аптекарей и купцов.

Главный фасад базилики или западный.

На западном фасаде базилики находятся три входных двери. Центральная – более высокая и широкая, украшенная архивольтом. В его центре изображена колесница с императором, держащим в одной руке солнце, в другой – пальмовую ветку. На острие козырька находится сфинкс, символизирующий непостижимость божьей воли. Архивольт стоит на двух восьмигранных колоннах, которые упираются в спины быков. Есть все осанования думать, что скульптуры этих быков были частью здания катапана. Слева от двери имеется надпись об освещении базилики 22 июня 1197 года, справа – право об рассмотрении уголовных дел в соседних поселениях.

Византийская башня.
По мнению одного историка, башня была частью жилого помещения греческого чиновника, который построил рядом находящуюся церковь Святого Григория в X веке. По другой версии, башня была построена на два века позже и ничего не имеет общего с византийским стилем в архитектуре. Эта башня соединяется с главным зданием базилики и сейчас в ней находятся некоторые статуи и барельефы.

Норманская башня или колокольня.
Время постройки этой башни тоже стоит под вопросом – один историк считает, что она построена в IX веке, другой – что в XII. Хорошо рассмотреть башню можно со стороны южного фасада, пройдя через железные ворота. Колокольня имеет несколько колоколов, один из которых датируется XVI веком. Большое окно башни украшено скульптурой чудовища и человека, которое находится высоко над землей.

Южный фасад.

Южный фасад, как и северный, имеют одинаковое строение – внизу арки, вверху галереи. На верхних галереях вперемешку располагаются головы львов и людей. На этом фасаде имеется портал со львами, но львы плохо сохранились и что это именно они можно судить по такому же порталу, находящемуся на северном фасаде. На юго-восточной стороне портала имеется усыпальница Спарано – главного канцлера города во время правления Анжуйской династии (1294 год). В ней захоронены сам канцлер, его жена и сын. Рядом имеется другая усыпальница,в ней покоится Герцогиня Иоанна Минервино.

Северный фасад.

Северный фасад базилики Святого Николая полностью идентичен южному фасаду, с той разницей, что портал со львами сохранился намного лучше. На надвратной арке изображены сцены завоевания норманнским королем Боэмундом города Антиохии. С двух сторон портала находятся две гробницы, в одно из которых был захоронен средневековый государственный деятель Роберт из Бари.

Восточный фасад
Этот фасад выходит своей стороной к морю, имеет одно апсидальное окно византийского периода , восемь окон меньшего размера, расположенных на разных уровнях и барельеф анжуйского периода с изображением эпизодов жизни Святого Николая .

Портик паломников и анжуйская арка.
Между галереей паломников и церковью Святого Григория находится анжуйская арка через которую можно пройти в старый город или к Кафедральному Собору Святого Сабина . Над аркой со стороны старого города имеется небольшая, но хорошо сохранившаяся статуя Святого Николая и датируется XIV веком. С двух сторон статуи изображены фамильные гербы, один из которых принадлежит Раймонду Орсини.

БАЗИЛИКА СВЯТОГО НИКОЛАЯ.

Базилика Святого Николая находится в исторической части Бари – в старом городе. Была построена на месте катапана (дворец византийского наместника в Апулии), где еще раньше были дворцы римского губернатора, лангобардского правителя и арабского эмира. Здание базилики не было возведено с нуля, а было только перестроено, поэтому в архитектуре здания соединяются византийский, норманский и романско-апулийский стили зодчества. Внешняя часть здания делится на несколько частей:
центральная, с тремя окнами, в которых в средние века размещались статуи Святого Николая , Святого Антония и Богоматерь Непорочного Зачатия;
с правой стороны – колокольная башня, называемая башней катапана или норманской, была построена в IX веке;
с левой стороны – византийская башня, или войсковая;
северный фасад;
южный фасад;
восточный фасад;
портик паломников.

ГЛАВНЫЙ ИЛИ ЗАПАДНЫЙ ФАСАД БАЗИЛИКИ И ДВЕ БАШНИ - С ЛЕВОЙ СТОРОНЫ ФОТО - ВИЗАНТИЙСКАЯ, С ПРАВОЙ - НОРМАНСКАЯ.

ГЛАВНЫЙ ВХОД ЗАПАДНОГО ФАСАДА СО СКУЛЬПТУРАМИ БЫКОВ. .

СЕВЕРНЫЙ ФАСАД БАЗИЛИКИ.

СКУЛЬПТУРЫ БЫКОВ У ВХОДА В БАЗИЛИКУ.

ИНТЕРЬЕР БАЗИЛИКИ СВЯТОГО НИКОЛАЯ.

Внутренне помещение базлики делится на несколько частей:
центральный неф;
правый неф;
левый неф;
клирос и центральная абсида;
мавзолей Боны Сфорца;
крипта с мощами Святого Николая.
православная капелла.

Вход в базилику осуществляется через правую второстепенную дверь. Но чтобы почувствовать все величие храма необходимо переместиться влево и начинать осмотр именно от центральной двери. Взору откроется центральный неф базилики с шестью парами гранитных колонн, вверху которых находятся галереи, или как их называют «эмпоры». Во времена римской империи на этих эмпорах размещались богатые и знаменитые женщины, которые слушали мессу сверху (им запрещалось находиться внизу в храме). Постепенно этот обычай канул в Лету и женщины теперь наравне с мужчинами находятся внизу во время службы. Следует отметить, что храм до реставрации в 1930 году имел несколько другой вид: в левом и правом нефах были разобраны капеллы в стиле барокко, таким образом базилика приобрела величественный романский стиль.

Центральный неф.

В центральном нефе под потолком нужно обратить внимание на три мраморных арки – они были построены для укрепления храма после землетрясения в 1456 году. Капители (верхние, художественно оформленные части) всех колонн относятся к периоду X – XI веков и были украшением византийского катапана. На одной из колонн находится деревянный амвон, который был установлен в 1652 году.

Правый неф.

У самого входа, с правой стороны можно рассмотреть внутреннюю часть Норманской башни или Колокольни. В Средние века здесь находились захоронения священнослужителей храма, позже капелла Святых Петра и Павла, сейчас же эта часть называется «Сокровищница» и в ней находятся святые мощевики и реликвии, связанные со святым Николаем.

Левый неф.

Левый неф имеет вход в Византийскую башню, возле которого виднеется (на уровне роста человека) упоминание о Василие Месардоните. Затем стоит величественная статуя святого в стеклянном кубе. Эта статуя используется во время празднования дня Святого Николая 7, 8 и 9 мая. Ее выносят на мол Святого Антония 7 мая и на лодку вывозят в море. А возвращается она обратно 8 мая как символ прибытия мощей в Бари.

С правого и левого нефа ведут ступеньки вниз в крипту, где находятся мощи святого, но об этом поговорим позже. После ступенек, в глубине храма находится:
слева – большой орган;
справа – серебряная рака;
в центре – мавзолей Боны Сфорцы, киборий и кафедра аббата Ильи.
В левом поперечном нефе, где находится орган, в период правления Анжуйской династии находился алтарь Святого Людовика. Но он был разобран в 1741 году. Выдающимся шедевром искусства можно полюбоваться в алтаре Святого Севастьяна – здесь находится картина «Мадонна с младенцем» венецианского художника Варфоломея Виварини, написанная в 1476 году. Это самая лучшая его работа, написанная в Апулии. Богоматерь сидит с младенцем на троне, с правой стороны находятся святые Николай и Петр, а с левой – Иоаким и Людовик.
В правом поперечном нефе стоит серебряный алтарь, который был переплавлен неапольскими мастерами из алтаря в византийском стиле в алтарь в стиле барокко. Византийский алтарь в 1391 году был подарен сербским царем Стефаном Урошем II Милутиным, в котором на протяжении многих веков хранились мощи Святого Николая. Если хорошо приглядеться, то на алтаре можно рассмотреть сценки из жизни святого.
Здесь же, в абсиде, находится фреска Иоанна из Таранто, датируемая 1304 годом, а над алтарем находится триптих византийского художника (1451 год). В центре триптиха изображена Богородица с младенцем на руках, с правой стороны – Святой Николай. С левой – евангелист Иоанн. Работа была написана Рико из Кандии в 1451 году.
Центр базилики – клирос и центральная абсида – самые богатые в художественном отношении части базилики. Во-первых, здесь находится мраморный киборий с капителями в римском стиле, датируемые 1110 годом. Киборий – это балдахин, построенный над алтарем, где проходят ежедневные католические службы. Во-вторых, за киборием расположена кафедра аббата Ильи, того самого, при котором мощи были доставлены в Бари, и который перестроил катапан в базилику для хранения мощей. Кафедра аббата Ильи, или трон, самая значимая и в историческом смысле ценность в базилике. Изготовлен он был в 1098 году в византийском стиле.
Позади кибория и кафедры находится мавзолей королевы Польши, дочери миланского вельможи Боны Сфорцы. Как я уже писала, она воспитывалась в Бари, затем вышла замуж за польского короля Сигизмунда II Августа в 1517 году. Фактически правила страной до самой смерти своего супруга, но потом была вынуждена вернуться в Бари в 1556 году в результате обвинений в отравлении своей невестки. Через год она умерла и была похоронена в Кафедральном Соборе Святого Сабина города Бари. Но ее дочь, Анна Трансильванская, добилась разрешения о перезахоронении матери в базилике Святого Николая. Мавзолей был изготовлен в Неаполе. В самом центре стоит коленопреклоненная молящаяся скульптура Боны Сфорцы. По две стороны ее находятся святой Николай – покровитель Бари и святой Станислав – покровитель Польши. С левой стороны находится скульптура женщины, держащей герб барийского герцогства, а с правой – Польского королевства. На мраморной плите под скульптурой королевы написана посмертная эпитафия с указанием всех ее титулов, заслуг и количеством прожитых лет.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НЕФ БАЗИЛИКИ.

ПОТОЛОК БАЗИЛИКИ.

СОКРОВИЩНИЦА.

ОРГАН В ЛЕВОМ НЕФЕ БАЗИЛИКИ.

СЕРЕБРЯНЫЙ АЛТАРЬ В ПРАВОМ НЕФЕ.

НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ СПРАВА - КИБОРИЙ,

ЗАТЕМ КАФЕДРА АББАТА ИЛЬИ И НА ЗАДНЕМ ПЛАНЕ СЛЕВА - МАВЗОЛЕЙ БОНЫ СФОРЦЫ.

КАРТИНА "МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ"

ВАРФОЛОМЕЯ ВИВАРИНИ - 1476 ГОД.

ДЕРЕВЯНЫЙ АМВОН.

НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ - ТРИПТИХ БОГОРОДИЦА, СВЯТОЙ НИКОЛАЙ И СВЯТОЙ ИОАНН.

НА ЗАДНЕМ ПЛАНЕ - ФРЕСКА ИОАННА ИЗ ТАРАНТО, ДАТИРУЕМАЯ 1304 ГОДОМ.

КАФЕДРА АББАТА ИЛЬИ.

СОКРОВИЩНИЦА.

Потолок и пол в базилике Святого Николая.

Потолок в базилике долгое время после постройки не имел никаких украшений и картин. Лишь в 1661 году настоятель храма Иоанн Монтеро приглашает художника Карло Розу для росписи потолков. Работать он начал над потолком центрального поперечного нефа – место, где расположен киборий. Тема этой росписи – Бог Отец, находящийся в раю, вокруг него расположены Богородица, апостолы и основатели главных католических орденов. Росписи правого и левого поперечных нефов (над серебряным алтарем и органом) посвящены Святому Николаю . В левом изображен Святой Николай , который произносит пророчество о Бари : «Здесь упокоятся мои кости». Вокруг главной росписи есть четыре поменьше, на которых святой изображен во время сотворения чудес. В правом изображен папа Урбан II, идущий во главе процессии, переносящие мощи святого в крипту. Четыре картины вокруг повествуют о деятельности этого папы в Бари : освящение базилики, собор 1098 года, папа устанавливает колонну и воскрешение паломника.
По окончании работ в поперечных нефах было решено продолжить расписывать также и центральный неф. То, что получилось, считается истинным апулийским барокко и имеет очень большую историческую ценность. Роспись центрального нефа делится на три огромных полотна. Первое (ближе к выходу), восьмигранное – рассказывает о чудесном спасении мальчика Василия из сарацинского плена. Вокруг основного полотна имеются четыре маленьких, три из которых дополняют рассказ о мальчике Василии, а четвертый – о том, как Святой Николай рубит дерево Дианы с находящимся на нем змием. Второе (посредине), прямоугольное полотно – рассказывает о чудесном спасении Николая от огромного кита. Два полотна из четырех находящихся вокруг изображают Раав и Эсфирь из Ветхого завета, а два других – о непорочном зачатии. Третье (у самого алтаря), восьмигранное полотно – рассказывает о том, как Николай во время Никейского Собора объясняет догмат об отце, сыне и святом духе, то есть о святой Троице. Из четырех полотен, расположеных вокруг, на одном изображен Николай, когда ему опаливают бороду. На втором – пощечина еретику Арию, на третьем – Богородица возвращает Николаю митру и на последнем – ангелы спасают святого из темницы.
В 1945 году после взрыва в порту корабля “Henderson” немного пострадал потолок в базилике, который пришлось реставрировать, сохранив целостность апулийского барокко.

Полы, в те далекие времена, в базилике украшались цветной мозаикой на манер арабского стиля. Но трудно утверждать, что пол сохранился в первозданном виде со времен перенесения мощей. Предполагается, что пол был покрыт мозаикой в самой базилике, абсиде и в крипте. Сейчас же мозаика сохранилась только в абсиде – по утверждениям арабских ученых, мозаика повторяет монограмму «Аллах велик». Мозаика у самого алтаря выполнена в виде пяти двойных кругов, в двух из которых расположены колонны кибория. Следует также отметить надпись на верхней ступеньки кибория, сделанная аббатом Евстафием, последователем аббата Ильи: «По сим ступеням не взойти гордому. Только смиренным разрешен путь наверх. Ты, желающий взойти, не будь гордым, а будь смиренным, благочестивым и кротким и ты достигнешь больших высот, как отец Илья, который построил сей храм, настоятель которого Евстафий его украшает». По всей площади базилики пол выполнен из мраморных плит, выложеных в виде геометрических рисунков.

ФРАГМЕНТЫ РОСПИСИ ПОТОЛКА.

ФРАГМЕНТЫ РОСПИСИ ПОТОЛКА.

ВНЕШНИЙ ВИД БАЗИЛИКИ.

БАРЕЛЬЕФ ВОСТОЧНОГО ФАСАДА. XIV ВЕК.

Крипта базилики Святого Николая.

Наконец, мой рассказ подошел к описанию самого сердца базилики – крипте (подземной церкви), в которой находятся мощи святого. Входить в крипту можно через левый или правый нефы – передвигаясь вглубь храма вы увидите ступеньки, которые ведут в подвальное помещение, то есть в крипту. Если будете опускаться со стороны правого нефа, обратите внимание на скульптурную композицию, изображающую четырех философов в греко-римских тогах. Сама композиция датируется III - IV веками после Рождества Христова, но ее использовали для украшения гробницы аббата Ильи, который покоится в этом месте.
Крипта базилики – самое старое место в храме, аббат Илья для оборудования места под гробницу использовал зал дворца катапана. Перестройка крипты продолжалось пару лет – с 1087 до 1089. Параметры крипты: 30 метров в длину и 15 в ширину. Ее визуально можно разделить на три части:
центральную с мощами святого;
левую – с православной капеллой;
правую – капеллой покровителей Европы.
Если вы входите с правой стороны крипты, опустившись на последнюю ступеньку и повернув голову направо, вы увидите чудодейственную колонну. Она имеет свою историю, связанную со Святым Николаем и обладает чудодейственной силой – прикоснувшись к ней, можно загадать желание, которое непременно сбудется. К сожалению, несколько лет назад вокруг колонны поставили стеклянное ограждение и теперь дотронуться к ней нельзя. Эта колонна изготовлена из красного мрамора и по преданию, считается, что она находилась в храме в Мир Ликийских. Но прежде ее Святой Николай увидел в Риме когда приезжал на Никейский Собор. Проходя по улице, он увидел разрушенный дом с очень красивой красной колонной. Недолго думая, он столкнул ее в Тибр. По прибытии после окончания Собора в Мир Ликийский, святой обнаружил, что колонна чудесным образом приплыла по морю в город. Ее выловили и поставили в Кафедральном Соборе, где Николай был епископом. Прошло время, Николай умер, мощи его уложили в гробнице. Прошло еще время и мощи барийскими моряками были перевезены в Бари . По прибытии корабля жители обнаружили, что колонна тоже приплыла вслед за кораблем, но вытащить на берег ее не удавалось никому. Однажды ночью жители услышали звон колоколов, все вышли из домов и устремились к базилике: их взору открылась картина: Святой Николай и ангелы устанавливают колонну в крипте базилики.
Напротив чудодейственной колонны находится капелла покровителей Европы. Основана была в 1981 году, когда православных святых Кирилла и Мефодия провозгласили святыми. Здесь находится икона с изображением этих святых в обнимку со Святым Бенедиктом (базилика Святого Николая принадлежит бенедиктинскому ордену).
Центральная часть крипты – гробница с мощами, огороженная со всех сторон железной оградой. Во время захоронения мощей в храме именно так выглядела гробница, но в 1319 году над ней поставили серебряный алтарь, который затем был переделан, а впоследствии, вообще, был перенесен в правый неф верхней части базилики. Сейчас мы видим первоначальный вид гробницы. Мощи святого расположены внутри, немного ниже уровня пола крипты и закрыты с четырех сторон бетонными блоками. В гробнице находятся 75% скелета святого, остальные находятся в церкви Святого Николая в Венеции (я об этом уже писала в разделе «Бари » и сделала ссылку на сайт, если кому интересно об этом почитать). На алтаре находится светильник в виде каравеллы – символ единства восточной и западной христианских религий. Над алтарем располагается старинная икона – дар сербского царя Уроша III Дечанского из династии Неманидов, датируется 1327 годом. У этой иконы есть своя история – Урош II, отец Уроша III, наказывает своего сына за непослушание и мятеж, лишив его зрения. Сын и днем и ночью молится святому Николаю, прося того вернуть ему зрение. В итоге Святой Николай еще раз сотворяет чудо – возвращает зрение Урошу III, а в базилику отправляются богатые дары от сербского царя.
Православная капелла . В левой стороне крипты располагается иконостас для проведения православной литургии. Он был расписан хорватским художником Златко Латковичем в середине XX века. Божественная православная литургия в крипте базилики Святого Николая служиться по четвергам, начало в 10.30, исключения составляют дни постов.
Большое значение для верующих имеет манна или миро, которая образуется на мощах святого. Когда барийские моряки в соборе города Мир Ликийских вскрыли гробницу, то они увидели, что кости буквально плавают в воде. Не имея понятия, в чем суть дела, они просто вылили эту воду. Но со временем, монахи в Бари , поняли, что это необыкновенная вода, а святая и что она, как и святой Николай, творит чудеса. За год этой воды собирается всего 750 – 1000 грамм и ее разводят в освященной воде. Бутылочку манны можно купить в магазине, находящимся рядом с базиликой. Манна, которую выбирают из гробницы, очень чистая, без каких-либо примесей и ее химический состав не меняется. Первые исследования манны были проведены в 1925 в химической лаборатории университета города Бари и все последующие анализы нововыбранной воды и остатков прошлых лет показывают один и тот же результат – состав ее не меняется и не образовывается осадок. Манна выбирается каждый год на 9 мая в присутствии многих верующих в последний день праздника, посвященному святому.


Известные личности, которые побывали в базилике Святого Николая.

Это место всегда было местом паломничества – во все времена сюда приезжали поклониться мощам святого и помолится на его гробнице. Первыми паломниками были крестоносцы – на Крестовые походы на Святую землю корабли отправлялись именно с Бари или Бриндизи. Поэтому крестоносцы первым делом заезжали поклониться Архангелу Михаилу в Монте-Сант-Анджело, а затем в базилику Святого Николая . Кроме этого сюда приезжали папы – Урбан II, который освятил базилику, папа Пасхалий II, папа Каликст I, папа Инокентий II, Иоанн Павел II (папа Войтила). Среди царствующих особ можно выделить таких: император Фридрих II Гогенштауфен, король Роджер II, Карл II Анжуйский, король Луи Венгерский, Альфонс II Великодушный, Фердинанд I Арагонский, Виктор Эманул III ди Савойа с женой Еленой, король Греции Георгий, королева Бельгии Елизавета, дуче Муссоллини, принц Карл и принцесса Диана. Среди русских людей тоже было долгом посещение святыни – королевич Алексей (сын Петра I), композитор Чайковский, будущий царь Николай II, космонавт Леонов, президент России В. В. Путин. Памятная табличка об этом находится на стене арки паломников возле статуи святому.

Арка и портик паломников.

Портик паломников находится напротив главного входа в базилику, была построена в период правления лангобардов. В наше время служит для проведения всевозможных выставок и конференций. Между портиком и статуей святого имеется переход в старый город, который называют Аркой Анжуйского периода. Со стороны города на арке имеется барельеф со статуей Святого Николая , говорящей о том, что входящие попадают под покровительство святого и являются неприкосновенными перед церковными и гражданскими властями.

Базилика открыта для посещения все дни недели с 7.00 до 20.30. в воскресенье с 7.00 до 22.00. Магазин при базилике работает ежедневно с 9.00 до 20.00, продавцы разговаривают на русском языке.

Сайт базилики:

В городе Бари также имеется Церковь Святого Николая , которая находится на Корсо Венедетто Кросе (Corso Benedetto Croce) № 130.

Город Бари в Италии – столица региона Апулия, довольно крупный порт, связывающий Италию с Грецией, Хорватией и Черногорией, а также второй по значимости экономический центр южной части страны. Здесь нет крупных предприятий, экономика развивается за счет аграрной отрасли, торговли, транспорта и туризма. Своей туристической привлекательностью Бари обязан православному храму-подворью, в котором хранятся мощи Николая Чудотворца, а также многочисленным замкам, расположенным в окрестностях города.

Но не стоит думать, что отдых в Бари – это только экскурсии по религиозным и историческим местам. Бари – это еще и длинная береговая линия, омываемая сразу двумя морями – Ионическим и Адриатическим. На побережье немало отличных пляжей, на которых можно не просто насладиться морем и солнцем, но и заняться глубоководным плаванием или отправиться в небольшой круиз на катере или яхте.

Бари – это порт, связывающий Италию с Грецией, Хорватией и Черногорией

История Бари в Италии тесно связана с греками, которые хозяйничали здесь еще в V веке до н.э., а затем – с римлянами, захватившими побережье во время Пирровой войны. Изначально город был обычной рыбацкой гаванью, позднее превратившейся в крупный торгово-экономический центр благодаря строительству Траяновой дороги, соединившей Рим и Брундизиум.

В IX веке Бариум (так когда-то назывался Бари) попал в руки к сарацинам, которые основали здесь Барийский эмират, а также возвели мощную крепость. Затем власть над крепостью перешла византийцам, от них – норманнам, потом городом правила герцогская династия, приведшая его к упадку, а после герцогов - Изабелла Неаполитанская, сумевшая восстановить былое величие Бари. На смену Изабелле пришла ее дочь Бона Сфорца, после смерти которой герцогство вновь вошло в состав Неаполитанского королевства.

Замок Кастелло Звево был возведен в XII в.

Климат и погода в Бари

Климат в Бари типично средиземноморский – очень теплое и сухое лето и мягкая зима. Летом температура достигает +28+30С, зимой практически никогда не опускается ниже +5С, отрицательные температуры здесь большая редкость. Осадки выпадают нечасто, наибольшее количество дождливых дней приходится на осенние месяцы.

Теплая погода в Бари наступает уже в апреле, а в мае, когда море у побережья прогревается до +20С, открывается пляжный сезон, который длится до середины октября, а в особенно теплые годы – до начала ноября.

Как добраться до Бари

Добраться до города Бари в Италии можно как самостоятельно, так и . В любом случае, самый быстрый и удобный способ – самолет. Несмотря на то, что прямых рейсов из России в Бари нет (2016), авиакомпании предлагают самые разнообразные варианты перелетов с пересадками (подыскать наиболее удобный перелет ).

Аэропорт Палезе, принимающий как внутренние, так и международные рейсы, расположен в 8 километрах от центра Бари. Аэропорт с городом соединяет автобусный маршрут, работающий с 5:00 до 23:00.

Паромы соединяют Бари с греческими островами - Корфу, Кефалония и Закинтос

Кроме того, можно воспользоваться услугами такси из аэропорта – это несколько дороже, чем поездка на автобусе, но гораздо быстрей и удобней, особенно, если у вас много багажа. Более детально обо всех способах добраться до Бари из аэропорта BlogoItaliano расписал .

Также заказать такси до Бари можно и из других городов Италии: в частности, существует опция онлайн-заказа трансфера из Неаполя и Римини. Просчитать актуальную стоимость такой поездки .

Еще один вид транспорта, на котором можно добраться до города – поезд. Из до железнодорожного вокзала Бари поезд идет около 4 часов, из Таранто или Беневенто – примерно 1,5 часа, из Казерты – 3 часа. Подобрать .

Добраться до Бари можно и на автомобиле – личном или арендованном. В случае с арендой авто рекомендуем воспользоваться сервисом сравнения цен автопрокатов Rentalcars – наиболее простой и удобный способ взять в аренду машину в Италии, не переплачивая. Более подробно о нем и других полезных лайфхаках для автомобилистов BlogoItaliano писал в статье .

Кроме того, благодаря многочисленным паромным маршрутам, можно легко добраться как из Греции в Бари, так и из Бари в Грецию . В частности, паромы соединяют Бари с островами Корфу, Кефалония, Закинтос, а также городами на материке – Патрами и Игуменицей. В период высокого сезона билеты на паромы имеет смысл выкупать заранее онлайн (ссылка на сервис), а о том, как это сделать, . Кстати, это же – отличный способ разнообразить свою поездку в Италию: отправиться на 1-2 дня на Корфу – один из самых интересных и фешенебельных греческих островов.

Отели в Бари

В Бари немало отличных отелей, способных удовлетворить любые потребности туристов: это и элитные пятизвездочные апартаменты, и более скромные, но не менее комфортабельные отели эконом-класса.

Бронировать отель в Бари лучше заранее, особенно, если время вашей поездки совпадает с какими-либо православными праздниками – в этот период в город устремляется множество паломников, желающих поклониться Николаю Чудотворцу, поэтому со свободными номерами по доступной цене может возникнуть напряженка.

Лучшая подборка отелей с фотографиями, подробными картами, расстояниями до достопримечательностей и отзывами туристов находится по ссылке ниже. Также существует возможность бронировать номер онлайн.

Что посмотреть в Бари и окрестностях

Для тех, кто любит посещать организованные экскурсии, сразу рекомендуем присмотреться к . Тем же, кто привык полагаться на себя, следует начать с того, что Бари делится на две части – Старый и Новый город. В Старом Бари, расположенном между двумя гаванями, сосредоточены древние постройки, относящиеся к доримскому периоду, а также множество церквей, базилик и палаццо.

Гуляя по старой части города, непременно стоит посетить замок Кастелло Звево – величественное здание, окруженное мощными стенами, построенное в XII веке. Сейчас в замке расположился исторический музей, в котором нередко проводятся различные выставки и другие культурные мероприятия. Не менее интересен Кафедральный собор Бари, возведенный в XII-XIII веках, церковь Святого Марка, построенная в честь освобождения города от сарацин, а также дворцы вельмож.

Базилика Святителя Николая, возведенная в Бари в XI в.

Но главная достопримечательность города Бари, принесшая ему мировую известность – базилика Святителя Николая , возведенная в XI веке, после того, как в город были привезены мощи Николая Чудотворца. Базилика построена в романском стиле в форме латинского креста. И снаружи, и изнутри базилика украшена рельефной резьбой, колоннами, множеством скульптур.

Неподалеку от входа в базилику установлена скульптура Святого Николая – раз в год, во время празднования дня Св.Николая, верующие выносят статую из храма и торжественно шествуют с ней по улицам Бари. В нижней части храма вы увидите чудотворную колонну, которую привезли из Турции вместе с мощами Николая Чудотворца – считается, что прикосновение к этой колонне сулит исцеление от болезней.

Рака с мощами Николая Чудотворца в базилике св.Николая

В начале XX века в Бари было построено Патриаршее Подворье святителя Николая с церковью и помещениями для размещения паломников из России. Средства для строительства Подворья собирали во всех российских церквях, внес свою лепту и император Николай II, пожертвовавший 10 тысяч рублей.

Первых паломников Подворье приняло в 1914 году, а менее, чем через год постройки были переданы итальянскому Красному Кресту, а позднее – городскому муниципалитету. И лишь в 2008 году решением итальянского правительства храм и подворье были возвращены Русской православной церкви.

Новый Бари, ведущий свой отсчет с 1819 года – город искусства и культуры. Эта часть города выстроена по примеру европейских городов того времени: длинные прямые улицы, множество площадей с фонтанами, парков, садов. В Новом городе расположен театр Петруцелли – великолепное двухэтажное здание с красивым белым декором, расписанное изнутри фресками Рафаэля Арменизе. В театре выступали такие мировые знаменитости, как Фрэнк Синатра, Лайза Минелли, Рэй Чарльз, Риккардо Мути, Лучано Паваротти.

"Белая пещера" в Гротах ди Кастеллана

Заслуживает внимания и Провинциальная пинакотека – туристам, приезжающие на отдых в Бари, предоставляется возможность увидеть коллекции работ известных итальянских художников.

В окрестностях города можно найти немало средневековых замков, а также знаменитые пещеры Кастеллана – комплекс подземных лабиринтов, общая длина которых около 3 километров.

Пляжи Бари

Благодаря очень длинной прибрежной полосе, омываемой с одной стороны Ионическим морем, а с другой – Адриатическим, пляжей в Бари достаточно, чтобы разместить всех желающих.

Пляж «Хлеб и помидор» расположен в 10 минутах ходьбы от центра города

Самый большой пляж, носящий забавное название «Хлеб и помидор», расположен в 10 минутах ходьбы от центра города. Немало отличных пляжей и в окрестностях Бари – Монополи, Барлетте, Полиньяно-а-Маре.