Ника Самофракийская (Лувр). Скульптура

Крылатая Виктория Самофракийская , которая также называется Ника Самофракийская или богиня Победы была обнаружена в 1883 году на острове Сомотраки. Сегодня эта мраморная скульптура известна всему миру. В 1884 году была перевезена во Францию, где была установлена в Лувре и является одной их самых знаменитых скульптур.

По оценкам, Крылатая богиня Победы была создана около 190 года до нашей эры в честь победы греческого флота в морском сражении. Мраморная Ника передает не только торжество победы, но является символом идеальной красоты, которую так ценили греки. Современные раскопки показывают, что мраморная скульптура Ники находилась в нише амфитеатра под открытым небом, а также предполагается, что скульптура была установлена на пьедестале в виде носа корабля.

Изготовлена из белого мрамора, который добывали на острове Парос в Эгейском море. Этот сорт мрамора высоко ценили греки при изготовлении скульптур, и он считался абсолютно безупречным. Из этого же мрамора была изготовлена широко известная скульптура Венера Медичи (Италия, Флоренция, Галерея Уфици). Первоначально скульптура Ники входила в состав комплекса Самофракийского храма, в святилище Великих богов. Она стояла на пьедестале из серого мрамора, который добывали на юго-восточном побережье остова Родос. Мраморный пьедестал изготовлен в форме носа боевого корабля, скорее всего триремы.


Создается впечатление, что крылатая богиня Ника спускается с небес к триумфальному флоту на корабль-победитель. Считается, что утраченная правая рука Ники была поднята вверх и держала венок победы или горн, который извещает о победе.

Неудержимое движение вперед в развивающейся одежде демонстрирует гармонию и совершенство формы. Естественность движений фигуры и облегающей одежды, как от сильного ветра, много лет восхищает знатоков и любителей скульптуры. Упругое и сильное тело, просвечивающее сквозь тонкий хитон, поражает зрителя великолепной пластикой. Гордый взмах крыльев и уверенная поступь богини рождает чувство торжествующей победы.

Сейчас Ника установлена на лестнице Дару галереи Данон в Лувре, где она прекрасна экспонирована. Богиня Победы стоит одна на лестничной площадке, к которой поднимаются широкие ступени. Скульптура как бы парит в пространстве над маленькими людьми и в тоже время устремлена к ним. Ветер и море являются метафорами борьбы, судьбы и божественной помощи. Вполне возможно, что сила скульптуры повышается за счет самого факта, что голова и руки отсутствуют.

Стала иконой для многих художников. Во многих странах установлены копии скульптуры как символ борьбы и грядущей победы. Также Богиня Победы является символом успешного результата и счастливого исхода. Название известной американской компании: «Nike» (Найк) происходит от имени богини Ники.

Подробности Категория: Шедевры древнего и средневекового изобразительного искусства и архитектуры Опубликовано 19.08.2016 16:59 Просмотров: 2525

Мраморная скульптура богини Ники была найдена на греческом острове Самотраки (Самофраки) в апреле 1863 г. французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо.

Затем она была отправлена во Францию и сейчас находится в Лувре. Статуя является эталоном прекрасного, несмотря на то, что руки и голова богини не восстановлены.

Ника Самофракийская в Лувре. Фото wikimedia.org
Ника – главное украшение Лувра, она встречает посетителей музея и наравне с Венерой Милосской входит в число предметов его гордости. Скульптура Ники расположена на фоне белой стены, что сразу привлекает к ней внимание. Вечером подсветка делает мрамор прозрачным, и это усиливает впечатление от скульптуры.

Богиня победы

В древнегреческой мифологии Ника – богиня победы. В римской мифологии ей соответствует богиня Виктория .

Богиня Виктория (Берлин)
Автор: Lichtjäger из немецкой Википедии
Она всегда изображается крылатой или в позе быстрого движения над землёй. Её атрибуты – повязка и венок, позднее также пальма, оружие и трофей.
Ника является символом успешного результата военных предприятий, спортивных и музыкальных состязаний и т.д.

Ника на медали Олимпиады-80

Описание статуи

Статуя Ники высечена из золотистого парийского мрамора. Она венчала алтарь морских божеств. Существует несколько версий о первоначальном посвящении скульптуры: в честь победы македонского полководца Деметрия I Полиоркета в морском сражении у Саламина в 306 г. до н. э., в честь сражения у острова Кос в 263 году до н. э. и др. Но большинство исследователей сходятся в том, что Ника была создана во II в. до н.э. в знак греческих морских побед. Автор скульптуры неизвестен, но существуют предположения, что им был Пифокрит с Родоса.
Силуэт богини расположен на носу боевого корабля и полон стремительности и порыва, которые подчёркиваются складками одежды, развеваюшейся на ветру. Пьедестал (нос корабля), сделанный из серого лартийского мрамора, находился на отвесной скале над морем. Фигура Ники считается совершенной, она до сих пор символизирует образец женской красоты. Созданный образ богини, пластически точно передающий уверенный шаг и гордый взмах орлиных крыльев, вызывает чувство торжествующей победы. Удивительно, как скульптору удалось превратить холодный камень в ожившую точёную фигуру, вызывающую чувство лёгкости.

Ника Самофракийская (около 190 г. до н. э.). Мрамор. Высота 3,28 м. Лувр (Париж)

Ника Самофракийская в греческой мифологии

В соответствии с греческой мифологией , Ника была союзницей Зевса. Её всегда представляли крылатой и обязательно в позе движения, что вызывало чувство победы и уверенности.
В далёкой древности статуя украшала самофракийское Святилище богов – кабиров, происхождение которых неизвестно. Они не входили в пантеон Олимпа . Это древние божества древнегреческой и более ранней мифологии. Это великие боги, имевшие силу избавлять от бед и опасностей. В то же время эти боги-спасатели считались грозными божествами, карающими за проступки. Именно на Самофракии кабиры почитались как покровители мореходства. Мифы повествуют, что кабиры даровали победу в морских сражениях, посылая Нику на корабль как предвестницу хорошего исхода. А моряки в благодарность жертвовали статуи, чтобы отблагодарить божеств.

Попытки реконструкции

Найдена рука, предположительно принадлежавшая статуе, она выставлена в отдельной витрине.
Было сделано несколько попыток восстановить изначальное положение рук богини. Считают, что поднятая вверх правая рука держала кубок, венок или горн. Но попытки восстановления рук статуи всегда оказывались безуспешными – шедевр сразу же терял вид, динамичность и лёгкость. Голова же скульптуры до сих пор не найдена, хотя археологи не теряют надежды её найти. А Греция не теряет надежды, что Ника Самофракийская всё-таки вернется домой.

Ника Самофракийская – греческая мраморная скульптура крылатой богини Победы (скульптор неизвестен, но есть предположение, что им мог быть Пифокрит с Родоса). Один из самых известных шедевров Лувра. Статуя была установлена на высокой отвесной скале на небольшом острове Самофракий. На частич­но сох­ра­нив­шейся над­писи у осно­ва­ния скульптуры ­есть сло­во «Rhodhios» (Родос), что предположительно, может указывать на то, что она была воз­двиг­ну­та, в честь мор­ской победы, одер­жан­ной Родо­сом, кото­рый в те времена был самой могу­ще­ст­вен­ной мор­ской дер­жа­вой в Эге­иде.

Как была найдена статуя

Многочисленные фрагменты статуи Ники были обнаружены консулом Франции и археологом-любителем Шарлем Шампуазо на острове Самофракия в 1863 г. Они были бережно собраны, однако голову и руки так и не нашли. Но богиня так изящна, а формы человеческого тела настолько выразительны, что об отсутствии рук и головы попросту забываешь.


Только в 1950 г. был обнаружен обломок когда-то прекрасной и сильной кисти правой руки, которую многие из исследователей считают принадлежащей Нике (она выставлена в отдельной витрине). Другие не согласны с ними. Однако, несмотря на отсутствие рук и головы, выразительность форм человеческого тела такова, что сразу же проникаешься их пластической красотой, завораживающим сочетанием силы и изящества, забываешь об отсутствующих частях.

История статуи

Скульптура Ники Самофракийской высечена из золотистого парийского мрамора, имя мастера, время и повод для ее создания по сей день не удалось точно установить. В течении долгого времени считали, что именно эта статуя Ники, трубящей в трубу, воспроизведена на монете и что ее сделали в честь победы, одержанной в 306 году до н. э. Корабли македонского полководца Деметрия Полиоркета разгромили флот египетского правителя Птолемея.

В память об этой славной победе греки установили на высокой скале у входа в гавань острова Самофрака мраморное изваяние крылатой богини, вошедшей в историю под именем Ники Самофракийской. Пьедестал богини был сделан в виде носовой части боевого корабля, за спиной Ники вздымались огромные белые крылья, а сама богиня, подставив сильный торс порывам встречного ветра, самозабвенно трубила в большую сигнальную трубу. Со временем многие факторы заставили взять под сомнение такую гипотезу.

Описание скульптуры Ники Самофракийской

Яростные волны, с грохотом разбивались о скалу у ног Ники, шквальные порывы ветра стремились прижать ее расправленные крылья… Складки одежды богини тяжелыми массами обвиваются вокруг ног, обтекают вокруг бедер, зрительно передавая этим сопротивление, которое преодолевает распростершая свои крылья Ника. Если бы богиня не боролась с ветром, она могла бы показаться слишком большой и тяжелой, однако из за устремленного вперед тела, благодаря бурному движению ее мощные пропорции утрачивают свою грузность, приобретая чарующую стройность. Преисполненная тревожного напряжения и порыва, немного подавшись вперед, наперекор ветру богиня словно готовилась взлететь над морем. Это в действительности все сметающая на своем пути богиня Победы.

Сейчас скульптура Ники Самофракийской выставлена в Лувре, на повороте широкой лестницы. Она стоит на камне, как на носу корабля, в развевающихся мраморных одеждах. К статуе надо подходить не спеша, не отрывая взгляда, обойти ее справа и слева. По возможности, к ней следует вернуться вечером и снова полюбоваться скульптурой. Под светом мощных прожекторов мрамор начинает светиться и приобретает удивительную прозрачность. Пожалуй, ни какое другое произведение античной скульптуры не производит более сильного впечатления. Статуя Ники кажется прекрасным символом устремления человека в будущее. Такое впечатление возрастает оттого, что скульптура замечательно экспонирована. Статуя стоит одна на лестничной площадке, на фоне аскетически голой стены. К ней поднимаются широкие, ступени. Статике и однообразию мертвого камня противостоит трепетное движение камня, ожившего под рукой неизвестного древнего мастера.

Люди, стоящие возле статуи кажутся маленькими перед ней: Ника «парит» над ними и в то же время устремлена к ним. Она возвещает о победе и сама является ее олицетворением.

Ника в греческой мифологии

Согласно греческой мифологией, Ника была союзницей Зевса. Представляли ее всегда крылатой и непременно в позе движения, что вызывало чувство победы и уверенности.

В древние времена скульптура украшала самофракийское Святилище богов – кабиров, о происхождении которых ничего неизвестно. Они не входили в пантеон Олимпа. Это древние божества древнегреческой и более ранней мифологии. Эти великие боги, имели силу избавлять от бед и опасностей. В то же время этих богов считали грозными божествами, карающими за проступки. Как раз на Самофракии кабиры почитались как покровители мореходства. В соответствии с мифами, кабиры даровали победы в морских сражениях, посылая Нику на корабль как предвестницу удачного исхода. А моряки в благодарность жертвовали статуи, чтобы отблагодарить божеств.

По сей день трубит она в свой победный рог, и никакие вековые бури не могут заглушить беззвучного шума ее крыльев.

Ника Самофракийская на постаменте в Лувре, Франция, Париж (Bob Hall / flickr.com) Yann Caradec / flickr.com B.Hbers / flickr.com Roger W / flickr.com Thomas Ulrich / flickr.com Henri Sivonen / flickr.com Sharon Mollerus / flickr.com Alf Melin / flickr.com

В апреле 1863 года на острове Самофракия была найдена скульптура из мрамора греческой богини победы с крыльями — Ники из Самофракии.

Данную находку присвоили французскому консулу, а также аматеру в археологии, Шарлю Шампуазо. Под его покровительством скульптуру незамедлительно перевезли в Париж, а в 1884 г. заняла почетное место в Лувре на лестнице Дарю.

Гипсовая же копия статуи хранится в Самофракиевском музее в Святилище Великих богов. Музей этот расположен на раскопках скульптуры.

«Ника Самофракийская» – это абсолютный шедевр искусства эллинийцев, который сохранился несмотря на все повреждения и отсутствие головы и рук. Автор этого произведения не известен, хотя и предполагают, что родом он из Родоса.

Сама статуя создавалась в 220-190 гг. до н.э. Шампуазов в своей первой статье о скульптуре выдвинул гипотезу, что ее создали по указанию македонского военачальника Деметрия I Полиоркета сразу после победы в битве на море подле побережья Кипра в 295-289 гг. до н.э. Эту гипотезу поддержал Музей Археологии в Самофракии и склоняется к ней по нынешний день.

Не так давно был проведен анализ керамики с последних раскопок, который показал, что пьедестал создавался приблизительно в 200 году до н.э., но группа археологов считает истинным период 250-180 гг. до н.э. Это связано с некоторыми сходствами скульптуры Ники со статуями Пергамского алтаря, который создавался около 170 г. до н.э.

У подножья скульптуры фрагментами сохранилась надпись, содержащая слово «Rhodhios» (Родос). Именно это обуславливает видение, что Ника Самофракийская создавалась после морской битвы с целью увековечить великое прибрежное государство в Эгеиде – Родос. Поэтому напрашивается вывод, что Ника Самофракийская возведена до 288 г. до н.э.

Согласно последних данных археологов, статуя была частью алтаря и закреплялась на корме корабля-памятника Деметрия I Полиоркета и при этом располагалась в углублении амфитеатра. Статуя воздвигнута на крестообразном основании, сделанном из лартосского мрамора серого цвета. Автор, создававший фигуру сделал так, чтобы созерцателю казалось, что богиня сходит с небес к флотилии победителя.

Создавалась Ника из паросского мрамора и хранилась в Святилище Великих богов. Недостающая правая рука девы держала в руках венок или горн и была поднята как на древних монетах.

Скульптура Ники Самофракийской в наше время

Пьедестал был восстановлен из остатков мрамора в 1879 г. и перевезен в Париж. В этом же году на него поставили статую.

Правое крыло статуи – это копия подлинного левого, сделанная из гипса. Было раскопано множество отдельных частей, например, в 1950 г. обнаружили кисть Ники Самофракийской и в данный момент она также находится в Лувре. Однако, голову и прочие останки рук так и не найдены.

Автор создал статую с идеальными формами и очень гармоничную. Критики и любители искусства по нынешний день восхищаются ей. Особое внимание уделяется натуральности фигуры, ведь при созерцании на нее создается впечатление, что одежда на ней словно развивается от сильного морского ветра.

Вскоре богиня Ника стала иконой живописи и к ней не раз за вдохновением обращались художники. К примеру, Эбботт Хендерсон Тайер создал всемирно известную картину-плагиат «Дева». В середине 1908 г. был издан «Манифест футуризма», в котором его автор Филиппо Томмазо Маринетти противопоставил механику и движение неживому живописному образу Ники: «…ревущий мотор машины работает словно на картечи, — он намного прекрасней, чем скульптура богини Ники».

Лучшее достояние Эгеиды

Ника Самофракийская – это один из наиценнейших оригиналов статуй в Лувре. Сейчас она расположена на лестнице Дарю, а точнее, на ее повороте, и в этом месте ярче всего передается описание вдохновения в движениях статуи.

Ника Самофракийская в Лувре (Yann Caradec / flickr.com)

Большинство людей, видевших статую, считают ее вид сверхъестественным и загадочным и связывают это с отсутствием таких важных элементов как голова и руки. Множество раз ученые рассматривали разные вариации реконструкции статуи и пришли к мысли, что идеальный образ Ника приобретет при повороте на три четверти влево.

По всему миру можно увидеть двойников статуи Ники. Известнейший из них находится в Лас-Вегасе перед входом в казино «Цезарь Палас». Даже знаменитый бренд «Роллс-Ройс» сделал женскую фигуру на своем радиаторе по подобию Ники. По образу статуи сделан первый футбольный кубок мира, который разыгрывался FIFA в 1930 году.

Репродукции Ники Самофракийской виднеются на крышах зданий, творцом которых был архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Он очень любил статую богини Ники и поэтому даже самые известные его работы, такие как Ward Willits House, Darwin D. Martin House и Storer House увенчаны ее фигурой.