Обломов, Идеал любви и семьи в понимании И. А

Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов», на тему «Идеальная женщина в представлении автора»

Произведение «Обломов» И. А. Гончарова миру было представлено в 1859 году. В эти времена много внимания уделялось проблеме крепостного права, но автор не малую роль в романе отвел женщине, образ которой он наделил поистине высокими чертами характера.

Это Ольга Ильинская. Ее характер стал собирательным образом не только представительницы слабого пола, но и лучших качеств русского человека в целом. Эта женщина не была идеалом физической и броской красоты. Ее губы не были яркими, кожа не поражала белизной, в глазах не горел огонек безрассудства. Но, если же, в один момент ее представить в виде статуи, то в глаза бы бросилась ее гармоничная и грациозная фигура.

Гончаров делает упор на том, что в этой женщине отсутствуют искусственные показатели красоты, только все натуральное и природное. Она является тем образом русской женщины, которая, и без белил и румян станет притягивать к себе волнующие взгляды истинных ценителей красоты.

Непосредственно через образ главного героя Ильи Обломова можно догадаться о том, как относится автор к самой Ольге. В ней, Илья подмечает решительный характер, ум, и даже смелость, с которой она отстаивает свои убеждения. Обломов, пораженный качествами Ольги, признает, что она является идеалом русской женщины.

Изначально, Ольга, под порывом чувств милосердия, которые присущи большей части русских женщин, надеется изменить Обломова. Она подмечает его ум, отсутствие снобизма, мягкость характера и даже некоторую решительность.

Ильинской очень хочется быть доброй подругой Обломову и восполнить недостающую ему в житейских делах, силу. В женщине зреет решительность вновь заставить его полюбить то, что Илья уже разлюбил, и на что перестал обращать внимание. Она мечтала стать его путеводной звездой, которая будет наставлять всю жизнь. Но ее желаниям не суждено было сбыться.

Обломову пришло на ум, что их отношения с Ильинской не могут быть всегда идеальными, и придет время выполнять различные условности и обязанности, которые диктует им общество.

Ольга начинает воспринимать свою любовь, а точнее доброе отношение к Обломову как миссию, которую ей диктует чувство долга. В то же время, она честно признается Илье, что она не будет проявлять различные сумасбродства, которые присущи влюбленной женщине.

Ильинская в своей голове создала образ Обломова, до которого живой его оригинал точно не дотягивал. И что самое главное, почему Ольга в нем разочаровалась, так это отсутствие желания чего-либо достичь. Эту характерную лень и не смогла простить своему бывшему «протеже» милосердная женщина. А он ей в свою очередь не простил отсутствие безоглядной любви.

Разочаровавшись в Обломове, Ильинская выходит замуж за Штольца, который обладает качествами лидера, но возможно лишен, нравственной красоты души, которую погубила Обломовщина.

Любовь в романе "Обломов", как и в других русских романах, играет огромную роль. Влюбленностью можно объяснить многие поступки героев, она (любовь) - причина радостей и страданий, это главное чувство, пробуждающее душу к жизни. В романе "Обломов" любовь оживляет главного героя, приносит счастье. Она же заставляет его страдать - с уходом любви в Обломове исчезает желание жить.

Почему мы говорим о видах любви? Потому, что каждый любит по-своему. Нельзя провести четкие границы между разными видами любви, как и дать определение этому чувству. Для одних любовь - это всепоглощающая страсть, для других - лишь ожидание другой, настоящей любви, потребность в нежности. Вот почему Гончаров в своем романе "Обломов" представляет нам несколько видов любви.

По мнению Стендаля, любовь разделяется на четыре рода: любовь -страсть, любовь - влечение, любовь - тщеславие, физическая любовь. К какому из этих родов относится чувство, возникающее между Ольгой и Обломовым?

Оба героя давно ждали любви. Илья Ильич, может быть, и не подозревал об этом, но ждал инстинктивно. И вот любовь приходит к нему и поглощает его полностью. Это чувство воспламеняет его душу, питаясь накопившейся за время спячки и ищущей выхода нежностью. Оно ново душе Обломова, привыкшей хоронить все чувства на дне сознания, поэтому любовь возрождает душу к новой жизни. Для Обломова это чувство -жгучая любовь - страсть к женщине, сумевшей так изменить его.

Что же особенного в любви Ольги к Обломову? Я бы сравнил это чувство с любовью скульптора к своему гениальному творению. Ольге удается изменить Илью Ильича, выбить из него лень и скуку. За это она и любит Обломова! Вот что герой анонсирует своей возлюбленной: "Ваше настоящее "люблю" не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность любить, которая, за недостатком настоящей пищи, высказывается иногда у женщин в ласках к ребенку, к другой женщине, даже просто в слезах и истерических припадках... Вы ошибаетесь, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите - он придет, и тогда вы очнетесь, вам будет досадно и стыдно за свою ошибку... ". И вскоре Ольга сама убеждается в справедливости этих строк, полюбив Андрея Штольца. Значит, ее любовь к Обломову была лишь ожиданием, вступлением к будущему роману? Но любовь эта чиста, бескорыстна, самоотверженна; и мы убеждаемся, что Ольга может любить и верит в то, что любит Обломова. К сожалению, ее сердце ошибается, и ошибка чудовищна. Обломов понимает это раньше Ольги.

С уходом этой любви Обломов не находит, чем занять пустоту в душе, и вновь целые дни спит и лежит без дела на своем диване в Петербурге, в доме Агафьи Пшеницыной. Казалось, ничего не заменит Обломову ушедшей любви. Со временем, вжившись в размеренный быт своей хозяйки, наш герой смирит порывы сердца и станет довольствоваться малым. Опять все желания его будут ограничиваться сном, едой, редкими пустыми разговорами с Агафьей Матвеевной. Пшевицына противопоставляется автором Ольге: первая - отличная хозяйка, добрая, верная жена, но в ней нет высокой души; Штольц говорит о ней: "простая баба; грязный быт, удушливая сфера тупоумия, грубость - фи!" Вторая - утонченная натура, далекая от рутинного быта. Наверное, Обломов, да и любой мужчина, желал бы встретить женщину, совместившую в себе черты и Ильинской, и Пшеницыной.

Окунувшись в простую полудеревенскую жизнь в доме Пшеницыной, Илья Ильич будто бы попал в прежнюю Обломовку. Только все в этом доме, в отличие от этого "обломка рая", трудятся и работают, стараясь для Ильи Ильича. Лениво и медленно умирая в душе, Обломов влюбляется в Агафью Матвеевну. Мне кажется, его любовь недорого стоит, потому как она не выстрадана им. Она ближе к физической любви - Обломов любуется круглыми локтями Пшеницыной, вечно двигающимися за работой. Я воспринимаю эту любовь как благодарность героя Агафье и как сбывающуюся мечту жителя райской Обломовки.

А Агафья Матвеевна? Разве ее любовь такова? Нет, она самоотверженна, преданна; в этом чувстве Агафья готова утонуть, отдать все свои силы, все плоды своих трудов Обломову. Кажется, что вся жизнь ее прошла в ожидании человека, которого можно было бы преданно любить, заботиться о нем, как о родном сыне. Обломов именно таков: он ленив - это позволяет ухаживать за ним, как за ребенком; он добр, мягок - это трогает женскую душу, привыкшую к мужской грубости и невежеству. Как трогательны любовь и сочувствие грубой женщины к беспомощному и опустившемуся до полного упадка души барину! Это чувство исполнено материнской нежности. Откуда в простой женщине такие чувства? Возможно, это качество ее души и привлекает к себе нашего героя.

Другу Обломова, Штольцу, непонятна эта любовь. От него, деятельного человека, далеки ленивый домашний уют, порядки Обломовки, а тем более женщина, огрубевшая в своей среде. Вот почему идеал Штольца -Ольга Ильинская, тонкая, романтическая, мудрая женщина. В ней отсутствует и малейшая тень кокетства.

Однажды во время путешествия по Европе Штольц влюбляется в Ольгу. Отчего? Андрей не узнает в ней своей прежней подруги, юной девочки, на чьем лице он всегда без труда читал вопрос, живую мысль.

Он слишком углубился в разгадку перемены в Ольге... "Как она созрела, боже мой! Как развилась эта девочка! Кто же был ее учителем?.. Не Илья же!.." Андрей ищет и не находят объяснения перемене в Ольге. Наконец, задавшись вопросом "любит или нет?", Штольц и сам без памяти влюбляется в недавнюю подругу. Настает минута объяснения - и Андрей умоляет Ольгу о помощи. Он просит объяснить ее неожиданную перемену. И тут он узнает от Ольги об их романе с Обломовым и не верит в то, что можно любить Илью. Ольге кажется, что до сих пор она любит его и, страстно желая подарить эту любовь Штольцу, находит в себе ответ: "Женщина истинно любит однажды". Штольц предлагает Ольге выйти за него замуж - и она соглашается.

Итак, Штольц влюбляется в "новую" Ольгу. Эта неизвестность, тайна "новой" Ольги и захватывает Андрея. Он знает, что благодаря своему характеру будет счастлив лишь с живой, деятельной Ольгой. Его любовь. чиста и бескорыстна, он не ищет в ней выгоды, каким бы неугомонным "дельцом" ни был.

А что происходит с Ольгой? Мучения терзают ее. Ей кажется, что единственная любовь - Обломов. Соглашаясь на брак со Штольцем, Ольга верит, что когда-нибудь любовь придет и к ней. А в данный момент она не может отличить свою дружбу от любви и не знает, что происходит в ее душе. Я назвал бы ее настоящее и будущее чувство: любовь - дружба - задолженность , так как три этих понятия слишком тесно сплелись в ее отношении к Штольцу.

Подводя итоги, я еще раз хочу заявить , что сила, глубина и качество любви зависят от самих людей. Но и люди меняются от этого чувства! Как разом оживает Обломов, когда видит, что его счастье с Ольгой зависит от победы над ленью! И сама Ольга взрослеет, набирается опыта после истории с Обломовым. Как счастлива хозяйка Агафья, когда ее ежедневные хлопоты и вечное движение приобретают смысл ради удобства Ильи Ильича. И Обломов искренне благодарит ее за это. О многих чувствах нельзя заявить с уверенностью, что это любовь или не любовь. Гончаров не хочет раскрывать перед читателем все двери святая святых души его героев. А сделай он это, перед нами не возникал бы вечный вопрос: двигаться вперед или покоиться? Любить или не любить?

Любовь в романе “Обломов”, как и в других русских романах, играет огромную роль. Влюбленностью можно объяснить многие поступки героев, она (любовь) - причина радостей и страданий, это главное чувство, пробуждающее душу к жизни. В романе “Обломов” любовь оживляет главного героя, приносит счастье. Она же заставляет его страдать - с уходом любви в Обломове исчезает желание жить.
Почему мы говорим о видах любви? Потому, что каждый любит по-своему. Нельзя провести четкие границы между разными видами любви, как и дать определение этому чувству. Для одних любовь - это всепоглощающая страсть, для других - лишь ожидание другой, настоящей любви, потребность в нежности. Вот почему Гончаров в своем романе “Обломов” представляет нам несколько видов любви.
По мнению Стендаля, любовь разделяется на четыре рода: любовь -страсть, любовь - влечение, любовь - тщеславие, физическая любовь. К какому из этих родов относится чувство, возникающее между Ольгой и Обломовым?
Оба героя давно ждали любви. Илья Ильич, может быть, и не подозревал об этом, но ждал инстинктивно. И вот любовь приходит к нему и поглощает его полностью. Это чувство воспламеняет его душу, питаясь накопившейся за время спячки и ищущей выхода нежностью. Оно ново душе Обломова, привыкшей хоронить все чувства на дне сознания, поэтому любовь возрождает душу к новой жизни. Для Обломова это чувство -жгучая любовь - страсть к женщине, сумевшей так изменить его.
Что же особенного в любви Ольги к Обломову? Я бы сравнил это чувство с любовью скульптора к своему гениальному творению. Ольге удается изменить Илью Ильича, выбить из него лень и скуку. За это она и любит Обломова! Вот что герой пишет своей возлюбленной: “Ваше настоящее “люблю” не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность любить, которая, за недостатком настоящей пищи, высказывается иногда у женщин в ласках к ребенку, к другой женщине, даже просто в слезах и истерических припадках... Вы ошибаетесь, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите - он придет, и тогда вы очнетесь, вам будет досадно и стыдно за свою ошибку... ”. И вскоре Ольга сама убеждается в справедливости этих строк, полюбив Андрея Штольца. Значит, ее любовь к Обломову была лишь ожиданием, вступлением к будущему роману? Но любовь эта чиста, бескорыстна, самоотверженна; и мы убеждаемся, что Ольга может любить и верит в то, что любит Обломова. К сожалению, ее сердце ошибается, и ошибка чудовищна. Обломов понимает это раньше Ольги.
С уходом этой любви Обломов не находит, чем занять пустоту в душе, и вновь целые дни спит и лежит без дела на своем диване в Петербурге, в доме Агафьи Пшеницыной. Казалось, ничего не заменит Обломову ушедшей любви. Со временем, вжившись в размеренный быт своей хозяйки, наш герой смирит порывы сердца и станет довольствоваться малым. Опять все желания его будут ограничиваться сном, едой, редкими пустыми разговорами с Агафьей Матвеевной. Пшевицына противопоставляется автором Ольге: первая - отличная хозяйка, добрая, верная жена, но в ней нет высокой души; Штольц говорит о ней: “простая баба; грязный быт, удушливая сфера тупоумия, грубость - фи!” Вторая - утонченная натура, далекая от рутинного быта. Наверное, Обломов, да и любой мужчина, желал бы встретить женщину, совместившую в себе черты и Ильинской, и Пшеницыной.
Окунувшись в простую полудеревенскую жизнь в доме Пшеницыной, Илья Ильич будто бы попал в прежнюю Обломовку. Только все в этом доме, в отличие от этого “обломка рая”, трудятся и работают, стараясь для Ильи Ильича. Лениво и медленно умирая в душе, Обломов влюбляется в Агафью Матвеевну. Мне кажется, его любовь недорого стоит, потому как она не выстрадана им. Она ближе к физической любви - Обломов любуется круглыми локтями Пшеницыной, вечно двигающимися за работой. Я воспринимаю эту любовь как благодарность героя Агафье и как сбывающуюся мечту жителя райской Обломовки.
А Агафья Матвеевна? Разве ее любовь такова? Нет, она самоотверженна, преданна; в этом чувстве Агафья готова утонуть, отдать все свои силы, все плоды своих трудов Обломову. Кажется, что вся жизнь ее прошла в ожидании человека, которого можно было бы преданно любить, заботиться о нем, как о родном сыне. Обломов именно таков: он ленив - это позволяет ухаживать за ним, как за ребенком; он добр, мягок - это трогает женскую душу, привыкшую к мужской грубости и невежеству. Как трогательны любовь и сочувствие грубой женщины к беспомощному и опустившемуся до полного упадка души барину! Это чувство исполнено материнской нежности. Откуда в простой женщине такие чувства? Возможно, это качество ее души и привлекает к себе нашего героя.
Другу Обломова, Штольцу, непонятна эта любовь. От него, деятельного человека, далеки ленивый домашний уют, порядки Обломовки, а тем более женщина, огрубевшая в своей среде. Вот почему идеал Штольца -Ольга Ильинская, тонкая, романтическая, мудрая женщина. В ней отсутствует и малейшая тень кокетства.
Однажды во время путешествия по Европе Штольц влюбляется в Ольгу. Отчего? Андрей не узнает в ней своей прежней подруги, юной девочки, на чьем лице он всегда без труда читал вопрос, живую мысль.
Он слишком углубился в разгадку перемены в Ольге... “Как она созрела, боже мой! Как развилась эта девочка! Кто же был ее учителем?.. Не Илья же!..” Андрей ищет и не находят объяснения перемене в Ольге. Наконец, задавшись вопросом “любит или нет?”, Штольц и сам без памяти влюбляется в недавнюю подругу. Настает минута объяснения - и Андрей умоляет Ольгу о помощи. Он просит объяснить ее неожиданную перемену. И тут он узнает от Ольги об их романе с Обломовым и не верит в то, что можно любить Илью. Ольге кажется, что до сих пор она любит его и, страстно желая подарить эту любовь Штольцу, находит в себе ответ: “Женщина истинно любит однажды”. Штольц предлагает Ольге выйти за него замуж - и она соглашается.
Итак, Штольц влюбляется в “новую” Ольгу. Эта неизвестность, тайна “новой” Ольги и захватывает Андрея. Он знает, что благодаря своему характеру будет счастлив лишь с живой, деятельной Ольгой. Его любовь. чиста и бескорыстна, он не ищет в ней выгоды, каким бы неугомонным “дельцом” ни был.
А что происходит с Ольгой? Мучения терзают ее. Ей кажется, что единственная любовь - Обломов. Соглашаясь на брак со Штольцем, Ольга верит, что когда-нибудь любовь придет и к ней. А сейчас она не может отличить свою дружбу от любви и не знает, что происходит в ее душе. Я назвал бы ее настоящее и будущее чувство: любовь - дружба - долг, так как три этих понятия слишком тесно сплелись в ее отношении к Штольцу.
Подводя итоги, я еще раз хочу сказать, что сила, глубина и качество любви зависят от самих людей. Но и люди меняются от этого чувства! Как разом оживает Обломов, когда видит, что его счастье с Ольгой зависит от победы над ленью! И сама Ольга взрослеет, набирается опыта после истории с Обломовым. Как счастлива хозяйка Агафья, когда ее ежедневные хлопоты и вечное движение приобретают смысл ради удобства Ильи Ильича. И Обломов искренне благодарит ее за это. О многих чувствах нельзя сказать с уверенностью, что это любовь или не любовь. Гончаров не хочет раскрывать перед читателем все двери святая святых души его героев. А сделай он это, перед нами не возникал бы вечный вопрос: двигаться вперед или покоиться? Любить или не любить?

Трудно сказать, каков идеал счастья и любви у писателя Гончарова, не имевшего свою собственную семью. Однако свои мечты, задумки, идеи автор, как правило, воплощает в главном герое. Они духовно сцеплены и неразлучны. Именно он и позволит мне создать представление об авторском идеале.
“Идеал счастья, нарисованный Обломовым, заключался не в чем другом, как в сытной жизни, - с оранжереями, парниками, поездками с самоваром в рощу и т. п., - в халате, в крепком сне, да для промежуточного -в идиллических прогулках с кроткою, но дебелою женою и в созерцании того, как крестьяне работают”. Это мечты Обломова, которые годами отпечатываются в его воображении. Мечты уносят Обломова в детство, где было уютно, тихо и спокойно. Идеал семьи для Обломова идет именно из детских воспоминаний... “Няня ждет его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки; он не дается, шалит, болтает ногами; няня ловит его, и оба они хохочут...”
“Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые, чему посвящают они утро. Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка...” И если мы сравним порядок жизни семьи Обломова и жизнь, описываемую Обломовым Штольцу, то получим две очень похожие картинки: Утро... Поцелуй жены. Чай, сливки, сухари, свежее масло... Прогулки с женой под синим-синим небом, по тенистым аллеям парка. Гости. Сытный обед. “В глазах собеседников увидишь симпатию, в шутке искренний, незлобный смех... Все по душе!” Вот идиллия, “обломовская утопия”.
Эта идиллия частично олицетворяется в отношениях Обломова и Агафьи Матвеевны. Эта женщина, в которой Обломова так восхищают полные локти с ямочками, подвижность, хозяйственность, лелеет и опекает его, как ребенка. Она обеспечивает ему покой и сытую жизнь. Только был ли это идеал любви? “Он сближался с Агафьей Матвеевной - как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее, но которого любить нельзя”.
Обломов не мог любить Агафью Матвеевну, не мог оценить ее отношение к нему. А заботу ее воспринимал как должное, как привык с детства. “Его как будто невидимая рука посадила, как драгоценное растение, в тень от жара, под кров от дождя, и ухаживает за ним...”. Опять же видим - “обломовская утопия”. Что еще нужно для счастливой жизни? Зачем Гончаров бередит этот тихий, спокойный “пруд”? Зачем он вводит в роман Ольгу как мощное “противоядие” жизни Обломова?
Любовь Ильи и Ольги, я бы сказала, даже представляется страстной. Она искрой пробегает между ними, распаляя интерес друг к другу. Она заставляет очнуться Обломова, дает Ольге почувствовать свои силы женщины, она содействует ее духовному росту. Но не имеют их отношения будущего, потому как Обломов никогда не преодолеет “овраг”, разделяющий Ольгу и Обломовку.
В конце романа я не вижу полной картины любви и семейного счастья. С одной стороны, только Агафья Матвеевна - олицетворение семьи, с другой стороны, Ольга - это любовь.
Но нельзя забыть Ольгу и Штольца. Пожалуй, их союз близок к идеалу. Они стали как единое целое. Их души слились воедино. Они думали вдвоем, читали вдвоем, вместе растили детей - жили разнообразно и интересно. Ольга, вглядываясь лучистыми глазами в глаза Штольца, как бы впитывала его знания, его чувства. Семейный быт не смог приземлить их отношений.
“Штольц был глубоко счастлив своей наполненной, волнующейся жизнью, в которой цвела неувядаемая весна, и ревниво, деятельно, зорко возделывал, берег и лелеял ее”.
Мне кажется, именно Ольга и Штольц символизируют идеал любви и семьи в понимании И. А. Гончарова.

Нужно иметь что-то общее, чтобы понимать друг друга,
и чем-то отличаться, чтобы любить. (Поль Жеральди)

Обломов - главный герой одноименного романа И.А. Гончарова . Его пассивная жизнь совсем не располагала к любовным переживаниям. Илья Ильич почти все время проводил на диване в бесплодных мечтах, ничего не делая для их реализации. В его воображении существовал идеальный образ будущей подруги. Но он ничего не делал, чтобы найти ее в жизни. Верный детской мечте о сказочной царевне Милитрисе Кирбитьевне, он спокойно ждал ее появления в своей жизни.

Обломова любили две женщины: Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Первая девушка – деятельная личность, образованная и обаятельная. Она великолепно поет, интересуется литературой, искусством, наукой. Ольга разглядела благородную, чистую душу Обломова, скрытую под толщей бездеятельности. Но Ольга не закрывает глаза и на недостатки Обломова - лень, пассивность, привычку к малоподвижности.

Ей льстит мысль, что любовь подвигнет Обломова к деятельности, духовно возродит его. Она думает, что он найдет себе занятие по душе, полезное не только для развития его личности, но и нужное обществу. Ольга надеется, что Обломов станет хорошим хозяином в своем имении, заинтересуется происходящим вокруг. Ильинской приятна мысль, что, благодаря ее влиянию, Обломов станет деловым человеком и распростится с халатом и диваном.

Целеустремленность Ольги и уступчивость Обломова, казалось бы, создают предпосылки к перерождению Ильи Ильича, чего и добивается Ольга. Но этого не происходит. Вскоре их отношения расстраиваются. Активность Обломова полностью искусственна, является результатом влияния Ольги. Как только Обломов на несколько дней остается без руководства, он возвращается к прежнему образу жизни. У него нет внутренней потребности в изменении себя. Постепенно он начинает тяготиться тем стилем жизни, который Ольга ему навязывает. Чтобы быть с ней на одном уровне, ему приходится все время быть в движении, заниматься делом.

Ольга не соответствует идеалу Обломова, который он лелеет с детства. Он мечтает о спутнице жизни, которая будет воплощением внутреннего покоя и гармонии. Покой, а не ураган страстей ценит Обломов. И этот покой он находит в другой женщине. Это, Агафья Матвеевна, хозяйка квартиры, которую Обломов снял.

Сначала он ее почти не замечает. Илье Ильичу приятно видеть ее. Ему нравится, что она хозяйственная, радушная, добрая. Он не испытывает к ней любовного влечения. Никаких душевных волнений она у него не вызывает. Агафья Матвеевна не такая образованная, как Ольга, зато Обломов легко находит с ней общий язык, она обладает миролюбивым, ровным, спокойным нравом.

Ольга стремится вознести Обломова до образа, существующего в ее воображении, а Агафья Матвеевна принимает его таким, каков он есть и не помышляет о возможности каких-либо перемен. Ольга старается сделать счастливым Обломова, руководствуясь собственными представлениями о счастье, а Агафья Матвеевна печется об удобстве и покое Ивана Ильича.

Ольга постоянно требует от Обломова отчета в том, чем он занимается, а Агафья Матвеевна, напротив, не требует ничего, лишь трудится ради того, чтобы Обломову было спокойно. В тяжелую минуту она, не задумываясь, закладывает свои вещи, только бы Илья Ильич не ограничивал себя в своих привычках. Агафья Матвеевна оказалась тем идеалом женщины, о которой Обломов мечтал с детства. На ней Илья Ильич и женился.

Изменить Обломова было невозможно. Это понимал он сам, поняла это и Ольга. Если бы они поженились, то были бы несчастны. А с Агафьей Матвеевной спокойно и уютно. Счастье для Обломова — покой, а не любовь. И она тоже с ним счастлива. Любовь к Обломову придала смысл ее жизни. Эта простая, добрая и трудолюбивая женщина нашла свое предназначение в заботе о любимом. Обломов же словно вернулся в детство, в ту обстановку, которая была для него идеалом существования.

В романе «Обломов» жизнь все время как будто испытывает главного героя, искушает его различными «соблазнами» - светскими забавами, успешной карьерой, лучом писательской славы. Но главное испытание Обломова - это любовь.

Обломов мечтателен и поэтичен, он мечтает о любви. Однако Илья Ильич жаждет испытать лишь теплоту любви, не испытывая ее тревог. Идеальная любовь в понимании героя - это покой, поэзия, мечтательность. Идеальная женщина - это не роковая, страстная любовница, а нежная, стыдливая, кроткая жена, в сердце которой - вечное и ровное чувство. Но вместе с тем она должна быть целомудренна, ей должен быть чужд расчет, интриги.

Обломов знакомится с Ольгой Ильинской, в душе его зарождается сильное, искреннее чувство. Однако счастью героев не суждено сбыться. Основную причину этого обычно видят в душевном складе Обломова, в его инертности, равнодушии к жизни. Однако подлинные причины трагического финала этой любви лежат гораздо глубже.

Ольга Ильинская не отвечает «идеалу» Обломова. Она умна, порой язвительна, саркастична. Ольга импульсивна, порывиста, самостоятельна. Она в состоянии принять решение и достичь намеченной цели. Есть в ее характере и определенная рассудочность, исключающая поэзию и впечатлительность. Все это вносит определенный диссонанс в отношения героев, и чуткая душа Обломова улавливает этот диссонанс. Любовь становится для него «претрудной школой жизни». Так, Ольга уверена в чувствах и «честных намерениях» Ильи уже в самом начале романа с ним. Когда Обломов, преодолевая свое волнение, предлагает ей руку и сердце, она остается спокойной, «потому что давно предвидела это и привыкла к мысли».

И здесь Илья впервые начинает сомневаться в ее чувствах. «У него шевельнулась странная мысль. Она смотрела на него с спокойной гордостью и твердо ждала; а ему хотелось бы в эту минуту не гордости и твердости, а слез, страсти, охмеляющего счастья, хоть на минуту, а потом уже пусть потекла бы жизнь невозмутимого покоя! И вдруг ни порывистых слез от неожиданного счастья, ни стыдливого согласия! Как это понять! В сердце у него проснулась и завозилась змея сомнения...»

Обломов мечтает о свадьбе, о венчании в церкви. Он делится своими мечтами с Ольгой, однако она сразу же «возвращает его на землю», напоминая о необходимости оформления нужных бумаг, письма Штольцу и поисков квартиры.

«Что это такое? - печально думал Обломов, - ни продолжительного шепота, ни таинственного уговора слить обе жизни в одну! Все как-то иначе, по-другому. Какая странная эта Ольга! Она не останавливается на одном месте, не задумывается сладко над поэтической минутой, как будто у ней вовсе нет мечты, нет потребности утонуть в раздумье! Сейчас и поезжай в палату, на квартиру - точно Андрей! Что это все они как будто сговорились торопиться жить!»

Все дело в том, что в Ольге чересчур много рациональности и здравого смысла, что и явилось залогом ее будущего счастливого союза со Штольцем. И в этом отношении образ Ольги Ильинской - образ новый, оригинальный для русской литературы. «Долгое рабство русских заключенниц, материнство с болезнями, но без радости, и в виде единственного утешения церковь - вот на какой почве выросли русские Елены, Лизы, Марианны; их девиз пострадать, послужить, пожертвовать собой!... Ольга - миссионерка умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга. Для нее любовь есть жизнь, а жизнь есть долг», - писал критик И. Анненский.

Однако какова же сама эта любовь героини, которую она сравнивает с жизнью? Прежде всего, в чувстве Ольги сказывается «бессознательная потребность любить». Обломов угадал и почувствовал это своей нежной, восприимчивой душой. Именно так он обозначает чувства Ольги в своем письме. И сами сомнения героя в возможности его счастья не являются следствием лени или низкой самооценки героя. Обломов умен, по-своему опытен, он чувствует ситуацию гораздо глубже, тоньше, чем Ольга. Поэтому его предчувствия не случайны.

Интерес Ольги подогревается и ее самолюбием, честолюбивыми мечтами. Ее увлекает роль «путеводной звезды». «Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее. Возвратить человека к жизни - сколько славы доктору, когда он спасет безнадежного больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу?... Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета, считала это уроком, назначенным свыше».

Таким образом, любовь здесь движима честолюбием и жаждой власти. Есть здесь и неосознанное желание героини обрести значительность в собственных глазах, желание серьезного отношения к ней Штольца, его похвалы, одобрения. Ольга мечтает о чудесном преображении Обломова, ни на минуту не забывая, что она, «такая робкая и молчаливая, которой до сих пор никто не слушался», будет виновницей этого чудесного превращения Ильи. «...Ольга не любит Обломова, она не любит этого морально и физически залежавшегося человека; она любит только того Обломова, которого она надеется сотворить своими собственными руками», - замечает Н. К. Михайловский.

Однако «чудесного превращения» не происходит. И причина здесь не только в характере Обломова. Как замечает А. В. Дружинин, «усилия Андрея и Ольги к пробуждению его апатии остались без успеха; но из этого еще далеко не следует, чтобы другие люди при других условиях не могли подвигнуть Обломова на мысль и благое дело». Думается, если б герой встретил живое воплощение своего женского идеала, его чувства (а возможно и поступки) были бы совсем иными.

Здесь же Обломов живет с несвойственной ему оглядкой. Его бедность, проблемы с имением, отсутствие квартиры - все становится для него непреодолимым препятствием, потому что он начинает смотреть на жизнь глазами Ольги. Но все события эти не столь значимы в глазах самого Ильи Ильича. И возможно, он сумел бы преодолеть их, будь его избранница иной.

И это различие героев, различие их характера, душевного склада, восприятия жизни - все это и становится истинной причиной их расставания. Обломов чувствует, что он не в состоянии дать Ольге того счастья, к которому она так стремится. Он сам разрушает свою любовь и отказывается от нее.

Как замечает Анненский, гармония любви в романе «мелькнула всего на два мгновения - в Casta divo и в сиреневой ветке», а далее скучная проза вошла в отношения героев - Обломова постоянно «посылают то за двойными звездами, то за театральными билетами», и он «кряхтя несет иго романа». Критик отмечает, что каждый из героев живет сложной внутренней жизнью, но совершенно независимо друг от друга.

И если Ольга не понимает этого, то это интуитивно чувствует Обломов. Ведь Ольга Ильинская не смогла бы дать ему всей полноты счастья, его идеал женщины сформировался в далеком детстве, в милой сердцу Обломовке. Агафья Матвеевна хотя бы отдаленно напоминала ему этот идеал - Ольга же была далека от него. Характерно, что брак Ольги Ильинской со Штольцем тоже не столь гармоничен, как это кажется на первый взгляд. Штольц также не может дать ей полноты счастья, до конца удовлетворить ее пытливый ум, беспокойную, ищущую натуру. Ольга скорее смиряется со своей судьбой и убеждает себя в ценности «простого семейного счастья», в ограниченности человеческих возможностей.

Сам образ жизни супругов Штольцев не многим отличается от обломовского. «Снаружи и у них делалось все, как у других. Вставали они хотя не с зарей, но рано; любили долго сидеть за чаем, иногда даже будто лениво молчали, потом расходились по своим углам или работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой... как все, как мечтал и Обломов... Только не было дремоты, уныния у них; без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова, разговор не кончался у них, бывал часто жарок». Однако думается, дремоты и уныния не было бы и в семье Обломова, если бы он нашел свой женский идеал.

Агафья Пшеницына воплощает лишь одну сторону этого идеала. А. В. Дружинин называет эту героиню «злым ангелом» Обломова. «Агафья Матвеевна, тихая, преданная, всякую минуту готовая умереть за нашего друга, действительно загубила его вконец, навалила гробовой камень над всеми его стремлениями, ввернула его в зияющую пучину на миг оставленной обломовщины, но этой женщине все будет прощено за то, что она много любила», - пишет критик.

Думается, подобная оценка героини не совсем верна. Агафья Матвеевна не загубила Обломова, но и не дала ему всей полноты счастья. «Для одного человека она создала подобие счастья, по размерам оставшихся в нем жизненных сил; она дала Обломову возможность умереть в той тишине, ради которой он так упорно враждовал с живой жизнью». В любви этой не было, быть может., идеальной гармонии, той поэзии, о которой Обломов мечтал в разговорах со Штольцем, но было бескорыстие и безграничная преданность. Были здесь и живые чувства, и мечты, и радость - но все это в пределах мироощущения Агафьи Матвеевны, в пределах не целого мира, но маленького, тихого домика на Выборгской стороне.

Простые отношения, простодушные речи Агафьи Матвеевны, ее хлопоты по хозяйству, безграничная преданность, уют и комфорт, созданные ей в доме, - все это напоминало Илье Ильичу милую сердцу Обломовку. С подобной обстановкой, образом жизни ассоциировалась у него семья и любовь. Поэтому финал любовных сюжетов героя в какой-то степени закономерен - Обломов остается с Агафьей Матвеевной.

Таким образом, идеальная любовь в романе Гончарова - это несбыточный сон. Он не мог сбыться в жизни героя, так как «для него достижение идеала вовсе не цель жизни, для него это любимая мечта; борьба, усилия, суета в погоне за идеалом разрушают мечту». Обломов же всегда и во всем остается верен себе. В этом целостность и гармоничность личности героя.