Сочинение на тему «Материнская любовь. О материнской любви (ЕГЭ по русскому) Аргумент из жизни на тему материнская любовь

  • Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений
  • Советы родителей очень много значат для детей
  • По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах
  • Не заботиться о своих родителях – значит предать их
  • Не всегда родители несут добро своим детям
  • Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы
  • Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке
  • Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал

Аргументы

И.С. Тургенев “Отцы и дети”. В данном произведении мы видим самый настоящий . К поколению “отцов” можно отнести Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых. Поколение “детей” – это Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Молодые люди придерживаются одних и тех же взглядов: они говорят, что являются нигилистами – людьми, отрицающими общепринятые ценности. Старшее поколение не понимает их. Конфликт доходит до ожесточенных споров и дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Постепенно Аркадий Кирсанов осознает, что его ценности не совпадают с учением Базарова, и возвращается в семью.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Остапу и Андрию отец не только хочет дать приличное образование, но и сделать их настоящими воинами, защищающими Родину. Тарас Бульба не может простить Андрию предательства (он переходит на сторону врага из-за любви к полячке). Несмотря на, казалось бы, отцовскую любовь, он убивает своего сына. Тарас Бульба гордится Остапом, старшим сыном, сражающимся с врагом самоотверженно, изо всех сил.

А.С. Грибоедов “Горе от ума”. Источником счастья для Фамусова являются деньги. Он любит свою дочь Софью, желает ей всего самого наилучшего, поэтому приучает девушку только к мыслям о финансовом благополучии. Софье Фамусовой чужды такие взгляды, она старательно прячет свои чувства от отца, потому что знает, что ее не поддержат. Совсем по-другому обстоят дела с Молчалиным, которого отец учил всегда и везде искать выгоду: он во всем следует этому принципу. Родители, желая обеспечить счастье своих детей, передали им свои взгляды на жизнь. Проблема лишь в том, что эти самые взгляды являются неверными.

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Отец, отправляя Петра Гринева на службу, сказал очень важную и правильную вещь: “Береги рубаху снову, а честь смолоду”. Слова отца стали для молодого человека важнейшим нравственным ориентиром. В самых сложных условиях, грозящих смертью, Петр Гринев сохранил свою честь. Для него было по-настоящему важно не предать отца и Родину. Этот пример – яркое подтверждение того, что наставления родителей помогают ребенку усвоить важнейшие нравственные ценности.

А.С. Пушкин “Станционный смотритель”. Дуня совершила безнравственный поступок: сбежала из родительского дома с Минским, который остановился на их станции. Отец ее, Самсон Вырин, не смог без дочери: он решил пешком отправиться в Петербург, чтобы найти Дуню. Однажды ему посчастливилось увидеть девушку, но Минский прогнал старика. Спустя время рассказчик узнал, что смотритель умер, а предавшая его Дуня приезжала на могилу с тремя барчатами и долго пролежала там.

К.Г. Паустовский “Телеграмма”. Катерина Петровна очень любила свою дочь Настю, живущую в Ленинграде очень яркой, насыщенной жизнью. Только девушка совсем забыла о своей старой матери, она даже не пыталась найти время, чтобы навестить ее. Даже письмо Катерины Петровы о том, что она совсем плоха стала, Настя не воспринимает серьезно и не рассматривает возможность немедленно ехать к ней. Только известие о том, что мать умирает, вызывает у девушки чувства: Настя понимает, что никто ее так не любил, как Катерина Петровна. Девушка едет к матери, но уже не застает ее в живых, поэтому чувствует вину перед самым дорогим для нее человеком.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Родион Раскольников искренне любит свою мать и сестру. Говоря о мотивах убийства старухи-процентщицы, он сообщает, что на самом деле хотел помочь матери. Герой пытался выбраться из вечной нищеты, неблагополучия. Закладывая часы, он с трепетом вспоминает отца, которому принадлежала вещь.

Л.Н. Толстой “Война и мир”. В произведении мы видим несколько семей, в основе жизни которых лежат абсолютно разные нравственные принципы. Князь Василий Курагин – человек безнравственный, готовый пойти на любую подлость ради денег. Его дети руководствуются точно теми же принципами: Элен выходит замуж за Пьера Безухова ради получения части огромного наследства, Анатоль пытается сбежать с Наташей Ростовой. Совсем иная атмосфера царит у Ростовых: они наслаждаются природой, охотой, праздниками. И родители, и дети – люди добрые, отзывчивые, не способные на подлость. Князь Николай Болконский воспитывает своих детей в строгости, но эта строгость идет им во благо. Андрей и Марья Болконские – люди нравственные, настоящие патриоты, как и их отец. Мы видим, что между родителями и детьми существует тесная взаимосвязь. От мировоззрения родителей зависит мировоззрение детей.

А.Н. Островский “Гроза”. В семье Кабанихи отношения построены на страхе, жестокости, лицемерии. Ее дочь Варвара прекрасно научилась врать, чему хочет научить и Катерину. Сын Тихон вынужден во всем беспрекословно подчиняться матери. Все это приводит к ужасным последствиям: Катерина решается на самоубийство, Варвара сбегает из дома, а Тихон решает “восстать” против Кабанихи.

А. Алексин “Раздел имущества”. Верочку вырастила бабушка Анисья: она буквально поставила ребенка, перенесшего тяжелую родовую травму, на ноги. Девочка называет бабушку своей мамой, что вызывает недовольство настоящей матери. Конфликт постепенно накаляется и заканчивается судом, на котором делится имущество. Больше всего Верочку поражает то, что ее родители оказались настолько черствыми, неблагодарными людьми. Девочка тяжело переживает ситуацию, она пишет родителям записку, где определяет себя как имущество, которое должно отойти бабушке.

Сочинение-рассуждение на тему материнская любовь

Материнская любовь — особенное чувство, доступное только мамам. Особенности его проявления мы разбираем в примерах сочинений. 🙂

Первый вариант сочинения (по тексту А.Г. Алексина «Толя осени не любил. Не любил за то, что опадали листья…»)

Определение понятия

Материнская любовь – чувство, которое не знает преград, ограничений или каких-либо условностей. Оно бесконечно, сопротивляться ему – бессмысленное и глупое занятие. Мама – единственный в мире человек, который любит нас безусловно, в любой ситуации, как бы мы себя не проявляли.

А.Г. Алексин повествует о первом походе мальчика в школу, в первый класс. Толя хотел казаться взрослым и не позволял маме провожать его, но та все равно пошла за ним, следила из-за угла. Увидев ее в первый раз в толпе бесконечно идущих людей, мальчик немного разозлился. Возможно, он просто не понимал, что значило для ее материнского сердца отпустить его одного во взрослую жизнь. Но он ощутил всю теплоту ее сердца и своей любви к ней, когда открывал окно класса и увидел ее, блуждающую глазами по окнам здания школы. Так хотелось помахать ей рукой и успокоить, сказать, что у него все хорошо. Но на уроках вести себя так нельзя.

Аргумент из личного опыта

Мы не всегда понимаем собственных матерей, порой нам неведомы их чувства. Они нам кажутся глупыми, порой переходящими границы наших собственных представлений о заботе и любви. Наверное, до конца понять материнские чувства нам придется только тогда, когда появятся собственные дети.

Заключение

Материнская любовь хранит нас в течение всей жизни. Нельзя ругать маму или обижаться на нее за чрезмерную опеку. Только мама может любить нас, не требуя ничего взамен. Узы матери и ребенка разорвать невозможно. Порой мы это понимаем слишком поздно.

Второй вариант сочинения (по тексту Михаила Агеева «Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл еще с вечера приготовленный матерью конверт…»)

Определение понятия

Материнская любовь – чувство, а может, состояние души, которое невозможно погубить ничем. Как бы ребенок не вел себя, каких бы проблем не доставлял, материнская любовь только крепнет. Более того, матери больше любят тех людей, за которых приходится больше волноваться. Так уж устроено материнское сердце.

Аргумент из прочитанного текста

Справится мама и с надменным отношением к ней собственного ребенка. Михаил Агеев повествует об истории, которая произошла с гимназистом Вадичкой. Из-за того, что он забыл деньги для оплаты за учебу, мама принесла их в гимназию сама. Но мальчик так стеснялся бедно одетой матери, что и подходить к ней не хотел, а на вопросы гимназистов отвечал, что это их гувернантка. Посмотрев на нее со стороны, Вадичке стало жаль маму, но совсем ненадолго. Наверное, в тот момент он просто не задумывался о том, что мать терпит нужду и состарилась раньше времени ради его образования, ради его будущего.

Аргумент из личного опыта

Часто мы не задумываемся о том, какой ценой наши родители, наши матери воспитывают нас, добывают одежду, пищу, игрушки. Порой в стремлении обеспечить ребенку лучшее будущее матери забывают самих себя, а дети, не осознавая всю серьезность их жертвы, начинают стесняться их, отгораживаться от них.

Заключение

Материнская любовь – самое сильное в мире чувство. Оно способно преодолеть все трудности и неприятности: голод, нужду, унижения, неблагодарность. Задачей каждого ребенка должно быть обеспечение счастья и покоя своих матерей.

Третий вариант сочинения (на примере текста Ю.Я. Яковлева «Никто, как мать, не умеет так глубоко скрывать свои страдания и муки…»)

Определение понятия

Материнская любовь – глубочайшее чувство, способное преодолеть все жизненные трудности и проблемы. Часто мама жертвует собой, чтобы уберечь ребенка от нужды или голода, а когда избежать этого невозможно, то она готова принять недовольство чада, но не взвешивать на него взрослые проблемы.

Аргумент из прочитанного текста

Такая ситуация описана в тексте Ю.Я. Яковлева, который пытается донести до читателя, что иногда неправильно понимаем своих матерей, судим их незаслуженно жестко. А все потому, что не знаем и маленькой части тех страданий, которые приходится ей испытывать, глядя на единственный кусочек колбасы, лежащий на тарелке сына. Только спустя многие годы, герой рассказа понял, отчего мама так долго смотрела в окно, отчего вздрагивали ее плечи, как тяжело ей было слышать звук с укором хлопающей двери.

Аргумент из личного опыта

Мы многого не знаем о жизни собственных родителей. О том, с какими трудностями им приходится сталкиваться, какой ценой им достается наше благополучие. Понимание приходит с возрастом, когда у человека появляются собственные дети, и он, теперь уже со стороны родителя, наслаждается детской неосознанной жестокостью.

Заключение

Материнская любовь, материнское сердце – самое дорогое для каждого человека. Это то, что оберегает нас всю жизнь, придает сил и поддерживает в любой ситуации, в которой мы оказываемся.

В жизни каждого есть человек, который всегда поймёт, даст правильный совет, поможет, если у тебя случилась беда, сделает всё, лишь бы тебе было хорошо. Имя этого человека - Мама. И место матери в жизни человека особое, исключительное, потому что мама несёт в себе собственно идею Человека. Мать - это связующее звено между поколениями. Само слово «ма-ма» образуется младенцами на самой первой стадии их речевого развития, на стадии лепета. Свою нежность и любовь мать переливает в своего ребёнка, напевая ему колыбельные песенки, проводя бессонные ночи у его колыбельки. Материнская любовь… Каким же светлым и ярким является чувство, помогающее маленькому человеку встать на ноги и сформироваться как личность!

Художественная литература не может не откликнуться на такую животрепещущую проблему. Вот и современная писательница Лариса Григорьевна Матрос в рассказе «Мама» размышляет над проблемой жертвенной материнской любви. Автор рассказывает об Анне Викторовне, учительнице, которая долго мечтала о сыне. «И он родился! — восклицает писательница. - Крепким, здоровым и красивым!» Мечта героини сбылась, и сына она восприняла «как чудо, явившееся, чтобы стать ей опорой всегда и во всём». Далее идёт рассказ о трудностях, с которыми столкнулась героиня: это и забота о сохранении полной семьи, и уступки, и компромиссы, на которые она шла ради создания в доме атмосферы покоя. Лучшие помыслы и чувства Анны Викторовны принадлежали сыну, пишет автор. Такая глубокая материнская любовь не могла не принести плоды, поскольку Виктор рос ярким, усердным и талантливым. Сын и мать были очень привязаны друг к другу: они многое обсуждали вместе, делились друг с другом своими впечатлениями. Л.Г. Матрос приходит к выводу: любовь матери позволила Виктору чувствовать себя защищённым и уверенным в себе, он имел чувство собственного достоинства и был дружелюбен к окружающим.

Действительно, любовь матери, дружба и взаимопонимание с ней позволяют ребёнку сформироваться как личность и легко адаптироваться в обществе.

Ещё один писатель, который не остался равнодушен к проблеме материнской любви, был Анатолий Георгиевич Алексин. В рассказе «Прости меня, мама» мы читаем грустный мысленный диалог автора со своей матерью, которую он старался спасти от болезней, от житейских невзгод, «торопился выполнить её нечастые просьбы». Писатель с болью сожалеет о том, что не успел сказать при жизни своей маме «всё доброе, что можно сказать, и сделать…всё доброе, что можно сделать». Трогают до глубины души слова писателя о том, как невнимательны бываем мы порой к нашим матерям, а ведь они всё стремятся понять исходя из интересов своего ребёнка. «Берегите матерей!» — призывает нас, читателей, Анатолий Алексин.

Мать не может не любить своё дитя - свою плоть и кровь. И мы, дети, принимаем эту любовь и заботу о нас как должное, как вполне естественное чувство. Но ведь часто бывает и так, что ребёнок вырастает и продолжает купаться в материнской любви, не отдавая себе отчёт в том, что уже пришла пора и ему позаботиться о своей маме. Разве многого надо нашим матерям? Они ждут от нас тёплых слов, звонков по телефону, участия и понимания. Но мы в суете дней, окунувшись в свои дела и заботы, иногда забываем и об этой малости. Мама, конечно, поймёт и простит, лишь скажет участливо: «Я понимаю, как ты устал…»

Что должны сделать для наших матерей мы, их дети? Вовремя, при жизни мамы надо заботиться о ней, не стесняясь, говорить ей слова любви, не откладывать на завтра то хорошее, что можно сделать для неё сегодня!

В последнее время Хурдин часто вспоминал о Вихляевской горе, о велосипеде; и, думая о поездке к матери, загадывал починить старый велосипедишко и съездить на Вихляевскую гору. До самого дома больше не обмолвились словом. И чем ближе подъезжали, тем острее понимал Хурдин, какими долгими были эти пять лет разлуки.

Сочинение

За жизнь человеку приходится сталкиваться с большим количеством разнообразных эмоций и чувств: что-то из этого временно и скоротечно, а что-то заседает в сердце на долгий срок. Однако ни с чем и никогда не сравнятся чувства матери к своему ребенку. В своем тексте Б. Екимов предлагает нам задуматься над вечной проблемой материнской любви.

Сердцу любящего человека, тем более матери, самую глубокую рану наносит разлука. Автор знакомит читателя с историей из жизни Хурдина, вернувшегося домой после долгих пяти лет своего отсутствия, и обращает наше внимание на то, с какими эмоциями встретила его мама. Писатель делает акцент на резкости и хаотичности движений женщины, подчеркивая тем самым переполняющие её радость и одновременно обеспокоенность. В момент встречи она совсем не рассказывает о себе, только пытается выразить свое сильнейшее волнение, съедавшее её все эти годы – но из-за за слез и переполнения эмоциями получалось лишь в исступлении колотиться «легкой седой головой о сыновью грудь». Б. Екимов подводит нас к мысли о том, что пять лет разлуки с сыном явились для этой женщины бесконечным сроком, и все те переживания, которые она испытала, истязали её не только духовно, но и физически.

Любая разлука с любимым человеком сопровождается обилием моральных и физических истязаний, но один год расставания матери с сыном приравнивается к десятилетию. Б. Екимов считает, что материнское сердце является воплощением преданности, а любовь - самым сильным и всепоглощающим чувством. И чем меньше мать знает о своем чаде, чем реже она его видит - тем сильнее и глубже её переживания.

Я полностью согласна с мыслью автора и тоже считаю, что любовь матери к своему ребенку – самое всеобъемлющее, самое глубокое и сильное чувство. Неслучайно писатели и поэты всех веков воспевали его и возвеличивали в своих произведениях, и неслучайно вскоре эта тема превратилась в вечную – наравне с любовью к своему Отечеству.

Например, А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» с помощью эпизода прощания очень емко и глубоко показал любовь Авдотьи Васильевны к Петруше. Мать, узнав о том, что сын на долгое время уезжает на службу, была шокирована и подавлена этой новостью настолько, что «уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по её лицу». Плакала Авдотья Васильевна и во время прощания с сыном, сквозь слезы желая Петруше здоровья, потому как хуже этого расставания для сердца матери быть ничего не может.

Проблему материнской любви поднял также и Д.И. Фонвизин в пьесе «Недоросль». Главную героиню он описывает как глупую, лицемерную женщину, грубую и меркантильную жену, злую и жестокую помещицу, но любовь Простаковой к Митрофанушке необъятная и искренняя настолько, что способна в какой-то степени даже заслонить многие недостатки этой героини. Однако, к сожалению, Простакова настолько сильно одаривала любовью своего сына, что он пресытился этим чувством и перестал его ценить. В тот момент, когда героиня встретилась с предательством Митрофанушки, когда наконец увидела его пренебрежение и грубость – она была не просто расстроена, сложилось ощущение, что сердце ее разорвало на куски, а вместе с тем пришло осознание того, что её сын, которого она так сильно любит и лелеет, вырос плохим человеком, не способным оценить её любовь и заботу.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что сильнее любви мамы к своему чаду не может быть ничего – это самое светлое, самое сильное и искреннее чувство. Именно поэтому нам стоит беречь и любить наших матерей, несмотря ни на что – ведь в нас заключается смысл их жизни.

  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • С. Есенин - стихотворение «Письмо матери». Странни­чество лирического героя, его бесприютность, греховная жизнь противопоставлены в стихотворении миру родного дома, все­прощающей материнской любви. Лирический герой Есенина лишен душевной целостности. Он - хулиган, «московский озорной гуляка», повеса, кабацкий завсегдатай, полный «тос­ки мятежной». Внутреннее состояние его передано в стихот­ворении эпитетами «вечерний», «горький». Одновременно в душе его живет нежность, любовь к матери, грусть по родному дому. Исследователи отмечали в этом произведении развитие Есениным мотивов библейской притчи о блудном сыне. Один из таких мотивов - возращение домой из странствий. Он зву­чит в пятой, шестой, седьмой и восьмой строфах. И речь здесь идет не только о свидании с матерью, с родительским домом, но и о возвращении в прошлое, к себе самому прежнему. В родительском доме лирический герой видит свое спасение от жизненных бурь и невзгод, от тоски, неприкаянности, от несчастий, тягостных раздумий. Он вспоминает о прошлом, и это прошлое предстает как лучшая пора в жизни. Развязка дана в последней строфе. Лирический герой здесь как будто забывает о себе, о своих невзгодах, усталости, тоске. В центре строфы здесь - образ матери. Закрывается тема беспокой­ством сына о ней. Мы видим его искреннюю любовь и заботу: «Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шу­шуне».
  • А.А. Ахматова - поэма «Реквием». В 1935 году был аре­стован единственный сын Ахматовой, Лев. Вскоре освобож­денный, он еще дважды подвергался арестам, тюремному за­ключению и ссылке. Много часов провела Анна Андреевна в страшной очереди возле старой петербургской тюрьмы «Кре­сты». И когда ее спросили, сможет ли она все это описать, она ответила: «Могу». Так рождались стихотворения, вместе со­ставившие «Реквием», - поэму обо всех безвинно загублен­ных в годы сталинского произвола. Поэма раскрывает траге­дию матери, потерявшей сына. Причем Ахматова рассматри­вает этот сюжет сквозь призму мифологии, истории. Страда­ния всех матерей в поэме выражены через образ матери Христа, Богородицы, молча переносящей свое горе. Мотив материнс­кой любви, поднятой до общечеловеческого звучания, стано­вится в произведении определяющим: «Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, Атуда, где молча мать сто­яла, Так никто взглянуть и не посмел». Материнское горе ста­новится у Ахматовой символом горя общенародного и обще­человеческого.
  • В.А. Сухомлинский - статья «Рождение добра». В этой статье В.А. Сухомлинский обращается к старой легенде. Сын, подстрекаемый женой, губит свою мать, вырывает у нее серд­це. Сердце же ее продолжает беспокоиться о сыне. И тогда он горько раскаивается в содеянном и понимает, что натворил. Он уходит вместе с матерью, и они превращаются в два кургана в степи. В этой легенде автор говорито силе материнской любви, о всепрощающем сердце матери.