Выставка картин сальвадора дали в эрмитаже. В тот ли контекст поставил Эрмитаж Сальвадора Дали

До 5 февраля в Государственном Эрмитаже открыта выставка «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали», которая представляет семьдесят работ двадцати девяти каталонских художников.

Среди экспонатов не только живопись, но и произведения скульптуры и графики, созданные испанскими мастерами в период с конца XIX века до конца XX. Впервые российские зрители имеют возможность познакомиться с произведениями испанских сюрреалистов, увидеть и понять генезис одного из самых интригующих и привлекательных художественных явлений XX столетия.

Когда речь заходит об испанском сюрреализме, то говорят о сюрреализме Каталонии, в первую очередь о сюрреализме Ампурдана. В первой половине ХХ века именно Ампурдан стал главным центром сюрреалистических поисков в блестящем развитии каталонского искусства.


В этом сложном художественном явлении, которое впервые представлено на выставке в Эрмитаже, нашла своеобразное преломление древняя культура этих мест, совершенно сказочный и иногда кажущийся нереальным пейзаж, который будит творческую фантазию и накладывает на произведения художников то особое своеобразие, которые позволяет говорить о «школе Ампурдана» в истории европейского сюрреализма.

Важнейшей характеристикой ампурданской школы стала ее приверженность художественным ценностям истории европейского искусства. Выделяются два основных центра — Кадакéс и Фигерес.


«Школа Фигереса» возникла в начале ХХ века, благодаря преподавательской деятельности превосходного рисовальщика и графика Хуана Нуньеса и оказала влияние на группу молодых художников, включая самого Сальвадора Дали. Искусство этих мастеров характеризуется необычайной реалистичностью, тщательной и безупречной техникой рисунка, почти всегда графитом или углем.

Сальвадор Дали — главный представитель сюрреализма как всемирного явления, несмотря на свою всеобщую известность универсального художника, оставался не только каталонцем, но и в значительной степени жителем Ампурдана — городов Фигерес, Кадакéс и Портльигат. Его вдохновляли знакомые с детства пейзажи, друзья, художники, с которыми у него всегда оставались теплые дружеские отношения. Дали не заключает в себе всю ампурданскую живопись, а также сюрреализм Ампурдана, но только ему каким-то непостижимым образом удалось первым представить её миру и сделать знаменитой.

На третьем этаже Зимнего дворца открылась выставка «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали». Ее экспонатами стали 70 произведений разных авторов, в том числе восемь работ великого эксцентрика. Как показывает практика, они и есть главный предмет интереса большинства посетителей. Однако в Эрмитаже хотят добиться обратного, доказав, что Дали - лишь один из представителей течения, и многие его современники и земляки (Ампурдан - область Каталонии) ничуть не хуже, а может, даже более интересны.

Выставку эту ждали долго: она переносилась из одного музейного плана в другой, год за годом; за это время умерли два коллекционера, изначально планировавших предоставить свои картины для демонстрации в России, а их наследники от этой идеи отказались. Таким образом, содержание планируемой экспозиции менялось. Но и то, что получилось в итоге, для Эрмитажа значимо. Потому что своего каталонского сюрреализма и конкретно Сальвадора Дали у нас нет, да и вообще большинство художников, которые привезли сейчас кураторы, в России еще не видели.

«Здесь показаны главные представители этого направления, прежде всего - Анжел Планельс-и-Круаньяс, один из самых интересных художников-современников Дали, и Жоан Масанет-и-Жули, которому отвели отдельный зал. Другие авторы представлены одной-двумя работами. При этом очень важно, что показан Хуан Нуньес Фернандес - профессор, учитель Дали», - рассказывает один из кураторов с испанской стороны, доктор искусствоведения Юрий Савельев.

Немногочисленное наследие Нуньеса представлено черно-белой графикой (бумага, уголь), в которой он считался подлинным мастером. Его работы, помимо того, что вводят в контекст эпохи, демонстрируют посетителям выставки, какую высококлассную школу прошли его ученики - ампурданские художники того времени (Дали был далеко не единственным, кто у него занимался).

Работ Масанета - почти вдвое больше, чем Дали, и это не только картины, но и «найденные объекты», и скульптура. Притом интересно, насколько сильно различаются по манере его картины - от плоскостного изображения «Пантократор» (1929) до объемного мистического полотна «Явление Вермеера Делфтского в заливе Розес» (1935-1936), которое и вправду созвучно творчеству Сальвадора Дали, с которым он встретился в 1927 году.

Планельс - протеже Дали, с которым они дружили с 1920 года - представлен в Эрмитаже девятью работами, часть которых по стилю родственна творчеству Рене Магритта, с которым он познакомился в 1929 году. Этим же годом датировано самое ранее из представленных на выставке его произведений - «Идеальное преступление». Использованная в нем игра с пространством (девичье лицо, порезанное ножом, оказывается водной гладью) проходит сквозь все его творчество. Так, спустя почти полвека, в «Пейзаже выходного дня» (1974) зритель видит разрезанные и наскоро сколоченные гвоздями облака, зацепившееся за ветку (как мог бы зацепиться кусок ткани) небо и близкое к фотографическому черно-белое изображение девушки в темных очках.

Куратор выставки со стороны Эрмитажа Святослав Савватеев признается, что Планельс и Масанет и ему кажутся интереснее, чем Дали.

С большой вероятностью, посетители выставки тоже будут выходить с нее с подобными выводами. Но если уважаемых кураторов нельзя заподозрить в том, что они недостаточно хорошо знают творчество Сальвадора Дали, то формирование такого мнения у горожан полностью ляжет на совесть организаторов экспозиции. Ведь, строго говоря, они привезли в Петербург не самые интересные работы великого художника, и судить по ним о его творчестве некорректно. Тем более что на выставке даже не сделаны полноценные искусствоведческие описания к работам, которые могли бы стать ключом к его пониманию.

Зато уверенно будет себя чувствовать тот, кто хорошо знаком с творчеством Дали, а еще лучше - ранее побывал в знаменитом Театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе и понял характер этого человека, посетив его дом-музей в Порт-Льигате (кстати, ни одной работы на выставке нет ни оттуда, ни оттуда).

Практически все произведения, которые кураторам удалось собрать для этой экспозиции - из частных коллекций. За исключением трех работ, предоставленных Музеем Тиссена-Борнемиса в Мадриде (среди них - знаменитый «Сон, вызванный полетом пчелы около плода граната, за секунду перед пробуждением» Сальвадора Дали) и 14 работ из музеев Каталонии. Организаторы говорят, что многие музеи отказались давать им на выставку работы из своих собраний.

Что касается Дали, помимо уже названной картины, петербуржцы могут увидеть его рисунок «Отрубленная рука», пастель на черной бумаге «Изысканный труп», скульптуру «Ретроспективный женский бюст» (копия 1970 года), «Сюрреалистический объект с символическим назначением» (копия 1970 года), гравюру «Мягкие черепа и арфа с черепами», «Сан Нарсис» и скульптуру «Венера с выдвижными ящиками».

Понимание работ Дали зависит от понимания его символов - багета и муравьев на «Ретроспективном женском бюсте» как символов сексуального влечения, выдвижных ящиков на теле Венеры Милосской, как тайных мыслей и скрытого желания.

Кстати, и та, и другая работы художником тиражировались (в ограниченных количествах). Хорошо известно, что копий и подделок произведений, которые создавал Дали, - великое множество. Причем первым в ряду инициаторов пиратства был он сам, подписывая пустые листы и выпуская в разные годы множество версий прежних работ, зачастую с небольшими изменениями. Или наоборот - не подписывая какие-то свои работы из принципа. Все эти мистификации и полная свобода от общепринятых правил, - часть образа художника, который сам стал своим знаменитейшим произведением. И подходить к этой фигуре нужно совсем с другим мерилом, осмысляя его работы в контексте его собственной «жизни в искусстве».

«Дали стал узнаваемой частью массовой культуры, а сюрреализм в его исполнении - чуть ли не развлечением, - написал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в предисловии к каталогу выставки. - Это естественно - Дали был мастером саморекламы и привлекательного эпатажа. Вот только эта популярность и «доступность» отодвинули в сторону его значительность и глубину смыслов. Самое время вернуть серьезное отношение к этому художнику и напомнить, что сюрреализм - это не фокусы».

Алина Циопа, Фонтанка

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

63

В Петербурге открылась уникальная экспозиция, посвящённая каталонским художникам-сюрреалистам. Самым ярким представителем школы Ампурдана, имя которого известно всему миру, стал Сальвадор Дали. Но до него в этом направлении работали и другие живописцы, благодаря которым и состоялся гений испанского художника.

Смотрите также:

Наш корреспондент Александр Сиротин одним из первых увидел все этапы развития сюрреализма:

«Художники Ампурдана и Сальвадор Дали». С одной стороны - все живописцы так называемой «земли гениев» в Испанской Каталонии противопоставляются великому мастеру, с другой стороны - его персона на втором месте. Это, пожалуй, главная особенность этой выставки. Во всем мире подобные экспозиции можно встретить нечасто. А в России такой взгляд на истоки сюрреализма показан и вовсе впервые.

Сальвадор Дали - самая яркая, но все-таки лишь страница в истории европейского сюрреализма, говорят организаторы выставки. Основная их идея - показать этапы развития главного каталонского искусства. Экспозиция организована таким образом, что зритель, приходя сюда, оказывается сначала - как бы это ни звучало - в эпохе реализма сюрреализма. И от зала к залу продвигается к периоду расцвета жанра.

В самом начале - картины визуально очень далеки от сюра: портреты, пейзажи или просто объекты. Как и многие жанры, истоки сорреализма - в графике. Простой и понятной. Хуан Нуньес - это его автопортрет - учитель многих признанных мастеров жанра требовал от своих учеников сначала виртуозно владеть кистью, и уж только потом осваивать сложные материи. Эти уроки слушал и Сальвадор Дали. Он взял у Нуньеса многое. Обратите внимание на усы…

Алисия Виньяс Паломер, куратор выставки: «Он очень повлиял на Дали не только в манере изображения, но, также и своим имиджем. Он был очень высокий, стройный мужчина. Экстравагантный. С усами, как вы видите, как у Дали. И вся его манера поведения, не только техника художественная, отразилась потом в творчестве Дали и построении его имиджа».

Сюрреалистичные вплоть до абсурда картины каталонских художников вживую способны произвести новое впечатление даже для знатоков и любителей жанра. На репродукциях не увидеть этой мастерской игры света, любви к деталям и тонкой проработанности линий. Присмотревшись, точнее, если посмотреть внимательно, становится понятно, что сюрреализм и абсурд - явления все-таки разные. Эти работы пробуждают желание соединить между собой символы и разгадать загадку или посыл автора. Иногда их несколько, а порой ответ ближе, чем кажется. Как можно было бы себе представить картину под названием «Луна на берегу моря»? Анжел Планельс увидел так…

Алина Бунг, посетитель выставки: «На самом деле можно очень долго смотреть на эту картину. Под этим скрывается что-то глубокое, глобальное… которое, казалось бы, под поверхностью… Но оно вот, здесь, рядом. Я под такими впечатлениями - просто невероятными, на самом деле».

Долина Ампурдан наложила заметный отпечаток на творчество каталонских сюрреалистов. Скалы, море, песочная равнина и знаменитая «трамонтана» - ураганный северный ветер. В мире искусства принято считать, что это родина эксцентричных чудаков и фабрика гениев. Даже не будучи специалистом, творения мастеров «школы Ампурдан» угадываются инстинктивно. Но именно Сальвадору Дали удалось принести им мировую известность. Место сделало мастера - мастер воспел место.

Юрий Савельев, куратор выставки: «Феномен Дали произрос на культурной почве. И одна из главных задач на этой выставке - показать, что любой феномен искусства не возникает сам собой. Он имеет свои исторические корни».

Попытаться разгадать загадки каталонских сюрреалистов в Эрмитаже можно будет до 5 февраля. А так как большая часть привезенных экспонатов из частных коллекций, то с большой вероятностью можно сказать, что жителям и гостям Северной столицы выпадает редкий шанс. Вполне возможно, что многие из этих работ художников Ампурдана увидеть никогда больше и не удастся.