Красавец мужчина выставка. Выставка «Красавец-мужчина

8 апреля 2017, 21:01

Не так давно открылась выставка в Историческом музее, которая посвящена исключительно мужской моде.

«Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII - начала XX века» - таково полное название экспозиции. Отдел музея, ведающий одеждой, опять (вслед за прошлогодним «Русским народным костюмом») дорвался до выставочного пространства и предъявил народу вышитые камзолы XVIII столетия, фраки и цилиндры пушкинской поры и строгие сюртуки «серебряного века». А также всевозможные - и крайне разнообразные на самом деле - сопутствующие аксессуары.

Собственно, типов модников за это время кураторы выделили три. Ну, и мы начнем с начала - с XVIII века.

Показанные портреты - их немало - очень разные: и известные, и неизвестные персоны, и известные, и неизвестные авторы. На этом останавливаться не будем - нас в героях этой живописи будет интересовать только костюм.

«Петиметр» (фр. petit maître) - так иронически обозначали в то время светского щеголя, излишне следующего моде. Впрочем, таков оттенок и французского оригинала. Действительно, мода того времени для мужчин - не только для дам - также ориентировалась на внешние эффекты. Вышивка, кружева, яркие цвета, украшения - все это присутствовало.

Сатирический журнал «И то и сьо» (выходил в 1769 году) писал о таких модниках так: «Петиметр значит по-русски вертопрах, или такой человек, который ни о чем больше не думает, как только одеться по правилам моды… В комедиях, на балах, на Каменном острове, в Катерингофе, в Летнем саду и по Дворцовой набережной везде увидишь петиметра

«Что бы кто ни сделал и какую бы ни выкинул моду ничто-то от глаз петиметрских не скроется, он все переймет и через минуту будет иметь у себя, ибо он подражает всему без разбора

Но рассмотрим полный комплект одежды того времени (habit complet). В него входили кафтан (верхняя одежда), камзол (надевался под кафтан, укороченный камзол без рукавов стал в дальнейшем именоваться жилетом) и кюлоты. То есть короткие штаны.

«Кюлоты» должны напомнить нам по созвучию «санкюлотов» - то есть революционно настроенных представителей «третьего сословия» в Париже во время Французской революции. Действительно, простонародье, в отличие от светских модников, кюлотов в то время не носило, а носило длинные штаны. А вот дворяне - именно кюлоты, длиной как-то, что мы теперь именуем бриджами. И конечно, тут требовались чулки.
Ноги, таким образом, оказывались на виду. И требовали особого внимания. Чтобы придать стройность и объем икрам, некоторые персонажи - опять сошлюсь на российскую сатирическую прессу того времени - подкладывали под чулки «хлопчатую бумагу».

Ну, и конечно, пряжки башмаков вовсю сияли.
Впрочем, удалось заметить и вот такие удобные набойки на башмаки - весьма подходящая вещь для гололеда.

Но вернемся от ног к голове. То, что на ней носили, также имело значение. И тут я вовсе не о шляпах.

Да, именно - речь о париках. Их разновидностей было немало, и это также прописывала мода. Книжка 1767 года L’art du perruquier («Парикмахерское искусство») демонстрирует восемь основных видов париков.

Чтобы парики не мялись, для них существовали специальные футляры.

А что это за материал, из каких парик сделан волокон - даже и сказать трудно.

Парики полагалось пудрить. Для чего также были свои правила и приемы: лучшую пудру, как отмечали профессионалы, делают из пшеничной муки, помаду для парика (чтобы пудра к нему прилипала) - из топленого сала. Чтобы защитить лицо и одежду одеваемого, парикмахеры надевали на него «корне» (cornet) - свернутый особым образом лист картона.

А вот и прочие туалетные принадлежности - о «красе ногтей» тоже думали.

Флаконы для духов тоже были в то время отнюдь не только дамской принадлежностью.

В общем, сборы перед выходом в свет явно должны были занимать немало времени.

Вернемся к одежде. Вышивка была весьма частым приемом ее украшения - что особенно касалось камзолов и жилетов (один из модных молодых людей того времени - а конкретно сын знаменитого гетмана, Андрей Разумовский - умудрился потратить на жилеты около 20 тысяч рублей - что немало удивило его отца, когда тот получил счет от портного).


Вышивка же - и на шелковых бумажниках.

Причем пуговицы могли быть украшены, к примеру, пейзажами или иллюстрациями к литературным произведениям.


Не менее украшенными оказывались часы (в ту пору еще только карманные), табакерки, лорнеты, зрительные трубы.

Отметим и моду на миниатюры - внутри той же табакерки вполне мог оказаться портрет дамы сердца.

Ну, и наконец: манеры также должны были соответствовать правилам хорошего тона:

«Поклон есть знак вежливости и учтивства . (…) Для отдания при входе в покои поклона надлежит с четвертого положения, сзади привести правую ногу на четвертое же положение наперед; потом приведя левую ногу на первое положение наклонить тело и вытянув колена и взглянув прежде наклонения приятным видом на людей, которым кланяешься …»

Вы еще не запутались? А ведь все эти движения надо производить «приятным и вольным образом». Не случайно приведенная цитата - из труда «Танцевальный учитель». И позиции тут тоже танцевальные - вот и схема.

Ну что, господа, хотите в XVIII век? А ведь как бы вы эффектно выглядели. :)

Впрочем, мода через некоторое время поменяется - «как денди лондонский»

к пушкинской поре мужская мода успела претерпеть радикальные изменения - прежней словно отрубили голову вместе с Людовиком XVI. Никаких больше ярких кафтанов, тем более с вышивкой и кружевами. Никаких коротких штанов-кюлотов с чулками. Да и прочие аксессуары меняются.

Французская революция и последовавшая за ней эпоха наполеоновских войн отодвинули Париж с лидерских позиций. Теперь моду для мужчин диктовал Лондон - куда менее склонный к внешним эффектам, но уважающий солидность и респектабельность. Это одна сторона дела. А другая - извечная спортивность англичан (в понимании того времени речь идет об активном досуге), что от одежды требовало прежде всего удобства. Сочетание этих факторов, вкупе с все большим продвижением «третьего сословия» к социальному верху, и дает нам образ на первый взгляд простой и строгий.

Да, и портреты того времени свидетельствуют об исчезновении еще одного важного еще полвека назад аксессуара - а именно парика (пусть даже от собственной шевелюры остается не так много). При этом мода на мужские прически периодически меняется - что портреты той поры также позволяют проследить.

Выше - прическа «à la Titus»: такую носил, в частности, Василий Львович Пушкин (и она требовала, между прочим, особой укладки). Но временами волосы, напротив, слегка удлинялись.

Советы по части аксессуаров тоже вроде бы не позволяют разгуляться. А главным советчиком во второй половине 1820-х годов становится книжка все-таки французская - «Code de la toilette» (автор которой носит эффектное имя Оноре-Наполеон Рассон).

«У хорошо выбритого мужчины более высокие мысли, нежели у небритого» - эту фразу, со ссылкой на Стерна, автор труда по «элегантности и гигиене» выносит на обложку своего творения (отмечая уже в собственно тексте: «большинство мужчин ухаживают за подбородком каждое утро; некоторые денди бреются два раза в день «). Ну, а кураторы выставки не забывают поместить в экспозицию бритвы - вот какими пользовались в начале XIX века.

Ну, и не зря писал уже многократно упомянутый - а куда денешься? - Александр Пушкин: «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». Всевозможные аксессуары, флакончики, маникюрные наборы - все это присутствует и на мужском туалетном столике.

Мимоходом отмечу забавную штучку: вот этот флакон соединен со зрительной трубкой. Интересно, куда его брали с собой и что наливали?

Вот и еще совет от месье Рассона: «Не следует приравнивать часы к украшениям. Обилие цепей, печаток, говорит о плохом вкусе. Часы носят в левом кармане жилета. Их толщина не должна превышать толщину двух пятифранковых монет. Одни лишь женщины могут пользоваться часами в корпусах, покрытых эмалью …»

И действительно, по сравнению с часами XVIII века хронометры XIX столетия внешне куда более просты.

Что не значит - дешевы. По свидетельству одного из тогдашних мемуаристов, «приличествовало иметь часы славного парижского мастера Брегета, а эти часы были не дешевые: простейшего сорта стоили не менее 300 франков, а цена богатых часов доходила и до 3000 тогдашних рублей

Вернемся к «Code de la toilette». Об украшениях автор сообщает: «Молодым людям позволительно носить лишь одно широкое кольцо английского золота (это, между прочим, не золото, а сплав меди с цинком, ныне чаще именуемый «томпак»), а мужчинам почтенного возраста только одно кольцо с солитером ».

Меняются и зрительные приборы: «Театральный лорнет не допускает никакого другого украшения, кроме как его качество, (…) и именно тонкость стекла составляет их достоинство ».

Правда, зрительные трубки, хоть и без драгоценностей, все равно элегантны (а иногда их еще и сочетают с часами).


Строже становится и табакерка (здесь - модная в то время техника эгломизе, живопись под стеклом).

Пряжки башмаков (вспомните для сравнения изображение из первой части поста) также менее вычурны.

А вот бумажник может быть ярким (чаще всего он теперь вышит бисером). Но тут как бы предполагается, что это скорее всего подарок, лично вышитый дамой.

Вышивка, однако, может обнаружиться там, где ее на самом деле не видно - например, на подтяжках.

Что же может все-таки хоть немного оживить костюм? Легко догадаться - это жилет. Хотя уже мало похожий на прежние «камзолы», но все же.

Но это все пока мы говорим о «партикулярном» платье. С военной формой все иначе - «камуфляжа» тогда не знали, одевали солдат ярко, чтобы отличать своих и чужих на поле брани. Плюс знаки различия - тут уже по грибоедовскому Скалозубу: «в мундирах выпушки, погончики, петлички».

Но по-настоящему и военные, и штатские могли оттянуться дома. Халат - вот где не будет никаких ограничений по цвету и отделке.

Как угодно можно украшать трубки и прочие аксессуары для домашнего досуга.

А также все хозяйство охотника.

Словом, стиль одежды мужчин парадоксальным образом делится на сдержанный - публичный, и более яркий - домашний.

Но и этот публичный стиль к рубежу XIX-XX веков вновь претерпит изменения. О чем - в следующий раз.

Иногда кажется, что русские мужчины и мода — это что-то вроде скрещивающихся прямых, которые проходит в разных вселенных и никогда не пересекаются. Ложность этого стереотипа подтверждает замечательная «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII — начала XX века», которая проходит в Историческом музее в Москве с 15 марта по 28 июля 2017 г.

На выставке представлено более 600 предметов из фондов Государственного исторического музея, Государственного музея А.С. Пушкина, Государственной исторической библиотеки, Российской государственной библиотеки, а также Фонда Александра Васильева (Вильнюс). Среди экспонатов – примеры мужского платья и нижнего белья, украшения и модные аксессуары, шляпы, обувь, пуговицы, кошельки, табакерки и трубки, средства по уходу за внешностью; картины, гравюры, фотографии, карикатуры, журналы и книги. Многие из предметов продемонстрированы публике впервые.

Выставка состоит из трех разделов, посвященная каждая определенному «пику» мужской моды:
«Куртуазность», середина — вторая половина XVIII века,
«Дендизм: русские образы», первые три десятилетия XIX века,
«Декаданс», начало XX века.

Отдельная часть экспозиции посвящена работам молодых дизайнеров из Британской высшей школы дизайна (курсы «Ювелирный дизайн» и «Дизайн одежды»).

Куртуазность, середина — вторая половина XVIII века, главные модники — «петиметры», аристократы, поклонники французской моды.


Кафтан, Европа, 1770 г, и шпага придворная, Россия, первая половина XVIII в.


Парик, Европа, XVIII в.


Кафтан и шпага


Камзол, Франция, последняя четверть XVIII в., Кюлоты, Европа, конец XVIII в.


Жилет, Франция, около 1780 г., шелк, лен, вышивка


Перстни, булавки для галстука


Карманные часы, Англия, около 1830 г., «Haley & Son»


Карманные часы, Англия, 1740, часовой мастер W.Grant


Очки с двойными стеклами, Франция, середина XVIII века


Шатлены: с миниатюрами, Европа, 1740-е; Франция, 1760-ые.


Шатлены


Неизвестный художник. Портрет барона И.А. Черкасова, середина XVIII века


Туалетные принадлежности

«Петиметр ложится спать по утру, а просыпается по вечеру, сидит перед зеркалом несколько часов, и белится, румянится и налепливает мушки не выезжает из дому до тех пор, пока так не напрыскается духами, что происходящее от оных благоухание, ощутимо бывает по тем улицам, чрез которые он проскачет». «Сатирический вестник», 1790.


Флакон в форме пистолета. Западная Европа, конец XVIII в


Табакерки, Франция, Англия XVIII в

«Волокита, приобретя благосклонность обожаемого предмета, уговаривается о способе сообщать друг другу взаимные свои чувствования С этих пор, когда волокита и его возлюбленная сойдутся вместе, то потчуют друг друга табаком и друг у друга его понюхивают. Во время этого нюханья волокита, спрятав искусным образом между пальцами заранее заготовленную записку, кладет ее проворно в табак своей красавицы, а иначе, если он находит в том какое неудобство, то подносит красавцице свою табакерку и потчует табаком, положив в середину ее свернутую записку, которую она, ощупав пальцами, достает и осторожно прячет в платок или в карман». «Смешная переписка моды с непостоянством и нынешних нарядов со старинными»


Табакерки, середина XVIII в

«Дендизм», первые три десятилетия XIX века, русские денди — дворяне, сдерживаемые достаточно жесткой регламентацией костюма.


Фрак, Европа, ок, 1815 г., шерсть, шелк. Круглая шляпа, США, первая половина XIX в. «Peek & Co», фетр


Трость с набалдашником в форме головы собаки, Западная Европа, первая половина XIX в., зебрано, янтарь.


Жилеты: Франция, 1820-ые, шелк, пуговицы из стекла, США, 1810-ые, хлопковая ткань с набивным рисунком. Носовой платок, Россия, сер. XIX в., батист, вышивка


Жилет Франция, 1820-ые, шелк, пуговицы из стекла


Фрак, Европа, ок 1830 г., шерсть, шелк, Круглая шляпа, 1820 г. «Henry Heath Ltd», велюр, кожа, муар, сукно


Складные бритвы, ручки из рога, Франция, Англия


Флаконы


Средства для ухода

«Без всякого сомнения, час посвящаемый уборному столику, самый покойный и течет быстрее. Время то исполнено маленьких наслаждений, в которых не отдают себе отчету. Кто не чувствует искреннейшего удовольствия занимаясь собой. Иметь камердинера большая ошибка: он лишает вас тысячи удовольствий». «Правила светского обхождения о вежливости», 1829 г.


Набор печатей по дням недели. Россия, Тула, первая половина XIX века, сталь


Карикатура на моду начала XIX века. Германия, 1803 г.


Ермолка, Россия, 1920-1830-ые, бисер, шелк, вязание


Курительная трубка, слева: Франция, самоцветы, справа, первая половина 19 века: Россия или Германия, бисер, 1830-1840-ые


Фрак, Европа, около 1850-го., шерсть, шелк



Жилет, Франция, 1830-ые, шелк

Декаданс, начало XX века, утонченные «кокеты», ярые спортсмены


Шатлены декоративные, Россия, 1893 г.


Комплект запонок, Европа, 1900-1910 гг.


Запонки для манжет, конец XIX — начало XX вв.


Фрак и цилиндр

«Существует три случая, когда цилиндр обязателен для светского человека, а именно: 1) визиты, делаемые в cut-away (в жакете), 2) верховая езда в черном жакете, 3) похороны, garden party, прогулка и официальные заседания. Ношенье цилиндра при пиджачном костюме является такою же несообразностью, как верховая езда с дамой — в мягком кэпи, или котелок при выходном костюме». Джентльмен. Настольная книга изящного мужчины, 1913

Галина Цветаева отзывы: 251 оценок: 253 рейтинг: 322

По понедельникам почти все музеи закрыты. А у меня два часа свободного времени. Я была в центре, вспомнила про выставочный зал Исторического музея, он без всяких объявлений оказался закрытым. Повернувшись, увидела афишу на музее "Война 1812 года" выставки "Красавец-мужчина", решила посетить эту выставку. Жаль, не было экскурсии. Но, и так достаточно интересно было. Экспозиция разбита на три части: петиметры,денди,декаденс. Много поясняющей информации. все экспонаты хорошо освещены, ко всем можно подойти и внимательно рассмотреть. Первый отдел: петиметры. Не только представлены предметы одежды из фонда Александра Васильева (Вильнюс), но наглядно показано на портретах, как выглядели мужчины времени петиметра. Удивительно, что мужчины были не очень крупными, судя по костюмам. А уж разных украшалок у них было-море. Можно только удивляться количеству. Следующий раздел-денди. Сразу вспомнилось Пушкинское: "Как dendy лондонский одет- и, наконец, увидел свет". Сразу представляешь светскую жизнь, балы, клубы, приемы-праздную жизнь молодого повесы. Сколько разных флакончиков, приборов, набалдашников для трости с секретами, в которых хранились ножечки, пилочки, и прочее прочее. Потом декаденс с своей утонченностью, изысканностью. Какой прекрасной сохранности цилиндры, шляпы, нижнее белье. Трудно представить, как это сохранилось. Великолепные вещи для гольфа, заниматься спортом были модно.
Очень понравились вещи Британской школы дизайна. Какие талантливые у нас дизайнеры. Вещи созданные ими бесподобны, сочетают в себе эпатаж и практичность. Их можно и нужно носить, внедрять в массовое производство. Яркие цвета украшают жизнь, улучшают настроение. Как здорово, что хотя бы единицы носят это.
Выставка интересна всем, кому не безразлична мода, ее развитие, кому хочется взглянуть по-новому на старые вещи и найти что-то для себя в новых вещах.
Два часа пролетели незаметно, потому что было интересно. Спасибо организаторам за увлекательную подачу материала и мое восхищение дизайнерам Британской школы дизайна.

Надежда Николаева отзывы: 21 оценок: 21 рейтинг: 4

Посетили выставку в Государственном Историческом Музее- "Красавец-мужчина.Русский модник середины XVIII- начала ХХ века". Это первый крупный проект в России,всецело посвященный истории мужской моды. На выставке представлено более 600 предметов.Среди экспонатов- примеры мужского платья и нижнего белья, есть современные костюмы, украшения и модные аксессуары, средства по уходу внешностью, картины, гравюры, фотографии, карикатуры, журналы и книги. Все мужские платья сшиты из натуральных тканей: сукно, шерсть, парча, шелк, атлас.Костюмы шикарные! А пряжки к туфлям- шедевр! А табакерки, а расшитые жилеты, кафтаны-камзолы, кошельки и бумажники- всё это настоящее произведение искусства. Какие были мастерицы и мастера! Вот как одевались наши русские модники! В романе "Евгений Онегин" Александр Сергеевич Пушкин пишет про новейших русских: " ... Лихая мода, наш тиран, недуг новейших россиян!" Подумать только двести лет тому назад- были новейшие россияне, с непобедимым пристрастием к моде. Мода распространяется не только на одежду, обувь. Всё внешнее -есть мода,это модные писатели, художники, поэты и т.д Отстать от моды, для многих значит отстать от жизни. Так было во времена Пушкина, так есть и в наши времена.
Интересных вещей,для рассмотрения очень много, рекомендую и лучше с экскурсоводом, другое восприятие, экспонаты оживают.

Maya Sugakova отзывы: 27 оценок: 27 рейтинг: 15

Анализ страстей.
"Фандорин оделся неприметным англичанином: черный котелок, черный пиджак, черные брюки, черный галстук. В Москве его, пожалуй, приняли бы за гробовщика, но в Лондоне он, надо полагать, сойдет за невидимку". Борис Акунин «Азазель»
На Красной площади в Историческом музее проходит выставка «Красавец мужчинаю Русский модник серединв 18 начала 20 века». Выставка НЕ напичкана старинными предметами и оружием, она лаконична и слегка холодна, в трех огромных комнатах выставочного зала скоромная подсветка, ведь сказано известным писателем, что «благородный муж помнит: достоинство не в том, что с тобой происходит, а в том, как ты себя ведёшь!» . На выставке три комнаты где собраны знаки отличия одежды и аксессуаров, когда было модно что-то французское, а потом что-то английское, а затем мода объединилась со всеми заграничными повадками и стала иной. Прекрасно, что на выставке я не нашла надписей «заезженных» фраз о том, что в человеке все должно быть прекрасно, про то, что красота спасет мир и др. стандартные известные фразы. В надписях над старинными предметами можно прочитать другие интересные отрывки и цитаты из первоисточников того времени. Узнала для себя новое, но уже устаревшее для нас слово «пятиметры», что значит молодые светские щеголи, франты, подражающие всему французскому. «Здесь было любимое место московских франтов ― пятиметров, как называла их тогдашняя сатирическая литература». Э. Радзинский, «Княжна Тараканова».Офицерский мундир, ювелирные украшения, умение несколькими способами завязывать галстук,вовремя смотреть в лорнет, правильно пудрить парик, надевать шляпу, в том числе соломенную, которая должна быть ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с черной лентой, манерно нюхать табак, доставая изящную табакерку, чихать на карикатуры тех времен, в которых высмеивалась мода и модники,уметь танцевать танго и быть спортсменом – все это признаки времени декаданса, дендизма и куртуазности. Несколько предметов показались мне чрезвычайно громоздкими, а некоторые за стеклом показались слегка утлыми и тщедушными, такие уж габариты были у красавцев того времени. Связь пятиметров и современности - несколько экспонатов Британской школы, и они настолько во всем хорошИ, что диву даешься талантам земли русской на чужбине. После выставки, около выхода,лежит книга отзывов, в которой гости записывают свои впечатления, прошу вас, оставьте время на то, чтобы ее полистать, поверьте, она не менее интересна своими деталями, чем выставка, которая продлится до конца июля.

Крупный выставочный проект Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства «Красавец мужчина. Русский модник на театре» посвящен феномену мужского щегольства в России, знаменитым модникам русской литературы и театра, образам денди и щеголей на театральной сцене конца XVIII - начала XX века. Этот проект унаследовал тему, название и часть экспонатов у выставки Государственного исторического музея, которая блестяще прошла в Москве в 2017 году. Однако, новая кураторская концепция диктует существенные отличия в предметном ряде экспозиции: Музей театрального и музыкального искусства исследует не столько мужскую повседневную моду, сколько ее отражение на сцене, ее влияние на театральный язык разных эпох от карикатур на модников-дамских угодников до возникновения и развития амплуа героя-любовника.
Веяния любого времени особенно ярко и отчетливо проявляются на театральной сцене: литературные вкусы и манера выражаться, злободневные события и модные тенденции обретают в театре броскую форму, показаны укрупненно, словно под увеличительным стеклом. Театральные «изводы» мужской моды разных стилей и эпох позволяют обнаружить со всей наглядностью, как на протяжении конца XVIII - начала XX веков менялись общественные представления об идеальном мужчине - красавце, герое войны или герое-любовнике. На этой задаче и фокусируется выставка Музея театрального и музыкального искусства «Красавец мужчина. Русский модник на театре». Петербургский проект, не повторяя экспозиции Государственного исторического музея, пишет новую главу увлекательной истории, представляет собой своего рода сиквел московской выставки-блокбастера.
В петербургской серии проекта «Красавец мужчина» прослеживаются три сюжетные линии. Одна из них связана с историей вещей, бытовых мелочей в эпохи Фонвизина, Пушкина, Островского или Чехова. Вместе с кафтанами, камзолами, парадными фраками и прочими элементами мужского гардероба специального внимания удостоятся трости и пороховницы, печатки и пряжки, наусники и мужские корсеты, приспособления для чистки ногтей и ушей, пудреницы, мушечницы и бальные записные книжки - столь необходимые каждому моднику вещицы, которые ныне смотрятся диковинной экзотикой. Многообразным курительным принадлежностям, очкам и лорнетам, карманным часам XVIII-XX веков посвящены отдельные эпизоды-камео.
Мемориальный сюжет выставки - естественное продолжение «истории мужских мелочей». Портрет П. Я. Чаадаева, жилет А. С. Пушкина, феска М. И. Глинки, трость А. Н. Островского, пенсне А. К. Глазунова, перстень В. В. Самойлова или табакерка Ф. И. Шаляпина играют ведущие роли в выставке-спектакле, становятся рассказчиками целых историй о своих знаменитых обладателях и их отношении к моде.
Вещи знаменитых актеров - предмет особого кураторского интереса. Вплоть до конца XIX века артисты часто выходили на сцену в собственной одежде, их модные аксессуары становились элементами театрального образа - возвышенного ли, трагического или комедийно-карикатурного. Личные принадлежности В. В. Самойлова, К. А. Варламова, Н. Н. Фигнера, Ф. И. Стравинского, Ф. И. Шаляпина соседствуют с их сценическими костюмами, портретами и фотографиями, создающими эталонные образы «красавца мужчины». Театральный сюжет выставки был бы неполон без литературных героев: от Онегина и Чацкого до Антропки из «Модной лавки» И. А. Крылова. Их воплощения на сценах петербургских театров на протяжении целого века внимательно исследованы и отражены в экспозиции.
Прологом к исторической части экспозиции станет театральный «черный кабинет» с галереей портретов современных «красавцев мужчин». Фотографии знаменитых актеров и режиссеров XX - начала XXI веков, законодателей вкуса и кумиров широкой публики - от Г. А. Товстоногова, В. И. Стржельчика, И. О. Горбачева до Ф. С. Рузиматова и Д. В. Козловского - будут размещены в ряд, как в фойе настоящего театра. Снимки, сделанные блестящими мастерами Валерием Плотниковым, Валентином Барановским, Юрием Белинским и другими фотографами дадут точку опоры зрителю, отправляющемуся в путь по стилям и эпохам мужской моды, словно бы намекая: «Все течет, но ничего не меняется».
В проекте «Красавец мужчина. Русский модник на театре» принимают участие ГМЗ «Петергоф», Государственный музей А. С. Пушкина (Москва), Всероссийский музей А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская театральная библиотека, Российская национальная библиотека Александринский театр, музей Большого драматического театра, музей театра им. Ленсовета, музей театра-фестиваля «Балтийский дом», журналы «Собака.ru» и «Караван историй». Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства представит на выставке хранящиеся в фондах редкие костюмы из гардероба императорских театров, эскизы декораций и костюмов, афиш, театральных программок и фотографий разного времени, предметы ювелирного искусства. Многие экспонаты выставки будут продемонстрированы публике впервые.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».