Метроном что делает. Метроном для гитариста — нужная вещь в арсенале музыканта

Переоценить значение темпа в музыке невозможно, именно он придает определенный характер и настроение музыкальному произведению. Умение чувствовать темп и строго следовать ему очень важно для музыканта, и если это умение пока не сформировано или требуется ювелирная точность скорости исполнения, на помощь приходит метроном. Какие метрономы бывают и зачем их приобретать? Давайте разбираться.

В настоящее время существует огромное количество различных моделей метрономов, но все их можно разделить на два типа: механические и электронные.

Механические метрономы

Механический метроном Мельцеля в классическом исполнении представляет собой пирамидальный деревянный корпус с маятником. На самом деле, вариантов корпуса можно найти великое множество – от пластика до металла, если говорить о материале, и от овала до фигурок животных, если смотреть на форму.

В основе работы метронома лежит пружинный механизм, приводимый в действие вращением заводной головки. Такой метроном практически вечен и не требует дополнительных вложений в виде батареек. На лицевой стороне метронома расположены маятник и шкала. На маятник устанавливается передвижной грузик в соответствие с определенным делением шкалы. Чем выше расположен грузик, тем ниже частота колебания маятника, а значит ниже темп, и наоборот.


Почти все механические метрономы воспроизводят все классические виды темпа, начиная от grave (очень медленно - 40 ударов в минуту) и заканчивая prestissimo (очень быстро - 208 ударов в минуту). Иногда можно встретить у метрономов специальный колокольчик, который звенит на сильную долю.

Механические метрономы наглядны в работе, просты в обращении, и могут украсить любое помещение. Особой популярностью механический метроном пользуется у музыкантов, исполняющих классическую музыку.

При покупке механического метронома проверьте его работу, поставив на ровную поверхность. На сегодняшний день лидером по производству механических метрономов является немецкая компания WITTNER, но и среди китайских моделей можно найти хороший качественный метроном.

Электронные метрономы

Как бы стильно не выглядели механические метрономы, всё большую популярность приобретают их электронные собратья, ибо имеют ряд преимуществ. Преимущества электронных метрономов:

  • Размер . Обычно электронный метроном представляет собой небольшую пластиковую коробочку с дисплеем и множеством кнопок. Такой метроном не займет много места, его удобно брать с собой в дорогу и на репетицию.

    Диапазон темпов . У электронных метрономов он более широкий: от 30 до 280 ударов в минуту.

    Мультифункциональность . Набор функций у электронных метрономов гораздо больший. Например, в некоторых моделях можно настраивать звуки воспроизводимых ударов (стук, писк, щелчок).

    Разнообразные ритмические рисунки , которые можно идеально подобрать под исполняемое музыкальное произведение. Некоторые метрономы позволяют создавать собственные ритмические рисунки, сохранять их, зацикливать и воспроизводить в течение необходимого времени.

    Дополнительные функции , например, тюнер, камертон, рекордер, секундомер или таймер.

  • Дисплей и подсветка . Для репетиций в затемненном помещении или даже на концерте подсветка может здорово выручить, не говоря уже о дисплее, на котором отображается вся необходимая информация.

Электронные метрономы пользуются популярностью у гитаристов, барабанщиков и других музыкантов, исполняющих музыку различных стилей, хотя и исполнители классической музыки по достоинству смогут оценить компактность и многофункциональность этих устройств. Музыкантам, играющим на духовых инструментах, наверняка придется по душе выносной микрофон в виде прищепки, которая крепится на раструб инструмента.

Метрономы для барабанщиков

Особое внимание стоит уделить электронным метрономам для барабанщиков, которые приобретают особое значение, если учитывать, что в группе именно барабанщик задает темп. Механические метрономы совсем не подойдут барабанщикам, так как степень их точности напрямую зависит от ровности поверхности, на которой он стоит и отсутствия вибраций. Да и функционал требуется посерьезней.

Основные требования для таких метрономов:

    возможность воспроизведения сложных ритмических рисунков (для рук и для ног),

    наличие выхода для подключения наушников,

    выходы для подключения гитары, электронного пэда или футсвича.

Обычно такие метрономы имеют много различных специфических функций, таких как запись пресетов, возможность переключения между ними и так далее.

Как же ударнику не растеряться при взгляде на широчайший ассортимент метрономов и выбрать правильное устройство? Для начала следует определиться нужен ли вам простой метроном, который хорошо слышен в наушниках и не может похвастать богатством функций, или вам нужно сложное устройство, в котором необходимо программировать смену темпа во времени, работать с различными ритмическими паттернами, соединять метроном с пэдом, подключить футсвич для включения метронома ногой и так далее.

Кстати говоря, барабанщику не обязательно покупать метроном, ибо существует множество электронных приложений, который превратят ваш гаджет в метроном с теми же функциями.

    Такие электронные приложения имеют ряд недостатков:

    Такой метроном нельзя запустить с помощью фудсвича

    Нельзя подключить триггер

    Может сесть батарея на гаджете в самый неподходящий момент

    Не всегда удобно пользоваться таким метрономом.

Таким образом, если вы ударник, то для домашнего использования метрономы в виде приложений вполне подходят, а вот для концертов и репетиций стоит всё же выбрать отдельное устройство.

Начинающим барабанщикам для выработки чувства ритма могут пригодиться пэды с уже встроенным метрономом или ритм-машины с дополнительными функциональными возможностями.

Итак, метроном - это именно то устройство, которое может помочь не только определить темп, но и наиболее точно организовать музыку во времени.

Известно, что для гармоничного музыкального звучания требуется две основные составляющие: звук и ритм. Без этого любые издаваемые звуки на всех инструментах будут совершенно неприятными на слух: приблизительно так звучит оркестр, когда перед началом исполнения, музыканты настраивают свои инструменты.

Каждый, кто хоть немного изучал музыкальную грамоту, знает, что ноты своим расположением на нотном стане обозначают высоту, а изображением – длительность звучания. Ритм задается в самом начале произведения, и далее оно делится на соответствующей длительности такты, как стихи на строфы. Для обозначения пауз также используются соответствующие знаки, но отсчет всегда ведется в пределах указанного размера.

Музыка не сразу стала записываться нотами. В современном виде нотная грамота сложилась приблизительно в XVII веке. Это было время расцвета музыкального искусства и появления знаменитых композиторов, написавших произведения, которые по сей день вызывают невероятные эмоции у слушателей. Но чтобы сочинять, а тем более исполнять музыку, необходимо обладать очень точным чувством ритма. Поэтому изобретение метронома оставалось делом времени, и очень скоро его придумали, взяв за основу часовой механизм. Этот прибор позволял отсчитывать ритм в любом темпе.

Что представляет собой классический механический метроном

Метроном в классическом виде представляет собой деревянный пирамидальный корпус с открытой передней частью, на которой изображена шкала. Механизм – пружинный, как в часах. Маятник имеет передвижной грузик, который устанавливается на требуемое отделение шкалы. Чем выше грузик, тем ниже частота колебаний. В нотах музыкальных произведений можно встретить обозначения типа «обозначение ноты» = 100 ММ. Это означает, что заданный темп – сто восьмых в минуту, а «ММ» - метроном Мельцеля, где присутствует соответствующее деление.

Метроном – это индивидуальный прибор. Чаще всего он используется для выработки чувства ритма во время музыкальных упражнений начинающими музыкантами, но и опытные музыканты не пренебрегают занятиями с ним. Аналогами метронома во время выступлений можно считать барабан в оркестре, капельмейстера в хоре, дирижера и барабанщика в группе. Но все это люди, а не механизмы, поэтому могут ошибаться, пусть и на самую малость.

Так кто же придумал метроном?

Считается, что изобретателем метронома является Иоганн Непомук Мельцель – немецкий пианист и механик. Некоторые утверждают, что метроном якобы был изобретен для теряющего в то время слух Бетховена. На самом деле все было несколько иначе. Мельцель действительно был очень дружен с Бетховеном, но изготовил для него не метроном, а специальную слуховую трубку. А еще он придумал механический орган – пангармоникон. По сути – прародитель современных синтезаторов, поскольку он умел имитировать звуки почти всех оркестровых инструментов, но действовал с помощью воздушных мехов. Этот инструмент произвел такой фурор, что многие известные композиторы написали для него произведения. Бетховен, к примеру, специально написал произведение «Битва Веллингтона при Виттории» для пангармоникона.

Что же касается метронома, то патент на него знаменитый механик получил в 1816 году. Считается, что он проработал и внес коррективы в идею Штекеля, изобретшего музыкальный хронометр. Но вот другие источники утверждают, что Мельцель попросту «украл» идею у своего незадачливого соперника – Дитриха Николауса Венкеля, не поторопившегося запатентовать свое изобретение.

Винкель тогда жил в Амстердаме и занимался экспериментами с маятниками. Это было время, повального увлечения часами и часовыми механизмами. А созданием метронома для музыкантов были озадачены многие механики, негласно соревнующиеся за пальму первенства в изобретении.

Однажды механик поставил два веса на привод маятника – фиксированный и выдвижной, на противоположных сторонах оси и обнаружил, что он отлично держит темп даже для медленных классических произведений, которые в те времена составляли основу европейской классической музыки. Он сделал первую действующую модель,и таким образом, заслужил пальму первенства. Но, не озаботившись вопросом официального оформления своей идеи патентом, и будучи очень скромным человеком, так и остался практически в безвестности. Потом Винкель зачем-то продемонстрировал свою находку конкуренту Мельцелю, а тот не преминул воспользоваться интересным принципом для собственной разработки. Изобретение с тех пор приписывают именно ему, и даже нарекли прибор «метрономом Мельцеля». Хотя, правда также и в том, что именно он довел этот прибор до совершенного вида.

Производство метрономов

Поскольку прибор был достаточно дорогим, пользовались им поначалу немногие, поэтому массовое производство было налажено не сразу. Но время все расставляет на свои места. В 1895 году некий Густав Виттнер занялся производством механических метрономов, основав небольшое предприятие, которое уже при его сыне Рудольфе приобрело статус промышленного. Первые модели назывались по имени изобретателя «MAELZEL». Позже компания начала производить метрономы «TAKTELL», которые оказались такими совершенными и качественными, что их наименование почти полностью вытеснило название «метроном», став нарицательным. На сегодня компания WITTNER – самый знаменитый мировой производитель метрономов.

Механические метрономы использовались очень долго, до тех самых пор, пока их не потеснили электронные приборы. И, хотя механика навсегда останется классикой, современные компактные приборы настолько удобны, что их можно запросто положить в футляр для любого инструмента. Кроме того, метрономы обычно сочетаются с камертонами и тюнерами в одном приборе для настройки конкретных инструментов. Даже больше: при отсчете ритма они могут издавать несколько разновидностей звуков – например не только стучать, но также щелкать и пищать. Самый сложный электронный метроном разработан для барабанщиков. Ведь барабанщики играют всеми 4 конечностями, поэтому для каждой из них необходимо отсчитывать собственный ритм. Такой метроном позволяет не только задавать ритм для каждой конечности, но и запоминает ритмы различных композиций.

Метроном является важным прибором для занятий на гитаре. Особенно он полезен для начинающих. Но, как любой прибор, он имеет определенные правила использования. Для правильных занятий с метрономом нужно знать, как им пользоваться грамотно.

Сейчас Интернет полон призывов обязательно заниматься под метроном - потому что это нужно, важно и очень полезно. Более того, некоторые «эксперты» заявляют, что игра под метроном - это самое главное условие правильных занятий. Но так ли это и всегда ли так нужно заниматься?

Давайте разберемся.

Метроном - друг или враг?

Сразу хотим сказать, что в этой небольшой статье мы лишь обозначим некоторые моменты правильного понимания назначения метронома, как прибора, помогающего развить свой ритмический слух и чувство метроритма. Мы написали этот материал для того чтобы вы могли задуматься об этих проблемах, а не слепо следовали советам некоторых недобросовестных и непрофессиональных «гуру» от музыки.

В Национальной академии гитары мы развиваем ритмический слух и понимание законов метроритма другими способами. Но если вы хотите использовать в своих занятиях метроном, то хотя бы используйте его правильно! А для этого надо понимать некоторые законы музыки и музыкального исполнительства. Вот об этом-то мы и поговорим.

Начнем с того, что далеко не всякая музыка идеально метроритмична. Да, есть очень много жестко и четко ритмичной музыки:

  • Во-первых, это вся танцевальная музыка - марши, вальсы, польки, танго, полонезы, фанданго, фокстрот, брейк-данс и пр. и пр.
  • Во-вторых, это почти вся рок и поп-музыка, которая тоже относится к строго ритмичной музыке, где задается четкий постоянный метроритм, а биение сильных и слабых долей жестко контролируется ритм-секцией.

Но к счастью, есть и другие жанры и стили музыки. Это многие жанры нетанцевальной музыки - вокальной и инструментальной.

Если вы начнете отщелкивать нежный ноктюрн или задумчивую балладу абсолютно метрономично, как автомат, то получится форменное недоразумение. Эта музыка должна быть свободной, её дыхание не укладывается в ровное и бездушное отстукивание долей такта метрономом. В ней не только допустимы, но и необходимы небольшие колебания метроритма.

Абсолютно метрономичное исполнение музыки бездушно и мертво!

Хорошо бы помнить, что в музыке есть целый раздел, называемый агогика .

Аго́гика (от др. греч. ἀγωγή - увод, унесение) в музыкальном исполнительском искусстве - небольшие отклонения (замедления/ускорения) темпа и метра, подчинённые целям художественной выразительности .

Смотрите, сколько различных терминов описывают нюансы изменения темпоритма в музыке:

  • accelerando (ускоряя);
  • stringendo (стремительнее);
  • stretto (сжимая, сокращая);
  • ritenuto (замедляя);
  • ritardando (задерживая);
  • rallentando (замедляя, задерживая);
  • allargando (расширяя)…

И это далеко не все обозначения тончайших нюансов агогики.

Если вы будете играть совершенно метрономично музыку от начала до конца, то как тогда быть с агогическими оттенками? А ведь агогика, наряду с динамикой, артикуляцией, коллористикой, является одним из самых мощных выразительных средств в музыке! Если умело ей пользоваться. И если отказаться от агогики, играя музыку, как музыкальный автомат, то вы потеряете очень серьезный рычаг художественной выразительности.

Запомните: ни один серьезный и здравомыслящий музыкант, будь то пианист, дирижер или скрипач, никогда постоянно не занимался с метрономом! Музыканты используют его лишь для настройки на правильный темп в музыке и проверки точности исполнения каких-либо сложных ритмических формул, чтобы не сбиться в них с правильного метроритма.

Примитивно-ровное метрическое исполнение душит и выхолащивает музыку!

Прислушайтесь к игре самых выдающихся музыкантов. Вы, несомненно, почувствуете, что под их пальцами каждое произведение имеет свое особое дыхание ритма, метра и темпа! Они не играют тупо-примитивно-метрономично.

Проверить это очень просто. Попробуете подобрать частоту ударов метронома в такт исполнению, например, симфонического оркестра. Мы с уверенностью можем сказать, что вы сможете заставить ваш метроном отстукивать метр вместе с оркестром всего несколько тактов. Дальше метроном и оркестр обязательно разойдутся. Почему?

Неужели профессионалы экстра-класса, которые всю свою жизнь посвятили музыке и музицированию в огромном симфоническом оркестре, не обладают сверхразвитым чувством ритма? Нет, конечно!

Просто они понимают ритм гораздо шире и глубже, чем исполнение под равномерное механическое тиканье метронома. А ведь оркестру-то как раз гораздо легче играть метроритмически равномерно.

Но ведь играют в сложно-переменном метроритме даже там, где на протяжении многих и многих тактов не меняется размер музыки. И не потому, что у дирижера и оркестра нарушено чувство ритма. А потому, что исполнение содержательной и глубокой музыки подчинено более сложным метроритмическим законам. Здесь абсолютная метрономичность будет врагом, убивающим суть и душу Музыки.

А игра нашего гениального балалаечника Алексея Архиповского? Послушайте его «Прелесть». Попробуйте начать отстукивать ногой в такт его игре. Вы сразу почувствуете, что он играет ритмически очень сложно. Темп его игры постоянно изменяется. Но какая при этом потрясающая выразительность и одухотворенность исполнения. И ведь никто еще не поставил в вину Мэтру неметрономичность его игры! Даже всемирно известный Томми Эммануэль искренне восхищается искусством Архиповского.

Можете послушать игру выдающихся скрипачей, пианистов, виолончелистов - вы увидите ту же картину.

Разве в их музыке нет метра, ритма, сильных долей? Все это есть, конечно! Но все это подчинено музыкальной выразительности, художественному образу.

Не музыка должна быть подчинена ритму, а ритм - музыке!

Как вы думаете, они умеют играть абсолютно ритмично? Можете не сомневаться - прекрасно умеют! Играть ритмично - гораздо проще, чем уметь заставить метроритм служить образности игры. Правильно использовать метроритм для создания художественного образа - это очень непростое искусство, которым владеет в совершенстве далеко не каждый музыкант. И этому, действительно, нужно учиться!

Кроме того, если все будут играть абсолютно ритмично, зачем тогда вообще нужен человек? Вы что, серьезно считаете, что музыкант - это некий рудимент музыкального искусства и он уже не нужен? Ведь если загнать ноты в любой музыкальный редактор, он сыграет музыку абсолютно ритмично, ровно и правильно.

Вот только слушать такое исполнение скучно и как-то не хочется!

Ну хорошо, давайте обратимся к другому примеру - к стихам. Тут тоже есть размер и метроритм: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий... Но послушайте, как читают стихи самые выдающиеся актеры. Ровно-одинаковой метрономичностью там и не пахнет! Это только бездарные чтецы, дилетанты, да школьники декламируют стихи ровно и бездушно. У мастеров же метроритм тончайшим образом подчинен образности и художественному замыслу. А ведь законы поэзии и музыки очень близки. Именно поэтому они легко слились в самом популярном музыкальном жанре - песне.

Помните: метроном может быть другом, а может - врагом, который убьет вашу музыку, превратив её в бездушное чередование сильных и слабых долей.

Так как же использовать метроном, чтобы не навредить музыке?

Правило 1: Метроном в занятиях использовать можно и нужно. Но только периодически, чередуя игру с ним и без него.

Нельзя постоянно заниматься под метроном, если вы не хотите засушить себя как музыканта и превратиться в музыкальный автомат, который не думая дергает в нужный момент нужную струну или нажимает нужную клавишу.

Метроном является проверочным прибором вашего чувства ритма, но не должен заменять его. Если Вы начинаете играть пьесу в одном темпе, а заканчиваете в другом и при этом не замечаете этого - это плохо! Вот здесь метроном поможет отследить возникающие отклонения и понять ваши взаимоотношения с метроритмом.

Нужно помнить, что есть люди разного психологического склада. Например:

  • Холерики часто постепенно ускоряют темп игры, начиная играть произведение в одном темпе, а заканчивая его в более быстром
  • Флегматики же, наоборот, склонны постепенно замедлять темп своей игры к концу пьесы

Вы должны выяснить свою особенность ощущения темпа и метра и уметь контролировать процесс игры, сдерживая или подгоняя себя.

Но метроном не должен быть костылем, от которого вы боитесь оторваться!

Вот, собственно, и все правила грамотной работы с метрономом.

У каждого из нас есть врожденное естественное чувство ритма, его надо правильно развивать, а не подменять метрономом. Поэтому используйте работу с метрономо грамотно - себе на пользу.

Если же вы хотите превратиться в музыкальный автомат, отрубив музыке её прекрасные крылья в "прокрустовом ложе" механистичности и бездушной метроритмической однообразности исполнения - продолжайте заниматься под метроном, и как можно больше!

Я же все-таки, желаю вам стать настоящими тонкими, глубокими и содержательными музыкантами, способными передавать своей музыкой самые сильные чувства и тончайшие движения души! Поэтому думайте, слушайте, учитесь, наблюдайте, сравнивайте и берите на вооружение только лучшее. И не слушайте расхожих советов "доброхотов" от музыки!

Вячеслав Шувалов

Конечно, чувтво ритма - одно из базовых качеств хорошего исполнителя-гитариста, но не единственное. Ему нужны и хорошая гитара - не обязательно дорогая, но обязательно помогающая гитаристу, а не мешающая ему. Найти такую гитару можно даже среди недорогих инструментов, главное - знать, .

Любой гитарный учитель, любой именитый гитарист скажет вам, что метроном - важнейший аксессуар для тех, кто серьезно решил заниматься гитарой. На данной странице вы найдете ответы на самые популярные вопросы, связанные с использованием данного приспособления:

  • Зачем нужен метроном и как он работает?
  • Какие виды приборов существуют сегодня?
  • Какой метроном лучше купить для домашних занятий?
  • Как играть под метроном на гитаре?

Итак, метроном - это электронный или механический прибор, который отмеряет равные временные промежутки и отмечает каждый из них отстукиванием. Основное его назначение - создание для музыканта (или целого ансамбля музыкантов) ориентира темпа, под который легко учиться играть упражнения и композиции.

Не секрет, что любое произведение можно сыграть в разных темпах. И более того, известные музыканты именно так и рекомендуют оттачивать свою технику: начинать игру упражнений/песен именно в маленьком темпе, постепенно увеличивая его и достигая оригинальной скорости. Именно метроном для гитары и поможет вам очень четко и тонко контролировать ритм, постепенно исправляя ошибки в технике.

На сегодняшний день существует 3 типа подобных аксессуаров:

  • Электронные
  • Механические
  • Программные

Каждый музыкант сам делает выбор, под какой метроном ему играть на гитаре - мы лишь расскажем об особенностях каждого вида, чтобы вам было проще сделать свой выбор.

Как играть на гитаре с механическим метрономом?

Механический тип - наиболее старый, был изобретен около 4 веков назад. Сейчас массово используются лишь в отечественных музыкальных школах. Однако многие компании отдают дань классике и производят современные вариации механических метрономов - при изготовлении корпуса применяется не только дерево, но и высококачественный пластик.

Современные механические метрономы для игры на гитаре имею компактный размер и их вполне можно взять с собой на репетицию. В отдельных моделях предусмотрено наличие колокольчиков или минизвоночков, которые издают сигнал при прохождении сильной доли - устанавливается она в зависимости от выбранной пользователем размерности композиции.

Основные преимущества механических метрономов:

  • Звук - подсознательно натуральный щелчок механизма воспринимается более близко человеческому уху, его звучание не напрягает даже после нескольких часов упорных занятий.
  • Наглядность - суть работы механического метронома сводится к движению маятника, по которому можно ориентироваться, даже если музыкальный коллектив на время заглушает звучание аксессуара. Под механический прибор можно играть даже банально ориентируясь на движение пера маятника боковым зрением.
  • Дизайн - механические метрономы выглядят стильно и создают неповторимую атмосферу винтажа и располагают на творческий лад.
  • Простота конструкции - для них не нужны батарейки, их легко настроить, они надежны и долговечны при правильном уходе. Такой аксессуар подойдет практически любому музыканту, особенно начинающему гитаристу.

Электронные аксессуары - тюнер и метроном для гитары в одном флаконе

Наиболее современный и популярный тип, который используют миллионы музыкантов из разных уголков света. Чаще всего его покупают музыканты с электроинструментами. Такие метрономы имеют небольшой размер и помещаются в любой чехол/кейс/рюкзак, отдельные модели легко поместятся даже в кармане джинс.

Современные цифровые метрономы имеют множество дополнительных функций - большинство из них дополнительно оснащено тюнером/камертоном, возможностью сместить акцент и запрограммировать «плавающий» ритм.

Наиболее совершенные и качественные модели создаются для барабанщиков: для них были разработаны специальные метрономы, которые дифференцируют ритм для каждой из конечностей. Помимо этого, такие аксессуары чаще всего оснащены встроенной памятью - вы можете записать на них паттерны для наиболее частых композиций и упражнений, чтобы не настраивать каждый раз новую программу. Для тех музыкантов, которые часто выступают, такая функция является попросту незаменимой.

Программные метрономы для гитары

Подобные продукты предназначены для использования на ПК/ноутбуках или мобильных гаджетах. Как и другие типы метрономов, программные комплексы генерируют звуковой сигнал через равные промежутки времени, могут делать акцент на определенной доле, используют визуальные эффекты для обозначения темпа. Важнейший недостаток: необходимость наличия под рукой компьютера и урезанная функциональность на большинстве версий для смартфонов.

Выводы

Итак, можно однозначно сказать, что игра композиций и упражнений под метроном - единственно возможный вариант обретения идеального чувства ритма и гармоничного развития скорости и координации у музыканта. Какой тип метронома выбрать - решать вам, мы лишь подытожим указанную выше информацию:

  • Механические метрономы имеют обычно наиболее высокую цену - однако они лучше воспринимаются на слух и выглядят стильно. В большинстве случаев их сложно транспортировать, они едва ли будут слышны во время репетиции даже небольшой группы.
  • Электронные метрономы имеют относительно невысокую стоимость, они компактны и функциональны, большинство из них дополнительно включает в себя тюнер и возможность подключить наушники. Данный тип метрономов неспроста является наиболее популярным.
  • Программные метрономы - хороший вариант для игры дома, так как требует наличия компьютера или гаджета, в мобильных версиях обычно имеет намного более урезанный функционал по сравнению с электронными аксессуарами.

Метроном - это музыкальное приспособление, позволяющее музыкантам играть с более постоянным ритмом. Метроном издает ритмический, ровный звук, который дает возможность музыканту (или музыкантам) играть, соблюдая правильную долю. Использование метронома в своих повседневных занятиях поможет вам выучить произведение и улучшить игровую технику. Умение играть с метрономом важно для любого музыканта.

Шаги

Часть 1

Выбор метронома

    Изучите различные типы метрономов. В продаже можно встретить самые разные метрономы: карманные цифровые, заводные механические, в виде приложения для телефона, или даже драм-машины, если вы готовы пойти на такие траты. В зависимости от ваших нужд, одни виды метрономов вам будут подходить больше других. Как правило, механические метрономы хорошо справляются со всеми своими основными задачами для всех инструментов, которые можно встретить в оркестре. Цифровые метрономы позволяют пользоваться большим количеством современных функций.

    Определите дополнительные функции, которые вам необходимы. Рассмотрите инструмент, на котором вы играете. В продаже присутствует широкий ассортимент самых разнообразных метрономов. В зависимости от того, на каком инструменте вы играете, а также ваших личных предпочтений, можно определить подходящий конкретно для вас тип метрономов. Например, если вы ударник, то вам может понадобиться разъем для наушника (линейного выхода) или возможность управления громкостью.

    • Если вы играете на струнном инструменте, который необходимо настраивать, то лучше приобрести метроном со встроенным тюнером.
    • Если вы планируете использовать метроном на ходу, то лучше выбрать маленькие цифровые метрономы, вместо больших механических.
    • Если вам нужно визуальное отображение метра, чтобы лучше его придерживаться, то рассмотрите возможность приобретения механического метронома. Наблюдение за качающимся маятником во время игры позволит вам более четко придерживаться метра во время игры.
    • Убедитесь, что в приобретаемом вами метрономе существует возможность установки ритмического размера и скорости ударов в секунду (BPM).
  1. Попробуйте его, прежде чем покупать. Во время занятий вам придется слышать звук метронома продолжительное время, и очень часто его периодичность будет составлять свыше 100 ударов в минуту (в зависимости от скорости произведения). Потому будет хорошей идеей предварительно протестировать метроном на подходящий вашему слуху звук. Некоторые цифровые метрономы издают высокий писклявый звук, в то время как другие издают “тикающий”, как громкие часы. Попробуйте поиграть с этим метрономом, чтобы убедиться в том, что его звук помогает вам, а не отвлекает или даже нервирует.

    Часть 2

    Настройка метронома
    1. Установите темп. Большинство метрономов используют для этого такой параметр как BPM (количество ударов в секунду, в котором измеряется скорость пьесы). Некоторые приложения-метрономы для телефонов позволяют должным способом изменять скорость, путем нажатия по его экрану.

      Установите тактовый размер. Подавляющая масса цифровых метрономов умеют это делать, в то время как в большинстве механических его собратьев подобная функция отсутствует. Размер такта состоит из двух чисел, записанных в виде дроби. Верхнее число отображает количество долей в такте. Нижнее число указывает на длительность каждой из этих долей.

      • Например, размер 4/4 подразумевает, что в одном такте будет четыре четвертные доли, а в 2/4 - две четвертные.
      • В некоторых произведениях используется больше одного тактового размера. Во время исполнения таких произведений с метрономом вам придется играть его по частям, каждый раз изменяя в метрономе размер такта, когда того требует пьеса.
    2. Установите уровень громкости. Настройка уровня громкости является важным пунктом настройки любого цифрового метронома. Вы должны найти тот уровень громкости, который не будет перебивать музыку, но и не будет исчезать за ней. В большинстве качающихся механических метрономов нет возможности регулировки громкости, но визуальное наблюдение за ходом маятника позволяет музыкантам играть правильно, даже если за музыкой они не слышат его звука. Некоторые электронные метрономы оснащены также светодиодными индикаторами, которые загораются и тухнут согласно долям такта.

    Часть 3

    Занятия с метрономом

      Выучите нотный текст, прежде чем играть с метрономом. Сначала необходимо заучить пьесу без четкой привязки к точному метру. Только после того как вы хорошо освоили нотный текст, и ваши руки его запомнили, можно начинать заниматься в определенном метре.

    1. Начинайте с низкой скорости. Как говорят, тише едешь - дальше будешь. Для начала, установите скорость метронома между 60 и 80 BPM.

      • Прослушайте пару ударов метронома, прежде чем вступать в игру. Можно отстукивать ритм ногой или смотреть на метроном, чтобы сохранять синхронизацию с ним.