Умоляю пожалуйста очень вас прошу!!! Составте сравнительную характеристику Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. От этого зависит моя четвертная оценка

Повесть отрывается восторженными описаниями костюма, дома и сада И.И.. Автор также отмечает «богомольность» И.И., который ходит в церковь лишь для того, чтобы побеседовать с нищими, узнать их нужды, но при этом ничего не подать.

Таким же «хорошим человеком» и его сосед И.Н.. Он не столько высок, сколько «распространяется в толщину».

Он лежебока и ворчун, не следит за своей речью. Тем не менее заканчивается описание главных героев выводом, что они оба прекрасные люди. И чем больше автор восторгается этими людьми, тем ярче становится видна их никчемность.

Следом за прекрасными описаниями открывается жалкая картина города провинциального города Миргорода, в котором и развиваются все события. Главной достопримечательностью города огромная лужа. Сразу же становится ясно, что в городе беспорядок и за городом никто не следит. Беспечная жизнь помещиков сделала из них бездельников, занятых только раздумьями о том, как бы развеять и потешить свою жизнь.

С непревзойденным мастерством и юмором Гоголь показывает, как молниеносно из друзей И.И. с И.Н. превращаются в заклятых врагов. В итоге ссоры они подают друг на друга в cуд.

С возникновением ссоры герои повести воспряли духом, у них появилась цель жизни - выиграть тяжбу в суде. Но их дела вряд ли решатся в обозримом будущем. Ведь судья, даже не почитав дело, сразу же подписывает, чиновники берут взятки и с И.И. и с И.Н..

Повесть заканчивается словами: «Скучно на этом свете, господа», потому что на самом деле таких людей было много по всей России и их существование оставляло желать лучшего.

Работая над «Повестью о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», Гоголь хочет выявить комическое вне трагических конфликтов жизни, в области «скучного». Она широка, эта область - от внешне идиллических форм бытия в пределах запущенного поместья Товстогубов до анекдотической ссоры и тяжбы двух миргородских приятелей Перерепенко и Довгочхуна, рассказ о которых заканчивается знаменитыми словами: «Скучно на этом свете, господа!»

Открывается повесть нарочито восторженным описанием костюма, дома и сада Ивана Ивановича. И чем больше «восторгается» своим героем, тем большая никчемность этого человека раскрывается перед нами. С нескрываемым сарказмом описывает Гоголь «богомольного человека Ивана Ивановича», который в церковь ходит лишь для того, чтобы после службы побеседовать с нищими, узнать их нужды, но при этом ничего не подать. Он рассуждает «очень логично»:

Чего же ты стоишь? Ведь я тебя не бью...

Иван Иванович очень любит, если ему кто-нибудь сделает подарок или преподнесет гостинец. Это ему очень нравится. Лежебока и пустозвон Иван Иванович в силу привычки окружающих и благодаря своему имущественному положению слывет в Миргороде за порядочного человека.

Таким же «хорошим» является его сосед Иван Никифорович. Он не столько высок, сколько «распространяется в толщину». Лежебока и ворчун, не следит за своей речью и порой допускает такие словечки, что его сосед Иван Иванович, «эстет», только говорит в ответ: «Довольно, довольно, Иван Ни-кифорович; лучше скорее на солнце, чем говорить такие богопротивные слова». Впрочем, заключает автор, несмотря на некоторые несходства, оба приятеля «прекрасные люди».

Беспечная и праздная жизнь сделала из этих помещиков бездельников, занятых только тем, как развлечь и потешить свою праздность. Ни о каком духовном росте, самосовершенствовании личности речь не идет. Эти герои даже слов таких не знают. Они заняты сугубо своими персонами, удовлетворением самых примитивных своих потребностей. И когда возникает малейшая преграда на пути этих потребностей, то разражается настоящее сражение. Причем методы, которыми пользуются обе стороны, такие же недостойные, как и их исполнители.

С непревзойденным мастерством и юмором Гоголь показывает, как молниеносно из закадычных приятелей Иван Иванович и Иван Никифорович делаются заклятыми врагами. Между ними разворачиваются «военные действия», закончившиеся порчей гусиного хлева Ивана Никифоровича, с «рыцарским бесстрашием» совершенного Иваном Ивановичем.

С нескрываемым сарказмом описывает Гоголь Миргород, в котором имели место данные события. Какой духовности и высоты помыслов можно ждать от жителей города, главной примечательностью которого являлась «удивительная лужа! Единственная, какую только вам удавалось когда видеть! Она занимает почти всю площадь. Прекрасная лужа! Дома и домики, которые издали можно принять за копны сена, обступивши вокруг, дивятся красоте ее...»

Герои повести с возникновением ссоры оживились, воспряли духом. У них появилась цель в жизни. Каждый хочет выиграть тяжбу в суде. Они ездят в город, подают бумаги во все инстанции, тратят свои доходы на подношения чиновникам всех рангов, но никаких видимых результатов не достигают. Они стоят на одной ступени общественной лестницы. Поэтому «их дело» вряд ли завершится в обозримом будущем. Оно кончится только по смерти одного из судящихся. Но ни Иван Иванович, ни Иван Никифорович этого не понимают. Иллюзию жизни они принимают за саму жизнь, потонув в тяжбах и кляузах, они утеряли тот первоначальный комфорт и благополучие, которые имели.

«Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» вошла в сборник «Миргород» наряду с историко-героической повестью «Тарас Бульба». Такое соседство помогло писателю показать всю мелочность и низость поступков и помыслов Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича по сравнению с настоящими подвигами Тараса и его соратников. Скучно становится автору от созерцания своих героев. Неужели прошли времена великих поступков?! Эту тему автор продолжает в своем гениальном произведении «Мертвые души».

«Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» вошла в сборник «Миргород» вместе с историко-героической повестью «Тарас Бульба». Такое сопоставление позволяло Гоголю показать, как мелочны и низки их мысли и поступки, если сравнить их с подвигами запорожских казаков. Гоголь написал это произведение для того, чтобы обнажить нелепость и комизм обыденной жизни. Он называл это областью скучного. А это очень большая область: у Гоголя - целый город, который расширяется до размеров всей страны. Гоголь находит комическое и в поместье Товстогубов, и в смешной ссоре и тяжбе двух миргородских приятелей Перерепенко и Довгочхуна.

Эта повесть очень смешная. Когда читаешь ее, то не понимаешь, как же можно так жить? Ссора между двумя добрыми приятелями возникла на пустом месте. Произведение начинается с подчеркнуто восторженного описания костюма, дома и сада Ивана Ивановича: «Прекрасный человек Иван Иванович! Какая славная у него бекеша! Когда сделается жарко, Иван Иванович скинет с себя и бекешу, отдыхает в одной рубашке и глядит, что делается во дворе и на улице. Дыни - его любимое кушанье. Скушает дыню Иван Иванович, а семена соберет в особую бумажку и напишет на ней: «Сия дыня съедена такого-то числа». А какой дом у Ивана Ивановича! С пристройками и навесами, так что крыши всего строения похожи на губки, нарастающие на дереве. А сад! Чего там только нет! Всякие деревья и всякая огородина есть в этом саду!»

Этот восторг перед героем на самом деле сатирически указывает на его недостатки и пороки. Особенно хорошо это видно, когда автор пишет о том, что Иван Иванович «очень богомольный человек». Он ходит в церковь, но только для того, чтобы поговорить с нищими. При этом он не подает им милостыню. Вот как он рассуждает: «Чего же ты стоишь? Ведь я тебя не бью...» Этот герой любит, когда ему преподносят подарки или чем-то угощают. Он не любит работать, а любит просто рассуждать. Он богат, поэтому все считают его порядочным человеком. Но если такого человека признают порядочным, то какие же люди тогда непорядочные?

Его сосед, Иван Никифорович, тоже порядочный и уважаемый человек. Он тоже лентяй, поэтому очень толстый. Иван Никифорович -человек простой, не гонится за славой эстета, как его сосед, и употребляет такие словечки, от которых Ивану Ивановичу делается не по себе. Тогда он возмущенно восклицает: «Довольно, довольно, Иван Никифорович; лучше скорее на солнце, чем говорить такие богопротивные слова». Но тем не менее оба соседа - «прекрасные люди».

Между этими «прекрасными людьми» происходит ссора: «Итак, два почтенных мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собою! И за что? За вздор, за то, что один назвал другого гусаком». Удивляет то, что два таких хороших друга очень быстро стали заклятыми врагами. Они даже начинают войну друг с другом - портят хозяйство. Например, Иван Иванович с настоящим «рыцарским бесстрашием» испортил гусиный хлев соседа и т. д.

Эта ссора затронула не только соседей, но и весь Миргород. Теперь целью их жизни стал выигрыш суда. Бывшие приятели ездят в город, подают жалобы в суд, тратят деньги на взятки чиновникам, но дело не движется. Поскольку оба соседа люди одного социального положения, то неизвестно, когда их тяжба закончится. Гоголь показывает, как их засасывает трясина кляуз и жалоб, как они начинают существовать в придуманном мире, наконец, как они теряют свою прежнюю хорошую и сытую жизнь.

В этом произведении Гоголь с блеском проявил свой талант сатирика. Он показал нелепость, комичность и неправильность в существовании обычных людей. Заканчивается это произведение словами: «Скучно на этом свете, господа!»

Аналитическая характеристика повести Н. В. Гоголя "Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"

Николай Васильевич Гоголь – писатель, с именем которого связано зарождение в литературе жанра сатиры. Конечно, она существовала и до него, но в его творчестве обрела особенное звучание. Соединяясь с реалистическими изображениями действительности, гоголевская сатира выставляет напоказ пошлость, глупость и невежество.

Повесть отрывается восторженными описаниями костюма, дома и сада И.И.. Автор также отмечает «богомольность» И.И., который ходит в церковь лишь для того, чтобы побеседовать с нищими, узнать их нужды, но при этом ничего не подать.

Таким же «хорошим человеком» является и его сосед И.Н.. Он не столько высок, сколько «распространяется в толщину». Он лежебока и ворчун, не следит за своей речью. Тем не менее заканчивается описание главных героев выводом, что они оба прекрасные люди. И чем больше автор восторгается этими людьми, тем ярче становится видна их никчемность.

Следом за прекрасными описаниями открывается жалкая картина города провинциального города Миргорода, в котором и развиваются все события. Главной достопримечательностью города является огромная лужа. Сразу же становится ясно, что в городе беспорядок и за городом никто не следит. Беспечная жизнь помещиков сделала из них бездельников, занятых только раздумьями о том, как бы развеять и потешить свою жизнь.

С непревзойденным мастерством и юмором Гоголь показывает, как молниеносно из друзей И.И. с И.Н. превращаются в заклятых врагов. В итоге ссоры они подают друг на друга в cуд.

С возникновением ссоры герои повести воспряли духом, у них появилась цель жизни – выиграть тяжбу в суде. Но их дела вряд ли решатся в обозримом будущем. Ведь судья, даже не почитав дело, сразу же подписывает, чиновники берут взятки и с И.И. и с И.Н..

Повесть заканчивается словами: «Скучно на этом свете, господа», потому что на самом деле таких людей было много по всей России и их существование оставляло желать лучшего.


ВНЕШНИЕ ЧЕРТЫ

Иван Иванович: худощав, высокого роста, с головой, похожей на редьку повернутой хвостом вниз

Иван Никифорович: немного ниже Ивана Никифоровича и шире, с головой, похожей на редьку повернутой хвостом вверх

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Оба героя живут в высоком материальном достатке, поэтому не имеют привычки отказывать себе в чем-либо. Но такая жизнь сделала их эгоистами: мысли и рассуждения в основном возникают по поводу того, как себя развлечь, чего им не хватает, как разнообразить свою жизнь.

ПОСТУПКИ, ОТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ, ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ

Иван Иванович: довольно по-доброму относится к соседским детям, однако во всех остальных людях ищет материальную или психологическую выгоду (например, удовлетворение от общения, от время провождения).

Он каждое воскресенье ходит в церковь (однако говорит с нищими об их нуждах и ни разу не помогает), Любит, когда ему дарят подарки. Довольно вспыльчив, особенно сильно ему не понравилось слово "гусак". Из-за него же он и поссорился с некогда близким приятелем более чем на 12 лет. Благодаря имущественному положению считается порядочным, высокопоставленным человеком.

Иван Никифорович:Никогда не был женат и не имел намерения жениться. Весь день лежит, отдыхает, подолгу спит. Ленив и безделен. Несмотря на огромное количество разногласий, хорошо общается со своим соседом Иваном Ивановичем, в силу своего высокого материального состояния занимает высокое положение в обществе, очень любопытен, хотя вряд ли по-настоящему переживает за окружающих его людей.

Иван Иванович: Обладатель культурной, сдержанной речи, говорит чрезвычайно приятно ("как сон после купанья")

Иван Никифорович:больше молчит, однако если влепит куда-то свое слово, оно будет остро и "отбреет лучше всякой бритвы"

ХАРАКТЕРИСТИКА ДРУГИМИ ДЕЙСТВУЮЩИМИ ЛИЦАМИ

Иван Иванович: Его знает и комиссар, и различные "большие люди", когда едут неподалеку, всегда заезжают к нему в гости. Протопоп отец Петр говорит о нем как о человеке, на редкость точно исполняющем свой христианский долг, и что подобного честного человека он никогда не встречал

Иван Никифорович: Часто ходили слухи, что он женился, что было чистой ложью. Антон Прокопьевич Пупопуз говорил о нем как о человеке, везде таскающимся за Иваном Ивановичем, утверждал, что их словно "сам черт связал веревочкой"

Иван Иванович: Какой у него дом в Миргороде! Вокруг него со всех сторон навес на дубовых столбах, под которым везде расположены скамейки. Всегда, когда становилось жарко, Иван Иванович отдыхал там. Кроме того, у него был замечательный сад, а в нем - чего только нет! разные деревья - слива, черешня, вишня, много овощей и фруктов, подсолнечники, дыни, стручья, даже гумно и кузница.

Иван Никифорович: Двор его был неподалеку от двора Ивана Ивановича, из одного в другой можно было перелезть через плетень, у него есть амбар, гоубятня, в его дворе жили лучшие голуби, однако чистота оставляла желать лучшего: местами валялись корки от арбузов, изломанные колеса, обруч из бочки.

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Окружали обоих персонажей высокопоставленные люди, часто бывали у них в гостях. Они оба хорошо общались с комиссаром, попом, судьей.

Обновлено: 2016-12-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Стилистический анализ произведения Н. В. Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Выполнила: Ученица 8 «Б» класса Городской классической гимназии г. Якутска Васильева Лада

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность В этом году исполняется 205 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя – великого русского писателя. В честь юбилейной даты, хотелось бы показать силу и глубину изобразительных средств речи Гоголя, а также провести опрос, чтобы узнать, насколько он популярен в современном обществе.

3 слайд

Описание слайда:

Цели и задачи: Цель: Сделать стилистический анализ повести, чтобы показать силу и глубину изобразительных средств речи автора Задача: Узнать, насколько популярен Н. В. Гоголь в современном обществе, посредством соц. опроса

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

I. История создания Впервые опубликована в альманахе А. Ф. Смирдина «Новоселье» (1834 г.), позже с незначительными стилистическими исправлениями включена в сборник «Миргород» в 1835 году. В повести присутствуют глубина и меткость реалистических зарисовок, юмор, свободная палитра изобразительно-выразительных средств. Из сказанного следует важный вывод методологического характера: признание органического единства составляющих категории образа автора, т. е. идейного содержания, композиции (образов) и языковых средств их выражения, и необходимость целостного исследования текста во взаимодействии элементов соответствующих уровней.

6 слайд

Описание слайда:

II. Основная идея Разоблачение дворянского общества, раскрытие его моральной пустоты, лени, отсутствие какой-либо полезной деятельности и реальных целей в жизни. Н. В. Гоголь ярким сатирическим языком описывает как два почтенных жителя Миргорода на деле оказываются обычными небокоптителями. Иногда в этой повести видят просто забавную историю. Это неверно. Гоголевский лиризм и юмор здесь переходят в «смех сквозь слезы», в сатиру. Последняя фраза «Скучно на этом свете, господа!» – передает основную мысль произведения.

7 слайд

Описание слайда:

III. Композиция Простой сюжет развернут в семи главах с предисловием и эпилогом. Композиция является связующим звеном между идейным содержанием и языком повести. Образная насыщенность и углубленность языка повести, его орнаментальность побуждают читателя к медленному, творческому чтению, к восприятию неповторимой выразительности языка повести. Композиция является важным фактором эстетического воздействия на читателя. Поэтому можно говорить о поэтичности форм самой композиции, данных через язык, но не от него идущих, т. е. не от словесной образности как таковой.

8 слайд

Описание слайда:

IV. Приемы Начало повести – образец орнаментальной прозы Гоголя. Это целый фейерверк повторов, восклицаний, восторженных интонаций, ритмического многообразия: Славная бекеша у Ивана Ивановича! Отличнейшая! А какие смушки! Фу ты пропасть, какие смушки!... Прекрасный человек Иван Иванович! Какой у него дом в Миргороде!... Какие у него яблони и груши под самыми окнами!... Прекрасный человек Иван Иванович!... Очень хороший также человек Иван Никифорович. Его двор возле двора Ивана Ивановича.

9 слайд

Описание слайда:

Прием повтора продолжен параллелизмом; сравнение героев рождает антитезу: Иван Иванович имеет необыкновенный дар говорить чрезвычайно приятно… Иван Никифорович, напротив, больше молчит, но зато если влепит словцо, то держись только: отбреет лучше всякой бритвы. Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович немного ниже, но зато распространяется в толщину. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх…

10 слайд

Описание слайда:

«Убаюкивающий параллелизм» вдруг обрывается алогизмом, что создает несоответствие грамматического и смыслового движения речи. Структурно сравнение продолжено, семантически оно бессмысленно и потому рождает иронию: Иван Иванович очень сердится, если ему попадет в борщ муха: он тогда выходит из себя и тарелку кинет, и хозяину достанется. Иван Никифорович чрезвычайно любит купаться и, когда сядет по горло в воду, велит поставить также в воду стол и самовар, и очень любит пить чай в такой прохладе… Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.

11 слайд

Описание слайда:

Формальная структура текста настраивает на сравнение, семантическая – его разводит, что подчеркивается и приемом гиперболизации. Дальше сравнение снова входит в прежнюю параллель иронического повествования и даже вскрывает черты сходства героев: Иван Иванович если попотчивает вас табаком, то всегда наперед лизнет языком крышку табакерки, потом щелкнет по ней пальцем и, поднесши, скажет, если вы с ним знакомы: «Смею ли просить, государь мой, об одолжении?», если же незнакомы, то: «Смею ли просить, государь мой, не имея чести знать чина, имени и отчества, об одолжении?». Иван же Никифорович дает вам прямо в руки рожок свой и прибавит только «одолжайтесь». Как Иван Иванович, так и Иван Никифорович очень не любят блох… Впрочем, несмотря на некоторые несходства, как Иван Иванович, так и Иван Никифорович прекрасные люди.

12 слайд

Описание слайда:

Всю структуру повести пронизывает композиционный параллелизм-повтор. Он становится важной художественной характеристикой текста. На таком параллелизме построена, например, четвертая глава: «Я, Демьян Демьянович», говорил Иван Иванович, допивая последний глоток: «я к вам имею необходимое дело: я подаю позов»… «На кого же это?» «На Ивана Никифоровича Довгочхуна» При этих словах судья чуть не упал со стула… Чуть позже появляется Иван Никифорович: «Какими судьбами! Что и как? Как здоровье ваше, Иван Никифорович?»… «С просьбою…» мог только произнесть Иван Никифорович. «С просьбою? С какою?» «С позовом…» тут одышка произвела долгую паузу: «ох!.. С позовом на мошенника… Ивана Ивановича Перепенка»… Судья перекрестился.

13 слайд

Описание слайда:

Другим важнейшим композиционным приемом является несоответствие между подлинным смыслом слова и его употреблением в конкретной ситуации. Этот прием пронизывает структуру повести: «Гм! Что ж тебе разве хочется хлеба?» обыкновенно спрашивал Иван Иванович. – «Как не хотеть! Голодна, как собака.» - «Гм!» отвечал обыкновенно Иван Иванович: «так тебе может и мяса хочется?» - «Да все что милость ваша даст, всем буду довольна». – «Гм! Разве мясо лучше хлеба?» – «Где уж голодному разбирать. Все, что пожалуете, все хорошо». При этом старуха обыкновенно протягивала руку. «Ну, ступай же с богом», говорил Иван Иванович: «Чего ж ты стоишь? Ведь я тебя не бью!..»

14 слайд

Описание слайда:

V. Образ автора Лик рассказчика, его «речевая маска» проявляется по-разному и в различной степени: от спокойного сказа до резкого вмешательства в ход событий. Речь рассказчика создает ощущение «семейной близости». Герои называются просто по имени и отчеству. За орнаментальностью изображения, образной насыщенностью речи, «плетением словес» здесь ничего не стоит, кроме издевки рассказчика. Читатель максимально приближается к изображаемому: он как бы «свой» человек и многое знает; ему только надо кое-что напомнить: Он сшил ее тогда еще, когда Агафия Федосеевна не ездила в Киев. Вы знаете Агафию Федосеевну? Та самая, что откусила ухо у председателя.

15 слайд

Описание слайда:

Еще одна важная функция авторской речи, в которой проступает лик рассказчика, - оценочное противопоставление помещичье-крепостнического общества нравственным идеалам автора, разоблачение пошлости жизни и духовной пустоты: Между тем произошел чрезвычайно важный случай для всего Миргорода. Городничий давал ассамблею! Где возьму я кистей и красок, чтоб изобразить разнообразие съезда и великолепное пиршество?.. Каких бричек и повозок там не было! Одна – зад широкий, а перед узенький; другая – зад узенький, а перед широкий. Одна была и бричка и повозка вместе; другая ни бричка, ни повозка… А сколько было дам! Смуглых и белолицых, длинных и коротеньких… Сколько чепцов! Сколько платьев! Красных, желтых, кофейных… новых, перелицованных, перекроенных, платков, лент, ридикюлей! Прощайте, бедные глаза! Вы никуда не будете годиться после этого спектакля.