Народная и массовая культура сравнительный анализ. Культура народная, элитарная и массовая

Элитарная, или высокая, культура, создается привилеги­рованной частью общества либо по ее заказу профессиональны­ми творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу, а также новаторские направления. Эли­тарная культура - это сложная по содержанию и трудная для не­подготовленного восприятия культура. Коммерческая выгода не является целью для её создателœей, стремящихся к новаторству, пол­ному самовыражению и художественному воплощению своих идей. Возможно появление уникальных произведений искусства, которые иногда приносят их создателям не только признание, но и не­малый доход, становясь очень популярными.

Основной признак элитарной культуры - ориентация на узкий круг знатоков, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений. Сюда можно отнести романы Дж. Джойса, живопись П. Пикассо, фильмы А.А. Тарковского, музыку А. Шнитке и т.п.

Массовая культура - это коммерческая культура, посколь­ку произведения искусства, науки, религии и т.п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, в случае если учитываются вкусы и запросы массо­вого зрителя, читателя, любителя музыки. Массовую культуру называют по-разному: развлекательным искусством, искусством антиусталости, кичем (от нем. жаргонизма - халтура), полукультурой, поп-культурой.

Ее основные черты: широкий круг потребителœей, коммерче­ская направленность, общедоступность и развлекательность, стандартизированность, упрощенность и, в известном смысле, демократичность. Это поп-музыка, мыльные сериалы, комиксы. Массовая культуры неотделима от средств массовой информа­тики (СМИ), она зародилась и распространялась одновременно с появлением кинœематографа, радио, иллюстрированных журналов и т.п.

Поп-культура и элитарная культура не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи элитарного искусства через неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время поп-культура, приносящая прибыль, со временем дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделœей оказывать поддержку творцам элитарного искусства.

Народная культура - специфическая область культуры национальной, это ее наиболее устойчивая часть, источник развития и хранилище традиций. Это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. В конце XX в. она разворачива­ется в пространстве между классической фольклорной традици­ей и массовой культурой. Ее пласты:

Фольклор;

Художественная самодеятельность;

Прикладное творчество;

Студенческая, школьная самодеятельность и.т.д.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Ее называют люби­тельской, или коллективной.

Часто она передается в устной форме. Нередко народными становятся произведения, авторы которых известны, но они вос­принимаются как народные произведения. Это происходит в том случае, в случае если произведения соответствуют главному призна­ку народной культуры - соответствуют ценностям народа, отражают народный характер.
Размещено на реф.рф
Так, у песен ʼʼКатюшаʼʼ, ʼʼОй, мороз-морозʼʼ есть авторы, но большинство людей считает эти песни народными.

В последние десятилетия заговорили о вытеснении ʼʼкниж­ной культурыʼʼ культурой экранной. Молодежь знакомится с произведениями литературы не в подлиннике, а по экранизаци­ям. Компьютерная ʼʼвиртуальная действительностьʼʼ, интернет, телœевидение вытесняют традиционные походы в театр, танц­площадки и кружки самодеятельности. В этой связи некоторые ученые говорят об экранной культуре как об особом виде культуры.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Элитарная (высокая) и народная (низовая) культура. Авторство и анонимность, новаторство и традиционность. Массовая культура как феномен ХХ века. Предпосылки появления массовой культуры. Современные формы массовой культуры, ее механизмы и принципы. Культурологические концепции массового общества: апологетическая (Т. Парсонс, Л. Уайт) и социально-критическая (Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассет, Т. Адорно, М. Маклюэн. Э. Фромм). Масскульт как пародия на высокую культуру (Д. Макдональд). Формы массовой культуры: массовое искусство, средства массовой информации, массовая социальная мифология, массовые политические движения, "индустрия детства". Потребность в массовом зрелище как антропологическая данность. Масса и толпа, масса и элита.

Элитарная культура. Культура элиты: глубина, утонченность, рафинированность, узкая специализация, творчество, уникальность, неповторимость, разобщенность, индивидуализм, непонимание и нежелание услышать другого. Проблема имиджа. Идеология "искусства для искусства". Элитарная культура и классическое искусство. Кич как потеря вкуса и как массовое искусство для избранных.

Элитарная , или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства».

Элитарная культура.

Субкультура привилегированных групп об-ва, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае круг тех и других почти совпадает), Э.к. сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле (во всех ее истор. и типологич. разновидностях - фольклору, народной культуре, офиц. культуре того или иного сословия или класса, гос-ва в целом, культурной индустрии технократич. об-ва 20 в. и т.п.). Более того, Э.к. нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта (включая их пародирование, осмеяние, иронию, гротеск, полемику, критику, опровержение), на демонстративной самоизоляции в целом нац. культуры. В этом отношении Э.к. - характерно маргинальный феномен в рамках любого истор. или нац. типа культуры и всегда - вторична, производна по отношению к культуре большинства.

В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем элитарной культуры является высший привилегированный слой общества - элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное). Однако в философии и культурологии получило большое распространение понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями. Элита есть в каждом общественном классе. Элита - это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей. Основные - элементы элитарной концепции культуры содержатся уже в философских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

В своем основополагающем труде «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части: «людей гения» (т. е. способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности) и «людей пользы» (т. е. ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность).

В культурологических концепциях Ф. Ницше, сформулированных им в известных трудах элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше и уникальной эстетической восприимчивостью.

Совершенно не обязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Новое искусство, наоборот, должно отчуждать людей от реальной жизни.

Культурологические теории, противопоставляющие друг другу массовую и элитарную культуры, являются реакцией на сложившиеся в искусстве процессы. Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая нашла свое воплощение в ряде течений отечественной и западноевропейской художественной культуры. Так, например, в России на рубеже XIX-XX веков идеи элитарной культуры активно развивало и внедряло художественное объединение «Мир искусства». Лидерами «мирискусников» были редактор одноименного журнала С. П. Дягилев и талантливый художник А. Н. Бенуа. Дягилев прямо и открыто заявлял о «самоцельности» и «самополезности» искусства, считая одновременно «правду в искусстве». Акцентируя внимание на человеческой личности, лидеры «мирискусничества» в духе элитарных культурологических концепций К. Леонтьева и Ф. Ницше приходили к абсолютизации личности творца. Считалось строго обязательным наличие в любом живописном и музыкальном произведении особого авторского видения действительности.

Эта культура принципиально обращается только к элите. Она не стремится к тому, чтобы быть понятой всеми: она замкнута, герметична, доступна лишь незаурядным людям. У массы излюбленным является такое искусство, в центре внимания которого находится человек и его страсти.

Долгое время особенности элитарной культуры рассматривались "от противного", точкой отсчета была массовая культура. Унифицированности и тривиальности последней элитарная культура противопоставляет оригинальность и индивидуальность в поисках новых художественных решений; простоте и доступности - закрытость и зашифрованность культурных кодов; минимуму изобразительных средств - самый широкий спектр средств выразительности и т.д.

Но главное отличие элитарной культуры от массовой состоит в том, что истинно творческой является культура элитарная: именно здесь создаются новые культурные формы и определяются пути дальнейшего развития. Знаменитый "Улисс" Дж.Джойса, произведения Г.Гессе и Х.Л.Борхеса, французский "новый роман"; картины П.Пикассо, К.Малевича, В.Кандинского; фильмы А.Тарковского, А.Сокурова, Дж.Джармуша, П.Гринуэя; музыка Дж.Кейджа и Э.Денисова являются тому примером.

В элитарной составляющей культуры происходит апробация того, что, спустя годы, станет общедоступной классикой, а возможно и перейдет в разряд тривиального искусства (к которому исследователи относят так называемую "поп-классику" - "Танец маленьких лебедей" П.Чайковского, "Времена года" А.Вивальди, например, или еще какое-нибудь чрезмерно растиражированное произведение искусства). Время стирает границы между массовой и элитарной культурами. То новое в искусстве, что сегодня является уделом немногих, через столетие будет понятно уже значительно большему числу реципиентов, а еще позже может стать в культуре общим местом.

В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия) Еще одно название народной культуры - фольклор. Он всегда локализован, так как связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший размах ее начинается с середины XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку».

Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Как правило, она обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная. Но в отличие от элитарной массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнении с народной - она всегда авторская. Она призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и стремится его отразить.

Серийный характер ее продукции обладает рядом специфических признаков:
примитивизацией отношений между людьми;
развлекательностью, забавностью, сентиментальностью;
натуралистическим смакованием насилия и секса;
культом успеха, сильной личностью, жаждой обладания вещами;
культом посредственности, условностью примитивной символики.

Представленные специфические признаки обусловлены тем, что массовая культура базируется на архетипах. (От греч. Arche – начало и typos – образ; в аналитической психологии К.Юнга бессознательная форма восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, счастья, труда и т.д.). К таким архетипам относится бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И этот интерес - основа успехов массовой культуры, ее произведений. Тем не менее образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. С произведениями народной и элитарной культуры такого не происходит.

Глава III . Культура народная, элитарная и массовая

Субстанциональный – существен-ный, основной (от лат. substantia сущность), функциональный (от лат. function деятельность, отправление), деятельностный.

Как уже подчеркивалось в предыдущих разделах учебника, культура - это созданная человеком вторая, т. е. искусственная природа (Гегель). Первая, естественная , природа без человека, лежит вне культуры и ее не знает. Сложный, многогранный, многоликий мир культуры – это «возделанная» , «взращенная» среда обитания людей, созданная посредством различных форм и способов их деятельности и насыщенная разнообразными продуктами (результатами) этой деятельности. Каждая культура на планете воплощает в себе специфический набор способов социальной практики, которая всегда соответствует конкретно-историческому типу общества. Культура существует в жизни, в истории, во времени и, следовательно, в развитии только благодаря людям . А это значит, что культура есть характеристика человеческого общества, его людей, прошлого (истории) и настоящего. Изучать любую культуру, рассчитывая на успех, можно лишь в органическом единстве с соответствующим типом общества, жизнью и деятельностью людей.

Субъект

(создатель, носитель, хранитель) культуры и ее структурная дифференциация

Но здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, культура, с одной стороны, выступает как сложная и взаимосвязанная целостность , а с другой, как совокупность многих культурных элементов, составляющих ее строение (структуру ), функционирующий организм. Всю совокупность элементов культуры принято разделять на два «блока»: субстанциональный и функциональный . Морфологическое изучение этих «блоков» составляющих структуру культуры, по мнению ученых, предполагает несколько взаимосвязанных направлений исследовательской деятельности :

Морфология - (от греч. morphe – форма, logos – понятие, учение) – наука (учение) о закономерностях строения, процессах формообразования явлений, организмов в их развитии.

1) генетическое рождение и становление культурных форм;

2) историческое динамика культурных форм и конфигураций в исторических масштабах времени ;

3) микродинамическое динамика современных культурных форм (в пределах жизни трех поколений);

4) структурно-функциональное принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества;

5) технологическое распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве .

Субъект (лат. subjectus ­– лежащий визу, находящийся в основе) – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленный на объект. Объект (лат. objectum предмет) – то, что противостоит субъекту и на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность .

Во-вторых, при изучении феномена культуры, неизбежно встает вопрос о ее субъекте , т. е. о том, кто ее создает, хранит, воспроизводит и передает во времени и пространстве. В-третьих, возникает и проблема объекта – того, что и как, каким образом создается в мире культуры. В культурологии предметы, механизмы, способы их создания, использования, сохранения культурных достижений и опыта принято называть «культурным текстом ».

Культурный текст – это не текст в обычном понимании (т. е. письменный, графический текст). Под культурным текстом понимается: образ жизни, соционормативные, хозяйственно-бытовые, эстетико-художе-ственные и прочие представления, практические навыки, верования, знания и т. д., а также предметная среда (жилище, орудия тру-да, домашняя утварь).

Итак, культура существует и развивается как живой организм, пока активно действует человек. Он – цель и средство, начало и результат ее функционирования. Человек создает, трансформирует, сохраняет, распространяет, потребляет материальные и духовные продукты культуры. Но он создает культуру не в одиночку: человеческая жизнь и деятельность по своей природе коллективны и потому предполагают взаимодействие между участниками (творцами) социального процесса. Начиная с воспроизводства рода и воспитания потомства, включая все формы совместных действий и кончая игрой, человек действует во взаимосвязях с другими людьми. Поэтому главным («генеральным») субъектом (творцом) культуры, как и самой истории и всей общественной жизни, выступает народ, творящий, хранящий, приумножающий все многообразие культурных ценностей. Но народ – это не безликая, застывшая однородная масса, а сложное социальное образование со своей организацией и иерархической структурой (половозрастной, поселенческой, имущественной, социально-профессионально-культурной и т. д.). В нем в ходе исторического процесса формируются различные социальные группы, слои, классы, которые в свою очередь выступают тоже субъектами в создании многообразных культурных феноменов, образующих в конечном итоге сложную целостную систему – культуру.

Структура культуры: субстанциональный и функциональный «блоки»

«Блок» субстанциональный

«Блок» функциональный

Слобода – пригородное селение.

Рассмотрение такого сложного и многообразного явления как культура, требует систематизации, обобщения материала, ее типологизации . Понятие «тип» (от греч. typos – отпечаток, образец для группы явлений) используется для обозначения совокупности явлений, процессов, объединенных на основе общности черт, свойств, признаков (критериев) культурных явлений. Это идеальная, абстрактная категория, но она в обобщенном, схематизированном виде указывает на существенные, повторяющиеся (типические) черты реальных культур, отвлекаясь от их специфических особенностей. Главное условие типологизации – единство критерия. Например, с точки зрения территориальной принадлежности можно выделить городскую, сельскую, слободскую культурную разновидности ; исходя из способа трансляции культурного опыта, навыков, знаний можно говорить о специализированной (профессиональной ) и неспециализированной (непрофессиональной ) культуре и т. д.

С точки зрения носителя – субъекта культуры можно получить разные структурные варианты.

По национально-этнической принадлежности – это:

– этническая,

– национальная,

мировая культура;

по социально-культурному критерию:

– народная,

– элитарная,

– массовая и многие другие варианты культуры.

В современном мире функционируют, параллельно сосуществуют различные типы культуры, имеющие своих носителей-субъектов, свои культурные тексты, отличительные черты. Это делает культуру неоднородной, разнообразной. В ее сложной структуре ученые выделяют и анализируют прежде всего главные типологические разновидности:

– народную культуру,

– элитарную,

– массовую.

Каждая из них характеризуется своими особенностями (культурными текстами, носителями и т. д.) и отличиями. Так, в следующей таблице обозначены различия носителей, в конечном итоге определяющие тот или иной тип культуры, его специфические черты.

Народная культура, ее субъект и

отличительные особенности

Народная культура на протяжении длительной истории человечества была и остается основой, фундаментом всей многообразной социокультурной системы, каждого сообщества на Земле, мировой цивилизации в целом. Народная культура (или традиционная , непрофессиональная , фольклорная ) является исторически первой «базовой » типологической разновидностью культурной деятельности людей. Она создается самим народом и передается из поколения в поколение в процессе совместной жизни и деятельности через традиции, устное предание и воспитание. Народ – ее великий творец, носитель и хранитель: он не только сила, создающая все материальные ценности, он единственный, неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии земли и величайшую из них – историю культуры ().

Народная культура – феномен многогранный, многоаспектный. Она включает в свой состав (содержание) самые различные достижения и свершения:

§ народное миросозерцание и миропонимание (идеи, смыслы, представления, знания о природе, о мире в целом, о человеке и т. д.), ценностные ориентации и устремления;

§ уклад и образ жизни, прикладные эмпирические знания и умения в сфере материального производства;



Результат творчества обретает самостоятельное бытие и ориентацию на аудиторию (потребителей), которая разделяет творческие установки авторов и предъявляет особые требования к профессионализации, уровню мастерства, уникального авторского почерка, образного видения в искусстве, оригинальных подходов и решений в науке и технике. Это вызывает необходимость специального обучения в рамках художественно-эстетического, научного, технического, этико-правового, политического и пр. творчества. Авторская самобытность, искусность, талант всегда есть «штучный товар». Авторским становится творчество во всех видах деятельности, включая материальное производство, но в художественном творчестве: литературе, живописи, скульптуре, музыке и пр., оно особенно значимо.

Эзотерический (esoterikos - внут-ренний) тайный, скрытый.

Элитарная культура в узком смысле иногда понимается как субкультура: принципиально замкнутые области, направления, течения, ориентированные на узкий круг знатоков и сторонников с ярко выраженной ориентацией на эксперимент, новации. Это - результат специализации труда, расслоения общества. В этом случае элитарная культура – «суверенная», подчас противостоящая общенациональной культуре, в определенной мере изолированная от нее. Она проявляет себя в интеллектуальной (научной, философской, религиозной и пр.) и особенно художественной деятельности. Спектр такого рода направлений в искусстве достаточно широк: импрессионизм, абстракционизм , футуризм, кубизм и другие модернистские течения и пр. Она характеризуется относительной закрытостью, эзотеричностью, вырабатывает свои нормы, идеалы, язык, знаковые системы. Несмотря на их сущностные различия, есть основание говорить об общности идейно-эстетических позиций:

§ сложность языка, образность структур, инновационность;

§ индивидуализация и жесткость системы норм, ценностей, принимаемых данным направлением в качестве обязательных для «посвященных»;

§ усложнение социально-культурной, знаково-семантической системы, нарочито субъективный ее характер;

§ смысловая закрытость, обособленность элитарной культуры, ее «сакрализация» (освящение), «эзотеризация».

Внутри такого рода элитарной культуры, особенно ее художественных направлений, обозначилось противопоставление академического традиционализма и авангардизма (авангардизм - собирательное название для тенденций, отрицавших реализм, провозгласивших независимость искусства от действительности, бунт против традиций, разрушение их, неустанный поиск новых идей, технологий, смыслов – в науке, технике, искусстве и пр.).

Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет обосновывает целесообразность такого рода течений тем, что искусство должно отчуждать людей от реальной жизни. Художник «ставит целью дерзко деформировать реальность, разбить ее, разбить человеческий аспект, дегуманизировать ее» . Эти цели в той или иной мере реализуются в рамках модернистских направлений.

Перспективы элитарных направлений могут быть различны.

Ø Во-первых, возможна их демократизация через включение в более широкий социально-культурный контекст. Пример – сближение русской дворянской культуры с народной, давшей миру самобытное национальное искусство XIX века.

Ø Во-вторых, возможно замыкание в узком кругу единомышленников на почве творческих экспериментов, углубления в мир субъективных представлений, интуитивных прозрений и, в итоге, отрешение от жизненных реалий, от человека, например, сюрреализм (сверхреализм), супрематизм и пр.

Элитарная культура противоречива. В ней уживаются поиск нового и установка на сохранение уже известного. Протест против абсурда жизни выливается в противостояние достижениям прошлого, но при этом обогащает образно-содержательную канву, расширяет спектр выразительных средств, идеалов, представлений, идей, теорий.

Элитарная культура входит в разные сферы культурной практики, выполняя в ней разные функции (роли): информационно-познавательную, пополняя сокровищницу знаний, технических достижений, художественных новаций; социализационную, включая человека в мир культуры; нормативно-регулятивную и др. Но особая роль принадлежит культуротворчеству, функции самореализации, самоактуализации личности; в сфере эстетико-демонстрационной – представление образцов авторского творчества широкой публике. Авторство становится ценностью, и мастер стремится запечатлеть и сохранить собственное имя в своем творении.

Массовая культура, ее субъект и отличительные особенности

Массовая культура – порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи , связанная с формированием массового общества и массового производства и потребления. Не только техника, но экономические (частная собственность ), политические и социокультурные условия буржуазного общества стали почвой для ее формирования в конце XIX-XX вв. Это профессиональная культура, создаваемая профессионалами для масс. Ее понимают как «массовидный» способ бытия культуры в условиях современного индустриального общества, вид «культурной индустрии», производящий культурную продукцию, часто коммерческую, каждодневно в больших масштабах, рассчитанную на массовое потребление, подчиненную ему как своей цели, которая распространяется по каналам, включающим технически совершенные средства массовой информации и коммуникации. Ее появление относят к концу XIX в. в США. Известный американский политолог и общественный деятель З. Бжезинский говорил: если Рим дал миру право, Англия – парламентскую деятельность, Франция – культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру.

Предпосылки и условия формирования массовой культуры

Ø Усиление урбанизации, научно-технического прогресса.

Ø Рост населения, концентрация его в относительно ограниченном пространстве - путь к массовизации общества.

Ø Развитие крупного механизированного и автоматизированного, постоянно совершенствующегося производства.

Ø Превращение коллективов работников в безличную, пассивную, управляемую массу.

Ø Появление коммерческого типа «культурной индустрии», ориентированной на получение прибыли, на коммерческий успех.



Миграция населения, стремительное изменение технологий СМИ, их широкое распространение привели к смешиванию культур, ценностей, эталонов и образов жизни. Для приспособления к новой, информационной разновидности культуры вырабатывается особый механизм, формируется способность массового, недифференцированного множества адаптироваться к изменившимся условиям. Этим механизмом стала массовая культура, которая возникает на определенной, достаточно высокой стадии развития общества, в особенности ступени информационной культуры .

Маркузе Г. (1 – нем.-америк. философ, социолог. Сотрудничал с русским центром при Гарвардском университете, занимался антифашистской пропагандой.

В настоящее время субъект массовой культуры утрачивает свою целостность и распадается на несколько составляющих – создателей, хранителей, трансляторов, потребителей.

Среди них:

а) властные структуры общества;

б) коммерческие звенья;

г) шоу-бизнесэлита;

д) сами потребители, которые не только потребляют, но и распространяют масскультуру.

Белл Д. (Bell ) (1919-) – американский социолог, специалист по теории и истории общественной мысли, политических течений.

В условиях усложнения социально-культурной жизни усложняются, дифференцируются все составляющие феномена массовой культуры. Раздробленным становится субъект-носитель масскульта, компоненты его составляющие, артефакты (артефакт - искусственно сделанный ). Создатели-профессионалы противостоят массе потребителей предлагаемой продукции, целенаправленно формируют эту массу, массового человека, массовое сознание . Они знают свое ремесло, цели и требования заказчиков, принимают их условия, ориентируются на них, при этом сами могут исповедовать другие ценности, например, элитарные .

В итоге они создают некие стандарты, образцы персонажей, удачливых в бизнесе, не стесненных моральными нормами при достижении коммерческих, карьерных и пр. целей, беспринципных головорезов, суперменов.

Массы (потребители) как недифференцированное множество не имеют организации, не принимают решений (Д. Белл). Это толпа, которая не рассуждает, а повинуется. Массовый человек, усредненный, обезличенный, не отличается от тысяч и миллионов других, становится потребителем массовой культуры и объектом манипуляции со стороны создателей-профессионалов и заказчиков . Приобретая черты стадности, унифицированности, шаблонности, он утрачивает свою индивидуальность и личную ответственность и погружается в предлагаемую, столь же аморфную, недифференцированную продукцию, усваивая предлагаемые ему эталоны и ценности. Человек становится не целью, а средством (песчинкой) в общей массе потребителей. «Одномерным человеком» называет его Г. Маркузе, считая порождением одномерного общества, следствием чего стало возрастание агрессии, которая отразилась в массовой культуре, где на первый план вышли эстетизация ужасного, страшного, сверхнасилия, порока.

Тексты массовой продукции ориентированы на «человека массы », среднего человека как своего адресата , что ведет к их упрощению, усреднению. Таковы, например, «попсовые» обработки классических музыкальных произведений (например, и др.), или превращение «Макбета» Шекспира в занимательный детектив, а романа Л. Толстого «Анна Каренина» в комикс. При этом происходит размывание личного авторства (деиндивидуализация), примитивизация языка, образного строя.

При усилении специализации знаний, усложнении творческой деятельности, знаковых систем не все достижения, ценности, смыслы, идеи элитарной, да и народной культуры доступны широкой аудитории. Их в упрощенном виде распространяет массовая культура. Тем самым она осуществляет связь между обыденным, повседневным и специализированным сознанием, став одним из средств, которые способствуют передаче идей, значений, необходимых правящей элите.

При этом появляется еще один весьма специфический для массовой культуры элемент – посредник-коммуникатор , использующий мощный арсенал технических средств. Это менеджеры, продюсеры и пр. Без них невозможно создание произведений, организация выставок, шоу, фестивалей, хотя, по словам французского эстетика Ш. Лало, «они лишь продают одних и покупают других, заботясь о непосредственной выгоде » , а также о постоянном стимулировании потребителя. Для этого происходит целенаправленное формирование его вкусов, запросов и создается культ разного рода идолов («звезд» кино, эстрады, спорта и пр.), культ вещей, образцов для подражания, которым поклоняются как богам или полубогам.

Таким образом, массовая культура находит свою нишу, становится одним из механизмов реализации нормативно-регулятивной, ценностно-ориентационной, социализационной функций. Это позволяет массовой культуре занять свою нишу и стать одним из механизмов управления массами, массовым сознанием. Она дает возможность массовому человеку, переводя сложные образцы, нормы на доступный ему язык, адаптироваться и ориентироваться в сложной социокультурной среде, усвоить предлагаемые ему эталоны, идеалы, способы поведения. Здесь на первый план выходит достижение коммерческого успеха, получение прибыли. На это «работает» установка поиска развлечений, создающая иллюзию преодоления чувства одиночества в условиях социально-культурного отчуждения, нацеленность на уход от действительности (эскейпизм ) посредством погружения в призрачный мир безоблачного счастья, материального достатка, разнообразия впечатлений и доступности любых предметов потребления.

Цель в этом случае – потреблять (консьюмеризм), не затрачивая особых интеллектуальных усилии, поэтому предлагаемые человеку образцы просты, даже примитивны, легко воспринимаемы. Так, «массовая культура воспитывает потребителя, убивая гражданина» .

В этом, по всей вероятности, причины хорошей приспособляемости масскульта к быстро меняющимся социокультурным условиям и причины его живучести.

Литература

Ашин теории элиты: критический очерк. М., 1985.

Бердяев России. М.- Харьков. 2000..

Громыко русской деревни. М., 1991

Громыко нормы поведения и формы общения русских крестьян Х1Х в. М., 1986.

Гуревич культуры. М., 1994. Гл. 13.

Давыдов и элита. М., 1966.

Зоркая и тиражированное. М., 1981.

Козлова масс и вкус интеллектуалов // Общественные науки и современность. 1994. № 3.

, Лазутин устное народное творчество. М., 1977

Костина культура как феномен постиндустриального общества. М., 2003.

Костина. М., 2008.

Кукаркин массовая культура (теории, идеи, разновидности, образы). М., 1985.

Культурология как общая теория культуры. М., 2002.

Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1998.

Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999.

Народная культура в современных условиях. М., 2000.

Некрасова искусство как часть культуры. М., 1983

Ортега-и-Гассет. Избранные труды. М.,1997.

Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М., 1981.

Путилов и народная культура. СПб., 1994.

Русские: Народная культура (история и современность). Т. 4. Общественный быт и праздничная культура. М. 2000.

Сапрыкин культура: понятие, генезис, самобытность, амбивалентность. М., 2005.

Шестаков ХХ века. М., 1988.

Элитарное и массовое в русской художественной культуре. М., 1996.

Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуры античного Рима. М., 1993. С. 17, 28.

См.: Морфология культуры // Культурология. Энциклопедия. ХХ век. Т. II. М., 1998. С. 64.

Судьба России. М., 2000. С. 582-583.

Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1981. С. 222, 233.

Цит. по.: Кукаркин А. В. «Буржуазная массовая культура. М., 1978. С. 70.

Мифология XX века. М., 1988. С. 33.

Вконтакте

Одноклассники

Понятия массовая и элитарная культура определяют собой два типа культуры современного общества, которые связаны с особенностями способа существования культуры в обществе: способами ее производства, воспроизводства и распространения в обществе, позицию, которую культура занимает в социальной структуре общества, отношение культуры и ее творцов к повседневной жизни людей и социально-политическим проблемам общества. Элитарная культура возникает прежде массовой, но в современном обществе они сосуществуют и пребывают в сложном взаимодействии.

Массовая культура

Определение понятия

В современной научной литературе имеются различные определения массовой культуры. В одних массовая культура связывается с развитием в ХХ веке новых коммуникативных и репродуктивных систем (массовая пресса и книгоиздание, аудио- и видеозапись, радио и телевидение, ксерография, телекс и телефакс, спутниковая связь, компьютерная технология) и глобальным информационным обменом, возникшим благодаря достижениям научно-технической революции. В других определениях массовой культуры подчеркивается ее связь с развитием нового типа социальной структуры индустриального и постиндустриального общества, которая привела к созданию нового способа организации производства и трансляции культуры. Второе понимание массовой культуры является более полным и всесторонним, т. к. оно не только включает в себя изменившуюся технико-технологическую основу культурного творчества, но и рассматривает социально-исторический контекст и тенденции трансформаций культуры современного общества.

Массовой культурой называют такой вид продукции, которая ежедневно производится в больших объемах. Это совокупность явлений культуры XX века и особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление. Другими словами, это поточно-конвеерное производство по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная по самым широким каналам, в том числе и по ТВ.

Возникновение массовой культуры

Относительно предпосылок появления массовой культуры существует несколько точек зрения:

  1. Массовая культура зародилась на заре христианской цивилизации. В качестве примера называются упрощенные варианты Библии (для детей, для нищих), рассчитанные на массовую аудиторию.
  2. В XVII-XVIII веках в Западной Европе появляется жанр приключенческого, авантюрного романа, что значительно расширило аудиторию читателей за счет огромных тиражей. (Пример: Даниэль Дефо - роман «Робинзон Крузо» и еще 481 жизнеописание людей рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т. п.).
  3. В 1870 г. в Великобритании был принят закон о всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века - роман. Но это лишь предыстория массовой культуры. В собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже ХIХ-ХХ веков.

Появление массовой культуры связано с массовизацией жизни на рубеже ХIХ-ХХ веков. В это время возросла роль людских масс в различных областях жизни: экономике, политике, управлении и общении людей. Ортега-и-Гасет так опре­деляет понятие масс:

Масса - это толпа . Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество с точки зрения социологии и есть масса. Масса - средний человек. Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство - совокупность лиц, выделенных особо, масса - невыде­ленных ничем. Причину выдвижения масс на авансцену истории Ортега видит в низком качестве культуры, когда человек данной культуры «не отличается от остальных и повторяет общий тип».

К числу предпосылок массовой культуры можно также отнести возникновение в период становления бужруазного общества системы массовых коммуникаций (пресса, массовое книгоиздание, затем радио, телевидение, кино) и развитие транспорта, позволивших сократить пространство и время, необходимые для передачи и распространения в обществе культурных ценностей. Культура выходит из местного, локального существования и начинает функционировать в масштабах национального государства (возникает национальная культура, преодолевающая этнические ограничения), а затем и входит в систему межнационального общения.

К числу предпосылок массовой культуры следует отнести также создание в рамках буржуазного общества особой структуры институтов для производства и распространения культурных ценностей:

  1. Появление общественных институтов образования (общеобразовательные школы, профессиональная школа, высшие учебные заведения);
  2. Создание институтов, производящих научные знания;
  3. Появление профессионального искусства (академии изобразительного искусства, театр, опера, балет, консерватория, литературные журналы, издательства и объединения, выставки, публичные музеи, выставочные галереи, библиотеки), которое включало также возникновение института художественной критики как средства популяризации и развития его произведений.

Особенности и значение массовой культуры

Массовая культура в наиболее концентрированном виде проявляется в художественной культуре, а также в сфере досуга, общения, управления и экономики. Термин «массовая культура» был впервые введен немецким профессором М. Хоркхаймером в 1941 году и американским ученым Д. Мак-дональдом в 1944 году. Содержание этого термина достаточно противоречиво. С одной стороны, массовая культура - «культура для всех» , с другой - это и «не вполне культура» . В определении массовой культуры подчеркивается распрост раненность и общедоступность духовных ценностей, а также легкость их усвоения, не требующая особого развитого вкуса и восприятия.

Существование массовой культуры основывается на деятельности средств массовой информации , так называемых технических видов искусства (кино, телевидения, видео). Массовая культура существует не только в демократических общественных системах, но и в тоталитарных режимах, где все являются «винтиками» и все уравнены.

В настоящее время некоторые исследователи отказываются от взгляда на «массовую культуру» как на область «дурного вкуса» и не считают ее антикультурной. Многими осознается, что массовая культура имеет не только отрицательные черты. Она влияет на :

  • способность людей приспосабливаться к условиям рыночной экономики;
  • адекватно реагировать на резкие ситуативные общественные изменения.

Кроме того, массовая культура способна :

  • компенсировать недостаток личностного общения и неудовлетворенность жизнью;
  • увеличивать причастность населения к политическим событиям;
  • повышать психологическую устойчивость населения в сложных социальных ситуациях;
  • делать доступными для многих достижения науки и техники.

Следует признать, что массовая культура - это объективный индикатор состояния общества, его заблуждений, типичных форм поведения, культурных стереотипов и реальной системы ценностей.

В сфере художественной культуры она призывает человека не бунтовать против общественной системы, а вписаться в нее, найти и занять свое место в индустриальном обществе рыночного типа.

К негативным последствиям массовой культуры относится ее свойство мифологизировать человеческое сознание, мистифицировать реальные процессы, происходящие в природе и обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании.

Были некогда прекрасными поэтически образами. Они говорили о богатстве фантазии людей, которые не могли еще правильно понять и объяснить действие сил природы. Ныне мифы обслуживают нищету мышления.

С одной стороны, можно подумать, что целью массовой культуры является снятие напряженности и стресса у человека индустриального общества - ведь она носит развлекательный характер. Но на самом деле эта культура не столько заполняет досуг, сколько стимулирует потребительское сознание у зрителя, слушателя, читателя. Возникает тип пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. А раз так, создаётся личность, сознанием которой легко ма нипулировать, эмоции которой легко направлять в нужную сторону.

Иными словами, массовая культура эксплуатирует инстинкты подсознательной сферы чувств человека и, прежде всего, чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения .

В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы - имиджи и стереотипы.

Массовая культура создаёт формулу героя , повторяющийся образ, стереотип. Подобная ситуация создаёт идолопоклонство. Создаётся искусственный «Олимп», боги - «звёзды» и возникает толпа фанатичных поклонников и поклонниц. В этом плане массовая художественная культура успешно воплощает в себе самый желанный человеческих миф - миф о счастливой мире . При этом она не зовет своего слушателя, зрителя, читателя строить такой мир - ее задача предложить человеку убежище от реальности.

Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерческом характере всех общественных отношений . Понятие «товар» определяет все многообразие социальных отношений в обществе.

Духовная деятельность: кино, книги, музыка и т. д., в связи с развитием средств массовой коммуникации, становятся товаром в условиях конвейерного производства. Коммерческая установка переносится в сферу художественной культуры. А это определяет развлекательный характер художественных произведений. Надо, чтобы клип окупился, деньги, потраченные на производство кинофильма, дали прибыль.

Массовая культура формирует в обществе общественный слой, получивший название «средний класс» . Этот класс стал стержнем жизни индустриального общества. Для современного представителя «среднего класса» характерно:

  1. Стремление к успеху . Достижение и успех - вот ценности, на которые ориентируется культура в таком обществе. Не случайно так популярны в ней рассказы, как кто-то вырвался из бедняков в богачи, из бедной эмигрантской семьи в высокооплачиваемую «звезду» массовой культуры.
  2. Вторая отличительная черта человека «среднего класса» - обладание частной собственностью . Престижная машина, замок в Англии, дом на Лазурном берегу, апартаменты в Монако... В результате отношения между людьми подменяются отношениями капиталов, доходами, т. е. носят обезличено формальный характер. Человек должен быть в постоянном напряжении, выживать в условиях жёсткой конкурентной борьбы. А выживает сильнейший, т. е. преуспевающий в погоне за прибылью.
  3. Третья ценность, свойственная человеку «среднего класса» - индивидуализм . Это признание прав личности, её свободы и независимости от общества и государства. Энергия свободной личности направляется в сферу экономической и политической деятельности. Это способствует ускоренному развитию производительных сил. Равенство возможно стей, конкуренция, личный успех - с одной стороны, это хорошо. Но, с другой, это ведёт к противоречию между идеалами свободной личности и действительностью. Иными словами, как принцип отношения человека к человеку индивидуализм антигуманен , а как норма отношения человека к обществу - антисоциален .

В искусстве, художественном творчестве массовая культура выполняет следующие социальные функции:

  • приобщает человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грёз;
  • пропагандирует господствующий образ жизни;
  • отвлекает широкие массы людей от социальной активности, заставляет приспосабливаться.

Отсюда использование в искусстве таких жанров, как детектив, вестерн, мелодрама, мюзиклы, комикс, реклама и др.

Элитарная культура

Определение понятия

Элитарная культура (от франц. elite — отборное, лучшее) может быть определена как субкультура привилегированных групп общества (при этом иногда их единственной привилегией может быть право на культурное творчество или на сохранение культурного наследия), которая характеризуется ценностно-смысловой обособленностью, закрытостью; элитарная культура утверждает себя как творчество узкого круга «высочайших профессионалов», понимание которого доступно столь же узкому кругу высокообразованных ценителей . Элитарная культура претендует на то, что она стоит высоко над «обыденностью» повседневной жизни и занимает позицию «высшего суда» в отношении социально-политических проблем общества.

Элитарная культура рассматривается многими культурологами как антипод массовой. Производителем и потребителем элитарной культурной является с этой точки зрения высший, привилегированный слой общества - элита . В современной культурологии утвердилось понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями.

Элита — это не просто высший слой общества, правящая верхушка. Элита есть в каждом общественном классе.

Элита - это часть общества, наиболее способная к ду ховной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками . Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей. Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся в философских сочинениях А. Шопенгауэра («Мир как воля и представление») и Ф. Ницше («Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра»).

А. Шопенгауэр делит человечество на две части: «людей гениев» и «людей пользы». Первые способны к эстетическому созерцанию и художественной деятельности, вторые ориентированы только на чисто практическую, утилитарную деятельность.

Размежевание элитарной и массовой культуры связано с развитием городов, книгопечатания, возникновением заказчика и исполнителя в сфере . Элитарное - для искушенных знатоков, массовое - для обычного, рядового читателя, зрителя, слушателя. Произведения, выступающие в качестве эталона мас­сового искусства, обнаруживают, как правило, связь с фольклорными, мифологическими, лубочными построениями, которые существовали раньше. В XX веке элитарную концепцию культуры резюмировал Ортега-и-Гасет. В работе этого испанского философа «Дегуманизация искусства» утверждается, что новое искус­ство обращено к элите общества, а не к его массе. Поэтому совершенно необязательно искусство должно быть популярным, общепонятным, общечеловеческим. Новое искусство должно отчуждать людей от реальной жизни. «Дегуманизация» - и есть основа нового искусства ХХ века. В обществе есть полярные классы - большинство (массы) и меньшинство (элита) . Новое искусство, по Ортеге, разделяет публику на два класса - тех, кто понимает его, и тех, кто не понимает, т. е. на художников и тех, кто художниками не является.

Элита , по мнению Ортега, это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та его часть, которая обладает «особым органом восприятия» . Именно эта часть способствует общественному прогрессу. И именно к ней должен обращаться своими произведениями художники. Новое искусство и должно содействовать тому, чтобы «...Лучшие познавали самих себя, учились понимать свое предназначение: быть в меньшинстве и сражаться с большинством».

Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства» , которая нашла свое воплощение в западноевропейской и русской культуре на рубеже ХІХ-ХХ веков. Так, например, в России идеи элитарной культуры активно развивало художественное объединение «Мир искусства» (художник А. Бенуа, редактор журнала С. Дягилев и др.).

Возникновение элитарной культуры

Элитарная культура, как правило, возникает в эпохи культурного кризиса, слома старых и рождения новых культурных традиций, способов производства и воспроизводства духовных ценностей, смены культурно-исторических парадигм . Поэтому представители элитарной культуры осознают себя либо «творцами нового», возвышающимися над своим временем, и потому не понимаемыми своими современниками (такими в большинстве своем являются романтики и модернисты — деятели художественного авангарда, совершающие культурную революцию), либо «хранителями основополагающих основ», которые следует защитить от разрушения и значение которых не понимается «массой».

В такой ситуации элитарная культура приобретает черты эзотеричности — закрытого, потаенного знания, которое не предназначается для широкого, всеобщего использования. В истории носителями различных форм элитарной культуры выступали жрецы, религиозные секты, монашеские и духовно-рыцарские ордена, масонские ложи, ремесленные цехи, литературно-художественные и интеллектуальные кружки, подпольные организации. Такое сужение потенциальных адресатов культурного творчества рождает у ее носителей осознание своего творчества как исключительного : «истинной религии», «чистой науки», «чистого искусства» или «искусства для искусства».

Понятие «элитарного» в противовес «массовому» вводится в оборот в конце XVIII века. Разделение художественного творчества на элитарное и массовое проявилось в концепциях романтиков. Первоначально у романтиков элитарное не­сет в себе смысловое значение избранности, образцовости. Понятие образцового, в свою очередь, понималось как тождественное классическому. Особенно активно понятие классического разрабатывалось в . Тогда нормативным ядром было искусство античности. В этом понимании классическое олицетворялось с элитарным и образцовым.

Романтики стремились ориентироваться на новаторство в сфере художественного творчества. Тем самым они отделили свое искусство от привычных адаптированных художественных форм. Триада: «элитарное - образцовое - классическое» начала рассыпаться - элитарное уже не являлось тождественным классическому.

Особенности и значение элитарной культуры

Особенностью элитарной культуры является интерес ее представителей к созданию новых форм, демонстративное противопоставление гармоническим формам классического искусства, а также акцент на субъективность мироощущения.

Характерными признаками элитарной культуры являются:

  1. стремление к культурному освоению предметов (явлений природного и социального мира, духовных реалий), которые резко выделяются из совокупности того, что входит в поле предметного освоения «обычной», «профанной» культуры данного времени;
  2. включение своего предмета в неожиданные ценностно-смысловые контексты, создание его новой интерпретации, неповторимого или исключительного смысла;
  3. создание нового культурного языка (языка символов, образов), доступного узкому кругу ценителей, расшифровка которого требует от непосвященных специальных усилий и широкого культурного кругозора.

Элитарная культура является двойственной, противоречивой по своей природе . С одной стороны, элитарная культура выступает в качестве инновационного фермента социокультурного процесса. Произведения элитарной культуры способствуют обновлению культуры общества, вносят в нее новую проблематику, язык, методы культурного творчества. Первоначально в границах элитарной культуры рождаются новые жанры и виды искусства, вырабатывается культурный, литературный язык общества, создаются неординарные научные теории, философские концепции и религиозные учения, которые как бы «выламываются» за устоявшиеся границы культуры, но затем могут входить в культурное достояние всего общества. Поэтому, например, говорят, что истина рождается как ересь, а умирает как банальность.

С другой стороны, позиция элитарной культуры, противопоставляющей себя культуре общества, может означать консервативный уход от социальной действительности и ее злободневных проблем в идеализированный мир «искусства для искусства», религиозно-философских и социально-политических утопий. Такая демонстративная форма неприятия существующего мира может быть как формой пассивного протеста против него, так и формой примирения с ним, признания собственного бессилия элитарной культуры, неспособности ее воздействовать на культурную жизнь общества.

Эта двойственность элитарной культуры обуславливает и наличие противоположных — критических и апологетических — теорий элитарной культуры . Демократические мыслители (Белинский, Чернышевский, Писарев, Плеханов, Моррис и др.) критически относились к элитарной культуре, подчеркивая ее отрыв от жизни народа, ее непонятность народу, ее обслуживание потребностей богатых, пресыщенных людей. При этом такая критика порой выходила за пределы разумного, превращаясь, например, из критики элитарного искусства в критику всякого искусства. Писарев, например, заявлял, что «сапоги выше искусства». Л. Толстой, создавший высокие образцы романа Нового времени («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье»), в поздний период своего творчества, когда он перешел на позиции мужицкого демократизма, считал все эти свои произведения ненужными народу и стал сочинять лубочные рассказы из крестьянской жизни.

Другое направление теорий элитарной культуры (Шопенгауэр, Ницше, Бердяев, Ортега-и-Гассет, Хайдеггер и Эллюль) защищало ее, подчеркивая ее содержательность, формальное совершенство, творческий поиск и новизну, стремление противостоять шаблонности и бездуховности повседневной культуры, рассматривало ее как приют творческой свободы личности.

Разновидностью элитарного искусства в наше время является модернизм и постмодернизм.

Использованная литература:

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

2.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, — 170 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры. Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры. Ее философские основы. Элитарная культура как антипод массовой культуры. Типичное проявление элитарной культуры.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2009

    Что такое культура, возникновение теории массовой и элитарной культуры. Неоднородность культуры. Особенности массовой и элитарной культуры. Элитарная культура как антипод массовой. Постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культур.

    реферат , добавлен 12.02.2004

    Эволюция понятия "Культура". Проявления и направления массовой культуры нашего времени. Жанры массовой культуры. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурами. Влияние времени, лексикон, словарь, авторство. Массовая, элитарная и национальная культура.

    реферат , добавлен 23.05.2014

    Понятие культуры, характеризующей особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. Предпосылки формирования массовой культуры, ее современное понимание. Основные свойства элитарной культуры, ее недостатки.

    контрольная работа , добавлен 08.04.2013

    Постановка проблемы типологизации культур. Элитарная и массовая культура: их взаимоотношения и роль в обществе. Особенности массовой культуры в России, ее сложный социально-культурный феномен. Субкультура с точки зрения культурологии и ее разновидности.

    контрольная работа , добавлен 24.02.2011

    Анализ массовой и элитарной культур; понятие "класс" в социальной структуре американского общества. Проблема массовой культуры в различных вариантах концепции "постиндустриального общества". Возможные решения соотношения массовой и элитарной культуры.

    реферат , добавлен 18.12.2009

    Формула элитарной культуры - "искусство для искусства", ее создание образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными. Массовая культура и "усредненный" уровень духовных потребностей: социальные функции, кич и искусство.