Другие произведения бояна и служение при княжеском дворе. Кем был легендарный Боян из «Слова о полку Игореве», и как он превратился в музыкальный инструмент баян

Значение БОЯН (БАЯН) в Краткой биографической энциклопедии

БОЯН (БАЯН)

Боян или баян - певец, имя которого несколько раз упоминается в "Слове о полку Игореве". Самое слово "боян" или "баян" (две эти формы исстари употребляются безразлично; одно и то же лицо называется то Боян, то Баян) - хорошо известно у всех славян: у русских, болгар, сербов, поляков, чехов. Происходит от старославянского "бати", означавшего, с одной стороны: "ворожить", "заговаривать", с другой - "баснословить". Отсюда старославянские слова: "баальник", "баальница", "волхв", "ворожея"; "баание", "бание" - ворожба, "басня"; "баник", "бан" - баятель, "incantator". Отсюда и позднейшие русские формы: "баян", "боян", "балян" - краснобай, байщик, знающий сказки, басни; белорусская "баюн" - охотник болтать, сказочник. Вместе с значением нарицательным у всех славян слово "баян", "боян" встречается и как имя собственное, как название реки, местности или лица. Так, например, у болгарского царя Симеона один из сыновей назывался Боян; в Болгарии есть местность Бояново. В Новгороде издавна была известна улица Бояня; в Калужской губернии до сих пор существует деревня Бояновка. Автор "Задонщины", грамотей начала XV века, вспоминает "вещего Бояна в городе в Киеве, гораздо гудца", который "пояше славу русским князем"... На основании фактических упоминаний о Бояне в "Слове о полку Игореве" имя это первыми издателями этого памятника было внесено и в русскую науку как имя исторического лица, "славнейшего в древности стихотворца русского". Одновременно с этим в "Пантеон российских авторов" оно вносится Карамзиным. "Мы не знаем, - замечает он, - когда жил Боян, и что было содержанием его сладких гимнов". Из некоторых мест "Слова" Карамзин заключает, что Боян жил при князе полоцком Всеславе I ("Пантеон российских авторов", 1801). Позднее в "Истории Государства Российского" излагая "Слово о полку Игореве", его источниками, образцами для автора Карамзин считает "богатырские сказки", песни бояновы и других многих стихотворцев, которые исчезли в пространстве семи-восьми веков". Митрополит Евгений энергично восстает против всяких сомнений в исторической подлинности Бояна и вносит имя его как древнерусского певца в свой "Словарь светских русских писателей" (1845). Сомнение в существовании Бояна как исторического лица было выражено Пушкиным. В "Руслане и Людмиле" он употребил слово "баян" в смысле нарицательном, вообще "певца"

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БОЯН (БАЯН) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БАЯН в Краткой биографической энциклопедии:
    Баян, см. Боян …
  • БАЯН
    или Боян — мифический певец, имя которого упоминается несколько раз в "Слове о полку Игореве". Форма "Баян" теперь сделалась популярна …
  • БАЯН
    или Боян? мифический певец, имя которого упоминается несколько раз в "Слове о полку Игореве". Форма "Баян" теперь сделалась популярна …
  • БАЯН в Словаре воровского жаргона:
    - 1) литp водки, 2) станок для дактилоскопиpования, 3) пила, 4) шпpиц для инъекции …
  • БАЯН в Сленговом словаре Севастополя:
    Автомобиль марки …
  • БАЯН в Словаре значений Казахских имен:
    (муж.)(др. тюрк.) беспрельно счастливый (жен.)(др. тюрк.) крепкая, могучая, …
  • БОЯН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    в восточнославянской мифологии эпический поэт-певец. Известен по «Слову о полку Игореве» (имя Б. встречается также в надписях Софии Киевской и …
  • БАЯН в Литературной энциклопедии:
    см. «Слово о полку …
  • БОЯН
  • БАЯН в Большом энциклопедическом словаре:
  • БОЯН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    селение Елисаветпольской губ. и уезда, на рч. Кочкара-чай, с армянским населением в 1995 д. об. пола, домов — 274. Через …
  • БАЯН ГАЗ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    еженедельная газета; см. Музыкальные …
  • БОЯН
  • БАЯН в Современном энциклопедическом словаре:
    русская хроматическая гармоника. Название по имени древнерусского певца-сказителя Баяна (Бояна). Используется как сольный и ансамблевый инструмент, входит в оркестр народных …
  • БОЯН
    (Баян), русский песнотворец 11 - 12 вв., слагавший песни-славы в честь подвигов князей. Впервые упомянут в "Слове о полку Игореве" …
  • БАЯН в Энциклопедическом словарике:
    русская хроматическая гармоника. Название по имени древнерусского певца- сказителя Баяна (Бояна). Используется как сольный и ансамблевый инструмент, входит в оркестр …
  • БАЯН в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Разновидность большой гармоники со сложной системой ладов. II прш. баянный, oая, -ое. Русская баянная …
  • БОЯН
    БО́ЯН, археол. культура эпохи неолита (4-е тыс. до н.э.) на терр. Румынии, Болгарии и Молдавии. Названа по поселению на оз. …
  • БАЯН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БА́ЯН, один из наиб. совершенных и распространённых видов хроматич. гармоники. Назван по имени легендарного др.-рус. певца- сказителя Баяна (Бояна). …
  • БОЯН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? селение Елисаветпольской губ. и уезда, на рч. Кочкара-чай, с армянским населением в 1995 д. об. пола, домов? 274. …
  • БАЯН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? еженедельная газета; см. Музыкальные …
  • БАЯН в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    бая"н, бая"ны, бая"на, бая"нов, бая"ну, бая"нам, бая"н, бая"ны, бая"ном, бая"нами, бая"не, …
  • БАЯН
    -а, м. Язычковый музыкальный инструмент, ручная кнопочная гармонь с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым аккомпанементом …
  • БОЯН в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    = Ба"ян, -а, м. Легендарный древнерусский певец и поэт XI - начала XII в., слагавший песни славы в честь подвигов …
  • БАЯН в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    см. …
  • БАЯН
    Гармонь …
  • БАЯН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Большая …
  • БАЯН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Не простая …
  • БАЯН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Зачем он козе, она и так …
  • БАЯН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Русская …
  • БАЯН в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • БОЯН
    баян, певец, …
  • БАЯН в словаре Синонимов русского языка:
    боян, гармоника, инструмент, певец, поэт, …
  • БАЯН в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. м. 1) Легендарный древнерусский певец-сказитель. 2) Поэт, исполнитель песен, сказаний. 2. м. Большая гармоника со сложной системой …
  • БАЯН
    ба`ян, …
  • БАЯН в Словаре русского языка Лопатина:
    Ба`ян, -а (легендарный …
  • БАЯН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    баян, …
  • БАЯН в Орфографическом словаре:
    ба`ян, -а (легендарный …
  • БАЯН в Орфографическом словаре:
    ба`ян, …
  • БАЯН в Словаре русского языка Ожегова:
    разновидность большой гармоники со сложной системой …
  • БОЯН
    археологическая культура эпохи неолита (4-е тыс. до н. э.), на территории Румынии, Болгарии и Молдавии. Название по оз. Боян (Румыния). …
  • БАЯН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    один из наиболее совершенных и распространенных видов хроматической гармони. Назван по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна …
  • БОЯН в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    См. …
  • БОЯН в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м.; - …
  • БОЯН в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. ; = …
  • ПЕНЕВ БОЯН НИКОЛОВ
    Боян Николов (27.4.1882, Шумен,- 25.6.1927, София), болгарский литературовед, критик, член-корреспондент Болгарской АН (1918). Окончил Софийский университет (1907). Доцент (с 1909) …
  • БОЯН (НЕОЛИТИЧ. КУЛЬТУРА) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Boian), неолитическая культура, распространённая на современной территории Румынии и Болгарии (4-е тыс. до н. э.). Названа по поселению на озере …

Боян , в восточнославянской мифологии эпический поэт-певец. Известен по «Слову о полку Игореве» (имя Боян встречается также в надписях Софии Киевской и в новгородском летописце): «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы». В песнях Боян, таким образом, сказалась шаманская традиция, связанная с представлением о мировом дереве, и навыки ранней славянской поэзии, восходящей к общеиндоевропейскому поэтическому языку (ср. германо-скандинавский миф о Мёде поэзии). Характерен эпитет Боян - «Велесов внук» (см. Велес).

В «Слове» Боян предстаёт и как исторический певец 11 в., певший о «первых времён усобице». Он пускал «десять соколов на стадо лебедей», и пойманная лебедь пела песнь, возлагал «вещие персты на живые струны» и они сами рокотали князьям славу.

Об этом легендарном древнерусском певце и слагателе песен поведал нам автор «Слова о полку Игореве». Изображая людей или описывая события, автор «Слова» часто прибегал к иносказаниям, пользовался символами и метафорическим языком, так что его описания для нас полны различных загадок. Немало загадочного и в личности Бояна. Эпитет «вещий» относит нас к тем временам, когда певца-поэта считали наделенным особой мудростью, тайными знаниями и способностью предсказывать, предугадывать, а то и вызывать своими песнями события. С другой стороны, Боян - «соловей старого времени». Это подчеркивает красоту его песен, может быть, даже изысканность и безупречность поэтической манеры. Вероятно, Бояну были свойственны широта замыслов, свободный полет воображения» игра фантазии: «если кому хотел песнь воспеть, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». Мы узнаём, что Боян не только складывал и исполнял свои песни, но и сам играл на гуслях, и эта игра была такой же необыкновенной. Автор сравнивает ее с соколиной охотой: информация с сайта http://сайт
«Тогда напускал десять соколов на стадо лебедей: который догонял какую, та первой и пела песнь... Боян же, братья, не десять соколов на стадо лебедей пускал, но свои вещие перста на живые струны воскладал; они же сами князьям славу рокотали». Гусли будто сами волшебно играли под перстами поэта! Автор «Слова» как бы примеривает к Бояну события своей поэмы и придумывает за него две запевки, которыми бы тот начал песнь об Игоревом походе: «Не буря соколов занесла через поля широкие - стаи галок бегут к Дону великому»; «Кони ржут за Сулой - звенит слава в Киеве; Трубы трубят в Новгороде - стоят стяги в Путивле». Когда жил Боян? Об этом можно догады-ваться по именам князей, которых, как свидетельствует автор «Слова», воспел певец.

Это «старый Ярослав», то есть Ярослав Мудрый (умер в 1054 году); «храбрый Мстислав, что зарезал Редедю перед полками касожскими». Эти слова нуждаются в комментарии. Мстислав Владимирович, князь Черниговский и Тмутараканский (умер в 1036 году), брат Ярослава Мудрого, прославился богатырским подвигом, о котором рассказала летопись под 1022 годом: князь пошел на касогов (черкесов), и, когда полки сошлись, касожский князь Редедя предложил решить дело единоборством; Редедя был «велик и силен», и Мстислав стал изнемогать, тогда он обратился за помощью к Богородице и тут же обрел силу, «ударил Редедю о землю и, выхватив нож, зарезал Редедю, и пошел в землю его, взял все его имущество и жену его и детей его, и дань возложил на касогов». Вот этому-то князю и воспел славу Боян. А третьим героем упоминается «Красный Роман Святославич», князь Тмутараканский, внук Ярослава Мудрого, убитый в 1079 году. Если к этому добавить, что, согласно «Слову о полку Игореве», Боян «вспоминал первых времен усобицы», то есть начало княжеских раздоров, то скорее всего он жил в середине или во второй половине XI века (во всяком случае, на это время падает его поэтическое творчество).

О Бояне позднее вспоминали и в других произведениях Древней Руси, и в XIX веке, но источник у всех был один - «Слово о полку Игореве». Был ли в действительности такой певец-поэт или автор «Слова» его «выдумал», создав поэтический образ, в котором воплотил реальные черты придворных певцов Киевской Руси, - останется навсегда загадкой. Однако же благодаря «Слову» Боян вошел в сознание людей Древней Руси как великий слагатель и исполнитель устных песен во славу князей.

У всех народов в мире есть свои национальные инструменты. У русских таким инструментом по праву может считаться баян. Особенное распространение он получил в русской глубинке, где пожалуй, не одно мероприятие будь то свадьба, или какие-либо народные гулянья, не обходятся без него.

Однако мало кто знает, что прародителем всеми любимого баяна, стал восточный музыкальный инструмент «шэн». В основу извлечения звука которого, как и в баяне был заложен язычковый принцип. Исследователи полагают, что более 2000—3000 лет назад он появился и стал распространяться в Китае, Бирме, Лаосе и Тибете. Шэн представлял собой корпус с бамбуковыми трубочками по бокам, внутри которых находились медные язычки. В Древней Руси шэн появился вместе с татаро-монгольским нашествием. Отсюда он и стал распространяться по странам Европы.

В создании баяна в таком виде в котором мы привыкли его видеть в разное время приложили руку многие мастера. В 1787 году мастер из Чехии Ф. Киршнер решил создать музыкальный инструмент, где звук появлялся бы из-за колебаний пластины из металла в воздушном столбе, который нагнетался специальной меховой камерой. Киршнер даже спроектировал первые модели своего инструмента. В начале 19-го столетия немец Ф. Бушман изготовил механизм для настройки обслуживаемых им органов. Во 2-й четверти 19-го столетия в Вене австриец с армянскими корнями К. Демиан, взяв за основу изобретение Бушмана и модифицировав его, произвел на свет первый прообраз баяна. Инструмент Демиана включал в себя 2 независимые клавиатуры, между которыми располагались меха. Клавиши на правой клавиатуре были предназначены для наигрывания мелодии, клавиши левой клавиатуры выдавали бас. Подобные музыкальные инструменты (гармоники) были завезены в Российскую Империю в первой половине 19-го столетия, где и получили большую популярность и распространение. В нашей стране стали быстро создаваться мастерские, и даже целые фабрики по изготовлению всевозможных видов гармоник.

В 1830 году в Тульской губернии на одной из ярмарок мастер-оружейник И. Сизов купил диковинный заграничный музыкальный инструмент – гармонику. Пытливый русский ум не мог удержаться, чтоб не разобрать инструмент и посмотреть как он устроен. Увидев, очень простую конструкцию, И. Сизов решил собрать свой вариант музыкального инструмента, который получил название «гармонь».

Тульский любитель-гармонист Н. Белобородов, решил создать свой инструмент с большим количеством музыкальных возможностей в сравнении с гармонью. Его мечта осуществилась в 1871 году, когда он вместе с мастером П. Чулковым сконструировал двухрядную гармонь.
Гармонь стала трехрядной в 1891 году, благодаря мастеру из Германии Г. Мирвальду. Спустя 6 лет П. Чулков представил на суд публики и музыкантам свой инструмент, позволявший одним нажатием на клавишу получать уже готовые аккорды. Постоянно меняясь и усовершенствуясь гармонь постепенно становилась баяном.
В 1907 году музыкальный деятель Орланский-Титоренко сделал заказ мастеру П. Стерлигову на изготовление сложного четырехрядного музыкального инструмента. Инструмент назвали «баяном» в честь сказителя из древнерусского фольклора. Баян усовершенствовался по прошествии 2-х десятилетий. П. Стерлигов создает инструмент с выборной системой, располагавшейся на левой клавиатуре.

В современном мире баян стал универсальным музыкальным инструментом. Музыкант при игре на нем может исполнять как народные песни, так и переложенные на него классические музыкальные произведения.

Мерзкая погода, курсы валют, новые законы, цены на жилье, плохие кафе, какающие на газонах собаки, музыканты-бездари, соседи-придурки - поводов для нытья у белорусов хоть отбавляй. Кажется, с каждым днем волна всенародного стенания все нарастает. Жалобщики у нас - это уже почти профессия. Позитивный взгляд на что бы то ни было - признак инфантильности, дурной тон. Но, видимо, мироздание не терпит однополярности - в противовес тысяче нытиков появляются десятки ярких, инициативных ребят, которые говорят: все проблемы кроются исключительно в нас, и решить их можно только самостоятельно, хватит жаловаться, пора браться за дело.

Музыкальная сцена - квинтэссенция белорусской депрессии. Как побороть уныние и посредственность? Что сделать для того, чтобы наши музыканты стали ярче, живее и заряжали всех вокруг своим творчеством? Такими вопросами задавались многие, но панацею так и не нашли. Зато есть примеры того, как исполнители развиваются, создают, покоряют вершины - и делают это играючи, вопреки всем тем проблемам, которыми озабочено большинство. Оказывается, это возможно! О неиссякаемом источнике жизнерадостности - сегодняшний разговор.

Кто это?

Виталий Воронко - многократный победитель классических международных музыкальных конкурсов. Но узнавать артиста начали тогда, когда он отложил в сторону Римского-Корсакова и Листа, надел костюм супергероя и начал отжигать на многочисленных конкурсах современной музыки не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Выступление родившегося год назад «Человека-баяна» становится событием буквально всегда. И если жюри порой не балует его высокими оценками, присутствующая в зале публика всегда выражает свою благодарность бурными овациями.

Меня всегда поражало то, насколько отвратительно белорусы относятся к своим исполнителям. Едешь в ту же Польшу - они обожают своих рэперов, рокеров, попсарей - да всех! Буквально носят их на руках. Та же картина в Литве, Германии, Латвии. Я, поверьте, совершенно не ною, просто задаюсь вопросом: отчего вы, люди, так не любите своих земляков? Почему не готовы поддержать их?

- Так, может, причина банальна - их пока не за что обожать?

Ну, здесь с какой стороны посмотреть. Ведь это взаимообратный процесс. Музыкант играет, его творчество хвалят, он окрылен и готов играть лучше и так далее. Но проблемы, конечно, есть. Начнем с того, что мы до сих пор не умеем создавать до конца качественный продукт. Возможно, дело в бюджетах, но скорее всего - в идеях. Кроме того, согласитесь, мы до сих пор не доверяем белорусскому производству. В смысле молочко там, маслице, тракторы - это еще можно, а вот что-то более возвышенное - музыка, кинематограф, изобразительное искусство - это вроде как нашему брату и не по силам.

А ведь при этом буквально во всех белорусах есть огромный потенциал. Но мы, с…а, ленивые! Многим музыкантам государство подарило классическое образование. Как ни крути, оно просто обязывает смотреть на мир чуть шире, стремиться экспериментировать, фантазировать, развиваться. А вместо этого они выбирают самый простой путь - «лабают» то, что умеют, не пытаясь напрягаться, меняться и двигаться вперед. Очень многие выпускники музыкальных учебных заведений играют музыку, которая им совсем не нравится. Почему? Наверное, «прыцярпелися». Чуть измениться, попробовать что-то новое для них сродни подвигу. Задумайтесь: человеку проще годами рутинно перебирать струны, бренчать по клавишам, с отвращением думая, что завтра тебе опять подниматься на ту же сцену, только бы не напрягать мозги, только бы не вступать в зону дискомфорта, в которой придется решать что-то самостоятельно.

- С пустыми карманами создавать качественный продукт не так просто…

Так надо с чего-то начинать! Основное мое место работы - по распределению - приносит зарплату в 1,5 млн белорусских рублей, я езжу на стареньком ржавом четвертом «гольфе», живу на съемной квартире. Наверное, собирая деньги, заработанные на «халтурах», я смог бы купить машину поновее, отложить про запас. Но вместо этого за последний год я побывал в Австралии, ОАЭ, Польше, Литве, Австрии, Норвегии, Британии. Деньги надо вкладывать в развитие, перебороть наш накопленный поколениями менталитет страха за будущее. Руки-ноги есть? Голова есть? Значит, заработаешь. Чего бояться-то?

Конечно, кто-то скажет, что здесь, в Беларуси, невозможно строить свое дело, творить и так далее. Но, ребятки, давайте разберемся. Эта земля и эти люди дали вам возможности на старте: образование, начальный капитал… А вообще, по большому счету, нытиков, которые хают свою страну, уже ведь не перевоспитаешь. Поэтому надо, наконец, нам всем, кто любит свою страну, сказать им: «Не нравится Беларусь? Так почему вы до сих пор здесь? Валите, никто вас не держит. Не можете свалить? Тогда задумайтесь: почему? Может, потому, что вы и там никому нафиг не нужны?»

- То есть уедут лучшие, востребованные, а здесь останутся одни посредственности?

Почему мы так боимся, что кто-то от нас уедет? Если захотят уехать, вы их что, цепями прикуете? Надо смотреть шире: другие страны - это расширение кругозора. У кого есть возможность учиться за рубежом - учитесь. Кто-то может сразу «ввязаться в драку» - попробовать выступать на конкурсах, телешоу, да просто играть на улице - дерзайте! Шенгенские визы есть, наверное, у половины минчан, билет до Вильнюса стоит совсем немного. А там лоукосты дают огромное пространство для маневров. Я вот купил билет в Норвегию туда и обратно за €9. Залез на фьорды в костюме супергероя и отчасти почувствовал себя таковым. Нет денег? Экономический кризис? Да ладно, ребята, признайтесь: проблема только в головах! Я привез с собой море энергии, вдохновения и идей.

А потом еще слетал в Австралию, выступил на Тихоокеанском Кубке мира по баяну - и выиграл его. В долги залез по самые уши, но это того стоило, поверьте. Я верю, что сильное желание двигаться вперед меняет мир и подстраивает его под тебя порой самым удивительным, я бы даже сказал парадоксальным образом. Вот вам пример. В Австралию я приехал на десять дней. Чтобы не терять время даром, получил лицензию уличного музыканта (для этого пришлось выдержать экзамен перед муниципальной комиссией). Выхожу на улицу поиграть, смеху ради затягиваю «Без тебя, без тебя…». И тут ко мне подходит и начинает подпевать… кто бы вы думали? Стас Михайлов! Я, скажем так, не большой его поклонник. Но мне кажется, это вселенная посылает мне знаки, мол, ты все делаешь правильно, только не останавливайся, не задавайся вопросами типа «Как бы мне начать что-то делать?», а делай.

Можно было бы начинать карьеру уличного музыканта не на том конце света… Вот и принес бы пользу родной стране.

Лет девять назад я единственный раз попробовал играть в переходе в Минске. Купил себе дорогущий баян, не терпелось опробовать его. Шли с другом-саксофонистом, остановились - и давай играть. На улице 11 градусов мороза. Сразу народ начал собираться, и за 15 минут игры мы заработали по нынешнему курсу $20. Думаю: вот это крутой бизнес! Но он быстро закончился, нас прогнала милиция.

Действительно, очень многие талантливые музыканты начинают с уличных концертов. Это оттачивает умение работать с аудиторией, чувствовать ее. Сейчас в Москве приняли правила, по которым ты можешь играть на улице лишь после того, как сдашь специальный экзамен. Лично я считаю, что это очень крутая идея. Имея такие разрешения, наши ребята могли бы спокойно, не опасаясь репрессий со стороны милиции играть, радовать людей, зарабатывать деньги и получать опыт. Все бы от этого выиграли. Вот вам, кстати, реальный шаг к тому, чтобы развивать белорусский шоу-бизнес. Государство даже могло бы заработать, принимая небольшую плату за такие разрешения.

Белорусы постоянно «загоняются» по поводу того, выиграли мы на «Евровидении» или нет. Ты трижды пытался пробиться на этот конкурс, но дальше финала отбора не прошел, затем пробовал свои силы на российских, украинских и польских музыкальных конкурсах. Везде эти попытки заканчивались неудачей. Откуда берутся силы на все новые и новые заходы?

Почему вы думаете, что эти выступления были неудачными? Я «засветился» перед аудиторией, получил кайф от выступления. Некоторые ролики набрали в YouTube больше миллиона просмотров. Значит, результат есть. Идем дальше: последнее мое выступление на британском конкурсе Britain’s Got Talent было все-таки успешным. Я прошел в полуфинал и скоро еще поборюсь за право быть первым. Вот ты правильно говоришь: белорусы «загоняются» по поводу победы, они не столько болеют за своих, сколько ждут от них результата. У меня возникает ощущение, что, ни черта не создавая, мы хотим просто угадать рецепт успеха. Так не бывает. Для того чтобы его найти, требуется перелопатить море материала, необходима критическая масса, в которой родится звезда. А для меня важны участие, опыт, веселье. Все это я получаю сполна.

Но давай смотреть правде в глаза. Ратуешь ты за то, чтобы поднимать белорусскую музыку, а выступать ездишь в Европу…

Я же говорю, еду туда набираться опыта. Генерировать идеи можно в любой стране мира, но все равно точка отсчета будет здесь, на родине. С нее все началось, и, если вы личность целостная, здесь все продолжится и закончится. Тем более что Беларусь в музыкальном плане - просто поле непаханое. Сегодня здесь фактически нет конкуренции. Посмотрите, сюда стремятся именитые иностранные исполнители, рассчитывая подзаработать. Не просто так! Мои знакомые из Европы, смотря на белорусский музыкальный рынок, говорят: «Вау! Это же просто идеальная страна для старта и развития». От нас, белорусских исполнителей, требуется только пахать так же, как заезжие «зорки», и все будет просто прекрасно.

- Откуда появился «Человек-баян»?

Помните, на телеканале ТНТ мелькала программа, в которой фигурировал супергерой «Человек-синяк»? Поначалу кажется, что это чистая «ржака», но, если задуматься, образ достаточно глубокий. В России с ее нынешними проблемами (как, кстати, и у нас) главная беда заключается в том, что все ждут прихода героев, способных изменить мир. Вот только себя в их роли никто не видит. Конечно, страшно ведь, задаешься вопросом: а чем я, собственно, особенный, чтобы вот так выделиться, заявить о себе? Но в итоге все завертится только тогда, когда героями начнут становиться те, кому уже нечего терять. Например, те же «синяки» - они ведь на самом деле могут. Каждый может. Остальные, смотря на «простых смертных», готовых к подвигам, наконец поймут, что герой есть в каждом из нас, каждый обладает суперспособностями. Я вот на баяне неплохо играю - так и получился «Человек-баян». Считайте, что это мой протест против скуки, безынициативности и лени. Вам сложно оторвать ж…у от стула? Тогда к вам идет «Человек-баян»!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Не угнаться в песне за Бояном!
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орел, над деревом парил.
Растекался мыслию по древу.
Жил он в громе дедовских побед,
Знал немало подвигов и схваток,
И на стаю лебедей чуть свет
Выпускал он соколов с десяток.

И, встречая в воздухе врага,
Начинали соколы расправу,
И взлетала лебедь в облака,
И трубила славу Ярославу...

Но не десять соколов пускал
Наш Боян, воспомнив дни былые,
Вещие персты он подымал
И на струны возлагал живые.
Вздрагивали струны, трепетали,
Сами князям славу рокотали.

Так воспевает безвестный автор «Слова о полку Игореве» легендарного песнопевца XI века Бояна.
Имя и характер певца связаны со словами «6ая(и)ть» - говорить, рассказывать, «байка» - сказка, «баюн» - говорун, сказочник, краснобай, «прибаутка» - шутка, «баюкать» - укачивать ребенка под песенку, «обаять» - обольстить, обворожить.
Старинное «обавник», «обаянник» - значит чародей, «бальство» - ворожба.
Точно так же эпитет «вещий» заключает в себе понятие предвидения, прорицания, сверхъестественного знания, волшебства и даже врачевания. Отсюда ясно, что Боян, называемый еще и «Велесовым внуком», все ведает, обо всем слагает песнопения - о богах, о богатырях, о русских князьях.
Возможно, что в основе слова «боян» вообще слово «бой». И тогда это синоним слову «воин». То есть этот Боян был не просто сказочник, но воспевал подвиги боевые, воинские.
Недаром с его имени начинается не просто сказание, но слово о походе Игоря на половцев, сказание о сражениях, подвигах, победах и поражениях.
Прародитель Бояна - звериный и «скотий» бог Белес, поэтому вещий певец умеет и слышать голоса птиц и зверей, а потом перелагать их на язык человеческий.
Струны его гуслей - живые, персты его - вещие. Боян один из немногих, кто умеет слышать пророчества птицы Гамаюн, кому навевает сладкие сны Алконост, кто не убоится смертоносных песнопений Сирина.
Между прочим, в старину у славян был еще божок по имени Бай или Баюн (это второе его имя отразилось в прозвище Кота-Баюна, который умеет усыплять человека песнями и сказками). Бай славился своей разговорчивостью - вернее, краснобайством. Ему служили сороки, вороны и прочие крикливые птицы.


Виктор Михайлович Васнецов.Гусляры

Нельзя определённо указать время появления гуслей у восточных славян. Предполагается, что прапредком гуслей был охотничий лук с натянутой тетивой, которая звучала, как струна.
Первое упоминание о присутствии гуслей на Руси относится к VI веку. К X веку, времени Владимира Красна Солнышка,ни один воскресный княжеский пир не обходился без игры гусляра.

Искусством игры на гуслях владели такие былинные герои, как Добрыня Никитич, Василий Буслаев, Садко, Ставр Годинович и его жена. Гусли изображались на иконах и фресках.

Более сложные шлемовидные гусли имели от 11 до 36 струн и были принадлежностью профессиональных музыкантов, певцов-сказителей.

Шлемовидные гусли были у Бояна, легендарного песнопевца из «Слова о полку Игореве», который «не десять соколов пускал на стадо лебедей, но свои вещие персты возлагал на струны живые».
Простые же, крыловидные, гусли - были во многих крестьянских домах, под них пели колыбельные, рассказывали сказки, плясали и водили хороводы. Родители делали детям игрушечные гусельки. Крыловидные гусли были четырёх-, пяти- и семиструнными.
В Новгороде было найдено много крыловидных гуслей XIII века.

В XVII-XVIII веках при дворе русских царей на вечерах и приемах пели и водили хороводы под гусли точно так же, как это делала молодежь в деревнях.
В.Ф. Трутовский, придворный гуслист при дворе Екатерины II первым издал сборник русских народных песен для исполнения в сопровождении столовидных гуслей, которые произошли от шлемовидных гуслей, заключённых в деревянный корпус, поставленный на ножки.


Ефим Честняков

В крестьянской среде, особенно на севере, развивалось былинное сказительство.
Известны две заонежские традиции исполнения былин, которые прослеживаются от XVIII века: первая идет от Ильи Елустафьева, вторая - от Конона Неклюдина.
Они обрели многочисленных последователей, в том числе и женщин, и обе дожили до наших дней. Сказители были очень популярны среди крестьян. Их приглашали целые волости и слушали, затаив дыхание. Былины исполнялись при пеших переходах, плаванье на лодках, за долгой ручной работой.


Рябушкин, Андрей Петрович.Слепой гусляр, поющий старинку. 1887


Олег Корсунов


Борис Ольшанский.Вещее предание

***

Славянская мифология

Боги