М метерлинк годы жизни. Биография мориса метерлинка

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Творчество Мориса Метерлинка (полное имя Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк)

1862, Гент, Бельгия -1949, Ницца

Морис Метерлинк - бельгийский драматург, прозаик, эссеист, автор философских трактатов. Писал только по-французски. Лауреат нобелевской премии по литературе за 1911 г. Один из первых символистов. Символизм в драме.

Юрист по образованию - изучал право в Гентском университете. Получив в 1885 г. диплом, едет в Париж для того, чтобы совершенствоваться в юриспруденции, но те полгода, которые он провел в Париже, были целиком отданы литературе. В Париже он знакомится со Стефаном Малларме и одним из основателей символизма Огюстом Вилье де Лиль-Аданом, посещает литературные кружки. По совету писателя-декадента Жориса Карла Гюисманса Метерлинк читает книгу фламандского мистика 14 века Яна ван Раусбрука «Украшение духовного брака» и в 1891 г. переводит ее на французский язык.

В конце прошлого века во французской литературной среде были в большой моде разного рода анкеты. В 1891 году, когда символизм справлял свой пятилетний юбилей, журналист Жюль Юре разыскал в знаменитом в то время кафе «Франсуа Первый», что располагалось на бульваре Сен-Мишель, Поля Верлена и задал ему вопросы о символизме. «Символизм? - удивился поэт. - Ничего о нем не знаю... Должно быть, немецкое слово, не так ли? Хотел бы я знать, что им можно выразить. Впрочем, мне плевать. Когда я страдаю, когда я наслаждаюсь или плачу, я твердо знаю: это - не символизм». Жюль Юре в анкете не прошел и мимо молодых бельгийских символистов, которые во многом задавали тон литературной жизни того времени. И одним из первых на его анкету ответил 29-летний Морис Метерлинк - к тому времени он уже был автором книги стихов «Теплицы» и нескольких пьес, сразу получивших известность, в том числе, «Принцесса Мален» и «Слепые». «Не думаю, чтобы символ мог сам по себе породить живое произведение, зато любое живое творение всегда символично. Образ может сбить меня с толку, но если он органичен и точен, то, значит, подчинен вселенскому закону строже, чем мой разум...» А в эссе «Исповедь поэта», отвечая на вопросы, заданные ему другим критиком, Эдмоном Пикаром, Метерлинк добавлял: «Я внимательно и все более и более сосредоточенно прислушиваюсь ко всем неясным голосам человеческой души... Я хотел бы изучить все, что не сформулировано в живом существе, все, что не имеет выражения ни в жизни, ни в смерти, все, что ищет отзвук в самом сердце...». Художественным воплощением этих задач стала драматургия Метерлинка, теоретическим - его натурфилософские произведения.

В 1889 г. выходит первая поэтическая книга Метерлинка «Теплицы », пронизанная настроениями декаданса: «желания, погребенные под пожинаемыми молчаниями», печаль, тоска, «оцепеневшая душа». В том же 1889 г. была опубликована пьеса Метерлинка - пьеса-сказка «Принцесса Мален », которая впоследствии принесла Метерлинку большой успех. Первая книга стихов и первая драма сначала не нашли своего читателя и не раскупались. В том же году в Гент приезжает глава французских символистов Стефан Малларме, ему был представлен Метерлинк, который вскоре после этой встречи посылает в Париж Малларме свою пьесу. Французские символисты высоко оценили пьесу, они нашли в ней созвучные философии символизма идеи и образы. Уже в 1890 г. Метерлинк становится знаменитым. Один из влиятельных критиков газеты «Фигаро» писал, что «Принцесса Мален» - это «самое гениальное произведение нашего времени, которое по силе своей необычности и наивности достойно сравнения с Шекспиром». Пьеса была создана по мотивам сказки братьев Гримм «Девушка Мален». Метерлинк изображает человека вне общества, показывает внутреннее движение личности, его человек и мир трагичны и раздвоены. Язык пьесы сложен, основу текста составляет подтекст. Судьба, Рок, которые подчиняют себе людей - основная тема драм Метерлинка. Он вводит особый тип героя - «предупрежденный». «Предупрежденные» - это, как правило, дети, старики, слепые, молодые девушки, потому что они интуитивно могут приблизиться к пониманию Судьбы, прозреть ее, ощутить ее присутствие в мире по тайным знакам.

Пьеса «Принцесса Мален» не была задумана для постановки на сцене. Но Метерлинк, уступив многочисленным просьбам, отдает ее в театр. Вдохновленный успехом, он оставляет юридическую карьеру и решает целиком посвятить себя литературе. В мае 1891 г. в Париже в театре «Искусство» состоялась премьера пьесы «Непрошеная» (1890). Метерлинк становится признанным автором, зачинателем нового направления в драматургии. В этой короткой драме практически нет действия - это т.н. «статический театр», или «театр молчания», «театр ожидания», к которому могут быть отнесены ранние драмы Метерлинка, в которых воспроизводится ожидание. «Непрошеная» - это первая драма Метерлинка о смерти, все действие пьесы проходит в комнате, где семья ждет доктора и сообщения о состоянии здоровья роженицы. Молодая женщина умирает, В следующей одноактной драме - «Слепые» (1890) - метафорой смерти является группа слепых, потерявшихся в темном лесу. Концепция мира и человека: остров, приют для слепых, умерший священник, который был их поводырем. Среди слепых оказался только один видящий - новорожденный ребенок, он кричит от страха, потому что провидит тайну будущего, которое внушает ему ужас. С помощью этих аллегорических образов Метерлинк представляет все человечество, утратившее смысл жизни и слепое в своем эгоизме.

Пьесы «Непрошеная», «Слепые», «Там, внутри» (1894), «Смерть Тентажиля» (1894), «Алладина и Паломид» (1894) сам Метерлинк относил к театру марионеток («театру кукол»). Смысл этого термина двойственный. К театру марионеток Метерлинк обращается потому, что, в отличие от живых актеров, куклы лучше могут представить человека вообще, воплотить символ, передать архетип его героев, тогда как любой актер внесет в свою игру слишком много личного. Вместе с тем герои Метерлинка действительно являются марионетками, потому что не они сами выбирают свой жизненный путь, но подчиняются Року - страшной непознаваемой силе, стоящей над человеком.

В 1891 г. написана пьеса «Семь принцесс » - сказка о принце, который должен разбудить от смертельного сна семь принцесс, принц спасает всех, кроме своей возлюбленной. Вскоре Метерлинк понимает, что законы «статичного театра» слишком жесткие и строгие, они не всегда могут раскрыть авторские идеи. В 1892 г. он пишет пятиактную драму «Пелеас и Мелисанда » - историю преступной страсти с трагическим финалом. В этой пьесе появляется конфликт и развивается сюжет, но развитие событий нарочито замедленно и воспринимается как трагичный сон. Внешнее действие замедлено внутренним, все внимание сосредоточено на скрытой сложной душевной жизни человека. Глубокие психологические характеристики героев все еще отсутствуют. Персонажи пьесы представляют собой как бы два типа - посвященные и люди, обладающие обыденным сознанием. В пьесе нет указания на конкретное историческое время, пространство также условно (замок, парк, подземелье, лес), тем самым действие в ней приобретает всеобщий, универсальный характер. Мир в пьесе двоится на мир познаваемый реальный и мир загадочный, страшный в своей непознаваемости. Как и в ранних пьесах, над всеми персонажами властвует Рок, и герои бессильны противопоставить что-либо злому Року. Позже Метерлинк начинает пересматривать свои позиции, его герои становятся способными противостоять Року. В 1896 г. была написана пьеса «Ариана и Синяя Борода » (подзаголовок «Тщетное освобождение»). Метерлинк снова создает пьесу на сюжет сказки, в данном случае сказки Шарля Перро. Как и прежде, в пьесе есть Тайна, но теперь она утратила свою трансцендентальную непознаваемую сущность. Ариана открывает ключом запретную дверь в подземелье и находит там ранее исчезнувших жен Синей Бороды. Метерлинк дает им имена героинь своих пьес: Селизетта, Мелисанда, Игрена, Алладина и др. Ариана освобождает всех из страшного подземелья, дает им возможность стать свободными, но они остаются сами во власти Синей Бороды. Вывод: причина несвободы в самом человеке, и только с помощью собственной смелости и активности человека может победить зло. В трактатах, написанных в то же время, Метерлинк приходит к выводу, что человек не только ничтожная часть непознаваемой вселенной, но и вместе с тем - уникальная личность. Такая позиция дает возможность Метерлинку сочетать универсальное и индивидуальное личное в изображении характера человека, его герои становятся более активными, потому что у них появляется надежда на успех.

Лучшая и самая популярная из пьес Метерлинка - «Синяя птица» (1908). В России она впервые была поставлена Станиславским в 1908 г. в Московском Художественном театре. В этой пьесе Метерлинк возвращается к символической сказочной манере своих произведений 1890-х г., в результате в пьесе появляются сказочная фантазия и иносказательность. К жанру сказки Метерлинк обращается потому, что сказка является глубочайшим и простейшим выражением коллективного сознания, взывает к человеческим чувствам. Во сне дети дровосека Тильтиль и Митиль отправляются с Душой Света на поиски Синей птицы. Они преодолевают множество трудностей и, вернувшись домой, видят в своем доме голубку, которая кажется их соседке настоящей Синей птицей. Синяя птица - это многозначный образ, отсылающий к «голубому цветку» Новалиса. В этой пьесе Синяя птица прежде всего символ свободного знания. Рассказ ободном из героев этой пьесы - Тильтиле - Метерлинк затем продолжает в пьесе-феерии «Обручение» (1918).

В 1911 г. Метерлинку была присуждена Нобелевская премия «за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией». Из-за болезни Метерлинк не мог присутствовать на торжественной церемонии, и награда была вручена бельгийскому послу в Швеции. Вскоре Метерлинку предложили стать членом Французской академии, но он отклонил это предложение, поскольку ради этого он должен был отказаться от бельгийского гражданства.

В предисловии к собранию своих драм Метерлинк писал:

Обрисовывая абсолютную и неисправимую слабость человека, мы ближе всего подойдем к последней и основополагающей правде нашего бытия, и, если хотя бы одному из персонажей, заброшенных в это враждебное ничто, удастся возвыситься до нескольких жестов тепла и нежности, до нескольких проникновенных слов хрупкой надежды, жалости и любви, значит, мы сделали то, что было в наших силах, когда пододвинули мир к границам того огромного и недвижного начала, которое парализует нас и уменьшает желание жить.

После 1918 г. театр Метерлинка меняет свой характер, сближаясь с неоромантическим или реалистическим. В последние годы жизни Метерлинк писал больше статей и философских трактатов, чем пьес. В общей сложности Метерлинк написал 23 философских трактата - от ранних эстетических осмыслений собственного творчества (книга «Сокровище смиренных», 1896) и работ, посвященных проблемам этики и познания (первая из них, «Мудрость и судьба», появилась в 1898 году), до последних теософских трудов «Перед Богом» (1937), «Великие врата» (1939), «Иной мир, или Звездные часы» (1942). В трактате «Смерть» (1913) поднимаются метафизические проблемы - склоняется к пантеизму. Наибольший интерес сегодня представляют те из них, что посвящены непосредственному изучению природы, и особенно те, что были написаны в «звездное» десятилетие творчества Метерлинка, в девятисотые годы, когда писались и самые знаменитые его пьесы, - натурфилософские эссе «Жизнь пчел» (1901), «Разум цветов» (1907), «Жизнь термитов» (1926). «Вначале он разрабатывал художественные возможности тайны, - замечает Борхес о Метерлинке, - потом захотел эти тайны раскрыть».

В исследовании мира живой природы основная область интересов Метерлинка - необычайное . Необычайны растения, пчелы, муравьи, термиты, пауки - каждому из этих видов живой природы он посвящает отдельную работу и в каждых из них видит вселенский разум. Он считает главной особенностью мира природы некий присущий всему этому миру разум, который в каждом отдельном виде может проявляться в зачаточном состоянии, но компенсируется общими усилиями в завоевании жизненного пространства, выживании и эволюции. Метерлинк пишет о цветах как о людях. Разницу между цветами и людьми он видит только в морали и нравственности людей, но вместе с тем человек может найти множество положительных примеров в любом проявлении природы: от признаков «осторожной, живой мысли», образцов отваги, чувствительности, «романтических вожделений» до средоточия «новейших наиболее плодотворных человеческих открытий». В результате Метерлинк приходит к основополагающим положениям натурфилософии: «Явившись на этой земле последними, мы только отыскиваем то, что уже до нас существовало, и, подобно изумленным детям, вторично проходим дорогу, которую жизнь уже свершила до нас». Для описания всех явлений природы Метерлинк использует словарь из социальной жизни человека. Это любовь и драма, счастье и смерть, находчивость, хитрость, предусмотрительность, эксплуатация, он прибегает к техническому словарю и говорит о живом организме как механизме или сочленениях механизмов. По мысли Метерлинка мир человека и мир растений не только не расторжимы - они тождественны. Он пишет: «Поистине можно сказать, что и у цветов мысли являются таким же образом, как и у нас. /.../ Для нас важно понять характер, устройство, приемы и, быть может, цель всеобщего разума, из которого вытекают все разумные акты, совершающиеся на нашей земле». Метерлинк постоянно обращает внимание на то, что по своей природе он прежде всего художник, а не исследователь, и метафора для него важнее точного научного метода. В «Жизни пчел» автор выступает не только как художник-исследователь, но и как историк вопроса, библиограф и практик. В «Жизни пчел», как и в «Разуме цветов», он постоянно сталкивает два мира - человека и природу, чтобы каждый раз снова вернуться к вопросам этики и нравственности, которые его волнуют больше всего. Изучение жизнедеятельности пчелиного роя приводит автора к достаточно пессимистическому с точки зрения свободы личности выводу: «Везде, где замечается прогресс, он является результатом все более и более полного принесения личного интереса в жертву общему». «Мы еще раз констатируем, - замечает он, - что гений принадлежит виду, всеобщей жизни или природе и что отдельная особь почти лишена разума. У одного только человека намечается соревнование между разумом вида и особи, стремление все более и более резкое и активное к какому-то равновесию, которое является великой тайной нашего будущего». В натурфилософских трактатах Метерлинк попытался ответить на вопросы своей юности, когда с таким энтузиазмом хотел изучить все то, что «не сформулировано» в живом существе.

В 1939 г., когда началась вторая мировая война, Метерлинк переехал в Португалию, но когда стало очевидным, что Португалия тоже может оказаться оккупированной, Метерлинк вместе с женой переезжает в США. В Америке он проживает всю войну и возвращается в Ниццу в свой особняк только в 1947 г. Умер в 1949 г. от сердечного приступа. При жизни он был убежденным атеистом, поэтому похоронен не по церковному обряду.

Морис Метерлинк краткая биография бельгийского писателя, драматурга изложена в этой статье.

Морис Метерлинк краткая биография

Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк родился в 29 августа 1862 г. в Генте, в зажиточной фламандской семье. Его отец был нотариусом, а мать – дочерью богатого юриста.

С 1874 по 1881 г. он посещал иезуитский колледж. Мальчик интересовался поэзией, литературой, однако родители настояли, чтобы он изучал право в Гентском университете. Получив в 1885 г. диплом, Морис едет в Париж для совершенствования в юриспруденции, однако те 6 месяцев, которые он провел в Париже, целиком были отданы литературе.

По возвращении в Гент Метерлинк работает юристом, продолжает заниматься литературой. В парижском ежемесячнике «Плеяда» печатается новелла М. «Убийство невинных» , а в 1889 г. он выпускает поэтический сборник «Теплицы» и пьесу-сказку «Принцесса Мален». После положительных отзывов он оставляет юридическую практику и посвящает себя литературе.

В 1894 г. писатель пишет три пьесы для марионеток: «Алладина и Паломид», «Там, внутри» и «Смерть Тентажиля». К театру кукол драматург обращается потому, что, в отличие от живых актеров, куклы могут сыграть символ.

В 1895 г. Морис встретил Жоржетту Леблан, актрису и певицу, которая стала его спутницей на 23 года. Она была его женой, секретарем и импресарио, оберегала его спокойствие. Также Жоржетта исполняла главные роли, в основном властных женщин, в пьесах драматурга.

В 1896 г. Метерлинк и Леблан переехали из Гента, где его пьесы стали предметом насмешек, в Париж.

«Синяя птица» — самая популярная пьеса Метерлинка, была впервые поставлена в 1908 г. Рассказ об одном из героев этой пьесы, Тильтиле, М. продолжает в пьесе-феерии «Обручение».

В 1911 г. Метерлинку была присуждена Нобелевская премия «за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией». Из-за болезни драматург не смог присутствовать на торжественной церемонии, и награда была вручена бельгийскому послу в Швеции Чарлзу Ваутерсу

Во время первой мировой войны писатель попытался записаться в бельгийскую гражданскую гвардию, но не попал в нее из-за возраста. Патриотическая деятельность драматурга состояла, таким образом, в чтении пропагандистских лекций в Европе и в США. В это время его отношения с Леблан испортились, и после войны они расстались. В 1919 г. Метерлинк женится на Рене Даон, актрисе, игравшей в «Синей птице». В последние годы жизни он писал больше статей, чем пьес; с 1927 по 1942 г. вышло 12 томов его сочинений.

Известный бельгийский писатель Метерлинк родился 29 августа 1862 года в обеспеченной семье в городе Генте. Его отец был профессиональным нотариусом, мать - дочерью юриста. Семейство будущего писателя пользовалось большим уважением среди жителей города.

Детские и юношеские годы

До того как Морису исполнилось 12 лет, родители организовывали для него Биография Мориса Метерлинка, по его собственному признанию, началась не в самых радужных тонах. В 1874 году для обучения мальчика послали в колледж иезуитов. Сам писатель называл это время одним из самых неприятных отрезков своей жизни.

Родители хотели, чтобы их сын пошел по стопам отца и тоже стал нотариусом. Однако ребенок совершенно не проявлял интереса ни к правоведению, ни к истории. Все, чем интересовался Морис Метерлинк, - книги и музыка.

В 1881 году юному Метерлинку все-таки пришлось подчиниться воле отца и он поступает на юридическое отделение Гентского университета. Но весь свой досуг подросток продолжает проводить среди книг. В 1885 году Метерлинк получает диплом об образовании. И снова под давлением родителей делает следующий шаг - уезжает в Париж для продолжения своего обучения в Сорбонне. Однако, как и прежде, все его свободное время оказывается посвященным литературе.

Противостояние с родителями

По возвращении в родной город Гент Метерлинк продолжает заниматься литературой наравне с юриспруденцией. Биография Мориса Метерлинка на данном этапе представляет собой борьбу между собственным призванием и желанием угодить родителям. Все свои произведения, написанные в это время, Метерлинк печатает во Франции - для того, чтобы о нем не стало известно в родном городе.

В 1889 году увидел свет первый сборник его стихов под названием «Теплицы». В этом же году, уже в Брюсселе, писатель издает пьесу «Принцесса Мален», попросив для этого у матери 250 франков. Сюжет этого произведения писатель позаимствовал из Однако он переделал обычную историю про злую королеву, убивающую своих детей, в драму о противостоянии главного персонажа и непреодолимой судьбы.

Первое издание

Поначалу события развивались по самому обычному сценарию - около десятка книг было раскуплено, еще несколько Метерлинк подарил друзьям и знакомым. Однако внезапно, 24 августа 1890 года, в парижском издании «Фигаро» выходит статья с замечанием критика Октава Мирбо о том, что «неизвестный писатель Морис Метерлинк создал самое гениальное произведение нашей эпохи».

Критик Мирбо пишет письмо Метерлинку, в котором убедительно просит его посвящать все свое свободное время литературному творчеству. Именно вмешательство Мирбо помогло писателю побороть сопротивление родителей. Теперь биография Мориса Метерлинка кардинально меняет свое направление.

Начало писательской карьеры

Он делает окончательный выбор. Его произведения начинают печататься в местной прессе и получают заслуженную похвалу критиков. Вдохновленный Метерлинк оставляет юриспруденцию навсегда. Теперь литература - это все, чем занят Морис Метерлинк. Пьесы его очень высоко оцениваются критиками, некоторые из них даже называют начинающего писателя новым Шекспиром.

Известно, что Метерлинк был очень склонен к использованию метафор и подтекстов в своих произведениях. Поэтому поначалу он пишет главным образом сказки и пьесы. Его герои общаются между собой краткими, однако очень емкими и многозначительными, фразами. Особенно у Мориса получается писать пьесы для марионеток - ведь, в отличие от живых актеров, через искусственную куклу гораздо проще передать символ и выразить подтекст.

Главные произведения

В 1895 году писатель впервые встречает девушку, ставшую для него и спутницей, и секретарем, и помощницей во всех делах - Жоржетту Леблан. А в 1896 году пара переезжает в столицу Франции - Париж. С этого времени Метерлинк пишет множество метафорических рассказов, которые входят в его сборники. Это «Сокровище смиренных», «Мудрость и судьба» и «Жизнь пчел». В последнем, к примеру, суетная человеческая жизнь сравнивается с жизнью пчел.

Одно из наиболее популярных произведений Метерлинка - «Синяя птица» - было поставлено Станиславским в Москве. Премьера произошла в 1908 году. Постановка имела большой успех на театральных сценах других столиц - Лондона, Парижа, Нью-Йорка. Впервые здесь узнают о том, что представляет собой мир, который создал Морис Метерлинк. Цитаты из его произведений звучат повсюду. Например, «Кто меня любит и кого люблю я, те всегда меня найдут…», «Видеть и не любить, значит, смотреть в темноту», «Не беспокойся. Они играют в то, что они счастливы…»

Особенности творчества писателя

Мир, где на первый план выходят аллегории и метафоры, является единственным в своем роде измерением, которое создал Морис Метерлинк. Интересные факты о его творчестве, например, описаны в книге «Великие писатели ХХ века». В качестве примера здесь приводится рассказ писателя «Слепые». Все его герои живут на острове, и среди них нет зрячих. Эти люди ожидают прихода неизвестного мессии - Спасителя. И видит его лишь один ребенок, оказавшийся зрячим.

Весь этот рассказ полон метафор. Остров означает человеческую жизнь, а окружающий его океан - неизвестность и смерть. Маяк на берегу острова символизирует науку. Зрячий ребенок является прообразом нового искусства. Это традиционная расшифровка одного из рассказов писателя. Однако, как полагается, символ может иметь множество значений.

Биография Мориса Метерлинка: последние годы

Из последних сочинений Метерлинка увидело свет очень мало произведений. Причиной тому послужило, возможно, творческое истощение писателя. Он начал повторять сам себя. В 1932 году королем Бельгии писатель удостаивается титула графа. В 1940 году писатель вместе с семьей эмигрирует в Штаты. В 1947 году он возвращается в Европу. Умер Метерлинк от сердечного приступа 6 мая 1949 года в Ницце.

Мори́с Полидо́р Мари́ Берна́р Метерли́нк (фр. Maurice (Mooris) Polydore Marie Bernard Maeterlinck; 29 августа 1862, Гент - 6 мая (по некоторым источникам - 5-го мая) 1949, Ницца) - бельгийский писатель, драматург и философ. Писал на французском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1911. Автор философской пьесы-притчи « », посвященной вечному поиску человеком непреходящего символа счастья и познания бытия - Синей птицы. Произведения Метерлинка отражают попытки души достичь понимания и любви.

Морис Метерлинк родился в Бельгии, в семье богатого нотариуса. Отец также был владельцем нескольких теплиц. Семья была франкоговорящей, поэтому Метерлинк позже написал большую часть своих произведений на французском языке. Многие из его первых произведений (в основном, юридические наработки) не сохранились, так как были уничтожены автором, сохранились лишь фрагменты.

В сентябре 1874 года родители отправили писателя учиться в Иезуитском коллеже. В этом коллеже почитали только работы писателей на религиозные темы, а чтение произведений французских писателей-романтиков воспрещалось. Именно это отношение развило в писателе осуждение католической церкви и религиозных организаций.

Во время учебы Метерлинк написал несколько стихов и рассказов, но его отец настоял на том, чтобы он занялся юридической карьерой.

Метерлинк стал популярен благодаря своим ранним пьесам, написанным между 1889 и 1894 гг. Герои этих пьес не имеют ограниченное понимание своей природы и мира, в котором они живут.

Как сторонник идей Шопенгауэра, Метерлинк считал, что человек бессилен против судьбы. Считал, что актеров можно легко заменить куклами-марионетками и даже написал такие пьесы, как «Там внутри» (1894) и «Смерть Тентажиля» (1894) для кукольного театра.

Таким образом, была сформулированная идея «статической драмы», в соответствии с которой задачей автора было создать что-то, что не выражало бы эмоций, но вместо них внешние причины человеческого поведения.

В философских эссе Метерлинк обращается к философии и эстетике символизма. В самых известных философских произведениях «Жизнь пчел» (1901), «Жизнь термитов» (1926) и «Жизнь муравьев» (1930) писатель пытался объяснить жизнь и деятельность человека через аналогии, взятые из наблюдений за природой. Ежен Маре, африканский поэт и исследователь обвинил автора в плагиате, из-за написанных автором двух последних эссе. После изменения тематики творчества его популярность упала во многих странах, но во Франции интерес до его творчества остался неизменным. В 1930 году Метерлинк купил замок в Ницце, а в 1932 году стал графом, по инициативе бельгийского короля Альберта I.

В 1940 Метерлинк бежал от германской оккупации в США, из-за проблем со здоровьем вернулся во Францию в 1947.

29 августа исполняется 150 лет со дня рождения Мориса Метерлинка, бельгийского драматурга, поэта, лауреата Нобелевской премии.

Бельгийский драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе Морис Метерлинк (Maurice Maeterlinck) родился 29 августа 1862 года в городе Генте (Бельгия), в зажиточной семье. Его отец был нотариусом, а мать - дочерью богатого юриста.

Метерлинк с детства интересовался поэзией, литературой, однако родители настояли, чтобы он изучал право в Гентском университете.
Окончив университет в 1885 году, Морис переехал в Париж для совершенствования в юриспруденции. В Париже Метерлинк познакомился с поэтами-символистами Стефаном Маларме (Stephane Mallarme) и Вилье де Лиль-Аданом (Villiers de l"Isle Adam), которые оказали на него сильное влияние. Под этим влиянием Метерлинк создал и напечатал свой первый труд - вольный перевод книги фламандского философа-мистика Яна ван Раусбрука "Украшение любовного брака".

"Синяя птица" завоевала популярность не только своей сказочной фантазией, но и иносказательностью. Рассказ об одном из героев этой пьесы, Тильтиле, Метерлинк продолжил в пьесе-феерии "Обручение" (1918).

В 1911 году Морису Метерлинку была присуждена Нобелевская премия "за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией".

В последующие годы Метерлинк писал больше статей, чем пьес; с 1927 года по 1942 год вышло 12 томов его сочинений, наиболее известным из которых является "Жизнь термитов" (1926) - иносказательное осуждение коммунизма и тоталитаризма. Другие философские трактаты этого периода вошли в сборники "Жизнь пространства" (1928), "Большая феерия" (1929) и "Великий закон" (1933).

B 1939 году, когда нацистская Германия угрожала Европе, Морис переехал в Португалию, а затем в Соединенные Штаты, где он прожил всю войну и вернулся во Францию в 1947 году.

Помимо Нобелевской премии, Метерлинк был награжден бельгийским Большим крестом ордена Леопольда (1920) и португальским орденом Меча святого Якова (1939). В 1932 году король Бельгии пожаловал драматургу титул графа.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников